Сколько весит ранец первоклассника. Гигиенические требования к ранцам ученическим и учебным изданиям

За здоровье детей отвечают педагоги

Интересно, что «школьный» багаж существенно зависит от самого рюкзака. Простой «потянет» на 400–500 г. С ортопедическими вставками - значительно тяжелее: 700–800 г и более. Вот и думайте, родители, какой портфель купить ребенку - тяжелый, но с ровной спиной, или мягкий, но легкий?

Ответственность за сохранение здоровья в учреждении образования несет руководитель, а также, в пределах своих должностных обязанностей, сотрудники школы, поясняет врач-гигиенист Гродненского зонального ЦГЭ Галина Конопинь. К слову, за тяжелые рюкзаки школьников специалисты санстанции оштрафовали на 5–8 базовых четырех руководителей гродненских школ в прошлом учебном году.

Важно, что «перевес» считается только по школьным принадлежностям. В общем весе не учитывают телефон, средства личной гигиены и другие необязательные для обучения предметы. Проверка рюкзаков в гродненской гимназии № 7 в прошлом году показала: в рюкзаках много лишних предметов, которые не имеют отношения к учебе.

В младших классах дети берут в школу игрушки. Рюкзаки старшеклассниц тяжелеют от косметики и парфюмерии почти на килограмм. За тем, что ребенок кладет в рюкзак и в каком количестве, должны следить родители и педагоги. Но опрос знакомых родителей школьников показал: папы и мамы не знают, сколько должен весить рюкзак ребенка. По словам Галины Конопинь, эта информация всегда доступна в школе, санстанции или больнице.

Как уменьшить вес портфеля?

В управлении образования облисполкома считают, что все необходимые нормы Минобразования и Минздрава в школах соблюдают. Самые маленькие, первоклашки - «льготники»: они оставляют книги в школе. Если же в классах появляются рюкзаки-«тяжеловесы», то детям рекомендуют носить книги пополам с соседом по парте. Такое решение могут принять педагоги, родители и школьники. Компромисс поможет и здоровье детям сохранить, и учебный процесс не нарушить.

Тяжелый школьный рюкзак, который ребенок носит на одном плече, может спровоцировать искривление позвоночника и боли в спине, - предупреждает заведующая педиатрическим отделением № 1 детской поликлиники № 1 Алина Полякова.

По ее словам, в прошлом году среди гродненских школьников было 3,3 % с нарушением осанки. Причину детских сколиозов врач видит в неправильной позе на уроках и дома. Если в школе за осанкой следит учитель, то дома это обязаны делать родители. Стол для школьника должен быть с наклоном, ноги при сидении - согнуты на 90 градусов, ступни - ровно на полу, спина - струной, а от глаз до книги - минимум 45 сантиметров.

Справка «ВГ»

По санитарным нормам и правилам, масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями для первоклашек и второклашек не должна превышать 1,5 кг (2,1 с рюкзаком). Максимальный вес для 3–4 класса - 2 кг (2,6 с рюкзаком), для 5–6 - 2,5 кг (до 3,5 с рюкзаком), для 7–8 классов - 3 кг (4 с рюкзаком). Самый тяжелый груз у старшеклассников - до 3,5 кг (4,5 с рюкзаком). Пустой рюкзак должен весить не более 600–700 граммов для учеников начальных классов и до 1 кг - для средних и старших классов, проинформировала врач-гигиенист Гродненского зонального ЦГЭ Галина Конопинь. Существуют и негласные нормы, по которым вес школьного рюкзака с содержимым не должен превышать 10 % веса ребенка.

Приобретая ранец или рюкзак, необходимо учитывать несколько основных моментов: размер, вес, анатомическая форма, конструкция, посадка, прочность, практичность, качество используемых материалов и их безопасность. Преимущество стоит отдать тем вариантам, при которых нагрузка равномерно распределяется на весь плечевой пояс. Это позволит сохранить симметричное положение тела ребенка и освободить его руки. Соблюдение этих правил является профилактической мерой от целого ряда заболеваний, как сколиоз, остеохондроз и образования грыж.

При выборе необходимо соблюдать следующие рекомендации:

— Выбирать ранец/рюкзак с жесткой ортопедической спинкой, который имеет специальный каркас, который должен быть жестким, равномерно распределяющий вес и давление на позвоночник и для поддержания спины ребенка в прямом положении, не деформируя позвоночник;

— Лямки должны быть широкими и из приятного на ощупь материала, чтобы не врезались в плечи ребенка от тяжести. Ручки должны регулироваться в длине, и ребенок должен носить его только на двух лямках на спине, при этом, чтобы не давил на поясницу и шею ребенка;

— Размер и вес ранца должен соответствовать росту и возрасту ребенка. Без содержимого школьный рюкзак должен весить не более 1 килограмма. Вес школьного ранца со всем его содержимым должен составлять максимум 10% от общего веса ребенка, чьи физические показатели развития соответствуют их возрасту согласно нормам, к примеру:

1-3 классы – до 1,5 -2 кг;

4-5 классы – до 2-2,5 кг;

6-7 классы – до 3-3,5 кг;

8 -11 (12) классы – до 4-4,5 кг.

Вместе с тем, содержание рюкзака является немаловажным. Зачастую это тяжелые учебники, вес которых не должен превышать: 300 граммов для учащихся 1-4 классов, 400 граммов для 5-6 классов, 500 граммов для 7-9 классов и 600 граммов для 10-12 классов.

«Ежегодно проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза школьных учебников. Так, в период 2014-2017 годы проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза более 2100 школьных учебников и принадлежностей. В 2017 году по результатам 86 исследований, вес двух образцов (издательство ТОО «Алматы кітап баспасы» г. Алматы) не соответствовали требованиям Гигиенических нормативов (учебник «Русский язык» для 1 класса с казахским языком обучения – вес 402 г при норме 300 г; учебник «Қазақ тілі» для 1 класса с русским языком обучения – вес 424 г при норме 300 г). А также при проверке издательства ТОО «Алматы кітап баспасы» установлено, что санитарно-эпидемиологическая экспертиза на образцы вышеуказанных учебников не проведена и экспертное заключение на них отсутствует», — сказал Жандарбек Бекшин.

В результате выявленных нарушений издательству ТОО «Алматы кiтап баспасы» было выдано предписание об устранении нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возбуждено административное дело и материалы были направлены на рассмотрение в специализированный межрайонный административный суд г. Алматы. По постановлению суда ТОО «Алматы кiтап баспасы» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 453 800 тенге с приостановлением деятельности по комиссионной торговле сроком на 1 месяц.

Для решения проблем лишнего веса в детских портфелях с 2017 года начата реализация проекта по обеспечению каждого школьника индивидуальным шкафом для хранения учебников, сменной обуви и спортивных принадлежностей. «Такие меры были приняты после совместного обсуждения депутатской группы во главе Е.Бектурганова с министерством образования и науки и специалистами Комитета охраны общественного здоровья. Данные меры необходимы для профилактики болезней опорно-двигательного аппарата среди детей», — пояснил Жандарбек Бекшин.

Также, подбирая рюкзак, не забывайте, что помимо вышеизложенных требований, он должен быть максимально безопасным. Следует обращать внимание на такие детали, как светоотражающие вставки, которые необходимы для безопасности ребенка на дороге. Водителям будет легче заметить вашего ребенка во время перехода дороги в темное время суток или плохо освещенной местности.

Комитет охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан призывает помнить о наличии санитарных правил и гигиенических нормативов при составлении расписания, организации образовательного процесса, питания, режима отдыха, к школьной одежде, учебным изданиям, выбору портфеля (ранца), а также при ежедневном наполнении ранца. Сохранения здоровья детей и подростков, равно как и достижения успехов в учебе, в ваших руках!

Напомним, что в Комитете охраны общественного здоровья на период подготовки и работы школ в учебном году будет работать горячая линия по номеру 8 /7172/ 74-18-64, куда можно будет обратиться с жалобой устно или письменно при выявлении фактов несоответствия подготовки школ к новому учебному году (в случае аварийного состояния), а также нарушений санитарно-технического, гигиенического содержания школ, качества организации питания и образовательного процесса.

Вес рюкзака школьника часто превышает нормы, установленные государством. Как решить проблему постоянных тяжестей «Летидору» рассказывают врач и учитель.

В Министерстве образования уже несколько лет плотно занимаются проблемой веса школьного рюкзака. Главная идея чиновников перевести детей на обучение по электронным книгам пока трудновыполнима, так как техническое оснащение школ далеко от идеального. Из-за этого родителям приходится выкручиваться: сменять за год по нескольку рюкзаков, возить на тележках и носить тяжести за ребенка. Кто-то перенимает опыт заграничных мамочек и покупает детям сумки на колесиках, как делают родители в Израиле и Испании.

Сколько должен весить рюкзак ученика младшей, средней и старшей школы

Согласно нормам СанПиНа, вес ежедневного комплекта учебников, письменных принадлежностей, а также папок, сменки и всего остального, что впихивает в рюкзак школьник, не должен превышать нескольких килограммов.

Норма для разных возрастов:

  • 1-й и 2-й класс - не более 1,5 кг,
  • 3-й и 4-й класс - не более 2 кг,
  • 5-й и 6-й класс - не более 2,5 кг,
  • 7-й и 8-й класс - не более 3,5 кг,
  • 9-й и 11-й класс - не более 4 кг.

Однако часто мы не задумываемся, что вес рюкзака можно уменьшить, соблюдая три правила:

  • Не брать ничего лишнего

Это удивительно, но дети, особенно в старшей и средней школе, часто носят каждый день почти весь набор учебников. Приучите ребенка вытаскивать ненужные тетради и книги, принадлежности для творчества, которые не пригодятся ему в конкретный день.

Также не стоит брать по десять запасных ручек и карандашей.

  • Раз в неделю очищать рюкзак от посторонних предметов

Если заглянуть в портфель ребенка в конце модуля, то можно удивиться, как много посторонних предметов скопилось там за месяц. Недоеденная шоколадка, апельсины, яблоки и сок из школьной столовой… Все эти вещи существенно утяжеляют сумку.

  • Распределять вещи правильно

Если положить все самое тяжелое на дно рюкзака, он будет тянуть вниз, а значит, покажется тяжелее. Распределяйте предметы равномерно: самые тяжелые учебники надо положить ближе к спинке - вес от этого не уменьшится, но спине станет легче.

Мнение врача

Комментирует ** к.м.н., ** детский ортопед-травматолог ** Европейского медицинского центра **к.м.н. Ирина Бут-Гусаим:
В первую очередь рюкзак должен быть удобным и нетяжёлым, когда пустой. При ношении он должен плотно прилегать к спине - так нагрузка будет распределена равномерно. Если рюкзак не соприкасается с верхней частью спины - это плохо. Лямки рюкзака должны быть тщательно отрегулированы, чтобы рюкзак заканчивался строго на пояснице, а не в области таза. Объясните ребёнку, что носить рюкзак нужно обязательно на двух плечах. В противном случае начинается дисбаланс в мышцах спины и плечевого пояса, под тяжестью рюкзака ребёнок начнёт наклоняться вперёд, что впоследствии приведёт к болям в спине.

Если после первого месяца учебы ребенок жалуется на боли в спине, на тяжесть рюкзака, не поздно подыскать ему подходящую замену или пересмотреть укомплектованность старого.

О том, как подойти к этим вопросам рационально, рассказывает главный врач клиники «Остеон» остеопат Бутенко Людмила:

  • Меняем рюкзак

Форма рюкзака должна быть прямоугольной и продолговатой, по всей ширине спины. Спинка рюкзака обязательно должна быть ортопедической, лямки широкие и соединяющиеся специальным фиксатором спереди.

  • Освобождаем руки

Родители часто обращаются с вопросом, что лучше для спины: носить все школьные принадлежности только в рюкзаке или разгружать портфель и нести физкультурную форму, сменную обувь и папку для творчества в руках. Честно, говоря, второй вариант не самая удачная идея.

Для спины лучше носить все школьные принадлежности в рюкзаке, не перегружая ребенка пакетами и папками. Постарайтесь сместить в рюкзак все необходимое, чтобы ребенок мог свободными руками поддерживать лямки рюкзака впереди.

  • Об использовании сумки вместо рюкзака

Ученики в средней школе отказываются ходить с «правильными» рюкзаками и часто делают выбор в пользу сумок через плечо. Родителям стоит помнить, что сумку вместо рюкзака показано носить только в старших классах, когда у подростков уже сформировался торс. Чтобы поддерживать правильную осанку, не нужно использовать длинную лямку и носить ее на плече, с перекосом корпуса. Идеальный вариант ношения сумки и для детей и для взрослых - на вытянутой вдоль корпуса руке, внизу, попеременно меняя нагрузку с правой руки на левую.

Собрать первоклассника в школу сейчас не сложно. Главное, иметь чёткое представление, что обязательно потребуется вашему ребёнку, а без чего можно обойтись. Мы разобрались с вопросом, сколько должен в идеале весить рюкзак и сколько выходит на практике с учётом всех уроков.

Ранец

В поисках стандартов, предъявляемых к школьным ранцам, идём на сайт Роспотребнадзора, где указаны не только вес, но и рекомендуемые размеры : высота рюкзака должна быть от 300 до 360 миллиметров, высота передней стенки – от 220 до 260 миллиметров, ширина – от 60 до 100 миллиметров, длина плечевого ремня не менее 600–700 миллиметров, ширина плечевого ремня не менее 35–40 миллиметров. При этом допускается увеличение размеров, но не более, чем на 30 миллиметров.

При покупке ранца необходимо обратите внимание, на какой возраст рассчитано изделие. Информацию о возрасте пишут редко. А вот вес обычно указывают. Чаще всего, производители просто пишут, что он не превышает одного килограмма.

Мы взвесили несколько ранцев. Средний вес колеблется от 700 граммов до 1 килограмма, некоторые - чуть тяжелее - до 1,2 килограмма.

Роспотренбнадзор указывает, что оптимальный вес рюкзака для обучающихся начальных классов – 700 граммов. Но при этом ученические ранцы для детей младшего школьного возраста обязательно должны быть с жёсткой задней стенкой, чтобы нагрузка на спину ребёнка была равномерной. Лучше всего, если это будет специальная рельефная ортопедическая спинка, она помогает формировать правильную осанку и равномерно распределяет вес, снимая нагрузку с опорных точек.

Канцелярия

Перечень канцелярии, которая потребуется первокласснику для одного учебного дня: блокнот, карандаши (простые и цветные), ластик, линейка, шариковые ручки, тетради (клетка и линия), точилка, фломастеры.

На уроках технологии и ИЗО обязательно нужны акварель, альбом для рисования, доска для лепки или клеёнка, цветной картон, клей-карандаш, ножницы, пластилин, цветная бумага.

Учебники и рабочие тетради

Как оказалось, требования к школьным учебникам касаются не только содержания, оформления, но и веса книг. Учебник для первого класса должен быть не тяжелее 300 граммов.

В реальности вес варьируется в зависимости от программы и необходимого набора тетрадей.

Оптимальный вес рюкзака первоклашки

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся первого класса не должен превышать 1,5 килограмма. На деле такой расклад едва ли возможен. Мы собрали рюкзак на один плотный учебный день (русский язык, математика, чтение, технология). Общий вес учебников и канцелярии составил почти 2 килограмма.

Оптимальное соотношение веса ранца с учебниками, тетрадями и канцелярией к весу первоклашки составляет 1:10. Такой подход учитывает индивидуальные возможности ребёнка. К слову, среднестатистический первоклашка весит 22 килограмма.

Наш собранный портфель весит 2,8 килограмма. А помимо всего дети берут с собой бутылочку с водой, яблоко или банан, влажные салфетки, спортивную форму и кучу других мелочей. Многие берут в школу игрушки.

Получается, чтобы носить такой портфель без вреда для здоровья, нужны первоклашки с весом не менее 30 килограмм.

Сколько должен весить ранец? Нормы СанПиН.

Разговоры о необходимости уменьшения веса школьного портфеля идут уже давно. Тяжелые ранцы и особенно портфели оказывают влияние на формирование неправильной осанки. Регулярная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

По статистике в первый класс совершенно здоровыми идут всего 20% учеников, а из одиннадцатого выходят меньше 10%. Причем самый сильный удар приходится именно на опорно-двигательный аппарат.

Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье?

На сегодняшний день каждый четвертый первоклассник носит ранец более тяжелый, чем положено по нормам.

Согласно пункта 2.8.1 санитарных правил и нормативов СанПиН 2.4.7//1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека» вес школьных портфелей (ранцев) для учащихся начальных классов не должен превышать 600 – 700 граммов

. В октябре вступили в силу новые санитарные нормы в отношении детской одежды, а также товаров детского ассортимента. В частности, они регулируют вес школьных портфелей. В Роспотребнадзоре считают, что школьные сумки должны стать в разы легче.

( Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2010 г. N 72 "Об утверждении СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10")

Вес портфелей, школьных ранцев для учащихся начальных классов не должен превышать 600-700г., средних и старших классов-1кг.

Ранец первоклассника при полной загрузке , т. е. со всеми учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями, должен весить не более 3 кг, а школьный портфель 12-летнего ученика – не более 5 кг, начиная с 10 –го класса-до 6 кг. Вообще вес школьного портфеля можно вычислить так: он должен составлять не более 10% от веса ребенка.

По идее все положенные на один учебный день тетрадки, учебники и тому подобное должны уложиться в необходимый вес. Но часто ребенку в ранец или портфель кладут второй завтрак; некоторые малыши еще не отвыкли от своих игрушек и берут с собой в школу какую-нибудь из них, да еще сменную обувь приходится нести, спортивную форму и т.д. Что можно посоветовать в этом случае?

В первую очередь родителям, покупая некоторые атрибуты школьных принадлежностей маленького школьника, обращать внимание на их вес, чтобы в общей своей сумме это весило немного. Например, можно купить массивный пенал из тяжелого материала с различными красивыми, но ненужными деталями, а можно простой и легкий, пластмассовый.

Учебники весят слишком много, из-за чего портфели первоклассников становятся неподъемными. С 1998 года вес учебников , а именно они – основная составляющая портфеля, строго регулируется ГОСТом «Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.702-98 "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования".

В пункте 2.4.7. «Гигиена детей и подростков» – книги для начальных классов должны весить максимум 300 граммов, учебники для 5-6 классов – 400 граммов, для 7-9-х – 500 граммов. А в портфелях выпускников не должно быть книг тяжелее 600 граммов. Эти параметры заложены также в сертификатах качества, по которым типографии отпечатывают школьную литературу.

В гигиенических требованиях к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (проект 2009 г.) установлены требования к весу учебного издания для учащихся начальных классов – не более 300 г. Вес изданий для 1–4 классов, предназначенных для работы только дома или в классе, не должен превышать 500 г. Допускается увеличение веса издания не более чем на 10% (режим доступа: http :// standart . edu . ru (официальный сайт ФГОС).

Вот некоторые пункты СанПиН "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования".

1.1 Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования" предназначены для организаций и предприятий, занимающихся издательской или издательско-полиграфической деятельностью, учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и направлены на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы организма учащихся.

1.2 Санитарные правила устанавливают требования к весу, шрифтовому оформлению и качеству печати учебных изданий (учебников, учебных пособий, практикумов - далее изданий), а также требования к полиграфическим материалам, применяемым для изготовления изданий.

1.3 Санитарные правила распространяются на издания с грифом Федерального органа управления образованием Российской Федерации или органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

1.5 Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на организации или предприятия, занимающиеся издательской или издательско-полиграфической деятельностью вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности.

1.6 Контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

1.8 Издания подлежат гигиенической экспертизе.

Реализация изданий, в том числе изготовленных за рубежом, возможна только по согласованию с учреждениями госсанэпидслужбы.

Методика проведения гигиенической экспертизы

1. Размер блока издания по высоте и ширине по п.5.1.2 определяют линейкой с точностью до 1 мм.

2. Вид бумаги по п.5.6.2, 5.6.3, 5.6.5 определяют по информации в выходных сведениях издания или по представленным сведениям о материалах.

3. Внешнее оформление по п.5.1.5 и способ скрепления по п.5.1.6 определяют визуально.

4. Вес издания по п.5.1.3 определяют на весах с точностью до 5 г.

5. Гигиенические требования к изданиям

5.1 Общие гигиенические требования

5.1.1 Не допускается выпускать издания, включающие материалы двух ступеней образования (возрастных групп).

Издание должно включать материалы, рассчитанные не более, чем на:

1 год обучения для 1 класса;

2 года обучения для 2-6 классов;

3 года обучения для 7-11 классов.

5.1.2 Издания допускаются в форматах, соответствующих таблице 1 ГОСТа 5773-90.

Оптимальными форматами являются:

Для изданий 1-3 (4) классов - 70х90/16;

Для изданий 5-11 классов - 60х90/16, 84х108/32, 60х84/16.

Для рабочих тетрадей, атласов, пособий по черчению, изобразительному искусству, трудовому обучению и т.п. допускается формат 70х108/16.

5.1.3 Вес издания не должен быть более:

300 г для 1-3 (4) классов;

400 г для 5-6 классов;

500 г для 7-9 классов;

600 г для 10-11 классов.

Вес изданий для 1-3 (4) классов, предназначенных для работы только в классе*(2), не должен превышать 500 г.

Допускается увеличение веса издания не более, чем на 10%.

5.1.4 Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке.

5.1.5 Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки.

Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием.

Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями: (Буклет)

    использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

    найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один-в школе и один-дома);

    при составлении расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

    организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;

    организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

    не носить лишнего в ранцах

    проверять ранец ежедневно, не забывать вытаскивать ненужные учебники.

    Родители очень тщательно должны выбирать ранец. Его форма должна быть эргономичной и соответствовать физиологической форме позвоночника ребенка. Длина ремней должна регулироваться.

    Родители учеников начальных классов должны ежедневно проверять ранец – возможно в нем носят много ненужных вещей, которые добавляют вес ранцу.

    Родители могут купить второй комплект учебников, который будет храниться в классе. Дополнительный комплект учебников позволяет иметь один учебник дома для выполнения домашних заданий, а другой – в школе для классных занятий. Однако этот способ сопровождается большими денежными расходами, которые сегодня может позволить себе далеко не каждая семья.

Есть, конечно, и оптимальное решение проблемы «лишнего веса» портфеля: с введением Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения появились новые учебники – электронные, работа с которыми предусматривает наличие персонального компьютера не только дома, но и в школе.

Некоторые учебные издательства начали разбивать учебники на несколько частей.

А пока проект утверждается на государственном уровне, только родители могут позаботиться о здоровье детей, начиная от тщательно подобранного ранца до ежедневного просмотра их содержимого.