«Дружба – это большая ценность. Сочинение “Ценность дружбы” Особенности детской и юношеской дружбы

Быть хорошим другом – это искусство. Если вы не можете сказать о себе, что вы – счастливы, в вашей жизни мало или вообще нет людей, которых вы можете назвать настоящими друзьями, то, возможно, это потому, что вы сами не очень умеете дружить.

Наличие друзей, т.е. тех, на которых можно рассчитывать, которые близки вам духу, с кем у вас - общие интересы, возможно, общие цели, - всегда придает человеку уверенности. Так же, как и осознание того, что есть люди, которые считают другом или подругой вас.

Можно ли научиться дружить?

Как говорила секретарша Верочка в известном фильме: «В принципе, и зайца можно научить курить. Нет ничего невозможного для человека с интеллектом». Хотя, в случае дружбы, нужен скорее не интеллект, а способность сопереживать, видеть в людях хорошее, желание делиться собой, принятие, любовь.

Если вы чувствуете, что не счастливы , хотя, возможно, в вашей жизни нет каких-то явных причин для этого, то задумайтесь о том, что, возможно, вам не хватает друзей и общения с родственными душами. Либо это общение слишком ограничено. Не исключено, что такое положение возникло из-за каких-то ваших личностных особенностей: черт характера, отношения к себе или к людям, вашей занятости или неправильных убеждений относительно дружбы и способности дружить.

Сколько может быть настоящих друзей?

Возможно, вы часто слышали такое высказывание, что настоящих друзей не может быть много:1-2 человека, остальные – знакомые или товарищи.

Может быть, в этом и есть доля истины, поскольку встретить в жизни людей, которым вы сможете доверять почти как себе и также принимать их доверие, с которыми у вас много общих интересов, взглядов на какие-то важные для вас вещи, не менее сложно, чем найти настоящую любовь - человека, которого можно назвать своей второй половинкой, с которым вы будете счастливы.

Однако, значит ли это, что надо как-то искусственно ограничивать круг людей, с кем вы можете близко общаться или надо делить свое окружение на «настоящих» и «ненастоящих»? Что не надо создавать новых друзей в конце концов, с которыми вы можете быть просто счастливы от совместного время препровождения и общения?

Очевидно, что делать это – глупо. Конечно, круг общения, для того, чтобы вы всегда чувствовали себя в нем комфортно, должен складываться, по качественным характеристикам: взаимная симпатия, общие интересы, уважение, ценность конкретных личностных качеств человека для вас. Но, если таких людей, общение с которыми для вас является качественным с точки зрения эмоций и энергии, получаемых взаимно друг от друга, – много в вашем окружении, то что же в этом плохого? Это дает уверенность, и значительно увеличивает ваши возможности в жизни ! Если тех, кто хочет с вами дружить или просто общаться – много, вы можете быть счастливы уже от этого, ведь это значит, что в вас есть нечто ценное, люди к вам тянутся и вы им нужны.

Будьте внимательны

Конечно, стоит свое окружение «фильтровать», т.к. люди в нем могут появиться с разными целями. Они могут пытаться использовать вас и быть в этом вполне успешными. Но исключить таких людей из круга своего общения вы сможете, если будете достаточно внимательны к тем, с кем общаетесь, не будете бояться отказать в чем-либо и проявлять свою уверенность в праве делать это; не будете доверять малознакомым людям, вызывающим у вас симпатию, свои какие-то личные переживания, другую информацию, которые можно использовать против вас. Т.е. здесь уже надо включать интеллект и понимать, что дружить и доверять – это не значит сообщать свой номер счета в банке или делиться семейными секретами.

Ценность

Друзей у человека может быть столько, сколько он сам способен их создать, а друзьями могут называться все люди, которых вы сами таковыми считаете, и общаясь с которыми, вы чувствуете тепло в своей душе, а также что, что вы счастливы от того, что эти люди в вашей жизни есть.

Ценность дружбы в том, что она дает нам уверенность, что мы нужны другим,- не потому, что у они от нас в чем-то зависят или мы связаны какими-то обязательствами, а просто потому, что мы именно такие и интересны сами по себе.

Иногда человек остается без семьи, без любви, без работы. Именно те, кого вы можете назвать друзьями, смогут вас поддержать и дать возможность почувствовать себя нужным.

Больше интересных статей на сайте "Мир на 360 градусов: как изменить свою жизнь "

Классный час

«

Выполнила:

Учитель ГБОУ СОШ №3

Шулина Оксана Владимировна

Севастополь

2018

Дружба как ценность.

Какой я друг?

Подготовила:

Учитель ГБОУ СОШ №3

с углубленным изучением английского языка

им. Александра Невского г. Севастополя

Шулина Оксана Владимировна

Пояснительная записка

Хорошие верные друзья нужны любому человеку. Первые настоящие друзья обычно появляются еще со школьной скамьи. И именно школьная дружба является иногда самой крепкой и продолжается долгие годы.

Классный час: « Дружба как ценность. Какой я друг?»

Предназначен для учащихся 8 - 10 классов.

Проводится с целью:

Формирования понятий «друг», «дружба, как ценность»;

Развития умения воспитанников рассуждать, аргументировать свою точку зрения;

Воспитания терпимости, дружелюбия, товарищества и верности дружбе.

Поможет учителю в дружеской обстановке поговорить с учениками о дружбе и взаимопонимании, лучше узнать о друзьях учащихся.

Необходимо заранее подготовить ребят, которые хорошо читают стихи, чтобы они выучили наизусть предложенные отрывки.

Классный час «Дружба как ценность. Какой я друг?»

Цели:

- формирование понятий «друг», «дружба, как ценность»;

Развитие умения учащихся рассуждать, аргументировать свою точку зрения;

Воспитание терпимости, дружелюбия, товарищества и верности дружбе.

Задачи:

Помочь учащимся стать нравственно совершеннее, чище.

Научить их принимать правильные решения, не бояться делать свой выбор. Дать понимание ответственности за сделанный выбор. Раскрыть причинно-следственные связи поступков.

Создание условий для эмоционального восприятия значимости дружбы в жизни каждого человека.

Формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни.

Развитие представлений учащихся о дружбе и взаимовыручке, воспитание стремления совершать добрые дела. Развитие речи учащихся, умения составлять высказывания и аргументировать свою точку зрения.

Воспитание взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Ход классного часа

I. Организация класса

Эмоциональный настрой

Учитель : - Наш классный час называется «Дружба как ценность. Какой я друг?»

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, подарим друг другу частичку своего тепла.

II . Сообщение темы и целей занятия

Введение в тему

Дружба - это дар нам свыше,

Дружба - это свет в окне;

Друг всегда тебя услышит,

Он не бросит и в беде.

(«Дружба-это дар» Юлия Белоусова)

Сегодня мы поговорим об умении дружить. Постараемся ответить на волнующие вас вопросы.

Эпиграфом нашего занятия может послужить следующее стихотворение

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде.

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь - он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Шекспир

III . Основная часть

1. Подумай :

1. Попробуй дать свое определение дружбе.

2. Каковы критерии дружбы?

3. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

4. Можно ли научиться умению дружить?

5. Может ли быть настоящая дружба между взрослым и подростком? Между девушкой и юношей?

6. Есть две точки зрения:

- «друзей должно быть много», «не имей сто рублей, а имей сто друзей» и

- «друзей должно быть мало, но настоящих».

Какую точку зрения ты разделяешь? Объясни, почему.

2. Работа над понятием «дружба».

А что, по-вашему, такое «дружба», «друг», «подружиться»?

Какой смысл Вы вкладываете в эти слова? Можете ли Вы дать чёткое определение этим понятиям?

(Ответы детей)

В толковом словаре даётся такое определение понятию «дружба»:

Дружба - это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». (Толковый словарь Ожегова).

Дружба - это глубокая связь между людьми, которая предполагает «не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность,… любовь». (Энциклопедия «Кругосвет»).

Значит, друг - это тот, кому можно доверять и с кем вам интересно быть вместе.

Ученик1:

ДРУЖБА - ЭТО ДАР

Дружба - это дар нам свыше,

Дружба - это свет в окне;

Друг всегда тебя услышит,

Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано

Знать, что дружба есть на свете,

Что с друзьями жить легко,

Веселее с ними вместе.

Кто без друга прошагал

По дороге жизни этой,

Тот не жил - существовал.

Дружба - это мир планеты.

(Юлия Белоусова)

3. Понятие «настоящий друг»

Какие высказывания тебе больше всего понравились и почему?

Из мудрых мыслей:

Такого друга заведи,

Чтоб в левой стороне груди

Хранил бы верность этот человек,

Став правою рукой твоей навек.

Гамзат Цадаса

Дружба - это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и, прежде всего, в самом себе добро.

В.А. Сухомлинский

Умереть за друга при каких-нибудь исключительных обстоятельствах менее возвышенно, чем ежедневно и втайне жертвовать собой ради него.

Стендаль

Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

Л.Н. Толстой

Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею.

К. Маркс

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.

Сократ

Себялюбие - яд для дружбы.

О. Бальзак

Из размышлений сверстников по поводу афоризмов:

1. «Дружба возможна только между честными людьми». Цицерон

Я тоже считаю, что дружба возможна между честными людьми. Потому что если друг соврал мне, то мне кажется - это не настоящий друг. Если он соврал один раз, то соврёт и ещё. По этому поводу есть хорошее высказывание: «Если человек сказал букву А, то он обязательно скажет букву Б ». А мне кажется, что человек, который соврал своему другу, может предать тебя в трудную минуту. Значит, «Дружба возможна только между честными людьми».

(Лакова Н.).

2. «Упрекай друга наедине, хвали публично». Солон (древнегреческий мыслитель).

Я не совсем согласна. Нельзя делать такое категорическое разделение: упрекай наедине, хвали публично. В какой-то степени это верно. Я не буду говорить своему другу при всех то, что всем слышать необязательно. Но много из того, что я могу сказать своему другу публично, я не могу сказать наедине...

(Шипилова).

3. «Друг всем - ничей друг». Аристотель

Люди, которые имеют очень много друзей, как правильно, не имеют одного хорошего друга. Верных друзей не должно быть много, так как лучший друг - само по себе звучит об одном человеке. (Мищенко М.).

4. «Кто мне скажет правду обо мне, если не друг. А слышать о себе правду от другого необходимо». В.Г. Белинский

Мой друг знает меня продолжительное время, и поэтому только он может сказать мне правду о том, какой я есть на самом деле. Он единственный может указать на все плохие черты моего характера. В отличие от друга посторонний (случайный) человек такого сказать мне не может, а если он и попытается это сделать, то приукрасит для этого, чтобы не обидеть. Я считаю, что правду лучше выслушивать из уст своего друга. (Ткаченко Н.)

Немного поэзии:

Берегите друзей Р.Гамзатов

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился -

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его - вини дорогу

И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

4. Определение - «Законы дружбы»

Всё в мире существует по правилам и законам. Есть законы и для дружбы:

Искренность, открытость.

Сочувствие.

Умение выслушать.

Интерес к делам и переживаниям другого.

Готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту.

Готовность прощать.

Умение признавать свои ошибки.

Умение принимать советы.

Умение хранить секреты.

Из науки - Этики.

Д р у ж б а - это устойчивая личная привязанность между людьми, возникшая на основе единства взглядов, интересов и целей - выдержавшая проверку временем. В отличие от товарищества дружба предполагает не только единство целей деятельности, но и обязательную взаимную привязанность, потребность в сближении, в общении и самоотдаче (вплоть до жертвы, в том числе и собственной жизни).

Учитель: - Какие из пословиц вам известны? Прокомментируйте.

Пословицы и поговорки:

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2. Один враг - много, сто друзей - мало.

3. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

4. Нет друга - ищи, а нашел - береги.

5. Друзья познаются в беде.

6. Не бросай друга в несчастье.

7. Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

8. Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года.

9. Над другом посмеешься - над собой поплачешь.

10. Сам погибай, а друга выручай.

5. Твой практикум:

1. Попробуй составить по высказываниям великих людей о дружбе кодекс чести друзей. Например:

Первое условие для сближения - искренность.

М.М.Пришвин.

Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга всё, что могут.

В.Г.Белинский.

Друг должен принимать на себя часть огорчения друга.

Э.Роттердамский .

Друг тот, кто всякий раз, когда ты в нём нуждаешься, об этом догадывается.

Э.Роттердамский.

Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.

Из двух друзей один раб другого, хотя часто один из них об этом себе не признается.

М.Ю.Лермонтов.

Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.

Вольтер.

Не раб ли ты? Тогда ты не можешь быть другом. Не тиран ли ты? Тогда ты не можешь иметь друзей.

Ф.Ницше.

6. Тест «Скажи мне - кто твой друг …»

Отметьте в каждом вопросе один из вариантов ответа.

1. Вспомните вашего лучшего друга.

Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нём (ней) больше всего:

А - надёжность (он(она)никогда вас не подведёт);

Б - солидарность (он(она)всегда будет только на вашей стороне);

В - чуткость (он(она)всегда знает о вашем настроении, прежде чем вы о нём поведаете);

Г - верность (он(она)) всегда с вами, что бы вы ни сделали);

Д - совместимость (вам хорошо в его(её)компании).

2. Если друг пришёл к вам поздно вечером в слезах, что вы сделаете?

А - угостите кофе (чаем, какао и т.д.) и успокоите его;

Б - не откроете дверь, изобразив, что вас нет дома;

В - сделаете вид, будто вам сейчас надо уходить.

Г - пригласите его (её) войти, но предупредите, что вам рано утром вставать.

Д - извинитесь, что не можете его (её) впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра.

3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, и в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?

А - предложите второму другу присоединиться к беседе;

Б - объясните первому другу, что вас сейчас ждут в ином месте.

В - объясните второму другу, что заняты проблемами первого.

Г - оставите их вдвоём, чтобы они поддерживали друг друга;

Д - начнёте отвергать все просьбы с которыми к вам обращаются.

4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет жизни?

А - ни одного;

Б - один;

В - двое;

Г - трое;

Д - четверо (и больше).

5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?

А - все;

Б - почти все;

В - не все;

Г - немногие;

Д - двое или никто.

6. Если друг хочет одолжить у вас новый костюм, прежде чем вы его успели хоть раз надеть, что вы сделаете?

А - согласитесь без всяких задних мыслей.

Б - согласитесь, но не охотно.

В - согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;

Г - скажете, что вы сами собирались сегодня его надеть;

Д - признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-нибудь взамен.

7. Если друг, которого вы пригласили на ужин, сообщает вам, что он (она) на диете, что вы сделаете?

А - скажете, что хоть разок можно съесть то, что хочется;

Б - то же, но затем обидитесь, если он (она) начнёт требовать диетические блюда;

В - спросите, хочет ли он (она), чтобы вы приготовили специальное блюдо;

Г - сделаете диетическое блюдо, не спрашивая;

Д - предложите специальное меню так, чтобы оно подошло его (её) диете, а также всем остальным;

8. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:

А - наотрез откажетесь;

Б - откажетесь брать на себя обязательство, пока не узнаете всех обстоятельств;

В - откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;

Г - предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;

Д - согласитесь, но скажете, что не любите такие дела, в первый и последний раз.

9. Если вам кажется, что друг испытывает материальные затруднения, что вы сделаете?

А - попытаетесь намёками выяснить, правы ли вы в своих догадках;

Б - сделаете то же, но затем постараетесь выяснить причину;

В - спросите, не нужна ли помощь;

Г - дадите предусмотрительный совет;

Д - отнесётесь к этому как к вопросу, который вас не касается, если он (она) не упомянет сам (сама).

10. Ваша догадка была правильна, и в конце концов к вам обращаются с просьбой одолжить сколько-то денег. Что получит он (она)?

А - деньги наличными;

Б - деньги наличными плюс сочувствие;

В - деньги наличными плюс нравоучения;

Г - только нравоучения;

Д - отговорки по поводу невозможности помочь.

11. Какое из следующих животных наиболее вам симпатично?

А - панда (пушистый экзотических зверёк);

Б - кошка;

В - собака;

Г - обезьяна;

Д - слон.

12. Ваши друзья:

А - люди примерно одного типа и обращения с друзьями, но отличаются от вас;

Б - все похожи друг на друга и одинаково относятся ко мне;

В - разные - некоторые хорошо обращаются, а некоторые - подводят.

13 . Вы считаете коллег, с которыми работаете:

А - настоящими друзьями;

Б - друзьями на время, пока вы на этой работе;

В - можете быть друзьями, а может быть и нет - в зависимости от конкретной личности;

Г - вы редко заводите дружбу с коллегами;

Д - никогда не заводите дружбу с ними.

14. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть другом?

А - внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;

Б - избавлять от одиночества;

Подсчитайте баллы:

А Б В Г Д

1 10 5 15 0 20

2 20 0 5 15 10

3 15 10 10 5 0

4 0 5 10 15 20

5 15 20 10 5 0

6 20 10 10 0 15

7 5 0 10 15 20

8 15 10 0 5 0

9 10 5 15 0 20

10 15 20 10 0 5

11 5 0 10 20 15

12 0 5 10 - -

13 0 10 20 15 5

14 10 15 20 0 5

15 15 5 0 10 20

Обработка результатов:

От 0 до 70 баллов.

Вы уверены в способности быть наилучшим из друзей - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что настоящих друзей у вас не очень много. Скорее узкий круг почитателей, зависимых от вас или нуждающихся в покровительстве сильного человека. Вас согревает их уважение. Но вы гораздо больше берёте, чем даёте им. Вы обращаете мало внимания на их просьбы и ожидания и готовы, если дружба становится обременительной, завести новую.

От 75 до 140 баллов.

Ваши друзья не так уж плохи. Но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представьте себя «в их шкуре». Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Никто не требует самопожертвования, но имеет смысл проверить, не отражается ли скупость участия в судьбе друзей на чём-то более важном, что не полностью вмещается в ограниченную логику «здравого» своекорыстного рассудка.

От 145 до 215 баллов.

Вы самый лучший из возможный друзей - внимательный, великодушный, верный, полный сочувствия, но не рабски преданного. Ваши друзья знают, что на вас всегда можно положиться и вы готовы уделить время тому, чтобы попытаться их понять. Вам по душе идея взаимопомощи, которая позволяет строить испытанные временем дружеские отношения, напоминающие улицу с двусторонним движением. Подумайте, всегда ли вы в семье на той же высоте? Если нет, то что это за «экономия» душевных сил? Может быть, вы считаете дверь родного дома кулисами, за которыми надо готовиться к выходу на сцену дружеского общениями?

От 220 до 280 баллов.

Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь. Вы хороший, настоящий друг. Но в вашей дружбе не хватает взаимной поддержки. Вы заходите слишком далеко, удовлетворяя нужды и просьбы других, ибо хотите им нравиться, но часто сами от этого испытываете горечь и неудовлетворённость в общении.

Вы легки на подъём. Попытайтесь понравиться самому (ой) себе и осмельтесь хоть раз отказать кому-нибудь в просьбе! Если не хватает любви к себе, то подумайте о членах своей семьи. В тот момент, когда вы готовы забыть об их существовании и броситься помогать тому, кто и сам прекрасно справится со своими проблемами и даже с удовольствием извлечёт дополнительную пользу для своего духовного роста (в преодолении закоренелого эгоизма и стремления эксплуатировать других), ваши близкие могут нуждаться в вашей поддержке и внимании, во всяком случае, больше их ожидать. Таким образом, вы можете лишиться нескольких приятелей, но зато окрепнет ваша дружба с теми, кто способен на неё, и улучшатся взаимоотношения в семье.

IV . Итог

Учитель:

Потерять друга легко, а найти сложно. Вы знаете, что некоторые люди не находят друзей за всю жизнь. Им живётся очень сложно и одиноко. Но чтобы иметь много друзей, надо самому быть общительным, чутким, отзывчивым, преданным, добрым и хорошим другом. А когда у вас будет много друзей, вы не будете одиноки.

Рефлексия: (закончить предложение)

Сегодня я..

Я запомнил..

Мне понравилось…

Прочитай об этом:

Кон И.С. Дружба, М., 1980.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1992

Учитель:

Закончить сегодняшний классный час я хочу стихотворением С.Я.Маршака «Пожелания друзьям»:

Пожелания друзьям

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути —

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

Литература:

Кон И.С. Дружба, М., 1980.

Расул Гамзатов. Берегите друзей. Изд. ИД Эпоха. 2006.

С. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Изд. АЗЪ. 1995.

Иванов В.Г. Этика. Краткий курс. Изд. Питер. 2006.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1992.

Куропатов Г.В. 200 народных пословиц и поговорок. Белгород, 2015. Книжный клуб.

Под ред. Фоминой Н.Е. Афоризмы. Мир под микроскопом. Изд. ФОЛИО. 2008.

Материалы сайтов в Интернете:

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели-классики. Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». У Ильи Ильича - главного героя этого произведения - есть лучший друг Андрей Штольц - деятель­ный, инициативный, успешный, трудолюбивый человек, умеющий самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы. Сам же Обломов ленив и не приспосо­блен к жизни, что и послужило причиной обнищания его имения. Как истинный друг, Штольц помогает Обломову в трудную минуту: с готовностью берёт на себя приведение в порядок его финансовых дел. А после смерти Ильи Ильича занима­ется воспитанием его сына. Таким образом, этот литературный пример показыва­ет: истинная дружба подразумевают доверие и бескорыстную самоотдачу, поэтому является одной из важнейших человеческих ценностей. Не случайно Аристотель говорил: «Друг - это одна душа, живущая в двух телах».

Проблема ценности дружбы затрагивается и в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» . В этом произведении показано, каким положительным изменениям за время дружеского общения с детьми подземелья подвергся характер главного героя

Мальчика Васи. Сын судьи научился проявлять терпение, смягчать чужую боль, сострадать, отвечать за свои поступки.

Жалея Марусю, нищую, слабенькую и болезненную девочку, Вася всегда ста­рался её чем-то порадовать. Он сам недоедал и приносил сестре Валека специально сбережённые для неё с обеда лакомства, а также яблоки из своего сада. Вася был счастлив, когда Маруся радовалась его подаркам. Так, благодаря дружбе с этой де­вочкой в характере мальчика появилось сострадание и умение смягчать чужое горе. По ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда он думал о сером кам­не подземелья, который постепенно забирает у Маруси жизнь.

Поэтому, приходя в гости к друзьям, Вася каждый раз развлекал Марусю, рас­сказывая ей сказки. При появлении сына судьи девочка «хлопала в ладони, а глаза её блестели искренним интересом».

Заметив, что его маленькая подруга не может быстро бегать во время игр, Вася начинал двигаться медленнее. Когда та уставала, он приносил ей цветы и терпеливо сидел рядом, наблюдая, как Маруся их перебирает. Так Вася научился проявлять терпение.


Чтобы порадовать умирающую девочку, сын судьи принёс из дома красивую ку­клу, которую на время попросил у сестры. Маруся очень обрадовалась этому по­дарку: таких игрушек у неё никогда не было. «Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водить за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлёпая по полу слабыми ножками» . Девочка ни за что не хотела расставаться с куклой. Даже перед смертью, теряя сознание, она крепко держала её в руках.

Вася чувствовал себя нужным детям подземелья и был счастлив, что хоть как-то мог скрасить их безрадостное, нищенское существование. Не видеть друзей стало для него самым большим лишением. Всё тепло своей души он отдавал Валеку и Марусе.

Дружба с детьми подземелья помогла Васе наладить взаимоотношения с отцом, по-новому посмотреть на него. Валек убедил друга в том, что его отец - честный человек. Вася стал им гордиться.

Так на примере поступков своего героя В.Г. Короленко показывает: дружба пред­полагает самоотдачу каждого из нас в отношениях с друзьями и в этом состоит её ценность.

Мысль о важности дружбы в жизни человека звучит и в романе Ремарка «Три товарища». Отто Кестер без колебаний принимает решение продать автомастер­скую и свой любовно собранный гоночный автомобиль, чтобы заплатить за лечение возлюбленной своего друга, у которой обнаруживается серьезная болезнь. Так на примере самоотверженного поступка своего героя Ремарк показывает: настоящий друг - тот, кто искренне сопереживает беде товарища, кто в любое время дня и ночи способен бросить всё и мчаться ему на помощь, кто, не раздумывая, может отдать самое дорогое, что есть у него, если нужно помочь друзьям. Именно в этом, по мыс­ли писателя, и состоит ценность дружбы.

Итак, приведённые литературные примеры позволяют сделать вывод о том, что настоящий друг в трудную минуту всегда придёт на помощь. Это заставляет нас с уважением относиться к друзьям и ценить дружбу с ними.


Ярким примером может выступать роман-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого, где на примере взаимоотношений Болконского и Безухова писатель доказывает существование истинной и преданной дружбы. Андрей Болконский, желанный гость в светском обществе. Он умён, с безупречными манерами и холодной вежливостью. Пьер же добр, искренен, бескорыстен, что отличает его от людей высшего света, где много лицемерия и фальши, где нет места душевной открытости и красоте. Оба героя далеки от расчетливого дворянского общества. Несмотря на всю простоту, Пьер весьма мудр и разумен, что сближает его с князем Болконским. Несмотря на жизненные трудности, Андрей и Пьер всё же продолжают верить в добро и справедливость. Они глубоко уважают друг друга, поддерживают в минуты душевного кризиса. Пьер разделил печаль и тоску Болконского после смерти жены и разочарования его в «своем Тулоне».

А князь Андрей во всем доверяет своему другу. Так, он, уезжая на войну, говорит Наташе, чтобы она обращалась за помощью только к Пьеру. Именно друг дает совет отчаявшемуся Андрею: «надо жить, надо любить, надо верить». При различии характеров и темпераментов мы видим интеллекту¬альную общность этих людей, их целеустремленность и настойчивость в достижении поставленных целей, а также верность и искренность в дружеских отношениях.

Обновлено: 2017-05-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Творческая работа на тему:

В чем заключается дружба подростков.

Выполнила:

Ученица 11 кл

ООШ I-III ст.

С. Терновая

Скрыпник Надежда


Храните, о, друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой,

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде-да, неправде-нет,

В несчастье гордое терпенье,

И в счастье-всем равно привет!

Вряд ли найдется человек, который не задумывался бы о сущности дружбы.

Что такое дружба с точки зрения психологии? Все ее житейские определения суть метафоры, каждая из которых высвечивает кокой-то один ракурс проблемы. «Друг-товарищ» подразумевает наличие совместной деятельности и общих интересов. «Друг-сострадальник» олицетворяет эмоциональное сопереживание. «Друг-собеседник» высвечивает коммуникативную сторону дружбы, самораскрытие и взаимопонимание.

Люди всех времен и народов почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью. «Если найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, превозмогающего все невзгоды,­­ ­- иди с ним, радостный и вдумчивый. Если не найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого,- иди один, как царь, отказавшийся от завоеванного царства…» - учит Дхаммапада, собрание религиозно-этических изречений раннего буддизма (III- I вв. до н. э.)

Своеобразный итог древнегреческой философии дружбы подвел Аристотель, который дал в «Никомаховой этике» первый цельный очерк теории дружбы как самостоятельного нравственного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей. Дружба по Аристотелю, величайшая социальная и личная ценность, «самое необходимое для жизни. Действительно, никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага». Дружба, основанная на соображениях пользы не может быть ни истинной, ни прочной. Эта дружба постольку поскольку, ибо не тем, что он именно таков, каков есть, вызывает дружбу к себе тот, к кому ее питают, но в одном случае тем, что он доставляет какое-нибудь благо, и в другом – из-за удовольствия. Конечно, такие дружбы легко расторгаются, так как стороны не постоянны (в расположении друг к другу).

Совершенная же дружба бескорыстна и не знает разграничения. Соображения пользы, удовольствия, взаимопомощи, не имеют в такой дружбе решающего значения, потому что отношение к другу в принципе не отличается от отношения к самому себе. «Все проявления дружбы из отношения к самому себе распространяются на отношение к другим. И все поговорки в этом согласны, например: «душа в душу», и «у друзей все общее», и «уравненность – это дружность», и «своя рубашка ближе к телу…»

Друг – наше второе Я. Ближе друга у человека никого нет, поэтому, считает Аристотель, количество друзей имеет пределы. В понимании Аристотеля, дружба уже не является ни традиционным социальным институтом, ни разновидностью расчетливого товарищества, ни проявлением влечения, ни абстрактной добродетелью, а самостоятельным высокоиндивидуализированным межличностным отношением.

Еще Аристотель писал, что «дружба-это самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все блага». И действительно, трудно человеку в жизни, если он один, если нет рядом верного друга. Как же его найти, того, единственного, настоящего? Как узнать его?

Многие, кажется, вообще перестали понимать, что такое дружба и кто твой друг. Часто дети говорят: «Мы дружим: вместе идем в школу, вместе возвращаемся домой». И это все? Неужели это и есть дружба? Неужели этих двоих можно считать друзьями? Думаю, нет. Им просто по пути. Или вот такой пример. Дал списать контрольную - друг. Не дал – не друг. Поступки, продиктованные корыстью, - это поступки не друга, а ищущего выгоду человека.

Мы часто слышим в своей жизни, что настоящий друг познается в беде. Но неужели, чтобы найти друга, или убедиться в том, что он «настоящий», нужно обязательно попасть в беду? Наверное, не только в беде познаются друзья. Тут я согласна с мудрецом, который говорил, что истинный друг не только тот, кто поможет тебе в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты твоей жизни. Настоящий друг-это тот, на кого ты можешь положиться, как на самого себя, тот, с кем тебя объединяют общие дела и интересы. А вместе преодоленные трудности, безусловно, добавляют доверия. Станешь ли ты открывать свое сердце всем своим знакомым, какими бы хорошими людьми они ни были? Нет, наверное. Поэтому и говорим мы про единственного друга, которому можно довериться и в беде и в радости. Дружба проверяется испытаниями (как в песне В.Высоцкого):

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, атак…

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош,-

Парня в горы тяни - рискни,

Не бросай одного его!

Пусть он в связке одной с тобой-

Там поймешь, кто такой.

Вот именно: в одной связке, на всю жизнь. Тогда это друг. А про беду говорят, наверное, потому, что в критических ситуациях острее и четче понимаешь, на что способен человек. Но не менее важно и умение разделить радость, не поддаться зависти, а то и просто суметь помолчать.

Настоящий друг – это тот, который сам и неожиданно появляется в самые сложные моменты жизни, тот, кого не нужно просить о помощи, - он сам тебе ее предложит. Настоящий друг- это тот, кто, достигнув определенных высот, останется твоим другом.

Иметь настоящего друга всегда важно и ответственно. Настоящие товарищи должны дорожить дружбой и уважать друг друга. Без друзей жить не только трудно, но просто невозможно.

Как же формируется потребность и способность к дружбе в процессе развития ребенка? Хотя этот вопрос имеет важное практически-педагогическое значение, изучение общения и дружбы маленьких детей очень долго недооценивалось психологами.

Психоаналитическая теория мало интересовалось общением ребенка со сверстниками, потому что ее внимание было приковано к взаимоотношениям ребенка с матерью.

Между тем коммуникативные навыки и соответствующие свойства личности ребенка формируются в общении не только с родителями и другими взрослыми, но и со сверстниками.

Чем яснее мы осознаем, что ребенок не пассивный объект нашего воздействия, а активный субъект развития, тем важнее представляется общение ребенка со сверстниками, в ходе которого формируется эмоциональная восприимчивость. Интерес к психологии детского общения, включая дружбу, в последние годы растет.

Генезис дружеских привязанностей ребенка имеет ряд относительно автономных параметров.

Во-первых, поведенческие характеристики дружбы: круг людей, из которых выбираются друзья, формы общения и т. д.

Во-вторых, когнитивные аспекты дружбы: представления о дружбе, характерные для данного возраста; уровень взаимопонимания, доступный на данном этапе развития и т. п.

В-третьих, эмоциональные аспекты дружбы: характерная для данного возраста тональность дружеских отношений; уровень развития эмпатии и т.д.В-четвертых, коммуникативные аспекты дружбы: уровень межличностной компетенции индивида; умение завязывать знакомство, переходить от низших уровней общения к высшим и т. д.

В-пятых, ценностно-нормативные аспекты дружбы, связанные с развитием самосознания: тип личностных потребностей, удовлетворяемых дружбой.

В современной психологии детская дружба рассматривается либо как аспект, функция и показатель индивидуального развития ребенка, либо в контексте развития групповых, коллективных отношений, либо в русле сравнительных исследований, основанных на наблюдении за функционированием детских и юношеских групп, компаний и пар в естественных условиях.

В возрасте с шести-двенадцати лет дружбу понимают как взаимовыгодную кооперацию: дети осознают необходимость взаимопомощи, но придают собственным интересам большее значение, чем принципу взаимности. Далее девять-пятнадцать лет на авансцену выходит потребность совместно переживать, делиться сокровенным; ребенок начинает смотреть на свои дружеские отношения с точки зрения третьего лица, понимая их как сотрудничество ради общих интересов и одновременно – как исключительное, всеобъемлющее отношение. Наконец, в подростковом возрасте старше двенадцати лет дружбу понимают как автономную взаимозависимость: подросток сознает, что не может удовлетворять в дружбе все свои эмоциональные и психологические запросы; поэтому друзьям дозволено устанавливать независимые отношения с третьими лицами, что делает участников дружеского союза одновременно зависимыми и автономными друг от друга.

Раздав анонимные анкеты в 4-11 классах, я получила такие результаты. На вопрос: « существует ли дружба между мальчиком и девочкой?» учащиеся 4-11 классов ответили 99% положительно, а лишь 1% учащихся выбрали отрицательный ответ. На вопрос: « дружба это главное?» 55% опрошенных ответили положительно, а 44.9% считают, что не во всех ситуациях дружба является главной. 50%считают «подлинную дружбу редкой» иногда, а 49% считают подлинную дружбу редкой, но всего лишь 1% не считают подлинную дружбу редкой.