Обозначения в немецких схемах вязания спицами. Условные обозначения в схемах и как читать схемы

. ) In the beginning, looking at a knitting pattern can be very confusing — is that a foreign language it is written in?

Well, no, but it is the special language of knitting, which uses many abbreviations and terms, which save space and make patterns easier to read. So the first thing you need to do is become familiar with the knitting abbreviations.

Some of them are easy to understand, like these:

Basic Stitch Abbreviations

K or k = knit stitch
P or p = purl stitch

A complete list of knitting abbreviations and terms and their meaning can be found at (Полный список сокращений, терминов и их значений по вязанию на спицах Вы можете найти здесь ) : www.YarnStandards.com .

Terms represent things you are to do, like these:

CO = Cast on

(This is how you begin each knitted piece.)

BO = Bind off

(This is how you finish most knitted pieces. Binding off is sometimes
called casting off. They mean the same thing.)

Inc = Increase

(Add one or more stitches. The most basic increase is to work in the front, and then again in the back, of the same stitch. This can be done in both knit and purl stitches.)

Dec = decrease

(Eliminate one or more stitches. The most basic decrease is to work two stitches together as one. This can be done in both knit and purl stitches. Different ways of increasing and decreasing change the way the project will look, and most designers have a specific method in mind. So usually your pattern will tell you how to do this.)

Rep = repeat

(Do the same thing again the number of times stated in the pattern.)

Sl = Slip

(Slip a stitch or stitches from one needle to the other, without working it.)

YO = yarn over

(Take the yarn over the needle.)

Tog = together

(Work 2 or more sts together, forming a decrease.)

Work even Maintain pattern as established

This is usually used when you are working a pattern stitch and are increasing (or decreasing) at the edges. It means that you keep the center part in the pattern as you have already set it up, and will add (or subtract) stitches at each end without disturbing that pattern. When enough new stitches have been added, they should be incorporated into the pattern.

Getting Started

With the abbreviations and terms at hand, let’s look at a typical knitting pattern. Knitted items can be worked back and forth in rows to form a flat piece, or in rounds to form a tube with no seams, such as socks or hats. Special needles are used to work in rounds.

Let’s start by working a flat piece.

First the instructions will tell you to cast on a certain number of stitches.
But wait - before you can start casting on, you must place a slip knot on one of the needles.
Patterns never tell you to do this - they just assume you know it. Here’s how you make a slip knot (See Figures 1 & 2).

There are many methods of casting on. Some give a nice stretchy edge;
others give a firm base. Unless the pattern tells you differently, use the method you were first taught.

Now let’s look at a typical pattern.

Чтобы отвлечься от повседневных проблем, каждый человек выбирает себе занятие по душе. Сегодня особой популярностью у любителей рукоделия пользуется вязание. Обозначение петель для данного вида рукоделия считается практически общепринятым, с некоторыми лишь незначительными уточнениями. Однако если вы освоите основные варианты графического изображения петель, чтение схем уже не составит никакого труда. Останется только держать под контролем количество рабочих петель и периодически сверяться с узором.

Поиск схемы - начало вязания

Для схемы имеют определяющее значение, впрочем, как и для других видов вязания. Они обеспечивают точность повторения определенного узора. Мало кому удастся точное воспроизведение без графического рисунка. Для этого нужно иметь достаточый опыт и хорошее воображение. А кроме того, с этой целью, почти наверняка, придется распустить имеющийся образец. Но это исключает возможность допущения ошибки. Поскольку, если что-то пойдет не так, то исправить ситуацию будет достаточно сложно. Именно поэтому использование схем при вязании является наиболее простым и предпочтительным вариантом.

Можно утверждать, что, независимо от того, в каком источнике была найдена схема, любой, кто знает условные обозначения петель, сможет выполнить узор. Даже если использовался иностранный ресурс, и прочитать коментарии к выполнению вязания нет возможности (из-за языкового барьера).

Основные виды петель

Для того чтобы постичь азы вязания, нужно освоить всего три вида основных петель: лицевую, изнаночную и накид. Все разнообразие узоров выполняется именно из них в разном их сочетании и вариантах исполнения. Рассмотрим общепринятое обозначение на примере таблицы, приведенной ниже.

Каждый вид петель, несмотря на то что их всего три, имеет свое основное предназначение. Если изнаночная применяется в основном для выполнения обратной стороны изделия, или выделения определенных элементов, лицевая петля - это для вязания спицами. Вариациями данной петли считаются скрещенные, проявязанные одновременно две или три петли, спущенные, вытянутые. Они могут иметь наклон вправо или влево, все зависит от сложности и симметричности рисунка. И, наконец, накид - он используется, когда нужно добавить определенное количество петель, а также для выполнения ажурных узоров.

Лицевая петля

Начнем с рассмотрения самого простого и популярного вида петель - лицевых. Этот вид считается самым распространенным, потому что именно с лицевыми петлями выполняется огромное количество вариантов, которые и дают возможность получить такое разнообразие узоров. Они используются при выполнении самых простых вариантов: для чулочного или платочного вязания, а также для создания особо сложных рисунков.

Каким бы сложным ни показался узор на первый взгляд, повторив его выполнение несколько раз подряд, дальнейшую работу можно осуществлять буквально на интуитивном уровне. Хотя практически везде обозначение петель при является аналогичным, некоторые нюансы все же стоит помнить.

Приступая к вязанию нового, малознакомого узора, вязальщица выполняет небольшой образец. Он поможет рассчитать необходимое количество петель для изделия, а также позволит понять технику выполнения рисунка. Лицевая петля, как правило, обозначается вертикальной черточкой или пустой клеткой.

Особенности обозначения

Схемы, как правило, составляются с учетом зрительного восприятия рисунка. Поэтому часто для визуального его представления требуется выделение таких областей на схеме, которые для рисунка не имеют практического значения. И тогда пустыми клетками обозначаются именно такие места. Это следует помнить, поскольку из-за несоблюдения этого нюанса невозможно выполнить вязание правильно. Рисунок не получится, потому что петли не попадут на положенное им место.

Изнаночная петля

Другим самым распространенным видом петель считается изнаночная. На схемах она представлена горизонтальной черточкой. Такое обозначение петель на схеме напоминает их реальный вид при вязании. Как уже говорилось выше, и лицевая, и изнаночная петли имеют одинаково важное значение при вязании, потому что использование различных вариантов их сочетаний и позволяет добиться получения всевозможных, достаточно разнообразных узоров.

Накид

И третьим видом петель в вязании считается накид. Собственно, петлей его назвать можно весьма условно. Это всего лишь нить, наброшенная на спицу с целью дальнейшего вывязывания из нее петли. На схемах он обозначается просто кружочком. При выполнении сложного изделия часто используются приемы как сужения изделия, так и расширения. И в этом случае на помощь приходит накид.

Еще накид используется для вязания ажурных узоров. В силу того, что он возникает там, где раньше петли не было, он придает некую воздушность и рыхлость узору. И если будет соблюдено правильное сочетание толщины нити и диаметра спиц, можно добиться получения невероятно красивых, буквально невесомых изделий.

Варианты вязания лицевых петель

Как отмечалось выше, существуют различные варианты сочетания основных петель при вязании спицами. Схемы узоров иногда содержат обозначения, отличные от вышеперечисленных.

Например, если рисунок предполагает наклон петель вправо или влево, тогда основные петли провязываются по некоторым правилам. Техника их вязания будет несколько различаться.

Для наклона лицевой петли влево нужно сначала снять одну непровязанной на рабочую спицу, а затем, провязав следующую, протянуть ее через снятую. А для того чтобы добиться наклона петель вправо, нужно ввести спицу под вторую петлю, и, захватив ее и предыдущую, одновременно их провязать. Следует отметить, что выполнение такого сочетания наклонов, особенно для недостаточно опытного мастера, совсем не просто. Приходится постоянно сверяться со схемой узора. А то, что обозначение петель при вязании спицами является универсальным, значительно упрощает процесс восприятия схемы.

Такие же приемы могут использоваться не с одной, а для провязывания пар петель.

На схеме такие варианты обозначаются соответственными куда их следует выполнять. Гораздо реже такие наклоны обозначаются треугольником, указывающим направление наклона.

Использование вспомогательных спиц

Еще есть очень важный момент для понимания того, как происходит обозначение петель при вязании. Спицами можно выполнить не все варианты петель. Иногда с этой целью используются дополнительные рабочие спицы, крючок или булавки. Они помогают не потерять петли, которые должны провязываться после тех, которые находятся дальше на вспомогательной спице.

Три черточки, имеющие общую вершину, говорят о том, что три петли тоже провязываются особенным способом. Аналогично наклонам, одна петля снимается непровязанной. Затем, две петли провязываются вместе лицевой и протягиваются через снятую. Таким образом, мы получаем пирамидку с единой вершиной, которая сходна с условным обозначением на схеме.

Значение схемы

Таким образом, мы пришли к выводу, что каждая петля в процессе вязания играет определенную роль. Поэтому особенное значение приобретает обозначение петель при вязании спицами. Ведь только четкое следование схеме может обеспечить получение определенного рисунка на готовом изделии.

Вязание - это не просто изготовление различных вещей собственными руками, это еще и процесс творчества. Сложно представить себе, что получение такого огромного количества разнообразных узоров возможно путем использования различных вариантов выполнения всего трех основных петель. Каждой вязальщице под силу придумать свой особенный вариант узора (предварительно попрактиковавшись на имеющихся). И тогда, возможно, именно вашу схему выполнения будут рекомендовать друг другу любители рукоделия.


Схемы всегда читают снизу вверх. Ряды читают попеременно сначала справа налево, затем слева направо, или соответственно ориентируясь на номер ряда. Круговые ряды всегда читают справа налево. Раппорт или соответственно раппорты повторяют в ширину. В высоту повторяют ряды так, как указано в инструкции рядом со схемой. Если на схеме не приведены кромочные петли, то для выполнения края "узелками" или "цепочкой" их нужно набрать дополнительно. Если на сетке схемы выделены толстые вертикальные линии, то между ними находится раппорт, который следует повторять. Петли вне линий являются крайними для соответствующего узора, их нужно вязать только в начале и конце ряда.

Список сокращений:
п. = петля
р. = ряд
лиц.= лицевой
изн. = изнаночный
вспом. = вспомогательный
соотв. = соответствующий
след. = следующий

" width="297" /> Как читать схемы к узорам

Узоры представлены в виде схем, на которых клеточками обозначены петли: 1 клеточка - 1 петля.

Схемы читают снизу вверх: в лицевых рядах (нечетные) - справа налево, в изнаночных рядах (четные) - слева направо. Таким образом, чередование клеток на схеме соответствует чередованию петель при вязании.

Цифры по бокам схемы указывают число рядов, то есть ту последовательность, в которой нужно вязать. Справа стоят числа для лицевых рядов, слева - для изнаночных рядов. В большинстве схем узоров запись четных рядов (изнаночных) отсутствует, т.е. приведены только лицевые ряды. В этих случаях в изнаночных рядах петли вяжутся по рисунку, то есть: изнаночные петли - изнаночными, лицевые петли - лицевыми, накиды вяжут изнаночными. Если есть исключения из этого правила или какие-то особенности, то их указывают непосредственно возле схемы.

Если изнаночные ряды отражены на схеме, то петли вяжутся, как указано.

Как вязать ту или иную петлю, поясняется значками, расшифровка обозначений которых дается общим списком.

В раппорте отражено то число петель в ширину, которое понадобится, чтобы создать узор. Раппорт отмечается на схемах стрелочками или вертикальными линиями. В описании узора раппорт обычно помечается звездочками * *.

Вязать начинают с петель до раппорта, затем повторяют петли раппорта столько раз сколько потребуется для достижения нужной ширины изделия, и заканчивают петлями после раппорта.

На схеме приводится в высоту такое количество рядов, какое необходимо для образования узора. Приведенные ряды следует все время повторять. Исключения из этого правила указываются непосредственно возле каждой схемы.

Две крайние (кромочные) петли в число петель, образующих рисунок, не входят, их следует учитывать только при наборе петель. Как правило, кромочные петли обозначаются знаком +.

Если на схеме не приведены кромочные петли, то для выполнения края "узелками" или "цепочкой" их нужно набрать дополнительно.

При чтении схемы (как правило, схемы ажурных узоров) может встретиться понятие "нет петли" (пустая клетка). Такие обозначения вводятся для удобства записи (чтобы сохранить прямоугольную форму схемы) и при вязании во внимание не принимаются. Просто нужно вязать по порядку, не обращая внимания на пропуски в схеме. Если, например, по схеме лицевая петля, далее пустая клетка, затем изнаночная петля, то вязать надо: лицевая петля, изнаночная петля и далее.

Ответы на самые частые вопросы, которые к нам поступают

1. Что такое раппорт?

Раппортом называется элемент узора, состоящий из определенного количества петель и рядов, повторением которого создается общий узор. Т.е. раппорт - это законченный фрагмент узора, повторив который в процессе вязания, мы получаем общий узор.

Возьмем для примера самый простой узор - резинка 2х2 (чередуются 2 петли лицевые, 2 изнаночные).

Раппорт этого узора будет = 2 лиц., 2 изн.

Для этого узора количество петель должно быть кратно 4+2 кромочные. Допустим, набираем 18 петель (16+2).

Вяжем: кромочная, раппорт, раппорт, раппорт, раппорт, кромочная.

В текстовой записи к узору раппорт обычно заключен между *. На схеме к узору раппорт обычно выделен черной вертикальной линией или стрелочками.

При расчете необходимого количества петель для выбранной модели обязательно учитывают количество петель в раппорте узора, чтобы расположить раппорт узора на детали симметрично.

2. Что означает "нет петли"?

Такие обозначения вводятся для удобства записи (чтобы сохранить прямоугольную форму схемы) и при вязании во внимание не принимаются. Просто нужно вязать по порядку, не обращая внимания на пропуски в схеме. Если, например, по схеме лицевая петля, далее пустая клетка, затем изнаночная петля, то вязать надо: лицевая петля, изнаночная петля и далее.

3. Что значит "петли вязать по рисунку"?

Вязать петли по рисунку - это значит вязать петли так, как видите: изнаночные - изнаночными петлями, лицевые - лицевыми петлями, накиды с изнаночной стороны вяжут изнаночными.

Существует ряд правил в составлении схем по вязанию на спицах:

1. Номера нечётных рядов указываются справа от схемы. Обычно указывают только нечётные ряды, ими обозначается лицевая сторона изделия. Делается это для того, чтобы было проще увидеть рисунок, который должен получаться в процессе вязания.
2. Номера чётных рядов указывают на схемах слева. Они обозначают изнаночную сторону.
3. Чётные ряды, или ещё их называют изнаночные, вяжутся по рисунку. Это означает, что если перед вами изнаночная петля, то провязываете её изнаночной, а если лицевая, то вяжете лицевой.
4. Для обозначения повторяющихся фрагментов на схеме используют понятие «раппот». На схемах обычно раппот обозначается двумя стрелочками, показывающими его начало и конец. Раппот означает, что заключённые между стрелочками петли повторяются в ряду требуемое количество раз.
5. Вязание всегда идёт снизу вверх, справа налево.
6. Кромочные петли на схемах не указываются.

Для того, что разобраться, как же всё-таки вязать все эти квадратики, стрелочки, чёрточки рассмотрим подробнее как вязать узор, используя схему простого узора «Шахматка». Свяжем данный узор по схеме.

Перед схемой даны условные обозначения:
- лицевая петля
- изнаночная петля

Убедившись, что кроме основных петель для вязания этого рисунка не требуется знание сложных приёмов, идём дальше. Рассмотрим схему внимательно:

Замечаем, что снизу первого ряда указаны две стрелки - это обозначение раппота. Значит, если мы этим узором будем вязать полотно, например шарф, то набрать на спицы нужно будет число петель кратное восьми (количество квадратиков между стрелками) плюс две кромочные петли. В нашем случае мы наберём двенадцать петель для вязания рисунка, и две кромочные.

Первый ряд

Одну кромочной петлёй (не указана в схеме);
четыре лицевые петли;
четыре изнаночные;
четыре лицевые петли;
провязываем последнюю четырнадцатую петлю кромочной (не указана на схеме).

Второй ряд



четыре изнаночных (связанные в первом ряду лицевые петли на изнаночной стороне выглядят как изнаночные);
четыре лицевых;
четыре изнаночных петли;
провязываем последнюю петлю кромочной (не указана на схеме)

Ряды с третьего по восьмой вяжем аналогично первому и второму ряду. С девятого ряда рисунок меняется:

Девятый ряд

Первую петлю, кромочную, снимаем (не указана на схеме);
четыре изнаночных петли;
четыре лицевых петли;
четыре изнаночных петли;

Десятый ряд

Второй ряд на схеме не обозначен, поэтому вяжем его по рисунку:
первую петлю, кромочную, снимаем (не указана на схеме);
четыре лицевых (связанные в девятом ряду изнаночные петли на изнаночной стороне выглядят как лицевые);
четыре изнаночных петли;
четыре лицевых петли;
провязываем последнюю петлю кромочной (не указана на схеме).

Ряды с одиннадцатого по шестнадцатый вяжем аналогично девятому и десятому. Провязав шестнадцатый ряд, закрываем петли. Наш образец готов.

Теперь освоив азы можно переходить к вязанию по более сложным схемам.

ОСОБЕННОСТИ ПРИ ВЯЗАНИИ СПИЦАМИ http://www.kroshe.ru/sp_osob.php

На предыдущем уроке мы познакомились со способами изменения количества петель в процессе вязания для выполнения узоров и орнаментов.
Для выполнения сложных узоров вязания пользуются схемами, их нужно уметь понимать.
На схемах условными обозначениями изображают раппорт узора . Раппорт - последовательно повторяющийся элемент узора, который включает в себя определенное КП по ширине и КР по высоте и записывается формулой.
Например, запись КП/7+3+2 кр. означает, что 7 - это раппорт узора, значит, в формулу расчета петель вместо КП/7 подставить любое число, делящееся на 7 без остатка, к этому числу прибавить 3 (КП для симметрии узора) и 2 (кромочные петли).

На схемах раппорт заключен между утолщенными линиями. Петли для симметрии могут располагаться до или после петель раппорта. Кромочные петли на схемах не изображаются.
Цифры под нижней горизонтальной чертой схем указывают номер петли 1-го ряда. Отсутствие номера петли означает, что петли на спице нет, она появится в процессе вязания, поэтому место для нее на схеме приготовлено заранее.
Цифры слева и справа от схем указывают номер ряда. Вязать надо всегда от номера ряда. Вязание по схеме справа налево дает лицевую сторону работы, слева направо - изнаночную. В многоцветных узорах различные цвета нитей обозначены буквами: А. Б, В и т.д.

Узоры, в которых четные ряды вяжут петлями одного вида или "как смотрят петли", т.е. над лицевыми вяжут лицевые, над изнаночными - изнаночные, на схемах представлены только нечетными рядами.
Запись в конце схемы указывает, с какого ряда повторять узор.

Сокращения:

  • п. - петля
  • р. - ряд
  • КП. - количество петель
  • КР. - количество рядов
  • кр. - кромочная
  • л. - лицевая
  • из. - изнаночная
  • всп. - вспомогательная
  • осн. - основная
  • сх. - схема

Пример возможных условных обозначений на схемах

Одна лицевая и одна изнаночная петля

1 л. п. скрещенная с захватом рабочей нити снизу. Правую спицу ввести за заднюю стенку петли на левой спице, захватить рабочую нить снизу и вывязать петлю. Вывязанная петля располагается на спице таким образом, что ее стенки будут скрещиваться при дальнейшем вывязывании из нее лицевой или изнаночной петли.

1 п. снять с левой спицы на правую, рабочую нить оставить за петлёй.

1 п. снять с левой спицы на правую, рабочую нить оставить перед петлёй.

Накид от себя. Отсутствие петли на схеме.

Накинуть рабочую нить на правую спицу, петлю с левой спицы снять на правую.

Две петли провязать вместе лицевой.

Три петли провязать вместе лицевой.

Две петли провязать вместе следующим образом: 1 п. снять с левой спицы на правую приёмом лицевой петли, следующую петлю провязать лицевой, левой спицей подхватить снятую петлю и накинуть её на вывязанную петлю.

3 п. провязать вместе следующим образом: 2 п. поочередно снять с левой спицы на правую приемом лицевой петли, следующую петлю провязать лицевой, левой спицей подхватить снятые 2 п. и накинуть их на вывязанную петлю.

Две петли провязать вместе изнаночной.

Пять петель провязать вместе изнаночной.

3 п. провязать вместе лицевой следующим образом: 2 п. снять одновременно приемом лицевой петли, следующую петлю провязать лицевой, снятую петлю, подхватив левой спицей, накинуть на вывязанную петлю.

Петлю предыдущего ряда провязать лицевой, непровязанную петлю спустить с левой спицы.

Лицевая петля из-под перекрещенной протяжки.

"Шишечка" из 5-и п.: вывязать из одной петли 5 п., чередуя лицевую п. с накидом,
повернуть вязание, провязать эти петли лицевыми, повернуть вязание, провязать эти петли изнаночными,
повернуть вязание, провязать эти петли лицевыми, повернуть вязание, провязать все 5 п. лицевой скрещенной.

"Бугорок" из 5-и п.: вывязать из одной петли 5 п., чередуя лицевую п. с накидом,
повернуть вязание противоположной стороной к себе и провязать все 5 п. вместе изнаночной.
Вернуть вязание в прежнее положение и вывязанную п. переснять на правую спицу.

Из одной п. вывязать 5 п.: провязать петлю лицевой, не спуская ее с левой спицы, сделать накид, еще раз провязать лицевой, сделать накид и еще раз провязать лицевой.

"Шишечка" из 5-и п. вывязывается за то количество рядов, которое охватывает фигурка на сх.:
сначала вывязывается из одной петли 5, чередуя лицевые с накидом,
затем эти петли провязываются в соответственном ряду согласно условному обозначению, занесенному в фигурку,
в заключение все петли провязываются вместе изнаночной.

2 п. снять с левой спицы на правую, рабочая нить перед петлями. Следующие 2 п. провязать лицевыми. Левую спицу ввести сзади под рабочей нитью в снятые петли, а правую спицу вынуть из 4-х п. и подхватить 2 вывязанные п.,
2 п. на левой спице провязать лицевыми или изнаночными в зависимости от условных обозначений, находящихся под горизонтальной чертой.

КП, находящееся под горизонтальной чертой, снять с левой спицы на правую, оставив рабочую нить перед петлями.
Следующие петли провязать согласно условным обозначениям под горизонтальной чертой. Левую спицу ввести сзади под рабочей нитью в снятые петли, а правую вынуть из вывязанных и снятых петель и подхватить вывязанные петли.

Петли на левой спице провязать согласно условным обозначениям над горизонтальной чертой.

2 п. снять с левой спицы на правую, рабочая нить за петлями, следующие 2 п. провязать лицевыми.
Левую спицу ввести спереди в снятые петли, а правую вынуть из 4-х п. и подхватить сзади 2 вывязанные п.

Любой узор в вязании можно представить схематично в виде символов. Как правило, имеются условные обозначения в вязании, которые назначают определенным символам. Так например, лицевая петля обычно обозначается символом – вертикальная палочка, изнаночная – горизонтальная палочка, а накид обозначается кружком. Кроме этих трех символов есть еще и другие.

— 1 лицевая петля за переднюю стенку (классическая);

— 1 изнаночная петля (классическая);

— 1 накид (к себе);

— 2 накида: обмотать спицу по часовой стрелке 2 раза;

— 3 накида: обмотать спицу по часовой стрелке 3 раза;

снятая петля (нить за петлей);

снятая петля (нить перед петлей);

снятая петля с наклоном вправо: сначала связать 2-ю петлю лицевой за переднюю стенку, затем 1-ю;

снятая петля с наклоном влево: сначала связать 2-ю петлю лицевой за заднюю стенку, затем 1-ю-за переднюю;

2 вместе лицевой за передние стенки (наклон вправо);

2 вместе лицевой за задние стенки (наклон влево);

2 вместе (без наклона): 1-ю петлю снять, 2-ю провязать лицевой за переднюю стенку и надеть на нее снятую;

3 вместе лицевой за передние стенки (наклон вправо);

3 вместе лицевой за задние стенки (наклон влево);

3 вместе (без наклона): 1-ю петлю снять.: следующие провязать вместе лицевой за передние стенки и надеть на них снятую;

5 вместе лицевой за передние стенки;

5 вместе лицевой за задние стенки;

из одной петли вывязать нечетное число петель (5): вязать попеременно 1 лицевую, 1 накид, в конце 1 лицевая;

4 лицевые (изнаночные) поменять местами с наклоном вправо: 1-ю и 2-ю петли оставить за работой и провязать после 3-й и 4-й (петли над стрелкой располагаются поверх петель, находящихся под стрелкой);

4 лицевые (изнаночные) поменять местами с наклоном влево: 1-ю и 2-ю петли оставить перед работой и провязать после 3-й и 4-й (петли над стрелкой располагаются поверх петель, находящихся под стрелкой);

в группе из 3-х петель поменять местами 2 крайние: 3 петли снять на правую спицу, не провязывая (нить за работой), ввести левую спицу перед работой в правую, крайнюю петлю (1-ю) и вынуть правую спицу из 3-х петель, подхватить на правую спицу среднюю (2-ю) и левую крайнюю (3-ю) петли, затем левую спицу ввести в среднюю петлю, правую спицу высвободить из 2-х петель, ввести в 3-ю и посадить ее на левую спицу. Теперь провязать: 1 -ю петлю (бывшую 3-ю) лицевой за переднюю стенку, 2-ю (среднюю)-изнаночной и 3-ю (бывшую 1-ю) лицевой за заднюю стенку;

«шишечка» - по лицевой стороне работы из одной петли или протяжки связать 5 петель (1 лицевая , 1 накид, 1 лицевая, 1 накид, 1 лицевая), вязанье повернуть изнаночной стороной к себе и провязать новые 5 петель по отдельности лицевыми (1-ю из них снимать как кромочную), опять вязанье повернуть и провязать 5 петель изнаночными, еще раз повернуть вязанье и провязать 5 петель лицевыми и, вновь повернув вязанье, провязать 5 петель вместе изнаночной.

Некоторые приемы вязания узоров по схемам

При составлении схем для ручного вязания, как правило, придерживаются некоторых правил.

Главное правило - на схеме изображается только лицевая сторона полотна.

Например, ажурный узор, показанный на рисунке, а схема этого узора выглядит так – рис.

Для того, чтобы «чтение» схем не представляло сложностей предлагаем воспользоваться некоторыми советами.

1. Схему нужно внимательно изучить, вспомнить или найти обозначения всех условных знаков.

2. Определить количество петель в узоре, подсчитать количество петель необходимое для симметрии узора. Как правило, эти данные приводятся в инструкции или помечены на схеме. В приведенном узоре 10 петель плюс 1 петля для симметрии.

3. На спицы набирается столько петель, чтобы их число составляло несколько мотивов узора (не забываем про петли для симметрии) и прибавляют 2 кромочные. Кромочные на схеме не изображаются.

В приведенном узоре нужно набрать 23 петли (2 мотив плюс 1 петля для симметрии и 2 кромочные).

4. 1 ряд вяжется так: символы читаются справа налево.

5. Затем вязание переворачивается и вяжется второй ряд. В приведенном примере четные (изнаночные) ряды вяжутся по рисунку. Это означает, что петля вяжутся так, как они видятся на спице.

Может встретиться относительно трудный вариант - когда четные ряды нужно вязать, читая знаки. Здесь необходимо учитывать, что знаки (петли) «смотрят» со схемы, изображая лицевую сторону полотна, а вязать их нужно так, как петли выглядят с изнанки. Например, если нарисована вертикаль (лицевая петля), то вязать нужно изнаночную.

6. Связав 2-й ряд, вяжется 3-й, читая знаки опять справа налево, и так продолжается вязание, пока не будут связаны все ряды схемы. Обычно число рядов соответствует высоте одного мотива или двух, если узор построен в шахматном порядке.

Вот, пожалуй, и все «трудности», которые вы можете встретить, пользуясь схемами. А для тек, кто хочет, но не умеет вязать носки подробное видео.