Прическа в стиле рококо с описанием. Женские прически XVIII века

Философию стиля Рококо определяли женщины. «Женщины царствовали», — сказал Пушкин о том времени, когда заря рококо только занималась. Рококо считает главным в жизни — праздник, утонченное наслаждение и любовь. Игра, «искусство казаться» в жизни достигло в этот век такого совершенства, что театр с его условностями на сцене — померк.

На протяжении всего XVIII в. чувственность и изысканность будут определять стиль женской аристократической одежды. В моде тонкая фигура, гибкая талия, мягкие округлые линии бедер, маленькая головка, небольшая высокая грудь, маленькие руки, тонкая шея, узкие плечи — женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку.

Все аристократки, будь то роскошная маркиза де Помпадур или добродетельная Мария-Терезия, с легкой руки герцогини Шрусбери, носили умерено пышные юбки на каркасе и маленькую, скромную, слегка припудренную причёску, украшенную букетиками или кружевной наколкой.

Маркиза де Помпадур

Австрийская императрица Мария-Терезия

Пышность юбки гармонировала с прической и была относительно невелика

Однако с появлением на истрической сцене Марии-Антуанетты панье (в России — фижмы) постепенно приобрели просто устрашающие размеры. К 1725-му году они достигали 7-ми и более футов диаметром, вследствии чего круглое панье заменяется двойными фижмами, когда две полукупольные формы (для каждого бедра отдельно) крепили тесьмой на талии.

Юбка с панье "с локтями"

Эта юбка с панье "гондола" (плоская спереди и сзади)

Однако ширина такой юбки создавала ее владелице массу неудобств.. в частности, было невозможно сесть в карету или пройти в дверь. Французские портные вскоре усовершенствовали и эту модель, предложив остроумную конструкцию, правда, довольно сложную: металлическое панье, отдельные части которого крепились на шарнирах и были подвижны. Управлялись они с помощью лент, выпущенных через небольшие разрезы на поверхность юбки.

По мере увеличения ширины юбки росла и высота дамских причесок. Все начиналось скромно…:-)

Однако уже в 70-е годы прически представляют собой целые сооружения высотой от 50 до 100 см, возведением которых по несколько часов занимаются искуссные парикмахеры-куафёры.

Настала эпоха парикмахерских безумств, ознаменованная появлением прически "Цветы королевы", украшенной хлебными колосьями и рогом изобилия.

Соперничая между собой, столичные куафёры измышляли не только невиданные до сих пор причёски, но и неслыханные для них названия: «Зодиак», «Бурные волны», «Охотник в кустах», «Бешеная собака», «Герцогиня», «Отшельник», «Капуста», «Мушкетёр», «Полисадник», «Улыбка ангела», «Расцветающая приятность», «Прелестная простота».

Творчество виртуоза парикмахера и шляпника Леонара Отьё по прозвищу Боляр — «Великолепный» и неуёмная фантазия королевы Марии-Антуанетты дали миру такие шедевры, как «Взрыв чувствительности», «Сладострастная», «Тайная страсть». В сравнении с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода это были громадные, сложные по исполнению причёски, составлявшие единое целое с головным убором. В них находили отражение международные события, успехи в технике.

Головные уборы, конечно же, существовали самостоятельно. Целое направление в создании шляп, придумал знаменитый маэстро: «шляпы настроения», — так назывались причудливые сооружения, вписанные в не менее причудливые причёски изысканных дам. Они предназначались для выражения тайных мыслей и чувств особы, надевшей такую шляпку.

Удобство, изящество и красота были принесены в жертву Её Величеству Моде. Несмотря на очевидные неудобства таких причесок — дамы спали, положив голову на специальные подставки, на голову надевались специальные каркасы и эта опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья. На такие высокие причёски использовали десятки шиньонов, шпилек, помады и пудры — куафёры изобретали и воплощали в жизнь всё новые и новые виды «искусственности», стараясь угодить всем вкусам, пристрастиям, а также сообразуясь с политическими переменами. Число разнообразных причёсок постоянно увеличивалось. В книге «Похвала парикмахеров, направленная дамам» их было перечисленно 3774.

Мода XVIII столетия в целом тяготела к вычурности и утончённости, к лёгкости и манерности. Этому способствовал и стиль рококо, главенствовавший в изобразительном и декоративно прикладном искусстве на протяжении большей части XVIII века.

Рококо (от фр. rocaille - декоративная раковина, ракушка) стиль в искусстве, возникший во Франции во второй половине XVIII века. Идейная основа стиля рококо - это вечная молодость и красота, галантное и меланхоличное изящество, бегство от реальности.Характерными чертами этого стиля являются изысканность, большая декоративная нагруженность композиций, Большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям.

Аристократия в середине XVIII века замкнулась в своем уютном и интимном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах и маскарадах, стремясь урвать от жизни все доступные ей утехи, в первую очередь чувственные. Ее девизом стала фраза: "Apres nous le deluge!" (фр. "После нас хоть потоп!"). В этих словах отразилось отношение к миру почти всего высшего французского сословия. Кстати, после них и случился "потоп", потрясший до основания общественные устои Западной Европы - грянула Французская буржуазная революция 1789г., и покатились с эшафотов гильотинированные головы французских аристократов и аристократок.
Но все это случится еще не скоро - только в конце века, а пока капризы и прихоти аристократии открыли простор творческой фантазии французских портних-модисток и парикмахеров.

До 1713 года дамы все еще носят фонтанж, сама форма которого давала большой простор для фантазий.
Фонтанж (фр. fontange) - дамская высокая прическа времен Людовика XIV и одноименный чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев. Укреплялся он при помощи шпилек и проволочных конструкций.

French man and woman, 1730s.

Интересна история появления этой прически. Во время очередной королевской охоты в 1680г. юная фаворитка короля Франции - Анжелика де Руссиль-Фонтанж нечаянно растрепала свои локоны и, чтобы длинные волосы не мешали ей охотиться, подвязала их куском кружева. Исследователи расходятся во мнениях - то ли это кружево было сорвано с рукава, то ли было чулочной подвязкой. Так или иначе, это концептуальное сооружение на голове де Фонтанж пришлось по вкусу эксцентричному королю, и на утро почти все дамы явились ко двору с такими же "фонтанжами"
Некоторые модницы собирали пучок не прямо, а под углом, на манер падающей Пизанской башни. Даже простолюдинки сооружали себе подобие "фонтанжей".Появилось более сотни вариантов этой прически. Обычно прическа типа "фонтанж" представляла нагромождение высоко надо лбом нескольких туго завитых локончиков-штопоров, расположенных горизонтально и поэтажно. Один или несколько этих змеевидных локонов спускались на грудь.


Мария Анжелика де Скорайлль де Рувилль-Фонтанж

Со временем фонтанжи становились все выше и причудливей. У иных дам они достигали высоты 50-60 см. Такие сооружения уже приходилось поддерживать каркасом
.
Случай заставил европейских красавиц навсегда отказаться от фонтанжа. В 1713 году, на торжественном приеме в Версале английская подданная, герцогиня Шрусбери, предстала перед Людовиком XIV без фонтанжа, с гладко зачесанными волосами. Судьба фонтанжа была решена.В моду тут же вошла маленькая, гладкая прическа с рядами ниспадающих на плечи локонов.Эта простая, слегка припудренная прическа, украшенная букетиками или кружевной наколкой, эта кажущаяся простота и стала основной модной тенденцией века рококо.
В России мода на фонтанж держалась несколько дольше - до середины 20-х годов XVIII века. Правда, носили его, по преимуществу, пожилые дамы.
Женщины с полотен Ватто, Буше, Патера, де Труа, Шардена все до единой причесаны скромно и элегантно, - будь то роскошная маркиза де Помпадур, добродетельная Мария-Терезия или юная Мария-Антуанетта. Сохранились названия этих причесок - "бабочка", "сентиментальная", "тайна", "неженка". Носили даже короткие завитки, стиль а-ля mouton ("овечка").


Francous Boucher. 1746s. Madame Bergeret .

Liotard L`Archiduchesse. Marie-Antoinette d`Autriche, future Reine de France, a lage de 7 ans (1762s.)
Elegante avec la robe a grands paniers, abbe mondain, jeunes gens en costume de chasse et de promenade avant 1760.
Buucher. 1758s. Marquise de Pompadou.
Однако с середины 70-х годов прослеживается иная тенденция: прическа снова принялась "расти" вверх, превращаясь в сложное сооружение. Есть мнение, что тон в моде задавала новая фаворитка Людовика XV - Мари-Жанетта Бекю, графиня Дюбарри, - девушка из народа, которую король в одночасье возвысил до себя. Помимо Дюбарри, моду диктовала, разумеется, молоденькая дофина Мария-Антуанетта. Став королевой, она посвящала большую часть времени изобретению новых причесок и нарядов.
Ее личный парикмахер Леонар Отьё по прозвищу Боляр, то есть Великолепный, лишь только направлял бурную фантазию "австриячки" в новое русло. Так Франция стала законодателем моды в области причесок. От названия сложной прически - куафюра - парикмахеров стали называть куаферами. все новые и новые прически стали появляться в результате соперничества парикмахеров.
Совместное творчество парикмахера и королевы дало миру такие шедевры, как "взрыв чувствительности", "сладострастная", "тайная страсть".
Между 1770 и 1780 гг. с легкой руки Марии-Антуанетты, обладавшей роскошной шевелюрой, женская прическа начала подниматься вверх - иногда на высоту 70, а порой и 100 см, т.е. иные прически были в несколько раз больше головы.

French woman in an alluring rose, 1770s.

Robe a la circassienne, 1770s .
Разумеется не каждая придворная красавица имела настолько длинные и густые волосы, чтобы в точности следовать новой моде. Так началось триумфальное шествие шиньонов и дамских париков. В ход шли и волосы, купленные у представительниц "третьего сословия", и конские волосы.А также - ленты, драгоценности, ткани, цветы и плоды.Наиболее стильные женщины умудрялись носить на голове чучела птиц, статуэтки, и даже мини-сады с крошечными искусственными деревцами.


1781s.

Чудовищных размеров прически выполняли функции противовеса огромному шлейфу, тянувшемуся за платьем дамы.Кроме того, туфли с высокими каблуками и огромная ширина юбки в бедрах, тоже требовали уравновешивания. Поскольку при подобных прическах удержать равновесие было сложно, то появилась мода на тонкие трости с жесткой кисточкой-чесалкой для головы - необходимый атрибут для прогулок.


От огромного веса сооружений и постоянного натяжения волос у модниц ужасно болела голова, но, помятуя о том, "красота требует жертв", чего только не выдерживали женщины той эпохи! Однажды королева Франции Мария-Антуанетта согласилась ехать в карете, стоя на коленях, чтобы не повредить прическу - шедевр парикмахерского искусства и труд нескольких знаменитых куаферов. Можно себе представить, как непросто было носить такую прическу, сохраняя при этом непринужденную улыбку и гордую посадку головы.
Неудобство высоких причесок, мешавших женщинам сидеть в карете, в конце концов было учтено Боляром. Он придумал легкий стальной механизм (его вставляли в парик), с помощью которого можно было сделать прическу низкой, а затем, нажав на клапан, - снова высокой.

Marie Antoinette, Quenn of France, in coronation robes by Jean-Baptiste Gautier Dagoty, 1775.
К этому периоду относиться всем известная прическа A -lа Belle Poule . Она была в моде всего несколько недель. В 1778г фрегат "Belle Poule" одержал победу.Леонар со своей талантливой ученицей королевой Марией-Антуанеттой живо отозвались на это событие. несколько куаферов во главе с Леонаром, сооружая на голове королевы эту прическу высотой 70 см, трудились, стоя на лестницах, около 10 часов.

Coiffure a la Belle-Poule

Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты, парусные корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости. Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привел к появлению прически «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке. А промчавшаяся в 1773 году по париижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Они, конечно охранялись долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове следовало осторожно.Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, кочаны капусты, морковь, редис и т. п. Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами. В прическу вставлялось множество драгоценностей.
Случалось, что головка знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела. Потом пришла мода на перья в волосах, ради которой были уничтожены тыcячи лебедей, павлинов, цапель, страусов и других редких птиц.
Парижский журнал «Курьер де ля мод» в 1770 г. в каждом выпуске помещал гравюры, изображавшие девять новых причесок — всего 3744 образца в год, что считалось величайшим достижением времени, позволяющим каждому проявить свой вкус при выборе прически.

Berliner Trachten des 18 Jahrhunderts .

Coiffure a la zodiaque; coiffure casque a la clorinde; Coiffure en soleil levant; coiffure a la persane .

Большим подспорьем в сооружении всех этих чудес были шиньоны, подушки-подкладки, лаки, помады, сало и бараний жир, удерживавшие пудру, шпильки различной длины. Порой их число достигало нескольких сотен.
Пудру употребляли всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую и розовую. Дама надевала льняной пеньюар «пудер-мантель», чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску с пластинками слюды против глаз, парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке.
Также существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра.
Кстати, мука, служившая основой пудры, была не всем по карману. Слуга Иоганна Беттгера - изобретателя фарфора - вместо муки стал использовать порошок из белой глины. Обнаружив ее свойства, хозяин парика изобрел... фарфор... .
Поскольку столь сложные архитектурные сооружения на голове требовали многих часов упорной и очень дорогой работы куафера, то, естественно, женщины причесывались не ежедневно. Даже аристократки делали это раз в 1-2 недели. Мещанки же причесывались и того реже — раз в месяц, а прически сохраняли как можно дольше нетронутыми. Волосы дам кишели насекомыми (вшами и блохами) и пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Иногда там даже заводились мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудру. Естественно спать с такой прической было невозможно да к тому же такие громадные сооружения на голове были идеальными местами обитания для огромного количества вшей. Спасались от этой напасти специальными палочками, которыми чесали кожу головы, дабы хоть немного уменьшить постоянный зуд.
Чтобы отбить дурной запах, волосы сильно душили всевозможными благовониями, так что от дамы пахло за 50 шагов. Модницы постоянно носили с собой флакончики с резкими духами. Существовала специальная костяная или металлическая спица - трость (grattoirs), с помощью которой можно было, просунув ее сквозь валики, подкладки и прочие «примочки» и «прибамбасы», почесать голову, не портя прически. Эти палочки для чесания обычно имели наконечник в форме человеческой кисти.
Во время сна пользовались специальными, обтянутыми шелком деревянными подставками-подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу. Некоторые модницы вообще спали сидя в креслах. Для защиты от грызунов изобрели специальный проволочный чепец («кибитку»), который надевали даме на голову во время сна.
В 1770 году произошел трагический случай. От искр фейерверка, устроенного во время свадьбы будущего короля Людовика XVI, вспыхнули как порох огромные прически у множества дам. Погибло более 500 человек (в основном женщины), и вместе с ними и знаменитый Легро — куафер, славившийся особой изощренностью причесок.
Мода на высокие прически исчезла после рождения Марией-Антуанеттой наследника престола; после родов ее роскошные волосы сильно поредели и она быстро ввела в моду новую прическу - небольшой паричок с шаловливыми локонами “enfant ” (фр. «дитя»).

Со временем (к началу 80-х годов) громоздкая, вычурная куафюра становится несколько скромнее. Исчезает мода на «паруса» и «вазоны». Только ленты и муслиновая ткань остаются в арсенале модниц, но шляпы и наколки по-прежнему большие и обьем прически сохраняется. В моду входят шляпы из соломы с низкой тульей и широкими полями, их повязывают с лентами в новом «деревенском» стиле.

French men, women, and a child, 1774-1792

Thomas Gainsborough Lady Georgiana Cavendish 1787

Marie-Antoinette by Elisabeth Vigee-Lebrun 1783

Fachion plate of 1786 shows a caraco and petticoat, worn with a wide-brimmed summer hat of straw with elaborate trimmings.

1787 fashion plate.

Желание нравиться преобладало надо всеми другими стремлениями и породило одежду, подчеркивающую чувственные формы тела. Все, абсолютно все женщины хотели быть молодыми (вечно молодыми!): чтобы скрыть возраст, два раза в день утром и вечером) принимали освежающую кожу ванну из парного молока, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили.
Все женщины стремились остановить время. Именно поэтому в моду вошли обильные румяна - одна из отличительных черт XVIII в. Так как повелевать природой человек не в силах, то с помощью румян был искусственно создан цвет, считавшийся типичным цветом молодости и красоты. Благодаря румянам на женских лицах царила вечная весна.
Грим применялся столь обширно, что порой мужья не узнавали своих жен.Гримирование было исключительно привилегией знатных дам, другим, в том числе и женщинам легкого поведения, оно был запрещено, Дама высшего света уже издалека бросалась в глаза своим искусным гримом. Щеки были сильно нарумянены, остальная часть лица бледна до крайности. Дамы покрывали лицо свинцовыми белилами, поскольку бледная кожа считалась признаком аристократизма.

С этой целью производили кровопускание и пили уксус. Для полной иллюзии проводили на лице голубые прожилки, будто бы проглядывающие сквозь нежную, тонкую кожу.При этом умывались далеко не каждый день, чтобы сохранить макияж. Популярными были молочные и земляничные маски. В макияже главным был красный грим самых разных тонов. Расходовали его в больших количествах, Так, в год Франция расходовала два миллиона баночек с красным гримом.

На каждую даму уходило в год косметики с полпуда. На многочасовых увеселениях пудра и румяна на основе цинковых белил подсыхали и отваливались кусками, поэтому дамы вынуждены были поправлять грим на своих ярко нарумяненных щеках, который делал их похожими не на людей, а «на ободранных телят».
Гримировали даже мертвых, чтобы они выглядели как можно красивее. Некоторые дамы в своем завещании точно описывали, как следует загримировать их после смерти. Нежность шеи умершей подчеркивали прозрачные платки с синими прожилками.
Потребности в пудре в Европе того времени были огромными. Для французов и француженок ее требовалось столько, что во Франции случались перебои с рисовой или пшеничной мукой, из которых производилась разноцветная пудра для косметики, Пудрили лицо кисточками или мехом. Зато обильно напудренные волосы и не в меру раскрашенные лица помогали в самом главном: скрывать возраст.
Женщина той изысканной и беззаботной поры все больше и больше становилась похожей на утонченную драгоценную статуэтку в фантастически сказочном интерьере. Грациозность и легкость продолжали отличать женский силуэт и, соответственно, женский костюм тех времен: узкие плечи, чрезвычайно тонкая (осиная) талия, округлая линия бедер, поначалу маленькая, а затем огромная прическа и высоко приподнятая грудь, которая к концу века будет все увеличиваться и увеличиваться в размерах все больше выступать вперед.
Кстати, моду на высокую грудь ввела супруга Людовика XVI красавица-австриячка Мария-Антуанетта, обладавшая безупречно красивым, как две пиалы, высоким бюстом.
Поскольку широкая грудная клетка считалась признаком неблагородного происхождения, то дамы шнуровались как можно туже. Случалось, ребра из-за этого срастались, что доставляло благородным бедняжкам-модницам невыносимые страдания. Многие из них, памятуя о том, «что красота требует жертв», продолжали носить корсеты даже во время беременности (особенно, если она была нежелательной, а подобное в то галантное время случалось очень часто), что нередко приводило к появлению на свет детей с искривленными руками или ногами либо иными тяжелыми заболеваниями.

Fashion Before Ease The Lewis Walpole Library, Yate University

Прямо на корсет дамы рококо натягивали платье и, не надевая и не поддевая более ничего, отправлялись за пределы своего дома. В ту до предела утонченную эпоху нравы настолько упростились, что возникла даже игра, одинаково приятная обеим сторонам.
На модной тогда картине знаменитого французского живописца Фрагонара «Качели» (1767 г.) молодой человек смотрит даме под юбку и видит то, что ему разрешается увидеть.

Чрезмерное увлечение интимом вызвало появление столь глубокого декольте в виде каре, что грудь обнажалась до околососкового кружка (ареолы)
Кстати, большой популярностью пользовалось подкрашивание сосков красными (пунцовыми, бордовыми, малиновыми и др.) красителями. Прийти на бал с бледными сосками было столь же немыслимо, как сегодня появиться на светском рауте без... макияжа. Чтобы сосок «стоял» - его время от времени натирали льдом, который модницы возили с собой на балы или приемы в специальных «ледницах"
Ближе к концу века грандиозные и буйный стиль европейской знати подвергся критике со стороны философов Просвещения. Не только прически и платья, но тот же художественный стиль, "Рококо", был подвергнут резкой критике.А после Французской революции «старорежимные моды» сделались предметом насмешек… А уже спустя несколько лет, светские дамы щеголяли с элегантно — скромными причёсками «а-ля грек» и «а-ля Аспазия Новое общество повернулось к простоте, от рококо стиль они отправились в "нео-классик, художественный стиль, который прославляет древнегреческие классические каноны красоты. И это стиль идет в гармонии с романтизмом, который начался в конце века и останется на протяжении почти всего девятнадцатого века.

Стиль рококо во второй половине Xviii века стал основным стилем в искусстве Европы, как в архитектуре, так и в живописи, и в моде. Стиль рококо приходит вслед за барокко, становится его своеобразным продолжением, но со своими, свойственными только ему особенностями. Как и барокко, стиль рококо - это дворцовый стиль, моду по-прежнему диктует Версаль.

Слово "Рококо" происходит от французского "Rocaille" - дроблёный камень, декоративная раковина, ракушка. Сам термин "Рокайль" изначально применялся для характеристики способа убранства гротов, фонтанов, беседок, террас различными окаменелостями, имитирующими природные образования. Наиболее распространён стиль рококо был в оформление интерьеров.


В Xviii веке то, что мы сегодня называем рококо именовалось "Живописным Вкусом", но вскоре рококо подверглось критике, его стали называть "выкрученным" и "вымученным", и даже "испорченным вкусом".


Первыми критиками рококо стали энциклопедисты, французские просветители, среди которых, к примеру, были такие известные личности, как Дени дидро, Вольтер. Энциклопедисты критиковали рококо за отсутствие в нём "Разумного Начала", ведь для них главным был именно разум и, конечно же, вытекающие из него разумность и практичность во всём.


Барокко и рококо. Барокко - был стилем пышным, в чём-то громоздким, стилем балов и парадных залов, стилем, где всё было "Слишком". Рококо станет стилем более уютным, более домашним, недаром основной областью применения стиля рококо станет не архитектура, а именно оформление интерьеров.


Тоже самое и в моде, во времена барокко в моде были яркие цвета, а макияж делал всех женщин старше по возрасту, смотря на женщин эпохи барокко можно было смело говорить, что им всем далеко за тридцать и все они неимоверно важные, значимые дамы. Рококо наоборот упор делает на нежные, светлые, пастельные цвета - нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. А в макияже все женщины выглядят исключительно двадцатилетними, молоденькими девушками, в этом им помогают румяна и пудра. Впрочем, макияж становится настолько обильным, что иногда и мужья не узнавали своих жён в гриме, лицо превращается в молоденькую, но совершенно безжизненную маску.


Ценится в эпоху рококо и парфюмерия, активно используются ароматы, среди женщин широко распространены духи - фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.


А ещё эпоху рококо по праву называют "Женским Веком". Именно в стиле рококо мужской костюм приближается к женскому, мужчины в одежде также следуют моде, как и дамы, они также наряжаются, также следят за ней. И более того мужская мода максимально приближена к женской.


Мужской костюм эпохи рококо.


Мужчины носят жюстокор. Жюстокор - это длинный мужской кафтан, который чаще всего шьётся по фигуре. Впервые жюстокор появляется во Франции в 60-е годы Xvii века. В эпоху рококо полы жюстокора становятся шире, теперь они как бы торчат в разные стороны.


В эпоху рококо под жюстокор мужчины одевали камзол. Камзол - это вид мужской одежды, сшитой в талию и длиной до колена, иногда шился и без рукавов, его часто, особенно зимой, носили под кафтан. К XIX веку камзол в жилет превратится. В эпоху же рококо в мужском костюме из фалд камзола формируется "Юбка на Обручах", ведь мужская мода во всём стремится подражать женской.

Мужчины также носили белоснежные рубашки с кружевными жабо и шейными платками.

Ткани, как в женском, так и в мужском костюме были нежных, пастельных тонов. Мужской костюм, как и женский, обильно украшался воланами, пуговицами, лентами, кружевами.

Мужчины также носили штаны длиной до колена, которые дополняли белые чулки.

Впрочем, причёски в отличие от барокко становятся более простыми и плоскими. Волосы завиваются в локоны, обрамляющие лицо, позже - собираются в косы. В моде также остаются и напудренные парики с закрученными по бокам буклями, а также косичкой и бантом сзади. Головной убор - треуголка.

Женский костюм эпохи рококо.

Женщины по-прежнему носят пышные юбки - Панье, которые держаться на каркасе, а также корсеты. В начале эпохи рококо юбка немного уменьшается, однако затем вновь расширится до максимально возможного предела. Причёски также изначально становятся менее пышными - в моде гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Но затем причёски вновь увеличиваются, достигая полного абсурда - на головах придворных дам появляются натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев, и даже целые декоративные лодки с парусами.

Огромные юбки принимают уже даже не круглую, а овальную форму. Лиф же платья вытягивается вниз, ниже талии, в виде треугольника, он также имеет достаточно глубокий вырез. В платье становится особенно заметен этот контраст - крупной пышной юбки и маленького, совершенно не объёмного, по сравнению с ней лифа. Рукава платья сужаются к локтю, их обильно украшают лентами, каскадами кружев.

Ленты становятся любимым украшением эпохи рококо. Кроме лент активно использовались и цветы, причём как натуральные, так и искусственные. Именно в эпоху рококо искусственные цветы впервые начинают использоваться для украшения наряда, до этого они служили лишь для украшения храмов и изготовлялись в монастырях.

А среди тканей наибольшей популярностью пользуются сатин и атлас. Эти ткани, мягкие на ощупь, позволяют создать множество складок, которые были так необходимы в эпоху рококо, плюс блестящий атлас идеально гармонировал с матовым кружевом.

Верхней одежной в эпоху рококо служило манто - свободный плащ, ниспадающий с плеч. Большое значение придаётся и дополнительным элементам таким, как муфта, перчатки, веер, которым дамы подавали особые знаки своим кавалерам. Тайному языку влюблённых служили и мушки - шёлковые чёрные пластыри разнообразной формы.

Большое внимание стиль рококо уделяет нижнему белью, ведь в платьях, которые во многом оголяют тело, что было свойственно платьям эпохи рококо, нижнее бельё выступает на всеобщее обозрение. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины - белые, но иногда и пёстрые. Нижнее бельё шьют из шёлка, его обильно украшают вышивкой, кружевной отделкой, золотом и серебром. Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, - кружевами, воланами, лентами.

Туфли носят мягкие и низкие, они изготовлялись из достаточно простого материала, но часто были богато украшены - ленты, вышивка, пряжки, драгоценные камни.

Идеалом женской красоты считались обладательницы осиной талии, узких бёдер, хрупких плеч и круглого лица. Идеальная женщина - хрупкая и стройная жеманница. Идеальный мужчина - придворный франт.

Моду эпохи рококо во всём её блеске можно увидеть на картинах художников той эпохи - Ватто, Буше, шарден, Фрагонар.

Примерно до 1713 года еще носили высокие причеки-фонтанж, обязанные своим именем фаворитке Людовика XIV Марии Анжелике де Фонтанж, которая, растрепав свои пышные кудри на охоте, подвязала их полоской кружев, чем повергла короля в восторг. На следующий день все придворные дамы причесали свои волосы "а ля Фонтанж". Прическа, украшавшаяся жестким накрахмаленым кружевом или лентами, потепенно росла в высоту и могда достигать полметра в высоту.

Мария Анжелика де Фонтанж (1661-1681)



Однако ничто не вечно под луной, и мода на фонтанж прошла так же резко, как и возникла. В 1713 году на торжественном приеме в Версале перед королем предстала английская герцогиня Шрусбери - с довольно гладко причесанными слегка кудрявыми слегка припудренными волосами, украшенными цветами и кружевами. Королю понравилась простота и элегантность куафюра, и "tout le mond" отныне стал причесываться именно так.



С 1715 г стало обычным пудрить волосы. В качестве пудры часто использовался крахмал или рисовую муку. Использование пшеничной муки для этих целей порицалось. Пудру для волос, часто парфюмированную, можно было приобрести различных оттенков: серую, белую, нежно-розовую и желтоватую. Состоятельные семьи имели особую туалетную комнату для пудрения париков и причесок, поверх одежды одевался халат для пудрения, а лицо защищалось конусообразной бумажной маской. Чтобы пудра осела на волосах и не осыпалась, волосы мазали маслами или специальной помадой. Дамы пудрили волосы поначалу умеренно, но где-то с 1750 гг пудры на женских волосах оседало все больше и больше, что было вызвано использованием накладок из чужих волос (особенно после 1770 гг), которые не всегда идеально подходили по цвету. Пудра также помагала прическе продержаться дольше.


После 1770 гг прически вновь начинают усложняться и расти вверх. Собственных волос на такие огромные сооружения, естественно, не хватало, и в ход шли накладные волосы, каркасы, подушечки. Прически требовали все больше и бельше времени и были дорогостоящими, и поэтому один и тот же куафюр носили несколько дней подряд, а то и несколько недель. Мужские парики были в моде давно, теперь же и дамы все чаще стали носить парики (что наверняка экономило массу времени, денег и нервов). Несмотря на современные представления о париках 18 века, парики вовсе не были белыми. Люди со средствами могли позволить себе парики из настоящих человеческих волос, люди победнее довольствовались париками из конского или буйволова волоса. Шляпы также растут в размерах и обильно украшаются перьями, лентами, цветами и тканями. По-прежнему носят чепцы, которые могли быть как огромными, так и чисто символическими по своим размерам.

В ходу были головные уборы "калаш", напоминавшие откидной верх кибитки.


В 1770 гг тон в одежде и прическах задавала несчастливая в браке Мария Антуанетта, которая время от времени поражала весь Париж самыми невероятными сооружениями на своей голове. Цветочные вазы, мельницы, корабли под парусами, клетки с птичками - фантазия парикмахера королевы Леонара была неистощима. Такие высокие прически получили название "пуфф".


После 1780 гг прически вновь стали скромнее и уменьшились в размерах. Брак Марии Антуанетты и Людовика XVI наконец-то, в 1777 г, физически осуществился и Мария Антуанетта стала матерью в 1778 г. После беременности, тяжелых родов, спонтанного аборта в 1779 г. и переживаний из-за смертии матери в 1780 г. королева начала страдать выпадением волос, которые в конце концов пришлось подстричь покороче. Это ввело в моду новый тип прически "ёжик". Упрощению причесок (и платья) в большой степени способствовало также повальное увлечение Руссо и его "назад к природе"-философия. После 1780 г. волосы пудрили все меньше и меньше, так как мода требовала "естественности". Вычурные прически и платья, как и весь артистический стиль "рококо" подвергались критике как со стороны философов "Просвящения", так и становившейся все более сильной буржуазией. Манера Марии Антуанетты одеваться и причесываться вызывали недовольство в народе, что выражалось в анонимных памфлетах, имевших широкое хождение, в которых королева изображалась разряженной девкой.

1783. Мария Антуанетта

1785. Сара Сиддонс.

5. Рококо (1715 - 1789 гг.)

Наступило время Людовика XV. Если проследить его жизнь и жизнь его внука Людовика XVI, а также жизнь их жен и метресс, мы увидим, что в это время парикмахерское ремесло достигло своего кульминационного пункта. Ведь жена Людовика XVI, Мария Антуанетта, незадолго до конца этого периода до того подняла значение прически в моде, что ей беспрекословно подчинялось все другое.

Ранний рококо (с 1717 приблизительно до 1750 г.).

Эпоху барокко сменила эпоха рококо. Этому художественному стилю вычурные и изящные формы придавали отпечаток грации и легкомыслия. Стиль рококо имел также большое влияние на дальнейшее развитие моды причесок. Высокие, перегруженные, неестественно выглядевшие прически "герцогини Фонтанж" уступили место маленьким изящным прическам. Типичной прической перехода от барокко к рококо была прическа графини Козел, возлюбленной саксонского курфюрста Августа II Сильного. Красивые легкие локоны обрамляли переднюю и боковые части головы, тогда как ее задняя часть была гладкой и только самый затылок обрамляли также локоны, причем справа и слева свешивались на плечи крупные висячие локоны.

Другой представительницей моды причесок этой эпохи была Мария Лещинская. В 1725 году она вышла замуж за французского короля Людовика XV и таким образом стала диктовать моду во Франции. Ее прическа имела большое сходство с вышеописанной. Изящные локоны обрамляли лицо, а украшением передней части головы служила жемчужная диадема, тогда как маленькая пряжка служила переходом от гладкой задней части головы к локонам на затылке. Висячие локоны по сторонам были также принадлежностью этой прически.

Между 1725 и 1740 гг. появилась в разных вариациях пудреная прическа. В противоположность прическе Лещинской, волосы стали пудрить, причем лобовую сторону прически зачесывали отчасти вверх. Завершались эти прически крупными трубчатыми локонами. Но нам знакомы также и прически, у которых волосы с затылка перекладывались через темя вперед, туго завязывались здесь и закреплялись. Поверх этого завивались впереди легкие роликовые локоны, создавая, таким образом, гармоничную линию прически (рис. 5, 6 и 7).

Маленькая пудреная прическа является по выбору и теперь предметом экзамена на мастера. При ее выработке она имеет то преимущество перед прической "принцессы Ламбаль" эпохи позднего рококо, что тут можно применять как собственные волосы клиентки, так и пряди искусственных волос. Лучше всего подходят для этой прически волосы длиной до плеч. Конечно, волосы должны быть соответственным образом подстрижены, причем правильное филирование (разрежение волос вырезыванием) концов волос является очень важным для закладки папильоток. Сначала вырабатываются кружевные украшения, в виде плиссированных складочек, затем прикрепляется пряжка или брошь с имитацией драгоценных камней и султанчиком посредине. Рисунок 8/а показывает распределение волос передней части головы от одного уха до другого. Рисунок 8/6 показывает выработку этой передней части волос. Здесь ясно видна форма обеих сторон передних локонов на лбу. Остальные волосы укладываются аккуратными завитушками. Волосам на затылке придается легкая волнистость, причем их концы папильотируются, обрамляя и тыльную часть головы завитушками.

Для того чтобы сделать типичные для этой прически роликовые локоны, мы захватываем две завитушки передней партии и расчесываем их.?

Рисунок 8/в показывает следующую за этим тупировку этой пряди. На рисунках 9 и 10 можно видеть положение рук при обчесывании пряди. При этом очень важно, чтобы это делалось снаружи аккуратно и гладко, без сглаживания их внутренней тупированной части. Средний палец левой руки и ручка щетки в правой руке придают пряди форму спиральной трубки. На рисунке 11 видно, как кончики пальцев правой руки охватывают локон для того, чтобы легким вытягиванием его назад при одновременном вращении вправо придать ему желаемую форму. Висячие локоны изготовляются большей частью из искусственных волос.

После папильотирования, т. е. завивки на папильотках, вырабатываются висячие локоны, для того чтобы затем распущенными они спадали вниз - (рис. 12 и 13).

Чтобы избежать неприятных "сюрпризов", искусственные части прически прикрепляются особенно тщательно.

При завивке задней части головы нужно стараться придерживаться малых форм и локоны делать не слишком по-модному. К сильно, но равномерно напудренной прическе прикрепляются затем украшения. Маркиза Помпадур, родившаяся в 1721 году, была любовницей короля Людовика XV. Будучи честолюбивой, она постоянно появлялась в?

новых прическах. При помощи ее парикмахера Даже это ей всегда удавалось, и за разнообразие создаваемых причесок оба они пользовались большим успехом. Эти прически очень подходили к тогдашнему понятию о жизни. Они выглядели изящно и привлекательно, так что еще и сегодня каждый восторгается видом этих причесок. Нам знакомы портреты маркизы Помпадур в шляпе с характерной пастушеской прической, а также и в не пудренных прическах с локонами, шиньонами и косами. В последние годы ее влияния ее парикмахер развил новый вид более высокой прически. Эта ее высокая, пудреная прическа с локонами на голове и по сторонам, которую она носила украшенной драгоценным жемчугом, перьями и лентами, показывает ясно переход к позднему рококо.

Поздний рококо

В 1764 году маркиза Помпадур умерла, а через шесть лет дочь королевы Марии Терезы, Мария Антуанетта, поселяется во дворце в качестве жены наследника трона. В 1774 году умирает Людовик XV, и на трон вступает его внук.

Все, что произошло в течение следующих 15 лет в области моды при режиме Марии Антуанетты, является единственным в истории мира. Парикмахерское ремесло достигло такого важного значения, что представители этого мастерства стали требовать, чтобы правительство приравняло их к художникам. Самые богатые и влиятельные дамы при дворе тратили огромные суммы денег, чтобы привлечь к себе на работу какого-нибудь известного парикмахера. Были основаны даже парикмахерские академии, в которых обучались специалисты этого ремесла. Но перейдем к прическам того времени. Начнем с задававших тон причесок королевы Марии Антуанетты.

До 1770 года она носила сравнительно низкие прически, а с 1770 до 1785 года - очень высокие прически, так что оба вида причесок можно считать характерными для

данного стиля (рис. 14).


Рис. 14. Прическа "Мария Антуанетта" 1780 г

Интересным является строение исторической прически "Мария Антуанетта". Для того, чтобы создать прическу такой высоты, применяется специальный внутренний остов, дающий прическе форму и устойчивость. Он состоит из проволочного сплетения, подогнанного к форме головы и прически. Высота прически разная, в среднем она составляет 20 сантиметров. Такой, сделанный по форме головы, остов покрывается хлопчатобумажным тюлем и затем обшивается крепом. При изготовлении конкурсных или выставочных работ эту часть еще оплетают волосами, для того чтобы придать остову вид естественной полноты. Сверху остов остается открытым, так как сюда врабатываются концы поднятых вверх прядей волос или закрепляется украшение из перьев. Теперь приступаем к распределению волос для прически. Ото лба отделяем полосу волос шириной в ладонь и делаем пробор от одного уха к другому. Позже эта передняя часть волос будет поднята вверх, тогда как остальная часть волос делится еще двумя поперечными проборами. На уровне темени сплетаем две косы, складываем их плоско и плотно закалываем их.

Волосы на затылке делятся еще на три поля, а именно: правое и левое - для стоячих локонов и среднее - для петли. Теперь кладем приготовленный остов на обе косы и прикрепляем его крупными шпильками. Угловатые выступы остова выравниваются искусно крепом. Закончив с основанием, берем в руку среднюю часть лобовой партии волос и аккуратно тупируем ее (см. рис. 205). Затем эта прядь поднимается вверх, причем особенное значение имеет зачесывание волос вверх не гребешком, а щеткой. Концы волос при этом закладываются в отверстие остова.

Таким же образом систематически поднимается вверх вся лобовая часть волос. Прежде чем приступить к завивке локонов из искусственных волос на затылке, мы создаем из накрученных на папильотки боковых прядей два больших спиральных локона. Теперь следует выработка петли из средней пряди волос на затылке между обоими локонами. Хорошо тупированная и сложенная большая плоская прядь кладется на щипцы для завивки, причем левая рука прикрепляет конец перегнутой вверх пряди (петлю) у связки. Затем задняя часть головы заполняется крупными локонами. Особенное внимание нужно уделить боковым локонам, которые должны лежать наклонно к лицу, а их концы должны быть настолько свободно распущены, чтобы они просвечивали. Когда прическа готова, волосы покрываются пудрой и прикрепляются украшения. Три страусовых пера, нити жемчуга, шелковые ленты и прочее должны быть со вкусом вработаны в прическу.

Описанная выше прическа является лишь одной из многих, созданных тогдашними парикмахерами. Каждое событие, будь оно политического или общественного характера или даже сенсация дня, являлось мотивом и находило свое отражение в прическах. Характерными прическами того времени были: "La belle Poule", "La Fregatte " (Фрегата рис. 15), "голубиное гнездо", "прическа зодиак" т. е. зверинный круг и прическа "Bandeau d"amour " (сети любви). Все преувеличивалось безмерно и находило отражение в прическаях, так, например: огороды, колыбели с младенцами, пароходы, башни; одним словом, изображали все и носили на голове как последний "крик моды".

В дальнейший период позднего рококо, когда интерес к высоким прическам остыл, стали развиваться прически, идущие в ширину. Известная прическа принцессы Ламбаль показывает нам одну из таких причесок (рис. 16 и 17). Это типичная форма несимметричных причесок. По выбору она может быть исполнена при экзамене на мастера, поэтому и на ней стоит остановиться подробнее. Прическа эта очень привлекательна, и исполнение ее требует хороших знаний специалиста. Поэтому-то ее и включили в число экзаменационных работ на мастера. Тут экзаменуемый может показать, действительно ли он освоил искусство обработки волос. Принцесса Ламбаль была женщина, с которой в то время писалось больше всего портретов. На основании сохранившихся картин можно установить, что она носила различные прически.

Поэтому и некоторые отступления должны быть признаны, как соответствующие тогдашнему стилю. При описании прически для экзаменационной работы мы займемся в основном строением этой прически. Для высокого несимметричного ее строения нам необходим также проволочный скелет. Он придает прическе форму и устойчивость и в ннжней своей части соответствует форме головы клиентки, плотно прилегая к ней. Верхняя часть остова, как мы уже говорили, несимметрична, и правая его сторона гораздо выше левой. Внешняя длина верхней его части равняется приблизительно 30 сантиметрам. Изготовив таким образом проволочный остов, мы обматываем его изоляционной лентой или лейкопластырем. Затем покрываем его хлопчатобумажным тюлем и, наконец, обшиваем его крепом. Остов можно также еще оплести волосяной тесьмой. Теперь остов готов, и мы можем приступить к работе над прической.

Чертежи 16/1 и 16/2 показывают систему распределения волос. Отделив переднюю часть волос ото лба шириною в ладонь, мы получаем прядь, необходимую для по-крытия передней части остова.

Теперь распределяем волосы на темени и затылке (рис. 16/2). Сплетенные у темени косички закалываются плоско приблизительно на высоте макушки головы. К ним будет прикреплен остов прически.

Оставшиеся справа и слева пряди волос мы используем позже при зачесывании лобовой партии волос вверх для покрытия остова справа и слева. Можно сплести и волосы среднего поля и заколоть плоско косы, для того чтобы позже прикрепить к ним искусственные локоны.

Если же мы для локонов хотим применить собственные волосы клиентки, то их следует намотать на папильотки, как это указано на чертеже 5 (при обработке волос на

затылке).


Рис. 16. Чертежи деталей прически "принцесса Ламбаль"

Распределение волос на затылке видно из чертежа 2. При этом имеются две возможности. При применении искусственных волос мы отделяем прядь волос для стоячих локонов и для петли, или же оставляем боковые стороны открытыми (как это видно из чертежа 5) и завиваем волосы на папильотках.

После того, как мы создали таким образом основание прически, мы сначала прикрепляем остов длинными шпильками и теперь только приступаем к созданию самой прически. Чертеж 3 показывает нам установленный на голове остов и подразделение передней партии волос. Мы тупируем сначала среднюю прядь, которую затем при помощи щетки, слегка смазанной маслом, поднимаем вверх на остов (рис. 16/4). При этом особое внимание нужно уделить работе щеткой: мы начинаем работу не всей плоскостью щетки сразу, а ее боковым кантом и при

дальнейшем равномерном сглаживании волос поворачиваем медленно и щетку. Левая рука при этом помогает, гладя слегка прядь за щеткой. Теперь поднимаем вверх большую прядь волос, а затем малую, которую нужно вработать искусно отчасти в противоположном направлении. После этого поднимаются и аккуратно зачесываются отделенные боковые пряди (у висков).

Из намотанных на папильотки волос на затылке с левой стороны распускается отделенная прядь в виде висячего локона, красиво спадающего на плечо. С правой стороны лицо обрамляют два роликовых (параллельно висящих) локона. Создание петли из средней пряди затылка более трудная вещь.


Рис. 17. Прическа "принцесса Ламбаль" 1785 г.

Важно при этом правильное тупирование пряди, причем внешняя и внутренняя стороны пряди, должны быть аккуратно обчесаны щеткой так, чтобы не повредить при этом тупирования. Эту прядь мы перекладываем через закрытые щипцы для завивки и получившуюся таким образом большую петлю подвязываем к подготовленной заранее связке. Теплыми щипцами мы выглаживаем внутреннюю часть петли, пока она не приляжет плоско. Теперь, наматывая пряди на папильотки, завиваем локоны средней партии затылка, или же вырабатываем искусственные локоны. Для того чтобы переход к локонам не был очень резким, можно эти места выложить крепом. Перед пудрением прически нужно подмешать к пудре немного синьки. Само пудрение должно быть равномерным. Если чертеж 6 показывает нам оформление затылка, то на рисунке 17 мы видим как линию прически, идущую вкось, так и расположение больших роликовых (параллельно лежащих) локонов и прикрепление венка с цветами. Характерны три больших косорасположенных трубчатых локона с их направленными вперед отверстиями, а также параллельно расположенный локон у большей стороны прически, который проходит сквозь венок с розами.

Типичен также висячий локон с левой стороны и два схожих с роликовыми локонами с правой стороны, а также ленточные украшения у темени.