Что будет если оставить ребенка одного. Когда можно оставлять ребенка

  • Как определить, готов ли ваш ребенок остаться один дома
  • Потенциально опасные ситуации
  • Что ребенок должен уметь делать самостоятельно
  • Один дома - в первый раз
  • Мама вернулась!
  • Надеемся, все помнят комедию «Один дома», где малыш, позабытый в предпраздничной суете, проводит несколько дней в одиночестве. Помимо грабителей, которым он дает достойный отпор (спишем этот сюжетный поворот на фантазию сценаристов), он сталкивается со множеством бытовых и психологических проблем, о которых, уверены, вы до этого даже не задумывались.

    Пусть и не таким экстремальным способом, но шаг к самостоятельности и автономности вашему ребенку рано или поздно придется сделать. Когда можно попытаться оставить ребенка дома одного? Насколько это безопасно? Как подготовить ребенка к самостоятельному времяпровождению?

    Это вообще легально?

    В законодательствах обычно не указан возраст, когда ребенок может оставаться дома один. Исключением, пожалуй, можно считать США где, как вы знаете, действуют собственные правила в каждом из штатов. Там возраст, достаточный для оставления ребенка дома, колеблется от 7 лет в Небраске до 14 лет в Иллинойсе, но и в Америке в 35 штатах нет таких законодательных ограничений.

    Большинство стран регулируют этот вопрос рекомендациями органов опеки (обычно подходящим возрастом считается 12-13 лет).

    Если нет закона, значит можно оставлять ребенка дома хоть с рождения? Не совсем.

    Во-первых, в Уголовном кодексе есть статья №125 : «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности» (наказание довольно разнообразно - от штрафа до лишения свободы на срок до года).

    Следует отметить, что просто оставление ребенка в квартире - не относится к понятию «опасное для жизни и здоровья состояние», поскольку пребывание дома ничем ребенку не угрожает, Однако если вы оставили малыша запертым на день без еды и воды - вами займутся компетентные органы.

    И все же чаще страдают шустрые малыши из вполне благополучных семей, которые в отсутствии (а иногда и в присутствии) мамы и папы добираются до открытых окон, газовых кранов, спичек, таблеток, бытовой химии.

    В этом случае вступает в действие статья № 5 - 35 Кодекса административных правонарушений РФ : «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей».

    Наконец, если вы постоянно оставляете ребенка дома одного, и он рыдает там часами, что, естественно, вызывает беспокойство и опасения соседей, в дело вступают сотрудники органов опеки и попечительства, которые руководствуются статьей №77 Семейного кодекса РФ.

    Статья 77 СК РФ : «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

    Тут мы должны отметить, что в российской юридической практике толкование понятия «непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка» в статье 77 СК гораздо шире, чем в статье №125 УК, хотя формулировки, казалось бы, одинаковы. По сути, является ли угроза жизни и здоровью ребенка непосредственной, определяют органы опеки и, зачастую, «на глаз».

    Однако если ваш ребенок спокоен и весел, не страдает в ваше отсутствие от голода и жажды, не может добраться до окон, ножей, спичек, газовой плиты, то не существует законодательного ограничения, которое не позволило бы вам оставить ребенка дома. Поэтому советуйтесь с собственным здравым смыслом!

    Как определить, готов ли ваш ребенок остаться один дома

    Психологи уверены, что не существует единой возрастной отметки, когда можно оставлять ребенка дома одного. Упомянутый выше возраст 12-13 лет - это, скорее, возраст, когда ребенок достаточно социализирован, чтобы попав в потенциально опасную ситуацию, действовать адекватно.

    Однако на деле один ребенок и в пять лет достаточно спокоен, благоразумен и житейски опытен, чтобы провести время дома. Другой и в 10 и даже в 12 лет не готов брать на себя ответственность за собственную безопасность.

    Попробуйте определить готовность ребенка к самостоятельному времяпровождению с помощью небольшого теста. Итак, ваш ребенок…

      умеет пользоваться телефоном, может набрать ваш номер и номера экстренных служб?

      умеет и любит проводить время самостоятельно, может заниматься своими делами, не привлекая вашего внимания, по меньшей мере, час?

      не имеет ярко выраженных фобий, не боится темноты или чудовищ?

      знает и соблюдает запреты, связанные с играми с опасными предметами?

      не склонен наносить увечья себе или окружающим?

      имеет домашние обязанности, которые четко и регулярно выполняет?

      знает свой распорядок дня и охотно его соблюдает?

      не мстителен, не злопамятен, не склонен устраивать «диверсии» в ответ на запреты или наказания?

    Если на все вопросы вы ответили «да», то, скорее всего, вы можете попробовать оставить малыша дома. Обычно считают, что среднестатистический ребенок может оставаться дома на час и больше, начиная с 7-8 лет.

    Потенциально опасные ситуации

    Обсудите с ребенком возможные потенциально опасные ситуации. Позаботьтесь, чтобы у него была с собой таблица с важными телефонами.

    Сорвало кран (прорвало трубу)

    Позвонить вам, позвонить в аварийную службу, отключить электроприборы, обратиться за помощью к соседям, открыть дверь, остаться в безопасном месте.

    Пожар

    Покинуть квартиру и позвонить в пожарную часть, при возможности предупредить соседей, максимально быстро выйти на улицу, не пользуясь лифтом. Если покинуть квартиру невозможно, то сперва позвонить в пожарную часть, и сразу запереться в ванной, заложив дверь мокрыми полотенцами. Позвонить вам, наполнить ванну водой и забраться в воду, дышать через влажную ткань. Не паниковать!

    Запах газа

    Покинуть квартиру и позвонить в аварийную службу. По возможности предупредить об опасности соседей (в двери стучать, а не звонить!) Сразу же выйти на улицу и позвонить оттуда вам.

    Убедитесь, что ваш ребенок знает запах бытового газа.

    В дверь кто-то стучит или звонит

    Позвонить вам. Если стук продолжается, спросить из-за закрытой двери «кто?», не открывая дверь. Дверь можно открыть, только если визитер хорошо знаком ребенку (родственник, ближайшие соседи) и предупреждает его о реальной опасности (пожар, угроза взрыва).

    Если в дверь стучит незнакомец, ни в коем случае не говорить, что родителей нет дома. Объяснить, что они устали и спят, или вернутся с минуты на минуту (у соседки, в ближайшем магазине, выгуливают собаку).

    Если визитеры не уходят - позвонить в полицию.

    Никогда не оставляйте ребенка дома запертым без возможности покинуть квартиру! Это небезопасно!

    Необходимые навыки для самостоятельного пребывания дома

    Если вы оставляете ребенка дома одного, у него должны быть сформированы минимальные бытовые навыки. Прежде чем оставить его, потренируйте малыша на кухне: он должен уметь, как минимум, уметь налить себе питье и приготовить простой перекус (хотя бы бутерброд).

    Если вы планируете оставлять ребенка надолго (например, первоклассник несколько часов дожидается дома вашего возвращения), учите его пользоваться бытовыми приборами - разогревать приготовленную вами еду на плите или в микроволновке. Он должен уметь отрезать хлеб, помыть фрукты, наливать горячие напитки.

    Нужно отметить, что даже если вы не планируете оставлять ребенка дома, все равно необходимо обучить его бытовой самостоятельности, так что с четырех-пяти лет вы можете доверить ему простую помощь на кухне!

    Один дома - в первый раз

    Итак, вы впервые решили оставить ребенка дома одного. Как это сделать?

    Во-первых, отлучка не должны быть долгой . Придумайте, куда вы можете выйти на 15-20 минут.

    Во-вторых, ребенок должен понимать, что контролирует ситуацию, поэтому заранее обговорите с ним время вашего ухода и возвращения . Прекрасно, если ребенок уже умеет определять время по часам, но если он еще плохо это делает - поставьте метки на циферблате.

    В-третьих, придумайте, чем ребенок будет занят во время вашего отсутствия . Предложите ему новую книжку или игрушку, дайте какое-то задание, которое его увлечет, но при этом не вызовет затруднений.

    Обязательно еще раз обсудите, чего делать категорически нельзя : открывать окна, подходить к плите, играть с огнем, пользоваться электроприборами - список можно скорректировать в зависимости от возраста и навыков ребенка.

    И, конечно, будьте на связи!

    Мама вернулась!

    Вполне возможно, придя домой, вы обнаружите разлитое молоко (хотел попить…), разбитый цветочный горшок (хотел полить…) и гору конфетных фантиков. Прежде всего - не ругайтесь!

    Отделите ситуации, представляющие реальную опасность, от неловкости и недисциплинированности ребенка. Если вы обнаружите прожженное пятно на столе, разобранную на составляющие аптечку, следы ревизии ваших запасов алкоголя или сигарет - оставлять ребенка одного дома рано, даже если дети всех ваших знакомых в этом возрасте уже абсолютно автономны.

    Не сердитесь, если ребенок хотел, как лучше, а получилось «как всегда». Помните, что его благие намерения искупают неудачные последствия, а остальное - просто вопрос тренировки.

    Наконец, если ребенок сознательно нарушил важный, но не опасный для жизни запрет (съел сладкое, включил телевизор…) - обсудите с ним еще раз, почему вы просите не делать те или иные вещи, и почему важно прислушиваться к вашим просьбам. А вам, как педагогу, нужно задуматься - почему ребенок набросился на конфеты и включил телевизор. Может, все же боялся и пытался заглушить страх? Может, вы слишком строги, и соблазн съесть недельную дозу сладкого был слишком велик? Может, ребенок сердится на ваше решение оставить его дома, и хулиганит назло вам? Очевидно, что ваша реакция будет отличаться во всех трех случаях.

    Ребенок один дома - это огромное беспокойство для родителей, но ведь это и новая степень свободы, причем и для мамы, и для ребенка. Отпускать от себя ребенка трудно, но нужно. Расскажите о вашем опыте приучения детей к самостоятельному пребыванию дома!

    Подготовила Анна Первушина

    Все родители поначалу опекают малыша. Они во всем ему помогают, почти везде находятся с ним рядом. Но ребенок растет и рано или поздно наступает тот час, когда нужно начинать воспитывать в крохе самостоятельность. Т.е. мамам и папам приходится ослабить уровень своей опеки и отпустить крох от себя немного дальше, чем на «два шага». И вот именно в такой момент родители задумываются над вопросом, а со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного? Понятное дело, что такой вопрос возникает чаще из-за заботы, а не как вынужденный интерес. Большая часть родителей хотели бы опекать свое чадо всю жизнь. Но для правильного развития человека – этот подход неверен. Да и взрослого мальчишку или девчонку – подростка не оставишь с няней.

    Рассмотрим вопрос с разных сторон.

    Со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного официально?

    Многие действия родителей по отношению к детям регулируются законом страны, где проживает семья. И это надо учитывать. Ведь законы зря не пишутся.

    И вот, что гласит закон нашей страны: оставлять ребенка одного дома без присмотра родителей и других взрослых можно не ранее 14 лет.

    Это связано, прежде всего, с вопросами безопасности. Надо сказать, что в других странах эта планка не на много отличается от нашей. В Европе, детей официально можно оставлять одних дома с 16 лет, в Японии с 14 лет, а в Индии – с 11-2 лет.

    Но это, что касается официальных законов. По факту все бывает немного иначе.

    Со скольки лет можно считать сына или дочь готовыми к самостоятельности?

    По сути, чтобы ответить на вопрос, со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного, нужно понять, когда наступает момент готовности девочки или парня к самостоятельности. Что это значит? Это значит то, что ребенок должен быть готов к принятию каких-то решений, и он не будет бояться отсутствия рядом старших. При этом сын или дочка должны четко осознавать, что делать можно, а чего нельзя. Ребенок должен быть осведомлен о правилах безопасности в быту. Ко всему этому его должны плавно подготавливать родители. Все это делается не за один день, а в течение нескольких лет. И лишь тогда, когда мама и папа поймут, что кроха подрос и готов остаться один дома, ненадолго можно пробовать (не ранее достижения сознательного возраста).

    Понятное дело, что однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как все дети разные, и воспитание у них разное. Поэтому и решение, в каком возрасте можно оставить ребенка одного дома будет приниматься индивидуально.

    Можно ли оставлять ребенка дома одного?

    Поняв для себя, со скольки лет можно оставлять своего ребенка дома одного, хочется понять, а как надолго это стоит делать. И тут сразу предостережение: несовершеннолетние дети не должны оставаться без присмотра старших дольше, чем на несколько часов. Т.е. вашему ребенку уже исполнилось 12-14 лет, и уйти в магазин, парикмахерскую, на работу, оставив сына или дочку дома, теоретически можно. Но вот, допустим, уехать в отпуск на недельку или на дачу на выходные, оставив такого ребенка без попечения старших, родители не могут. Просто не имеют права. Даже подросшие дети нуждаются в контроле взрослых. Полная самостоятельность допустима лишь с возраста 18 лет.

    Как понять, что ребенок достаточно подготовлен к самостоятельности?

    Чтобы решить, со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного, надо ответить себе еще на один вопрос, как понять, что ребенок готов к самостоятельности? Здесь все просто! Ребенок, который в будущем вряд ли станет испытывать трудности в направлении развития самостоятельности, наделен следующими качествами:

    • Он не часто задействует взрослых в игре;
    • Он редко отвлекает внимание старших по пустякам;
    • Он способен решать мелкие бытовые вопросы сам (сходить в туалет, почистить зубы, попить воды и т.д.);
    • Не боится спать в своей комнате с потушенным светом;
    • Не впадает в панику, если мама на секунду вышла к соседке;
    • Способен принимать решения в школьных и домашних делах.

    Для того чтобы оценить готовность собственного ребенка к самостоятельной жизни, достаточно просто понаблюдать за ним. И если вы заметите, что ребенок нуждается в помощи и подсказках взрослых чрезмерно, нужно уделить внимание этому моменту. Чем дольше ребенок нуждается в чрезмерной опеке старших, тем сложнее ему будет привыкать к самостоятельности.

    Оставаясь дома без присмотра, иногда ребенок может вести себя непредсказуемо. Чтобы оградить малыша от возможных проблем , необходимо заранее научить его поведению при отсутствии старших.

    Один дома

    Если ребенок в присутствии родителей ведет себя уверенно и спокойно, то оставшись наедине, он может растеряться. Оставлять детей дошкольного возраста без присмотра не рекомендуется. По достижении 7 – 8 лет, ребенок при необходимости уже способен позвонить взрослым и объяснить, что его тревожит. А первокласснику, для привития чувства самостоятельности, даже нужно предоставлять возможность изредка оставаться один на один с собой. Но, накануне, обязательно проделать довольно длительную работу по объяснению малышу, чего и почему нельзя делать, находясь в одиночестве.

    1. Нужно в разумных границах разрешать малышу приобретать собственный жизненный опыт.
    Он скорее поймет, что обжечься и уколоть палец больно, если прочувствует эти ощущения.

    2. Взрослым необходимо постоянно следить за своим поведением и действиями.
    Например, если мама в процессе штопанья носков зажимает иголку зубами, то не нужно сомневаться, что ребенок будет это повторять. Перед своим чадо необходимо показывать, как правильно пользоваться ножами, ножницами и так далее. Тогда он будет осторожен.

    3. В процессе занятий, интересующих ребенка, нужно объяснять правила.
    Детям присуще стремление помогать родителям. Можно предложить крошке вместе испечь пирог. А во время работы надо неоднократно повторять, что плиту включать разрешается исключительно взрослым. Можно необходимую информацию преподносить в игровой форме. Допустим, в игрушечном домике устроить мнимый пожар и объяснить действия для его устранения. Сказка про волка и семерых козлят станет замечательным подспорьем для научения дитя не открывать дверь незнакомым.

    Ребенка до 14 – 15 лет, имеющего хронические заболевания, оставлять наедине не рекомендуется!

    4. Подвигать ребенка к проявлению любопытства в безопасных ситуациях.
    Имеется категория детей любящих и ничего не боящихся. Таким детям будет полезным заниматься в кружках, где можно ставить опыты, обращаться с микроскопом или телескопом. В этом случае экстремальных занятий в домашних условиях будет меньше.

    5. Не нужно тревожить малыша без причины.
    Ребенку свойственно чувствовать состояние, в котором находятся родители. Если приходится оставлять его одного дома не стоит проявлять перед ним беспокойства.

    6. Нельзя злоупотреблять запретами.
    Малыш должен твердо знать слова «нет» и «нельзя». Но они будут иметь для него вес, когда произносятся нечасто.

    7. Нужно учить ребенка принимать решения.
    Помогут в этом регулярно задаваемые вопросы. Например: «Как ты думаешь, почему нельзя забираться на шкаф?», «Что ты будешь делать, если на улице к тебе подойдет незнакомый человек?». То есть вопросы, заставляющие его размышлять.

    8. Необходимо дом содержать безопасным.
    Окна должны быть защищены от открывания. На электрических розетках установлены заглушки. Мебель и бытовые устройства (вентилятор и так далее) должны быть устойчивые, исключающие возможность падения на малыша.

    Четкий возраст, когда маме можно уходить, специалисты называют лишь приблизительно. Чтобы определиться, стоит ли оставлять малыша, нужно иметь в виду 2 правила.

    Чем меньше времени малыш проводит без мамы на первом году жизни, тем легче он отпускает ее, став постарше.

    До восьми месяцев (а в идеале, до года) малышу лучше не оставаться без мамы больше, чем на несколько часов. При этом крайне важно, чтобы в ваше отсутствие он находился в привычной для него обстановке и с хорошо знакомым человеком.

    По мнению американского психоаналитика Эрика Эриксона, до года у детей формируется так называемое «базовое доверие к миру». Что значит «базовое»? То, что оно является фундаментом для развития у ребенка чувства защищенности, доверия и уверенности в том, что с ним не произойдет ничего плохого. Дети, получившие от мамы достаточно внимания и проявлений любви в первый год жизни, после становятся более самостоятельными. Мир не разрушается вместе с маминым уходом, не возрастает тревога, они уверены в том, что она обязательно вернется.

    Проверьте, какой тип привязанности сформирован у малыша. Если это - здоровая привязанность, можете смело уходить. Вам нечего опасаться. Если же тип привязанности болезненный – не стоит спешить.

    Термин «привязанность» придумал Джон Боулби – английский психоаналитик и семейный психотерапевт. Привязанность - это общение мамы и ребенка, основанное на том, что мама удовлетворяет потребность малыша в любви и безопасности. Если достичь этого удалось, такой тип отношений называется «здоровая привязанность». Если малыш по какой-то причине недополучает от мамы необходимого, у него формируется «болезненная привязанность».

    Как узнать – какой тип привязанности развился у вашего ребенка?

    Вам достаточно уйти на несколько часов и внимательно понаблюдать, как малыш отреагировал на ваш уход. Дело в том, что почти все дети плачут, когда мама уходит. Любой детский психолог скажет вам, что такое поведение – норма. А вот то, как ребенок встретит вас, и поможет вам определить тип привязанности.

    Здоровая привязанность.
    Малыш всегда рад маме, может всплакнуть при расставании с ней, и счастлив, когда она возвращается. При этом, если мама уходит, ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела.

    Болезненная привязанность. Когда мама возвращается домой, ребенок или игнорирует ее приход, или начинает мстить (кусается, щипает, грубит).

    Что делать, если это ваш случай?

    Не пугайтесь, потому что надежная привязанность развивается во времени, и сейчас еще просто не настал тот момент, когда малыш может вас спокойно отпустить.

    Не ругайте малыша за слезы, и не внушайте ему, что он поступает неправильно.

    Постарайтесь разобраться, в чем кроется причина его поведения и обратите внимание на следующие моменты: не слишком ли вы опекаете малыша; не пренебрегаете ли вы его интересами; последовательны ли в своем воспитании (например, всегда ли одинаково реагируете на одно и то же поведение).

    Вот перечень внешних условий, которые нужно принять во внимание:

    Аргументы ЗА:

    У вас есть надежный, хорошо знакомый и любимый ребенком взрослый, который готов остаться с ним на время вашего отпуска. В идеале, это родственник, с которым малыш живет или уже не раз оставался, и встречи эти приносили удовольствие обоим.

    У вас есть возможность оставить малыша в той квартире, где он живет (на «своей» территории).

    Ребенок уже умеет говорить и выражать свои чувства, он может разговаривать с вами по телефону или по Скайпу.

    Вы уже оставляли малыша на некоторое время, и когда вы возвращались, он радостно бежал к вам, вешался на шею, и рассказывал, как провел время.

    Вы устали и измотаны, чувствуете, что вот-вот «сорветесь», если упустите сейчас шанс отдохнуть от семейной суеты.

    Аргументы ПРОТИВ:

    Вы кормите малыша грудью или прекратили кормление меньше 2 месяцев назад (отъезд мамы и отлучение от груди, совпавшие по времени - слишком серьезный стресс).

    Ребенку еще не исполнилось 1,5 лет. Начиная с этого момента, у него появляется стремление к самостоятельности, и расставание становится для него несколько менее болезненным. В таком возрасте ему уже можно объяснить, что родители вернутся, что они оставляют его не навсегда.

    Когда вы возвращаетесь к ребенку после непродолжительного отсутствия, он игнорирует вас или «мстит» - кусается, бросается.

    Вы настолько привязаны к ребенку сами, что не сможете и часа пролежать на пляже, не волнуясь о том, что ему купят не те подгузники. Если вы, еще не уехав, испытываете огромное чувство вины уже за одну мысль о том, чтобы покинуть кроху.

    Ребенок плохо знает человека, с которым вы собираетесь его оставить. В идеале, должен пройти хотя бы месяц с тех пор, как они начали общаться.

    Поведение малыша сильно меняется в ваше отсутствие. Он становиться агрессивным, или плаксивым, или, что может не сразу бросаться в глаза, наоборот, «замирает» и часами сидит в углу. Если ваш отъезд совпадает с периодом возрастного кризиса ребенка (например, кризиса 3 лет), оставлять ребенка нежелательно.

    Ситуация: «29-летняя жительница Новосибирска пойдёт под суд за причинение смерти по неосторожности: она вышла в магазин и оставила трёх маленьких детей дома, самый младший выпал из окна. Обвинительное заключение утвердил зампрокурора Дзержинского района Александр Губер.

    Происшествие случилось 28 августа в 17-этажном доме на улице Лежена. «По версии следствия, обвиняемая вышла из своей квартиры на 10-м этаже, чтобы пойти в магазин. Она оставила в квартире троих малолетних детей: девяти, четырёх и трёх лет. Оставшись без присмотра, младший из детей подошёл к окну, самостоятельно залез на него по радиатору отопления, открыл створку пластикового окна, а потом выпал на улицу», — сообщили в прокуратуре Новосибирской области.

    Ранее следователи говорили, что ребёнок ходил по подоконнику и потерял равновесие. Уголовное дело рассмотрит Дзержинский районный суд Новосибирска».

    Комментирует Елена Проскурова, юрист, руководитель практики общегражданского права Национальной Юридической Службы АМУЛЕКС.

    Если ребенок гуляет один. Фото - фотобанк Лори

    Какова судебная практика в таких случаях? Если с ребенком, оставшимся дома без взрослых, что-то случается, под суд идут родители?

    В большинстве случаев причинами выпадения детей из окон становятся невнимательность родителей, которые оставляют детей без контроля, забывают закрывать окна на период своего отсутствия, а также расстановка мебели в комнатах, которая позволяет детям самостоятельно забираться на подоконники. Многие родители полагают, что противомоскитная сетка на окнах является гарантией безопасности. На самом деле это не так: москитная сетка недостаточно прочная и создает для ребенка иллюзию закрытого окна.

    Главными защитниками наших детей, безусловно, являются папа и мама, которые обязаны и гарантировать ребенку безопасность. Но когда этого не происходит, в семье случается трагедия для всех членов семьи. Так, Ковровский городской суд Владимирской области вынес приговор № 1-114/2016 от 19 декабря 2016 года, которым мать несовершеннолетнего была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Аналогичное уголовное дело рассмотрел Балахнинский городской суд Нижегородской области, приговор № 1-274/2016 от 13 декабря 2016 года.

    Что по закону ждет родителя в случае, если ребенок выпал из окна, когда родитель был дома, но находился в другой комнате? Таких случаев в новостях тоже немало.

    По каждому факту гибели ребенка или, если причинен вред здоровью ребенка, проводится доследственная проверка, в ходе которой устанавливается, что могло стать причиной данного происшествия. Если будет установлена вина родителей, то родителей привлекут к уголовной или административной ответственности, исходя из наступивших последствий. В любом случае суд будет устанавливать возраст ребенка, причины, по которым ребенок остался один без присмотра взрослых и другие обстоятельства, заслуживающие внимания.

    - До какого возраста в России ребенка нельзя оставлять одного дома?

    В Российской Федерации нет закона, который бы регулировал возраст ребенка, с которого его можно оставлять дома одного.

    Оговаривает ли закон нахождение ребенка на улице без взрослых? Если ребенок гулял на детской площадке, пока мама была в магазине, и что-то случилось, что может ждать маму с юридической точки зрения?

    Существует Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" который запрещает находиться детям, не достигшим 18 лет, в общественных местах в период с 22 часов до 06 часов без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих.

    Таким образом, если ребенок гулял на площадке, пока мама была в магазине, и произошла трагедия, серьезная травма и подобное, будут устанавливаться обстоятельства, послужившие такому исходу. Ведь порой и детские площадки установлены таким образом, что могут быть травмоопасными и нести угрозу жизни и здоровью ребенка.

    Согласно статье 61 Семейного кодекса РФ, ответственность за своих детей до достижения ими совершеннолетия лежит полностью на родителях. За оставление ребенка без присмотра родителю может грозить административная ответственность по ст. 5.35. КРФоАП: “неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних”.

    В исключительных случаях родителям может грозить и уголовная ответственность по ст. 125 УК РФ: “заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние”.

    С какого возраста ребенок может один ходить в школу? Есть ли закон на эту тему? С какого возраста можно самостоятельно пользоваться общественным транспортом (автобусом, метро)? Кто понесет наказание, если с ним что-то случится на пути в школу (например, собьет машина)? Могут ли в данном случае родители быть признаны виновными по статье «оставление в опасности»?

    Российское законодательство не регламентирует возраст ребенка, с которого он может ходить самостоятельно в школу, на дополнительные занятия, а также самостоятельно пользоваться общественным транспортом. Существуют региональные нормы, которые ограничивают нахождение детей, не достигших 18 лет в общественных местах в период с 22 часов до 06 часов без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих - так называемый «комендантский час». В некоторых регионах Российской Федерации законодательство оговаривает возраст самостоятельной прогулки несовершеннолетних. Например, в Краснодарском крае дети младше семи лет не должны появляться в общественном месте без сопровождения взрослых вне зависимости от времени суток.

    Как показывает практика, вопросы самостоятельности детей регулируются нормами морали, но если с ребенком случается трагедия или наступают неблагоприятные последствия, то ответственность будут нести родители, при установлении их вины в ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

    - Некоторые родители решаются отправлять ребенка школьного возраста одного на такси - в школу и на дополнительные занятия. Чем это может быть чревато в юридическом плане?

    При вызове такси родители должны сообщить оператору возраст, вес и рост ребенка для того, чтобы оператор мог направить автомобиль с удерживающим устройством, которое соответствует указанным родителем параметрам. При посадке ребенка, родители должны убедиться, что путь ребенка будет безопасным. В случае, если родители не предпримет указанные меры и наступят неблагоприятные последствия, можно говорить об ответственности как водителя, нарушившего правила перевозки, так и родителей, которые не убедились в безопасности ребенка.

    Какие законы относительно пребывания ребенка одного (дома, на улице, в такси и т.д.) существуют в других странах? Регулировались ли эти вопросы в СССР?

    В СССР вопросы пребывания ребенка одного дома, на улице, в общественном транспорте не регулировались. Относительно других стран: в каждом штате США действует возрастной ценз, при котором ребенка категорически нельзя оставлять в одиночестве. К примеру, в Аризоне - до 10 лет, в штате Мэриленд до 18 лет, в остальных штатах до 14 лет. За исполнением закона следят все - и простые граждане, и социальные службы.

    Таким образом, во многих странах, в том числе и в России, нет указания на возраст, с которого родитель может оставить ребенка дома без присутствия взрослых. Решая вопрос, оставить ли ребенка одного дома, сделайте все, чтобы минимизировать количество потенциальных источников опасности. В каком возрасте можно отпускать ребенка одного на улицу, будет зависеть и от родителей, и от ребенка, его самостоятельности. Научите их правилам безопасности, обсудите все возможные ситуации, в которые может попасть ребенок. Будьте всегда на связи с вашими детьми, тем более, что современные технологии позволяют это сделать.

    В жизни случается множество ситуаций, когда маме срочно нужно отлучиться, а ребенка оставить не с кем. Сбегать за старшим в школу, пока малыш спит. Купить батон хлеба, пока ребенок занят играми, а на улице ужасная погода и одевать чадо нет ни времени, ни сил. Сводить младшего к врачу, в то время как старший делает уроки. И так далее, и тому подобное.

    Можно ли оставить ребенка одного, и на какое время? Все обойдется? А вдруг что-нибудь случится в ваше отсутствие? На эти вопросы никто не даст однозначного ответа.

    • Научите, как позвонить маме

    Нередко уже чуть ли не с 3-4-х летнего возраста дети неплохо . Почему бы не использовать достижения прогресса всем во благо? Даже когда мне приходилось оставлять детей в каком-то детском клубе, я выделяла им сотовый телефон, заранее объяснив куда нажать, чтобы взять трубку и набрать мой номер.

    • Используйте современные технические средства

    Если родительское беспокойство зашкаливает, всегда можно воспользоваться такими современными техническими средствами, как встроенные вебкамеры с прямой трансляцией на сотовый телефон.

    • Научите не открывать никому дверь

    Что касается такой неприятной темы, как , не стану вдаваться здесь в подробности, а посоветую отличную книгу Л.Петрановской из серии - «…ты один дома, а в дверь звонят».

    А вообще, если уж совсем серьезно подходить к вопросу, хорошо было бы повесить куда-нибудь на самое видное место что-то типа постеров с картинками а-ля «что делать и чего точно не делать, когда ты дома один».

    «Мама, не уходи, я боюсь»

    Психологический комфорт ребенка - тема не менее важная, чем его безопасность. Если ребенок чувствует себя уверенно и даже сам мечтает остаться один, чтобы побыть «взрослым» - значит, такую возможность стоит ему предоставить на некоторое время.

    Если же он чего-то боится, всячески противится даже мысли о том, чтобы остаться одному - возможно, время еще не пришло. Отлучаться все равно придется? Тогда надо постараться заранее подготовить, морально настроить малыша.

    Мы, например, сына пробовали оставлять одного только лет в 7-8. И он обычно совсем не возражал. При этом в свои шесть дочка даже и помыслить не может остаться не то, что одна, а даже с братом вдвоем. Бывают дети, которым некомфортно даже оставаться одним в комнате, при том что в квартире есть кто-то из взрослых.

    Тут все индивидуально. Например, что , для городского может оказаться испытанием. Для людей, живущих в деревне, даже сама проблема «оставлять или нет» может показаться преувеличенной. С рождения все пространство вокруг воспринимается как большой дом. Там нет , характерного для многоквартирных домов. Детей часто оставляют одних с раннего возраста и сильно за них не переживают.

    Но даже если ребенок вас спокойно отпускает, глядя в телевизор, или, увлеченный игрой в конструктор, говорит «ладно, иди», - не стоит забывать, что через пару секунд, как только вы выйдете из дома, его может охватить паника. И тот факт, что он остался один дома, дойдет не скоро (ему еще придется вспомнить, что вы говорили о том, когда вернетесь). Поэтому мы обычно несколько раз напоминаем сыну, если планируем уйти и .

    Как это организовать?

    • Готовьте к расставанию постепенно

    Начиная с нескольких минут отсутствия и так потихоньку увеличивая это время. Если оставляете впервые, расспросите, как он провел время, какие мысли посещали, что происходило в ваше отсутствие. Так и ребенок, и вы сами будете чувствовать себя увереннее при временном расставании.

    • Не стоит оставлять ребенка одного в квартире спящим

    Особенно это соблазнительно в раннем возрасте. Но с точки зрения безопасности, и с позиции стресса для детской психики это очень небезопасное решение. Часто родители начинают с того, что в моменты, пока ребенок спит, быстро пытаются куда-то «сбегать». В магазин, например. И рано или поздно сталкиваются с тем, что возвращаются не к мирно спящему малышу, а заикающемуся от слез ребенку, не желающему отпускать маму в ближайшие несколько месяцев даже в другую комнату. И перед каждым засыпанием вопрошающего (если уже умеет говорить): «А ты точно никуда не уйдешь, пока я сплю?»

    • Оставляйте «заместителей»

    Было бы хорошо обеспечивать ребенка возможностью отвлечься - как правило, это могут быть мультфильмы или планшет с игрой, или пусть поговорит с родственниками по телефону или по скайпу.

    • Научите пользоваться часами

    Здорово, если ваш ребенок умеет . Это помогло бы ему примерно понимать, на сколько вы ушли и когда вас ожидать.

    При этом всегда важно точно выполнять обещанное . Если мы задерживаемся хотя бы чуть-чуть дольше условленных рамок (будь то песочные часы, часы со стрелками или количество просмотренных мультфильмов), то есть риск, что в следующий раз ребенок не будет нам доверять.

    • Возвращайтесь засветло

    Для большинства детей наиболее тревожно оставаться одним в темное время суток. Сын одной моей знакомой, которая задержалась до глубоких сумерек, сидел перед компьютерной игрой, которая ему давно надоела, и боялся пойти в туалет; более того, он боялся даже встать и зажечь в комнате свет. Поэтому я стараюсь не оставлять детей одних, когда стемнело.

    А вообще, лично мне нравилось оставаться одной. Неожиданно, те домашние вещи, которые обычно казались совсем неинтересными, приобретали особый смысл и ценность. Я изучала старые сервизы, пролистывала взрослые книги, мерила мамину одежду, а пространство, наполненное тишиной, рождало много разных детских вопросов и интерес к познанию мира.

    Фото - фотобанк Лори

    Пожалуй, всем родителям знакома ситуация, когда нужно выйти из дома на пару часов, оставив ребенка в одиночестве. Некоторые мамы уходят спокойно, будучи уверенными в самостоятельности ребенка, а другие не находят себе места, ежеминутно названивая 10-летнему чаду. Когда и насколько можно оставлять детей дома одних? Как обеспечить безопасность ребенка и подготовить их к этому событию?

    Оставляем ребенка без присмотра – когда?

    Специалисты утверждают, что оптимальный возраст для такого рода самостоятельности – семь лет. Будущий школьник уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя делать, пользуется телефоном и выполняет родительские указания. Но семилетие – всего лишь приблизительный ориентир. Необходимо учитывать и детскую индивидуальность: темперамент, особенности поведения, импульсивность и уровень развития бытовых навыков.

    Не нужно предоставлять самому себе 5-6-летних детей, какими бы независимыми они не казались. Первое впечатление зачастую оказывается неверным, а кажущийся таким рассудительным малыш способен растеряться в форс-мажорной ситуации. Специалисты советуют полагаться в этом решении не на детский возраст, а исключительно на материнское чутье и женскую интуицию.

    Что говорят об этом законы РФ?

    Во многих странах Европы оставление в одиночестве малолетних детей, которым еще не исполнилось 12 лет, может привести к изъятию их социальной службой. В некоторых штатах США подростков до 14 лет необходимо брать с собой или вызывать на дом няню на период вашего отсутствия.

    Российское законодательство не предусматривает особых ограничений и четких возрастных границ, по достижению которых взрослые могут оставить ребенка без присмотра. В любом случае, только на вас лежит вся полнота ответственности и именно вам решать, когда стоит приучать малышей к независимости.

    Проверка на самостоятельность

    1. Ребенок занимается своими делами полтора-два часа и не дергает родных каждые пять минут.
    2. Не пугается темноты и замкнутого пространства: играет в детской за закрытой дверью и способен заснуть без света.
    3. Знает границы дозволенного и правила безопасного поведения, ему не нужно повторять, почему нельзя подходить к окну или разговаривать с незнакомцами.
    4. Уверенно пользуется средствами связи: домашним и мобильным телефоном, «аськой», скайпом.
    5. Вы поручаете ему определенные обязанности (убираться в комнате, застилать кровать, ухаживать ), с которыми он успешно справляется.
    6. Вы не контролируете каждый его шаг, напоминая постоянно о том, что необходимо собирать игрушки и ложиться спать.
    7. Он знает номера экстренных служб и осознает ответственность за ложный вызов.
    8. Может обратиться за помощью к соседям и другим близким людям в случае возникновения какой-либо проблемы.
    9. Не обижается, что мама оставляет его в одиночестве, и понимает причину вашей занятости.
    10. Он мечтает стать взрослым и независимым человеком.

    Если вы набрали восемь плюсов из 10, значит, ваши дети готовы к недолгому одиночеству и не нуждаются в ежесекундном контроле.

    Поостерегитесь оставлять вашего отпрыска одного, если вы ответили «нет» на большинство пунктов, а также если он:

    Мамам на заметку!


    Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

    • болеет – высокая температура, рвота, приступы хронических болезней (астмы, эпилепсии) представляют серьезную угрозу для жизни;
    • малыш с «особыми нуждами» (аутизм, умственная отсталость, ДЦП);
    • излишне любопытен, шкодлив, непослушен, гиперактивен;
    • доверчив по отношению к чужим людям;
    • боязлив и впечатлителен, впадает в панику из-за громкого шума, неожиданных визитеров и звонков.

    Техника домашней безопасности

    Поступки оставленного в одиночестве ребенка трудно предугадать, ведь им может руководить страх, любознательность и любовь к экспериментам. Следовательно, необходимо установить правила безопасного поведения и отрепетировать с детьми буквально каждый их шаг, одновременно не перегружая их лишними инструкциями. Тогда вы сможете выйти из квартиры со спокойной душой.

    Как подготовить детей?

    1. Готовьте заранее. С четырех лет оставляйте ребенка одного в детской на полчаса, изредка подглядывая за ним. В совместной деятельности предоставляйте больше свободы, позволяя выбирать занятия по душе.
    2. Начните с малого. В первый раз оставьте малыша на 15-20 минут, отправившись в магазин или на прогулку с собакой. Постепенно увеличивайте время отлучки: сначала полчаса, затем час. В восьми годам школьник может оставаться максимум на полтора часа.
    3. Приходите вовремя. Будьте пунктуальными – обещали вернуться в 18.00, значит, необходимо прийти домой ровно в шесть вечера. У младших школьников уже появляются опасения за жизнь близких людей. А еще, ваша пунктуальность – замечательный пример для детей.
    4. Не наказывайте за беспорядок. Заполучив всю квартиру в полное распоряжение, ребенок может устроить себе приключение или станет подражать маме или папе. Не удивляйтесь, обнаружив свою помаду на губах у дочери.
    5. Не уходите от спящего малыша. Не «сбегайте» во время дневного сна, даже если раньше ребенок охотно сидел один дома. Несмотря на то, что вы предупреждали о своей отлучке заранее, спросонья он забудет об этом и испугается, не обнаружив в квартире никого из родных.
    6. Придумайте занятие. Не оставляйте детей в одиночестве, заранее не предложив им интересное развлечение. Приобретите раскраски с фломастерами, пазлы, набор для моделирования, скачайте мультики или развивающие программы для ноутбука. Если ребенок заскучает, есть вероятность, что он набезобразничает или навредит себе.
    7. Интересуйтесь, чем он занимался. Вернувшись домой, обратите внимание сначала на ребенка, обнимите, поцелуйте, а уже потом занимайтесь уборкой или ужином. Спросите, что он делал, не приходил ли кто. Похвалите за смелость и обязательно компенсируйте ваше отсутствие чтением книги, совместной игрой или прогулкой.

    Дети, оставаясь одни в квартире, обзаводятся бесценным опытом: учатся себя занимать, правильно распределять время и борются с собственными страхами. Эти важные качества обязательно пригодятся, когда они повзрослеют. Научите ребенка соблюдать все меры предосторожности, и тогда вы будете оставлять его со спокойным сердцем.

    О том, как обучить ребенка самостоятельности, но не подвергнуть опасности, расскажет детский психолог Юлия Ульянова:

    «Дискуссии TUT» детский психолог Анастасия Шепель:

    Один дома: можно ли научить ребенка правилам безопасности?