Выбираем тени для век – что идеально подходит именно вам. Саморазвитие и самосовершенствование эзотерика, личностный рост психология отношений читать Смотреть значение Тень в других словарях

«Тени - это двери в неделанье»
К. Кастанеда

Поиски «необычного» в привычных явлениях могут завести нас слишком далеко. Но это «далеко» может оказаться все той же реальностью, в которой уже давно мы с вами чувствуем «как рыба в воде».

Тень – не тень, человек – не человек. Стоит ли относиться к этому явлению с пренебрежением, как к чему-то обыденному? Обычно мы так и делаем. А ведь наша тень, которую мы привыкли видеть каждый день, это лишь одна из разновидностей теней…

В определенных условиях, мы не только можем видеть тени от разнообразных предметов, но даже чувствовать их и осязать. Тени окружают нас везде и повсюду, при этом мы никогда не задумываемся о своих безликих спутниках.

Одним из проявлений теней являются грибы. Что это, реальность, или выдумка? Откуда и зачем они пришли к нам? Их мир покрыт тенью, которая скрывает от нас тайну этих удивительных существ. Нет, подождите, это совсем не описание моей фантазии. Дочитайте до конца, и вы поймете, что это явление можно активно использовать в жизни.

Солнце насыщает окружающий мир светом. Но, разве возможен свет без тени? И, вот мы видим, как от деревьев, кустов и травы отделились не понятные серые языки. Они растут прямо «на глазах». С каждой минутой они увеличиваются в размерах, становясь плотными и черными, преобразуясь в самые замысловатые формы. Как-то в лесу, со мной произошла странная история. Я подслушал диалог теней.

Ха - ха - ха! Люди называют нас тенями! Услышал я странный голос.
- Неужели? - Спросил второй голос.
- Не может быть? И это все, что они могут о нас сказать?
- Да, приятель. Людям не дано увидеть то, что мы так тщательно от них скрываем.

Я огляделся по сторонам, стараясь разглядеть собеседников, но безуспешно. Никого рядом со мной не было. Вокруг меня двигались какие-то тени, они меняли свою форму и оттенки. Я стал внимательно наблюдать за темнеющими существами.

Двое невидимых существ рассмеялись раскатистым звонким смехом. Мурашки побежали по спине. Я чувствовал, как мое восприятие начало разваливаться, оставляя привычные формы и штампы, где-то очень далеко позади себя. Моя сущность вышла из линейного восприятия времени, позволяя мне увидеть жизнь таинственных серых незнакомцев.

Я наблюдал, как две серые тени упали на теплую влажную почву и начали расти. Вот они уже накрыли собой все пространство. Затем произошло самое невероятное: из толщи тени, прямо в землю, начали прорастать тоненькие корешки. Корешки, как паутина, быстро заполнили большое пространство под землей. Серые тени постепенно превратились в черные. Из этих черных теней за считанные секунды выросли два крепких гриба. Один был стройный красавец в коричневой шляпе, а второй – не менее прекрасный красноголовик. Тени проросли грибами! Так значит грибы – это дети теней? Да это же открытие! Теперь мне было понятно, почему именно осенью особенно много грибов. Да потому, что именно осенью теней становится все больше и больше.

Все в этом мире отражают тени. Каждая птица, зверь или стайка комаров сбрасывают свои тени на землю. Ночью, из земли выходят маленькие существа. Они собирают тени, месят их, словно тесто и выпекают из них нити грибницы. Этих существ называют «Тенелюбами». Каждому грибу соответствует определенный тенелюб.

Осенью, когда теней становится особенно много, странные существа лепят из теней тела грибов. Разнообразие грибов зависит от разнообразия теней, которые были положены в их основание. В начале я думал, что тени прорастают грибами, но здесь я явно ошибался. Оказалось, что грибы, это результат воздействия на тень каких-то странных существ, которые месят тени, как тесто. Я назвал эти существа тенелюбами.

Ухоженный сад или тенистый парк вряд ли станет прибежищем тенелюбов. Тенелюбы, не вписываются в привычную классификацию мира живых существ, поскольку не имеют аналогии. Появление грибов на земле, это результат работы тенелюбов.

Иногда теней бывает так много, что тесто, полученное из них, становится не пригодным для получения грибницы, и тогда тенелюбы используют их для других целей. Надо сказать, что мир теней алогичен. Любая неизвестность, загадка, тайна – будет являться для нас тенью.

Самое необычное, на что способны тенелюбы, так это способность создавать из теней птиц, животных, а иногда – и людей. Если вы решите проникнуть в мир теней, то вам понадобится большая палка, чтобы выгонять себя из ритма привычного восприятия. Воспринимайте прямо сейчас все вокруг: образы, звуки, свое тело, ветер, свет, движение.

Стая ворон кружит над деревьями. Черные птицы – посланцы мира теней. Сейчас начинаю понимать, что этих птиц совсем недавно еще не было. Все они лежали на земле: плоские, слабые, безжизненные, готовые в любой момент спрятаться от лучей солнца. Тени – это сущности наполненные СОЗНАНИЕМ.

Разность структуры тенелюбов показывает то, что это сознательные существа. Это прямо какая-то игра теней.

Наверное, для человека тень имеет практическое значение. Вот тень человека, образованная от лучей солнца. Это именно та тень к которой мы с вами привыкли и наличие ее не вызывает ни у кого сомнений. Можно проследить, как в солнечный день отбрасывают свои тени, несколько человек. С первого взгляда их тени будут одинакового серого цвета. Если мы начнем рассматривать их более внимательно, то обнаружим различие в плотности их теней. Человек с самой светлой тенью является в данный момент самым энергичным. Тот, чья тень будет самой темной – является самым ослабленным в энергетическом плане на данный момент времени. Без погружения в глубокое медитативное состояние сложно сравнивать тени или говорить о них конкретно.

Попробуем рассмотреть тени людей, которые возникают без участия источников тепла и света. Если посмотреть на тень человека, то она представится нам в виде белесоватой, прозрачной ауры. И не более. Аура человека представляет из себя лишь энергетическую оболочку человека и никакого отношения к тени она не имеет. Так как аура человека строго индивидуальна, а тень, это независимое энергетическое образование, которое лишь частично влияет на человека. Влияние теней на человека в дневное время столь незначительно, что почти не возможно почувствовать это влияние. При наличии большого скопления людей, сказать что-то конкретно о каком либо человеке по его тени, очень не просто, так как тени начинают наслаиваться друг, на друга, сливаясь в единый конгломерат.

Чтобы научиться воспринимать тени, надо освободиться от чувств, эмоций и желаний. За тенью может скрываться целый мир, который визуально выглядит, как продолжение разнообразных предметов. От внутренней сосредоточенности, будет зависеть положительный эффект. Чем тише отвлекающие нас мысли, тем понятнее суть теней.

Для беспокойных людей данная практика, может стать большим испытанием, но, освоив ее можно приобрести недостающую уравновешенность. Теперь можно приступить к практической части понимания качества теней. Назовем это совместной медитацией. Только вы и человек, о качестве тени которого вы хотели бы узнать. Тени можно увидеть, как сзади, так и в стороне от человека.

Цвет теней не обязательно должен быть серого цвета. Тени могут быть окрашены в разные цвета, и каждый участок тени может быть окрашен в определенный цвет. После проведения большого количества опытов с тенями, мы можем научиться определять особенности каждой отдельной тени.

При определении особенностей любой тени, принимает участие наш излучатель, который как вы сами понимаете, не совершенен, поэтому возможны неточности. Однако, в тенях осмотренных вами людей можно заметить определенные закономерности. И эти закономерности мы должны учитывать, выделяя их из общего спектра. В каждом отдельном случае, в определенной части спектра вы будете видеть тень человека относительно своей части спектра. Учитывайте это. Если при визуализации теней оказывается, что какая-то часть спектра отсутствует, то данный участок тени будет окрашен менее ярко. Его просто не видно на фоне вашего свечения. Допустим, вы хотите определить наличие заболеваний легких у своего пациента. Но, не имея достаточного количества личной энергии, это сделать невозможно. К подобным диагностическим экспериментам надо подходить совершенно здоровым, иначе невозможно будет определить спектр тени человека. Эта процедура отнимает у целителя много энергии, поэтому стоит подумать надо ли ее применять в каждом конкретном случае.

Можем ли мы, находясь в нашей реальности видеть человека без тени? Возможно ли это? Ответ на этот вопрос неоднозначен. И, да и нет. Поскольку в повседневной жизни мы встречаем много людей, которые лишь внешне похожи на человека. Но, кто они такие мы не знаем. Одной из особенностей этих людей является отсутствие тени. Может возникнуть интересный визуальный эффект. В солнечный день этот человек может оказаться невидимым, хотя при этом он никуда не исчезает. Бездушные образы, также не отбрасывают тени. Они просто не могут их иметь, по причине энергетических особенностей.

Как мы уже заметили, тень возникает при сравнении двух источников, источника внешнего света и источника энергетической оболочки человека. Это правило распространяется и на людей. Однако надо помнить, что два люди с одинаковой силой излучения могут не видеть тени друг у друга.

Фольклорный персонаж, называемым Дьяволом, так же не отбрасывает световую тень, так, как является сущностью иной реальности, при этом его излучение преобладает над внешним источником.

В жаркий полдень не плохо посидеть в тени раскидистого дерева, или на пляже устроившись в тени навеса. Ну а если серьезно, тень – это оценочная структура противника, которую человек воспринимает подсознательно. Это необходимо для оценки степени опасности противника. Необходимо чтобы определить его возможности и свои по отношению к нему. Как говорил Дон Хуан, человек – хищник, это мир хищников и это нормально. Способность воспринимать тень – врожденное свойство. Что если попробовать научиться осветлять свою тень или попробовать накладывать другую, для отвлечения внимания. Давайте поживем один день без тени и посмотрим, что из этого получится. Представьте, что вы не отбрасываете тень, почувствуйте это всей своей сущностью.

Я попробовал «привязать» ее к подошвам ступней ног. Эффект проявился сразу. Я зашел в полный вагон, и как ни странно, сразу же нашел свободное место. Как будто оно меня специально поджидало. Мне пришла в голову идея, что это произошло из-за частичного обестенивания моего тела, что позволило освободить часть окружающего пространства.

Я сделал вывод, что, научившись концентрировать свою тень в том или ином участке своего тела можно влиять на окружающее пространство.

Для начала я попробовал убрать эмоцию страха. Внешне ничего не изменилось, но эмоционально стал спокойней. Это у меня получилось с первого же раза. Удалив из сознания эмоции страха, из моей памяти стали исчезать образы определенных людей. Возможно, с ними были связаны какие-то события. Это случайное открытие непосредственной связи наших эмоций, элементов памяти и тени просто меня окрылило. Но, возникли некоторые трудности. Когда пытался просто «забыть» определенные моменты своей жизни, то это не всегда у меня получалось. Тогда сделал вывод, что, для уничтожения образов, прежде всего, надо уничтожать их эмоциональную тень, которая является частью нашей памяти. Я попробовал убрать все тени эмоционального спектра. Это было что-то! Вместе с этими эмоциями я чуть было не убрал всю свою память! Еще бы чуть-чуть и запросто забыл бы, зачем я куда-то иду и вообще кто я такой, но вовремя остановился. У меня уже был эпизод полной потери памяти на несколько минут. За эти несколько минут мне пришлось искать «нити» к моему прошлому. В своем доме меня внезапно окружили незнакомые люди. Где-то внутри себя я чувствовал, что я их хорошо знаю, но не мог вспомнить, как их зовут, где и когда я их видел. В итоге, я с помощью немыслимых хитростей и уловок выяснил, как их зовут. Узнав их имена, я вскоре полностью восстановил потерянную память. Что это тогда со мною случилось? Сейчас я уверен, что в тот момент моя тень по непонятным причинам в один миг спряталась во мне. Вы все знакомы со многими историями, когда люди уходили из дома и не могли найти дорогу домой.

Функция памяти – играет важную роль для тени. Она, как бы откладывает свой отпечаток на тень. Создается впечатление, что тень в какой-то степени является следствием наших слабостей или распущенности. Используя уже привычное понятие можно сказать, что тень выходит из нас из-за слабости нашей ауры. Наиболее оптимальное расположение тени, – это присутствие ее внутри нас.

Удаляя из сознания элементы тени, мы удаляем эмоции страха, ненависти, сожаления и любви. Но для того, чтобы научиться убирать эмоциональную часть спектра тени надо вникнуть в философию тени, ощутить ее. Если вы захотите просто убрать определенные эмоции, то это вряд ли получиться. Надо следовать правилу, о котором было сказано ранее.

Надо помнить что, распуская свои эмоции, мы не лучшим образом воздействуем на свою тень. При этом мы слабеем, теряем силы, и становимся просто больными. Тень памяти уносит от нас силу и здоровье.

Сбрасывая эмоциональную тень, мы становимся защищенными. Люди вокруг нас чувствуют это. Поскольку мы перестаем излучать эмоциональный фон. Избавившись от своей тени наши чувства, становятся нейтральными.

Тень, лишенная памяти становится - разведчиком. Она настроена только на ощупывание чужих теней, и способна при этом делать их качественную оценку.

Мы привыкли оглядываться на свою тень. Хотим мы того или нет, но она всегда перед нами или рядом. Напоследок хочу отметить, если через некоторое время негативные эмоции вновь начнут досаждать вам, то повторите эту процедуру вновь. Уже с первых опытов, хорошо убранная тень, содержащая негативные эмоции, может держаться в вас до шести - девяти часов. Повторяйте эти действия, и вы обретете почву под ногами или крылья за спиной.

"Поэт открыт душою миру, а мир наш - солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, - и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры."

К. Д. Бальмонт

Т.С. Петрова. Слово тень в символическом контексте лирики К.Д. Бальмонта

Прочтение и понимание символического текста непосредственно связано с возможностью адекватного восприятия той сложной образности, которая определяется не просто употреблением тех или иных символов, несущих в себе особый смысл. Слово в символическом контексте принципиально многопланово, реализуя наряду с прямыми значениями трансформированную семантику – в разной степени эстетического осложнения. Н.А. Кожевникова отмечает, что символисты, говоря о многозначности символа, «имели в виду не только возможность разных толкований слова в определённом узком контексте, но и множественность его употреблений в разных контекстах» .

Именно таким выступает в лирике К. Бальмонта слово тень . Рассмотрим, в чём обнаруживается и от чего зависит ёмкий символический смысл этого словообраза и каковы особенности его функционирования в бальмонтовском поэтическом контексте.

В двухтомном издании избранных стихотворений К.Д. Бальмонта обнаружено 112 употреблений слова тень в объёме 1-го тома (стихотворения 1894-1904 гг.) и 31 употребление во 2-м томе (стихотворения 1905-1908 гг.) – всего 143 примера.

Сопоставление семантики слова тень в бальмонтовском контексте и Словаре русского языка показывает, что три словарных значения в рассмотренном издании отсутствуют полностью: тень – «места на рисунке, картине (пятна, штрихи и т. п.), изображающие наименее освещённые участки чего-л.»; «место на лице, выделяющееся более тёмным оттенком» и «отражение внутреннего состояния (беспокойства, печали и т. п.) на лице, в глазах человека». Возможно, это объясняется тем, что первые два значения отличаются сугубой конкретностью, а третье связано с традиционным выражением эмоционального состояния, для чего в бальмонтовском поэтическом языке используются более выразительные и индивидуальные средства (в том числе и в связи с употреблением слова тень ).

Словарное значение лексемы тень – «тёмное отражение на чём-л., отбрасываемое предметом, освещённым с противоположной стороны» – проявляется у Бальмонта весьма неоднопланово.

В традиционном устойчивом употреблении «ночная тень , тень ночи» слово тень обнаружено лишь однажды: «О, Ночь, сгусти покров / Своих густых теней …» (К ночи, 1, 635). Второй пример подобного употребления находится уже в символическом контексте поэмы «Белый Лебедь», где традиционная образность соотносится с мифопоэтическим представлением ночи как надмирного пространства – вместилища субстанциального мрака: «Тени ночи в ночь и прянут, / А костры оставят нам. / Если ж биться с нами станут, / Смерть нещадная теням . / Дети Солнца, мы приходим, / Чтобы алый цвет расцвёл…» (Белый Лебедь, 2, 593).

Показательно, что актуализация прямого значения слова тень часто сопровождается выражением усиления степени проявления признака, акцентированием его масштабности: «тень гигантской горы» (Музыка, 1, 171), «Бросало тень с огромной вышины» (Искатели, 1, 494), «Вечерний час потух. И тень растёт всё шире…» (Лунная соната, 1, 593), «Все тени мира здесь проходят мимо…» (Камень скал, 1, 544), «тьма теней » (В путь, 2, 80).

Выступая крайним членом контрастной парадигмы тьма / свет , слово тень употребляется у Бальмонта как в противопоставлении («В упорной схватке свет и тень » – Апрель, 2, 600; « И в ней не столько света , как скорби и теней » – «Смешались дни и ночи…», 1, 93), так и в сопоставлении при создании образа мира, единого в своём многообразии, – это непосредственно передаёт одно из характернейших качеств бальмонтовского мировидения и поэтического языка («Меня пленяет всё: и свет , и тени …» – Вопрос, 1, 112; «В красочном контрасте – свет и тени …» – Нежно-лиловый, 1, 753; «Дня завершаются ропоты, шёпоты, сказки огней и теней …» – Кветцалькоатль, 2, 580; «В царстве света , в царстве тени , бурных снов и тихой лени…», 1, 78; «Март неверный, Март смеётся, Март рыдает, свет и тень » – Март, 2, 599).

Однако в символическом контексте чаще актуализируется семантика слова тень , связанная с представлением изменчивости, зыбкости, воздушности: «От восхода Солнца до заката / Измененья тени и лучей…» (Цветок, 1, 389); «Дрожания света в мельканьях теней …» (Хрустальный звон, 2, 551); «Темнеет вечер голубой, / Мерцают розовые тени …» (Вечерняя тишь, 1, 420); «Тот, кто хочет, чтобы тени , ускользая, пропадали…» (Быть утром, 1, 684).

Семантика лёгкости, неуловимости, мимолётности реализуется при употреблении слова тень в составе сравнения, как правило, сопровождаясь эмоциональными коннотациями (отмечено 19 таких употреблений): «Точно тень , бродила вкруг / Неутешная печаль» («В поле искрилась роса…», 1, 43); «Когда в затон мечтанья / Вошла, как тень , печаль…» (Живая вода, 2, 235); «Всё, что здесь, проходит мимо, / Словно тень от облаков…» (Молитва вечерняя, 1, 328).

Иногда повторяющееся в контексте слово тень реализует разные значения, что характерно для символического словоупотребления. Например: «Дни убегают, как тени от дыма, / Быстро, бесследно и волнообразно <…> Тень дорогая душою хранима…» (Печаль луны, 1, 601).

Особенно выразительны ряды сравнительных оборотов, соотнесённых друг с другом синтаксически и семантически: «Я прихожу, как призрак, я ухожу, как тень , / Я полон тайн, как вечер, я весь огонь, как день <…> Я вновь пришёл, как призрак. Я вновь уйду, как тень » (Как призрак, 1, 589).

В таких сопоставительных конструкциях поэту удаётся передать сложный сплав семантики эфемерности, мимолётности, призрачности: «Моё несчастье несравнимо / Ни с чьим. О, подлинно! Ни с чьим. / Другие – дым, я – тень от дыма, / Я всем завидую, кто – дым…» (Тень от дыма, 1, 721). В дальнейшем контексте этого стихотворения слово дым выступает символом устремлённости к высшему миру – в таком соотношении образ «тень от дыма» передаёт противоположное состояние – приземлённость, отягощённость бренностью бытия.

В окружении слов со значением неопределённости, неясности слово тень актуализирует ту же семантику и парадигматически соотносится с рядом слов, в которых «заложена идея неясного, непостижимого, лежащего за пределами обыденности: тайна, сон, сказка, чара, грёза, видение, тень, призрак » . Например: «И блуждают тени смутные / По пространству неоглядному, / И непрочные, минутные, / Что-то шепчут ветру жадному…» (Ковыль, 1, 59); «Засыпаны бездушными / Пушинками снегов, / Покрыты равнодушными / тенями облаков…» (В царстве льдов, 1, 190); «Бледнеют привидения, / Редеют тени снов» (там же, 1, 191).

В результате словообраз тень становится одним из ключевых элементов символического контекста, передающего сложное взаимодействие реального и ноуменального миров, таинственное соприкосновение земного мира с пространством сущностных начал – невыразимых и непостижимых, а лишь прозреваемых: «Таинство жизни трепещет средь мёртвых камней, / Что-то забилось, как будто бы тени теней …» (Чахлые сосны, 1, 75).

Традиционно представление такого взаимопересечения временного и вечного миров передавалось через мотив отражения. Говоря о платоновском источнике образного представления жизни, Н.А. Кожевникова цитирует Вл. Соловьёва: «В сне земном мы тени , тени … / Жизнь – игра теней , / Ряд далёких отражений / Вечно светлых дней» . Символическое представление сущностной основы вневременного бытия, отражённой в реалиях земной жизни, находим в знаменитом стихотворении Вл. Соловьёва: «Милый друг, иль ты не видишь, / Что всё видимое нами – / Только отблеск, только тени / От незримого очами?». Н.А. Кожевникова отмечает, что «на особый символически-мистический характер этих образов указывает эпитет вечный » . Актуализаторами выступают также определения нездешний, новый, неподвижный, недвижный, неверный, невнятный, неведомый , иногда в соотношении с контрастными – земной, житейский ; кроме того, слова из одного парадигматического ряда: призрак, туман, сон, сновидение , словообразы с семантикой отражения. Например: «Как тени дымные вкруг яркого огня <…> / Так жизнь с восторгами и блеском заблужденья / Есть сновидение иного сновиденья» (Индийский мотив, 1, 325); «Каждый любит, тень любя, / Видеть в зеркале себя. / И сплетенье всех в одно / Глубиной повторено. / Но во имя глубины, / Мы страдаем, видя сны. / Все мы здесь, наоборот, / Повторяем небосвод. / Свет оттуда – здесь как тень , / День – как ночь, и ночь – как день…» (Костры, 1, 462).

Если тень представляет включённость человека в мир взаимодействия земного и небесного, отражение выступает связующим звеном в проявлении общей цельности; при этом создаются условия для появления положительной оценочности: «Я счастлив, грустен, светел, одинок, / Я тень в воде, отброшенная ивой, / Я целен весь, иным я быть не мог» (Вечерний час, 1, 542).

Семантика отражения особым образом реализуется в представлении соотношения человека и Бога, твари и творца через предикатив, в который входит слово светотень : «Мы звенья вкруг созвездного кольца, / Прогалины среди ветвей сплетённых, / Мы светотень разумного лица…» (Освобождение, 1, 546). Совершенно очевидно, что слово светотень употреблено здесь не в словарном значении; словообразы звенья, прогалины в символическом контексте передают семантику соединения земного и неземного, обыденного и духовного, мистическую связь миров.

В результате человек выступает связующим звеном, пересечением природы и Творца, отражая в себе то и другое, являя собой, с одной стороны, «тень в воде, отброшенную ивой», с другой – «светотень разумного лица».

Если же тень-отражение выступает знаком раздвоения, нарушения единства целого, то она воспринимается как дурное наваждение, и образ окрашивается отрицательными коннотациями: «Но он [Дьявол] стоял как некий бог, склонённый, / И явственно увидел я, что он, / Весь белый, весь луною озарённый – / Был снизу чёрной тенью повторён. / Увидев этот ужас раздвоений, / Я простонал: “Уйди, хамелеон! / Уйди, бродяга, полный изменений, / Ты, между всех горящий блеском сил, / Бессильный от твоей сокрыться тени !..”» (Наваждение, 1, 520).

Для выражения этой семантики в лирике К. Бальмонта употребляется окказиональное слово тенесвет , – и по структуре, и по значению зеркально соотнесённое со словом светотень : «Какой бы маленький предмет / Ни встал передо мною, / За ним зловещий тенесвет , / За ним, пред ним ползучий след, / Бесплотный дух, что мглой одет / И оживлён Луною…» («Явились, вот один, другой…», 2, 657). Слово употреблено с эпитетом зловещий , соотнесено с перифрастическим представлением дьяволического начала и обнаруживает ярко выраженную негативную окраску. Тенесвет здесь – проявление призрачного, потустороннего, губительного инобытия. Такая семантика не однажды обнаруживается в слове тень в «дьяволическом» окружении, например: «Снова Тень , и снова Дьявол, снова Тень , и снова боги <…> Вера в Тени это только – мозговая паутина…» (Пронунсиамиэнто, 1, 713).

Таким образом, слово тень в бальмонтовском поэтическом языке проявляет семантическую и аксиологическую амбивалентность. В зависимости от контекстуального окружения оно обнаруживает тенденцию к сближению то с положительным (светлым), то с отрицательным (тёмным) полюсом парадигмы. В то же время способность слова тень передавать неустойчивость в соотношении света и тьмы, пограничное, переходное состояние между земным и небесным, между благим, светлым и гибельным, тёмным делает тень словообразом, несущим в себе символический потенциал, который проявляется в самых, казалось бы, обычных пейзажных картинах: «В этом царстве тишины / Веют сладостные сны, / Дышит ночь, сменяя день, / Медлит гаснущая тень » (Тишина, 1, 163). Атмосфера одухотворённого, аморфного в своей изменчивости мира, неустойчивого состояния зыбкой очарованности сном и тишиной создаётся во многом за счёт динамического характера образа тени . Эпитет гаснущая , на первый взгляд, сближает его с тёмным полюсом ночи; но в контексте постепенно гаснет день и настаёт ночь, поэтому гаснущая тень – это образ, в большей мере связанный с представлением уходящего дня, – это след дня, следовательно, тень здесь – след света.

Символическое отражение Великого творящего и созидающего дня, где сияет солнечный свет, «противодействующий безднам ночного мира» , обусловливает появление образа теней дня в позитивном значении. «Под знаком этой тотальной светоносности, – пишет А. Ханзен-Лёве, – снимается столь продуктивная полярность “день” – “тень”» . В стихотворении К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» именно такой смысл реализует образ, усиленный повтором-подхватом: «Я мечтою ловил уходящие тени , / Уходящие тени погасавшего дня…» (1, 49). След света прозревает поэт-символист в дневных тенях – след высокой одухотворяющей цели, которая освещает его путь и ведёт всё выше, к совершенству, истине, красоте.

Подтверждением неслучайности такого наполнения образа в широком контексте символической лирики может служить стихотворение А. Блока «Как мимолётна тень осенних ранних дней…» , где «тени дня – избытки красоты», вдохновляющие поэтическую мечту. Вместе с тем сам образ дня у символистов дихотомичен, противоречив, и у того же Блока «неверные дневные тени » – след тусклого, бездуховного дневного мира, который озаряют «розовые тени » – отражение вечернего одухотворяющего света .

Для символистов не менее важно и то, что «угасание дня <…> как бы образует рубеж между дневным и ночным мирами» , – рубеж, на котором становится возможным и осуществляется их взаимодействие, перетекание. В этом семантическом аспекте слово тень выступает в ряду слов-символов с интегратором «неполнота проявления признаков, их взаимоотражение»: сумрак, дремота, мгла , их дериваты с корнем полу -, а также отзвук, отблеск и т. п.

Возможно, многоплановая разработка в поэтике символизма мотива неясного, намёка, следа в слове тень обусловила в лирике Бальмонта единичные случаи реализации словарного значения «слабый след или слабое подобие чего-л., намёк на что-л.» в генитивной конструкции: тени старины, прошлого; тень воспоминаний, прочтённой книги (всего 7 употреблений).

Достаточно часто в слове тень проявляется традиционное значение «дух умершего или отсутствующего человека»; у Бальмонта оно сопряжено с представлением тени как формы внеземного существования и отрицательной окраски, как правило, не несёт: «Среди могил блуждают тени / Усопших дедов и отцов, / И на церковные ступени / Восходят тени мертвецов…» (Надгробные цветы, 1, 115); «Вот почему тот самый человек, / Чья тень теперь, невидимая, с нами, / Не только дорог жизнью мне своей, / Но тем, что был живым и в самой смерти» (Радостный завет, 1, 647).

Слово тень в этом значении сопровождается эпитетами бестелесная, бесплотная, воздушная, белая, поблекшая, немая, блуждающая, невидимая, родимая, нежная . Особую роль играет определение святая в перифрастическом обозначении потустороннего существа (сакральный смысл слова Тень подчёркнут написанием с заглавной буквы) в стихотворении «Данте» (1, 109-111): «…Один, в ночной тиши, вдали от света, / Молился он, – и Тень к нему пришла. / Святая Тень , которую увидеть / Здесь на земле немногим суждено <…> И Тень его отметила перстом…».

Абстрактное значение слова тень – «пространство, защищённое чем-л. от лучей солнца (на солнце и в тени )» – отражено в исследованном материале в 9-и употреблениях и, как правило, соотносится с семантикой благого, успокоительного начала («Черёмухой нежит душистую тень » – Славянское древо, 2, 238). В стихотворении «Зелёные святки» наблюдается эффект постепенного развёртывания у слова тень символического значения. Это осуществляется приёмом последовательного наращивания признаковых слов и разработкой символического окружения: «Уйдёмте под тень <…> Уйдёмте под свежую тень , поцелуи под тенью так сладки <…> Уйдёмте в мгновеньях под вечную тень , поцелуи под тенью так сладки… (2, 469).

Мифопоэтический характер обнаруживает окказиональный образ Тень -Река , вынесенный в заглавие стихотворения: «…А по водам Тень -Реки / Заиграют огоньки, / А по вскипам Тень -Реки / Засверкают светляки» (2, 428).

Таким образом, именно контекст обусловливает проявление ёмкой и многоплановой семантики словообраза тень в поэзии К. Бальмонта – контекст отдельного стихотворения и лирической системы в целом. Слово обнаруживает при этом принципиальную амбивалентность – важнейшее качество символа. В результате оно получает возможность замещать как крайние члены полярной парадигмы, так и среднее, промежуточное звено.

Одна из важнейших черт слова-символа тень – выражение особо значимого для символизма рубежного, пограничного, переходного состояния земного и ноуменального миров. В результате словообраз тень входит в ряд слов-символов с интегратором «неуловимое, непостижимое, символически отражающее в себе некое сущностное начало»: сумрак, дым, отблеск, отзвук, просветы, сон и т. п.

Можно говорить об акцентировании символического словоупотребления слова тень в лирике Бальмонта и о сложном взаимодействии нескольких значений, смысловых и экспрессивных коннотаций в каждом конкретном употреблении.

Примечания

1. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: В 2 т. Можайск, 1994. В тексте цитаты даются по этому изданию и сопровождаются указанием в круглых скобках тома и страницы через запятую.

2. Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. М.-Л., 1960. Т. 1.

3. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века. М., 1986.

4. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981-1984. Т. IV.

5. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. СПб., 2003.

– не обязательно быть профессиональным визажистом. Носите то, что нравится именно вам. Однако для того, чтобы придать себе немного уверенности в своем макияже, необходимо знать хотя бы его основы – теорию цветов и какая текстура наиболее выигрышно будет смотреться на вашей коже.

При этом не стоит зацикливаться на цвете теней – это не единственный критерий при выборе. Если вы поймете, что существуют так же различные текстуры – матовые, блестящие, гладкие – вы сможете создать уникальный образ.

В этой статье мы расскажем, тени какого цвета и какой текстуры подойдут вам как для ежедневного выхода, так и для особых случаев.


Как выбрать тени для век

Оттенок кожи


В наши дни оттенки кожи делятся на два типа: теплые и холодные. Несмотря на это, разные компании по производству косметики будут сами определять для своих продуктов, какой оттенок холодный, а какой наоборот. Определенного стандарта не существует. При этом, для разных оттенков подходят разные тени, и вам будет гораздо легче, если вы знаете все о своем лице.

Для того, чтобы проверить, какого оттенка ваша кожа, необходимо обратить внимание на вены на веках. У здоровых людей вены в нормальном состоянии голубого цвета, и, если кожа придает им зеленоватый цвет, значит он имеет желтый оттенок. Если придает фиолетовый, то ваш оттенок – красный.


Когда вы разберетесь, что к чему – дело за малым. С теплым оттенком кожи идеально сочетаются тени теплого цвета, а с холодным, соответственно – холодного. Выбирая противоположные цвета, вы добавите образу немного экстравагантности или драматичности.

Если у вас теплый оттенок кожи, то наиболее выигрышно будут смотреться следующие цвета: бронзовый, ванильный, слоновой кости, любые оттенки коричневого, розовый и коралловый. Если холодный, экспериментируйте со светло-голубым, сиреневым, зеленоватым и бирюзовым.

Цвет глаз



Используя цвет глаз для определения оптимальной палитры теней, вы обязательно попадете в точку и сфокусируете внимание окружающих именно там, где это необходимо. Выбор цвета, который дополняет ваши глаза (противоположный на цветовом круге) позволит вам внести изюминку в образ. Если же вы будете пользоваться тенями, которые схожи с цветом ваших глаз – эффект будет более мягкий и естественный.

Голубые глаза: Ни для кого не секрет, что оранжевый цвет является полной противоположностью голубому, так что любой его оттенок в сочетании с голубыми глазами будет выглядеть просто неотразимо. Для того, чтобы создать сногсшибательный образ, голубоглазым девушкам лучше всего использовать все оттенки оранжевого, красного и желтого цветов. Медный, коричневый, золотой, коралловый и розовый – они созданы именно для вас.

Для создания более таинственного и чуть более естественного образа подойдут фиолетовый и зеленоватый. Интересно, но не вызывающе будут смотреться сиреневый, сливовый или оливковый.

Зеленые глаза: При выборе теней зеленоглазым девушкам стоит обратить внимание на оттенки красного, такие как бордовый, розовый и, непосредственно, красный. Фиолетовый, лавандовый и персиковый помогут вам без особых усилий создать образ вашей мечты и идеально дополнят природную красоту ваших глаз.

Теплые металлические цвета, такие как бронзовый и медный не только сделают акцент на ваших глазах, но и станут прекрасным дополнением к серым или коричневым крапинкам на радужке, которыми зачастую могут похвастаться зеленоглазые люди.

Карие глаза: Коричневый – не значит скучный. На самом деле кареглазым очень повезло – спектр оттенков, игриво сочетающихся с их глазами невероятно велик. Любительницы макияжа с такими глазами могут смело экспериментировать с янтарным, медным, золотым, пепельным, лавандовым и серым.

К тому же не стоит забывать о том, что три основных цвета – желтый, красный и синий, при смешивании образуют коричневый. Поэтому, если вам повезло, выбирайте любой цвет, который, по вашему мнению гармонирует с коричневым и проявите творческие способности – от всеобщего внимания не будет отбоя.

Читайте также: Как потерять парня из-за неудачного макияжа

Макияж глаз

Цвет волос

Помимо цвета глаз стоит так же учитывать и цвет волос, так как обычно он привлекает много внимания, и на их фоне макияж может либо выглядеть слишком вульгарно и вызывающе, либо теряться и становиться незаметным.

Черный/коричневый: Брюнеткам всегда везет при выборе теней для век, так как им подходит практически любой цвет, особенно глубокие, темные оттенки черного, коричневого и фиолетового. Более естественный и мягкий образ брюнетки могут получить с помощью золотистого, бежевого, кремового, зеленого и желтого.


Блонд: Обычно у натуральных блондинок довольно светлый оттенок кожи от природы. Поэтому наиболее выигрышно будут смотреться теплые и спокойные цвета теней. Попробуйте розоватый, светло-фиолетовый и персиковый – вы абсолютно точно не прогадаете и придадите своему образу нежности и естественности.


Рыжий: На протяжении долгого времени рыжеволосые девушки не находили себе места в индустрии моды, и даже самые смелые решения были не в их пользу. Однако со временем все изменилось, и сейчас такой цвет, особенно натуральный, выглядит неотразимо и уникально.

Для девушек с рыжими волосами отлично подойдут нейтральные тени, например, коричневые, цвета слоновой кости, бежевые. Однако глубокие насыщенные оттенки зеленого придадут образу более загадочный и смелый вид.


Яркий, неестественный: Для девушек, любящих экспериментировать с волосами и не боящихся перемен, наиболее подходящими будут тени любого цвета. Различие будет лишь в образе и эффекте. Для вызывающего, смелого образа подойдут оттенки, находящиеся напротив цвета волос на цветовом круге. Наоборот, для создания более нежного и мягкого образа необходимо использовать тени того же оттенка, что и ваши волосы.

Совет: Помните о том, что использование теней одинакового с вашими глазами цвета сделает ваш образ менее заметным – цвета будут попросту сливаться. Это не значит, что голубоглазым категорически нельзя брать для макияжа голубые тени, а кареглазым – коричневые. Просто позаботьтесь о том, чтобы добавить в образ еще какие-нибудь оттенки – в этом случае макияж будет выглядеть чуть более привлекательно и игриво.

Тени для век

Текстура



Многие девушки, выбирая тени, фокусируются лишь на цвете – это довольно распространенная ошибка. Тени различной текстуры могут помочь вам достичь разного эффекта, однако, к сожалению, лишь немногие это понимают.

Что такое текстура



Текстура описывает то, как выглядят те или иные тени. В какой-то мере текстуру даже можно назвать их отделкой. Текстура определяет цену, простоту использования и, естественно, конечный результат. Она применима ко всем формам теней – спрессованному порошку, жидким и кремовым.

На текстуру необходимо обращать наиболее пристальное внимание при работе с камерой – особенно для съемки со вспышкой – однако базовые знания помогут вам создать ваш идеальный образ на каждый день.

Читайте также: Сила макияжа: женщины публикуют селфи с макияжем на пол-лица

Матовые тени

Матовые тени: Основной этап создания идеального макияжа следует начинать с использования матовых теней. Они не имеют блеска, поэтому отлично подходят для создания базы и контура. Поскольку матовые тени не отражают свет, их можно использовать при работе с камерой для создания на глазах модели четкого и выраженного теневого эффекта.

Некоторые матовые тени можно найти в кремовой форме – они слегка скользят, но основная их часть производится в виде спрессованного порошка. Чтобы получить именно тот эффект, которого вы ждете, следует сначала проверить насыщенность цвета и насколько сильно порошок измельчен.


Для создания контура бровей или складок, используйте серый и коричневый, а в качестве подводки отлично подойдут черный, темно-синий или фиолетовый. Матовые тени так же можно использовать для контура отдельных частей лица, например, носа или скул. Если у вас светлая кожа, ваши цвета – ванильный, кремовый и слоновой кости. Если же кожа темнее, то вам подойдет бежевый или оттенки охры.
Не стоит отчаиваться, если вам срочно нужно выходить, а основа для макияжа закончилась – матовые тени станут ей отличной заменой, при этом не влияя на накладываемый поверх них макияж.

Перламутровые тени: Несмотря на название, такие тени не имеют ярко выраженного блеска – они лишь имеют намек на него. Их блеск мягок и не выделяется. Они могут покрыть веки как частично, так и ярко, и густо – зависит от способа применения и конечного результата, который вы хотите получить.


Их использование поможет вам создать непринужденный и современный образ. Как правило, такие тени распределяются равномерно по всей поверхности века и не скапливаются в складках. Это делает их идеальными для использования как в юном, так и в зрелом возрасте.

Для того, чтобы выделить углубленные части век и визуально увеличить глаза, лучше использовать светлые тени. Темные оттенки помогут вам создать таинственный и яркий образ без излишней вульгарности.

Сатиновые тени: Эти полуматовые тени являются, можно сказать, своего рода гибридом между перламутровыми и матовыми. Они блестят чуть сильнее, чем матовые, однако блестящими в полной мере их назвать невозможно. Такие тени по цвету и текстуре напоминают шелковую ткань. Они подходят для любого возраста одинаково хорошо.


Поскольку они универсальны, они отлично проявляют себя как в добавлении глубины некоторым областям глаза, так и в осветлении поверхности. Их можно использовать так же для увеличения границ, контура и преломления света.

Сатиновые тени отлично подходят для создания базы под макияж глаз. Если вам необходимо немного визуально приподнять брови или подвести глаз – это именно то, что вам нужно. Вы можете смело использовать более глубокие и яркие оттенки, так как тени с такой текстурой не смотрятся вызывающе или вульгарно.

Текстура теней

Мерцающие тени: Мы не могли обойти стороной мерцающие тени, которые своим уникальным блеском и холодными оттенками способны придать взгляду загадочности. Их перламутровое сияние отлично воссоздает ледяной эффект. Единственный их минус в том, что они подходят для более молодых девушек, так как имеют свойство скапливаться в складках и делать их более заметными.


Кроме того, их необходимо использовать крайне осторожно и разумно, так как при избыточном нанесении они могут выглядеть кричаще и чересчур вульгарно.

Глянцевые тени: Глянцевые тени отлично отражают свет и, из-за этого, часто выглядят даже ярче, чем блестящие или мерцающие тени. Они отлично подходят для того, чтобы подтянуть и высветлить какую-либо область. Оттенки таких теней весьма разнообразны.


Эффект, получающийся в результате использования глянцевых теней зачастую выглядит слегка влажным. В отличие от матовых теней, глянцевый макияж выглядит модно и современно. Они идеально подходят для покрытия любых областей вокруг глаз и отлично смотрятся на глазах любой формы, за исключением выступающих.

Металлические тени: Именно так, вы не ослышались – металлические тени на вид полностью соответствуют своему названию, однако состоят из гораздо более безопасных материалов. Они имитируют реально существующие металлы – серебро, золото, медь, бронзу, платину и многие другие.


Такие тени идеально подходят для завершения естественного макияжа, так как они способны придать ему уникальность, загадочность и прекрасно оттенить тон кожи. Они так же обладают чувственным эффектом и, используя их как основные в своем макияже, вы придадите взгляду таинственности и сексуальности.

Такие металлические оттенки как розовое и желтое золото всегда актуальны, подходят любому сезону и никогда не выходят из моды.

Как правильно красить глаза

Искрящиеся тени: Такие тени сами по себе не отражают свет, но они содержат особые мелкие частицы, которые обладают этим свойством. При этом, они отражают свет не всей поверхностью, а отдельными участками.


Искрящиеся тени отлично подходят смелым девушкам, которые хотят добавить в свой образ некую изюминку, побольше яркости и загадочности. Их плюс состоит в том, что их можно использовать как в вечернем макияже, так и для повседневного образа. Мягкие, светлые оттенки отлично раскрывают естественную красоту глаз.

Блестящие тени: Если вы любитель экстравагантных образов и не боитесь экспериментов – такие тени созданы для вас. Они всей своей поверхностью отражают свет и придают образу эффектности и смелой яркости. Если вы хотите привлечь внимание к своему макияжу и даже сделать его чуточку агрессивным – смело используйте блестящие тени.


В этом случае такой макияж не подходит для ежедневных выходов в магазин. Но в совокупности с вечерним нарядом, верно нанесенные блестящие тени покажут окружающим, кто на празднике настоящая звезда.

1. Темное отражение на чем-либо предмета, освещенного с противоположной стороны.
О величине, форме, густоте, цвете.
Ажурная, бледная, большая, волнистая, вытянутая, гигантская, глубокая, голубая, громадная, густая, густо-синяя, длинная, дымная, жидкая, жидко-зеленоватая, заостренная, зеленая, золотая, зубчатая, исполинская, короткая, кружевная, крупная, кудрявая, куцая (разг.), лапчатая, легкая, лиловая, мертвенно-синяя, молочно-голубая, мутная, мягкая, неопределенная, нечеткая, неясная, огромная, плотная, полупрозрачная, причудливая, продолговатая, прозрачная, размытая, расплывчатая, растянутая, редкая, резкая, светлая, свинцовая, седая, серая, сетчатая, сизая, синяя, сквозная, слабая, слитная, смутная, странная, темная, темно-мглистая, темно-серая, темно-синяя, тонкая, тусклая, угловатая, удлиненная, узорчатая, черная, четкая, широкая, ясная.
О подвижности тени; о ее психологическом восприятии.
Беглая, бегущая, бесшумная, боязливая, вкрадчивая, дрожащая, зыбкая, летучая, мелькающая, мрачная, мягкая, неуловимая, пляшущая, ползучая, робкая, скользящая, строгая, таинственная, трепетная, трепещущая, угрюмая, унылая, шаткая. Душная.
2. Место, заслоненное чем-либо от солнца; затененное пространство.
Блаженная, большая, глубокая, густая, дубравная, жидкая, мирная (устар. поэт.), мрачная, обильная, огромная, отрадная, приятная, прозрачная, прохладная, свежая, свежительная (устар.), сладостная, сплошная, хладная (устар.), холодная, хранительная (устар.), широкая. Тощая, уютная.
3. Неясное, трудно различимое в темноте очертание кого-, чего-либо; призрак, привидение.
Безгласная, безмолвная, бесформенная, бледная, волшебная, грозная, густая, диковинная, дьявольская, жуткая, загадочная, зловещая, мерцающая, молчаливая, мрачная, немая, необычная, непонятная, нервная, неясная, полупрозрачная, прозрачная, слабая, смешная, смутная, странная, страшная, таинственная, тихая, туманная, тусклая, угрюмая, ужасная, уродливая, фантастическая, черная, чертовская (разг.), чудовищная.


Смотреть значение Тень в других словарях

Тень — ж. сень, стень, затинь, застень, южн. зап. холодок; отсутствие прямого, лучистого света, особ. солнечного, перенятого каким-либо предметом, который застеняет, застит, омрачает.........
Толковый словарь Даля

Тень — тени, в тени, мн. тени, теней и (устар.) теней, ж. 1. только ед. Темное пространство, отгороженное, застланное чем-н. от источника света, куда не проникают лучи света. Под навесом........
Толковый словарь Ушакова

Тень — -и; предл. о те́ни, в тени́; мн. те́ни, -е́й; ж.
1. Тёмное отражение на чём-л., отбрасываемое предметом, освещённым с противоположной стороны. Отчётливая, размытая т. Колеблющаяся,........
Толковый словарь Кузнецова

Тень — , область, заслоненная от источника света и потому являющаяся относительно темной. Размеры тени зависят от расстояния между источником света и заслоняющим объектом.........
Научно-технический энциклопедический словарь

Пеллегрини-штиды Тень — (A. Pellegrini; A. Stieda) рентгеновская тень полулунной формы у верхнего края внутреннего мыщелка бедра при синдроме Пеллегрини-Штиды.
Большой медицинский словарь

Тень — - евр. цель. упоминается в символической речи Библии в различных значениях. часто является символом спокойствия и покровительства (Ис. 30: 2; 49:2; Ос. 14:8); так, например,........
Исторический словарь

Тень — (Shadow). Архетип, служащий средоточием материала, подавленного сознанием. Он может включать материал, противоречащий социальным стандартам, так же как и желания, тенденции,........
Психологическая энциклопедия

Тень (schatten) — Автор. К.Г.Юнг. Категория. Архетип. Специфика. Нечто противоположное тому, что индивид акцентирует в своем сознании. Как несовместимое с избранной сознательной........
Психологическая энциклопедия

Пеллегри́ни - Шти́ды Те́нь — (A. Pellegrini; A. Stieda)
рентгеновская тень полулунной формы у верхнего края внутреннего мыщелка бедра при синдроме Пеллегрини - Штиды.
Медицинская энциклопедия

Воздух, Жизнь, Характер, Душа, Тень (умершего) — Философский смысл термина: Воздух (стоики, Цицерон); жизнь, душа (Цицерон, Сенека).
Философский словарь

Как известно из магловских учебников физики, тень – это темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны объекта, которая не обращена к источнику света. Однако к этому световому явлению издавна было особое отношение, ему приписывали разнообразные мистические значения.
У первобытных народов тень как невещественный образ человека олицетворяла собой его душу. Древние египтяне верили, что тень – это часть жизненной силы человека, которая находится в неразрывном единстве с ним. После смерти самым страшным наказанием для грешника считалась потеря им своей тени – ее пожирало адское чудовище с телом льва и головой крокодила.
В Библии слово "тень" (сень) имеет двойное символическое значение в зависимости от того, обозначает ли это слово присутствие или отсутствие солнечного света. С одной стороны, тени – предвестники смерти, неминуемой гибели человека в этом мире ("дни его, как тени, склоняются к ночи"), что грешника при жизни ждет после смерти бесконечная долина смертной тени, земля тьмы и мрака. С другой стороны, в Священном писании упоминается "тень Божия" - единственная верная и надежная защита праведника на земле. А когда "сила Всевышнего" осенила (покрыла своей тенью) лик девы Марии, она зачала будущего Христа.
В греческой мифологии за тень принимали призраков умерших людей. Считалось, что вечное царство мертвых Аида населено этими призрачными тенями.
В некоторых религиях существовало представление о тени как о демоническом двойнике человека. Тень являлась отражением и воплощением всех отрицательных черт своего хозяина.

Отношение к тени на Востоке и Западе сильно отличалось. Европейцы считали свет благом и основой для жизни, а тень была местом, где творилась темная, оборотная сторона жизни. С ней и тьмой вообще связывались исключительно недобрые предзнаменования, мифы и легенды. Но на Востоке тень ценили, она защищала людей и животных от палящего солнца, приносила прохладу и облегчение. В частности, в своем эссе "Похвала тени" японский писатель Танидзаки Дзюньитиро так описывает строительство своего жилища японцами: "прежде всего, раскрывают над ним зонт-кровлю, покрывая землю тенью, а уже в тени устраивают себе жилье". Тень, по восточным традициям, есть воплощение женского начала Инь, а свет – мужского Ян. В единстве этих двух понятий, двух сил заключается гармония всего мира. В религии ислама тень являлась олицетворением земного существования, спутницей тленных материальных форм, тогда как бесспорное и вечное не может отбрасывать тень. По этой причине в искусстве Востока считалось «особенно вредным изображать предметы, отбрасывающие тень».
В Индии существовала вера в тени святых, которые невозможно было уничтожить всеми известными на земле способами. В иранской мифологии существует описание птицы Умай (Хумай), которая, бросая свою тень на человека, чьи грехи не так тяжки, делает его счастливым.

Позже в европейском фольклоре бытовало мнение, что все люди носят маски, лишь тень способна видеть вещи в их "истинном свете". Писатели, художники, ученые разных эпох разговаривали со своей тенью, обращались к ней в поисках истины и вдохновения. Тень была вторым человеческим телом, вторым "я" человека, наделенным магическими способностями. В сказке Г.Х. Андерсена "Тень" та самая тень однажды отделилась от своего хозяина и стала вести самостоятельную жизнь. А после она и вовсе превратилась в человека и даже попыталась сделать хозяина своей тенью. В образе своей тени шекспировский отец Гамлета восстал из могилы, чтобы рассказать сыну о злокознях его дяди и матери.

Символизм тени нашел отражение в пословицах и поговорках разных времен:
"Слово – тень дела" (Демокрит).
"Дерево не отнимает своей тени даже у того, кто пришел срубить его" (древнеиндийская пословица).
"Наводить тень на плетень" (усложнять что-либо, делать его непонятным).
"На веждах его тень смерти" (так говорят о человеке, чья смерть неотвратима и близка).
"Бросать тень, наводить тень" (на кого-либо, что-либо, т.е. бесславить).
Про человека, который по каким-либо причинам разорвал связи с внешним миром, перестал общаться с друзьями и коллегами, говорят, что он "ушел в тень" или "вышел из тени" при обратном стечении обстоятельств.
Про трусливого человека говорят, что "он и тени собственной боится".
Полушутливая фраза современности "постоять в тени, облагородиться" имеет давние корни. Древние славяне верили, что нельзя стоять в тени дурного человека, ведьмы или колдуна, дома, где произошло самоубийство и т.п., так как из этой тени могут выйти злые духи и похитить душу человека. Считалось также, что всевозможная нечисть - черти, вампиры, лешие, водяные - не могут отбрасывать тени, т.к. души этих существ находятся в руках дьявола.

Вместе с тем тень – это не только сущность человека, но и особый мир, в котором не действуют земные законы. В мире волшебников известно, что этот мир населяют Теневые Драконы - одни из самых скрытных существ, способные скрываться и появляться из тени. В романе-фэнтези Роджера Желязны "Хроники Амбера" тени – это отражения Подлинного Мира, переходное состояние между Порядком (Амбером) и Хаосом. От слова "тень" происходит название славянского существа-призрака Постень.

В различных сонниках видеть во сне свою тень толкуется как предостережение, что вам нужно опасаться неприятностей со стороны своих врагов; видеть чужую тень - знак, что вас контролируют, пытаются обмануть и подчинить чьей-то воле.
В науке существуют понятия: "дождевая тень", "солнечная" и "лунная" тени, "тень Земли", "заваленные" тени, а также "открытые", "закрытые" и "собственные" тени.
А вот в косметологии омоним "тени" имеет вполне мирное значение – это средство для придания красоты (или дополнительного уродства, это уж у кого как), наносимое на веки. И здесь уже различают сухие или жидкие тени, тени в виде геля, крема или карандаша и пр.

Awen, Слайзерин, 3 курс