Чеченский народ как хоронят своей мертвой люди. Обычаи, традиции чеченцев

Юсуп Темирханов. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Вчера стало известно о том, что в омской колонии умер чеченец Юсуп Темирханов, осужденный за убийство полковника российской армии Юрия Буданова.

В марте 2000 года командир 160-го гвардейского танкового полка Юрий Буданов был арестован по обвинению в похищении, изнасиловании и убийстве 18-летней жительницы чеченского села Танги-чу Эльзы Кунгаевой.

В 2003 Буданов был осужден на 10 лет колонии строго режима, отбывал наказание в Дмитровограде Ульяновской области, губернатором которой тогда был бывший командир Буданова генерал Владимир Шаманов. Правозащитники и журналисты также неоднократно обвиняли Шаманова в военных преступлениях против мирных жителей Чечни, однако он всегда отрицал эти обвинения.

Юрий Буданов в суде. 2002 год. Фото: РИА Новости

В 2004 году (через год после вынесения приговора) полковник Буданов написал прошение о помиловании на имя губернатора Шаманова. Тот удовлетворил прошение. Эта новость вызвала огромный резонанс. В Грозном прошел многотысячный официальный митинг против помилования. Рамзан Кадыров тогда заявил:

«Если это помилование Буданова произойдет, мы найдем возможность воздать ему по заслугам».

В 2009 году Юрий Буданов освободился по УДО, с работой и жильем ему также помогал его бывший командир Владимир Шаманов. Буквально сразу Рамзан Кадыров напомнил о том, что не забыл о Буданове. В интервью агентству «Регнум» Кадыров сказал:

«Буданов — шизофреник и убийца, признанный враг чеченского народа. Он оскорбил наш народ. Каждый мужчина, женщина и ребенок считает, что, пока Буданов существует, позор не снят с нас».

А еще через два года, в июне 2011-го, Буданов был застрелен в Москве. Его похоронили с воинскими почестями на кладбище в Химках рядом с аллеей героев Великой Отечественной войны.


Полиция и следователи на месте убийства Юрия Буданова в Москве. Фото: РИА Новости

Уже через месяц по подозрению в убийстве Буданова был задержан Юсуп Темирханов. Своей вины он так и не признал. Темирханова защищал чеченец Мурад Мусаев, один из лучших адвокатов в России, человек, приближенный к Рамзану Кадырову.

Пятничная новость о смерти Юсупа Темирханова стала большим событием для огромного количества чеченцев. И жители республики, и те, кто уехал из Чечни в эмиграцию, разместили в социальных сетях на своих страницах фотографии Темирханова, называя его «настоящим героем Чечни», который «отомстил за свой народ».

«Нохчи къонах» (чеченец, живущий по кодексу чести и ставящий служение всему народу выше своих личных интересов) — именно эти два слова чаще всего можно было прочитать в постах чеченских пользователей.

Такого всенародного признания на моей памяти не получал ни один из прошлых и нынешних чеченских деятелей.

В соцсетях стали распространяться видеоролики из села Гелдаген, где живут родственники Темирханова. На этих видео — огромные толпы людей, стихийно приехавших на тезет (поминальный обряд, который длится у чеченцев три дня). Сотни машин, припаркованных вдоль дороги в село Гелдаген, — этот народный кортеж растянулся на несколько десятков километров.

Первыми в Гелдаген приехали чуть ли не в полном составе жители села Танги-Чу — односельчане Эльзы Кунгаевой, девушки, которую зверски изнасиловал и убил бывший полковник российской армии Юрий Буданов (приговором он был лишен звания и всех своих наград).

«Позор тяжелую нам ношу
Буданов зверский на плечи положил
и 10 лет свободно по земле ходил
Юсуп герой Чеченского Народа
в Москве Буданова убил
контрольный в лоб ему пустил
А приговор судьи с улыбкой Юсуп принял ты
Тобой гордимся мы достойный сын Чечни»

— кустарно сделанные видеоролики с подобными текстами, перепетыми на арабский мотив, вирусно распространяются в интернете и набирают огромное количество просмотров.

Источники «Новой газеты», отслеживающие потоки сообщений, посвященных этому событию, свидетельствуют

о невероятном всплеске активности в среде чеченской молодежи, которая с восторгом отзывается о Темирханове как о «шахиде, отдавшем жизнь за честь своего народа».

Официальный Грозный никак не отреагировал на событие в день, когда стало известно о смерти Темирханова. Ни один чеченский телеканал не приехал в пятницу в село Гелдаген, которое, кстати, является родовым для героя России, спикера парламента Чечни Магомеда Даудова, чьим именем тут названа сельская школа. Обошли полным молчанием данную новость все представители чеченской власти в своих личных аккаунтах в Инстаграме, Майлистори (чеченский аналог Инстаграма), Фейсбуке и ВКонтакте. Главными новостями в этот день были сообщения о том, что 28-летний племянник Кадырова Ибрагим Закриев, назначенный месяц назад мэром Грозного, лидирует в медиарейтинге глав северокавказских столиц, а также день рождения матери Рамзана Кадырова — Аймани Кадыровой, возглавляющей Фонд имени Ахмата Кадырова.

Надо полагать, бурная реакция чеченского общества на смерть Темирханова, застала чеченские власти врасплох. Они впервые столкнулись со столь отчетливым и, главное, массовым выражением мнения народа об истинных и ложных героях. И помешать этому явлению они не могли: не разгонять же, в самом деле, поминки?

Уже на следующий день чеченские телеканалы дали сюжеты о столпотворении в селе Гелдаген и о том, что тезет перенесли в сельскую мечеть, так как двор семьи Темирхановых просто не вмещает в себя желающих высказать соболезнования.

Но можно ли первому лицу республики присоединиться к поминальному обряду и участвовать в похоронах «чеченского къонаха»?

Это — политический вопрос, на который должен был ответить Рамзан Кадыров. И он ответил, приехав на похороны в село Гелдаген.


Тело Темирханова под крики «Аллаху акбар!» вносят в мечеть села Гелдаген. Кадр видео / Instagram

Вся эта ситуация поставила чеченское руководство в очень сложное положение.

Реакция народа на смерть Темирханова идет в разрез с российской политикой по оценке российско-чеченского конфликта, вылившегося в две военные кампании.

Федеральное руководство так и не признало многочисленных фактов военных преступлений, совершенных против мирных жителей Чечни российскими военнослужащими. Только несколько случаев дошли до суда и приговоров, самые известные — дело ханты-мансийского омоновца Лапина и дело полковника Буданова. Оба преступника были осуждены только благодаря усилиям правозащитного центра «Мемориал» и журналиста «Новой газеты» Анны Политковской. Поддержку оказывал в этих делах и отец Рамзана Кадырова — Ахмат-Хаджи Кадыров.

Но расследование все равно шло крайне тяжело и было политически лимитировано: по сути, следователи получили «добро» только на выявление самых очевидных, зафиксированных правозащитниками и журналистами преступлений, совершенных российскими военными и полицейскими. Суд даже снял с Буданова обвинения в изнасиловании Эльзы Кунгаевой, хотя материалами дела факт изнасилования был полностью доказан. И никто из чеченских политиков не протестовал против таких «полумер».

Есть простое объяснение, почему Москва не стремилась расследовать и должным образом наказывать военных преступников, а Чечня с этим согласилась и в обмен получила сотни амнистированных чеченских боевиков, которых Москва также отказалась привлекать к уголовной ответственности. Это была сделка, одно из условий прекращения войны. И на тот момент в ней были заинтересованы обе стороны конфликта. Кейсы Лапина и Буданова Ахмат-Хаджи Кадыров выторговал у Кремля только лишь для демонстрации хоть какой-то легитимности этого неправового и несправедливого, но крайне необходимого тогда договора — для установления хоть и худого, но мира.

После убийства Кадырова-старшего все вопросы о привлечении российских военнослужащих к ответственности поднимали только журналисты и правозащитники «Мемориала».

«Мемориал» создал огромную базу данных, в которой детально зафиксированы все военные преступления в Чечне и собраны данные о всех российских военных подразделениях, частях и военнослужащих, причастных к этим преступлениям. Об этой работе мало что известно, но она идет каждый день уже много лет и когда-нибудь даст результат. Слишком много преступников еще живы. Слишком много чеченцев, убитых без суда и следствия, числятся «пропавшими без вести».

Рамзан Кадыров списал этот вопрос с повестки дня еще в самом начале своего руководства регионом, а недавнюю кровавую историю своего народа стал активно переписывать. Сегодня Кадыров постоянно заявляет, что в ходе двух чеченских войн против чеченцев воевали западные спецслужбы, заплатившие «тридцать серебреников» предателям чеченского народа. Так что нет ничего удивительного в официальном молчании чеченских властей в тот момент, когда они испытывают солидарные с народом эмоции по поводу смерти Темирханова.

Но вот столь бурная реакция чеченского общества по факту этой смерти заставляет задуматься о многом.

Что мы знаем про героя, «нохчи къонаха» Юсупа Темирханова?


Фото: РИА Новости

Биография Темирханова покрыта мраком — только общие сведения: где родился, кто родители. Что делал и чем занимался, где жил в обе чеченские военные кампании, как именно пострадал от российских военнослужащих, какое отношение имеет к родственникам убитой Будановым Эльзы Кунгаевой (ведь, по мнению чеченцев, он отомстил за ее поруганную честь) — ничего не известно. Его задержали с поддельными документами, которыми часто пользуются чеченские киллеры. Свою вину в убийстве Буданова Темирханов всегда категорически отрицал.

Прокурор Семененко вменила Темирханову «чувство ненависти и вражды ко всем военнослужащим, исполнившим свой долг и принявшим участие в контртеррористической операции, [руководствуясь которым, он] принял решение совершить убийство. Его выбор пал на Буданова, чье имя получило широкий общественный резонанс и который являлся наиболее ярким представителем той социальной группы, к которой он испытывал ненависть».

Логически из такой позиции вытекал однозначный вывод: все российские военнослужащие, принимавшие участие в чеченских войнах, — насильники и убийцы.

Неадекватность обвинения перекочевала в приговор Юсупу Темирханову. Если Буданов за преступление исключительной жестокости, отягченное его статусом «российского офицера, наводящего конституционный порядок в Чечне», получил 10 лет колонии строго режима, из них отбыл 8 и был освобожден по УДО, то Юсуп Темирханов, совершивший убийство из соображений мести, что во всем мире считается смягчающим обстоятельством, был осужден на 15 лет.

Он имел массу хронических заболеваний, но по УДО, понятно, никогда бы не вышел. Тем не менее отбывал свой срок Юсуп Темирханов в гораздо более комфортных условиях, чем обычные чеченские заключенные. Ему оказывалась квалифицированная медицинская помощь, в том числе с привлечением платных специалистов и с вывозом на обследование в коммерческие лечебные заведения, о чем он сам рассказывал в интервью. Его состояние здоровья было официально признано ФСИНом как основание для смягчения режима. В естественной смерти Юсупа Темирханова нет оснований сомневаться, по крайней мере, его адвокаты не высказали никаких версий, противоречащих официальной. Такое отношение к заключенному чеченцу, который сидел за убийство российского военнослужащего, ставшего культовым для многих силовиков, можно объяснить лишь одним обстоятельством:

Юсупу Темирханову оказывали посильное покровительство очень влиятельные люди.

В СМИ, следивших за процессом, всплывали обрывочные и неподтвержденные сведения о связях Темирханова с чеченским криминалом, который вовсе не автономен от чеченской власти. При этом Рамзан Кадыров никогда не упускал случай Буданова из виду, неоднократно высказывал угрозы в его адрес.

После целого ряда политических убийств врагов Рамзана Кадырова, включая убийство Бориса Немцова, мы уже довольно много знаем о том, как работают чеченские киллеры, которые могут быть гражданскими, а могут — и полицейскими, направленными в Москву для обслуживания политических и бизнес интересов руководства республики. Аналогичная ситуация пунктиром прослеживается и в истории с Темирхановым. Но если это так, и Темирханов был всего лишь наемным убийцей, то тогда Юсупу, получается, достались чужие лавры. А истинный мститель открыть свое лицо не может по вполне понятным причинам.

Отсутствие попытки нащупать в этой истории «второе дно» или хотя бы задуматься над этими вопросами, очень многое говорит о смещенных представлениях чеченцев о чести, об их умении быть благодарными тем, кто по-настоящему служит народу.

Приведу пример. В 2002 году над Баденским озером в Швейцарии по ошибке диспетчера потерпел крушение самолет. В этом самолете погибла вся семья осетинского архитектора Виталия Калоева. В 2004 году Виталий Калоев выследил швейцарского диспетчера и убил его (12 ножевых ранений). После чего добровольно сдался властям. Он никогда не отрицал свою вину — он следовал кодексу чести, который вовсе не чеченское ноу-хау, а типичен для всех традиционных обществ. Калоев был осужден на 8 лет, в приговоре мотив убийства был учтен как смягчающий, он был отпущен досрочно швейцарскими властями, так как его посчитали неопасным для общества. Даже швейцарцы понимали, что его преступление было обосновано хоть и дикими для 21 века, но вескими причинами. Когда Калоев вернулся в Осетию, для осетин он стал национальным героем.

Если сравнить эти две истории — Калоева и Темирханова, ущербность второй сразу становится очевидной. Темирханов никогда не признавал своей вины в убийстве Буданова и, более того, никогда не говорил на суде о преступлениях федеральных военнослужащих ни в отношении Эльзы Кунгаевой, ни в отношении других мирных жителей Чечни. Тогда что же им двигало? Выяснение реального мотива — месть или деньги — было крайне важно в ходе расследования. Не только и даже не столько с правовой точки зрения, сколько с точки зрения незаживающего российско-чеченского конфликта.

Если бы обвинение доказало, что Темирханов, убив военного преступника, действовал из чувства мести, и попросило бы, как швейцарские прокуроры, учитывать в приговоре этот смягчающий вину фактор, такая позиция способствовала бы примирению чеченцев с Россией больше, чем отстроенная после войны Чечня.

Если бы обвинение доказало, что Темирханов — всего лишь киллер, то отпали бы основания для его героизации среди мечущихся в поисках моральных ориентиров чеченцев. Особенно, что важно, чеченцев пост-военного поколения. Ведь у молодых людей в Чечне есть действительно достойные примеры для подражания, и не нужно ходить далеко в лес в поисках настоящих «къонахов».

Это — Анна Политковская, которая служила чеченскому народу, которую убили выходцы из этого народа и на похороны которой почти никто из этого народа не пришел.

Это Наталья Эстемирова, сделавшая невероятно много для того, чтобы преступления Юрия Буданова и «кадета» Лапина были раскрыты. Наташа была убита в 2009 году, и на ее тезет не пришло даже и половины родного села Кошкельды.

Это — Оюб Титиев, которого судят сегодня в Шалинском суде Чечни, в том числе, и за то, что он много лет фиксировал обстоятельства военных преступлений в Чечне и помогал родственникам жертв добиваться правосудия. Это все те, кого сегодня называют «врагами чеченского народа», а чеченский народ или очень тихо выражает свою солидарность с этими героями, или вообще молчит.

До вчерашнего дня причины этого молчания еще можно было понять и принять. Сделать это после народного цунами соболезнований по случаю смерти Юсупа Темирханова крайне сложно.

P.S.

«Есть веские доказательства непричастности Темирханова к убийству Буданова. Юсупа мы считаем жертвой. Мы будем добиваться справедливости. Мы призываем, чтобы соблюдали закон и Конституцию и относились к нам, как к гражданам России. Его незаконно осудили, посадили, и он умер своей смертью по воле Всевышнего», — заявил Рамзан Кадыров журналистам во время похорон.

Таким образом он нивелировал ценность поступка Юсупа Темирханова, который выступил поводом для консолидации чеченского народа в эти дни.

Наименование: Народный обряд «Похоронные обряды».

Язык наименования: rus

Наименование: «Тезет.»

Язык наименования: chech.

Тип объекта: Народный обряд «Похоронные обряды»

В этом тексте читатель ознакомится с похоронным обрядом чеченцев «Тезет». В тексте приведены сведения о том, как этот обряд проводился несколько веков назад и как он проводится сегодня, какие подготовки проходят до и после смерти человека, что происходит когда человек умирает, приведены детали самого похоронного обряда и связанных с ним поминок.

подробнее...

ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ У ЧЕЧЕНЦЕВ

Тарикат – это область исламской науки,

которая занимается лечением и избавлением

человеческой души от плохих качеств и пороков.

Нет никакого сомнения в том, что все живое, созданное Всевышним, рано или поздно, по окончанию отведенного ему времени, вернется к своему Создателю. Свидетельством всему этому является и то, что мы часто теряем своих самых родных и близких, порой и тех, кого бы мы желали оставить после себя – наших детей.

Когда появляется человечек на свет, мы безмерно радуемся, забывая о том, что рано или поздно, то ли ему, то ли нам придется терпеть горечь утраты. Когда человек покидает этот бренный мир, забывая порой, что это по воле Всевышнего, мы ужасаемся болью и потерей родных. Однако каждому стоит понимать, что все мы смертны.

Смерть неизбежна, но никто не знает, когда она постучится в твою дверь. Бывает так, что человек, достигший преклонного возраста, готов к ее встрече, но еще больше случается и то, что она приходит внезапно для тех, кто только начинает жить…

Основной ритуал захоронения усопшего со времен первого человека на земле пророка Адама (а.с.) до наших дней дошел, видоизменяясь, но неизменными остаются основные обряды: омывание тела, заворачивание его в саван, копание могилы и т.д.

Делу захоронения усопшего чеченцами отводится особое место и внимание, согласно религии Ислам и Сунне Пророка Мухаммада (а.с.в.) (Су́нна (араб. – обычай, пример‎) - мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина). Основным законом похорон у чеченцев является Шариат (Шариа́т - комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман) и Тарикат (Тарика́т (араб. – дорога, путь ‎), или сулюк - метод духовного возвышения и мистического познания Истины (хакк), так же пути Овлиа-Устазов (Вали – покровитель, святой), Авлия (праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения). Чеченцы, исповедуя Ислам, придерживаются его двух основных тарикатов – Кадарийский (Кадирия – суфийский тарикат , основанный Абдул-Кадиром аль-Джилани (1077 - 1166 ). Это суфийское братство является одним из двенадцати основополагающих братств кадирийского тариката в Чечне и Ингушетии, как и в других регионах Северного Кавказа) и Накшбандийский (Накшбанди́я (суфийское братство (тарикат), – одно из 12-ти материнских братств суннитского толка, получившее это название в конце XIV века по имени Мухаммада Бахауддина Накшбанди аль-Бухари (ум. в 1389).

Если человек находится в тяжелом состоянии, его родственники обязаны: напомнить ему о “весет” – завещании; (если нет собственного “весет” – завещания, то человека хоронят согласно основным нормам захоронения) попросить его, чтобы он произнес Шахадат – свидетельство, что нет Бога кроме Аллах1а и Мухаммад (пророк, посланник) его; просить Всевышнего покоя, облегчения и прощения умирающему; самим как-то быть готовы к его утрате; принести в жертву – (“саг1а дакхар” – жертвенное животное (это не объязательство), а одобряемая сунна) жертвенное животное и раздать мясо соседям, родственникам, малоимущим и сиротам (мера раздачи мяса жертвенного животного заранее определяется старшим в роду и раздается несколько кварталов).

Широкое применение в народе имеют три вида такого пожертвования “садака ” (“саг1а дакхар”):

  • – человек в возрасте, будучи еще совершенно здоровым, сам готовится к такому процессу, покупает животное и вместе с родственниками проводят этот ритуал, и раздают мясо жертвенного животного;
  • – когда человек находится в тяжелом состоянии, его родственники сами проводят такой процесс и раздают жертвенное мясо;
  • – после того, как человек покидает этот мир, его дети и родственники приносят животное в жертву и раздают его по назначению до захоронения.

Со слов богословов, важными для усопшего являются все три вида, однако самым ценным является первый пример. Это подтверждает и следующее народное поверье: если совершить пожертвование (садака) при жизни, на свои честно заработанные средства, то ты его найдешь на том свете, как милостыню, размещенную впереди своего пути, и ты ее обязательно получишь. Если совершают пожертвование (садака) после смерти, то оно как бы размещено позади твоего пути, и ты можешь не найти его в ином мире.

Так же, готовясь к той подлинной жизни (и это является сунной Пророка (с.1.с), многие сами, на свои честно заработанные средства, покупают и готовят основное «одеяние» для себя (ситец 12-15 м., 1,5кг. ваты, 2 новых полотенца, новое ароматное мыло, новые масляные духи без спиртных добавок, неиспользованные резиновые перчатки, аптечные маски и т.д.).

Основными признаками того, что человек находится при смерти, являются то, что он не слышит окружающих, не обращает на них внимания, не может произнести ни слова, не имеет рассудка, с каждой минутой его руки и ноги становятся холодными, также его берет холодный пот. В таких ситуациях, по правилу, человека поворачивают головой в сторону севера, лицом в сторону Каабы, вынимают изо рта (легкий) зубной протез, если такой есть.

В предсмертный час («садолуш») человеку нежелательно давать пить воду (поскольку он не в силах спокойно ее выпить) , с помощью намоченной чистой водой ваты, приложенной ко рту, он впитывает кое-какую влагу. Так же, прося у Всевышнего прощения его грехов, духовное лицо (мулла) или кто-то из родных читают над ним суру Ясин (Ясин – одна из 114 глав Корана, ( Кора́н – священная книга мусульман) . Родственники в своих молитвах тоже просят милости Всевышнего по отношению к нему. В доме, где человек скончался, или, где его готовили к захоронению, каждый вечер в течение недели после смерти читают часть Корана – Ясин.

После того, как тело отпустила душу, покойника поворачивают головой в сторону севера, лицом в стороны Каабы, подстилают под него ковер и кладут на пол, лентой из ситца подвязывают подбородок (чтобы рот не оставался открытым), опускают по длине тела и привязывают руки (есть места, когда некоторые привязывают руки и кладут их на грудь.???. В таких случаях возникают проблемы во время омывания тела, и многие советуют их опустить по длине). Так же привязываются ноги и кладется тяжесть на живот, чтобы тело покойника не теряло свой обязательный вид. Все это является основным уходом за телом покойника. У чеченцев принято, прежде чем передать тело покойника для приготовления в последний путь к священнослужителям, родственники покойника обязаны проверить его на предмет соответствия канонам Ислама (стричь ногти и ненужные волосы на теле, (если такие есть) чтобы на нем не было никакой грязи и т.д.) На все это обращается особое внимание, потому что это обязательный уход за телом покойника.

Три человека, включая основного умельца Муллы (Мулла́ - знаток и служитель мусульманского культа) , омывают тело покойника, делают вместо него омовение, заворачивают в белый ситец (саван ), опрыскивают духами или миской (духи на основе масел), и полностью готовят к захоронению. Под него подстилают чистый ковер и кладут подушку. Мужчину заворачивают в три слоя, а женщину в пять слоев, однако два слоя остаются внутри. Снаружи женщину тоже заворачивают в три слоя, после чего читается первая молитва над покойным. Таким же образом покойницу к захоронению готовят женщины, нужно отметить, что женщины над покойницей молитву не читают. Ее читают мужчины, перед тем, как вынести подготовленную покойницу из дома.

Похороны проходят, соблюдая все нормы Шариата и Тариката.

Обязательной процедурой над каждым покойником, как и предписано в Исламе, является: чтение Корана, омывание тела, заворачивание в белый ситец (саван), копание могилы и придание его земле.

Подготовка (копание) могилы занимает одно из основных мест траурной процессии у чеченцев. Как только человек покидает этот мир, (утреннее или дневное время суток), пять или семь человек, в основном молодые мужчины (близкие родственники покойного, соседи, добровольцы, беря с собой мерило тела покойника, идут на кладбище и начинают подготовку (копание) могилы для захоронения).

Этот процесс примерно длится полтора-два часа, но может продолжаться и больше, в зависимости от того, какой будет почва земли, твердая или мягкая. Глубина могилы не менее 160 см., а длина в рост покойника, плюс 10-15 см. в запас, ширина в среднем 80-90 см. Мужчине могилу копают на один «штык» больше, чем женщине.

Если покойник соблюдал нормы Кадарийского тариката, то его кладут в нишу могилы в сторону севера, если придерживался норм Накшбандийского тариката, то его кладут в нишу в сторону юга. Независимо от того, в какой стороне (северной или южной части) ниша, в обоих тарикатах хоронят покойника лицом в сторону Каабы.

В связи с тяжелой физической нагрузкой, тем, кто готовит (копает) могилу, в обязательном порядке дают пищу (обычно это обед – (вареное мясо, бульон, хлеб, напитки и т.д. ) и многие принимают его, выходя за территорию кладбища.

Утром, после согласования с имамом села, родственник покойного берет у него список 10 мусульман, которые читают отведенную ему 10-ю часть Корана. Они должны в срок, до захоронения покойника, выполнить эту просьбу и прочитать весь Коран.

В число обязательной раздаваемой милостыни по покойнику (садака) , входит: кафарат (5 пунтов пшеницы), которая раздается по 8 кг. 10-ти малоимущим или сиротам; тоненькие лепешки с творогом, смазанные сливочным маслом (чIепалгаш) ; халва (хьовла ) из кукурузной или пшеничной муки (их меньшее количество – 63), судя по всему, такое количество связано с годами жизни Пророка Мухаммада (а.с.в.); кроме этого, в течение семи вечеров такая милостыня (чIепалгаш и хьовла) раздается семи соседям.

Таким образом, чеченцы трепетно относятся к похоронам. Когда умирает человек, открывая ворота, ставя по всему периметру навеса, порой и двора, скамейки, семья покойного дает знак того, что их постигла беда, и эта весть быстро распространяется по всем родственникам, знакомым. В знак почитания покойного и того, что это общая утрата и боль всей общины, родственники и даже ближайшие соседи тоже открывают свои ворота. Несмотря на то, что знали усопшего или нет, практически все сельчане ходят на похороны и выражают соболезнование родственникам покойного.

Семья и старшие в роду покойного, как правило, оповещают близких и дальних родственников, знакомых, имама села (къеда) , тамаду муридов (муридийн тхьамда), 4 руководителей групп муридов (муридийн туркхаш) тарикато-последователей (муридаш) о смерти человека. Они оповещают и собирают всю группу тарикато-священнослужителей (муридийн тоба) , которые совершают обряд “Маха бар” – условная процедура выкупа (договора) души и тела покойника, включающий в себя: предварительное произнесение всеми присутствующими Шахадат – 3 (свидетельства единобожия), читают Астог1фируллах1 (прошу Аллаха о прощении грехов), 15 Салават (определенная ду‘а-мольба с возвеличиванием пророка Мухаммада (с.1.с.), его положения пред Всевышним и людьми), 3-5 разные Аяты и Суры Священного Корана, 70 тысячи раз произносят «ЛАИЛАХIА ИЛЛАЛЛАХI (нет бога кроме Аллаха), и мольбой просят Всевышнего о прощении грехов покойника и воздаяния ему благодати за проделанное им богоугодное дело. Этот обряд проводится в самой большой комнате (зале) дома или в мечети по соседству (если есть такая возможность).

Проделав всю вышеуказанную работу, муриды выходят во двор на “зикр” (Зикр поминание ‎ Всевышнего) исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Всевышнего Аллах1а).

Передавая друг друга определенную сумму денег (в размере стоимости средней коровы) завернутую в чисткую ткань, как милостыня за покойника, они просят Всевышнего Аллаха прощения всех грехов покойника в течение всей его жизни, включая несоблюдение или неполноценного соблюдения покойным 5 обяъзательных столпов ислама как:

  • декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада (шахада т);
  • пять ежедневных молитв (намаз);
  • пост во время месяца Рамадан (ураза);
  • религиозный налог в пользу нуждающихся (закят);
  • паломничество в Мекку (хадж).

Все вышеперечисленные составные мероприятия обряда похорон, как: подготовка покойника к захоронению – омывание тела; подготовка (копание) могилы; раздача мяса жертвенного животного (ц1ий-саг1а), раздача нуждающимся определенного количества зерна (садака-кафарат), чтение Корана (из 10 частей) праведными мусульманами, условная процедура выкупа (договор) души и тела покойника (Маха бар), религиозный ритуал очищение от мирских грехов покойника (искъартхьовзор), а также посещение желающих места, где проходят похороны, их соболезнования родственникам проводятся с утра, примерно в одно и то же время, но в разных местах.

Скорейшее придание покойника земле считается естественной потребностью покойника и богоугодным делом, и поэтому ритуал похорон стораются завершить до обеда.

Ритуалы и обряды захоронения у чеченцев имеют небольшие разновидности, в зависимости от того, норм какого Тариката они придерживаются, и места бытования: равнина или горная местность. На похороны приходят как сельчане, так и люди из других районов, городов и сел республики. На равнине похороны проходят в течение трех дней, а в горной местности они длятся и неделю.

На чеченских похоронах “тезет” для расположения мужчин отводится навес и большой двор. Здесь проходит прием односельчан, родственников, знакомых, произносят мольбу за покойного и соболезнование родственникам. Старшие их рода и самые ближайшие родственники умершего садятся на почетное место. Это место определяется правой стороной двора от ворот, как входишь во двор. От них левее садится брат или старший сын погибшего, все остальные не садятся, они стоят по возрасту (молодые стоят левее). Правее от родственников садится богослов, который читает «дуа».

Далее садятся сельчане, знакомые и прихожане. Уважая мудрость и их преклонный возраст, им уступают почетные места в этом ряду. Когда человек или группа людей подходят и произносят «Ассаламу Алайкум» – приветствие, все встают (даже старцы, несмотря на свой преклонный возраст), а богослов отвечает «Ваалайкум ас Салам» – ответное приветствие, далее он или по его просьбе один из прибывших читает «дуа» (мольба), все остальные про себя произносят «Амин» («О Аллах, прими мою молитву!»).

После чтения дуа, выражения соболезнований родным и близким, взрослые из пришедших садятся, если среди них есть богослов или мудрый старец, то ему обязательно отводят одно из самых почетных мест, а молодые отходят в сторону и стоят там, где свободно, но не рядом с родственниками погибшего. Во время такого процесса необязательно, чтобы каждый из пришедших выполнял ритуал «рукопожатие», поскольку во время такого ритуала все должны стоять из-за уважения к гостю, а старцам порой, через каждую минуту или две, это бывает не под силу.

После того, как гости разместились, и выпала свободная минута от прихожан, богослов-хозяин рекомендует всем собравшимся прочитать “Ламаз бисмиллах1” (сура Аль-Фа́тиха – открывающая 1-я сура Корана), и 11 раз “Къулх” (Ихлас – 112-я сура Корана) и 4-5 Салавата, после чего просит богослова или старца прочесть дуа или сам читает, прося покойному милость у Всевышнего. В течение всего траура гостей долго не задерживают, а такой процесс повторяют регулярно.

Нужно отметить, что чеченские похороны являются неким институтом, где на примерах старшего поколения молодежь учится многим правилам этикета человечности. В виду этого, особое место уделяется одежде мужчин и женщин, как в обыденной жизни, так и на похоронах. Мужчины и женщины в обязательном порядке имеют головной убор, (и скромная, желательно, однотонная одежда).

Для женщин на похоронах отводится отдельный двор. В летнее время их размешают под навес, а зимой в зале или гостиной. Редко бывает так, что мужчин и женщин размещают в одном дворе. Такой вариант устраивается лишь в крайнем случае (если есть завещание покойного, чтобы все проводили именно у него в доме и во дворе).

После проведения всех подготовительных работ к захоронению, покойника выносят для коллективной погребальной молитвы над ним, и имам читает дуа.

Прежде чем совершить над ним погребальную молитву, те, кто хорошо

его знали (сосед, друг, знакомый, не менее трех человек), свидетельстуют о том, что он (или она) был хорошим человеком и соблюдал все каноны Ислама. Далее, имам просит всех простить ему обиды и долги (если есть) , а если таковые имеются, просит их обратиться к родственникам. Совершают погребальную молитву, которая проводится стоя совместно со всеми желающими, после чего, беря на насилках (барма) тело, мужчины направляются на кладбище, (несколько мужчин остается на месте). Женщинам не принято в день похорон идти на кладбище.

На кладбище, во время захоронения покойника, трое (вместе с имамом) спускаются в могилу и кладут покойника в нишу. После этого двое продолжают кирпичом или деревянными досками огораживать нишу. В это время сверху над могилой держат шерстяную бурку, чуть приподнятую от земли. После завершения данной работы ближайщие родственники (отец, сын или брат) начинают засыпать землю, (по три раза в ладонях) , далее остальные засыпают всю землю, а имам читает Ясин.

После того, как засыпают всю землю, имам читает ЗаIам (напутствие покойнику,состоящее из нескольких аятов (коранических стихов) из Корана и нравоучений для той жизни. Считается, что покойный слышит и знает то, о чем ему читают. После этого имам льёт из-под кувшина воду на могилу и читает дуа. Далее, четыре богослова садятся по четырем углам и читают суры из Священнописания (Ясин, Табарак, Духан, Саждат) , после чего все четверо по очереди делают дуа, присутствующие поддерживают словом мольбой Амин.

Когда завершается весь процесс захоронения, один из родственников, соответсвенно, мудрый и уважаемый человек, выражает благодарность всем, кто откликнулся на их горе, иногда имамы объявляют время и место мовлида (мовлид – это коллективное выражение любви к Пророку, салаЛлаху алейхи васаллям) и зикра за покойного, а потом люди расходятся по домам.

Самые ближайшие родственники (молодежь) остаются и ставят нагробную плиту (чурт) , тем самым читая Салават, Суры из Корана Аль-Фатиха, Ихлас и другие, еще раз делают дуа над покойным, после чего возвращаются домой.

Напомним, похороны у чеченцев продолжаются в течение трех дней (на равнине, а в горной местности порой и неделю).

После завершения похорон, родственники еще раз проводят обряд садака (сагIадаккхар) . Если покойник соблюдал нормы Кадарийского тариката или его похоронили согласно его нормам, то этот обряд проводят по истечению трех дней, а если Накшбандийского тариката, то после истечения недели. В обоих случаях в жертву приносится крупный рогатый скот, закупаются всякого рода сладости, хлеб, фрукты, напитки, собирают всех, кто принимал участие в захоронении покойного: мюридов, соседей, родных и близких. Мюриды читают Мавлид, совершают обряд Зикр, читают Аяты и Суры из Корана и еще раз просят милость и прощения покойному…

В ближайший четверг всем соседям, родным и близким раздаются пакеты (рис, сахар, чай, хурма, сладости) . Это еще один вид «садака» у чеченцев.

Стоит отметить, что у чеченцев, (если у человека имелось завещание, в котором все прописано) , все виды садака и расходы, связанные со всей похоронной процессией, оплачиваются исключительно из средств самого покойного, нажитых им самим на этот день.

После заверщения похорон, в ближайщую пятницу, родные покойника посешают его могилу, читают над ним Ясин и делают дуа. (Желательно, чтобы родные посещали могилы усопших, ухаживали за ними и проводили такой обряд регулярно).

Публикации раздела Традиции

Обрядность похоронно-поминального цикла у народов Северного Кавказа

О дин из наименее этнографически изученных - раздел похоронно-поминальной обрядности народов Северного Кавказа. Похоронные обряды черкесов, карачаевцев и кабардинцев.

Похоронно-поминальная обрядность народов Северного Кавказа до настоящего времени остается одним из наименее этнографически изученных разделов семейной обрядности. Внимание исследователей, особенно в XX в., в значительно большей степени привлекали свадебная и детская обрядность, о чем говорит и число публикаций, посвященных этой тематике. Похоронно-поминальная обрядность, как правило, представлена лишь в работах, посвященных монографическому исследованию культуры того или иного народа. Видимо, одна из причин этого явления – тесная связь похоронно-поминальной обрядности с религией, особенно у тех народов региона, которые исповедуют ислам. Как известно, еще сравнительно недавно публикация таких материалов, особенно относящихся к современности, была затруднена или вообще невозможна. Неслучайно наиболее полно представлена в литературе похоронно-поминальная обрядность осетин, сохранившая в основном связь с языческими верованиями.

В данной статье использованы материалы, собранные во время экспедиции 1989 г. в нескольких республиках Северного Кавказа. Конечно, далеко не все стороны похоронно-поминальной обрядности представлены здесь достаточно подробно. Тем не менее, на наш взгляд, приводимый ниже полевой материал может быть использован для дальнейших исследований данной темы.

Черкесы (сел. Хабез, Адыге-Хабль)

Чегемское ущелье. Чегем. Северный Кавказ

Похороны принято устраивать на следующий день после смерти, но если ждут приезда кого-то из родственников, то по согласованию со старшими – через два-три дня. Обмывают и облачают покойного в саван те, кто умеет читать молитвы. Саван для мужчин и женщин делается одинаковым. Могилу роют соседи или родственники; для женщины – немного глубже, чем для мужчины.
О смерти человека оповещает кто-нибудь из соседей или родственников. Около покойного обязательно читают Коран, и чем больше человек это делают, тем лучше для души умершего. На похоронах обязательно присутствует эфенди. Он дает распоряжение близким прощаться с покойным и выносить его. Хоронят обычно в середине дня (14 час.). За один-два часа до этого устраивают обряд искупления грехов (деур), для которого выделяют 250–400 руб. (иногда эта сумма оговаривается в завещании, как и то, сколько следует истратить на похороны и поминки). Из этой суммы часть (по 10 руб.) причитается тем, кто обмывал покойного, и по 5 руб. раздают бедным. На похороны приходят эфенди из разных аулов и обычно через них передают деньги для бедных. В каждом ауле имеются списки беднейших жителей.

Женщины провожают похоронную процессию до ворот, на кладбище не идут. (Им разрешается посещать кладбище в день, назначенный эфенди, когда они убирают и приводят в порядок могилы близких.) Носилки с покойным нельзя ставить на землю, до кладбища их несут на плечах, сменяя друг друга. На кладбище два близких родственника спускаются в могилу и принимают покойного, которого подают им вниз на брезенте. Укладывая тело в нишу, они развязывают узлы на саване и кладут в саван по горсти земли. Нишу закрывают досками.
По возвращении с похорон устраивают угощение для приехавших издалека, но не в доме умершего (там не готовят пищу в течение трех дней), а в доме родственников (если он находится не в этом же дворе) или соседей. На похороны приходят только женатые мужчины (вообще посещать кладбище мальчикам разрешается с 12–13 лет).
Памятник на могиле ставят в головах, иногда это делается сразу же, в день похорон (нередко он представляет собой асбестовую трубу с надписью).

В знак траура мужчины не бреются (обычно в течение недели, самые близкие – до 40-го дня), женщины носят темную одежду, темные платки. Телевизор в доме, где соблюдается траур, не включают до месяца и дольше.

Так, один из наших информантов после смерти матери год не пил спиртных напитков, не посещал свадьбы и другие застолья.
Сорок дней по умершему полагается читать Коран. В течение месяца после смерти принято каждый четверг жарить в масле лепешки (локумы) и раздавать их детям. При возможности это можно делать целый год или несколько лет.
В 40-й день устраиваются многолюдные поминки, на которые приходит почти столько же человек (в том числе и из соседних сел), как в день похорон. Большую помощь семье в этот день оказывают родственники. Часть баранины раздают бедным людям в несколько соседних сел в качестве милостыни (садака). Женщины приносят кур, сладости, мужчины могут принести деньги.

Для поминального стола готовят мясо с бульоном (ляпе), заправленное зеленью, чесноком, луком; пасту; плов – рис с изюмом (его жарят с сахаром) и сливочным маслом; курятину с подливой (джедлибже); домашнюю лапшу (хингал), подаваемую с вареными яйцами, чесноком и сметаной или кислым молоком; халву и различные сладости, пирожки, жареные лепешки (локумы). В этот день обязательно кормят детей и раздают им кульки со сладостями.
Годовые поминки (илгэс сэдэкъэ) менее многолюдны, чем устраиваемые на 40-й день. По свидетельству информантов, эти поминки стали устраивать повсеместно лишь в последние 10 лет.

Карачаевцы (сел. Верхняя Теберда, хутор Дружба)

Похороны происходят в день смерти или на следующий день, если ожидают приезда родственников.
Могилу для женщины делают более глубокой, чем для мужчины. Для савана (кебин) используют отрез белой ткани (одинаковой длины для мужчин и женщин).

Принято, чтобы на похороны односельчанина (или для выражения соболезнования после похорон) приходили все взрослые члены семьи (с 17–18 лет). В доме умершего кто-нибудь из близких родственников-мужчин принимает соболезнования. Семье умершего оказывается денежная помощь (20–50 руб.). Некоторые приносят платки, которыми покрывают тело покойного. Часть этих платков оставляют в доме, часть раздают.
Перед захоронением устраивают обряд выкупа грехов покойного (деур). Часть выделенных для этого денег раздают старшие родственники в виде милостыни (садака). Деур не полагается делать для девочек, умерших до 14 лет, и мальчиков, не достигших 16 лет, поскольку в этом возрасте они считаются безгрешными.
Женщины в день похорон на кладбище не ходят. Исключение делают в тех случаях, когда кто-то из ближайших родственниц (сестра, мать) не успел проститься с покойным и приехал в тот момент, когда процессия уже находится на кладбище. Тогда женщину допускают на кладбище, мужчины отходят в сторону и дают ей возможность проститься с близким человеком. В другие дни женщинам разрешается заходить на кладбище, убирать могилы.

Существует представление, что женщина, отправляясь на кладбище, должна надеть ниже пояса не менее семи одежд (то есть ее тело ниже пояса должно быть закрыто семью слоями ткани).

После похорон устраивают поминки, особенно если покойный оговорил это в завещании. Для угощения режут барана, кур. Три дня после похорон ворота остаются открытыми; три дня из очага не должен выходить дым (то есть нельзя в доме готовить пищу). Пищу для членов семьи в эти дни приносят соседи (любые блюда, без ограничений).
В течение трех дней мужчины-родственники, соседи (с 25 лет, женатые – с 20 лет) по утрам поднимаются на кладбище, читают у могилы Коран.
На 3-й день после похорон режут корову и раздают мясо (схат). Обязательно наделяют мясом родственников и ближайших соседей, насколько хватит. По словам пожилых информантов, прежде мясо давали в первую очередь тем, кто читал Коран, и раздача мяса происходила в скромных масштабах. Так, в 1930-е годы богатые люди старались совершить этот обряд еще при жизни, но даже самые зажиточные резали овцу, а не корову, хотя скота в хозяйстве было много (например, тот, кто владел всего одной коровой, считался бедным, и ему полагалось давать милостыню). Сейчас некоторые эфенди выступают против этого обычая, так как о нем не говорится в священных книгах.
По пятницам (джума) в доме готовят жареные лепешки (локъумы) и раздают детям и соседям как поминальное угощение. Самые многолюдные поминки (несколько сот человек) устраивают на 52-й день (кемик дуа). В этот день раздают бедным милостыню-садакъа (деньги, муку, сахар), а также устраивают угощение. Стараются пригласить как можно больше детей, говорят: «Дети – святые, и если их покормишь, то у покойного грехи смываются». Угощение для детей относят и в школу. Особый почет оказывается в этот день престарелым односельчанам.

В годовщину смерти также устраивают поминки (джыл аш). Поминки устраивают только по тем умершим, что достигли совершеннолетия (те же возрастные границы, что и при обряде выкупа грехов). Если ребенок родился живым, то, как бы мало он ни прожил, в случае его смерти читают заупокойную молитву джаназу.
Для поминального угощения режут корову, барана. Готовят мясо с картошкой (шорпа), манты, пельмени (суу берек), тонкие пироги с начинкой из мяса, сыра, картошки (хычыны), несколько видов халвы (сахан халуа, чакъгъан халуа, бал халуа), варят и жарят кур. Халву приносят также соседи. На поминки готовили и различные блюда из риса (баста) – рис с изюмом, рис со сметаной, рис с айраном, рис с маслом, рис с большими кусками вареного мяса. В последние годы эти блюда не всегда готовят на поминки, так как они не пользуются популярностью и считаются непрестижными. Спиртные напитки на поминках не подают.

Траур соблюдают до 52-го дня или до года. В этот период не посещают общественных увеселений, не смотрят телевизор. Мужчины не бреются до 52-го дня.

Если по соседству с домом, соблюдающим траур, готовится свадьба, которую нельзя отложить, то у семьи просят разрешения на проведение свадьбы, которая в таком случае проходит без музыки и танцев.

Кабардинцы (сел. Урвань, Чегем)

Мужчины – близкие родственники покойного – принимают соболезнования от мужчин во дворе; женщины находятся в доме, где их и посещают пришедшие женщины. Приходящие выразить соболезнование приносят деньги (не менее 10 руб., родственники и близкие – до 200 руб.). Денежную помощь семье оказывают и сослуживцы покойного. Приносят также отрезы, шелковые платки (любого цвета, но не черные), полотенца, мыло, духи (некоторые муллы говорят, что приносить все это – грех).

Умершую женщину накрывают поверх савана платками, мужчину – буркой. Ткань на саван, а также вещи, которые следует раздать чтецам Корана, бедным и т.д., пожилые люди готовят заранее. Шелковые платки, отрезы впоследствии раздают тем, кто читает по покойному Коран, вдовам, сиротам. Читающим Коран, кроме того, посылают также нательное белье (мужчинам), ночные рубашки (женщинам), угощение.
Коран начинают читать на следующий день после погребения и читают до 40-го дня. Считается, чем больше людей читают по покойному Коран, тем лучше. Поскольку не в каждом селе можно найти человека, знающего арабскую грамоту, обращаются и в другие села. Сейчас читают Коран дома, хотя ранее это полагалось делать на кладбище.

Кладбище в кабардинском селении Шалушка.

Соболезнование семье умершего можно выразить, если не успевают до похорон, в течение всей следующей недели. Три дня в доме, где умер человек, остаются открытыми ворота: все это время близкие родственники-мужчины, принимающие соболезнования, каждый день собираются во дворе дома покойного.
Похороны обычно происходят на следующий день после смерти. Об этом стараются всех оповестить. Обычно хоронят в середине дня, примерно за час до этого (около 12 часов) в доме устраивают обряд выкупа грехов (деур), для чего выделяется от 200 до 500 руб. (в некоторых селах по решению мулл деур ограничен 200 руб.). После исполнения этого обряда покойного выносят из дома. На кладбище идут только мужчины (юноши – лет с 20, как говорят, «те, кто уже отслужил в армии»).

Современный надмогильный памятник

Если село делится на несколько кварталов-джамаатов (прежде в каждом квартале были своя мечеть и кладбище), то на похороны в своем джамаате ходят обязательно, хотя нередко посещают в подобных случаях и другие джамааты.
Единичны случаи таких новшеств, как похороны с музыкой (так хоронят только «ответственных и партийных работников») или в гробу. Не приняты цветы, траурные венки. Нишу в могиле закрывают досками, в последние годы – кирпичом. Когда остается положить последние кирпичи или последнюю доску, снимают платок, которым был покрыт покойный, и отдают его бедным.
В день похорон женщины в знак траура обязательно должны быть в платках, мужчины – в головных уборах. В последние 10–15 лет женщины стали носить в знак траура черную одежду. Прежде в период траура женщины не носили одежду без рукавов, а мужчины не брились.
В день похорон по обычаю, который сохраняется в некоторых селах и сейчас, не принято устраивать угощение. Вообще 3 дня очаг в доме не зажигают, пищу членам семьи приносят соседи. В день похорон режут корову или быка (3–4-годовалого) и раздают милостыню (садака) родственникам и бедным односельчанам (1 кг мяса, 1 кг риса, 1 кг пшена, 1 кг сахара, прежде также – по 3 м ситца). Относят продукты также в больницу, в дом престарелых, на предприятие, где работал покойный. Однако сейчас нередко вместо раздачи продуктов в день похорон устраивают угощение (пищу готовят не в доме, а во дворе) – и для мужчин, и для женщин. Режут баранов, крупный рогатый скот. Подают на стол вареное мясо, бульон с мясом, пасту, соус (щипс) с чесноком, сыр, калмыцкий чай, лимонад, жареные лепешки (гадык-эрыпщ).

Через неделю после похорон раздают одежду покойного – на память о нем. В 40-й день отдают близким вещи покойного (например, кинжал, если умер мужчина, ножницы – если умерла женщина).

В течение 40 дней каждый вечер раздают в своем квартале (в первую очередь детям, старикам, больным) жареные лепешки и конфеты (это называется жъарымэ). После 40-го дня продолжают раздавать подобное угощение (до 50-го дня обязательно, а далее по желанию) лишь в четверг вечером (марем пщыхъащхъэ). Это время считается предназначенным для раздачи поминального угощения независимо от того, как давно умер член семьи. Кроме того, чтобы покойному было хорошо (псапа), в четверг вечером дают молоко тем соседям, у которых нет коровы, можно давать жареные лепешки, конфеты, овощи и др.

Старинные надмогильные памятники у кабардинского селения Курп

В 40-й день режут быка или несколько баранов, раздают близким, родственникам, соседям мясо, круто сваренную пшенную кашу (паста), жареные лепешки и др. Угощают только тех, кто помогает готовить: подают на стол бульон, мясо, подливку, колбасу из печени с чесноком, луком и красным перцем (тхъэмщ-ыгъуныбэ) и др.
На поминки в 50-й день раздают жареные лепешки и конфеты. В этот день в дом умершего приходят только самые близкие родственники, для угощения которых режут кур. В первой половине дня (с 10 до 14 час.) в отдельной комнате несколько человек читают молитвы. После этого их угощают и дают угощение с собой.
На годовщину смерти устраивают раздачу продуктов и угощение, как в день похорон (один стол устраивают для взрослых, другой – для детей). Дети приходят с родителями или самостоятельно. В этот день режут двух быков, несколько баранов, 20–25 кур. В отдельных семьях в течение многих лет в день смерти человека (особенно молодого, безвременно погибшего) готовят поминальное угощение и раздают его соседям (кур, конфеты, жареные лепешки, лимонад и др.).
Временный памятник (с указанием имени, дат жизни) ставят на могиле в день похорон; окончательно же памятник устанавливают обычно на 40-й день. Сейчас нередко на памятнике помещают и фотографию (у стариков на могилах памятники не имеют фотографий).

Мужское (слева) и женское (справа) захоронения 1960-х годов

Расходы на похороны и поминки составляют около 2,5–3 тыс. руб. Считается, что все деньги, принесенные в семью, обязательно должны быть потрачены на покойного.
В конце 1980-х годов практически повсеместно отмечалось оживление религиозной жизни, стремление вернуться к истокам народных традиций. Более доступным и привлекательным стало религиозное образование. Новые, образованные священнослужители, в отличие от прежних, «доморощенных», зачастую усматривали в бытовавших обрядах нарушение строгих, истинно правоверных канонов. Но, как правило, эти требования (уменьшить пышность поминок, сократить суммы, выделяемые для проведения обряда выкупа грехов умершего и т.д.) не исполнялись, поскольку общественное мнение было на стороне освященных временем традиций.
Однако материалы последних лет показывают, что тенденции изменения похоронной обрядности во многих регионах Северного Кавказа оказались стойкими: некоторые из обрядов были практически отменены или существуют в сильно модифицированном виде (деур и др.), сократилось число поминальных дней и формы их проведения и т.д. Насущным становится исследование современного состояния этой сферы семейной обрядности, и представленные в данной статье материалы помогут проследить происходящие в ней изменения.

Только сейчас я добралась до интернета и бегло просмотрела сообщения о гибели Наташи, заявления, статьи, фотографии с пикета, который прошел в Москве без меня...
Я была в это время на похоронах. Я видела ее плачущих сестер и молящихся братьев. Я не знала, что у Наташи так много родственников, и они так ее любят.
В Чечне хоронят до заката в день кончины.
Поэтому не было практически никакого шанса успеть на ее похороны. Но Наташу хоронили на следующий день - потому, что тело было в морге, шла судмедэкспертиза и опознание.
...Я очень хотела успеть на утренний рейс до Назрани. Но на него не было билетов, и не было никаких надежд попасть на грозненский рейс, отлетавший днем в половине третьего. Я просто по инерции стояла у кассы, где кроме меня было еще изрядное количество желающих получить остатки от брони, но их выдавали по какому-то закрытому списку. Только чудом каким-то в самый последний момент, когда регистрация на рейс давно уже закончилась и до взлета оставались считанные минуты, девушка вдруг выписала мне последний билет на самолет, повелев срочно идти на посадку.
Я прилетела в Грозный ближе к вечеру, и меня встретил проливной дождь. Часто ли бывают дожди на юге в середине лета? Таксист сказал, что и днем, и в предыдущие дни было безоблачно.
А тут вдруг - дождь...
Я торопила таксиста и все время звонила знакомым, находящимся на похоронах. Я знала уже, что тело Наташи выдали из морга в середине дня, что Наташу привезли к аллее журналистов на площади, где находится неподалеку ее офис "Мемориала", и затем шествием пронесли по проспекту Победы (ради наташиной памяти так буду его называть). Я знала, что Наташу давно уже привезли в село, и волновалась, что ее похоронят до моего приезда.
Волновался уже и шофер, потому что вот-вот уже могло начать смеркаться, а хоронить полагается после полудня, но до сумерек. Но одновременно спешила на похороны ее родная сестра, которая прилетела из Екатеринбурга в Мосвку рано утром и вылетела в Минводы, а откуда до Чечни очень неблизкий путь. Ее ждали, потому и у меня был шанс успеть.
Мы ехали мимо Аргуна и Гудермеса в село Кошкильды. Я много раз слышала от Наташи об этом селе. Здесь живет ее родная тетя, сестра отца, в ее доме и шли похороны.
Дом оказался довольно близко от въезда в село. Я издалека увидела женщин в платках, мужчин в круглых головных уборах, и поняла, что не опоздала.
Похороны в Чечне проходят совсем не так, как у нас. Здесь не приносят цветы. И женщины находятся отдельно от мужчин. Мужчины приносят молитвы, а женщины - слезы.
И еще здесь хоронят без гроба.
Наташа лежала в небольшой тихой комнате на ковре, укутанная в саван. Волосы и шея спрятаны под полотно, открыт только овал лица. Я села на ковер рядом с ней, стала всматриваться в лицо, и тут меня пробрала дрожь. Они били Наташу по лицу! У губ запекшаяся кровь, нос опухший, в носу уложены ватные тампоны, потому что перед смертью у нее из носа сильно текла кровь. На лице синяки. Меня заверили, что это не следы пыток, просто ее били по лицу прикладом.
По лицу - прикладом!
У чеченцев не принято к покойникам прикасаться, но в комнате никого не было, и я смогла попрощаться с Наташей так, как принято у нас.
Это тоже особенность чеченских похорон: не прощаться с человеком при всех. Люди не стоят у гроба, усопший лежит в комнате одиноко, и только самые близкие могут войти, побыть рядом с ним в одиночестве и тишине и выйти. К скоплению людей его выносят уже закрытым.
Обряд похорон начался очень вскоре после моего приезда. Мужчины принесли в холл носилки и положили на них Наташу, предварительно укутав с головой в плотную ткань, похожую на ковер. Затем они вышли на крыльцо, держа носилки на плечах. Вокруг стояли мужчины, а женщины находились сбоку, слева от крыльца.
Мулла прочел молитву. Мужчины вознесли руки в молитве и повторили воздыхание к Аллаху. Затем Наташу понесли на улицу. Женщины заголосили и зарыдали. Я подошла к воротам дома и увидела, как Наташу кладут в машину, как мужчины садятся вокруг нее, некоторые кладут рядом лопаты. Потом машина поехала на кладбище. Кто не уместился - пошли пешком.
Женщинам на кладбище не положено, они остаются плакать. Таков обычай. Я пожалела, что не доведется быть рядом, когда ее будут класть в землю, вернулась во двор и села рядом с плачущей Ланой.
...Я все еще не могу до конца поверить, что Наташи действительно нет, что вот сейчас я нахожусь в Грозном, но это уже Грозный без Наташи...
Позже я постараюсь выставить фотографии и рассказать о следующих днях похорон (похороны ведь здесь длятся не один день, и это - устойчивый обычай).

Чеченские похороны — традиция, которая не меняется на протяжении многих веков. Похороны в Чечне — это не только проводы покойного в последний путь, но и встреча дальних родственников. Если человек не пришел на свадьбу к родным, его простят, но на похороны обязан прийти каждый.

В Чечне не прийти на похороны к соседу или дальнему родственнику считается не просто плохим тоном, а скорее оскорблением. Все обязаны посетить печальную встречу, чтобы вспомнить о добрых делах покойного и обсудить разные насущные вопросы.

У всякого народа свои правила похорон. Даже у живущих по соседству народов Кавказа эти правила существенно отличаются. У чеченцев и ингушей проходит все сдержанно. У кумыков, например, мужчины, которые приходят на соболезнование, плачут. У осетинов тоже плачут. У адыгов это целый ритуал: идущий впереди кладет руку на плечо рядом стоящему.

Проводы человека в последний путь у чеченского народа сохранились в своем первозданном, архаичном виде. Если в селе кто-то умирает, то все люди собираются, чтобы выразить соболезнования, оказать моральную поддержку, а если надо — и материальную помощь. Семья открывает настежь ворота или двери, показывая тем самым, что в этом доме горе. Во дворе хозяина собираются мужчины, к которым приходят почти все взрослые соседи, родственники, односельчане. Получается, что во время похорон одновременно втречаются люди, которые при других обстоятельствах могут и не увидеться. Поэтому часто на похоронах обсуждают вполне мирские дела, решают насущные проблемы, договариваются о делах на будущее.

Я стал замечать, что сейчать на похоронах часто решают какие-то свои насущные проблемы, говорят о мирских делах, о завтрашнем дне, хотя никто не может сказать доживет он до него или нет. Я часто бываю на похоронах и могу сказать, что все-таки изменения коснулись этой традиции. Раньше, лет 30-40 назад, траурные мероприятия по поводу кончины человека могли затянуться на неделю, на две. Сейчас за 2-3 дня все заканчивается, люди возвращаются к своему обычному укладу жизни. Тем не менее обряд похорон для всех чеченцев очень важен и очень чтим.

В похоронном обряде значительное место занимает сам процесс выражения соболезнований. Если человек много времени отсутствовал дома, то по возвращении все равно обязан посетить близких умершего и высказать слова сожаления. Иногда люди вынуждены много дней подряд обходить дома односельчан, у которых произошло горе, выражая слова сочувствия и соболезнования.

Если сказать так, навскидку, я в месяц бываю на трех-четырех похоронах. И это — в одном моем районе. С отцом в молодости часто ездил, вернее его возил. Он не пропускал ни одних похорон. И всегда приходил на них одним из первых. В то время даже не было телефонов, а ему сообщали с утра.

Считается, что на свадьбу приходить необязательно, за это не обидятся, а посетить похороны — долг каждого.

Интересно, что роли на похоронах разделены. Плакать и стенать принято у женщин. Мужчины высказывают скупые соболезнования, помогают с текущей работой: расставляют столы, договариваются с гробовщиками. Обычно в соседнем от дома покойного жилище собираются женщины, которые словами утешения, сочувствием или громким плачем разделяют горе тех, кто потерял близкого человека. Конечно, в каждом случае гости оплакивают, главным образом, своих ушедших, но эти коллективные стенания психологически помогают пережить горе.

На похороны у нас часто ходят. Место, где собираются женщины, оно всегда в соседнем дворе обычно бывает. Ну, женщины плачут, потом разговаривают о жизни, о том о сем. На всякие темы разговаривают. Обсуждают кого-то, что-то. Ну, мы же женщины. Не можем по-другому.

У нас ведь даже есть анекдот по поводу похорон. Муж видит жену, которая куда-то наряжается. Узнав, что она на похороны, он запрещает ей идти туда. Жена обижается, естественно, и говорит: «Вот почему мне, как другим, даже на похороны нельзя сходить, развеяться?».