Сила внушения. Сила самовнушения и реальность ее воздействия на человека

Часто человек многое, что происходит с ним в жизни, объясняет тем, что он чрезвычайно внушаем, и многие в его окружении этим пользуются. Действительно, такое объяснение вполне правдиво. Воздействие на психику внушения и самовнушения порой бывает слишком сильно, в особенности, если практикует такие способы индуктор властный, авторитарный, обладающий повышенными способностями к убеждению. Также сила эффекта внушения определяется слабостью или стабильностью нервной системы того, кто подвергается подобному воздействию.

Эффект внушения как особый вид воздействия на человека и степени внушаемости

Что такое внушение с точки зрения психологии? Внушение (суггестия) определяется как передача и индуцирование от одного человека к другому мыслей, настроения, чувств, вегетативных и двигательных реакций, поведения. Чем меньше задумывается тот, кому внушают, над тем, что ему внушают, тем успешнее проходит внушение.

Внушение как метод психологического воздействия предполагает участие двух сторон. Внушающий обычно обладает такими психическими и физическими качествами, с помощью которых он может оказывать влияние на состояние психики другого человека. Внушение происходит с помощью слов, а также мимики и жестов. Особое значение имеет обстановка. Если речь идет о лечебном внушении, то не последнюю роль в этом процессе играет известность психотерапевта. Знание о нем как о специалисте высокого класса определенным образом подготавливает пациента к сеансу.

Сила внушения человека во многом определяется степенью внушаемости, т. е. подверженности внушению со стороны того, кто будет служить его объектом. Обычно повышенная внушаемость наблюдается у людей со слабым типом нервной системы и повышенной впечатлительностью. Особенно слабой нервной системой обладают алкоголики и наркоманы. Соответственно, внушение как метод воздействия на таких людей действует особенно сильно.

Аксель Мунте, скандинав, работал в Париже врачом, ассистентом знаменитого невропатолога, психиатра и гипнотизера Шарко. Вот как он описал пример внушения в психологии в своей книге «Сан Микеле». К Мунте на прием пришел очень навязчивый и высокомерный пациент. Врач попросил его показать язык, постоянно обложенный в результате злоупотребления алкоголем и курением, и констатировал, что пациент серьезно болен. Высокомерное поведение тут же сменилось состоянием подавленности и тревоги. Таким образом, и больные, и врачи были избавлены от неприятного человека.

Известно, что такие симптомы, как головная боль, неукротимая рвота, отсутствие аппетита, бессонница, невротические параличи, лечатся искусным врачом-психотерапевтом с помощью внушения лучше, чем лекарствами. В Библии описывается сцена лечения внушением обездвиженных людей, когда они начинали уверенно ходить, услышав фразу «Встаньте и идите». Эта фраза представляет собой типичный пример как работает внушение, если люди глубоко верят в своего врачевателя.

К сожалению, нередко внушение как метод воздействия используется в преступных целях. Слабохарактерные люди и неудачники становятся рабами непорядочных или психопатических лидеров, которые делают из них преступников. Можно привести следующий пример из жизни, когда внушение использовалось преступниками. Несколько лет назад средства массовой информации США буквально захлестнули сообщения о массовой трагедии. По инициативе одного психопата образовалась секта. Этот человек завел сотню взрослых людей и детей в джунгли, где они создали колонию. В какой-то момент он стал внушать им идею о массовом самоубийстве, а тех, кто не решался на это, убивали с помощью отравленных уколов фанатичные члены секты.

Ещё один пример внушения как способа воздействия на человека: приговоренному к смерти преступнику при завязанных глазах сказали, что ему вскрыли вену, и он истекает кровью. Через несколько минут человек умер, несмотря на то, что вместо крови по телу его струилась теплая вода!

Сила самовнушения: факты и примеры из жизни

Столь же сильное, а иногда даже более сильное действие на организм может оказывать самовнушение. Под действием его можно и вылечиться, и заболеть. Что такое самовнушение и каков его механизм?

Нервный, мнительный человек почувствовал легкое недомогание. Но он начинает думать о серьезном заболевании. Например, охрип от простуды, а ему уже кажется, что голос пропадет совсем. Эта мысль неотвязно преследует впечатлительного человека, он как бы сам убеждает себя в том, что скоро потеряет голос. И действительно теряет голос!

Вот реальный пример из жизни силы самовнушения: известный актер И. Н. Певцов заикался, но на сцене преодолевал этот недостаток речи. Каким образом? Актер внушал себе, что на сцене действует и говорит не он сам, а другой человек - персонаж пьесы, который не заикается. И это всегда действовало.

Часто, рассказывая о силе самовнушения, приводят факт, засвидетельствованный парижским врачом Матье, который проделал такой интересный опыт. Он объявил своим больным, что скоро получит из Германии новое средство, быстро и надежно излечивающее туберкулез. В то время от этой болезни еще не существовало никаких медикаментов. Эти слова сильно подействовали на больных. Никто, конечно, не подумал о том, что это лишь выдумка доктора. Внушение врача оказалось настолько действенным, что когда он объявил, что лекарство получил, и стал им лечить, то многие стали гораздо лучше себя чувствовать, а некоторые даже выздоровели. А чем он лечил больных? Простой водой!

Внушение и самовнушение могут отучить человека от вредной привычки, заставить не бояться того, что пугает, и так далее.

Наверное, и вы можете вспомнить случай из своей жизни, когда вы убеждали себя в чем-либо и это помогало. Вот ещё один пример силы самовнушения человек боится темноты и в то же время знает, что это глупо; он идет в темную комнату и говорит сам себе: «Бояться нечего! Там никого нет!» Такое психологическое лечение с помощью самовнушения действует, и безотчетный страх исчезает!

Под действием самовнушения у человека могут отняться ноги и руки, наступить внезапная глухота и слепота. В медицине такие заболевания называют психогенными. Они легко возникают у людей, подверженных истерии. И вот что при этом существенно: например, у человека, потерявшего зрение, повреждены не глазные нервы, а лишь нарушается деятельность того отдела мозга, который ведает зрительным восприятием. В нем под действием самовнушения развивается стойкий очаг болезненного торможения, т. е. надолго прекращают работать нервные клетки. Они перестают принимать приходящие сигналы и отвечать на них.

На такие психогенные заболевания внушение и самовнушение оказывают огромное влияние. При истерии могут наблюдаться припадки, судороги, рвота, немота, глухота, паралич конечностей. Все эти расстройства часто связаны с самовнушением.

Как работает внушение и самовнушение: механизм воздействия на человека

Несмотря на всю кажущуюся невероятность таких явлений, как лечение болезней самовнушением и внушением, они имеют свое объяснение.

Известен такой случай: сестра присутствовала при жестоком наказании плетьми горячо любимого брата - и ее спина покрылась такими же кровоточащими рубцами, как и у него. Перед нами тот же результат самовнушения. Конечно, он возможен только улиц с исключительно возбудимой, сильно расстроенной, болезненной психикой. Как работает самовнушение и внушение в этом случае? На внушаемых людей не только действительные страдания, но и воображаемые действуют столь сильно, что это отражается на работе внутренних органов.

Механизм воздействия на человека внушения и самовнушения настолько силен, что у болезненно-мнительных людей мысли о заболевании вызывают заболевание, которое по виду сильно напоминает ту или иную болезнь. Известны случаи, когда начиналось кровотечение из горла, как при туберкулезе, появлялись язвы на теле, напоминающие различные кожные заболевания, и т. д.

Тот же психологический механизм внушения действует и при возникновении язв у стигматиков. Все такие больные – фанатически верующие люди. В последнюю неделю перед Пасхой, когда в храмах читают о том, как распяли Христа, это может оказать на больного человека настолько сильное воздействие, что его психика не выдерживает: появляется навязчивая мысль о муках, которые испытывал Христос, когда его прибивали к кресту. Начинаются галлюцинации. Перед глазами этого человека, как живая, стоит картина распятия. Вся нервная система потрясена. И вот результат: в тех местах, где были по легенде раны у Христа, у измученного психической болезнью человека появляются открытые кровоточащие раны.

Внушение и самовнушение как эффективный способ лечения болезней


При лечении больных решающую роль могут играть вера в человека, который лечит, и вера в то, что он скажет. В. М. Бехтерев по этому поводу писал:

«Секрет целительного внушения был известен многим лицам из простого народа, в среде которого он передавался из уст в уста в течение веков под видом знахарства, колдовства, заговоров и т. д. Самовнушением объясняется, например, действие многих так называемых симпатических средств, оказывающих нередко то или другое целительное действие. Ферраус излечивал лихорадку с помощью бумажки, на которой были начертаны два слова: «Против лихорадки». Больной должен был каждый день открывать по одной букве. Известны случаи целебного действия «хлебных пилюль», «невской воды», «наложения рук» и т. д.».

Даже и в наши дни часто приходится слышать: старушка «заговорила» бородавку, и та исчезла. Так бывает, и ничего чудесного в этом нет. Лекарь здесь - внушение и самовнушение. А точнее говоря, вера в то, что знахарка может излечить человека. Когда она приходит к больному, он уже слышал о ней, знает, что она кого-то излечила, и жаждет излечения.

И совершенно неважно, завязывает ли знахарка бородавку ниткой или волосом и что она шепчет над этой бородавкой. Все решает вера в то, что бородавка после такого «заговора» исчезнет. На самом же деле это яркий пример самовнушения как эффективного способа лечения – человек уничтожает свою бородавку одной лишь верой в то, что она исчезнет! Действует тут и внушение знахарки, когда она уверенно говорит, что бородавка сойдет.

Врачи-психиатры неоднократно повторяли такой способ лечения. Один врач, например, смачивал бородавку обычной водой, а человеку говорил, что это новое сильнодействующее лекарство, от которого бородавка должна исчезнуть. И на многих это действовало. Люди верили в лекарство, в то, что оно им поможет, и бородавки исчезли.

Психология человека: сила внушения словом и примеры из жизни

К внушению словом особенно восприимчивы люди, у которых нервная система ослаблена, более возбудима. Такому человеку нетрудно, например, внушить чувство страха перед чем-либо или, наоборот, поднять у него настроение, сделать его веселым.

Именно этим объясняются такие известные в истории примеры внушения словом, как «чудесные» исцеления у различных «святых мест». Так было, в частности, во Франции на могиле католического дьякона Франсуа де Пари, умершего в 1728 г. Первой пришла на могилу мотальщица шелка Мадлена Беньи, у которой отнялась рука. Ее привела сюда уверенность в том, что тело прожившего «праведную» жизнь дьякона получило способность исцелять болезни. Приложившись к могиле, она почувствовала некоторое облегчение, а когда вернулась домой, то уже настолько свободно владела рукой, что немедленно приступила к работе обеими руками. После этого к могиле стали стекаться страдающие различными недугами, и некоторые из них действительно исцелялись.

Также в качестве психологического воздействия внушением можно привести происходящее в Лурде – небольшом городке на юге Франции, который свыше стал лет славится среди католиков «чудесными» исцелениями. Чудодейственной силой здесь владеет якобы водный источник. Искупавшись в нем, можно исцелиться. В действительности продуманная система воздействия на сознание паломников - вот основа лурдских «чудес».

Кто едет в Лурд? Как правило, люди, которые очень надеются на чудесное исцеление. Ведь о лурдских «чудесах» говорят с кафедр соборов, пишут в газетах, о них рассказывают очевидцы.

И вот больные собираются в путь. С этого времени все внимание, все разговоры - о чудесных исцелениях. А тут уже за паломника берутся «святые отцы». Каждый вагон в поездах, идущих в Лурд, сопровождают монахи, специальные «сестры» и «братья» милосердия. Они знакомятся с каждым больным, с его родственниками, рассказывают им всевозможные истории о чудесах Лурда, раздают специальные книжки, фотографии выздоровевших после паломничества.

Когда паломники прибывают в Лурд, их встречают новые церковнослужители и ведут в «святой грот». Они молчаливы, каждое их движение кажется многозначительным.

Во время молитвы у грота все больные хором повторяют одни и те же слова: «Господи Иисусе! Исцели наших больных! Всемогущая Дева, спаси нас!» Все с большей верой и надеждой звучат эти слова, нарастает нервное возбуждение, и вот уже в толпе молящихся раздаются громкие вздохи, истерические выкрики.

Пропагандируя лурдские «чудеса», церковники утверждали, что там бывает по нескольку чудесных исцелений. За сто лет были записаны в особую книгу тысячи имен якобы исцелившихся людей. Однако проверка этой книги (проверяла специальная комиссия, состоящая из врачей) показала, что за сто лет в Лурде произошло лишь 14 исцелений. Все они объясняются наукой.

Психиатрам известно, как целительно бывает иногда действие внезапных эмоциональных раздражителей (роль которых в первом случае сыграл внезапный испуг, во втором - гнев), и они с успехом используют их для лечения разнообразных проявлений истерии и даже для устранения некоторых параличей, слепоты, глухоты и немоты. Так что в этих фактах исцеления немой и параличного, разумеется, нет ничего сверхъестественного. И, конечно, подобные исцеления совсем не часты и далеко не всегда приводят к полному восстановлению здоровья больного.

Ученый Л. Л. Васильев рассказывал о случае, происшедшем на его глазах. Молодой человек, выйдя из жарко натопленной деревенской бани, заметил ранее ему не встречавшееся отвратительного вида насекомое - уховертку. С чувством гадливости он взял насекомое пальцами правой руки, чтобы поближе его рассмотреть. Уховертка изогнулась и попыталась защемить своими «щипцами» державший ее палец, но это ей не удалось, так как человек, вскрикнув от неожиданности, резким движением стряхнул насекомое на землю. А через некоторое время на кожных участках пальцев, которыми он касался насекомого, появились отчетливо видимые багровые пятна - одно на указательном пальце и два - на большом. Ни жжения, ни боли в побагровевших участках кожи не ощущалось. Отмыть пятна не удалось.

Что же произошло?

Здесь сыграли роль сильный испуг и самовнушение, что уховертка укусила палец, хотя в действительности этого не было. Испугом и самовнушением было вызвано местное расширение кожных кровеносных сосудов.

Как осуществляется внушение: психологический механизм и особенности


Психическая заразительность, или, если совсем уж по-научному, индуцированные психозы, известны испокон века. Они бывают всякие - от экстаза пляски святого Витта до вульгарной икоты, которой вдруг «заболевала» целая деревня. Во время первой мировой войны в войсках наблюдалось меряченье - двигательное эхо, повторение движений, гримас - это тоже одна из форм психической эпидемии. Как осуществляется такое внушение, подробно описали психиатры: один человек, возбужденный какой-либо идеей, словно заражает ею окружающих, внушает ее - и те совершают поступки, диктуемые данной идеей.

Подобные эпидемии распространяются и среди психически здоровых людей, но при изоляции от индуктора люди быстро выходят из этого психоза. У них появляется критическое восприятие происшедшего. Счастье, когда последствия этого «зомбирования» обратимы.

Индуктор - человек, который распространяет вокруг себя психическую эпидемию, - как правило, пользуется авторитетом в своей среде, чрезмерно активен, обладает способностью к убеждению. Но, как показывает практика, психологические особенности внушения заключаются в том, что далеко не всегда такой человек должен иметь особенно высокий интеллектуальный уровень. У старых авторов монографий по психиатрии описано немало случаев, когда примитивнейший, часто психически нездоровый человек индуцировал людей гораздо более развитых. Например, горничные в богатых домах, часто душевнобольные, внушали своим барыням явно бредовую идею, и те легко ею заражались.

Исследования внушения как способа психологического воздействия показывают: содержание «заразной» идеи, ее ничтожность или, наоборот, величие, ее ложность или справедливость решающего значения не имеют. Это могут быть сложные психологические мотивы демонологии и инквизиции средневековья или повальное заражение падучей. Сегодняшний день представляет нам психические эпидемии в ассортименте - «Белое братство» и иные тоталитарные секты. Раскачивание перед телевизором, из которого вещают многочисленные «целители» и экстрасенсы, гремучая смесь идей воскрешения и переселения душ, существования потусторонних сил и так далее.

И не стоит думать, что вы сможете избежать этой психической заразительности, ибо, как утверждали классики психиатрии, нет истерии как болезни, а есть только истерические реакции, сами по себе неболезненные - каждый человек в большей или меньшей степени склонен к этим истерическим реакциям.

Сила внушения, архетипы и коллективное бессознательное.

Почти невозможно ошибиться при утверждении о том, что каждый из нас находится во власти внушения, продиктованного архетипическим составляющим коллективного бессознательного. Причем иной раз составляющая этого нуминозного опыта человечества столь велика, что наше невольное сопротивление внушению - никак не может повлиять на сознание; и тогда уже бессознательное - практически полностью подчиняет нас своей силе. Но зачастую происходит это столь искусно, что большинство нисколько и не подозревает, чем продиктованы их те или иные поступки.

А само сопротивление, как таковое, становится бессильным - потому что, если человек не подозревает об оказываемом на него воздействии, - то чему же он должен сопротивляться? Все принимается им как должное.

Да и вообще, в какой-то мере в том и великое значение бессознательного, что воздействие на человека происходит неосознанно. И поступки совершенные им, - как ему кажется, - становятся возможны по его воле и согласию. Вывести человека из подобного заблуждения практически невозможно. (Человека незнакомого с теорией глубинной психологии).

Нисколько не пытаясь в данном случае излишне вдаваться в понятие суггестии (внушения), мы лишь позволим себе коснуться этого понятия в контексте связи внушения и бессознательного.

И тогда уже - в двух словах - напомним, что же представляет из себя т. н. коллективное бессознательное.

Как известно, теорию о коллективном бессознательном выдвинул Юнг. (Напомним, что разделение бессознательного на личное - коей придерживался З. Фрейд - и коллективное [Юнг] - было одной из причин расхождений этих двух гениальных ученых. Причем в последних работах Фрейд все же признал существование коллективного бессознательного, назвав это филогенетическими схемами, или осадками). И т. н. коллективное бессознательное - не иначе как то, что можно понимать под опытом предков, опытом предшествующих поколений (своего рода - генетическая память). Т. е. Юнг в некотором роде расширил понятие: «содержание бессознательного». И установил, что все, что когда-либо было пережито (пройдено) поколениями людей - находится в нашем бессознательном. Причем в случаях некоторых форм массового сосредоточения людей (при каких-либо обрядах, практически в неизменном виде дошедших до нас из прошлого) мы можем говорить о т. н. «подключении» к источнику массовой психики, коллективному бессознательному. Таким примером может служить церковь. И сила суггестии в данном случае проявляется самым надлежащим образом, ибо попадая в храм божий - каждый индивид не только получает возможность приобщиться к коллективному бессознательному, но и всецело подчиняется (вот вам и внушение!) заведенным нормам и порядкам. И при этом вполне явно проявляется еще и психотерапевтическая роль нахождения индивида в церковном сообществе. Ибо в этом случае - человек (слившийся с массовым, коллективным бессознательным) получает возможность изжить (пусть только на время) свои страхи, беспокойства, волнения, состояние беспомощности. И проявляется так оттого - что в основной массе - индивидам легче быть вместе. Спокойнее. И уже на знании этой особенности человеческой психики - построены принципы управления массами, разработаны законы суггестии.

И сила внушения проявляется в той степени, - насколько манипуляторам удается воздействовать на архетипы бессознательного, на те образы из (мифологического) прошлого - с которым каждый из нас себя ассоциирует.

И в этом нет ничего удивительного. Человеческая психика устроена таким образом, что находясь в массе (в толпе), человек получает возможность изжить свои страхи, чувствуя как бы защищенность со стороны себе подобных. Вполне естественно следует, что за это - он должен чем-то платить. Как раз такой платой и будет возможность подчинения тем механизмам и свойствам толпы, о которых писали и Бехтерев, и Сикорский, и Лебон, и Фрейд…

P. S. Мы только в общих чертах коснулись вопроса проявления внушения, приняв за основу возможность суггестии при некотором приобщении к коллективному бессознательному (в котором, вероятно, происходит негласное кодирование при взаимодействии с «родственными» архетипами: отца, дитя, воина, матери и т. п.). Однако вполне можно отыскать истоки [возможности] внушения и в ранних фазах развития, и в Эдиповом комплексе, находя и объясняя с помощью, например, развития того же чувства вины (провоцируя подобное у «нужных» нам людей) возможности индивида к подчинению. Например, стремясь заглушить чувство вины - он, по всей видимости, будет стараться сделать то, что от него требуется (своего рода наркотический эффект - стремление получить то, что требуется, чтобы побыстрее прекратить ломку). И тогда уже в этом и во многом другом, как раз и кроется сила внушения и влияния его на индивида. А коллективное бессознательное - можно рассматривать как одну из форм достижения подобного результата.

Гл. 11. Ошибочность восприятия.

Мы живем образами. Выдуманными, воображаемыми образами, - таящимися в подсознании, и (оттуда) периодически извлекаемыми в сознание. Тем самым, - давая возможность индивиду принять новый облик.

Сколь верно подобное утверждение?

На первый взгляд кажется явная абсурдность ситуации. Если каждый из нас живет образами, что почти наверняка - в чужом образе, - то это означает, что никто не живет собственной жизнью?!

Но насколько это не покажется странным, на самом деле, так все и происходит. Так, - или примерно так. Отличие лишь в том, что то, что ошибочно мы принимаем за «чужой» образ - на самом деле и есть наш собственный. Просто никто не знает, - (и на самом деле это так), - каков образ наш собственный.

Социум, если позволите, культурная среда, цивилизация, - почти непременно (и, к сожалению, независимо от нас) накладывает свой отпечаток на формирование бессознательного. Заполняя его всем тем, что встречалось индивиду в процессе жизни.

В детстве - это сказки (вначале - прочитанные кем-то, позже - самостоятельно). Мультфильмы. Кукольные постановки…

В подростковом возрасте - книги, кинофильмы…

Все это «сдабривается» доброй долей рассказов сверстников и родственников, услышанных (подслушанных) и, - иной раз, - «додуманных». (Т. е. неправильно, не совсем верно, - интерпретированных). Кроме того, нисколько не хотелось бы исключать и филогенетические схемы (коллективное бессознательное). И уже помимо т. н. опыта предков, предшествующих поколений, - наше бессознательное заполняет то, что когда-либо было нами: «услышано» и «увидено» (Почти нельзя исключать и допустимость кинестетической связи).

В итоге - каждая новая информация (поступившая в сознание, или - минуя его - в бессознательное) будет характеризоваться рождением каких-либо образов. Новых. Или же находящих точки соприкосновения с уже существующими.

И уже отсюда - наши поступки и поведение: будут отличаться некоторой схожестью. Соответствием с той маской, которую «носим» мы сейчас. И при возникновении непохожей (на какую-либо из прошлых) ситуации - мы будем дифференцировать свое поведение в соответствии с уже имеющимися установками. Установками - формирующими стереотипы. И уже отсюда - возникает утверждение: о почти невозможности принятия самостоятельных решений. Это исключается самой природой существования бессознательного. В ином случае - психика индивида должна быть девственно чиста. Не подвержена никаким (былым) воздействиям извне. Что уже изначально - исключается у современного человека. И даже если бы наш индивид рос бы отдельно от цивилизации, - то почти непременно он бы вынужден был подвергаться воздействованиям извне. (Даже Маугли научился повадкам животных). Иначе бы - этот индивид не выжил. Ведь, в какой-то мере, только в приспосабливаемости к окружающей среде - заключается способность (а точнее - возможность) к выживанию. Сохранению жизни вида.

В какой-то мере еще раз следует обратить внимание, что в подобной (вышеперечисленной) схеме восприятия (окружающей) действительности, - совсем нет чего-то странного, а тем более - предосудительного. Это, своего рода, современная действительность. И это стоит помнить тогда, когда мы собираемся как-то негативно отреагировать на информацию озвученную собеседником. Как раз тут следует помнить, что все то, что он говорит (или сказал), - на самом деле: не совсем то, что намеревался. И как вроде бы бросающаяся в глаза парадоксальность ситуации - как раз означает то, что намерения, вроде бы и прочитываемые у данного индивида, на самом деле (порой значительно) отличаются от истинных целей. А отсюда - почти напрямую зависят от бессознательного, которое сформировалось у него в процессе онтогенеза.

Т. е. другими словами, его совсем нельзя в чем-то обвинять. Высказывать недовольство. Обижаться самому.

Информация, поступившая от (такого) индивида - своего рода, продукт эпохи. Информация, смысловая нагрузка коей, - почти исключительно продиктованная содержанием бессознательного. Заполнения - его. И заключающаяся в той его специфической особенности, которая - чуть раннее - влияла на само формирование. Бессознательного.

Почти обязательно следует обратить внимание на некоторые исключения, явно встречающиеся, и характеризующиеся тем, что ряд индивидов - ничуть не подвержены механизмам перенесения, проецирования собственного бессознательного на окружающих.

Быть может даже можно заключить, что их бессознательное имеет (несколько) иные формы формирования. Где нет ни влияния коллективного бессознательного (филогенетических механизмов), ни каких-либо воздействий, оказываемых средой. А значит, все даже выглядит в какой-то мере - спонтанно (сама суть формирования), и необъяснимо.

Но так случается редко.

Гл. 12. «Маска», или подмена образа.

Прежде всего, следует обратить внимание, что речь в данной работе, пойдет о некой «специфической» категории людей. Т. н. невротических личностях. Хотя, быть может, в какой-то мере все нижеперечисленное свойственно индивидам и с пограничной психикой, и с вовсе (до сей поры) незамеченными «вывертами» сознания. Т. е. пользуясь медицинской терминологией - относительно здоровых. Впрочем, есть ли такие?

И тогда уже (прежде чем приступить к объяснению модели поведения нашей «специфической» публики), нам следует уяснить для себя - что же такое т. н. маска?

Несмотря на столь длинное вступление - ответ достаточно прост: маска - именно тот образ, который каждый из нас являет при необходимости появления в обществе. Возможности коммуникационного контакта. А то и вовсе - жизни, существования в социуме. Причем, в большей мере это не только оправданная мера, но и, зачастую, - необходимая.

Попытаемся раскрыть тему подробней.

Как известно, каждый индивид являет собой некую неповторимую личность, со своими (сформировавшимися за период жизни) особенностями. Теми особенностями, которые не только позволяют отличить одного человека от другого (как личность), но и, иной раз, служат причиной конфронтации (и возникающих противоречий) внутри социума. И тогда уже - на помощь приходит маска, представляющая собой некий, зачастую вымышленный образ, проецируемы индивидом из своих представлений о мире - на самого себя. Именно благодаря (выручившей нас) маске - возможно не только наладить, своего рода, коммуникационный контакт, но и достигнуть какого-либо положения в обществе. Повысив, тем самым, свой статус.

И уже здесь нам бы хотелось обратить внимание - что, зачастую, именно от изначально правильно выбранных приоритетов - зависит дальнейшая судьба индивида. Его позиционирование в обществе. В которое он способен будет влиться - как раз в соответствии с тем (выбранным им) образом, значение которого он для себя определил. Ибо он уже и живет, и действует, и думает в соответствии со значимостью (и значительностью) той роли, в которую он вошел. Т. е. можно сказать, что рассматриваемый нами индивид будет искусственно играть определенную роль, базирующуюся на его каких-то представлениях и месте человека в коммуникационной среде, и уже отсюда - он способен достигать порой и значительных высот в своем стремлении к совершенству.

Причем, мы нисколько не хотели сказать, что это плохо. Даже наоборот. По нашему мнению, каждый человек должен иметь в своем арсенале маску (а то и несколько оных), которую в зависимости от жизненных ситуаций он должен использовать.

Кстати, словно в подтверждении вышеприведенных слов, можно будет вспомнить и теорию Юнга об архетипах и коллективном бессознательном (то, что чуть позже Фрейд назвал филогенетическими схемами), и теорию Фрейда (поддержанную Юнгом) о мифах. Быть может это, каким-то образом, объясняет то, что определенная маска (которой вы временно подменили свой настоящий образ) срабатывая на подсознательном уровне - способствует установлению коммуникационного контакта. Примерно здесь же кроется и объяснение симпатии (и антипатии), дружбы, любви, привязанности и т. п. То есть всех тех моментов, которыми характеризуется наша жизнь. (Кстати, популярность тех или иных актеров - так же может объясняться тем, что выдуманный ими образ оказался «родственным» какому-либо архетипу бессознательного поклонника).

К тому же т. н. маска, на самом деле и важна, и необходима. Ее роль, например, практически неоценима для неуверенных в себе людей. Искусственно создавая некий антураж (и внешней атрибутики здесь как раз не надо бояться), подобная личность способна будет занять свое (достойное) место в обществе. Причем, в иных случаях, это может быть действительно необходимая мера. Вынужденно - необходимая.

И тогда уже останется только один вопрос - найти нужную вам маску. Маску, которая не только позволит создать новый образ, но, в иных случаях, и вообще поможет выжить в этом мире.

Гл. 13. Бегство от культуры.

В начале прошлого века, З. Фрейд опубликовал одно из своих программных произведений: «Недовольство культурой». В данной статье, Фрейд попытался вскрыть те механизмы возникновения симптоматики психических заболеваний (расстройств), которые, по его мнению, являлись следствием развития цивилизации. Культуры. Переходом от первобытного строя - к современному.

Нисколько не желая пересказывать уже высказанное Фрейдом, заметим, что прошло почти столетие после опубликования упоминаемой нами работы - а, ничего и не изменилось.

Да и, по сути, изменится вряд ли могло. А то и даже еще больше человек стал загонять себя в рамки (излишней) цивилизованности. Культуры. Тем самым как бы провоцируя развитие тех заболеваний, на которые ссылался Фрейд.

Например, - невроз.

Другими словами, человек (искусственно) вводит в свою жизнь ряд ограничений; которые, по всей видимости, отличают его - от своего первобытного собрата. Являются признаком, позволяющим судить о культурности данного индивида. Причем, образованность, грамотность, и т. п. - в данном случае, выступают в роли синонимичных понятий - именно культуры. «Воспитанности», данного индивида. Причем, если интеллектуальным трудом (наиболее распространенная модель, позволяющая судить о принадлежности к культурному сообществу) занималось не одно поколение отдельно взятого человека, то мы уже вправе говорить о неких филогенетических схемах передачи, этой самой, культуры. И рождаясь, человек в подобной семье, практически неминуемо будет попадать в соответствующие стереотипы поведения. Продиктованные, опять же, предыдущими поколениями.

Такому человеку - достаточно сложно будет выйти за устоявшиеся рамки поведения. Да, в принципе, это и не нужно делать.

Но вот только плату, иной раз, он за это должен заплатить достаточно весомую. Неврозы, страхи, истерия… А то и развитие неких психопатологических симптомов.

Т. е. иными словами - человек вынужден нести, своего рода, кару. Расплату за… цивилизованность.

Однако, следует обратить внимание: достаточно любопытной деталью является то, что не все из индивидов подпадают под действие последствий от, т. н., цивилизованности. Определенная категория людей попросту выпадает из «черного» списка.

Трудно сказать, можно ли им в этом завидовать?.. Но как бы то ни было, необходимо попытаться обозначит подобных людей.

В первую очередь, - это люди, как бы - уже изначально страдающие каким-либо расстройством психики. Потом, - люди, в какой то мере, - не предрасположенные к интеллектуальному труду. С достаточно устойчивой «черствостью» психики. Люди, лишенные возможности проявления ярко выраженных эмоций. Желающие казаться нейтральными. А на самом деле - зачастую, попросту слегка туповатые.

На подобных людей цивилизация не действует. Ни как. А ставящаяся во главу угла толерантность, - (одна из форм оправданий собственного безразличия), - как ни странно, способствует, просто напросто, дальнейшей приспосабливаемости подобных индивидов. А, иной раз, - и значительной (их) жизненной активности. (Зачастую, вследствие, - опять же, - способности не реагировать на обстоятельства.)

Одним из способов проверить принадлежность к тем или иным субъектам, может являться наблюдение за тем, как поведет себя человек, если узнает, например, о смерти кого-то из близких?..

И уже тогда, - в одном случае (ситуация близка тем, на кого, по сути, и была обращена упоминаемая нами работа Фрейда) - будет нарастать внутренний протест. Самобичевание. Поиск виновности - внутри себя. Обвинение в собственных (и, на взгляд подобного индивида, непременно совершенных) ошибках.

В другом же, - случившееся будет лишь очередной: новостью. Неприятной, по сути. Но - не более того. Т. е. - почти ничего, в данном случае, не будет выходить за рамки самолюбования. А тем более, даже намека, - на какую-либо (собственную) виновность. Это,

как бы уже изначально, исключается. (Как говорится: что случилось - то случилось. Зачем же из этого переживать?..)

Как ни странно, но людей с подобным мнением - большинство. В какой то мере можно заключить, что мир вообще - состоит из подобных субъектов. Ничтожных, - в своей: бесчеловечности. Людей, с подмененными (личностными) качествами. С искривленным пониманием добра и справедливости. И уже тогда - лишь только на небольшой горстке поистине великих людей (способных на переживания, проявления чувств, выражение эмоций), этот мир и существует! (В ином случае, - рабочие бы черви сожрали сами себя. Лишив цивилизацию - будущего.)

Однако, нам, по всей видимости, стоит поговорить о возможности наличия некой альтернативы. Для того, чтобы эта самая горстка культурных людей - способна была оставаться такой же. Выжить.

Т. е., не разобщиться, разделившись на множество отдельных субъектов, поглощенных развитием собственных болезней, расстройств психики. А значит, - и желанием избавится от них.

И в этом случае, для подобных индивидов (испытывавших всяческие душевные волнения от собственного «окультуривания») следует предложить уже упоминаемую нами необходимость на какое-то время возвратиться к первоистокам цивилизации. А значит, - выражать свои чувства так, как то делали первобытные люди. Предки. Попытаться отпустить собственное бессознательное. Дать волю - собственным, природным (архаичным), инстинктам.

И тогда будет лишь только одна опасность: «заиграться».

Но и зато вознаграждение, поистине, неоценимо огромное - выживание!

Гл. 14. Душевный садо-мазохизм

По определению Эбингена и Фрейда, садизм - это причинение боли (а отсюда и страданий) кому-либо, а мазохизм - наоборот, получение этой самой боли или страданий.

На наш взгляд, следует достаточно четко разделять садо-мазохизм (Фрейд в ст. «Три очерка по развитию сексуальности» полагал, что садизм и мазохизм достаточно неразрывно существуют в одном и том же человеке. Единственно - какое-либо одно «качество» может быть представлено в несколько большем виде, хотя вполне допустимо и своего рода «равновесие»), так вот, разделять мазохизм на физический (т. е. непосредственно осуществляемый при сексуальных отношениях) и душевный. Как раз о последнем, и пойдет речь.

Прежде всего, заметим, что т. н. душевный мазохизм (более предпочтительнее нам все же говорить именно о нем) распространен не у всех людей, хотя и встречается довольно часто. Но, как бы то ни было, наиболее к нему предрасположены люди интеллектуальных профессий. А быть может если еще более очертить круг - то можно предположить, что т. н. наибольшей «предрасположенности», будут подвержены люди творческих профессий. Хотя, допускаем, что в чем-то можем и ошибаться.

Но уже как бы то ни было, заметим, что, по всей видимости, как одно из непременных условий образований (или наличия) у какого-либо индивида душевного мазохизма, - это его первоначальная склонность к неврозу.

Другими словами, получается что невроз - а за ним и различные формы невротических состояний (т. н. нервозности) - как бы являются следствием образования душевного мазохизма (или садо-мазохизма, если угодно).

Что же в этом случае он из себя представляет?

Мы уже выяснили, что мазохист - это человек «желающий» испытывать на себе боль. В данном случае слово «душевный», - стоящее перед обозначением такого рода перверсии, - практически означает что боль, которую он будет испытывать, совсем даже не физического (что в иных случаях, еще как-то можно если стерпеть, то, по крайней мере - прекратить по первому желанию), а душевного характера. Причем душевный мазохизм - а значит и душевная боль - (по своим ощущениям) - значительно «нестерпимее» физической. И уже почти наверняка - ее нельзя так сразу (как в случаи воздействия на тело, или физическую оболочку) прекратить. Тем более тут верно и то, что даже после прекращения непосредственного контакта (в данном случае воздействия на психику), сама боль - все равно остается. А значит, уже можно говорить о степени «долговечности» подобного контакта. И в случае с душевным мазохизмом - сила воздействия на психику (сила испытывания душевных мук, страданий, терзаний) может не только значительно варьироваться (почти всегда автономно, т. е. независимо от «установок» самого человека), но и даже нарастать в конце; уже после того как первопричина если и не устранена (наличие ее как раз и поддерживает «огонь»), то уже значительно удалена от времени начала возникновения.

Подобное не подлежит никакому сомнению, как и то, что индивид, хотя бы раз-два почувствовавший себя в роли садо-мазохиста, - будет непременно пытаться испытать подобное «удовольствие» еще и еще. И это не только верно, но и, по всей видимости (должны же быть точки соприкосновения) «роднит» оба направления подобной перверсии. Причем, можем даже допустить, что в данном случае душевный мазохизм - наиболее длителен по самому своему существованию у данного индивида (садо-мазохиста), т. к. - как мы уже отмечали - базируется на уже существующем у него неврозе, от которого, быть может, и избавиться невозможно (а лишь удается на какое-то время «заглушить» проблему).

Так что же все таки из себя представляет душевный мазохизм?

Попробуем разобраться.

Возьмем первопричину возникновения. Как мы уже выяснили - это невроз. Именно он «питает» его, способствует возникновению, и препятствует избавлению от него же. Однако, в какой-то мере, сводить существование мазохизма только к неврозу, было бы, пожалуй, слишком просто. И, по крайней мере, означало бы, что избавление от одного - неминуемо приводило бы и к исчезновению другого. Но это не так. А значит, теперь уже можно говорить о том, что в каких-то случаях, садо-мазохизм может быть и никак не связанным с неврозом. Существовать отдельно, и независимо от него.

И тогда он становится по настоящему опасен. Тем более, что, как мы уже заметили, человек, раз, испытавший боль - становится «заложником» этой самой боли, и стремится испытывать ее еще и еще. И при этом (что тоже достаточно любопытно), - всячески стремится избавиться от своей подобной перверсии.

И уже тут мы подошли к тому, чтобы начинать различать наше сознание (а стремление избавления, по всей видимости, именно сознательное; а от того и, в какой-то мере, бессильное) от подсознания. Бессознательного.

Бессознательное значительно сильнее, если так можно выразиться - «объемнее», и уж никак не способствует - самой природой существования - от избавления от него. Можно даже сказать, что оно (бессознательное) вечно. Ибо получает не только ежедневную «подпитку» (в виде ежесекундно поступающей информации, прерываемой только естественным сном индивида), но и базируется как на (пройденном) жизненном пути индивида, так и, - если иметь ввиду существование коллективного бессознательного, - на опыте предшествующих (данной жизни индивида) поколений.

И тогда уже это та «сила», с которой совсем не реально и справится. Совладать. И что уж точно, достаточно ошибочно не принимать ее всерьез.

Рассмотрим, как же образуется наше бессознательное.

Все то, что происходит в результате нашей жизни в социуме (встречаемые нами люди: общение с ними, какая-то получаемая информация, - причем не только вербальная, но и посредством знаков, символов, жестов и т. п., прочитанные книги, просмотренные теле-и кинофильмы, театральные постановки, различного рода представления, т. е. всего того, на что, так или иначе, реагирует - и отмечает - наш глаз, равно как и остальные органы чувств), - непосредственно никуда не исчезает, и отправляется прямиком в бессознательное. Даже если нам кажется, что мы «не помним» этого. Т. е. уже собственно память, будет выполнять некую вспомогательную (и совсем не главную) роль. Но если учитывать, что все, так или иначе, будет сохраняться в памяти (и на самом деле откладываясь именно там), то можно вполне признать за памятью некую первостепенную функцию; хотя стоит отметить и роль мозга (своего рода - основа основ); и тогда уже именно ему (в полной мере) мы и должны быть за все «благодарны».

И вот как раз это бессознательное, в данном случае и «отвечает» за то, что индивид «старается» испытать чувство душевной боли, мук, страданий, терзаний (что, собственно, и несет в себе мазохизм), а «садист», - наоборот, - «стремится», чтобы все вышеперечисленное, мазохист получил. В полной мере, и без ссылок на авторитеты. (Причем, вполне может так случиться, что один и тот же человек, в одном случае способен «доставлять» кому-нибудь подобное страдание, а в другом - как бы и наоборот, - меняется с ним ролями. Причем уже заранее сложно предположить, что же ему нравится на самом деле больше). К тому же так может получиться, что наш индивид, доставляя кому-то страдание - раскаивается в этом, и уже почти тотчас же - испытывает чувство вины. Вины, которая несет в себе - быть может точно такое же, если не большее - страдание. А значит уже можно говорить о том, что этот индивид становится не только садистом, но и почти одновременно с этим - мазохистом. И тогда уж точно объединяются в одном и том же человеке две так характеризующие его черты - два разноплановых направления одной и той же перверсии.

Если же вы все-таки стали жертвой цыганского гипноза, похищенные деньги можно вернуть лишь с помощью полиции. Причем чем быстрее вы подадите заявление, тем лучше.

Если вы опомнились, когда обокравшие вас цыганки еще не успели исчезнуть, бегите к полицейскому и с ним идите задерживать табор. Если же рядом нет представителя правоохранительных органов, сами хватайте обманщицу и начинайте кричать, привлекая внимание прохожих. В этом случае вам, скорее всего, вернут деньги.

Уличный цыганский гипноз является ярким примером того, как методика мгновенного гипноза может быть использована в корыстных и преступных целях.

Сила внушения

Как мы видели из предыдущей главы, главное в гипнозе – сила внушения. И, как это ни странно, ваше бессознательное согласие ему подвергнуться. Внушение – это воздействие на человека, а точнее, на его мыслительные процессы и поведение, которое позволяет получить реакцию на стимул, направленный к подсознанию человека.

На успешность внушения влияют настроенность самого внушаемого, характер воздействия и условия, в которых оно было произведено, и другие факторы. Кроме того, различают две больших группы внушения: вербальные, то есть с участием слов, и невербальные, то есть не содержащие словесного компонента. Рассмотрим обе группы подробнее.

Вербальные внушения

В большой группе вербальных внушений выделяется еще три вида: прямые, косвенные и открытые внушения. При прямых внушениях намерения психотерапевта ясны и не могут быть истолкованы никак иначе. Особенно это проявляется при явном прямом внушении, когда врач подробно объясняет, что должно произойти и какую он ставит цель. Наиболее часто явное прямое внушение применяется на операциях для обезболивания.

В случае закамуфлированного прямого внушения врач не говорит прямо о том, что ожидается в процессе внушения, но все же дает понять, что в какой-то степени результат будет зависеть от самого больного. Постгипнотическое прямое внушение используется для провоцирования самогипноза и затем, чтобы побудить пациента забыть о каких-либо негативных событиях. При помощи постгипнотического прямого внушения психотерапевт программирует сознание пациента на произведение какихлибо действий после сеанса гипноза.

Рассмотрим косвенные внушения. Они отличаются от прямых тем, что у пациента есть выбор: он вправе и не принимать то, что ему внушается. Цели психотерапевта при косвенном внушении непонятны больному. Этот вид внушения применяется для того, чтобы направить пациента в то направление, которого он избегает.

Косвенные также подразделяются на несколько видов. Это последовательность принятия. Врач перечисляет утверждения, с которыми пациент соглашается, а в конце излагает то утверждение, которое больной должен принять. Второй важный момент – это импликация. Врач утверждает то, что может произойти, и пациент заранее программируется на неизбежность данной ситуации.

Часто используется прием двойной связки. Пациент должен выбрать один из двух вариантов, которые в действительности одинаковые. К приему двойной связки относится, например, такой вопрос: «Вы чувствуете легкость в правой или левой руке?»

Следующий тип – внушение отсутствием упоминания – если при перечислении возможных ситуаций опускается важный, значимый элемент, его отсутствие акцентирует на нем внимание. В результате можно добиться сосредоточенности пациента на важном аспекте.

Еще одна группа прямых внушений – открытые внушения. Их общая черта – предоставление пациенту широкого выбора действий. Психотерапевт может предложить больному расплывчатые рамки, которые последний может заполнить по своему усмотрению. Этот вид внушения называется мобилизующее внушение. Или же пациенту предоставляется множество возможных ответов (ограниченное открытое внушение).

Высказывание «Вы можете работать разными способами» предлагает пациенту избрать один из способов. Это высказывание относится к мобилизующему внушению.

Весьма часто применяется терапевтическая метафора. Метафорой называют замену названия одной вещи наименованием другой. Такой прием используется и в литературе, и в обычной жизни. Метафора используется для соединения несопоставимых аспектов реальности, с ее помощью люди передают друг другу какую-то информацию.

Широко применяется метафора и в психотерапии. Она образует систему основных понятий юнгианской психотерапии, таких как Самость, Тень, Персона, «мышечный панцирь» и многие другие. Метафора, которую используют в сеансе внушения, всегда многоуровневая. Другими словами, каждая фраза, жест, идея не являются однозначными, а имеют два и больше значений. Явное предназначено для сознания пациента, а скрытое обращено к его бессознательному.

При этом у внушаемого остается право выбора, то есть он сам принимает решение, принимать или нет второй смысл данного высказывания.

Внушения на невербальном уровне

Невербальные, то есть внушения, осуществляемые не словами, а жестами, интонацией, тоном голоса, имеют весьма важное значение в гипнотических манипуляциях. Необходимо сказать, что они могут использоваться не только с какой-то конкретной целью, но и абсолютно бессознательно. Невербальные внушения в свою очередь делятся на несколько видов.

Первый вид невербальных внушений – каталепсия. Это феномен, при котором пациент занимает такое вынужденное положение, которое внушил ему врач. Существуют каталепсии всего тела и какой-то одной его части (например, каталепсия руки). Частое применение этого вида внушения не рекомендуется.

Паузы – это еще одна распространенная форма невербальных внушений. С помощью пауз можно изменять смысл высказываний, которые приобретают вид открытого внушения. То есть пациент самостоятельно заполняет пустоту в фразе своим решением.

С помощью паузы также можно выделить основную мысль высказывания.

Следует упомянуть еще один тип, вокруг которого существует терминологическая путаница. Это левитация. В данном случае мы не рассматриваем способность парить в воздухе, которую приписывают некоторым наиболее продвинутым йогам. В нашем случае левитация – еще один вид невербальных внушений. Во время левитации не обязательно физическое воздействие гипнотизера: внушаемый самостоятельно осуществляет ее с помощью воображения. Время начала левитации также определяется пациентом. К плюсам этого метода относится также и то, что левитация значительно облегчает процесс погружения в состояние транса, так как испытав это внушение хотя бы один раз, больной может самостоятельно повторить ее. Поэтому левитацию часто применяют при самогипнозах; во время этого состояния пациент испытывает комфорт, что делает левитацию одним из наиболее распространенных видов невербального внушения.

В прошлом веке неоднократно заходила речь об опасности внушения, или побочных эффектах. Например, у большой части пациентов появлялась сыпь на коже и покраснение. Но это можно объяснить скорее особенностями психики испытуемых: сыпь появлялась у тех, кто испытывал сильное волнение или страх.

Можно ли вас загипнотизировать?

Ответим на этот вопрос утвердительно. Даже если вас нельзя загипнотизировать с помощью внешних влияний, вы вполне можете справиться с этим самостоятельно. Более того, подобными методиками вы пользуетесь постоянно, даже не отдавая себе в этом отчет.

Простота и волшебство гипноза

Известный исследователь измененных состояний сознания Чарльз Тарт в своей книге «Пробуждение» так говорит о феномене гипноза: «Поскольку часть вашего ума настроена весьма скептически, то ваше недоверие к реальности гипноза вполне понятно… Все это имеет явный привкус волшебства. Не используются никакие психотропные вещества, не делается никаких операций на мозге, нет никаких мощных эмоций – ничего такого, что могло бы подтолкнуть человека к крайнему пределу его функционирования. Два незнакомых человека сидят в обыкновенной комнате. Один, называемый гипнотизером, не делает ничего, кроме как просто говорит какие-то слова другому, называемому испытуемым. Но при этом реальность испытуемого резко меняется, казалось бы, совершенно невозможным образом. Не волшебство ли это, когда заклинания (всего лишь слова) волшебника изменяют реальность?»

Сила внушения

Внушение - это моя работа, поэтому я часто замечаю, насколько велики его возможности, если слова произносятся уверенно, без тени малейшего сомнения. Например, в одной из своих передач Ури Геллер задался целью помочь бросить курить как можно большему количеству людей.

Сначала он попросил всех пришедших в студию гостей достать из сумок сигареты. Далее он сосчитал до трех. На счет «три» все курильщики должны были бросить свои пачки на сцену: один, два, три - сотни пачек летят на сцену из зрительного зала. В то же время зрители, сидящие перед экранами домашних телевизоров, тоже должны были скомкать и выбросить свои сигареты. После чего Ури Геллер серьезно, с непоколебимым выражением лица посмотрел прямо в камеру, а затем громко и четко произнес: «С этого момента вы больше не курите!» Вот и все. И каков результат? Десятки людей из числа гостей студии и тысячи телезрителей и впрямь бросили с этого момента курить. Впоследствии это проверялось.

Но были и исключения. Например, Винсент Равен, который после окончания передачи собрал все пачки с сигаретами со сцены в огромный мусорный мешок и пользуется этим запасом, наверное, до сих пор. Какие выводы мы можем сделать из этой истории? Их два! Первый вывод: на Винсента Равена не действует внушение. Второй: сила и уверенность любое требование могут превратить во внушение.

Британский менталист Деррен Браун в своей книге «Хитрости разума» написал, что, будучи начинающим гипнотизером, в своих первых попытках использовал 45-минутные индукции. Так называются тексты, помогающие погрузиться в транс. Они могут начинаться, например, так: «Ты расслабляешься, твое дыхание становится размеренным и спокойным. Твои веки медленно наливаются тяжестью…» Многим такие или подобные предложения знакомы по аутогенным тренингам. Однажды к Брауну пришел один из его однокурсников, наслышанный о его способностях гипнотизера. Вряд ли он предполагал, что увидит работу большого мастера. Браун коротко и сосредоточенно посмотрел на него, а затем неожиданно резко сказал: «Спи!» Студент мгновенно погрузился в транс!

Со мной случилось нечто похожее летом 2005 года. Меня пригласили выступить на частной вечеринке, и я показывал один из своих экспериментов с внушением. Я пригласил одну юную леди подняться на сцену, предложил ей удобно встать и закрыть глаза. Затем попросил ее расслабиться и не обращать внимания ни на что, кроме моего голоса. Наконец я произнес: «Сейчас я щелкну пальцами, и ты абсолютно расслабишься - ты абсолютно свободна и не напряжена». Сказано - сделано: девушка моментально обмякла! Я едва успел ее подхватить. Она практически упала без сознания прямо на сцену. Невероятно! С тех пор каждому, кто участвует в этом эксперименте, я предлагаю присесть.

Внушения действуют на разных людей с разной степенью интенсивности. Есть люди, которые, как в приведенном примере, сразу поддаются воздействию. Другие оказываются не так восприимчивы.

Пенн и Теллер - два выдающихся американских иллюзиониста. Они называют себя «Con Artists», то есть фокусниками. Их цель - разоблачение мошенников, а публику они развлекают тем, что точно демонстрируют механизм действия чужих трюков. Профессиональная группа, над которой Пенн и Теллер потешаются охотнее всего, называется «Чудотворцы». Они ведут свою телепередачу с говорящим названием «Чушь» (по-английски «Bullshit»), где регулярно самым тривиальным образом объясняют так называемые необъяснимые феномены. Они берут интервью у людей, которые предположительно были похищены инопланетянами, лично беседуют с «погибшими» и анализируют внутреннее устройство разнообразных чудесных приспособлений, чтобы показать, как производители наживаются на некомпетентных покупателях. В общем, имеют дело как раз с чушью.

В одном из своих экспериментов они показали, насколько надежно сила внушения действует на совершенно обычных людей с улицы. Для этого они купили дешевое медное кольцо, на такие обычно вешают занавески, и показывали его посетителям торгового центра где-то в Америке. Они задавали людям простой вопрос, знают ли они, что это за предмет. Практически все правильно его опознавали и говорили, что речь идет о гардинном кольце. Потом тем же людям задавали вопрос, сколько в таком случае они готовы за него заплатить. В среднем названная сумма никогда не превышала пяти долларов. Затем Пенн и Теллер поместили это же кольцо в обитую бархатом шкатулку и следующим посетителям торгового центра уже говорили, что она заряжена положительной энергией и охраняет благополучие своего хозяина. Они давали людям подержать кольцо в руке и спрашивали о том, почувствовали ли они что-то особенное при контакте, мурашки или, возможно, приятное тепло. И на самом деле большинство из участников эксперимента заявляли, что испытали некое позитивное ощущение.

Но Пенн и Теллер пошли еще дальше. Они надели белые халаты, развесили позади себя профессионально сделанные плакаты и назвались учеными, которые изучают энергетическое влияние этих особенных колец. После такого представления практически все люди, которые касались кольца, говорили о его приятном воздействии и были готовы заплатить за него до 50 долларов. Такова сила внушения! Белый халат и убедительная уверенность в голосах мнимых ученых заставили прохожих почувствовать мурашки от соприкосновения с обычным медным кольцом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Основы гипнотерапии автора Моисеенко Юрий Иванович

Негативные внушения Один из подходов к лечению никотиновой зависимости при помощи гипноза - запретительный. В состоянии транса процесс курения стараются связать с чем-то неприятным, страшным, делая акцент на вреде здоровью, внушая, что вкус табачного дыма будет очень

Из книги Разбуди в себе исполина автора Роббинс Энтони

4. Системы убеждений: сила созидания и сила разрушения Под тем, что мы думаем, лежит то, во что мы верим, - это и есть верхний покров нашего душевного состояния. Антонио Мачадо Он был равнодушным и жестоким убийцей, алкоголиком и наркоманом, неоднократно доходившим до

автора Лекрон Лесли М.

Как составлять внушения Внушения бывают прямыми и косвенными, позитивными и негативными, разрешающими и командными. Самовнушение всегда должно быть прямым, а не косвенным. Позитивное внушение всегда во много раз эффективнее негативного, а это значит, что при составлении

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Терапия внушения Другое направление психотерапии основывается на использовании внушений. Особенно эффективны гетеровнушения, но и самовнушениями, как мы уже знаем, можно многого добиться, особенно под гипнозом.Полвека назад, ещё до полного признания фрейдизма,

Из книги Внушение и его роль в общественной жизни автора Бехтерев Владимир Михайлович

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНУШЕНИЯ Очевидно, что сущность внушения заключается не в тех или других внешних его особенностях, а в особом отношении внушенного к «я» субъекта во время восприятия внушения и его осуществления.Вообще говоря, внушение есть один из способов воздействия

Из книги Чтение мыслей [примеры и упражнения] автора Гавенер Торстен

Сила внушения Внушение - это моя работа, поэтому я часто замечаю, насколько велики его возможности, если слова произносятся уверенно, без тени малейшего сомнения. Например, в одной из своих передач Ури Геллер задался целью помочь бросить курить как можно большему

Из книги Разоблачение магии, или Настольная книга шарлатана автора Гагин Тимур Владимирович

ПРЯМЫЕ ВНУШЕНИЯ Они прямые, потому что вы прямо сообщаете клиенту что вы от него хотите. Сутью внушения является команда, то есть глагол в повелительном наклонении (или глагольная связка вроде "гордись здоровьем"), поэтому прямое внушение - это высказывание команды

автора Шойфет Михаил Семёнович

Волшебная сила внушения Словами можно смерть предотвратить, Словами можно мертвых оживить. А. Навои Известно, что гормоны обладают свойством оказывать влияние на отправления организма. Внушение - не гормон, однако может влиять, и весьма эффективно. Вот с такими чудесами

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

Колумб внушения Внушение в гипносомнамбулизме - это возбуждение, которое роковым образом толкает сомнамбулу к действиям, способным удовлетворить потребность, возникшую вследствие внушения. Профессор Нансийского университета Ипполит Бернгейм приводит протокол опыта

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

Постсомнамбулические внушения Ключ к тайнам душевной жизни лежит в психологии бессознательной психики. Фрейд Карл Александр Фердинанд Клуге (1782–1844), профессор Императорской прусской медико-хирургической академии, в своем исследовании животного магнетизма, изданном в

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

«Закваска» внушения Рассматривая положительные способы трансформирования личности, обратим внимание, в первую очередь, на действующее как «закваска» внушение. Многие осуждают внушение как средство воздействия на личность. Я считаю такой взгляд результатом

Из книги Беременность: только хорошие новости автора Максимова Наталья Владимировна

Из книги Используй силу подсознания и сознания для решения любых задач! автора Нарбут Алекс

Техника аффирмаций: сила слова плюс сила воображения Еще один способ, при помощи которого можно давать действенные команды своему подсознанию – это техника аффирмаций. Аффирмации – это короткие, емкие фразы, в которых сконцентрирована сама суть вашего желания, того, что

Из книги Руководство по выращиванию капитала автора Штерн Валентин

Техника аффирмаций: сила слова плюс сила воображения Еще один способ, при помощи которого можно давать действенные команды своему подсознанию – это техника аффирмаций.Аффирмации – это короткие, емкие фразы, в которых сконцентрирована сама суть вашего желания, того, что

Из книги Личный магнетизм и гипнотизм. Развитие силы воли и укрепление памяти автора Бертрам Эмиль

Глава IV Сила внушения и развития силы воли Под внушением мы будем понимать словесное уговаривание и убеждение, имеющее целью путем вызывания определенных образных представлений повлиять как на субъективные свойства человеческой души, так и на большую часть объективных

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Введение

Все мы слышали о таинственных историях, когда человек, будучи загипнотизированным, не помнил о своих действиях, хотя за несколько секунд до этого совершал весьма странные поступки.

Наверняка мы смотрели много фильмов, в которых эта тема служила основным двигателем сюжета. Масса современных детективов стоит свою интригу на гипнозе, хотя в последнее время это уже считается дурным тоном, слишком простым оказывается объяснение.

Время от времени в газетах появляются заметки о том, как человек вошел в банк, мгновенно загипнотизировал кассира, и тот выдал ему всю наличность. Мошенник исчез, кассир ничего не помнит, кроме пронзительного взгляда незнакомца.

Многие с понятным недоверием относятся к таким историям, хотя они действительно случаются сплошь и рядом. Это тема более чем актуальна для современной ситуации. И не только потому, что кто-то мечтает обучиться мгновенному гипнозу, чтобы подчинять себе людей, а кто-то, наоборот, хочет оказаться максимально защищенным от негативных влияний чужой воли.

Для того, чтобы разобраться в этом феномене, нам придется рассмотреть механизм работы сознания, которое позволяет человеку погружаться в транс. Мы проследим шаг за шагом, как это происходит, приведем упражнения, которые помогут вам обрести нужную степень концентрации, расскажем о способах подавления чужой воли и противостояния таким попыткам.

Мгновенный гипноз может быть очень сильным оружием. Но, как и любое оружие, его можно применять в самых разных целях. Моральный аспект проблемы – на вашей совести. Но помните, что за все придется платить, иногда очень дорого. И цена расплаты может значительно превышать сиюминутную выгоду от удачного применения гипнотических техник.

Сразу скажем, что обучиться мгновенному гипнозу за 5 минут невозможно. Но, как это ни парадоксально, подавляющее большинство людей уже владеют необходимыми навыками и, более того, ежедневно бессознательно применяют их на практике.

В какой-то степени все мы находимся в состоянии гипноза 24 часа в сутки. Нас гипнотизирует буквально все – от вида за окном до панели монитора. Ученые называют такое состояние «согласованным трансом». Вопрос состоит в том, устраивает ли нас такое состояние, или мы хотим его изменить. А если хотим – то зачем? Надо ли менять его кардинально, или можно ограничиться небольшими коррективами, которые помогут нам более успешно функционировать? Будет ли вам уютно «проснуться» и обнаружить, что мир совсем не таков, каким вы привыкли его видеть?

Конечно, это не фильм «Матрица», все не так фатально и не так волшебно. Но будничность иногда может быть гораздо более головокружительным примером для оттачивания мастерства осознанности, без которого ни гипноз, ни способы противостояния ему невозможны.

Уличный (цыганский) гипноз

Для начала не будем глубоко погружаться в теорию, а рассмотрим такое обыденное и многим из вас знакомое погружение в транс во время общения с цыганами. Это хороший пример мгновенного гипноза, который, возможно, кое-кто из вас имел несчастье испытать на себе.

Итак, что же это за неприятное и опасное явление? Суть мгновенного цыганского гипноза заключается в том, что к прохожему на улице подходит мошенник (обычно цыганка-гадалка) и при помощи гипноза лишает того денег и материальных ценностей, которые есть у него при себе. Преступному гипнозу ежегодно поддаются десятки тысяч людей в России.

Таинственные цыгане

Во многом степень внушаемости здесь зависит от ореола таинственности, который на протяжении веков витает над цыганами. И это – уже первая степень гипноза. Мы заранее знаем, что они могут это делать и что они обязательно это сделают. Кто-то пытался проверять и поддался на их удочку. Кто-то смог избежать неприятностей. Но очень важно понять, что мы заранее уверены в их способностях и уже только это помогает феномену мгновенного гипноза проявиться во всей своей «красе».

Цыгане – древнеиндийская каста неприкасаемых, которая занималась музыкой, танцами и пением. В 420 г. н. э. эта каста вышла (или же была изгнана) из Индии и стала расселяться по всему миру. На Руси цыгане появились в середине V в. и называли себя «лури». В современном мире насчитывается около 40 млн цыган, состоящих из двадцати основных цыганских этногрупп. Внутри каждой этногруппы существует более мелкое деление на «нации». Следующее деление – на роды, названия которых идут от имени почитаемого прародителя.

«Цыганский гипноз» – это гипноз в состоянии бодрствования, но с небольшим фокусом внимания. Погруженный в «цыганский» разговорный транс, человек как бы «уходит в себя» и в продолжение короткого времени продолжает совершать внешне осмысленные действия, не осознавая этого и не помня о них после окончания «сеанса».

Применяется цыганский гипноз в основном для незаметного кратковременного погружения человека в состояние управляемого контакта и извлечения определенной материальной выгоды.

Элементы методики

Методика гипноза известна цыганам издавна, и этот «дар» передается из поколения в поколение по женской линии. Все цыганки являются прекрасными психологами и физиономистами, и именно в этом заключается их дар, но не каждая обладает нетрадиционными способностями воздействия на людей и ясновидением. Цыганки, имеющие врожденный дар, являются профессионалками, именно они и вступают в контакт со своей жертвой, остальным – без способностей – выпадает роль отвлекающих.

Искусству «заговаривания зубов», как и гаданию, цыганку учат с детства. К десяти годам уже можно понять, есть ли у цыганки талант гипнотизера.

Врожденный дар мошенничества с помощью гипноза сами цыгане считают божьим, и отказ от него является страшным грехом.

С медицинской точки зрения секрет цыганского гипноза состоит в том, что мошенница отключает у своей жертвы левое полушарие мозга, отвечающее за оценку ситуации, контроль над поведением. Активно лишь правое полушарие, которое отвечает за чувства и воображение. Человек перестает оценивать реальность и живет одними эмоциями. Когда вы в таком состоянии, вами можно управлять, как роботом.

Также принцип работы цыганского гипноза объясняется «теорией сверхбодрствования». Согласно ей, гипноз представляет собой такое состояние коры головного мозга, при котором один из её участков сверхбодрствует. Благодаря этому очагу сверхвозбуждения человек, повинуясь командам гипнотизера, считает, что действует по своему собственному желанию, без принуждения.

То, что говорит цыганка во время гипноза, либо вообще сознательно не воспринимается человеком, либо воспринимается некритически. Выходит, что для того, чтобы загипнотизировать человека, нужно лишь создать в коре его головного мозга очаг сверхвозбуждения, о котором говорит теория. Для создания же такого очага используется множество приемов и техник. К самым часто используемым принадлежат техники разрыва шаблона, забалтывания и перегруза сознания.

Этапы цыганского гипноза

Сначала ваше внимание привлекают какой-то фразой, вроде просьбы дать закурить, помочь найти столовую (а затем как бы в благодарность за оказание услуги предлагает бесплатно погадать) или же прямым предложением погадать. Кто-то проходит мимо, а кто-то откликается на слова цыганки, тем самым допуская переход к следующему этапу гипноза.

Цыганка начинает гадание с прикосновения – берет вашу руку. Ладони напрямую связаны с подкоркой головного мозга. Мягкие поглаживания убаюкивают сознание.

В тот момент, когда вы расслабились, цыганка монотонно и быстро что-то говорит, но не всегда разборчиво. Тем самым она перегружает ваш мозг. Под действием этого потока непонятных слов он как бы ненадолго отключается, вы входите в состояние полутранса.

Иногда это происходит с вами и без воздействия других людей: например, когда вы из автобуса любуетесь проносящимся за окном пейзажем и через какое-то время отключаетесь, погружаясь в транс.

Гадалка использует ваше состояние измененного сознания в своих целях. Она начинает производить внушение: предвещает какие-то страшные проблемы, беду с близкими людьми. В состоянии транса вы не можете воспринять ее слова критически и верите каждому слову мошенницы, верите в ее сверхъестественные способности.

На самом деле, цыганки – никакие не ясновидящие, они просто используют наше подсознание, заставляя верить в то, что оно же нам и подсказывает. Цыганки говорят многозначительными, но размытыми фразами для того, чтобы вы сами могли вложить в эти слова свое содержание. Всем известны такие фразы, как «Ждет тебя дорога дальняя», «Интерес в казенном доме» и прочие.

В то время, когда вы находитесь в состоянии транса, та часть мозга, которая контролирует поведение, отключена. Работает только воображение.

Еще одним фактором, который способствует перегружению сознания, является яркая и пестрая национальная одежда, непрекращающиеся мелкие движения, прикосновения, перемещения «ассистентов» и т. д. Иногда используется техника разрыва шаблона или запугивания, когда собирающемуся уйти человеку вслед несутся фразы типа «Стой, где идешь или иди, где стоишь, а то будешь парализован», и он останавливается. Иногда применяется метод, основанный на получении нескольких утвердительных ответов, которые вызывают у жертвы гадалок некую инерцию мышления и позволяют легче внушать что-то человеку. Например, сначала к вам обращаются «Мужчина!» (вы про себя осознанно или не осознанно соглашаетесь, да, я мужчина, а не женщина). «Вы знаете, где здесь ближайшая остановка маршрутки?» (вы отвечаете, что знаете), а далее все идет по выверенной схеме: «Вы, я вижу, очень хороший человек» (кто ж тут откажется). «У вас сейчас некоторая, я вижу, проблема есть, но она разрешится» (практически у каждого человека в любой момент жизни есть какая-то проблема, большая или маленькая, поэтому подобное заявление гадалки всегда попадет в цель, то есть достигнет сознания человека) и т. д.

Как следует запугав вас, гадалка подсказывает решение всех грядущих и нынешних проблем: если выполнишь определенный ритуал, который обычно связан с деньгами, сглаз, порчу и прочие беды снимем. Вам предоставляется возможность спасти близких и себя самого.

Человек, находящийся в трансе, верит в то, что, отдав свои деньги гадалке, он сможет избавиться от своих проблем, поверить в существование которых ему помог цыганский гипноз.

Когда цыганка уверена, что бдительность жертвы ослабла, она просит дать ей любую бумажную денежную купюру, чтобы завернуть волос. Или же просто просит крепко сжать в руке денежку и повторять за ней слова заклинания.

Дальше – больше. Мелкая купюра ее не устроит – «крупнее давай, а то не поможет». В то время, как человек вынимает деньги, цыганка следит за тем, где они у него лежат. В результате волос либо сразу будет завернут в крупную купюру, и в этом случае цыганка заберет его себе, либо, если она увидела, что у «клиента» есть крупнее, она сама поместит квадратик с волосом туда, где он держит деньги, приговаривая: «Забирай, видишь, сама отдаю, ничего не беру».

Но «на обратном пути» из кармана или кошелька ее рука прихватит с собой самую крупную купюру. Такое действие будет мотивироваться тем, что «нужно крупной денежкой обмахнуть, чтобы все получилось».

Производя операции с деньгами, гадалка одновременно с тем вынимает что-нибудь из своих юбок – коробочку или маленький сверток. Эти предметы необходимы ей затем, чтобы на короткое время отвлечь внимание своей жертвы. Этого времени ей хватит, чтобы спрятать деньги.

Затем гипнотизерша дает одураченному подробные инструкции, что ему еще нужно предпринять и, пока его введенный в транс мозг делает попытки осознать все происшедшее, исчезает из поля видимости.

Итак, гипноз достиг цели. Жертва цыганок отдает все, что есть у нее ценного с собой.

Иногда гипноза бывает настолько сильным, что человек идет домой и выносит оттуда гадалкам семейные драгоценности.

В конце гадания может быть дана установка на забывание, либо рассказана метафора о том как вода смывает все следы, оставленные на песке, или еще о чем-то подобном. В результате человек остается без того, что нужно было цыганкам, и со смутными воспоминаниями о том, как все так произошло.

Иногда процесс вымогательства дает сбой. Например, не очень опытная гадалка не может погрузить в транс свою жертву. Тогда к ней присоединяются еще несколько цыганок. Иногда людей ловят не на цепкие фразы, а «на яйцо». То есть предлагают погадать и прикладывают к яйцу волос жертвы. Затем напарницы отвлекают прохожего, и в этот момент цыганка подменяет яйцо на тухлое или еще на какой-нибудь предмет, вызывающий негативные эмоции. Человек под впечатлением от этого фокуса становится более податлив цыганскому гипнозу, так как его мозг перегружается. Дальше мошенницы разворачивают уже описанную схему.

Известен даже случай, когда человек закрывал счет в банке для того, чтобы отдать все накопленные сбережения цыганкам.

Приемами цыганского гипноза могут пользоваться и аферисты других национальностей. В обмен на ваши деньги они могут предложить не гадание, а какой-нибудь товар. Они внушат вам, что он необходим для счастливой жизни, и вытянут из вашего кошелька сумму, десятикратно превышающую стоимость бесполезного чаще всего предмета.

Также мошенники могут представиться интервьюерами или представителями организатора лотереи, в которую вы внезапно выиграли. Общая схема их действий та же, что и у цыганок-гадалок, только слова используются другие. Можно очень легко достичь перегрузки сознания человека, используя научные термины и аббревиатуры.