Непосредственно образовательная деятельность по музыке кто в теремочке живет. Конспект занятия по музыке Скачать бег муз т ломовой

[Бодро]

Стр.144

Стр.145


1. Шире шаг, выше флаг,

Не стучать ногами!

Кто шагать умеет так -

Встаньте вместе с нами!

Припев: Раз, два! Раз, два!

Встаньте вместе с нами!

2. Наш флажок, как цветок,

Ветерок колышет.

Ну-ка, Оленька, флажок

Подними повыше.

Припев: Раз, два! Раз, два! Подними повыше!

Первый куплет. Воспитатель поет, ребята идут (по кругу) за ним.

Второй куплет. Взрослый называет (поет) имя ребенка, предлагая индиви­дуальное задание - пройти с флажком внутри круга.

Игры под инструментальную музыку позволяют доступными средствами выразительно передавать игровой образ («котята» тихо бегают, «зайцы» весело прыгают, «воробушки» легко летают, машут крыльями и т. п.). Обычно игры сопровождаются двухчастным

Стр.146

музыкальным произведением, форму которого ребята отмечают движениями, например, ходят под песню по кругу, убегают в «домик» («Солнышко и дождик», музыка М. Раухвергера, Б. Антюфеева); укачивают куклу и танцуют с ней («Игра с куклой», музыка В. Карасевой).

Часто в играх применяются музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты: колокольчики, барабанчики, кастаньеты, металлофоны. Звучание детских музыкальных инструментов п лично по тембру, что придает особый колорит звучанию музыкального произведения. Так, веселый перезвон колокольчиков может сопровождать «катание на лошадках»; подыгрывая себе на барабанчиках, мальчики четко маршируют, изображая солдат; девочки часто используют бубны, кастаньеты, когда танцуют, например, польку.

Пляски также становятся сложнее, сопровождаются музыкой двухчастной формы и требуют соответствующих движений. Ис­пользование текста помогает педагогу в обучении. Рассмотрим для примера пляску «Приседай».

Дети стоят парами, свободно располагаясь в комнате, и выполняют движения о которых поет воспитатель.

В плясках и играх трех-, четырехлетних детей часто применяются игрушки: куклы, мишки, кошка, лиса, что вызывает большой интерес у малышей, и они выполняют движения живо, эмоционально.

Упражнения включают одно-два движения (более активные и спокойные), которые в зависимости от возраста ребят постепенно усложняются. Например, под музыку Э. Парлова «Марш» трех­летние дети учатся ритмично ходить; четырехлетние - марширо­вать с флажками и с окончанием музыки делать из них «воротики» (воспитатель и кто-либо из ребят). Затем исполняется музыка Т. Ломовой «Бег», и все малыши пробегают друг за другом в эти «воротики».

Стр.147

Марш

Музыка Э. Парлова

[Бодро]


Музыка Т. Ломовой

[Легко]


Стр.148


Методы и приемы

Методика обучения музыкально-ритмическим дви­жениям основана на показе педагога и его коротких указаниях. В работе над точностью выполнения задания всеми детьми очень важно правильно и четко показать движение. Вы­полнить его малышам поможет эмоциональный тон педагога, вы­зывающий у детей желание двигаться под музыку, а также исполь­зование различных игрушек и атрибутов.

Разучивая игру, следует сразу раскрыть содержание и пред­ложить ребятам действовать. Если музыка в сюжетной игре контрастного характера, надо проиграть ее детям, сказать, для кого она предназначается, а затем предложить ребятам поиграть. Если выполнение какого-либо движения, построения вызовет у малышей затруднение, необходимо поупражняться в этом отдельно. Включая в занятие, например, игру «Солнышко и дождик», можно вначале проверить, насколько непринужденно дети могут ходить по кругу, а затем присоединить к этому движению вторую часть игры - пляску.

Обучая трехлетних детей подражательным пляскам и пляскам с зафиксированными движениями, воспитатель использует различ­ные приемы.

Всегда предлагается правильный показ, чтобы научить ребят точно следовать образцу и дать им возможность в дальнейшем самостоятельно пользоваться выученными движениями.

Стр.149

Воспитатель исполняет пляску и предлагает поплясать вместе с ним, отмечая ребят, которые двигаются лучше, и танцует с ними повторно (остальные дети смотрят). На следующих занятиях ус­воившим пляску воспитатель предоставляет возможность дейст­вовать самостоятельно, а сам танцует с детьми, которым еще тре­буется помощь.

В упражнениях вычленяются отдельные музыкально-ритмиче­ские навыки, при обучении которым педагог также использует выразительный показ, в дальнейшем предоставляя малышам не­которую самостоятельность в выполнении задания, одобряет хо­рошо выполняющих движение, поощряет тех, кто" затрудняется двигается вместе с ними.

Обучая четырехлетних детей музыкально-ритмическим движе­ниям, воспитатель использует как свой показ, так и показ детей, правильно выполняющих задания.

Разучивание новой пляски, игры требует целенаправленного восприятия музыки, определения особенностей ее звучания (хлоп­ками в ладоши, взмахами рук и т. п.). Например, различая контраст­ное звучание двухчастной пьесы «Игра с куклами» В. Карасевой, ребята подкладывают ладошки под щеку - кукла «спит»; подняв руки, вращают кистями - кукла «пляшет».

При ознакомлении с музыкой к сюжетной игре необходимы образные пояснения, использование соответствующей игрушки, чтобы малыши почувствовали характер каждого персонажа.

Чтобы научить детей начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, музыкальный руководитель делает замечания ребятам, которые отвлекаются, напоминает, чтобы они сосредоточивали свое внимание на музыкальном звучании, повторяет пьесу, добиваясь точного выполнения задания.

В процессе обучения можно пользоваться такими приемами: показав детям пляску, упражнение целиком, в дальнейшем педа­гог разучивает ее по частям. Упражняя ребят в точном, ритмич­ном выполнении каждого движения, повторяя его несколько раз, педагог показывает движения сам, одобряет правильные действия отдельных детей. За этим можно проследить в игре «Воробушки и автомобиль» на музыку Г. Фрида и М. Раухвергера. Всем малы­шам предлагают сначала показать, как летают воробушки, доби­ваясь легкого бега, а затем «поехать, как автомобиль», ритмично притопывая. Когда эти навыки усвоены, руководитель назначает хорошо двигающегося малыша «шофером» автомобиля, остальным детям предлагает быть «воробушками».

Прежде чем самому демонстрировать характерные для них дви­жения, педагог может предложить детям показать под соответствую­щую музыку как летят птички, прыгает зайчик, скачет лошадка и т. д. Удачные действия ребенка одобряются взрослым, который исполь­зует показ малыша, как своего помощника.

Целью упражнений является усвоение какого-либо двигатель­ного элемента на небольшом по объему задании. Например,

Стр.150

упражнении «Гулять-отдыхать» на музыку М. Красева дети учатся ритмично ходить под музыку, изменяя движение в соответствии с характером частей пьесы, в свободной пляске тренируются в выполнении отдельных плясовых движений.

Упражнения выполняются по показу взрослого, особенно в начале разучивания. В дальнейшем педагог пользуется указаниями напоминаниями, которые должны быть предельно образными, чтобы помочь малышам понять задание, почувствовать характер движения. Например, подчеркивая плавные движения рук, педагог говорит: «У детей вот какие мягкие ручки»; проверяя правильное расстояние между детьми, проходит между ними и отмечает: «Я иду к вам в гости, здесь могу пройти, а здесь не пройду, к вам не попаду».

В конце года педагог проверяет уровень музыкально-ритмиче­ских навыков, оценивая, чувствуют ли дети контрастный характер музыки. Он предлагает им, например, произведения для ходьбы, бега, отмечает, передают ли они характер марша или легкой, по­движной музыки, а также определяет, насколько согласованы с ней движения детей. Чтобы определить, чувствуют ли дети форму музы­кального произведения, можно предложить им исполнить знакомую пляску и увидеть, как точно они меняют движение в связи со сме­ной музыкальных частей.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей трех-, четырехлетнего возраста строится в основном на показе педа­гога, хорошо двигающихся детей, на эмоционально-образных поясне­ниях и указаниях.

В книге говорится о задачах, содержании и методике музыкального воспитания детей первого, второго и третьего года жизни.
В пособии имеется практический материал для музыкальной работы с детьми (песни, произведения для слушания, рассказы с музыкальными иллюстрациями, музыкальные игры и пляски), а также методические указания к использованию этого материала.

ОТ АВТОРА
Настоящее пособие предназначено для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений, работающих с детьми первых трех лет жизни.
Роль воспитательницы в музыкальной работе с детьми раннего возраста исключительно велика, так как она имеет возможность использовать музыку наиболее разнообразными способами и в различные моменты пребывания ребенка в детском учреждении. Поэтому в приложении к пособию отведено большое место музыкально-двигательному материалу, который не требует инструментального сопровождения, а в методической части — работе музыкального руководителя с воспитательницами по повышению их музыкально-педагогической квалификации.
Одно лишь содержание музыкально-двигательного материала, рекомендуемого в пособии для групп раннего и младшего возраста, не может обеспечить правильного музыкального воспитания в этих группах. Необходима еще и соответствующая возрасту детей методика, т. е. умение использовать музыкально-двигательный материал так, чтобы детям было интересно слушать музыку, участвовать в подпевании и пении, играть и плясать, чтобы все эти разнообразные проявления музыкальной активности ребенка неуклонно развивали его интерес и любовь к музыке. Именно в этом состоит
ведущая задача музыкального воспитания детей раннего возраста.

Поэтому в приложении не только указаны различные способы использования музыкального материала, возможные варианты его включения в работу с детьми, но и даны методические указания к музыкальному материалу, объясняющие, как его надо давать в различных возрастных группах, чтобы побуждать детей к тому или иному проявлению музыкальной активности, соответствующей их возрасту.
Для того чтобы музыкальный руководитель имел возможность выбрать из рекомендованного материала именно то, что лучше всего подходит детям, в приложении даны пьесы, песни, музыкально-двигательные показы, игры и пляски, число которых превышает количество материала, необходимого в каждом отдельном случае проведения работы с детьми. При этом предусматриваются также различные варианты условий, в которых проводится музыкальная работа; наличие или отсутствие фортепиано (аккордеона или другого музыкального инструмента), возможные различия в музыкальной подготовке специалиста (теоретические знания, владение инструментом и т. д.).
Примерная дозировка материала указана в каждом разделе, рассматривающем содержание и методику музыкальной работы с детьми первого, второго и третьего года жизни. В конце каждого
такого раздела указан соответствующий музыкально-двигательный материал для работы с детьми. Ввиду того что одни и те же музыкальные произведения входят в содержание работы с детьми разного
возраста и рекомендованы для различных способов использования, ноты, описания музыкально-двигательного материала и методические указания к нему расположены в алфавитном порядке
названий музыкальных произведений. Это позволяет легко найти нужный материал для любой возрастной группы детского учреждения.

  • Задачи музыкального воспитания детей раннего возраста
  • Содержание и методика музыкальной работы с детьми раннего возраста
  • Музыкальная работа с детьми первого года жизни.
  • Музыкальная работа с детьми второго года жизни.
  • Музыкальная работа с детьми третьего года жизни.
  • Планирование и учет музыкальной работы с детьми раннего возраста.
  • Пособия для музыкальной работы в группах детей раннего возраста
  • Работа музыкального руководителя с персоналом детского учреждения
  • Приложение. Музыкально-двигательный материал и методические указания к его использованию в работе с детьми

Нотное приложение (список песен) :

1. АЙДА. Музыка ВЕРХОВИНЦА
2. БАЮ. (КОЛЫБЕЛЬНАЯ). Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
3. БЕЛЫЕ ГУСИ. Слова М. КЛОКОВОЙ. Музыка М. КРАСЕВА
4. В ЛЕСУ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОИ
ЗАЙКА. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
МЕДВЕДЬ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
5. ВОРОНЯТА КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
ПРОГУЛКА. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
ВОРОНЫ. Слова А. БАРТО Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
6. ВОТ КАК МЫ УМЕЕМ. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
7. ГДЕ ТЫ, ЗАИНЬКА? Обработка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
8. ГОПАЧОК. (УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
9. ГРЕЧАНЫКИ (УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ) Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
10. ГРИБОК. Слова 0. ВЫСОЦКОЙ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
11. ГУЛЯЕМ И ПЛЯШЕМ.Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
12. ДОГОНЯЛКИ. Музыка Я. АЛЕКСАНДРОВОЙ
13. ДОЖДИК (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ)
14. ДОЖДИК. Слова народные Музыка В. ФЕРЕ
15. ЕЛОЧКА. Слова М. БУЛАТОВА. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
16. ЗАИНЬКА. Музыка В. ВЕРХОВИНЦА
17. ЗАЙКА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Слова Т. БАБАДЖАН Обработка АН. АЛЕКСАНДРОВА
18. ЗАЙКИ ПО ЛЕСУ БЕГУТ. Музыка А. ГРЕЧАНИНОВА
19. ЗИМА. Слова И. ФРЕНКЕЛЬ Музыка В. КАРАСЕВОЙ
20. ИДЕТ КОЗА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Обработка А. ГРЕЧАНИНОВА
21. ИЗ-ПОД ДУБА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЛЯСОВАЯ МЕЛОДИЯ)
22. И КУМУШКА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
23. КАК У НАШИХ У ВОРОТ. (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка А. БЫКАНОВА
24. КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Музыка М. КРАСЕВА
25. КОРОВА. Слова О. ВЫСОЦКОЙ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
26. КОШКА. Слова И. ФРЕНКЕЛЬ. Музыка АН. АЛЕКСАНДРОВА
27. МУЗЫКА К ИГРЕ „КОШКА И КОТЯТА"
КОШЕЧКА. Cлова Н. НАЙДЕНОВОЙ Музыка В. ВИТЛИНА
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
28. ЛАДУШКИ (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ)
29. ЛОВКИЕ РУЧКИ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЯ
30. ЛОШАДКА. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
31. МАЛЕНЬКАЯ КАДРИЛЬ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
32. МАЛЕНЬКИЕ ЛАДУШКИ. Слова Т. МИ РАДЖИ Музыка ЗАРЫ ЛЕВИНОЙ
33. МАРШ И БЕГ. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
34. МАРШ. Музыка В. ДЕШЕВОВА
35. МАРШ. Музыка Д. ЛЬВОВЛ-КОМПАНЕИЦА
36. МАРШ. Музыка Э. ПАРЛОВА
37. МАРШ. Музыка Р. ШУМАНА
38. МАШЕНЬКА-МАША (ПОПЕВКА)
39. МЕДВЕДЬ. Музыка В. РЕБИКОВА
40. МИКИТА. (БЕЛОРУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Обработка С. ПОЛОНСКОГО
41. МЯЧИК. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
42. НОЖКАМИ ЗАТОПАЛИ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
43. ОЙ, НА ГОРЕ-ТО. (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
44. ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка АН. АЛЕКСАНДРОВА
45. ПЕТУШОК. (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ)
46. ПЛЯСКА С ПЛАТОЧКОМ. Слова И. ГРАНТОВСКОЙ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
47. ПЛЯСКА С ФЛАЖКАМИ. Музыка Т. КУЗНЕЦ
48. ПЛЯШЕМ ХОРОШО. Музыка М. ЧАРНОЙ
49. ПОГРЕМУШКИ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
50. ПОЛЯНКА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка Г. ФРИДА
51. ПРАЗДНИК.Слова и музыка Т. КУЗНЕЦ
52. ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОГУЛКА
а) ДЕТИ КАТАЮТСЯ. Музыка АН. АЛЕКСАНДРОВА
б) МАРШ
53. ПРИШЛА ЗИМА. Слова Т. МИ РАДЖИ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
54. ПТИЧКА. Слова А БАРТО Музыка М. РАУХВЕРГЕРЛ
55. ПТИЧКИ
ВСТУПЛЕНИЕ
ПТИЦЫ ЧИРИКАЮТ. Музыка Г. ФРИДА
ПОЛЕТ ПТИЦ.
ПТИЦЫ КЛЮЮТ ЗЕРНЫШКИ
ПОЯВЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ СОБАКИ
56. СОБАЧКА. Слова Н, КОМИССАРОВОЙ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
57. СОЛНЫШКО (украинская народная песня) Слова Е. ПЕРЕПЛЕТЧИКОВОИ Обработка Н. МЕТЛОВА
58. СТУКОЛКА (украинская народная мелодия)
69. УЖ Я ЗОЛОТО ХОРОНЮ. Обработка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
60. УТРО. Слова С. ПРОКОФЬЕВОЙ Музыка Г. ГРИНЕВИЧА
61. ХОДЬБА.Музыка Г. ФРИДА
62. ЦВЕТИКИ. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка В. КАРАСЕВОЙ
63. ЦЫПЛЯТА. Слова Т. ВОЛГИНОЙ Музыка А. ФИЛИППЕНКО
64. ЮРОЧКА. Белорусская пляска Обработка Ан. АЛЕКСАНДРОВА

Книга содержит систематизированный учебный материал по развитию музыкальных способностей и совершенствованию двигательной активности детей дошкольного возраста. В каждом занятии даются программное содержание и методические указания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

  • Значение музыкально-двигательных упражнений
  • Описание движений и построений
  • Исходные положения
  • Упражнения по совершенствованию приемов выразительности
  • Виды шага и бега
  • Виды прыжков
  • Элементы плясок и танцев
  • Движения рук
  • Основные пространственные построения и передвижения
  • Вспомогательный инвентарь, используемый в упражнениях

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для младшей группы

1. Ходьба «Марш», музыка Э. Парлова)

2. Погуляем! («На прогулке», музыка Т. Ломовой)

3. Шагаем, как физкультурники («Марш», музыка Т. Ломовой)

4. Ножками затопали (марш «Ножками затопали», музыка М. Раухвергера)

5. Ладушки (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», музыка Н. Римского-Корсакова)

6. Ходьба и бег с флажками (латышская народная мелодия)

7. Проходить в воротики («Марш», музыка Н. Голубовской)

8. Кто хочет побегать? (литовская народная песня, обработка Л. Вишкарева)

9. Птички летают («Птички», музыка Л. Банниковой)

10. Жуки (венгерская народная мелодия, обработка Л. Вишкарева)

11. Скачут лошадки («Лошадка», музыка Н. Потоловского; «Мой конек», чешская народная песня)

12. Веселые ладошки («Старинная полька», обработка Н. Соколовой)

Упражнения для средней группы

13. Учимся маршировать («Марш», музыка М. Раухвергера; «Марш», музыка Е. Тиличеевой)

14. Смело идти и прятаться («Марш», музыка И. Берковича)

15. Дудочка («Дудочка», музыка Т. Ломовой)

16. Марш с флажками («Марш», музыка А. Гречанинова)

17. Воробушки (отрывок из оперы «Рогнеда», музыка А. Серова)

18. Упражнение с погремушками («Экосез», музыка А. Жилина)

19. Карусель («Вдоль улицы во конец», русская народная мелодия, обработка М. Раухвергера)

20. Бегите ко мне (отрывок из пьесы «Пляска», музыка Е. Тиличеевой)

21. Упражнение с обручами (латышская народная мелодия, обработка А. Донас)

22. Мячики прыгают, мячики покатились («Веселые мячики», музыка М. Сатулиной)

23. Упражнение с цветами («Вальс», музыка А. Жилина)

24. Пружинки («Посеяли девки лен», русская народная мелодия)

Упражнения для старшей группы

25. Качание рук с лентами (польская народная мелодия, обработка Л Вишкарева)

26. Бодрый шаг («Марш», музыка Н Богословского; «Марш», музыка Д Дешевова)

27. Найди свое место в колонне! (1-й вариант) Стройся за ведущим! (2-й вариант) («В темпе марша», музыка Ф Надененко)

28. Ходьба различного характера («Марш», музыка М Робера)

29. Спокойный шаг («Этюд», музыка Т Ломовой)

30. Отойди и подойди (чешская народная мелодия)

31. Побегаем! (тема из вариаций, музыка К. Вебера)

32. Бег с лентами («Экосез», музыка А Жилина)

33. После дождя (венгерская народная мелодия)

34. Учимся скакать с ноги на ногу (английская народная мелодия; французская народная мелодия)

35. Мальчики и девочки (английская народная мелодия, обработка Л Вишкарева)

36. Кто лучше скачет? («Игра», музыка Т. Ломовой)

37. Всадники («Игра», музыка В. Витлина)

38. Вертушки (украинская народная мелодия, обработка Я. Степового)

39. Попляшем и потопаем (отрывок из пьесы «Плясовая», музыка А. Гольденвейзера)

40. Три притопа («Маленький танец», музыка Н. Александровой)

41. Пляши веселей! (латышская народная мелодия)

42. Зеркало («Ой, хмель, мой хмелек», русская народная мелодия, обработка М. Раухвергера)

43. Полоскать платочки («Ой, утушка луговая», русская народная мелодия, обработка Т Ломовой)

44. Ветерок и ветер («Лендлер», музыка Л Бетховена)

45. Передача платочка («Мелодия», музыка Т Ломовой)

46. Поднимай флажок! (болгарская народная мелодия, обработка Т Ломовой)

47. Игра с водой (французская народная мелодия)

Упражнения для подготовительной к школе группы

48. Веселые ножки («Полянка», русская народная мелодия)

49. Пружинки («Ах вы, сени», русская народная мелодия, обработка Т. Ломовой)

50. Качание рук (1-й вариант) «Мельница» (2-й вариант) (английская народная мелодия; «Мельница», музыка Т. Ломовой)

51. Большие крылья («Ласточка», армянская народная мелодия)

52. Рисуем на песке (отрывок из сон 31, музыка В. Ребикова)

53. Бодрый шаг (марш «Пехота», музыка В. Витлина; «Марш», музыка Т Ломовой)

54. Маршируем («Марш», музыка Н Леей)

55. Регулировщик движения («Марш», музыка Л Вишкарева)

56. Шагают Петрушки («Полишинель», французская народная песня)

57. Ходьба пружинящим шагом («Прогулка», музыка Т. Ломовой)

58. На лыжах («Детская песенка», музыка А Моффата)

59. Собираем камешки («На берегу», музыка Т. Ломовой)

60. Ускоряй и замедляй («Ускоряя и замедляя», музыка Т Ломовой)

61. Выход новых ведущих (латышская народная мелодия)

62. Стройте круг! («Галопада», музыка М Глинки)

63. Выворачивание круга (венгерская народная мелодия)

64. Перестроение из шеренги в круг («Дедушкин рассказ», музыка Н Любарского)

65. Змейка (отрывок из пьесы «Куранты», музыка В. Щербачева)

66. Прыжки через воображаемые препятствия (венгерская народная мелодия)

67. Бегать и кружиться («Этюд», музыка М Геллера)

68. Бег легкий и сильный («Экосез», музыка Ф. Шуберта)

69. Бежать на место ведущего («Детская песенка», музыка А Моффата)

70. Цирковые лошадки («Лошадки», музыка М. Красева)

71. Подпрыгивай легко («Полли», английская народная песня)

72. Мячики («Этюд», соч 108, № 20, музыка Л Шитте)

73. Скакать и кружиться («Этюд», соч 160, № 22, музыка Л Шитте)

74. Кружки и цепочки («Танец», музыка С. Затеплинского)

75. Смелые наездники («Смелый наездник», музыка Р. Шумана)

76. Выставление ноги на пятку (эстонская танцевальная мелодия)

77. Выставление ноги на носок (эстонская танцевальная мелодия)

78. Учитесь плясать по-русски (вариации на тему русской песни «Из-под дуба, из-под вяза», музыка С. Вольфензона)

79. Кто лучше пляшет (отрывок из пьесы «На гармонике», музыка А. Гречанинова)

80. Ходьба в шеренгах - бег цепочкой («На улице дождь», русская народная мелодия, обработка М. Раухвергера)

81. Змейка с воротцами («Заплетися, плетень», русская народная мелодия, обработка Н Римского-Корсакова)

82. Приставной шаг в сторону (немецкая народная танцевальная мелодия)

83. Галоп («Контрданс», музыка Ф. Шуберта)

84. Разучивание шага польки («Печь упала», чешская народная мелодия, обработка А. Шебестика)

85. Проверка шага польки (чешская народная полька, обработка Н. Френкель)

86. Полька «Ручеек» (латышская народная полька)

87. Хлопки в ладоши («Немецкий танец», соч. 33, № 12, музыка Ф. Шуберта)

88. Игра воображаемым мячом («Этюд», музыка С. Майкапара)

89. Упражнение с лентой (шведская народная мелодия, обработка Л. Вишкарева)

90. Упражнение с лентой («Игровая», музыка И. Кишко)

91. Поднимай и скрещивай флажки («Этюд», музыка К. Гурлитта)

92. Упражнение с флажками (немецкая народная танцевальная мелодия)

93. Этюды для подготовительной к школе группы

94. Попляшем! («Барашеньки», русская народная мелодия)

95. Дождик («Дождик», музыка И. Любарского)

96. Легкий бег с лентами («Аллегретто», музыка Т. Ломовой)

97. Лошадки («Танец», музыка Дарондо)

98. Ау! («Игра в лесу», музыка Т. Ломовой)

99. Показывай направление («Марш», музыка Д. Кабалевского)

100. Тихий танец, (тема из вариаций, музыка В. Моцарта)

101. Каждая пара пляшет по-своему («Ах ты, береза», русская народная мелодия)

102. Полька (немецкий народный танец)

103. Поспи и попляши («Игра с куклой», музыка Т. Ломовой)

104. Ходьба на носках с передачей предмета (отрывок из оперы «Калиф Багдадский», музыка А. Буальдье)

105. Марш с приветствием - ходьба в парах с перестроениями («Стой, кто идет?», музыка В. Соловьева-Седого)

Упражнения с мячом

106. Передача мяча («Люди работают», моравская народная песня)

107. Игра с мячом («Этюд», музыка С. Майкапара)

108. Игра с мячом - бросок об пол (шотландская народная мелодия)

109. Подбрасывать мяч низко и высоко («Полька», музыка А. Капетиса)

110. Подбрасывание мяча («Игра в мяч», музыка Т. Ломовой)

111. Игра с мячом по одному и парами («Вальс», музыка Ф. Шуберта)

Приложение.

Примерные варианты подготовки детей к разучиванию игр и плясок.

Предисловие

Пособие создано на основе обобщения опыта работы по музыкальному воспитанию в детских садах Москвы и Московской области, Ленинграда и Ленинградской области. Сборник содержит систематически подобранные упражнения и этюды, которые могут быть использованы на музыкальных занятиях в детском саду. Предлагаемые упражнения и этюды способствуют воспитанию музыкального восприятия у детей, совершенствованию их движений, развивают способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них выполняет свою специальную задачу: одно помогает усвоить определенный двигательный навык, другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т. п. Отдельно сгруппированы этюды для подготовительной к школе группы и упражнения с мячом. Эти разделы являются дополнением к программе и способствуют закреплению полученных музыкальных и двигательных навыков. В приложении помещены списки упражнений по каждому виду движений (ходьба, бег, прыжки, элементы танца и пляски) в порядке их постепенного усложнения. В подготовке книги принимала участие творческая группа музыкальных руководителей и методистов Ленинграда и Ленинградской области в составе О. Д. Головчинер, Е. П. Раевской, Т. Е. Рубиной, Г. Н. Соболевой, 3. Н. Ушаковой, Н. В. Федоровой, Л. И. Шелковой, Г. И. Яшунской, руководитель работы С. Д. Руднева; а также преподаватель Ленинградского педагогического училища № 8 В. Г. Царькова

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

I часть. Вводная.

1.

Ритмичная ходьба друг за другом.

Мы шагаем друг за другом.
Мы идём, идём, идём.
Мы шагаем, как солдаты.
Дружно песенку поём.

2.

Ходьба с высоким подъёмом ног.

Ты дружней, дружней шагай,
Ножки выше поднимай.
Все преграды на дороге,
Не боясь, переступай.

3.

Ходьба боком, приставным шагом.

Впереди большая лужа
По мосту пройти нам нужно.
Боком, боком, не спеша,
Мы шагаем чуть дыша.

4.

Ходьба с закрытыми глазами.

Мы закрыли крепко глазки
И шагаем в темноте,
И с закрытыми глазами
Не споткнемся мы нигде.

5.

Ходьба на носочках. («Светит месяц», рус. нар. мелодия)

Не шумим и не поём,
Словно мышки мы идём.
На носочках мы идём,
Не шумим и не поём.

6.

Бег врассыпную («Бег», муз. Т. Ломовой).

А у видели кота,
Разбежались кто куда.
(очень быстро проговариваем)
Разбежались кто куда -
Не собрать нас никогда!

II часть.

Общеразвивающие упражнения «Часики» (русская народная мелодия «Погремушки», сл. Г. Погореловой).

А теперь скорее в круг,
Сейчас игра другая.
Поскорее, поскорей
Часики включаем.

1.

Стрелки часиков шагают,

Дети ручками качают,
Тик-тик, тик-тик, так, так, так.

И. п.: стоя, руки опущены. Качают прямыми руками вперед-назад.

2.

Наклоняйтесь вправо-влево,
Наклоняйтесь, малыши.
Наклоняйтесь вправо-влево,
Вы сегодня, как часы.

И. п.: стоя, руки на поясе. Выполняют наклоны туловища вправо-влево.

3.

Бом да бом - звенят часы,
Тили, тили, бом, бом.
Говорят, который час.
Слышен звон со всех сторон.

И. п.: стоя, руки сжаты в кулаки.
Ударяют кулачками по плечам, при наклоне вперед - по коленям.

4.

Бом, бом, бом да тилибом,
Стрелки закрутились.
Бом, бом, бом да тилибом,
И остановились.

И. п.: стоя, руки в сторона Выполняют круговые движения рук вперёд-назад.

5.

И теперь часы опять
Тихо так шагают.
Ну, а ручки у ребят
Наших отдыхают.

И. п.: стоя, руки на поясе. Ходьба на месте.

6.

Прыг, прыг, прыг, прыг, веселей.
Пусть попляшут ножки.
Прыг, прыг, прыг, веселей,
Ну, еще немножко.

И. п.: стоя, руки на поясе. Прыгают на двух ногах на месте.

III часть.

Игра «Лови мяч» (русская народная мелодия «На горе-то калина», сл. Г. Погореловой).

1.

Становись скорей в кружок.
Поиграем в мяч, дружок.

Вот так, я бросаю - ты поймай.
Вот так. А теперь ты мне бросай.

2.

С моим мячиком вдвоем
Мы ничуть не устаем.

3.

Ты, дружок, не отставай,
Веселей с мячом играй.

Дети стоят по кругу. Воспитатель в центре круга. Бросает мяч ребенку, тот - воспитателю, затем то же с другим ребенком и т. д.

Тема. Кто в теремочке живет?

Цель. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег): маршировать вместе со всеми, бегать легко на носочках.

Учить детей чередовать движения со сменой характера музыки, формировать умение исполнять танцевальные движения с предметами (листочками); дать представление о том, как музыка выражает чувства, настроение; повторить знакомую песню, сопровождая пение имитационными движениями по ее тексту, активно приобщать к подпеванию несложных песен, сопровождая пение жестами, петь, подстраиваясь к голосу педагога и инструменту.

В играх побуждать воспринимать легкий характер музыки и передавать его в движении.

Продолжать учить детей различать и называть цвета.

Содействовать развитию у детей умению общаться.

Развивать чувство ритма.

Воспитывать у детей интерес к музыке.

Музыкально-ритмические движения «Марш и бег» Тиличеевой (СД 1, трек 51,мл)

Раз, два, раз.

Раз, два, раз.

Весело, весело мы идем.

Раз, два, раз.

Раз, два, раз.

Песенку, песенку мы поем.

А теперь бегом, бегом

И по комнатке кругом

Вот как быстро мы бежали

И нисколько не устали

Вот как быстро мы бежали

И устали -да, да, да!

Самомассаж ног «Ножки устали»

Дети выполняют самомассаж по показу воспитателя, соответственно тексту.

Мы ходили, мы бежали,

Наши ноженьки устали.

Сядем на дорожку,

Погладим наши ножки,

Пошлепаем ладошками,

Пощиплем их немножко,

Пальчиками постучим,

Кулачками постучим,

Снова встанем, побежим!

    «Бег» муз.Т.Ломовой . Дети бегут на носочках за воспитателем под легкую музыку.

Мы бежали, бежали и в зимний сад прибежали. Посмотрите, дети, как красиво в нашем саду

Давайте встанем в круг и потанцуем с нашим зимними снежинками.

Пляска с снежинками муз. А.Филиппенко(СД 1 трек30, ладуш)

А давайте бросим снежинки устроим настоящий снегопад. (Дети бросают снежки)

Мы снежки все возьмем и в корзинки соберем. В одну корзинку соберем- большие снежки, в другую –по меньше.

    Стук.

Детки, кто-то к нам спешит, быстро лапками стучит (появляется из-за елки зайчик).

Зайчик. Я Зайка, я совсем замерз!

Мерзнут ушки, мерзнет нос.

Дождик льет целый день.

Грустно Заиньке совсем!

А давайте развеселим нашего зайчика и станцуем для него.

    Комплекс танцевальных движений «Украинская нар.муз.» (СД 1.трек 34.мл) (Ритмичные хлопки, притопы одной ногой, «пружинка», кружение вокруг себя, «фонарики»)

Заинька, чтоб тепло было зимой,

Теремок ты свой построй!

Детки будут помогать –

Кулачками все стучать.

Пальчиковая игра «Домик»

Пока дети играют в пальчиковую игру «Домик», «зайчик» строит из кубиков теремок.

Тук, тук молотком! Стучат кулачком о кулачок.

Зайка строит новый дом!

Крыша большая – Поднимают ручки высоко вверх.

Вот такая!

Окошки большие – Раздвигают руки широко.

Вот такие!

Зайка строит целый день! Стучат кулачком о кулачок.

Зайке строить дом не лень.

Позовет он в дом гостей, «Зовут» рукой к себе.

Будет в доме веселей! Хлопают в ладошки.

Зайка. Вот и вышел теремок,

Он не низок, не высок.

Зайка, ты посиди в теремке, а мы немножко отдохнем. Давайте, присядем на стульчики.

По столику прыгает лягушка.

Ой, кто это?

Ребята, к нам в гости Лягушка прискакала.

Давайте споем песенку для лягушки.

Песня «Лягушка»

Дети подпевают повторяющиеся слоги «ква».

Зеленая подружка, Качают руками с растопырен-

ными пальчиками.

Ква-ква-ква!

Сидит в траве лягушка,

Ква-ква-ква!

Она поет для мошек: Хлопают в ладошки.

«Ква-ква-ква!»

И хлопает в ладошки.

Ква-ква-ква!

Лягушка. Ква-ква! Теремок! Он не низок, не высок!

Пусти меня, Зайка, к себе жить!

Зайка. А что ты умеешь делать?

Лягушка. Я Лягушка-попрыгушка,

Мошек я в траве ловлю.

Ну а осенью холодной

Под дождем гулять люблю.

Лягушка, вот тебе зонтик, поиграй с нашими детками!

Игра «Солнышко и дождик» (СД 2,трек 52,ладуш)

Смотрит солнышко в окошко,

светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

очень рады солнышку!

Ребята, вам понравилась сказка? Кто к Зайке в гости пришел? Мы пойдем сейчас в группу и тоже построим красивый теремок из кубиков.

Музыкально-ритмические движения «Марш» Тиличеевой. (СД 2, трек 27, млад)