Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей. Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности Изобразительная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

На протяжении многих лет экологии гимназии тесно сотрудничает с КУ «Центром диких животных». Вместе с учеными республики учащиеся гимназии участвуют в международных проектах по сохранению сайгаков. С сентября 2012 года в трех странах – в России (Калмыкии), Казахстане и Узбекистане работает международный проект «Вовлечение местного населения в процесс сохранения объектов дикой природы в Казахстане, России и Узбекистане» . Инициатором этого проекта является Альянс по сохранению сайгака в лице профессора Лондонского Королевского (Империал) колледжа Элеоноры Милнер Гулланд. Руководителем проекта в России является директор КУ « Центр диких животных» Арылов Ю.Н.

В России, на базе Яшкульской многопрофильной гимназии, создан экологический клуб «Живое наследие». Руководителем клуба является Самтанова Е.А., Заслуженный учитель Республики Калмыкия. Идея празднования Дня Сайгака появилась в декабре 2010 году у представителей трех стран в Казахстане на семинаре по обмену опытом, организованном в рамках проекта « SOS, сайга». В 2013 году местом проведения Дня Сайгака выбрано не случайно - именно здесь находятся места обитания дикой антилопы, и находится сайгачий питомник «Яшкульский». Празднование Дня Сайгака по срокам приурочено к периоду размножения животных и является праздником возрождения и плодородия, сохранения природы родного края.

Огромным успехом в Яшкульской многопрофильной гимназии прошел праздник Международный День сайгака. В организации праздника приняли участие 140 делегатов из Ростовской области, г. Элисты, Целинного, Юстинского и Яшкульского районов. Проведение Дня сайгака стало возможным при поддержки благотворительной организации Альянс по сохранению сайгака и организации PTES (People Trust for endangered animals). На празднике выступили директор КУ «Центр диких животных», профессор, доктор биологических наук Арылов Ю.Н., заместитель директора Центра диких животных Айтбаева А.М., начальник отдела дополнительного образования, воспитания и защиты прав детства Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия Очиров С.Ц., начальник управления образованием Яшкульского РМО Васлиева Т.Т., директор эколого-биологического центра учащихся Калмыкии Окаева К.П. и известный в Республике поэт, Заслуженный работник культуры Калмыкии Кукарека Г.Г.

Открыл праздник XI Хург «Гөрәснә тускар ухалх цаг», который был проведен лидерами детской организации «Ровесник» (руководитель Эрдниева Г.В.). Название в переводе с родного языка означает «Время думать о сайгаке. Ребята – вожатые свои отряды-улусы призывали к тому, что нельзя оставаться в стороне от проблем, нельзя жить с «краю», что нужно быть в «центре» этой планеты, иметь активную гражданскую позицию. В своей музыкально-литературной композиции они рассказали о причинах уменьшения численности сайгака, через легенду – предание рассказали о Белом старце – Цаган Аав, который погрозил охотнику и впредь наказал не стрелять в сайгаков. Старший вожатый – Богдо Кибашев Ринат четко сказал: «Сердце степняка сегодня болит и переживает о сайгаке, время заставляет нас подумать о том, как сохранить живое наследие». Учащимися 5 и 6 классов было подготовлено агитационное выступление – обращение к человеку. Ребята закончили Хург своими вожатскими словами, вот слова, которые прозвучали в конце:

Степи калмыцкой сайгак, поверь, так нужен

Его не сохраним – наказ мы предков тем нарушим.

Затем вниманию участников было представлено театрализованное представление «Спасем степную антилопу», подготовленное силами экологов степного клуба «Живое наследие». У гостей даже слезы накатывались на глаза от игры наших юных актеров. Участники агитбригады «Экос» познакомили с изменением численности сайгаков за последние 30 лет. Ужасающие цифры – 6-10 тысяч сайгаков сегодня обитают на территории Калмыкии. Основная угроза сайгаков - браконьерство!

Для участников праздника была продемонстрирована выставка лучших работ учащихся - победителей конкурса «Степная антилопа». На конкурс было предоставлено 136 работ по номинациям: рисунок, поделки, сочинение, стихотворение. Активное участие приняли дети разных возрастов с 7 до 15 лет. В своих работах ребята выразили любовь к сайгаку и тревогу за судьбу животного. Авторы лучших работ были награждены дипломами и призами. Наиболее интересные работы будут опубликованы в брошюре о сайгаках.

Каждая из участвующих в празднике школ представили на конкурс театрализованное представление. Не только свое актерское мастерство представили ребята, но прежде всего с помощью театральных приемов и образов отразили волнующую душу и сердце тему «Сохраним сайгака – наше живое наследие». Представления, подготовленные школами, были не похожи одно на другое. Они показывали мини-спектали о сайгаках, о других обитателях степи, о людях живущих рядом. Подняты важные вопросы: «Как и что должны мы сделать во имя спасения сайгака?». Все костюмы и декорации, использованных в постановках, были сделаны руками детей. Победителями этого конкурса стали экологи Уттинской СОШ и Яшкульской многопрофильной гимназии. Дипломами 2 и 3 степени удостоены учащиеся Орловской СОШ Ростовской области и Эрдниевской СОШ.

Для гостей гимназии была проведена зажигательная командно – танцевальная дискотека «Защитим и сохраним сайгака».

Завершился наш праздник звоном колокола, который звонили представители разных команд. Звон колокола оповещал, что только сегодня надо встать на защиту сайгака! Завтра будет уже поздно! Что спасти сайгака может только наше неравнодушие. Чем больше людей сознают эту проблему как свою личную, тем громче будут звенеть колокола.

Мы спасем сайгака, в это верю!

Слезы радости прольет весенний дождь

И как прежде, степь в апреле

В благодарность людям – зацветет!

, воспитатель

первой квалификационной категории,

МБДОУ детский сад №17 «Звёздочка»

Формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий, ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий, исследовательскую деятельность , сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных и многие другие виды деятельности .

Я постоянно внедряю в свою работу современные интерактивные методы:

ü ролевое моделирование;

ü мозговой штурм;

ü групповую дискуссию;

ü диагностирование, анкетирование;

ü пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз;

ü элементы релаксации и психогимнастику;

ü тренинги;

ü нетрадиционные приемы по технике рисования.

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников и моим собственным интересом к этому методу. Я считаю, что обучение рисованию, начинается с воспитания умения видеть в обыкновенном - необыкновенное, в обыденном – сокровенное, в частном – общее, видеть то, что иной даже не заметит и не заподозрит. Основа индивидуального художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами или красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания приемов работы с красками, так и приемов рисования. Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Если показать ребенку, как нарисовать дерево, дом, листья и т. д., малыш непременно повторит то, что ему показали. Правда это будет ваш домик и ваше дерево. Я считаю, что такой способ тормозит ребенка. А недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Исходя из выше сказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности - формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

Создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;

Помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм, звуков, цвета, запахов в окружающем мире;

Побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

Сопровождать чувственное познание словом;

Развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху.

Решая, поставленные перед собой задачи я предоставляю широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников. Возможности осуществляю через созданные следующие условия:

ü обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

ü организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту;

ü предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;

ü поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;

В своей работе я опираюсь на рекомендации, которая говорит: «Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило. Этому во многом способствуем мы, взрослые. Если мы испытываем подобные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается ребенку».

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

С детства ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Осуществить это можно только в процессе интеграции всех образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы », «Художественное творчество», «Музыка».

С помощью ознакомления с художественной литературой: А. Барто «Уехали, В. Осеева «Плохо», С. Михалков «Зяблик», М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята» дети в процессе размышления сами делают выводы. Приобщая ребенка к природе, я способствую формированию человеческих ценностей:

1. Познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует.

2. Преобразовательные, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил.

3. Ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее. Чтобы помочь ребенку сформировать у малыша доброе, ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому в своей работе я использую такие приемы:

- даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п;

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту;

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, что ты меня ласково погладил!»;

Ввожу в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека природе, восхищаясь ее красотой;

Отождествляю природный объект с человеком. Например, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. д.;

Ввожу элементы игры (покажи, как качаются березки, ветер закружил листочек);

Не допускаю в присутствии детей неблаговидного отношения к природе.

Обучение не может быть успешным, если у детей недостаточно высокий уровень сенсорной культуры. Без сенсорного развития дети не могут овладеть полными и точными знаниями. Органы чувств являются теми каналами, через которые в наше сознание входит внешний мир. Необходимо развивать и укреплять внешние чувства: зрение, слух, осязание. Для обогащения чувственного опыта детей предлагаю игры, направленные на то, что нас окружает. Например, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба – коричневая, у ивы – зелено-желтая, у осины – красная или лиловая. Картина осеннего парка воспринимается полнее, если детям предложить голоса птиц, шум ветра, шорох опадающих листьев, научить определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвует в таком познании, тем больше свойств выделяет ребенок в объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему различать, сравнивать. Так осуществляется сенсорное восприятие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. А зимние сугробы бывают причудливой формы, напоминающей притаившихся зверей; ель – стройная, как свечка, с нарядными шишками на верхушке. Настоящая0сказка!
Трех - или четырехлетний ребенок тонко, чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Чтобы каждому ребенку найти свое понимание цвета и научиться, с его помощью, выражать свои эмоции, я провожу занятия на развитие у детей чувства цвета. Поэтому со второй младшей группы я ввожу экспериментирование с красками.

Для развития сенсорной культуры использую дидактические игры:

1. на ознакомление с цветом - «Воздушные шары», «Радуга» (с младшего возраста);

2. на ознакомление с теплыми и холодными цветами спектра - «Окраска воды», «Собери букет»;

3. на формирование зрительного анализа цветовых сочетаний «Цветной лед»;

4. на обобщение предметов по признаку - «Подбери предмет нужного цвета»;

5. на развитие глазомера - «Цветной диск».

В младшем возрасте я начинаю работу по формированию экологического сознания с таких техник: рисование пальчиками, ладошкой, кулачком; оттиск пробкой, различными печатками, обрывание, скатывание бумаги; рисование краской из мелков.

Рисование пальчиками.

https://pandia.ru/text/79/201/images/image006_18.jpg" alt="CIMG1760" align="left" width="216" height="175 src=">Каждый пальчик маленькая кисточка. Малышам нужна гуашь. Открываю перед ними баночки: у детей глаза разбежались – такое все яркое! Как тут не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить свой отпечаток на чем-нибудь. Я проводила занятия «Дождик», «Веселые жучки», «Веселое солнышко». Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь, салфетки и плотная бумага небольшого размера с нанесённым на неё рисунком или аппликацией , т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без праздничных шаров и т. д. Ребёнку предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причём краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску.

Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.

Оттиск печатками из картофеля.

С удовольствием дети штампуют различными материалами. Самый дешевый материал – лук, картофель, морковь я предлагала детям на занятиях: «Одуванчики», «Красивые цветы».

https://pandia.ru/text/79/201/images/image008_13.jpg" align="left" width="238" height="190 src=">Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

В 4 – 5 лет у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса. Я закрепляю его с помощью упражнений: «Чудесные превращения точки», «Линия нам рассказала о…». В старшей группе я знакомлю детей с техниками: монотипия. С ее помощью появляется изображение, которое невозможно сделать кистью, что приводит детей в восторг.

Монотипия.

Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия . На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Проводила занятие «Осенняя сказка». Детям нравится играть с красками. На занятии «В краю удивительных бабочек» использовала технику рисования нитью. Рисуем восковыми мелками, затем покрываем изображение акварелью . Там, где остался след от воска, краска держаться не будет (занятие «Воздушные шары»). На занятиях «Озорные тучки», «Деревья в инее» использовала технику выдувания. Капаем краску на лист бумаги, и вооружаю детей трубочками. Он приставляет ее к пятну и сильно дует. Пятно растекается, напоминая дерево. Посыпаем рисунок солью – получается иней. В технике «по-сырому» работали на занятии «Радуга над домом».

Восковые мелки и акварель.

Манко" href="/text/category/manko/" rel="bookmark">манкой («Красивые цветы»);

· рисование на ткани («Птенчик»);

· рисование мятой бумагой («На полянке»);

· «эффект после дождя» («Что я вижу из окна?»);

· тычкование («Ежик»);

· рисование нитями («Бабочки») и многие другие.

Кляксография.

Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали.

Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать деревья, водоросли , салют и др.

Набрызг.

Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Граттаж.

https://pandia.ru/text/79/201/images/image012_12.jpg" align="left" width="164" height="160 src=">

Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

Только тесное сотрудничество с семьей позволяет решать проблему, над которой я работаю. При этом я использую различные формы взаимодействия: индивидуальные (беседы и консультации), коллективные (собрания), наглядно – информационные (родительские уголки, стенды, выставки методической литературы). В результате анкетирования выяснилось, что карандаши есть во всех семьях, но не всегда нужного ассортимента. Красками дома дети почти не рисуют, пластилин покупают немногие родители. Беседуя с родителями, я поняла, что они не имеют представления о способах изображения предметов нетрадиционной техникой рисования. Поэтому родителям была предложена оформленная папка с образцами работ и пояснением, консультациями «Как организовать домашние задания по рисованию и лепке» и др. Даю рекомендации родителям, чьи дети испытывают трудности в рисовании. Я стараюсь убедить родителей в том, что можно и необходимо развивать у дошкольников экологическое сознание как можно раньше. Чтобы добиться детской активности, надо с уважением относиться к работам детей, стимулировать, привлекать родителей к участию в совместных с детьми работах, участию в различных конкурсах, помогаю им аккуратно сохранять рисунки. Включаю родителей в процесс оформления группы, территорию детского сада. На участках детского сада родителями вместе с детьми были посажены деревья, а на клумбах цветы. Совместно с родителями изготовили творческого панно. Организованы выставки совместных с детьми работ «130 лет городу Гуково», «Вот такие наши мамы», «Экология, безопасность, жизнь». На развитие творческих способностей влияет окружающая среда, в создании которой посильную помощь оказали родители. В группе создана развивающая среда, способствующая изобразительной, творческой активности детей: в изоуголке имеются различные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, трафареты, нитки, трубочки, бумага различной фактуры, природный материал, палитры, баночки для экспериментов с красками, дидактические игры и др.; есть уголок экспериментирования, оформлена выставка работ местного художника. Регулярно меняются выставки репродукций русских художников. Постоянно функционирует выставка детских работ.

Показателем эффективности проделанной работы являются изменения в поведении детей. Дети испытывают радость от встречи с природой, с удовольствием заботятся о растениях и животных, гордятся правильными поступками, доводят начатую работу до конца. Неуверенные в себе и замкнутые дети стали веселыми и инициативными.

В результате проделанной работы у детей были сформировано экологическое сознание, четкие представления о гармоничных связях природы и человека. Представления о художественном образе природы через нравственно-эстетические категории, накопился эмоционально-творческий опыт чувственно откликаться на гармонию и красоту природы и воссоздавать ассоциированный образ через нетрадиционные техники рисования. Дети могут находить аналогии и отличия, необычность и обыденность звуков, красок, ритмов и т. п. природы, отраженных в рисунках, также находят точные слова для определения состояний природы и человека: трепетное, ожидающее, умиротворенное, застывшее, тревожное и т. д. – в музыке, живописи, литературе.

У моих воспитанников возник устойчивый интерес к изобразительной деятельности и многие продолжили обучение в художественной школе.

Литература

1. « Задачи программы «Детство» и др. 1997 г.

2. «Дошкольникам о живописи» . Москва. «Просвещение», 1992 г.

3. «Приглашение к творчеству» . Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2002 год.

4. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» . Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2003 г.

5. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (Нетрадиционные техники) . Москва. «Сфера», 2007 г.

6. «Художественные техники» С. Погодина. 2009 г. ДВ № 10

7. «Рисование красками» Мэри Энн Ф. Колль. Москва. «АСТ-Астрель» 2005 г.

8. «Развивающие игры» И. Коваль. Белгород «Клуб семейного досуга», 2010 г.

"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В.А.Сухомлинский

Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».

Иногда у меня возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети ломают ветки и рвут цветы, и равнодушно отворачивается.

Между тем, многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно.

Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Это - первый шаг на пути решения природоохранной проблемы будущего. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир – моя главная задача на сегодняшний день.

Свою работу я строю в трех аспектах:

  • Личностный рост воспитателя
  • Работа с детьми
  • Работа с родителями

Я считаю, что экологическое образование ребёнка должно идти по иерархической лестнице: семья - детский сад - школа - вуз - последипломная экологическая подготовка и должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

  • формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве;
  • способствовать пониманию целостной картины мира - в школе;
  • развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.

В наши дни в дошкольных учреждениях дети получают большой объем знаний по математике, русскому и даже иностранному языку. В то же время до сих пор бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент делается на воспитании бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Часто их учат не рвать красивые цветы, но не учат, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним, поэтому мы, воспитатели, не должны употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Мне кажется, что экологическое воспитание должно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Нам, педагогам, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для них.

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Я считаю, что предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы. Проанализировав литературу, могу сказать, что для дошкольного возраста характерны особенности, позволяющие развить экологическую культуру: это и эмоционально-положительное восприятие природы, проявляющееся в интересе к прекрасному и воплощению воспринятого в творчестве; и эстетическое бескорыстие в процессе общения детей с природой, и готовность к элементарному, но в то же время ответственному поведению и деятельности в природной и социальной среде.

В это же время закладываются предпосылки и для экологического воспитания, без которого немыслимо полноценное формирование личности ребёнка и которое предполагает развитие внутреннего эмоционального состояния под воздействием окружающей его действительности.

Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». С неменьшим вниманием к проблеме эстетического восприятия и освоения в процессе изобразительной деятельности явлений природы относились и выдающиеся деятели русской педагогики – К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др. Отмечая огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей выразить свои чувства, свое отношение к окружающему миру, В.А. Сухомлинский подчеркивал: «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого мною занятия по изодеятельности.

На данных занятиях я стараюсь развивать и формировать в детях следующие способности и умения:

  • умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;
  • стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой;
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры;
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;
  • способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные средства художественного выражения (цвет, линию, объём и т.п.) для осуществления своего замысла;
  • умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
  • умение работать с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными материалами и т.п.
  • готовность быть активными на занятиях, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно и пр.

В содержание занятий по изобразительной деятельности я включаю знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, моторная координация и речь.

Часть занятий, когда позволяет погода, я провожу на открытом воздухе, и тогда любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, мы собираем коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т.п.), делаем наброски и зарисовки, наблюдаем за поведением птиц и т.д. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия.

Когда нет возможности выйти на улицу, демонстрирую детям слайд-фильмы, состоящие из выразительных кадров. Сменяющиеся на экране красивые цветные изображения не оставляют ребят равнодушными, они активно подключаются к обсуждению, свои суждения выстраивают на основе личных впечатлений об увиденном. Зрительный ряд стараюсь подбирать таким образом, чтобы он направлял внимание детей на восприятие как обычных (привычных глазу), так и непривычных (редко встречающихся), малозаметных явлений и объектов природы. Благодаря такому показу в поле детского внимания могут попасть водопад и отражение в лужице, разнохарактерные по форме деревья и сияющая на солнце росинка, усатые жуки и всполохи грозы, кружево снегопада и золото песков пустыни, узоры на крыльях бабочек и стрекоз и т.п. В видеотеке нашей группы имеются такие слайд-фильмы, как «Деревья Сибирского края в разное время года», «Растительный и животный мир Приангарья», «Флора и фауна Краснодарского края», а также фотографии различных климатических зон. Всё вышеперечисленное позволяет выстроить драматургию занятия таким образом, чтобы в сознании ребят обыденный мир предстал удивительным и необычным.

Как известно, дети восприимчивы к художественной форме, часто стремятся быть похожи в изобразительной манере на своего педагога. Поэтому я на занятиях по изобразительной деятельности стараюсь не руководствоваться принципом «делай, как я», а формирую в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, ведь, как справедливо утверждала педагог-художник Е.К. Макарова, учитель должен развивать в себе «искусство учить не мешать. Не навязывать ребёнку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными… верить ребёнку, относиться к нему с «понимающей »любовью».

Однако при проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое общее и художественное развитие, я не исключаю возможности оказания мною практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка я осуществляю не назидательно, а говорю: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т.п. Стараюсь, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.

Во время практической работы свожу к минимуму заимствование детьми композиционных штампов, возможность подражания другим детям. При анализе результатов детского творчества одобряю работы, в которых изображение не статично, а динамично, поощряю композиционную оригинальность и самостоятельность в выборе сюжета. Никогда не прошу детей выразить своё негативное отношение к неудачным работам, а стараюсь помочь найти в каждой что-то значительное. Развивая в детях оценочные суждения, использую вопросы: «Как вы считаете, есть ли среди работ весёлый рисунок?», «Какой рисунок самый нарядный (красивый, динамичный, красочный, озорной, грустный и т.п.)?», «Как вы думаете, почему мне понравилась эта работа?», «О чём интересном рассказал нам этот рисунок?», «Какое настроение у этого пейзажа?», «Чем тебе нравится эта работа?», «Что бы ты сделал иначе?», «Как бы вы назвали эту картину?» и т.д.

В процессе практической деятельности детей иногда приходиться наблюдать несоответствие задуманного и реально получившегося образа, поскольку рассеянное внимание, присущее дошкольникам, не способствует устойчивости замысла. При анализе работ указываю на эти несоответствия и хвалю тех, кто успешно справился с заданием.

Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные и подгрупповые виды работ, когда над одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Методика организации коллективных видов деятельности на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога, и я, как режиссёр, поначалу распределяла обязанности среди всех участников проекта. Со временем дети приобрели опыт совместных действий, и уже в старшей группе среди них появились те, которые способны сами распределить роли между исполнителями. Коллективные работы, созданные детьми, как правило, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.

Большое значение для активизации творчества детей имеет создание соответствующей «образовательной среды», ведь учебно-воспитательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на него в целом.

Для полноценного процесса экологического воспитания в ходе изобразительной деятельности групповое помещение оформлено растительными композициями (флористика), имеется аквариум, клетка с попугаями, плакаты, фотостенды, папки с детскими работами на природные темы, коллекции разнообразных природных материалов и др. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым и убедительным (В.А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для изобразительной деятельности.

Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Воспитатель должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т.д., которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему. Своё сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Литература:

1. Белавина И. Г. Планета - наш дом: мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская.- М.: Лайда, 1995.- 95 с.

2. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева. // Ребенок в детском саду.- 2006.- № 1.- С. 48-52 .

3. 8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 2001.

4. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе дет. сада и нач. школы / [Т.С. Комарова, О.Ю. Зарянова, Л.И. Иванова и др.]; под науч. ред. Т.С. Комаровой.- М.: Пед.о-во России, 1999.- 150 с.

5. Копцева Т.А. "Природа и художник"/ Т. А. Копцева // Ребенок в детском саду.- 2005.- № 5.- С. 71-78, № 6.- С. 53-59; 2006.- № 1.- С. 39-43, № 2.- С. 62-66.

6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для воспитателей и учителей / Л. П. Молодова.- Минск: Асар, 1996.- 127 с.

7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие: Для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева.- М.: Академия, 1999.- 181с.

8. Ребенок и современный мир: межвуз. сб. науч. и метод. ст. / М-во образования Рос. Федерации и др.; [редкол. Т.А. Соловьева (отв. ред.) и др.].- Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001.- 223 с.

9. Рогаткина, Т. Окошко понарошку. Изоэкология / Т. Рогаткина // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 7.- С. 32-36.

10. Рыжова А. Н. Я и природа / А.Н. Рыжова; Н.А. Рыжова.- М.: Фирма "Линка-пресс", 1996.- 55, с.- (Наш дом-природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников).- Библиогр.: с. 53-56.

11. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 2001.

12. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина, В. Хитрова // Дошкольное воспитание.- 1999.-№ 1.-С. 35-38.

Приложение 1.

Работа с родителями.

Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются именно в семье. Поэтому большое внимание уделяю работе с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии), во время которых взрослые и дети:

  • беседуют о своих домашних питомцах,
  • делятся секретами выращивания растений,
  • создают экологические плакаты,
  • готовятся к участию в акциях, посвященных «Дню птиц», «Дню Земли», выставках, смотрах-конкурсах, экологических проектах «Здравствуй, дерево!», «Хоровод цветов» и т.п.

При организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание я начала с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Ещё одна форма работы с семьёй - педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Такую форму работы, как консультации, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, например "Лесные уроки вежливости, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Приложение 2.

Диагностика.

Для диагностики уровня сформированности экологических ЗУН я использовала метод индивидуальной беседы, включающий в себя три части (по С.Н.Николаевой):

  1. В первой выявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.
  2. Во второй акцент делается на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.
  3. В третьей - выявляются представления о приспособлении живых существ к различным средам обитания.

В итоге для составления диагностической таблицы мною были выделены следующие критерии:

Представления о сезонных изменениях;

Представления о домашних животных;

Представления о диких животных;

Знания деревьев и кустарников;

Знания об особенностях родного края;

Знания об овощах и фруктах;

Умение называть предметы окружения, их назначения и свойства;

Бережное отношение к природе;

Навыки ухода за растениями и животными;

Знания о правилах поведения в природе;

Знание экологических игр.

Статья «Роль изобразительной деятельности

в экологическом воспитании дошкольников»

Чамова Татьяна Алексеевна, воспитатель

ГККП Ясли/сада №18 «Балдыр ған »

Западно-Казахстанская область, город Уральск

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы. Изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.

Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников.

Работая по теме творческого поиска «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности», я пришла к выводу, что манипуляции с самим природным материалом дают детям проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, соломинок, ягод рябины, делают поделки из шишек, репья, сучьев и опавших листьев, составляют осенние букеты, рисуют на песке, лепят из снега. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд.

Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обратить его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, вместе любоваться закатом или удивляться отражению облаков в луже, у ребенка появиться желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.

Следует отметить, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свои чувства, впечатления с помощью самых разных техник рисования.

Считаю, что направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности должны быть следующими:

Закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

Иллюстрирование детьми книг по экологии (сказок, рассказов) - как изданных, так и собственных;

Оказание помощи в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

Совместное проведение занятий с экологом;

Участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

Подбор художественных произведений по экологии;

Участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;

Использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

Для полноценного процесса экологического воспитания моя группа оформлена растительными композициями (флористика), имеются альбомы с подборкой иллюстраций по сезонам; альбомы, выполненные совместно с детьми «Как прекрасен этот мир», «Добрые картинки»; папки с детскими работами о природе; коллекция поделок из глины, дерева, керамики разнообразных природных материалов и др.

В связи с этим я обобщила и систематизировала свою педагогическую деятельность по формированию экологической культуры у дошкольников средствами изобразительной деятельности, а именно:

1.Разработала серию игровых интегрированных занятий по экологии с применением нетрадиционных техник изодеятельности.

2.Разработала картотеку художественных произведений о природе.

3.Разработала консультации для родителей о роли сотрудничества с ребёнком, о совместном творчестве, беседах о природе с детьми.

4.Повысила свой профессиональный уровень через посещение, семинаров, методических объединений, курсов, отслеживание печатной информации и Интернет - сайтов.

Работая над данной проблемой стало ясно, что рисование - это ещё и огромный источник радости. Создавая свою картину, ребенок постигает не только окружающий мир, но, что очень важно, постигает самого себя - а это первый шаг к самовоспитанию.

Исходя из этого, я считаю, что использование художественно-эстетических средств в экологическом воспитании помогает формировать у дошкольников неравнодушное, бережное отношение к природе, приобрести эмоционально-окрашенные, личностно-значимые знания об окружающем мире, т.е. способствуют становлению экологического сознания и формирования экологической культуры.

Работая по теме «Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности» я пришли к выводу, что формирование основ экологической культуры дошкольников средствами изобразительного искусства на сегодняшний день является одним из основных путей познания, наиболее полно соответствующим природе ребенка и современным задачам обучения.

Анализ работы по теме творческого поиска по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать вывод, что в процессе творческой созидательной деятельности у детей:

Вырабатывается художественный вкус, развиваются эстетические чувства, понимание художественного языка;

Личность становится духовно богатой, гармонично развитой, творческой личностью.

Дети второй младшей группы научились следить за действием воспитателя, и воспроизводить их; действия целенаправленны; сформировано умение сосредотачиваться на их выполнении; все задания дети выполняют индивидуально (1 уровень – 23%, второй уровень – 36%, третий уровень – 41%).

У детей средней группы развита наблюдательность, стремление к познанию мира, у детей проявляется эмоциональное отношение к описываемым событиям, природе, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. (1 уровень – 24%, второй уровень – 31%, третий уровень – 45%).

У детей старшей группы наблюдается проявление самостоятельности в исследовательской деятельности, сформировано эмоционально-оценочное отношение к окружающей действительности, развиваются творческие способности, и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства, они способны подчинить свою деятельность поставленной цели и правильно оценить полученные результаты (1 уровень – 14%, второй уровень – 39%, третий уровень – 47%).

Таким образом, используя в различных видах деятельности нетрадиционную технику рисования, художественное слово, игровые приёмы и методы, я смогла достичь высоких результатов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей, а так же способствовала формированию устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы.

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности»

Подготовила:

Воспитатель Комарова В.Н.

Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.

Достижением первых семи лет жизни является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

В дошкольном периоде закладываются основы личности, в том числе, основы отношения к окружающему миру природы, которые на протяжение последующей жизни лишь обогащаются. Это подтверждает высказывание С. Николаевой «Юный эколог»: «В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры - осознанно - правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

Справедливо отмечает Т.С. Комарова: «Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Известно, также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее».

Под влиянием взрослых у ребенка вырабатываются эмоциональные предпочтения. А после девяти лет, по информации многих исследователей, складываются стереотипы, изменить которые уже будет трудно. Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться в дошкольном детстве в семье и в дошкольных учреждениях.

В детском саду педагоги учат своих воспитанников воспринимать и ощущать красоту и ценность окружающей природы.Воспитание нового поколения экологически и эстетически культурной личности - вот задача педагогов. Эта цель прослеживается в программах С. Николаевой «Юный эколог» и Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста».

Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
-Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;
-Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

Ознакомление детей с природой в ДОУ проходит в следующих формах:

Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов;
-Трудовая деятельность в природе;
-Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями;
-Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы;
-Целевые прогулки;
-Экскурсии;
-Работа с календарями природы, зарисовки.
Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей.
Связь с воспитательно– образовательным процессом, экологические досуги, КВН, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала.
Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей»
-
Диагностика экологической воспитанности детей
-Сюжетно-ролевые и д/игры
-Целевые прогулки в природу
-Наблюдение в уголке природы
-Работа с моделями
-Изобразительная деятельность по экологической тематике
-Просмотр фильмов о природе
-Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность
-Создание книг-самоделок
-Чтение детской художественной литературы
-Экологические досуги и праздники
-Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
-Труд в мини-центре природы и на участке
-Беседы с детьми на экологические темы
-Работа с календарями природы, дневниками наблюдений
-Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней.. Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Травку, солнышко, дождик. Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.

Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе.

Направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности:

- закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

- иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) - как изданных, так и собственных;

- оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

- совместное проведение занятий с экологом;

- участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

- подбор художественных произведений к программе эколога;

- координация своей программы с программой эколога;

- участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;

- использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).