Женские прически Европы. Стили Рококо и Ампир

Парикмахерское искусство в эпоху стиля РОКОКО (первая половина XVIII века)

Но все течет, все изменяется. Кто достиг вершины, тот идет вниз. Для французской сословной монархии спуск вниз начался, как известно, уже при жизни Людовика XIV и продолжался вплоть до революции. "Король-солнце", говоривший: "Государство - это я", все-таки по-своему заботился о величии Франции. А Людовик XV, нисколько не отказывавшийся от притязаний абсолютизма, думал только о своих наслаждениях. Ни о чем другом не думало и огромное большинство окружавшей его аристократической челяди. Его время было временем ненасытной погони за удовольствиями, временем веселого прожигания жизни. Но как ни грязны были подчас забавы аристократических бездельников, вкусы тогдашнего общества все-таки отличались неоспоримым изяществом, красивой утонченностью, делавшими Францию законодательницей мод. И эти изящные, утонченные вкусы нашли свое выражение в эстетических понятиях того времени. Повсюду распространяются утонченность элегантности и тонкость чувственного наслаждения. В 1740 году поэт

На смену Барокко пришла эпоха раннего Рококо. Неестественно выглядевшие большие прически уступили место маленьким, изящным, с трубчатыми локонами. Появилась "пудреная прическа". Изящная и привлекательная маркиза де Помпадур, которая при дворе появлялась все с новыми и новыми прическами, задавала тон. Людовик XV с восхищением относился к этой Женщине маленького роста, которая впервые ввела моду на высокие каблуки и высокие прически эпохи Барокко уменьшила в соответствии со стилем "маленькой женщины". Впоследствии (при Марии Антуанетте) парикмахерское искусство стало иметь настолько большое значение, что для обучения мастерству создавать уникальные прически были основаны парикмахерские академии. После 1770 года в период позднего Рококо наступил расцвет паркмахерского искусства. В это время на дамских головках разыгрываются морские сражения с миниатюрными парусниками, расцветают райские сады... Уменьшившаяся было в начале Рококо прическа растет, как на дрожжах. Парикмахеры ценятся на вес золота. Пудра, которую делали из муки, используется килограммами.

Мода XVIII столетия в целом тяготела к вычурности и утончённости, к лёгкости и манерности. Этому способствовал и стиль рококо, главенствовавший в изобразительном и декоративно -- прикладном искусстве на протяжении большей части XVIII века. Причёска всегда является отражением общих тенденций моды, поэтому с воцарением

рококо уходит в небытие торжественность фонтанжа и аллонжа. Поскольку XVIII столетие принято считать «веком женщин», то и начинать следует с женской причёски.

Историю женской причёски можно условно разделить на несколько этапов. До 1713 года дамы всё ещё носят фонтанж, сама форма которого давала большой простор для фантазий.

После того, как Людовик XIV -- главный законодатель европейских мод -- положительно оценил маленькую, скромную причёску герцогини Шрусбери, в моду вошла простая, слегка припудренная куафюра (причёска), украшенная букетиками или кружевной наколкой. Эта кажущаяся простота и стала основной модной тенденщией века рококо. Женщины с полотен Ватто, Буше, Патера, де Труа, Шардена все до единой причёсаны скромно и элегантно, -- будь то роскошная маркиза де Помпадур, добродетельная Мария-Терезия или юная Фике из Цербста. Названия этих причёсок также сохранились --«бабочка», «сентиментальная», «тайна», «неженка». Однако с середины 70-х годов прослеживается иная тенденция: причёска снова принялась «расти» вверх.

И опять куафюра начала превращаться в сложное сооружение (как в эпоху фонтанжа). В ход шли не только собственные волосы, но и накладные. А также -- ленты, драгоценности, ткани, цветы, плоды. Есть мнение, что тон в моде задавала новая фаворитка Людовика XV -- Мари -- Жанетта Бекю, графиня Дюбарри, -- девушка из народа, которую король в одночасье возвысил до себя. Помимо графини Дюбарри, моду диктовала, разумеется, молоденькая дофина Мария-Антуанетта. Став королевой, она посвящала большую часть времени изобретению новых причесок и нарядов. Её личный парикмахер Леонар лишь только направлял бурную фантазию «австриячки» в нужное русло. Совместное творчество парикмахера и королевы дало миру такие шедевры, как «взрыв чувствительности», «сладострастная», «тайная страсть»… (Сравните с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода)… Это были громадные, сложные по исполнению причёски, составлявшие единое целое с головным убором.

Наиболее стильные женщины умудрялись носить на головах чучела птиц, статуэтки и даже мини-сады с крошечными искусственными деревцами. К тому же периоду относится любимая многими A-la Belle Poule -- причёска с моделью знаменитого фрегата.

Со временем (к началу 80-х годов) громоздкая, вычурная куафюра становится несколько скромнее. Исчезает мода на «паруса» и «вазоны». Только ленты и муслиновая ткань остаются в арсенале модниц. С полотен Гойи и Виже-Лебрен и Гейнсборо смотрят на нас эти женщины с пышными, но скромно украшенными волосами…

После Французской революции «старорежимные моды» сделались предметом насмешек… А уже спустя несколько лет, светские дамы щеголяли с элегантно -- скромными причёсками «а-ля грек» и «а-ля Аспазия».

Историю мужской куафюры (причёски) XVIII века также можно разделить на несколько этапов. В начале столетия продолжают совершенствоваться причёски, возникшие в конце XVII века. Так парики -- аллонж по-прежнему в моде, однако, их длина заметно уменьшается. Возникает небольшой по размеру парик «бинет» -- крупные локоны, уложенные параллельными рядами. С 1730-х годов такой парик носили только пожилые люди. В таком парике мы можем видеть и великого Баха, и польского короля Станислава

Если время правления Людовика XIV, в основном, может быть охарактеризовано, как «эпоха париков», то в XVIII столетии вновь возвращается мода на причёски из собственных волос, хотя и парики остаются, по-прежнему, популярны. Молодые люди предпочитают не отягощать себя тяжёлыми и довольно тёплыми париками.

Как для париков, так и для волос существовала пудра. Пудра была различных цветов и оттенков -- от белой до нежно-розовой и бледно-голубой. В моду входит небольшая, относительно простая и даже демократичная причёска «а-ля Катогэн»: подвитые волосы зачёсывались назад, завязывались на затылке в хвостик чёрной лентой. Эту причёску часто носили в армии и на флоте. Некоторые модники прятали этот хвостик в своеобразный футляр из чёрного бархата

Причёска «а-ля Катогэн» оказалась самой популярной на протяжении XVIII столетия. В 1740--1750 гг. большой популярностью пользуется завивка «крыло голубя» -- два-три ряда тщательно закрученных локонов укладывались на висках. Сзади -- небольшая косичка или хвост, стянутый лентой. Именно с такой завивкой мы можем видеть молодых королей -- Людовика XV и Фридриха Великого. (Существовал также одноимённый парик неизменно -- белого цвета).

К концу XVIII века парики практически повсеместно выходят из моды -- исключение составляла, пожалуй, Россия, где ещё в эпоху Павла I было немыслимо явиться ко двору без напудренного парика. В 1780-е гг. в моду входят довольно пышные, однако, простые в исполнении мужские причёски с крупными, как бы небрежно уложенными рядами локонов. Молодые лорды на картинах

В период Великой Французской Революции длинные волосы практически вышли из моды, особенно после того, как актёр Тальма сыграл роль Тита в вольтеровском «Бруте». После этого в моду вошли коротки «римские» причёски «а-ля Титус».

Мода XVIII столетия в целом тяготела к вычурности и утончённости, к лёгкости и манерности. Этому способствовал и стиль рококо, главенствовавший в изобразительном и декоративно прикладном искусстве на протяжении большей части XVIII века.

Рококо (от фр. rocaille - декоративная раковина, ракушка) стиль в искусстве, возникший во Франции во второй половине XVIII века. Идейная основа стиля рококо - это вечная молодость и красота, галантное и меланхоличное изящество, бегство от реальности.Характерными чертами этого стиля являются изысканность, большая декоративная нагруженность композиций, Большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям.

Аристократия в середине XVIII века замкнулась в своем уютном и интимном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах и маскарадах, стремясь урвать от жизни все доступные ей утехи, в первую очередь чувственные. Ее девизом стала фраза: "Apres nous le deluge!" (фр. "После нас хоть потоп!"). В этих словах отразилось отношение к миру почти всего высшего французского сословия. Кстати, после них и случился "потоп", потрясший до основания общественные устои Западной Европы - грянула Французская буржуазная революция 1789г., и покатились с эшафотов гильотинированные головы французских аристократов и аристократок.
Но все это случится еще не скоро - только в конце века, а пока капризы и прихоти аристократии открыли простор творческой фантазии французских портних-модисток и парикмахеров.

До 1713 года дамы все еще носят фонтанж, сама форма которого давала большой простор для фантазий.
Фонтанж (фр. fontange) - дамская высокая прическа времен Людовика XIV и одноименный чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев. Укреплялся он при помощи шпилек и проволочных конструкций.

French man and woman, 1730s.

Интересна история появления этой прически. Во время очередной королевской охоты в 1680г. юная фаворитка короля Франции - Анжелика де Руссиль-Фонтанж нечаянно растрепала свои локоны и, чтобы длинные волосы не мешали ей охотиться, подвязала их куском кружева. Исследователи расходятся во мнениях - то ли это кружево было сорвано с рукава, то ли было чулочной подвязкой. Так или иначе, это концептуальное сооружение на голове де Фонтанж пришлось по вкусу эксцентричному королю, и на утро почти все дамы явились ко двору с такими же "фонтанжами"
Некоторые модницы собирали пучок не прямо, а под углом, на манер падающей Пизанской башни. Даже простолюдинки сооружали себе подобие "фонтанжей".Появилось более сотни вариантов этой прически. Обычно прическа типа "фонтанж" представляла нагромождение высоко надо лбом нескольких туго завитых локончиков-штопоров, расположенных горизонтально и поэтажно. Один или несколько этих змеевидных локонов спускались на грудь.


Мария Анжелика де Скорайлль де Рувилль-Фонтанж

Со временем фонтанжи становились все выше и причудливей. У иных дам они достигали высоты 50-60 см. Такие сооружения уже приходилось поддерживать каркасом
.
Случай заставил европейских красавиц навсегда отказаться от фонтанжа. В 1713 году, на торжественном приеме в Версале английская подданная, герцогиня Шрусбери, предстала перед Людовиком XIV без фонтанжа, с гладко зачесанными волосами. Судьба фонтанжа была решена.В моду тут же вошла маленькая, гладкая прическа с рядами ниспадающих на плечи локонов.Эта простая, слегка припудренная прическа, украшенная букетиками или кружевной наколкой, эта кажущаяся простота и стала основной модной тенденцией века рококо.
В России мода на фонтанж держалась несколько дольше - до середины 20-х годов XVIII века. Правда, носили его, по преимуществу, пожилые дамы.
Женщины с полотен Ватто, Буше, Патера, де Труа, Шардена все до единой причесаны скромно и элегантно, - будь то роскошная маркиза де Помпадур, добродетельная Мария-Терезия или юная Мария-Антуанетта. Сохранились названия этих причесок - "бабочка", "сентиментальная", "тайна", "неженка". Носили даже короткие завитки, стиль а-ля mouton ("овечка").


Francous Boucher. 1746s. Madame Bergeret .

Liotard L`Archiduchesse. Marie-Antoinette d`Autriche, future Reine de France, a lage de 7 ans (1762s.)
Elegante avec la robe a grands paniers, abbe mondain, jeunes gens en costume de chasse et de promenade avant 1760.
Buucher. 1758s. Marquise de Pompadou.
Однако с середины 70-х годов прослеживается иная тенденция: прическа снова принялась "расти" вверх, превращаясь в сложное сооружение. Есть мнение, что тон в моде задавала новая фаворитка Людовика XV - Мари-Жанетта Бекю, графиня Дюбарри, - девушка из народа, которую король в одночасье возвысил до себя. Помимо Дюбарри, моду диктовала, разумеется, молоденькая дофина Мария-Антуанетта. Став королевой, она посвящала большую часть времени изобретению новых причесок и нарядов.
Ее личный парикмахер Леонар Отьё по прозвищу Боляр, то есть Великолепный, лишь только направлял бурную фантазию "австриячки" в новое русло. Так Франция стала законодателем моды в области причесок. От названия сложной прически - куафюра - парикмахеров стали называть куаферами. все новые и новые прически стали появляться в результате соперничества парикмахеров.
Совместное творчество парикмахера и королевы дало миру такие шедевры, как "взрыв чувствительности", "сладострастная", "тайная страсть".
Между 1770 и 1780 гг. с легкой руки Марии-Антуанетты, обладавшей роскошной шевелюрой, женская прическа начала подниматься вверх - иногда на высоту 70, а порой и 100 см, т.е. иные прически были в несколько раз больше головы.

French woman in an alluring rose, 1770s.

Robe a la circassienne, 1770s .
Разумеется не каждая придворная красавица имела настолько длинные и густые волосы, чтобы в точности следовать новой моде. Так началось триумфальное шествие шиньонов и дамских париков. В ход шли и волосы, купленные у представительниц "третьего сословия", и конские волосы.А также - ленты, драгоценности, ткани, цветы и плоды.Наиболее стильные женщины умудрялись носить на голове чучела птиц, статуэтки, и даже мини-сады с крошечными искусственными деревцами.


1781s.

Чудовищных размеров прически выполняли функции противовеса огромному шлейфу, тянувшемуся за платьем дамы.Кроме того, туфли с высокими каблуками и огромная ширина юбки в бедрах, тоже требовали уравновешивания. Поскольку при подобных прическах удержать равновесие было сложно, то появилась мода на тонкие трости с жесткой кисточкой-чесалкой для головы - необходимый атрибут для прогулок.


От огромного веса сооружений и постоянного натяжения волос у модниц ужасно болела голова, но, помятуя о том, "красота требует жертв", чего только не выдерживали женщины той эпохи! Однажды королева Франции Мария-Антуанетта согласилась ехать в карете, стоя на коленях, чтобы не повредить прическу - шедевр парикмахерского искусства и труд нескольких знаменитых куаферов. Можно себе представить, как непросто было носить такую прическу, сохраняя при этом непринужденную улыбку и гордую посадку головы.
Неудобство высоких причесок, мешавших женщинам сидеть в карете, в конце концов было учтено Боляром. Он придумал легкий стальной механизм (его вставляли в парик), с помощью которого можно было сделать прическу низкой, а затем, нажав на клапан, - снова высокой.

Marie Antoinette, Quenn of France, in coronation robes by Jean-Baptiste Gautier Dagoty, 1775.
К этому периоду относиться всем известная прическа A -lа Belle Poule . Она была в моде всего несколько недель. В 1778г фрегат "Belle Poule" одержал победу.Леонар со своей талантливой ученицей королевой Марией-Антуанеттой живо отозвались на это событие. несколько куаферов во главе с Леонаром, сооружая на голове королевы эту прическу высотой 70 см, трудились, стоя на лестницах, около 10 часов.

Coiffure a la Belle-Poule

Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты, парусные корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости. Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привел к появлению прически «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке. А промчавшаяся в 1773 году по париижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Они, конечно охранялись долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове следовало осторожно.Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, кочаны капусты, морковь, редис и т. п. Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами. В прическу вставлялось множество драгоценностей.
Случалось, что головка знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела. Потом пришла мода на перья в волосах, ради которой были уничтожены тыcячи лебедей, павлинов, цапель, страусов и других редких птиц.
Парижский журнал «Курьер де ля мод» в 1770 г. в каждом выпуске помещал гравюры, изображавшие девять новых причесок — всего 3744 образца в год, что считалось величайшим достижением времени, позволяющим каждому проявить свой вкус при выборе прически.

Berliner Trachten des 18 Jahrhunderts .

Coiffure a la zodiaque; coiffure casque a la clorinde; Coiffure en soleil levant; coiffure a la persane .

Большим подспорьем в сооружении всех этих чудес были шиньоны, подушки-подкладки, лаки, помады, сало и бараний жир, удерживавшие пудру, шпильки различной длины. Порой их число достигало нескольких сотен.
Пудру употребляли всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую и розовую. Дама надевала льняной пеньюар «пудер-мантель», чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску с пластинками слюды против глаз, парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке.
Также существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра.
Кстати, мука, служившая основой пудры, была не всем по карману. Слуга Иоганна Беттгера - изобретателя фарфора - вместо муки стал использовать порошок из белой глины. Обнаружив ее свойства, хозяин парика изобрел... фарфор... .
Поскольку столь сложные архитектурные сооружения на голове требовали многих часов упорной и очень дорогой работы куафера, то, естественно, женщины причесывались не ежедневно. Даже аристократки делали это раз в 1-2 недели. Мещанки же причесывались и того реже — раз в месяц, а прически сохраняли как можно дольше нетронутыми. Волосы дам кишели насекомыми (вшами и блохами) и пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Иногда там даже заводились мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудру. Естественно спать с такой прической было невозможно да к тому же такие громадные сооружения на голове были идеальными местами обитания для огромного количества вшей. Спасались от этой напасти специальными палочками, которыми чесали кожу головы, дабы хоть немного уменьшить постоянный зуд.
Чтобы отбить дурной запах, волосы сильно душили всевозможными благовониями, так что от дамы пахло за 50 шагов. Модницы постоянно носили с собой флакончики с резкими духами. Существовала специальная костяная или металлическая спица - трость (grattoirs), с помощью которой можно было, просунув ее сквозь валики, подкладки и прочие «примочки» и «прибамбасы», почесать голову, не портя прически. Эти палочки для чесания обычно имели наконечник в форме человеческой кисти.
Во время сна пользовались специальными, обтянутыми шелком деревянными подставками-подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу. Некоторые модницы вообще спали сидя в креслах. Для защиты от грызунов изобрели специальный проволочный чепец («кибитку»), который надевали даме на голову во время сна.
В 1770 году произошел трагический случай. От искр фейерверка, устроенного во время свадьбы будущего короля Людовика XVI, вспыхнули как порох огромные прически у множества дам. Погибло более 500 человек (в основном женщины), и вместе с ними и знаменитый Легро — куафер, славившийся особой изощренностью причесок.
Мода на высокие прически исчезла после рождения Марией-Антуанеттой наследника престола; после родов ее роскошные волосы сильно поредели и она быстро ввела в моду новую прическу - небольшой паричок с шаловливыми локонами “enfant ” (фр. «дитя»).

Со временем (к началу 80-х годов) громоздкая, вычурная куафюра становится несколько скромнее. Исчезает мода на «паруса» и «вазоны». Только ленты и муслиновая ткань остаются в арсенале модниц, но шляпы и наколки по-прежнему большие и обьем прически сохраняется. В моду входят шляпы из соломы с низкой тульей и широкими полями, их повязывают с лентами в новом «деревенском» стиле.

French men, women, and a child, 1774-1792

Thomas Gainsborough Lady Georgiana Cavendish 1787

Marie-Antoinette by Elisabeth Vigee-Lebrun 1783

Fachion plate of 1786 shows a caraco and petticoat, worn with a wide-brimmed summer hat of straw with elaborate trimmings.

1787 fashion plate.

Желание нравиться преобладало надо всеми другими стремлениями и породило одежду, подчеркивающую чувственные формы тела. Все, абсолютно все женщины хотели быть молодыми (вечно молодыми!): чтобы скрыть возраст, два раза в день утром и вечером) принимали освежающую кожу ванну из парного молока, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили.
Все женщины стремились остановить время. Именно поэтому в моду вошли обильные румяна - одна из отличительных черт XVIII в. Так как повелевать природой человек не в силах, то с помощью румян был искусственно создан цвет, считавшийся типичным цветом молодости и красоты. Благодаря румянам на женских лицах царила вечная весна.
Грим применялся столь обширно, что порой мужья не узнавали своих жен.Гримирование было исключительно привилегией знатных дам, другим, в том числе и женщинам легкого поведения, оно был запрещено, Дама высшего света уже издалека бросалась в глаза своим искусным гримом. Щеки были сильно нарумянены, остальная часть лица бледна до крайности. Дамы покрывали лицо свинцовыми белилами, поскольку бледная кожа считалась признаком аристократизма.

С этой целью производили кровопускание и пили уксус. Для полной иллюзии проводили на лице голубые прожилки, будто бы проглядывающие сквозь нежную, тонкую кожу.При этом умывались далеко не каждый день, чтобы сохранить макияж. Популярными были молочные и земляничные маски. В макияже главным был красный грим самых разных тонов. Расходовали его в больших количествах, Так, в год Франция расходовала два миллиона баночек с красным гримом.

На каждую даму уходило в год косметики с полпуда. На многочасовых увеселениях пудра и румяна на основе цинковых белил подсыхали и отваливались кусками, поэтому дамы вынуждены были поправлять грим на своих ярко нарумяненных щеках, который делал их похожими не на людей, а «на ободранных телят».
Гримировали даже мертвых, чтобы они выглядели как можно красивее. Некоторые дамы в своем завещании точно описывали, как следует загримировать их после смерти. Нежность шеи умершей подчеркивали прозрачные платки с синими прожилками.
Потребности в пудре в Европе того времени были огромными. Для французов и француженок ее требовалось столько, что во Франции случались перебои с рисовой или пшеничной мукой, из которых производилась разноцветная пудра для косметики, Пудрили лицо кисточками или мехом. Зато обильно напудренные волосы и не в меру раскрашенные лица помогали в самом главном: скрывать возраст.
Женщина той изысканной и беззаботной поры все больше и больше становилась похожей на утонченную драгоценную статуэтку в фантастически сказочном интерьере. Грациозность и легкость продолжали отличать женский силуэт и, соответственно, женский костюм тех времен: узкие плечи, чрезвычайно тонкая (осиная) талия, округлая линия бедер, поначалу маленькая, а затем огромная прическа и высоко приподнятая грудь, которая к концу века будет все увеличиваться и увеличиваться в размерах все больше выступать вперед.
Кстати, моду на высокую грудь ввела супруга Людовика XVI красавица-австриячка Мария-Антуанетта, обладавшая безупречно красивым, как две пиалы, высоким бюстом.
Поскольку широкая грудная клетка считалась признаком неблагородного происхождения, то дамы шнуровались как можно туже. Случалось, ребра из-за этого срастались, что доставляло благородным бедняжкам-модницам невыносимые страдания. Многие из них, памятуя о том, «что красота требует жертв», продолжали носить корсеты даже во время беременности (особенно, если она была нежелательной, а подобное в то галантное время случалось очень часто), что нередко приводило к появлению на свет детей с искривленными руками или ногами либо иными тяжелыми заболеваниями.

Fashion Before Ease The Lewis Walpole Library, Yate University

Прямо на корсет дамы рококо натягивали платье и, не надевая и не поддевая более ничего, отправлялись за пределы своего дома. В ту до предела утонченную эпоху нравы настолько упростились, что возникла даже игра, одинаково приятная обеим сторонам.
На модной тогда картине знаменитого французского живописца Фрагонара «Качели» (1767 г.) молодой человек смотрит даме под юбку и видит то, что ему разрешается увидеть.

Чрезмерное увлечение интимом вызвало появление столь глубокого декольте в виде каре, что грудь обнажалась до околососкового кружка (ареолы)
Кстати, большой популярностью пользовалось подкрашивание сосков красными (пунцовыми, бордовыми, малиновыми и др.) красителями. Прийти на бал с бледными сосками было столь же немыслимо, как сегодня появиться на светском рауте без... макияжа. Чтобы сосок «стоял» - его время от времени натирали льдом, который модницы возили с собой на балы или приемы в специальных «ледницах"
Ближе к концу века грандиозные и буйный стиль европейской знати подвергся критике со стороны философов Просвещения. Не только прически и платья, но тот же художественный стиль, "Рококо", был подвергнут резкой критике.А после Французской революции «старорежимные моды» сделались предметом насмешек… А уже спустя несколько лет, светские дамы щеголяли с элегантно — скромными причёсками «а-ля грек» и «а-ля Аспазия Новое общество повернулось к простоте, от рококо стиль они отправились в "нео-классик, художественный стиль, который прославляет древнегреческие классические каноны красоты. И это стиль идет в гармонии с романтизмом, который начался в конце века и останется на протяжении почти всего девятнадцатого века.

Введение

Тема данной дипломной работы: «Стилизованная прическа в стиле Рококо».

Целью дипломной работы является создание стилизованных образов, которые отразят взаимосвязь между эпохой Рококо и современными направлениями моды в прическе, ее форме, цветовой гамме.

Задачами работы являются:

Исследовать варианты создания причёсок в эпохи Рококо;

Исследовать изменения технологии выполнения причёсок эпохи Рококо;

Выбор образа из множества вариантов и его стилизация.

Предметом исследования является развитие парикмахерского искусства в эпоху Рококо от древности до наших дней.

Объектом исследования является - причёска как неотъемлемая часть образа и стиля.

Рококо - стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Изящная декоративность, интимность, утрировка изогнутых плавных линий - вот что определяет этот стиль.

В оформление интерьеров вводятся сложные лепные и резные узоры, завитки, раковины, отделка отличается изысканностью и лёгкостью. В убранстве внутренних покоев используют светлые шелка, позолоту, фарфор. Стиль рококо отличался причудливой асимметрией и изяществом форм. Его расцвет приходится на период правления французского короля Людовика XV. Это время когда аристократия замыкается в своем уютном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах, маскарадах, охотах, пикниках и... любовных приключениях.

Оригинальный костюм завершался прелестной женской головкой со значительно уменьшившейся в размерах гладкой прической. Но уже во второй половине XVIII века прическа снова «вырастает» вверх, иногда на высоту до 70 сантиметров.

Знаменитые парикмахеры вместе с модистками создают на головах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев; даже целые корабли с поднятыми парусами; ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры.

«Подиумная причёска эпохи Рококо», наиболее актуальной не только в наше время, но и во все времена. Это наше прошлое и это же наше будущее, ведь жизнь, культура, искусство и новые направления не стоят на месте, они развиваются вместе с нами и с каждой эпохой совершают всё новые и новые открытия и перевороты.

Тема: «Стилизованная прическа эпохи Рококо», очень актуальна и вполне могла бы подойти для подиумных показов и конкурсах, так же в театрах и кино.

Глава 1. Анализ подготовки к выполнению разрабатываемых образов

1.1 Историческое и современное видение моды Рококо

В первой половине 18 века появляется стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.

Расцвет Рококо приходится на период правления французского короля Людовика XV (рис. 1). Это время когда аристократия замыкается в своем уютном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах, маскарадах, охотах, пикниках и любовных приключениях. Стиль той эпохи носил черты хрупкости и утонченности, манерности и чувственности. В центре внимания оказывается внутренний мир.

В светских салонах господствовали женщины. Желание нравиться преобладало надо всем и вызывало к жизни одежду, подчеркивающую чувственные формы тела. Все, абсолютно все хотели быть молодыми (вечно молодыми!): чтобы скрыть возраст, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили.

Движения, походку вырабатывали с учителями «хороших манер», даже сидя за столом, ноги вставляли в специальные колодки, приучая их к «третьей позиции». Недаром XVIII в называли «галантным веком», веком пудры, кружев, менуэта, веком женственного мужчины. Аристократические костюмы сверкали золотом и драгоценными камнями. Официальная одежда, служебная, салонная и даже домашняя были одинаково великолепны. Даже вместо пуговиц носили драгоценности, а парадные платья, даже самые дорогие, надевали лишь по одному разу.

Объемные формы одежды барокко отошли в прошлое, платье как будто снова приобрело человеческие размеры. Помпезность и торжественность сменились капризом и прихотью, асимметричность победила гармоничность. Свободно развевающиеся платья барокко как бы опали и приобрели более определенные формы, детали костюма уменьшились и стали более изысканными. Заметных перемен в покрое одежды не произошло.

Женский костюм (рис. 2) Грациозность и легкость отличают силуэт женского костюма того времени: узкие плечи чрезвычайно тонкая талия, высоко приподнятая грудь, округлая линия бедер и т.д. Опять в моде платья на железных обручах, юбки стали шире и приобрели куполообразную форму.

Во второй половине столетия юбка сильно расширяется в стороны, ее круглая форма превращается в овальную (растянутую в боках и сплюснутую спереди и сзади). Бока юбки так вытянуты, что кавалер не мог идти с дамой рядом, а шел несколько впереди, ведя ее за руку. Иногда вокруг талии просто укрепляли небольшие каркасики - фижмы, вытянутые в боках и сплющенные спереди и сзади. Талия стянута корсетом, сильно приподнимающим грудь, слегка приоткрытую неглубоким широким вырезом. Вырез вокруг шеи и на груди драпируется кокетливой косыночкой (часто с бахромой). Позже ее поднимают до подбородка, искусно создавая видимость высокой груди, модной в то время. Эту моду ввела супруга Людовика X королева Мария-Антуанетта (рис. 3), обладавшая безупречно красивым небольшим, но высоким бюстом.

Узкие в локтях рукава, подобно вырезу, украшены каскадом струящихся кружев, лент и позументов (золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма). Большое значение придается также мелким дополнениям к одежде. К ним относится веер, который был необходимой частью умения кокетничать, сумочка «помпадур» для бесчисленных косметических мелочей, перчатки и муфта.

Рис. 2. Женские платья

Рис. 3. Королева Мария-Антуанетта

Особенно кокетливо выглядят туфли - маленькие и изящные, как и вообще весь костюм, с глубоким вырезом и большим каблуком вычурно-изогнутой формы. Дополняли парадный костюм цветные чулки с золотой и серебряной вышивкой, во второй половине века - белые шелковые чулки с ажурным орнаментом или вышитой стрелкой. Дамская обувь в то время изготавливалась из цветной кожи, парчи, атласа, бархата. Парчовые атласные туфли расшивали цветными шелками, жемчугом, золотыми и серебряными нитками, камнями (рис. 4).

Рис. 4. Женские туфельки

В одежде стиля рококо, весьма сильно обнажающей тело, большое внимание уделялось женскому нижнему белью - нижней юбке с распашной кофточкой - неглиже (от французского neglige - небрежный). Шелковое, обильно украшенное золотом и серебром, вышивками и кружевами, оно становится предметом гордости дам (рис. 5).

Рис. 5. Нижнее бельё и корсеты

Прически 18 века очень интересны своим великолепием и разнообразием. Ведь, как свидетельствует история парикмахерского искусства (а особенно в эпоху величественного, роскошного, утонченного и пафосного рококо мастеров по укладке волос называли и приравнивали к статусу выдающихся и одарённых художников), ни одна шикарная прическа светской особы, подобно впечатляющей скульптуре или шедевральному полотну, не имела аналогов ни в одной части света. То есть каждый талантливый и востребованный парикмахер уже в 18 веке гарантировал эксклюзивность своего творения.

Вообще, откровенно говоря, именно бесподобные и восхитительные, фантастические и роскошные прически 18 века и для влиятельных мужчин того времени, и для придворных фавориток произвели революцию в мире моды, эстетического мировоззрения, художественном мышлении в целом и в парикмахерском искусстве - в частности. Понятное дело, как и всякое искусство с определённой долей субъективного художественного мироощущения творца, мастерство парикмахера отображало современные ему реалии и ориентировалось на возможности, потребности и дух эпохи. Поэтому многие прически 18 века неразрывно связаны с важнейшими историческими событиями. Например, в ознаменование спуска на воду королевского фрегата «Адмирал» (рис. 6) в моду вошли прически 18 века а-ля парусный корабль, прекрасно закрепился на макушке изысканной худощавой леди.

После 1770 года в период позднего Рококо наступил расцвет парикмахерского искусства. Женские причёски. Оригинальный костюм завершался прелестной женской головкой со значительно уменьшившейся в размерах гладкой прической. Но уже во второй половине XVIII в. прическа снова «вырастает» вверх, иногда на высоту до 70 сантиметров. Причем это происходит чуть ли не пропорционально тому, как все больше и больше расширяется юбка на бедрах. Знаменитые парикмахеры вместе с модистками создают на головах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев; даже целые корабли с поднятыми парусами; ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры (рис. 7). Высокие прически делали с помощью жира, помады, булавок, страусовых перьев. На высокую прическу водружали корзинки с фруктами или рога изобилия. Особенно популярной была прическа фрегат - нагромождение из волос в виде парусного корабля в верхней части головы. Такую прическу не разбирали несколько дней, во время сна пользовались подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу.

Только после припудривания в прическу вставляли наколки, цветы, перья, драгоценные камни. Другая модная прическа - Мария-Антуанетта - выполнялась на проволочном каркасе с валиками и чужими шиньонами и украшалась волнами шифона, перьями, драгоценностями. Внутри пространство прически заполнялось также батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять нагромождение .

Рис. 6. Прическа Фрегат

Рис. 7. Женские причёски

Чтобы отбить дурной запах, волосы сильно душили всевозможными благовониями, так что от дамы пахло за 50 шагов. Модницы постоянно носили с собой флакончики с резкими духами. Существовала специальная костяная или металлическая спица - трость (grattoirs) (рис. 5), с помощью которой можно было почесать, просунув ее сквозь валики, подкладки и прочие «примочки» почесать голову, потому что зуд был постоянно, не портя прически. Эти палочки для чесания обычно имели наконечник в форме человеческой кисти. Можно себе представить, как непросто было носить такую прическу, сохраняя при этом непринужденную улыбку и гордую посадку головы.

Рис. 8. Костяные трости

Во второй половине века стал разрабатываться язык веера. При их производстве стала использоваться символика цвета и изображения на экране. Цвет подбирался к туалету, а также мог содержать некоторую информацию о статусе, возрасте, семейном положении и настроении его владелицы. Для разных случаев и периодов жизни использовали веера разного цвета. Белый цвет обозначал невинность, поэтому светлые и белые легкие веера из шелка с нашитыми на них ленточками носили молодые и незамужние дворянки. Веер светлого тона было принято носить в дневное время или дополнять им светлое вечернее платье. Вечером предпочитали веера в темных тонах. Днем выбирали веера с розами, амурами и нимфами, а вечером - с маками, ирисами и папоротниками. Корзина с цветами, соломенная шляпа и музыкальные инструменты - свадебные сюжеты вееров. Черный цвет показывал печаль, лиловый - смирение, их использовали в период траура. Красный цвет выражал счастье и радость замужней женщины, голубой - верность, розовый - любовь. Зеленые оттенки на экране обозначали надежду, пайетки (блестки под золото) - твердость дамы, серебро - скромность (рис. 9), .

Рис. 9. Дамские веера

Аналогичное развитие претерпели и мужские прически 18 века, когда любой служащий среднего уровня достатка и скромной статуса и всякий аристократ не допускали того, чтобы их собственные волосы кто-нибудь, кроме разве что жены доктора и духовника, увидел. Все мужские прически 18 века были основаны на достаточно жарких и тяжелых париках из длинных волнистых, густых, натуральных, припудренных, накрученных прядей - Аллонж (рис. 10) (обожал французский король Людовик XV). А вот бинет (рис. 11) представляет собой крупные локоны средней длины, которому отдавали предпочтение в большинстве случаев представители сильной половины человечества преклонного возраста. Не стеснялись тогда мужчины пользоваться пудрой, нанося ее на волосы. Существовало много различных оттенков пудры (перламутровая, ванильная, кремовая, молочная, сливочная, медовая, персиковая, бронзовая, песочная, нежно-розовая). А вот самыми стильными считались мужские прически 18 века Катогэн (рис. 12) в виде вьющихся зачесанных назад прядей, собранных на затылке в хвост и зафиксированных черной лентой, что особенно приветствовалось на флоте.

Парики

Рис. 10. Аллонж Рис. 11. Бинет Рис. 12. Катогэн

Кроме того, популярность приобрела и укладка «крыло голубя» (рис. 14) в виде нескольких закрученных прядей в области висков, что на затылке переходили в косу или хвост и закреплялись шелковой или бархатной лентой черного. Бардового, темно-синего или зеленого цвета. Немаловажное значение королевские персоны отдавали и оттенку шевелюры. Так, благородным и просвещенным аристократам позволено было носить лишь парики пшеничного (рис. 15), льняного, золотистого или огненного тона.

Рис. 14 Укладка «крыло голубя»

Рис. 15. Парик пшеничного тона

Основным типом мужской одежды оставался жюстокор (рис. 16), со времен моды барокко. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. На рукавах были широкие обшлага. На карманах - огромные клапаны.

После 1778 года уже исчезают почти все украшения мужского костюма. Но в это время мужское платье еще шьется из тканей нежных расцветок эпохи рококо, которые тогда были одинаковы, как для женского, так и для мужского пола.

Только во второй половине XVIII в. мужской костюм начинает приобретать поистине мужской вид, освобождаясь от женских деталей. В конце концов он превратится во фрак. Но это будет только в XIX в. (рис. 17)

Наибольшей популярностью в то время пользовались атлас и сатин, ткани мягкие на ощупь. Их качество, как по волшебству, позволяло создать с помощью света богатую игру складок, которая была обязательна в одежде эпохи рококо. Блеск атласа сочетался с матовыми кружевами, и все это компоновалось в светлых, нежных пастельных тонах, которые заменили яркие краски XVII века.

Рис. 16. Жюстокор

Рис. 17. Мужской костюм

Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые (по сравнению с эпохой барокко) тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо - это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи, - фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода .

Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных. "Изящный" - ключевое слово данной эпохи. Именно тогда наблюдается уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Поэтому даже у выдающихся мастеров изделия хотя и декоративны, грациозны, но несколько поверхностны. История причёсок XVIII века очень удивительна и необычна. XVIII столетие, как полагают историки, является “столетием женщин”. Это время одновременно сложности и простоты, необычности и невообразимо сложных причёсок. Волосы и прически всегда были отражением общих тенденций в высокой моде, а стиль Рококо определяет моду и расставляет акценты в XVIII столетии. История женских стрижек и причесок 18-ого века может быть разделена на несколько периодов. Историю женской причёски можно условно разделить на несколько этапов. До 1713 года дамы высшего общества всё ещё носят фонтанж (чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев), сама форма которого давала большой простор для фантазий (Рис. 18).

Новая мода на головные уборы началась в 1713 году, на церемониальном приеме в Версале (Франция), когда Герцогиня Шрусбери появилась перед Людовиком XIV без фонтанжа с гладкими и немного вьющимися волосами, украшенными шнурком и цветами. Людовику прическа герцогини очень понравилась, а учитывая тот факт, что он был законодателем европейской моды, то это событие предрекло развитие европейской моды на прически эпохи Рококо.

Рис. 18. Фонтанж (чепец)

Мастерство опытного мастера подтверждается главным образом тем, что он принципиально отклоняет выработку причесок по шаблону или их копирование из профессиональных журналов, а создает индивидуальную модную прическу совершенной формы в соответствии с формой головы, чертами лица, фигурой и одежды клиентки, ориентируясь в определенной степени на стиль исторических причесок.

.2 Экономические расчеты затраченных средств при создании образов

В процессе практического создания образа женской и мужской модели необходима закупка материалов, инструментов, косметических средств, тканей для пошива костюма, непосредственно заказ у портного на пошив костюма, косметика, оплата услуг моделей (если это необходимо). В ходе заполнения таблицы, подсчитывается сумма, затраченная на каждый из пунктов указанных в таблице. В итоге получаем общую сумму затраченную на реализацию дипломной работы. Результат говорит о том, что потраченные средства были действительно необходимы для создания полных образов.

Основная заработная плата производственных рабочих включается в себестоимости продукции исходя из установленного минимума оплаты труда. Сумма сверхустановленного уровня выплачиваются из чистого дохода предприятия с учётом повышенных ставок налогообложения.

Основная заработная плата парикмахера за работу составляет 30-50% от стоимости услуги

Задачей экономической части является сделать расчеты затраченных средств на создание образов моделей дипломной работы.

Создание данных образов оправдывает свои затраты на производство и приносит прибыль, расчет рентабельности показал, что при создании данных образов материальные трудовые и денежные ресурсы были эффективно использованы.

Данная работа может использоваться при подготовке салонов к участию в различных конкурсах (Приложение 1-2).

.3 Выводы по первой главе

В первой главе данной дипломной работы проводились исследования по теме: «причёски эпохи Рококо». Предстоял выбор, из множества существующих образов выбрать один и стилизовать его.

Рококо декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.

Разрабатываемые образы должна быть отражением эпохи Рококо, а также стилизованными. Перед тем как определиться выполняемыми образами, была изучена история эпохи Рококо.

Причёски 18 века были фантастические и роскошные, бесподобные и восхитительные. Мода менялась, сначала это были уменьшенные в размерах гладкой прической. Но уже во второй половине XVIII века прическа снова «вырастает» вверх, иногда на высоту до 70 сантиметров. Причёски украшали цветами, лентами, декоративными шпильками, перьям и даже целые корабли с поднятыми парусами и многое другое.

Мужчины отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. Чуть позже в моду вошли белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади.

Экономическая часть включает в себя расходы на материалы и позволяет отслеживать общие затраченные ресурсы на все виды работ.

Глава 2. Технологические процессы создания образа моделей

.1 Технологический процесс выполнения женской модели

Выбрав женскую модель - Анастасию, так как она соответствует образу. Анастасия молодая девушка 20 лет, у неё длинные волосы, стройная фигура, рост - 177 см, ровная осанка, прямой профиль, большие серо-зелённые глаза. Анастасия хорошо вживается в образ, она легко сможет донести образ женщины эпохи Рококо.

Перед тем как выполнить прическу, необходимо волосы окрасить и подстричь. Первым этапом выполняется окрашивание. Для этого используется краситель Londa Professional - интенсивное тонирование, 7/73 (блонд коричнево-золотистый), смешивается с оксигентом 1,9%, в пропорциях 1:2. Перед окрашиванием интенсивное тонирование, необходимо вымыть голову шампунем Londa Professional, хорошо промокнуть волосы полотенцем. Прежде чем наносить краситель, выполняется пробор от уха до уха, через наивысшую точку головы. Следом делается прямой пробор от краевой линии роста волос на лбу, до краевой линии роста волос на затылке (Приложение 3), все проборы прокрашиваются. Работая с первым сегментом на теменной зоне, прокрашиваются корни отделяя диагональные пряди (Приложение 3). Аналогичными действиями прокрашиваются все корни головы, по выделенным сегментам. После чего, краситель наносится на остальную длину волос. Выдерживается на волосах 20 минут и смывается шампунем Londa Professional Color Radiance (для окрашенных волос), затем наносится стабилизирующая маска для окрашенных волос на 5 минут Londa Professional.

Следующим этапом будет выполняться стрижка волос. У модели волосы одной длины и для создания прически данную длину максимально нужно сохранить. Соответственно, будут убираться только сеченые концы волос. Отделяется затылочная зона горизонтальным пробором от уха до уха через наивысшею точку головы. Затылок разделяется вертикальным пробором (Приложение 3).

Затем выделяется на нижней затылочной зоне горизонтальный пробор, волосы оттягиваются вниз и отстригаются на 3 см (Приложение 3). Таким образом, простригается вся затылочная зона, подтягивая волосы к контрольной пряди. Затем стригутся височные зоны. Отделяется горизонтальным пробором прядь, параллельно полу, оттягивается вниз, контрольной для нее будет прядь на затылочной зоне, с той стороны, в зависимости с какой стороны простригается височная зона (Приложение 4)

Заключительным и самым главным этапом в работе, является создание прически. Работа начинается с деления волосяного покрова головы на зоны. Выполняется разделение волос на зоны, от края нижнего затылка, до края теменной зоны проводится пробор. (Приложение 4).

После деления головы на зоны, выполняется прическа. Затем формируются хвосты. На левой части делается один хвост и располагается он на теменной зоне, а с правой два хвоста, которые располагаются на верхнем затылке и теменной зоне. (Приложение 4 После чего все волосы в хвостах попрядно тупируются и обрабатываются щипцами «гофре» и расчёсываются. Из хвоста с правой стороны формируется высокий валик, волосы направляются от лица, и фиксируются лаком сильной фиксации Londa. Из следующего хвоста с левой стороны располагающегося на теменной зоне формируется валик и направляется на лицо. Из волос третьего хвоста плетётся косичка и формируется в виде цветка. Для придания причёски законченного вида, при помощи расчёски с хвостиком и утюга определяется рисунок. В завершении прическа фиксируется лаком для волос сильной фиксации Londa. Наноситься на готовую прическу спрей - блеск Londa. Для придания волосам ослепительного блеска.

Для макияжа женской модели нам необходимо: тональное средство, пудра. Черный карандаш для глаз, тени, розовые румяна и губная помада нежно-розового цвета.

Прежде всего, изучаем лицо модели. У моей модели оно овальное, нет никаких недостатков. Поэтому его корректировать не нужно.

Сначала увлажняем лицо кремом, затем наносим тональную основу. После этого наносим на лицо пудру, которая хорошо покрывает кожу и придает матовость коже. Затем приступаем к макияжу глаз. Для этого черным карандашом подводим глаза внутреннее веко, продолжая линию ресниц, удлиняя внешние и внутренние уголки глаз. Затем, наносим белые матовые тени, повторяя форму разреза глаз. После этого наносим на веки розовые перламутровые тени и тщательно растушевываем их с белыми. Затем наносим на ресницы тушь черного цвета. Форму бровей делаем более удлиненную и очень сильно затемняем их с помощью коричневого карандаша для бровей. Затем приступаем к макияжу губ. Для этого карандашом для губ телесного цвета подводим губы, повторяя их форму. Затем с помощью кисточки для губ наносим помаду нежно-розового цвети и блеск прозрачного цвета. Наносим розовые румяна на скулы. После этого покрываем все тело декоративной пудрой белого цвета, что даст оттенок холодного оттенка (Приложение 5).

Для законченности образа был выбран костюм в стиле стилизованного Рококо. Это платье из атласа, фатина и корсета со шлейфом подчеркивающий фигуру и женственность модели. Основное декоративное значение в костюме имеют украшения. Это колье и серьги.

.2 Технологический процесс выполнения мужской модели

костюм рококо парикмахерский прическа

Мужская модель - Антон идеальная кандидатура для создания мужчины эпохи Рококо. Антон 20 лет, роста - 180 см. Вместе пара моделей должна смотреться очень гармонично. По их сильно стилизованным костюмам все же просматривается одна эпоха на двоих - эпоха Рококо, эпоха с разнообразными платьями и костюмами. В целом, считаю, образы интересные и удачные.

Первым этапом в создание мужского образа, будет стрижка.

Верхним - диагональным пробором, проходящим от уха до уха через наивысшую точку головы, делится волосяной покров головы на две части: на фронтальную и затылочную зону. Затылочная зона делится на верхнею затылочную зону, и на нижнею затылочную зону. Стрижка начинается с нижней затылочной зоны. Выделятся прядь вертикальным пробором 1 см и стрижётся в 2 захвата от линии роста волос до макушки, сохраняя угол 90 градусов. Каждая последующая прядь выделяется параллельным пробором, и стрижётся, аналогично первой пряди. Аналогичными приемами стрижётся вся затылочная зона. В центре теменной зоны выделяется контрольная прядь, оттягивается перпендикулярно поверхности головы. Вторая прядь выделяется горизонтальным пробором от центрально - вертикальному пробору. Каждая прядь оттягивается перпендикулярно поверхности головы, и стрижётся с внешней стороны пальцев. Аналогично выделяем все пряди теменной. Височною зоны стушевываем ножницами. После чего соединяем височные зоны с центром теменной зоны. Другую сторону стрижом аналогично.

Окрашивание мужской модели будет производиться в следующим порядке. Расчёсываются по естественному росту волос и надевается шапочка для мелирования плотно к голове. Пряди вытаскиваются крючком. Захватываются тонкие пряди. Пряди продеваются от макушки по всему росту волос кроме короткой височной зоны.

Продетые волосы на поверхности шапочки расчёсываются. После этого разводится краситель в пропорции 1:2 Londa Blondoran c 6% окислителем. Наносится краситель кисточкой на волосы, продетые через отверстия. После нанесения накрывается окрашенная зона фольгой, для дополнительного тепла. Общее время выдержки на волосах 40 минут. После окончания времени выдержки, краситель смывается, волосы промываются с использованием шампуня Londa Professional. Наносится бальзам Londa для окрашенных волос.

Перед тонированием нужно хорошо промокнуть волосы полотенцем. Разводим краситель Londa 10/81 с 1,9% окислитель Londa в пропорциях 1:2 общая масса 60 грамм. Прежде чем наносить краситель, выполняется пробор от уха до уха, через наивысшую точку головы. Следом делается прямой пробор от краевой линии роста волос на лбу, до краевой линии роста волос на затылке, все проборы прокрашиваются. Теменная зона прокрашивается отделяя диагональные пряди. Затем прокрашиваются затылочные части отделяем горизонтальными проборами прядь по форме головы и прокрашиваем с обеих сторон до линии роста волос. После окраски всей поверхности головы наносим краситель по всей линии роста волос. Общее время выдержки на волосах 20 минут. После окончания времени выдержки, краситель смывается, волосы промываются с использованием шампуня Londa Professional Color Radiance. После чего наносится стабилизатор цвета и блеска, затем смывается.

Волосы укладываем по форме, придавая им максимальный объем на макушке. Для укладки волос нам потребуется фен, скелетная расческа. Начинаем укладку с середины затылка, выделяем горизонтальными проборами прядь и сушим, прокручивая и направляя концы по форме прически. Обработав нижний затылок, переходим ближе к макушке. Вертикальными проборами выделяем прядь, двигаясь сначала вправо, потом влево.

Приступая к укладке теменной зоны. Выделяем прядь горизонтальными проборами. Аналогичными приемами укладываем всю фронтальную зону. Виски укладываем по форме. Укладку доводим до завершения горячими щипцами. В завершении покрываем лаком.

Для макияжа мужской модели нам необходимо: тональное средство, пудра, черный карандаш для глаз, матовые тени, розовые румяна и блеск губ прозрачного цвета. Прежде всего, изучаем лицо модели. У моей модели оно немного вытянутое, поэтому необходимо при нанесении макияжа учесть и скрыть этот недостаток, приблизив лицо к овальной форме. Сначала увлажняем лицо кремом, затем наносим тональную основу, довольно темную, и тональной основой на тон темнее затемняем лоб и подбородок. После этого наносим, на лицо светлую порошкообразную перламутровую пудру, которая хорошо покрывает кожу и придает светлый оттенок. Затем приступаем к макияжу глаз. Для этого черным карандашом подводим глаза внутреннее веко, продолжая линию ресниц, удлиняя внешние и внутренние уголки глаз.

Костюм мужской модели - это строгий мужской костюм. Выдержанный в цветовой гамме, дополняет костюм, элегантное жабо, которое было в моде, как в эпоху Рококо, так и в наше время мужчины носят такие аксессуары в офис, на работу. Жабо является роскошным аксессуаром и дополняет полностью, образ мальчика и гармонирует с образом девушки. Композиция одежды строится на контрасте светлой кожи в черного костюма, с отложным воротником и классической обовью на шнурках.

2.3 Выводы по второй главе

В данной главе рассматривалась практическая работа создания мужской и женской модели на каждом из этапов. Технологический процесс это одна из основных частей дипломной работы и является самой ответственной и сложной.

Во время работы практически не возникало никаких затруднений, ни в одном из этапов её реализации.

При выборе данных костюмов делался уклон на стилизацию, но при этом не потеряли истока, основной идеи дипломной работы.

Получившиеся образы достойны того что бы использоваться на подиумах и показах.

В дипломной работе идеально подобранно и описана технологическая последовательность всех этапов: мужской и женской стрижки, окрашивания, укладка и прическа в выбранном стиле XVIII века. Характерные черты эпохи Рококо являлись высокие причёски украшенные различными драгоценностями, перьями, цветами и т.д., платья были пышными, роскошными. Прическа в данной дипломной работе выполнена по принципу стилизации, что предполагает свободное истолкования стиля, при графическом построении добавлены современные элементы, которые и характеризуют стилизованные прически. Модели соответствует выбранной теме дипломной работы.

Заключение

В процессе подготовки к созданию образов, была исследована история прически, костюма, макияжа, эпохи Рококо, как мужских, так и женских образов.

В заключении хотелось бы сказать, что эпоха Рококо, одна из главнейших эпох в жизни человечества, на мой взгляд. Именно в этот период произошли гениальные перевороты во всех отраслях и деятельностях, как творческих направлений (живопись, архитектура, парикмахерское искусство, дизайн одежды). Мы обязаны всем мастерам того времени, которые дали толчок и задали дальнейший ритм жизни людей в целом.

История причёски эпохи Рококо, наиболее актуальной не только в наше время, но и во все времена. Это наше прошлое и это же наше будущее, ведь жизнь, культура, искусство и новые направления не стоят на месте, они развиваются вместе с нами и с каждой эпохой совершают всё новые и новые открытия и перевороты.

Разработанные образы актуальны не только на подиуме, но и на различных показах, конкурсах и праздничных вечерах.

Информационные ресурсы

1. Бабджанов С.Г., Доможиров Ю.А. Экономика предприятия. М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 320 с.

2. Волков О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы). М.: ИНФРА-М, 2003. - 601 с.

3. Галахова Г.А. Чувство вкуса/ Г.А. Галахова, Н.А. Раковская // Энциклопедия красоты, 2003. - 37 с.

Гончарук Н.С. По матрицам Центра Моды/ Н.С. Гончарук// Направление моды, 2005. - 209 с.

Гутыря Л.Г. Парикмахерское искусство / Л.Г. Гутыря - М.: Фолио, 2009.- 478 с.

Дэвис Ф.Д. Твой образ/ Ф.Д. Дэвис, В.Н. Пронина// Создай себе имидж, - 2000 - 198 с.

Каминская Н.М. История костюма / Н.М. Каминская - М.: Юрид. Литература, 2003. - 157 с.

Кузнецова И.А. Красота человека в искусстве / И.А. Кузнецова - М.: Искусство, 2009. - 176 с.

Пашкова В.С. История костюма/ В.С. Пашкова, Т.Н. Костерина // Легкая индустрия, 2001. - 69 с.

Романенко Л.С. Моделирование прически / Л.С. Романенко, А.Б. Сидоренко - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 54 с.

Томина Е.О. Техника макияжа / Е.О. Томина, Е.А. Крылова - М.: РИПОЛ классик, 2000. - 213 с.

Евтюхина В.В. История прически/ В.В. Евтюхина// Энциклопедия стилиста - Электрон. Журн. - 2006. - 3 авг. - Режим доступа: www.liberty-rb.ru

Введение

Тема данной дипломной работы: «Стилизованная прическа в стиле Рококо».

Целью дипломной работы является создание стилизованных образов, которые отразят взаимосвязь между эпохой Рококо и современными направлениями моды в прическе, ее форме, цветовой гамме.

Задачами работы являются:

Исследовать варианты создания причёсок в эпохи Рококо;

Исследовать изменения технологии выполнения причёсок эпохи Рококо;

Выбор образа из множества вариантов и его стилизация.

Предметом исследования является развитие парикмахерского искусства в эпоху Рококо от древности до наших дней.

Объектом исследования является - причёска как неотъемлемая часть образа и стиля.

Рококо - стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Изящная декоративность, интимность, утрировка изогнутых плавных линий - вот что определяет этот стиль.

В оформление интерьеров вводятся сложные лепные и резные узоры, завитки, раковины, отделка отличается изысканностью и лёгкостью. В убранстве внутренних покоев используют светлые шелка, позолоту, фарфор. Стиль рококо отличался причудливой асимметрией и изяществом форм. Его расцвет приходится на период правления французского короля Людовика XV. Это время когда аристократия замыкается в своем уютном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах, маскарадах, охотах, пикниках и... любовных приключениях.

Оригинальный костюм завершался прелестной женской головкой со значительно уменьшившейся в размерах гладкой прической. Но уже во второй половине XVIII века прическа снова «вырастает» вверх, иногда на высоту до 70 сантиметров.

Знаменитые парикмахеры вместе с модистками создают на головах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев; даже целые корабли с поднятыми парусами; ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры.

Мужчины отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. Чуть позже в моду вошли белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади.

«Подиумная причёска эпохи Рококо», наиболее актуальной не только в наше время, но и во все времена. Это наше прошлое и это же наше будущее, ведь жизнь, культура, искусство и новые направления не стоят на месте, они развиваются вместе с нами и с каждой эпохой совершают всё новые и новые открытия и перевороты.

Тема: «Стилизованная прическа эпохи Рококо», очень актуальна и вполне могла бы подойти для подиумных показов и конкурсах, так же в театрах и кино.

Глава 1. Анализ подготовки к выполнению разрабатываемых образов

1.1 Историческое и современное видение моды Рококо

В первой половине 18 века появляется стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.

Расцвет Рококо приходится на период правления французского короля Людовика XV (рис. 1). Это время когда аристократия замыкается в своем уютном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах, маскарадах, охотах, пикниках и любовных приключениях. Стиль той эпохи носил черты хрупкости и утонченности, манерности и чувственности. В центре внимания оказывается внутренний мир.

В светских салонах господствовали женщины. Желание нравиться преобладало надо всем и вызывало к жизни одежду, подчеркивающую чувственные формы тела. Все, абсолютно все хотели быть молодыми (вечно молодыми!): чтобы скрыть возраст, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили.

Движения, походку вырабатывали с учителями «хороших манер», даже сидя за столом, ноги вставляли в специальные колодки, приучая их к «третьей позиции». Недаром XVIII в называли «галантным веком», веком пудры, кружев, менуэта, веком женственного мужчины. Аристократические костюмы сверкали золотом и драгоценными камнями. Официальная одежда, служебная, салонная и даже домашняя были одинаково великолепны. Даже вместо пуговиц носили драгоценности, а парадные платья, даже самые дорогие, надевали лишь по одному разу.

Объемные формы одежды барокко отошли в прошлое, платье как будто снова приобрело человеческие размеры. Помпезность и торжественность сменились капризом и прихотью, асимметричность победила гармоничность. Свободно развевающиеся платья барокко как бы опали и приобрели более определенные формы, детали костюма уменьшились и стали более изысканными. Заметных перемен в покрое одежды не произошло.

Женский костюм (рис. 2) Грациозность и легкость отличают силуэт женского костюма того времени: узкие плечи чрезвычайно тонкая талия, высоко приподнятая грудь, округлая линия бедер и т.д. Опять в моде платья на железных обручах, юбки стали шире и приобрели куполообразную форму.

Во второй половине столетия юбка сильно расширяется в стороны, ее круглая форма превращается в овальную (растянутую в боках и сплюснутую спереди и сзади). Бока юбки так вытянуты, что кавалер не мог идти с дамой рядом, а шел несколько впереди, ведя ее за руку. Иногда вокруг талии просто укрепляли небольшие каркасики - фижмы, вытянутые в боках и сплющенные спереди и сзади. Талия стянута корсетом, сильно приподнимающим грудь, слегка приоткрытую неглубоким широким вырезом. Вырез вокруг шеи и на груди драпируется кокетливой косыночкой (часто с бахромой). Позже ее поднимают до подбородка, искусно создавая видимость высокой груди, модной в то время. Эту моду ввела супруга Людовика X королева Мария-Антуанетта (рис. 3), обладавшая безупречно красивым небольшим, но высоким бюстом.

Узкие в локтях рукава, подобно вырезу, украшены каскадом струящихся кружев, лент и позументов (золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма). Большое значение придается также мелким дополнениям к одежде. К ним относится веер, который был необходимой частью умения кокетничать, сумочка «помпадур» для бесчисленных косметических мелочей, перчатки и муфта.

Рис. 2. Женские платья

Рис. 3. Королева Мария-Антуанетта

Особенно кокетливо выглядят туфли - маленькие и изящные, как и вообще весь костюм, с глубоким вырезом и большим каблуком вычурно-изогнутой формы. Дополняли парадный костюм цветные чулки с золотой и серебряной вышивкой, во второй половине века - белые шелковые чулки с ажурным орнаментом или вышитой стрелкой. Дамская обувь в то время изготавливалась из цветной кожи, парчи, атласа, бархата. Парчовые атласные туфли расшивали цветными шелками, жемчугом, золотыми и серебряными нитками, камнями (рис. 4).

Рис. 4. Женские туфельки

В одежде стиля рококо, весьма сильно обнажающей тело, большое внимание уделялось женскому нижнему белью - нижней юбке с распашной кофточкой - неглиже (от французского neglige - небрежный). Шелковое, обильно украшенное золотом и серебром, вышивками и кружевами, оно становится предметом гордости дам (рис. 5).

Рис. 5. Нижнее бельё и корсеты

Прически 18 века очень интересны своим великолепием и разнообразием. Ведь, как свидетельствует история парикмахерского искусства (а особенно в эпоху величественного, роскошного, утонченного и пафосного рококо мастеров по укладке волос называли и приравнивали к статусу выдающихся и одарённых художников), ни одна шикарная прическа светской особы, подобно впечатляющей скульптуре или шедевральному полотну, не имела аналогов ни в одной части света. То есть каждый талантливый и востребованный парикмахер уже в 18 веке гарантировал эксклюзивность своего творения.

Вообще, откровенно говоря, именно бесподобные и восхитительные, фантастические и роскошные прически 18 века и для влиятельных мужчин того времени, и для придворных фавориток произвели революцию в мире моды, эстетического мировоззрения, художественном мышлении в целом и в парикмахерском искусстве - в частности. Понятное дело, как и всякое искусство с определённой долей субъективного художественного мироощущения творца, мастерство парикмахера отображало современные ему реалии и ориентировалось на возможности, потребности и дух эпохи. Поэтому многие прически 18 века неразрывно связаны с важнейшими историческими событиями. Например, в ознаменование спуска на воду королевского фрегата «Адмирал» (рис. 6) в моду вошли прически 18 века а-ля парусный корабль, прекрасно закрепился на макушке изысканной худощавой леди.

После 1770 года в период позднего Рококо наступил расцвет парикмахерского искусства. Женские причёски. Оригинальный костюм завершался прелестной женской головкой со значительно уменьшившейся в размерах гладкой прической. Но уже во второй половине XVIII в. прическа снова «вырастает» вверх, иногда на высоту до 70 сантиметров. Причем это происходит чуть ли не пропорционально тому, как все больше и больше расширяется юбка на бедрах. Знаменитые парикмахеры вместе с модистками создают на головах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев; даже целые корабли с поднятыми парусами; ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры (рис. 7). Высокие прически делали с помощью жира, помады, булавок, страусовых перьев. На высокую прическу водружали корзинки с фруктами или рога изобилия. Особенно популярной была прическа фрегат - нагромождение из волос в виде парусного корабля в верхней части головы. Такую прическу не разбирали несколько дней, во время сна пользовались подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу.

Только после припудривания в прическ

Философию стиля Рококо определяли женщины. «Женщины царствовали», — сказал Пушкин о том времени, когда заря рококо только занималась. Рококо считает главным в жизни — праздник, утонченное наслаждение и любовь. Игра, «искусство казаться» в жизни достигло в этот век такого совершенства, что театр с его условностями на сцене — померк.

На протяжении всего XVIII в. чувственность и изысканность будут определять стиль женской аристократической одежды. В моде тонкая фигура, гибкая талия, мягкие округлые линии бедер, маленькая головка, небольшая высокая грудь, маленькие руки, тонкая шея, узкие плечи — женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку.

Все аристократки, будь то роскошная маркиза де Помпадур или добродетельная Мария-Терезия, с легкой руки герцогини Шрусбери, носили умерено пышные юбки на каркасе и маленькую, скромную, слегка припудренную причёску, украшенную букетиками или кружевной наколкой.

Маркиза де Помпадур

Австрийская императрица Мария-Терезия

Пышность юбки гармонировала с прической и была относительно невелика

Однако с появлением на истрической сцене Марии-Антуанетты панье (в России — фижмы) постепенно приобрели просто устрашающие размеры. К 1725-му году они достигали 7-ми и более футов диаметром, вследствии чего круглое панье заменяется двойными фижмами, когда две полукупольные формы (для каждого бедра отдельно) крепили тесьмой на талии.

Юбка с панье "с локтями"

Эта юбка с панье "гондола" (плоская спереди и сзади)

Однако ширина такой юбки создавала ее владелице массу неудобств.. в частности, было невозможно сесть в карету или пройти в дверь. Французские портные вскоре усовершенствовали и эту модель, предложив остроумную конструкцию, правда, довольно сложную: металлическое панье, отдельные части которого крепились на шарнирах и были подвижны. Управлялись они с помощью лент, выпущенных через небольшие разрезы на поверхность юбки.

По мере увеличения ширины юбки росла и высота дамских причесок. Все начиналось скромно…:-)

Однако уже в 70-е годы прически представляют собой целые сооружения высотой от 50 до 100 см, возведением которых по несколько часов занимаются искуссные парикмахеры-куафёры.

Настала эпоха парикмахерских безумств, ознаменованная появлением прически "Цветы королевы", украшенной хлебными колосьями и рогом изобилия.

Соперничая между собой, столичные куафёры измышляли не только невиданные до сих пор причёски, но и неслыханные для них названия: «Зодиак», «Бурные волны», «Охотник в кустах», «Бешеная собака», «Герцогиня», «Отшельник», «Капуста», «Мушкетёр», «Полисадник», «Улыбка ангела», «Расцветающая приятность», «Прелестная простота».

Творчество виртуоза парикмахера и шляпника Леонара Отьё по прозвищу Боляр — «Великолепный» и неуёмная фантазия королевы Марии-Антуанетты дали миру такие шедевры, как «Взрыв чувствительности», «Сладострастная», «Тайная страсть». В сравнении с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода это были громадные, сложные по исполнению причёски, составлявшие единое целое с головным убором. В них находили отражение международные события, успехи в технике.

Головные уборы, конечно же, существовали самостоятельно. Целое направление в создании шляп, придумал знаменитый маэстро: «шляпы настроения», — так назывались причудливые сооружения, вписанные в не менее причудливые причёски изысканных дам. Они предназначались для выражения тайных мыслей и чувств особы, надевшей такую шляпку.

Удобство, изящество и красота были принесены в жертву Её Величеству Моде. Несмотря на очевидные неудобства таких причесок — дамы спали, положив голову на специальные подставки, на голову надевались специальные каркасы и эта опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья. На такие высокие причёски использовали десятки шиньонов, шпилек, помады и пудры — куафёры изобретали и воплощали в жизнь всё новые и новые виды «искусственности», стараясь угодить всем вкусам, пристрастиям, а также сообразуясь с политическими переменами. Число разнообразных причёсок постоянно увеличивалось. В книге «Похвала парикмахеров, направленная дамам» их было перечисленно 3774.