Кто придумал туфли. Любопытные факты о высоких каблуках, которые первыми носили мужчины

Если кто-то думает, что каблуки были придуманы для того, чтобы усложнить жизнь женщине, это совсем не так. У каблуков долгая и довольно странная история, которая уходит своими корнями в древность.

И в этой истории есть всё: и религиозные обряды, и дамы лёгкого поведения, и монарх-декадент, и отчаянные модницы. И кстати, первые высокие каблуки предназначались совсем не для дам, первыми модниками были мужчины. Но обо всё по порядку...


Каждая женщина знакома с тем, что когда проходишь весь день на каблуках (а ведь это считается обязательным для приемов, деловых встреч и просто «выхода в свет»), то вечером пальцы ног сводит судорогой. Но почему же люди подвергают себя таким пыткам. Обычно ответ связан с тем, что это ассоциируется с сочетанием власти, статуса, красоты и гендерной принадлежности. Каблуки никогда не носили потому, что кто-то хотел чувствовать себя более комфортно. Их носили (и продолжают носить), чтобы выглядеть более высоким, более элегантным, более сексуальным, возвышаться над соперниками, быть самым выдающимся человеком на сцене и доминировать над всеми в целом.

Древние времена: каблуки для актеров

Идея туфель на высоком каблуке или платформе на самом деле очень древняя. Один из первых подобных предметов обуви в истории появился (по крайней мере, о нем есть свидетельства) у актеров в Древней Греции. Он был известен как «котурны». Это были плоские сандалии на деревянной или пробковой подошве толщиной до 10 сантиметров. Однако их не обязательно носили на сцене, котурны на самом деле были символом социального класса различных персонажей в греческой драме и комедии. Чем был выше каблук, тем более «значимым» считался персонаж.

Есть также свидетельства того, что древние египтяне использовали каблуки, хотя и далеко не каждый день. Как и греки, они использовали обувь на высокой платформе для определенной цели. Фрески, датируемые примерно 3500 годом до нашей эры, показывают, что подобную обувь носили на религиозных церемониях. Однако сегодня уже никто не знает, почему это делали.

Средневековая Персия: тренд приживается

Одна из самых убедительных теорий о том, как обувь на высоких каблуках «захватила» мир, принадлежит эксперту по обуви и академику Елизавете Семмельхак, куратору Музея обуви Батя в Канаде. Она считает, что первоисточником модного тренда стала персидская обувь для верховой езды.

В персидском искусстве неоднократно можно увидеть, что многие аристократы средневековой персидской империи носили туфли на каблуках для верховой езды, чтобы лучше «цепляться» за стремена. По словам Семмельхак, европейские королевские семьи обратили на это внимание, когда персидский монарх, Шах Аббас, приехал с визитом в Европу в 1500-е годы. Так дипломатия поспособствовала распространению моды, когда европейцы увидели красивые каблуки, которые носили шах и его окружение, и решили перенять модную новинку.

1400-е годы: каблуки для женщин

Идея о том, что каблук фактически является чем-то, ассоциирующимся с женщинами, «вызревала» в течение очень длительного времени. По сути, одним из первых мест, где такая идея была принята массово, стала Венеция в 1400-х годах. Но это были не каблуки, которые бы кто-то захотел носить сегодня. Чопины, как их называли, были ошеломляюще высокими, слегка наклонными туфлями с сужающейся к низу платформой высотой до... 60 см. Они изначально были предназначены для того, чтобы дамы не пачкали свои наряды грязью, которая обильно устилала улицы. В итоге они превратились в декоративные «аксессуары».

Что интересно, чопины на самом деле были не европейским изобретением. В Японии они существовали до этого на протяжении веков под разными названиями, но по сути были предназначены для того же самого: предотвратить пачкание дорогого кимоно о грязную землю. Ученицы гейши, известные как майко, носили обувь под названием «окобо», подошвы которой были сделаны из массивных деревянных блоков и прилично «приподнимали» владелицу над землей. Подошва в данном случае могла быть до 18см высотой.

Чопины в конечном итоге были объявлены вне закона во Франции по разным причинам. Одна из причин заключалась в том, что их чаще всего носили проститутки, которые использовали необычную обувь для привлечения внимания. Другой причиной было то, что чопины обвиняли в целых кучах проблем, от дорожно-транспортных происшествий до частых падений (вероятно) и выкидышей (немного менее вероятно). Их также повсеместно осмеивали все, кому не лень, включая Шекспира.

Ренессанс: переходной период

Идея низкой подошвы и высокой пятки в обуви для женщин, похоже, появилась на довольно эффектном общественном мероприятии: королевской свадьбе. Когда Катерина Медичи вышла замуж за герцога Орлеанского в 1533 году, 14-летняя невеста надела обувь на высоких каблуках, чтобы выглядеть немного выше, «как взрослая». Это были не чопины, а нечто более или менее похожее на современные туфли на каблуках. Так высокие каблуки ворвались в женскую моду.

В это время также общим трендом была «андрогинная» мода. В 1630-х годах европейские женщины одевались как мужчины, курили трубки и, как правило, вели себя как молодые парни. А мужские каблуки как нельзя лучше вписались в эту женскую моду.

Период барокко: каблуки мужчин-аристократов

Персидские туфли, которые европейские королевские придворные увидели благодаря шаху Аббасу, определенно предназначались только для мужчин. И неудивительно, что именно короли и придворные переняли эту моду.

Настоящей иконой моды и «покровителем» каблуков был французский король Людовик XIV, иначе известный как «король-солнце». Людовик XIV любил все ослепительное и именно он сделал декадентский дворец Версаль своей резиденцией. Обувь на высоком каблуке (около 4 см) приглянулась королю, поскольку его рост составлял 162 см. Людовик XIV даже разработал «торговую марку» каблуков красного цвета и приказал всем мужчинам-членам своего двора красить каблуки в один цвет.

Викторианская эра: только для дам (и «клубнички»)

Популярность высоких каблуков сильно упала после Французской революции, когда люди не хотели иметь ничего общего с аристократами (и быть хоть в чем-то похожими на них). В Новом Свете пуритане в Массачусетсе запретили высокие каблуки, считая, что они заставляют выглядеть слишком соблазнительно, а также являются инструментами для колдовства.

На самом деле викторианцы действительно заново открыли каблук. Основное внимание уделялось подъему; изогнутый подъем должен был показать женственность и утонченность женщины, а крошечные каблуки были вершиной изощренности. Также в это время появилась эротическая фотография, а каблуки сыграли сильную роль в первые годы ее существования. На некоторых из первых обнаженных фотографий женщин были в туфлях на высоких каблуках, и это была особенность большинства «французских открыток» (так в то время назывались сексуальные фотографии дам).

Постепенно женские каблуки начали приобретать все большее эротическое значение. В своей книге «Мода и фетишизм» Дэвид Кунзл отмечает, что некоторые французские авторы в XVIII веке начали говорить о «изящно изогнутой и пятке» как о сексуальных атрибутах. Именно в этот момент мужчины перестали носить каблуки, и они стали сугубо женской обувью.

Вторая мировая война: первая «шпилька»

Именно благодаря эротическим снимкам высокий каблук стал популярным, фетишизированным объектом. В частности, это случилось во время Второй мировой войны, когда мужчины по всей Европе носили с собой фотографии девушек на каблуках.

В 1954 году первый каблук-«шпилька» был изобретен Роджером Вивье для коллекции модной одежды Christian Dior. Благодаря Голливуду он сразу стал восприниматься как секс-символ.

Современный каблук

Каблук пережил новый всплеск моды в 2015 году, когда на Каннском кинофестиваль женщин на красной дорожке обязали носить обувь только на высоком каблуке. И дизайнеры продолжают неустанно изобретать все новые модели обуви на высоком каблуке.

Кто придумал каблуки?

Что такое каблук знают все. И женщины, и мужчины. Вот только современным мужчинам не дано понять каково это: обувать и ходить весь день, чтобы вечером, наконец, расслабиться и с облегчением обуться в домашние тапочки. Это сейчас высокий каблук помогает женщине привлекать внимание не только красотой стройных ножек, но и мягкой, соблазняющей походкой, которую дают такие туфельки. А раньше…

По одной из версий каблуки были прерогативой мужчин!

Туфли на каблуке и мужчины

История появления каблука, по одной из версий, ведёт в Персию. Тамошние воины славились умением крепко держаться в седле и стрелять на ходу из лука. А почему? Потому что, благодаря каблуку, можно было занять удобную и прочную позицию, не боясь упасть с лошади.

Персидские дипломаты, приехав в Западную Европу в 1599 году, поразили аристократов своим изобретением, и мода на высокий каблук охватила высшие классы. С того момента считалось диким выйти «в свет» на плоской подошве.

Маленький ростом (1,63 м) король Франции Людовик XIV носил обувь исключительно на каблуке и обязательно красного цвета. При этом он издал приказ, что высокий каблук может и должен быть у всех, но ни в коем случае не красных оттенков. Вот так все дворяне мужского пола обулись в туфли на каблуке.

Туфли на каблуке для женщин

Чуть позже уже и женщины начали заимствовать моду у мужчин и открыли для себя туфли на каблуках. Сначала это был своего рода вызов, намёк на равенство полов, подъём женщины в обществе мужчин. И только потом, спустя время, женщины открыли для себя все преимущества, которые даёт высокий каблук.

Освоив не очень удобную поначалу обувь, женщины сразу превратили практику в эстетику. Они заметили, что благодаря каблуку спина становится ровной, осанка величественной, поступь гордой и соблазнительной. И, конечно, начали по максимуму использовать своё открытие.

В эпоху Ренессанса «возвышение» тела достигло невероятных размеров - женщины носили сандалии на платформе из пробки или дерева, а каблук достигал 60см в высоту. Сложно представить как можно не то, что танцевать в такой обуви, но даже удерживать равновесие. Но красота стоит жертв…

Благодаря французской революции женщины всё же лишились каблука. Наполеон Бонапарт отправил «в изгнание» всё, что мешало танцевать и придворные дамы переобулись в лёгкие туфли-тапочки из шёлка с кожаной подошвой. Много позже высокий каблук снова вернулся в моду, чтобы больше никуда и никогда не уходить.

Самые распространённые версии появления высокого каблука

В действительности, ни один из историков не может наверняка сказать кто является первооткрывателем и создателем обуви на каблуках. Одни считают, что высокие каблуки придумали артисты, чтобы зрительно увеличивать рост и быть видимыми на сцене. Другие уверены, что родоначальником такой обуви являются Япония и Китай, мол, таким образом женщины пытались не только стать выше, но ещё и замедлить рост стопы. Есть версия, что из-за отсутствия дорог и большого количества грязи портилась дорогая одежда, потому придумали эдакое возвышение над землёй…

Как бы там ни было, а высокие каблуки прочно вошли в современную жизнь, преображаясь, меняясь и совершенствуясь. Разнообразие моделей обуви, формы каблука, подъема и внешнего вида уже никого не удивляет, но оставляет простор для фантазий дизайнеров и изготовителей брендовой и подиумной обуви. Сегодня новейшая обувь является таковой не более 10 недель, а потом появляются новые туфли на каблуках, сапожки, сандалии и даже кроссовки ещё более стильные, красивые, необычные и оригинальные, хотя и не всегда удобные.

Говорят, мода циклична. И, судя по всему, это правда. Вот только очень не хочется видеть мужчин, спешащих на работу в обуви на каблуках…

Многие мужчины с замиранием сердца провожают ее восхищенными взглядами. У женщины, носящей каблуки, изменяется походка: она как бы вся внутренне подтягивается, плюс ко всему, из-за перемещения центра тяжести тела, ей приходится идти очень мелкими шажками, что придает ее походке грациозность и таинственность. Ну и, конечно, женщина на каблуках выглядит выше, а, значит, изящнее.

Между тем, ученые еще не совсем выяснили, откуда ведет свое происхождение мода на каблуки .

Известно только, что первое упоминание об обуви на «подставке» – прообразе современной платформы – мы находим в Древней Греции, где она использовалась актерами театра для зрительного увеличения их роста. Использование платформы затем было распространено в Китае и Японии, где ношение подобной обуви заменило собой практику пеленания ног женщин для того, чтобы остановить рост их стопы. Уменьшение размеров стопы лишало женщин быстрого уверенного шага, и, таким образом, женщина не могла далеко уйти без поддержки, что сдерживало, как считали тогда, падение нравов. Платформа, благодаря отсутствию пластичности и созданию больших неудобств при ходьбе, успешно взяла на себя выполнение этих функций.

Следующий период времени, когда мы видим заимствование практики ношения обуви на каблуке, относится к 15-16 векам. Для этого века – века Ренессанса – вообще было характерно подчеркнутое стремление вверх, символизирующее собой возвышение человека над действительностью (отсюда и стремящаяся вверх форма готической архитектуры того времени). Это стремление хорошо проявило себя и в моде на обувь. Так, большое распространение получили туфли – chopine, которые представляли собой подобие сандалий на платформе, выполненной из дерева или пробки. Высота каблуков таких «сандалий» была умопомрачительной – от 14 до 60 см. Остается только удивляться, как благородные дамы могли сохранять равновесие на таких ходулях. Хотя, конечно, такая мода играла на руку их спутникам, у которых был шанс в буквальном смысле ни на шаг не отпускать от себя подругу. Такая приверженность к «самовозвышению» дала повод путешественнику Джону Эвелину охарактеризовать женщин той поры в своем дневнике как дам «наполовину из плоти, наполовину из дерева». Хотя, ради справедливости стоит заметить, что такая экстравагантная мода коснулась не только женщин; мужчины тоже охотно приобретали для себя такие сандалии (хотя, высота их платформ была значительно меньше). Весь мир воспринял эту моду как некое подобие циркового представления, однако уже в конце 16 – начале 17 века женщины Испании, Франции и Швеции гордо вышагивали в точно таких же сандалиях.

В 17-ом веке, в эпоху барокко, из таких сандалий родился образ современного каблука . Однако на первых порах это все же была платформа с вырезом под сводом стопы в виде арки. Стремление к обилию декорационных материалов в одежде привело к истончению подошвы и к усилению акцента на декоративной функции каблука , который тогда и приобрел привычную для нас форму.

Конечно, говоря , нельзя не упомянуть о таком совсем недавнем изобретении, которое, тем не менее, произвело переворот в представлении об эстетических свойствах обуви, – об изобретении каблука-шпильки. Произошло это в 50-х годах во Франции, в то время, когда множество модельеров работало в направлении создания моделей, подчеркивающих молодость и красоту женщин. И здесь опять-таки имя изобретателя осталось под покровом мрака истории: так, сразу несколько известных модельеров Франции спорят о первенстве создания данной модели обуви. Туфли на шпильке пришлись как никогда кстати. И очень скоро практически все звезды щеголяли в них, подавая пример остальным женщинам планеты.

Сейчас, также как и много лет назад, женщины носят каблуки , чтобы выделиться из толпы, подчеркнуть свою хрупкость и изящество. История моды на еще не дописана, она еще ждет своих восторженных поклонников.

По другой версии появились еще у восточных всадников аж в XII веке. Но тем не менее их было трудно назвать каблуками. Это было что- вроде нашлёпок, которые были предназначены для самых практичных целей: мужчины приколачивали эти нашлепки к туфлям для того, чтобы нога крепко держалась в стремени при скачке на лошади. Каблук в современном виде придумал еще величайший изобретатель и художник Леонардо да Винчи , но, к сожалению, его изобретение вошло в моду только в XVII веке. Женщины и девушки всегда стремились стать выше и стройнее настолько, что носили длиной до пятнадцати сантиметров. В такой длинной обуви они могли двигаться и ходить только при помощи двух своих слуг – они становились по обе стороны от дамы, чтобы она не упала. Если оринтироваться на эту версию истории каблуков, то получается, что первые каблуки придумал Леонардо да Винчи .

А вообще, в основном считается, что , увеличивающая рост человека, известна со времен Древней Греции, где актеры на сцене для этих целей носили котурны - деревянные или пробковые сандалии на толстой подошве.
В средневековой Европе, улицы которой утопали в грязи и нечистотах, изобрели ходульные башмаки, представляющие собой деревянные подошвы с кожаными ремнями. Их надевали на повседневную обувь сверху и называли сабо, а на Востоке подобную , кабкаб, носили в бане, чтобы не обжечь ноги о горячий пол.
В Венеции, начиная с XV века, женщины разных сословий надевали очень большие платформы, иногда более 20 сантиметров высотой, - цокколи (копытца).

Самые старые находки каблуков как отдельных от подошвы деталей, подпирающих пятку, археологи датируют XIV веком. Это было время увлечения знати охотой и верховой ездой. Чтобы обувь не скользила в стремени, башмачники внедрили новую технологию - начали утолщать подошву под пяткой, а затем изобрели и каблук. Позже на распространение обуви с каблуком повлияло другое военное новшество: увеличение значимости пехоты как рода войск. Пехотинцы для дальних походов нуждались в качественных сапогах, поэтому мастера перешли на производство обуви на толстой подошве, с удобным каблуком.

На Руси первые каблуки появились также в XIV веке. Как показывают археологические раскопки, их вырезали из цельных кусков дерева и вкладывали в сапог под подошву. Сверху всю конструкцию обшивали кожей.
В XVI веке появился наборный каблук , состоящий из многих слоев кожи, скрепленных металлической скобкой и подбитых подковкой. Ходить в обуви на таких каблуках было крайне тяжело, потому что еще не изобрели супинатор , а также детали, которые фиксировали стопу, например обувной язычок. Да и шили тогда без различия правой и левой ноги.

Существует версия, что русское слово «каблук» заимствовано из тюркского языка, где оно означало «пятка».

Долгое время носили только мужчины, женщины приобщились к ней позднее, уже в XVII веке. Освоив каблуки, дамы заменили их практические функции чисто эстетическими: в такой обуви спина женщины казалась более прямой, а осанка - величественной, хотя физически держать ее было сложно, ведь высота каблуков порой достигала 20 сантиметров, а носки туфель буквально упирались в землю.

Каблуки сапог и туфель красили в зависимости от моды в разные цвета: голубой, зеленый, черный. Особое значение имел красный цвет, который в странах Европы служил отличительным признаком аристократии.
В XVII веке каблуки сапог стали красить в черный, красный цвет каблуков сохранился только у туфель («господин красный каблук» - так называли французских модников времен Людовика XIV).
Перед падением монархии во Франции в конце XVIII века обувь на красном каблуке носила только французская знать при дворе короля.

История каблуков постоянно дополнялась новыми изобретениями. Так, в начале XVIII века создали «французский» каблук, или «голубиную лапу». Вогнутый внутрь, он создавал оптическую иллюзию, зрительно уменьшая расстояние между носком туфли и пяткой.

В ХХ веке изобрели каблук-шпильку . Кто именно придумал, неизвестно, зато мы знаем имя человека, который впервые прибил на него металлическую набойку. Это был сапожник Сальваторе Феррагамо. Его именем назван Музей обуви во Флоренции.

Каблук в истории через призму эпох развития человечества

Древний мир

В Древнем Египте обувь изготавливали из папируса. Носить ее на ранней стадии государственности могли лишь фараон и его приближенные. Интересно, что супруга фараона к числу приближенных не относилась и ходила босиком. Стоили такие сандалии по-королевски. Геродот как-то написал, что на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города.

Египту история обязана и изобретением каблука, без которого невозможно представить современную . Правда, носили их не фараоны и жрецы, а простые землепашцы, которым каблуки создавали необходимый упор, чтобы легче было передвигаться по рыхлой земле.

Знатные римляне сначала надевали на ноги что-то вроде перчаток (их натягивали на каждый палец). Потом им приглянулись греческие сандалии - и началось! Сандалии модернизировали, на них появились вышивки, металлические украшения в виде львиных морд, цепей, венков и т.д.

Существовала специальная обувь для плебеев, философов, для посещения Сената. Целомудренным дамам полагалось иметь закрытую обувь, а проститутки носили сандалии - чтобы показать красоту своих ног. Заметный вклад в историю обуви внесли и древнегреческие куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла следы с надписью “Следуй за мной”.

Барокко

Как ни странно, законодателем моды эпохи барокко становится французский офицер, носивший ботфорты - тяжелые высокие кожаные сапоги с обязательными наборными каблуками.

Были нужны, чтобы при верховой езде нога лучше закреплялась в стремени. Впрочем, в моде были не только военные сапоги, но и светские. Так продолжалось до конца XVII века, когда появились обтягивающие ногу трикотажные чулки, и пришла мода на башмаки, чем-то напоминавшие современные мужские туфли. В 1680 году в моду вошли туфли на таком высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабого пола, и мода на каблуки стала повальной. Теперь императоры вынуждены были издавать специальные указы, регламентировавшие уже высоту каблуков по сословиям. Естественно, и в этот раз самые были привилегией знати и членов королевских семей. Тогда же появился знаменитый красный каблук, отличавший дворянство от прочих сословий.

Эпоха революций

Французская революция 1789 года лишила дам высоких каблуков почти на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эпохи напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила идея “упрощения” образа жизни. Врачи, философы, высоколобые интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и, как ни странно, одержали победу. На парижских улицах появились дамы с короткой стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту такая мода не приглянулась. Мода дала задний ход, и в гардероб парижских красоток вернулись и “талия в корсете”, и громоздкие кринолины. А остались в изгнании. Все дело в том, что умение хорошо танцевать в то время считалось обязательным, а что может быть удобнее для танцев, чём шелковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве?

XX век

Век минувший был настоящим триумфом обувщиков. За это время было придумано столько фасонов, сколько не изобрели предки за всю прошедшую историю. Натуральный каучук повысил водонепроницаемость подошв, и обувь стала более практичной. После Второй мировой войны химики открыли капрон и полиэтилен. Сегодня новая модель обуви живет в среднем 9 недель. Не связанный по рукам техническими ограничениями, сапожник может творить все, что душе его угодно.

Высокие каблуки не вредят здоровью?

Как утверждают ученые, курящие женщины легко набирают в весе, а те, кто занимается тяжёлой физической работой, страдают заболеванием коленных суставов в будущем.

Те, кто следит за модой, носит остроносую обувь, ходит на шпильках, могут успокоиться – не приводят к коленно-суставным болезням, и даже предотвращают их.

Огромное количество женщин страдает от заболевания артритом коленного сустава. По мнению ученых, на этом пытаются спекулировать врачи, утверждая, что каблуки провоцируют подобное состояние. В то время как на самом деле большинство женщин больны по причине изнуряющей физической работы, которую они делают на коленях.

Пожалуй, сложно найти женский гардероб, в котором не было бы туфель на каблуке. Для некоторых, обувь на шпильке превращается в фетиш. Еще бы, ведь какая другая вещь способна также сделать ноги длиннее, стройнее, а фигуру изящнее. Но далеко немногие дамы знают, зачем придумали каблуки и какими они были раньше.

Почему каблуки так популярны?

А вот у психологов есть свое объяснение популярности каблуков. Оказывается, у большинства людей существует инстинктивное желание быть выше. Высокий человек всегда выглядит сильнее, подсознательно вызывает у других уважение и даже страх. Кому-то рост помогает добиться высот и в карьере.

Кроме того, психологи посчитали, что особую привязанность к обуви на каблуках питают женщины после тридцати, причем многие из них зачастую даже не задумываются, на туфлях. Так они пытаются утвердиться на работе и в личной жизни. Зато после сорока высота каблука постепенно уменьшается до 4 сантиметров. Вэтом возрасте женщина достигла определенного положения в обществе и больше заботится о комфорте.

История появления первых каблуков

А вам известно на туфлях? Несомненно, каблуки играют немаловажную роль на протяжении всей жизни женщины. Поэтому неоднозначные реакции вызывает тот факт, что обувь на каблуках придумали мужчины еще 5 столетий до нашей эры. Теперь немного истории о каблуках : первые высокие каблуки прямоугольной формы египтяне крепили к своей обуви, чтобы не скользить по влажному илу, который оставался после разлива Нила

Ну а зачем придумали каблуки – первый прообраз шпильки? Прообраз современной шпильки придумали уже в Древней Греции. Тогда уже к женской обуви крепили гвозди, чтобы оставлять на земле тонкий след. В те времена это было своеобразным приглашением — мужчина мог пойти по следу.

А в средневековье обувь на каблуках не просто исчезла, а была запрещена. Так, в 1533 году женщины на каблуках были признаны католической церковью служительницами дьявола. Но благодаря Екатерине Медичи шпилька вернулась. Когда итальянка появилась на свадьбе с графом Орлеанским на семисантиметровой шпильке, высший свет был шокирован, но принял это моду.

Современные каблуки: вредны или полезны?

Как видите, очень интересна. В 1780 году каблукам предстояло новое испытание. Первая ортопедическая клиника заявила, что высокие каблуки очень вредны для позвоночника. Ведь точка опоры смещается с пятки на носок, это перемещает в свою очередь центр тяжести.

А в 2004 году американские ортопеды опровергли вред каблуков и доказали обратное. Оказывается, каблуки могут быть даже полезными, но только если они подобраны правильно. Каблук должен быть устойчивым, а идеальная его высота составляет четверть длины стопы. И главное — туфли всегда должны быть комфортными.

Сегодня в гардеробе каждой девушки есть множество пар обуви на каблуках, но вряд ли кто из нас задумывался, кто придумал каблуки, когда и зачем. А между тем этот элемент обуви имеет корни, уходящие в Древнюю Грецию. И тот, кто придумал туфли на каблуках, сделал это не ради красоты. Дело в том, что древним грекам, которые посещали театральные постановки, трудно было разглядеть актеров на сцене, поэтому последние и обували котурны – сандалии из пробки с толстой подошвой, уплотненной на пятках. Средневековая Европа не могла обойтись без каблуков по иным причинам. Высокие каблуки были гарантией того, что ноги не окажутся вымазанными нечистотами, которые выливались прямо на улицы городов. А жители Востока обувь на каблуках носили в бане, что помогало избежать ожогов об горячий пол.

Каблук и современность

Сегодня каблук выполняет декоративную функцию. Переворот произошел в XVII столетии, когда итальянские мастера предложили дамам туфельки на каблуке, которые и по сей день украшают женские ножки. А вот разобраться в том, кто придумал каблук-шпильку, не так уж просто. Эта страсть многих женщин была изобретена в середине шестидесятых годов прошлого столетия. Однако на авторство претендует тройка знаменитых модельеров. Первый – Роже Вивьер. В 1953 году в туфельках на невероятно узком и высоком каблучке, созданных Вивьером, явилась на церемонию коронации Елизавета ІІ. Второй претендент – Сальваторе Феррагамо. В том же году знаменитый обувных дел мастер предложил девушкам носить туфли, высота каблука в которых достигала невероятных на то время 10 сантиметров. А сам каблук при этом был изготовлен из дерева. Третьим претендентом на роль отца-открывателя шпильки считают Раймонда Массаро. В туфлях на шпильке в 1960 году вышла на сцену легендарная . Смущает тот факт, что разница в выходе Елизаветы II и Марлен Дитрих составляет семь лет, но сам маэстро утверждал, что создал шпильку намного раньше. Как бы там ни было, а все женщины мира благодарны этим талантливым мужчинам за роскошный подарок – туфли на высоких каблуках!