Как бороться с ленью ребенка. Как правильно бороться с ленью у ребёнка: рекомендации психолога

Должна слушать мужа жена, убирать,
Готовить еду и стирать,
На грубость улыбкой должна отвечать,
Обиды должна забывать.
(свадебный тост)

Когда молодожены вступают брак, родители желают невесте быть хорошей, аккуратной хозяйкой, жениху - мастером на все руки. Кто ж из мужчин не захочет, чтобы жена была не только умницей и красавицей, а еще и вкусно готовила, следила за чистотой в доме и т.п. Жена, в свою очередь, была бы не против, если бы муж умел забивать гвозди, чинить розетки и ремонтировать сантехнику. Но где найти сейчас столь идеальных мужа и жену? Сантехнику отремонтировать может сантехник, ремонт в доме сделает ремонтная бригада, были бы деньги. На ужин можно заказать пиццу, белье можно унести в прачечную, пол помоет домработница, это в лучшем случае, если семья материально обеспечена. А если нет, то кто помоет пол? Да никто, пусть стоит себе грязный хоть неделю. Вот такой подход к хозяйству у современной молодежи. Потому что лень. Лень, зародившаяся в детстве, плавно перешла в привычку во взрослой жизни. Поэтому с ленью надо начинать бороться с детства.

Как бороться?

Во-первых, надо выяснить лень это или норма жизни? Многие современные дети даже и не знают, что надо мыть за собой тарелку, или, например, убирать вещи в шкаф, потому что им об этом никто не говорил. В погоне за рублем запурханные, вечно занятые родители не успевают или забывают сказать детям, что им нужно сделать. И сами практически ничего не делают по дому, пример родителей заразителен для детей. Если это так, то конечно, ребенка нельзя обвинить в том, что он ленив, он живет так, как его запрограммировали родители. Здесь сначала родителям надо сменить образ жизни. Не знаю, как вам, а мне, например, приятнее заходить в квартиру, где все вещи стоят по своим местам, чистый пол, нет пыли, не разбросаны вещи, нет грязной посуды. Эстетическое стремление к красоте и гармонии заложено в нас природой. Зачем же его нарушать?

Если же родители с младых ногтей приучали ребенка к порядку, но он все равно ленив, надо искать причину. Может, родители были недостаточно настойчивы или последовательны, может, у них надолго не хватило терпения, и они пустили все на самотек?

Меня поразил один случай, произошедший в семье моей знакомой Марины. Так получилось, что она, будучи очень аккуратной женщиной, второй раз вышла замуж, и ей пришлось жить с падчерицей четырнадцати лет. Марину поразило, насколько девочка была нечистоплотной и не приученной к порядку, вещи раскидывала по всей комнате, подолгу ходила в грязной одежде, посуду за собой никогда не мыла, пол уж, тем более, не умела гладить одежду, заправлять кровать и т.п. Такое положение дел в корне не устраивало мачеху, которая желала падчерице только добра. Не смотря на то, что Марина - бизнесвумен, и свободного времени у нее очень мало, женщина не уставала каждый день напоминать Вике о том, что надо мыть посуду, менять грязную одежду и убирать за собой вещи в шкаф.

Процесс приучения к порядку шел очень тяжело. Представьте себе, чужая тетя, которая увела папу из семьи, учит девочку жизни, в то время как родная мать, не приучившая дочь к порядку, решила от нее избавиться. У ребенка и без того стресс, а тут еще какая-то грымза пилит и пилит, и все это в непростом переходном возрасте. Но мачеха была неумолима и требовательна, хотя ей самой пришлось потратить много нервов. Через год Вика сдалась: стала опрятной аккуратной девочкой, сама гладит себе одежду, моет каждый день обувь, убирает вещи в шкаф, заправляет кровать и моет посуду. Оказывается, ребенка можно приучить к порядку в любом, даже в подростковом, возрасте, и даже, если до этого он вообще ничего не умел делать, было бы твердое желание и последовательные требования. По большому счету, Вику никто не притеснял, никто не орал на нее и не давил, замечания высказывались в строгом, но в сдержанном тоне.

Прикладная наука .

Я, находясь под впечатлением этой истории, решила поэкспериментировать на своей младшей дочери, десяти лет, которая была настолько неряшлива и неорганизованна, что просто волосы становились дыбом: на письменном столе всегда гора фантиков, среди которых можно отыскать даже грязные носки, вещи раскиданы по всему дому, постель не убрана, в мойке гора грязной посуды. Заставляешь ее убираться, она с истерикой уберет все, но уже через час - та же самая картина. Оля в нашей семье слыла мастером по наведению беспорядка в квартире. На ее эстетическое воспитание у нас с мужем всегда не хватало времени, и не было твердости в требованиях, порой, так вымотаешься за день, что уже все равно, как там в детской комнате. Вот и пустили все на самотек.

Итак, я начала эксперимент. По-моему мнению, главное - довести некоторые действия до автоматизма. Например, мои дети уже давно четко уяснили алгоритм действий, когда пришел со школы:

1. Сними обувь и поставь ее в шкаф для обуви.
2. Переоденься и повесь одежду на плечиках в шкаф (здесь важно каждое слово).
3. Помой руки!!!
4. Разогрей себе сам обед и поешь аккуратно на кухне, (а не за компьютером).
5. Помой за собой тарелку.

Сама я проделываю эту процедуру точно в таком же порядке, не задумываясь. Почему? Потому что в детстве мама с папой именно так учили, информация записалась в памяти. Физическая память, никогда не подводит человека, мы же не забываем, как, например, ходить, ноги сами несут, или, как подносить ложку ко рту. Так и здесь, если отработать все до автоматизма, руки и ноги будут сами все делать за вас.

Теперь моей задачей стало довести до автоматизма и другие действия Оли. Например, съела конфету - пойди выкинь фантик в мусорное ведро, проснулась - сразу заправь кровать, пришла с прогулки - одежду сверни аккуратно (!) и положи на свою полку и т.д. Еще я решила добавить сюда мытье полов раз в неделю и вытирание пыли, пусть приучается к труду. Считаю, что у каждого ребенка должны быть небольшие обязанности по дому.

Возможно, со стороны я выглядела полной занудой, как попугай каждый день (!) повторяла:
- Оля, убери за собой носки.
- Сделала уроки - убери учебники и тетради в портфель, чтобы стол был чистым.
- Взяла нитки - положи их на место, (то же самое ножницы, расческа и т.п.)
- Поела - сразу помой за собой тарелку!
- Помой за собой грязную обувь и т.д.
Конечно, моя доченька сначала закатывала истерики и активно сопротивляться, десять лет не требовали, а тут - на тебе, она рыдала:
- Не хочу мыть пол, сама мой обувь и т.п.

Но я решила, что буду непреклонна. Мой, и все тут! Какое-то время Оля психовала, пол раза два помыла плохо, я заставила ее перемывать. Опять - истерика, но я тверда и спокойна. В итоге, ребенок понял, что выхода другого нет, не отвертишься, лучше будет, чтоб мама отстала уже. В другой раз пол помыла отлично, за что получила массу похвал и восхищение, а я еще и всем знакомым рассказывала, какая она молодец, пол научилась мыть! Что вы думаете, после этого Оля перестала отказываться мыть пол, моет его с удовольствием в ожидании маминых похвал, которые ей очень нужны. Да еще и хвалится теперь перед подругами, я мол пол уже вовсю дома мою, а вы - лентяйки какие-то. Я еще и поощрение ей придумала, за качественное выполнение работы - шоколадка! Пусть с самого начала ребенок устанет от вашего занудства и жестких требований, выбирая путь: сделаю - лишь бы отвязались, зато потом, (а это проверенно) будет делать все на автомате. А это так приятно, и маме меньше работы по дому.

Теперь у нас в семье четкое распределение обязанностей между дочерьми: старшая гладит белье и готовит ужин два раза в неделю, а младшая моет пол и вытирает пыль. Вобщем, мой эксперимент удался!!! На Олином столе теперь всегда порядок, вещи аккуратно висят в шкафу (на плечиках!), грязной посуды нет, пол блестит от чистоты, обувь стоит в своем шкафчике! Все работает, надо только приложить усилия, набраться терпения и не сдаваться. Считаю, что лучше год (максимум!) потратить на строгое и занудное воспитание в плане приобщения к порядку, а потом всю оставшуюся жизнь наслаждаться результатом, чем черепашьими шагами двигаться к цели, жалея своих детей и превращая их в комнатные растения . Дисциплинированным, аккуратным, чистоплотным и организованным детям легче будет жить во взрослой жизни, они многое умеют делать и самое важное - очень самостоятельны и уверены в себе. Такие дети без страха берутся за любую работу, быстрее продвигаются по карьерной лестнице. Спросите у любого успешного человека, бизнесмена, политика или артиста, как им удалось добиться успеха. Они ответят - кропотливым, усердным трудом. Они не ленились. Основная масса успешных людей либо пережила какую-то сложную ситуацию в детстве и научилась справляться с трудностями, либо родители были очень требовательные.

Назидание родителям.

Уже с пяти лет можно приучать малыша мыть руки, убирать за собой одежду, заправлять кровать, складывать игрушки на место и т.п. Постепенно учить мыть посуду, протирать пыль, к восьми-десяти годам - учить мыть пол и готовить простейшие блюда. Приучать к работе по дому можно как мальчиков, так и девочек. Мой старший брат, например, с семи лет мыл пол в своей комнате, не говоря уже о том, что все время помогал папе делать мужскую работу. Вспомните своих бабушек, дедушек, пап и мам, они все умеют делать, почему? Да потому, что с раннего детства в их обязанности входило работать, не покладая рук, и не лениться. Таким образом, работает заложенная с детства программа, поведение было отработано до автоматизма, а во взрослой жизни еще и усовершенствовалось.

Немаловажно, чтобы родители показывали положительный пример своим детям, и сами соблюдали чистоту и порядок. Дети сами по себе не могут ничему научиться, они всегда неосознанно копируют поведение папы и мамы. Нельзя требовать с ребенка того, чего сам не выполняешь, результата не будет! Многие дети в наше время избалованы, ленивы, не приучены к порядку, может этого хотят сами родители? Я сомневаюсь. Так почему родители ничего не делают, чтобы улучшить ситуацию? Возможно, они сами ленивы, но ведь начать работать над собой никогда не поздно, побороть лень можно в любом возрасте - было бы желание!

Приветствую Вас на сайте «Мой ребенок» сегодня поговорим почему ребенок ленится? Как бороться с ленью ребенка?

Очень часто, я слышу от родителей такое, что ребенок совсем обленился, ничего не хочет делать, ничем его не заинтересуешь. Почему же ребенок ленится? Что делать?

Почему ребенок ленится, основные причины

Прежде, чем пытаться отучать ребенка ленится, нужно понять причину, почему он ленится, что толкает его на это?

Правильно здесь будет начать бороться с начальными причинами детской лени, чем заставлять ребенка, что-то делать из-под палки. Угрозы, наказания, нотации, крики, матерные слова — все это не правильно, я думаю что Вы сами это знаете.

Я согласен заставить ребенка таким способом, что-либо сделать можно, но здесь нужно не это. Чтоб ребенок сам захотел например: Убрать игрушки — нужна мотивация !

Помните, что лень — это своего рода защита, человеческой психики. Поэтому, перед тем, как начать бороться с детской ленью подумайте может Вы хотите от своего ребенка большего, чем он на самом деле может.

Бывает и такое, что родители с ребенком занимаются мало, т.е. малыш развивается, но не совсем полноценно, поэтому у него что-то не получается и он просто перестает стараться. А родители считают, что он ленится и начинают на него ругаться.

Если говорить о ребенке школьного возраста (начальных классов), то психологи утверждают, что их не нужно сильно перегружать. Что это значит?

Приведу пример :

Большинство родителей хотят от детей не исполнимого, чтоб и в секцию бокса ходил, и в музыкалку, и еще чтоб уроки успевал делать.

Стоп! Так нельзя, пусть у него будет больше свободного времени!

Чем младше ребенок, тем больше у него пере утомляемость, а это может привести к срыву, а срыв — это и есть равнодушие, а по другому лень.

Также не стоит приучать ребенка к оценочной системе. Что это значит?

Приведу пример :

Мама просит ребенка, что-либо сделать, а он получает за это какое-нибудь вознаграждение (конфеты, деньги и т. д.). В дальнейшем же ребенок не понимает, а зачем что-то делать если за это ничего не будет. Сначала родители приучили малыша ожидать «оценки» за каждое действие, которое требует очень маленьких усилий и не является развлечением, а потом страдают.

Лень от родителей!

В большинстве случаев ребенок берет пример от самих родителей. Если мама и папа все время проводят лежа на диване, т.е. примера трудолюбия ребенку никто не показывает, то откуда оно возьмется?

Бывает наоборот, родители много трудятся, повторяют, что нужно трудиться, а ребенок все равно лениться. Почему?

Да, потому, что родители преподносят ребенку, что труд — это что-то неприятное, но все равно ежедневно ими преодолеваемое.

Приведу пример :

Отец говорит своему ребенку, что вот я тоже не хочу ходить на работу, чтоб зарабатывать деньги, я хочу чтоб они сами появлялись, но я же все таки иду. Поэтому и ты иди убери в своей комнате или вымой посуду. Какие выводы у ребенка? Ребенок начинает понимать, что труд и учеба тяжелы, поэтому ему ничего не хочется, кроме как развлекаться.

Ищите с ребенком компромисс, предлагайте ему делать выбор, что ты сегодня будешь делать? Убираться в комнате? Или мыть посуду? Иногда это тоже помогает!

Заключение

1. Родителям важно понять почему ребенок ленится!

2. У ребенка должно быть достаточно свободного времени, поэтому перестройте его график. Чем младше ребенок, тем больше времени на игры и развлечения.

3. Мотивация — ваш верный помощник. Подумайте как можно заинтересовать ребенка, «кнут и пряник» здесь не подойдет.

4. Когда Вы пытаетесь отучить ребенка лениться, Вы сами должны позитивнее относится к своим делам и обязанностям.

5. Ищите с ребенком компромиссы.

И в заключении, хочу сделать для вас небольшой подарок, это моя бесплатная книга по детской психологии, забрать вы сможете ее здесь.

На этом данную статью буду заканчивать. Здоровья вам и вашим детям!

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели! Сегодня я бы хотела поговорить о детской лени. Что делать, если ребёнок ленивый? Каковы причины этого.

Очень часто от родителей можно услышать жалобы, что сын (или дочь) ничего не хочет делать, совсем обленился. Многим деткам свойственно лениться. Не все сразу бегут выполнять поручение или просьбу родителей, многие ленятся делать уроки, не хотят помогать по дому.

По большому счёту, у всех бывают периоды, когда ничего не хочется делать. Но к своей лени взрослые относятся снисходительно, а вот кроху ругают и "пилят" за это. Прежде чем выплёскивать свои негативные эмоции, разберитесь в причинах.

Почему дети ленивые

Каковы же причины, почему дети ленятся?

Вот основные из них:

1. Подавление инициативы.

Часто, когда ребёнок ещё маленький и хочет помочь маме или папе, родители говорят: "Не мешай, я сама(сам) быстрее сделаю", "Только грязь развёл", "Не путайся под ногами", "Ты ещё маленький" и подобные фразы.
А когда малыш подрастает, он уже и сам не хочет помогать, так как раньше ему запрещали.

2. Недостаток мотивации.

Если ребёнка заставлять что-то делать насильно, что ему не очень нравится, ничем не заинтересовав, желания работать у него не будет.

3. Наглядный пример родителей.

Известно, что детки копируют своих родителей. Например, мама просит папу прибить полочку несколько часов подряд (или даже дней), а он не может оторваться от компьютера или от телевизора, лёжа на диване. Ребёнок понимает, что если папа (или мама) ленится, почему я не могу так же.

4. Гиперопека.

Иногда родители слишком опекают своё чадо, всё делая за него даже если он легко может справиться сам. Не давая никаких поручений. Ребёнок привыкает к этому, и в дальнейшем его будет сложно просить что-то сделать.

5. Неуверенность в своих силах.

Такое может быть у малыша, когда родители часто критикуют, говоря, что у него ничего не получается.

6. Ребёнок ждёт за свой труд оценку или вознаграждение.

Если он этого не получает, то не считает нужным напрягаться.

7. Излишняя загруженность ребёнка.

Такое случается, когда помимо школьных уроков кроху водят сразу в несколько секций и кружков, он очень сильно устаёт физически и психологически. В какой-то момент наступает апатия, он ничего не хочет делать.

8. Темперамент.

Если ребёнок флегматик, то он очень медлительный, долго "раскачивается". Чтобы настроиться на работу, ему нужно время. Такая особенность характера часто принимается взрослыми за лень.

9. Когда малышу кажется, что поставленная перед ним задача трудновыполнима или очень сложная.

Что делать, если ребёнок ленивый

Разобравшись с причиной лени, родители должны выбрать правильный метод, в каком направлении действовать.

♦ Подавайте правильный пример, дети-это наше отражение.

♦ Поощряйте инициативу ребёнка, радуйтесь, что он сам предлагает помочь, хвалите за любую мелочь.

♦ Мотивация.

Когда крохе что-то интересно делать, его даже не нужно просить об этом. Поэтому старайтесь заинтересовать, объясняйте, что он получит в конечном итоге, если не будет лениться.

Как мотивировать ребёнка на учёбу, .

♦ Творческий подход.

Иногда скучное занятие можно превратить в увлекательную игру или соревнование. Например, собирать игрушки наперегонки или кто больше. Кто чище прополет грядку или лучше уберётся в комнате.

♦ Разделение обязанностей.

Иногда за детьми можно закрепить определённые домашние обязанности, конечно с учётом возрастных особенностей.

♦ Делите работу на небольшие части.

Ребёнку будет легче психологически начать что-то делать, когда весь трудовой процесс разделён на этапы. Например, разобрал один ящик с игрушками, отдохни, потом продолжишь. Прописал буквы в прописях, сделай перерыв.

♦ Научите правильному режиму дня.

Не пытайтесь каждую свободную минуту занять сына (или дочь) каким-то полезным делом. У него должно быть достаточно свободного времени на игры, отдых и прогулки.

♦ В некоторых случаях можно дать возможность ребёнку пострадать из-за своей лени.

Для этого применить метод естественных последствий. Конечно, чтобы последствия были не опасны для здоровья и жизни.
Например, не сделал поделку на конкурс, не получил похвалу, приз или грамоту, как другие дети. Не выучил стихотворение или не выполнил домашнее задание, получил плохую отметку и замечание от учителя, не убрал с балкона журналы, они намокли под дождём и тому подобное.

♦ Объясните ребёнку, что отдыхать с чувством выполненного долга намного приятнее, чем постоянно откладывать работу, которую всё равно придётся выполнять.

Повторяйте пословицу: "Сделай дело-гуляй смело."

♦ И ещё не говорите малышу, что он ленивый, не наказывайте. Это только усугубит ситуацию.

Надеюсь теперь вы сможете разобраться в причинах и решите для себя что делать, если ребёнок ленивый.

Желаю, чтобы вы никогда не сталкивались с такой проблемой, а детки были трудолюбивые и работоспособные.

Наряду с разными проблемами цивилизации, одной из самых актуальных является лень, которая у современных детей проявляется уже в раннем возрасте и многие специалисты говорят о том, что «лень родилась раньше человека». Это является плохим признаком, способным повлиять на развитие ребенка. Для того чтобы предотвратить развитие лени – «порока цивилизации», необходимо принять ряд профилактических мер и разобраться в причинах ее появления.

Почему ребенок становится ленивым

Причин для развития лени очень много, но самыми основными можно назвать неправильные действия родителей.

Очень часто можно услышать от мамы: «Я сама все уберу, ты еще маленький…» или: «Не трогай, поранишься вилкой или ножом…». И, пожалуй, самые «опасные» фразы: «Если разобьешь чашку – накажу!», а еще «… ты плохо убираешь, за тобой все нужно переделать, лучше не трогай ничего…»

Перечислять такие типичные ошибки можно бесконечно.

  • Получается, что ребенка лишают инициативы , не разрешают ничего брать под страхом наказания и вселяют неуверенность, объясняя малышу, что он неумеха. Это и есть самые основные причины появления детской лени. Страх наказания, неуверенность в том, что ребенок может справиться с простым заданием порождают этот порок. Зачем к чему-то стремиться, если мама сама все сделает?
  • Такое бездействие порождает еще и скуку, которая тоже является весьма серьезной причиной развития лени. Если малыш активный, любит много двигаться, ему нужно выплескивать энергию, а его заставляют сидеть и тихо играть, «чтоб ничего не разбил», тогда он начинает скучать и из подвижного и веселого, он становится грустным «диванным» ребенком.
  • Еще одна причина – если его заставляют заниматься скучными делами. Так, вместо подвижных игр, помогающих получить необходимую разрядку после садика или школы, малыш получает порцию недовольства от родителей за неубранные игрушки или отсутствие помощи в домашних делах.

Родители бывают вечно заняты, устают после работы, а вместо того, чтобы погулять с ребенком, сидят дома и своим примером демонстрируют, как можно «убивать» время за телевизором.

  • Еще одной из серьезных причин развития лени является астенический синдром, возникающий, например, после болезни или авитаминоз. Недостаток минеральных веществ или микроэлементов может привести к слабости и капризам.
  • Иногда дети просто не понимают для чего все это нужно, почему вдруг с него начинают требовать убирать игрушки и одежду. Здесь поможет только правильное объяснение и демонстрация личного примера, почему нужно быть аккуратным и регулярно складывать вещи на место.

Как нужно бороться с ленью

  • Для начала, перестать лениться самим . Ребенок, как маленькая губка, впитывает все, что делают и говорят взрослые, особенно родители. Если мама с папой вместо вечерних прогулок и зарядки по утрам позволяют себе лениться, тогда не стоит удивляться развитию этого порока у ребенка и, тем более, не нужно его наказывать. Он просто берет пример с родителей. Наказывайте лучше себя за это и боритесь с ленью.
  • Поощряйте детскую самостоятельность . Чрезмерная опека вредит малышу. Не нужно бояться, что ребенок разобьет дорогую вазу или уберет дом не так, как вам нравится. Дорогую вазу можно заменить на что-то более простое и не способное разбиться, а уборку всегда весело проводить всем вместе.
  • Давайте малышу больше простых мелких поручений . Но только не приказным тоном. Говорите спокойно, с «волшебным словом» и приветливой улыбкой. Тогда ваше чадо с радостью исполнит любую вашу просьбу.
  • Не забывайте хвалить ребенка. Это очень важно и полезно. Так вы будете поощрять его трудовую деятельность и повысите самооценку, поможете стать увереннее. Не ругайте за промахи. Спокойным и доброжелательным тоном объясните малышу, что он сделал неправильно и как можно исправить его действия.
  • Составьте расписание, приучите ребенка и себя заодно к правильному распорядку. Пусть у каждого в семье будут свои обязанности, включая милого хомячка и любимого попугайчика. Их обязанностью может стать, например, приносить радость семье.
  • Регулируйте режим малыша . Помимо выполнения уроков, необходимы регулярные прогулки, а также физическая нагрузка для эмоциональной разрядки. Даже если он что-то не успел выполнить из заданного на дом, ничего страшного. И уж совсем недопустима ситуация, когда ребенок засыпает над уроками. Это приводит к сбою его биоритмов и провоцирует проблемы со здоровьем.

Чтобы ребенок рос не ленивым, нужно поощрять его стремление помогать вам. Лень развивается тогда, когда родители начинают запрещать что-либо делать. Чаще выполняйте вместе работу по дому и не забывайте хвалить свое чадо. Не бойтесь, похвала еще никому не навредила. Придумайте несколько веселых игр, которые помогут ребенку освоить его обязанности и с радостью их выполнять.

А как вы боретесь с детской ленью? Расскажите нам в комментариях.

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста. .

Постоянно сталкиваюсь с тем, что родители обвиняют подростков в лени: "Он такой ленивый. Ему ничего не надо, сделайте что-нибудь". То есть, расписываются в собственном бессилии и пытаются найти ответственного. Под ленью обычно подразумеваются две вещи: не хочет учиться и ничего не делает по дому; чаще первое все-таки. То есть, чадо совсем не заинтересовано в школьных предметах, кое-как выполняет домашние задания, прогуливает школу. Дома тоже ничего не делает: посуду не моет, собаку не выгуливает, в комнате - бардак. Нужно много раз напоминать сварить картошку - все равно забудет.

Про школу ответ простой. Ему неинтересно. И, в отличие от взрослого человека, делать что-либо из чувства долга подросток, скорее всего, не будет. Да и гиблый это путь - долг должен быть уравновешен с удовольствиями, а это удел сбалансированных взрослых людей.

К учебе нужен интерес, удовлетворение которого дает мгновенное вознаграждение, то есть положительные эмоции. Или же побуждением к учебе может быть отложенный результат и отложенные эмоции. Сейчас школе сложно конкурировать с интернетом и компьютерными играми. Интерес и мотивация должны быть колоссальными. Но чем труднее задача, тем больше пользы нам приносят попытки её решения.

Для того, чтобы подросток получал удовольствие от умственной деятельности для начала можно попробовать сконцентрироваться на нескольких предметах, к которым есть хотя бы минимальный интерес, попробовать показать любопытные моменты этого предмета (гравитацию в физике, например), своими словами объяснить исторические процессы. Можно попробовать заинтересовать чем-то помимо школьной программы - существуют прекрасные документальные фильмы BBC о животных, космосе, истории; на каналах National Geographic и Discovery тоже транслируются познавательные фильмы. Самое главное - разбудить любопытство, которое захочется удовлетворить.

Если говорить об "отложенных коврижках", то встает вопрос, как донести до подростка, что ему надо поступать в ВУЗ, что работники умственного труда зарабатывают больше работников физического труда, а в ВУЗ можно попасть только по результатам экзаменов? И если угрозы "дворником будешь", "в продавщицы пойдешь" не работают? Сказать пару раз об этом можно (только спокойно), привести примеры из своей жизни или жизни знакомых тоже полезно. Никакого эффекта? Ну так предложите подростку пойти поработать в каникулы или даже после школы. По закону это можно сделать с четырнадцати лет. Пусть попробует, рисков здесь никаких нет. Не хочет сдавать ЕГЭ - пусть идет в колледж; в 16-17 лет почти все процессы обратимы - захочет учиться дальше, вернется в школу, можно пойти в экстернат. Вне школы подготовится к ЕГЭ нет никаких проблем - курсы, преподаватели.

Что касается работы по дому, то вполне приемлемо разрешить не убирать в своей комнате, если она отдельная, и если это не приводит к эпидемиям. Это личное пространство, достойное невмешательства! А вот требовать порядка в общественных местах необходимо - не нотациями и криком, а твердо огласить что надо сделать. Далеко не факт, что подросток сразу бросится совершать подвиги во имя уборки кухонного пространства. Однако терпение, юмор, и процесс, возможно, сдвинется. Маловероятно, что ребенок будет все делать идеально - не все люди перфекционисты домашнего хозяйства, да оно и не представляет для подростков большой ценности. Но нет никакого смысла ссориться и обвинять ребенка в паре оставленных крошек. Лучше в отношениях (и чище на кухне) точно не станет.

Возраст 12-14 лет в племенах и древних религиях - это возраст инициации, то есть, перехода из детства во взрослую жизнь. С этого момента родители в не несли ответственности за детей! И именно в этом возрасте начинает работать интеллектуальное мышление - формирование логических связей, выявление общего от частного и наоборот.

Чтобы проснулась потребность достигать цели - цель, прежде всего, должна быть собственная, а не родительская. Лучшее, что можно сделать, чтобы подросток начал ставить свои собственные цели (а цели происходят от желаний, хотя и не только) - это отойти, не душить его собой, дать ему пространство. Это не подвиг или жертва, а проявление уважения к его личным, уже взрослым границам.

"А ему ничего не надо", - слышу я от родителей. Потому что то, что ему когда-то надо было в более раннем возрасте, родители обесценили и\или заменили это тем, что нужно им самим. Если прислушаться и присмотреться, то часто оказывается, что все таки подростку что-то надо: научиться рисовать, играть на гитаре, говорить на не очень популярном языке, программировать. Просто им надо то, что родители считают блажью и бесполезным занятием. Но это же его желания и цели, и если их поощрить или хотя бы не мешать, появится опыт в удовлетворении желаний и достижении целей. Хочет учиться петь - пусть поет, в шахматы играть - пусть играет. Подобные интересы не в меньшей степени, чем школьные предметы, приносят пользу в интеллектуальном развитии, да и их роль в эмоциональном развитии неоценима. И дело здесь может быть не в разряде по шахматам, а в процессе.

Родителей особенно раздражает многочасовое лежание подростков на диване. Это нам, в нашей суматошной жизни, полной беготни, временами бессмысленной и неэффективной, подобное бездействие кажется преступлением. В подростковом возрасте эта, так называемая лень, часто является переходным "вакуумным" периодом между выходом из семейной истории, родовых клише и взрослой жизнью, СВОЕЙ взрослой жизнью.

Без определенного, дозированного воздействия на подростков трудно обойтись, но действовать нужно не угрозами, а конкретными мерами - предложить подростку работать (ничего страшного с чадом не случится), отключить интернет, если требования не выполняются, закрыть ноутбук на ключ (в крайних случаях). Последовательность родителей, искренний интерес, уважение личного пространства и собственных целей подростка, право на самостоятельность, иногда в жестких условиях, - вот ингредиенты, с помощью которых подросток сможет стать самостоятельным взрослым.