Куда делись чистильщики обуви и сколько сейчас на этом можно заработать? Момент джозефа кеннеди или история о чистильщике обуви Чистильщик обуви как называется.

Лет 25 назад в Москве не было ни одного менеджера, зато были чистильщики обуви. И, судя по их количеству, услуги чистильщиков пользовались спросом. Климат-то у нас известно какой: девять месяцев — слякоть, остальные три — пыль.

При всем желании по московским улицам долго в чистой обуви не походишь. Но вот парадокс. Климат с тех пор изменился мало. С чистотой на улицах тоже прогресс небольшой.

А чистильщики обуви между тем исчезли как класс. Репортер “МК” попытался отыскать их следы.

Человеческая память — удивительная штука. Из каких-то ее закоулков всплыло воспоминание детства: будочка чистильщика обуви рядом с выходом из метро “Проспект Мира”. Приезжаю. Будочка стоит на том самом месте, и даже, возможно, та же самая: те же шнурки, стельки, кремы, щетки... Только вместо надписи “Чистка обуви” на ней теперь значится “Срочный ремонт обуви”.

— Можно почистить туфли? — обращаюсь к хозяйке пункта бытового обслуживания.

— Я вам продам губку, и вы сами почистите, — отвечает женщина пенсионного возраста.

История повторяется на площади Белорусского вокзала. Ровно на том же месте, между 1-й и 2-й Брестскими, где согласно детским воспоминаниям сидел чистильщик обуви, стоит будка “Ремонт обуви”. Ботинки здесь тоже давно не чистят. Молодой парень, дагестанец, говорит, что иногда по старой памяти наведывается бабушка, которая когда-то давно работала здесь много-много лет:

— Вот она чистила, а у нас только мелкий ремонт.

Первый советский бизнес

В советские времена этот, как сказали бы сейчас, бизнес держали ассирийцы. Помощница руководителя московской общины ассирийцев Нина Дилон пересказывает мне то, что когда-то давно слышала от предков:

— В 1914 году в Ираке и Турции вспыхнула межнациональная резня и началось великое бегство ассирийского народа. Кто бежал в Европу, кто — в Россию. Путь на север лежал через Баку. Там ассирийские дети и подсмотрели, как армянские и еврейские дети чистят на улицах обувь. Часто получалось так, что дети оказывались единственными добытчиками в семье, только за счет этих заработков многие семьи и выживали.

В Москве ассирийцы заняли пустовавшую нишу. Строителям коммунизма, занятым на стройках века, было не до таких мелочей, как чистка штиблет. А для беженцев с Востока оставалось не так уж и много вариантов трудоустройства — в большинстве своем они даже не знали русского языка. Впрочем, было и еще одно обстоятельство, делавшее этот вид деятельности привлекательным для ассирийцев.

— Ассирийцы — народ вольный, — говорит Нина Дилон. — Для них ходить на работу с 9.00 до 18.00 было мукой. А ремесло чистильщика давало независимость. Если нужно было поехать в другой город к родственникам на свадьбу, они закрывали свои точки и ехали.

По сути, в стране развитого социализма и поголовного обобществления эти точки были чуть ли не единственными очагами частного предпринимательства. Хотя государство и чистильщиков пыталось как-то построить и организовать. По документам все они числились в производственном объединении “Труд”. Кроме них в предприятие входило восемь мастерских по ремонту обуви. Но на деле каждый чистильщик ежемесячно просто платил “наверх” какую-то фиксированную сумму, а дальше был предоставлен сам себе — прототип нынешнего упрощенного налогообложения малого бизнеса.

— Будочки, в которых работали чистильщики, у нас назывались стоянками, — продолжает Нина Дилон. — У моей крестной тоже была стоянка. Мы, дети, очень любили к ней ходить. Потому что у нее всегда водились деньги и она давала нам на мороженое. Да и вообще — стоянки располагались в людных местах, и вокруг всегда было шумно и весело.

На одной из таких стоянок еще в 70-е годы работал аж Герой Советского Союза! Звали его Ладо Давыдов. На фронте он был разведчиком. Подвиг совершил, добыв карты немецкой обороны в районе Западной Двины. А после войны вернулся в Москву и много лет чистил обувь на площади трех вокзалов.

В конце 50-х годов частыми гостями в ассирийских семьях стали репрессированные. Люди возвращались из лагерей, идти им порой было некуда, и первым человеком, с кем случалось пообщаться на вокзале, оказывался чистильщик обуви. Он-то и предлагал переночевать, осмотреться. Ассирийцы считали, что случайных гостей не бывает, каждого гостя приводит Бог. Было у стариков-чистильщиков и еще одно неписаное правило: с солдат, находящихся в увольнении, денег не брать.

Сама же процедура чистки обуви на всех стоянках исполнялась как по нотам. Рассказывает Нина Дилон:

— Первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки или пластмасски, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. Причем многие чистильщики варили его сами, по собственным секретным рецептам. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали.

Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней!

Обувь чистили первые два или три поколения ассирийцев, оказавшихся в Москве. Дети и внуки чистильщиков уже поступали в институты, всячески ассимилировались и семейный бизнес бросали. Сейчас в общине не смогли найти ни одного действующего чистильщика. Да и стариков-аксакалов, видимо, уже не осталось.

Но хранителей этой умирающей профессии обнаружить в Москве все-таки удалось.

По стопам Рокфеллера

Уже несколько лет в столице работает фирма, оказывающая услуги по ручной чистке обуви. У нее с десяток точек. В основном — в крупных торговых центрах и дорогих отелях. В один из отелей я и отправляюсь, чтобы побеседовать с современными чистильщиками.

Роскошная гостиница на Тверской. Красное дерево и мрамор, упругие паласы на полу. На уютных диванчиках — дамы и джентльмены. В сторонке пианистка играет на рояле. Служащая отеля провожает меня в закуток чистильщика, находящийся на пути к лифтам.

Рядом с большим кожаным креслом стоит элегантный молодой человек в черных брюках, такой же жилетке и белой рубашке с бабочкой. Интересуюсь у него, как работа, много ли клиентов.

— Сейчас мало — 2—3 человека в день, в основном иностранцы.

— Не скучно сидеть без дела?

— Нам сидеть нельзя.

Действительно, когда я подошел, он стоял. На свой маленький стульчик чистильщик присел только затем, чтобы продемонстрировать содержимое ящика, задвинутого в основание кресла. Надо сказать, что технология чистки осталась почти такой же, как была у ассирийцев. Только после смахивания пыли щеткой появилась еще одна операция — поверхность ботинка промывается специальным обувным шампунем. Ну и крем теперь не собственного изготовления, а лучших немецких марок: черный, бесцветный, шесть оттенков коричневого.

…В большом торговом центре около Красной площади место у чистильщика обуви побойчее. Но и тут он стоит без дела. Зато Михаил оказывается разговорчивее, чем его коллега в отеле.

— Почему умирающая профессия? — не соглашается он. — Не умирающая, а, наоборот, возрождающаяся.

Клиентов, однако, у него в первой половине дня не было.

— Ничего, у нас к вечеру все просыпаются, — не унывает Михаил. Возможно, его оптимизм подпитывается тем фактом, что знаменитый Рокфеллер тоже начинал свой путь чистильщиком обуви.

В торговом центре соотношение клиентов между иностранцами и нашими — 50 на 50.

— Иностранцы говорят обычно: “Good job!” — делится Михаил. — У наших дежурная тема сейчас — кризис. Но чаще люди просто разговаривают по телефону.

Подавляющее большинство клиентов — мужчины. Женщины, видимо, стесняются садиться в юбках в стоящее на возвышении кресло. Зато дамы приносят обувь с собой. Пока Михаил чистит, они ходят по магазинам.

Цены во всех точках этой фирмы одинаковые: чистка кожаной обуви — 290 руб., замшевой — 390. Немало. Но если верить сайту фирмы, ее мастера творят буквально чудеса: разбитую старую калошу превращают в туфельку принцессы.

Чисто российское раздвоение

А что, как говорится, у “них”?

В восточных странах уличные чистильщики обуви совсем не редкость. Где-нибудь в Каире к столику кафе подходит паренек с картонкой под мышкой. Он не произносит ни слова, но местные знают, что это чистильщик обуви. Вот кто-то подзывает его знаком. Мальчишка кладет свою картонку перед клиентом. Египтянин, неожиданно озаботившийся внешним видом своих туфель, разувается и ставит босые ноги на картонку. А чистильщик удаляется с обувью и через несколько минут приносит ее надраенной до блеска.

В европейских столицах такую картину наблюдать не доводилось. Но там и грязи на улицах в любую погоду почему-то нет.

Мораль сей басни такова. С грязью и пылью у нас — как на Востоке. А с чистильщиками обуви — как на Западе. Чисто российское, кстати, раздвоение. У нас и орел на гербе о двух головах, собственно, по той же самой причине.

В Чистка обуви

Конституция СССР 1936 г.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Конституция СССР 1977 г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
использование в интересах общества.

На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.

Фото 1980-х гг. Петровка, возле дома № 3.




Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка.


Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы.
Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней! Отсюда.
Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.


Фото 1981 г. В. Царина. Там же. Но палатка уже нового образца.


Фото 1980 г. В. В. Милосердова. Вон, под вывеской "Снежинка" (это химчистка была) видна палатка "Чистка обуви".

Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?

Конституция СССР 1936 г.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Конституция СССР 1977 г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
использование в интересах общества.

На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.

Фото 1980-х гг. Петровка, возле дома № 3.




Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка.


Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы.
Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней! Отсюда.
Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.


Фото 1981 г. В. Царина. Там же. Но палатка уже нового образца.


Фото 1980 г. В. В. Милосердова. Вон, под вывеской "Снежинка" (это химчистка была) видна палатка "Чистка обуви".

Марк Луцкий
Воспоминание о чистильщиках обуви
Вы помните – шустры и споры,
С глубокой древностью в очах
Чистильщики сапог – айсоры
Сидели в будках на углах?
Их руки действовали хитро,
Шло колдовство во всей красе!
А кремов пестрая палитра
В коробках из-под монпасье!
А взмахи полукруглой щеткой!
А отблеск зайчиков-зеркал,
Когда малиновой бархоткой
Чистильщик башмаки ласкал!
Который ярче? Ну, который?
Как будто свет шел от земли!
Куда девались вы, айсоры?
Ужель в Ассирию ушли?

Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?
UPD: Юрий Рост писал. Вот его снимок.

OFFICEPLANKTON учит, как нужно чистить обувь. Для начала мы представляем крутое, обучающее видео, которое понравится всем кто хочет, чтобы его обувь блестела, подобно драгоценным камням.

Правильный уход за обувью по методу чистильщиков обуви.

Честно сказать, мы даже не думали, что профессия чистильщика обуви существует в наши дня. Однако, были приятно удивлены видео, которое случайно попалось нам на глаза. Первые впечатления — очень стильно и эффектно смотрится сам процесс. Кроме того насколько же он захватывающий.

Профессия чистильщика обуви появилась в 18 веке и была актуальной до того момента, пока гуталин не стал такой редкостью, какой был. Когда он появился в каждом доме, актуальной профессии начала падать. Наибольшую популярность эта профессия приобрела в конце 19 века.

Сегодня можно встретить представителей этой профессии только в качестве развлечения для туристов. Опытные мастера чистки обуви на глазах клиента превращают его старые поношенные ботинки в нечто чистое и блестящее. Без использования гуталина, только натуральные, дорогие крема, которые тщательно подбираются под различные нужды клиентов. В довершение сего ритуала, отрезок сухой и чистой ткани натрет ваши туфли до поистине потрясающего блеска.

Поэтому неважно умете вы чистить свою обувь или нет, как это делают профессионалы, вы узнаете из видео ниже.

Уличные чистильщики обуви, предлагающие прохожим свои услуги, исчезли на Западе и в России. В столице услуги чистильщиков обуви пользуются колоссальным спросом. И ничего не доказать. Вообще-то это было в «Гасиенде»1. Бутблекер - чистильщик обуви. Профессия, представители которой оказывают прохожим услуги по чистке обуви (обычно гуталином). Свечники, ткачи, чистильщики обуви - список можно долго продолжать.

В развитых странах Запада в настоящее время эта профессия уже практически исчезла, встречаясь в основном как «аттракцион» для туристов на ярмарочных мероприятиях. Однако в Китае все еще можно встретить представителей данной профессии.

Профессия: чистильщик обуви. О сияющих ботинках от первого лица

В Гуанчжоу она переехала со своей семьей лет 10 назад. Ее муж работает плотником, сын также трудоустроен, поэтому ее работа чистильщицей обуви не является необходимым условием их выживания. Для чистки обуви она последовательно использует три разных тряпки и две разных щетки. После чего она натирает обувь бесцветным воском, а потом уже и кремом.

В Китае почти каждый может позволить себе золотые украшения, однако, это не означает, что человек богат», - говорит она и придирчиво осматривает обувь следующего клиента. Разумеется, работает закон больших чисел - где-то сохранились представители этой профессии, но смысл в них скорее декоративный. Теперь перенесёмся в Париж 2015-го. Первые в очереди на выбывание. Потому что есть радары, есть камеры, есть гироскопы и есть навигационные системы.

Исчезнувшие профессии

Эта профессия своим появлением обязана эксперименту, который в 1970-х годах провели два американских ученых в Гватемале. Это может показаться странным, но я действительно очень люблю чистить обувь, даже разговариваю с ней, когда работаю, — улыбается Константин.

Да и я сам был кадетом, учился в академии МВД, потом служил в армии. Так что «пунктик» держать обувь в отличном состоянии вполне оправдан. Сначала с обуви убирают пыль, затем моют специальным шампунем, используют лосьон-пропитку и крем. Мастер работает двумя щетками одновременно, — рассказывает Константин. Я считаю, что рабочие профессии тоже важны и нужны. Главное — это стараться делать свою работу, и тогда вам будет нечего стыдиться.

С понедельника по пятницу белые воротнички в Гуанчжоу топчут ботинками широкие тротуары центрального делового района. Ли дежурит на улице каждый день с 7:30 утра и до 6 вечера. Жарким летом и дождливой весной ее можно встретить на своем «рабочем месте». За один рабочий день, как правило, я зарабатываю 70 или 80 юаней. В иные дни я могу заработать и 120 юаней, но это, конечно, большая редкость.

Ли родилась в Чунцине. Гладкая кожа ботинок искрится в лучах полуденного солнца, когда Ли заканчивает свою работу. Я люблю свою работу, - продолжает она. - За что? Ну, прежде всего за гибкий график».

Правда в чае — ежедневный интернет-журнал о бизнесе с Китаем. Люди учатся, получают дипломы, работают… А потом оказываются на улице, потому что профессия, которой они зарабатывали деньги, перестала быть необходимой бизнесу. В этом материале мы попробуем разобраться, почему это происходит и как избежать обивания порогов работодателей. Современный мир существует в условиях рыночной экономики, когда труд оплачивается деньгами.

Как нетрудно догадаться, последних очень мало. Большинство профессий оплачиваются либо из государственного бюджета, либо из бюджета компании. Бизнес, как и государство, не содержит в себе благотворительной функции - это институт, основанный на эффективности, где расходы не должны превышать доходы. В 1760-х годах в Великобритании началась промышленная революция - переход от ручного труда к машинному. Тысячи людей громят автомобили, которые зарегистрированы в такси-сервисе Uber. Последний за счёт технологий выстроил систему, при которой каждый человек может работать таксистом.

Причина исчезновения профессий

Это подтверждает, что за прошедшие почти 300 лет в сознании людей ничего не изменилось - они недовольны, когда остаются без работы. Если вашу работу можно описать алгоритмом или скриптом, поздравляю - вы в очереди на выбывание. Второй мощный двигатель в сторону автоматизации - надёжность и качество. У хирурга может дрогнуть рука, у водителя, который поругался с женой - руль. Если от вашей работы зависят жизни людей - в очередь.

Это всё было о роботах - станках нового тысячелетия. Помните, как компьютер обыграл Гарри Каспарова в шахматах? Так вот, это был 1997 год. В шахматах количество возможных уникальных партий - 10 в 118 степени. Количество атомов в обозримой вселенной - 10 в 80 степени. А ещё и облачные вычисления набрали популярность - это значит, что я могу пользоваться услугами супер-компьютеров колоссальной мощности со своего смартфона.

Назад в настоящее

Видели, что в Калифорнии делают ребята из России с проектом Luka.ai? Видели, с какой скоростью апгрейды получает Siri и прочие ассистенты? Печально, но профессия автора тоже катится к чертям - уже сегодня перфоманс маркетинг больше напоминает управление вычислениями, чем олдскульный маркетинг. Первыми уйдут те ребята, которые не дружат с цифрами, и не умеют играть на новых крутых инструментах.

ПАМЯТЬ О РОДАХ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРИЯТНОЙ

Если судья симпатизирует подсудимому, то будет пытаться вынести решение в пользу последнего. Но вот в хирургии, где требуется идеальные движения и полная сфокусированность, людям делать нечего. Например, работа в условиях отсутствия данных. Но важнее и востребованнее всего те, кто все эти системы будет разрабатывать и проектировать. Сегодня стоит получить хотя бы базовые навыки в программировании. Это поможет в случае чего оставаться на плаву, это поможет быть в эпицентре прогресса, а не волочиться за ним по пыльной и безжизненной дороге.

Профессия чистильщика обуви, или бутблекера, была особенно популярна в 19 веке, но со временем в Европе и России встретить на улице мальчиков с щеткой и гуталином стало практически невозможно. Масштабы деятельности чистильщиков обуви достигли наибольшего размаха в конце XIX века на улицах британских и американских городов.