Дизайнерские дети. Ребенок на заказ: когда ждать эпоху дизайнерских детей

Вконтакте

Китайские ученые начали эксперименты по моделированию ДНК человеческих детей. В итоге они рассчитывают получить технологию создания человека с заданными свойствами. В большинстве стран мира подобные работы запрещены как относящиеся к евгенике.

Я считаю, что вести исследования в этом направлении этично. Применять технологии или нет - это второй вопрос, на который можно будет ответить только после того, как будет получено больше информации, насколько этот метод работает точно, и насколько его эффекты соответствуют тому, что нужно. Но сейчас никто и не ставит вопрос - давайте прямо сейчас это делать на человеке. Речь идет о научном поиске, такие исследования не только могут, но и должны быть.

Я понимаю, все боятся того, что сегодня это будет применяться в отношении заболеваний - хорошая благородная цель, а завтра появятся желающие сделать то же самое, с признаками заболеваний не связанное, а связанное, например, с интеллектом, и могут появиться вот такие «дизайнерские дети». Эти страхи необоснованны, потому что такие признаки, как интеллект, очень сложные, наследуются, как правило, в зависимости от большого количества разных генов. Всех их «оптом» поменять нельзя, чисто технически не будет возможности взять и улучшить интеллект. Кроме того, занимаются такими вещами медики, а медики, люди, привыкшие к тому, что любая процедура имеет свои показания, то есть наличие заболевания. Если придет какая-то семья и попросит сделать им ребенка с голубыми глазами и высоким IQ, никакие медики делать это не согласятся. Они дорожат своими лицензиями, соблюдают законы.

Есть классический пример: технология получения энергии может быть использована для электростанции, а может для атомной бомбы, и это не повод запрещать электростанции. Любой прогресс устроен так, что его можно использовать и для блага, и во вред. Мне кажется, что то, что идет общественная дискуссия по этому поводу - это уже признак, что общество готово к этим вопросам, идет открытая информация. Это и есть защита от неподобающего использования.

В России, для того, чтобы вести подобные научные работы, не хватает правовой базы, что сильно затрудняет работы исследователей в этом направлении. При этом, с любой регулировкой очень важно, чтобы законы создавали люди, занимающимся данным вопросом, чтобы законы «не спускали сверху».

Ученые активно обсуждают заявленную тему. Известно, что у людей есть наследственные заболевания, которые связаны с какими-то «поломками» в генах. Поскольку это «поломки» в тех клетках, из которых только получаются эмбрионы, то, чтобы исправить эту проблему, нужно исправлять именно зародышевую линию. Внесенные изменения будут наследоваться из поколения в поколение. Насколько это реалистично? Это непросто. Любые манипуляции с клетками зародышевой линии сложны, поскольку эти клетки трудно получить. Помимо китайцев, такую работу ведут американцы в Гарварде. Они не так близки к финалу, вопрос, будет ли это реализовываться на человеке, пока открыт, но они тоже исследуют, насколько это будет технологически доступно.

Эти исследования связаны с имеющейся в настоящее время технологией, которая позволяет редактировать геном - найти поврежденный участок и поменять его, заменить на исправленный. Это уже делается на других типах клеток. Так что технологически это на клетках, из которые получаются эмбрионы, скорее всего, возможно. Цель - благородная. Никто не хочет таким образом получать «дизайнерских» детей - с определенным цветом глаз, волос и др., а хотят, чтобы рождались дети без наследственного заболевания. Правда, не известно, каков побочный эффект. Не получится ли так, что, желая «вырезать» один участок, который мешает, из-за которого человек болеет, «вырежут» что-то нужное и важное. Второй вопрос - какие-то гены могут иметь функции, про которые мы ничего не знаем. Для того чтобы не рисковать, существуют животные модели. Практически вся медицина на этом построена.

Надо сказать, что этой цели можно достичь по-другому. Есть альтернатива, которая гораздо более изучена и менее сложна этически. Когда в семье рождается больной ребенок из-за мутации, имеет некий вероятностный процесс: при одних заболеваниях, достаточно наличия мутации в хромосоме матери, и половине своих детей она передаст болезнь. При других нужно, чтобы «встретились» поврежденные хромосомы обоих родителей. И здесь стоит вопрос - выбрать из нескольких эмбрионов тот, который не несет мутации. Для этого применятся вспомогательные репродуктивные технологии, это не связано с вмешательством в геном.

Дети из пробирки, суррогатные мамы, а теперь еще и ребенок, сконструированный по методу "лего"? Острый ум и музыкальный слух - от законных родителей, а выносливость, здоровые почки, сердце и всеядная печень - от незнакомой тети из банка донорских митохондрий?

Это не плод воспаленной фантазии. Это наше будущее, причем уже близкое, на что указывают дебаты, состоявшиеся в парламенте Великобритании, и принятые по их итогам решения. Палата лордов в минувший вторник подавляющим большинством (232 голоса из 280) благословила искусственное оплодотворение, при котором используются гены трех человек - одного мужчины и двух женщин. Незадолго до этого, 3 февраля, тот же вопрос обсуждался в нижней палате британского парламента и тоже был одобрен, причем с большим перевесом: 382 голоса "за", 128 - "против". В результате Великобритания стала первой страной в мире, легализовавшей подобную процедуру искусственного зачатия человека.

Но - умерим эмоции, придержим ярлыки и страшилки, попробуем спокойно разобраться в том, что на самом деле предлагается, кому и для чего это надо.

Или - не надо.

Заявленная цель, с которой разработана учеными и предлагается к практическому использованию новая процедура, в высшей степени благородна - помочь произвести здоровое потомство (или хотя бы одного ребенка) тем семейным парам, где женщина страдает генетическим заболеванием.

Суть метода, который назвали митохондриальным замещением, заключается в том, что при искусственном оплодотворении вместе с генами отца и матери используются еще и гены сторонней женщины, которые замещают некоторые материнские гены, имеющие невосполнимые дефекты. Таким образом, считают ученые, можно избегать многих заболеваний, передающихся от матери к ребенку.

Тут важно отметить, что митохондрии, давшие название методу, содержат всего 37 генов. А вся главная информация, определяющая облик человека, заложена в ядре клетки, где около 23 тысяч генов. Ощущаете разницу - 23 тысячи и всего-навсего 37? Однако серьезная мутация генов митохондрии, передающаяся по материнской линии, может вызвать тяжелые заболевания, способные стать причиной инвалидности и преждевременной смерти. Среди таких угроз - атрофия мышц (митохондриальная миопатия), поражение печени, почек, мозга, сердца, слепота.

Чтобы этого избежать, ученые из университета английского города Ньюкасла, как раз и предложили процедуру митохондриального замещения. То есть материнская митохондриальная ДНК с невосполнимым дефектом в прямом смысле меняется на митохондриальную ДНК другой женщины, где такого дефекта нет. Еще в 2010 году в университете Ньюскала создали эмбрион человека на основе генетического материала трех родителей.

В описании специалистов, связанных с ЭКО, это выглядело так: "Исследователи изъяли из оплодотворенной яйцеклетки два ядра, при соединении которых образуется эмбрион. Затем перенесли оба ядра (пронуклеусы) в другую яйцеклетку, из которой было предварительно изъято ядро. При этом не были перенесены митохондрии и содержащиеся в них гены. Таким образом, ребенку передается только 0,1 процента генов женщины-донора".

Другими словами, из донорской яйцеклетки удаляют ядро, а вместо него помещают ядро из уже оплодотворенной яйцеклетки генетической матери. В результате сохраняется основная ядерная ДНК матери и отца, за счет чего ребенок наследует их черты, а митохондриальная ДНК наследуется от донора.

"Еще один вариант этой процедуры, когда оплодотворение яйцеклетки происходит уже после того, как с ней была совершена вышеописанная манипуляция, - поясняет член комитета по этике и праву Российской ассоциации репродукции человека Сергей Лебедев. - Таким образом, отсекается опасность наследования генетических заболеваний, которые несет митохондриальная ДНК генетической матери".

Сторонники таких репродуктивных инноваций полагают, что они позволят снизить число врожденных генетических заболеваний. Оппоненты, напротив, говорят о недопустимости такого вмешательства в естественные процессы, поскольку сама возможность выбора ДНК способна привести к различным злоупотреблениям, включая зачатие детей с заданными, по прихоти родителей, качествами. В британской прессе уже появилось выражение - "дизайнерские дети".

Вот и упомянутый уже Сергей Лебедев с позиций своего комитета по этике и права констатирует: "Все, что до сих пор применялось в репродуктивной медицине - это использование того, что нам дает мать природа: мужской сперматозоид, женская яйцеклетка, получившийся при их слиянии эмбрион. Никакого вмешательства в генетику, как говорится, что выросло - то выросло".

Предлагаемое сейчас уже настолько близко к изменению генома, что грань эта становится очень расплывчатой, и перейти ее не составляет никакого труда, предупреждает эксперт. Дальше, по его словам, начинается евгеника - уберменши, генетические касты, дети с врожденной специализацией и т.д. Такая перспектива очень пугает.

"А самое неприятное в том, - заключает Лебедев, - что, открыв однажды этот "ящик Пандоры", загнать джина назад в бутылку будет уже невозможно".

Насколько обоснованы такие страхи? Как их оценивают и что думают о самом методе российские ученые и специалисты, практикующие в этой области?

Блиц-интервью

Лейла Адамян, заместитель директора Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова, Главный акушер-гинеколог России, академик РАН:

Как вам последняя новость из Лондона? Там нужное дело поддержали?

Лейла Адамян: Метод митохондриального замещения, разработанный в Англии, оцениваю как прорыв в науке, причем очень серьезный. Потому что бывают редкие наследственные заболевания, при которых это единственная возможность произвести на свет здоровое потомство. Например, мышечная дистрофия, различные нейродегеративные заболевания - их частота приблизительно одно на 5 тысяч новорожденных. Такие заболевания обусловлены дефектом митохондриальной ДНК. Он передается исключительно по материнской линии. И носительница дефектного гена, этой митохондриальной проблемы никогда не может дать нормального потомства.

Поэтому в качестве донора здоровой митохондриальной ДНК нужна женщина?

Лейла Адамян: Да. Нужно, чтобы генетический материал из оплодотворенной яйцеклетки, имеющей поврежденные митохондрии, был удален и перенесен в здоровую донорскую яйцеклетку с нормальной митохондриальной ДНК. В результате этой процедуры рождается здоровый ребенок, который имеет ядерную ДНК от обоих родителей и - донорскую митохондриальную ДНК.

Если бы законодатели разрешили подобное в России, готова наша научная база, практическое здравоохранение к оказанию такого рода услуг?

Лейла Адамян: В научной базе я не сомневаюсь. Но до практического воплощения таких разработок в полном объеме мы еще не дошли. Поэтому совершенно закономерно, что Англия, как законодательница новых репродуктивных технологий, стала в этом деле первой. Тут следует быть осторожными. Это, повторяю, большой прорыв в науке, но он пока имеет характер эксперимента. А эксперимент оправдан тогда, когда имеется редкое наследственное заболевание. И надо ясно понимать, что речь идет только о тех пациентах, в организме которых есть невосполнимый дефект митохондриальной ДНК.

Сергей Колесников, эмбриолог, советник президиума РАМН, академик РАН:

Не поторопились ли англичане переносить лабораторные опыты на людей?

Сергей Колесников: Эта технология давно отработана на животных, а теперь, судя по решению британского парламента, может применяться и на человеке. В широком смысле она продвигает оплодотворение in-vitro на новый уровень - на стадию конструирования эмбрионов без патологических и смертельных болезней. Митохондрии, как уже сказано, несут сравнительно небольшое количество генов ДНК. Но при этом содержат некоторые особые, в которых закодирована и передается по женской линии важная наследственная информация.

В каких случаях новый метод может быть востребован?

Сергей Колесников: С практической точки зрения технология нужна для преодоления редких, так называемых орфанных заболеваний. Это может быть всего один человек на 20 тысяч пациентов. Но потенциально, если говорить о митохондриальных не смертельных болезнях, их очень много. В основном, такие заболевания связаны с наследственными нарушениями метаболизма и энергетического обеспечения клетки, поскольку митохондрии - это своеобразные электростанции клетки. В этих случаях описанные манипуляции с яйцеклетками могут помочь.

А нет ли тут угроз для этики? Или, например, опасности пересечь черту, за которой начнутся опыты "по моделированию" человека?

Сергей Колесников: Как некий общий, отдаленный риск такая проблема, конечно, существует. Но не более того. Ведь то, о чем мы сейчас говорим, это замена одной цитоплазмы, в которой развивается эмбрион, другой. Тут никакой генной инженерии, никакого генного конструирования не просматривается.

Создать идеального солдата или, наоборот, личность утонченную, например, гениального музыканта таким способом нельзя даже в перспективе?

Сергей Колесников: Это вопрос, скорее не ко мне, а к писателям-фанстастам. Эвгеника была и остается темой популярной, но с ней тут мало что связано. Какая-то часть свойств, присущих тому или иному человеку, формируется внутриутробно, и нередко даже вопреки генотипу. Но большая часть человеческих качеств наследуется социально, а не генетически.

Потом, не забывайте: ДНК митохондрий - это меньше одного процента от генома человека, а 99 процентов - это ядро клетки. Хотя какая-то модернизация генома при замене митохондрий все равно, конечно, происходит. Главным образом, это связано с энергетикой человека, с физиологическими и обменными процессами.

Но это, повторяю, никак не связано с генной инженерией. А в многочисленных центрах ЭКО, которые работают в России, пока "отсеивают" эмбрионов с дефектными хромосомными наборами, но отбирать эмбрионов по полу (например, мальчиков) в некоторых странах, например, в Китае, при искусственном оплодотворении запрещено.

Выходит, вы серьезных рисков в репродуктивной инновации англичан не видите?

Сергей Колесников: Когда в 1978 году в Англии появился первый ребенок "из пробирки", тоже было много домыслов, а сейчас миллионы таких детей гуляют по планете. Но будут, я думаю, юридические загвоздки. Если ребенок от трех родителей, надо четко прописывать права каждого. Является ли та женщина, которая дала свою яйцеклетку без дефектных митохондрий, одним из родителей или только донором? И может ли родившийся таким способом ребенок быть ее наследником? С соответствующими правами и - не будем забывать! - обязанностями перед теми, кому обязан появлением на свет.

Дизайнерские дети - умные, здоровые, спортивные - вот-вот постучатся в наши двери. Готовы ли мы к ним? На этот вопрос пытается ответить в журнале Science специалист по биоэтике Томас Мюррей из некоммерческого научно-исследовательского центра Гастингса (США).

Какая польза от таких отпрысков? Какие ограничения следует наложить на родителей и врачей? Тема взята не с потолка: в феврале американское Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA) собиралось для рассмотрения вопроса о проведении клинических испытаний методов генетической манипуляции, предотвращающих митохондриальные заболевания.

Дизайнерскими детьми обыватель напуган с 1990-х годов, когда начались разговоры о клонировании человека и о создании людей, наделённых сверхспособностями. В то время предлагавшиеся методы в большинстве своём были чисто спекулятивными, но сейчас генетическая селекция зашла так далеко, что подобные слухи уже не кажутся фантастикой. Например, родители уже сегодня могут заказать предымплантационную генетическую диагностику, то есть проверку эмбрионов, созданных с помощью ЭКО, на наличие предрасположенности к заболеваниям, а также половую принадлежность.

Такая диагностика возможна и после обыкновенного зачатия, ведь в кровотоке беременной женщины циркулируют фрагменты ДНК плода. Кроме того, недавно стало известно об успешном извлечении дефектных митохондрий из яйцеклетки с заменой на здоровые из донорской.

Проверить будущих детей на гены, определяющие развитие интеллекта, цвет волос или атлетические способности, пока нельзя, но, по мнению некоторых, это временно. Компания 23andMe недавно подала заявку на патент, относящийся к таким тестам. Правда, не очень понятно, как она собирается реализовать эту задумку, ведь интеллект или, скажем, рост определяются сложным взаимодействием десятков генов, а также окружающей средой. Более вероятен, по-видимому, скрининг всего генома плода на предрасположенность к заболеваниям в долгосрочной перспективе - к болезни Альцгеймера или диабету, например.

Медицинские организации по-разному относятся к этим перспективам. Так, Американское общество репродуктивной медицины считается с пожеланиями клиентов относительно пола будущего ребёнка, тогда как Американский конгресс акушеров и гинекологов запрещает выбор пола, дабы избежать гендерной дискриминации. FDA же заботится только о безопасности и эффективности предлагаемых методов, оставляя этические вопросы в стороне.

Зато именно им посвящает свой материал г-н Мюррей. Хорошо это или нет - быть дизайнерским ребёнком? Мыслитель предлагает исходить из этого вопроса. Если родители получат возможность определять черты своего будущего дитяти, не войдёт ли у них в привычку во всём направлять своё чадо, лишив его права выбора?

А что они скажут, когда выяснится, что манипуляции с генами не привели к появлению на свет того человека, которого они хотели? «Можно заказать индивида с характеристиками Майкла Джордана, который возненавидит баскетбол и станет бухгалтером», - пишет г-н Мюррей.

Но далеко не все согласны с тем, что вопрос о дизайнерских детях поднимает новые и важные этические проблемы. Например, философ Бонни Стейнбок из Олбанийского университета (США) не видит здесь ничего принципиально нового по сравнению с традиционными методами родительского воздействия на ребёнка посредством спортивных секций, уроков музыки и самого обычного воспитания. «Если нам кажется неправильным желание родителей вырастить умного и доброго человека, то давайте вообще откажемся быть родителями и предоставим детей самим себе, выбросив их на улицу», - говорит она.

Профессор права и биоэтики Техасского университета в Остине (США) Джон Робертсон тоже не считает нужным вводить какие-то особые правила. Если, например, в какой-то семье высоко ценится музыкальность, то нет никаких причин запрещать родителям выбрать эмбрион с генами абсолютного слуха. Если ребёнок хочет играть в футбол, а его заставляют осваивать тромбон, это, может быть, и не очень хорошо с определённой точки зрения, но на государственном уровне такие вещи пока не регулируются, и слава богу.

Ваши дети — это не ваши дети. Они сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе. Они появляются через вас, но не из вас, и, хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, Потому что у них есть собственные думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам, ведь их души живут в доме Завтра, который вам не посетить, даже в ваших мечтах. Вы можете стараться быть похожими на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя. Потому что жизнь идет не назад и не дожидается Вчера. — Калил Джебран.

Получила письмо от подруги, мамы близнецов. Она пишет:

«Попробую изложить мысль. Чтоб потом не корить себя за то, что могла, но не сделала еще один шаг, не помогла и тд. Вопрос — мой сын. Хочу знать то, что не знаю. То, что поддержит, а что сломает.
Сразу хочу сказать, предупредить — у меня нет устойчивой веры в эту науку и понимание её! И я не уверена, что то, что узнаю сможет мне помочь или я смогу это знание грамотно использовать. Но у меня есть ребёнок и я обязана ему помогать и поддерживать».

Мне понятно, что беспокоит эту маму. И я считаю, что Дизайн Человека для человека, а не наоборот. Я попробую рассказать, как вы можете применять это знание на практике. Расскажу кратко и по пунктам, и не всегда логично. А в конце поделюсь тем, что именно даёт лично мне знание дизайна моего сына.
Итак.

Самый частый вопрос

— А влияет ли на Дизайн факт того, как родился ребенок: природным способом или было кесарево сечение?

— Нет. Рассчёт всегда начинается с момента рождения, поэтому не важно, родились ли вы в срок, раньше времени, в результате естественных родов или появились на свет в помощью кесарева сечения. За время рождения принимается момент, когда ребёнок полностью покинул тело мамы.

Для чего нужно знание дизайна и прочтение карты ребенка?

Так или иначе воспитанием мы загоняем детей в рамки. Наиболее осознанные из нас принимают тот факт, что они это не мы. И не пытаются впихнуть в них то, что сами не дополучили. Не требуют от них совершенства и не пытаются «сделать» их успешными. Роль аналитика в том, чтобы помочь понять, чем мы отличаемся и как влияем друг на друга. И что мы можем сделать для того, чтобы дать потенциалу ребёнка свободу расти.

Дети разных энергетических типов

  • Манифестор

Ребёнка Манифестора важно научить пользоваться своей силой умело. Ему нужна свобода двигаться и быть в покое. Для этого ему хорошо бы освоить правила приличия и научиться спрашивать резрешения, прежде, чем действовать или брать, то есть не брать без спроса. Причём эта детская стратегия — спрашивать разрешения — она нужна только маленьким Манифесторам, это то, что помогает сохранить мир между Манифестором и другими. Хрупкий мир. Воспитанные взрослые Манифесторы потом легче информируют других. Это на самом деле социальная стратегия, которая позволяет не превратиться в одинокого волка, а обрести свою стаю. Вы можете сказать маленькому Манифестору: «Я знаю, ты можешь это сделать. Ты очень сильный. Но посмотри, что будет с нами. Как это повлияет на нас. Если ты чего-то хочешь — спроси меня для начала». Когда они вежливы, им чаще разрешают делать то, что они хотят, если это безопасно для них и не вредит окружающим. Слишком большой контроль приводит к бунту или к пассивности.

  • Генератор

Это созидательный ребёнок. Он может менять жизнь вместе со своим дыханием, когда живёт по-настоящему. Родителям очень важно уважать его утробные звуки, все эти «ээ-а», «ага», «у-у» и не одёргивать, чтобы он отвечал членораздельно. Странно, да. Пожалуйста, не прерывайте его связь с собой. Это легко сломать и долго чинить. Он терпеть не может всё это старообрядческое «делай то — не делай этого». Ему не нужно указывать! Спросите! Да, спросите. Тогда он будет знать, откликаясь. Ничего личного: сила доступна или нет. Научитесь уважать эти сакральные реакции и научите своего ребёнка доверять этой навигации, своим внутренним ритмам.
Они счастливо засыпают, когда их энергия полностью израсходована.

  • Проектор

Это чувствительный ребёнок, он очень уязвим к обуславливанию. А что если меня не признают не заметят, что я вот такой, а будут хотеть, чтобы я был другим, «как все»? Чтобы бесконечно что-то делал и с детства готовился к работе… Ваш ребёнок Проектор — другой. Он странный, немножко ненормальный. Нормальным считается большинство, а большинство это Генераторы. Если вы разглядите в своём ребенке то, что отличает его от других — вы ему очень поможете. Поддержите его найти то, что ему интересно, помогите установить контакт с другими, объясните, как устроен мир. Дети Проекторы любят разбираться в системах.
Родители, которые приглашают своего ребёнка Проектора, признают его, не из-за того, что он что-то сделал, а признают, что это он — такой, родители, которые учат ждать правильной встречи, подходящего момента — невероятно помогают ребёнку в становлении. Эмоционального Проектора не нужно подгонять, им нужно войти в контакт с эмоциональной волной. Когда их эмоциональность признаётся, они цветут и искрятся. Если их торопить, они легко сбиваются с толку, огорчаются, не успевают… Лучший способ общения с ними — спрашивать. Да, как Генератора. Так они постепенно привыкают к тому, что для них естественно реагировать, а не инициировать.

  • Рефлектор

Ребёнок Рефлектор будет искать такой мир и такое место, куда он сможет идеально вписаться. Ребёнок этого типа всегда как бы пробует то, что вокруг, на нём остаётся энергомодель тех, с кем он находится.
Родители могут помочь ребёнку найти обучающую среду и подходящих преподавателей. Ребёнок Рефлектор может активно вовлечься в группу, причём без ожидания каких-либо конкретных результатов. Рефлектор иначе обрабатывает информацию. Он принимает и отражает всё, что происходит вокруг него, в семье или в классе. Состояние ребёнка Рефлектора — это отражение качества его окружения. И детям, и взрослым Рефлекторам очень нужно своё пространство, где они могут уединиться и отдохнуть от других.
Терпения вам, родители. Вы можете научить своего ребёнка на фиксироваться на чужой боли и не действовать исходя из этих постоянно меняющихся чувств.
Ему нужно время, чтобы обработать полученную информацию, прочувствовать. И так день за днём. В этих повторах — месяц за месяцем — можно обнаружить определённую схему, повторяемость. Она не такая чёткая, как у других типов, но формирует некий шаблон. Для Рефлектора это совершенно естественно — учиться понимать свой лунный цикл, чтобы расти и развиваться в своём ритме. Это поможет ему в будущем не спешить, плавно принимая свои важные решения, пережидая лунный цикл.

Что именно я узнаю в ходе прочтения карты ребенка?

1. Возрастные особенности развития.
Например , от рождения до 7 лет весь фокус внимания ребенка направлен на маму. И именно этот период самый важный. Хорошо бы разобраться, как вы влияете друг на друга.

После 7-ми лет внимание ребенка переносится с матери во внешний мир, и второго шанса быть для него всем у вас уже не будет. Выглянув из семейного гнезда ребенок начинает исследовать мир вокруг.

С 14 до 21 года дети познают свою сексуальность, у них появляется тенденция сметреть на семью со стороны, и многое в семейном укладе им не нравится.

Детство длится примерно до 29-ти лет , до момента возвращения Сатурна в то же положение в пространстве, в котором он был в момент рождения. В этот период могут начаться перемены, которые ведут к зрелости.

2. Ваши отличительные особенности . Вы начнете понимать, как и почему вы влияете друг на друга: это то, что заложено в наших типах полей. К примеру, почему маме так трудно воспитывать ребёнка , а к маме не так просто приблизиться.

3. Питание. Вы узнаете какое влияние оказывает питание на развитие мозга ребенка. Правильное пищеварение усиливает работу мозга, тело крепнет, ум работает эффективно.

4. Ум и Мозг. Это то, что поддерживает в ребёнка естественный потенциал обрабатывать информацию. От рождения у кого-то из нас в стратегический ум, у кого-то восприимчивый. У кого-то пассивный мозг. У кого-то активный. Микс этих элементов создаёт неповторимую личность. Когда мы узнаём об этом, нам становится ещё понятнее, почему мы — такие. Почему мы настолько по разному воспринимаем мир.

Как не усреднять, а индивидуализировать?

5. Сон . Вы сможете узнать на опыте, как многое меняются, когда вы элементарно высыпаетесь в одиночку . У каждого из нас есть свои предпочтения в отдыхе. Не случайно сон в своей ауре это первый шаг к трансформации. Невозможно быть собой без достаточного воздуха вокруг.

6. Вы узнаете, как с самого детства обучать ребёнка самому главному: доверию себе.

Что дало лично мне знание дизайна моего сына.

  • Только то, что я узнала о его эмоциональности , о том, что это его — всё, а на меня это в корне не похоже, полностью изменило наш мир и подход к воспитанию. Например , в первые месяцы после рождения в 7 вечера каждый день он устраивал скандал без шанса на успокоение. Выход был один: в слинг и на прогулку вдоль моря. Это его успокаивало. Только позже я узнала из , что его окружение – берега. Всё так, это он выбрал родиться на берегу Индийского океана, а я каким-то чудом, которое называется отклик, это услышала и оказалась там, где нужно.
  • Мы вместе учимся не торопиться, каждый по своей причине.
  • Мне интересно фиксировать, как он говорит словами своего дизайна. Как только он начал говорить, его первой фразой была: «А ты помнишь?». Это голос его дизайна, канал 13-33 между Горлом и Центром G (Я, мой направление, Любовь). Ворота 33 в Горловом центре говорят именно так: Я ПОМНЮ. «А ты помнишь, как я упал с байка (уронил машинку в озеро… катался на велосипеде и ножка попала в колесо и была ран,а и я больше не захотел кататься… как я жил в Пае…)» Он уже копит свою личную историю, свою коллекцию. И начинает делиться своим опытом: «А ты помнишь?» Он просыпается с этой фразой.
  • Я с интересом расспрашиваю его обо всем, потому что так, как он, об этом точно никто не расскажет. Если бы я не знала, что он и НАСКОЛЬКО ему важны другие, КАК нужно признание, приглашение правильных сил… – вот я бы все равно, думаю, спрашивала. Потому что очень интересно его слушать)). Какие штуки он говорит , о настроении, о том, как трудно ему остановиться… Он описывает свой внутренний мир — и это поразительно точно совпадает с его дизайном, который я вижу на карте.
  • Он постепенно замечает, как настроение влияет на его решения.
  • Так же, как и его система питания: для него важно, чтобы еда была тёплой и нравилась ему на вид. И если ему не нравится на вид, он и пробовать её не станет.

Вижу ли я какие-то различия с тех пор, как мы «играем в наши дизайны».

Я — безусловно. Он – не знаю, его «эксперимент с дизайном» начался еще до рождения, на 4-м месяце беременности. И перемены, которые он принёс – наше общее приключение и каждого в отдельности.

Страх узнать что-то такое…

Еще одна вещь под занавес. Мне как-то довелось встретиться с интересным страхом в отношении дизайна ребёнка: боязнь узнать какое-то такое «предсказание» о своем, с чем будет потом трудно.

«А вдруг. И что тогда? Лучше я не буду знать».

Насколько я узнаю эту систему, Дизайн Человека не имеет дела с предсказаниями неотвратимого будущего. Кроме одного, забавного — мы такие, какие есть, мы бессильны что-то изменить, и можем только принять с любовью.

То, что вы можете узнать о себе, имеет отношение тому, кто вы уже есть. Это страшно?

— А хочется?

Это начало путешествия моего сына Майтрейи по Индии, его Родине:

Другие видеомоменты можно увидеть на http://www.youtube.com/user/mashavova

Больше о личном опыте и детях можно почитать .

В тексте использованы иллюстрации из книг Оскара Бренифье.

© Маша Водолазская

Из пробирки, суррогатные мамы, а теперь еще и ребенок, сконструированный по методу «лего»? Острый ум и музыкальный слух — от законных родителей, а выносливость, здоровые почки, сердце и всеядная печень — от незнакомой тети из банка донорских митохондрий?

Это не плод воспаленной фантазии. Это наше , причем уже близкое, на что указывают дебаты, состоявшиеся в парламенте Великобритании, и принятые по их итогам решения. Палата лордов в минувший вторник подавляющим большинством (232 голоса из 280) благословила искусственное оплодотворение, при котором используются гены трех человек — одного мужчины и двух женщин. Незадолго до этого, 3 февраля, тот же вопрос обсуждался в нижней палате британского парламента и тоже был одобрен, причем с большим перевесом: 382 голоса «за», 128 — «против». В результате Великобритания стала первой страной в мире, легализовавшей подобную процедуру искусственного зачатия человека.