Во сколько дети начинают ходить самостоятельно. Во сколько ребенок научится ходить Во сколько ребенок ходит

Приближаясь к возрасту 4-5 месяцев, в развитии младенца грядут существенные перемены. Быстрое развитие органов чувств и двигательных способностей, – малыш достигает успехов в новых возможностях, радуя своих родителей. Это уже не мирно посапывающий новорожденный. Кроха начинает хватать игрушки, переворачиваться и в какой-то момент вы замечаете, что он пытается приподняться и сесть. В какой момент ребенок начинает сидеть самостоятельно, стоит ли ускорять этот процесс упражнениями? Рассмотрим, когда ребенок должен начать сидеть, по правилам здорового физического развития.

Положение сидя – сроки и нормы развития навыка

Самостоятельное умение садиться ребенок осваивает не ранее 6-8 месяцев. Более точный ответ дать сложно, ведь развитие у каждого отдельно взятого грудного ребенка проходит по индивидуальным темпам. Ориентироваться можно по таблице этапов развития младенца. В соответствии с возрастом малыш должен обладать среднестатистическими навыками движения.

Когда ребенок начинает самостоятельно сидеть?

Держать спинку в положении сидя малыш начинает тогда, когда мышцы верхней части туловища достаточно укреплены.

  • В 6 месяцев грудничок способен принять положение сидя с поддержкой, упираясь ручками, но быстро теряет равновесие и заваливается на бок. Кроха сам еще не способен приподниматься из положения лежа, только при подтягивании за ручки взрослыми.
  • Среднестатистический возраст, когда малыши начинают сидеть и ползать сами, это 7 месяцев. Ребенок уже умеет удерживать корпус в равновесии и даже может сидя повернуться вправо/влево.
  • Перешагнув порог в 8 месяцев, ребенок уже принимает сидячее положение самостоятельно из любого варианта позиций (сидя, лежа).

Большинство родителей начинают волноваться, когда знакомые дети из окружения опережают их ребенка. Плановый осмотр невролога в 6 месяцев подскажет, стоит ли волноваться и прибегать к лечебной физкультуре, другим вспомогательным упражнениям и массажу для освоения навыка сидения.

Умения ползать и ходить – когда?

Умение ползать развивается у большинства малышей параллельно с навыком сидения. Активное желание ползать младенец будет показывать уже с 5 месяцев, первые передвижения “задним ходом” – в 5,5 месяцев, а в шесть уже будет готов поползти вперед. Ребенок полон стремления изучать окружающий мир, поэтому вокруг него необходимо создать безопасную среду.

Ходить малыш начнет уже после 8-ми месячного возраста, именно в 8-9 месяцев малыши делают свои первые шаги по кроватке и манежу. Полноценную ходьбу стоит ждать не раньше 11-12 месяцев, хотя замечено, что некоторые малыши предпочитают умению ползать сразу осваивать умение ходить.

Родители могут самостоятельно отслеживать признаки, по которым можно определить, готов ли их грудничок удерживать тело в положении сидя:

  • лежа на животике, малыш высоко поднимает грудную клетку и способен удерживаться в таком положении минимум 5 минут;
  • кроха умело и без проблем переворачивается в обе стороны;
  • малыш пытается приподнять спинку в положении лежа на спине, тянет вверх голову (за игрушкой в вашей руке) и может на долю секунд задержаться в таком положении.

Стоит понаблюдать за своим малышом в течение дня, и если вы заметите вышеперечисленные действия, то можете быть уверены – ребенок скоро порадует вас своим успешным развитием навыка.

Уверенная посадка: как укрепить мышцы спины

Родители могут самостоятельно помочь своему младенцу практиковаться в умении хорошо сидеть. Важно понять, как малыши начинают садиться, чтобы не навредить неокрепшему позвоночнику грудничка. Любые упражнения для укрепления спинки и формирования уверенной посадки можно начинать делать не ранее 5,5 месяцев.

  • Есть отличное упражнение, которое по душе активному малышу. Кроха отчаянно хватается за руки взрослого, чтобы попытаться сесть? Подтяните его и позвольте задержаться в сидячем положении на полминуты. Затем осторожно опустите на поверхность. Повторяйте занятие 4-5 раз по нескольку раз в день.
  • Отлично укрепляет и развивает мышцы спины развитие умения переворачиваться с живота на спинку. Почаще выкладывайте ребенка на животик и помогайте ему переворачиваться на спинку. Важно учить малыша уметь переворачиваться в обе стороны, даже если он выбрал “любимую” и ленится переворачиваться в другую.
  • Умение сидеть развивается также благодаря другому навыку – ползанию. Ползание стимулирует напряжение мышц. Положите перед младенцем что-нибудь яркое и шуршащее, пусть он в положении лежа попробует дотянуться до предмета.

На заметку! Возьмите за правило проводить ежедневный легкий массаж спины. Регулярные массажные действия способствуют укреплению мышечного корсета.

Мальчики раньше девочек – миф или реальность

На многочисленных форумах обсуждения родителей не утихают по поводу того, что в развитии мальчиков и девочек есть существенные различия. По наблюдениям мам девочки садятся в среднем в возрасте 6-7 месяцев. Мальчики садятся в 5,5-6 месяцев, хотя могут делать попытки подняться раньше (например, с 4,5 мес.), но самостоятельный навык приходит зачастую именно в данном возрасте.

Научными исследованиями не подтверждено, что определенный пол имеет преимущество в физическом развитии. Развитие мышц спины и укрепление позвоночника – единственный принцип, на который стоит ориентироваться при оценивании навыков сидеть и ходить.

Приветствую вас, друзья! В нашей сегодняшней статье речь пойдет о первых шагах вашего малыша. Вы заботитесь о нем каждый день, радуетесь его первым успехам, смотрите, как он развивается. Вам, наверняка очень любопытно и хочется, когда же ваш младенец сделает первый свой самостоятельный шаг. А может быть ему нужно в этом помочь, вдруг он сам не справится? Сейчас мы вместе попробуем с вами ответить на все эти вопросы.

В каком возрасте дети начинают ходить и от чего это зависит

Сейчас я вас огорчу и скажу, что точного возраста нет. Более того, приблизительный интервал между крайними сроками достаточно внушительный, ведь некоторые детки начинают ходить в 9-10 месяцев, а другие откладывают это знаменательное событие аж до полутора лет. Это все очень индивидуально. Может быть такое, что ваш ребенок только научится нормально сидеть, а соседский уже ходить пытаться будет.

Срок, когда малыш начал ходить никак не повлияет на будущее формирование и физическую форму вашего ребенка. Если мы снова вернемся к соседскому малышу, который уже ходит, то не факт, что через 20 лет он будет таким же активным. Ваш может стать чемпионом страны по какому-то виду спорта, а соседский получить ожирение из-за неправильного питания или образа жизни.

На то, когда ребенок пойдет, влияет несколько причин. По отдельности они, вроде бы и незначимые, но если взять в совокупности, то, в принципе все эти факторы повлиять могут значительно.

  1. Пол ребенка. Все, наверное, в курсе, что мальчики ленивее чем девочки (во всяком случае, в детстве точно). Отсюда следует, что от девочек нужно ожидать того, что они пойдут раньше.
  2. Вес и телосложение ребенка. Более полненькие детки являются менее подвижными, им будет тяжелее удержать себя на ногах. Из этого следует, что и пойдут полные детки позже.
  3. Влияние родителей на процесс. Некоторые мамы и папы хотят поскорее научить свое чадо делать первые шаги и начинают читать кучу вспомогательной литературы, как это можно сделать плюс ко всему еще и кучу всяких приспособлений накупают. Другие же родители наоборот вообще не занимаются ребенком, не делают никакие упражнения, гимнастику и т.д.

В первом случае перебор и малыш действительно может пойти раньше положенного ему срока, а это чревато последствиями, о которых вы прочитаете чуть ниже. Я для этого специально даже отдельный пункт к статье выделил.

Во втором же случае ребенку будет трудно, потому что никто не готовил его мышцы к ходьбе. Поэтому важно знать золотую середину и помогать ребенку учиться ходить, а не насильно всеми способами заставлять его это делать.

  1. Темперамент малыша. Да у таких маленьких детей уже определился темперамент и формируется характер. Одни из них более спокойные, а другие более подвижные, им все интересно, они все изучают, пытаются куда-то доползти, падают, потом встают и пойдут они, естественно, быстрее.
  2. Наследственность. Вы могли особо не выполнять с ребенком никаких упражнений, а пойти он может рано. Все это из-за того, что вы или папа малыша тоже рано сделали свой первый шаг.

Если ребенок пошел слишком рано или слишком поздно

Я уже писал о том, что не нужно стремиться к тому, чтобы ребенок пошел слишком рано. У него еще несформированный скелет, слабые кости и мышцы. Вес ребенка в 8-9 месяцев может быть уже внушительным, а косточки пока еще не готовы к тому, чтобы удерживать такую массу без последствий.

Каковы же могут быть последствия? Искривление косточек ног, в частности стоп. Оно вам нужно, я думаю, что нет.

Если же малыш начинает ходить наоборот поздно, то ничего страшного в этом нет, главное, что он уже пошел. Здесь все наоборот, косточки и мышцы уже окрепли и малышу ничего не угрожает. Ели же ребенку уже исполнилось больше чем полтора года, а он и не пытается ходить, то никто вам не мешает обратиться за консультацией к педиатру, пусть осмотрит малыша на наличие патологий.

Хотя патологий то обычно никаких и не бывают, а малыши начинают ходить позже из-за того, что:

  1. Перенесли какую-то болезнь и тренировки по хождению отложились на неопределенный срок. Такое было у меня в детстве, я очень серьезно заболел в 8 месяцев и долго пролежал с мамой в больнице, как результат – пошел поздно.
  2. Родовая травма. Тут, я думаю, и объяснять ничего не нужно.
  3. Полное отсутствие действий со стороны родителей. Вы не делали малышу никакую гимнастику по утрам и не выполняли никаких массажей, он у вас не плавал в ванной. Как результат, мышцы у ребенка неподготовленные и пошел он поздно.

Как помочь малышу научиться ходить

Упражнение «велосипед». Выполнять необходимо каждое утро: малыш лежит на спинке, а вы поочередно сгибаете и разгибаете ему ножки, то левую, то правую.

Попробуйте начать купать ребенка в ванной, он там будет работать ногами очень хорошо, что поспособствует укреплению мышц.

  1. Делайте укрепляющий массаж не только всего тельца ребенка, а конкретно еще и мышц на ножках, массируйте ему ступни и слегка постукивайте по ним.
  2. Можете купить малышу каталку. Это такая своеобразная игрушка, которую можно катать при этом еще и опираться и держаться за нее. Потом, потихоньку можно иногда забирать эту игрушку и прочие опоры отодвигать подальше, чтобы малыш пробовал ходить самостоятельно, ни за что не держась.

Техника безопасности

Если вы думаете, что ребенок просто возьмет и пойдет медленным, но уверенным шагом, то вы ошибаетесь. Движения его будут неловкими, неуклюжими, он будет как бы печатать шаг. Из-за этого ребенок будет довольно часто падать поэтому:


«Первая» обувь ребенка, какая она должна быть

Она будет достаточно дорогой по сравнению с остальными моделями. Ведь обувь у малыша должна быть выполнена из натурального материала. Лучше брать мягкую замшу, ведь она дышит и достаточно хорошо гнется.

Также берите обувь с жестким задником и тонкой подошвой. Подошва не должна быть твердой, она также должна хорошо гнуться. Также не помешает небольшой каблучок.

В общем-то я здесь перечислил, в принципе, все критерии дорогой и удобной обуви для взрослого человека, вот ребенку нужно примерно то же самое. В этом возрасте на обуви экономить не стоит. Это потом уже, когда ребенок подрастет и начнет бегать с мячом с другими ребятами, то можете, конечно, купить ему для разнообразия дешевые кеды, чтоб не жалко было.

А на сегодня у меня все, дорогие друзья, я надеюсь, что достаточно информативно ответил сегодня на поставленный вопрос, и вы теперь уже со знанием дела будете ожидать, когда же ваш карапуз пойдет.

Во сколько месяцев?

В среднем малыши начинают самостоятельно стоять на ногах к 8-месячному возрасту. Сначала это попытки вставать рядом с опорой на колени, затем ребенок начинает приподниматься на одну ножку и наконец, держась за опору, кроха уверенно встает на обе ножки.

Когда малыш отпускает руки, то сразу же опускается на ягодицы. Он продолжает «тренироваться» - встает и опять падает – достаточно долго. Иногда он сразу начинает пытаться ходить вдоль опоры.

Первое время крохе весьма трудно удерживать свое тело в вертикальном положении. Он прилагает много усилий, чтобы держать равновесие и оставаться на двух ножках, поэтому большинство попыток заканчивается падением на ягодицы. Но присмотревшись, вы заметите, как радостно малышу осваивать новый навык и как интересно ему смотреть на все вокруг, приняв вертикальное положение.

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр напоминает, что зачастую детки начинают стоять, придерживаясь за опору, в 7-9 месяцев, а без поддержки – в 9-12 месяцев. Некоторые полностью здоровые детки начинают стоять позже сверстников, например, если они очень спокойные или полненькие. Если врач говорит, что ребенок здоров, поводов для волнений быть не должно.

Нередко ребенок учится вставать, а как обратно сесть - не умеет. Кроха стоит, насколько может долго, а затем падает от усталости. Если же такого ребенка посадить, убрав ручки от опоры, малыш сразу забудет, что устал, и опять начнет тянуться к опоре и вставать. Через некоторое время ребенок научится осторожно опускаться из стоячего положения. Совсем скоро кроха увидит, что у него получается делать шаги вдоль опоры. Постепенно он отпустит одну руку и будет придерживаться за опору лишь одной рукой. Так малыш учится ходить.

Научившемуся вставать и стоять ребенку родители часто задумываются купить ходунки. С этим приспособлением малыш может передвигаться, пока не научиться ходить. Главная цель использования ходунков – обеспечить малышу безопасную возможность перемещаться по квартире, освободив маму.

Комаровский не советует держать кроху в ходунках более 40 минут, так как уверен, что пребывание в них ничего полезного ребенку не дает, а идет даже во вред. Развитие ребенка должно происходить естественно. К тому же, во время ползания изучать мир для ребенка намного полезнее.

Что нужно знать, когда ребенок начал стоять?

Карапузу, который учится стоять с опорой и без нее, требуется больше внимания, чем крохе, который еще не начал пробовать вставать. Так как многие малыши учатся вставать быстрее, чем понимают, как вернуться обратно в сидячее положение, то мамина помощь в этот период им очень нужна.

Вам следует помнить, что теперь ваш ребенок будет вставать практически в любом месте, поэтому вы должны быть крайне внимательны и контролировать все действия малыша, обеспечив ему максимальную безопасность. Опасными для встающего на ножки крохи могут быть углы шкафов и столов, дверки, скатерти и прочие предметы. Вовремя прячьте опасные для малыша предметы. Дверцы тумбочек на время можно заклеить скотчем, чтобы предотвратить их открывание малышом (он может прищемить пальцы).

Если вашему малышу меньше года, он хорошо ползает и сидит, но стоять пока не научился, не нужно беспокоиться. Каждый ребенок развивается по собственному графику, а цель родителей – не мешать, но и не заставлять, а поддерживать все самостоятельные попытки ребенка осваивать новые двигательные навыки.

Упражнения

Научившегося вставать малыша можно стимулировать почаще использовать этот навык и быстрее перейти к стоянию без опоры с помощью некоторых упражнений:

  • Предлагайте малышу вставать у опоры разной высоты. Когда он хорошо научится вставать, держась за опору на уровне его пояса, предложите «барьер» повыше – на уровне его груди.
  • Стоящему у опоры ребенку, который держится за нее руками, дайте интересную игрушку. Так вы вынудите кроху прислониться к опоре животом, а руками выполнять разные манипуляции с игрушкой.
  • Чтобы научить кроху садиться из положения стоя, тоже можно воспользоваться игрушкой. Положите ее на пол рядом со стоящим малышом и поддерживайте ребенка, пытающегося дотянуться до игрушки.
  • Поставьте ребенка у стеллажа, на полках которого разместите несколько игрушек на разной высоте. Малыш будет пытаться достать игрушку и начнет приподниматься вверх и отпускать одну руку.
  • Поставьте малыша у низкого стола, пусть он держится за этот стол. Вокруг крохи разложите на полу несколько игрушек и предложите ребенку поднять их все и положить на столик.
  • Положите между ногами малыша валик так, чтобы одна нога ребенка оказалась впереди, а вторая – сзади. Пусть кроха старается держать равновесие в этой позе.
  • Подвесьте рядом с опорой мяч, чтобы он был на уровне колен малыша. Ребенок будет стоять у опоры и стараться футболить этот мяч одной ногой, перенося вес тела на другу.
  • Можете также заниматься с крохой на балансировочной доске.


Уже позади первая улыбка маме, первые звуки, первые навыки переворотов, мы уже сидим на попке, у нас уже первый зуб - настала очередь дождаться первого самостоятельного, хоть и неуверенного шага. Многие мамы с нетерпением ждут этого шага! Запомните(!) - четких временных показателей, когда ваш ребенок (во сколько месяцев) начнет ходить самостоятельно без поддержки нет. Как во всем, что касается жизни малышей до года, время самостоятельного передвижения исключительно индивидуально…

Со скольких месяцев дети делают первые шаги

Возраст, в котором ребенок должен начать ходить сам, в среднем около года. Однако, это не значит, что все детки начинают делать первые шаги именно в 12 месяцев. Нормой считается промежуток от 9 месяцев и примерно до 1,5 года. Сначала малыш пробует вставать, затем делает пробные шаги, держась за мебель или руку взрослого. И только после делает самостоятельные попытки шагать.

Со скольких месяцев дети начинают ходить зависит от многих факторов:

Генетический фактор сильно влияет на время, когда пойдет малыш. Если кто-то из родителей пошел очень поздно, то не стоит от малыша ждать ранних шагов; Конституция и пол ребенка также влияют на время, когда малыш сделает первые шаги. Пухлые детки пойдут несколько позже стройных сверстников, а девочки начинают ходить раньше мальчиков; Темперамент малыша влияет на время, когда ребенок пойдет. Спокойные, уравновешенные наблюдатели не торопятся ходить. Им удобно познавать мир не спеша и они прекрасно чувствуют себя и сидя или ползая. Независимые непоседы наоборот быстрее стремятся узнать больше нового и делают первые шаги очень рано.

Когда ребёнок начнет ходить самостоятельно, вы заметите что процесс его ходьбы заметно отличается от ходьбы взрослого человека по нескольким особенностям:


Стопы ребенок ставит параллельно друг другу; Дети ходят как-бы «печатая шаг», не умея перекатывать с пятки на носок свои стопы; Дети еще не умеют держать центр тяжести и поэтому часто падают.

Учитывая эти особенности, родителям надо внимательно присматривать за своим чадом и быть начеку. Особенно опасно, когда ребенок падает плашмя вперед или назад - он не умеет смягчать падение руками и может разбить лицо или затылок. Однако, не стоит панически до безумия боятся падений. Кости детей в этом возрасте очень эластичны и риск переломов минимальный.

Очень важна реакция родителей при частых падениях малыша. Не стоит каждый раз бросаться к ребенку с ужасом на лице и поднимать его. Стоит ласковым и спокойным голосом подбодрить начинающего «ходока» и подождать пока он сам поднимется и продолжит шаги.

Как только ребенок становится подвижнее все опасные предметы в доме нужно убрать, острые углы обезопасить, родитель должны быть постоянно на чеку, не выпускать ребенка из зоны своего контроля. Очень важная статья: читаем как обезопасить дом для ребенка

Если ребенок рано начал ходить? Лучше раньше или позже?

В случае если ребенок рано начал ходить не стоит сильно радоваться. Мышцы позвоночника и ног еще не совсем окрепли и нагрузка, оказываемая при ходьбе пока для них неподъемная. У крупных, упитанных малышей могут возникнуть проблемы с формированием костно-мышечной системы ног. Особенно, если малыш не сам встал на ножки, а его родители форсировали это событие. Голень малыша не выдерживает его вес, что приводит к их искривлению и неправильной постановки стоп. Подсознательно малыши знают, когда лучше всего сделать первый шаг; Ребенок начинает поздно ходить по нескольким причинам. Возможно, у него еще не готовы мышцы ног и позвоночника к прямохождению. Или наблюдается ослабление иммунитета перенесенным заболеванием или родовой травмой.

Помощь ребенку в хождении - упражнения и массаж

Можно ли малыша стимулировать сделать первый шаг побыстрее если появление этого навыка запаздывает? - Самое главное придерживаться чувства меры в желании побыстрее научить своего малыша ходить. Способов помочь ребенку освоить новый для него навык несколько.


Надо предоставить ребенку необходимое достаточное пространство для передвижения. Малыши, которые постоянно находятся в манеже пойдут очень поздно. Стоит расставить по комнате разные устойчивые предметы мебели для опоры. Любимые игрушки малыша поместить надо так, чтобы дотянуться до них, ребенку надо было оторваться от опоры. Со временем расстояние от опоры до опоры надо увеличивать. Делать массаж. Массаж заключается в укреплении и расслаблении мышц, работающих при хождении. Поглаживание, растирание и постукивание по стопам и голени ребенка принесет хороший положительный эффект (читаем о массаже тут). Ежедневная гимнастика и стимулирующие упражнения. В комплекс упражнений должно входить сгибание и разгибание ножек, приседания и потягивания с помощью взрослого, подпрыгивания на коленях у мамы, занятия на фитболе (ссылка на полезные статьи массаж и зарядка выше). Устойчивые игрушки-каталки помогут малышу чувствовать себя уверенней. Ребенок толкает перед собой игрушку и передвигается практически самостоятельно.

Читаем подробно очень полезную статью - Как научить ребенка ходить 10 правильных советов

Не стоит использовать ходунки и прыгунки. Они не только не стимулируют самостоятельное передвижение, но наоборот способствуют задержки ходьбы. Читаем: ЗА и ПРОТИВ ходунков и читаем: ЗА и ПРОТИВ прыгунков

Первая обувь для ребенка начинающего ходить

С точки зрения ортопедии обувь малыша должна отвечать следующим требованиям:

обувь выбирать надо из натуральной кожи и замши, чтобы ножка малыша дышала; подошва у первой обуви тонкая и гибкая, иначе малыш будет спотыкаться; задник обуви для ребенка выбирать надо твердый, чтобы ботиночки или сандалии не сваливались при ходьбе с ноги; небольшой и устойчивый каблук избавит ребенка от заваливания назад; верхняя и боковая части обуви должны быть мягкими и легко образовывать складки; для формирования свода стопы в обувь стоит подобрать гибкий супинатор.

Смотрим видео о том, какую обувь лучше выбрать:

Хождение на цыпочках или носочках

Случается, что вместо обычной ходьбы ребенок начинает ходить на носочках. Если малыш просто желает привлечь внимание близких или опробует новый для себя способ передвижения, то все в норме.

Когда малыш постоянно передвигается на цыпочкахкрасивой балетной походкой, даже не стараясь опуститься на всю стопу, тогда необходимо принимать меры. Не нужно самим пытаться исправить ситуацию. В таком важном деле лучше доверится врачу, который посоветует что делать. Чаще всего назначается особый массаж, специальная гимнастика и физиопроцедуры.

Подробнее: Почему ребенок ходит на цыпочках - что делать?


Бить тревогу можно, если малыш не начал ходить после полутора лет . Да и то, только в случае низкой активности ребенка и неудовлетворительного общего состояния малыша. Когда ребенок весел, активен, задорно ползает с хорошим настроением, но не ходит - не стоит переживать, он пойдет, всему свое время.

Читаем также: Почему ребенок боится ходить самостоятельно?

По теме развития:

Развитие до года по месяцам (от рождения до года); Когда ребенок начинает ползать; Когда ребенок начинает сидеть.

Видео консультация: в каком возрасте дети начинают ходить и как их этому правильно научить?

В первый год жизни ребенок интенсивно развивается и постепенно овладевает различными умениями. Так, например, к месяцу малыш держит головку и улыбается. К шести-семи месяцам он должен научиться самостоятельно садиться. Очень многие родители с нетерпением ожидают момент, когда любимое чадо сделает первые шаги. Особенно мам и пап подстегивают рассказы родственников и знакомых о том, что их ребенок впервые пошел, когда ему было всего семь или восемь месяцев. И тогда родители начинают переживать, думая о том, что возможно их карапуз отстает в развитии. «Когда ребенок начинает самостоятельно ходить?», - именно этот вопрос волнует их.

Когда ребенок должен начать ходить?

Обычно малыши совершают первые самостоятельные шажочки к году. Однако каждый ребенок развивается по-разному. Овладение навыком ходьбы зависит от таких факторов, как например, темперамент. Дети со спокойным нравом не спешат шагать, поскольку им достаточно перемещаться по дому ползая на четвереньках. Некоторых малышей устраивает положение сидя. Активные карапузы стремятся быстрее познать окружающий мир, и потому радуют своих родителей ранними шагами. Часто бывает ситуация, когда ребенок сначала учится ходить (в возрасте 9-10 месяцев), а потом только ползать.

На время овладения ходьбой влияет и развитие детских мускулов. Ребенок, которому мама регулярно выполняла массаж и гимнастику, обычно начинает ходить раньше. Кстати, стройные ребята начинают передвигаться быстрее своих пухленьких сверстников.

Кроме того, учитывается половая принадлежность крохи. Родителей дочек интересует, во сколько начинают ходить девочки. Вообще по своему развитию маленькие представительницы прекрасного пола немного опережают мальчиков. Многие малышки уже к 9-10 месяцам перемещаются «на своих двоих». Что касательно того, во сколько начинают ходить мальчики, то чаще это происходит на 2-3 месяца позже, нежели у девочек. Конечно, все это средние показатели. Поэтому не стоит переживать, если ваша дочь начала ходить позже сына.

В целом, педиатры считают нормой овладение хождением в возрастном промежутке от 9 до 15 месяцев. Первые шаги после года не дают основания утверждать, что ребенок поздно начал ходить. Не поднимайте тревогу, спеша к педиатру или ортопеду, если к 12 месяцам ваш карапуз еще довольствуется ползаньем. Другое дело, если ребенок начал рано ходить, например, к 8 месяцам. Дело в том, что кости малыша еще не достаточно окрепшие, поэтому дополнительная нагрузка может привести к их искривлению и нарушениям. Кстати, чаще всего к ранней ходьбе малышей стимулируют мамы, преждевременно ставящие ребенка на ножки.

Как помочь ребенку начать ходить?

В своем намерении поскорее научить кроху хождению важно не переборщить, поскольку все усилия могут производить обратный эффект. В таком деле важна ненавязчивость, чтобы малыш не испугался. Если он хочет ходить с вами за ручку, помогайте ему в этом. Но как только ребенок покажет недовольство, не давите.

Установите по комнате опоры (например, стулья), с помощью которых будет передвигаться ребенок. Постепенно увеличивайте расстояния между ними, чтобы кроха преодолевал страх. Карапуза можно стимулировать, например, рассыпая его любимые игрушки в тех местах, где ему придется оторваться от опоры, чтобы достать их. Приобретите каталку или машинку-толокар со спинкой, держась за которую ребенок сможет толкать игрушку и передвигаться. Лучше отказаться от использования ходунков, поскольку они способствуют задержке ходьбы.

При желании можно купить специальную обувь для начинающих ходить, оснащенную ортопедической стелькой, устойчивой подошвой и небольшим каблучком. Она позволит ребенку чувствовать себя увереннее и реже спотыкаться.

Если же, не смотря на все усилия, к полутора годам любимое чадо так и не порадовало вас топаньем, необходимо обратиться к ортопеду для выяснения причины.

Новорожденные на удивление быстро обучаются новому: сначала узнавать родителей и улыбаться, потом ползать и доставать игрушку, чуть позже – играть, сидя на полу. И родители, не успев оглянуться, с удивлением замечают, что малыш уже не просто стоит возле дивана, а пытается делать первые шаги. О том, когда ребенок начинает ходить, что допустимо со стороны родителей, а чего делать не следует – в полезной информации ниже.

Вопрос №1: когда?

Родители, чей малыш стремится к годовалой отметке, часто задаются вопросом, во сколько месяцев ребенок начинает ходить.

Иногда им кажется, что собственный кроха долго осваивает это навык, по сравнению с ровесником-племянником. Но это ошибочный настрой: все дети разные, кто-то пойдет раньше, кто-то позже.

Нормальный возраст - это от 9 месяцев до неполного года.

Именно в это время ребенок начинает постигать сложную науку ходить. Максимально уделяйте карапузу внимание: иногда дети умеют твердо стоять и переходить с места на место, а присесть и отдохнуть не всегда получается. Как следствие - сильная нагрузка на позвоночник и усталость;

Для «ранних» путешественников «День Икс» может настать раньше срока, обозначенного выше.

Бывает и такое, что малыш начинает ходить в неполные 9 месяцев. Такое раннее освоение - большая редкость, и она не представляет повода для беспокойства, в том случае, если это получилось у крохи спонтанно, без вмешательства родителей.

Очень часто, по запросу о том, как научить ребенка ходить, можно найти видео с девятимесячными малышами, шустро бегающими от родителей;

«Жаворонки» в освоении ходьбы – это дети, которые встали и пошли в 7-7,5 месяцев.

Да, такое тоже бывает. Если ребенок с первых недель жизни проявляет энергичность и активность, быстрее сверстников начинает переворачиваться, держать голову и ползать, то, скорее всего, ходить он тоже начнет рано.


Есть мнение, что слишком ранняя двигательная активность, не сулит ничего хорошего: позвоночник испытывает большую нагрузку, он еще не готов полноценно удерживать массу ребенка вертикально.

В данном случае лучше просто понаблюдать за малышом. Если он крепкий, физически активный, ему нравится ходить, при этом он не испытывает дискомфорта, то нет ничего страшного в том, что ребенок рано начал ходить;

Момент вызывающий сильную тревогу: крохе уже исполнился год, а он все еще не хочет ходить.

Конечно, это может тревожить, но физически здоровый ребенок может пойти позже своих сверстников. По мнению педиатров, нижняя граница – полтора года. Это может быть и нетипично, но не катастрофично.

Важно! Не стоит принуждать ребенка к раннему хождению, все придет в свое время, малыш лучше чувствует свой организм. Всему свое время.

Вопрос №2: возможные проблемы и их решение

В освоении навыков ходьбы есть свои «подводные камни», это обстоятельства, которые могут тормозить их развитие.

Первый пункт – физиология.

Часто причиной того, что ребенок поздно начал ходить, становится его физическое состояние. Крепыши-малыши с большой массой тела труднее встают на ноги, первые шаги тоже даются им значительно труднее, чем более стройным сверстникам.

Умеренные, но регулярные нагрузки, сбалансированное питание и консультация специалиста помогут разрешить эту проблему;

Второй пункт – генетика. Малыш обычно повторяет развитие родителей в ранний период. Поэтому есть смысл расспросить бабушек и дедушек о собственных успехах на поприще хождения; Третий пункт – вид темперамента.

Спокойный, меланхоличный ребенок предпочитает больше лежать или сидеть. Ему в большей степени интересно наблюдать за чем-нибудь, и в меньшей – двигаться.

Чтобы флегматичный малыш захотел ходить, надо придумать ему забавное развлечение, способное его расшевелить и вызвать интерес к двигательной активности;

Четвертый пункт – малыш бегает в ходунках, но не может или не хочет самостоятельно ходить.

Эта проблема решается легче всего – нет ходунков, нет проблемы. Кроха будет вынужден «работать» самостоятельно, когда «помощник» исчезнет;

Пятый пункт – психологический.

Если малыш уже начинал ходить, и, несколько раз упав, перестал, то надо помочь ему перебороть страх перед новыми падениями.

Например, подать руку, предложить пройтись вместе. Поиграть с ним: широко распахивая объятия на некотором отдалении от крохи, ловить, когда ребенок делает первые шаги. Малыш почувствует себя увереннее, когда поймет, что мама всегда поймает его и поддержит;

О других возможных причинах читайте в статье Ребенок боится ходить самостоятельно>>>

Шестой пункт – индивидуальные обстоятельства.

Недоношенные дети немного отстают от сверстников, и это нужно понимать. Ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока будет развиваться в соответствии со своим биологическим возрастом.

Поначалу ему будет трудно «догнать» тех, кто является его сверстниками, но родившимся в срок.

Поэтому, если малыш начинает ходить позже по этой причине, то это должно быть не поводом к расстройству, а стимулом еще больше физически развивать ребенка. Как правило, к году-полутора «ранние» младенцы выравниваются с родившимися в правильный срок;

Седьмой пункт – болезни, стрессовые ситуации и расстройства неврологического характера. Как научить ребенка ходить самостоятельно в этих случаях?

После болезни требуется время, чтобы малыш вспомнил все то, чему успел научиться до болезни. Если нежелание ходить у крохи связано со стрессом, то ему понадобится поддержка близких, чтобы он чувствовал себя в максимальной безопасности.

Если хождение тормозят иные причины, связанные с нарушениями в организме по ортопедической или неврологической части, то лучший вариант – обратиться за квалифицированной помощью к врачам.

Раньше существовало мнение, что принадлежность к определенному полу тоже имеет значение. Однако сейчас специалисты, которым задают вопрос: «во сколько начинают ходить девочки», отвечают: «так же, как и мальчики. По-разному.»

Как научить малыша ходить и какую обувь выбирать для первых шажочков, смотрите в видео:

Непростая наука: обучение

Учиться чему-то новому – всегда сложно, особенно, когда твой рост менее метра, ты еще некрепко держишься на ногах, а любимые родители хотят, чтобы ты как можно быстрее начал ходить. Для того, чтобы малыш научился правильно ходить, часто требуется помощь его самых близких людей. Разберемся по порядку:

В первую очередь, о том, как научить ребенка ходить, необходимо задумываться с младых ногтей – почти с рождения. Дело в том, что ежедневные укрепляющие процедуры, гимнастика, массаж – это основа развитых мышц и крепкого позвоночника. Подробнее об этом в статье: Как научить ребенка ходить>>> Второй важный момент – большие пространства. Не надо ограничивать мир малыша сеткой и бортиками манежа – только на свободе он быстрее всего научится ходить. Внимательный выбор обуви – важный момент, практически ключевой.

Ведь очень многое в том, когда и как ребенок начинает уверенно ходить, зависит от обуви. В идеале – изготовленная из натуральных материалов, имеющая качественный задник и подошву. Обязательно наличие супинатора – это необходимо для того, чтобы своды стопы правильно формировались.

Очень часто, когда у малыша проблемы со стопами, можно наблюдать, как ребенок ходит на носочках. В такой ситуации ребенок нуждается в консультации невролога и ортопеда, а также ему необходима специальная обувь.

В этом случае надо немедленно обращаться за помощью к специалистам, которые смогут выявить причину и назначат комплекс лечебных процедур. В остальных моментах терять голову не стоит, пусть малыш развивается гармонично.

Все без исключения родители ждут момента, когда ребёнок начинает говорить мама и папа. Многие думают, что детская речь начинает своё развитие в тот день, когда малыш произносит первое слово. На самом деле, чтобы это случилось, нужна длительная подготовка органов артикуляции, их слаженная работа, способность к переключению, подвижность нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба. Невозможно произнести именно те звуки, из которых складываются первые слова, если ребёнок не умеет их отличать от фонем, сходных по звучанию, например, такие слова как кот-кит, горка-корка и другие.

Если точнее, то речь человека закладывается ещё во время внутриутробного периода, когда формируются органы слуха, артикуляции и структуры головного мозга. На эти процессы влияет наследственность, перенесённые матерью заболевания, наличие или отсутствие у неё вредных привычек, образ жизни родителей малыша. Течение родов и состояние здоровья грудничка – немаловажные факторы его успешного дебюта в качестве человека говорящего и мыслящего.

Расскажем во сколько лет дети начинают говорить первые звуки, от чего это зависит, со скольки лет дети начинают говорить предложениями и как помочь им своевременно проходить каждый этап развития речи.

Речь в первые недели и месяцы жизни

Сразу после рождения начинается интенсивное развитие структур головного мозга, устанавливаются новые связи между нейронами. Одновременно развиваются органы слуха и артикуляции, формируется физический и фонематический слух. Без полноценного слуха детям невозможно овладеть речью, так как искажение или отсутствие поступающих в мозг звуковых сигналов делает невозможным формирование речевых умений.

В первые недели и месяцы жизни именно речь окружающих стимулирует начальный этап речевого развития. Малыш прислушивается к речи близких людей, он на время затихает, когда слышит материнский голос, импульсивные движения ручек и ножек ненадолго останавливаются. Спустя ещё некоторое время он начинает поворачивать голову к источнику звука.

Не все мамы и папы разговаривают с новорождёнными и грудными детьми первых месяцев жизни. Им кажется это излишним, потому что малыш ещё ничего не понимает. Такие односторонние «беседы» родителей с детьми, сопровождающие их купание и бодрствование, развивают слуховое сосредоточение, желание отозваться. Внимательные родители могут заметить, как ребёнок пытается шевелить губами, как будто хочет что-то сказать. Ещё лучше, если родители часто называют малыша по имени, показывают ему игрушки, зовут ребёнка, ненамного отходя от кроватки.

Вот в каком возрасте ребёнок начинает говорить гласные и согласные. До 3 месяцев ребёнок произносит следующие звуки:

  • гласные – А, У, Э;
  • согласные – М, К, Х, П, Б, Г.

Эти фонемы пока звучат нечётко и произносятся непроизвольно. Такими умениями обозначается первый этап речевого развития – гуление. Кроме этого, крик малыша 1–3 месяцев достаточно выразителен. По интонации мама может определить, скучает малыш, хочет есть, или пришла пора сменить мокрые пелёнки, то есть он начал овладение интонацией.

От гуления к лепету

В начале четвёртого месяца малыш начинает искать взглядом взрослого, улыбается, начинает интенсивно двигать ручками и ножками (комплекс оживления). Он начинает издавать протяжные и певучие сочетания звуков – агукает, произнося а-а, а-гу, а-га. Часть звуков воспроизвести просто невозможно, таких фонем нет в русском языке.

Спустя ещё 2–3 месяца приходит очередь лепета. Сначала это отдельные слоги па, ка, на, ма, которые чуть позже становятся похожи на своеобразные слова па-па-па, ка-ка-ка, на-на-на. Чаще всего лепет появляется тогда, когда малыш сыт, выспался и находится в хорошем настроении. Это ещё не речь, а подготовка к ней, своеобразные подготовительные упражнения.

Хотя он пока не говорит, он многое понимает – поворачивает голову, когда ему показывают знакомую игрушку, птичку, кошку. Дети 6–7 месяцев выполняет простые просьбы – даёт ручку, играет в ладушки, и это тоже шаг по пути развития речи.

Как стимулировать лепет

С 6 месяцев, дети получают возможность перемещаться в пространстве – сидеть и ползать. Их восприятие совершенствуется, они могут повторять звуки за взрослым. Это умение можно развивать – как только ребёнок произнёс слоги, родители их повторяют вслед за ним. Такой приём развивает слух, органы артикуляции, речевой выдох, побуждает малыша произносить эти слоги ещё и ещё раз. Такие мини-уроки проводят с бодрым, сытым и здоровым грудничком. Если ему холодно, он хочет есть, или недомогает – словесные игры с родителями не пойдут на пользу.

Хорошо, если ребёнок видит лицо того, кто с ним говорит, тогда он сможет повторять движения губ мамы или папы. Чтобы звуки были слышны отчётливо, нужно обеспечить полную тишину – выключить музыку, приглушить звук работающего телевизора.

Можно поиграть в «прятки», прикрывая личико ребёнка пелёнкой, приговаривая «ку-ку». Хорошо развивает пассивный словарь показ взрослым предметов окружающей обстановки. При этом нужно чётко их называть, сопровождая указательным жестом. Вскоре и ребёнок будет находить их взглядом, реагируя на вопрос взрослого «Где часики?», «Где кошка?», «Где машинка?».

На видео ниже представлены конкретные советы для родителей годовалого малыша:

Когда появляются первые слова и фразы

Невозможно назвать точную дату во сколько дети начинают говорить первые слова. Они могут появиться и в 8–9 месяцев, и в 1 год 2 месяца. И всё это норма. По наблюдениям родителей и педагогов, девочки обычно начинают разговаривать раньше, чем мальчики, хотя и здесь имеются исключения. На рубеже между первым и вторым годом в лексиконе малыша имеется от 2 до 20 слов. Обычно это:

  • упрощённые слова (ма-ма, па-па, ля-ля, ки-са, ам-ам);
  • звукоподражания (би-би, ку-ку, пи-пи).

Именно в этом возрасте ребёнок говорит мама. Почему дети произносят слова на родном языке? Потому что окружающие его взрослые выделяют из лепета малыша слоги и звукосочетания, присущие именно их языковой системе, и повторяют только их. Поэтому период лепета имеет важное значение для развития детской речи.

В полтора года или немного позже малыш начинает объединять слова в предложения, пока они состоят из двух слов. Слова в них не согласованы, пример такой фразы: «Дай ку» (дай куклу), «Папа нет» (папы нет дома). Но это возраст, когда внимательные мамочки замечают, что их малыш начинает говорить предложениями.

Как стимулировать произношение слов в 1 год

К 1 году речь пока ещё не является важнейшим средством общения для детей. Нужно приучать малыша пользоваться речью. Для этого не нужно сразу давать игрушку, которую хочет взять малыш. Сначала нужно произнести название игрушки (можно упростить его): «Тебе дать ля-лю?» Пусть малыш попробует повторить «ля-ля», «би-би». Подавая желаемую вещь, можно подчеркнуть: «Это ляля, на».

В лексиконе взрослого, общающегося с малышом, должны быть как полные, так и сокращённые слова: «кар-кар» «динь-динь», «тук-тук», «тик-так». Данные заменители полных слов носят временный характер и нужны только потому, что ребёнку их легче произносить.

Чтобы у детей установилась связь между словом и действием, нужно просить его выполнить какое-то действие: дать или взять игрушку, показать знакомый предмет, помахать ручкой. Также оречевлять все действия, которые он выполняет с игрушками. С этой же целью играют с 2–4 знакомыми игрушками и просят малыша, например, взять мячик, бросить или поймать его. Все действия взрослые осуществляют эмоционально, чётко произнося как слова-предметы, так и слова-действия.

Развитие речи малыша напрямую зависит от того, будет ли она развиваться спонтанно, или родители примут непосредственное участие в её развитии. От этого зависит во сколько лет дети начинают говорить звуки/слова/предложения. Положительные условия для формирования детской речи:

  • Не нужно форсировать речевое развитие частыми упражнениями, не соответствующими возрасту малыша – высок риск появления речевого негативизма, заикания и нервных тиков, так как возможности мозга ребёнка не безграничны.
  • Не надо сюсюкать, подделывая свою речь под детскую, часто употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы – хуже этого может быть только полное игнорирование общения.
  • Деликатно исправляйте допущенные малышом речевые ошибки, никогда не поднимайте его на смех, а покажите пример правильного произношения данного речевого высказывания. Например, я вижу домы, да, ты видишь дома.
  • Оберегайте малыша от общения с людьми с дефектами речи (картавость, заикание), а особенно с неграмотно говорящими взрослыми (положи - ложь, ртов - ротов, красивая кошка - красивыя кошка), это настолько «заражает» и «заполоняет» детскую речь, что искореняются такие подражания с большим трудом.
  • Читая детские произведения, смотря вместе с малышом мультфильмы, всегда поясняйте незнакомые слова, поступки героев, обращайте внимание на яркие обороты речи.

Очень полезно ежемесячно записывать и прослушивать речь малыша – гуление, лепет, первые фразы, чтение стихов. Такой архив когда-то станет отличным подарком для повзрослевшего ребёнка и ваших внуков.

Сегодня мы ответили на вопрос когда ребёнок должен начать говорить и во сколько месяцев появляются первые звуки. Если вы подозреваете задержку речевого развития у малыша - проконсультируйтесь у нас. Мы развеем тревогу, а если она объективна, расскажем как разговорить или просто научить малыша речи. Мы знаем не один десяток примеров того, как родители сидят и ждут когда ребёнок заговорит в 3, 4 и даже 5 лет, хотя уже отчётливо видно развитие больших проблем. Спросите нас, мы этим всю жизнь занимаемся!