Развитие речи у ребенка как правильно. Развитие речи у детей: стадии, методы формирования речевых навыков

Самой большой радостью в развитии ребенка каждый родитель считает тот момент, когда малыш начинает говорить. Конечно, начинается все с простых звуков и слогов. Это самый первый шаг малыша на пути овладения речью. Этот процесс очень трудоемкий и потребует усилий не только от ребенка, но и от родителей - ведь нужно приложить массу усилий, чтобы закрепить интерес малыша к речи. Есть несколько простых правил, как развить речь у ребенка.

Первое правило: никогда не стоит угадывать мысли ребенка. У каждого происходила ситуация: малыш возраста от полутора до двух лет указывает, например, на кошечку и говорит: «Кися». Мама тут же подхватывает мысль ребенка и начинает рассказывать: «Да, это кошка. Она очень красивая. Вот видишь, она идет по дорожке». Мама сказала все за малыша, зачем же ему еще что-то добавлять? Если уж вы задались вопросом, как развить речь у ребенка, то, в первую очередь, не угадывайте его мысли. Лучше задайте малышу вопросы и подождите ответа, даже если вы заранее знаете, что он ответит.

Второе правило: ведите разговоры со своим ребенком. Да, именно с ребенком, а не просто в присутствии него с кем-то другим. Читая сказку малышу, прервитесь и спросите, что, по его мнению, произойдет дальше, что ответит герой сказки. Не думайте, что раз малыш молчит, то ему нечего сказать. Не забывайте, что ему нужно время подумать, поэтому не торопите его с ответом, а терпеливо ждите. Самым важным в вопросе, как развить речь у ребенка, является стимуляция его к речи. Задавайте больше вопросов. Речь детей в 2 года - это мысли вслух.

Третье правило: стоит учить малыша говорить правильными предложениями. Надо основательно подходить к вопросу, как развивать речь у ребенка 2 лет правильно. Сначала малыш осваивает простые слова, потом словосочетания, а потом переходит к предложениям. И вот здесь задача родителей - помочь ребенку овладеть полным искусством речи. Задавайте ему наводящие вопросы, просите его рассказать о каком-то предмете, который встречается на вашем пути на прогулке, о животном, птичке.

Четвертое правило: каждый вечер переживайте с ребенком этот день еще раз. Перед тем, как поговорите с ним о том, что вы видели, делали в этот день. Спросите его, чем бы он хотел заняться завтра, вместе постройте планы. Если вы провели день не вместе, то пусть ребенок расскажет вам, что он делал и с кем, что нового он увидел и узнал. В эти моменты малыш не только развивается, но и учится слушать других. Такие разговоры очень помогают родителям правильно развить речь детей в 2 года, учат их мыслить логически и поэтапно.

Пятое правило: просите ребенка описывать каждый предмет. Обращайте его внимание на все яркие предметы, расскажите ему о том, что вы вместе видите. В следующий раз, когда вы увидите вновь дерево, облачко или животное, попросите малыша самого описать его своими словами. Также можете попросить его придумать историю, связанную с увиденным. Это поможет вам не только ответить на вопрос, как развить речь у ребенка, но и на вопрос, как развить у него воображение.

Шестое правило: оно последнее и самое главное в вопросе, как развивать речь у ребенка 2 лет - всегда говорите правильно. Не стоит сюсюкать с ребенком, коверкать слова на его лад. Не повторяйте неправильно произнесенные малышом слова, всегда поправляйте его и говорите правильный вариант, возможно, придется повторять одно слово 10 раз подряд, но ребенок запомнит его правильно. Не забывайте, в этом возрасте малыш - ваше зеркало, он полностью подражает вам, и как говорите вы, так и будет пытаться говорить ваш карапуз.

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

    Задувать свечку;

    Дуть в дудочку;

    Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

    Надувать мыльные пузыри;

    Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

    Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

    Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

Развитие речи ребенка начинается не тогда, когда он говорит свои первые слова, а гораздо раньше. Ведь в процессе речи принимают участие и дыхания, и мышцы губ, языка, рта, щек.

Поэтому можно сооружать фундамент для развития речи, начиная с даже с крохотного возраста. Игры на развитие дыхания, гимнастики, упражнения для ручек - все это закладывает по кирпичу ту основу, которая будет готовить аппарат речи вашего ребенка.

Развитие речи у ребенка происходит по нескольким направлениям: отработка артикуляции (упражнения, звуковая гимнастика), дыхательные упражнения, расширение активного словаря и развитие связной речи (пальчиковые игры, постановки пальчикового театра).

Дыхательные упражнения

Целью дыхательных упражнений является развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ. Также дыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и работу сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Выполнять гимнастику совсем несложно, а если делать ее в форме игры, то у вас получится интересное занятие на досуге вместе с ребенком.

На самом деле, не все дети умеют правильно дышать. Поэтому они часто чувствуют себя не очень хорошо - потому что легкие не полностью очищаются, и внутри остается «отработанный воздух». Научить ребенка правильно дышать можно в процессе дыхательной гимнастики.

Вдох должен происходить через нос, а выдох - через рот. При вдохе следите, чтобы плечи малыша не поднимались, и чтобы ребенок не напрягал тело. При выдохе следует выдыхать долго и плавно, не надувая щеки. Не огорчайтесь, если у ребенка не сразу все получится.

Использование свистулек и дудок

И так, эти игрушки хорошо развивают дыхание вашего малыша. Даже простые упражнения будут полезны, а еще можно придумывать игры с заданиями. Для детей лучше начинать с простых свистулек, ведь для того, чтобы получить звук, достаточно лишь дунуть. Надо выбирать свистульки, удобные для ручек малыша, и негромкие. Дудка подходит для старших детей, она позволяет получать различные звуки.

Мыльные пузыри

Мыльные пузыри нравятся всем, даже взрослым. Оказывается, игрушки с ними очень полезны. Ведь, опять же, они развивают дыхание малыша. Мыльные пузыри можно отмахивать, бегать за ними, ловя ладошками. Можно строить с пузырьков настоящую башню. Для этого налейте в стакан воды и мыльный раствор, возьмите с малышом по трубочке для сока и дуйте. Пена будет расти у вас на глазах - весело и полезно!

А еще с соломинками и мыльной водой можно играть в ванной! Но следите, чтобы ребенок не проглотил мыльный раствор.

Свечи

Дыхание на свечу является также полезным упражнением для малышей. Пусть свечи станут обязательными гостями на праздниках, потому что это дает еще одну возможность поиграть.

Задуть свечу - не такая уж и простая задача для двухлетнего ребенка. Ведь для этого необходимо сосредоточиться, набрать побольше воздуха в грудь, сложить губы трубочкой и дунуть. Да еще и не куда-нибудь, а на пламя свечи.

Но задувать свечу - это еще не самое сложное, для ребенка труднее - дуть на свечу так, чтобы не потушить пламя. Для этого выдох должен быть другим - плавным и долгим. А еще можно понемногу отходить от свечи, увеличивая расстояние. На примере свечи малыш может видеть, как он направляет свое дыхание. Но не забывайте о технике безопасности! Никогда не оставляйте ребенка наедине со свечами и спичками!

Вата, пенопласт, бумажки

На вату и пенопласт интересно дуть, пытаясь сдвинуть их с места. Эти упражнения можно превращать в настоящие игры. Например, зижмакайте небольшую бумажку - это будет мячик. Поставьте на гладкой поверхности (на столе) двое условных ворот и играйте в футбол, пытаясь задувать мячик в ворота соперника. Можно использовать не только вату, пенопласт и бумагу, пусть малыш попробует дуть на различные объекты вокруг.

Звуковая артикуляционная гимнастика. Звукоподражания

Кроме развития артикуляционного аппарата, такие игры еще и знакомят ребенка с животными. Приготовьте карточки с изображением различных животных или иллюстрации в журналах, книгах или возьмите игрушки-животные. Рассмотрите всех животных, поговорите о них, расскажите, кто как говорит, как питается и т.д. Ходите в зоопарк, слушайте звуки животных в Интернете, пусть малыш наблюдает и запоминает.

После какого-то времени показывайте малышу снова тех же животных и спрашивайте, как говорят (ворона каркает «кар-кар», слон трубит «ту-у», осел ревет «иа-иа» и т.п.).

Тянем звуки

Правила этой игры просты, но дети очень любят играть в нее вместе с родителями. Выбираете определенный звук, набираете полные легкие воздуха и начинаете тянуть звук (долго говорить без перерыва). Кто его протянет дольше? Понятное дело, что малыш! Вы же не забываете немного подыгрывать ребенку? Проще тянуть гласные звуки, но некоторые согласные также стоит попробовать, например, свистящие и шипящие.

Игру можно разнообразить, предложив не просто тянуть звук, а добавить игрового момента: «Чей тигр прорычит дольше (звук « Р »? Чья змея просочит дольше (звук« С »? Мы пришли в магазин, а там - настоящий слон! Как мы удивимся? А кто удивляется дольше (звук «О»?

Шепотом

Такая игра будет развивать не только речь, но и слух. Для нее необходимо игрушка - кукла, мишка и тому подобное. Положите игрушку спать, объясните малышу, что игрушка спит, поэтому надо разговаривать шепотом, чтобы не разбудить друга. Поговорите о чем-то, почитайте стихи, сказку, спросите у малыша, что он понял и запомнил. Но не затягивайте, чтобы игра не надоела, объявите, что игрушка проснулась, и теперь можно снова говорить громко.

Инструкция

Как установили ученые и медики, ребенок уже слышит, находясь в утробе матери, поэтому первое правило для стимулирования развития речи малыша очевидно: необходимо с первых дней жизни ребенка постоянно с ним разговаривать, четко произнося слова. Когда малышу исполнится полгода, можно начать показывать ему различные предметы и игрушки, внятно произнося их названия. Конечно, ребенок не сможет тут же воспроизвести эти названия, но в памяти станет накапливаться определенный запас слов.

Любое действие, производимое с малышом, будь то умывание, кормление и тому подобное, должно мамочкой проговариваться и сопровождаться простыми словами. Например, «топ-топ» и «ням-ням».

Хорошо развивают мелкую моторику пальцев и произношение слов такие игры, как «Мышка кашку варила» или «Ладушки». Доказано, что развитие мелкой моторики стимулирует речевой центр. Поэтому чаще играйте с детками, давайте трогать разные по форме, текстуре и температуре предметы. Сейчас существует множество игр и игрушек, помогающих разнообразить упражнения. Многие предпочитают для этого использовать такие предметы, как пуговицы и бусинки, но малыш может их проглотить, поэтому ребенок должен быть под постоянным и бдительным надзором мамы.

Каждый день хотя бы полчаса надо уделять время разговорам с малышом. Задавать наводящие вопросы в определении названия предмета или игрушки. Все это надо делать с большим вниманием и терпением. Терпение и регулярность – первые помощники в развитии речи ребенка.

Если мама замечает, что ребенок понимает, но затрудняется говорить, то следует применять специальные упражнения, которые помогут освоить разговорную речь малыша. Это может быть любая доступная игра, но если мама видит, что ребенок потерял интерес, следует переключить его внимание на другую игру или занятие.

Хорошим подспорьем в освоении разговорной речи могут быть первые детские книжки с яркими иллюстрациями. Показывая ребенку картинку, не надо добиваться, чтобы он непременно произнес слово «корова» или «гусь», достаточно, если малыш на первых порах просто укажет на картинку и осмысленно произнесет «му-му» или «га-га».

Если же у ребенка наблюдается стойкое нежелание говорить, следует обратиться к специалисту-логопеду. Врач проведет диагностику, если есть нарушения физиологии развития, вероятно, назначит медикаментозное лечение и массаж, при психическом отклонении или угнетении речевого центра – нужно будет приступить к регулярным занятиям на базе медучреждения. Если же причина поведенческого толка, придется терпеливо и монотонно вновь и вновь возвращаться к играм на развитие речи, зарядкам для язычка и прочим упражнениям.

Маленького ребёнка не нужно специально обучать языку, он слышит речь семьи и начинает подражать. В современном мире, к сожалению, родители часто не уделяют детям достаточно времени, предоставляя их самим себе или электронным играм. Это может негативно отразиться на том, что именно и как говорит ребёнок. Для овладения связной грамотной речью нужны силы и время, и лучше всего развивают речь дошкольников ежедневные разговоры, чтение и игры с родителями.

Какие факторы влияют на развитие речи?

Существует два основных фактора, влияющих на развитие речи ребёнка:

Биологический фактор . Вероятность, что у ребёнка возможны сложности или нарушение речевого развития, намного выше, если ещё до рождения возникали проблемы: отставание в развитии, гипоксия, перенесённое мамой во время беременности инфекционное заболевание. Могут повлиять на речь и болезни, которыми переболел в первые годы жизни сам ребёнок. В этом случае развитие речевых способностей будет эффективно при слаженной работе родителей, невролога, логопеда, нелишним будет общение с педагогом дошкольного образования.

Социально-психологический фактор. Второй очень важный аспект для развития речи у дошкольника – обстановка дома, общение с родителями, сверстниками. Как правило, с детьми, которые имеют задержку речевого развития, родители практически не разговаривают. Чем больше ребёнок взаимодействует с другими людьми, ведёт диалог, учится подбирать нужные слова, старается понимать обращённую к нему речь, тем скорее и полнее он овладеет навыками говорения. Улучшение речевых навыков – важный процесс для ребенка в дошкольном возрасте. Чтобы понять, насколько хорошо развит ваш ребёнок, вы самостоятельно можете провести небольшое тестирование. Попросите рассказать историю, которая с ним сегодня приключилась, пересказать или придумать сказку. Обратите внимание, связаны ли между собой предложения, правильно ли используются слова в падежах и словоформы.

Типичные проблемы развития речи дошкольников

Для многих дошкольников типичны следующие проблемы в речи:


Ситуативная речь. Односложные предложения, зависящие от требования ребёнка (например, «дай куклу», «хочу пить»), – норма для 2-3-летнего малыша. Но затем дети постепенно увеличивают словарный запас. Зачастую это происходит настолько интенсивно, что к 5 годам дошкольники уже способны разговаривать со взрослыми почти на равных. Если ребёнок старше 4 лет не способен составить развёрнутое грамотное предложение, это является причиной для обращения к специалистам.

Бедность речи, небольшой словарный запас. К 5 годам ребёнок владеет запасом из 2500–3000 слов, к 7 годам лексикон расширяется ещё на 500 слов. В этом возрасте дети без труда строят фразы, поддерживают разговор со взрослыми, в том числе и на отвлечённые темы.

Неспособность грамотно выстроить диалог. Вопрос нужно формулировать просто и понятно – это предполагает, что и ответ будет соответствующим, кратким либо развёрнутым. Если дошкольник испытывает трудности с формулировкой вопросов и ответов, общаться ему непросто.

Затруднения с построением монолога. Вести монолог на заданную тему, пересказывать текст тоже нужно учиться. Средним дошкольникам до 4 лет эти навыки ещё не очень нужны – в их обычной жизни они не так востребованы. Но детям 5–7 лет умение связно рассказывать историю, пересказывать сказку необходимо, в противном случае в школе могут появиться сложности с учёбой.

Невозможность привести аргумент. Умение объяснить свою точку зрения, обосновать сделанные выводы, привести доводы в пользу своего утверждения – сложный, но важный навык для будущего ученика, отсутствие этого навыка в начальных классах может спровоцировать первые комплексы и отразиться на успеваемости ребёнка.
Плохая дикция, логопедические проблемы. Чаще всего они диагностируются в детском дошкольном учреждении. Но если ребёнок – «домашний», а его дикцией никто не занимается, к моменту начала непременной школьной социализации могут начаться сложности с обучением чтению, с освоением правил русского языка, с развитием коммуникативных навыков.

Как развивать речь дошкольника?

Когда нужны специалисты? Шепелявость, картавость и другие аналогичные проблемы со звукопроизношением поможет решить логопед. Заикание лечится с участием врача-невролога, поскольку проблема кроется не в речевом аппарате. Некоторые особенности строения ротовой полости могут потребовать консультации стоматолога, ортодонта. Психолог поможет малышу справиться с излишней стеснительностью, торопливостью и т.п. характерологическими особенностями.

Два важнейших правила развития правильной и красивой речи у ребёнка – это регулярность занятий и комплексный подход с привлечением специалистов.

Но ни один специалист не решит проблему, если родители не примут участия в развитии речи своего ребёнка. Как можно помочь малышу?

  • Не ленитесь повторять. Если замечаете, что ребёнок неправильно произносит какое-то слово, сами произнесите слово правильно несколько раз, сделайте это медленно и чётко. Важно не критиковать, а помогать – малыш должен понять, что вы хотите ему помочь, тогда он с удовольствием включится в занятия.
  • Учите слышать. Важно, чтобы дошкольник не только развивал речевые функции, но и научился слышать, осознавать смысл сказанного или услышанного, мог ответить на вопросы. Для этого с сыном или дочкой нужно как можно больше общаться, читать вслух, а затем пересказывать, разучивать стихи и весёлые песни. Совместные занятия с родителями не только пойдут на пользу развитию речи малыша, но и укрепят отношения в семье.

Полезные упражнения по развитию речи дошкольника

Предлагаем вам несколько несложных упражнений, которые помогут развить речевые навыки и облегчат формирование навыков коммуникации.

«Сказка по картинке»

Это упражнение направлено на совершенствование связной речи. Понадобится картинка, которая нравится ребёнку. Можете вместе её нарисовать, а затем составить рассказ по ней. Не превращайте игру в скучный урок, пусть малыш получает знания в весёлой игровой форме. Задавайте открытые вопросы, подталкивайте дошкольника к ответу, помогайте построить предложение, если задание вызывает трудности. Похвалите малыша за результат, он ведь очень старался!

«Опиши предмет»

Упражнение поможет в развитии воображения, формировании правильной красивой речи. Попросите ребёнка описать любой предмет, опираясь на все свои чувства – зрение, обоняние, осязание, вкус. Например, лимон. Определите, какой он формы? Какого цвета? Гладкий или шероховатый? Чем пахнет? Какой на вкус? Задайте дополнительные вопросы: в какой сказке ребёнок мог его видеть? Для чего лимон используют дома (пьют с ним чай, пекут лимонный пирог)? Чем больше «вопросов-ответов» вы сможете обыграть, тем больше почерпнёте слов для словаря дошкольника.

«Найди подходящее прилагательное»

Научит ребёнка понимать, чем похожи предметы, искать отличия, благодаря ему формируется грамматический костяк речи, который в дальнейшем поможет хорошо усваивать информацию. Играть в него можно начиная с 3-летнего возраста. Покажите дошкольнику несколько предметов, которые отличаются по размеру. Он должен не только определить, какой больше, а какой меньше, но и назвать разные подходящие прилагательные, например «гигантский», «малюсенький», «большой», «крошечный». Старайтесь использовать больше разных тем, чтобы развитие речевых способностей было разнообразным.

Чтение для развития речи

Читайте ребёнку – и вместе с ребёнком! И не только детские стихи и сказки: попробуйте предложить ему небольшой отрывок стихотворения Пушкина или Есенина о природе, попросите прокомментировать, что и как он понял, при необходимости объясните все непонятные фразы и выражения. Чем проще вы сможете объяснить, тем больше слов поймёт дошкольник.
Опирайтесь в поиске книг на любимые темы или героев ребёнка, о которых ему будет интересно читать или слушать.

Обратите внимание на колыбельные и потешки. Это кладезь интересных слов, словоформ, которые мы редко слышим в обычной жизни («домишко», «плетень», «краса» и т.п.). А ещё потешки помогают запомнить очерёдность выполнения действий.

Повторяющиеся звукосочетания, слова, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух и логическое мышление, помогают ребёнку запомнить слова, таким образом происходит обогащение словаря дошкольника. Под влиянием таких игр со звуками происходит быстрое и комфортное для ребёнка овладение звуковой грамотой. Вместо односложных предложений он учится использовать более сложные по составу.

Красивая развитая речь очень важна для обучения в школе. Первый класс часто сопровождается стрессом, связанным с изменением привычного образа жизни, новым коллективом, и уже имеющиеся проблемы с коммуникацией могут усугубиться. Задача родителей – подготовить ребёнка морально, настроить на позитивное восприятие школы, учебного процесса, а также выбрать правильную школьную программу, которая будет интересна и увлекательна для детей. Родители, которым важно психологическое состояние ребёнка, которое может сказаться на речевом развитии, а также его адаптация и самооценка, могут обратить внимание на . Она учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и позволяет ему развиваться в максимально комфортном для него темпе. При этом отсутствие оценок в первом классе стимулирует учебный процесс, потому что ребёнок не боится допустить ошибку, высказавшись неправильно. Эта обучающая система позволяет обойтись в первом классе без стрессов и способствует раскрытию речевого потенциала каждого малыша.

Ольга Фатеева