Семенович эти невероятные левши. Почему быть левшой классно и чем левши лучше правшей! Атипия психического развития

Невероятные факты

1. Около 10-12 процентов людей в мире являются левшами. Женщины чаще бывают правшами, чем мужчины.

2. Официальный "День Левшей" отмечается 13 августа. Это ежегодное событие, инициированное в 1992 году, чествует левшей и повышает осведомленность общества о трудностях и разочарованиях левшей, которые живут в мире, устроенном в основном для правшей.

3. В разные времена леворукость рассматривалась по-разному: как вредная привычка, как знак дьявола, признак невроза, мятежного характера, но и как черту, означающую творчество и музыкальные способности.

4. Тестирование, проведенное Университетом Сэйнт Лоуренс в Нью-Йорке обнаружило, что среди левшей больше людей с коэффициентом умственного развития больше 140 , чем среди правшей. Среди знаменитых левшей-мыслителей есть Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин и Бенжамин Фраклин.

5. Матери, чей возраст выше 40 лет на момент рождения ребенка в 128 раз вероятнее родят левшу , чем матери в возрасте 20 лет.

6. Среди эскимосов, каждый левша считается потенциальным колдуном. В Марокко, левшей называют s’ga, слово означающее дьявол. У инков левши способны излечивать, и обладают магическими способностями. У североамериканских народов зуни леворукость считается признаком удачи.

7. Во многих исламских странах, людям запрещается есть левой рукой, которая считается "нечистой", так как она используется для очищения тела после дефекации. Также публичный показ левой руки является противозаконным в некоторых исламских странах, включая Саудовскую Аравию.

8. Несмотря на то, что почти 90 процентов людей являются правшами, среди котов, крыс и мышей доминирование одной из рук (или точнее сказать лап) в равной степени распределено между праволапостью и леволапостью.

9. Исследования показали, что левши более талантливы в ориентировке в пространстве, математике и архитектуре . Правши же более одаренны в вербальных навыках.

10. Леворукость передается по наследству. Так, левшами в королевской семье являются Королева-мать, Королева Елизавета II, Принц Чарльз и Принц Уильям.

11. Связи между правой и левой стороной мозга быстрее у левшей. Это означает, что у левшей информация передается быстрее , что делает их более эффективными при работе с несколькими стимулами.

12. Левая сторона исторически считалась боле слабой, а также "женской". Однако, согласно последним статистическим данным мужчины чаще становятся левшами, чем женщины.

13. Недоношенные дети вероятнее окажутся левшами . К тому же младенцы, получившие низкие баллы по шкале Апгар при рождении чаще бывают левшами, чем те, кто получил более высокие баллы.

14. Исследователи выяснили, что в среднем левши достигают половой зрелости позже, чем правши.

15. Только около 1 процента людей на земле действительно одинаково свободно владеют обеими руками.

16. Исследования показали, что если левша повредит свою доминирующую руку, он научится владеть другой рукой легче, чем правша.

17. Согласно Журналу по нервным и психическим болезням , мозг левши обрабатывает эмоции по другому, и левши более восприимчивы к отрицательным эмоциям таким, как гнев.

18. Некоторые ученые предполагали, что изначально левша был в утробе матери с близнецом, который не выжил и этот феномен был назван "исчезнувший близнец ".

19.Когда младенца кладут на живот, правши поворачивают голову направо. Левши, как правило, поворачивают голову налево или не отдают предпочтение ни одной стороне.

20.Среди самых знаменитых левшей есть: Пол Маккартни, Билл Гейтс, Фидель Кастро, Генри Форд, Чарли Чаплин, Александр Великий, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Льюис Кэрролл, Юлий Цезарь, Моцарт, Бетховен, Ницше, Марк Твен, Прокофьев, Гете, Кафка и многие другие.



Семенович А.В.

Эти невероятные левши:

Практическое пособие для психологов и родителей.

М.: Генезис, 2008.

Книга написана известным нейропсихологом, профессором МГППУ, автором монографий и практических пособий. Она адресована психологам, педагогам, дефектологам, родителям и всем, кого волнуют проблемы детей-левшей.

Автор обобщает наиболее часто встречающиеся вопросы и показывает пути выхода из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Описываются нейропсихологические закономерности феномена левшества, основные особенности развития «детей-левшат», приводятся конкретные рекомендации и комплексы упражнений для занятий с ними.

Введение 4

Глава 1. Основные нейропсихологические закономерности процессов развития 20

Глава 2. Закон «зеркала»: вглядитесь в своего ребенка 44

Глава 3. Феномен левшества с позиций нейропсихологии 60

Атипия психического развития 77

Глава 4. Большие хитрости маленьких левшей 84

Формирование произвольной саморегуляции 97

Навыки внимания и преодоление поведенческих стереотипов 99

Конкурирующие действия 102

Детекция ошибок 103

Причинно-следственные отношения 109

Многозначность и иерархия понятий. Обобщающая функция слова 112

Глава 5. И нос вытащен - и хвост не увязает 116

Коррекция и абилитация нейропсихосоматического статуса 119

Дыхание 120

Массаж и самомассаж 124

Растяжки 130

Формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий 136

Глазодвигательный репертуар 136

Общий двигательный репертуар 138

Глава 6. Не торопите левшу! 145

Оптимизация речевых процессов во взаимодействии с другими психическими процессами 148

Интеграция сенсомоторного репертуара 151

Двигательная мелодия, ловкость, точность 165

Оптимизация речевых процессов, письма и чтения 171

Глава 7. Загадочное пространство левшат 186

Формирование пространственных представлений 195

Соматогностические и тактильно-кинестетические функции 199

Зрительное восприятие 209

Рисунок, конструирование и копирование 212

Логико-грамматические «квазипространственные» речевые конструкции 216

Заключение 223

Введение

Можно настаивать, по-настоящему настаивать, даже если мы знаем, что то, что мы делаем - бесполезно, - сказал дон Хуан улыбаясь. - Но прежде мы должны знать, что наши действия бесполезны, и все же действовать так, как если бы мы не знали. 1

К. Кастанеда

В последние годы в связи с появлением большого количества литературы, посвященной психическому развитию детей, резко возрос интерес к тем вопросам, которые еще недавно мало волновали взрослых. А если и волновали, то по большей части оставались тайной за семью печатями. Это естественно. Появление информации, позволяющей родителям, педагогам и психологам понять, почему возникают у ребенка те или иные проблемы, почему он не такой, «как все», способствует стремлению узнавать все больше и больше. В значительной степени, к сожалению, это не абстрактное любопытство, желание быть более образованным, осведомленным и культурным. Актуальная потребность в этих поисках определяется насущной необходимостью, связанной с явным неблагополучием, наблюдающимся в современной детской популяции.

Немало детей уже с момента рождения нуждаются в специализированной помощи со стороны врачей и массажистов. Потом родители вынуждены обращаться за поддержкой к логопедам, дефектологам и психологам. А воспитатели и учителя бессильно опускают руки, откровенно признаваясь, что без специального дополнительного сопровождения ребенка они не могут обучать его полноценно.

И надо без лишних эмоций признать их правоту: значительное число современных детей действительно демонстрируют объективно существующие признаки недостаточности, отставания и/или искажений психического развития, что закономерно приводит к проблематичности социальной и учебной адаптации, требующей направленной специфической коррекции. Педагоги в детском саду и школе не могут и не должны этим заниматься, поскольку у них совсем иные задачи и обязанности. И хотя многие из них сегодня внедряют в учебный процесс современные коррекционные и абилитационные (развивающие, формирующие) технологии, строго говоря, делают они это «сверх программы», только за счет своих собственных сил, нервов и времени. За что, безусловно, заслуживают величайшей благодарности, а подчас и восхищения. Они, по сути, выполняют сверхзадачу, которую формулируют сами для себя не только (и не столько) из великодушия, сколько из осознания своей профессиональной ответственности. Ведь иначе во многих случаях они попросту не смогут добиться полноценного (хотя бы отчасти) усвоения своего предмета.

В общем, имеет место все та же привычная для нашей страны подмена понятий и обязанностей. Ребенку зачастую помогает не тот, кто по роду своей профессии умеет и должен этим заниматься - квалифицированный в своей области специалист, а тот, кто хочет ему помочь. Чему способствует и то, что многие родители свои требования, тревоги и претензии предъявляют именно педагогам, а не себе и тем специалистам (психологам, дефектологам, врачам и т.д.), которые по роду своей деятельности призваны оказать ребенку адекватную поддержку и коррекцию.

У этой ситуации есть своя историческая и психологическая подоплека. Всегда проще и комфортнее обойтись «домашними» средствами, чем признать необходимость кардинального вмешательства специалиста и (самое главное!) реализовать его. Если мы практикуем это даже в случаях зубной боли, то что уж говорить о проблемах, связанных с нашей психикой.

Безусловно, есть и другая сторона медали, когда родителям ребенка, очевидно нуждающегося в специализированной помощи и коррекции, настоятельно рекомендуют «просто нанять репетиторов, которые подтянут его по...».

Иногда так оно и есть, но, к великому сожалению, сегодня ситуация такова, что любое репетиторство бессильно, поскольку проблемы развития детей лежат не в плоскости их лени или пропусков учебных тем. Большинство из них действительно уже с момента рождения демонстрируют те или иные особенности и отклонения психического развития и нуждаются в соответствующем профессиональном сопровождении.

Обеспечить таковое ребенку, его родителям и педагогам - прерогатива специально подготовленных специалистов: психологов, нейропсихологов, логопедов, врачей, психотерапевтов и т.п. К сожалению, не всегда эта помощь адекватна и своевременна. Но ведь не секрет, что и хороший хирург (парикмахер, строитель, переводчик, программист и т.д.) встречается нам не на каждом шагу: таков закон частоты встречаемости мастерства в любой профессии.

Порой приходится преодолевать гигантские лабиринты, прежде чем обнаруживается именно тот выход, который открывает ребенку и его окружению путь к нормализации (пусть даже относительной) тревожной ситуации.

Поиск и выбор родителями и педагогами такого эффективного пути - задача действительно не из легких: ведь априори трудно определить и профессиональный уровень специалиста, и адекватность именно того подхода, который он предлагает, проблемам конкретного ребенка. Разнообразие точек зрения и рекомендаций (иногда прямо противоречащих друг другу) может кого угодно поставить в тупик.

Между тем именно продуктивный альянс, истинно партнерское взаимодействие разных специалистов с ближайшим окружением ребенка - залог оптимального результата. Для всех сторон он важен не только потому, что получить уникальную информацию о проблемах ребенка можно, рассмотрев их в объеме: и с точки зрения профессионалов, и с точки зрения мамы (воспитателя, педагога и т.д.). Главное заключается в том, что специальная коррекция недостаточности психического развития по определению немыслима вне ее включенности в сложную систему семейных и социальных отношений.

Чем же руководствоваться родителям, выбирая для своего «проблемного» ребенка ту или иную форму психологического или любого иного сопровождения (профилактического, коррекционного или абилитационного)? Думается, что главным ориентиром тут может служить один-единственный критерий. Хороший профессионал всегда на основании своих исследований изменит их точку зрения на то, что происходит с ребенком.

Это не значит, что она будет им приятна. Наоборот, возможны и даже более вероятны варианты, когда перед взрослыми в полной мере предстанет вся сложность положения, которая, мягко говоря, не окрыляет. Но преимущество этой новой точки зрения неоспоримо - родители, психологи и педагоги начинают видеть ситуацию как более целостную, информационно насыщенную и понимать логику своих дальнейших совместных действий в направлении гармонизации развития ребенка.

Профессионал высокого класса всегда объяснит свое заключение простыми словами, иллюстрируя его конкретными, наглядными примерами, почерпнутыми как из рассказа родителей, так и из собственных данных, полученных в ходе обследования ребенка. Доказательно продемонстрирует, что его проблемы в обыденной жизни и в школе (детском саду, яслях и т.п.) - две стороны одной и той же медали, которая и является базовой причиной, в которой коренятся основные препятствия к его нормальной адаптации.

Оказывается, эти препятствия появились не вчера и не год назад; они постепенно вырастали вместе с ребенком, начиная с периода его внутриутробного развития. И в их формировании принимали участие как разного рода генетические предпосылки, так и изъяны воспитания.

Почему ребенок не может освоить ту или иную учебную программу, конфликтует с окружением, гиперактивен, истощаем, агрессивен и т.д.? В чем сущностные, ядерные характеристики и механизмы его слабых (и непременно - сильных) сторон? Почему и зачем ему следует провести дополнительные обследования у других специалистов? Наконец, почему и зачем необходимо ребенку (с непременным участием и помощью взрослого окружения) заниматься по предложенной коррекционной (профилактической или абилитационной) программе? Если на приеме у специалиста получены убедительные ответы на эти вопросы и возник новый образ проблемной ситуации, иной ее ракурс (ретроспективный и перспективный) - значит, найдено то, что сегодня необходимо ребенку.

Психологическая дизадаптация 1 (не путать с дезадаптацией!) детей стала действительно не самой радостной, но весьма характерной приметой нашего времени. Странности поведения, неумение общаться, трудности в обучении, наконец, очевидное отставание или искажение в развитии различных психических функций - обсуждение этих проблем давно перестало быть прерогативой специалистов. Всеобщая компетентность в области психологии, в частности психического развития (наравне с политикой и искусством), стала признаком эрудированности и хорошего тона.

Такие термины, как «дефицит внимания и гиперактивность», «задержка психомоторного и речевого развития», «дисграфия и дизлексия», «эмоциональная неадекватность», и другие диагнозы прочно вошли в повседневный обыденный лексикон. Примерно так же звучит: «Так он левша?! Тогда все понятно». А ведь все эти понятия суть констатация факта, а не объясняющая модель. Но используются они часто именно как исчерпывающее объяснение. Например, ребенок не может адаптироваться к школьным правилам, вскакивает на уроках, постоянно отвлекается и т.д. Объясняется это тем, что у него «синдром дефицита внимания и гиперактивность». С левшами вообще, как известно, «все понятно». А что, собственно, понятно? Перечисленное - лишь видимая часть айсберга, образующего феномен «отклоняющееся развитие». Оно, как и любой другой феномен человеческого бытия, имеет сложнейшую структуру взаимопереплетающихся, интимно взаимодействующих друг с другом отрицательных и положительных сторон. Поэтому все существенно сложнее и в то же время - менее фатально, чем та информация, которая заложена в любом специальном диагнозе или узкопрофессиональной констатации.

Подготовка настоящей книги во многом определялась именно недоумением по поводу такого фамильярного (и одновременно полного тревожных ожиданий) обращения с крайне сложной, динамичной и многогранной картиной, каковой является «психическое развитие ребенка». Здесь нет и не может быть однозначных, раз и навсегда данных ответов и решений. Есть долгий, кропотливый, подчас извилистый путь к истине, требующий многократного возвращения к, казалось бы, давно пройденным пунктам и терпения в преодолении наиболее «туманных» участков.

Веками ведутся и будут вестись бурные дискуссии о закономерностях психического развития вообще. Представители разных научных дисциплин предлагают свои трактовки, подходы и гипотезы относительно феноменов, механизмов и этапов онтогенеза (греч. ontos - существующее, genete - происхождение, род; то есть история развития индивида) человека. А уж то, что выходит за рамки «нормы реакции», то есть общенормативного, стандартного (будь то выдающиеся способности ребенка или, напротив, негативные отклонения в развитии), тем более становится точкой пересечения, а иногда и столкновения множества разнообразных и разнонаправленных профессиональных точек зрения.

Как известно, мысль - материальна, и это не метафора. Высказываемые нами мысли, независимо от того, прозвучали они вслух или про себя, имеют «обыкновение» брать на себя весьма недвусмысленное, императивное руководство нашим поведением. Незаметно для себя мы начинаем жить и действовать именно так, как только что себе рассказали. В психологии это определяется как «самоосуществляющееся ожидание». Великий ученый Г.Г. Гадамер, один из основоположников герменевтики - науки о понимании смысла, сказал: «Стоящий за высказыванием вопрос - вот то единственное, что придает ему смысл... Высказать что-то - значит дать ответ». В контексте настоящего обсуждения эта гениальная мысль весьма актуальна.

Как только мы удовлетворяемся однозначным определением, данным состоянию ребенка, и перестаем задавать себе вопросы о том, какие факторы и механизмы скрываются за этим «фасадом», мы обречены на восприятие его проблем как бы фрагментами. Еще печальнее, когда эта фрагментарность усугубляется игнорированием или незнанием (а может быть, нежеланием знать) каких-то именно для данного ребенка специфических черт.

Ведь то, что (и как) мы воспринимаем, является основополагающим руководством к нашим размышлениям, выводам и действиям. Иллюстрируя сказанное, рассмотрим элементарный пример, в котором один и тот же объект, увиденный в разных ракурсах, будет проинтерпретирован как два, причем практически никак друг с другом не сходных.

Представьте себе огромное ветвистое дерево. А теперь забудьте, что вы знаете, что такое «дерево».

Если смотреть на «это» сверху с большой высоты (например, из самолета), вы увидите только большой массив чего-то зеленого («фасад»). Может быть, вам удастся рассмотреть различия в форме или окраске. И это все: ведь вам видна только крона. Сверху не видны ни ветви, ни отдельные листья, ни тем более ствол.

Если же вы посмотрите на «это» снизу, окажется, что «оно» растет из земли, от ствола расходятся в разные стороны ветви, каждая из которых порождает множество более мелких, на них... и т.д. Иными словами, перед нами предстанет целостный образ разнородных, но однозначно взаимосвязанных частей.

Особенно часто «самоосуществляющиеся ожидания» подтверждаются, когда диагноз изо дня в день повторяется и повторяется загипнотизированным его звучанием ближайшим окружением ребенка. Сами того не осознавая и не желая, взрослые при этом предопределяют свое поведение и отношение к ребенку. Естественно, что следствием является ответная реакция ребенка на «ожидания» взрослых.

Наиболее яркими примерами служат здесь плохо говорящие дети. Повторяя ежедневно «диагноз» ребенка (как это ни парадоксально, он служит и оправданием), родители непроизвольно, не желая и не осознавая того, начинают меньше с ним разговаривать и, естественно, не ждут от него ничего, кроме отдельных жестов или лепета. Ясно, что в такой ситуации речь ребенка (не востребованная извне) и не стремится к своему внешнему выражению - ведь его и так поняли, он получил то, что хотел. Зачем же тогда хотя бы пытаться что-то сказать?

Аналогично - с жалобами на неловкость, нежелание рисовать, агрессивность и т.п. Наиболее частые реплики родителей: «Нам сказали, что у него задержка психомоторного развития (невроз, гипертензионный синдром и т.д.). Всю его жизнь, чуть ли не с рождения делали массаж, давали лекарства, а проблемы все еще остаются. Что же я буду его мучить?! О каком воспитании вы говорите?! Ведь он начинает плакать, а то и вовсе впадает в агрессию. Мне легче самой все сделать».

Опыт показывает, что в отношении взрослых к проблемам ребенка практически всегда присутствуют как минимум три чисто логические ошибки .

Первая - диагноз (любой, даже самый неблагоприятный) не приговор, который обжалованию не подлежит. Это, во-первых, констатация наличия у ребенка того или иного дефицита, причины и механизмы которого необходимо выявить и всесторонне проанализировать, а во-вторых, руководство к активному противодействию влиянию указанного дефицита на актуальное развитие и всю последующую судьбу ребенка.

Поэтому нечего над ним (диагнозом) думать, плакать и повторять его формулировку ежечасно, как «Отче наш». Грамотнее и эффективнее будет потратить это время на поиски специалистов, которые подскажут и помогут найти выход из данного положения. То есть будут способны ответить на вопросы о первопричинах и последствиях имеющейся недостаточности и соответственно подобрать такую коррекционную, профилактическую или развивающую программу, которая подходит именно данному типу развития.

Основные заповеди (они же - многократно подтвержденные истины) при этом очевидны. Мы никогда полноценно не поможем ребенку, если не увидим всю картину его типа развития целиком. Конечно, это идеал, но стремиться к нему необходимо, тем более что современные методы исследования предоставляют все большие перспективы на этом пути. С другой стороны, не существует такого патологического или препатологического состояния, при котором ребенку не был бы отпущен природой определенный потенциал для развития. Да, он очень отличается у разных детей, но использовать его необходимо полностью, не останавливаясь на достигнутом, сиюминутно удовлетворяющем вас.

Это вы удовлетворены, а не программа развития ребенка. Сегодня вам всем хорошо. Если, конечно, не учитывать всего, на что вы закрываете глаза или видите, но гоните от себя плохие предчувствия. Но ему-то придется взрослеть дальше, перед ним будут вставать все новые и новые задачи адаптации к этому миру.

Вторая ошибка заключается в «псевдодемократическом» отношении к желаниям ребенка. Прежде всего в уверенности в том, что для него актуально слово «должен». Отнюдь! У любого ребенка, особенно демонстрирующего специфику и отклонения в развитии, в наличии имеется и главенствует лишь глагол «хочу». Он не должен заговорить, научиться пользоваться туалетом, читать и т.д. Во всяком случае, до тех пор, пока может достаточно комфортно себя чувствовать без всех этих хлопот. Он должен захотеть заговорить и многое другое сделать.

А желание это может у него появиться только в ответ на требования, запрос со стороны взрослых и элементарное копирование их поведения (движений, речи, поступков, скандалов и т.д.). Дети-Маугли, как известно, продолжали ходить на четвереньках вплоть до того возраста, когда их находили люди; они подражали и учились у тех, кто их окружал.

Вспомните и то, как часто, будучи уже взрослыми людьми, мы с благодарностью вспоминаем тех, кто «через не хочу» упорно продолжал водить нас в бассейн, музеи, на занятия музыкой, танцами, английским языком; искать ответы на свои вопросы в классической литературе и тяжеловесных словарях, а не удовлетворяться точкой зрения друзей по классу и героев боевиков.

Третья ошибка состоит в том, что в процессе общения с ребенком, амплитуда маятника родительской любви приобретает абсолютно неоправданный характер: от требований к нему как к взрослому до отношения как к младенцу. Особенно ярко это проявляется в случаях «двое-троевластия» (мама, папа, бабушка, воспитатель и т.д.). Между тем этот маятник должен колебаться в некоторых медианных значениях, которые необходимо жестко соотносить с возрастом и характером ребенка. Границы «да», «нет» и «выбери сам» должны быть незыблемыми, а все дискуссии взрослых никак не отражаться на общей стратегии взаимоотношений с ребенком.

Иначе в его бедной головке, в его «картине мира» и себя в этом мире образуется хаос, с которым он не может справиться. Ведь для него абсолютно неочевидны, более того - непонятны, необъяснимы наши резоны и побуждения, причины, по которым требования извне столь стремительно меняются. До поры до времени он видит себя только в зеркале нашего отношения к нему: объятий и поцелуев, претензий и наказаний, поощрений и восторгов.

Настоящая книга адресована не только специалистам - психологам и педагогам, но и ближайшему окружению ребенка. Концентрация фокуса внимания на обсуждении именно детей с наличием фактора левшества предопределена тем, что этот феномен, как правило, воспринимается как необычный и вызывает наибольшее число вопросов. С другой стороны, такие дети действительно могут демонстрировать достаточно экзотическую картину своего развития. Именно поэтому в заглавие вынесено несколько выспренное: «Эти невероятные левши».

Они действительно удивительны и необыкновенны. Они задают ученым загадки и не очень охотно раскрывают свои тайны. Потому заслуживают того, чтобы еще и еще раз становиться героями психологической литературы. Думается, что и для профессионалов, и для родителей полезно вновь пристально рассмотреть и обсудить их проблемы, чтобы еще раз подумать: что же стоит за таким знакомым и таким непонятным словом «левша»?

Наверное, не будет преувеличением сказать, что загадка левшества - одна из интенсивно обсуждаемых и по-прежнему таинственных проблем в науках о человеке. Именно загадка, подчеркнем это. Потому как, несмотря на многолетние исследования в этой области человеческого бытия, число неразрешенных вопросов здесь на порядок превышает уже полученные ответы. Причем новые находки и открытия порождают все новые и новые вопросы. И так без конца.

Иногда кажется, что наконец-то найдено верное решение, но появляются новые факты, открываются новые феномены, и приходится в который раз переосмысливать всю совокупность полученной информации. Строить новые гипотезы, экспериментально их проверять, подтверждая, а подчас опровергая собственные догадки. И в итоге - прийти к тому же оптимистическому выводу, к которому пришел всемирно известный исследователь сна М. Жуве: «Мы по-прежнему ничего не знаем о природе сна, только не знаем на более высоком научном уровне».

Мы все больше узнаем о природе левшества, но эта проблема по-прежнему притягивает к себе исследователей различных направлений. Это вполне понятно, непонятно другое - почему этих исследований так, в сущности, немного. Во-первых, «левшество» определенной части людей всегда, во все века привлекало внимание тех, кто этим качеством не обладает. Во-вторых, особенности этой части человечества настолько демонстративны, а подчас и невероятны, что просто «напрашиваются» под микроскоп междисциплинарного научного исследования.

Основные главы из книги

Семеновича А.В. "Эти невероятные левши:

Практическое пособие для психологов и родителей"

Большинство чаек не утруждает себя
изучением чего-то большего, чем элементарные
основы полета. Отлететь от берега на кормежку
и вернуться - этого вполне достаточно.
Ведь для большинства имеет значение не полет,
но только лишь еда.
Но для Чайки по имени Джонатан Ливингстон
важен был полет. А еда - это так...
Потому что больше всего на свете
Джонатан любил летать...
Отстаивая свои ограничения,
ты лишаешь себя Всемогущества
.
Р. Бах

Реальность такова, что практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над протеканием своей психической деятельности. Это не метафора и не гипербола. Кажущаяся невероятной их способность к спонтанному (не нуждающемуся в длительном обучении) выстраиванию достаточно сложных программ поведения - свойство, данное им природой. По всей видимости, оно тысячелетиями оттачивалось эволюцией как адаптационный механизм, сформировавшийся у левшей в противовес упомянутым выше «уязвимым» точкам их мозговой организации.
Во многих случаях они достигают нужных результатов как бы обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, без опоры на первичный психологический фактор (если он недостаточен), решать проблемы, прямо на этот фактор опирающиеся. Причем каждый раз процесс такого опосредствования просто непредсказуем.

Самым ярким, часто встречающимся, но неизменно меня поражающим примером такого рода «обходного пути» является речь многих левшат. Всем понятно, что формирование речи ребенка немыслимо без достаточного потенциала речевого звукоразличения - фонематического фактора и способности к артикуляции звуков (слогов и слов) - кинестетического и кинетического факторов речи. Очевидно также непреложное значение на первых этапах онтогенеза мнестического фактора. Ведь ребенку необходимо твердо запомнить звучание и способ произнесения отдельных звуков и их сочетаний. Постепенно объем слухоречевой памяти расширяется, ребенок начинает повторять отдельные слова, потом фразы. Начинают активироваться более сложноорганизованные речевые факторы: например, номинативный (называние), квазипространственный (логико-грамматические конструкции типа «до-после», «над-под») и т.д. Так поэтапно из постоянного взаимодействия субъективных психологических предпосылок (ресурсов) между собой и с речью взрослых формируется самостоятельная речь ребенка.

Если представить этот процесс визуально, он аналогичен естественному росту цветка от семени, посаженного в землю, к ростку, обильному разветвлению стеблей, возникновению листьев, бутонов и, наконец, к цветению.

У некоторых левшат этот процесс может происходить весьма своеобразно. Продолжая нашу аналогию, можно ассоциировать его с цветком, распустившимся сразу, за одну ночь, прямо из земли. Эти дети могут достаточно долго молчать или демонстрировать маловразумительный лепет и вдруг (как правило, в 3-летнем возрасте) начать говорить сразу большими, грамматически оформленными как речь взрослого человека, фразами. Более того, их речь выглядит «взрослой» и интонационно, и содержательно.
Как рассказала мне одна бабушка, ее молчавшая (демонстрирующая все признаки грубой задержки речевого развития) внучка двух с половиной лет, выйдя в один прекрасный день на улицу, скорчила неподражаемую брезгливую гримасу и, изящно отмахнувшись, произнесла: «Фи, какая большая пыль!»; после этого «остановить ее словесный фейерверк уже десять лет не удается никому».

Как правило, мамы вначале недоумевают, когда их спрашивают, кто именно в семье говорит «так же». Но неизменно тут же с изумлением указывают на

13 августа - Международный день левши. Внимание! Это статья не разжигает ненависть к социальному классу «правши» хотя бы потому, что правшей намного больше и они правят миром. По крайней мере, правши так наивно думают.

Олег «Апельсин» Бочаров

Первые же ссылки в Интернете говорят, что лишь каждый седьмой или восьмой человек - левша. Беда в том, что их довольно трудно подсчитать, выявить и изолировать, так как многие левши маскируются под правшей, некоторые на самом деле не левши, а бисексу... то есть мы хотели написать «амбидекстеры».

Особенно хлопотно выявлять выходцев из СССР: советское образование обязывало учителей переучивать левшей в правшей во что бы то ни стало (хотя многие педагоги, физиологи и психологи были категорически против такой практики). В итоге те левши, из которых СССР воспитал частичных правшей, нынче работают обеими руками, имеют жуткий почерк, чувствуют себя психически неуравновешенными и ненавидят советскую педагогику. Издевательства над детьми-левшами в СССР прекратились только в 1986 году.

Будем считать, что левша - тот, кто от рождения базовые операции (еда, компьютер, рисование, бритье, убийства) выполняет левой рукой. Хотя в жизни даже хардкорный фанатичный левша может некоторые действия с превеликим удовольствием поручать правой руке.

Поэтому попытки подсчитать, к примеру, всех гениальных гитаристов-левшей обречены на провал. Да, Пол Маккартни, Джими Хендрикс и на фотографиях красуются с леворукими инструментами наперевес. Однако реальность такова, что основная масса левшей-гитаристов играют и позируют как правши, потому что так проще учиться и легче найти подходящий инструмент.

Выявить левшу без избиения и допросов с паяльником проще простого: резко попросить его сложить руки в «замок», то есть переплести пальцы обеих рук. У правшей наверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - большой палец левой. Наверняка у метода бывают исключения, поэтому, если он не сработал, а левша не сознается, можно переходить к паяльнику.

Существует базовая теория о том, что у правшей лучше развито левое полушарие мозга, а у левшей - правое. Нам, левшам, это глубоко приятно сознавать, так как наше правое полушарие круче. Ну суди сам.

Левое полушарие (любимое полушарие всяких там правшей) отвечает за:

Речь, письмо, обучение, прием, анализ, обработку и запоминание поступающих данных (языковых, математических и пр.), ну и за шевеление правой половиной тела;

правое полушарие (любимое полушарие нас, замечательных левшей) отвечает за:

Интуицию, обработку образной информации, пространственную ориентацию, музыкальность, метафоры, воображение, эмоции, многопоточное мышление, движения правыми конечностями и - опаньки - за секс тоже!

Иными словами, правши - прирожденные бухгалтеры, менеджеры и солдаты. А левши - писатели, художники, музыканты, блогеры, кинорежиссеры, порнозвезды, поэты и алкоголики. Остается задать вопрос: с кем ты?

При этом левши спокойно могут пробиваться на самый верх в сферах, бесконечно далеких от творчества.

Самые знаменитые современные президенты США оказались левшами: Рональд Рейган, Джордж Буш-старший, Билл Клинтон и Барак Обама. Да-да, у чернокожих тоже бывает добротное, прокачанное правое полушарие мозга. Да что там Обама! Наше все тоже левша и немножечко негр.

А вот злосчастный президент Никсон - унылый правша. Кто бы сомневался!

В журналистских кругах ходят упорные слухи, что наверняка хорошо тебе знакомый В. В. Путин - скрытый левша. Не исключено, что тут как раз речь идет о том самом переученном советском школьнике, о чем говорилось в начале статьи.

Еще один поучительный список: Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Наполеон Бонапарт, Уинстон Черчилль, Фидель Кастро и Махатма Ганди - левши.

Адольф Гитлер - правша.

Еще раз подумай: с кем ты?

Тему актеров, музыкантов, режиссеров и художников даже поднимать неохота: их тьма, а у нас здесь статья, а не телефонный справочник. Достаточно просто быть наблюдательным. Тебя ничто не смущает в приведенном ниже кадре с ?

Кстати, в этом кадре не хватает , который тоже левша. Но у нас собран миллион кадров поинтереснее. Гляди, как изящно раздает левой лапкой автографы Скарлетт Йоханссон.

Очень любопытны те преимущества, что получают левши в спорте. Причем даже на первый взгляд неочевидные. Например, два самых великих футболиста прошлого века - Пеле и Марадона - леворукие. Теперь ты понял, что имел в виду Марадона под рукой Бога?

Футбол на самом деле спорт симметричный, и особые таланты левшей Пеле и Марадоны можно списать на совпадение (хотя и чересчур, ой, как чересчур подозрительные).

Бокс, фехтование, теннис - те виды спорта, где общепринято считать леворукость особым преимуществом.

Потому что правша по определению редко сталкивается на арене с левшой, и опыта противостояния против левшей у него многократно меньше, чем у левшей против правшей. Практически во всех видах спорта, где имеются такого рода единоборства и поединки, количество успешных левшей многократно превосходит статистическую норму.

Так что, когда человечество после третьей мировой войны вновь скатится на уровень пещерных обезьян, в схватках за титул вожака левши будут побеждать намного чаще. И планетой будут править левши!

Апокалипсис, конечно, прекрасно, но есть ли у нас, левшей, какие-то преимущества перед правшами в обычном быту?

Возьмем самое простое и понятное, что существует в нашем мире, - компьютер. Представь, что мышь у тебя не справа, а слева от клавиатуры. И ты играешь в Fallout/Starcraft/Dota/CounterStrike - да во что угодно, что требует одновременной работы с мышью и клавиатурой. Так вот, для правшей по умолчанию назначаются кнопки где-то в недрах клавиатуры - типа WASD. В то же время левша, как свободный и продвинутый человек, может класть руку на куда более комфортные кнопки - стрелки и numpad.

Кстати, по статистике, среди чемпионов по видеоиграм всегда наблюдалась необычно высокая концентрация левшей. Впрочем, аналитики это объясняют и психофизическими преимуществами левшей, как-то: способность концентрировать сознание на множестве объектов и легко действовать интуитивно (сразу, как только в голове у левши прозвучит: «Воспользуйся силой, Люк»).

Эксперты по маркетингу и логистике вычислили, что левши гораздо быстрее справляются с покупками в переполненных гипермаркетах. А все потому, что они осматривают полки и набирают товары не в том направлении, что остальные посетители, и в итоге им приходится меньше толкаться и стоять в очередях.

Ученые в довольно простых экспериментах доказали, что при равных исходных условиях левши зачастую поступают не так, как правши. Например, если группу испытуемых просят выбрать левую или правую картинку, правши в основном выбирают правую, а левши - ту, что слева. Казалось бы, пустяк, но на его основе можно делать далеко идущие выводы - например, за кого будут голосовать левши и правши в зависимости от дизайна бюллетеня.

Таким образом, если на тебя претендуют сразу 10-15 прекрасных девушек, выстроившись в ряд, то хорошие шансы у той, которая знает, какая рука у тебя рабочая. Не слушай зов сердца, заткни зов разума. Рука сама выберет ту девушку, что надо!

Что говоришь? Никогда на тебя не претендовали 10-15 прекрасных девушек? Странно... Хотя, если ты правша, объяснимо.

Они действительно удивительны и необыкновенны. Они задают ученым загадки и не очень охотно раскрывают свои тайны. Потому заслуживают того, чтобы еще и еще раз становиться героями психологической литературы. Думается, что для профессионалов, и для родителей полезно вновь пристально рассмотреть и обсудить их проблемы, чтобы еще рах подумать: что же стоит за таким занкомым и таким непонятным словом "левша"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эти невероятные левши

план проведения Информационная часть Леворукие обитатели праворукого мира У истоков леворукости Портрет леворукого ребенка в образовательном интерьере Недетские проблемы леворуких детей

ЛЕВОРУКИЕ ОБИТАТЕЛИ ПРАВОРУКОГО МИРА Понятия «леворукость» и « левшество » синонимами (во всяком случае, в нейропсихологии) не являются. Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от правшей. Иными словами левшество - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга Леворукость – это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки, т.е внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека. Леворукость - зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга и своеобразия психических функций.

Сильно леворукие – выполняют все действия левой рукой Несильно леворукие – некоторые действия выполняют правой рукой, отдавая предпочтение левой Амбидекстры – выполняют действия и правой и левой рукой без предпочтения Несильно праворукие – некоторые действия выполняют левой рукой, отдавая предпочтение правой Сильно праворукие – выполняют все действия правой рукой Следует помнить, что леворукие и праворукие – это не однородные группы. Среди них можно наблюдать различные степени выраженности праворукости и леворукости, а также амбидекстрию (обоерукость).

Численность леворуких людей в мире в половом соотношении

Леворукость никуда не исчезает, просто праворукий мир вносит свои коррективы, заставляя левшей приспосабливаться, становиться как «все». Современные психологи, педагоги, невропатологи, педиатры убеждены, что насильственное переучиванивание пагубно сказывается на здоровье и развитии леворуких детей. Около 42 % родителей становятся инициаторами переучивания своих детей, мотивируя свои действия следующим образом: Хочу, чтобы мой ребенок не отличался от других детей Не хочу, чтобы другие дети его дразнили и над ним смеялись Если ребенок останется левшой, то у него будут ограничения в выборе профессии Нужно тренировать и правую руку, тогда у моего ребенка будут умелыми обе руки

В психолого – педагогических источниках несильно леворуких часто называют переученными или скрытыми левшами. Но понятие «переученный» и «скрытый» не тождественны. Переученным можно назвать левшу, который выполняет правой рукой только социально – контролируемые действия – ест, пьет, пишет, рисует. Все остальные действия по прежнему остаются «в ведении» левой руки. Дети, подвергшиеся раннему переучиванию в семье, часто могут не помнить этого, так как сознание просто блокирует, вытесняет этот факт из жизни левши. В термин «скрытый левша» вкладывается иной смысл: это человек, который практически все делает правой рукой, но часть движений выполняет левой, чего сам не замечает (т.е. по вышеприведенной классификации « несильно праворукий» человек).

2. У истоков леворукости Современные ученые склоняются к гетерогенной (разнородной) сущности леворукости и выделяют ее различное происхождение: Наследственную (генетически закрепленную); Патологическую (компенсаторную) Вынужденную Компенсаторная леворукость может являться следствием: Родового стресса (низкая масса тела новорожденного, стремительные или затяжные роды, асфиксия новорожденного……. родовая травма и т. п.) Патология беременности Тяжелых заболеваний и травм ребенка в младенчестве Особо следует сказать о таком явлении как «ненасильственное переучивание»: в результате подражания взрослым правшам (например, родителям) леворукий ребенок тоже начинает активно действовать правой рукой.

Наследственная леворукость (в %)

3 . Портрет леворукого ребенка в образовательном интерьере Для сравнительного изучения интеллектуального развития левшей и правшей неоднократно использовался тест Векслера, позволяющий определить уровень вербального и наглядно – образного мышления. По вербальным показателям левши не уступают своим праворуким сверстникам, но уровень развития зрительно – пространственных функций оказался у них значительно ниже. Психология и педагогика располагает данными о том, что левши имеют более низкие, чем у правшей, показатели развития лишь некоторых психических функций. Так, леворукие могут хуже понимать и анализировать ситуации, могут иметь несколько сниженный словарный запас, хуже овладевать навыками чтения и письма, зато у них часто отмечаются высокие математические способности. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, а также конкретно – образный характер познавательных процессов. При постижении нового леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и др.), поэтому им требуется опора на рисунок, натуральный объект или какое-либо другое вспомогательное средство. Чтобы запомнить новую информацию, «правополушарные» дети опираются на свои визуальные и тактильные ощущения. Им необходимо все потрогать и рассмотреть. Речь леворуких детей эмоциональна, богата интонациями и жестами.

Еще одна особенность левшей заключается в том, что они хуже воспринимают те предметы, которые расположены слева от них, и это не связано со зрительным нарушением. Именно поэтому, показывая ребенку книжку с картинками, нужно размещать ее немного правее малыша. Леворукие дошкольники обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, хуже привыкают к смене обстановки. Дети левши достаточно открыты для окружающих, наивны, непосредственны в выражении чувств, внушаемы. Они часто действуют, опираясь на сиюминутное настроение, их легко огорчить и они так же легко могут заплакать или прийти в состояние ярости. А отсюда их подверженность к возникновению неврозов. Леворукие дети значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами и даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е более индивидуализируют окружающий мир. Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. В ходе эксперимента обратили на себя внимание различия парворуких, леворуких и амбидекстров в способности дифференцировать приятный, неприятный и нейтральный запахи. Леворукие и амбидекстры наиболее точно оценивали неприятные запахи. По результатам исследования был сделан следующий вывод: праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание эмоций отрицательного знака, т.е они более пессимистичны. Для левшей обычно трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Их стихия – индивидуальная работы, в которой можно проявить собственную инициативу и интуицию.

4. Недетские проблемы леворуких детей Наиболее успешными во всех жизненных аспектах являются левши наследственные, имеющие генетическую леворукость, которая не связана с нарушениями мозговой деятельности. При обучении, они как правило, не имеют острых проблем, показывают хорошие результаты по письму, чтению, математике и другим предметам. Исследование левшей, у которых отмечаются трудности в обучении и освоении письма, показало, что это в основном дети с патологическим происхождением леворукости. Одной из основных проблем леворукости является насильственное переучивание. Переучивание родителями на бытовом уровне – это подспудные действия когда близкие ребенку люди методично вкладывают в правую руку ребенка предмет, либо следуя поведению взрослых, ребенок сам копирует их движения. В педагогике известен факт, когда дети делают многие вещи не потому, что им это удобно, а для того, чтобы их любили и хвалили взрослые.

По наблюдениям профессора А.П.Чуприкова, у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у праворуких сверстников. Им приводятся интересные факты: клинические формы неврозов среди леворуких диагностировались в 32 % случаев. У детей, не подвергавшихся переучиванию, - только в 12 % случаев. Он убедительно доказал, что «фактор переучивания» (« декстра – стресс» - стресс праворукой среды) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов леворуких детей. Переучивание связано с риском, потому что вызывает нарушение баланса взаимодействия полушарий головного мозга. В результате испытываемых неудач ребенок неуверен в своих силах, тревожен, неудовлетворен, подавлен. При наличии острой психической травмы (стресса) подобное состояние и приводит к неврозам.

Психологи выделили основные показатели, указывающие на то, что ребенок находится в состоянии стресса: Стойкое ощущение одиночества – считает, что родители его не любят, не обращают на него внимания; Неуверенность в себе – часто говорит «у меня это не получится»; Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием; Нежелание общаться с друзьями; Усталость и нарушение сна; Колебания настроения, плаксивость; Беспокойство; Плохой аппетит; Боязнь тишины

А вот некоторые наиболее часто встречающиеся проявления невротической симптоматики у левшей: Головные боли и боли в животе; Нарушение сна и аппетита; Вялость, заторможенность; Раздражительность, повышенная возбудимость; Неадекватные реакции; Фобии, страхи; Логоневроз (заикание); Дневной и ночной энурез; Тики, навязчивые движения; Повышенная чувствительность к запахам; Ухудшение зрения; Усиление аллергических реакций Писчий спазм (болезненная судорога мышц предплечья при письме)

Наиболее часто среди детей – левшей встречается астеничный невроз. Основными симптомами которого можно считать повышенную утомляемость, резкое снижение работоспособности, быстрая истощаемость, вялость, апатия. Часты жалобы детей на усталость, головные боли, отсутствие аппетита, неспокойный сон. Еще один вид невроза, вызывающий тревогу у родителей – невротическое заикание. У переученных левшей речевые судороги усиливаются после напряженной письменной работы правой рукой. Не менее распространен невроз навязчивых состояний. Дети многократно и длительно переживают свои неудачи. Возникают замкнутость, недоверие, напряженность, неконтактность. Возбужденное эмоциональным стрессом, правое полушарие генерирует страхи и тревоги, которые не могут быть рационально «осмыслены» левым. Вместе эти два запредельных режима работы полушарий и формируют структуру навязчивостей. Если же у детей с неврозами преобладает активность правого полушария, то возможны истерические проявления – истерические неврозы. Они проявляются в виде психомоторных припадков: отказ идти в детский сад, падание навзничь с громким плачем, рвота и истерическая слепота (резкое снижение остроты зрения)

При обнаружении у ребенка – левши невротических проявлений не следует откладывать к детскому психоневрологу или невропатологу. Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации. Им трудно привыкать к новой обстановке в силу повышенной эмоциональности и впечатлительности. Хорошее понимание социальных норм, ответственность, добросовестность, сочетаются у левшат (термин А.В Семенович) с высоким уровнем тревожности, неуверенностью и замедляют адаптацию, а иногда делают ее болезненной. Большинству леворуких легче дается опознавание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, моделей), т.к. дети путают правую и левую стороны, верх и низ. Они лучше выполняют словесные задания, чем зрительно – пространственные.

Леворукий ребенок рисует. У таких детей отмечается зеркальное рисование. Особенно четко это прослеживается при копировании фигур (фигуры меняются местами: правые – налево и наоборот), причем ребенок не чувствует неправильности. Это свойство является следствием неусвоенности ребенком основных принципов организации и пространства. Леворукий ребенок читает. Наиболее распространенные ошибки при овладении чтением – это перестановка букв (вместо он – но т.п.), зеркальное чтение букв, замена букв близкими по конфигурации, «перескакивание» через строку. Дети левши могут иметь свое индивидуальное предпочтение направления чтения. Иногда дети читают текст с конца, слово – слогами. При этом инверсия слов не мешает понимать им смысл текста.

Леворукий ребенок пишет У леворуких детей может отмечаться весь комплекс трудностей письма: выраженные нарушения почерка, тремор, неправильные начертания букв, оптические замены (т-п, л-м), искажение конфигурации и соотношения элементов букв, зеркальное письмо. Леворукий ребенок говорит Известный ученый Э. Питерс пишет о том, что существует два типа развития речи у детей: аналитический и гештальтный (« гештальт » - образ, форма). Дети с аналитическим типом развития идут от отдельных слов к словочочетаниям, а затем к грамматическому оформлению высказываний.. Дети с образным типом развития речи, а это в основном левши, амбидекстры и небольшое количество правшей, сразу строят нерасчлененный текст, т.е предложение, которое представляет собойнечленораздельный речевой поток с хорошим интонированием и мелодикой. Затем в потоке начинают различаться отдельные освоенные ребенком слова.

Леворукий ребенок считает Леворукие дети пишут зеркально не только буквы но и цифры (6*6= 63, а не 36). Меняют направление счетных операций ((5+1)+9) у них может получиться ответ 3, а не 15. Леворукий ребенок воспринимает и понимает инструкцию Объясняя ребенку что-либо, предпочтительнее пользоваться только однозначными утвердительными высказываниями, не допуская вариантов: «Так делать нельзя, а так – можно». Такой тип инструкций крайне затруднителен для понимания леворукими (как и амбидекстрами). Они запоминают обе формулы, и каждый раз вынуждены решать, какая из них верна. Дети запоминают и то чему мы их хотим научить и то что мы им запрещаем. При обучении малыша надежнее сказать! Смотри и делай так. Только однозначность при обучении позволит облегчить ребенку понимание предъявляемых требований. Каждая из проблем, с которой сталкиваются леворукие дети, требует особого внимания и различных мер коррекции. Важно ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка, чтобы максимально раскрыть его возможности, опереться на свойственный ему тип мышления.