Любимые дети. Нелюбимые дети Нелюбимый старший ребенок что делать

Реализация проекта «Умный город», которая должна завершиться к 2024 году, объединит все субъекты страны и города с численностью, превышающей 100 тысяч человек. При таком масштабе необходимо внимательное рассмотрение и оценка существующих технологий и разработок, а также всестороннее обсуждение решений и стратегии развития направления, которое включает в себя внедрение цифровых платформ и сервисов в городское управление, ЖКХ, транспорт, туризм. Основная цель – переход к «Умному городу» – затрагивает представителей различных отраслей. Среди них застройщики, девелоперы, интеграторы, ресурсоснабжающие и управляющие компании, поставщики ИТ-технологий. Все они смогут собраться 23-25 октября на международной выставке HI-TECH BUILDING 2019 – единственной в России и странах СНГ профессиональной площадке рынка автоматизации.

Аналитика Bosch: системы помощи водителю становятся популярнее с каждым годом

Системы помощи при парковке, слежения за полосой движения и предупреждения засыпания водителя за рулем – только часть функционала, без которого покупатели новых автомобилей больше не хотят обходиться. Популярность оснащения автомобилей системами помощи водителю неуклонно растет. Примечательно, что чаще всего умной парковкой в качестве стандартной комплектации оснащаются автомобили вовсе не премиум-сегмента. Первенство здесь занимают компактные автомобили и модели среднего класса. Об этом свидетельствуют проанализированные компанией Bosch данные о регистрациях новых легковых автомобилей.

Мини-печи BORK W500 и BORK W550: без интеллекта вкусно не поешь!

Компания BORK представляет новейшую серию мини-печей BORK W500 и BORK W550. Оптимальный результат приготовления блюд достигается за счет интеллектуальной системы распределения мощности IQ System - она автоматически регулирует включение независимых нагревательных элементов для равномерного приготовления блюд. Рекордное количество режимов приготовления: гриль, обжарка, выпекание и разогрев...

Третьим будешь? Vivitek дополняет серию D3000 Full HD моделью

Компания Vivitek расширила универсальную серию D3000 Full HD новинкой – проектором DH3331. На данный момент в серию уже входят модели DW3321 и DX3351, успешно используемые в музеях, офисах, барах, ресторанах и магазинах. Новинка DH3331 располагает полным «джентельменским набором» качественного инсталляционника – высокой яркостью, разрешением 1080р, широким зумом, сдвигом линз и огромным выбором портов подключения.

«- Я часто злюсь на девятилетнего сына после рождения дочери. Я его не очень люблю.»
«- Меня беспокоит шестилетняя дочь. Она говорит, что счастлива, но я чувствую, что это не так. Чувствую, что со мной она несчастна.»
«- Хотя я понимаю, что со мной делали родители, я продолжаю делать то же с моим ребенком.»
«- Мы с мужем по-разному относимся к методике воспитания сына. Он говорит, что нужно больше строгости, а я – любви.»
«- Меня никогда не любили родители.»
«- Мой двухлетний ребенок меня не очень любит, что делать?»
«- Нас беспокоит шестилетний сын. Он делает вещи, которые мне не нравятся, – дерется и лжет.»
«- Мне не нравятся некоторые черты моего ребенка.»
«- Я часто кричу на дочь. Иногда она нервирует меня, и я кричу, чтобы остановить ее. Меня это беспокоит.»

Часто родители задают вопрос «Что делать?»

«Думаю, это будет интересно всем».

Такое случается и случается не редко. Ребенок может напоминать о нелюбимом мужчине, может иметь внешность или манеры, которые неприятны, может просто не вызвать материнского инстинкта, и тогда родитель (часто мама) всю жизнь играет роль воспитателя, внимательного, добросовестного, но не более того. Причиной может быть послеродовая депрессия у матери. В такой ситуации наказание ребенка может быть следствием постоянного раздражения на него, внутреннего недовольства им самим, фактом его существования.

Родился второй ребенок, а в семье детьми занимается только мама. Папа занят на работе, приходит поздно и ему надо отдохнуть (или папы просто нет). Старший ребенок не вещь, которую можно отодвинуть в сторону, он тоже хочет заботы и внимания. Проблема не в ребенке, а в Вас – возможно Вы устаете (нет помощи от мужа или его нет вообще), чрезмерная любовь к первенцу сменяется чрезмерной заботой ко второму ребенку и т.д.
Даже если такая беда произошла с Вами лично, ее можно решить! Можно обратиться к специалистам, если Вы не можете самостоятельно справиться. Можно при желании найти те блоки, которые мешают искренности и заботе, теплу и нежности растопить Ваше сердце. Тут важный шаг – почувствовать, что нелюбовь – это про Вас. А также желание ситуацию изменить. Тогда все получится!

Любовь – это и источник жизни для любого взрослого человека. В том числе и для матери, и для отца. Быть хорошим, порядочным, внимательным, любящим – супругом, другом и единомышленником – в полной мере не получится, если на свете живет маленький комочек, которого не любишь.

Потому найти в себе любовь к ребенку (если она сама еще Вас не нашла) – это жизненно необходимо как малышу, так и взрослому.

При этом очень важный момент: менять ребенка мы не будем. Чтобы его любить, он не должен быть хорошим, пригожим, умным, чистым, честным, здоровым. Он должен просто быть. Да, часто говорят, что умного и послушного любить легче. Часто произносят и то, что такого «шалопая» и любить-то не за что.

Ребенок – это частица вашей души. Важно понимать и чувствовать, что никаким правильным воспитанием, грамотным подходом, достаточным материальным обеспечением и разнообразным досугом не получится при всем желании воспитать гармоничную личность. Если нет любви к своему ребенку, все остальные ресурсы будут для такой цели бесполезны. Если любовь есть, ограниченность иных ресурсов будет несущественным фактором на пути становления личности.

Менять мы можем только себя самих. Только свое восприятие реальности. Только свой эгоизм и гордыню. Только свое отношение к ребенку. Но тут кроется секрет: меняясь сами, мы будем неосознанно менять ребенка. Это будет происходить автоматически, потому, как любой ребенок является зеркалом своего родителя (чаще всего матери).

Вы никогда не обращали внимания на такой факт?

Как правило, дети, которые вырастают в семьях, где им отводится последнее место, рано покидают родительский дом .

Есть молодые люди и девушки, которые стремятся уехать в другой город, построить свою жизнь. В некоторых случаях ребята хотят чего-то большего в жизни, чем то, что могут дать родители. Они готовы жить в общежитии и терпеть всяческие лишения. Но есть категория ребят бегущих из семьи, даже благополучной с точки зрения постороннего человека, лишь бы только не оставаться в семье, где они выросли. А некоторые взрослые дети так и остаются со своими родителями, потому что уезжать им просто не хочется. И любимая дочка или сын живут с мамой и папой, потому что им очень комфортно. Когда ребенку хорошо, становясь взрослым, он никуда не хочет уходить из дома. Ведь дома он все получает: любовь, заботу, еду, деньги. Его «любят», для родителей он ребенок, ему надо помогать.

В большинстве случаев удирают из дома дети, если они что-то не дополучают с самого детства, или они чувствуют свою ненужность. (Иногда такое бывает, если ребенок единственный, но, что называется, не пришелся ко двору). Если вы именно такой, не расстраивайтесь, изменить отношение к себе со стороны родителей у вас все равно не получится, чтобы вы не делали для этого. Вашу сестру или брата будут любить всегда, даже если они совсем не заслуживают этого. Потому что они свои, а вы просто не такой, как они.

Можно вспомнить сказку о гадком утенке.

Помните, в кого превратился этот утенок? В красивого лебедя, великолепную птицу, на которую с замиранием сердца смотрел весь птичий двор, когда этот лебедь пролетал высоко в небе. Такие нелюбимые дети часто достигают в жизни намного больше, чем их братья и сестры, потому что с самого детства жили как бы сами по себе, а не под крылом родителей.

Они привыкли рассчитывать на свои собственные силы, им мало помогают и не особо интересуются их взрослой жизнью.

Например, старшего сына «прессовали» в детстве, но он все равно смог пробиться в жизни. А другой, любимый, так ничего и не сделал, но за это его еще больше любят, жалеют «как больного» и часто помогают деньгами. Что не идет такому человеку на пользу, потому что цену денег он не знает. Он с легкостью тратит на все, что угодно. Конечно, ведь ему папа или мама всегда дадут денег, зачем же что-то делать самому?

Родители должны нести ответственность за то, как они относятся к своим детям. Разве сложно проявить великодушие и любить ребенка, не выбирая за качества характера или возраст?

Нелюбовь – часто является глубинной претензией родителя к ребенку, которую он и не способен удовлетворить.

Можно внутри себя отыскать тот факт, который стоит между Вами и ребенком.

    Это может быть его несоответствие Вашим представлениям о хорошем мальчике или хорошей девочке. Когда мы говорим о хорошести, мы говорим о субъективном личном представлении каждого из нас. Реальность, более разнообразна. В понятие «хороший» входит много качеств. Хороший – это какой?..

    Ваше стеснение его внешности, его диагноза или его рода (тут важно заметить Ваше оценивание, осуждение ребенка, что само по себе нехорошо, происходящее по очень сомнительным критериям).

    Столкновение его гиперактивности и Вашей подавленности в детстве сильной мамой, бабушкой, отцом (тут присутствует и обида на своих родителей, и зависть своему ребенку, и неполное понимание того, что быть активным, шустрым, любопытным – естественно для ребенка, его самая что ни на есть природа, а никак не негативное качество) и т.д.

Но знайте, что при должном душевном усердии любые отношения можно сдвинуть с мертвой точки, тем более отношение с детьми!

Из комментариев:

«… — Мои дети стали неуправляемы. Что делать?

— Предоставьте их самим себе! Просто расслабьтесь. Когда они увидят, что вы полностью расслаблены и не переживаете о том, что они делают, они сразу остынут. Лучший способ контролировать детей… Они будут хорошо себя вести, если вы впустите в свою жизнь немного хаоса. Прыгайте, танцуйте и пойте, и они подумают: «Что случилось с мамой? Она что, с ума сошла? Если узнают соседи, что они подумают?» Они начнут контролировать вас и пытаться вас утихомирить!» Лучше всего контролировать их так: делайте то, что вам хочется, и разрешайте им то, что им хочется. И вы будете удивлены. Часто случается так, что даже маленькие дети, видя, что никто не контролирует их и что даже им самим нужно контролировать маму, начинают успокаиваться и хорошо себя вести. Они начинают играть роль родителей.»

«… — Может быть, я не открою вам маленький секрет, но очень хочется написать всем, что всё, абсолютно всё в нашей жизни не имеет случайностей, все события, все взлеты и падения происходят по вполне понятным и простым законам, нам их с вами просто нужно почувствовать, увидеть и понять. Наши детки – это наши маленькие зеркальца, в которых нам показывают нас самих – наше внутреннее состояние, нашу душу, а точнее внутреннее состояние родителей к окружающему миру, к людям, и т.д. А свое отражение в зеркале невозможно изменить, не изменившись самим. Наши дети не должны страдать от того что мы сами не дополучили любви в детстве и не получаем ее может быть и в жизни, они достойны большего, лучшей жизни… и это в наших силах. Когда нам что-то не нравится в детях – это мы сами так делаем своими мыслями, своими поступками по отношению к окружающему нас миру».

«… — Вы сможете вернуть доверие своей лаской, своей любовью! Если будете заботиться о сыне или о дочери, душа Ваша будет трепетать, он откликнется практически мгновенно. Через очень короткий период Ваш ребенок может все это забыть. Но очень важно, чтобы Вы не забыли свой урок, свои ощущения, свои чувства, свое обещание!»

«… — А что вы можете посоветовать если я к своему ребенку не испытываю никаких чувств, кроме чувства долга? я не могу его любить.

Здесь возможен только один совет: заменить слова «не могу» на слова «не получается».
Тогда сразу появляется возможность ситуацию менять. Да, она очень тяжелая. Но появляется вера в то, что она может измениться, а главное – желание это делать. Желание брать все шансы, пробовать все, но идти, пусть спотыкаясь, потому что мириться с ЭТИМ нельзя.
При такой поправке специалист будет очень рад составить Вам компанию в Вашем пути, подставить плечо, где нужно, помочь словом. При варианте «не могу любить» сделать ничего не получится, и советов тут нет».

Цитата из книги Ошо «О детях»:

«…Уважайте детей. Избавьте их от страха.
Но если вы сами полны страха, то, как вы сможете избавить от него их?
Не заставляйте их уважать вас потому, что вы их отец, вы их папочка, их мамочка и так далее.
Измените, свое отношение и убедитесь, как уважение повлияет на ваших детей.
Если вы их уважаете, то они будут вас слушать более внимательно. Они будут стараться понимать вас, если вы их уважаете. Они это будут делать. Ни в коем случае ничего не навязывайте им; понимая вас, они поймут, что вы правы, и потянутся к вам, они не потеряют своего настоящего лица…»
Уважение к ребенку открывает его, располагает к беседам по душам и всё что вы бы хотели до него донести он выслушает, если ему это интересно, а если нет – это его право, но пока он не набьет себе шишек и не прибежит к вам, он, как правило, ничего не понимает…
Со временем, все, что вы говорили когда-то малышу с любовью и терпением, он обязательно вспомнит и поймет…»

Если у Вас наблюдаются трудности в общении со своим ребенком, что же делать?

Более подробную информацию узнавайте по тел. 282-448

Когда очень давно в одной из киевских семей родилась замечательная, долгожданная и очень любимая дочь. Родители души в ней не чаяли, баловали как могли, не смотря на сложные времена и врачебную зарплату. Идиллия длилась до тех пор, пока девочка не пошла в школу. Тогда она стала все чаще замечать, что мама встает утром с заплаканными глазами, а папа иногда так поздно приходит и так рано уходит, что она его и не видела по несколько дней. Время шло и девочка начала постепенно привыкать к громким крикам на закрытой кухне и последующим тихим рыданиям матери в ванной. Отец после таких ситуаций уходил из дому на несколько дней, хлопая дверью. Девочка ничего не могла понять и тихонько плакала ночами в подушку, каждый раз думая, что ее горячо любимый папа больше никогда к ней не вернется. А он стал приходить все реже и уже не возил ее фотографироваться в осенний лес и не водил в кино по воскресеньям... Мама каждый раз встречала его с накрытым столом, а утром провожала со слезами.

Прошло несколько месяцев и мама сообщила девочке, что скоро в их семье появится еще один человечек, что она это специально сделала это для того, чтобы девочка никогда не чувствовала себя одинокой в этом мире, у нее теперь всегда будет родная кровиночка.

После этой новости в их жизни все изменилось. Папа опять начал жить с ними и очень трогательно заботился о маме, поглаживал ей животик по вечерам и покупал всякие вкусности. А девочка не могла на это смотреть. Как же так, ведь это ее папа, только ее, а сейчас он говорит только об этой не родившейся девченке! Она уже тогда ее возненавидела всем сердцем.

Вскоре у нее родилась сестричка. Учитывая, что она была старше на 11 лет ей часто поручали ухаживать за этим вечно орущим и писающимся комком. Она не хотела расстраивать их и старалась все делать правильно, но иногда, когда никто не видел, она хватала эту мерзкую дрянь, которая забрала у нее родителей и изо всех сил трясла ее рыдая от злости и обиды, как будто хотела вытрясти все то, что накопилось в ее душе, после появления младшей сестры.

Прошло меньше года и отец опять стал уходить по ночам, мать опять плакала, а она во всем обвиняла эту мелкую девченку. Это из-за нее отец опять ушел от них!

Мать работала на трех работах, пытаясь прокормить семью, а она была вынуждена выполнять роль няньки для сестры. Как же она хотела от нее избавиться!!! По ночам, она рисовала сценарии несчастных случаев, которые могли бы избавить ее от проклятой конкурентки, которой мать уделяла так много времени приходя с работы. Один из них она даже воплотила в жизнь, подставив коляску с ребенком под качели на детской площадке. Коляска перевернулась и ребенок вылетел из нее, но ничего не случилось, а она только получила нагоняй от матери за то, что все пеленки были в песке.

С годами она начала все больше ненавидеть отца, особенно видя, что он приезжает не к ней, а к своей младшенькой. Она делала все, чтобы испортить жизнь этой малявке. К счастью она была старше и мать частенько вела с ней задушевные беседы по вечерам закрывшись на кухне. Именно в эти моменты она старалась рассказать матери как можно больше гадостей о сестре. Она получала колоссальное удовольствие, видя как мать ругает и наказывает ее. Она подстраивала разные ситуации и сваливала вину на младшую, а ту никто естественно не слушал. Успех окрылял и она потеряла чувство меры. Теперь единственной ее целью было убрать эту мразь из сердца матери. Мать будет любить только ее!

Шли годы. Она успела получить пять высших образований и благодаря протекции матери даже поработала дипломатом в престижном посольстве, но вот в личной жизни ничего не складывалось. Она боялась мужчин и где-то даже ненавидела их...ненавидела и боялась. В ее глазах они все были такими как отец, она не верила, что существуют другие. Она не хотела страдать так как страдала ее мать.

А что сестра? А сестра росла полной противоположностью ей. Она была бойкой, общительной и умела заводить друзей буквально за минуту. Как она ей из-за этого завидовала!!!

А мальчишки! Они бегали за сестрой толпами, носили букеты и мягкие игрушки под дверь их квартиры, которые она с огромным наслаждением выкидывала в мусор с удовольствием глядя на горькие слезы младшей сестры.

А как легко все доставалось этой младшей! Не особо напрягаясь она закончила школу с медалью и поступила в престижный университет. За ней бегали табуны парней и каждый день она приходила домой с цветами. Все знакомые и родственники восхищались ее способностям и совсем забывали про нее...старшую.

А что было у нее? Нелюбимая скучная работа, перспектива так навсегда и остаться старой девой?! С каждым днем она ненавидела свою сестру все больше и больше.

Апогея все достигло тогда, когда ее сестричка привела в дом мужчину и заявила, что беременна и выходит замуж. У нее будет своя семья и ребенок, а она, старшая сестра, опять остается не с чем. Она захлебывалась от злости и зависти. Как же она мечтала, чтобы счастье ее сестры закончилось так и не начавшись...Каждый день она планомерно давила на мать, незаметно, по капле выдавливая из нее все чувства по отношению к младшей дочери. Здесь очень пригодились все ее образования. Вскоре она стала манипулировать своей матерью как марионеткой и тогда пришел момент торжества. Мать с ее подачи почти полностью прекратила общение с младшей дочерью и внучкой. Они виделись два-три раза в год, да и то она старалась сделать все, чтоб спровоцировать ссору между ними.

Видно и ей улыбнулось счастье. Мама опять только ее любит и балует, а про сестру даже не вспоминает, единственное чего не хватало - это семья и дети. Но и тут она не прогадала, с помощью подружки нашла для себя отличный вариант мужчины. Полностью контролируемый и без инициативный. Он охотно делал все что ему скажешь лишь бы его лишний раз не трогали. Зарабатывал он прилично и под ее критерии успешности подходил. Только одна проблема возникла - они никак не могли родить детей. Были потрачены десятки тысяч долларов на проведение обследований, анализов и лечения, пять раз они пытались сделать ЭКО, но все безрезультатно. Детей не было. Хотя ни один врач ни в их стране не за границей, не смог назвать причину их бесплодия.

И тут ненавистная сестричка нанесла удар под дых. Она снова была беременна. И в этот раз ждала мальчика. А их мама так мечтала об этом! Она не могла допустить, чтобы мать снова начала общаться с младшей дочерью. И не допустила. Всего несколько удачных фраз якобы сказанных ее младшей сестричкой в адрес матери и та уже о дочери и слышать не хочет. Не помогло даже рождение долгожданного внука.

Цель достигнута! Соперница устранена и скорее всего уже навсегда, так как и сама уже не рвется общаться с матерью.

Это полная победа...вот только одного не хватает...когда же родятся дети...И за что же такая несправедливость?!

Принято считать, что родители любят своих детей несмотря ни на что. Но сложный мир человеческих чувств и взаимоотношений не всегда укладывается в «правильные» схемы. Случается, что ребенок в своей собственной семье становится отвергнутым, нелюбимым. Почему так происходит и как в семьях появляются любимые и нелюбимые дети?

Любимые и нелюбимые дети в семье

Семьи, где есть дети-любимчики и нелюбимые дети, встречаются гораздо чаще, чем можно было бы предположить. Просто не всегда и не сразу это заметно. Как так получается, что в семье к детям относятся не одинаково? Причины могут быть самыми разными. Дети-любимчики, это, как правило, дети, которых легко любить и воспитывать: они ласковые, послушные, не доставляют особых хлопот. Часто любимчиком в семье становится тот ребенок, который оправдывает ожидания родителей относительно внешности, черт характера, способностей и успехов в какой-либо области. Хотя, бывает, что особенно любим как раз трудный ребенок, или ребенок с какими-то проблемами со здоровьем – ведь в него столько вложено, он так тяжело родителям дается!

Нелюбимыми дети становятся тоже по целому ряду причин. Много шансов стать нелюбимым у нежеланного ребенка. Малыш, который очень похож на бывшего супруга или супругу, особенно если расставание было тяжелым, тоже имеет много шансов стать отвергнутым. Мама (в России после развода ребенок все же чаще остается с матерью) видит у малыша в манерах, в поведении и в характере сходство с бывшим мужем и, случается, проецирует на него свою обиду и боль. И вот уже с маминых уст слетает: «Да ты же точная копия своего отца-негодяя!»

Весьма распространенная причина, по которой ребенок становится нелюбимым – это его несоответствие ожиданиям родителей, особенно в случае, если другие дети в семье этим ожиданиям, наоборот, соответствуют. То, что дети должны соответствовать чаяниям мамы и папы и оправдывать тем самым все, вложенное в них — это весьма распространенное родительское заблуждение, с которым очень трудно расстаться. Многие мамы и папы видят в своем чаде продолжение себя и ждут, что ребенок оправдает все их надежды, будет поводом для гордости или достигнет тех вершин, которые когда-то не покорились самим родителям. А если этого не происходит, они чувствуют разочарование от собственного ребенка и наступает отчуждение.

Если в семье присутствует фаворитизм, это не лучшим образом сказывается на всех детях. Любимчики часто страдают от собственного эгоцентризма, завышенных амбиций, несамостоятельности, да и с братьями и сестрами у них отношения не лучшим образом складываются. Психологические проблемы появляются и у нелюбимых детей.

Как отражается на детях то, что они нелюбимые


Дети очень рано начинают чувствовать, что их отвергают. Быть любимым – это одно из главных условий для здоровья и нормального развития малыша. Если ребенок недополучает любви или эта любовь условная (я люблю тебя, если ты успешен), то это отражается, в первую очередь, на психологическом благополучии малыша. А иногда – и на физическом здоровье. Мама больше уделяет мне внимания и более ласкова, когда я болею – значит надо болеть, чтобы мама меня больше любила. Такая установка может появиться у нелюбимого ребенка на бессознательном уровне, и ребенок начинает вполне реально болеть. Заполучает, например, бронхиальную астму.

Нелюбимый ребенок в семье может стать очень угодливым, заискивающим. Пытаясь завоевать расположение родителей малыш может начать изо всех сил тянуться за более успешным братом или сестрой, заниматься тем, что нравится родителям в ущерб собственным интересам. Ребенок рискует в этом случае заполучить комплекс неполноценности и прожить «чужую» жизнь.

А малыш с несколько иным темпераментом становится, наоборот, неуправляемым, агрессивным, мол не любите и не надо, вот вам! В данном случае семья рискует попасть в порочный замкнутый круг: родители ничего хорошего не ждут от нелюбимого ребенка и он эти негативные ожидания начинает в полной мере оправдывать.

Есть мнение, что нелюбимые дети достигают в жизни большего, чем любимые и более самостоятельны. Да, прослеживая судьбы нелюбимых детей можно увидеть, что такой эффект имеет место. Дети, стремясь завоевать любовь, внимание и признание родителей, активно стремятся к внешнему успеху, и нередко достигают его. Но, увы, счастливее их этот внешний успех не делает. Ведь это не для себя, а для того, чтобы доказать родителям, что я достоин любви, что я не так уж плох. А доказать не получается, ну не хотят родители признавать на старости лет, что ошибались! И вот внешне успешный и многого достигший человек на самом деле остается глубоко неблагополучным психологически, порой такие люди всю жизнь балансируют на гране депрессии и чувствуют себя несчастными.

Как быть родителям, осознавшим, что в семье есть нелюбимый ребенок

Надо заметить, что родители, осознавшие, что у них есть нелюбимый ребенок – уже проделали очень большую работу. Ведь не любить своих детей не принято, это считается не правильным, поэтому осознание, что душа собственного ребенка отвергает, не приходит. Родители оправдывают не одинаковое отношение к своим детям тем, что они очень разные, «с этим по-другому нельзя», «что поделать, если она вся в свекровь» и тому подобное. Поэтому,понимание, что вы ребенка отвергаете, и что с этим надо что-то делать – это уже очень и очень много.

Советы притворится, что вы его любите и быть с ним поласковей, вряд ли можно назвать хорошими. У детей чудовищно тонкая интуиция и они чувствуют любую фальшь в отношениях. Да и родителей надолго не хватает, через некоторое время все равно срываются на упреки, раздражение и злость. Так что же делать? Постараться быть предельно честными с самим собой и «докопаться» до причин нелюбви. Неоправданные ожидания? Обида на бывшего супруга, которую никак не удается отпустить? Послеродовая депрессия, связанная с появлением второго ребенка? А может быть, сложные отношения с собственной мамой?

Если не получается самостоятельно размотать этот клубок чувств, эмоций и сложных взаимоотношений – правильным решением будет обращение за помощью к хорошему семейному психотерапевту. Благодаря работе со специалистом, вы сможете разобраться с собой и со своим семейным сценарием, понять собственные эмоции и перестроить взаимоотношения с детьми.

Сохранять в семье мир и благополучие поможет соблюдение родителями нескольких правил:
никогда не сравнивайте детей друг с другом не в пользу одного из них;
беспристрастно разбирайте детские конфликты, не заставляйте старшего всегда уступать младшему только потому, что он меньше;
не допускайте обидных насмешек над кем-либо из детей;
одинаково относитесь к успехам и неудачам всех своих детей;
равномерно распределяйте между детьми свое время, внимание и подарки.

Соблюдение этих правил и осознание истинных причин разного отношения к своим детям поможет родителям создать благополучную, здоровую атмосферу в семье и подарить детям самое важное для них на свете – родительское принятие и безусловную любовь.


НЕЛЮБИМЫЕ ДЕТИ

В жизни многих людей бывает так, что им долго не удается создать семью, им часто тяжело знакомиться с людьми, заводить дружбу, контактировать с другими... Именно с такими проблемами сталкиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Почему так происходит? Что мешает этим людям быть активными, работать, наслаждаться жизнью, любить? Только ли это заниженная самооценка и боязнь нового?
Психологи часто говорят, что в большой степени на такие проблемы влияет эмоциональная депривация (лишение). Это значит, что если в детстве, особенно в раннем, ребенок был лишен внимания, заботы, ласки, чувства защищенности со стороны родителей, то в дальнейшем это может проявиться в различных и иногда довольно серьезных психологических или даже психических проблемах.
Психическая, эмоциональная депривация - это состояние, которое возникает в тех случаях, когда человеку не предоставляется возможности удовлетворить свои базовые, жизненные потребности в течение того времени и в той мере, в какой ему это необходимо.
Ни для кого не секрет, насколько важна фигура матери для того, чтобы ребенок мог расти и развиваться гармоничной и душевно богатой личностью. Когда ребенок рождается, ему нужно, помимо тепла и еды, еще и что-то другое: контакт с материнским лицом, телом, да и просто ощущение ее присутствия где-то рядом. Если же в такой критический период, как первые дни и месяцы после рождения, матери рядом нет и ребенку «не на кого положиться», то «базовое доверие к миру» не формируется. В результате, если не сформировалось это глубинное, бессознательное доверие к матери, то и формирование доверия к другим людям будет происходить очень нелегко, если вообще будет. И когда такой ребенок вырастет, то ему будет сложно доверять людям, «открываться» им.
Но доверие - это всегда двухсторонний процесс, и если он никому не сможет довериться, значит, и ему никто не будет доверять, и тогда у такого ребенка, а потом и взрослого человека, наверняка будут большие проблемы с общением. Весьма вероятно, что ему будет сложно заводить друзей, общаться с противоположным полом. Ему вообще трудно доверять людям, и если он и старается быть общительным и дружелюбным, то в глубине души, даже не осознавая этого, этот человек все равно считает, что «мир - это опасное место и доверять другим нельзя, потому что они все равно обманут».
Так что последствия лишения ребенка материнского общения - это, наверное, самая страшная душевная пытка, которую можно совершить над человеком, причем главным образом мучительная своими последствиями: одиночеством, коммуникативными и прочими проблемами... Но, несмотря на это, какие-то аспекты можно скорректировать, работая над собой или с помощью специалистов.
Считается, что мать приводит ребенка в мир, то отец «приводит его к людям». Для девочки отец - это не просто папа, это некий образ, идеал, благодаря которому она в дальнейшем будет выбирать себе партнера. Если же у девочки по каким-то причинам нет отца (он умер или ушел из семьи), есть риск развития патологии характера, прежде всего по истерическому типу. Наиболее «опасный» в связи с этим возраст для девочек - младший дошкольный, когда эмоциональный контакт с отцом для них особенно важен. Для мальчика отец - это прежде всего образец для подражания, идеал, с которого он будет «лепить» себя самого. Для него «опасный» возраст - старший дошкольный, когда мальчик постепенно начинает идентифицировать себя с мужчиной, к этому времени формируется поло-ролевое поведение.
У любого человека есть два родителя. Просто когда отца нет (например, если мальчик воспитывается мамой и бабушкой), то бабушка, более ласковая и не такая строгая, часто становится для ребенка психологической «мамой», а настоящая мама, более строгая и требовательная, становится «папой». В связи с подобной семейной ситуацией у ребёнка могут возникнуть проблемы полоролевой идентификации, что в последствии может осложнить процесс формирования межличностных отношений с противоположным полом.
Если мать воспитывает ребенка одна, то она одна становится ему и мамой, и папой одновременно. Конечно, она любит своего ребенка, но все-таки ей сложно тянуть на себе одной эмоциональный и физический груз обоих родителей. И волей-неволей получается так, что у мамы, с головой погруженной в зарабатывание денег (папина часть работы) и домашние дела (мамина часть), совершенно не остается времени на то, чтобы просто побыть с ребенком, пообщаться с ним. И часто в результате такой депривации ребенок предоставлен сам себе, а то и вовсе никому не нужен. И тогда становится понятным, почему он столько времени может совершенно бесцельно проводить перед телевизором, компьютером, в супермаркетах, в залах игровых автоматов и прочих неподходящих для него местах.
Семья - это не просто совокупность людей, а система, все члены которой (члены семьи) взаимовлияют и взаимообуславливают действия друг друга. Такое целое - семья - всегда больше, чем просто сумма отдельных частей. И те проблемы, которые могут возникать в одной ее «части» (например, конфликт между матерью и сыном), не могут не затронуть и другие, ведь в семье всё и все взаимосвязаны. В результате семья, пытаясь сохранить равновесие, стремится как-то решить проблему с наименьшими «потерями» для себя.
Например, между супругами существует конфликт, и проявляется он в том, что они постоянно ругаются. Когда ребенок видит эти ссоры, на бессознательном уровне он воспринимает их как опасность, что родители могут развестись. И тогда ребенок, опять-таки не осознавая этого, делает что-то, что может отвлечь родителей от ссор друг с другом. Например, он может заболеть. А когда ребенок заболевает, особенно серьезно, любые родители оставят свои разборки и сплотятся перед общей бедой - болезнью. Но если после того, как ему станет легче, конфликт между родителями не урегулируется, ребенок будет буквально обречен вновь и вновь болеть, чтобы хотя бы таким страшным способом сохранить шаткое равновесие в семейной системе, удержать папу и маму вместе...
На этом примере можно видеть, как связаны между собой все члены семьи и как меняются взаимоотношения между ними, когда в семейной системе что-то происходит. Например, те отношения, которые складываются между матерью и ребенком, так или иначе связаны со всеми прочими взаимоотношениями, в том числе и с родительской семьей матери ребенка.
Родители заботятся о своих детях, любят их, дарят тепло и ласку. Эти дети, вырастая, точно так же заботятся о своих детях. Так любовь, которая живет в душах родителей и детей, течет «сверху вниз» - от родителей к детям, от старших к младшим. Это, по Хеллингеру, нормальное, правильное «течение любви». Но иногда бывает так, что по каким-то причинам этот нормальный «поток любви» сверху вниз блокируется, и тогда ребенок, не получив любви и теплоты от своих родителей, не может, в свою очередь, передать ее дальше, своим детям.
В каких случаях нормальное «течение любви» может нарушаться? Такое бывает, например, если когда-то, обычно в раннем детстве, родители, пусть на короткое время, оставляют ребенка вдали от себя, например, кладут его в больницу или оставляют жить у бабушек и дедушек.
Это событие оказывает на психику ребенка настолько мощное негативное воздействие, что потом «след» от него может остаться на всю последующую жизнь. Когда любовь родителей больше не «течет» к нему, ребенок, а затем и взрослый человек, уже не может принять эту любовь ни от родителей, ни от других людей, например, от мужа или жены.
Отсюда и возникают проблемы, которые могут проявляться очень по-разному. Это может быть как ощущение собственной ненужности, никчемности, так и чисто телесные симптомы, которые на первый взгляд не имеют ничего общего с психикой. Например, жалобы на боли в плечах, частые головные боли и давящее чувство в области живота.
Многие родители, которые воспитывают своих детей в состоянии гипоопеки, мало уделяя им внимания, в свое время также были эмоционально и психологически депривированы своими собственными родителями. Скорее всего, у их родителей тоже было не все гладко... Но тем не менее разорвать эту порочную «связь времен» возможно. Зачастую выявление проблемы (её осознание) и причин, послуживших её появлению, формирование умения прощать и отпускать, восстановление отношений с родителями становится началом пути к новому жизненному этапу. Именно устраивая свою личную и семейную жизнь, человек может учесть свой прошлый негативный опыт и постараться дать своим детям достаточно любви, внимания, ласки, доверия, понимания.
Замещающие родители, принявшие на воспитание детей из неблагополучных семей, сталкиваются с тем, что ребёнок требует к себе повышенного внимания. Этим он как бы восполняет тот пробел, который возник в связи с той трудной жизненной ситуацией, в которой он оказался. В этой ситуации очень важно дать сыну или дочке как можно больше внимания, ласки, тактильного контакта (поглаживания, объятья и т.д.). Некоторые дети могут вести себя противоположным образом – очень тихие и спокойные, не требуют внимания, много времени проводят в одиночестве с игрушками или книгой. Растопить сердце такого ребёнка поможет различная совместная деятельность (походы, поездки, поделки, включение в семейные игры, развлечения, праздники), душевные разговоры, доброжелательное отношение, создание в семье атмосферы любви и доверия.
Опыт воспитания в благополучной замещающей семье, где родители любят и поддерживают друг друга, их требования адекватны и согласованны, действия последовательны, в семье существуют эффективные правила, традиции и ритуалы, когда члены семьи активно проявляют чувства по отношению друг к другу, имеют возможность открыто говорить о своих интересах и переживаниях, помогает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, минимизировать последствия материнской, социальной, эмоциональной депривации, которая имела место в жизни ребёнка в связи с трудными жизненными обстоятельствами.

Однажды в Детский дом пришла чета,
Чтоб выбрать для себя сынка иль дочку.
Мальчишку одного увидев там,
К себе домой взять пожелали очень.
Оставшись с мальчиком наедине,
С улыбкой милою ему сказали:
- Ты - славный! И подходишь нам вполне:
Тебя к себе бы с радостью мы взяли.

А он, глазёнки опустив молчал.
- Ну, что ж ты ничего не отвечаешь?
Смотри: тебе мы дарим самосвал.
А вот - конфеты, если ты желаешь.
«Спасибо!» - вежливо звучал ответ.
- Но здесь игрушек много, очень много.
А что у вас ещё для деток есть?
И голос мальчика в надежде дрогнул.

С женой переглянувшись, муж сказал:
- Ну, дом у нас и дача, и машина.
И мальчугану посмотрев в глаза,
Добавил тихо - Нету только сына.
Скажи, чего бы ты ещё хотел?
Тебе мы купим, если только сможем.
А мальчик с грустью в сторону смотрел,
Желаньем несбывающимся гложим.

Слеза с его реснички сорвалась.
Муж и жена в смущении молчали,
Своей неосторожностью боясь
Мальчишку ещё больше опечалить.
- Мне ничего не нужно. Ничего!
Хочу я только, чтоб меня любили.
… И стало стыдно взрослым от того,
Что о любви они совсем забыли.

Понятны стали слёзы и печаль
Души мальчишьей, одинокой в боли:
О, как же по любви он тосковал
В своей сиротской, безысходной доле!
А что ему предложили они?
Игрушки, сладости, своё богатство.
Живущему без ласки и родни,
Нужна была любовь лишь мамы с папой.

Поднялся мальчуган: «Ну, я пошёл»
И сделал шаг по направленью к двери.
А муж с женой, согласные душой,
К себе его прижали: «Милый, верь нам:
Тебя мы любим! Ты не уходи!
Будь нашим мальчиком, сынком любимым».
И тихо плакал мальчик на груди
У мамы с папой, слыша своё имя.
(Автор неизвестен)

Педагог-психолог
А.Д. Кочурова