Классный час на тему «23 февраля. Классный час на тему "23 февраля" III

Классный час по теме: «23 Февраля – День защитника отечества».

Цель:

    Познакомить уч-ся с историей возникновения праздника Днём Защитника Отечества.

    Вспомнить славные подвиги земляков.

    Продолжить воспитание чувства гордости за свой народ, любовь к Родине.

Оформление и оборудование класса:

    иллюстрации на военную тематику, рисунки;

    военных профессий, фото защитников Отечества;

    подборка книг о защитниках Родины;

    магнитофон, телевизор, ТСО - DVD,

    песня «У моей России – длинные реснички;

    стихотворение «На века России слава!»;

    песня «Офицеры» О.Газманова.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

Учащиеся читают стихотворение.

1 уч-ся:

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.

2 уч-ся:

Поднимаясь мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

2. Вступительное слово учителя.

Учитель:

23 февраля вся страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества. Слово «Отечество» того же корня, что и слово «отец», «Отчизна», «отчий дом», «отчий край. Отечество – это наша страна, Родина.

А что можно назвать Родиной?

Дети: (читают все вместе)

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовём!

А как называется наша большая Родина?

Дети: РОССИЯ.

Учитель:

Очень много песен, стихотворений посвящено России.

Сейчас мы исполним одну из песен, посвящённых России, и узнаем, кого ещё можно назвать своей Родиной - Россией.

Песня.

«У моей России длинные реснички».

1 куплет

У моей России - длинные косички.
У моей России - светлые реснички.
У моей России - голубые очи.
На меня Россия ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,
Вихри вьются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.

2 куплет

Для меня Россия – дивные берёзы.
Для меня Россия – утренние росы.
Для меня Россия – ты всего дороже.
До чего на маму ты мою похожа.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,
Вихри вьются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.

Так на кого же похожа ещё Россия?

Уч-ся: - На маму.

Учитель:

Прослушайте запись одного из стихотворений о России: «На века России нашей слава».

Ребята, а вы знаете, почему именно День защитника Отечества празднует вся страна 23 февраля?

Уч-ся рассказывает историю этого праздника.

В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник, соответственно получил название День Советской Армии.

А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон « О днях воинской славы России», в котором этот день назван «День защитника Отечества».

Учитель:

Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести.

Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели.

Мы сейчас проведём маленький экскурс по исторической ленте времени и вспомним события, которые связаны с этими защитниками нашей Родины.

Вспомните имена былинных богатырей?

Уч-ся:

Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Учитель:

А из истории Древней Руси?

Уч-ся:

1. Великий полководец-Александр Невский , который в тяжёлое для Руси время смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Эта битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке.

Учитель:

А из истории образования Московского государства?

Уч-ся:

2. Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон, а его правнук Великий государь Иван III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. Так начались новые времена в истории нашей страны – ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. Это было в 14 веке.

3. Полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин в 1612 году создали народное ополчение, т.е. войско из простых людей-горожан и крестьян и изгнали польских захватчиков. С этим сражением связан праздник 4 ноября – День народного единства.

4. Александр Васильевич Суворов – начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: «Побеждают не умом, а уменьем». Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор.

Это было в период 18 века.

5. Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века.

6. Георгий Константинович Жуков.

В XX веке ко всем этим именам добавились ещё имена великих полководцев Великой Отечественной войны -Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, и многие другие. За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых они проявили свою сообразительность и смекалку, чтобы победить врага.

Учитель:

Можно бесконечно перечислять имена наших защитников: полководцев, офицеров, которые участвовали в различных войнах- Афганской, Чеченской. Их имена мы никогда не забудем!

Учитель:

Скажите, ребята. Какие виды войск существуют в Российских Вооружённых силах?

Дети:

    Сухопутные.

    Военно-воздушные.

    Военно-морской флот.

    Ракетные войска стратегического назначения.

Учитель:

А какие военные профессии вы знаете?

Дети перечисляют:

Учитель:

А кто нужнее в Армии?

На этот вопрос ответить невозможно.

Какой палец нужнее?

Все нужны.

Одним пальцем не ударишь-

Нужно все пальцы сжать в кулак,

И враг получит крепкий удар, когда вместе ударят по нему ракетчики, танкисты, лётчики, моряки и воздушные десантники.

Какие строчки можно посвятить каждой профессии?

(Дети читают стихи.)

Танкист

Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдёт
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищён бронёй
И сможет встретить бой!

Лётчик

Он металлическую птицу
Поднимет в облака.
Теперь воздушная граница
Надёжна и крепка!
Военный врач
Солдат у вражеских высот
Был ранен утром рано.
Отважный военврач спасёт,
Он перевяжет раны!
Врач извлечёт из ран солдата
Два небольших осколка
И скажет: «Унывать не надо!
Живи, братишка, долго!»

Сапёр

Давно закончилась война,
Но след оставила она –
Бывает, среди грядок
Закопаны снаряды.
И с техникой придёт сапёр,
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор,
Беды, и слёз, и боли!

Десантник

Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут тёмный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага.

Моряк

На мачте наш трёхцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днём, и ночью быть должны
Под бдительной охраной!

Подводник

Вот дивная картина-
Выходит из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат –
Они и там, и тут
Под водной гладью кружат,
Границу берегут!

Артиллерист

Да здравствуют артиллеристы-
Защитники наших земель,
Подносчики наших снарядов,
Наводчики, бьющие в цель!

Пограничники

На ветвях заснули птицы,
Звёзды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю
Наше небо сторожат!

Учитель:

Так можно ответить на вопрос – кто нужнее Армии?

Дети:

Нет. Все военные профессии нужны Вооружённым силам! Они все связаны между собой.

4. Заключение

В исполнении Олега Газманова прозвучит песня, посвящённая всем офицерам.

Прослушивание песни «Офицеры».

Учитель:

Много наших побед на счету наших воинов. Наша страна всегда славилась и славится героями.

(Под тиканье часов дети встают и проводится минута молчания.)

1 уч-ся: Мы будем помнить ваши имена
И память завещать Грядущим поколеньям.
Герои не уходят навсегда,
Им не грозит холодное забвенье.

2 уч-ся: Сыны России подрастают вновь
И Родине служить они готовы,
Чтоб солнце не ушло навеки в ночь,
А утром озаряло землю снова.

3 уч-ся: Пусть небо будет голубым
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат,
И пулемёты не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!

4 уч-ся: Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу.
Он на посту - и наш народ
Гордится Армией по праву.

Зал празднично оформлен. Парты расставлены в виде столов. Все приготовлено к чаепитию.

ХОД ПРАЗДНИКА

Учитель: Уважаемые гости: мамы, бабушки, тети! Мы рады приветствовать вас в этом прекрасном зале. Поздравляем всех женщин с праздником весны! 8 Марта мы все отмечаем мамин день – день женщины, которой нет дороже и милее, роднее и ближе.

Чтец 1.

Мать… Мы землю так называем,
Когда растим хлеба и цветы,
Когда в ракете над ней взмываем
И видим, какая она с высоты:
Чистая, чистая, вся голубая –
Это, наверное, потому,
Что мамы ходят по ней, улыбаясь
Детям, будущему своему.

Чтец 2.

Черные, белые – разные мамы.
Очень трудно им иногда.
Бывает, их губы сжаты упрямо,
Но в добрых глазах улыбка всегда.
Это кусочек солнца их детям,
Это, быть может, надежды луч…

Чтец 3.

Мама! Мама! С именем этим
Я бы хотел подняться в ракете
Выше самых высоких туч.
Взял бы цветов – миллиард букетов –
И разбросал бы их над планетой.
Мамы получат их, улыбнуться –
И сразу повсюду наступит лето. (К. Ибряев. “Мама”)

Праздничный номер, песня «Мама».

Чтец 1.

В марте есть такой денек,
С цифрой словно кренделек,
Кто из вас, ребята, знает,
Цифра что обозначает?
Дети хором скажут нам.

Все: Это праздник наших мам!

Чтец 2.

Почему, когда я с мамой,
Даже хмурый день светлей?
Потому что, потому что
Нету мамочки милей.

Чтец 3.

Мы – веселые ребята,
Поздравляем Вас, девчата
С Женским праздником весны
Нежности и красоты.

Чтец 4.

На уроке мы сидим
И на девочек глядим:
И красивы и умны
Лучше просто не найти.

Чтец 5.

Повезло же вам, девчата,
Вы уже счастливые,
Потому что мы у вас
Самые красивые.

Выбегают две «девочки», переодетые мальчики. Поют шуточную песенку.


Ты с мальчишками дерешься, думаешь, не видно?

2. Ах, подружка моя, я и не деруся.
Двух мальчишек перебила третьего боюся.

1. Ах, подружка моя, как тебе не стыдно?
На уроке булку ела, думаешь, не видно?

2. Ах, подружка моя, я ее не ела.
Раз пятнадцать откусила, больше не хотела.

1. Ах, подружка моя, Как тебе не стыдно?
Ты задачу не решила, Думаешь, не видно.

2. Ах, подружка моя, я ее решила.
Только вызвали к доске, я ее забыла.

Чтец 1. Почему мы здесь все пляшем, почему мы здесь поем?

Чтец 2. Потому что всех девчонок

Вместе: Поздравляем с Женским днем!

Конкурсная программа

И сейчас мы увидим таланты наших девочек в ведении домашнего хозяйства, оценим их привлекательность и очарование, юмор и находчивость.

1. Конкурс «Самая обаятельная и привлекательная»

Все хотят быть красивыми и привлекательными. Легко и счастливо живут те, кто считает себя обаятельными и привлекательными. Каждая девочка выходит и перед зеркальцем красуется, приговаривая при этом всякого рода слова похвалы. Итак, кто лучше себя похвалит. Мальчики смотрят, оценивают каждую девочку.

2. Конкурс «Умелые ручки»

С помощью иглы пришить пуговицу. Сделать это крепко и аккуратно.

3. Конкурс «Хозяюшка»

Девочка должна уметь хорошо готовить, так как путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Сейчас вы должны будете сварить борщ и сделать винегрет. Какие продукты вы для этого выберете?

4. Конкурс «Непрочные чулки»

Все знают, как непрочны чулки, колготки и как аккуратно надо их надевать, чтобы не порвать. А попробуйте надеть чулок на полено.

5. Конкурс «Свидание»

Вы, наверное, слышали старый шлягер о несостоявшемся свидании: «Мы были оба: я у аптеки, а я в кино искала вас.» И девочки должны назначить свидание мальчикам, но не словами, а пантомимой. (Молча, движениями рук.)

Подводятся итоги за конкурсы.

Выступление мальчиков класса.

Песня «Хвастать, милая не стану»

1. Я признаюсь – врать не буду,
Всю вам правду говорю,
Только лишь Арину вижу,
Сердцем чувствую, горю.

2. Рассказать хочу я Юле,
К ней придвинувшись к плечом,
О погоде, о футболе,
Да и мало ли о чем.

3. Влада есть – душа воспрянет,
Влады нет – унылый вид,
Меня к Владе так и тянет,
Чувств внушительный магнит.

4. Но как вдруг Альбину вижу,
На других мне наплевать.
И по сути и по стати
Альбины лучше не сыскать.

5. Все смотрю, как на икону,
Глаз влюбленных не свожу
Ах, Настены вы Настены,
Как же я вас всех люблю.

6. Но, когда пройдет Кристина
Бросив взгляд на мой прикид,
Чувствую, мое сердечко
Все и колет и болит.

Чтец 1.

Мы сестер и одноклассниц поздравляем,
Вырасти красивыми желаем,
Добрыми и умными, конечно,
Чтобы год закончили успешно,
А мы без колебаний можем обещать:
Будем вас любить и защищать.

Чтец 2.

Девочки и мальчики, давайте вместе с вами
Спасибо скажем бабушке, спасибо скажем маме.

Чтец 3.

За хлопоты, за ласку,
За песенку, за сказку,

Чтец 4.

За вкусные ватрушки,
За новые игрушки,
За долгое терпенье!

Выступление ребят класса. Песня «Бабушкины руки»

Шутки на пол-минутки

БАБУШКА И ВНУЧКА

Роли исполняют дети:

Ведущий
Бабушка
Внучка Катя

В центре зала на скамеечке сидит бабушка и "вяжет". Входит внучка Катя.

Ведущий. У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык – один и нос – тоже один. Вот как-то раз Катя и спрашивает:
Внучка Катя. Скажи, бабушка, почему это у меня всего по два, а язык один и нос тоже один?
Ведущий. А бабушка отвечает:
Бабушка (откладывая вязание) . Потому, Катенька, чтобы ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой куда не надо не совала.
Ведущий. Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?

Чтец 1.

Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове сущая душа.

Чтец 2.

Это искра первого созданья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет…
Это слово «мама», «мамочка, моя».

Все: Поздравляем с праздником, милые бабушки, мамы, учителя и девочки!

Чаепитие.

Задачи

1. Расширять кругозор учащихся.

2. Способствовать воспитанию таких качеств личности, как доброта, взаимовыручка, умение уступать, отстаивать свое мнение.

3. Развивать смекалку.

Оборудование : юла; таблички с названиями секторов; фигурки солдатиков для подсчета очков; колокольчики (сообщать о готовности к ответу); таблички с названиями команд, карточки с изображением предметов для игры «Найди свою пару». Правила игры

В каждой команде дети выбирают капитана. Капитаны участвуют в жеребьевке, чтобы определить, за кем выбор первого сектора. В дальнейшем они по очереди запускают юлу, выбирают сектор. Ведущий задает вопрос. Команда, готовая к ответу, подает сигнал колокольчиком. Если не ответит одна команда, отвечает другая. За правильный ответ присуждается одно очко.

Если команда вызвалась отвечать и дала неверный ответ, она получает штрафное очко.

Совет мудрейших (жюри) состоит из учителей, вожатых или родителей.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Даже самый красивый и надежный военный костюм не сделает вас победителем, если недостает чести, мужества, доброты. Сегодня у нас есть возможность проявить эти прекрасные качества. Я приглашаю вас принять участие в игре «Вперед, мальчишки!». Вы будете не только отвечать на вопросы, но и участвовать в играх-поединках.

Представление команд и жюри

Чтобы доказать свою компетентность, члены жюри решают задачу, после чего им присваивается звание «совет мудрейших» и они получают соответствующую табличку на стол.

Задача для жюри

С борта парохода спущен трап. Три его нижние ступеньки погружены в воду. Расстояние между двумя ступеньками 20 см. Начался прилив, при этом вода поднимается со скоростью 10 см в час. Сколько ступенек трапа окажется под водой через 30 минут? (Через 30 минут под водой будут те же три ступеньки, потому что трап, скрепленный с пароходом, поднимается вместе с ним.)

(Учитель или ведущий читает стихотворение.)

По плечу победа смелым,

Ждет того большой успех,

Кто, не дрогнув, если нужно,

Вступит в бой один за всех.

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

Тот в бою и победит.

Делу время - час забаве,

Команда первая - направо,

Тут вторая становись.

Состязанья начались!

Сектор «Загадки»

1. Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила.)

2. Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)

3. В Полотняной стране по реке Простыне

Плывет пароход - то назад, то вперед. (Утюг.)

4. Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка.)

5. Держусь я только на ходу,

А если встану - упаду. (Велосипед.)

7. Черный Ивашка, деревянная рубашка. (Карандаш.)

8. Синяя дорожка обсыпана горошком,

Никто не соберет -

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (Звезды на небе.)

9. На кургане, на поляне

Сидит курочка с серьгами,

Кто мимо ни пройдет,

Всем по коробу дает. (Ягоды.)

10. Днем на небе гуляет,

А спать на землю садится. (Солнце.)

Сектор «Вопросы-шутки»

1. На какой вопрос невозможно ответить «да»? (На вопрос «Ты спишь?».)

2. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)

3. У трех шоферов был брат Семен, а у Семена братьев не было. Как это могло случиться? (Шоферы были женщинами.)

4. Где на Земле самые длинные сутки? (Везде одинаковые.)

5. Когда небо ниже земли бывает? (Когда оно отражается в воде.)

6. Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? (Запасное.)

7. Горели три электрические лампочки. Одну из них погасили. Сколько лампочек осталось? (Три.)

8. Синий платок уронили в Черное море. Каким его вытащили из воды? (Мокрым.)

9. Название какой реки у нас во рту? (Десна.)

10. На дорожке сидели б воробьев, к ним подлетели еще 5 воробьев. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось? (Ни одного.)

Сектор «Следопыт»

1. Как определить стороны света по лишайнику и мху? (Они растут преимущественно на северной стороне стволов и выступающих из земли камней.)

2. Как определить стороны света по муравейникам? (Они почти всегда располагаются к югу от деревьев, пней, кустов. Южная сторона муравейников более пологая, чем северная.)

3. Как определить стороны света по смоле, выступающей на стволе? (Смола выступает обильнее с южной стороны хвойных деревьев.)

4. Как определить стороны света по коре отдельно стоящих деревьев? (Кора отдельно стоящих деревьев грубее с северной стороны.)

5. Листок какого растения заменит собой бинт и йод при небольшом порезе? (Лист подорожника.)

6. Назовите лесное жилье, сооруженное человеком из веток, сучьев. (Шалаш.)

7. Определите, чьи следы вы видите на карточке. (Воробьиные.)

8. Определите, чьи следы вы видите на карточке. (Заячьи.)

9. Как называется прибор для ориентирования на местности? (Компас.)

Сектор «Дом сказок»

1. Добрый доктор. (Айболит.)

2. Жених Мухи-цокотухи. (Комар.)

4. Девочка, которая потеряла туфельку на балу. (Золушка.)

5. Загадочная старуха с клюкой. (Баба-яга.)

6. Таинственный друг Вольки Костылькова. (СтарикХоттабыч.)

7. Тот, кто пугал фрекен Бок. (Карлсон.)

8. Лучший друг Карлсона. (Малыш.)

9. Кот, который хотел дружить с мышатами. (Леопольд.)

10. Медведь, друг Маугли. (Балу.)

Сектор «Игра-игра»

Играйте с друзьями,

Играйте вместе с нами!

Всегда и везде

Мы рады нашей игре!

«Найди свою пару»

Для этой игры надо заранее приготовить рисунки-эмблемы с изображением предметов, составляющих пару (по любому признаку). Примеры пар: кошка - собака, костюм - платье, ракета - летающая тарелка, море - чайки, рыцарь - герб, букварь - ученик с портфелем.

Ведущий строит каждую команду в две шеренги лицом друг к другу. На спины играющим прикрепляют рисунки-эмблемы. По команде ведущего «Раз, два, три - свою пару найди!» ребята начинают отыскивать свою пару. Побеждает та команда, которая быстрее объединится в пары.

«Тропа альпинистов»

В руке у участника теннисная ракетка с шариком на ней. Задача игрока: подняться на стол с помощью табуретки, сойти, пройтись по неустойчиво лежащему бревну или по тонкой 5-сантиметровой планке. На протяжении всего пути шарик ронять нельзя.

«Ориентировка»

На два стула, стоящих на одной линии, кладут по 4-5 одинаковых предметов. Напротив на расстоянии 5-6 м также ставят два стула. Два участника игры с завязанными глазами должны перенести на свой стул (стоящий напротив) по очереди все предметы.

«Переправа»

Первые номера команд - капитаны. Им вручают по комплекту снаряжения для переправы - две дощечки. Игроки встают по двум сторонам «болота» лицом друг к другу. По свистку первый номер команды начинает переправу. Он кладет на «болото» перед собой одну дощечку и становится на нее обеими ногами. Затем кладет впереди вторую дощечку и переходит с первой на вторую. Поднимает первую и снова кладет ее впереди второй. И так до тех пор, пока не закончится переход и эстафету не примет член команды, находящейся на другой стороне «болота». Кто оступится при переходе («увязнет в болоте»), тот возвращается на линию старта и начинает переправу сначала.

Сектор «Морской поход»

1. Повар на судне. (Кок.)

2. Начальник палубной команды на судне. (Боцман.)

3. Сборник географических карт. (Атлас.)

4. Отделение корабля, заключенное между водонепроницаемыми переборками. (Отсек.)

5. Кухня на корабле. (Камбуз.)

6. Отечество, родная страна. (Родина.)

7. Мощное судно, оборудованное для плавания во льдах. (Ледокол.)

8. Как называется компасу моряков? {Компас-ударениена втором слоге.)

9. Головной убор моряка. (Бескозырка.)

10. Сигнальный фонарь в бухте. (Маяк.)

Подведение итогов игры

Счет идет до 10 очков. На столе у жюри появляются мешки с сюрпризами. Мешки завязаны бантами из ярких лент, к каждому из них прикреплена табличка из картона с надписью «Заминировано». Ведущий предлагает командам «разминировать» мешки, т. е. подарить своим друзьям, гостям праздника песни, стихи, частушки и т. д. В «разминированных» мешках находятся подарки.

Дополнительный материал

Защищает наше небо военная авиация, она оснащена сложнейшей техникой - это вертолеты, сверхзвуковые самолеты-ракетоносцы, бомбардировщики. А есть такие большегрузные самолеты, которые могут перевозить по воздуху на большие расстояния войска, вооружение, боеприпасы, горючее, эвакуировать раненых и больных, высаживать десанты, перевозить танки, машины и другую военную технику.

Сухопутные войска - это мотопехота, мотострелки, танкисты, артиллеристы, связисты, минометчики, ракетчики. На вооружении этих войск танки, бронетранспортеры, зенитные и реактивные установки, ракеты.

Ракетные войска стратегического назначения оснащены самой мощной современной техникой - ракетами. Одни ракеты находятся под землей, в шахтах, но есть и более современные ракеты, которые могут передвигаться по земле на колесных тягачах и по железной дороге.

Сегодня наш флот имеет корабли новейшей конструкции. Самый грозный корабль - атомная подводная лодка. Подводные атомоходы вооружены ракетами и торпедами. По несколько месяцев плавают под водой эти стальные громадины, чутко прослушивая океан специальными приборами.

На лбу бывают шишки,

Под глазом - фонари.

Уж если мы мальчишки,

То мы - богатыри.

Царапины. Занозы.

Нам страшен только йод.

Тут, не стесняясь, слезы

Сам полководец льет.

Пусть голова в зеленке

И в пластырях нога,

Но есть еще силенки,

Чтоб разгромить врага.

Упрямые, с утра мы

Опять на бой, в дозор...

От тех сражений шрамы

Остались до сих пор.

В. Берестов

Спать легли однажды дети,

Окна все затемнены.

А проснулись на рассвете -

В окнах свет и нет войны!

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой...

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым -

Пешим, плавающим, конным,

Утомленным, закаленным,

Слава павшим и живым -

От души спасибо им!

С. Михалков

Дата есть особого значенья -

Сыновей отважных день рожденья.

Весь народ российский в эту дату

Шлет привет матросу и солдату.

В. Матвеев

Вопросы

1. Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол.)

2. Почему копье и щит - неразлучные друзья и враги? (Они всегда вместе. Щит поражает, копье защищает.)

3. Кто сказал: «Тяжело в ученье, легко в бою»? (A. В. Суворов.)

4. Как называют «бойца невидимого фронта»? (Разведчик.)

5. Как называют подростка, изучающего морское дело? (Юнга.)

6. Как назывались наплечные знаки в русской армии и флоте? (Эполеты.)

Объясни фразеологизмы

Рыцарь без страха и упрека. (Смелый, великодушный человек.)

Рыцарь плаща и кинжала. (Тайный убийца и грабитель.)

Ехать стремя в стремя. (Ехать рядом.)

Рыцарь на час. (Слабовольный человек, не способный к длительной борьбе ради благородной цели.)

Встать на дыбы. (Не соглашаться с кем-либо.)

Стрелять из пушки по воробьям. (Тратить много сил по пустякам.)

Стихи о папе

В школу папы прибежали,

Ух, народу сколько тут.

Где же будут состязанья?

Где награды раздают?

Папа наш - великий мастер.

Может полку смастерить.

Только к нам соревноваться

Он не думает спешить.

А наш папа - молодец,

На работе лучший спец,

Мы на старт его поставим

И выигрывать заставим.

Папа наш с большим успехом

В состязаньях выступал,

Полпути с скакалкой прыгал,

Полпути бегом бежал.

Провели мы состязанья

И желаем на прощанье

Всем здоровье укреплять,

Мышцы крепче накачать.

Телевизор не смотреть,

Больше с гирями потеть,

На диване не лежать,

На скакалочке скакать.

Папам всем мы пожелаем

Не стареть и не болеть,

Больше спортом заниматься,

Чувство юмора иметь.

Цель:

  • закреплять знания детей о формировании армии России, ее становлении,
  • воспитывать уважение к Защитникам Отечества,
  • способствовать поднятию престижа армии.

23 февраля… Празднику уже более 80 лет. Более восьмидесяти лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра. В ознаменование победы над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом 23 февраля был издан декрет о праздновании Дня Красной Армии, впоследствии он был переименован в День Советской Армии и Военно-Морского Флота. В настоящее время уже несколько лет он празднуется как День защитника Отечества. Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почетных. Служить Отечеству – это оберегать мирную жизнь нашего народа, это хранить честь и достоинство своей Родины.

Мужчина! О чем говорит это слово. Мужчина – это смелость, отвага и воля!

Недаром слово “мужчина” и “мужество” – близки и созвучны.

Сегодняшняя конкурсная программа посвящена мужчинам: папам и юношам.

Особенно приятно видеть на нашем празднике пап, ведь они не часто радуют нас своим присутствием!

В игре участвуют две команды. На доске игровое поле из нескольких квадратов. Каждый квадрат содержит задание и имеет соответствующее название.

Команда, которая делает первый ход (по жребию), выбирает квадрат – задание. Задание выполняют обе команды: в игровом поле ставится знак той команде, которая правильно и быстро выполнит задание (если обе команды выполнили правильно и одновременно, то знак ставится команде выбиравшей задание).

Выигрывает команда, которая поставит знаки в ряд по любому направлению (горизонталь, вертикаль, диагональ).

1) Пойми меня:

Представьте себе такую ситуацию: на одном берегу реки стоит разведчик, которому срочно надо сообщить ценную информацию в штаб, а на противоположном берегу стоит его товарищ с биноклем. То есть он все видит, но ничего не слышит.

Вызываются два человека от команды: самого артистичного и самого догадливого, - это и будут разведчики. Звуков никаких не должно быть. Сообщение передается только жестами и мимикой.

А) Часовой охраняет “Пепси – колу”.
Б) У меня есть скисшее молоко.

2) Саперы:

В армии одинаково важны все специальности, но есть среди них такие, которые требуют повышенного внимания и осторожности. Одна из них – сапер. Согласитесь, сапер не имеет права на ошибку. Даже поговорка такая есть: “Сапер ошибается только один раз в жизни”. В нашем конкурсе “саперов” можно ошибаться, но имейте в виду, что ошибка будет поражением команды.

Приглашается сапер от каждой команды. Каждый получит по бомбе, а мы будем наблюдать, как “саперы” справятся с заданием.

Для конкурса необходимо несколько коробок различной величины. Допустим, коробок будет пять. На каждую коробку наклеивается бумажка с вопросом. Затем коробки складываются одна в другую. Получается, что – то вроде матрешки из коробок. Таких “матрешек” должно быть два комплекта. Итак, бомба для первой команды…

Выходит “сапер”, получает “бомбу”, читает вопрос, написанный на коробке, отвечает на него, открывает крышку, приклеенную скотчем, и читает на ней правильный ответ. Если ответ верен, он вынимает из коробки другую коробку меньшего размера, читает вопрос, написанный на ней, отвечает на него ит.д. Если ответ неправильный, то “сапер” “подорвался” и вышел из игры. Теперь другую “бомбу для разминирования” получает “сапер” из другой команды.

Вопросы для “бомб”:

  1. Сколько звезд на погоне у старшего лейтенанта? (Три. )
  2. “С чего начинается Родина?” (“С картинки в твоем букваре”. )
  3. Какой русский князь выиграл крупное сражение со шведами, когда ему было только 20 лет? (А. Невский. )
  4. Сколько лет прошло от окончания гражданской войны и до начала Великой Отечественной? (20 лет, 1921–1941 гг. )
  5. Кто из героев Великой Отечественной войны был самым прославленным полководцем? (Маршал Жуков Г.К. )
  6. Сколько звезд на погоне у полковника? (Три. )
  7. Что собрала в саду смуглянка в одноименной песне? (Виноград. )
  8. Какой известный русский военачальник называл своих солдат чудо – богатырями? (А.В. Суворов. )
  9. В каком году началась вторая мировая война? (В 1939. )
  10. Самый известный советский разведчик, сообщивший точную дату нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. (Р. Зорге. )

3) Боевой трофей:

В русской армии IХ века гренадерами назывались рослые, физически сильные солдаты, специально обученные бросать гранаты. Сейчас наши гренадеры продемонстрируют свою меткость.

Для игры нужен мяч, пластиковая бутылка с водой, две небольшие бутылки газводы и стаканчики по числу игроков. Две команды, получив по бутылке газводы, встают в 3-х метрах от цели. Цель – бутылка с водой, стоящая на возвышении. Игрок пытается мячом сбить бутылку. Если попал, он передает мяч следующему и выпивает стаканчик газводы, если не попал, мяч переходит другой команде. Побеждает команда, быстрее выпившая газводу.

4) Ложка к обеду:

Игроки подходят к перевернутой табуретке, каждый участник встает спиной к ножке табуретки, ему завязывают глаза. В руках у участников по столовой ложке. По сигналу они делают три шага вперед, поворачиваются кругом и стараются поскорее положить, пристроить ложку на “свою” ножку. Команда, в которой первой всем удается это сделать, побеждает.

5) Черный ящик:

В черном ящике лежит карточка. На карточке – слово. Игроки из каждой команды по очереди задают вопросы, ведущий отвечает на них “да” или “нет”.Чья команда вперед догадается – победила.

(Каска или Фляга ).

6) Вопрос – ответ:

  1. Какие войска ушли в отставку? (Кавалерия. )
  2. Как называются наплечные знаки военного? (Погоны. )
  3. Какой год считается годом рождения Красной Армии? (1918. )
  4. Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол. )
  5. Как называют склад военного снаряжения? (Арсенал. )
  6. Кто является создателем российской армии? (Петр I. )
  7. Полное безветрие. (Штиль. )

7) Шифровка:

Расшифровать шифрограмму, в которой содержится важное донесение разведчиков.

Карточка:

15, 1, 25, 1, 13, 16
1, 20, 1, 12, 10
15, 1, 9, 15, 1, 25, 6, 15, 16
15, 1
17, 16, 13, 5, 6, 15, 30.

(Начало атаки назначено на полдень ).

8) Кроссворд:

По горизонтали:

3. Оружие, изобретенное Калашниковым.
4. Наступление с криком “Ура!”.
6. Спорт, характеризующий восхождение на горные вершины.
7. Неприятель.
8. Род войск – “бог” войны.

По вертикали:

1. Основной закон страны.
2. Винтовка с укороченным стволом.
3. Древнегреческий герой, уязвимым местом которого была пятка.
5. Гараж для самолетов.

Ответы:

По горизонтали: 3. Автомат. 4. Атака. 6. Альпинизм. 7. Враг. 8. Артиллерия.

По вертикали: 1. Конституция. 2. Карабин. 3. Ахиллес. 5. Ангар.

9) Звезды славы:

Перед вами портреты шести выдающихся людей России, сделавших очень много для того, чтобы мы гордились своей страной, ее людьми, армией. Вам необходимо назвать их имена.

(Невский, Петр I, Суворов, Кутузов, Жуков, Гагарин ).

10) Мужчины без слез:

Почистить лук, нашинковать и не заплакать.

11) Морской узел:

Каждому представителю команд по платочку. Свяжите морской узел. Связали? Теперь обменяйтесь узлами. Задание такое: за 1 минуту вы должны развязать морской узел соперника.

12) Заминированное поле:

С завязанными глазами пройти и не задеть ни одной кегли. Задевший наибольшее количество “мин” проигрывает.

13) Чей шар больше?

Два участника из разных команд получают воздушный шар и по команде начинают надувать их. Побеждает тот, кто:

А) надует самый большой шар.
Б) надует шар так, чтобы он лопнул.

14). Запомни все:

Командам выдают лист бумаги и карандаш. Ведущий показывает предметы, приготовленные заранее, и просит команды запомнить все, что лежит на столе. На запоминание отводится 30 секунд. Затем предметы закрываются и команды записывают то, что они увидели. Для воспроизведения 1,5 минуты. Выигрывает тот, кто сумел вспомнить большее количество увиденных предметов.

(Будильник, зубная щетка, пуговица, три кнопки, вата, кубик, ручка, календарь, циркуль, резинка, мел, расческа, шуруп, часы, калькулятор,… )

15) Гвоздь:

Участники команд по очереди забивают гвоздь. Кто последний забьет гвоздь, тот и выиграл.

16) Интеллектуальная разминка:

Что обозначает обычай снимать перчатку при встрече, чтобы поздороваться?

(Показать, что руки чисты как помыслы и нет оружия ).

Однажды Петр I посетил армию и издал приказ: нашивать на обшлагах офицеров, солдат оловянные пуговицы. Зачем?

(Чтобы отучить их от характерной дурной привычки, вытирать нос рукавом ).

Друзья, сегодня праздник, а это значит, что вы, виновники торжества, в любой момент можете оказаться в центре праздничной круговерти или совершенно неожиданно получить замечательный приз. Кстати, обратите внимание на сиденье своих стульев, нет ли у кого-нибудь из вас под сиденьем особой метки – “Счастливое место”. У вас? Поздравляем! Приз, пожалуйста!

23 февраля – день защитника Отечества. Этот день _ день уважения всем поколениям героического воинства. А поскольку испокон веков защитниками были мужчины, то это воистину “Мужской день”, в который все представители сильного пола принимают поздравления.

Древняя народная мудрость жителей Кавказа гласит: “Рука мужчины красива, когда она с оружием!” Мы не можем допустить, чтобы ваши руки были некрасивыми, поэтому на память вам….

Дорогой защитник! Все мы знаем, что армия оставила в твоей жизни незабываемый след. Мы знаем, что два года, проведенные в армии, ты вспоминаешь с особым трепетом. Сегодня, мы хотим вернуть тебя в дни твоей славной боевой молодости, для чего тебе и вручается банка тушенки с перловой кашей.

Есть такая военная песня: “Давай закурим, товарищ по одной…” Мы думаем, что это песня про настоящего друга, у которого всегда есть огонек. Вот его – то мы и дарим тебе. Прими его в знак того, что с таким другом мы пойдем в разведку хоть сейчас.

В заключение нашей встречи, позвольте мне от имени всех присутствующих девушек пожелать вам счастья безграничного, здоровья богатырского, вечной любви!

Классный час к 23 февраля Конспект классного часа ко Дню защитника Отечества для 8 класса Конспект классного часа к 23 февраля на тему «Честь имею!» Честь ­ это стремление быть благородным, высшим существом по внутренним достоинствам, совершать поступки, достойные славы, без всякого принуждения извне и без всякого другого вознаграждения, кроме одобрения своей совести. П.А. Румянцев Час общения, посвященный морально­этическим традициям военной армии. Цели: расширить представление учащихся о службе в армии, об этических традициях воинства; формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам страны, к военнослужащим; пробуждать у будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества. Оформление: написать на доске тему классного часа, задания для работы с понятиями: «честь мундира»; «поле чести»; «суд чести»; «кодекс чести»; «жизнь ­ Отечеству, честь ­ никому». План классного часа I. Вступительное слово. II. История празднования 23 Февраля III. Работа с понятиями. IV. Информационный блок «Кодекс чести». 1 «Да, были люди в наше время...» 2. Честь имею. V. Дискуссия по теме «"Честь имею!"­ уже неактуально?». VI. Заключительное слово. VII. Подведение итогов. Ход классного часа I. Вступительное слово Классный руководитель. Вся тысячелетняя история ­ это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». Олицетворением этих понятий стала армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой части, доблести, мужества. Ассоциируется ли в вашем сознании служение Родине с этими словами? – 23 февраля вся страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества. Слово “Отечество” того же корня, что и слово “отец”, “Отчизна”, “отчий дом”. Отечество – это наша страна, Родина. – А что можно назвать Родиной? Дети: Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живём, Мы Родиной светлой, Мы Родиной светлой, Мы Родиной нашей зовём! 3. История праздника 23 февраля Учащийся: В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую и праздник получил название День Советской Армии. А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон “ О днях воинской славы России”, в котором этот день назван “День защитника Отечества”. Учитель: – Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести. – Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по­разному одевались, разным оружием владели. – Мы сейчас проведём маленький экскурс по исторической ленте времени и вспомним события, которые связаны с этими защитниками нашей Родины. – Вспомните имена былинных богатырей? Учащийся: – Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Учитель: – А из истории Древней Руси? Учащийся: 1. Великий полководец­Александр Невский, который в тяжёлое для Руси время смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Эта битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке. 2. Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон, а его правнук Великий государь Иван III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. 3. Полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин в 1612 году создали народное ополчение, т.е. войско из простых людей­ горожан и крестьян и изгнали польских захватчиков. С этим сражением связан праздник 4 ноября – День народного единства. 4. Александр Васильевич Суворов – начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: “Побеждают не умом, а уменьем”. Его солдаты, которых называли чудо­богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор Это было в 18 в. 5. Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века. 6. Георгий Константинович Жуков. В XX веке ко всем этим именам добавились ещё имена великих полководцев Великой Отечественной войны – Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, и многие другие. За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых они проявили свою сообразительность и смекалку, чтобы победить врага. III. Работа с понятиями Классный руководитель. Служба в армии всегда была почетной. Она всегда была связана с понятием чести. К сожалению, в наше время это понятие обесценено или вовсе забыто. В словаре С. Ожегова «честь» ­ это «достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы». По В. Далю, «честь» ­ это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Предлагаю уточнить смысл понятия «честь». Первая группа, поясните, что означает понятие «честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира? (Означало это понятие прежде всего честь полка и появилось, когда каждый род войск получил свою форму, мундир, честь которого офицер обязан был защищать. Этим, в частности, объясняется столь внушительное количество дуэлей в российской армии XIX в. Гордость за страну, храбрость, верность долгу, дисциплину, верность традиции, знамени. Как только человек надел военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.) Вторая группа, поясните, что такое «поле чести». Что защищают на этом поле? (Это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Отечества.) Третья группа, что такое суд «офицерской чести»? Каким мог быть его приговор? (Неофициальный нравственный суд сослуживцев, может наказать презрением, бойкотом, изгнанием из сообщества офицеров.) Четвертая группа, вам достался кадетский девиз: «Жизнь Отечеству. Честь ­ никому!». Как понимать это выражение? (Ответ группы.) Классный руководитель. Пятая группа, поясните, что стоит за понятием «кодекс чести». (Свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества, порядочность, уважение, нравственность.) (В течение 5 мин. дети обсуждают ответы.) IV. Информационный блок «Кодекс чести» Классный руководитель. Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести». И такие же принципы царили в обществе. Пока эти понятия сохранялись, безопасность Отечества была гарантирована. Когда они стушевывались, исчезали (хотя бы временно), все рушилось. Хорошо сказал об этом русский философ Иван Ильин: «...Россия будет существовать, расти и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности». 1. «Да, были люди в наше время...» «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри, не вы...»Так говорил о русском воинстве ветеран Бородина... О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди. Прусский король Фридрих II: «Русского солдата мало убить, его надо повалить». Наполеон: «Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир». Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции советовал шведам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного». Но лучше всех высказался о русском солдате А.В. Суворов ­ всего два слова: «Чудо­богатыри!» Верность присяге, верность долгу, патриотизм ­ вот что всегда отличало русского воина. Несколько примеров из истории. 1380 г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе со своим войском 3 часа держал страшный удар татарской конницы. 1812 г. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей 16­ти и 11­ ти лет. Пораженные решимостью генерала не щадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестоком бою опрокинули врага. 1854 г. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: «Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество». 1904 г. Капитан первого ранга В.Ф. Руднев, командир крейсера «Варяг», оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одержав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер. 1904 г. Малый миноносец «Стерегущий» против 2 крейсеров и 4 больших миноносцев Японии. Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в т. ч. все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два Матроса: Иван Михайлович Бухарев и Василий Сергеевич Новиков бросились в машинное отделение, задраили помещение и, жертвуя жизнью, открыли кингстоны. 1941 г. Великая Отечественная. Битва за Москву. 28 героев панфиловцев. Всего 28 человек, в т. ч. один офицер. Вооружение ­ бутылки с «горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева ­ никого. Могли разбежаться ­ и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа ­ и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну ­ 20 танков, другую ­ 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по 2 танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Сегодня многие не верят и спрашивают: почему? Классный руководитель. Пробуйте ответить на этот вопрос. Почему наши воины жертвовали жизнью, не сдавались, не отсиживались в окопах? Откуда такое самопожертвование? Готовы ли сегодняшние воины к подобным подвигам? (Дети высказываются.) Не секрет, что сегодня отношение к армии неоднозначное, у многих даже негативное. И это неудивительно. Армия болеет теми же болезнями, что и все наше общество. Отсюда и дедовщина, и отсутствие патриотизма, и безнравственность, которая стала привычной в офицерской среде. Не случайно многие офицеры выступают сейчас за создание офицерского «Кодекса чести». И в качестве образца предлагается именно опыт и традиции царской армии России. Потому и по сию пору особый смысл заложен в понятии «честь мундира». Известен исторический факт, который гласит, что в 1821 г. во время ужина на одном из балов полковник лейб­гвардии Московского полка Г.А. Римский­Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого пустякового нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал: «Мундира (т. е. права его ношения) Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». И это не прихоть самодержца, а знак уважения к мундиру, в армии, к государству. Мужество, храбрость, честность, самоуважение, благородство высоко ценились в офицерской среде. Унизить офицера, посягнуть на его честь было опасно. Он должен был защитить свою честь с оружием в руках. В этой связи интересен и «Дуэльный кодекс». Дуэль давала негласное право на защиту своей чести. Основными поводами для поединков служили: брань, пощечина, компрометирование офицера или его жены, другие оскорбления, в т. ч. и отказ во взаимном приветствии. Сама возможность поплатиться жизнью за оскорбление офицера играла большую роль в поддержании чувства собственного Достоинства и уважения его в других. Право на поединок способствовало очищению офицерского сознания от элементов плебейства и подхалимства. За оскорбительные слова «я вас в бараний рог согну», произнесенные публично на смотре полка, капитан Василий Норов ­ боевой офицер, кавалер многих наград ­ потребовал сатисфакции у самого великого князя Николая Павловича, будущего императора. А остальные офицеры лейб­ гвардии Егерского полка в знак протеста решили выйти в отставку. Еще пример: в 1823 г. бригадный командир Мордвинов бросил вызов своему командиру, начальнику штаба Киселеву, причем настоял на заведомо смертельных условиях поединка (расстояние 8 шагов, число выстрелов неограниченное). И генерал принял вызов своего подчиненного, чтобы никто не смог усомниться в его чести. На этой дуэли Мордвинов был убит. Царь простил генерала Киселева. А тот в силу благородства до конца жизни выплачивал вдове убитого содержание из собственных средств. Рыцарская честь требовала благородного отношения офицеров не только друг к другу, но и к солдатам. Все честные русские офицеры и генералы славились своим гуманным отношением к солдатам. Русская офицерская этика требовала и на главном «поле чести» (на войне) придерживаться гуманных методов, соблюдать «законы войны», избегать ее бесчеловечных форм, проявлять милосердие, не проливать лишней крови. Следует отметить также и присущее русскому офицерскому корпусу здоровое стремление отличиться в боевой обстановке, получить заслуженные награды, знаки поощрения и внимания. Такое «доблестное и благородное честолюбие», дополненное полезным для Отчества славолюбием, являлось одной из движущих (воодушевляющих на геройские дела) сил развития армии, ее стойкости, непобедимости в боях. V. Дискуссия по теме «"Честь имею!" ­ уже неактуально?» Классный руководитель. Давайте обсудим, актуально ли сейчас для нашей армии понятие «честь имею»? Сначала попробуйте объяснить такой парадокс: с одной стороны молодежь уклоняется от службы, а с другой ­ огромный конкурс в кадетские корпуса, суворовские училища. О чем это говорит? Славные традиции нашей армии ­ они сохраняются сегодня? Изменилось ли в современной армии представление о чести, долге? Считаете ли вы, что в нашей армии нужно принять офицерский «Кодекс чести»? В горячих точках сейчас служат только контрактники. Что заставляет современных ребят идти на войну, подвергать свою жизнь опасности? Актуально ли сегодня выражение «честь имею!»? (Высказывания детей.) VI. Заключительное слово VII. Подведение итогов Классный руководитель. Какие факты вас поразили? О чем вы уже знали? Что заставит задуматься?

Учительница: Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем замечательный праздник – День защитника Отечества. Кого мы обычно поздравляем в этот день? Верно – пап, дедушек, братьев, наших мальчиков. Почему же они – защитники? Что же они защищают? Отечество. А что это значит? Слово «отечество» происходит от слова «отец», «отчий». Это и Родина, и свой дом, и своя семья. Истинных защитников Отечества во все времена уважали и прославляли. Слагали в их честь стихи и песни, одна из самых древних из таких песен – это былина. Это сказание о богатырях – защитниках земли русской. Попробуем и мы сочинить шуточную былину про богатырей из нашего класса.

Сценка про богатырей из… (название класса). Исполняют девочки. Каждая читает по 4 строчки, иллюстрируя каждый стих как комикс, заранее приготовленным рисунком или коллажем.

Как во городе одном славном,
Не большим он был, и не малым,
Стоял терем высокий да светлый,
И имя этому терему – школа.

А в той школе был класс очень дружный.
Шумный он был, да весёлый,
И учились в нём богатыри-мальчишки,
А всего их было – 12. (или иное количество)

И прилежны они были в учении,
Одноклассниц никогда не обижали они,
Относились к ним с добром и почтеньем,
В двери класса вперёд пропускали.

То не гром гремит – топот вражеский.
То не ветра вой – хулиганский свист.
Хулиган-бандит окаянный
Наших девочек обидеть вздумал.

Собрались богатыри-молодцы
И пошли все вместе на ворога.
Проучили разбойника вредного,
Своих девочек в обиду не дали ему!

И с тех пор красны девицы класса дружного,
Где богатыри те учатся,
Не боятся лихих школьных разбойников
С такою-то защитою верною!

Учительница: действительно, наши мальчики – настоящие защитники. Добрые, справедливые, смелые, умные. Такие не только девочек от хулиганов защитят, но и страну свою от врагов, если потребуется. Такое уже было в нашей истории во время Великой Отечественной войны. Когда дети, такие же как вы сейчас, проявляли чудеса мужества и смелости, силы духа и любви к Родине. Изо всех своих сил помогали взрослым приблизить победу. Кто может рассказать, чем помогали в те годы ребята взрослым? (Дети вспоминают про работу на заводах, помощь в больницах, письма бойцам на фронт, концерты для солдат и раненых).
Учитель читает ребятам стихотворение на выбор:
В.Берестов. «Мужчина»
Л. Миланич «Война»
З. Александрова «Моя сестра»

Учительница: Когда война стучит в двери, конечно, все от мала до велика встают на защиту своей Родины. А что же в мирное время? Неужели сейчас защитникам нечего делать? (Дети вспоминают о пограничниках, полиции). Да, всё верно – и в мирное время военные несут службу, защищая мир и покой людей. И всё же я немножко о другом. И в быту, в обычной жизни есть дело для защитников, ведь защищать можно хорошее настроение, мамину улыбку, радость в доме. От кого? От уныния, усталости, плохого самочувствия. Как? Давайте посмотрим.

(Мальчики разыгрывают сценку из рассказа В. Медведева «Плюс Восьмое марта». Отрывок — встреча мальчишек на пустыре. Прочитать рассказ – это было домашнее задание всему классу. После сценки идёт обсуждение прочитанного и увиденного).

Учительница: я уверена, что наши мальчишки тоже могут быть такими же внимательными и чуткими, как Лёня Цветков. А их смекалку и сообразительность мы сейчас проверим.
(Начинается игровая конкурсная программа. Класс делится на 2-4 команды, в каждой из которых есть и мальчики, и девочки)
1. Эскадрилья. Перед каждой из команд кладут по три листочка с вопросами. Вопросы могут быть самыми разными, в зависимости от уровня учеников. Мальчики складывают из этих листков самолётики и пускают их девочкам своей команды. Задача девочек – поймать самолётик и правильно ответить на вопросы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее и точнее.
Примерные вопросы:
Как называется путеводная звезда моряков? (Полярная звезда)
Из чего сварил кашу сказочный солдат? (Из топора)
Продолжи пословицу: «семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
Сколько богатырей было в сказке о мёртвой царевне? (семь)
Куда отправился служить дядя Стёпа из стихотворения С.Михалкова? (на флот)
Кто самый младший по званию у моряков? (юнга)
Как называется морской повар? (кок)
В каком роду войск солдаты хорошо знакомы с парашютом? (десантники)
Как называется торжественный проход войск? (парад)

2. Артобстрел. Класс украшен шариками разных цветов (по количеству команд). Девочки собирают шарики цвета своей команды, мальчики их лопают – внутри спрятаны слова, из которых нужно сложить пословицу. Например:
«Дружно за мир стоять — войне не бывать»
«Плох тот солдат, который не хочет быть генералом»
«Человек без Родины, что соловей без песни»
Разумеется, пословицы должны быть «разрезаны» на равное количество частей. Побеждает команда, которая сумеет быстрее всех правильно составить свою пословицу.

3. Курс молодого бойца. Класс делится на пары – мальчик с девочкой. Мальчику нужно разобрать и собрать шариковую ручку. А девочке «оказать бойцу первую помощь» — перевязать палец кусочком ленты. Пара, которая быстрее справится с заданием, приносит очко своей команде. Можно эту игру проводить не в парах, а в командах – тогда побеждает та команда, где все участники справились со своей задачей быстрее остальных.

4. Радисты. Заранее нужно приготовить записи разных звуков – телефонного звонка, выстрела хлопушки, пожарной сирены, звуков животных, хлопанье двери или любых других. «Радист», первым угадавший происхождение звука, приносит балл своей команде. Команда, набравшая большее количество баллов выигрывает.

После конкурсов подсчитывается общее количество очков, и награждаются команды-победители.

Учительница: А теперь слово нашим девочкам!
(Выходят четыре девочки и читают по одной строчке)

Подрастайте, мальчики! Скорее подрастайте!
На защиту Родины, если нужно, встаньте.
На защиту Родины, и семьи – всех нас!
С праздником, вас, мальчики! Будем верить в вас!

Все девочки дарят мальчикам небольшие сувениры.

Учительница: вот и подошёл к концу наш классный час. Мне остаётся только присоединиться к поздравлению девочек и пожелать вам, ребята, быть добрыми, смелыми, честными, великодушными – настоящими защитниками. Когда придёте домой, не забудьте поздравить с этим праздником ваших пап, дедушек и братьев.