Какие бывают огранки камней. Огранка драгоценных камней: виды и названия

http://goldenhands.info/stati/masters/yuvelirnye-izdelija/vidy-ogranki-dragocennyh-kamnei.html

Любой самый красивый драгоценный камень в своей естественной форме является грубым и не привлекательным. Предпродажной обработке подвергается даже самые совершенные творения природы - жемчужинки.

Существует много различных техник огранки драгоценных камней. Любой из методов призван сделать камень более привлекательным: будь то резка для более твердых пород (алмаз), или обычная полировка для менее твердых пород (бирюза).


Цех обработки камня и ограненные камни, конец XX века, СССР


Ограненные природные топазы (голубые и винные топазы в огранке)


Ограненные природные аквамарины


Виды огранки: 1 - полирная (ступенчатая изумрудная); 2 - клиньевая; 3 - розой; 4-бриллиантовая; 5 - комбинированная; 6 - фантазийная; 7 - кабошон

http://magic154.sitecity.ru/ltext_1407011535.phtml?p_ident=ltext_1407011535.p_2007234301

Кристаллы и минералы обладают лечебными и магическими свойствами не только благодаря их видимым и невидимым излучениям, их цвету, но и существованием у них эффекта форм.

Благодаря эффекту формы один и тот же кристалл, но с различной огранкой проявляет разные физические и биоэнергетические свойства.

Поэтому амулеты, вырезанные, к примеру, из сердолика, но различной формы (круг, крест, треугольник и т.п.) несут разные смысловые нагрузки.
Так, крест охраняет, треугольник заряжает, круг выравнивает энергии ИНЬ-ЯН.

Ближе всего к пониманию камня подошли мистики древности, придавая большое значение форме и огранке камней, а не их цвету.
Из многочисленных наблюдений они выработали магическую систему связи формы кристаллов со стихиями и числами.
Так, Платон, а также пифагорейцы тщательно изучили философские, математические и магические аспекты правильных выпуклых многогранников. Их по сей день называют телами Платона.
Таких правильных выпуклых многогранников пять:
тетраэдр (все грани - правильные треугольники и из каждой вершины которого выходит ровно три ребра),
гексаэдр (четырехгранник - куб),
октаэдр (восьмигранник),
додекаэдр (двенадцатигранник) и
икосаэдр (двадцатигранник).

Каждый из этих многогранников соответствует определенной стихии:
тетраэдр - ОГНЮ,
куб - ЗЕМЛЕ,
октаэдр - ВОЗДУХУ,
икосаэдр - ВОДЕ,
додекаэдр - ВСЕЛЕННОЙ.

Цвет и огранка камня определенным образом ориентируют его свойства, выявляя скрытую, соответствующую планете или созвездию астральную энергию.
Вот почему жрецы и маги в древности держали в тайне формы огранки, соответствующие каждому виду минерала.

Путем огранки создается возможность повысить игру камня, его блеск и магические свойства. Возникает «эффект формы».

С оккультной точки зрения кристалл имеет вершины, которые излучают энергию, и центры граней, поглощающие энергию.

Так, гексаэдр (куб) имеет 8 излучающих энергию точек-вершин и шесть граней, в которых происходит поглощение энергии. Так как излучающих точек больше, чем поглощающих, то куб относится к мужскому принципу ЯН.


У октаэдра существует шесть точек-вершин излучения и восемь точек-центров граней поглощения. Следовательно, октаэдр поглощает больше энергии, чем излучает, поэтому он относится к женскому началу ИНЬ.

Тетраэдр имеет четыре вершины и четыре грани, что приводит к равенству ИНЬ-ЯН.

У икосаэдра 12 вершин и 20 граней, имеющих вид правильных треугольников, поэтому он выражает принцип ИНЬ.

Додекаэдр имеет 20 вершин и 12 граней, и поэтому он выражает принцип ЯН. Его 12 граней имеют форму правильных пятиугольников. Додекаэдр по своей форме напоминает футбольный мяч.

Необходимо заметить, что излучательные центры можно разместить в центрах граней, а поглощательные - в вершинах. Очевидно, что это приведет к инверсии отношений (ИНЬ-ЯН), что в очередной раз подтверждает единство этих двух начал.

Для того, чтобы кристаллические свойства самоцвета проявились в полной мере он обязательно должен быть огранен.
Любая огранка хороша по-своему.
Меньшее количество граней и заостренная верхушка говорят о концентрации энергии камня на одной цели.
Большое количество граней и закругленный верх означают, что влияние камня многогранно и затрагивает много сторон жизни.

В природе многие виды камней обладают прекрасной силой блеска и изумительными гранями, но очень редко внутренняя красота камня может быть полностью раскрыта без вмешательства рук мастера-гранильщика. Усилению природного очарования ювелирных камней, естественные грани которых редко бывают совершенными, способствует придание им определенной формы.

ИСТОРИЯ ОГРАНКИ КАМНЕЙ

В древние времена камням почти не пытались придать какую-то определенную форму, главным образом камни просто шлифовали, раскрывая частично лишь их цветовые возможности.

Постепенно шлифовкой камням стали придавать округлую форму, известную под названием кабошон. Слово "кабошон" произошло от французского слова, которое в свою очередь было образовано от латинского "cabo" - голова".

Даже при таком простом способе обработки, как шлифование, можно выделить несколько типов формы кабошонов: двойной (выпуклый), простой и двойной (выпукло-вогнутый).

Этот самый древний способ огранки используется при подготовке камней для ювелирных украшений и в настоящее время.
В современных ювелирных изделиях камни, обработанные кабошоном применяются в тех случаях, когда художник-ювелир пытается показать цветовую силу камня.
Но все-таки при таком способе огранки камень остается "мертвым", его внутренняя жизнь и "игра" остаются нераскрытыми.

До 16 века были созданы только очень простые и правильные формы огранки алмазов - алмазный наконечник и алмазная таблица.
Постепенно появилась более сложная огранка с симметрично расположенными гранями - огранка розой. Она состоит из полусферы с нанесенными на последнюю 24 правильно расположенными треугольными гранями и плоской базы. Сейчас розой гранятся только самые мелкие алмазы.

Для камней вытянутой несимметричной формы используется форма бриолет - на каплевидную форму по всей поверхности наносятся треугольные грани, как и в огранке розой.

Но основной формой огранки, на которой строится большое количество разновидностей обработки драгоценных камней, стала бриллиантовая огранка.
На протяжении многих веков считалось, что впервые ее применил в 17 веке венецианский гранильщик Винченцо Перуцци. Но этот факт не является непреложным.

Очевидно лишь то, что появление бриллиантового способа огранки связано с усовершенствованием примитивного способа огранки таблицей путем спиливания углов.

Бриллиантовая огранка рождалась в многочисленных пробах и ошибках гранильщиков, поскольку для получения максимального эффекта необходимо было соблюдать в камне определенные пропорции. Соблюдение этих пропорций и строгого порядка в расположении граней необходимо для достижения того, чтобы поток света, попадая в камень, преломлялся и испускал как можно больше лучей, создавая радужный эффект.

ОГРАНКА
Огранка — это обработка драгоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска.

Форма огранки отнюдь не является случайной. Камень должен быть огранён так, чтобы большая часть вошедших, в него лучей не прошла насквозь, а вернулась бы обратно, преломившись в гранях.

В ограненном камне РАЗЛИЧАЮТ


Рундист — это край или оконечность камня, которая образует его периметр. Это та оконечность, где смыкаются верхняя и нижняя части камня, то есть, по сути, своего рода разделительная линия. Именно здесь обычно фиксируется оправа.

Корона — это верхняя часть камня, находящаяся над рундистом.

Павильон — это нижняя часть камня, иначе говоря, та часть камня, которая находится ниже рундиста вплоть до его нижней точки.

Калета — это самая нижняя точка камня. При осмотре ряда камней вы можете ее не увидеть, что, вероятно, свидетельствует о возможном браке, но в том, что касается цветных камней, может возникнуть вопрос о замысле огранки.

РАЗЛИЧАЮТ ТРИ ТИПА ОГРАНКИ: кабошон, фасеточная, смешанная.
Огранка пробуждает камень к активному действию.
Огранка это как бы приказ камню действовать определенным образом, в зависимости от формы огранки.

КАБОШОН


Кабошон наиболее древний вид огранки - выпуклая форма без граней. Такая форма позволяет накапливать камню энергию и передавать ее владельцу.

Камень в этом случае как бы выполняет определенный приказ, при огранке кабошоном сам выбирает как ему действовать.
Наружная сторона огранки символ самого действия камня, внутренняя то, что будет происходить с хозяином.

ВЛИЯНИЕ
Излучение камня можно описать в виде поля. Это поле можно направить, но лучик получится рассеянный.
Для мгновенной атаки не слишком удобно, но подходит для изменения какой-либо структуры или неторопливой работы, например медитация, самолечение и т.д.
Кабошоны «смягчают» тех, кто вследствие каких-либо причин резок и неуравновешен или погряз во внутренних противоречиях. Отсутствие направленных углов не позволяет неосознанно направлять энергию. Кабошон стабилизирует, успокаивает, концентрирует силу.

Овальная форма - позволяет сливаться астральным телам хозяина и камня и обмениваться энергией. Влияет в основном на психику, поведение и т.д.
Круглая форма - усиливает сам камень, позволяет ему конденсировать энергию лучшим образом. Служит в основном для усиления здоровья.
Наиболее редкая форма кабошона - чечевица или капля. При этой форме происходит общение человека и камня на равных. Они обмениваются энергией но не сливают тела. Также такой камень реагирует на мысли хозяина. Если человек задумал сделать что -то из области влияния камня, тот откроет ему энергопоток для подпитки. В другое время просто влияет на самочувствие.

Кабошон бывает ТРЕХ ВИДОВ: ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛЫЙ, ПРОСТОЙ, ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛО- ВОГНУТЫЙ.


ПРОСТОЙ - нижняя поверхность плоская. Чаще всего кабошоны имеют плоский низ и округлый верх. Этот вид огранки обнажает магическую силу камня.

ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛЫЙ - обе поверхности верхняя и нижняя изогнуты.

ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛО- ВОГНУТЫЙ - эффект линзы Полыми кабошоны делают тогда, когда хотят ослабить интенсивность окраски. Такая форма применяется почти исключительно для темно-красного граната альмандина, или карбункула, который без полости выглядит почти черным.

КАБАШОНЫ ПО СТИХИЯМ ЗНАКОВ ЗОДИАКА
К стихии Огня (равенство ИНЬ-ЯН, т.е. поглощающе -излучающие свойства) относятся также кабошоны круглой или овальной формы с необработанной скрытой частью камня.

Стихии Земли (мужской принцип ЯН, т.е.излучающие) соответствует овальный кабошон с обработанной скрытой частью.

Стихии Воды (выражает принцип ИНЬ, т.е поглощающие.) соответствует кабошон круглый, «пирамидкой», с обработанной скрытой закругленной частью.
Стихии Воздух (равенство ИНЬ-ЯН т.е. поглощающе -излучающие свойства) - кабошон с необработанной скрытой частью

ФАСЕТОЧНАЯ ОГРАНКА - форма, образованная плоскими многоугольниками.
В фасеточной огранке весь камень обрабатывается в виде плоских граней
Этот вид огранки обнажает магическую силу камня и соответствует стихии Огня (равенство ИНЬ-ЯН).
Фасеточная огранка имеет несколько разновидностей:

ФАСЕТНАЯ огранка применяется главным образом для прозрачных камнем. Большинство разновидностей фасетных огранок ОТНОСИТСЯ К ДВУМ ОСНОВНЫМ ФОРМАМ - БРИЛЛИАНТОВОЙ И СТУПЕНЧАТОЙ.

БРИЛЛИАНТОВАЯ ОГРАНКА


ВЛИЯНИЕ
Бриллиантовая огранка гармонизирует человека, носящего этот камень, а также, и в первую очередь влияет на камень, который становится более восприимчивым для входящей информации, что очень удобно использовать в магии.

ВИДЫ БРИЛЛИАНТОВОЙ ОГРАНКИ

ПОЛНАЯ БРИЛЛИАНТОВАЯ

Полная бриллиантовая огранка насчитывает не менее 32 фасет и площадку в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части. Она разработана специально для алмаза, поэтому ее называют еще и алмазной огранкой.
Обычно под бриллиантами подразумевают вообще огранённые алмазы.
Но всё же собственно бриллиантами, в строгом смысле этого слова, называются алмазы, имеющие бриллиантовую огранку. Считается, что эта огранка наиболее полно выявляет игру и блеск камня. Она состоит из двух многогранных пирамид — полной и усечённой, сложенных основаниями, грани короны и павильона располагаются в несколько рядов, распространено трёхрядное размещение граней (так называемая, тройная бриллиантовая огранка). Чаще используются такие виды бриллиантовой огранки: полная — на 57 граней и упрощённая — на 17 граней (для очень мелких бриллиантов).

Впоследствии для сохранения большего веса и объема камня, которые терялись в результате бриллиантовой огранки, на основе последней были созданы новые видоизмененные формы: "Звезда Кэра", так называемый "старый американский бриллиант", английский бриллиант, огранка "юбилейная" и так далее.


Для камней несимметричной формы были созданы специальные виды бриллиантовой огранки, в которой расположение граней обычное, но все они искажены. Характерными для таких видов огранки являются форма "маркиза" (или "челнок") и "панделок" (или каплевидная огранка).

ОГРАНКА ВОСЬМЕРКОЙ
Огранка «восьмеркой» имеет кроме площадки по 8 фасет в верхней и нижней частях. Применяется для самых мелких алмазов, у которых полная огранка либо невозможна, либо нерентабельна. На один карат (200 мг) приходится по 300, а подчас по 500 штук таких «восьмерок».

РОЗА

Роза — фасетная огранка без площадки и нижней части. Различают шесть или семь ее вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и др.).
В настоящее время в виде «розы» или «розетты» ограняются алмазы величиной от 1 до 2 каратов. Верхняя часть её состоит из 24 граней. Такая форма сверху несколько напоминает своим видом бутон розы, чем и объясняется само её название.
Алмазы, огранённые розой, обычно составляют 1/5 стоимости алмазов, с бриллиантовой огранкой при том же весе и чистоте. Классические формы алмазов в виде бриллиантов и роз могут быть получены лишь на достаточно крупных кристаллах.
Камень, огранённый розой, называется алмаз, а не бриллиант.
Из-за плохой игры она теперь почти не используется.

СТУПЕНЧАТАЯ ОГРАНКА

Ступенчатая огранка (огранка «лесенкой») — простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных драгоценных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней. При этом виде огранки подчеркивается внутренняя окраска камня.

ВЛИЯНИЕ - множество граней позволяет получать/излучать больший объем информации, достаточно обширный набор возможностей при создании направленных потоков, сложных поливариантных программ.

ОГРАНКА ТАБЛИЦЕЙ
Огранка «площадкой» или «таблицей» - первая простейшая ступенчатая огранка. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Как правило, применяется для мужских перстней.

ИЗУМРУДНАЯ ОГРАНКА
Изумрудная огранка — ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Используется главным образом для изумруда. Признанной в мире считается уральская изумрудная огранка.

ЛЕСТНИЧНАЯ
Ступенчатая (лестничная) огранка — простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту возрастает. Число фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней.

КЛИНЬЕВАЯ
Огранка клиньями (клиньевая) — разновидность ступенчатой огранки. Каждая фасета разделена на четыре клина.

ЦЕЙЛОНСКАЯ
Цейлонская огранка дает возможность полнее сохранить массу камня. С этой целью на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка не всегда симметрична, и поэтому ограненный так камень часто подвергают переогранке.

БАГЕТ
Гладкая шлифовка может быть ровной (плоской) или округлой, выпуклой (сводчатой). В смешанной шлифовке (огранке) совмещены два типа шлифовки: верхняя часть гладкая, нижняя фасетированная или наоборот.

СМЕШАННЫЕ ОГРАНКИ

Смешанные - древняя ступенчатая огранка улучшается бриллиантовой. Как правило, коронка в бриллиантовой огранке, павильон - ступени или наоборот, коронка плоская, павильон фасеточный или ступенчатый.
ВЛИЯНИЕ - сходно с алмазной огранкой, но дает больший простор для творчества. Возможно найти совершено радикальные сочетания, индивидуализирующие камень, соответственно, помогающие раскрыть вашу индивидуальность при работе.

ОГРАНКА ПО СТИХИЯМ ЗНАКОВ

Для всех женских знаков предпочтение при обработке (если это возможно) отдается кабошону.
Грань выявляет мужские качества, она предполагает взаимодействие, активность, пробуждает определенные силы, камень становится кричащим, его заставляют работать.

ОГОНЬ — огранка фасеточная или ступенчатая, кабошон круглый или овальный с необработанной скрытой частью камня.

ЗЕМЛЯ - кабошон овальный (кроме Девы) с обработанной скрытой частью.

ВОЗДУХ - огранка "розой" или "трапецией", кабошон с необработанной скрытой частью.

ВОДА - кабошон круглый "пирамидкой" с обработанной скрытой закругленной частью.

Вообще для проявления мужских энергий (мужских знаков, если у вас там добрые планеты по статусу) нужно оправлять камни в мужские металлы: золото, железо, вольфрам, олово и его сплавы и т.д.
Для проявления женских энергий необходимо оправлять камни в женские металлы: серебро, титан, свинец, висмут, медь.
Нейтральные металлы: алюминий (Меркурий), иридий (Уран).

ОГРАНИЧЕНИЯ И ПОКАЗАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОГРАНКОЙ КАМНЕЙ

Некоторые камни можно огранить по желанию, но на некоторые существуют ограничения.
Некоторые могут быть выполнены только в виде кабошонов, а другие — только граненые.

Некоторые камни гранить вообще нельзя, особенно для магических целей.
Будучи ограненными, некоторые камни теряют магическую силу.
К таким камням относятся: лабрадор, кровавик (для магии, а для ношения его гранят), обсидиан, селенит, кахолонг, хризопраз (граненый хризопраз не приносит счастья), турмалин (для магических и тантрических целей) и другие камни Луны и Венеры.
Камни непрозрачные, пестрые, за редким исключением лучше делать кабошонами. Так нужно обрабатывать все халцедоны, агаты и т.д. Хризопраз делается кабошоном.
Хризолиты делают кабошоном и лишь благородный оливин-хризолит зеленого цвета гранят.

Некоторые камни нельзя делать кабошонами: изумруд, сапфир, циркон (гиацинт), шпинель (лал), рубиллит, алмаз. Неграненые алмазы, в конечном итоге, становятся вредоносными. Лучше гранить аквамарин, неграненый он становится неуправляемым.

Изменчивые камни — александрит, рубин — их можно выполнять и так, и так, в зависимости от назначения.

В сущности должны быть кабошонами ИНЬские камни, а ЯНские — гранеными.

http://kolibrigems.com.ua/cirkoniy/6-forma-ogranki.html

Помимо самого распространенной классической круглой формы, пользуются популярностью и формы огранки, именуемые фантазийными («маркиз», «принцесса», «овал», «груша», «изумруд», «сердце», «багет»), каждая из которых по-своему красива и великолепно смотрится в ювелирных украшениях.

Применение оригинальных форм расширяет творческие горизонты ювелирного искусства, позволяя создавать новые украшения с вставками, соответствующие тенденциям современной моды. Наши менеджеры готовы проконсультировать Вас по всем вопросам, связанным с формой кубического циркония по телефонам указанным .


http://www.zoloto.peterlife.ru/jewelldoc/128603.html#.VP-2U3ysViQ

ОБРАБОТКА Ювелирные камни

Ювелирные камни в природе часто встречаются в виде прекрасных крсталлов и изумительных по красоте образцов, отличающихся сильным блеском и природной игрой света. Однако человек уже в глубокой древности научился усиливать красоту, блеск и сияние камней путем их дополнительной обработки.

Цветные камни обрабатывали уже в IV тысячелетии до н. э. в Древнем Вавилоне. Украшения из лазурита, яшмы, бирюзы и других камней в виде отшлифованных и округлых пластин найдены при раскопках древних захоронений.

Одним из самых древних видов обработки камня является искусство резьбы на самоцветных камнях, или глиптика . В нем ценится не столько сам камень, сколько мастерство его обработки. Резной камень носит название геммы .

Около 1600 г. в Париже удалось произвести полную бриллиантовую огранку алмаза и был получен бриллиант (от французского "брийе" - блестеть, сверкать); этот тип огранки в существенных чертах сохранился до наших дней.

Современные формы бриллиантовой огранки рассчитываются различными способами. При этом принято называть верхнюю его часть коронкой или верхом, нижнюю часть - низом или павильоном. Плоская часть коронки называется таблицей или площадкой, а линия, отделяющая коронку от павильона, называется рунд истом. Грани павильона сходятся в одну точку - шип. Раньше вместо шипа делали одну маленькую площадку - калетту, в настоящее время калетту не делают.

Форма бриллиантов может быть различной: чаще всего круглая, но для крупных кристаллов используют формы: "маркиз", "груша", овальная, багет, изумрудная и др. При огранке драгоценных камней решающее значение имеют оптимальные углы наклона граней павильона, так как пучок лучей света, входящий через коронку в камень, должен "отражаться от граней низа и выйти через грани верха в воздух". Чем большее число лучей света выйдет из камня, тем лучше блестит и сверкает камень. Если же грани павильона будут наклонены не под оптимальными углами, то большая часть лучей пройдет через камень, не отражаясь от нижних граней, блеск камня будет тусклым, а цвет бледным. Показатель преломления у различных камней различный, поэтому для каждого камня существуют свои критические углы наклона граней низа.

Гладкая шлифовка самоцветов - другой тип их обработки, известный с древних времен. Ее выбирают не только для просвечивающихся и непрозрачных камней, но и для прозрачных (рубинов, изумрудов, урмалинов и др.), если они содержат много включений. При гладкой обработке камень не покрывается гранями, а ему лишь придается выпуклая форма. К этому типу шлифовки относятся также и кабошоны . Круглый кабошон имеет правильную форму, если его высота примерно соответствует радиусу круга основания. Если она больше этого радиуса, говорят о высоком, если меньше - о плоском (низком) кабошоне.

Основные типы огранки

Формы, придаваемые камню при обработке

· Шахматная

Шахматную огранку обычно используют для цитрина, граната, топаза, аметиста и полудрагоценн

Драгоценные камни в естественном виде без огранки редко выглядят привлекательно.

Способы обработки драгоценных камней придают им оригинальную форму и неповторимое свечение.

Ценность минералам придает не только размер, количество карат, редкая расцветка, но и виды огранки.

В ювелирном деле известны несколько техник огранки камней, каждая из которых призвана подчеркнуть природную красоту самоцвета. Неважно, какая техника применяется (резка по твердому камню, шлифовка более мягких минералов), главное, показать минерал во всей его привлекательности.

Огранка камней выполняется для того, чтобы:

  • заставить сиять на свету;
  • придать форму, которая будет соответствовать стилю изделия.

Тип огранки «Кабошон»

Эта технология известна с глубокой древности, когда предки просто отсекали от камня все излишки, придавая округлую форму и определенный блеск. Таким образом «Кабошон» представляет собой обработку камня без подчеркивания граней, то есть шлифовку.

Этот способ огранки драгоценных камней применяется и в настоящее время. Он прекрасно подходит для минералов, непропускающих свет.

Так как световые лучи не проникают внутрь камня, подчеркнуть его свет можно при помощи шлифовки, когда луч будет отражаться от поверхности.

применяется для полудрагоценных камней, непрозрачных, а также полупрозрачных, таких как бирюза, малахит, кварц розовый, аметист, чароит.

Особенно эффектно смотрится «Кабошон » на минералах, которые обладают звездчатым сиянием. Например, на ограненных таким образом рубинах или сапфирах, которые обладают этим эффектом в наибольшей степени, вспыхивает звезда из шести лучей.

Обычно «Кабошон» выполняют с выпуклой лицевой стороной и ровной изнаночной. Бывает двойная огранка, когда все плоскости выпуклые. Особенно привлекательный хризоберилл, обработанный по технологии «Кабошон», придающей ему полоску посередине камня (речь идет о «Кошачьем глазе»)

В ювелирном словаре можно встретить термин «фасет» («фацет»). Это слово имеет значение «грань». Фасеты наносятся на минерал для того, чтобы лучи света, попадая на поверхность камня, преломлялись с эффектом внутреннего сияния.

Фасетный (фацетный) способ огранки

Метод применим для прозрачных минералов. Он насчитывает несколько распространенных и узнаваемых видов (бриллиантовая) клиньевая, ступенчатая, смешанная)

Обработка «розой»

Некоторые ювелиры считают ее одной из разновидностей бриллиантовой огранки. Ограненные этим способом камни напоминают каплю, которая лежит на плоской поверхности. Минерал шлифуется гранями в виде треугольников или ромбов. Она бывает нескольких видов:

  • голландская роза;
  • португальская;
  • антверпен с 12 гранями;
  • роза с короной, которая может насчитывать от 12 до 24 фасет.

Технология широко применялась в середине ХVI века и встречается в антикварных украшениях. Современные ювелиры ее практически не используют.

Огранка розой делает бриллиант похожим на бутон этого цветка, отсюда одноименное название. Если самоцвет имеет 12 граней, его называют «роза д’Анвер», если граней больше, – «коронованная роза». Встречается двойная роза, когда верхняя часть и низ камня обработаны одинаково.

Камни с огранкой Роза имеют более слабую игру светового луча, чем камни с типом гранения «Бриллиантовый». Поэтому при идентичных исходных данных, камни с бриллиантовой обработкой стоят гораздо дороже, чем при «Розе», примерно на 80%.

По мнению профессиональных астрологов, ограненный сапфир, рубин, брильянт или топаз - это систематизированная информация о взаимодействии нашей планеты со звездами. Известно множество видов огранок драгоценных камней, каждая из которых демонстрирует разные свойства минерала, предлагает помощь, задачи и вознаграждение их владельцам. Обработанный самоцвет расширяет человеческое сознание, открывая источники знаний, которые прежде невозможно было заметить.

cad огранка в siemens nx 8.5. Видео

Бриллиантовая огранка

Бриллиантовый вид обработки драгоценных камней изобретен в Голландии в ХVII веке. Он позволяет показать бриллиант в наиболее выгодном свете. Огранка представляет собой две многогранные пирамиды, которые соединены основаниями. Пирамида снизу – полная, а сверху – в усеченном виде. Усеченная верхушка выполняется в виде многоугольной таблицы.

1. Вид снизу
2. Основные грани низа
3. Калетта (увеличена)
4. Клинья низа
5. Вид сбоку
6. Рундист (увеличен)
7. Вид сверху
8. Парные клинья верха
9. Корона (верх)
10. Павильон (низ)
11. Основные грани верха
12. Площадка
13. Грани звезды (одинарные клинья верха)

Для мелких камней число граней может составлять 17. Это минимальное количество граней. Самое распространенное соотношение 57, где 24 грани в павильоне и 33 грани сверху.

Большие минералы могут при огранке иметь 240 граней. Обычно этот способ гранения применяют для алмазов. Это позволяет камню показать «игру» и свечение во всем великолепии.

Огранка «Восьмерка»

Камень, обработанный по этой технологии, имеет кроме площадки по 8 граней в верхней и нижней частях. «Восьмерка» применяется для обработки мелких минералов, полную огранку которых сделать невозможно.

Ступенчатая бриллиантовая

Этот вид огранки драгоценных камней применяется для бриллиантов в виде квадрата, прямоугольника или трапеции. Грани, обработанные в таких формах выполняются параллельно полоске, отделяющей верх и низ минерала – рундита. Хотя данная техника максимально не выявляет сияние камня, она хорошо показывает степень прозрачности минерала.

1.«Прямоугольник» («багет») ступенчатой огранки (13 граней)

2. «Прямоугольник» («багет») ступенчатой огранки (21 грань)

3. «Трапецеидальный багет» ступенчатой огранки

Вид обработки «Трапеция»

Используется для крупных ювелирных изделий. Ограненный самоцвет имеет от 20 граней +.

Такая обработка встречается редко. Она представляет собой квадрат с более широким основанием. Верх и низ камня параллельны друг другу, а боковые грани расположены верхними углами во внутрь. В трапеции, в ее нижней части граней больше, чем сверху. Применяется для крупных чистых экземпляров, так как выявляет все дефекты.

«Трапеция» используется не только для бриллиантов. Огранку применяют для обработки других натуральных драгоценных камней, а также фианитов, циркония.

Разновидность «Трапеции» – огранка полумесяц. Нижние грани имеют острый угол и при этом выступают. Его края с одной стороны прямые, с другой изогнутые. Способ обработки может быть доступен опытным ювелирам.

К напряженным видам обработки астрологи относят огранки, образованные углами 90° и 45° («Каре», «Таблица», «Восьмерка»).

Огранка фантазийная

Таким способом гранят камни для различных сложных вставок. Это могут быть вставки в форме сердечка, капли воды, сложного соцветия, герба. Огранка выполняется с применением комбинированного способа с клиньями, с разнообразными видами фасетов.

Самая используемая огранка – бриллиантовая, выполняться в виде различных ее модификаций, применяя разные формы, но число граней и их нахождение по отношению друг к другу не изменяется. Это только подчеркивает красоту минерала.

Круглая классическая

1. Низ бриллианта — Павильон
2. 24 грани
3. 1 шип
4. 8 основных граней низа
5. 16 клиньев низа
6. Толщина рундиста в широком месте 0,7%
7. Рундист
8. Толщина рундиста в тонком месте
9. Верх бриллианиа — Корона
10. 33 грани
11. 16 парных клиньев верха
12. 8 основных граней верха
13. 8 одинарных клиньев верха (грней звезды)
14. 1 площадка

Используется для любых ювелирных изделий, насчитывает 57, 33 или 17 граней.

Возможности по огранке камней появились после появления алмазной пилы, что позволило обрабатывать минералы самой высокой твердости.

Более мелкие камни могут иметь 17 или 33 грани. Более крупные подразумевают огранку с 57 гранями. Это позволяет подчеркнуть их искристость и увеличивает продолжительность жизни камня, так как уберегает его от возможных повреждений.

При круглой обработке происходит большая, практически в половину, потеря веса минерала.

Ограненный напряженным способом минерал указывает на конфликт человека с окружающей средой, направляя его на путь ликвидации причин собственного диссонанса. Поэтому такой бриллиант или топаз заставляет своего владельца настойчиво работать над собой (подавляет, сдавливает и вынуждает человека подчиниться естественному закону, измениться внутренне, трансформировать свою личность). Хозяин минерала не сможет радоваться жизни, пока не откроет в собственной душе новые грани и не заставит их засиять.

Овальная огранка

Используется для изготовления колец, серег, браслетов, кулонов, ожерелий. Камни могут насчитывать 57 граней.

Тип обработки известен с 1960 года. Алмаз при овальной огранке имеет клинья значительного размера. Форма продолговатая. Овал хорошо показывает его игру на свету. Самоцвет овальной огранки в кольце зрительно удлиняет пальцы, делает их изящнее.

«Маркиз»

Огранка с 55 гранями. Они применяются для изготовления колец, серег, кулонов.

Название «Маркиз» обязано маркизе Помпадур, известной фаворитке французского монарха. Форма минерала напоминает лодочку с заостренными концами. Самоцвет с огранкой «Маркиз» прекрасно смотрится в кольцах на пальцах, но в уязвимым местах он подвержен сколам.

Самоцветы, обработанные напряженным способом, полезны эмоционально неустойчивым людям со слабым самоконтролем, болезненным, страдающим остеопорозом..

«Груша или Капля»

Применяется в кольцах, подвесках, ожерельях. Камни с грушевидной огранкой имеют 55, 56 или 71 грань.

Прием огранки объединяет в себе огранку «Овал» и «Маркиз». Обработанный минерал имеет форму слезы. Тонкий вид Груши должен быть особо бережно защищен при помощи оправы. Форма очень изящная и прекрасно смотрится в изделиях. Отметим, что самый большой бриллиант в скипетре королевы Британии выполнен именно в этой технике.

«Сердце»

Применяется для камней в серьгах и подвесках, имеет 57 или 58 граней.

Технология напоминает обработку «Грушей», но с раздвоенным верхним концом. Смотрится романтично и очень необычно. Наиболее уязвимы крылышки от сердца, поэтому длина и ширина камня должны относиться друг к другу как 1 к 1.

«Кушон»

Камни, ограненные в технике «Кушон», имеют форму квадрата или прямоугольника с закругленными фасцетами. Благодаря этой шлифовке, минералы при свечах приобретают особое очарование, поэтому их называют свечными.

Так как грани при обработке Кушон достаточно большие, сам минерал предполагает чистоту и качество, потому что трудно скрыть недостатки. Обработанный самоцвет должен иметь не менее четырех зубцов, чтобы его закрепить в оправе.

Гармоничные огранки сформированы углами в 15°, 30°, 60°, 120° по аналогии с планетарными секстилями и тригонами («Роза», «Багет»).

Огранка «Шахматная доска»

Фантазийный вариант ступенчатой огранки. Чаще используется для полудрагоценных камней. Поверхность минерала равномерно покрывается многочисленными фацетами квадратной формы.

Огранка бриллиантов смешанная

Обработка позволяет сохранить изначальный вес минерала по максимуму и подразумевает ступенчатую огранку, что позволяет раскрыть оптические свойства минерала, продемонстрировав его «игру». Технология шлифовки получил свое рождение в 60 годы ХХ века.

«Принцесса»

Применяется в различных ювелирных украшениях. Имеет 49, 65, 68, 76 или другое число фасет.

Камни приобретают форму прямоугольника или квадрата и отличаются великолепной игрой света.

Минерал при обработке меньше теряет в весе, чем при классической огранке, но и стоит несколько дешевле бриллианта классической обработки.

«Принцесса» известна с середины ХХ века и очень популярна.

Но такая прямоугольная огранка нуждается в защите от оправы, так как прямые углы камня отличаются повышенной хрупкостью.

Особенно эффектно смотрится, если самоцвет прозрачный и светлых тонов.

Гармоничный способ обработки помогает владельцу камня расслабиться и забыть про проблемы и обиды. Минералы в гармоничных огранках раскрывают глаза человека, помогая ему увидеть радость и красоту жизни.

«Радиант»

Минералы, обработанные этим методом, имеют 65, 70 или другое количество граней.

Способ используется для обработки камней в таких изделиях, как кулоны, серьги или кольца.

Техника немного схожа с огранкой Принцесса и Изумруд.

Ее применяют для больших камней с хорошей чистотой, насыщенной цветовой гаммой и прозрачностью.

Минерал при огранке приобретает форму восьмиугольника квадратного или прямоугольного вида, углы при этом сточены. Изделия с таким ограненным камнем имеют увесистый и немного грубоватый вид, что очень подходит для мужчин.

На руке кольцо с огранкой камня «радиант» будет казаться массивным и зрительно укорачивать палец.

Минерал, ограненный методом Бриолет, имеет 56 или 84 грани.

Ювелиры используют его для вытянутых украшений, например, серег с подвесками или кулонов.

Применяется метод обработки для камней с нестандартной конфигурацией.

После огранки минерал приобретает форму капли, а грани у него становятся треугольными или в виде ромбов.

Слово «бриолет» переводится с французского как «сушеная слива из местечка Бриньоль». Грани камня в основании широкие, а к вершине все более сужаются. Ранее этот способ огранки использовался для вставки в кольцо или подвеску невесты.

Сводная таблица

Тип огранки Разновидность Описание
Кабошон (Имеет правильную круглую или овальную форму, напоминает «леденец») Простой Плоское основание, верхняя грань выпуклая
Двойной выпуклый Верхняя и нижняя грани выпуклые, изгибы направлены в противоположные стороны друг от друга
Выпукло-вогнутый Основание и верхняя поверхность изогнуты в одну сторону (выпуклые)
Роза (Верхние грани наклонены, основание плоское) Голландская (амстердамская) роза Имеет 24 треугольные грани. Высота фацетной пирамиды равна половине диаметра камня.
Полуголландская роза Аналогичная огранка с 12 гранями
Двойная голландская роза 73 грани
Португальская роза 241 грань. На верхней и нижних поверхностях минерала наносятся два ряда ромбических и три ряда треугольных фацет
Крестовая роза Четырехугольные грани
Антверпенская роза 13 граней, отличается низкой фацетной пирамидой
Бриллиантовая (Имеет округлую форму, состоит из двух пирамид, расположенных напротив друг друга, верхняя усеченная) Полубриллиантовая Имеет 17 фасет
Бриллиантовая полная Количество фасет может варьироваться от 57 до 240
Ступенчатая (широкая верхняя поверхность и разное количество пологих граней) Изумрудная ступенчатая Имеет форму восьмиугольника, применяется для изумрудов
Лестничная Фацеты расположены параллельно, в верхней части их число меньше, чем в нижней
Багет Четырехугольная форма. Объемная площадка сверху, боковых фацет мало
Клиньевая Каждая грань делится на несколько клиньев
Смешанная (содержит бриллиантовой и ступенчатой огранок в разнообразных сочетания) Имеет каплевидную форму с вытянутыми, перекрещивающимися гранями.
Принцесса Пластина прямоугольной формы с глубокими насечками
Полукабошон Верхняя поверхность камня округлая, а нижняя фацетная в форме усеченного конуса.
Радиант Восьмиугольная форма со сточенными углами
Фантазийная (может иметь все формы фацетов, включая искаженные и ассиметричные, используется для изготовления нестандартных вставок) Сердце Форма в виде сердца, образованная многочисленными мелкими гранями в виде клиньев
Капля Удлиненная форма в виде слезы
Маркиз Имеет форму эллипса, заостренную с двух сторон

Рассмотренная классификация видов огранки драгоценных и полудрагоценных камней неполная. Сочетая треугольники, квадраты, прямоугольники и многогранники, можно создавать бесконечное множество вариантов.

Все зависит от фантазии и таланта ювелира. Минерал подсказывает мастеру будущую огранку. Существует огромное количество фантазийных огранок, которые призваны подчеркнуть индивидуальность и красоту самоцвета. В настоящее время ювелиры не только совершенствуют мастерство, но и придумывают новые способы огранки драгоценных камней.

ОГРАНКА ПО СТИХИЯМ ЗНАКОВ

Камни для женских знаков зодиака предпочтительнее обрабатывать кабошоном, потому что фацета выявляет мужские качества, предполагает мужскую экспансивную энергетику, активность.

ОГОНЬ - огранка бриллиантовая или ступенчатая, кабошон закругленной или овальной формы с необработанной скрытой частью минерала.

ЗЕМЛЯ — кабошон в форме овала (кроме Девы). Скрытая часть самоцвета должна быть обработана.

ВОЗДУХ — огранка «трапецией» или голландской «розой», кабошон с необработанной скрытой частью камня.

ВОДА — кабошон круглый «пирамидкой» с ограненной скрытой частью в форме круга.

Виды огранки драгоценных камней на видео

– оцениваются не только по весу в каратах, чистоте и цвету, но и по огранке. От нее зависит, насколько красивой будет его форма и игра света в нем. Какие основные виды огранки существуют? Знакомимся с ювелирными азами.

Огранка камня и его форма – не одно и то же. Форма относится к общему контуру обработанного алмаза и выглядит как некая геометрическая фигура: круг, квадрат, ромб, треугольник, овал и прочее. Огранка характеризует число, расположение, очертания и пропорции граней камня. У камней одинаковой формы вполне может быть различная огранка

Круглая огранка

Число граней: 57, 33, 17

Для любых – это универсальный вид огранки бриллиантов

Круглая огранка – классика обработки бриллиантов, проверенная временем. Она самая старшая среди «сестер» и «братьев» – других видов огранки драгоценных камней. Придумали ее в начале 1900-х годов. Тогда были изобретены алмазные пилы, позволившие ювелирам работать с самым твердым из минералов Земли и Вселенной, то есть с помощью одних алмазов превращать другие в бриллианты.

Круглая огранка в 57 граней наилучшим образом демонстрирует блеск и игру света в бриллианте и способствует его долгожительству, сводя к минимуму риск сколов и других внешних повреждений. Такая огранка высоко оценивается при перепродаже камня. Для небольших бриллиантов используется упрощенная круглая огранка в 33 грани (для камней весом до 0,99 карата) и 17 граней (0,29 карата и менее).

Особенностью круглой огранки является большая потеря веса самородка: после обработки «уходит» до 50% первоначальной массы алмаза.

Овальная огранка

Число граней: 57

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, браслеты, ожерелья, подвески

Вариант круглой огранки, вошедший в ювелирный обиход в 1960-е. «Овал» имеет грани-клинья большей площади и вытянутую форму, придает камню красивый блеск и переливы оттенков на свету. Находясь в кольце, камень такой огранки визуально удлиняет пальцы, делает их более тонкими, изящными.

Огранка «Маркиз»

Число граней: 55

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, подвески

Французское слово marquise – «маркиза» – произносится как «мар-ки-и-из». Поэтому вид огранки, названный в честь маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, в русском языке звучит и пишется как… мужской, а не женский аристократический титул. Овальная огранка с заостренными продолговатыми концами увековечила кокетливую улыбку легендарной красавицы. Впрочем, многим этот вид обработки драгоценных камней по форме больше напоминает лодочку.

Кольцо с самородком огранки «Маркиз» визуально удлиняет пальцы того, кто его носит. Будьте аккуратнее с украшением: острые клиновидные концы – уязвимая, потому что хрупкая, часть камня, ограненного «под аристократа».

Огранка «Груша» («Капля»)

Число граней: 55–56

Для каких украшений используется? Серьги, кулоны, ожерелья

Этот вид обработки драгоценных камней объединяет черты овальной огранки и огранки «Маркиз». Суженный конец у грушевидной формы один, и именно он должен быть особенно тщательно защищен оправой. Камни-«капли», как и «овалы», «маркизы», создают иллюзию более длинной, изящной шеи или пальцев, если речь идет о кольце.

Огранка «Принцесса»

Число граней: 49, 65, 68, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, подвески

Как и круглая огранка, «Принцесса» славится щедрой игрой света в камне, но имеет при этом прямоугольную (реже квадратную) форму. Придумана в конце 1960-х – начале 1970-х. Самородок с такой огранкой меньше теряет в исходном весе и, как правило, стоит дешевле, чем бриллиант классической круглой огранки в 57 граней. «Принцесса» – один из самых популярных видов обработки бриллиантов для обручальных колец. Прямые углы камня очень хрупки, они требуют хорошей защиты от оправы украшения.

Ювелиры используют такой синоним слова «грань», как «фасет» («фацет»). Площадки-грани, они же фасеты, наносятся на поверхность камня, чтобы лучи света, падая на него, преломлялись и создавали эффект сияния изнутри. Все виды огранки, кроме круглой, считаются фантазийными

Огранка «Изумруд»

Число граней: 57, 65, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Серьги, кольца, браслеты, подвески, ожерелья

Прямоугольник со срезанными углами и достаточно большими гранями – подобная огранка применяется для драгоценных камней крупного размера и исключительной чистоты, так как скрыть какие-либо изъяны самородка за множеством мелких граней при такой обработке его поверхности не получится. Несколько уступает круглой огранке или огранке «Принцесса» по способности играть преломленным светом, однако превосходит их по силе и яркости отдаваемых световых вспышек.

Огранка «Ашер»

Число граней: 25, 49, 72, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, браслеты, ожерелья

Квадратная разновидность огранки «Изумруд», имеющая больше «этажей» – ярусов из граней. Огранка изобретена в Бельгии в 1902 году братьями-ювелирами Ашер, первый пик ее популярности пришелся на 1930-е годы. Число граней варьируется в зависимости от веса (читайте, размера) камня. С точки зрения дизайна украшений этот вид огранки характерен для драгоценностей в стиле ар-деко.

Огранка «Радиант»

Число граней: 65, 70, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, кулоны

Камень подобной огранки выглядит как восьмиугольник – квадрат или прямоугольник со срезанными углами. «Радиант» как вид обработки поверхности драгоценных самородков вобрал в себя черты огранок «Принцесса» и «Изумруд». Используется он для камней, которым есть что показать: насыщенный цвет, чистоту и прозрачность, игру света, а главное, солидные размеры. Огранка имеет брутальный, величественный характер, поэтому ее, выбирая, например, перстень, предпочитают мужчины. Зрительно украшение с камнем огранки «Радиант» несколько укорачивает фаланги пальцев.

Огранка «Сердце»

Число граней: 57–58

Для каких украшений используется? Серьги, кулоны, подвески

По технике обработки камня этот способ близок грушевидной огранке. Драгоценное сердечко красиво играет на свету… и настраивает на романтический лад! Ради красоты линий и прочности соотношение длины и ширины камня после огранки должно составлять 1: 1 – так центр «сердца» будет менее уязвимым при случайных ударах или падениях украшения.

Огранка «Триллиант» («Триллион»)

Число граней: 19, 31, 37, 52, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, подвески, ожерелья, браслеты, серьги

Огранка в виде равностороннего треугольника с острыми или сглаженными углами родом из Голландии. В сравнении с другими вариантами огранки это самый молодой способ обработки драгоценных камней: придумали его в 1980-е. Количество граней и их форма: например, квадратная, ромбовидная, прямоугольная, – зависят от размера самородка и творческого замысла ювелира.

Качество огранки камня указывается в сертификате украшения. В зарубежной системе оценки (GIA, Геммологический институт Америки) принято такое деление: Excellent (отличная огранка), Very Good, Good (очень хорошая; хорошая), Fair (средняя) и Poor (неудовлетворительная). Ювелиры России используют буквенные символы: А (первоклассная огранка), Б (хорошая), В (средняя), Г (плохая). Отечественная классификация более строгая: камни категории Excellent по меркам наших экспертов вполне могут оказаться в группе Б

Придать благородный облик украшению может огранка , виды которой оттачивались веками и имеют свои особенности. Без огранки любой самоцвет будет казаться простым камнем – непривлекательным и скромным. Только мастера способны придать такому минералу шарм и изящество.

Обработка драгоценных камней, виды которой с учетом современных тенденций стали многочисленными, является настоящим ювелирным искусством. Она при минимальной потере драгоценной массы камня должна выделить главное достоинство украшения и обеспечить такую игру света, чтобы ни у кого не осталось сомнения, что перед его глазами настоящий шедевр.

Основной смысл обработки драгоценных камней

Огранка представляет собой механическую обработку драгоценных или полудрагоценных минералов с целью получения нужного строения, которая обеспечивает наибольшее проявление особенностей материала. Суть процесса состоит в формировании на поверхности самоцвета правильных геометрических поверхностей, которые, сложившись в единую фигуру, создают нужный эффект восприятия.

Главная задача, которую решает огранка, создание такой игры света, при которой будет обеспечено наилучшее восприятие цветовой палитры и блеска. Переливчатый световой эффект обеспечивается большим количеством граней и их расположением так, чтобы максимально использовалось многократное отражение и преломление световых лучей, попадающих в кристалл. Преломление лучей должно разложиться на спектральные составляющие, которые и дают цветовые переливы.

Облагораживание драгкамней путем ограночной технологии включает два основных элемента: внешняя форма камня и вид граней (их форма, расположение, количество). Огранка камней, виды которой с учетом современных тенденций достаточно многочисленны, представляет собой трудоемкий процесс. Минимальное количество граней составляет 30, а сложные формы увеличивают их до 240. При этом они должны быть выполнены под нужным углом и с идеально ровной поверхностью.

Помимо световой игры, огранка должна выполнять несколько условий: шлифование материала, проявление основного колорита и формы, минимальная потеря драгоценной массы, совмещение с конструкцией всего украшения по стилю, палитре и т.д. Выбор вида и формы самоцвета производится с учетом его материала, размера и назначения украшения. Для некоторых драгоценных камней (изумруд, бриллиант) признаны характерные виды и формы огранки, которые для других камней обычно не применяются.

Виды облагораживания

Огранка в общем случае представляет собой формирование на камне множества граней (фасет). Разделение ее на виды оценивает количество граней, их форму и размеры, расположение фасет относительно друг друга. Можно выделить основные виды огранки:

  1. Огранка розой – это формирование фасет без площадки и нижней части. Основание драгоценного камня плоское, а над ним собирается корона из граней треугольной формы, размещаемых строго симметрично. В зависимости от размера украшения количество фасет 12 или 24. В настоящее время популярность этой разновидности снизилась.
  2. Бриллиантовая огранка – это сложная многогранная обработка для кристаллов с сильной световой дисперсией (например, алмаз). Классический бриллиантовый тип содержит 57 фасет, расположенных в следующих элементах формы: павильон (тыльная область) – 24 грани; корона (лицевая область) – площадка (грань с большой площадью) и 3 ряда фасет по 11 граней в каждом. Такой бриллиант имеет только круглую форму камня.
  3. Ступенчатая огранка – это конструкция, где фасеты размещаются друг над другом, а верх выполнен в виде многоугольной площадки. Боковые фасеты изготавливаются в варианте трапеций или равнобедренных треугольников.
  4. Табличная разновидность является одним из самых простых видов и содержит две ступени (нижняя и верхняя). Верхняя часть камня может быть выполнена в виде одной плоской поверхности.
  5. Изумрудная огранка – это разновидность ступенчатого вида, производимая на камне восьмиугольной формации.
  6. Ашер – представляет собой формирование квадратного кристалла, основанное на изумрудном типе, но с большим количеством ярусов. Этот тип обработки применим для камней повышенной цветовой чистоты.
  7. Огранка клиньями – это разновидность обработки, в которой угловые и боковые верхние фасеты имеют форму треугольника. Четыре грани сбоку сочетаются у каждого ребра верхней грани (площадки), формируя 4 четырехгранные с трапециевидным основанием; а нижняя часть конструируется из аналогичных сочетаний, но из площадок треугольной формации. Поясок, отделяющий корону от павильона, поднят на 2/3 общей высоты минерала.

Какой может быть форма огранки?

Само украшение имеет характерное очертание самоцвета, которое также является важным параметром обработки. Выделяются следующие основные формы:

  1. Круг – сочетается с классической бриллиантовой огранкой. Является наиболее распространенной формой обработки и применим как для крупных, так и для мелких камней.
  2. Овал – считается разновидностью круга, но стал популярным, особенно в обручальных кольцах. Хорошо совместим с огранкой розой.
  3. Груша – является более сложным типом обработки с каплеобразной или грушевидной формой камня. Заостренной частью такой камень крепится на ожерелье, серьги или кулоны. Разновидностью огранки этого типа является бриолет.
  4. Маркиз – это формирование кристалла типа зернышка с 2 заостренными уголками. Чаще всего длина камня выбирается в 2 раза больше ширины. При создании составных украшений используется, например, такая конструкция: 1 крупный «маркиз» располагается вертикально, а несколько более мелких «маркизов» – горизонтально.
  5. Сердце – такая обработка обеспечивает формирование 2 углов, один из которых имеет выпуклую форму. В классическом варианте длина и ширина камня делаются одинаковыми.
  6. Кабошон – это шарообразная обработка камня. Она может быть выполнена гладкой (без граней) или со специфической огранкой по поверхности сферы. Применяются следующие типы обработки: простой кабошон – минерал в виде вогнутой линзы; двойной кабошон – камень имеет выпукло-вогнутую форму.

Проведение обработки ювелирных камней

Облагораживание драгкамней включает ряд специализированных операций, производимых мастерами-ювелирами: разделение кристалла на части; обтачивание, огранка; резьба (глиптика) по материалу (на полудрагоценных камнях). Разделение кристалла на части может производиться путем раскалывания или распиливания. При раскалывании используется специальная оснастка (специальный нож, крепежная оправа), а камень фиксируется цементным составом. Для распиливания необходимо специальное оборудование – станок с распилочными секциями разного типа. Чаще всего используются станки типа СРБ, ШП-2 российского производства или Новекс (Германия). Толщина дисков составляет не более 0,05 мм, что позволяет избежать больших потерь.

Форма камню придается методом обточки или обдирки. Специальный станок для такой операции имеет вид небольшого токарного станка.

Для обработки используется алмазный инструмент.

Часто применяется оборудование марки АВМ.

Огранка включает в себя такие операции, как шлифование и полировка. Шлифовка проводится на станке с вертикально размещенным инструментом, который вращается со скоростью до 3000 об/мин. Шлифование осуществляется с помощью алмазного порошка, перемешанного с оливковым маслом. Шлифовальный порошок втирается в поверхность чугунного диска станка с использованием керамических пластин. Затем этими дисками с втертым порошком производится обработка драгоценного камня до получения нужной грани. Процесс полного шлифования состоит из множества последовательно выполняемых таких операций.

Облагораживание драгоценных камней является обязательным элементом их обработки. Только после обработки они становятся тем украшением, которым хочется любоваться.

Огранка – очень сложная операция, и ее должен производить специалист с большим опытом; любой дефект при обработке может привести к отбраковке ценного материала.

Лишь мастера ювелирного искусства увидят будущий блеск и красоту в мутном кусочке минерала, только что добытого в шахте. Для того чтобы представить его великолепие, раскрыть его красоту, драгоценный камень придают огранке.

Круглая огранка - пожалуй, самая распространенная из всех существующих огранок. Она симметрична, хорошо полируется и обладает максимальной светопропускающей способностью – то есть, позволяет камню особенно ярко сиять на свету. Из всех разновидностей круглой огранки самая известная – «бриллиантовая» с 57 гранями. Такая огранка часто применяется для самых чистых и дорогих камней.

Огранка овал – клиньевая огранка имеющая контур овала. Чаще эта форма используется для огранки крупных камней для закрепки в кольца, серьги и подвески.

Огранка груша. Несмотря на такое название, эта огранка по виду напоминает скорее каплю, чем грушу. Острыми уголками вверх «груши» подвешивают на ожерелья, серьги, носят в качестве кулонов.


Огранка «маркиз» придает драгоценному камню форму зерна с двумя заостренными уголками. Обычно длина камня, ограненного таким образом, примерно в два раза превышает его ширину, что позволяет его использовать в длинных украшениях воздушного дизайна: серьгах, кулонах, браслетах.


Огранка квадрат. Строгая и геометричная огранка. Также этот вид огранки называют “принцесса” – клиньевая квадратная или прямоугольная огранка с острыми углами. Огранка обладает очень хорошей игрой и высокой степенью блеска. Эта относительно новая огранка с большим количеством сверкающих граней часто используется как одиночные ювелирные вставки в кольцах, серьгах и подвесках.

Огранка триллион. Одна из самых эффектных форм камней, представляет собой треугольник с клиньями. Преимущество триллиона в том, что форма и количество граней может меняться в зависимости от характеристик минерала, дизайна изделий и вкуса огранщика.


Огранка сердце. Самая романтичная огранка камня. Сердца обычно имеют равные длину и ширину. Сердце считается одной из самых сложных и дорогостоящих видов огранки, поэтому её часто применяют в эксклюзивных украшениях, созданных специально в подарок любимым. Незабываемо выглядят помолвочные кольца с таким видом огранки!

Кабошон. Один из самых древних видов обработки, при котором камню придаётся выпуклая форма без граней. Обычно кабошон выбирают для огранки полупрозрачных или непрозрачных вставок, «звёздчатых» камней, а также минералов с эффектом «кошачьего глаза». Кабошон должен быть идеально гладким, поэтому чрезвычайно важно качество шлифовки и полировки камня.

Пятигранник . Пятигранные камни полностью повторяют форму известной геометрической фигуры. Они смотрятся достаточно основательно, поэтому обычно вставляются в объёмные украшения, которые приобретаются не на один сезон, например, гарнитуры с полудрагоценными вставками.

Ждем Вас в нашем магазине!

Мы счастливы, что Вы с нами, и всегда рады видеть ВАС!

Приходи за подарками скорей и приводи с собой друзей!

Приобретенный подарок будет радовать Вас каждый день и долгие годы.

Ювелирная Компания Диамант – это компания драгоценных подарков.