Методика гном описание. Способ "гном" определения уровня психического развития детей раннего возраста

Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии. Способ позволяет повысить качество диагностики отклонений в психическом развитии детей раннего возраста и выявить начальные проявления психических расстройств в возрасте от 1 месяца жизни до 3 лет. Ребенку предъявляют диагностические тесты, исследуя 5 сфер психической деятельности: сенсорику, включающую исследование зрения, слуха, рефлекторную тактильную чувствительность и индивидуальную тактильную чувствительность; эмоции; познавательную сферу, включающую исследование внимания, экспрессивной и импрессивной речи, особенности мышления; в сфере поведения оценивают биологическое поведение, включающее пищевое поведение и навыки опрятности, а также социальное поведение, включающее формирование системы “мать - дитя” и общение с посторонними, при этом на каждый возрастной период предъявляют 20 тестовых вопросов и оценивают каждое задание в 5 баллов, затем определяют коэффициент психического развития (КПР) по формуле: КПР=(+n), где Z(+n) - сумма баллов за все выполненные возрастные задания, и при КРП, равном 90-110 баллов, определяют нормальное психическое развитие, при КРП, равном 80-89 и 111 баллов и выше, определяют риск возникновения нервно-психической патологии, при КРП, равном 79 баллов и ниже, определяют нервно-психическое развитие нарушенным.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для определения психического развития детей раннего возраста.

Известен способ диагностики уровня психического развития детей раннего возраста (Печора К.Л. Методические рекомендации: "Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 г. 3 месяцев до 6 лет", М., 1995.). В данном способе экспресс-методом тестируют речь, игру, память, моторное развитие с использованием как собственных методик, так и известных психологических тестов - Векслера, Люшера и др. Оценку развития проводят по 5-10-бальной системе, а некоторые показатели рассчитываются в процентах.

Способ имеет ограниченные возможности для оценки психического развития детей раннего возраста, поскольку из диагностики исключен важный возрастной период раннего онтогенеза - младенчество; тестирование направлено на оценку отдельных когнитивных функций и общих моторных навыков, а не оценивает психическое развитие ребенка в целом; способ предполагает использование различных методов количественных оценок (то в баллах, то в процентах); кроме того, подбор тестов для обследования эклектичен по содержанию.

Наиболее близким к предлагаемому способу, принятым за прототип, является способ диагностики психического развития детей раннего возраста, предложенный А.Ю. Панасюком и Л.А. Бударевой (А.Ю. Панасюк, Л.А. Бударева. Методические рекомендации: "Определение уровня психического развития детей раннего возраста", М., 1984). Способ заключается в исследовании уровня психического (интеллектуального) развития детей в возрасте 2 месяцев жизни - 3 лет по тесту, в который включен ряд показателей развития ребенка (адаптация, речь, социальное поведение, грубая и тонкая моторика). По результатам обследования определяют коэффициент психического развития (КПР), выраженный в стандартизованных единицах по оригинальной системе. Авторы предлагают специальные таблицы, в которых рассчитана "цена" выполненного задания каждого возрастного периода и критерии нормального и отклоняющегося развития.

Нормативным диапазоном КПР для здоровых детей оказался интервал 91-100%, диапазон умственной отсталости - 67-82%. Диапазон значений 83-90% является пограничным между здоровыми и умственно отсталыми детьми.

Данный способ диагностики имеет ограниченные возможности применения, так как: 1) тестирование по данному способу позволяет проводить только оценку развития когнитивных функций и моторных навыков в ущерб другим психическим функциям; 2) расчеты оценок КПР ребенка усложнены, включают арифметические расчеты в несколько действий по формулам или таблицам, что делает этот способ трудным для практического использования в условиях массового скринингового исследования детского населения.

Технической задачей настоящего изобретения является повышение качества диагностики отклонений в психическом развитии детей раннего возраста и выявление начальных проявлений психических расстройств в возрасте от 1 месяца жизни до 3 лет.

Технический результат достигается за счет более полной оценки психического развития детей, для чего дополнительно исследуют сенсорную, эмоционально-волевую сферы. В моторной сфере дополнительно исследуют тонкую моторику, особенности мимики. В познавательной сфере дополнительно исследуют внимание, мышление, импрессивную и экспрессивную речь. В сфере поведения исследуют пищевое поведение и особенности формирования навыков опрятности, а также оценивают функционирование системы "мать - дитя" и внешние контакты ребенка с посторонними взрослыми и детьми. Выделенные критерии диагностики представлены в виде таблиц, содержащих по 20 заданий, или тестов, составленных на каждый возрастной период. Для решения поставленной задачи проводят тестирование ребенка.

Способ осуществляют следующим образом. Ребенка обследуют в присутствии матери или другого, близкого ребенку лица, которые должны находиться в поле зрения ребенка, но не рядом с ним. Обследование проводят в комфортной обстановке: тихой, светлой, теплой комнате, желательно спустя 1-1,5 часа после еды. Беседу ведут тихим голосом, с приветливым выражением лица. Во время обследования ребенок должен быть физически здоров.

Для тестирования заранее подготавливают определенный набор игрушек и секундомер. Весь тестовый материал должен быть гигиеничным, легко обрабатываться дезинфицирующими средствами.

Обследование младенца проводят на пеленальном столе, ребенка после года - в манеже, на ковре; ребенку 2-2,5 лет предлагают сесть за детский столик, где разложены игрушки.

Сначала исследователь должен установить с ребенком визуальный контакт, а затем - эмоциональный. На этом фоне начинают игру-обследование, предлагая ребенку различные тестовые предметы - игрушки в соответствии с возрастом. Ребенку предъявляют диагностические тесты, исследуя 5 сфер психической деятельности: сенсорику, включающую исследование зрения, слуха, рефлекторную тактильную чувствительность; общую и тонкую моторику, мимику; познавательную сферу, включающую исследование внимания, экспрессивной и импрессивной речи, особенности мышления; в сфере поведения оценивают биологическое поведение, включающее пищевое поведение и навыки опрятности, а также социальное поведение, включающее формирование системы "мать - дитя" и общение с посторонними, на каждый возрастной период предъявляют 20 тестовых вопросов и оценивают каждое выполненное задание в 5 баллов. Затем, суммируя все положительные оценки за ответы, определяют коэффициент психического развития (КПР) по формуле КПР=(+n), где (+n) - сумма баллов за все выполненные возрастные задания.

По величине КПР определяют психическое развитие ребенка, так, при КПР, равном 90-110 баллов, определяют нормальное психическое развитие, 80-89 и 111 баллов и выше - возможность возникновения нервно-психической патологии и при КПР 79 баллов и ниже - нарушение нервно-психического развития, при этом в первый год жизни ребенка тестируют ежемесячно (12 тестов), на втором году - через каждые 3 месяца (4 периода - 4 теста), на 3 году через 6 месяцев (2 периода - два теста). Сумма оценок за выполненные задания составляет коэффициент психического развития ребенка на момент исследования.

Из сенсорных функций исследуют зрение, слух, тактильную чувствительность ребенка, стимулируя ответные реакции ребенка на зрительные, слуховые и тактильные раздражители. В качестве тестового материала служат яркие и звучащие игрушки, на которые ребенок должен обратить внимание, проследить их перемещение в пространстве, протянуть к ним руку и т.п. Ласковое прикосновение к голове, общее поглаживание ребенка (тактильная стимуляция) должно сопровождаться, например, в младенчестве реакцией сосредоточения и локализацией места прикосновения. Ответные реакции ребенка (быстроту реагирования, длительность сосредоточения на раздражителях) рассматривают не только как безусловно-рефлекторные акты, но и как предикторы личностного реагирования ребенка, которые регистрируют в соответствующих графах тестов.

В качестве индикаторов общего моторного развития выбраны два вида двигательных функций: формирование способности к удержанию положения (позы), передвижению в пространстве и координация движений, т.е. статика и кинетика. Анализируют также тонкую моторику, особенности мимики, которыми сопровождаются все игровые действия с ребенком. Кроме того, в тестах первого года жизни учитывают степень выраженности и сроки редукции физиологических безусловных рефлексов, свидетельствующих о степени зрелости и темпах нервно-психического развития в младенчестве.

В эмоционально-волевой сфере исследуют формирование и постепенное усложнение и дифференцировку эмоциональных реакций (улыбка, смех, удивление, обида, гнев и т.д.), время появления и характер эмоционального резонанса (способность воспринимать эмоциональное состояние матери, близких людей и степень адекватности ответной эмоциональной реакции ребенка). Волевые функции оценивают по степени выраженности спонтанной и ответной психической активности при выполнении заданий.

К параметрам познавательной сферы относят внимание, импрессивную и экспрессивную речь, игру, мышление. При этом формирование мышления, память оценивают с помощью экспериментатора в игре на сообразительность. Например, узнает ли ребенок знакомую обстановку, различает ли чужих и своих. Внимание оценивают по способности к фиксации на слуховых и зрительных стимулах - концентрация внимания, быстрота сосредоточения, длительность удержания внимания на одних стимулах. Речь оценивают по наличию возрастного звукопроизношения - начального, певучего гуления, лепета, отдельных слов, фраз, обнаруживающихся у ребенка спонтанно или появляющихся у него после стимуляции.

Формирование поведенческих функций оценивают по особенностям пищевого поведения, навыков опрятности, а также социального поведения, с акцентом на характере установления контактов в системе "мать - дитя" и общении с окружающими.

Каждое из заданий тестов оценивают в 5 баллов. По окончании обследования проводят расчет коэффициента психического развития (КПР) путем суммирования результатов всех положительных оценок:

КПР=(+n), где - сумма оценок в баллах,

(+n) - оценки за все выполненные возрастные задания,

(-n) - оценки в баллах за невыполненные задания,

100 - условная сумма баллов за все 20 заданий на определенный возраст.

Ребенок, выполнивший все предъявленные задания, получает первичную оценку в 100 баллов. Можно произвести расчет КПР с учетом индивидуальных возможностей ребенка, предъявляя ему тесты более старшего возраста. Или же уточнить уровень индивидуального развития при невыполнении отдельных заданий по возрасту (КПР ниже 100), предъявляя ребенку задания более младшего возрастного периода. Исследование детей в тестах более старшего или младшего периодов продолжается до тех пор, пока ребенок выполняет основное число заданий предъявляемого теста (более 50%), и прекращается, когда выполнение ограничивается 20-30%. Цена выполненных и невыполненных заданий в этих случаях снижается в 10 раз. Тогда, КПР=(+n)+/-[(n):10], где [(n):10] - сумма баллов за выполнение дополнительных заданий.

Например, ребенок 10 месяцев получил оценку КПР по своему возрастному тесту в 100 баллов, в тестах 11, 12 месяцев выполнил соответственно 14, 10 заданий. Из расчета 100+(70+50):10=112, итоговый КПР - 112 баллов. Или другой пример. Ребенок 1 года жизни (12 месяцев) выполнил возрастной тест на 50%, следовательно, предварительный КПР равен 50 баллам. Из теста 11 месяцев ребенок не выполнил 8 заданий (40 баллов). В тесте 10 месяцев не выполнил 6 заданий (30 баллов), 9 месяцев - 5 заданий (25 баллов). Задания 8 месяцев ребенок выполнил полностью. Расчет: 50-(40+30+25):10=50-9,5=40,5. Первый ребенок относится к группе с опережением развития, второй - к выраженной задержке психического развития.

В результате исследования по этой программе дети могут быть распределены на 3 группы нервно-психического здоровья:

1 - группа здоровых детей - показатель КПР в пределах 90-110 баллов.

2 - группа риска возникновения нервно-психической патологии - показатель КПР ниже нормы, в пределах 80-89 баллов. Сюда же относят случаи с опережающим развитием, когда КПР достигает 111 баллов и выше.

3 группа - патологии. Ее составляют дети с нарушенным нервно-психическим развитием, КПР которых соответствует 79 баллам и ниже.

Последние две группы детей нуждаются в обследовании специалистами, психоневрологом и психиатром, для уточнения диагноза и назначения лечебно-коррекционных мероприятий.

Для нозологической квалификации каждого случая в карту определения уровня нервно-психического развития ребенка заносят краткие анамнестические данные, включающие сведения о наследственной отягощенности в семье психическими и соматическими заболеваниями, а также психическом и соматическом состоянии матери, отца, сибсов, течении беременности пробандом, текущем периоде и т.д.

Способ подтверждается следующими примерами.

Пример 1. Андрей О. 8 месяцев.

Ребенок от молодой здоровой матери, 1 нормальной беременности, своевременных родов. Вес при рождении 3,2 кг, длина 52 см. Раннее психомоторное развитие нормальное. Обследование проводится в яслях.

Психическое состояние в возрасте 8 месяцев, ребенок охотно идет на осмотр. Настроен доброжелательно, улыбается в ответ на улыбку, громко смеется в ответ на заигрывание. Принимает игрушки из рук обследователя. К большой игрушке тянется двумя руками, небольшую погремушку берет одной рукой. Услышав веселую мелодию, прислушивается, улыбается, подпевая голосом, произнося отдельные слоги ба-ба, та-та, начинает подпрыгивать сидя на месте в ритм мелодии. Успокаивается при поглаживании головы, при этом замирает. Когда ребенка начинают легонько щекотать, оборачивается к месту прикосновения и отдергивает ножку в сторону. Предоставленный самому себе, рассматривает на столе игрушки, перебирает их, рассматривает, разбирает и начинает собирать пирамидку из крупных колец, через некоторое время тянется к следующей, гремит музыкальным кубиком. С радостью включается в совместную игру с обследователем. Увидев игрушку высоко на полке, окликает обследователя, показывает жестом на игрушку, достать ее с полки, и криком требует этого. Реагирует на настроение взрослого, а также маску в виде человеческого лица: радуется улыбке, настораживается, глядя на хмурое лицо. Выполняет действия с игрушками после показа: ставит кубик на кубик, потом толкает кубики - пирамидка падает, в ответ мальчик смеется. Рассматривает закрытую коробочку, пытается ее открыть. По образцу кладет туда маленькую матрешку и закрывает. В ответ на просьбу: "Дай", протягивает коробочку взрослому. Спрятанную под пеленкой матрешку по просьбе находит, при этом радуется, громко смеется. В ответ на просьбу обследователя: "Идем на ручки", протягивает руки вперед, тянется к взрослому. С легкой поддержкой поднимается на ноги, делает самостоятельно несколько шагов, затем приседает и садится на пол. Вскоре ребенка берут на кормление, из-за чего прекращается проводимое исследование. Недовольный изменившейся ситуацией, хнычет, прижимается к взрослому. Увидев приготовление к еде, успокаивается. За столом ест с помощью воспитателя. Чашку придерживает рукой, пьет из чашки, откусывает печенье, жует. Со слов матери и воспитателя, выражает бурное недовольство, если длительно остается в мокрых пеленках.

Таким образом, ребенок справляется со всеми заданиями своего возрастного периода. Прежде всего, выполняет задания по сенсорике: соотносит размеры игрушек, выбирая, соответственно, как удобнее взять большую игрушку, двумя руками или одной. Различает радостные песенные мелодии. Локализует на теле легкие прикосновения, щекотку.

Моторное развитие также соответствует возрасту: может встать с небольшой поддержкой и переступить несколько шагов. Ребенок начинает выполнять движения для тонкой моторики; может взять двумя-тремя пальцами мелкие игрушки.

Эмоции у ребенка выразительные, мимика живая, формируется адекватный эмоциональный резонанс, легко реагирует на настроение взрослого.

Ребенок способен удержать внимание в течение 20-30 минут на игре, при этом без суетливости рассматривает игрушки, повторяет понравившиеся игровые действия. Речь - лепетная, активная, спонтанно произносит отдельные слоги. Пассивная речь по объему больше, спонтанно и в игре понимает просьбы, вопросы, поощрения. Память также развита, ребенок способен удержать в памяти задание, например, найти спрятанную игрушку, а найдя ее, радуется своей удаче.

Развиваются предикторы навыков опрятности и правильное пищевое поведение. Ребенок начинает жевать, пьет из посуды с поддержкой. Сообщает взрослым о том, что подгузники стали мокрыми. Способность к анализу комплекса ответных реакций на тактильные ощущения, в том числе микроклиматические, свидетельствует о формировании физического самосознания. Ребенок привязан к матери, однако на некоторое время способен оторваться от матери и общаться с посторонним взрослым, общаясь жестом и лепетными звуками.

Таким образом, ребенок выполняет все задания своего возрастного периода на 100%. В соответствии с инструкцией, оценивают выполнение ребенком заданий следующего возрастного периода. Выясняют, что, из заданий для 9 месяцев мальчик выполняет только 5, а из следующего теста только 3. Исследование на опережение развития ограничивается 9 месяцами. Так, ребенок соотносит не только размеры предметов, но и расстояние до него. Начиная подражать взрослому, кладет мелкие предметы в коробочку. Рассматривает мелкие игрушки и манипулирует ими. Способность найти спрятанный предмет свидетельствует о развитии функции мышления. Кроме того, ребенок использует указательный жест с целью привлечения к себе внимания взрослого.

Произведем расчет фактического возраста ребенка. С заданиями своего возраста (8 мес.) ребенок справился, то есть он получает предварительную оценку 100 баллов. Кроме того, он выполняет 5 заданий из возрастного периода 9 месяцев. Поскольку каждый вопрос следующего возрастного периода оценивается в 0,5 баллов, то он получает еще 5×0,5=2,5 балла. Фактически КПР ребенка составляет: КПР=(+n)+/-[(n):10]=100+=100+2,5=102,5 балла. Итак, на данном этапе по уровню своего развития ребенок несколько опережает сверстников, что в соответствии с приведенными данными расценивается как вариант нормы.

Пример 2. Денис E. 1 год 11 месяцев.

Ребенок от здоровой матери, от 8 переношенной беременности, протекавшей удовлетворительно, 2 срочных родов, родился с тугим обвитием пуповиной; наблюдалось кровоизлияние в склеры. Вес при рождении 4050, длина 54 см. После родов находился в больнице неделю, затем был выписан домой. Раннее психомоторное развитие нормальное (ходит с 10 месяцев, говорит отдельные слова с года). На первом году жизни наблюдался у невропатолога с диагнозом перинатальная энцефалопатия, повышение нервно-рефлекторной возбудимости.

Осмотр по способу ГНОМ в возрасте 1 года 11 месяцев. Так как возраст ребенка попадает между выделенными в тесте возрастными периодами, то ему сначала предлагают задания предыдущего возрастного периода в 1 г 9 месяцев, затем, если ребенок выполняет все предыдущие задания, переходят к заданиям 2 года. Обследование показывает, что сенсорная, моторная, эмоционально-волевая сферы ребенка развиты хорошо. По заданиям 2 лет ребенок набирает по этим сферам 20 баллов. В познавательной и поведенческой сферах отмечается небольшая задержка, и получает оценку по соответствующим вопросам в 15 баллов. Общая оценка психического развития ребенка составляет 90 баллов, что определяется как нормальное развитие.

Пример 3. Оля К. 6 месяцев.

Ребенок от здоровой матери 19 лет, от 1 беременности. Роды на 33 неделе в ягодичном предлежании с пособием. Оценка по Апгар 8/8 баллов. Вес 1900, длина 42 см. В роддоме был установлен диагноз нарушение мозгового кровообращения (НМК) II степени. Отмечались патологические глазные симптомы (Грефе), тремор рук, мышечная дистония, оживление безусловных рефлексов. В дальнейшем девочка наблюдалась у невропатолога с диагнозом перинатальная энцефалопатия (ПЭП), повышение нервно-рефлекторной возбудимости (ПНРВ), этапная задержка психомоторного развития (ЗПМР), недоношенность I-II степени. Психомоторное развитие в первые месяцев оценивалось при клиническом осмотре как нормальное.

Психический статус девочки по способу ГНОМ в возрасте 6 месяцев. Находится на воспитании в доме ребенка. Осмотр ведется на пеленальном столе. Девочка веселая. Охотно вступает в контакт с врачом. Смотрит в глаза, улыбается в ответ на улыбку. За предложенной игрушкой следит во всех направлениях. Спрятанную за листом бумаги игрушку прослеживает, предугадывая ее появление с другой стороны листа. Прислушивается к музыке, поворачивает голову к источнику звука. Мимика живая. Узнает медсестру, которая приходит во время осмотра к ребенку, спонтанно улыбается ей, смеется тихим голосом. Живо реагирует на предложенные маски лица: ахает, улыбается веселой, хмурится при виде хмурой маски. Игрушки берет в руки, подносит к лицу. Достает и другие игрушки, развешенные над манежем. Умеет поворачиваться на бок и с помощью взрослого переворачивается на живот. Лежа на животе, также манипулирует игрушкой, но не делает попыток подползти к другой игрушке, находящейся на расстоянии от нее. В мокрых пеленках начинает плакать, а после переодевания успокаивается. Сон, аппетит удовлетворительные. Хватает ручками руки врача и присаживается в вертикальное положение. Поставленная на ножки, удерживает позу, опирается на полную стопу.

В сенсорной сфере ребенком выполнены 3 задания из 4: рассматривает предмет, реагирует и дифференцирует звуковые раздражители, различает место прикосновения к телу. На прикосновение к голове реакция ребенка индифферентная, поэтому данное задание оценивается в -5 баллов; в результате, общая оценка за тест по сенсорике 15 баллов.

Тест моторики: поворачивается на живот, перекладывает игрушки из руки в руку, демонстрирует разнообразные мимические движения. В то же время, к отставленной игрушке не подползает, поэтому оценка за 3 выполненных задания по моторике составила также 15 баллов.

Эмоции у девочки разнообразные. Хотя отмечена задержка угасания комплекса оживления (в норме редуцируется к 4-5 месяцам), ребенок проявляет активный интерес к окружающему, особенно после стимулирования ответной реакции, откликается на изменение выражения лица взрослого; общая оценка теста составила 20 баллов.

В познавательной сфере у ребенка формируется устойчивое внимание, девочка понимает жесты взрослого, находит спрятанный предмет, манипулирует с игрушкой. Слоги произносит, но немного, больше после стимуляции. Оценка за 3 выполненные задания составляет 15 баллов.

Поведение ребенка спокойное, адекватное ситуации. Девочка поддерживает бутылочку с едой, ищет соску, стремится к общению со взрослым. Вместе с тем, не выполняется один пункт: нет общения с матерью, поэтому оценка по тесту социального поведения также составляет 15 баллов.

Таким образом, ребенок не выполнил ряд тестов: на тактильную чувствительность, кинетику, познавательные функции, социальное поведение в системе "мать - дитя" -(-n)=20 баллов. КПР-(+n) - составил 80 баллов. Из предыдущего возраста (5 месяцев) ребенок выполняет все задания. Из теста 7 месяцев девочка отчетливо выполняет 1 задание по сенсорике (удержание внимания на игрушке более 10 секунд), 1 задание - по развитию эмоций (формирование эмоционального резонанса), проявляет спонтанную активность в игре (1 задание), активно проявляет интерес к окружающему (1 задание), привлекает внимание взрослого (1 задание), формируются предикторы опрятности (1 задание). Всего из заданий 7 месяца ребенок выполняет 6, что составляет [(n):10]=(6×5):10=3 балла. В итоге, КПР=(+n)+[(n):10]=100-20+3=80+3=83 балла. Ребенок отнесен в группу риска в связи с отклонением в развитии сенсорных, моторных и поведенческих функций.

Пример 4. Гриша Т. 12 месяцев.

Ребенок от 1 беременности, протекавшей без осложнений, срочных родов. Вес 2900, длина 50 см. Мать отказалась от ребенка в роддоме. Диагноз при поступлении в дом ребенка: перинатальная энцефалопатия, морфофункциональная незрелость, повышенная нервно-рефлекторная возбудимость. Психомотороное развитие в первые 3 месяца своевременное, в дальнейшем с нарастающей задержкой психофизического развития.

Осмотр мальчика в возрасте 12 месяцев по способу ГНОМ. По сенсорной и моторной сферам ребенок набирает только 5 баллов, эмоционально-волевое развитие составляет (-20) баллов, познавательная сфера - 15 баллов, поведение - 15 баллов. Суммарная оценка составляет 35 баллов, то есть тест своего возраста ребенок выполнил только на 35 баллов. Ребенок не выполняет тесты на слух, зрение, рефлекторную тактильную чувствительность, статику, тонкую моторику, мимику, общие эмоции, эмоциональный резонанс, спонтанную активность, вызванную активность, экспрессивную речь, мышление, предикторы навыков опрятности, социальное поведение в системе "мать - дитя".

Для подсчета КПР вернемся к заданиям предыдущих месяцев. Полностью выполнены задания только 5 месяца. Проведем расчеты, при условии, что учитываются только показатели, с которым ребенок не справился, сумма баллов по которым вычитается из предварительной оценки, полученной ребенком. Из заданий 11 месяцев ребенок не выполнил 12 заданий из 20, 10 месяцев - 10, 9 месяцев - 8, 8 месяцев - 7, 7 месяцев - 6, 6 месяцев - 4. Учитывая, что задания предыдущих месяцев оцениваются в 10 раз меньше, чем показатели возрастные, КПР ребенка равно: КПР=(+n)+/-[(n):10]=35-(12+10+8+7+6+4):10=35-4,7=30,3.

Заключение: нервно-психическое развитие грубо нарушено. Такой ребенок нуждается в срочном обращении к психиатру или психоневрологу и лечении.

Полученные количественные критерии оценки психоневрологического развития детей были апробированы на материале обследования 950 детей и подтверждены клиническими обследованиями в соответствии с глоссарием психических симптомов и синдромов, установленным ГОСТом от 2 августа 1976 года.

Использование предлагаемого способа диагностики имеет следующие преимущества по сравнению с прототипом.

1. В способе "ГНОМ" определения психического развития включен широкий спектр вопросов, относящихся к психическому развитию ребенка и предикторам его индивидуальных психических реакций в возрастном диапазоне от 1 месяца жизни до 3 лет включительно. Это позволяет провести оценку психического развития ребенка, начиная с первых месяцев жизни, вычислить фактический возраст ребенка, соответствующий уровню его индивидуального развития, и определить отстающие в развитии функции.

2. Использование способа "ГНОМ" позволяет выявить детей с нарушениями психического развития, детей с психическими расстройствами или их предикторами уже на первом году жизни и своевременно начать необходимое лечение.

3. Способ "ГНОМ" прост в обращении: суммировав оценки за все выполненные задания, сразу можно определить коэффициент психического развития ребенка. Способ рекомендуется для проведения скрининговых обследований детского населения и диспансеризации. Он также может быть использован детскими специалистами (неврологами, психиатрами, психологами, педагогами) в научных исследованиях.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Способ определения психического развития детей раннего возраста, заключающийся в том, что ребенку предъявляют диагностические тесты, исследуя 5 сфер психической деятельности: сенсорику, включающую исследование зрения, слуха, рефлекторную тактильную чувствительность и индивидуальную тактильную чувствительность; эмоции; познавательную сферу, включающую исследование внимания, экспрессивной и импрессивной речи, особенности мышления; в сфере поведения оценивают биологическое поведение, включающее пищевое поведение и навыки опрятности, а также социальное поведение, включающее формирование системы “мать-дитя” и общение с посторонними, при этом на каждый возрастной период предъявляют 20 тестовых вопросов и оценивают каждое задание в 5 баллов, затем определяют коэффициент психического развития (КПР) по формуле КПР=(+n), где (+n) - сумма баллов за все выполненные возрастные задания, и при КРП, равном 90-110 баллов, определяют нормальное психическое развитие, при КРП, равном 80-89 и 111 баллов и выше, определяют как риск возникновения нервно-психической патологии и при КРП, равном 79 баллов и ниже, определяют нервно-психическое развитие нарушенным.

» - уникальная комплексная система развития ребенка от рождения до школы. Создавая ее, авторы стремились профессионально помочь родителям в воспитании и обучении детей. «Школа Семи Гномов» имеет огромную популярность как в России, так и за ее пределами, а ее пособия переведены на 8 языков мира. Почему? Во-первых, она соответствует современным образовательным стандартам, более того, многие детские сады используют ее в качестве парциальной программы. Во-вторых, «Школа Семи Гномов» охватывает весь объем знаний, необходимый ребенку-дошкольнику. Но самая главная причина популярности - занятия не требуют никакой специальной подготовки и доступны большинству родителей.

В серию « » входят:


Годовые комплекты развивающих пособий « »

В серии 7 годовых комплектов – по одному на каждый год жизни ребенка. Запутаться невозможно, ведь каждому возрасту соответствует свой цвет, свой герой и свои задания. В каждом комплекте 12 красочно иллюстрированных развивающих пособий. Каждое пособие выполняет свою развивающую задачу, а вместе они не только содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку этого возраста, но и обеспечивают максимальную гибкость системы занятий. Таким образом, вы можете выстроить образовательный процесс, наиболее полно учитывая индивидуальные особенности вашего ребенка, не ориентируясь только на возрастные рекомендации. Помимо учебного материала, в пособии есть вкладка с дидактической игрой, игрушкой или наклейками, а для родителей предусмотрена «родительская страничка», на которой подробно расписано, что развивают занятия по этой книге, какую пользу это принесет ребенку, как проводить занятия. Кроме развивающих пособий в комплекте вы найдете диплом об окончании курса, так вы сможете зафиксировать первые успехи вашего малыша. Начать заниматься по «Школе Семи Гномов» можно в любом возрасте. Если вы обнаружили «пробел» в знаниях своего ребенка по какой-то теме из курса «прошлого возраста», вы всегда можете приобрести необходимые пособия отдельно.

Настольные игры « »

Поскольку игра – важная часть образовательного процесса маленьких детей, мы рекомендуем в качестве дополнения к годовым комплектам «Школы Семи Гномов» использовать серию настольно-печатных игр « ». Игры предназначены для занятий с детьми от 1 года, каждая из них выполняет определенную развивающую задачу. В коробке вы найдете набор карточек с яркими картинками (они привлекают детей и помогают лучше усвоить материал), а также инструкцию с методическими рекомендациями и сценариями игр. Трехлетние дети уже способны изучать иностранные языки, для них мы создали серию настольных игр « ». В игровой форме ребенок сможет расширить словарный запас освоить стандартные конструкции предложений и укрепить память.

Рабочие тетради « »

Рабочие тетради предназначены для дополнительных занятий детей 5-7 лет в детском саду и дома. Задача серии – развитие логического мышления, мелкой моторики, внимания, сообразительности, пространственного мышления и воображения. Увлекательные задания превратят процесс обучения в веселую игру, благодаря плотной бумаге их можно выполнять с помощью не только карандаша и ручки, но даже фломастеров.

«Школа 7 гномов» — это комплексная система занятий с ребенком от рождения до поступления в школу, по 12 красочных развивающих пособий на каждый год жизни ребенка-дошкольника.

Для каждого возраста свой цвет, свои задания, свои книги. Так, например, у всех книжек для детей в возрасте от 1 до 2 лет синие обложки. Семь лет до школы — семь цветов радуги.

Пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и будут полезны как родителям, так и специалистам: воспитателям, методистам, гувернерам.

Школа семи гномов от 0 до 1 года. Полный годовой курс

В комплект книг от 0 до 1 года входят следующие пособия:
1. Моя первая книжка.
2. Веселый хоровод.
3. Сложи картинку.
4. Цветные картинки.
5. Кто что делает?
6. Прибаутки для малютки.
7. Котик-коток.
8. День и ночь.
9. Мои любимые игрушки.
10. Квадратик и кружок.
11. Что как звучит?
12. А это какого цвета?

ОЗОН , MY-SHOP и READ

Про другие развивающие занятия с ребенком до года читайте .

Школа семи гномов от 1 до 2 лет. Полный годовой курс

В комплект входят книги:
1. Кто это? Что это?
2. Большой, маленький.
3. Рисуем пальчиками.
4. Веселый. Грустный.
5. Прогулки по городу.
6. Пластилиновый снежок.
7. Чей это хвостик?
8. Форма. Цвет.
9. Чей это голос?
10. В деревне и на даче.
11. Мой первый словарик.
12. Мой дом.

Приобрести курс в печатном виде можно в магазинах ОЗОН , MY-SHOP и READ .

Про другие развивающие занятия с ребенком от 1 до 2 лет читайте .

Подборка развивающих книг для детей от 1 до 2 лет .

Школа семи гномов от 2 до 3 лет. Полный годовой курс

В комплект входят книги:
1. Пластилиновые картинки.
2. Один. Много.
3. Рисуем пальчиками.
4. Что такое хорошо?
5. Умная вырезалочка.
6. Кто где живет?
7.Азбука для малышей.
8.Домашние питомцы.
9.На лесной полянке.
10. Какие бывают профессии.
11. Цвет. Форма.
12. Времена года.

Приобрести курс в печатном виде можно в магазинах ОЗОН , MY-SHOP и READ .

Про другие развивающие занятия с ребенком от 2 до 3 лет читайте .

Подборка развивающих книг для детей от 2 до 3 лет .

Школа семи гномов от 3 до 4 лет. Полный годовой курс

В комплект входят книги:
1. Счет, форма, величина
2. Логика. Мышление
3. Прописи для малышей
4. Время. Пространство
5. Уроки грамоты
6. Развитие речи
7. Какие бывают машины?
8. Что лежит в лукошке?
9. Какие бывают профессии?
10. Я не буду жадным
11. Я считаю до пяти
12. Я изучаю природу

Приобрести курс в печатном виде можно в магазинах ОЗОН , MY-SHOP и READ .

Про другие развивающие занятия с ребенком от 3 до 4 лет читайте .

Минусы

Плюсы

  1. Дети которые учились читать по методу Монтессори, очень быстро в последствии начинают читать гладко, без разделения слов на слоги;
  2. Ребенок сразу приобретает навык читать самостоятельно и про себя;
  3. Упражнения и игры Марии Монтессори развивают аналитическое мышление, логику;
  4. Большинство материалов данной методики не только учат читать, но развивают мелкую моторику, а это очень важный элемент общего развития интеллекта (например, игры с шершавым алфавитом).

Школа семи гномов - описание методики

Когда ребенок рождается перед родителями встает остро вопрос о воспитании ребенка.

Теперь родители могут быть спокойны ведь ведущие специалисты по раннему развитию создали уникальный проект «Школа семи гномов».

Это уникальная комплексная система развивающих пособий для детей от рождения и до школы, которая соответствует стандартам современного образования.

Книги школы семи гномов позволяют организовать интересные игры и способствуют развитию ребенка. Данная система как нельзя лучше подходит для совместных занятий родителей и детей.

Школа семи гномов- книги

  • «Школа Семи Гномов» вобрала в себя самое лучшее из современных развивающих методик;
  • Это система для развития ребенка от самого рождения и до его поступления в школу;
  • Данный курс затрагивает важнейшие стороны развития ребенка - умственное, физическое, эмоциональное, эстетическое, социальное развитие);
  • Сами книги «Школы семи гномов» - очень яркие, красочные, и поэтому нравятся детям.

В большинстве пособий есть родительская страничка, в которой подробно описываются особенности развития детей разного возраста. Также даны полезные рекомендации, на каждый возраст, для развития ребенка по пособиям и без них;

Книги «Школы семи гномов» лепка из пластилина, раскраска пальчиками, рисование и т.д.
составление рисунков из отдельных частей и т.д.

Данный развивающий комплекс можно приобрести по доступным ценам в любом книжном магазине. Продаются они поштучно, либо годовым набором.

В книжных магазинах на сегодняшний день можно найти очень много разных развивающих пособий, от которых даже глаза разбегаются. Большинство методик рассматривают лишь одну сторону развития ребенка.

В книгах «Школа 7 гномов» программа разделена на семь годовых развивающих пособий.

Почему семь? Потому что это семь первых лет жизни ребенка, как семь цветов радуги.

Почему именно семь гномов, а не восемь или девять? Семь первых лет жизни ребенка - это как семь цветов радуги.

  • красный цвет - для детей 6-7 лет;
  • оранжевый - для детей 5-6 лет;
  • желтый - для детей 4-5 лет;
  • зеленый - для детей 3-4 лет;
  • голубой - для детей 2-3 лет;
  • синий - для детей 1-2 лет;
  • фиолетовый - для малышей от рождения до года.

Книги «Школа семи гномов» можно использовать в течении нескольких лет.

Сейчас у многих мамочек, становятся популярными «Школы семи гномов». Хотя многие обладательницы очаровательных малышей только слышали название таких «школ», тем не менее, многие из них уже хотят или отдать своих детей в них, либо самостоятельно заниматься по этой «методике».

В этой статье мы расскажем, что такое «школа семи гномов», обо всех преимуществах и недостатках.

«Школа семи гномов» - это серия книг, которые помогают маме и малышу познавать увлекательный мир, с помощью картинок. Эти книги имеют различную тематику, например «на прогулке» или «в парке», «магазине», «цирке». Картинки и обсуждения мамы с малышом увиденного - способствуют развитию малыша и воспитывают в нем визуальную память. Особенно полезными являются такие книги (по мнению очень многих мамочках на форумах) для малышей от 1 до 2-х лет. И это далеко не случайно: именно в этом возрасте у малышей начинают закладываться основы памяти и восприятия действительности.

Никакой специализированной «школы семи гномов» - не существует. Просто, многие воспитатели и няни, практикуют их в своей работе с детьми. Именно поэтому, в обиход вошло понятие «школы семи гномов», как о полноценной методике воспитания. Но это не так.

Ниже мы приводим описание некоторых книг, «школы семи гномов»:

«Прибаутки для малютки»
Книга предназначена для занятий с детьми старше 10 месяцев. В ней собраны яркие красочные картинки, которые будут интересны малышу, и забавные потешки. «Прибаутки для малютки» помогают научить малыша узнавать предмет на картинке, стимулируют у ребенка звукоподражание, развивают его активный и пассивный словарь, знакомят с простейшим народным фольклором.
«Цветные картинки»
Специальные рекомендации предложенные в этой книге, помогут развитию зрительных, слуховых и осязательных впечатлений, стимулирующих умственное, физическое и психическое развитие ребенка. Ведь первые картинки младенец способен осознать уже в недельном возрасте.
«Что как звучит?»
В этой книге вы найдете нормативы по развитию речевых навыков ребенка до 6 месяцев и программу занятий по их укреплению и совершенствованию, рассчитанную на два полугодия. С помощью дидактических материалов вы сможете скорректировать развитие малыша и двигаться дальше. От зрительного восприятия образа и голоса вы переходите к созданию первого настольного театра: озвучиваете роли, пополняете активный и пассивный словарный запас ребенка, стимулируете развитие его творческих способностей.
«Мои любимые игрушки»
Книга способствует развитию речи и мышления ребенка, воспитывает интерес к детским книжкам. Цель методики - научить 6-месячного ребенка узнавать, что изображено на картинке, какой формы этот предмет, есть ли что-либо похожее на других картинках и среди настоящих игрушек. В ходе успешных занятий в ответ на вопрос: «Где мячик?» малыш укажет пальчиком на нужную игрушку, по-своему эмоционально реагируя. Впоследствии знакомые образы помогут ему при изучении азбуки.
«Кто что делает?»
Пособие предназначено для развития речи ребенка от 9-10 месяцев до полутора лет. Советы специалистов и занятия по картинкам способствуют тому, что малыш от звукоподражания плавно переходит к действиям - сначала подражательным, а затем - целенаправленным сюжетным. В результате правильного обучения малыш уже не рвет книжки, а «читает», то есть разговаривает с нарисованными котиками и собачками. В его лепете появляются первые глаголы.
«Моя первая книжка»
Цель предлагаемых в этой книге занятий - развитие речи и мышления ребенка от 10 месяцев до полутора лет с помощью картинок с забавными сюжетами: например, птичка подметает улицу, а поросенок спит в детской кроватке. Книга содержит практические рекомендации, который помогут сделать занятия увлекательными и полезными.
«Котик-коток»
Эмоциональное развитие ребенка начинается с ласковой интонации и любимых образов. Котик, удивительно добрый персонаж, герой детского фольклора - подсознательно близок ребенку. Уже поэтому так хорошо запоминаются разные потешки и прибаутки, связанные с приключениями героя. На каждой странице книги вы найдете ласкового котика, поющего дивные песенки.
«А это какого цвета?»
Книга содержит обширный дидактический материал по развитию цветового восприятия и предназначена для занятий с детьми от 6 месяцев до 1 года. Здесь есть подробное описание дополнительных развивающих игр, даны практические советы, например, как пользоваться разноцветными фломастерами, занимаясь с ребенком 8-месячного возраста. Оказывается, существует немало тонкостей, которые должны учесть родители, чтобы техническая сторона дела не помешала занятиям с ребенком.
«Квадратик и кружок»
Эта книга предназначена для занятий с детьми 10-12 месяцев и старше. Она содержит яркий иллюстративный материал, который развивает навыки восприятия цвета, формы и размера, стимулирует мыслительный процесс. Вы найдете здесь примеры развивающих игр с пирамидками, коробочками, рамками, кубиками, вкладывающимися емкостями. Прикоснувшись к таинству геометрии в годовалом возрасте, в 1,5-2 года ребенок сможет создавать конструкции по образцу.
«День и ночь»
Даже самый маленький ребенок может ориентироваться во времени и пространстве, если эти непростые категории связаны для него с привычными напевами - утренними или вечерними. Этот принцип лежит в основе обучающего материала книги. Например, картинка с изображением звездного неба сопровождается легко запоминающейся ласковой колыбельной песней.
«Веселый хоровод»
Это уникальное пособие предназначено для развития зрительного восприятия, звукоподражания, пополнения словарного запаса, знакомства с фольклором детей начиная с 9-месячного возраста. Среди дидактических материалов вы обнаружите выкройку игрушки «Пляшущий зайчик». Сборка игрушки вместе с взрослым развивает моторику рук, а приведение в действие несложного механизма «дерни за веревочку» вызывает восторг малыша.
«Сложи картинку»
Можно ли требовать логического мышления от ребенка первого года жизни? Практика обучения доказывает - необходимо! Ребенок в возрасте 11-12 месяцев уже способен правильно соединить одну половинку домика с другой. Эта книга сложнее, чем предыдущие, но в ней обобщен весь дидактический материал. В результате занятий ребенок научится, например, понимать, каким образом из двух частей получается целое.

Няня, которая работает с детьми, может использовать эти книги для развивающих занятий с Вашими детьми, для облегчения своей работы: т.к. есть предмет общения с ребенком по заданной тематике, то нет смысла каждый день придумывать новые задания. Однако в конечном счете мама должна понимать одно: никакая книга не является хорошим инструментом для воспитания, если вы не общаетесь и не пробуждаете в ребенке интерес. Няне, воспитателю, или маме, например, могут показаться бесполезными и эти книги, если они просто оставляют ребенка наедине с ними, без всякого общения, тематических игр или ролевых игр. В этом и состоит интерес ребенка - познавать то, что ему интересно. С этим связаны многие нейтральные или даже негативные комментарии по поводу серии книг «школа семи гномов».

В руках опытной няни или воспитателя-педагога, многие дети могут проявить интерес к книгам например Агнии Барто, даже в возрасте 1 года, начинать визуально воспринимать темы детских книжек, ничем не хуже «Школы семи гномов». Талант воспитателя как раз и состоит в том, чтобы развивать способности ребенка вне зависимости от пособий, «школ» и методичек.

Резюме:

    1. Школа семи гномов - это серия книг из Интернет- магазина, для развития творческих способностей ребенка, которые с помощью различных тематических картинок, помогают няне, педагогу или маме построить эффективные занятия с малышом.
    1. Няня, педагог или мама могут использовать книжку, как инструмент для занятий с ребенком. Это экономит время и не нужно лишний раз придумывать, чем занять малыша.
    1. Любая детская книжка «сама по себе» не будет развивать ребенка. Важно общение и пробуждение интереса. Обсуждайте и по возможности обыгрывайте увиденное.
    1. «Школа семи гномов» - это не методика воспитания. На весь день Вы малыша ею не займете. Это книга и не более того.
    1. Не стоит переживать, если у Вас нет денег, чтобы приобрести эти книги: другие книги, которые не менее красочны, также будут интересны ребенку. Важно пробудить в нем этот интерес.