Какие конкретно годы входят в смешанный стаж мвд беларуси. Пенсионный возраст повысили

В День единения народов России и Беларуси, 2 апреля, существенной является информация о пенсионном обеспечении жителей Союзного государства. Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, переехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а россиян - в Беларусь, имеет некоторые особенности. Оно регулируется специальным Договором, учитывающим многочисленные нюансы. Этот договор — один из самых проработанных, направленных на защиту пенсионных прав жителей бывшего Советского Союза, считают в Пенсионном фонде.

Международный Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения действует с 29 марта 2007 года. Он основан на пропорциональном принципе. Каждая Договаривающаяся сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной) на основании стажа, приобретенного на её территории. При этом периоды стажа по 12.03.1992 г. (включительно) учитывает та сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией.

По Договору право на трудовые пенсии имеют граждане Российской Федерации и граждане Республики Беларусь, проживающие на территории одного из государств, а также члены их семей, подпадающие под действие законодательства сторон.

При определении права на пенсию возможно суммирование стажа, выработанного на территории одного государства, со стажем, выработанным на территории другого. При этом подсчет и подтверждение стажа осуществляется по Законодательству обоих государств.

Стаж, приобретенный после 13 марта 1992 на территории третьих государств, в том числе бывших союзных республик, в страховой и общий трудовой стаж не засчитывается.

Договор предоставляет гражданам право выбора: либо назначить и выплачивать пенсию по законодательству одного из государств, гражданами которого они являются, либо с применением положений Договора. Свой выбор необходимо подтвердить заявлением. Он является окончательным и пересмотру не подлежит.

Наибольшее количество «белорусских пенсионеров» живет в Иванове. Управление ПФР в Иванове, Кохме и Ивановском районе выплачивает 24 трудовые пенсии гражданам Российской Федерации, назначенные в том числе по нормам международного Договора, и 1 - гражданину Беларуси, проживающему на территории Российской Федерации.

Если работник работает на основе трудового договора, трудо­вого соглашения или контракта у разного вида нанимателей, он вы­рабатывает трудовой стаж. Работая в колхозе на основе членства, работник также вырабатывает трудовой стаж.

В соответствии с разделом 5 «Пенсии за выслугу лет» Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» право на этот вид пенсии имеют отдельные категории работников авиации и летно-испытательного состава, отдельные категории медицинских и педагогических работников, а также отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных учреждений и коллекти­вов. Все указанные категории работников трудятся на основе тру­дового договора, соглашения или контракта. Их трудовой стаж в названных должностях - летный и летно-испытательный состав, ра­ботники, осуществляющие управление воздушным движением и име­ющие свидетельство диспетчера, инженерно-технический состав, бортпроводницы, медицинские и педагогические работники обще­образовательных школ, ОПТУ, техникумов и училищ, а также арти­сты и другие работники театрально-зрелищных учреждений и кол­лективов - называется выслугой лет. Общая продолжительность работы названных работников в перечисленных выше должностях и есть их трудовой стаж. Однако их работа в перечисленных выше должностях может называться и выслугой лет для назначения и выплаты им пенсии за выслугу лет.

Выслугой лет называется и воинская служба граждан в Воору­женных Силах Республики Беларусь, служба в органах Министер­ства внутренних дел и Комитета государственной безопасности. Общая суммарная продолжительность такой службы и есть выслуга лет военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава ор­ганов внутренних дел и Комитета государственной безопасности.

Наличие такой выслуги лет у названных лиц является одним из необходимых условий для возникновения субъективного права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Бела­русь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальству­ющего и рядового состава органов внутренних дел» .

Сама военная служба, а также служба в органах внутренних дел и Комитета государственной безопасности исчисляется в кален­дарном порядке - день за день, месяц за месяц, год за год. Одна­ко, учитывая характер и сложность военной службы, службы в орга­нах внутренних дел и Комитета госбезопасности (отдаленная мест­ность, Военно-Морской Флот, включая атомный, Военно-Воздуш­ные Силы, включая реактивную авиацию, служба в частях действую­щей армии), названным Законом предусмотрено льготное исчисле­ние выслуги лет. Так, месяц службы в отдаленных местностях зас-читывается за полтора, год - за полтора. Служба в реактивной авиа­ции засчитывается месяц - за два, год - за два. Служба в действующей армии - месяц за три, год - за три. Таким образом, выслуга лет военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава ор­ганов внутренних дел и Комитета госбезопасности - это суммарная продолжительность (в годах, месяцах, днях) военной и иной служ­бы в названных выше органах плюс отдельные периоды службы, засчитываемые на соответствующих льготных условиях, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь «О пен­сионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и ря­дового состава органов внутренних дел» порядок исчисления выслу­ги лет для назначения пенсий за выслугу лет офицерам, прапорщи­кам, мичманам и военнослужащим, проходящим службу по кон­тракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внут­ренних дел определяется постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 5 июля 1993 г. № 432 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицер­ского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим, про­ходящим службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов подразделений по чрезвы­чайным ситуациям, органов финансовых расследований и их семьям» с соблюдением следующего:

а) в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается действительная военная служба, служба в органах внутренних дел в должностях начальствующего и рядового состава, служба в партизанских отрядах и соединениях, время работы в гражданских министерствах, ведомствах, учреждениях и организациях с оставлением на действительной военной службе или в кадрах органов внутренних дел, время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины, время содержания под стражей и отбывания наказания военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных;

б) периоды прохождения службы при особых обстоятельствах (при ведении боевых действий и в других экстремальных ситуациях, на летной работе, на подводных лодках, в условиях повышенной радиации, в воздушно-десантных войсках, в отдаленных районах и местностях с неблагоприятными условиями, при выполнении специальных заданий и другое) засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях. При этом периоды службы при особых обстоятельствах до введения в действие настоящего За­кона засчитываются в выслугу лет на соответствующих льготных ус­ловиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР;

в) наряду со службой в воинских формированиях и органах внутренних дел Республики Беларусь в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается также служба (в том числе на соответствующих льготных условиях) в воинских формированиях и органах внутренних дел бывшего Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств;

г) при исчислении выслуги лет для назначения пенсий соответствующим категориям военнослужащих, проходивших службу за пределами Республики Беларусь на территории других государств - участников Содружества Независимых Государств, наряду со льготными условиями зачета службы в выслугу лет на пенсию, установленными законодательством Республики Беларусь, применяются также льготные условия зачета в выслугу лет их службы за границей в отдаленных, высокогорных местностях с неблагоприятными
климатическими условиями, установленные законодательством государств, на территории которых они проходили службу;

д) выслуга лет для назначения пенсий, исчисленная в соответствии с ранее действующим законодательством, с введением в действие настоящего Закона и в последующем при возобновлении выплаты пенсии перерасчету в сторону уменьшения не подлежит.

4 С изменениями и дополнениями от 18.01.1994 г. № 21; от 22.04.1994 г. № 271; от 10.08.1994 г. № 4; от 26.10.1994 г. № 140; от 24.02.1995 г. № 102; от 28.02.1996 г. № 154; от 12.02.1997 г. № 79; от 05.09.1997 г. № 1180; от 20.05.1999 г. № 731; от 12.11.1999 г. № 1776; от 25.07.2000 г. № 1124; от 11.08.2000 г. № 1252.

«О совершенствовании пенсионного обеспечения», который повысил пенсионный возраст всем белорусам на три года. Но люди в погонах по-прежнему на пенсию будут выходить гораздо раньше, чем большинство работников.

Мужчины - в 63 года, женщины - в 58 лет

Указ президента определил, что с 1 января 2017 г. возраст выхода на пенсию будет увеличиваться на 6 месяцев ежегодно, пока не достигнет у мужчин 63 лет и 58 лет у женщин. На это понадобится шесть лет.

То есть в 2017 году на пенсию пойдут мужчины, достигшие возраста 60,5 года и женщины в возрасте 55,5 года. В 2018 году - 61 и 56 лет, соответственно, в 2019-м - 61,5 и 56,5, в 2020-м - 62 и 57, в 2021-м - 62,5 и 57,5, в 2022-м - 63 и 58 лет.

Определенные льготы по возрасту выхода на пенсию сохранились. Так, как и Александр Лукашенко , общаясь 7 апреля с представителями трудового коллектива Минского автомобильного завода, осталась льгота для работников на вредных производствах. Пенсионный возраст для таких работников тоже повышен на три года, но разбежка сохранилась.

«Мы скажем «Есть!»

Сохранилась разбежка и между возрастом выхода на пенсию обычных работников и военнослужащих (а также приравненных к ним категорий).

В указе отмечается, что предельный возраст состояния на военной службе (службе в военизированных организациях) военнослужащих (сотрудников) в воинских (специальных) званиях до подполковника включительно повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Это повышение распространяется также на сотрудников МВД, КГБ и МЧС.

Как отметил в комментарии для сайт начальник управления информации и общественных связей МВД Константин Шалькевич , согласно указу возраст выхода на пенсию сотрудников внутренних дел, имевших ранее право выхода на пенсию в 45 лет, постепенно увеличится до 48 лет.

Напомним, министр внутренних дел Беларуси Игорь Шуневич по поводу возможного повышения пенсионного возраста говорил, что МВД к этому готово: «Я считаю, что этот процесс неизбежен. Мое отношение такое: надо сохранить формулу пенсионного обеспечения для сотрудников органов внутренних дел. А увеличивать пенсионный возраст - как власть решит. Мы скажем «Есть!» и выполним любое решение нашего государства» .

На начало 2015 года в стране проживало 83 972 женщины в возрасте 54 лет, которым в этом году исполнится 55 лет, и 57 700 мужчин в возрасте 59 лет, которым в 2016-м предстояло выходить на пенсию по возрасту. Средний размер пенсий по возрасту на конец 2015 года в Беларуси составил 2 млн 897,3 тыс. рублей.

Если допустить, что все 141 672 человека (83 972 женщин и 57 700 мужчин), выйдут позже на полгода, то экономия в месяц (с условием, что каждый получил бы пенсию в среднем размере) составила бы 410 млрд 494 млн 620 тыс. рублей или примерно 21,6 млн долларов. А за полгода это уже почти 130 млн долларов.

В мае прошлого года Иван Николаевич Снитко из Лиды рассказывал onliner.by, как был следователем, ликвидировал аварию на ЧАЭС и побывал на спецоперации в Баку. Но после 19 лет службы был вынужден уволиться. В позапрошлом году он стал оформлять пенсию и оказалось, что его 19 лет не вошли в страховой стаж, а значит, он может рассчитывать только на социальную пенсию в 90 рублей. Да и то в 65 лет. _ Министерство труда тогда только разводило руками: такое законодательство, ничего не поделаешь. Мол, давным-давно есть понятие страхового стажа - это период работы, когда вы или вместо вас платили страховые взносы. И от его величины зависит, будет человек получать трудовую или социальную пенсию. Да, на самом деле, понятие страхового стажа существовало с 2006 года. Но буквально за последние несколько лет он вырос с 5 до 15 лет. И по закону будет расти еще больше: каждый год на 6 месяцев, в итоге к 2025-му составит 20 лет, пишет портал.
При этом в страховой стаж не включаются служба в армии, учеба в вузах и ссузах, а также аспирантура, докторантура и так далее, отпуск по уходу за ребенком, служба в милиции и других силовых структурах и многое другое. После того как белорусы стали выходить на пенсию по новому законодательству, появились и те, кто попал в так называемую «ловушку страхового стажа», - люди, у которых общий стаж позволял выходить на пенсию и претендовать на нее, но вот страхового стажа у них не хватало. - Ты всю жизнь прожил с ощущением, что страхового стажа надо 5 лет, и вдруг его стало нужно 16. И доработать эту разницу часто нереально, - говорят правозащитники общественного объединения «Белорусский Хельсинский комитет».
Это-то и случилось у Ивана Николаевича, который после 19 лет службы в МВД уволился, чтобы ухаживать за больными родителями. Страхового стажа без службы в МВД у него было около 10 лет. Для получения даже минимальной пенсии по возрасту этого не хватало. А значит, он мог претендовать только на социальную пенсию в 90 деноминированных рублей, да и то через пять лет. По данным Министерства труда, в подобной ситуации уже на момент увеличения срока оказалось больше 1000 человек и с каждым годом их число растет.
Проблемой ловушки страхового стажа занялись правозащитники. Они обратились в Конституционный суд, Министерство труда и Парламент. - Мы предлагали ввести переходный период, «скорую адресную помощь» для тех, кто оказался в подобной ловушке. Более того, назначить пропорциональную пенсию, даже если страховой стаж не выработан полностью, - отмечают правозащитники «Белорусского Хельсинского комитета».
Конституционный суд отметил, что при переходе на новое законодательство «следует максимально оправдывать правомерные ожидания граждан, в том числе посредством определения разумного переходного периода для предоставления гражданам реальной возможности выполнять измененные требования законодательных норм». Также Конституционный суд добавил, что нужно предусмотреть корректировку и внесение в трудовой стаж социально значимой для государства и общества деятельности.
В итоге законодательство пересмотрели. И со вчерашнего дня в силу вступил новый указ президента от 29.06.2017 №233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». - Да, Иван Николаевич один из немногих сможет получать трудовую, а не социальную пенсию. Мы уже отправили документы на оформление, - говорит начальник управления по труду Лидского райисполкома Андрей Мимиш. - Страховой стаж для него и всех военнослужащих, которые не пошли на военную пенсию, снижен до 10 лет. И Иван Николаевич как раз его уже отработал.

Что изменилось в законе?

- Нововведения смягчают положение некоторых уязвимых групп на будущее, но в то же время не разрешают проблему ловушки страхового стажа полностью, - объясняют в БХК. Правозащитники составили специальную таблицу, чтобы показать, какие произошли изменения в законодательстве, а что осталось прежним.
Новые правила пенсионного обеспечения до указа №233 (до 01.08.2017) После указа №233 (после 01.08.2017)
Некоторые люди попали в ловушку страхового стажа из-за того, что не было предусмотрено никаких исключений или переходных периодов для тех, кто в период нововведений достигают пенсионного возраста, имеют достаточное количество страхового стажа по старым правилам (не меньше 5 лет), но не дотягивают до страхового стажа, установленного новыми указами. Это в первую очередь о тех людях, которые в лихие 90-е и после выживали как могли, без официального трудоустройства. Эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию. Положение этих людей не было улучшено ни в какой мере. Единственным выходом из ситуации стало бы введение переходного периода для людей, которые в самое ближайшее время достигнут пенсионного возраста.
Люди, которые годами осуществляли общественно полезную деятельность (например, ухаживали за инвалидами 1-й группы), попали в ловушку страхового стажа и лишились права на пенсию. Дело в том, что государство делает им запись в трудовую книжку и платит деньги, но не засчитывает их работу в страховой стаж. Люди не успевают набрать нужный срок страхового стажа (16 лет на 2017 год, дальше - больше). При этом по закону уход за инвалидом 1-й группы нельзя совмещать с какой-либо работой. Некоторым образом учтена логика общественно полезной деятельности. Периоды общественно полезной деятельности все еще не включаются в страховой стаж, но срок страхового стажа для таких людей снижен до 10 лет. Правда, вместе с тем для таких людей вырос срок общего трудового стажа. Для женщин - не менее 35 лет, для мужчин - не менее 40 лет. В то время как для других категорий (кому хватает страхового стажа 16 лет в 2017 году) общий трудовой стаж составляет 20 и 25 лет для мужчин и женщин соответственно. Таким образом, указ сделал более справедливым и мягким пенсионное обеспечение для этой категории граждан, однако проблема не решена полностью, т. к. рост общего трудового стажа для многих может явиться препятствием для назначения пенсии.
Положение людей, которые ухаживали за инвалидом 1-й группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста, осложнялось не только ловушкой страхового стажа, но и тем, что после достижения пенсионного возраста они не могли получать пособие по уходу, даже если им не была назначена пенсия в связи с отсутствием страхового стажа. Указ устранил эту коллизию. Теперь указанные люди могут продолжать получать пособие по уходу до назначения социальной пенсии, и этот период им засчитывается в общий трудовой стаж.
Возникло неравенство в отношении военнослужащих, сотрудников МЧС, правоохранительных органов и приравненных к ним лиц. Пока эти люди служат, государство как наниматель не платит за них страховые взносы. Если они увольняются до достижения срока выслуги лет (а это 20 лет), пенсию им будут начислять на общих основаниях. Это значит, что, например, принципиальный сотрудник милиции, будучи уволенным после 19 лет хорошей службы, должен будет трудоустроиться и успеть выработать страховой стаж не менее 16 лет на сегодня. Улучшается положение военнослужащих, сотрудников МЧС, правоохранительных органов и приравненных к ним лиц. Срок их службы все еще не засчитывается в страховой стаж. Если эти люди по какой-либо причине не дослужатся до ведомственной пенсии и будут уволены ранее, для получения пенсии на общих основаниях им нужно будет набрать 10 лет страхового стажа, а не 16 и выше, как было до принятия указа 233. Также нужно набрать и минимальный общий трудовой стаж: 20 лет для женщин, 25 лет для мужчин. Время службы засчитывается в общий трудовой стаж. При этом такой смягченный подход будет действовать только для тех людей, кто прослужил не меньше 10 лет.

Не все беларусы будут получать трудовую пенсию. Под угрозой находятся силовики, сотрудники МЧС, мамы в декрете и люди, ухаживающие за инвалидами.

Ситуация возникла в связи с введением новых правил пенсионного обеспечения, принятых с 2013 по 2015 годы.

Согласно этим нормативным документам, необходимо обращать внимание на такие понятия как страховой стаж и общий трудовой стаж. Общий трудовой стаж – это период различной общественно полезной активности человека, например, служба в армии, учёба в институте, декретный отпуск, уход за инвалидами. А страховой стаж – это период, когда человек или его работодатель платит взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН). Именно этот период и учитывается для начисления трудовой пенсии.

Отчисления в ФСЗН делаются с официальной зарплаты, а с различных стипендий, пособий, жалований взносы не производятся. И, если человек думает, что отучившись 5 лет в институте, проведя 1,5 года в армии или 3 года в декретном отпуске, имеет право на трудовую пенсию, то это не так.

С 2013 по 2015 год необходимый срок страхового стажа вырос с 5 лет до 15 лет, а к 2025 году он будет составлять не менее 20 лет. При этом не предусмотрено никаких исключений для людей, которые сейчас достигают пенсионного возраста, имеют достаточное количество страхового стажа по старым правилам (не меньше 5 лет). Им просто не платят ни трудовую пенсию, ни пенсию по возрасту, ни социальную пенсию. Также они не имеют право на пособие по безработице. В 2015 году в Беларуси насчитывалось около тысячи человек, попавших в подобную ситуацию.

Существуют тонкости в пенсионном обеспечении силовиков. Периоды службы, например, в органах МВД, КГБ, пограничной службы не включаются в страховой стаж, если не получена пенсия за выслугу лет. Например, сотруднику милиции необходимо отслужить не менее 20 лет. Если он по каким-то причинам не отработал указанный срок, то он лишается права на профессиональную пенсию за выслугу лет. И весь срок его службы не включается в страховой стаж для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях. То есть, например, сотрудник милиции, будучи уволенным после 19 лет безупречной службы, должен будет трудоустроиться и успеть выработать страховой стаж не менее 15,5 лет на сегодня.

На проблему обратили внимание в организации «Белорусский Хельсинский Комитет» (БХК):

Многие граждане просто не обращают внимание на тонкости законодательства. Поэтому нужно осознать проблему и самому проверить, не стали ли вы более уязвимыми после введения новых правил страхового стажа. И обязательно надо проверить в ФСЗН, платит ли взносы работодатель.

Также БХК обратился в Палату представителей с просьбой внести соответствующие изменения в законодательные акты о пенсионном обеспечении граждан.

– Для того, чтобы проблему признали, власти должны увидеть, что количество людей, столкнувшихся с такой проблемой, и фактически оказавшихся без средств к существованию, большое. Тогда только будет реакция и результат, – считают правозащитники.

СПРАВКА «МП»:

Периоды общественно полезной деятельности, которые не включаются страховой стаж:

  1. Военной службы в:
    • Вооруженных Силах Республики Беларусь,
    • пограничных войсках и органах пограничной службы Республики Беларусь,
    • внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь,
    • органах государственной безопасности,
    • Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь,
  2. Службы в:
    • органах внутренних дел,
    • Следственном комитете Республики Беларусь,
    • Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь,
    • органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и
    • органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь,
    • Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР
  3. Период отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет

Таким образом, у матери, воспитавшей 3 детей, около 9 лет не включаются в страховой стаж, у матери, воспитавшей 4 детей – 12 лет (при условии, если она полностью воспользовалась правом на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет).

  1. Период ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, заражённым вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;
  2. Период ухода за инвалидом I группы, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом.
  3. Период ухода матерью за ребёнком-инвалидом (инвалидом с детства), если период ухода составил менее 8 лет до совершеннолетия ребёнка.
  4. Период получения образования в дневной форме (время учёбы в ВУЗах, ССУЗах, ПТУ и т. д.)

Также в страховой стаж не включаются:

  1. Период получения пособия по безработице;
  2. период пребывания в местах лишения свободы, если осужденный не привлекался к выполнению оплачиваемых работ.