Основы экстренной психологической помощи: истерика, агрессия, апатия, страх, тревожность, плач. Причины истерического невроза

Видели когда-нибудь, как вроде бы нор­мальный в смысле психики человек вдруг на­чинает размахивать руками, громко кричит или рыдает, срываясь на визг, падает на пол, за­катывает глаза и дрыгает ногами?

Наверняка видели, и не раз. На первом курсе уни­верситета была девочка, с которой та­кое случалось прямо в аудитории и могло про­должаться часами, если ее жалели, успокаи­вали и уговаривали взять себя в руки. Но од­нажды, понаблюдав эту некрасивую сцену, умудренный опытом седой профессор вместо сочувствия попросил всех присутствующих выйти в коридор. И вот что интересно: как только аудитория опустела и больная осталась одна, припадок моментально прекратил­ся. Она встала, отряхнулась и… тут же успо­коилась. А медики твердят: характер виноват!

Так оригинально проявляет себя известная с глу­бокой древности болезнь — истерический невроз, по­просту — . Кстати, ее название происходит от греческого Нузепа — матка. Врачеватели древности считали болезнь исключительно женской, а причину ее видели в… блуждании матки по организму.

Современные доктора придерживаются иных взглядов. Хотя среди больных истерией абсолютное большинство составляют женщины, виновата тут не матка, а особенности нервной системы , когда процессы возбуждения в ней преобладают над процессами тор­можения. Иными словами: человек по малейшему поводу «заводится» с пол-оборота, а успокоиться очень тяжело.

Предпосылками для развития истерии могут быть тя­желые психологические травмы и-стрессы. Но чаще — истеричный характер больного, отличается повышен­ной эмоциональностью, резкими колебаниями настрое­ния, неожиданными реакциями, склонностью к плакси­вости, неадекватным ответам и действиям . Как прави­ло, присутствуют эгоцентризм, желаний-играть первую роль, склонность к экстравагантности, театральности?

Истерические припадки всегда ситуационно зависи­мы и случаются в присутствии многих людей. Больной стремится к тому, чтобы зрители оценили всю глубину его переживаний, хочет внимания и сочувствия . И с этой целью часто искусственно преувеличивает обиды, пы­тается манипулировать родственниками, сослуживцами и даже врачами. Последние, кстати, иногда называют ис­терию «обезьяной всех болезней».

Подражая какому-нибудь недугу, больные стремят­ся достичь своих целей, извлечь максимальную для себя выгоду. При этом у них возникают именно те симптомы, которые обеспечивают право считаться тя­желобольным в глазах окружающих. Они могут быть похожи на болезни сердца, желудка и т.п. Но чаще всего — на эпилепсию.

В специальной литературе описаны случаи, когда больные истерией разыгрывают настоящие спектак­ли, демонстрируя припадки, схожие с эпилептически­ми. Причем так талантливо, что даже специалисту труд­но отличить истинную эпилепсию от ложной. На са­мом деле никаких серьезных болезней у страдающих истерией нет. Они их придумывают, но очень искусно и реалистично.

Расскажу пока я, что за хворь такая

Так что же такое истерия? Театр одного актера? Хитрость на грани безумия? Или все-таки болезнь, которая требует серьезного отношения и упорного лечения?

Истерический припадок начинается с чувства стра­ха или тоски, сердцебиения или подкатывания комка к горлу, ощущения удушья. У больных понижается (или повышается) давление, дрожат руки и ноги. Плач переходит в рыдание или хохот.

При сильном эмоциональном напряжении разви­вается состояние, похожее на эпилептический припа­док.Возникают тонические судороги с явлениями пре­кращения дыхания, но без прикуса языка. Сознание во время приступа полностью не нарушено. Сохраня­ется реакция на болевые раздражители, вызываются сухожильные и защитные рефлексы. Зрачки реаги­руют на свет. Больные слышат и понимают замечания и реплики окружающих.

Тонические судороги сменяются клоническими . В клонической фазе больной производит целенаправ­ленные, демонстративные действия, разбрасывает руки и ноги, бьется головой о пол, кричит, рвет одеж­ду, кусает губы или пальцы, лает или мяукает, стерео­типно повторяет слова или фразы .

По времени истерический припадок превышает эпилептический и может продолжаться от десяти ми­нут до нескольких часов. Но главное отличие в том, что из приступа истерии больной выводится без по­следствий и травм.

Что в итоге можем получить, если такое заболевание как истерия, не лечить?

Болезнь может перейти в хроническую форму : при­падки будут чаще и сильнее. При запущенной исте­рии нарушаются слух и речь — вплоть до полной глу­хоты и немоты.

У больных появляется невроз навязчивых движе­ний, когда человек не в состоянии контролировать свое тело и постоянно повторяет одни и те же жесты (на­пример, дергает головой, подпрыгивает, хватает себя за волосы; может возникнуть паралич конечностей или серьезные нарушения психики , чаще всего ма­ниакально-депрессивный синдром ).

И самое неприятное: предрасположенность к ис­терическому неврозу передается по наследству. У детей болезнь проявляется с 2-3 лет, в подростковому возрасту достигает пика.

Чтоб победить недуг коварный, применим способ наш ударный

В арсенале народной медицины есть средства, ко­торым по силам восстановить до нормы процессы воз­буждения-торможения в нервной системе и победить коварную истерию. На первом этапе хорошо помога­ют успокаивающие теплые травяные ванны перед сном: два стакана молодой сосновой или еловой хвои, или корней аира, или стакан корней любистка на 1л воды, прокипятить 5-7 минут, настоять полчаса, про­цедить, влить в ванну.

Результат будет более ощутимым, если при этом принимать следующие растения или сборы :

1.Равные части и семян фен­хеля: 2 ст.л. на пол литра воды, варим 5 минут, через час фильтруем. По стакану утром и вечером.

2.Трава душицы — 30 г, плоды боярышника — 25 г, трава донника — 20 г, корни валерианы — 15 г, лис­тья мяты перечной — 10 г. 1 ст.ложку на стакан кипятка, укутать на ночь. Пьем по полстакана трижды в день че­рез 1,5 часа после еды.
3.Листья вахты трехлистной — 50 г, корни валери­аны — 25 г, листья мяты перечной — 25 г. Приготовле­ние и прием — как сбор №3.

4.В 1 л холодной кипяченной воды вливаем 100 мл березового дегтя, размешиваем палочкой и на­стаиваем двое суток в плотно закрытой посуде. Сни­маем пену, осторожно сливаем верхний слой прозрач­ной жидкости. Прием — один раз в день, 1 ст.л. утром натощак, не взбалтывая осадка.

5.Листья мелиссы лекарственной (50 г) настаива­ют 10 дней, залив 0,5 л водки. Добавляют в чай по 1 ч.л. 2-3 раза в день.

6.Трава первоцвета весеннего или первоцвета обыкновенного советами и корнями. 1 ч.л. заливаем стаканом кипятка, настаиваем полчаса, фильтруем полностью охлажденным. Прием — по полстакана два раза в день после еды.

7.Соцветия астры звездной — 1 ст.л. на стакан ки­пятка. Через час процеживаем, пьем по 1-3 ст.л. 3 раза в день до еды.

8.Кора калины — 10 г, стакан кипятка, ставим на водяную баню на 30 Минут, фильтруем. Употребляем внутрь по 1 ст.л. 3 раза в день за полчаса до еды.

9.Семена кориандра заливаем на час кипятком (1 ст.л. семян, два стакана кипятка). Прием — по 100 мл 4 раза в день за 20 минут до еды.

10.Чай из зверобоя — 1 ч.л. на стакан горячей воды, укутываем, через два часа процеживаем. Пьем в три приема в течение дня.
11.Смесь равных частей цветов календулы и лис­тьев ежевики — 50 г на 0,5 л водки. Через десять дней настойка готова. Добавляем по 1 ч.л. в чай.
Чай из надземной части лесной земляники — без особых ограничений.

Шишки хмеля, розмарин, мята перечная, зве­робой, мелисса, корни валерианы — поровну.
Трава вереска, листья мелиссы, корни валерианы (1:1:1).
Трава вероники лекарственной, цветы лаван­ды, листья мелиссы, плоды барбариса, трава фиалки трехцветной — в равных частях.
Корни первоцвета, цветы лаванды’,’листья мяты перечной, розмарин и корни валерианы — поровну.

Приготовление всех сборов (№№13-16): 2 ст.л. смеси, пол-литра воды, с вечера доводим до кипения, на­стаиваем до утра, укутав. Прием — за полчаса до еды трижды в день по 100 мл настоя.

То лишь пока цветочки, нажимать давайте точки

Первые признаки начинающейся истерии (волне­ние, страх, сердцебиение) помогают остановить мас­саж и самомассаж: ритмичное надавливание пальца­ми так называемых точек успокоения.

Точка 1 находится на средней линии головы в мес­те ее пересечения с линией, соединяющей верхние края ушных раковин.

Точка 2 — под носом в верхней трети вертикальной борозды верхней губы.

Точка 3 — под затылочным бугром около затылоч­ной ямки (на 4 см ниже верхнего края затылочного

Точки 4 расположены симметрично — на 1 см выше и вперед от углов нижней челюсти, при надавлива­нии обычно болезненны у всех людей с тонкой ду­шевной организацией и предрасположенностью к деп­рессии.

Точки 8 — симметрично, в углублениях сзади уш­ной раковины, на уровне отверстий наружного слухо­вого прохода.

Время воздействия на каждую точку поочередно — 1-2 минуты.

Для людей, склонных к развитию истерического не­вроза, особенно важно чередование работы и отды­ха, умеренные физические нагрузки — плавание, ве­лосипед, прогулки пешком, бег трусцой, водные и воздушные процедуры закаливания. Словом, фраза «В здоровом теле — здоровый дух» должна стать де­визом для страдающих истерией.

■ Подлинная конверсионная истерия достаточно редка у детей. Реально мы видим соматизацию, смешанную с невротическими и психосоматическими проявлениями. В этих рамках наблюдаются очень театральные невропатические приступы, неврологические нарушения (паралич в псевдоэпилептическом приступе эпилептиформной истерии).

На самом деле интереснее рассматривать детскую истерию как драматизацию, постановку фантазма, как «язык», совершающийся в теле и через тело, в той мере, в какой «это является видимым или ирезентируется другому» (Ажуриагерра , с. 686). В этом случае тело является инструментом, а не жертвой, как у психосоматических пациентов (Рекамье).

Эта многоролевая драматизация может появиться, только если существует достаточная дифференциация инстанций и объектов (в том виде, в каком она устанавливается на Эдиповой стадии) и если конфликт выражается вытеснением или символизацией.

■ Детский физиологический невроз чаще всего имеет истерическую форму. Истерическое разрешение

Одно из тех, что доступно ребенку: соблазнение взрослого или взрослыми, ненасыщаемость контактов с последующим отступлением, театрализация конфликтов и пр.

Эта истерическая фаза может воплотиться в структуре характера на протяжении всего периода детства и юности. Некоторые симптомы ребенка связаны с истерией: психогенный мутизм и сомнамбулизм, а также некоторые состояния помрачения сознания, для которых сложно провести границу с эпилепсией (см.: «эпилепсия» при «дефицитарных типах организации» с. 294).

■ Границы истерии у ребенка. Реально детские истерии часто не что иное, как маска, и генитальный характер данной структуры кажется весьма сомнительным: отношения с другим или, скорее, с другими эротизируются очень экстенсивным способом, без подлинного выбора. Поэтому следует рассматривать детскую истерию как расстройство идентификации, что выводит ее за строго невротические рамки и заставляет предполагать:

Либо депрессию у детей-симулянтов, поведение которых может доходить до самоповреждения;

Либо психопатию у ребенка-мифомана (перверсная мифомания которого значительно превосходит обычный и нормальный «семейный роман»).

Либо в некоторых случаях нижележащую предпсихотическую структуру.

■ Становление истерической структуры у детей. Взрослая истерия редко возникает у истеричного ребенка, обычно это случается после бессимптомных детских неврозов, квалифицируемых как «эгосинтонные».

Только реконструкция прошлого может позволить задним числом обнаружить или сконструировать истерическое ядро детства. Некоторые обсессивные неврозы, напротив, проявляются в детстве истерическими чертами.

По мнению Лебовичи, будущее детей-симулянтов может варьировать от нормы до психоза.

Истерические симптомы (мутизм, сомнамбулизм, припадки и т.д.) могут развиваться также в направлении психоза, грубых характерологических расстройств или истерии страха (называемой также фобическим неврозом).

Ребенка с истерическим характером, видимо, отличает слабость невротической проработки, соединенная с очень архаичным ядром регистра предпсихоза, депрессии или психопатии. Это ядро может сделать практически невозможным лечение в зрелом возрасте.

■ Метапсихология детской истерии. Истерию можно рассматривать как способ бытия, как метод борьбы с влечениями во время Эдиповой фазы. Ее связи с фаллической фазой очевидны для обоих полов. Тело здесь может обретать значение и место отсутствующего, подвергающегося угрозе или сверхценного фаллоса.

Можно также по аналогии с тем, что 3. Фрейд называл различием в созревании Я и либидо при обсессивном неврозе, считать, что у истеричного ребенка имеется преждевременность либидинозного развития, соединенная со слабостью Я. В некоторых случаях эта преждевременность несомненна, в частности у девочек (демонстрирующих истерию одновременно более яркую и более безобидную по сравнению с истерией у мальчика, представляющей скорее формы, которые связаны с механизмами и к рассмотрению которых мы собираемся перейти).

Но детская истерия может иметь и другие функции: защиту против оральности и психоза. Она может быть фальшивой невротической манифестацией конформистского фальшивого // (self) (Винникот).

■ Фобии и истерия страха. Многочисленные фобии или похожие на них проявления находятся у ребенка вне невротической области (см. Малле). Тревогу восьмого месяца можно рассматривать как страх потерять материнский объект, страх, смещенный на незнакомое лицо. Ночные кошмары демонстрируют простые затруднения в управлении влечением при помощи оргазма, сенсорной разгрузки. В этих двух случаях не хватает одного из элементов фобии: либо тревоги перед запрещенным

генитальным влечением, либо смещения. С другой стороны, обнаруживаются псевдофобии психотического или предпсихотического характера, связанные с овладевающими страхами распада и телесной трансформации, вторжения другого (некоторые психотические дисморфофобии подростков).

Достаточно распространенные школьные фобии могут встречаться на двух крайних полюсах патологии.

Они могут быть простой защитой против тревоги родителей видеть ребенка индивидуализирующимся, выбирающим другую модель идентификации, и симптом используется ребенком, чтобы удовлетворить регрессивные потребности, легко могущие стать предметом сделки, когда речь идет о родителях. Тогда фобия сопровождается интеллектуальным торможением. И, напротив, она может выражать очень архаичную тревогу и формировать начало психотического развития.

Парциальные фобии, относящиеся к области истерии страха, появляются на Эдиповой фазе и представляют собой «инструмент отграничения части пассивных генитальных влечений, которые не смогло сдержать Я». Они имеют функции защиты хорошего родительского образа (и пассивного, любовного отношения к нему) после расщепления и проекции агрессивности на фобогенный объект и часто проявляются у маленького мальчика. Современные авторы настаивают на низкой толерантности в семьях и нашем обществе к истерии страха у мальчика (ввиду «культурной» переоценки фаллоса и восхищения вирильностью). Даже в рамках детской истерии страха появляются элементы другого круга: фобии влечений, ритуалы и т.д. ОБСЕССИВНАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ

Долгие годы ученые пытались дать ответы на вопросы: «Что такое страх и истерия?», «Что является причиной их возникновения?», «Как они проявляют себя в человеке?» и т. д. Эти и многие другие вопросы и по сей день являются предметом для рассуждений и споров психологов.

Первоначально, известный ученый и психолог Зигмунд Фрейд предполагал, что возникновение страха является прямым следствием невозможности получить разрядку после возникшего возбуждения в стрессовой ситуации. Однако, по прошествии некоторого времени, Фрейд пересмотрел свои взгляды на страх, и пришел к выводу, что он возникает как ответ на опасность/угрозу, исходящую от внешнего мира. Очень часто именно страх стимулирует в человеке функцию самосохранения, но иногда может стать непреодолимой помехой в борьбе с опасностью. Прямое следствие страха – это возникновение невротической тревоги за последствия какого-либо конкретного действия/решения. Часто страх проистекает из тревоги, которая вызвана Сверх-Я человека, и заключается в боязни смерти или возмездия за грехи.

Что такое истерия?

Истерия – это заболевание, проявляющееся в расстройстве психики, это своеобразный способ самозащиты человека от внешнего мира. В состоянии истерии он чувствует себя маленьким среди толпы. Такой человек тревожен, неуравновешен, демонстративен. Иногда индивиды с истерическим складом личности бывают лидерами. Такие лидеры часто «нападают», чтобы самоутвердиться. Им комфортно только тогда, когда они полностью владеют ситуацией. Очень часто они пытаются держаться близ сильных и могущественных людей – это позволяет им чувствовать себя такими же, приобрести уверенность в себе. Нередко, люди с истерией для достижения некого уровня самоуважения бросаются на помощь другим людям, заботятся о них. Ярким примером этому могут послужить женщины, которые отличаются добротой и отзывчивостью, но при этом посвящают свою жизнь «хулиганам».

Бывают и ситуации, когда такие женщины, стремясь чувствовать себя сильными и независимыми, ощущают себя женщинами лишь тогда, когда уверены в своей сексуальности и привлекательности, а потому уделяют себе слишком много внимания. Они общительны и приветливы, любят привлекать к себе взгляды окружающих. Их эмоции наиграны и преувеличены.

Истерия, как и многие другие психические заболевания, имеет свои корни в детстве, когда ребенок чувствует, что родители любят его братьев или сестер больше, чем его. Истерия развивается также у девочек в тех семьях, где отец сильный и властный человек, а мать на втором плане. Истерический тип личности складывается и у мальчиков, в чьих семьях царит матриархат.

Фрейд рассматривал два типа истерии – это конверсионная и страха. Больной конверсионной истерией пытается бороться с ней, выражая ее в каких-либо физических действиях. При истерии страха же человек не может бороться в силу своих фобий. Поэтому это обозначается как фобический невроз.

Многие годы ученые искали способ излечения и такой способ есть. Главным средством против этих заболеваний является психоанализ. В большинстве случаев лечение оканчивается самым благоприятным образом.

Истерия (син.: истерический невроз) - форма общего невроза, проявляющаяся разнообразными функциональными двигательными, вегетативными, чувствительными и аффективными расстройствами, характеризующаяся большой внушаемостью и самовнушаемостью больных, стремлением любым путем привлечь к себе внимание окружающих.

Истерия как болезнь известна с глубокой древности. Ей приписывалось много мифического и непонятного, что отражало развитие медицины того времени, господствующие в обществе идеи и верования. Эти данные сейчас имеют лишь общепознавательный характер.

Сам термин «истерия» произошел от греч. hystera - матка, так как древнегреческие врачи полагали, что эта болезнь встречается только у женщин и связана с нарушением функции матки. Блуждая по телу с целью удовлетворения, она якобы сдавливает себя, другие органы или идущие к ним сосуды, что и вызывает необычные симптомы болезни.

Клинические проявления истерии, согласно дошедшим до нас медицинским источникам того времени, также были несколько иными и более выраженными. Однако ведущим признаком были и остаются истерические припадки с судорогами, нечувствительность отдельных участков кожи и слизистых оболочек, головная боль сжимающего характера («истерическая каска») и давление в горле («истерический ком»).

Истерический невроз (истерия) проявляется демонстративными эмоциональными реакциями (слезы, смех, крик). Могут быть судорожныгиперкинезы (насильственные движения), преходящие параличи, потеря чувствительности, глухота, слепота, потеря сознания, галлюцинации и др.

Основная причина истерического невроза - психическое переживание, приведшее к срыву механизмов высшей нервной деятельности. Нервное напряжение может быть связано с каким-нибудь внешним моментом или внутреличностным конфликтом. У таких лиц истерия может развиваться под влиянием ничтожного повода. Возникает заболевание или внезапно под влиянием тяжелой психической травмы, или чаще, под влиянием длительной травмирующей неблагоприятной ситуации.

Cимптомы истерии (истерического невроза)

Чаще заболевание начинается с появления истерических признаков. Обычно припадок провоцируется неприятными переживаниями, ссорой, душевным волнением. Припадок начинается с неприятных ощущений в области сердца, ощущения «комка» в горле, сердцебиения, чувства недостатка воздуха. Больной падает, появляются судороги, чаще тонические. Судороги носят характер сложных хаотических движений, по типу опистотонуса или, другими словами, «истерической дуги» (больной становится на затылок и пятки). Во время припадка лицо или краснеет, или бледнеет, но никогда не бывает багрово-красным или синюшным, как при эпилепсии. Глаза закрыты, при попытке их открыть больной еще больше зажмуривает веки. Реакция зрачков на свет сохраняется. Нередко больные рвут на себе одежду, бьются головой о пол, не причиняя себе значительных повреждений, стонут или вьжрикивают какие-то слова. Судорожному припадку нередко предшествует плач или смех. Приступы никогда не возникают у спящего человека. Не бывает ушибов или прикусов языка, непроизвольного мочеиспускания, отсутствует сон после припадка. Сознание сохранено частично. Больной о припадке помнит.

Одним из частых явлений истерии является расстройство чуствительности (анестезия или гиперестезия). Это может выражаться в виде полной потери чувствительности в одной половине туловища, строго по средней линии, от головы до нижних конечностей также повышением чувствительности и истерическими болями. Часто бывают головные боли, а классическим симптомом при истерии является ощущение «вбитого гвоздя».

Наблюдаются расстройства функции органов чувств, которые проявляются в преходящих нарушениях зрения и слуха (скоропроходящие глухота и слепота). Могут быть речевые нарушения: утрата звучности голоса (афония), заикание, произношение по слогам (скандированная речь), молчание (истерический мутизм).

Двигательные нарушения проявляются параличами и парезами мышц (в основном конечностей), вынужденным положени конечностей, невозможностью выполнять сложные движения.

Больным присущи черты характера и особенности поведения: эгоцентризм, постоянное стремление быть в центре внимания, брать ведущую роль, изменчивость настроения, плаксивость, капризность, склонность к преувеличениям. Поведение больного отличается демонстративностью, театральностью, в нем отсутствуют простота и естественность. Создается впечатление, что больной доволен своей болезнью.

Истерия начинается обычно в юношеском возрасте и протекает хронически с периодическими обострениями. С возрастом симптомы сглаживаются, а в климактерическом периоде обостряются. Прогноз благоприятен при устранении ситуации, которая вызвала обострение.

Немного истории

В средневековье истерия считалась не болезнью, требующей лечения, а бесоодержимостью, перевоплощением в животных. Больные страшились церковных обрядов и предметов религиозного культа, под влиянием которых у них возникали судорожные припадки, они могли лаять по-собачьи, выть по-волчьи, кудахтали, ржали, квакали. Наличие у больных нечувствительных к боли участков кожи, что нередко встречается при истерии, служило доказательством связи человека с дьяволом («печать дьявола»), и таких больных сжигали на кострах инквизиции. В России подобное состояние рассматривалось как «кликушество». Такие больные могли вести себя спокойно в домашней обстановке, но считалось, что в них вселился бес, поэтому в силу большой внушаемости в церкви нередко возникали припадки с выкрикиваниями - «выкликание».

В Западной Европе в XVI и XVII вв. были своеобразные истерии. Больные собирались толпами, плясали, причитали, шли к часовне святого Витта в Цаберне (Франция), где считалось возможным исцеление. Такая болезнь носила название «большая хорея» (фактически истерия). Отсюда и возник термин «пляска святого Витта».

В XVII в. французский врач Шарль Лепуа наблюдал истерию и у лиц мужского пола, что опровергало роль матки в возникновении болезни. Тогда же возникло предположение, что причина кроется не во внутренних органах, а в мозгу. Но характер поражения головного мозга, естественно, был неизвестен. В начале XIX в. Брикл считал истерию «мозговым неврозом» в виде нарушений «чувствительных восприятий и страстей».

Глубоко научное изучение истерии было проведено Ж. Шарко (1825-1893) - основоположником французской школы невропатологов. Вместе с ним работали над данной проблемой 3. Фрейд и известный невропатолог Ж. Бабинский. Была четко установлена роль внушений в происхождении истерических расстройств, подробно изучались такие проявления истерии, как судорожные припадки, параличи, контрактуры, мутизм (отсутствие речевого общения с окружающими при сохранности речевого аппарата), слепота. Было обращено внимание, что истерия может копировать (симулировать) многие органические болезни нервной системы. Шарко назвал истерию «великой симулянткой», а еще раньше, в 1680 г., английский врач Сиденгам писал, что истерия подражает всем болезням и «является хамелеоном, который беспрестанно меняет свои цвета».

Еще и на сегодняшний день в неврологии используются такие термины, как «Шарко малая истерия» - истерия с двигательными расстройствами в виде тика, тремора, подергивания отдельных мышц: «Шарко большая истерия» - истерия с выраженными двигательными расстройствами (истерические припадки, параличи или парезы) и (или) нарушения функций органов чувств, например слепота, глухота; «Шарко истерическая дуга» - приступ генерализованных тонических судорог у больных истерией, при которых тело больного истерией выгибается с опорой на затылок и пятки; «Шарко истерогенные зоны» - болезненные точки на теле (например, на затылке, руках, под ключицей, под молочными железами, на нижней части живота и др.), давление на которые может вызвать истерический припадок у больного истерией.

Причины возникновения и механизмы развития истерического невроза

Согласно современным воззрениям, в возникновении истерического невроза важная роль принадлежит наличию истерических черт личности и психического инфантилизма как фактору внутренних условий (В. В. Ковалев,1979), в чем, несомненно, существенная роль отводится наследственности. Из внешних факторов В. В. Ковалев и другие авторы придавали значение семейному воспитанию по типу «кумир семьи» и другим видам психотравмирующего воздействия, которые могут быть весьма различными и в определенной степени зависят от возраста ребенка. Так, в младшем детском возрасте истерические расстройства могут возникнуть в ответ на острый испуг (чаще это кажущаяся угроза жизни и благополучию). В дошкольном и младшем школьном возрасте подобные состояния в ряде случаев развиваются после физического наказания, при выраженном недовольстве родителей поступком ребенка или категорическом отказе выполнить его просьбу. Подобные истерические расстройства носят обычно временный характер, они могут не повториться в последующем, если родители поймут свою ошибку и будут более бережно относиться к ребенку. Следовательно, речь не идет о развитии истерии, как болезни. Это лишь элементарная истерическая реакция.

У детей среднего и старшего (фактически, у подростков) школьного возраста истерия обычно возникает вследствие длительно действующей психотравмы, которая ущемляет ребенка как-личность. Давно подмечено, что различные клинические проявления истерии чаще наблюдаются у изнеженных детей со слабой волей и невосприимчивостью к критике, не приученных к труду, не знающих слов «нельзя» и «надо». У них доминирует принцип «дай» и «хочу», имеется противоречие между желанием и реальной действительностью, недовольством своим положением дома или в детском коллективе.

Механизм возникновения истерического невроза И. П. Павлов объяснял преобладанием подкорковой деятельности и первой сигнальной системы над второй, что четко сформулировано в его работах: «... истерический субъект живет в большей или меньшей степени не рассудочной, а эмоциональной жизнью, управляется не корковой деятельностью, а подкорковой...».

Клинические проявления истерического невроза

Клиника истерии весьма разнообразна. Как было указано в определении данной болезни, она проявляется двигательными вегетативными, чувствительными и аффективными расстройствами. Эти нарушения в различной степени выраженности могут быть у одного и того же больного, хотя иногда имеет место только один из приведенных симптомов.

Клинические признаки истерии наиболее выраженны у подростков и взрослых. В детском возрасте она менее демонстративна и часто моносимптоматична.

Отдаленным прообразом истерии могут быть состояния, часто встречаемые у детей первого года жизни; ребенок, который еще осознанно не произносит отдельных слов, но уже может самостоятельно садиться и сидеть (в 6-7 месяцев), протягивает к маме свои ручки, выражая этим желание, чтобы его взяли. Если мать по каким-то причинам не выполняет эту бессловесную просьбу, ребенок начинает капризничать, плакать, а нередко забрасывает головку назад и падает, кричит, дрожит всем телом. Стоит взять его на руки, как он быстро успокаивается. Это есть не что иное, как самое элементарное проявление истерического припадка. С возрастом проявление истеричности все более усложняется, но цель остается прежней - добиться своего «хочу». Она лишь может дополняться противоположным желанием, «не хочу», когда ребенку предъявляются требования или даются поручения, которые он выполнять не хочет. И в чем больше категоричной форме предъявляются эти требования, тем выраженнее и многообразнее реакция протеста. Семья, по образному выражению В. И. Гарбузова (1977), становится для ребенка настоящим «полем битвы»: борьба за не разделенную ни с кем любовь, внимание, заботу, центральное место в семье, нежелание иметь братика или сестричку, отпускать от себя родителей.

При всем разнообразии истерических проявлений в детском возрасте наиболее часто встречаются двигательные и вегетативные расстройства и относительно редко чувствительные нарушения.

Двигательные нарушения. Можно выделить отдельные клинические формы истерических расстройств, сопровождающихся двигательными нарушениями: припадки, в том числе респираторные аффективные, параличи, астазия-абазия, гиперкинезы. Они обычно сочетаются с аффективными проявлениями, но могут быть и без них.

Истерические припадки - основное, наиболее яркое проявление истерии, которое позволило выделить эту болезнь в отдельную нозологическую форму. Следует отметить, что в настоящее время как у взрослых, так и у детей практически не встречаются или наблюдаются исключительно редко развернутые истерические припадки, которые были описаны Ж. Шарко и 3. Фрейдом в конце XIX в. Это так называемый патоморфоз истерии (как и многих других заболеваний) - стойкое изменение клинических проявлений болезни под влиянием факторов окружающей действительности: социальных, культурных (обычаи, мораль, культура, образование), успехов медицины, профилактических мероприятий и др. Патоморфоз не относится к числу наследственно закрепленных изменений, что не исключает проявлений в первоначальном виде.

Если сравнивать истерические припадки, с одной стороны, у взрослых и подростков, и с другой - в детском возрасте, то у детей они носят более элементарный, простой, рудиментарный (как бы недоразвитый, сохраняющийся в зачаточном состоянии) характер.

Для иллюстрации будет приведено несколько характерных наблюдений.

Бабушка привела на прием трехлетнего Вову, который, по ее словам, «болен нервным заболеванием». Мальчик часто бросается на пол, колотит ножками, плачет. Такое состояние наступает при невыполнении его желаний. После приступа ребенка укладывают в постель, около него часами сидят родители, затем покупают много игрушек и тут же выполняют все его просьбы. Несколько дней назад Вова был с бабушкой в магазине, просил ее купить шоколадного мишку. Зная характер ребенка, бабушка хотела выполнить его просьбу, но не хватило денег. Мальчик начал громко плакать, кричать, затем упал на пол, бился головой о прилавок. Дома были подобные приступы до тех пор, пока его желание не было исполнено.

Вова - единственный ребенок в семье. Родители большую часть времени проводят на работе, а воспитание ребенка полностью поручено бабушке. Она очень любит своего единственного внука, и у нее «разрывается сердце», когда он плачет, поэтому все прихоти мальчика выполняются.

Вова - живой, подвижный ребенок, но очень упрям, а на любые поручения дает стандартные ответы: «не буду», «не хочу». Родители расценивают такое поведение как большую самостоятельность.

При осмотре со стороны нервной системы не обнаружено никаких признаков ее органического поражения. Родителям дан совет не обращать внимания на подобные приступы, игнорировать их. Совет врачей родители выполнили. Когда Вова падал на пол, бабушка выходила в другую комнату, и приступы прекратились.

Второй пример - истерический припадок у взрослого.

Во время моей работы невропатологом в одной из районных больниц Беларуси однажды зашел в наше отделение главный врач и сообщил, что мы должны на следующий день пойти на овощную базу и перебрать картошку. Все мы молча, но с воодушевлением (раньше нельзя было иначе) встретили его распоряжение, а одна из санитарок, женщина около 40 лет, упала на пол, выгнулась дугой и затем стала биться в судорогах. Мы знали о наличии у нее подобных припадков и оказали необходимую в таких случаях помощь: побрызгали холодной водой, похлопали по щекам, дали понюхать нашатырный спирт. Через 8- 10 минут все прошло, но женщина испытывала большую слабость, не могла сама передвигаться. Ее отвезли домой на больничной машине и, разумеется, она не пошла работать на овощную базу.

Из рассказа больной и разговоров ее знакомых (женщины всегда любят посудачить) выяснено следующее. Она росла в деревне в зажиточной и трудолюбивой семье. Окончила 7 классов, училась посредственно. Родители рано приучили ее к труду по хозяйству и воспитывали в жестких и требовательных условиях. Многие желания в подростковом возрасте подавлялись: запрещалось ходить на посиделки со сверстниками, дружить с ребятами, посещать танцы в деревенских клубах. Всякие протесты в этом плане встречали запрет. Девушка испытывала ненависть к родителям, особенно к отцу. В 20 лет вышла замуж за разведенного односельчанина, который был значительно старше ее. Человек этот был ленив и имел определенную страсть к выпивке. Жили отдельно, детей не было, домашнее хозяйство было запущенным. Через несколько лет развелись. Часто вступала в конфликты с соседями, которые пытались чем-то ущемить «одинокую и беззащитную женщину».

Во время конфликтов с ней случались припадки. Односельчане стали ее сторониться, лишь с несколькими подругами находила общий язык и взаимопонимание. Вскоре ушла работать санитаркой в больницу.

В поведении очень эмоциональна, легковозбудима, но старается сдерживать и скрывать свои эмоции. На работе в конфликты не вступает. Очень любит, когда ее хвалят за хорошую работу, в таких случаях трудится, не покладая рук. Любит помодничать на «городской манер», пококетничать с больными мужского пола и поговорить на эротические темы.

Как видно из приведенных данных, причин для невроза было более чем достаточно: это и ущемление сексуальных влечений в детстве и в юношеские годы, и неудачно сложившиеся семейные отношения, и материальные трудности.

Насколько мне известно, истерических припадков у этой женщины не было в течение 5 лет, по крайней мере на работе. Состояние ее было вполне удовлетворительным.

Если проанализировать характер истерических припадков, то может сложиться впечатление, что это простая симуляция (притворство, т.е. имитация болезни, которой нет) или аггравация (преувеличение признаков существующего заболевания). В действительности же это болезнь, но протекающая, как образно пишет А. М. Свядощ (1971), по механизму «условной желательности, приятности для больного, или «бегство в болезнь» (по 3. Фрейду).

Истерия - это способ защитить себя от сложных жизненных ситуаций или достичь желаемой цели. Истерическим припадком больной стремится вызвать сочувствие у окружающих, они не наступают, если нет посторонних лиц.

В истерическом припадке нередко видна определенная артистичность. Больные падают, не получая ушибов и повреждений, нет прикусов языка или слизистой полости рта, недержания мочи и кала, что часто встречается при эпилептическом припадке. И все же их отличить не так просто. Хотя в ряде случаев могут быть индуцированные расстройства, в том числе за счет поведения врача во время припадка у больного. Так, Ж. Шарко во время демонстрации студентам истерических припадков обсуждал при больных их отличие от эпилептических, обращая особое внимание на отсутствие непроизвольного мочеиспускания. Когда в следующий раз он продемонстрировал того же больного, то тот во время припадка помочился.

Респираторные аффективные припадки . Данная форма припадков известна также, как спастический плач, плач-рыдания, приступы задержки дыхания, аффект-респираторные припадки, судороги ярости, плач гнева. Главное в определении - респираторный, т.е. относящийся к дыханию. Припадок начинается с плача, вызванного отрицательным эмоциональным воздействием или болью.

Плач (или крик) становится все более громким, дыхание учащается. Внезапно во время вдоха дыхание задерживается вследствие спазма мышц гортани. Голова обычно запрокидывается кзади, вздуваются вены на шее, возникает синюшность кожных покровов. Если это длится не более 1 минуты, то появляются лишь бледность и небольшая синюшность лица, чаще только носогубного треугольника, ребенок делает глубокий вдох и на этом все прекращается. Однако в некоторых случаях задержка дыхания может продолжаться несколько минут (иногда до 15-20), ребенок падает, частично или полностью теряет сознание и могут быть судороги.

Данный вид припадков наблюдается у 4-5% детей в возрасте 7-12 месяцев и составляет 13% всех судорог у детей до 4 лет жизни. Респираторные аффективные припадки подробно нами описаны в «Медицинской книге для родителей» (1996), где указана их связь с эпилепсией (в 5-6% случаев).

В данном разделе отметим лишь следующее. Респираторные аффективные припадки чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, они психогенно обусловлены и являются часто встречающейся формой примитивных истерических реакций у детей раннего возраста, обычно исчезают к 4-5 годам. В их возникновении определенную роль играет наследственная отягощенность подобными состояниями, что, по нашим данным, имело место у 8-10% обследованных.

Что делать в подобных случаях? Если ребенок плачет и «заходится», то можно его побрызгать холодной водой, шлепнуть или встряхнуть, т.е. нанести другой выраженный раздражитель. Нередко этого бывает достаточно и припадок дальше не развивается. Если же ребенок падает и возникают судороги, то его следует положить на кровать, придержать голову и конечности (но не удерживать их насильно), чтобы избежать ушибов и повреждений, и вызвать врача.

Истерические парезы (параличи) . В плане неврологической терминологии парез - ограничение, паралич - отсутствие движений в одной или нескольких конечностях. Истерический парез или паралич - это соответствующие расстройства без признаков органического поражения нервной системы. Они могут захватывать одну или несколько конечностей, чаще бывают в ногах, а иногда ограничиваются только частью ноги или руки. При частичном поражении одной конечности слабость может ограничиться только стопой или стопой и голенью; в руке это будет соответственно кисть или кисть и предплечье.

Истерические парезы или параличи встречаются значительно реже приведенных выше истерических двигательных нарушений.

В качестве примера приведу одно из личных наблюдений.

Несколько лет назад меня попросили проконсультировать девочку 5 лет, у которой несколько дней назад парализовало ноги. Кем-то из врачей предполагалось даже заболевание полиомиелитом. Консультация была срочной.

Девочку принесли на руках. У нее совершенно не двигались ноги, она не могла даже пошевелить пальцами стопы.

Из расспроса родителей (анамнеза) удалось установить, что 4 дня назад девочка стала без видимой причины плохо ходить, а вскоре не могла совершать ни малейшего движения стопами. При подъеме ребенка подмышки ноги свисали (болтались). Когда приставляли ноги к полу, они подгибались. Она не могла садиться, а посаженная родителями тут же валилась набок и назад. При неврологическом обследовании не было обнаружено органических поражений нервной системы. Это наряду с многими предположениями, которые складываются в процессе осмотра больного, наводило на мысль и о возможности истерического паралича. Быстрое развитие этого состояния потребовало выяснить его связь с определенными причинами. Однако родители их не находили. Стал уточнять, чем она занималась и что делала несколько дней накануне. Родители снова отметили, что это были обычные дни, они работали, девочка находилась дома с бабушкой, играла, бегала, была веселой. И как бы между прочим мама отметила, что купила ей коньки и уже несколько дней водила учиться кататься. При этом у девочки изменилось выражение лица, она как-то вроде встрепенулась и побледнела. На вопрос, нравятся ли ей коньки, неопределенно пожала плечами, а на вопрос, хочет ли она ходить на каток и стать чемпионкой по фигурному катанию, вначале ничего не ответила, а потом тихо сказала: «Не хочу».

Оказалось, что коньки были ей несколько велики, она не могла на них стоять, катание не получалось, она постоянно падала, а после катка побаливали ноги. Следов ушибов на ногах не обнаружено,хождение на каток продолжалось несколько дней с минимальными сдвигами. Очередное посещение катка было назначено на день начала болезни. К этому времени у девочки появился страх перед очередным катанием, она стала ненавидеть коньки, боялась кататься.

Причина паралича стала ясной, но как ей помочь? Выяснилось, что сна любит и умеет рисовать, ей нравятся сказки про хороших животных, и разговор перешел на эти темы. Тут же был «поставлен крест» на коньках и катании, и родители твердо пообещали отдать коньки племяннику и каток больше не посещать. Девочка оживилась, охотно беседовала со мной на нравящиеся ей темы. Я же во время беседы поглаживал ее ноги, слегка массируя. Понял также, что девочка внушаема. Это дает надежду на успех. Первым делом удалось добиться, чтобы она лежа немного упиралась ногами в мои руки. Это получилось. Затем она смогла самостоятельно сесть и посидеть. Когда и это удалось, попросил ее, сидя на диване и опустив ноги, прижать их к полу. Так постепенно, этап за этапом, она начала стоять самостоятельно, вначале пошатываясь и подгибая колени. Затем, с перерывами на отдых, начала немного ходить, а в конечном итоге почти хорошо прыгать то на одной, то на другой ноге. Родители все это время сидели молча, не проронив ни слова. После завершения всей процедуры сказал ей с оттенком вопроса «Ты здорова?» Она вначале пожала плечами, затем ответила «да». Отец хотел взять ее на руки, но она отказалась и пошла с четвертого этажа пешком. Я наблюдал за ними незаметно. Походка у ребенка была нормальной. Больше они ко мне не обращались.

А всегда ли так легко удается вылечить истерический паралич? Конечно, нет. Повезло мне и ребенку в следующем: раннее обращение, установление причины заболевания, внушаемость ребенка, правильное реагирование на психотравмирующую ситуацию.

В данном случае был явный межличностный конфликт без всяких сексуальных наслоений. Если бы родители вовремя прекратили посещение катка, купили ей коньки по размеру, а не «на вырост», возможно, не было бы подобной истерической реакции. Но, как знать, хорошо то, что хорошо кончается.

Астазия-абазия в дословном переводе означает отсутствие возможности самостоятельного (без поддержки) стояния и ходьбы. При этом в горизонтальном положении в постели активные и пассивные движения в конечностях не нарушены, сила в них достаточная, координация движений не изменена. Встречается при истерии преимущественно у лиц женского пола, чаще в подростковом возрасте. Мы наблюдали подобные случаи у детей, как мальчиков, так и девочек. Предполагается связь с острым испугом, который может сопровождаться слабостью в ногах. Могут быть и другие причины данного расстройства.

Приведем несколько наших наблюдений.

Мальчик 12 лет поступил в детское неврологическое отделение с жалобами на невозможность самостоятельно стоять и ходить. Болен в течение месяца.

Со слов родителей, перестал ходить в школу через 2 дня после того, как пошел с отцом на длительную прогулку в лес, где испугался внезапно вспорхнувшей птицы. Сразу же подкосились ноги, посидел и все прошло. Отец дома подтрунивал над ним, что трусливый и физически слабый. Подобное было и в школе. На насмешки сверстников болезненно реагировал, переживал, пытался при помощи гантелей «накачать» силу мышц, но через неделю охладел к этим занятиям. Первоначально лечился в детском отделении районной больницы, где был правильно поставлен диагноз астазия-абазия психогенного гене-за. При поступлении в нашу клинику: спокойный, несколько медлительный, в контакт вступает неохотно, отвечает на вопросы односложно. К своему состоянию относится индифферентно. Со стороны нервной системы и внутренних органов патологии не выявлено, в постели садится и сидит самостоятельно. При попытке поставить на пол не сопротивляется, но ноги сразу подгибаются, как только коснется ими пола. Весь обвисает и падает в сторону сопровождающего персонала.

Вначале естественные потребности справлял в постели на судно. Однако вскоре после насмешки сверстников попросил отводить его в туалет. Было отмечено, что по пути в туалет неплохо опирается ногами, хотя требовалась двусторонняя поддержка.

В стационаре проводились курсы психотерапии, принимал ноотропные препараты (аминалон, затем ноотропил), рудотель, дарсонвализацию ног. Лечению поддавался плохо. Через месяц мог ходить по отделению с односторонней помощью. Нарушения координации существенно уменьшились, оставалась выраженная слабость в ногах. Затем еще несколько раз лечился в стационаре психоневрологического диспансера. Через 8 месяцев от начала болезни походка полностью восстановилась.

Второй случай более своеобразный и необычный.

В нашу детскую неврологическую клинику поступила девочка 13 лет, которая до этого в течение 7 дней находилась в реанимационном отделении одной из детских больниц, куда была доставлена «скорой помощью». А предыстория этого случая была такова.

Родители девочки, жители одной из союзных республик бывшего СССР, часто приезжали торговать в Минск. В последнее время они живут здесь около года, занимаясь своим бизнесом. Их единственная дочь (назовем ее Галей - у нее действительно русское имя) жила с бабушкой и тетушками у себя на родине, ходила в 7-й класс. Летом приехала к родителям. Здесь ее встретил 28-летний уроженец той же республики, и она ему очень понравилась.

В их стране давно был обычай воровать невест. Эта форма заполучить жену в настоящее время стала более распространенной. Молодой человек познакомился с Галей и ее родителями, и вскоре ее, как рассказывала Галина мама, украл и увез на свою квартиру, где они пробыли трое суток. Затем родителям было сообщено о случившемся и, со слов мамы, якобы согласно обычаям мусульманских стран, украденная женихом девушка считается его невестой или даже женой. Этот обычай был соблюден. Молодожены (если их можно так назвать) стали жить вместе на квартире жениха. Ровно через 12 дней Гале утром стало плохо: появились боли внизу живота слева, болела голова, не могла подняться, а вскоре перестала говорить. Была вызвана «скорая помощь» и больную отвезли в одну из детских больниц с подозрением на энцефалит (воспаление головного мозга). Естественно, что врачу «скорой помощи» не было ни слова сказано о предшествующих событиях.

В больнице Галю осматривали многие специалисты. Данных, свидетельствующих об остром хирургическом заболевании, не установлено. Гинеколог находил болезненность в области яичника слева и предполагал наличие воспалительного процесса. Однако девочка не вступала в контакт, не могла стоять и ходить, а при неврологическом обследовании вся напрягалась, что не позволило судить о наличии органических изменений нервной системы.

Проводилось всестороннее клиническое и инструментальное обследование внутренних органов и нервной системы, в том числе компьютерная и магнитно-резонансная томография головного мозга, которые не выявили органических расстройств.

В первые дни пребывания девочки в стационаре к ней в палату сумел войти и ее «муж». Увидев его, она стала плакать, что-то выкрикивать на своем языке (русский знает крайне плохо), вся затряслась и замахала руками. Его быстро вывели из палаты. Девочка успокоилась, а на следующее утро стала самостоятельно садиться и беседовать с мамой. Вскоре посещения «мужа» переносила спокойно, но в контакт с ним не вступала. Врачи заподозрили что-то неладное, и возникла мысль о психическом характере болезни. Матери пришлось рассказать некоторые детали случившегося, и через несколько дней девочка была переведена к нам на лечение.

При осмотре установлено: высокого роста, стройная, несколько склонная к полноте, хорошо развиты вторичные половые признаки. На вид можно дать 17-18 лет. Известно, что у женщин Востока раньше наступает половое созревание, чем в нашей климатической зоне. Несколько настороженна, невротична, в контакт вступает (через мать как переводчика), жалуется на головные боли сжимающего характера, периодически наступающие покалывания в области сердца.

При ходьбе несколько заносит в стороны, пошатывается во время стояния с вытянутыми вперед руками (проба Ромберга). Ест хорошо, особенно острые блюда. Возможность беременности не доказана. В палате адекватно ведет себя с окружающими. Во время посещения жениха уединяются и долго о чем-то беседуют. Спрашивает у мамы, почему он не приходит ежедневно. А в общем состояние заметно улучшается.

В данном случае явно видна истерическая реакция в виде астазии-абазии и истерического мутизма - отсутствие речевого общения при сохранности речевого аппарата и его иннервации.

Причиной состояния явилась ранняя половая жизнь ребенка со взрослым мужчиной. Возможно, в этом плане были и какие-то другие обстоятельства, о которых девушка вряд ли расскажет своей матери и тем более врачу.

Истерические гиперкинезы . Гиперкинезы - разнообразные по внешним проявлениям непроизвольные, избыточные движения в различных частях тела. При истерии могут быть как простыми - дрожание, вздрагивание всем телом или подергивание различных мышечных групп, так и весьма сложными - своеобразные вычурные, необычные движения и жесты. Гиперкинезы могут наблюдаться в начале или в конце истерического припадка, возникать периодически и без припадка, особенно в трудных жизненных ситуациях, или наблюдаются постоянно, особенно у взрослых или подростков.

В качестве примера приведу одно личное наблюдение, или свою, «первую встречу» с истерическим гиперкинезом, которая имела место в первый год моей работы районным невропатологом.

На центральной улице нашего небольшого городского поселка в маленьком частном домике жил с матерью один молодой человек 25-27 лет, у которого была необычная и странная походка. Он поднимал ногу, сгибая ее в тазобедренном и коленном суставах, отводил в сторону, затем вперед, вращая стопой и голенью, а затем штампующим движением ставил на землю. Движения были одинаковыми как с правой, так и с левой стороны. Этого человека часто сопровождала толпа детворы, повторяя его странную походку. Взрослые привыкли к этому и не обращали никакого внимания. Знали этого человека во всей округе из-за странностей ходьбы. Он был стройным, высоким и подтянутым, всегда ходил в военном кителе защитного цвета, штанах-галифе и начищенных до блеска сапогах. Понаблюдав за ним в течение нескольких недель, я сам подошел к нему, представился и попросил прийти на прием. Он отнесся к этому без особого энтузиазма, но все-таки явился в назначенный срок. Узнал от него лишь то, что подобное состояние продолжается в течение нескольких лет и наступило без видимой причины.

Исследование нервной системы ничего плохого не выявило. На каждый вопрос он отвечал кратко и обдуманно, говорил, что очень переживает из-за своей болезни, которую многие пытались вылечить, но никто не добился даже минимального улучшения. О своей прошлой жизни говорить не хотел, не видя в ней ничего особенного. Однако по всему было видно, что он не допускает вмешательства ни в свою болезнь, ни в свою жизнь, отмечалось лишь, что он артистически демонстрирует всем свою походку с какой-то гордостью и презрением к мнению окружающих и насмешкам детей.

Я узнал от местных жителей, что родители больного живут здесь давно, отец ушел из семьи, когда ребенку было 5 лет. Жили очень бедно. Мальчик окончил строительный техникум и работал на стройке. Был эгоцентричным, самолюбивым, терпеть не мог чужих замечаний, часто вступал в конфликты, особенно в тех случаях, когда речь шла о его личных качествах. Познакомился с разведенной женщиной «легкого» поведения и старше его по возрасту. Поговаривали о свадьбе. Однако вдруг все расстроилось, якобы на сексуальной основе, об этом рассказывала его бывшая знакомая кому-то из очередных своих кавалеров. После этого ни одна из девушек и женщин не хотела с ним иметь дела, а мужчины посмеивались над «слабаком».

Перестал ходить на работу и несколько недель не выходил из дому, а мать никого не пускала в дом. Затем его увидели во дворе со странной и неуверенной походкой, которая зафиксировалась на многие годы. Получил вторую группу инвалидности, мать же получала пенсию за выслугу лет. Так и жили вдвоем, кое-что выращивали на своем небольшом огороде.

Меня, как и многих врачей, лечивших и консультировавших больного, интересовал биологический смысл такой необычной ходьбы со своеобразным гиперкинезом в ногах. Он рассказывал лечащему врачу, что при ходьбе половые органы «прилипают» к бедру, и он не может сделать правильный шаг, пока не наступит «разлипание». Возможно, так и было, но в последующем он уходил от обсуждения данного вопроса.

Что же здесь произошло и каков механизм истерического невроза? Очевидно, что болезнь возникла у человека с истерическими чертами личности (акцентуация по истерическому типу), психотравмирующую роль сыграла подостро действующая конфликтная ситуация в виде неполадок на работе и в личной жизни. Человека везде преследовали неудачи, создающие противоречие между желаемым и возможным.

Больного консультировали все ведущие неврологические светила того времени, работавшие в Беларуси, он неоднократно обследовался и лечился, но эффекта не было. Даже сеансы гипноза не возымели положительного действия, а психоанализом в то время никто не занимался.

Понятна психологическая значимость для данного человека его истерических расстройств. Фактически это был единственный способ получения инвалидности и возможности существования без работы.

Лишился бы он этой возможности, и все бы пошло прахом. А работать он не хотел, да и, видимо, уже не мог. Отсюда глубокая фиксация данного синдрома и отрицательное отношение к лечению.

Вегетативные нарушения . Вегетативные расстройства при истерии обычно касаются нарушения деятельности различных внутренних органов, иннервация которых осуществляется за счет вегетативной нервной системы. Это чаще боли в сердце, эпигастральной (подложечной) области, головные боли, тошнота и рвота, чувство кома в горле с затруднением глотания, нарушение мочеиспускания, вздутие живота, запоры и др. Дети и подростки особенно часто испытывают покалывание в сердце, чувство жжения, нехватки воздуха и страха смерти. При малейшем волнении и различных ситуациях, требующих умственного и физического напряжения, больные хватаются за сердце, глотают лекарства. Свои ощущения они описывают как «мучительные, страшные, ужасные, непереносимые, жуткие» боли. Главное - привлечь к себе внимание, вызвать сострадание у окружающих, избежать необходимости выполнять какие-то поручения. И, повторяю, это не притворство и не аггравация. Это своеобразная болезнь у определенного типа личности.

Вегетативные нарушения могут быть и у детей раннего и дошкольного возраста. Если, к примеру, ребенка пытаются насильно покормить, то он с плачем жалуется на боли в животе, а иногда во время плача от неудовольствия или нежелания выполнить какое-то поручение ребенок начинает часто икать, затем возникают позывы на рвоту. В таких случаях родители обычно сменяют гнев на милость.

В силу повышенной внушаемости вегетативные нарушения могут возникать у детей, которые видят болезнь родителей или других лиц. Описаны случаи, когда ребенок, увидев задержку мочеиспускания у взрослого, сам перестал мочиться, и даже приходилось спускать мочу катетером, что приводило к еще большей фиксации данного синдрома.

Это общее свойство истерии - принимать формы других органических заболеваний, имитируя эти болезни.

Вегетативные нарушения часто сопутствуют другим проявлениям истерии, например, могут быть в промежутках между истерическими припадками, но иногда истерия проявляется только в виде разнообразных или стойких однотипных вегетативных расстройств.

Чувствительные нарушения. Изолированные чувствительные нарушения при истерии в детском возрасте встречаются исключительно редко. Они выраженны у подростков. Однако и у детей возможны изменения чувствительности, обычно в виде ее отсутствия в определенной части тела с одной или с обеих сторон. Одностороннее снижение чувствительности на боль или ее повышение всегда распространяется строго по средней линии тела, что отличает данные изменения от изменений чувствительности при органических заболеваниях нервной системы, которые обычно не имеют четко очерченных границ. Такие больные могут не чувствовать части конечности (руки или ноги) с одной или обеих сторон. Могут встречаться истерическая слепота или глухота, но они более присущи взрослым, чем детям и подросткам.

Аффективные нарушения. В плане терминологии аффект (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) означает относительно кратковременное, выраженное и бурно протекающее эмоциональное переживание в виде ужаса, отчаяния, тревоги, ярости и других внешних проявлений, что сопровождается криком, плачем, необычными жестами или угнетенным настроением и снижением психической активности. Состояние аффекта может быть физиологическим в ответ на резко выраженное и внезапно наступившее чувство гнева или радости, что обычно адекватно силе внешнего воздействия. Оно кратковременное, быстро преходящее, не оставляющее длительно сохраняющихся переживаний.

Все мы периодически радуемся хорошему, переживаем огорчения и невзгоды, которые часто встречаются в жизни. Например, ребенок нечаянно разбил дорогую и любимую вазу, тарелку или испортил какую-то вещь. Родители могут накричать на него, пожурить, поставить в угол, проявить на некоторое время индифферентное отношение. Это обычное явление, путь привития ребенку запретов («нельзя»), необходимых в жизни.

Истерические аффекты носят неадекватный характер, т.е. не соответствуют содержанию переживания или возникшей ситуации. Они обычно резко выражены, внешне ярко оформлены, театрализованны и могут сопровождаться своеобразными позами, рыданиями, заламыванием рук, глубокими вздохами и т.д. Подобные состояния могут возникать накануне истерического припадка, сопровождают его или наступают в промежутке между приступами. В большинстве случаев им сопутствуют вегетативные, чувствительные и другие расстройства. Нередко на определенном этапе развития истерии могут проявляться исключительно эмоционально-аффективными расстройствами, к которым в большинстве случаев присоединяются и другие нарушения.

Другие расстройства . Среди других истерических расстройств следует отметить афонию и мутизм .
Афония - отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи. Она преимущественно носит гортанный или истинный характер, встречается при органических, в том числе воспалительных, заболеваниях (ларингит), при органических поражениях нервной системы с нарушением иннервации голосовых связок, хотя может быть психогенно обусловлена (функциональная), что в ряде случаев имеет место при истерии. Такие дети говорят шепотом, иногда напрягая лицо, чтобы создать впечатление невозможности нормального речевого общения. В ряде случаев психогенная афония наступает только в определенной ситуации, например, в детском саду при общении с воспитателем или на уроках в школе, в то время как при разговоре со сверстниками речь более громкая, а в домашних условиях она не нарушена. Следовательно, имеет место речевой дефект лишь на определенную ситуацию, чем-то неугодную ребенку, в виде своеобразной формы протеста.

Более выраженной формой речевой патологии является мутизм - полное отсутствие речи при сохранности речевого аппарата. Он может встречаться при органических заболеваниях головного мозга (обычно в сочетании с парезами или параличами конечностей), тяжелых психических заболеваниях (например, при шизофрении), а также при истерии (истерический мутизм). Последний может быть тотальным, т.е. отмечается постоянно в различных условиях, или избирательным (элективным) - наступает только в определенной ситуации, например, при разговоре на определенные темы или в отношении конкретных лиц. Тотальный психогенно обусловленный мутизм часто сопровождается выразительной мимикой и (или) сопутствующими движениями головы, туловища, конечностей (пантомимика).

Тотальный истерический мутизм в детском возрасте встречается исключительно редко. Описаны отдельные казуистические его случаи у взрослых. Механизм возникновения данного синдрома неизвестен. Общепринятое ранее положение о том, что истерический мутизм обусловлен торможением речедвигательного аппарата, не содержит никакой конкретизации. По мнению В. В. Ковалева (1979), элективный мутизм обычно развивается у детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью и чертами повышенной тормозимости в характере при повышенных требованиях к речевой и интеллектуальной деятельности во время посещения детского сада (реже) или школы (чаще). Подобное может встречаться у детей в начале пребывания в психиатрическом стационаре, когда они молчат на занятиях, но вступают в словесный контакт с другими детьми. Механизм возникновения данного синдрома объясняется «условной желательностью молчания», которое защищает личность от психотравмирующей ситуации, например, вступать в контакт с непонравившимся воспитателем, отвечать на уроках и т.д.

В случае наличия у ребенка тотального мутизма всегда следует проводить тщательное неврологическое обследование с целью исключения органического заболевания нервной системы.

Как помочь себе (и близким) в случае истерики, агрессии, апатии, страха, тревоги или слез. Зожник приводит тут целиком важную для каждого брошюру о первой психологической доврачебной помощи: что нужно и чего нельзя делать в этих случаях.

Это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь себе и окружающим, оказавшимся в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями.

Оказавшись в такой ситуации человек переживает сильное эмоциональное потрясение, ведь его привычная «нормальная» жизнь в один момент изменилась. Находясь в таком состоянии, человек не всегда самостоятельно может справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями, которые захлестывают его в этот момент. Очень важно поддержать, помочь найти силы и мужество жить дальше.

Истерика

Истероидная реакция – сухими медицинскими словами «активная энергозатратрная поведенческая реакция». Человек бурно выплескивает свои эмоции на окружающих. Он может кричать, размахивать руками, одновременно плакать. Истерика всегда происходит в присутствии зрителей.

Истероидная реакция – это один из способов, с помощью которой наша психика реагирует на экстремальные события. Эта реакция очень энергозатратна и обладает свойством заражать окружающих.

Как помочь другому при истерике

  • Постарайтесь удалить зрителей и замкнуть внимание на себя. Чем меньше зрителей, тем быстрее истероидная реакция прекратится.
  • Если зрителей удалить невозможно, постарайтесь стать самым внимательным слушателем, оказывайте человеку поддержку, слушайте, кивайте, поддакивайте.
  • Меньше говорите сами. Если говорите, то короткими простыми фразами, обращаясь к человеку по имени. Если не «подпитывать» истерику провоцирующими словами, высказываниями, то через 10-15 минут она пойдет на спад.
  • После истерики наступает упадок сил, поэтому необходимо дать человеку возможность отдохнуть.

Помощь себе самому при истерике

В таком состоянии очень трудно чем-то помочь самому себе, потому что в этот момент человек находится в крайне взвинченном эмоциональном состоянии и плохо понимает, что происходит с ним и вокруг него.

Если у вас возникает мысль о том, как прекратить свою истерику, это уже первый шаг на пути ее прекращения. В этом случае нужно принять следующие действия:

  • уйти от «зрителей», остаться одному.
  • Умыться ледяной водой – это поможет прийти в себя.
  • Сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания на 1-2 секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1-2 секунды, медленный вдох и так далее.

Недопустимые действия при истерике

  • Не совершайте неожиданных действий (таких как дать пощечину, облить водой, потрясти человека).
  • Не вступайте с человеком в активный диалог по поводу его высказываний, не спорьте до тех пор, пока эта реакция не пройдет.
  • Не нужно считать, что человек делает это намеренно, чтобы привлечь к себе внимание.
  • Помните, что истероидные проявления – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
  • Не нужно говорить шаблонных фраз: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя», «соберись, тряпка».

Агрессия

Агрессивная реакция или гнев, злость – бывают нескольких видов: вербальная (когда человек высказывает слова угрозы) и невербальная (человек совершает агрессивные действия).

В ситуации, когда внезапно и существенно нарушается привычный уклад жизни любой человек имеет право испытывать злость, гнев, раздражение.

В такой ситуации вы сможете помочь человеку совладать со шквалом эмоций, со своим гневом и с достоинством пережить испытания, которые ему выпали.

Гнев – это еще более эмоционально заразительная реакция, чем истерика. Если вовремя ее не остановить, то в какой-то момент она может стать массовой. Многие люди, испытывая такую реакцию потом недоумевали, как такое могло с ними произойти.

Чтобы оказать человеку поддержку, примите его право на эту реакцию и то, что она направлена не на вас, а на обстоятельства.

Как помочь другому человеку в гневе

  • Разговаривайте с человеком спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи.
  • Важно говорить тише, медленнее и спокойнее, чем человек, который испытывает гнев.
  • Обращайтесь к человеку по имени, задавайте вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к этой ситуации: «Как вы считаете, что будет лучше сделать: это или вот это?»

Как помочь себе при агрессии

  • Постарайтесь высказать свои чувства другому человеку.
  • Дайте себе физическую нагрузку.

Недопустимые действия при агрессии

  • Не нужно считать, что человек, выражающий агрессию, по характеру злой.
  • Гнев – это выражение эмоциональной боли на «ненормальные» обстоятельства.
  • Не старайтесь переспорить или переубедить человека, даже если считаете, что он не прав.
  • Не угрожайте и не запугивайте.

Апатия

Апатия – снижение эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной активности человека.

Зачастую, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, это оказывается для него настолько тяжелым переживанием, что он не в состоянии сразу осознать то, что случилось, и апатия в данном случае выступает как психологическая анестезия.

Как помочь другому человеку при апатии

  • Если это возможно, дайте такой реакции состояться, постарайтесь обеспечить человеку комфортные условия, чтобы он мог отдохнуть.
  • Если это по каким-то причинам невозможно, то необходимо помочь человеку мягко выйти из этого состояния. Для этого вы можете предложить ему самомассаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон – мочек ушей и пальцев рук.
  • Можно дать стакан сладкого чая, предложить какую-то умеренную физическую нагрузку (погулять пешком, сделать простые упражнения).
  • Поговорите с человеком, задайте ему несколько простых вопросов, например, «Как ты себя чувствуешь?»
  • Скажите человеку, что испытывать апатию – это нормальная реакция на сложившиеся обстоятельства.
  • Когда мы даем реакции состояться, то это позволяет человеку в комфортном для него режиме осознать произошедшее.

Как помочь себе при апатии

  • Если вы чувствуете упадок сил, вам трудно собраться и начать что-то делать, и особенно если вы понимаете, что не способны испытывать эмоции, дайте себе возможность отдохнуть. Снимите обувь, примите удобную позу, постарайтесь расслабиться.
  • Не злоупотребляйте напитками, содержащими кофеин (кофе, крепкий чай), это может только усугубить ваше состояние. По возможности отдохните столько, сколько потребуется.
  • Если ситуация требует от вас действий, дайте себе короткий отдых, расслабьтесь хотя бы на 15-20 минут.
  • Помассируйте мочки ушей и пальцы рук. Эта процедура поможет вам немного взбодриться.
  • Выпейте чашку некрепкого сладкого чая.
  • Сделайте несколько физических упражнений, но не в быстром темпе.
  • Если необходимо работать – делайте это в среднем темпе, старайтесь сохранить силы. Например, если вам нужно дойти до какого-то места, не бегите – передвигайтесь шагом.
  • Не беритесь делать несколько дел сразу. В таком состоянии внимание рассеяно и сконцентрироваться трудно.
  • При первой же возможности дайте себе полноценный отдых.

Чего нельзя делать при апатии

  • Не «выдергивайте» человека из этого состояния и не прекращайте течение этой реакции без крайней на то нужды.
  • Не нужно призывать человека собраться, «взять себя в руки», апеллируя к моральным нормам, не нужно говорить «так нельзя», «ты сейчас должен».

Страх

Страх – это эмоция, которая оберегает нас от рискованных, опасных поступков, его время от времени испытывает каждый человек.

Опасным страх становится, когда он неоправдан или силен настолько, что лишает человека способности думать и действовать.

Сильные проявления страха – это тоже нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Страх, возникая один раз, может надолго поселиться в душе. И тогда он начнет мешать ему жить, вынуждая отказываться от каких-то действий, поступков, отношений.

Чем дольше человек живет со своим страхом, тем сложнее ему с ним бороться. Поэтому чем быстрее человек справится со своим страхом, тем меньше вероятность того, что это превратится в проблему, которая может беспокоить человека долгие годы.

Как помочь другому человеку, если он испытывает страх

Как помочь себе при страхе

  • Если вы находитесь в состоянии, когда страх лишает способности думать и действовать, то можно попробовать применить несколько простых приемов. Например, это могут быть дыхательные или физические упражнения.
  • Попытайтесь сформулировать для себя и проговорить вслух, что вызывает страх.
  • Если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с окружающими людьми – высказанный страх становится меньше.
  • При приближении приступа страха можно сделать несколько дыхательных упражнений.

Недопустимые действия

Даже если вы считаете, что страх неоправданный или нелепый, то не нужно пытаться убедить в этом человека фразами: “Не думай об этом”, “Это ерунда”, “Это глупости”. Когда человек находится в таком состоянии, для него страх серьезен и эмоционально болезнен.

Тревога

Состояние тревоги отличается от состояния страха тем, что, когда человек испытывает страх, он боится чего-то конкретного (поездок в метро, болезни ребенка, аварии и т.д.), а когда человек испытывает чувство тревоги, он не знает, чего он боится. Поэтому в каком-то смысле состояние тревоги тяжелее, чем состояние страха.

Источником тревоги очень часто является недостаток информации и состояние неопределенности, которое характерно для любой чрезвычайной ситуации.

Состояние тревоги может длиться долго, вытягивая из человека силы и энергию, лишая его возможности отдыха, парализуя способность действовать.

Как помочь человеку (или себе) при тревоге

  • При тревожной реакции очень важно постараться “разговорить” человека и понять, что именно его тревожит. В этом случае возможно, что человек осознает источник тревоги, и тогда она трансформируется в страх. А со страхом справиться проще, чем с тревогой.
  • Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. Тогда можно проанализировать, какая информация необходима, когда и где ее можно получить, составить план действий.
  • Самое мучительное переживание при тревоге – это невозможность расслабиться. Напряжены мышцы, в голове крутятся одни и те же мысли, поэтому можно предложить человеку сделать несколько активных движений, физических упражнений, чтобы снять напряжение, а еще лучше вовлечь его в продуктивную деятельность, связанную с происходящими событиями.

Недопустимые действия

  • Не оставляйте человека одного.
  • Не убеждайте его, что тревожиться незачем, особенно, если это не так.
  • Не скрывайте от него правду о ситуации или плохие новости, даже если с вашей точки зрения это может его расстроить.

Слезы

Плач – это реакция, позволяющая в сложной кризисной ситуации выразить переполняющие человека эмоции. Каждый хотя бы раз в жизни плакал и знает, что слезы, как правило, приносят значительное облегчение.

Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, он не может сразу, как по взмаху волшебной палочки вернуться в обычную жизнь. Его переполняют сильнейшие эмоции, и слезы в данном случае – способ выплеснуть свои чувства.

Любую трагедию, любую потерю человек должен ПЕРЕЖИТЬ. Пережить – это значит принять то, что с ним случилось, выстроить новые отношения с миром. Процесс переживания не может случиться сразу, он занимает какое-то время. Эмоционально это время очень непростое для человека.

Слезы, печаль, грусть, размышления о произошедшем свидетельствуют о том, что процесс переживания начался. Такая реакция считается самой лучшей.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, и это может нанести вред психическому и физическому здоровью человека.

Помощь пострадавшему

  • Нужно дать этой реакции состояться. Но находиться рядом с плачущим и не пытаться помочь ему – тоже неправильно.
  • Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы вместе с ним сочувствуете и переживаете. Можно просто держать человека за руку, иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.
  • Важно дать человеку возможность говорить о своих чувствах.
  • Если вы видите, что реакция плача затянулась и слезы уже не приносят облегчения человеку, можно предложить выпить ему стакан воды – это известное и широко используемое средство.
  • Можно предложить человеку сконцентрироваться на глубоком и ровном дыхании, вместе с ним заняться каким-нибудь делом.

Помочь себе при плаче

  • Если вы плачете, не нужно сразу стараться успокоиться, “взять себя в руки”. Нужно дать себе время и возможность выплакаться.
  • Однако, если вы чувствуете, что слезы уже не приносят облегчения и нужно успокаиваться, то необходимо выпить стакан воды, после чего медленно, но неглубоко дышать, концентрируясь на своем дыхании.

Недопустимые действия

  • Не нужно пытаться остановить эту реакцию, успокоить человека и убедить его не плакать.
  • Не стоит считать, что слезы являются проявлением слабости.

Заключение

“Все, что не убивает меня, делает меня сильнее” – это изречение древнего философа как нельзя более точно описывает то, что происходит с человеком, переживающим психологическую травму. Кризисы после трагических событий, душевная боль, которую люди испытывают при потере близкого, – это плата за то, чтобы быть человеком. Кто-то справляется с этим сам, а кто-то сам справиться не может. В этом случае нет ничего постыдного или неудобного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту: психологу, врачу, психотерапевту.