Марийский национальный костюм: особенности и виды. Марийская одежда Марийский национальный костюм мужской
Народный костюм - одно из самых ярких проявлений культуры этноса, где отражаются представления о красоте и целесообразности. Формы костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий.
Марийский костюм, как мужской, так и женский, состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора , обуви. Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже - льняного, домашнего сукна (штраш) и полусукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка.
Мужская одежда марийцев подвергалась влиянию русского костюма, что было связано с большой подвижностью этой части населения, поскольку мужчины занимались кустарными и отхожими промыслами и быстрее воспринимали русскую и фабричную одежду. Однако в костюме марийцев-мужчин сохранились специфические черты, проявляющиеся в покрое, отделке, способе ношения тех или иных элементов костюма вплоть до 20-30 годов XX века.
Традиционная нательная рубаха (тувыр) имела туникообразный покрой. Перегнутое пополам полотнище составляло перед и спинку рубахи, к нему пришивали рукава под прямым углом в ширину точи холста, а под рукава к стану пришивали боковины в виде прямоугольных полотнищ, перегнутых по продольной нитке. У различных локальных групп марийцев рубаха различалась расположением разреза на груди. Старинные мужские рубахи части луговых (Уржумский уезд) и восточных (уральских) мари шили с правым асимметричным грудным разрезом. Левый грудной разрез был на рубахах небольшой части луговых марийцев Яранского уезда. Рубаха с центральным грудным разрезом бытовала среди горных, части луговых и восточных марийцев. Грудной разрез традиционной мужской рубахи скреплялся при помощи двух нитяных завязок. Рубахи шили с подоплекой (туп) из грубого посконного холста, с ластовицами (олто, кыштек). У горных мари ластовицы делали из кумача. Мужские рубахи в середине XIX века были длинными - ниже колен. Однако к началу XX века они становятся значительно короче - не достигают и середины бедра.
Вышивка (тÿр) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев - все отверстия и края одежды должны быть защищены от болезней и сглаза. В орнаментации одежды присутствовали половозрастные и социальные знаки. Импровизация вышивки - более позднее явление. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелковыми нитками различных оттенков от темно-красного до коричневого. Праздничные рубахи дополнительно украшались позументом, монетами и тесьмой. У восточных мари наряду с холстом рубахи шили из пестряди. С конца XIX века среди марийцев начинает распространяться русская косоворотка из фабричных тканей. К этому времени она наиболее широко бытовала в качестве праздничной одежды среди горных марийцев.
Штаны (йолаш) луговых и горных марийцев были с узким шагом, у восточных - с широким. Традиционные мужские штаны шили из домашнего белого холста. С начала XX века для этой цели начали употреблять окрашенный холст или пестрядь (у восточных). Зимой носили штаны из домашнего полусукна. Праздничные (сулма) шили из фабричных тканей темной расцветки. У группы горных мари для этой цели приобретали хлопчатобумажный бархат (плис).
Пояс (ÿштö) был незаменимой деталью мужской одежды и выполнял не только утилитарную функцию - к нему подвешивали ножны, кожаные мешочки для табака, огнива и трута, кошелек для денег и т. д., но он также был снабжен и различными привесками, игравшими роль оберегов. У марийцев бытовали различные тканые пояса из шерстяных, шелковых и конопляных ниток. Популярными были кожаные ремни. Свадебные и праздничные мужские пояса украшались бисером, серебряными монетами, иногда вышивкой.
Кафтан - важная часть традиционного мужского костюма. Летом носили легкую распашную верхнюю одежду из белого холста (шовыр). Она была двух типов: прямой туникообразный кафтан и кафтан-борчатка. Первый бытовал у большинства луговых и восточных мари. Второй был распространен среди горных и части луговых марийцев. Борта праздничных кафтанов украшались кумачом, тесьмой, у луговых марийцев - вышивкой.
Демисезонные кафтаны (мыжер) шили двух типов: прямоспинный туникообразного покроя с шалевым воротником и туникообразный прямоспинный с клиньями в боках и запахом на левую сторону. Будничные кафтаны шили из домашнего черного сукна, праздничные - из белого. Белые кафтаны обшивались черной домотканой тесьмой. Состоятельные семьи употребляли на праздничные кафтаны фабричное сукно. У восточных марийцев, наряду с вышеописанными кафтанами, бытовала верхняя одежда, характерная для тюркского населения (камзол, легкий бешмет).
Зимней мужской верхней одеждой была шуба (ужга, кÿрык) прямоспинная или отрезная в талии, преимущественно из овчин, окрашенных в красноватый или черный цвета. Нередко их крыли холстом или сукном. Наиболее ценной считалась шуба, покрытая фабричным сукном. В сильные морозы или в пути пользовались тулупом и азямом. Тулуп по покрою не отличался от прямоспинной шубы, но был значительно длинней и имел большой воротник. Азям шили из толстого грубого домашнего сукна в виде халата с большим воротником. Он применялся теми, кто занимался извозом.
Среди летних мужских головных уборов марийцев преобладали валяные шляпы (теркупш) разнообразной формы. Шляпы валяли в домашних условиях, праздничные из белой шерсти, повседневные - из черной. С конца XIX века в костюм мужчин проникает картуз, который вначале становится принадлежностью костюма молодежи. Впоследствии фуражка, заменившая картуз, вытеснила все другие типы летних головных уборов. Зимой мужчины надевали шапки (упш) с овчинным околышем и суконным верхом и шапки-ушанки, сшитые из овчины и сукна.
Основной обувью мужчин были лапти (йындал, йыдал), сплетенные из семи лык с оборами из этого же материала. Марийские лапти сочетали прямое и косое плетение. Подошва у них была двойной. Их всегда носили в комбинации с онучами, летом - холщовыми, а зимой - суконными. В дождливую погоду под лапти обували кожаные мягкие сапоги-бахилы.
Из кожаной обуви мужчины носили сапоги (кем). Восточные марийцы использовали сапоги-коты с суконными и войлочными голенищами, которые были восприняты от башкир. Кожаная обувь ценилась. Наиболее модными считались сапоги со сборами в нижней части голенища. Зимой носили валенки (портышкем, межгем). Среди состоятельных марийцев были популярны узорные валенки. Служащие носили городской костюм.
Женский народный костюм марийцев отличался большим разнообразием. Основу женской одежды составляла рубаха (тувыр) туникообразного покроя, которая шилась так же, как и мужская. Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной - туникообразной, но существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации.
Немаловажное значение для выделения вариантов женской рубахи имеет расположение грудного разреза. Он мог быть на правой стороне и в центре. У луговых марийцев бытовали оба этих варианта. У горных - преобладал центральный разрез. Вероятно, размещение грудного разреза в центре основной точи холста возникло позднее - ко второй половине XIX века.
Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. В древности вышивка выполняла защитную и продуцирующую функцию, указывала на социальное положение и принадлежность к той или иной этнической группе.
Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями. Женские рубахи различных территориальных групп луговых мари также имели особенности и в украшении вышивкой. Орнаментация различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки. Наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха мариек Царевококшайского уезда, на которой вышивка располагалась не только на груди, концах рукавов, подоле, как на рубахах большинства луговых мариек, но и вдоль всего рукава, вдоль швов, на спине. Для орнаментации такой рубахи марийки этого уезда применяли крашеную шерстяную пряжу, в отличие от мариек Уржумского уезда, где с первой четверти XIX века вместо шерсти использовали шелк-сырец, окрашенный в домашних условиях. Отделка рубах лентами, тесьмой, пуговицами, бисером, как и расположение вышивки, определялась также давними традициями.
В Пермской губернии, (в состав которой входила нынешняя Свердловская область), жили финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы; и тюрская группа: чуваши, татары, башкиры.
Марийцы – одна из народностей
Среднего Урала,населяющих многонациональный Кунгурский край. Их предки
поселились в верховьях р. Сылвы в конце XVI-начале XVII веков. Пермские
марийцы относятся к восточной группе марийского народа, представители
которой проживают так же в Свердловской области и республике Башкортостан.
Число марийцев, проживающих в Пермской области, по данным переписи населения
2002 г., 5590 – это 0,2 % от всего населения области. Компактно живут на
своей исторической территории в двух сельских администрациях Суксунского
района около 1,5 тыс. марийцев, что составляет 7 % от общей численности
населения района. У сылвенских марийцев хорошо сохранился родной язык (на
бытовом уровне), костюм, некоторые семейные обряды; многие владеют
письменностью на родном языке. Марийский язык преподается в школах.
Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской
губернии, Яренском и Уржумском уездах Вятской губернии,а также Нижегородской,
Пермской и Уфимской губерниях.
Одним из ярких проявлений этнической культуры марийцев Прикамья является традиционный костюм. Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты. Все предметы традиционного костюма богато орнаментировались вышивкой, что заметно отличает его от костюмов других народов Прикамья.
Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с
костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и
удмуртов.
Марийки были и остаются искусными вышивальщицами. Вышивка плотная, ковровая,
выполнена стебельчатым швом, сложным крестом, двусторонней гладью. Орнамент
геометрический, реже растительный. Чаще узор включает в себя солярные знаки,
свастику, ромбы, круги и розетки. Основной цвет – красный, синим и черным
выполняются контуры рисунков. Желтый, зеленый, розовый, белый –
дополнительные цвета. На вышивку нашивали бисер, блестки, монеты. Также для
украшения использовали оборки, тесьму, ленты, кружево. Особенностью
марийской вышивки является то, что мастерица вышивала с изнаночной стороны
ткани, а узор получался на лицевой стороне.
Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая
рубаха,холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой
носили шубы.Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее
несколько короче.
Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на
старинных
рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и
в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья
преобладал косой стежок. Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась
большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь,
сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.
Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как
чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в
половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон
был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики
продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны
обычно в окучи.
Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр», «шобыр»)
со сборками типа русской поддевки. Зимней одеждой были суконные кафтаны
овчинные полушубки.
На голове марийцы носили шерстяную домашней вызки шабку черную или белую с
полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. На ноги одевали лапти,
сплетенные из липового льна, и белые окучи.
Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.
Женский марийский костюм состоит из
длинной холщовой рубахи тувыр, служившей одновременно нательной и верхней
одеждой. Наиболее старый тип рубахи – из белого холста, позднее использовали
красную, синюю в мелкую клетку пестрядь и простейшие хлопчатобумажные ткани.
Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом ушто и передником
ончаласакме. Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого
холста кафтан. Головной убор – шнащобычо или шлык – прямоугольный кусок
холста, углы которого на одной из узких сторон скреплены и составляют
треугольник, который, образуя колпачок, одевают на голову. Остроконечная
часть выставляется надо лбом, нижняя, полотенчатого вида, спускается на
затылке до плеч. Шлык надевали невесте в первый день свадьбы. Треугольный
наплечный платок солык украшался бахромой, позументом, великолепной вышивкой,
подвесками из бисера, блестками на широком конце. Солык надевали только на
свадьбы и праздники.
Мужчины носили туникообразные рубахи тувыры, которые
несколько короче, чем женские. Рубахи также украшались вышивкой, бисером,
монетками.
Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные.
Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и
жетоны,бусы и пуговицы. Из головных украшений бытовали накосники в виде
подвесок из монет, бисера и раковин.
Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме
вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Серьги
зацеплялись за ценные раковины. Из других украшений следует отметить
нагрудники из монет и бисера («яга»). Некоторые исследователи считают, что
яги были заимствованы у тюрского населения, но так ли это – судить сложно.
Также марийцы носили разнообразные ожерелья и прямоугольные куски кожи,
обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама», «почкама»), близкие к
украшениям чувашских женщин.
Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»), шнуры из
бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски
холста с нашитыми на них монетами. Существовали разнообразные поясные
украшения. Сами пояса были плетеными, чаще из красной шерсти, с подвесками
на
концах из раковин, пуговиц и монет. Распространенным украшением женщин были
ушные подвязки с монетами и гусиным пухом – «корж», браслеты – «кидшал» и
кольца «шергаш».
|
|
В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Марийские лапти йондал имеют носок с острыми углами, чем отличаются от русских с круглым носком. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.
- Киляева таня
- Работа выполнена на факультативе «Театр мод».
- Руководитель:Низамова Е.Г.
- МОУ СОШ №8 г.Нефтеюганск
- Народный костюм – яркое и неповторимое явление национальной культуры, где отражаются представления о красоте и целесообразности. Он является одним из важнейших компонентов фольклорных коллективов. Оформившись в древности, на протяжении веков, костюм, особенно женский, обогащался и видоизменялся, в соответствии с эстетическими вкусами. Формы костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий. Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.
- Одежда марийцев подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, по форме и покрою во многом повторял будничный, однако выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Наиболее красочна марийская свадебная одежда. Большое значение придавалось одежде невесты, жениха. Особенностью свадебного костюма было наличие суконных кафтанов и меховых шапок в любое время года. Марийский костюм, как мужской, так и женский, состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора. Женский костюм дополнялся украшениями.
- Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была туникообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди. Воротника обычно не было, вместо пуговиц пришивали завязки. Вышивка была разнообразна.
- Особенности мужской одежды.
- Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. Вышивка на рубахах сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.
- Основными частями женского костюма была богато украшенная вышивкой, штаны, рубаха, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. Рубаха служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье.
- Особенности
- женской
- одежды.
- Покрой рубахи был прямой, туникообразный. Рукав был прямой без обшлага. Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, а ворот завязывался тесемкой.
- Поверх рубахи марийки надевали передник. Часто шили его из цветной пестряди, а некоторые– из добротной белой ткани. Передник украшали вышивкой и обшивали кружевами.
- «Шимакш», пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову. Все поле холста вышивали нитью или шелком. Молодые девушки же ходили с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю». Замужние женщины носили остроконечный головной убор «шнашобычо».Он имел сходство с убором «шимакш». Сюда пришивались монеты, раковины каури, бисер. Каждому вышеописанному женскому головному убору соответствовали определенные типы причесок, которые отличались сложностью.
- Головные уборы.
- Молодая девушка в будни носила небольшое количество украшений: шейные ожерелья, серьги, кольца. Во время праздников она надевала полный набор, состоявший из всевозможных нашейных, нагрудных, наручных и поясных украшений. Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Из других украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера. Также марийцы носили разнообразные ожерелья обшитые мелкими монетами и бисером.
- Украшения.
- Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) и валяную (зимняя). В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками.
- Обувь.
- К сожалению со временем утеривается опыт, передаваемый поколениями. Постепенно происходит «обрусение» марийского народа, обычаи и традиции не подхватываются подрастающим поколением. Создание костюма требует большого терпения, умения и глубокого знания традиций. Со временем может произойти так, что национальные костюмы перестанут создаваться и останутся только в документах и памяти народа.
Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яранском и Уржумском уездах Вятской губернии, а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях.
Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев диалектом, некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой.
Восточные марийцы не составляют особой языковую группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII вв. Однако они все же представляют особенную этногруппу.
Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов.
Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.
Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты. Марийки были и остаются искусными вышивальщицами. Вышивка плотная, ковровая, выполнена стебельчатым швом, сложным крестом, двусторонней гладью. Орнамент геометрический, реже растительный. Чаще узор включает в себя солярные знаки, свастику, ромбы, круги и розетки. Основной цвет – красный, синим и черным выполняются контуры рисунков. Желтый, зеленый, розовый, белый – дополнительные цвета. На вышивку нашивали бисер, блестки, монеты. Также для украшения использовали оборки, тесьму, ленты, кружево. Особенностью марийской вышивки является то, что мастерица вышивала с изнаночной стороны ткани, а узор получался на лицевой стороне.
Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче.
Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок. Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.
Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.
Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шовыр») со сборками типа русской поддевки. Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.
На голове марийцы носили шерстяную домашней вязки шапку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. На ноги надевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи.
Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.
Женский марийский костюм состоит из длинной холщовой рубахи («тувыр»), служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Наиболее старый тип рубахи – из белого холста, позднее использовали красную, синюю в мелкую клетку пестрядь и простейшие хлопчатобумажные ткани. Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом («ӱштӧ») и передником («ончаласакыш»). Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого холста кафтан. Головной убор – башлык или шымакш – прямоугольный кусок холста, углы которого на одной из узких сторон скреплены и составляют треугольник, который, образуя колпачок, одевают на голову. Остроконечная часть выставляется надо лбом, нижняя, полотенчатого вида, спускается на затылке до плеч. Бышлык надевали невесте в первый день свадьбы. Треугольный наплечный платок («солык») украшался бахромой, позументом, великолепной вышивкой, подвесками из бисера, блестками на широком конце. Солык надевали только на свадьбы и праздники.
Мужчины носили туникообразные рубахи («тувыр»), которые несколько короче, чем женские. Рубахи также украшались вышивкой, бисером, монетками.
В качестве обуви носили лапти («йыдал») прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Марийские лапти имеют носок с острыми углами, чем отличаются от русских с круглым носком. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна («ыштыр», «вургыштыр»). По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.
В настоящее время национальный костюм среди марийцев не потерял своей актуальности и сохранил свое идентификационное значение.
С 1990-х гг. действуют студии традиционной марийской вышивки в городе Звенигово, поселке Медведево, деревне Чодраял Моркинского района, селе Шоруньжа, где мастера шьют народную одежду, ткут, создают современные костюмы с элементами традиционной вышивки. При этих студиях различными видами прикладного искусства обучаются все желающие.
Современную одежду с национальной вышивкой в Йошкар-Оле можно приобрести в ателье «Сайвер».
Комитет Республики Марий Эл по туризму