Самые известные янтры в картинках и их значения. Что такое янтра? Как использовать янтры

Шри-Янтра (Великая Янтра) - древнейший сакральный символ. Сколько тайн и легенд окружает это изображение.

"Необыкновенная сила воздействия Шри-Янтры. Благодаря геометрическому рисунку она может входить в резонанс и усиливать энергетические потоки пронизывающие наш мир, гармонизируя сознание человека и окружающее пространство..."

"Шри-Янтра служит посредником между Вселенной (макрокосмосом) и человеком (микрокосмом) и способствует пробуждению духовности человека, помогает встать ему на путь духовной эволюции..."

"...Определённая техника медитации позволяет наполнить Янтру смыслом божественного присутствия, войти в неё и приобщится к божественной энергии Космоса, отработать технику открытия "третьего глаза", дающая возможность выходить на глобальные и вечные проблемы, проникать в тайны Вселенной, обладая всевиденьем...".

"Энергия Шри-Янтры часто применяется в ритуальных и магических действиях, в амулетах и оберегах, защищая от воздействия тёмных, разрушающих сил..."

"В Лайа-Йоге Шри-Янтра способствует раскрытию чакр и управлению энергией в человеке."

" Янтры представляют собой визуальные инструменты, служащие для сосредоточения внимания, либо символически изображающие энергетические структуры различных божеств, как они видятся видящим мудрецам..."

"Диаграмма Шри-Янтра широко используется в различных оздоровительных системах, от древнейших до самых современных..."

Не известен источник появления Шри-Янтры . Трудно представить себе в столь далеком прошлом человека, создавшего такое геометрическое изображение, которое сложно воспроизвести даже в наше время. Очевидно, поэтому существуют многочисленные легенды о божественном происхождении Шри-Янтры, несущей в себе сокрытые знания о Вселенной. Или даже о послание внеземного разума. Сложность изображения рождает гипотезу, что создать такую структуру можно было только с помощью сверхмощного компьютера и что первичное изображение (протозвезда) имело сферическую, трехмерную форму и было нарисовано на… или внутри прозрачного кристалла. Или, что было в древности такое плоское изображение звезды, которое всеми своими 16-ю углами касалось внешней, описывающей окружности, а все последующие, в том числе современные формы Шри-Янтры,- это лишь попытки приблизится к ее истинному изображению.

Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) – здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.).

Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты - Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри его помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса). Внутри их 16-угольная звезда - это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре - точка Бинду, представляющая богиню, основу и источник вселенной.

С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.

Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.

Заметим, что геометрическое построение Шри Янтры всегда вызывало огромные трудности при воспроизведения ручным способом. Даже на самых известных изображениях можно легко заметить очевидные неточности и несовпадения.

Янтры представляют собой визуальные инструменты, служащие для сосредоточения внимания либо символически изображающие энергетические структуры различных божеств, как они видятся видящим мудрецам.

Это означает, что божество присутствует и в янтре, и в мантре. Между янтрой и мантрой существует такая же разница, как между разумом и телом. Янтру можно сравнить с телом, или внешним обликом, божества (деваты), тогда как мантра представляет собой разум, сознание, дух, имя.

В том же тексте говорится, что тело необходимо духу, а янтра божеству не меньше, чем масло нужно лампе, поскольку янтра представляет собой внешнее, видимое выражение, посредством которого божество принимает обращенное к нему богослужение.

Когда янтра используется в поклонении и наполняется энергией, она становится символическим олицетворением божества - и становится самим божеством, если садхак отбрасывает аналитическое, критическое отношение к обряду; при этом в его высших центрах начинается круговорот энергии. Каждая янтра становится обителью того божества, которому она посвящена. Во внешней форме янтры сохраняется сущность иконографического образа божества, его дух, однако никакая икона не сравнится по своему могуществу с янтрой. Иконографическое изображение всегда имеет индивидуальные черты, а янтра является универсальной, так как состоит из архетипических частей, свойственных всем явлениям.

В санскрите слово янтра имеет не менее двух значений. Оно происходит от корня ям, означающего "поддерживать, удерживать". Слово "удерживать" означает также "содержать, сохранять" сущность объекта, мысли и концепции. Слог тра происходит от слова трапа: "освобождение от уз". Таким образом, янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. В более широком смысле слово янтра означает в санскрите "инструмент". Когда слово ям используется в его символическом смысле (Яма - бог Смерти), а тра означает достижение троны, или свободы, янтра понимается как то, что приносит мокшу - освобождение от объятий смерти (цикла смертей и перерождений).

Янтра - это символическое изображение Божества, которое служит для цели концентрации. Абсолют проявляет Себя в виде совершенных геометрических фигур, концентрация на которые ведет к постижению Высшего. Для того, чтобы выточить из камня совершенную скульптуру, необходимо иметь соответствующий инструмент, так и янтра - это инструмент, с помощью которого наше сознание "вытачивается" и становится совершенным, будучи сконцентрировано на Абсолютной Реальности. Янтра представляет из себя определенную геометрическую фигуру, наполненную эзотерическим символизмом и обладающую мистической силой. Каждая линия, окружность, треугольник или точка такой мистической диаграммы имеет глубокое символическое значение или несколько расшифрований. Как можно начертить общий план любого, даже самого сложного строения, и такой план может состоять всего из нескольких геометрических фигур и линий, так и янтра является геометрическим выражением всей вселенной, а также непроявленного Источника этой вселенной.

Существуют различные виды янтр, используемые для различных концентраций. Однако общий смысл и методы постижения остаются едиными для всех.

В центре любой янтры находится парабинду, или точка, которая символизирует Непроявленный Абсолют. Этот парабинду является графическим выражением Изначального Звука (нада), существовавшего до всякого проявления. Этот Непроявленный Абсолют может постигаться как Шива, пребывающий в виде Линга в йони Шакти, или - как Изначальная Шакти, в зависимости от той или иной формы медитации. Так или иначе, в действительности, парабинду всегда является выражением изначального единства Шива-Шакти, Абсолюта и Его Энергии, в непроявленном состоянии. Вечный Махабинду пребывает вне пределов проявленной Природы.

Парабинду (высший бинду) проявляется как апарабинду (невысший бинду) в результате любовного желания (камакала), после чего происходит творение, или - проявление вселенной. В графическом плане это проявление отображается в виде треугольников, окружностей и т.д., образующихся вокруг центральной точки. Все эти фигуры развертываются из центра вовне по следующему принципу: чем дальше их углы удалены от центральной точки, тем более плотные материальные субстанции или силы они представляют.

Следует понимать, что как в Источнике творения, так и в его проявлении всегда реально существуют лишь только Шива и Шакти, находящиеся в неразрывном единстве. Нет Шивы без Шакти и Шакти без Шивы. Все силы, эманации и формы, возникающие во время проявления - это порождения Шива-Шакти, или Их материальные манифестации.

Проследим процесс вселенского проявления и его графического отображения на примере Шри Чакра - царицы всех янтр, диаграмме, заключающей в себе всю полноту творения. Шри Янтра - это символическое; отображение формы Шакти (сварупа), Ее сил и эманаций, отображение формы вселенной (вишварупа), символизирующей различные стадии проявления Шакти.

Из центральной точки, называемой парабинду (высшее бинду), проявляется в результате любовного желания (камакала) апарабинду, которое отображается в виде маленькой окружности, обрамляющей непроявленной парабинду. Апарабинду символизирует начало проявления и поляризации Шива-Шакти. Из этого бинду образуется треугольник, называемый мула-трикона (коренной, основной треугольник). Этот треугольник выражает собой три силы, обеспечивающие творение, или три бинду - смешанный (мишра) бинду, сочетающий природу Шива и Шакти, статический Шива-бинду и динамический Шакти-бинду. Этот треугольник также называется камакала, так как он появился в результате божественного желания Шакти и Шивы.

Он является йони, или женским детородным органом, из которого порождается материальная вселенная. Три стороны или три угла этого треугольника имеют ряд символических значений, связанных с числом 3. Так они означают: Шакти, проявленную в трех Своих аспектах - как воля (иччха), знание (гьяна) и действие (крийа). А также Шакти трех Богов - Брахмы, Вишну н Рудры (Шивы), выполняющих функции творения, сохранения и разрушения вселенной. Другое значение треугольника - это три гуны (саттва, раджас и тамас), представленные как его стороны, в то время как само бинду, находящееся в центре, выше каких-либо гун, или материальных качеств природы (гунатита). Основной треугольник (мула-трикона) означает также три следующих аспекта Шакти-молодую, (Тривидха-бала), прекрасную, (Трипура-сундари) и ужасающую (Трипура-бхайрави). Мула-трикона также выражает собой тройной процесс творения (шршти), поддержания (стхити) и растворения (самхара).

Из центрального треугольника (мула-трикона) развертываются большие треугольники, которые образуют своими вершинами окружности, все более удаленные от центра диаграммы. Всего этих треугольников (йони) в Шри Чакра девять (нава), поэтому Шри Чакра (или Шри Янтра) иногда называют Навайони Чакра. Из этих 9-ти пересекающихся между собой треугольников - пять, направленные вершинами вниз символизируют Шакти, в то время как четыре, направленные вверх - Шиву. На каждой из окружностей, образованных вершинами треугольников, или - между ними, - пребывают различные божества, являющиеся манифестациями Шива-Шакти и ответственные за те или иные функции во вселенной. Они управляют различными элементами, или стихиями и силами вселенной, такими как душа, тело, имя, форма, звук, касание, вкус, запах, ум, разум, эго и т.д., т.п., а также, такими различными силами как привлекательность и отвращение, любовь и ненависть, страсть и гнев и т.д. Все эти божества имеют свои формы, орудия и спутников, символизирующих то или иное состояние, или элемент материальной вселенной, или определенную силу чего-либо.

Во время медитации на янтру процесс созерцания начинается со внешних, наиболее удаленных от центра фигур, представляющих собой наиболее плотно-материальные силы или проявления Высшей Реальности, и, постепенно следует к центру, проходя все более тонкие планы творения и, в конце концов, доходя до Источника всего. Таким образом, постигается процесс нивритти, или свертывания вселенной в ее изначальное непроявленное состояние. Такая концентрация на мистической диаграмме связана с мантрой или мантрами Божества, на которое медитируют. Гуру раскрывает для ученика тайную взаимосвязь янтры с соответствующей мантрой и дхйаной (медитацией). В результате правильной медитации на йантру, садхака постепенно реализует свое единство с объектом медитации. Поклоняясь божествам и силам, пребывающим в фигурах янтры, созерцающий постепенно приближается к центру и, постигнув возврат вселенной в изначальное состояние Единства, реализует свою тождественность с Абсолютом. Такая медитация, использующая как орудия янтру и мантра-йогу, является мощным средством на пути к достижению самадхи (сверхсознательного блаженства).

Шри Янтра - изображение, используемое в некоторых религиозных течениях, где ему приписываются магические свойства.
В санскрите слово "янтра" имеет не менее двух значений и происходит от корня ям, означающего "поддерживать, удерживать". Слово "удерживать" означает также "содержать, сохранять" сущность объекта, мысли и концепции. Слог тра происходит от слова трапа: "освобождение от уз". Таким образом, янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. В более широком смысле слово янтра означает в санскрите "инструмент". Когда слово ям используется в его символическом смысле (Яма - бог Смерти), а тра означает достижение троны, или свободы, янтра понимается как то, что приносит мокшу - освобождение от объятий смерти (цикла смертей и перерождений).

Часто Шри-Янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана Шри-Янтра.
Шри-Янтру называют также "янтрой космоса". В "Бхайраваямпла-тантре" четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса.

В "Кама-калавиласе" говорится, что Шри-Янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело. В Шри-Янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:

1.Бинду.
2.Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду).
3.Аштар (группа из восьми треугольников вне трикона).
4.Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).
5.Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).
6.Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).
7.Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).
8.Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).
9.Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).
В отношении Шри-Янтры слово чакра означает группу (буквально "круг") структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги, однако между девятью фигурами Шри-Янтры. и этими психическими центрами существует определенная связь.
Шри-Янтра представляет собой:
космос (схему его развития и эволюции),
человеческое тело (схему его внутреннего строения),
богиню Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).

Построение Шри-Янтры

Построение рисунка вне центральной окружности варьируется от примера к примеру. Построение же рисунка внутри окружности приводит к необходимости или кропотливой подгонки или вычислений.

В идеальном случае, все вершины треугольников (кроме четырёх «висящих») должны точно лежать на рёбрах других треугольников или на окружности.

Однако точные значения координат точек пересечения в этом символе описываются системой 4 уравнений 16-ой степени. Аналитически такая система, по-видимому, не решается, но численное решение может быть найдено с любой требуемой точностью.

Для практического построения символа используются различные рецепты (не менее 7 различных), а для зрительной компенсации получившихся неточностей линии искусственно уширяются.

Пример построения Шри Янтры

1.Радиус окружности, куда вписывается символ делим на 4. Полученный результат откладываем от центральной линии или диаметра окружности и чертим параллельные диаметру 2 основания больших треугольников.
2.Результат, полученный делением на 4, делим ещё раз на 10. Искомый результат есть единица измерения для вычислений расстояния оснований верхнего и нижнего треугольника. Откладывается или измеряется от самой верхней точки окружности и самой нижней.

Результат вычисляется так:
а)Результат полученный делением на 10 умножаем на 9 откладываем основание одного треугольника.
б)Результат полученный делением на 10 умножаем на 11 и опять откладываем основание другого треугольника.Вершину центрального, белого треугольника получаем так
3.Результат полученный делением на 10 умножаем на 3,6 и откладываем вниз от центра окружности.
4.Далее чертим весь символ по получаемым вновь образуемым перекрестиям боковин треугольников, которые служат для оснований начертаний новых треугольников.

Символ готов. Погрешность при построении должна быть желательно в пределах 0,5 мм и ниже.

Правила медитации со ШРИ ЯНТРОЙ

Место для медитации должно удовлетворять следующим требованиям:

Чистота и уединенность.

Перед началом медитации следует провести уборку (неплохо и самому провести процедуру очищения или просто ванну принять).

Отсутствие шума и возбуждающих или чувственных зрительных раздражителей.

Отсутствие людей или предметов, вызывающих у практикующего страх или беспокойство.

Нельзя использовать открытое место, однако в помещении не должно быть темно. Практикующий должен находиться под крышей или в тени.

Хорошая вентиляция.

Идеально для проведения медитации подошёл бы небольшой павильон или беседка в парке. Но за неимением такого, можно медитировать где угодно, лишь бы никто и ничто не мешало.

Медитация на полный желудок - пустая трата времени. Поэтому, медитировать можно не раньше, чем через два часа после еды.

Крайне не желательно употребление мяса, острых приправ, жирных продуктов, возбуждающих (чай, кофе) и спиртных напитков.

Форма одежды - лёгкая, свободная, не стесняющая движений. Подойдёт обыкновенный халат из натурального материала (лён, хлопок). Можно медитировать и вовсе без одежды, как это практикуют многие йоги в самой Индии.

Наиболее подходящая поза для медитации - сидя на полу, на коврике, со скрещенными по-турецки ногами. Не нравится такой вариант - можете поджать ноги под себя, на японский манер. Спина обязательно прямая. Руки - на бедрах, ладонями вверх. Изображение Шри-Янтры поставьте перед собой на стул или столик, на уровне глаз.

Никаких отрицательных мыслей перед медитатацией! И тем более, во время неё. Иначе весь негатив закрепится в подсознании и убрать его оттуда будет не так-то просто. Если не можете упокоиться - выпейте чая с мятой или лучше вообще перенесите медитацию на другой день.

Сама медитация заключается в сосредоточении взгляда на изображении Шри-Янтры. Сначала взгляд сосредотачиваем на одном из углов внешнего квадрата Янтры. Потом, медленно перемещаем его по границе квадрата по часовой стрелке. Дойдя таким образом до исходной точки, переходим к внутреннему кругу. Обойдя таким же способом круг, переходим к кольцу лепестков. От него - к следующему кольцу, далее - четыре круга треугольников и таким образом, доходим до центральной точки. На ней задерживаем взгляд на 15-20 минут. Потом закрываем глаза и некоторое время смотрим на "остаточное изображение". Когда оно исчезнет, медитацию можно считать законченной.

На всё это обычно уходит около получаса. Можно, конечно медитировать и дольше. Успехов в медитации!

Янтры - символические изображения энергетических структур различных божеств, как они видятся мудрецам. Это значит что в каждой янтре присутствует определнное божество или энергия. Во время медитаций янтра наполняется энергией. Она не сравнится ни с какой иконой по всему могуществу. Иконографичекое изображение всегда имеет индивидуальные черты, а янтра является универсальной, так как состоит из архитепических частей, свойственных всем явлениям. Из этого следует, что янтра является архитипической единицей, связанной с генетическим кодированием. В янтрах заключены божественные откровения, что позволяет созерцающему смещаться от конкретной реальности к абстрактой истине.

Слог ян или ям перводится как удерживание. То есть удерживает сущность объекта, мысли, концентрации. Тра от слова трана - освобожение от уз. Поэтому янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. Второе значение слова янтра - символ. Символ - это творческое выражение непостижимого Таким образом, янтра помогает выйти за рамки обычного образа мышления и перейти к измененному состоянию. сознания.

Симметричные геометрические элементы являются лучшими средствами воздействия на зрительные центры в коре головного мозга. Поскольу их половинки одинаковы, они оказывают одинаковое воздействие на оба полушария, то есть способствуют состоянию их уравновешенности.

Клетки сетчатки, снабжающие сигналами зрительную часть коры головного мозга имеют круговую симметрию, поэтому они очень хорошо реагируют на круглые пятна и точки, поскольку поле их восприятия круглое. Таким образом янтры соотвествуют внутренней структуре сетчатки.

Созерцание янтр всегда нужно сочетать с мантрами, чтобы одновременно привести в действие зрительное(правое) и вербальное(левое) полушария мозга. Мантры индусов нам, европейцам достаточно трудно запомнить и повторять, особенно если они включают в себя более пяти слов. Поэтому при созерцании любой янтры подойдет повторение универсальной и самой главной мантры АУМ. АУМ включает в себя все остальные мантры вместе взятые и все звуки вселенной. Янтры - универсальные схемы, а мантры космическое звучание.

Важным фактором является растояние янтры от глаз медитирующего. Оно непосредственно связано с областью восприятия клеток сетчатки, так как расстояние от центра взгляда изменяет реакцию этих клеток. Оптимальное расстояние для пристального сосредоточения совпадает с удобным расстоянием между глазами и книгой при чтении.

Способ созерцания - немигающий взгляд вовне.

Созерцание янтры без мантры(повторения божественного звука) невозможно. Для работы с ней необходимо призывание праны - жизненной силы или энергии. Вхождение с состояние энергетической активности у каждого индивидуальное, в соотвествии с его знаниями и возможностями.

Ганеша - это бог всего имеющего форму, то есть всего сотворенного.

Точка(бинду) является источником, откуда возникает все сущее и куда оно исчезает. Это символ вечного сознания. Проявляясь оно порождает мир имен и форм. превращает эти явления в единый поток и становится его объединяющей силой. Оновременно точка олицетворяет сперму, или мужскую энергию. То есть это мужская статичная энергия. В этой янтре точка имеет золотой цвет и является самим Ганешой. Медитация на этой точке является главной целью работы с янтрой.

Круг - это расширение точки. Точка - самая сжатая форма энергии, а круг означает распространение этой силы. Такое расширение - это распространение в пространстве, увеличивающее область влияния точки. Кроме этого круг запирает в себе точку как индивидуальную единицу, отделяя логическое сознание от космического.

Треугольник - простейшая фигура и имеет наименьшее число линий, необходимое для создания фигуры. В процессе развития первым получившим форму был огонь, треугольник символизирует огненный элемент. Горизонтальная линия (основание треугольника) - это бездеятельность и устойчивость. Вертикальные отрезки - движение. Это динамичная и приковывающая взгляд фигура. Треугольник обращенный вершиной вверх привлекает внимание к высшему и уводит мысли от этого мира. Тоже олицетворяет мужскую энергию, мужской сок, эликсир бессмертия. Кроме этого равносторонний треугольник - это равновесие.

Звезда Давида в центре - статичное равновесие. Обращенный вершиной вверх треугольник - элемент огня или мужская энергия. Второй треугольник - элемент воды, женская энергия. Это равновесие двух энергий

Круг, в который вписаны лепестки лотоса, олицетворяет собой Космос. Лепестки лотоса означают проявленную реальность. Это весь феноменальный мир, который имеет 8 аспектов: акаша, воздух, огонь, вода, земля, разум, высшее понимание и высшее сознание. То есть 8 основных миров.

Внешний квадрат символизирует самое практичное использование пространства.Он не преследует некую определнную цель, а служит исключительно для сужения поля зрения. Квадрат - устойчивость, твердость. Горизонтальные линии - устойчивость и бездеятельность, вертикальные движение. Поскольку квадрат сочетание двух таких пар, он имеет устойчивый прозаический характер. Это нейтральный хранитель фона, так так не ооказывает на зрение такого воздейтсвия как треугольник. Поэтому треугольники на фоне квадрата проявляются динамически. Квадрат - элемент земли. Т-образные выступы означают 4 стороны света, это створки дверей, которые создают движение внутри квадрата. Квадрат с дверями в янтре называется бухтур и здесь имеет ярко-зеленый цвет, который является цветом равновесия. Созерцание этого цвета порождает дополняющие его цвет - красный. Красный цвет - цвет жизни, воодушевления.

Примечания к Ганеша - янтре :

Мы заметили интересную особенность янтр. Если обратить цвета то получается весьма занятное изображение. Вы можете видеть, что янтра преобразилась в фиолетово - голубовато - салатовые цвета. Это не случайно. Фиолетовые и синие цвета - это цвета высших чакр, высших энергий. Получается, что когда вы настраиваетесь на янтру, то в вашем сознании откладываются противопложные цвета - цвета высшего. Не стоит медитировать на данное изображение, так как, сами понимаете, эффект будет абсолютно противоположным.

Заметьте, что приравняв друг к другу цвета, то есть приблизив их к общей гамме, янтра проявляет свою пространственную структуру. Можно четко определить какая деталь ближе, а какая дальше.

Дурга - это женская энергия, она является коренной причиной мира имен и форм. Она уничтожает все виды зла - бедность, страдание, голод, дурные привычки, болезни и грехи. Она является самой Божественной Матерью. Дурга представляет собой обощенный символ всех божественных сил. Эта сила проявляется в форме чтобы установить равновесие, покой и благополучие. Существование мира имен и форм невозможно без борьбы противоположностей - светлых и темных сил. Темные силы могущественны и разрушительны, тогда как светлые силы созидательны и действенны, но замедленны. В начале перевес обычно на стороне темных сил, потому что они объединяются вместе, а Божественные силы оказываются рассеянными. Однако когда темные силы вызывают разрушение равновесия, все божественные силы объединяются, превращаясь в единую Божественную силу, ее имя Шакти или Дурга, она и восстанавливает утраченное равновесие.
Дурга символизирует недвойственное существование наполненного энергией сознания, или обладающей сознанием энергии.

Цвет внешнего квадрата (бухтура) соотвествует солнечному всету. Медитация на этом цвете порождает дополняющий синий цвет, который приносит покой и передает медитирующему магнитную энергию.

Лотос с восемью лепестками олицетворяет восмерицу всего сущего, примерно тоже самое что и в Ганеша-янтре.

Три кольца символизируют три составляющих времени - прошлое, настоящее и будущее.

Девятиконечная звезда в центре означает девять энергий. Три треугольника обращены вершинами вверх означают три изначальные силы созидающую, сохраняющую и разрушающую. Они пребывают в такой гармонии, что совмещаются друг с другом, это значит что созидание, сохранение и разрушение также соединяются во времени. Четвертый треугольник, обращенный вершиной вниз олицетворяет воплощение света, объединенной божественной силы. А наложение всех четырех треугольников порождает еще один треугольник в центре. Он обращен вершиной вверх и обозначает саму Божественную Мать, а каждая сторона этого треугольника принадлежит одной их трех главных божественных сил.

Центральная точка - бинду - сама Дурга - Божественная Мать.

Примечания к Дурга - янтре :

Инверсия дурга - янтры дает аналогичную картину, что и у Ганеша - янтры. В данном случае янтра сохраняет свою тональную целостность. Она мягче по цветовому восприятию и это неспроста - ведь Дурга - янтра это женская энергия. Как и в предыдущем случае, преобладание синих цветов - это символ Божественного. Я могу предположить, что отсутствие наивысшего фиолетового цвета говорит о, своего рода, подчиненности женщины мужчине.

Кали - первая из десяти Махавидий, десяти видов энергий из которых состоит весь мир. Десять Махавидий - это тайна всех тайн.

Кали является энергией Боджественной матери Шакти в ее разрушительном аспекте. Шакти как известно женская энергия, а Шива мужская. Шива - статичная, Шакти динамичная. то есть Шакти проявление Шивы в динамике.

Слово "кала" в переводе с санскрита имеет два значения - время и смерть. В феноменальном мире все ограничено временем. В определенный срок энергия любого существа покидает его и наступает смерть. То есть смерть представляет собой завершение срока существования жизненной силы.

Материя не возникает и не гибнет, она изменяет свою форму. По этой причине смерть - это изменение или превращение. Кали является богиней таких изменений, которые совершенно необходимы для обновления энергии и духовного развития.

Привязанность к материальной форме вызывает страх перед сметрью. Это основополагающий страх, корни которого кроются в стволе головного мозга. Такой страх является главным препятствием на пути к духовному развитию. Кали освобождает от страха смерти - основополагающей тревоги первой чакры. Она жестока по отношению к невежественным людям, цепляющимся за свои физические тела, но по отношению к богам она прявляется как Божественная мать.

Человек, который идет по духовному пути к совершеству должен преодолеть тиски страха перед смертью. Тем кто преодолел главный страх открываются двери к познанию и постижению вечности.

Физическое тело зависит от праны(энергии), которя проникает в него через левую и правую ноздри. Их активность стимулирует деятельность каналов Ида и Пингала. Эти два энергетических канала начинаются в Муладхара-чакре(корневой) и заканчиваются в левой и правой ноздрях соотвественно. Энергия человека представляет собой его дыхание, одновременно с этим это та же энергия, которая пронизывает весь космос в формах времени, движения и частот. Ида и Пингала - потоки лунной и солнечной энергии, удерживают человека в рамках времени. Но главный канал Сушамна пребывает вне времени. Он начинается в той же Муладхаре, проходя по позвоночному столбу заканчивается в коре головного мозга - обители сознания. Когда энергию направляют по Сушумне, потоки лунной и солнечной энергии становятся неподвижными, а Кундалини пробуждается.

Кундалини поднимается по тончайшему каналу внутри Сушумны и пронзает шесть чакр, одновременно растворяя пять основных элементов в их источнике. Эти основные элементы представляют собой материальные составляющие физического тела. Любая привязанность при подъеме Кундалини вызывает пугающее ощущение. Когда привязанности устранены, Кали (Кундалини, Изначальная сила) будет удовлетворена, а человек выходит за рамки феноменального мира к царству блаженства в обитель вечности (за пределы ограниченного временем сознания). В этом мире нет страха смерти.

Таким образом Кали - это махавидья, которая избавляет от неведения, которое заставляет человека бояться смерти. Кали является первой махавидьей. Ее другое имя Адья - перерожденная, этим именем иногда называет Кундалини-шакти. Следовательно, Кали и есть Кундалини.

Внешний квадрат выглядит как всегда, ворота обращены к четырем сторонам света. Две линии вокруг бухтура и голубой цвет самого бухтура образуют три слоя - три состояния материи - твердое, жидкое и газообразное.

Между бухтуром и круговым узором расположен треугольник, заметный только частично. Из-за круга видны только два угла и основание. Этот треугольник - космическая мать, которая содержит в себе весь феноменальный мир. Сам феноменальный мир представлен в янтре ввиде лотоса с восемью лепестками. Этот частично видимый треугольник симовлизирует беспредельность Божественной матери. Только малая ее часть проявляется как Кали.

Лотос с восемью лепестками означает восьмерицу проявленного: акашу, воздух, огонь, воду, землю, разум, высшее понимание и самоосознание.

Три золотых круга внутри лотоса - три аспекта времени - прошлое, настоящее и будущее. Круги концентричны и имеют общий центр - источник трех аспектов времени.

Три вложенных треугольника олицетворяют три качества энергии шакти - Саттву, Раджас и Тамас. Раджас и Тамас активность и пассивность соотвественно. Активность и пассивность два основных качества феноменального мира. Саттва - это божественное равновесие. Так что три главных энергетических канала человека - это Ида (Тамас, луна), Пингала (Раджас, солнце) и Сушумна (Саттва, равновесие, Кундалини). Мы созданы по образу и подобию бога. Этот пример еще раз нам это подтвеждает. Три качества мироздания (треугольники) соединяются с тремя кольцами времени.

В центре находится бинду, точка для медитации, сама Божественная мать Кали, источник времени и качеств нашего мира.

Примечания к Кали - янтре :

Здесь, я думаю, комментарии не нужны. Преобладание красного цвета говорит о воинственности и агрессивности. И это не случайно, ведь Кали это разрушительная энергия Божественной Матери.

Сочетание синего, красного и зеленого говорит о динамичности, протесте. Кали - воистину изменющая сила.

Тара-янтра

Слово Тара происходит от санскритского тр , что означает переносить. Тара является одной из шакти, то есть одой из видов энергий, которая переносит человека от относительного бытия к высшему.

Тара - это энергия, которая в человеческом теле присутствует во второй крестцовой Свадхиштхана чакре, которая является обителью воды.

Тару называют богиней переносящей через океан сансары (относительного существования и избавляющей от страха перед бушующими водами. Медитация на Тара-янтре помогает открыть вторую чакру, что избавляет от всех проблем связанных с водой. В санскрите вода является синонимом слова жизнь. Вода действительно жизнь, мы состоим на 80 процентов из воды, вода лучший растворитель, вода связующее начало всех элементов. Вода связана со вкусовыми ощущениями, а местом сосредоточения на вкусе является язык. Поэтому Тара является богиней речи. Она являет собой изначальное звучание, из которого возник феноменальный мир.

Тара как махавидья представляет собой воплощение эмоций и средств выражения, то есть речи.

В Тантре считается что сиддхи (сверхспособности) Тары можно достичь без медитаций, повторения мантр, поклонения, без постоянной практики, без очищения элементов. Сиддхи могут проявиться благодаря одному памятованию о ней. Это делает практику доступной каждому.

Янтра Тары является самой простой и могущественной из янтр.

Ее бухтур (внешний квадрат) имеет цвет зеленых листьев. Зеленый цвет - цвет уравновешенности который необходим для преодоления океана относительного существования. Медитация на зеленом цвете порождает дополняющий красный цвет - цвет воодушевления, свободного движения и восстания против правил и установлений.

Лепестки лотоса окрашены в бледно розовый цвет, цвет стыдливости. Медитация на этом цвете делает человека искренним. Символизм восьми лепестков лотоса описан в разделе Кали-янтра.

Обращенный вверх вершиной треугольник окрашен пунцовым цветом - цветом ярости. Тара является богиней избавляющей от страха перед бурями и наводнениями. Ее связь с речью показана наложением пунцового треугольника на фиолетовый цвет акаши - элемента пятой чакры, которая считается обителью знания. Вторая и пятая чакры связаны между собой энергетическим каналом, который называется Сарасвати-нади, один из важнейших каналов. Он завершается на языке.

Медитация на пунцовом треугольнике на фоне которого размешен золотой бинду (точка) порождает зеленый цвет. Таким образом медитация на зеленом бухтуре порождает пунцовый цвет, а медитация на пунцовом треугольнике порождает зеленый цвет. Такое равновесие и есть ключ к пониманию тайны Тара-янтры.

Зеленый цвет нейтрален - ни холодный ни горячий, потому как это сочетание теплого желтого и холодного синего цветов. Ярко-красный цвет является цветом насилия, но зеленый успокаивает его. Вначале проводится медитация на зеленом внешнем квадрате, что порождает жизненную активность, а последующая медитация на пунцовом треугольнике создает зеленый цвет и устанавливает равновесие.

В завершении медитация на золотом бинду - самой шакти Таре.

Примечания к Тара - янтре :

Здесь можно увидеть обращенные цвета этой янтры. Розовый (слабенький красный), как уже было сказано - цвет воодушевления, свободного движения и восстания против правил и установлений. Обратите внимание, что основая концентрация получается на зеленых каркасных листьях цветка. О значении зеленого было написано выше.

¤ Фиолетовая янтра - Уникальная разработка изображения на концентрацию.

Что такое янтры?

Янтра – это:

* геометрический рисунок, являющийся средством для медитации, и заключающий в себе духовный смысл, проникающий в глубинные уровни сознания

* геометрический символ, изображение которого наполнено глубочайшим смыслом и обладает мощной мистической силой

* символическое изображение энергетических структур различных божеств, как они видятся мудрецами – это значит, что в каждой янтре присутствует определённое божество или энергия

* микрокосмическая картина макрокосмоса

* инструмент, которым надежно направляется психофизическая энергия того, кто концентрирует на ней свое внимание, делая
это постоянноЯнтра не сравнится ни с какой иконой по своему могуществу. Иконографичекое изображение всегда имеет индивидуальные черты, а янтра является универсальной, так как состоит из архетипических частей, свойственных всем явлениям.

В янтрах заключены божественные откровения, что позволяет созерцающему смещаться от конкретной реальности к абстрактой истине. Слог ян переводится
как удерживание, то есть удерживает сущность объекта, мысли, концентрации.
Слог тра – освобожение от уз. Поэтому янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает от нежелательных сдерживающих факторов, порожденных нашим сознанием.

Второе значение слова янтра – символ. Символ – это творческое выражение непостижимого. Таким образом, янтра помогает выйти за рамки обычного образа мышления и перейти к измененному состоянию. сознания.

Симметричные геометрические элементы являются лучшим средством воздействия на зрительные центры в коре головного мозга. Поскольку их половинки одинаковы, они оказывают одинаковое воздействие на оба полушария, то есть способствуют состоянию их уравновешенности. Клетки сетчатки, снабжающие сигналами зрительную часть коры головного мозга, имеют круговую симметрию, поэтому они очень хорошо реагируют на круглые пятна и точки, поскольку поле их восприятия круглое. Таким образом, янтры соотвествуют внутренней структуре сетчатки.

Янтры бывают многих типов по их задачам для практики. Священные янтры работают как духовные антенны, настроенные на Божественные сферы, воспринимая их нужные качества.

Формы, используемые в янтрах

Обычно янтра складывается из внешнего квадрата с четырьмя выступами в форме буквы Т, кругов, лепестков лотоса и внутреннего треугольника. Иногда встречаются два накладывающихся друг на друга треугольника, образующие шестиконечную звезду или треугольники могут совмещаться в виде пирамиды. Внутри всех этих геометрических фигур размещается точка или звук.

Каждая линия, окружность, треугольник или точка янтры имеет свое глубокое значение и изображается для достижения определенных целей.

Точка в янтре

Точка занимает в янтре очень важное положение – она является центром всей схемы, общий рисунок как бы исходит из этой центральной точки. Точка олицетворяет единство, источник, принцип проявленности и порождения, статичную энергию, а также единение мужского и женского начал.


Круг в янтре

Круг представляет собой расширение точки. Точка – самая сжатая форма энергии, а круг означает распространение этой силы.

Круг олицетворяет весь феноменальный мир. Он символизирует бесконечность – безначальное начало и бесконечный конец, а также всеохватывающее пространство.


Треугольник в янтре

Треугольник является простейшей фигурой после точки и круга. Он состоит из трех отрезков – это наименьшее число линий, необходимое для создания фигуры или формы.

Треугольники могут быть обращены вершиной вверх и вниз.

Обращенные вершиной вверх – привлекают внимание к высшему и уводят мысли от этого мира; олицетворяют мужскую энергию. Обращенные вершиной вниз – уводят взгляд к нижней части и символизируют женскую энергию. Равносторонние треугольники олицетворяют равновесие.

Шестиконечная звезда Давида в Янтре

Шестиконечная звезда, которую на Западе называют «звездой Давида», представляет собой сочетание двух треугольников:

один обращен вершиной вверх, другой – вниз. Обращенный вершиной вверх треугольник символизирует элемент огня, или мужскую энергию, тогда как второй треугольник олицетворяет элемент воды, или женскую энергию. Наложение этих треугольников превращается в симметричную фигуру, обозначающую равновесие двух энергий.


Квадрат в янтре

Квадрат символизирует самое практичное использование пространства.

В квадрате ограниченная кругом площадь приобретает самую практичную форму. Квадрат олицетворяет материалистический подход, устойчивость, твердость и косность.

В янтре каждая сторона квадрата дополняется Т-образным выступом. Эти фигуры указывают на четыре стороны света,
их называют «створками дверей». Эти двери могут быть и открытыми, и закрытыми. Двери создают движение внутри квадрата – он становится восьмиугольным и начинает указывать на восемь сторон света.

Лепестки лотоса в янтре

Лепестки лотоса возникают обычно внутри круга, который, в свою очередь, вписан в квадрат. Их число часто равно двенадцати, что символизирует двенадцать знаков Зодиака, двенадцать месяцев и двенадцать различных состояний или изменений, которые претерпевает Солнце в течение года.

Лотос в янтре символизирует чистоту и свободу от материальной деятельности, погружающей нас в круговорот повторяющихся рождений и смертей, именуемых самсарой, а также выражает абсолютное могущество Бога.

Концентрированные круги в янтре

Концентрические круги внутри или снаружи треугольника символизируют три гуны материальной природы – благость, страсть и невежество. Когда эти круги располагаются с внешней стороны от лепестков лотоса, они означают три части времени: прошлое, настоящее и будущее.

Действие янтр

Янтры предоставляют почти все те же возможности, что и мантры. Единственным различием является то, что мантры можно использовать
без янтр, однако, янтрами никогда не пользуются без мантр. Одну и ту же янтру можно применять в различных целях, изменяя сопровождающую мантру, добавляя
к ней новые слова.

Янтры – универсальные схемы, а мантры космическое звучание.

Бытует мнение, что янтра является исключительно инструментом духовного развития. Безусловно, что она способствует духовной эволюции, но, кроме того, янтра способна оживлять основные жизненные аспекты, к которым стремится
каждый человек, такие как богатство, здоровье, устранение препятствий, духовный рост, поддержка в начинании новых дел, защита и т. д.

Конечно, Вы не станете красивым, богатым, здоровым и просветленным просто
купив янтру. Но янтра будет способствовать созданию такой атмосферы, чтобы
Ваши желания исполнялись.

Методика медитации с янтрами

1. Сядьте в медитативную позу и расслабьтесь. Успокойте дыхание, поставив его
под контроль. Прочтите мантру «Ом».

2. Сосредоточьтесь на изображении янтры. Янтра располагается на уровне глаз и оптимальном расстоянии для пристального сосредоточения, что совпадает с удобным расстоянием между глазами и книгой при чтении.

3. Представьте, что вдыхая вы вносите в себя сокровенные сущности, заключенные
в янтрах, выдыхая – отбрасываете все посторонние мысли. Через 30 сек.–1 минуту такого «образного» дыхания вы вообще перестанете обращать внимание на своё дыхание.

4. Янтра – это не просто беспорядочный набор каких-либо символов, пусть даже сверхтайных. В этой совокупности и связи частей янтры заключен свой собственный особый смысл. Этот смысл вам и надо понять.

5. Почувствовав усталость, прекращайте упражнение, довольствуясь тем, что вам стало известно о янтре («из янтры») сегодня, на данный момент. Переведите внимание на дыхание, прочтите 3 раза АУМ, медленно встаньте.

Значение медитации на янтры очень велико, так как полезный эффект проявляется сразу в разных областях:

Психика становится более устойчивой, а ваше внутреннее «Я» преисполняется сознания сопричастности к великим тайнам Космоса. Тем самым вы приближаетесь
к познанию своего предназначения, и янтра помогает также вам его раскрыть.

Усиливается способность делать нестандартные выводы, отбрасывать тривиальные мыслесхемы и мыслеобразы. Ваше мышление становится неклассическим, приближаясь в отдельных чертах к рациональным сторонам восточного стиля мышления.

Картинка, её целебный цвет, как солнце, оказывает терапевтический эффект на ваш организм. Энергия заполняет кору больших полушарий, Вы расслабляете головной мозг.

Янтры и их значение Янтра - (санскр. yantra = "сбруя, узда; приспособление; ограда; предел; амулет; магический рисунок"); "ненаглядная картинка"; запечатленный образ божества или другое символическое изображение, используемое для медитативных практик и сосредоточения. В йогических практиках в качестве янтры зачастую используются знаки алфавита деванагари. В настоящее время алфавит деванагари, который означает "письменность Богов", использует санскрит. Санскрит как язык принадлежит к индо-европейской языковой группе и является одним из самых древних языков мира, это язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр. Слог ян или ям перводится как удерживание. То есть удерживает сущность объекта, мысли, концентрации.Тра от слова трана - освобожение от уз. Поэтому янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. Второе значение слова янтра - символ. Символ - это творческое выражение непостижимого. Таким образом, янтра помогает выйти за рамки обычного образа мышления и перейти к измененному состоянию сознания. Симметричные геометрические элементы Янтры являются лучшими средствами воздействия на зрительные центры в коре головного мозга. Поскольку их половинки одинаковы, они оказывают одинаковое воздействие на оба полушария, то есть способствуют состоянию их уравновешенности. Каждая янтра транслирует свой определенный информационно-энергетический поток. Созерцание янтр рекомендуется сочетать с мантрами, чтобы одновременно привести в действие зрительное (правое) и вербальное (левое) полушария мозга. Мантры индусов нам, европейцам, достаточно трудно запомнить и повторять, особенно если они включают в себя более пяти слов. Поэтому при созерцании любой янтры подойдет повторение универсальной и самой главной мантры АУМ. АУМ включает в себя все остальные мантры вместе взятые и все звуки вселенной. Мантра АУМ проясняет ум, раскрывает энергетические каналы и усиливает жизненную энергию, расширяет и очищает ауру. Наделяет силой все, на что она направлена. Слово "Аминь" является упрощенным вариантом мантры "АУМ". Оно тоже связано с созиданием, но относится главным образом к его завершающей стадии. Оно подобно точке в конце предложения. Иудейские, мусульманские и христианские молитвы заканчиваются словом "Аминь". Внутреннее значение слова "Аминь" - "во имя Бога, да будет так". Мантры читаются на выдохе, дыхание должно быть ровным и размеренным. Янтры - это универсальные схемы, а мантры - космическое звучание. Шри Янтра - один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) - здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. Шри Янтра образована взаимным пересечением треугольников в двух направлениях: четыре вершинами вверх, символизируя мужской принцип, и пять вершинами вниз, символизируя женский принцип. Как таковых, устоявшихся канонов на цвета Шри-Янтры не существует. Поэтому до нас дошли десятки разных цветовых вариантов изображения Шри-Янтры. С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации. Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Правила медитации с янтрами, в том числе и Шри Янтрой, даны в соответствующей литературе и на тематических сайтах в Интернете. К тому же следует придерживаться некоторых рекомендаций: Чистота и уединенность Отсутствие шума и возбуждающих или чувственных зрительных раздражителей Отсутствие людей или предметов, вызывающих у практикующего страх или беспокойство. Медитация на полный желудок - пустая трата времени. Наиболее подходящая поза для медитации - сидя на полу, на коврике, со скрещенными по-турецки ногами. Не нравится такой вариант - можете поджать ноги под себя, на японский манер. Спина обязательно прямая. Руки - на бедрах, ладонями вверх. Можно просто сесть поудобнее, спина прямая, голова - продолжение туловища. Или просто расслабиться и принять удобное положение, расфокусированным взглядом созерцать янтру. Никаких отрицательных мыслей и эмоций!

– одна из самых известных янтр , это один из древнейших геометрических символов или диаграмм, который структурно изображает Вселенную и позволяет сонастроиться с огромными потоками энергии и привнести их в свою жизнь. Это достигается путем остановки внутреннего диалога при созерцании. Когда мы переводим свой взгляд по квадратам, треугольникам и окружностям Шри Янтры и наши мысли постепенно исчезают и растворяются, и становимся способны не только понимать энергию , а еще и чувствовать ее через связь со Шри Янтрой .

Каждая фигура мистического изображения Шри Янтры несет определенное смысловое значение. изображается как квадрат или четырехугольник – это защита от внешних влияний, с символическими дверями на все стороны света. Внутри этого квадрата расположены круги – это символические изображения лотосов, а внутри этих кругов звезда с 16ю углами, которая состоит из 43 треугольников направленных вершиной вверх и вниз и олицетворяющих мужскую энергию соответственно. А в центре находится точка – бинду , точка отсчета, импульс развития.
Давно и много написано, что это мистическое изображение уравновешивает работу правого и левого полушарий мозга. И людям правополушарным – креативным, интуитивным и творческим, она помогает сосредоточиться, сконцентрироваться и доводить все начатое до своего логического завершения. А людям левополушарным позволяет настроить канал интуиции и чувствования, привносит в их жизнь озарение и видение красоты мира. Все это, к какому бы типу людей вы не относились, ведет к гармонии и слаженности не только работы головного мозга, но и энергии , и ее проявлений.
Поэтому выбирайте понравившееся изображение Шри Янтры , более близкое вам, помещайте ее изображение на уровне глаз и приступайте к созерцанию в позе, удобной вам для медитации.
Сначала совершите несколько вдохов и выдохов, а затем, продолжая спокойно дышать, найдите свои вниманием красную точку в центре. Пусть ваше внимание и взгляд постепенно перемещаются по всем частям Шри Янтры , пусть ваше внимание успокаивается, как и внутренний диалог. Если мысли мешают и отвлекают, вы можете мысленно или вслух, если есть возможность, пропевать или произносить звук «ОМ» . Когда вы почувствуете не только внешнее, но и внутреннее спокойствие, прикройте глаза. Пусть изображение Шри Янтры или ее частей воссоздадутся на вашем внутреннем экране. А затем вновь откройте глаза, осознайте вашу внутреннюю безмолвность и энергетическую целостность. Если захочется поспать – поспите, захочется еще посмотреть на Янтру – посмотрите, чувствуйте себя, свое состояние.
Состояние – это ваше внутреннее переживание, оно невозможно без практики и его сложно описать словами, ведь каждый из нас воспринимает мир и энергию по своему. Лучше вы, попробовав эту медитацию, поделитесь своими осознаниями и переживаниями. Удачи!