Почему надо провожать зиму. Как праздновали масленицу наши славянские предки

Это цитата

Обычай встречать Масленицу возник задолго до принятия христианства на Руси. Изначально этот праздник носил мистический, языческий характер и праздновался в течении двух недель. Неделю до весеннего равноденствия - проводы зимы, и неделю после - встреча весны.

В это время самым главным блюдом, которое несет в себе сакральный смысл, являются блины . Они ассоциируются с солнцем - горячие, круглые, желтые. Считалось, что при поедании блинов в человека переходит частица силы Солнца, которая была совсем не лишней в конце зимы.

После принятия христианства праздник, учитывая его популярность, никто не стал запрещать, традиции предков и традиции религиозные гармонично переплелись. Но проводы зимы все же подкорректировали, сократив до одной недели, привязав к Великому посту и сделав последний день Масленицы Прощеным воскресеньем.

В христианской трактовке Масленица - это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту. Прощение других, примирение с обидчиками, общение с ближними, праведные поступки... Неслучайно первый испеченный на Масленицу блин должен быть отдан нищим на помин душ умерших.

В старину Масленицу встречали так, что можно позавидовать. Каждый день Масленичной недели был расписан. В целом вся неделя посвящалась тесному общению с родственниками и различным забавам. Так, в первые два дня молодежь общалась между собой, в среду зятья приходили к тещам на блины, а в четверг теща, в свою очередь, должна была прийти на угощение к зятю. С четверга же обычно начиналось настоящее гулянье.

Последние три дня Масленицы были посвящены катанию на санях. Часто для таких гуляний специально покупались новые сани. Вдоль улиц в это время скользила непрерывная вереница разнообразно украшенных саней и нарядных седоков. Сидящие в них весело здоровались, шутили и смеялись.

Катались с горок. Причем в равнинных местностях горки делали сами, из снега и досок, облитых водой. Катались на всем, чем можно - шкурах намоченных и замороженных, в плетеных корзинах с низким бортиком, похожих на тазы. Катались в выдолбленных стволах деревьев и даже на облитых водой и замерзших скамейках!

Естественно, все это веселье сопровождалось криками, визгом, шутками, смехом и заигрываниями празднично одетой молодежи. Добавьте сюда игру на гармошке, свирели, с хороводами и песнями вокруг костра, и вам самим захочется там оказаться. Что немаловажно и отмечалось многими летописцами, люди были добродушными, искренними и вежливыми...

Ну и конечно же, каждый из нас при слове Масленица вспомнит чучело из соломы и тряпок, которое обязательно нужно сжечь на костре, завершая Масленичную неделю: только так, по обычаям предков, можно проводить зиму и повстречаться с весной! При этом после сожжения чучела молодые смельчаки состязались в прыжках через костер. Впрочем, этот знакомый образ на самом деле не единственный: в старину зимушку провожали, выгоняли не только посредством огня. Случалось, вывозили всей деревней наряженную девицу за околицу, и окунали её там в сугроб, «проводив»...

Еще одной традиционной забавой издавна считались снежные бои: строили снежные крепости и, разбившись на две команды, устраивали настоящие баталии. Случалось, атаковали защитников крепости даже на лошадях.

Масленичные гуляния прекращались в конце воскресного дня (Прощеного воскресенья) после звона колокола, призывающего к вечерней службе. Люди просили прощения у родных, друзей и знакомых, прощали все обиды и открывали свои сердца долгой молитве и воздержанию, ведь следующий за Прощёным воскресеньем понедельник - первый день Великого поста...

Проводы зимы – это основная суть недельного праздника Масленицы. В древней Руси празднование длилось примерно две недели, но позже древний русский обычай, почитающий языческих богов, одобрило православие. В связи с этим произошли изменения в праздновании. Изменился срок празднования с двух недель до одной. Также обычай стал носить православный подтекст – как неделя покаяния перед Великим Постом. Все обычаи всё же были связаны с древнерусскими языческими богами и народной магией. Люди провожали зиму и встречали весну не так просто. По легенде считалось, что тёмные силы смерти появлялись зимой, а с наступлением весны всё возрождалось - призывали весну и солнце приходить на смену. С другой стороны в древней Руси было поклонение умершим предкам и различными ритуалами считали и по сегодняшние дни многие считают, что нужно их задобрить, так как они каким-то образом могут влиять на наше благополучие.

Чучело зимы.

Чучело зимы готовили заранее в своих домах к празднику в миниатюрном виде. Это было чучело из соломы и тряпок и основание из связанных двух палок. Чаще всего оно стояло в доме уже с конца лета, и готовили его девушки или женщины. Считалось, что оно давало защиту в доме. В первый день масленицы изготавливали такое же, но достаточно большое чучело бабы, которая символизировала зиму. Позже, когда её сжигали на костре - этим показывали, что помогали побороть зиму и силы тьмы. Но перед тем как сжечь чучело его возили на санках вокруг города или деревни.
В первых санках везли чучело, и далее ехало друг за другом несколько саней с людьми. Круг также имел свой символ, как и блины - отожествляло поклонение солнцу или богу солнца Ерила. В последний день чучело сжигали на костре, после чего молодые парни прыгали через костёр. В конце всё, что оставалось от этого костра, разбрасывали по полю, обряд совершался для сил плодородия. Женщина играла в этом праздновании особую роль как символ плодовитости. Иногда возле чучела могла сидеть красивая девушка, а в руках чучела был большой блин.
В конце сударыню из соломы сжигали на костре вместе с блином. Смысл такого сжигания – принести в жертву чучело зимы для воскрешения весны и плодородия. Также предки в Руси поклонялись умершим душам и считали, что они воскрешаются весной в виде зёрен различных злаков, также связывая их появление с хорошим урожаем.

Были также празднования и без чучела одетого в женскую одежду. Вместо такого чучела в костюм наряжали пышную и высокую женщину или девушку. В конце обряда её вывозили за деревню и вываливали в снегу. Но смысл обряда это никак не меняло, так как их одолевали светлые силы, которые приходили им на смену. Отсюда и зима связана с тёмными демоническими силами. Каждый обряд, который проводиться в эту неделю имеет свой глубокий религиозный смысл. Считалось, что в эти дни (со средины февраля и до марта, сейчас же всего неделю) должны были люди вмешиваться в борьбу светлых и тёмных сил, и помогать светлым богам, изгонять демонов. Каждый день праздник сопровождался определёнными действиями.

Народные гуляния.

Каждый день масленичной недели имел свой смысл, и готовились свои обряды сопровождающиеся разгулом и громким весельем. И даже в этом была своя суть. Благодаря шумным весельям изгонялись демоны тьмы - служившие зиме и холодному времени года. Поэтому чем веселей и громче проходило это празднование, тем быстрее уходила зима и приходила тёплая весна. Народные гуляния имели много, общего, как в славянских племенах, так и других народов.

В Италии было, похоже - празднование карнавала. Отмечался праздник карнавала в одно и то же время с Масленицей. Также на этом празднике были пёстрые народные гуляния – вот только не с таким размахом как в России. Там всё церковь смогла запретить разгул и строго наказывала за такие проявления вольности. Считается, что отмечать Масленицу начали первые племена славян живших в Полесье (позже Белоруссия). Ещё до Руси там местные племена поклонялись Власию - это у него была борода в масле. И по сегодняшний день там существует этот праздник. Много ритуалов имеют прямое сходство с празднованием Масленицы. Празднование набирает свой темп и размах с каждым днём – ведь не зря оно делиться на два периода – «узкое» до четверга и с четверга до воскресенья – «широкое».

Когда празднование масленицы начало праздноваться неделю в некоторых местах начинали праздник с воскресенья или субботы. Начиная с понедельника Масленицы – запрещалось, есть мясо, поэтому в воскресенье мужчины ходили в гости к своим родственникам, что бы последний день перед постом поесть мясо. В большей степени зятья ходили к своим тестям. С понедельника начиналась Масличная неделя или «сырная неделя» перед великим постом. В понедельник, который называется «встреча» с раннего утра пекли блины с различными начинками, в этот же день строили снежную крепость, катались с горки.

Вторник или «заигрыш» много обрядов было связано с будущими семейными парами и сопровождалось всё массовыми гуляниями. Среда «лакомка» когда приглашали в гости своих родных и угощали блинами и выпечками, также на улицы в этот день раздавали блины нищим. В четверг «разгуляй» или «широкий» устраивали катание на лошадях вокруг деревни, мужчины устраивали кулачные бои и взятие снежного бастиона с его разрушением. Девушки охраняли эту крепость. В пятницу зятья едут к тёще на блины, а тёща в свою очередь угощает зятя. Поэтому пятница отсюда и имеет название «тёщины блины».

В субботу «золовкины посиделки» где все ходят, друг к другу в гости и угощаются блинами. В воскресенье «день прощеный» когда все просят друг у друга прощение и потом всё это сопровождается песнями, шумными гуляниями и весельем, также сжигается чучело зимы, таким образом, прощаясь с зимой. Православие называет это воскресенье «днём покаяния» и началом «великого поста».
Народные гуляния в Масленицу имеют и другое значение. Считают чем богаче и с размахом, ты проведёшь эту неделю, тем лучше будет урожай, благополучие и богатство в этом году.

Прощание с зимой.

Всё же кульминационным днём считалось воскресенье. Именно в этот день проходило прощание с зимой и сжигание её чучела. Как вернее всего отмечать этот обряд никто не скажет. В каждой славянской местности было много, как сходства, так и расхождений. Чаще всего зиму хоронили и этот обряд наиболее привычный для многих, в наши дни. Но даже такое прощание или похороны имеет значительную разницу в различных областях России. В воскресенье чаще всего в центральных районах России, чучело зимы возили на длинной цепочке саней, запряжёнными лошадьми и иногда их было более ста и даже около тысячи.

Процессия не была никак погребальной, а скорее наоборот – сопровождалась громкими песнями, частушками, стихами-приговорами, где народ прощался с зимой и призывал поскорее приходить весне. Например «Масленица приходи, да весну приводи! Пусть солнышко поскорее землю подогреет!» и другие приговоры. Затем под конец дня, там, где было огромное скопление народа (на больших центральных площадях) сжигали чучело зимы. В северных областях реки Волги сжигали и маленькие куклы, которые хранились по домам. Также в костёр бросали блины, и остатки праздничной пищи. Это имело своё религиозное значение так как, с этого момента должно было проходить очищение от старой прошлогодней жизни с её невзгодами и проблемами и наступление новой счастливой жизни с наступлением весны.

Всё, что бросалось в костёр и сжигалось, как и всё, что было плохое. Архангельские поморы праздновали Масленицу с эротическим уклоном даже более того в некоторых местностях возле костра, происходили обряды в честь богов плодородия в которых были оргии. Более известные были эротические пародии на Масленицу, где участие принимало несколько мужчин, и в момент обряда и чтения стихов они раздевались на морозе перед всеми – полностью обнажившись, также имитировали купание в бани. И третий вариант проводов зимы сводился к захоронению чучела и посещению кладбища, что бы попросить на коленях прощения у своих близких умерших родственников.

На кладбище после похорон чучела шли не разговаривая. На могиле падали на колени трижды крестились и просили прощение у мёртвого, а также оставляли блины и водку. Такие обряды носили название «Тужилки по Масленице». Завершался вечер походом в баню, где также смывались грехи перед Великим Православным Постом. В самой церкви батюшка просил прощение у прихожан, а они просили прощение друг у друга. Также отпевались молитвы прощения. И всё же Масленица единственный праздник, чудом сохранившийся от наших языческих предков.


Александр Балакин

Обычай встречать Масленицу возник задолго до принятия христианства на Руси. Изначально этот праздник носил мистический, языческий характер и праздновался в течении двух недель. Неделю до весеннего равноденствия - проводы зимы, и неделю после - встреча весны.

В это время самым главным блюдом, которое несет в себе сакральный смысл, являются блины . Они ассоциируются с солнцем - горячие, круглые, желтые. Считалось, что при поедании блинов в человека переходит частица силы Солнца, которая была совсем не лишней в конце зимы.

После принятия христианства праздник, учитывая его популярность, никто не стал запрещать, традиции предков и традиции религиозные гармонично переплелись. Но проводы зимы все же подкорректировали, сократив до одной недели, привязав к Великому посту и сделав последний день Масленицы Прощеным воскресеньем.

В христианской трактовке Масленица - это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту. Прощение других, примирение с обидчиками, общение с ближними, праведные поступки... Неслучайно первый испеченный на Масленицу блин должен быть отдан нищим на помин душ умерших.

В старину Масленицу встречали так, что можно позавидовать. Каждый день Масленичной недели был расписан. В целом вся неделя посвящалась тесному общению с родственниками и различным забавам. Так, в первые два дня молодежь общалась между собой, в среду зятья приходили к тещам на блины, а в четверг теща, в свою очередь, должна была прийти на угощение к зятю. С четверга же обычно начиналось настоящее гулянье.

Последние три дня Масленицы были посвящены катанию на санях. Часто для таких гуляний специально покупались новые сани. Вдоль улиц в это время скользила непрерывная вереница разнообразно украшенных саней и нарядных седоков. Сидящие в них весело здоровались, шутили и смеялись.

Катались с горок. Причем в равнинных местностях горки делали сами, из снега и досок, облитых водой. Катались на всем, чем можно - шкурах намоченных и замороженных, в плетеных корзинах с низким бортиком, похожих на тазы. Катались в выдолбленных стволах деревьев и даже на облитых водой и замерзших скамейках!

Естественно, все это веселье сопровождалось криками, визгом, шутками, смехом и заигрываниями празднично одетой молодежи. Добавьте сюда игру на гармошке, свирели, с хороводами и песнями вокруг костра, и вам самим захочется там оказаться. Что немаловажно и отмечалось многими летописцами, люди были добродушными, искренними и вежливыми...

Ну и конечно же, каждый из нас при слове Масленица вспомнит чучело из соломы и тряпок, которое обязательно нужно сжечь на костре, завершая Масленичную неделю: только так, по обычаям предков, можно проводить зиму и повстречаться с весной! При этом после сожжения чучела молодые смельчаки состязались в прыжках через костер. Впрочем, этот знакомый образ на самом деле не единственный: в старину зимушку провожали, выгоняли не только посредством огня. Случалось, вывозили всей деревней наряженную девицу за околицу, и окунали её там в сугроб, «проводив»...

Еще одной традиционной забавой издавна считались снежные бои: строили снежные крепости и, разбившись на две команды, устраивали настоящие баталии. Случалось, атаковали защитников крепости даже на лошадях.

Масленичные гуляния прекращались в конце воскресного дня (Прощеного воскресенья) после звона колокола, призывающего к вечерней службе. Люди просили прощения у родных, друзей и знакомых, прощали все обиды и открывали свои сердца долгой молитве и воздержанию, ведь следующий за Прощёным воскресеньем понедельник - первый день Великого поста...

Оригинал записи и комментарии на

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Она справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Это - весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить.

Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. В старину Масленица считалась самым весёлым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ. И хотя сегодня мы не так фатально привязаны к земледельческому циклу, как наши предки, Масленица - хороший повод повеселиться.

Доживём до понедельника

Само слово «масленица» появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имён для всей недели («касаточка», «сахарные уста», «целовальница»), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.

Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен великое множество, доброй сотни страниц не хватит, чтобы все напечатать.

В этот день свёкор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает - погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свёкор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.

В старину царь Пётр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось.

Кто хочет хотя бы отдалённо представить, как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние её дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное представление 1998 года не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит.

С понедельника начинали печь блины. Кажется - чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила тёща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины.

Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тёщ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь «простую радость человеческого общения» ничем не заменишь. К тому же лишний почёт тестю с тёщей не помешает.

Все знают пословицу «Первый блин комом». А, собственно, почему - разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!»

Хорошее правило - поминать, вспоминать не только в отведённые для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: «комом» - значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.

Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха - качели, и скоморошьи частушки…

Главное в заигрышах - любовная тема. Молодожёнам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные «позыватки», родители пекли горы блинков - чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.

Третий день Масленицы, среда - лакомка. В этот день зятья к тёщам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьёв немного - в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьёв было делом разорительным. Отсюда и присказка «Масленица-объедуха - денег приберуха». Но ничего не попишешь: «хоть себя заложи, а Масленицу проводи!»

Тёщины блины - это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечёт - и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селёдочкой. А уж о напитках и речи нет - только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка - родная кровь, ей потом выслушивать.

Едва все приходят в себя после визита к тёще, как наступает четвёртый день - широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдёшь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!» Гостевания продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.

Пятый день Масленицы называется выразительно - тёщины вечерки. Теперь уж зять тёщу блинами угощает. Да не просто если та зайдёт, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тёщу, тем больше оказывал ей почёта. Говорят, «у тёщи зятёк - любимый сынок». Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы тёще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тёщу привечает.

Шестой день этой разгульной недели - золовкины посиделки (золовка - сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы - и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

И вот завершающий день - прощёное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры - лёд растопить, холод уничтожить.

У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьёз. Подбрасывая солому в огонь, молодёжь вела себя более бурно и выкрикивала: - Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!

Кидали в костёр блины - «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тёщ - «Тёща, люли, поджаривай блины!».

Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.

Это день очищения, день подготовки к посту. «Прости меня, если виноват». - «И ты меня прости». - «Бог простит». Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожёны обязательно приезжают к тестю с тёщей, к свёкру со свекровью, привозят подарки. Кумовьёв тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.

Прощёное воскресенье - это ещё и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.

По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до веселья - начнётся Великий пост.

В принципе все эти милые развлечения с лёгкостью повторимы сегодня: на санках мы катаемся всю зиму, да и блины - чрезвычайно аппетитное блюдо. Проведать родных на Масленицу тоже совсем неплохо. Впрочем, не надо забывать о них и все остальные дни года.

Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и лёгкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр.




Масленица на Руси всегда была одним из самых задорных и веселых праздников. Любовь, душевное тепло, дружеские объятия, изощренные забавы и развлечения, многочисленные угощения и вкусные яства - все это ждет вас с началом масленичной недели. Суть сего праздника заключается в том, чтобы верующие люди смогли хорошенько подготовиться к Великому посту. Тогда они смело смогут принять грядущее телесное воздержание и духовное смирение.

Праздник для души

Масленица - праздник, пропитанный весельем, радостью жизни, удовольствием и любовью к ближнему. Как праздновали Масленицу на Руси? Подготовка к этому чудесному событию, как правило, занимала три дня масленичной недели. В это время все заготавливали дрова для костров, убирали и украшали избы. А вот четверг, пятница, суббота и воскресение называют днями широкой Масленицы. Ведь именно в эти дни происходили все действа: гуляния, увеселения, всевозможные представления, а также обряды проводов зимы.

Традиции празднования Масленицы на Руси предусматривают самые шумные народные гуляния. Это событие никого не оставляло равнодушным. Все принимали в нем участие: и молодежь, и старики. Никто не оставался сидеть дома. Туда заглядывали только для того, чтобы немного отогреться от февральских морозов. Остальное время проводили на ярмарках, скупая нужные и ненужные вещи, сладости и лакомства, развлекал себя кулачными боями, удивительными представленьями, катаниями на санях.




Что характерно, в масленичную неделю всегда царило согласие. От двора к двору ходили соседи, чтобы попросить прощение, забыв обиды в прошлом. Если соседи находились в ссоре, они непременно должны были помириться. Просивший прощения, слышал в ответ: «Бог простит». И даже если случалась драка, что в такие дни под воздействием пьянящих напитков было довольно-таки частым явлением, все тут же улаживалось. Вокруг царила любовь и благодать.

Себя заложи, но Масленицу проводи

Так звучит старая поговорка. А все потому, что люли верили, что этот праздник нужно отмечать с размахом, дабы в наступившем году не бедствовать. Оттого на Масленицу столы всегда ломились от различных яств и питья. Огромной популярностью пользовались молочные продукты, потому что в неделю перед Великим постом запрещено употреблять мясо. Поэтому ели в основном яйца, сметану, сыр и творог. Из мучных изделий преобладали, конечно же, лепешки, сырники, хворост. Все это запивали большим количеством излюбленного всеми напитка - пива.




Масленица - древнейшее празднество, уходящее своими корнями в дохристианскую эпоху. Традиции празднования Масленицы на Руси и обрядовые действия были направлены на изгнание зимы и всех связанных с нею тягот. При этом наступление весны всегда ассоциировалось с новыми надеждами, теплом, хорошим урожаем.




В северной России основным обрядом изгнания «Масленицы-блиноедки» является сожжение соломенного чучела, в то время как в южных районах его было принято хоронить. Уже в конце XIX века празднование Масленицы возымело более развлекательный характер. Хотя многие традиции, непосредственно манера празднования и угощения, как раз напоминают те, что были актуальны многие столетия назад.