Использование приемов триз в работе с детьми дошкольного возраста. Презентация на тему: "специфические методы и приемы работы с детьми по технологии триз" Что такое триз в детском саду презентация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ


ТРИЗ - ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

  • автор - отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. (15.10.1926 - 24.09.1998)
  • Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады.

ТРИЗ – ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА, ЦЕЛЬ КОТОРОЙ – СТИМУЛИРОВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ СИСТЕМНО И ВМЕСТЕ С ТЕМ НЕСТАНДАРТНО. ТРИЗ РАСПОЛАГАЕТ КОНКРЕТНЫМИ ПРИЁМАМИ, ПРАВИЛАМИ, ИНСТРУМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА .

В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:

  • Выслушивать каждого желающего.
  • Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
  • Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
  • Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
  • Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

  • снимается чувство скованности,
  • преодолевается застенчивость,

СОГЛАСНО ТЕОРИИ ТРИЗ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЁННЫЕ ЛИЧНОСТИ СОСТАВЛЯЮТ – ДЕТИ: В 5 – ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ ОНИ ДАЮТ ДО 90% ОРИГИНАЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, А В 7 –ЛЕТНЕМ – 20% , А ВЗРОСЛЫЕ – ЛИШЬ 2%.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей

  • снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость,
  • развивается воображение, речевая и общая инициатива,
  • повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
  • ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта"

(Генрих Саулович Альтшуллер).


  • Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.
  • Начинать занятия с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов:

Для чего?

Чем можно заменить?

Чем хорош?

Чем плох?

Чем полезен?

Чем неудобен?

Что делать?

Где можно использовать?

Как быть если…?


МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ТРИЗ

  • Прогнозирование -- прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:
  • в объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»), которые есть в настоящем. Функция объекта сохраняется. Например, карандаши не будут ломаться;
  • объекта не будет, а функция будет выполняться. Например, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта(карандаша) нет;
  • объекта нет и функция не нужна. Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?..

  • Противоречие - предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п.

Приемы разрешения противоречий - объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.

Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:

  • во времени -

в одно время объект обладает одним признаком, в другое -- противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая -- растаяла);

  • в пространстве -

одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);

  • в системах -

один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и креп­кие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);

  • в отношениях -

объект для одного обладает одним признаком, а для другого - противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).


  • «ДА- НЕТКА» -- ВИД ЗАГАДКИ, В КОТОРОЙ ОТГАДЫВАТЬ НУЖНО ПРИ ПОМОЩИ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ МОЖНО ОТВЕТИТЬ ТОЛЬКО «ДА» ИЛИ «НЕТ».

Задачи «Да- нетки» решаются постепенным сужением круга поиска.

«Да- нетки» бывают

  • объектные (загадывается один объект)
  • ситуационные - «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).
  • числовые «да- нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количе­стве вопросов),
  • линейная «да- нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали),
  • плоскостная (предметы располагаются на плоскости),
  • объемная (предметы располагаются в пространстве).

Например:

– Я загадала слово (кошка). – Это слово обозначает предмет? – Да. – Это растение? – Нет. – Это что-то неживое? – Нет. – Это животное? – Да. – Оно белого цвета? – Это не важно.

И т.д., пока слово не будет угадано.


  • ЭВРОРИТМ - ПРИЕМ ФАНТАЗИРОВАНИЯ, ПРИ КОТОРОМ КОНКРЕТ­НЫЙ ОБЪЕКТ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПО ПЛАНУ:
  • функция и противоречия в данном объекте;
  • варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);
  • анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;
  • анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;
  • анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не вы­полняется;
  • придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

  • МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ -

Суть метода заключается в следующем:

  • детям предлагается назвать три любых объекта.

Предметы получаются необычные и интересные, поэтому предлагается детям зарисовать то, что у них получилось.


Например Фонарик.

  • Случайные объекты Очки, валенок, парашют.
  • Характерные свойства или признаки случайных объектов

Очки: солнечные, защитные, модные.

Валенки: теплые, мягкие, деревенские.

Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

  • Новые сочетания

Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

  • Новые идеи

Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.

Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.

Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.


  • Метод маленьких человечков (ММЧ ) - прием, позволяю­щий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними.

ММЧ позволяет наглядно опи­сать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.


Беседа о мыльных пузырях.

Игрушка .: Сегодня мы с вами будем пускать мыльные пузыри!

Воспитатель .: Хорошо, но давай вначале разберемся, как они получа­ются. Мыло ведь твердое. А пузыри какие? Откуда берется воздух внутри пузырей?

Игрушка .: Так мы же сами его надуваем!

Воспитатель .: Мыло состоит из «твердых человечков». Но они очень любят купаться. Когда рядом с ними вода, они отпускают руки и начинают плавать и брызгаться получается пена. Если мы захотим выдуть пузырь, то на соломинку берем капельку воды, а в ней «человечки мыла». Когда мы начинаем дуть «человечки» растягивают руки в стороны, запуская «газообразных человечков» внутрь...

Игрушка: Почему пузыри так быстро лопаются?

Воспитатель : У человечков руки скользкие, мокрые, они уже не могут крепко держаться и отпускают их.

Игрушка: А почему, когда пузырь лопнет, остается капелька воды?


  • МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА

Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода.

Например, с детьми можно решать такие проблемы: -Как спасти колобка от лисы. -Как выгнать лису из зайкиной избушки. -На чем рисовать, если нет бумаги.

Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления.


  • МЕТОД КАТАЛОГА
  • Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого можно взять любую книгу, обычно берут хрестоматию, и задают вопросы, на основе которых и будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в тексте.
  • Можно предложить вот такой ход сказки: -Жил- был… -И был он какой… -Умел делать что… -Делал он это потому, что…и тд.

Дети очень любят составленные таким образом сказки, так как сюжеты получаются интересными, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям.


  • МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами.
  • Суть метода заключается в следующем: детям предлагается назвать три любых объекта.
  • Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов.
  • Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает.
  • Предметы получаются необычные и интересные, поэтому можно предложить детям зарисовать то, что у них получилось.

Как играть со старшим дошкольником в игры с использованием этого приема?

  • Предложите ему 2 картинки (из двух разных классификационных групп –«игрушки» и «посуда») и предложите объединить их: «Что получится если к машинке прибавить кастрюлю?... Конечно, это же машина для перевозки молоки, бензина, воды!». Разберите с малышом их прежние функции и новую: «С машинкой можно было просто играть: катать ее, скатывать с горки.

В кастрюле можно было сварить суп, компот. А теперь машина везет кастрюлю с супом (водой)». Продумайте форму, размер нового предмета: «Конечно, машина должна быть достаточно большой, чтобы увезти кастрюлю, на ней надо сделать специальную подставку. Или наоборот, кастрюлю нужно взять поменьше, чтобы уместилась на машине…и т.д.»

  • Можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно!

УЧИМСЯ ЗАГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ

  • Рассмотрим на примере: котята сонные и подвижные.

Сонный – погружённый в сон, спящий.

Подвижный – быстрый, в движении.

  • Находим на иллюстрации сонных и подвижных котят, сравниваем их по наглядным характеристикам. На полуактивном этапе попросим детей найти сонные и подвижные объекты на примере другой иллюстрации. Для активного этапа, используем задания с применением сравнения, составление загадок.
  • Используем схему, в которой загадываемый объект описывается взрослым,

Какой? Что такое же?

Котёнок - сонный - девочка

Пушистый - тигр

Тёплый - одеяло

  • Поставим между столбиками «но не», загадка будет звучать:

Сонный, но не девочка,

Пушистый, но не тигр

Тёплый, но не одеяло.


РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ МЕТОДИКА «КАРТИНКА БЕЗ ЗАПИНКИ»

В гости приходит волшебник «Дели – давай»

  • первым шагом мы называем шаг «дели» , то есть определение состава картины. Наводим нашу камеру или бинокль или подзорную трубу на объект и начинаем рассматривать картину, выделяя детали.
  • шаг второй, «давай» (нахождение связей). Соединяем между собой два объекта и объясняем их взаимосвязь.

Чтобы их применить необходимо, перешагнуть рамки картины:

  • Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину, вот здесь вы стоите.

Наши глазки закрываем

В мир волшебный попадаем

Руки вверх, руки вниз

Глаза открой и удивись.

Что слышат наши уши?

(Например, в картине «Кошка с котятами» ушки услышат мурлыканье котят, голос хозяйки и т.д.)

Мы вошли в картину, давайте походим по ней, послушаем, потрогаем, понюхаем: котята мягкие, пол твёрдый и т.д.

Вдохнули носиком, что мы почувствовали, какой запах поймали?

(запах молока, супа, который готовит хозяйка и т.д.)

А теперь давайте попробуем этот вкусный суп, только не обожгитесь, ведь он горячий, подуйте.


  • Наш бинокль «Дели – давай» рассмотрел все участки картины. Закончилась ли его работа? Нет. Ведь у нас есть ещё один друг и помощник – «Отставай – забегай». Он поможет нам узнать, что было, а что будет, выстроить события в нужной последовательности.

Выбираем одного из героев и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, а что будет делать потом.

  • Следующий шаг - разные точки зрения.

Определяем состояние одного из героев, превращаемся в персонаж (с детьми, возможно, разыграть ситуацию из жизни героя), и описываем события с точки зрения этого героя. Ситуации предлагает педагог, а затем и дети.

Представьте себе, что вы –это девочка, которая кормит кур. Какое у вас настроение? Что вы видите вокруг? Каким вам кажется все вокруг?

Можно предложить составить рассказ от лица одного из цыплят, которых кормит девочка, рассказать,что видит и чувствует цыпленок.

  • После анализа с помощью методики «Картинка без запинки» дети составляют связный рассказ.

Конечно, не обязательно все этапы методики проводить на одном занятии. Может быть проведено 2-3 занятия по одной картине, в зависимости от цели, которую ставит педагог и от уровня развития детей.


СИТУАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ ПО СЮЖЕТАМ СКАЗОК

  • Некто пострадал из-за собственной щедрости

«Заюшкина избушка»

  • Он много хвалился, за что и поплатился

«Колобок»

  • Он её освободил, потому что полюбил

«Царевна- лягушка»

  • Она молчала, потому что любила

«Дикие лебеди»

  • Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашел

«Золушка»

  • Они ушли, она пришла. Они пришли, она ушла.

«Три медведя»


ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Здесь ребенок учится находить нужное решение поставленной задачи через выявление и формулировку противоречий, используя при этом различные ресурсы.

Решая задачи, встающие перед героями этих историй, дети приучаются творчески мыслить, снижая при этом стереотипность мышления и, самое главное, они понимают, что из любого затруднительного положения всегда можно найти выход!


ЯМКИ

Ранним солнечным утром маленький львёнок набирал совочком песок и насыпал его в ведёрко. Наполнив ведерко, он высыпал песок обратно в ямки. «Вот интересно, - думал львёнок, - если я выкопаю много-много ямок, а затем насыплю туда камушки, будет это похоже на берег озера?»

«Здравствуй, маленький львёнок», - он и не заметил, как вернулась умная черепаха, которая была в гостях у знакомой ящерицы.

«Чем это ты занимаешься?» - спросила черепаха.

«Я выкапываю ямки, а потом их закапываю», -простодушно ответил львёнок.

«Мда-а, - произнесла умная черепаха, - а ты не думал заняться чем-нибудь полезным?»

«А что значит заняться полезным?» - львёнок перестал копать и посмотрел на черепаху. «Ну как тебе объяснить? - черепаха сняла очки и задумалась. - Вот ты выкапываешь ямки, а для чего?».

«Просто так, я же играю», - искренне ответил маленький львёнок.

«А ты не думал, что можно играть и в то же время делать что-нибудь нужное?» - спросила черепаха.

«Как это?» - удивился львёнок.

«Допустим, ты выкапываешь ямки, а затем сажаешь туда маленькие кактусы и поливаешь их водичкой, - объясняла черепаха. - Ты одновременно играешь и приносишь пользу». «Ух ты! - восхищённо произнёс маленький львёнок. - Можно ещё рыхлить землю под пальмами, и от этого тоже будет польза».

«Ну конечно, - улыбнулась умная черепаха и спросила: - А что ещё можно делать играя, но с пользой?»

Подумайте, что ответил львёнок.


КАКТУСОВЫЙ САД

Наступило время цветения кактусов. Цветочки на них были розовые, голубые, зелёные, оранжевые. «Вот бы вырастить кактусовый сад», - думал львёнок. С этим он пришёл к умной черепахе. Черепаха была в прекрасном настроении и что-то напевала. «Послушай, черепаха, давай посадим кактусовый сад - будет очень красиво», - предложил львёнок. «Замечательно, - согласилась черепаха, - но только этот сад появится не скоро, ведь кактусы растут очень медленно». «Как жаль!» - огорчился львёнок. «Не огорчайся, можно пересадить уже большие кактусы», - посоветовала умная черепаха

«Ура! У нас будет кактусовый сад!» - обрадовался маленький львёнок. «Но для этого нужно аккуратно выкопать кактус и пересадить его в подготовленную ямку», - объяснила черепаха и принялась копать ямки для кактусов.

Львёнок же подбежал к самому красивому и большому кактусу, дотронулся до него, но тут же отдёрнул лапу. Он начал лизать лапу и хныкать: «Он такой колючий!». Черепаха повернулась к львёнку и сказала: «Конечно, для этого и нужны иголки, чтобы никто просто так его не хватал». «Ну как же я его возьму-у?» - продолжал хныкать маленький львёнок. «Кактус должен колоться, чтобы никто не мог повредить его, и не должен колоться, чтобы его можно было пересадить», - рассуждала черепаха. «Как же всё-таки взять кактус не уколовшись?» - спросил львёнок.

Подумайте, что предложила львёнку черепаха?


Что такое ТИРЗ? ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ _ схема системного, татантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейский ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения.

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

Теория решения изобретательских задач используется в дошкольной педагогике почти два десятилетия. Методика развивается, трансформируется в различные формы подачи материала. Отмечается достаточно устойчивый характер овладения такими основными понятиями, как формулировка и разрешение противоречий, нахождение и использование ресурсов, стремление к идеальному конечному результату и др. К счастью, детям не свойственны стереотипы мышления взрослых. Решая тризовские задачи, дошкольники не только совершенствуют навыки творческого мышления, но и расширяют свой кругозор, развивают свои познавательные способности.

Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции и развить творческое воображение (РТВ); методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления); воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. “ ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: Предварительное описание проблемной ситуации. Вычленении конкретной задачи из проблемной ситуации. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата). Выявление ресурсов и выход на конкретное решение. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения. Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага №3. Рефлексия. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда нужно указать на противоречие. Тем самым мы ставим ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Цель: научить наделять объекты не типичными признаками, представлять и объяснять практическое назначение объекта с нетипичными признаками. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах. Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное). Это прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.

Цель: освоение приемов преобразования признаков объектов, для развития воображения и решения проблем Приемы фантазирования: Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты. Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми. Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах. Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему “динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему “статика” – переменные свойства в постоянные.

Эвроритм - прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: функция и противоречия в данном объекте варианты, которыми представлен объект (фантазирова­ ние: каких вариантов не существует?) анализ ситуации: данный объект на земле остался один- единственный, какие последствия этого могут быть? анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция? анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

Цель: учить детей менять точку зрения на объект с помощью приемов личной аналогии (эмпатии), прямой, символической и фантастической. Анализировать системы поиска нестандартного решения данной ситуации.

Приемы разрешения противоречий - объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками. Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий: во времени в одно время объект обладает одним признаком, в другое - противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая растаяла); в пространстве одна часть объекта обладает одним признаком, другая - противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная); в системах один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек труд­но сломать); в отношениях объект для одного обладает одним признаком, а для другого - противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.


1 из 49

Презентация - Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников

7,103
просмотра

Текст этой презентации

МБДОУ «Детский сад №60» г. Воронеж
подготовила:воспитатель Разова Анна Сергеевна
2016г
Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников

Общее недоразвитие речи – (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
У детей с ОНР также нарушена связная речь, связное речевое высказывание отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения
У таких детей очень трудно бывает удержать их внимание, побудить интерес к занятию, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти, развивать мышление. Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которыми можно облегчить детскую деятельность, сделать процесс более интересным и полезным.

В настоящее время в современной дошкольной педагогике и логопедии большое внимание уделяется развитию речи дошкольников в русле ведущего вида деятельности – игре. Будучи увлекательным занятием для детей, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому я использую методы и приёмы ТРИЗ.

Т - теория Р - решения И - изобретательских З - задач Разработана бакинским ученым, писателем- фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".

В 1982 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 80-х начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах. В 1987 г. ТРИЗ случайно (семинар для инженерно-технических работников проводился на базе детского сада) приходит в д/с. Так ТРИЗ впервые нашел применение в детском саду в 1987 году в городе Находка.

ТРИЗ способствует:
Формированию творческих способностей детей на основе развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением
Создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования
Предусматривает развитие у детей фантазии

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приемы изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:
1. Мозговой штурм
4. Метод фокальных объектов
5. Метод Робинзона
6. Да-нет-ка
3. Морфоло- гический анализ
7.Типовое фантазирова - ние
8.Системный оператор
2.Синектика

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Темы: Как уберечь продукты от мышей Как не намокнуть под дождем Как мышам достать сыр из-под носа кота Как выгнать лесу из заюшкиной избушки Как потушить пожар, если в доме нет воды Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его Как оставить кусочек лета в зиму
1. Мозговой штурм

2. Синектика (метод аналогий): а) Личностная аналогия (эмпатия). Варианты заданий: изобрази будильник, который забыли выключить; покажи походку человека, которому жмут ботинки; изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика; представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай знакомую песенку или промяукай. б) Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет-стрекоза, подводная лодка-рыбы). в) Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

3. Морфологический анализ Цель: выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

Возможные варианты характеристик по выделенным критериям
Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер
Ребенок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый
Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный
Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик
Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчак

4. Метод фокальных объектов (МФО)
(МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Детям предлагаются 2 слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений. Стол Метеорит круглый искрящийся кухонный горячий пластмассовый стремительный Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства. Например, машина: стремительная - быстро едет; горячая - везет горячий хлеб; искрящаяся - летающая тарелка; кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.

5. Да – нет - ка
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Первые вопросы должны быть наиболее общие: - Это живое? - Это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

Задумано число 3 из первых пяти цифр- Это число больше 2?- Это число меньше 4?

6. Метод Робинзона
Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в виде игры «Аукцион». Предлагается детям предмет (фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение. Следующий вариант: Представьте себя на необитаемом острове, где есть только… (скакалки, битые лампочки, конфеты, пустые пластиковые бутылки). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет, в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды, строят дома и т.д.

7. Типовое фантазирование
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов: изобретательская задача - дошкольное Творчество: а) уменьшение-увеличение объекта (выросла репка маленькая - премаленькая. Продолжи сказку); б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка); в) дробление-объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных); г) оператор времени (замедление-ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй какой была твоя мама в детстве); д) динамика-статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

8. Системный оператор
Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение. Например, пылесос - это система, состоящая из таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы «бытовая техника». Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).

Прошлое Настоящее Будущее
Веник Пылесос Скоростной аппарат по уборке помещения
Саженец Дерево Пень

Что предмет представлял собой в прошлом
Как будет выглядеть предмет в будущем

Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми
Игры с элементами ТРИЗ
«Угадай, что я загадала»
«Сказка наизнанку»
«Что-то часть чего-то»
«Что из чего?»
«Фантазия»
«Теремок»
«Чем был – чем стал»
«На что похоже?»
«Плохо-хорошо»
«Найди друзей»
«Цепочка»
«Перевертыши»

Игра «Раньше – позже»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

Игры на сравнение систем
«На что похоже»

Игра «Лимпопо»

Игры на выявление функционального назначения объектов
«Повторяка» Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя: Я – Я умею прыгать. Я – Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я – Я тоже прыгаю, когда рисую точки.

Игра «Четвертый лишний»

Игра «Хорошо-плохо»
Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Л: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. Л: Съесть конфету – плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы.

«Кто-кто в теремочке живет?»
- Расскажите сказку "Теремок". Давайте разыграем ее так, как это делают в стране Перевертышей. - Возьмите рисунок и играйте за нарисованный предмет. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я - ... Воздушный шарик. А ты кто? - А я - ... Футбольный мяч. Пустишь меня в теремок? Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

Игра «Теремок»

Игра «Пять волшебников»
Лексическая тема: «Овощи». Волшебники Рассмотрите помидор. Что о нём скажет каждый волшебник? Волшебник глаз: «Он красный». Волшебник нос: «Он вкусно пахнет». Волшебник рот: «Он кислый, бывает сладкий». Волшебник рука: « Он твёрдый, а бывает и мягкий». Волшебник ухо: «Он тихий и его неслышно, он не пищит, не свистит, не шумит».

Помощники умной головы

Игра «Почему так произошло?»
1. Белка сидела на дереве и упустила шишку. 2. Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Варианты: 1. Собака погналась за курицей. 2. Школьники не смогли поехать на экскурсию. 1. Молоко выкипело. 2. Самолет совершил вынужденную посадку. 1. Папа раскрыл книгу. 2. Комната наполнилась дымом. 1. Котенок подошел к блюдечку. 2. Мальчик не выучил урок.

Игра «Путаница»
Однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Летит колючий крокодил. (снег) Висит зеленая собака. (слива) Самолет ползет по рельсам. (поезд) Мальчик ест скакалку. (конфету) Летит воздушный диван. (шар) Рычит лохматый слон. (пес) Смотрю в прозрачное дерево. (стекло) Дверь открывают вилкой. (ключом) Бабушка связала мягкие подушки. (варежки) Мама сварила вкусный стол. (суп)

Игра «Кто в кружочке живет»

Игра «Паровоз»
Цель: автоматизация отрабатываемого звука Первый участник: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Второй участник: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

Юлия Шалимова
Презентация «ТРИЗ - технология в детском саду»

ТРИЗ-технология в детском саду

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ - это максимальный акцент на самостоятельность работы учащихся. Минимум теории, которую нужно вызубрить, минимум прямой помощи от учителя. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

ТРИЗ это уникальный инструмент для:

Поиска нетривиальных идей,

Выявления и решения многих творческих проблем,

Развития творческого мышления, формирования творческой личности.

ТРИЗ, с одной стороны, - занимательная игра, с другой - развитие умственной активности ребенка через творчество.

В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции:

Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.

Обучение самостоятельной работе.

Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.

Обучение эффективной работе в группах.

Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.

При этом все пункты выполняются с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении, который дает возможность достучаться решительно до любого ребенка.

В итоге, у малышей:

Формируется своя точка зрения на различные вещи.

Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.

Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.

Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.

Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.

Появляется смелость общения.

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить). И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

Воспитателями в детских дошкольных учреждениях применяется целый арсенал превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду:

Метод фокальных объектов;

Морфологический анализ;

Мозговой штурм;

Системный оператор;

Метод противоречий;

Игры на мышление по аналогии.

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО)

Данный метод помогает снять психологическую инерцию. Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

Рассмотрим, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Подобранные определения подставляем к объекту, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное. После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.

«Летающее яблоко» - нужны крылья, надуть, как шар, и завязать веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура - оно легкое.

«Бегущее яблоко» - у яблока выросли ножки.

«Смеющееся яблоко» - у него должны быть рот и глаза.

Работать можно по одному из направлений:

Рассмотреть все словосочетания, найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект;

Вспомнить, в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты;

Выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное) и составить о нем описательный (повествовательный) рассказ;

Составляя рассказ об объекте, использовать определения (частично или все).

Морфологический анализ

Цель этого метода - выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком.

Метод «Мозгового штурма»

Это наиболее известный метод, позволяющий снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время.

Перед началом мозгового штурма четко ставится задача - вопрос. С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры - занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения.

Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

Системный оператор

В жизни дошкольники ежедневно встречаются с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения. Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает, как правило, метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания, например, игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего. Использовать системный анализ можно уже в младшей группе.

Метод противоречий:

1. Игра «Хорошо-плохо»

Заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

2. Прием «Противоположные значения».

Этот прием позволяет подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Он очень хорошо усваивается дошкольниками.

Игры на мышление по аналогии.

Чтобы научиться сравнивать между собой различные вещи и распределять их по группам, нужно сначала выявить те признаки, которые для них характерны. Данная методика этим и занимается.

Эти и другие методики реализуются посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание ребенка, привлекающих его интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и с преподавателем.

Игровая форма подачи теории и отработки ее на практике дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед педагогом и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.

Конечно, сложность задач идет по возрастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для малышей. То есть родителям не стоит бояться того, что их чада будут слишком перегружены занятиями. Нагрузка тщательно дозируется в соответствии с возрастом дошколят и их индивидуальными особенностями. Так, если в самых младших группах деток в большей степени учат просто общаться и познавать мир, то в старшей группе они уже начинают решать свои первые задачки.

Литература

1. Анатолий Гин «Приемы педагогической техники».

2. Анатолий Гин «ТРИЗ-педагогика».

3. Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина».

«Каждый ребёнок в своё время – Есть настоящий гений». К. Чуковский Использование Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника. МБДОУ Б «Светлячок» выполнила Гостева О.А.


В окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь, Другой листвы зелёной вязь И небо голубое. В окно смотрели двое….


Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его мышления. Современными психолого- педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. В своей педагогической деятельности я столкнулась с такой проблемой, что у современных дошкольников: *монологическая речь плохо развита; *небольшой опыт рассказывания текстов; *недостаточный активный словарь; *дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.


В связи с этим для речевого разви - тия детей я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приёмов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Около 50 лет назад эту теорию создал учёный, инженер, писатель - фантаст, организатор и преподаватель –Генрих Саулович Альтшуллер. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».


Цели ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Основная задача ТРИЗ - это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного получения информации, что возможно через поисковую информацию, через организованное коллективное рассуждение, через игры. Преимущества ТРИЗ: *развивает фантазию, воображение у детей; *вселяет уверенность в своих силах; *не требует больших затрат времени; *можно использовать в традиционной системе обучения.


Методы технологии ТРИЗ: *обучение детей творческому рассказыванию по картине; *работа с противоречием; *обучение дошкольников сос- тавлению логических расск - зов по серии картинок; *обучение детей созданию об - разных характеристик объек- тов; *обучение детей сочинительству и словотворчеству; *обучение детей составлению текстов сказочного содержания.


Обучение детей творческому рассказыванию по картине. При рассматривании картины используются следующие методи- ческие приёмы: *Игровая мотивация « Волшебная картина», *Игра «Подзорная труба», *Игра «Фотографирование», *Игра «Вхождение в картину», *Игра «Живые картинки», *Игра «Превращение в объект на картине».


Работа с противоречием Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например один и тот же объект хороший или плохой(фильм кому-то нравится, а кому то нет), большой и маленький(сосулька сначала маленькая, а потом большая), крепкий и некрепкий(одна спичка некрепкая, легко ломается, а много сломать трудно, они крепкие. Решаем противоречие при помощи игр: *«Скажи об одном предмете много». *«Если бы ты попал в сказку…», *«Волшебная палочка- умень - шалка или увеличивалка», *«А что, если…».


Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок Этапы работы с серией картинок: *Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета. *Составлять краткий связный рассказ сюжета. *Осознавать и озвучивать правила составления серии картинок.


Обучение детей созданию образных характеристик объекта. Технология обучению детей составлению сравнений. *Называется какой либо объект, *Обозначается его признак, *Определяется значение этого признака, *Данное значение сравнивается со значением признака в другом объекте. Например: цыплёнок такой же жёлтый(значение признака) по цвету(признак) как солнце.


Технология обучения детей составлению загадок. Основные модели составления загадок. *Какой? Жёлтый, но не лимон, *Что делает? Шипящий, но не вулкан, *На что похоже? Круглый, но не мяч. *Что бывает таким же? Самовар *Что(кто)делает так же? *Чем отличается?


Обучение детей словотворчеству и сочинительству. В своей работе я использую следующие игры и игровые упражнения: *«Складные картинки» - учить подбирать с изображения- ми предметов, названия которых рифмуются, *«Придумай рифмованные строчки», *«Придумай рифмованное слово».


Составление сказок с помощью метода «Каталога». Цель: научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять связный сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя(положительный и отрицательный),имеющие свои цели, их друзья, помогающие эти цели достигнуть, определённое место. Алгоритм составления тренинга: *Группе детей предлагается сочи- нить сказку с помощью картинки или игрушки. *Задаётся вопрос, ответ на который находится в шкатулке (достаётся игрушка). *Ответы детей собираются в единую сюжетную линию. *Дети придумывают название Сказки. *Дети пересказывают сказку.


«Коллаж из сказок » - придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя).


«Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Бабушка злая, а волк добрый», «Лиса добрая, заяц не пустил её в свой дом ».


Итоги: Активизируется познавательная деятельность детей. Развивается творческое мышление, воображение, связная речь. Дети свободно овладевают умением составлять логические и творческие рассказы по картинкам. Создаются мотивационные установки на проявление творчества. Развивается способность ребёнка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку, загадку.