Учимся читать. Первые игры для обучения чтению

Учимся читать по складам. Данилова Е.

М.: 2003 - 95 с.

Эта книга - уникальное пособие по обучению чтению. С ее помощью ваш ребенок познакомится со всеми складами русского языка, научится узнавать их в тексте и прочитывать слова по складам. Пособием можно пользоваться при обучении чтению по кубикам Зайцева, а можно заниматься по нему самостоятельно.

Формат: pdf

Размер: 18 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Эту книгу можно использовать для обучения чтению по «Кубикам Зайцева», а можно заниматься по ней самостоятельно. С ее помощью ребенок познакомится со всеми складами русского языка, научится узнавать их и читать слова по складам.
Книга предназначена для рассматривания, чтения, игр с детьми двух-трех лет и старше. Предлагаемые задания направлены на развитие речи и фонематического слуха, а также на приобретение и закрепление начальных навыков чтения.
Малышам в возрасте до трех лет предлагайте простые задания и вопросы, лишь постепенно добавляя более сложные. Для начала не раз и не два рассмотрите все картинки, все склады, не требуя что-либо показать или назвать. Пусть ребенок освоится с книгой, хорошо запомнит названия всех картинок и хотя бы часть складов.
Детям постарше можно сразу предлагать все варианты заданий, включая и те, что написаны внизу каждой страницы. Листая книгу, каждый раз действуйте по-разному. То обращайте внимание только на картинки, то просите ребенка отыскать те или иные слова или склады, то задавайте вопросы.
Не обязательно каждый раз просматривать всю книгу и выполнять максимальное количество заданий. Не стоит также начинать каждый раз с самого начала книги - открывайте случайный разворот или продолжайте с того места, где остановились в прошлый раз.
Не забудьте объяснить ребенку, что части слова, выделенные разным цветом, называются «склады», что в каждом слове есть черный склад. Он самый яркий, потому что «ярче» слышится (не требуйте от малыша до трех лет, чтобы он это запоминал); прочитайте несколько слов, выделяя голосом ударные склады.
«Показываем склады». Листая книгу, называйте ребенку склады:
"А прочитывая верхний ряд или напевая его на простой мотив (выбрав мотив, используйте его на каждой странице; простейшим мотивом может быть звукоряд «соль-фа-ми-ре-до»; склад, не содержащий гласный звук, петь не нужно, просто произнесите его, а затем пойте оставшиеся пять складов);
Ч* показывая по одному складу «вразнобой» - в верхнем ряду или в словах.
«Ищем склады». После того как вы многократно посмотрели склады вместе с ребенком, попросите его:
"/> показать все склады черного цвета;
"А показать подчеркнутый склад в каждом слове;
4t найти одинаковые склады в разных словах (давая это задание, сначала убедитесь, что на данной странице есть одинаковые склады).
Назовите какой-либо склад, например ДО или НУ, и попросите ребенка найти его. Л
Произнесите склады, встречающиеся в словах на одной странице, пусть ребенок покажет их «под диктовку».
Назовите несколько складов на странице (начинайте с двух-трех), предложите ребенку по памяти показать их в том порядке, в котором они были произнесены.
«Называем склады». Предложите ребенку назвать тот или иной склад (естественно, если малыш уже умеет говорить). Например:
"А назови подряд все склады в верхнем ряду;
<Н назови один из складов в верхнем ряду;
"А назови склады в слове - первый склад, последний, любой, все по порядку. 9
«Звукоподражания». Если на странице попадаются склады, обозначающие слова-звукоподражания, озвучьте их и спросите ребенка: «Кто так говорит?» или «Чей это голос?» Например, МУ, ME, КУ-КУ, БИ-БИ (задание для детей двух-трех лет).

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной , «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

4. Игры для закрепления навыка сложения букв

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Очень часто при обучении ребенка чтению родители сталкиваются с такой ситуацией: «Моей внучке 4 года. Буквы знает все, а вот слоги складывает неохотно».

И перед родителями встают вопросы: Что же делать? Как научить ребенка читать не буквы, а слоги и слова?

Эта проблема встречается очень часто потому, что родители учат читать без учета возрастных особенностей и интересов ребенка. Ребенку не интересно учить буквы, чтобы ПОТОМ научиться читать. Ему надо сейчас и сразу видеть результат своих усилий и понимать, зачем он это делает. Изучая с ребенком отдельные буквы, родители забивают голову ребенка ненужными знаниями, затрудняют и удлиняют процесс обучения чтению.

А есть более легкие и быстрые способы , не изучая отдельные буквы. К таким способам можно отнести методику обучения чтению по складам. Да, именно так, по складам. Это понятие вошло в обиход, благодаря Н. Зайцеву, поскольку методика Зайцева опирается именно на склад, а не слог. В словах слог может быть очень большим и его ребенку трудно прочитать. А склад - это наименьшая звуковая единица, которая не всегда может совпадать со слогом. Например, в слове "пальто" 2 слога "паль-то", но 3 склада "па-ль-то". Ребенку гораздо проще запомнить и прочитать именно склады, а не слоги.

На чтении по складам основывается не только методика Н. Зайцева. Когда-то давно мне попалась очень хорошая книга В. Эдигей. Честно говоря, я даже не помню, как она называлась. Сама книга не сохранилась у меня, потому что мы передавали ее друзьям и знакомым. У кого-то она и осталась. Но это не так важно. Важен сам способ, как учить читать.

В книге был предложен необычный в то время подход к обучению ребенка чтению . Причем, для того, чтобы научить ребенка читать по складам , совсем не обязательно, чтобы он знал все буквы. Достаточно, чтобы ребенок знал хотя бы половину гласных. А остальные и гласные, и согласные, ребенок выучит в процессе обучения чтению.

Кому подойдет этот способ обучения чтению по складам?

  • Если Вашему ребенку трудно сливать буквы в слог и слово,
  • Если ребенок знает буквы, но не хочет читать
  • Если ребенку уже 4-5 лет и больше, он только учится читать и не знает еще букв
  • Если вы хотите, чтобы ребенок научился читать быстро и легко

С чего начнем обучение чтению?

  1. Познакомим ребенка с гласными буквами. Пусть малыш запомнит хотя бы половину гласных. Тогда можно перейти к чтению складов. При знакомстве ребенка с буквами, не забывайте
  2. Знакомим ребенка с согласной буквой и сразу читаем ее со всеми гласными. Для этого выписываем столбик складов и читаем склад с одной согласной вместе с ребенком. Если ребенок не знает какую-то букву, то просто называем ее и прочитываем склад вместе.
  3. Предлагаем ребенку прочитать столбик складов несколько раз сверху вниз, снизу вверх, вразброс, помогая ребенку, если он забыл букву.
  4. Читаем, как «Вреднючка», т.е. наоборот, справа налево. Здесь можно поиграть с ребенком. То взрослый читает правильно, а ребенок как «Вреднючка», то наоборот.
  5. Придумываем слова, которые начинаются на какой-то склад из этого столбика.

На эти упражнения у Вас уходит 5 - 10 минут, не больше.

На следующий день вспоминаете с ребенком, как читаются эти склады. Если ребенок не горит желанием читать, то можно придумать какое-то интересное задание: научи читать склады куклу, покажи Мишке, где написан склад …

Очень удобно набрать такие столбики складов на компьютере или написать от руки контуры букв и предложить ребенку обвести или закрасить какой-то определенный слог или склад.

Так 2-3 дня, а может и больше, мы отводим на чтение слогов с одной согласной. А после этого переходим к другой букве, но каждый день вспоминаем слоги, которые научились читать ранее, с помощью : можно прочитывать выборочно, искать знакомый склад в словах, рисовать или закрашивать слоги, играть в «Прятки».

Существует много игровых приемов, которые позволяют тренировать ребенка в многократном чтении так, что ребенок это не замечает, потому что он играет. И это лучший вариант научить ребенка читать - .

P.S. Поскольку по этой методике обучения чтению мы читаем отдельные склады, которые совпадают с открытым слогом, то можно употреблять как слово склад, так и слог. А вот когда будем соединять их в слово, тогда уже будет склад.

Карточки для обучения чтению по складам (метод Зайцева)

Я хочу Вам предложить материал для самостоятельной игры и подготовки к обучению чтению.
Этот материал основан на методике Зайцева, где мы с детками учимся читать по складам.
Складовой метод известен еще со времен Л.Н.Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т и так далее. По складам младенец начинает говорить МА-МА, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественней научить его читать.

Но, к сожалению, готовые пособия методик Н.Зайцева (кубики, таблицы) достаточно дорогостоящие.
Поэтому не каждая мама может ими воспользоваться. А если в том месте, где проживает мама с малышом, нет рядом ни магазинов с пособиями, ни кружков, куда можно записать ребенка, то единственным выходом остается изготовление пособий своими руками.

Данные пособия позволят вам начать обучение чтению дома и представляют собой карточки с буквами.
Вам надо скачать 3 файла: домик короля, домик королевы, и файл с карточками-согласными. (Скачать их в winzip архиве можно тут: bukvi.zip 137 кб)
Карточки из домика короля и домика королевы нужно вырезать и соединить вертикально (т.е. в столбик в том порядке, как они напечатаны).

Потом (по желанию родителей) эти домики с лицевой стороны обклеиваются скотчем, а сзади наклеиваются на ворсистую бумагу (другой вариант – приклеить липучку). Положить на сутки под пресс. В это время берем лист фанеры, плотный картон и пр. подручные материалы, и обтягиваем его фланелью.
Теперь наши домики короля и королевы легко можно разместить на фланелевой доске, и они там будут прекрасно держаться.

Начинаем играть с малышом в интересную игру, которая заодно непринужденно обучает буквам и с ней же мы учимся читать.
Придумайте сказку про короля и королеву, про буквы, живущие в домиках. К примеру: «Жили, были король и королева, и было у них множество слуг. Слуги короля жили в большом домике, слуги королевы – в домике поменьше. Эти слуги были не простыми, все они очень любили петь. И т.д.»
Пропевайте буквы из домиков (сверху вниз).
Петь можно на любой мотив, главное, чтобы малышу было интересно. Не бойтесь, что у вас нет слуха, ваш малыш все равно считает, что вы поете лучше всех!

Когда эти гласные в домиках будут усвоены, вырезаем и изготавливаем карточки- согласные: Б, П, М, К.
Берем, например, "Б" и начинаем ее катать по домикам:
БА
БО
БУ
БЫ
БЭ
--
бя
бё
бю
би
бе
Также катаем и остальные 4 буквы:
МА
МО
МУ
МЫ
МЭ
--
мя
мё
мю
ми
ме

Потом можно подставлять буквы справа и слева от домиков:
БАМ
БОМ
БУМ
и т.д.
Тоже самое проделываем и с остальными согласными буквами (изготавливаем карточки, катаем их по домикам, подставляем к другим складам).
Это вроде на первый взгляд простая, но достаточно эффективная методика, на мой взгляд.
Моя старшая дочь, когда ходила на занятия по методу Зайцева (студия «Зайчата»), научилась читать за несколько уроков. Но ей тогда было лет 4-5. Маленьким деткам, естественно, потребуется больше времени для усвоения материала