По каким критериям можно определить психологический возраст личности? Возрастные периоды жизни человека От чего зависит.

У каждого человека, в том числе ребенка, можно исследовать и определить , который, кстати, будет иметь влияние на биологический возраст, а последний — на хронологический (паспортный), т.е. психологический возраст человека и прямо и косвенно влияет на качество и продолжительность жизни людей.

Психологический возраст — ступени развития

В процессе онтогенетического развития индивида (развитие психики с детства) будет зависеть от родительского воспитания (программирования сценария жизни), социальной среды, образовательного и экономического статуса ближайшего окружения ребенка.


При неправильном развитии психики и личности человека (ошибках в воспитании) его психологический возраст не будет соответствовать хронологическому, т.е., например, ребенок может быть психологически слишком «зрелым», а взрослый, наоборот, может часто проявлять детское мышление и поведение, вплоть до инфантильности .

В связи с несоответствием психологического возраста и хронологического, человек может стать физиологически зрелым, при том, что психологическая зрелость может не наступить и до старости. Такое несоответствие ярко проявляется в переходные возрастные периоды: пубертатный, подростковый возраст, когда физическое тело развивается быстрей, чем психика…наступает психологический кризис … а также средний возраст , когда кризис наступает из-за незавершенных ситуаций в подростковом развитии…

По статистике , люди слишком быстро психологически взрослеющие (т.е. психологически старше своего хронологического возраста), как правило быстро живут и рано умирают, хотя эта короткая жизнь может быть довольно качественной. Те же, кто развивается и взрослеют медленнее и не соответствуют паспортному возрасту (т.е. психологически младше, не зрелые), могут жить подольше, но, как правило, их жизнь больше похожа на пассивное существование…многие из них неудачники…


Каждому хронологическому возрасту должен соответствовать возраст психологический, т.е. психическое развитие ребенка и взрослого, на разных возрастных этапах, должно происходить в соответствии с возрастными нормами (хотя, точности в возрастных нормах нет), тогда человек будет жить и качественно и долго…

Еще в Советском Союзе были приняты следующие нормы возраста:

  1. Младенчество: от рождения до года
  2. Раннее детство: от 1 до 3
  3. Дошкольный возраст: от 3 до 6-7
  4. Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11
  5. Подростковый возраст (отрочество): от 10-11 до 15
  6. Юношеский возраст:
  • Первый период (старший школьный): от 15 до 17
  • Второй период: от 17 до 21
  • Зрелость:
    • Первый период (молодость): от 21 до 35
    • Второй период (зрелость — средний возраст): от 35 до 60
  • Пожилой возраст: от 60 до 75
  • Старческий возраст: от 75 до 90
  • Долгожители: свыше 90
  • Пройдите онлайн психодиагностику.

    Психологический возраст личности? Это уровень психического и умственного развития, характерный для определенного возраста человека. В этой статье вы найдете информацию о том, как узнать психологический возраст, какие существуют его особенности и можно ли его изменить.

    Тяжкий груз

    Один человек может в 20 лет быть отягощен грузом проблем настолько, что его психическое развитие уходит далеко вперед. Он сам ощущает себя слишком взрослым для своих лет и ведет себя так, будто ему лет тридцать: заботится о младшем брате или зарабатывает деньги на лечение больной матери вместо того, чтобы веселиться в ночных клубах.

    В данном случае психологический возраст человека явно опережает биологический. Другая персона в сорок лет играет в компьютерные игры, может "сорваться" и внезапно уехать в путешествие, не стремится обзавестись семьей и детьми, считает, что это ограничит его свободу. Его психологический возраст, наоборот, отстает (или запаздывает).

    От чего это зависит?

    Твой психологический возраст зависит от того, как ты относишься к жизни. Это приходит с опытом, с пережитыми проблемами или, наоборот, с их отсутствием. Но все можно изменить, поэтому отчаиваться раньше времени не стоит!

    Стадии психологического возраста

    Многие отечественные и зарубежные психологи пытались систематизировать стадии и выделить возраста, основываясь на каком-то одном критерии, поэтому существует множество различных периодизаций. Разбираться в научных терминах - удел ученых, мы возьмем одно из описаний, составленное Эриксоном.

    Он выделил 8 ступеней, на основе которых может быть выделена возраста:

    На примерах

    Основываясь на вышесказанном, можно определить психологический возраст сорокалетнего мужчины, который никак не может расстаться с одной социальной группой (рок-музыка) и всячески пытается связать себя с ней (носит соответствующую одежду, посещает рок-концерты) - как «19 лет». Но не все так однозначно. Если этот же мужчина создал семью, заботится о жене, детях и родителях, его возраст уже «30 лет» (с учетом юношеского увлечения рок-музыкой).

    Как узнать психологический возраст?

    В журналах часто можно найти множество тестов на определение психологического возраста. В них встречаются вопросы вроде "Побежите ли вы к остановке, если увидели, что подходит нужный вам автобус?" или "На что вы обычно тратите свои деньги?". Результаты разных тестов у одного и того же человека могут отличаться. Можно пройти несколько тестов и высчитать среднее арифметическое из полученных результатов.

    Если интерес к собственному психологическому возрасту исходит не из праздных побуждений, то поможет разобраться в себе психолог. Ведь это не просто тест, определяющий ваш возраст по галочкам, поставленным в ответах, а человек, оценивающий вашу личность целиком: ваш вид, позу, жесты, голос, фразы, ваше отношение к себе и к другим, ваши цели и стремления. Все это имеет значение.

    Можно ли изменить свой психологический возраст?

    Итак, тесты пройдены, возраст определен. Если психологический возраст не сильно отличается от биологического, повода для беспокойства нет. Но что делать, если разница существенна? Сильное отставание в психическом развитии - это инфантилизм, несамостоятельность, неумение взять на себя ответственность за содеянное, притупленное чувство вины, вечные поиски предназначения и страх близких, доверительных отношений. Сильное опережение тоже плохо. Это преждевременное "старение души". Человек чувствует себя морально уставшим, его мало интересуют творческое самовыражение, он перешагнул и через период создания семьи. Осталось только чувство досады от прожитой в психологическом, но не прожитой в реальном возрасте, жизни.

    Как это сделать?

    Как узнать психологический возраст, вы уже поняли, а вот как его изменить? Сделать это можно. Но это значит изменить себя. Для начала нужно осознать свои слабые места: где именно, в каком периоде жизни вы застряли, почему не можете оставить этот период в прошлом, что мешает двигаться дальше, или почему "перескочили" через значимые периоды своей жизни, не успев их прожить. Проанализировав все это, можно начать корректировать проблемы. Но подчас привычки оказываются сильнее желания что-то менять. В этом случае поможет психолог. Он направит ваши мысли и действия в нужное русло.

    Вывод

    Надеемся, из этой статьи вы почерпнули новую информацию о том, как узнать психологический возраст, какие основные его особенности и характеристики бывают, можно ли его изменить. Советуем проходить вам только проверенные тесты, а не созданные непрофессионалами. Именно поэтому обращение к психологу будет самой удачной идеей. Если же такой возможности нет, просмотрите хотя бы несколько доступных тестов и выберите тот, о котором известно больше всего информации. Удачи вам и гармонии в душе и теле!

    Ученые выделяют три возраста помимо календарного: социальный, биологический и психологический. Что такое психологический возраст личности? Биологический, понятно - это то, как хорошо сохранилась барышня (имеется не только внешность, но и состояние внутренних органов). Социальный возраст – это сколько лет ей дают окружающие. Психологический возраст – внутренне соответствие. Порой психологический возраст не совпадает с биологическим. Почему так происходит? Как с молодящимися стариками и не по возрасту взрослыми парнями?

    Три сущности

    Психологический возраст личности составляют три сущности – ребенок, подросток и взрослый. Такие характеристики, как любопытство, радость находятся под влиянием «ребенка». «Подросток» отвечает за творческое развитие, «взрослый» контролирует все, что происходит с ним и вокруг него и отвечает за свои поступки. Если между этими тремя сущностями царит гармония, то личность считается самостоятельной и зрелой. Если же одна из этих сущностей преобладает, то психологический возраст человека сильно разнится с тем, что обозначен в паспорте.

    Возраст 7-12 лет

    Первый психологический возраст личности называется «прелестный малыш». Таких людей психологи называют носителями синдрома Питера Пена. С одной стороны беззаботный Питер Пен – очаровательный малыш, который хочет принимать участие во взрослой жизни. С другой – эгоист и монстр, полагающий, что мир должен крутиться вокруг него. Необходимость зарабатывать, ответственность – все это навевает на Питера Пена страх и скуку. Он любит вечеринки, видеоигры, прожигать жизнь в клубах и на диване. В 30-40 лет у него нет ни семьи, ни стабильной работы, ни желания их иметь. Все заработанные деньги он пускает на новые удовольствия.

    Выстраивание отношений

    Питеры Пены делят всех на полезных и тех, кого можно использовать по необходимости. Но верных друзей у него нет, потому дружба – это обязательства, которые Питер Пен не хочет блюсти. Как общаться, если большим ребенком оказался бой-френд, который постоянно капризничает, обижается и обзывается? Молодой человек, который остался в возрасте 12 лет, может стать хорошим тусовщиком, с которым можно поразвлечься, но не строить серьезные отношения. Питер Пен не приспособлен к бытовой жизни, за ним нужно постоянно следить. В женщинах он ищет поддержку, заботу, материнскую любовь. Если повлиять на него, он может достигнуть карьерного успеха.

    Возраст 16-18 лет

    Этот психологический возраст называется «вечный подросток». Он постоянно вступает в борьбу с жестоким миром, проявляет максимализм и нигилизм. У него огромное желание состояться в жизни, для чего он проявляется невероятную силу воли. Но его минус: низкая самооценка, которую он повышает за счет кого-то. «Подростки» не оглядываются назад и готовы шагать по трупам, что позволяет им достигать успеха в карьере.

    Выстраивание отношений

    С близкими складываются у «подростка» сложные отношения. Такой бой-френд считает, что родных, девушку, друзей можно унижать, помыкать ими, ведь они все равно любят. Как общаться и строить отношения с «подростком»? Молодые люди, которые относятся к этому психологическому типу, могут иметь семью, но они не будут верными и заниматься детьми они тоже не будут. Только ежедневные сюрпризы и разные роли помогут девушкам сделать из «подростка» семьянина.

    Возраст 60-70 лет

    Если в человеке «спят» «подросток» и «ребенок», то он превращается в суперстар. Как выстраивает свои с близкими глубокий старик? Он не любит развлечений, постоянно строит планы, критикует всех, старается не отступать от намеченного. Такие люди не любят перемены, поэтому им свойственно долго работать на одном месте. Он ответственный и считает, что все должны быть такими же.

    Выстраивание отношений

    Как общаться с таким типом? Молодой человек-брюзга вряд ли будет романтичным в отношениях. Свои чувства он проявляет сухо или держит их в себе. В отношениях он командир. Но если его о чем-то опросить, он сделает все. Ласка, нежность, забота – вот тактика общения с ним. Больше интересуйтесь его работой и хвалите его деловые навыки.

    Несмотря на свою кажущуюся очевидность, мысль о необходимости изучения специфических закономерностей созревания индивида как носителя системных социальных качеств и развития индивидуальности личности, о поиске соотношений между этими двумя рядами с трудом пробивает себе дорогу в сознании исследователей. В реальности же без пристального анализа соотношения органического и культурного рядов в развитии личности вряд ли можно адекватно отразить закономерности периодизации развития личности, а также решить вопросы о психологическом и физическом возрасте и о критериях зрелости. Прежде всего кратко остановимся на вопросе о психологическом возрасте личности. Если зрелость индивида - соматическая или половая- определяется биологическими критериями, а паспортный возраст - количеством лет, которые существует организм, то с психологическим возрастом и зрелостью личности дело обстоит далеко не так просто. Нет необходимости доказывать, что органическое созревание индивида, например половое созревание, является одной из важных предпосылок формирования идентичности личности. Например, сорокалетний мужчина по своему психологическому складу может быть инфантильной личностью, в то время как шестилетний ребенок при определенных обстоятельствах воспринимает себя как взрослого человека. В качестве примера, иллюстрирующего историческую обусловленность «детства» и «возраста», В. В. Давыдов приводит строчки известного Некрасовского стихотворения: «“...семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой, да я”. Мальчонка в шесть: лет чувствует себя «мужиком чинным», и не только чувствует - реально живет как трудовой человек. А ведь это «дошкольник» по нашему календарному сроку!». Представления о специфике «психологического возраста», идущие от Л. С. Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б. Г. Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что «психологический возраст» и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летосчисление жизненного пути личности. Подходы к пониманию природы психологического возраста только намечаются. В частности, в исследовании А. А. Кроника и Е. И. Головахи выделяются такие особенности психологического возраста, как его обратимость и многомерность. Личность в ходе своего развития не только стареет, но некоторые жизненные события могут вернуть ей молодость, и не в образном, а в подлинном психологическом смысле этого слова. Многомерность же психологического возраста проявляется в том, что в разных сферах деятельности личность взрослеет неравномерно. В одной сфере деятельности она воспринимает себя как зрелого мужа, а в другой страдает от сознания собственного инфантилизма. Следует подчеркнуть, что природу психологического возраста нельзя раскрыть, минуя представление о «временной перспективе» и ее значении в жизни личности (Б. В. Зейгарник). Не является ли одним из симптомов наступления психологической старости ретроспективная направленность мотивов, которая иногда может наблюдаться на довольно ранних этапах жизненного пути?


    Что же касается вопроса о психологической зрелости личности, то он не может решаться в отрыве от изучения конкретно-исторической фазы развития общества и той культуры, в которых происходит становление человека. Это та область исследований, где исторической психологии и этнопсихологии еще предстоит сказать свое слово. Наряду с поиском конкретно-исторических характеристик зрелости появляются исследования, в которых ставится вопрос о собственно психологических критериях зрелости личности. П. Я. Гальперин отмечает, что личностью может считаться лишь общественно ответственный субъект, т. е. в качестве критерия зрелости выделяется ответственность личности за свои поступки. В связи с этим особенно важно, что в процессе жизненного пути развитие ответственности формируется в направлений от «объективной ответственности» к «субъективной ответственности». Подобное развитие ответственности индивидуальности описано в цикле исследований Ж. Пиаже, посвященных изучению морального развития личности ребенка.

    Б. С. Братусь пытается подойти к критерию вычленения зрелости через изучение тактики целеполагания и видит критерий зрелости личности в искусстве разводить идеальные и реальные цели, к которым стремится человек. Еще одним возможным критерием зрелости является осуществление личностью свободного личностного выбора. Какие бы критерий зрелости личности ни брались, во всех проступает мысль о действующей личности, ставящей новые задачи, о стремящейся к различным целям и мотивам личности, словом, о личности как субъекте противоречивого процесса ее развития.

    Признаки двух стадий морального развития *

    Понятие психологического возраста относится к числу наибо­лее сложных и поэтому мало разработанных понятий. Объек­тивная хронологическая мера возраста личности недостаточ­на для определения возрастных закономерностей развития и не совпадает с самооценкой возраста человека. Самооценка возраста - сложное образование, так как она есть обобщен­ное отражение особенностей жизненного пути в целом и его отдельных этапов. Психологический возраст личности включает много компонентов, зависит от множества переменных и в целом связан с субъективным представлением об уровне реализованности личности. В современной психологии вырабо­таны некоторые приемы и способы диагностики отдельных составляющих психологического возраста. Так, российские психологи Е.И. Головаха и А.А. Кроник предлагают провести мысленный эксперимент: «Представьте себе ситуацию, в кото­рой Вы неожиданно для себя узнаете, что возраст, зафиксированный в паспорте, свидетельстве о рождении или каких-либо, Иных документах, неверен, причем неизвестно, в какую сторо­ну произошла ошибка - моложе Вы в самом деле или старше. Представив себя в подобной ситуации, попытайтесь (ориенти­руясь на внутреннее ощущение своего возраста) ответить на вопрос: «Сколько Вам лет в действительности?» С увереннос­тью можно предположить, что Ваш истинный «календарный возраст» далеко не всегда будет совпадать с оценкой, подска­занной внутренним чувством».

    Е.И. Головаха и А.А. Кроник предложили следующие крите­рии для оценивания собственного психологического возраста-. 1) каузометрические показатели; направленные на диагно­стику глубинных слоев психологического времени, которые не всегда адекватно осознаются личностью. По условию предложенной методики, испытуемый отмечает 15 наиболее важ­ных событий в жизни и проводит причинный и целевой ана­лиз межсобытийных отношений и на этой основе строит кауфзоматрицу; 2) оценивание пятилетних интервалов по степени насыщенности значимыми событиями. Испытуемый оценивает каждый пятилетний интервал своей жизни по частоте значимых событий и сравнивает суммарный показатель к ожидаемой степени уровня реализованности исходя из ожи­даемой продолжительности собственной жизни; 3) дихотомическое шкалирование жизненного пути, направленное на мысленный поиск вех, значимых событий, отделяющих одну половину жизненного пути от другой. В результате процедуры вычисляется степень реализованности психологического времени; 4) самооценка реализованности направлена на оценку личностью собственной реализованности.

    В целом, по мнению авторов причинно-целевой концеп­ции психологического времени, «методы измерения психоло­гического возраста личности позволяют определить количественные показатели субъективной реализованности жизни, на основе которых возможна качественная интерпретация со­отношения психологического и хронологического возраста». Выделенные авторами показатели являются основанием для осознания необратимости времени и его рационального пла­нирования в биографическом масштабе жизни каждого кон­кретного человека.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Головаха ЕЙ., Кроник АА. Психологическое время личности. Киев, 1984. С. 163-186.