Зула хурал в дацанах сангхи россии. Праздники в буддизме Зула хурал значение

Дже Цонкапу — тибетского мыслителя и проповедника XIV века, которого считают вторым Буддой, — очень расстраивала ситуация, творившаяся в тибетской монашеской среде. Монахи постоянно нарушали дисциплину, вольно и оттого неверно толковали Дхарму. Особенно расстраивала Цонкапу распространившаяся среди тибетских тантриков сексуальная практика — по мнению Цонкапы, вещь совершенно несовместимая с высокими монашескими идеалами и учением Будды.

Обеспокоенный Цонкапа начал реформу тибетского буддизма, направленную на создание новой традиции, согласно которой большое внимание должно уделяться следованию Винайи — каноническому своду правил и распорядку буддийской общины, — тщательному изучению философии и тантрической практике, которая бы соответствовала монашеской добродетели. Для достижения своей цели Цонкапа основал новую школу, названную Гелуг — Добродетель. Согласно традиции, великое будущее Цонкапе было предсказано Буддой: рассказывается, что в одной из предыдущих жизней Цонкапа, еще будучи ребенком, поднес Будде Шакьямуни хрустальные четки, получив взамен раковину. После этого Будда предрек, что мальчик переродиться в Тибете и сыграет главную роль в возрождении учения Дхармы.

Кроме реформ Цонкапа известен тем, что преподавал философию и активно занимался духовными практиками: йогой, медитацией и различными очистительными практиками. Ему неоднократно являлись йидамы — просветленные существа Тантры — и Манджушри — «хранитель Рая на востоке», учитель будд и духовный отец бодхисаттв. Последний отвечал на вопросы Цонкапы и разъяснял глубинные аспекты учения. Кроме этого Цонкапа множество раз уходил в затворничество, самое длительное из которых продолжалось четыре года. И, конечно, Цонкапа много писал: его перу принадлежат сотни трудов по всем аспектам буддийского учения и разъяснения особенно трудных для понимания места Сутраяны и Мантраяны. Два его основных сочинения, «Ламрим» и «Нагрим», охватывают буддийскую духовную практику полностью. Прочтение этих трудов Цонкапа обозначил как равноценное встрече с ним, по этой причине перед смертью он не велел будущим ученикам печалиться, что они не встретились с учителем лично.

Цонкапа скончался в возрасте шестидесяти лет в 1419 году. Произошло это на двадцать пятый день десятого месяца тибетского календаря. Его ученики свидетельствовали, что тело учителя после смерти преобразилось в юное тело Манджушри, источающее радужный свет, что, несомненно, говорило о том, что Цонкапа ушел в нирвану. Ученики продолжили дело Цонкапы, и школа Гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. В XVII веке учение пришло в Монголию, Бурятию, Калмыкию и Туву, где и укрепилось.

В день смерти великого учителя и реформатора — 25 день десятого месяца — начинают отмечать праздник Зула Хурал, или Праздник тысячи лампад, который является одним из основных религиозных буддийских праздников. Празднование длится три дня. В первый вечер праздника, как только появляется созвездие Бэчи, или плеяды, зажигают лампады, отчего монастырь кажется залитым огнем. Внутри посреди кумирни устанавливают стол со 108 лампадами, также лампы устанавливают на уступах, по кровле кумирни, на земле и на крыльце. Лампы горят до самого рассвета. Монахи читают молитвы, а прихожане делают подношения храму: деньги, еду — чаще молоко, чай и сладости, — одежду и масло для лампад. Устраивают торжественные шествия, обязательным атрибутом которых являются зажженные факелы и скульптура Цонкапы.

Зула Хурал («Праздник тысячи лампад») – важнейший памятный день для последователей буддизма. Именно в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю в дацанах России и не только отмечают день памяти (ухода в нирвану) Богдо Цзонхавы (1357–1419), земного воплощения бодхисаттвы Манджушри, основателя тибетской школы Гелуг, последователями которой сегодня являются и буддисты Традиционной Сангхи России, и многие верующие по всему миру.

Зула Хурал проходит в течение трёх дней. Лама Цзонхава почитается в Тибете как второй Будда, а два его основных сочинения – «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) – полностью охватывают духовную практику буддизма. По преданию, сам лама Цзонхава в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Последователями реформ ламы Цзонхавы отмечены четыре главных деяния, связанные с основанием школы Гелуг:
1. Реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтрейи как знак тысячелетнего существования новой школы.
2. Возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета.
3. Учреждение праздника Монлам чхенмо, которое способствовало единению верующих и новой школы.
4. Строительство монастыря Галдан, или «земли Тушита», где обитает Майтрейя, и возведение в этом монастыре магической диаграммы – мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.

Созданная Богдо Цзонхавой школа Гелуг («школа добродетели» – тиб.) стала одной из самых влиятельных и популярных школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва («победитель» – тиб.) и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины 17 века школа Гелуг утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

В день памяти Цзонхавы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок («зула», отсюда и название праздника). В память о великом Учителе лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением к небожителям всех времён.

В дни празднования Зула Хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям.

Праздник Тысячи лампад, один из зрелищных и красивейших буддийских праздников в буддийских храмах Бурятии, когда сотни и тысячи маленьких масляных лампад зажигаются в храмах одновременно. Лампада () — символ света учения, рассекающего мрак неведения.

Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

Зула Хурал («Праздник тысячи лампад») - важнейший памятный день для последователей буддизма. Именно в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю в дацанах России и не только отмечают день памяти (ухода в нирвану) Богдо Зонхабы (1357—1419), земного воплощения бодхисаттвы Манджушри, основателя тибетской школы Гелуг, последователями которой сегодня являются и буддисты Традиционной Сангхи России, и многие верующие по всему миру. Зула Хурал проходит в течение трёх дней.

Буддийская танка , Public Domain

Лама Богдо Зонхаба

Лама Зонхаба почитается как второй Будда, а два его основных сочинения - «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) - полностью охватывают духовную практику буддизма.

По преданию, сам лама Зонхаба в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Четыре главных деяния

Последователями реформ ламы Зонхабы отмечены четыре главных деяния, связанные с основанием школы Гелуг:

1. Реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтрейи как знак тысячелетнего существования новой школы.

2. Возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета.

Буддийская танка , Public Domain

3. Учреждение праздника Монлам Ченмо, которое способствовало единению верующих и новой школы.

4. Строительство монастыря Гандан, или «земли Тушита», где обитает Майтрейя, и возведение в этом монастыре магической диаграммы - мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сандуй, Демчог и Дорже Жигжед.

Достижения школы Гелуг

Созданная Богдо Зонхабой школа Гелуг («школа добродетели» - тиб.) стала одной из самых влиятельных и популярных школ Тибета.

Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Гандан), носит титул жалва («победитель» - тиб.) и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.

С середины 17 века школа Гелуг утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

В день памяти Зонхабы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок («зула», отсюда и название праздника). В память о великом Учителе лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением к небожителям всех времён.

В дни празднования Зула Хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения дацанам и ламам.

Фотогалерея

Полезная информация

Зула Хурал
Праздник тысячи лампад
День памяти (ухода в нирвану) Богдо Зонхабы

История праздника

Зула хурал – один из самых значительных праздников школы Гелуг.

Основной день этого молебна всегда приходится на 25 лунные сутки десятого лунного месяца – именно в этот день в 1419 году ушел в Паринирвану основоположник школы Гелуг (т.н. школы Добродетели) – буддийский философ и реформатор Дже Цзонхава (или Цонкапа).

Дже Цзонхава

Широко известен буддистам как автор книг «Ламрим» («Большое руководство по этапам пути к Пробуждению») и «Нагрим» («Большое руководство по этапам пути тантры»), таким образом Цзонхава соединил в школе Гелуг сутру и тантру, сделав их как бы двумя равными крыльями этой линии буддизма.

Впоследствии линия Гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ буддизма. С середины XVII в. она утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае.

Буддийская традиционная Сангха России является также приверженцем этой школы.