Стильные ювелирные украшения в стиле арт-деко. Украшения в стиле ар деко: ювелирный конструктивизм Ювелирные изделия в стиле ар деко

С тиль украшений Арт-деко является отличным способом, чтобы включить старинную красоту в ваш современный гардероб. Данный стиль украшений обязательно должен повторять геометрические мотивы и гламур дизайна 1920-х и 1930-х годов. Такие ювелирные изделия прекрасно подходят современным женщинам.

Понимание того, какие характерные черты должны иметь ювелирные изделия в стиле Арт-деко, может помочь вам выбрать себе достаточно большой ассортимент украшений той эпохи. Данные украшения вы можете найти как в антикварных магазинах, так и в магазинах, где продаются ювелирные изделия в современной репродукции. Давайте более подробно рассмотрим, какие характеристики должны иметь ювелирные изделия в стиле 20-х и 30-х годов.

Хотя желтые металлы также имели свое появление в эпоху Арт-деко, большинство из всех украшений или большая часть какого-либо украшения была выполнена из белых металлов, которые имели прохладные оттенки. Так данные ювелирные украшения должны бить изготовлены из следующих видов белых металлов:

  • Платина;
  • Белое золото;
  • Чистое серебро;
  • Посеребренный не драгоценный металл;
  • Нейзильбер или другие белые цветные металлы.

Филигрань

Еще одним элементом из ювелирных изделий в стиле Арт-деко является филигранная работа. Филигрань предполагает деликатные ажурные проекты. Как правило, такие кружевные конструкции оснащены цветами, листьями или водоворотами, но иногда они просто имеют общие формы и линии вокруг центрального камня. Такими ювелирными изделиями зачастую являются кольца или ожерелья.

Геометрические мотивы

Геометрические мотивы и конструкции также являются определяющей чертой внешнего вида украшений Арт-деко. Иногда разнообразие геометрических форм используется вместе в одном украшении, чтобы создать сложную часть с интересными линиями. Такие формы могут иметь прямые линии и углы, хотя кривые также иногда являются частью дизайна таких украшений. Также можно увидеть идеальную симметрию во многих частях украшения.

Так в ювелирных украшениях в стиле Арт-деко, должны присутствовать такие геометрические мотивы (фигуры):

  • Восьмиугольники;
  • Прямоугольники;
  • Треугольники;
  • Ромб;
  • Многоугольники.

Эмаль

Многие примеры украшений в стиле Арт-деко имеют эмалированные элементы. Эмаль включает в себя слияние расплавленного цветного стекла с металлом, и это отличный способ добавить цвет и контрастность в ювелирное изделие. В эпоху Арт-деко, многие ювелирные изделия имели частицы черной, синей, зеленой и темно-красной эмали, но вы можете найти украшения с эмалью практически в любом цвете.

Цветные и не прозрачные камни

Хотя алмазы и имитация бриллиантов в 20-х и 30-х годах была очень популярна, многие ювелирные украшения в стиле Арт-деко имели также, цветные или непрозрачные камни. В бижутерии это может быть стекло, которое имеет высокое качество имитации камня. Такие камни в украшении могут занимать как центральное место, так и быть небольшим дополнением возле главного центрального камня.

Приведем список камней, которые были популярны в украшениях тех годов:

  • Оникс;
  • Сапфир;
  • Рубин;
  • Изумруд;
  • Лунный камень;
  • Лазурит;
  • Аквамарин.

Из-за своей классической красоты и великолепного дизайна всех элементов, стиль Арт-деко в ювелирных украшениях находится вне времени. Являетесь ли вы поклонницей старинных украшений или просто любите вид украшений той эпохи, что увидите, что они прекрасно будут работать в вашем образе.


В переводе с французского «art deco» означает «декоративное искусство». Стиль ар-деко, или как его ещё называют – арт деко, получил название, когда в 1925 году в Париже проходила выставка декоративно-прикладного искусства. Когда и как зарождался этот стиль? И вообще, что же он представляет собой в ювелирном искусстве?

Уже в самом начале XX века ювелиры начинают отказываться от извилистых линий модерна и обращаться к поиску новых средств выражения. В позднем модерне уже были обнаружены геометрические линии, присущие ар-деко, но все было прервано Первой мировой войной, после окончания которой люди ещё с большим желанием пытались обрести новые идеалы, ведь кроме разрушений и человеческих жертв, наступило разочарование в ценностях прошлого.

Появилась новая женщина, которой вдохновлялись поэты и художники, в том числе и художники-ювелиры. Именно в это время Луи Картье набросал эскизы своих первых украшений в новом направлении.

Ар-деко впитал в себя простоту и роскошь, чистую и светлую игру камней, стилистические искания, в том числе кубизма, модерна, сюрреализма, неоклассицизма и этнические черты Древней Греции, Египта, Африки, Востока.

Ювелиры, как и все ваятели искусства, всегда чутко прислушиваются к настроениям в обществе. Как помочь забыть ужасы войны, принести радость людям? Именно в то время эклектика стилевых направлений сделала ар-деко новаторским стилем.

И так, дизайнеры ювелирных домов предложили новые формы, которыми стали геометрический, линейный дизайн, симметричная композиция, цветовые контрасты и особая огранка драгоценных камней, которая приобрела более четкие линии, в большей степени встречались треугольная, трапециевидная и изумрудная.

На первых порах ювелиры использовали недорогие материалы: эмаль, хром, стекло, пластмассу и отдавали предпочтение ярким краскам. Однако послевоенное общество стремилось создать вокруг себя иллюзию роскоши и благополучия. И в первую очередь это могли сделать королевы голливудского киноэкрана. Их браслеты и ожерелья засверкали бриллиантами с экранов.

В эпоху ар деко культовым металлом стала платина, именно ввел в моду этот благородный металл. А вместе с ним набрали популярность белое золото, серебро, сталь и даже алюминий. Кроме металлов ювелиры часто использовали экзотические материалы – слоновую кость, кожу крокодила и акулы, а также редкие породы дерева. Использовали чистый белый перламутр, белые бриллианты и черный оникс…

Заслуга стиля ар-деко – его смелое комбинирование в одном украшении драгоценных камней со стразами, натурального жемчуга – с искусственным.

Самой распространенной техникой декорирования было эмалирование металлов и необычная огранка. Формы украшений в стиле ар-деко – четкая геометрия и строгая симметрия, расположение элементов с определенным ритмом чередования.

Ведущими мотивами в дизайне украшений, кроме геометрии, стали образы и декорации Русского балета С. Дягилева, культура разных стран и эпох – Древнего Египта, Китая, Японии, Индии, Древней Греции, Африки, объекты флоры и фауны.

К числу наиболее живописных украшений можно отнести брошь-кисть, длинные серьги, в том числе и серьги-кисти, украшавшие стриженые головки красавиц, тяжелые пояса, браслеты, надетые не только на запястье, но и на предплечье, повязка на голову (бандо), украшенная стразами, жемчугом, а для кого-то и бриллиантами, коктейльное кольцо, колье-воротник, ожерелье и браслет в виде змеи, кольцо и браслет в виде пантеры…

В период ар-деко в моду вошли и драгоценные зажигалки и мундштуки, в которых также чередовались компоненты черно-белой гаммы.

Исключительную популярность приобрели наручные часы, при создании которых ювелиры проявляли необычайную фантазию. Часы обладали разнообразием форм, богатым декором, оригинальностью и изяществом. Корпус часов и браслеты украшали драгоценными камнями.

Одними из самых известных ювелиров того времени были Жорж Фуке и его сын. Парижскому ювелиру Раймону Тамплие принадлежат также интересные художественные решения. Особое место в его творчестве занимают украшения со строгими геометрическими элементами с декором из яркой эмали, с эффектным цветовым контрастом.



История Дома Картье наглядно иллюстрирует становление стиля ар-деко. Ювелирные произведения 20-30-х годов Луи Картье демонстрируют основные этапы развития нового стиля. Первоначально Картье больше использовал круг или сегмент, считая, что именно эти геометрические фигуры подходят для женских украшений. Затем он стал использовать квадрат и прямоугольник.

Ювелир декорировал свои украшения бриллиантами в сочетании с другими камнями и эмалью. Его ювелирные произведения играли яркими красками и изысканной цветовой гаммой, например, в изделия, выполненные из оникса, горного хрусталя и нефрита, кораллов и перламутра, он добавлял роскошные бриллианты. Постепенно ювелиры Дома Картье отказались от яркой цветовой гаммы и стали использовать белый цвет. Так появился стиль – «белый ар-деко».

Великолепны были украшения со строгими геометрическими формами в контрастном сочетании белого и черного цветов – белой платины и бриллиантов с черным ониксом или черной эмалью. Именно на основе этого цветового контраста был создан своеобразный мотив, получивший название – «шкура пантеры».

В дальнейшем мотив использовался при создании брошей в виде пантер, а также для оформления украшений для прически и для наручных часов. Но, все же, полностью от ярких цветов изумруда, рубинов, сапфиров трудно было отказаться, даже в «белом ар-деко». Поэтому Картье любил создавать броши – «вазы с фруктами». Многоцветные драгоценности в стилистике «тутти фрутти» стали знаменитыми украшениями Картье.

После открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона произошел всплеск интереса к египетским украшениям, среди ювелирных произведений Картье – эффектные подвески из пластин нефрита с бриллиантами и рубинами, знаменитая брошь – «скарабей» из дымчатого кварца, фаянса, украшенная бриллиантами.

Яркость и многоцветность в ювелирном искусстве ещё более усилилась в 1929 году и далее, ведь это годы, когда покупательная способность утрачивалась во всех сферах жизни, и дабы привлечь внимание и выстоять в трудное время, создавались ярчайшие предметы ювелирного искусства. Популярными стали нефрит, топаз, циркон, коралл, аквамарин.

Стиль ар деко можно назвать окончательно сформировавшимся к началу 20-х годов, а в 1925 году он получил окончательное признание, и потому именно на выставке, проводимой в Париже в 1925 году, стиль получил свое название.

На выставке были представлены ювелирные произведения Фуке, Тамплие, Сандоза, Бушерона, Ван Клифа, Картье, Мобуссена и многих других французских мастеров-ювелиров. Успех ювелиров был потрясающим. Золотую медаль за украшения в стиле ар деко получил парижский ювелир Жорж Мобуссен.

Восхищению посетителей не было предела. Все восторгались созданными Мобуссеном колье, в которых в платиновой оправе чередовались бриллианты с прекрасными жемчужинами, жадеитовым кольцом, подвесками в виде цветочных ваз и фонтанов. После выставки фирма «Мобуссен» стала знаменитой.

Не только произведения ювелирного искусства «Картье» и «Мобуссена» прославили стиль ар-деко, благодаря ювелирам «Бушерон», «Ван Клиф и Арпельс» стиль ар-деко стал всемирно признанным синонимом роскоши и восхищения. В те годы менялось многое в жизни людей, разрабатывались новые технологии, велись поиски новых материалов, проводились исследования в науке и технике.

Это был век достижений во всех сферах деятельности и жизни человечества. Все это отразилось и в деятельности ювелирного искусства. В фирме «Ван Клиф и Арпельс» ювелирные мастера изобрели новый вид закрепки драгоценных камней – невидимую закрепку. Камни гранились так, что можно было установить их вплотную друг к другу, таким образом, металл-основа полностью покрывался «каменной мостовой». Это дало возможность создать превосходнейшие украшения.

На ювелирных рынках были востребованы бриллиантовые броши-клипе, сотуары, элегантные браслеты с четкими орнаментальными узорами из драгоценных камней. В моду вошли броши-кисти, бусы из натуральных камней. Особую популярность, благодаря моде на короткие стрижки, приобрели длинные каскадные серьги и крупные клипсы, которые закрывали мочку уха.

Искусствоведы считают, что стиль ар-деко господствовал в мире искусства всего около двух десятилетий, от Первой мировой войны до Второй. Но важно другое – многие приемы и достижения в ювелирной технике, разработанные во времена ар-деко, оказались настолько универсальны, что влияние этого стиля мастера-ювелиры ощущали ещё долгое время в последующих поколениях.

В современной моде стиль ар-деко снова популярен. Его выбирают уверенные в себе женщины, которые предпочитают роскошь и в то же время аристократическую сдержанность.

















Ар деко (фр. art deco) - стилевое течение в искусстве между I и II Мировыми войнами, для которого характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством, сочетание элементов стиля модерн, кубизма и экспрессионизма, использование выразительных форм технического дизайна. Ювелиры, всегда чутко прислушивавшиеся к настроениям в обществе, быстро осознали, что их искусство может принести людям радость, помочь им забыть об ужасах войны. Но для достижения этого необходимо было предложить принципиально новые изделия. В поисках новых средств выражения они обратились к ясным геометрическим формам, с четким построением симметричных композиций, главенствующую роль в которых играли прекрасно ограненные драгоценные камни. Он сочетал в себе простоту и роскошь, четкость геометрических конструкций и яркую игру сверкающих камней.

К числу наиболее живописных украшений, несомненно, принадлежала «брошь-кисть», оформлявшая открытый ворот вечернего платья; в дневных, более скромных, туалетах ее заменяла необычайно длинная нить искусственного жемчуга или бусы из камней. В моду вошли длинные серьги, эффектно украшавшие стриженые головки, тяжелые пояса и браслеты, которые зачастую надевали не только на запястье, но и предплечье. Появился новый вид украшения - состоявшая из двух частей брошь с клипсовым замком; ею закалывали модные труакары. Исключительную популярность приобрели в этот период наручные часы, при их создании ювелиры проявляли удивительную фантазию. Часы отличались разнообразием форм, богатством декора и изяществом. Корпус и браслеты украшались драгоценными камнями. В 1920-х годах, на первоначальном этапе создания стиля, который порою называют «джаз-модерн», ювелиры зачастую использовали такие материалы, как эмаль, хром, стекло и пластмасса, и отдавали предпочтение ярким краскам. Но очень скоро они осознали, что послевоенному «потерянному поколению» необходима иллюзия благополучия, которую давали только золото, платина и самые красивые природные камни. Многие люди уже на собственном горьком опыте убедились в том, каким спасительным финансовым источником в грудные времена могут стать драгоценности - к тому же они долгое время были лишены их.
Принято считать, что стиль ар деко господствовал в мире искусства немногим более двух десятилетий, от конца Первой мировой войны и до начала Второй. Однако образный строй и приемы, разработанные мастерами ар деко, оказались настолько жизнеспособны и универсальны, что его влияние ощущали ювелиры всех последующих поколений. И в этом кроется удивительный феномен ар деко.

Происхождение:

1. Ф ранция (Ар-деко. 1925, 1966)

2. США (голливудский стиль, Нью- Йоркский глеем 1930, 1960,1980)

3. СССР (конструктивизм 1920-30г, и сталинский ампир 1935-55)

Основные черты:

1. Форма должна соответствовать функции. Изображение вещи производится от цели.

2. Геометрические ступенчатые или линейные формы. Плоские проекции.

3. Базовые геометрические фигуры: треугольник, эллипс, ромб, зигзаг, роза ветров.

4. Яркие, контрастные цвета.

5. Динамичная композиция или подвижные элементы

6. Четкие края и контуры, скругленные углы.

7. Дорогостоящие материалы: слоновая кость, бронза, полированный камень

8. Материалы для массового производства: хром, стекло, бакелит.

Основные характеристики:

1. Стиль воспевал динамичную обеспеченную жизнь: путешествия, спорт, курорт, сложные товары для скорости, новый тип женщины.

2. Отражение через искусство нового индустриального окружения человека. Трансформации вещной и визуальной среды человека под напором невиданных ранее технических и социальных изменений.

3. Этические мотивы: древнеегипетское и ацтекское искусство, русская вышивка, лубок

Символы или константы стиля:

1. Автомобиль, поезд, пароход,небоскреб, фонтан

2. Скорость, движение.


Как новый стиль Art Deco впервые обозначился во Франции и ярко доминировал в 1918-1939 гг. в Германии , Советском Союзе и США . Для него характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством; сочетание элементов кубизма и экспрессионизма; использование выразительных форм "технического дизайна".

Толчком к стремительному развитию этого стиля послужила парижская выставка 1925 г., где показывались последние достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла, керамики. К тому времени, когда парижская выставка в октябре 1925 года закрыла свои ворота, а павильоны были демонтированы, мир оказался готовым к тому, чтобы в нем утвердился новый, ясно обозначившийся стиль.

Эклектизм Art Deco выставки 1925 года показал переплетение различных корней этого стиля, который обязан своим появлением на свет, как кубизму, так и моде на экзотику, а также современному декоративному искусству Австрии, Германии, Голландии, Италии, Чехословакии, скандинавских стран и самой Франции. Новый стиль разработал свой собственный декоративный язык, который продолжал расширяться и совершенствоваться во всех уголках планеты, язык ставший символом динамики и масштабности современного мира. Art Deco был готов к тому, чтобы стать выражением современности, то есть тем стилем, которому было предназначено в ближайшем будущем начать играть большую роль во многих важных сферах производства во всем западном мире.

Начавшись как легкое, изящное новшество, навеянное балетными "Русскими сезонами ", Ар Деко вскоре эволюционировал в олицетворение поразительной простоты и бескомпромиссности жизни в век машин. Представители всех направлений современных изобразительных и декоративных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир, - старались найти цвета и формы, которые были бы проще, отчетливее и сильнее тех, что применялись ранее. Art Deco формировал сам образ жизни людей в межвоенн ые годы, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства - его дух чувствуется в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, в общественных зданиях.

В целом стиль можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна или как переходный стиль от Модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля». Стиль Ar Deco не раз доказывал свою немеркнущую привлекательность, так как даже в наши дни он остается самым эффектным средством демонстрации элегантности и роскоши.



Посетителям выставки 1925 года было обещано грандиозное зрелище. Она была и тематическим парком, и торговой ярмаркой: Экспозиция занимала большую территорию в центре города по обоим берегам Сены. Правый берег реки был отдан под павильоны зарубежных стран, а мост Александра III Морис Дюфрен превратил в венецианский мост с двумя рядами магазинов. Некоторые из французских павильонов были посвящены парижским универмагам, салонам и крупным государственным фабрикам.

Первая Выставка. Название Ар Деко образовалось из названия Международной выставки декоративных и промышленных искусств и буквально означает «декоративное искусство». По первоначальному замыслу эта выставка должна была проводиться в 1916 г . Однако из–за экономических сложностей в послевоенный период она неоднократно переносилась, и в ней не приняли участие такие страны как Германия и Нидерланды . США получили приглашение слишком поздно и не смогли (?) подготовиться должным образом.

В условиях участия в выставке был пункт, согласно которого экспонаты должны были олицетворять воплощение нового в искусстве и не иметь никакой связи с распространенными ранее стилями. Организаторы хотели привлечь внимание, восстановить образ Франции, как законодателя моды и стиля, главного источника предметов роскоши. Основным посылом был призыв выпускать оригинальные вещи, создать концепцию, соответствовавшую растущей индустриализации.
«Огромные стеклянные фонтаны играют среди кубистических деревьев в натуральную величину, и водопады музыкальных звуков стекают вниз по аллеям с головокружительных вершин четырех гигантских башен. Пройдите в павильоны и … вы увидите мебель поразительных и невиданных ранее форм, декор невообразимого рисунка на стенах, на полу и на потолке».

Двадцать два зарубежных павильона составили относительно небольшую часть экспозиции по сравнению с преобладающей долей Франции, однако, их разнообразие свидетельствует об отсутствии господствующего стиля. Стили на выставке варьировались от радикального конструктивизма советского павильона до консервативной псевдоцерковной английской экспозиции.

И все-таки к некоторым стилистическим особенностям, отчетливо проявившимся на выставке 1925 года, впоследствии приклеилась этикетка Art Deco. Это, прежде всего, тенденции, послужившие основой для интернационального определения стиля. В этом смысле типичны тяжелые округлые очертания роскошной мебели Рюльманна , стилизованный рисунок мебельной обивки Луи Сю и Андре Мара , стеклянные каскады Рене Лалика , а также ансамбли Поля Фолло, Мориса Дюфрена , для которых характерны простота изгибов фанерованного дерева, необычное освещение, зигзагообразный рисунок и мебель с прямыми углами. Во всем ощущалось некое единство, особенно очевидное, по-видимому, для тех, кого оно раздражало. Один американский критик сетовал: «Унылое чередование углов, кубов, восьмигранников, квадратов и прямоугольников создает настроение не столько бунта, сколько забавы». А ведь как раз через развитие и адаптацию этих форм, происходила популяризация и интернационализация Art Deco. Они-то и определили многообразие словаря «последнего из тотальных стилей».





Первое употребление названия:

Само название - арт деко - появилось в 1966 г . Именно тогда в Париже в Музее декоративных искусств была сформирована экспозиция произведений прикладного искусства 20–30-х годов, созданных на основе “выразительных конструкций, заключавших динамическое пространство в закрытом объеме массы” *. До этого арт деко называли “джазовый модерн ”, “потокообразный (обтекаемый) модерн”, “зигзаг-модерн”, а в США - “звездный стиль ” (имелись в виду звезды Голливуда, носившие одежду Ар Деко, жившие в домах архитектуры Ар Деко, оборудованных соответствующей мебелью и утварью).

Ар Деко нередко называют последним большим стилем. Скорее всего это просто красивая фраза. Мы согласны, что Ар-Деко -большой стиль, но не последний. На наш взгляд стиль реализованный (запечатленный) в архитектуре уже имеет полное право называться большим стилем, и каждое направление становится стилем, когда на него вырабатывается анти стиль. Ар деко «отметился» во всех видах деятельности человека -творца, от утилитарных предметов домашнего обихода до живописи и архитектуры.

Формирование стиля:

Искусствоведы легко находят в произведениях Арт Деко заимствования у модерна, кубизма, абстракционизма, футуризма, искусства древнего Египта, Африки, Японии… Но каждая составляющая этого “коктейля” была актуальна для людей 20-х годов, переживших самую страшную войну, осознавших, что возврата к прежнему миру уже не будет, увидевших, что мир гораздо больше и разнообразнее, чем казалось им прежде. ХХ век - начало формирования той парадигмы социально-экономического развития, которая позже, в 50-х годах, получит выразительное название - “общество потребления ”. Стремление европейцев и американцев к эстетизации повседневной жизни, комфорту, активное внедрение новых технологий в быт людей, переход в разряд серийной продукции тех артефактов, которые еще десять лет назад относились к предметам роскоши (например, автомобиля ) - все это требовало адекватного художественного освоения новых технических и человеческих реалий.

Переплавившись, все эти новации породили искусство, в котором господствовали одновременно две взаимоисключающие, на первый взгляд, тенденции. С одной стороны - “энергетические” построения в виде зигзагов, молний, вспышек света, треугольников, ромбов, растянутых эллипсов - всего того, что помогало отразить ощущение движения, скорости , энергии, напора. Казалось, что вокруг некоторых произведений арт деко “свистит ветер”.С другой стороны, все эти диссонансы парадоксальным образом соединялись с подчеркнутой элегантностью, упрощенность с аристократизмом.
Ар Деко в центр своей концепции поставил гедонизм и неотделимый от него комфорт повседневной жизни. А для этого вещи, окружавшие человека, должны быть прежде функциональны , т.е. наилучшим образом приспособлены для выполнения своих прагматических задач. Форма же, во-первых, должна соответствовать функции , а, во-вторых, отражать основную черту современного мира - стремительность изменений, их новизну Именно в рамках Ар Деко впервые появилась элегантная мебель из полых металлических трубок, схожих с рулем велосипеда, ювелирные изделия из алюминия, элементы интерьера из сварной стали, неоновый свет.





Реализация в архитектуре.

Хаос, сложность и полихромность Модерна рано или поздно должны быть заменены. С Ар Деко в архитектуру пришла ясность , устойчивость, классичность и визуальная простота. Порядок, цвет, геометрия - манифест Ар деко. Ар деко, как и Модерн, стиль интернациональный и проявившийся как в Америке, в Европе и в Азии, зарождаясь Ар деко заимствует некоторые принципы у Модерна. В остальном же эти течения довольно сильно отличаются.
В первую очередь на место асимметрии и поэтического беспорядка возвращается ось симметрии и геометрия, людям захотелось почвы под ногами. Новый стиль геометричен, упорядочен, расчетлив - всегда, вплоть до орнамента. Симметрия в Ар деко предпочтительна, однако порой ее может и не быть, но при этом обязательно должно быть равновесие масс в композиции. В Ар Деко во главе угла - стремительность линии . Особенно хорошо она видна в небоскребах в США.

В США в 30-х годах Ар Деко перешел к элегантному функционализму. Классическими примерами архитектуры Ар Деко являются небоскребы Нью Йорка. На Манхеттене насчитывается около 150 небоскребов , относящихся к этому стилю.

США Крайслер Билдинг

Ввиду того, что машины становятся блестящими, Ар деко любит блеск, отражающие поверхности, ну и, само собой, металл и его имитацию. При этом материал не изменяется визуально, и в отличие от Модерна, если это металл, то он строго геометричен.
Наиболее ярким примером традиционно считается знаменитый небоскреб Крайслер-билдин г (англ.Chrysler Building). Вершину здания украшает 38 метровый шпиль из нержавеющей стали Крайслер билдинг - активное участие металла, и ощущение ракеты. Построен по проекту архитектора Уильяма ван-Эллена (William van Alen) и открыт для публики 27 мая 1930 года. Это величественное сооружение поражает не только размерами, но и своей элегантностью.



За внешней простотой здания - сложная отделка из дорогих материал внутренних интерьеров. В Ар деко используются элементы античных орнаментов, но это не точные копии, а переосмысленные вещи. Орнаменты не только греческие или римские - это и Египет, и Месопотамия, и Африка. Для Ар Деко "роскошь" - это не только дорогие материалы , но и визуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого - горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера.




Американские архитекторы периода Арт-деко были преднамеренно скупы и рациональны в оформлении экстерьера здания, но расточительны и креативны в оформлении его интерьеров: подъездов, холлов, коридоров, лифтов и вестибюлей, ну и, конечно, апартаментов, гостиничных номеров и офисов, затрачивая на это как значительные средства, используя дорогие материалы и современные технологии, так и творческую фантазию и художественное мастерство.

Другие небоскребы Америки:

Обратите внимание, что многие здания стиля Арт-Деко некоторым образом напоминают египетские пирамиды . В 1922 году весь западный мир потрясло открытие гробницы Тутанхамона. Видимо, поэтому всеобщее увлечение архитектурными мотивами Древнего Египта (пирамиды), Месопотамии (зиккураты) было характерно для архитектуры Арт-Деко . Часто главные архитектурные элементы дома можно заметить, только высоко подняв голову. И Крайслер–билдинг, и Рокфеллеровский центр, и Эмпайр Стейт предстают во всей красе только с почтительного расстояния. Фасад высокоэтажного дома может выглядеть простым и незатейливым вплоть до 20-го или даже 30-го этажей, а выше будет богато и затейливо декорирован.



1. Радиатор Билдинг Манхеттен. Нью Йорк. 2.Niagara Mohawk Building, построено для крупнейшей электроэнергетической компании в США.


Азия, Китай, Шанхай.

Достопримечательность Шанхая – набережная Вайтань. Вайтань(Бунд) – это, пожалуй, одна из самых некитайских достопримечательностей Китая. Когда-то в далекие времена здесь была зона для иностранцев. Проживать, арендовать и выкупать землю и недвижимость по эту сторону Хуанпу разрешалось лишь жителям иных государств. Таким образом, набережная на некоторое время стала маленьким оазисом западного бытия в азиатской стране. Позже Вайтань заполонили шанхайцы и жители других близких городов, а как память о прежних поселенцах здесь так и остались дома, памятники и другие различные сооружения… Сегодня на Вайтань расположено более 50 зданий, выполненных в самых различных архитектурных стилях: классицизм, барокко, ар-деко, готический, Beaux-Arts (бозар), романтизм, ренессанс... Благодаря этому место получило такие лестные прозвища, как «музей мировой архитектуры» или «ярмарка зодчества десяти тысяч государств».

К востоку от Бунда -шанхайской набережной, взметнулись в небо небоскребы «восточного Манхэттена» Пудуна; некоторые из них не знают себе равных в мире по высоте и по современности архитектуры. Шанхайский всемирный финансовый центр - небоскрёб в Шанхае, строительство которого было завершено летом 2008. Высота центра составляет 492 метра.

Сингапур

Отель Parkview Square (2002).







Отель любовно называют Gotham Building. Стилистика Бэтмана отражает сущность Ар Деко

С С С Р Конструктивизм часто называют отечественным аналогом Ар Деко. Социальное пространство у художников Запада и Советской России было разное, но историческое время было одно и то же, которое приводит творческих людей к очень схожим художественным решениям, порой на грани прямого совпадения. (фото пано Крайслер билдинг и Советских)сталинские высотки

Среди станций Московского метрополитена наиболее яркими примерами служат станции «Кропоткинская» (первоначально «Дворец Советов») «Сокол», «Аэропорт», но самой Ар Деко(шной) является станция «Маяковская» , с мозаичными плафонами, спроектированная архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным и получившая гран-при на всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Смонтированные в куполах-кессонах мозаичные панно выполнены по эскизам художника Александра Дейнеки на тему «Сутки Страны Советов»: утро (7 панно) - день (8) - ночь (5) - утро (15). Предполагалось, что входящих и выходящих пассажиров будут «приветствовать» утренние сюжеты. На всех панно – жизнь граждан молодой советской страны. Последним крупным проектом, относящимся к стилю Ар Деко в СССР, стала первая очередь Ленинградского метрополитена

Советский Ар Деко - это павильон СССР на парижской выставке 1937 г. с увенчивающими его “Рабочим и колхозницей” Веры Мухиной. Павильон СССР и павильон фашистской Германии стояли друг против друга в самом центре выставки.
Возникала неловкость от того, что наша группа "Рабочий и Колхозница" вихрем летела прямо на фашистов. Но повернуть скульптуру было невозможно, так как она шла в направлении здания.

Немцы долго выжидали, желая узнать высоту павильона СССР вместе со скульптурной группой. Когда они это установили, тогда над своим павильоном соорудили башню метров на десять выше советской. Навеpxy посадили нацистского орла. Но для такой высоты орел был мал и выглядел довольно жалко


Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, получившая со временем название ВДНХ , стала архитектурным шедевром эпохи социалистического реализма, до сих пор так и не оцененным должным образом. Некоторые, если не многие, из павильонов представляют собой совершенные по форме творения, уникальные памятники, отразившие дух и суть того идеального и, возможно, недостижимого мира истинной свободы, равенства и братства, который должны были символизировать.

Территория ВДНХ богата различными архитектурными памятниками, многие из которых известны во всём мире. Созданные в советское время, они являют собой памятник советской эпохи, многие из них являются образцами новаторства, мощи, роскоши, фундаментальности, имеют стилевые признаки Ар Деко . 18 апреля 1963 г ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о перепрофилировании ВДНХ


ВВ 1920-1930-х годов. Ар деко оставил на память о себе великолепные интерьеры московского метрополитена, остатки довоенной роскоши ВДНХ и фарфор Ленинградского фарфорового завода. Безусловно, стиль получил у нас весьма своеобразное преломление. Но «национальный» характер Ар деко четко просматривается и в культуре других стран. За всем этим многообразием нетрудно разглядеть главное: искусство тех лет - воплощение мифа о новом Золотом веке, выраженное современными художественными приемами. В нашей стране стиль Ар Деко не был столь широко известен как в Европе и США. Считается, что архитектура эпохи Сталина была одной из попыток создать Ар Деко

Art Deco представляет собой сочетание сразу двух стилей: Модерна и Неоклассицизма, однако на самом деле это совершенно самостоятельный стиль ювелирного искусства. Впервые об Art Deco заговорили после Первой мировой войны, и его рассвет приходится на период с 1920 по 1935 годы. Стиль Art Deco совместил в себе сразу несколько культур и исторических факторов: Ближний Восток и Древний Египет, греков и римлян, а проекты украшений, выполненные в этом стиле, признавались в те времена дерзкими и новаторскими.

Как и любое новое направление в ювелирном искусстве, Art Deco подарил ювелирам возможность расширить рамки и границы, а также создавать украшения, используя новые мотивы. В основном мотивами стали некие абстрактные узоры, чаще всего геометрические. Тема геометрических узоров вошла в ювелирный мир в середине 20-х годов под влиянием кубизма, и такие украшения стали особняком среди изысканных и утонченных ювелирных изделий того времени. Вдобавок к необычным темам присоединились яркие, контрастные цвета и крупные полудрагоценные камни: , и являлись основными минералами для ювелиров Art Deco.


Цвет стал сам по себе декоративным элементов стиля Art Deco, яркие пятна стали центром ювелирного изделия. К тому же, ювелиры научились комбинировать вроде бы несочетаемые материалы: прозрачные и непрозрачные кристаллы, полудрагоценные, поделочные камни и минералы I категории, а уж о возможности играть с драгоценными металлами и говорить не приходится.



Так же вслед за мотивом изменилась и форма украшений Art Deco, в моду вошли длинные ожерелья, которые могли оборачиваться вокруг шеи несколько раз, или даже некоторые смелые дамы позволяли ожерелью свисать со спины. В моду вошли кулоны как отдельный аксессуар, а также появились браслеты двух типов: женщины носили либо узкие, но при этом «кружевные» изделия, либо широкие, массивные браслеты. Вместо шляпок и гребней появидисб ленты, усыпанные драгоценными камнями, кольца превратились в массивный аксессуар, причем на один палец надевали сразу по нескольку штук.


Женщины, которые стали в 20-е годы осознавать свои возможности, положение и диктовать новые условия миру, по достоинству оценили стиль Art Deco. Украшения давали им возможность выразить свой протест, покупательницы изделий в этом стиле - это яркие, спортивные, активные женщины, которые презирали правила и везде старались диктовать свои нормы. Решительные леди предпочли яркие и вызывающие украшения классическим пастельным тонам прошлых эпох.


Подобное поведение женщин послевоенного времени продиктовано не столько желанием дам, сколько необходимостью. В тяжелые годы леди пришлось освоить мужские профессии, научиться водить автомобиль, многие женщины стали курить в общественных местах. Но при этом дамам хотелось чувствовать себя особенными, изысканными, красивыми, только красота изменилась в соответствии с веянием времени. На первый план выходит практичность и простота на смену витиеватости и вычурности украшений прошлых годов.


Основателем стиля Art Deco считается Жорж Фуке, бывший одним из самых известных ювелиров того времени, проживающий в Париже. Он в июне 1929 года опубликовал статью в журнале «Фигаро», где рассказывал о предпосылках рождения нового стиля, о необходимости смены ювелирных акцентов. Примерно в эти же годы, точнее - в 1925 году, в Париже прошла Международная выставка декоративных искусств и промышленности, где во всей красе предстали ювелирные изделия нового стиля Art Deco. Успех мероприятия показал, что новый стиль планомерно завоевывает не только Европу, но и США.


Основные ювелирные бренды, которые работают в стиле Art Deco - , . Ювелиры этих компаний не просто первыми взялись за создание новых украшений, но и разработали технические инновации для этого стиля. Новые формы потребовали новых видов огранки драгоценных камней, а так же новых технологий креплений кристаллов, когда не видно самого металла.


Сейчас стиль Art Deco уже не является дерзким и вызывающим, однако все больше людей предпочитают носить украшения Art Deco. Этому стилю присуща гармония, завершенность, практичность, и, безусловно, современные украшения в этом стиле являются утонченными, элегантными и стильными, позволяющими своему владельцу выражать собственный вкус и независимость.


И как всегда напоследок, подведем основные характеристики стиля Art Deco. Идея : темы Ближнего Востока, Египта, Рима и Греции. Материал : полудрагоценные и драгоценные камни, крупные, яркие, необычной огранки. Мотивы : абстрактные, геометрические узоры. Форма: продолговатая, треугольники, трапеции, углы и изогнутые линии.