Музыкальные игры в младшей группе детского сада. Музыкально-дидактические игры

Игрушки пляшут

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.

Ход игры : 1вариант

Воспитатель и дети располагаются вокруг стола или на полу.

Воспитатель: Собрались игрушки поплясать,

Но не знают как, с чего начать.

Вышел заинька вперёд

Всем пример он подаёт

Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок.

Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

2 вариант

3 вариант

Дети стоят в кругу. Воспитатель: Собрались ребятки поплясать

Но не знают как, с чего начать!

Я притопну раз! Я прихлопну раз!

Посмотрите на меня,

Дружно делайте, как я!

Воспитатель хлопает в ладоши, или выполняет притопы. Дети повторяют заданный ритм.

Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

4 вариант

Воспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания.

Примечания: Для игры могут быть использованы мелкие игрушки из Киндер-сюрпризов, счётный материал: грибочки, матрёшки, утята и пр. любые пластмассовые и деревянные игрушки, а также матрёшки разной величины.

Колыбельная

Игра на развитие звуковысотной чувствительности

Цель: Научить детей различать звуки по высоте, показывать движение мелодии.

Игровой материал: Куклы по количеству участников игры

Ход игры: Воспитатель поёт колыбельную песню и качает куклу: на высокий звук – вверх, на низкий звук – вниз.

Спите, куклы, баю-баю,

Звёзды ясные сияют

Смотрит в окна дуб мохнатый

Все ли спать легли ребята

Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, качать куклу может ведущий, один из детей, остальные дирижируют рукой. Показывая высокие и низкие звуки.

Тихие и громкие звоночки

Игра на развитие динамического восприятия

Цель: Учить детей слышать и различать громкое и тихое звучание. Координировать свои движения, добиваясь тихого или громкого звучания.

Игровой материал: Колокольчики, браслеты-бубенцы, треугольники, звенелки-самоделки.

Ход игры: Дети выполняют игровые действия по пению ведущего.

Ты звени звоночек тише,

Ты звени звоночек тише,

Пусть тебя ни кто не слышит.

Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!

Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!

На первую часть песенки дети звенят тихонько, чуть слышно.

На вторую часть песенки звенят громко, уверенно.

В гости песенка пришла

Игра на развитие музыкального слуха, памяти и исполнительских способностей

Цель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.

Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.

Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.

Воспитатель: В гости песенка пришла

И подарок принесла.

Ну-ка, Таня, подойди,

Что в мешочке, посмотри!

Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.

Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.

Найди пару

Цель: Учить сравнивать звучание инструментов, находить одинаковые по звуку.

Игровой материал: Шумелки-самоделки с различными наполнителями, по два одинаково звучащих: формочки от мороженного, капсулы от киндер - сюрпризов, баночки от кофе или витаминов.

Ход игры: 1 вариант Шумелки в волшебном мешочке. Ведущий предлагает кому - либо из играющих найти два две одинаково звучащих шумелки. Остальные игроки оценивают правильность выполнения задания. Ребёнку разрешается сравнивать каждый образец с эталоном (шумелкой, которой подбирается пара)

2 вариант Воспитатель предлагает поучаствовать в игре двоим детям: один из них достаёт шумелку и «загадывает звук», а второй ищет пару по звучанию. Сложность в том, что второй ребёнок не имеет возможности постоянно сверять свой выбор с эталоном. А первый оценивает его выбор тоже по памяти.

3 вариант Воспитатель предлагает детям выбрать себе по одной шумелке из мешочка, послушать её и найти себе пару среди ребят. Игра проходит весело с шумом и беготнёй от одного участника игры к другому. Дети развивают в игре также и коммуникативные способности.

Музыкальный ёжик

Игра на развитие чувства ритма и динамического восприятия

Цель: Развивать представления детей о ритме, учить приёмам игры на барабане одной и двумя палочками, ладошками, пальчиками.

Ход игры: Ребёнок играет на барабане по тексту стихотворения (бум-бум-бум) одной палочкой.

С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум!

Целый день играет ёжик бум, бум, бум!

С барабаном за плечами бум, бум, бум!

Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум!

Очень яблоки любил он бум, бум, бум!

Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум!

Ночью яблоки срывались бум, бум, бум!

И удары раздавались бум, бум, бум!

Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум!

Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум!

1 усложнение: Ребёнок играет на барабане двумя палочками поочерёдно.

2 усложнение: Ребёнок играет на барабане одной палочкой, соблюдая динамические оттенки

С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (громко, радостно)

Целый день играет ёжик бум, бум, бум! (громко, радостно)

С барабаном за плечами бум, бум, бум! (не слишком громко)

Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! (не слишком громко)

Очень яблоки любил он бум, бум, бум! (Громко радостно)

Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! (не слишком громко)

Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Тихо)

И удары раздавались бум, бум, бум! (Тихо)

Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Едва слышно)

Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (едва слышно)

3 усложнение : То же самое играет двумя палочками поочерёдно.

4 усложнение : Играет ладошками (одной или двумя)

С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (Ладошкой громко, радостно)

Целый день играет ёжик бум, бум, бум! (Ладошкой громко, радостно)

С барабаном за плечами бум, бум, бум! (Ладошкой не слишком громко)

Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! (Ладошкой не слишком громко)

Очень яблоки любил он бум, бум, бум! (Кулачком Громко радостно)

Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! (Кулачком не слишком громко)

Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Пальчиком Тихо)

И удары раздавались бум, бум, бум! (Пальчиком Тихо)

Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно)

Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно)

Примечание: Играть можно ансамблем или индивидуально.

Кто поёт

Игра на развитие слухового внимания

Цель: Различать на слух звуки живой и неживой природы, тренировать слуховую память, обогащать сенсорную эталонную систему детей

Игровой материал: Кассета со звуками природы.

Ход игры: Воспитатель предлагает прослушать и отгадать, чьи голоса звучат: это может быть шум воды, дождя, пение птиц, лай собак, мычание коров, шум идущего поезда. Дети слушают и отвечают, чья песенка звучит в данный момент. Остальные игроки оценивают правильность ответов.

Угадай, на чём играю

Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма.

Ход игры: Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает кому либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

1 Усложнение: Воспитатель предлагает детям предположить, какой знакомый персонаж может быть охарактеризован звучание того или иного музыкального инструмента. Ребёнку предлагается придумать и сыграть как идёт, или бежит, летит, скачет предполагаемый персонаж.

2 Усложнение : Когда дети освоятся с игрой можно предложить им озвучить на инструментах беседу двух предложенных героев, например, медведь разговаривает с мышкой. Уточнить, что они говорят по очереди, а значит, и инструменты тоже звучат поочерёдно.

3 Усложнение : После того, как дети отгадают все инструменты, предлагается всем вместе сыграть под музыку в аудиозаписи.

Примечание: Для того, чтобы сделать игру более интересной и привлекательной для детей следует ввести игровой персонаж: это могут быть животные, Клоун, Петрушка, Бабушка – забавушка и пр.

Где мои ребятки

Игра на развитие музыкального слуха и звуковысотной чувствительности

Цель: Упражнять детей в восприятии и различении высоких и низких звуков. Развивать коммуникативные и творческие способности.

Игровой материал: Набор игрушек или картинок с изображением животных.

Ход игры:

1 вариант Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением кошки и поёт на одном звуке низким голосом:

Мяу-мяу-мяу!

Мяу-мяу-мяу!

Дети должны ответить: Мяу-мяу-мяу! Спеть высоким звуком. Далее игра продолжается с использованием других животных по тому же принципу.

2 вариант Воспитатель отбегает в угол групповой комнаты и поёт:

Где мои ребятки серые котятки?

Мяу-мяу-мяу!

Мяу-мяу-мяу!

Дети поют: Мяу-мяу-мяу! Спеть высоким звуком. И бегут к воспитателю. Воспитатель хвалит всех. Далее игра продолжается с использованием других животных по тому же принципу.

3 вариант Воспитатель предлагает исполнить роли «Мамочек» кому-то из детей. Выбирают двоих-троих и назначают им роли: кошка, курочка, коза. Каждый поёт поочерёдно свою песенку, а дети отвечают ему.

4 вариант Дети делятся на пары. У каждого в руках игрушка или картинка с изображением животного или детёныша. Каждый поочерёдно поёт свою песенку, тот ребёнок в руках у которого находится игрушка или картинка с изображением детёныша «Поющей мамочки» отвечает. Остальные оценивают правильность ответа.

Кукла пляшет, кукла спит

Игра на развитие динамического слуха

Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, грустная)

Игровой материал: куклы по количеству играющих детей.

Ход игры: 1 вариант Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки. Дети танцуют с куклами. Воспитатель включает музыку спокойного характера, дети укачивают, баюкают кукол.

Примечание: Вместо кукол могут быть любые другие, любимые игрушки.

2 вариант Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки. Дети танцуют, импровизируя танцевальные движения. Воспитатель подсказывает, какие движения можно использовать, хвалит тех, кто сам придумывает движения танца. Воспитатель включает музыку спокойного характера, дети приседают, складывают ручки под щёчку, «засыпают»

Рекомендуемый музыкальный материал: (пляска куклы) П.Чайковский «Детский альбом» «Полька», С. Рахманинов «Полька», Р.н.м. «Барыня», Р.н.м «Ах, ты, берёза» и пр. (сон куклы) П.Чайковский «Детский альбом» «Болезнь куклы», «Утреннее размышление», Э.Григ «Утро», К. Сен-Санс «Лебедь»

Весёлый дождик

Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма

Цель: Развивать исполнительские способности, учить правильно держать молоточек. Развивать представление детей о ритме. Слышать и уметь передавать изменение динамики звучания звука.

Игровой материал: Металлофоны, колокольчики, бубенцы, треугольники по количеству играющих детей.

Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку и показывает, как выполняется задание, дети повторяют за ним. "Однажды Лягушонок пошел гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяют по пластине металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло еще несколько капель (ударяют несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошелся не на шутку и капельки полились одна за другой все чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко»

Кто как ходит

Цель: Слышать и определять характер музыки, развивать музыкальное и ассоциативно-образное восприятие и творческие способности детей.

Игровой материал: Маски, костюмы животных.

Ход игры: Воспитатель: «Ой, как много разных зверюшек вокруг! И рыбки, и птички, и лошадка, и зайчик! Слушайте музыку внимательно, постарайтесь отгадать, кто же это идёт? Кто свою музыку узнает – тот и выступает!» Воспитатель включает музыку, характеризующую тот или иной игровой образ, дети отгадывают. Под музыку импровизируют движения заданного образа.

Солнышко и туча

Игра на развитие музыкальных представлений

Цель: Развивать ладовое восприятие детей, учить слышать окончание и начало частей музыкального произведения, развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.

Игровой материал: Обручи, цветные кольца, плоскостные силуэты цветов.

Ход игры: Воспитатель: «Это наша полянка: посмотрите, сколько цветочков! А мы с вами – бабочки. Светит солнышко, нам весело летать по лугу! Когда появится тучка – мы спрячемся в цветах и будем сидеть тихо-тихо! А когда выглянет солнышко – снова будем летать и веселиться. А с окончанием музыки все снова сядут на цветы – день закончился, солнышко закатилось». Звучит музыка, дети выполняют задание педагога.

Совушка - сова

Игра на развитие музыкального слуха и образных движений

Цель: Развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей. Учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием.

Игровой материал: Маска совы

Ход игры: Под музыку дети бегают и танцуют, изображая птиц. Как только музыка прекращает звучать – птицы замирают на месте, на охоту вылетает сова. Она ищет того, кто пошевелился. Игра продолжается по желанию детей.

Петрушка – озорник

Игра на развитие тембрового слуха и внимания

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Вырабатывать отношение к звуку, как к значимому сигналу, быстро реагировать на него.

Игровой материал: Металлофон, бубен, погремушка, колокольчик, барабан и др. по выбору воспитателя. Петрушка – кукла бибабо. Небольшая ширма.

Ход игры: Воспитатель приносит музыкальные инструменты, уточняет с детьми их название и играет на них, уточняя звучание, настраивая детей. Затем он говорит, что из кукольного театра в гости прибежал Петрушка – озорник. Он хочет поиграть с вами в прятки. Вы, ребятки, отвернитесь, а как только услышите, что Петрушка играет на каком-либо инструменте – повернитесь скорее и назовите инструмент. Если назовёте правильно – на ширме появится петрушка и поклонится вам. Воспитатель за ширмой играет на инструменте, а петрушка вертится на ширме. Как только ребята поворачиваются к нему – он прячется. Дети называют инструмент. Если ответ верный – Петрушка кланяется и хвалит детей. Если нет – кричит из-за ширмы «Не угадали!!!» В конце игры можно раздать инструменты детям и предложить сыграть оркестром.

Примечание: Воспитатель сам решает, какое количество инструментов использовать в игре.

Шагай – танцуй

Игра на развитие тембрового слуха и внимания

Цель: Различать звучание различных инструментов и действовать на каждое по-разному. Под барабан – шагать, под гармонь – танцевать.

Игровой материал: Гармонь (можно не озвученную), барабан.

Ход игры: 1 вариант Дети стоят, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель рассказывает, что у него есть два инструмента: гармонь и барабан. Под звуки барабана надо маршировать, а под гармонь – танцевать. Показывает, как это делается. Играет на барабане и одновременно марширует. Затем наигрывает на гармошке (включает музыку в звукозаписи) и приплясывает. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и пляшут под звуки гармони.

2 вариант Дети действуют не по подражанию, а самостоятельно. Воспитатель просит внимательно слушать музыку: если он будет играть на барабане – надо маршировать, а если звучит гармонь – надо плясать. С окончанием звучания надо прекращать движение. Перед звучанием каждого инструмента воспитатель делает паузы.

Лошадки

Игра на развитие чувства ритма

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить слышать ускорение и замедление.

Игровой материал: Деревянные кубики, палочки, ложки, крышки от шампуней и пр.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем повторяют потешку в быстром темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др):

На молоденькой лошадке

Цок-цок, цок-цок,

Цок-цок, цок-цок!

На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:

А на старой да на кляче

Трюх-трюх-трюх,

Да в ямку – бух!

Дети приседают и падают на пол. Потешка повторяется несколько раз. Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело. Все скачут под музыку в аудиозаписи.

Послушные погремушки

Игра на развитие чувства ритма и исполнительских способностей

Цель: Учить одновременно начинать и заканчивать действие с музыкальными инструментами по команде ведущего

Игровой материал: Погремушки по количеству участников игры

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель сидит перед детьми на стульчике, погремушка в правой руке.

Воспитатель: Погремушка, погремушка

Вот весёлая игрушка!

Погремушки так гремят,

Всех ребяток веселят!

Произнося эти слова, воспитатель сам играет на погремушке, ударяя по ладони левой руки на каждый слог. Дети играют на погремушках вместе с воспитателем.

Воспитатель: Погремушки не гремят,

На коленочках лежат.

Детки тихо все сидят,

Погремушки не гремят

С этими словами воспитатель кладёт погремушку на колени. Дети тоже кладут погремушки на колени.

Усложнение: После того, как дети научатся играть в игру, воспитатель не играет на погремушке, а только говорит слова. Дети учатся выполнять движения по словесному указанию, а не по образцу.


Методическая разработка. Музыкальные игры для младших дошкольников

Автор: Землемерова Надежда Вениаминовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №6 «Малахит» города Чебоксары Чувашской республики.

Данная разработка будет полезна для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов. Может использоваться как на музыкальных занятиях, так и в досуговой деятельности с младшим дошкольным возрастом.
Цель: Формирование мотивации к музыкальной деятельности;
- развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- воспитание у ребёнка интереса к миру музыкальных и немузыкальных звуков, элементарному музицырованию;
- развитие у детей восприятия музыкальных и немузыкальных звуков;
- обогащение музыкального опыта детей;
- активизация эмоциональных реакций малышей на музыку;
- развитие у детей музыкально-игровых импровизаций, исполнительских умений и творческих способностей.

Младшая группа

«Угадай инструмент»
(Устанавливается ширма, за ней располагаются музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, погремушка, бубен. Воспитатель читает четверостишье, называя имя какого- либо ребёнка из группы, кукла Катя играет на любом музыкальном инструменте, дети отгадывают)
Мы с ребятами играем,
Что сейчас звучит узнаем,
Кукла Катя поиграй!
Быстро, Оля, называй!

«Тихие и громкие ладошки»
(В зависимости от звучания музыки дети хлопают в ладоши то громко, то тихо)
Мы в ладошки поиграем,
Громко, громко ударяем,
Раз, два, три, не зевай,
Громко, громко ударяй!

Мы в ладошки поиграем,
Тихо, тихо, ударяем.
Раз, два, три, не зевай,
Тихо, тихо ударяй.
«Ритмичные ножки»
(Дети шагают в ритм музыки, то медленно, то быстро; одновременно, вместе с шагами, стучат палочками)
Медленно шагаем,
Ножки поднимаем,
В Палочки играем,
Дружно ударяем.

Быстро мы шагаем,
Ножки поднимаем,
В палочки играем.
Дружно ударяем.

«Дети и медведь»
(Дети гуляют по всему залу, играют погремушками под весёлую музыку; когда появляется медведь музыка меняется на маршевую, медведь играет на барабане; все дети прячутся от него- приседают)
Дети вышли погулять
В погремушки поиграть,
Вот как весело гуляем,
В погремушки мы играем.

Вышел мишка с барабаном,
Бум-бум-бум, трам – там-там,
Все ребята притаились,
Тут и там, тут и там.

«Музыкальная мозаика»
(Детям показывают картинку с изображением, рассказывают стих, ребёнок выбирает инструмент и изображает того, кто нарисован на картинке.)
Вот лягушка на болоте
Очень весело живёт
Вы послушайте, ребята,
Ква-ква- ква она поёт!

Вышел мишка из берлоги,
Уноси скорее ноги,
Да как начал он реветь,
Вот так мишенька- медведь!

Дождик капает по крыше,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Еле слышно, еле слышно,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Воробьи развеселились,
Зёрнышки клевать пустились,
От других не отстают,
Всё клюют, клюют, клюют.

Вот течёт ручеёк,
Видно его путь далёк,
Так журчит, плескается,
Убежать пытается!

«Весёлые мячики»
(На определение контраста в музыке. На первую часть музыки «мячики» катятся друг за другом или в рассыпную, на вторую часть –подпрыгивают на месте.)
Покатился, покатился
Мячик по дорожке,
Мы как мячики бежим,
Вот какие ножки!

Вдруг запрыгал мячик наш
Весело так скачет
Мы как мячики сейчас
Дружно все поскачем!

«Маленькие музыканты»
(На первую, быструю часть музыки дети играют на ложках, на вторую, медленную часть играют на бубнах).

«Курочки и лисичка»
(Выходят курочки, клюют зёрнышки, чистят пёрышки. Затем выбегает лисичка, ловит курочек: кого заденет, тот садится на корточки)
Клю-клю-клю-клю,
Вот как зёрнышки клюю.
Клю-клю-клю-клю,
Вот как зёрнышки клюю.

Да-да-да-да,
Пёрышки почищу я.
Да-да-да-да,
Пёрышки почищу я.
(выбегает лисичка)

Бабич Анна Петровна
Музыкально-дидактические игры во второй младшей группе

1. Дидактическая игра «Птичка птенчики»

2. Дидактическая игра «Узнай по звуку и назови музыкальный инструмент »

3. Инсценирование песенки «Жили у Бабуси два веселых гуся»

Программные задачи : Развивать звуковысотный слух.

Уметь различать звуки по высоте.

Развивать тембровый слух.

Учить узнавать по звучанию музыкальные инструменты , называть их.

Увлекать детей образным преподнесением песенки, вовлекая их в процесс драматизации.

Пробуждать интерес к театрализованной деятельности.

Оборудование : лесенка, две птички, металлофон, сундучок, бубенцы, колокольчик, деревянные ложки, погремушка, барабан, атрибуты : шапочки гусей, косынка, юбка,

(Дети присаживаются за спинками стульчиков на корточки)

В. Детки в домике сидят,

И в окошечко глядят.

Кто – то в гости к ним спешит,

Чик – чирик, чик – чирик

Воробьишка – озорник,

Солнцу яркому он рад,

И приветствует ребят - дети выходят на середину и прыгают на двух ногах.

В. Веселые у нас птички, молодцы, присаживайтесь, пожалуйста.

К нам прилетели птички. Это большая птичка, она поет низким голосом, послушайте (играю на металлофоне самую низкую ноту) .

Д. Низким. (2-3 ответа)

Д. Высоким. (2-3 ответа)

В. Сейчас мы с вами поиграем, я буду за ширмой играть на металлофоне, а вы, должны узнать, какая птичка поет, большая или маленькая. Если поет большая птичка низким голосом, то ее надо поставить на низкую ступеньку лесенки (показываю)

На какую ступеньку мы поставим большую птичку?

Д. На низкую. (2 -3 ответа)

В. Если вы услышите, что поет маленькая птичка высоким голосом, то ее надо поставить на высокую ступеньку лесенки (показываю)

На какую ступеньку мы поставим маленькую птичку?

Д. На высокую.

(играю на металлофоне поочередно самую низкую и самую высокую ноты, а дети определяют и называют, какая птичка поет, маленькая или большая и соответственно выставляют птичек, 2 – 3 раза)

В. Молодцы ребята, вы очень были внимательны и правильно узнавали и называли, какая птичка поет. Птичкам очень понравилось с вами играть, и они решали остаться у нас в группе .

В. Посмотрите, какой красивый сундучок у нас появился :

(воспитатель говорит от имени сундучка)

С. Я – чудесный сундучок.

Вам, ребята, я дружок.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть?

В. Сундучок, сундучок, что ты нам принес?

С. Я вам принес игрушки.

В. Спасибо. А какие игрушки ты принес?

С. Я наслышан о том, что вы любите петь, плясать и играть на музыкальных инструментах . Я принес вам, музыкальные инструменты . (воспитатель по очереди достает музыкальные инструмент , дети называют их, слушают, как звучит музыкальный инструмент )

В. Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай по звуку и назови музыкальный инструмент »

(за ширмой воспитатель играет на каждом музыкальном инструменте , дети называют их)

В. Молодцы ребята, вы очень внимательно слушали и правильно называли музыкальные инструменты .

В. Дуйте в дудки,

Бейте в ложки.

В гости к нам пришла бабуся

И два веселых гуся.

(девочка и два мальчика одеваются в костюмы : девочка надевает косынку и юбку, мальчики надевают шапочки гусей, остальные дети берут приготовленные музыкальные инструменты , поют песню, играют на музыкальных инструментах и выполняют соответствующие движения.)

Жили у бабуси, - выполняют пружинку

Два веселых гуся

Один серый, другой белый,

Два веселых гуся.

Вытянули шеи, - гуси вытягивают шею

У кого длиннее.

Один серый, другой белый,

У кого длиннее.

Мыли гуси лапки - моют одной лапкой другую

В луже у канавки.

Один серый, другой белый,

Спрятались в канавке - приседают

Вот кричит бабуся, - обхватывает голову рукам

Ой, пропали гуси, - качает головой

Один серый, другой белый,

Гуси мои, гуси.

Выходили гуси, - поднимаются и кланяются бабусе

Кланялись бабусе.

Один серый, другой белый,

Кланялись бабусе - берутся за руки, водят хоровод.

В. Какие замечательные у нас артисты. Молодцы!

Музыкально-дидактические игры
для
II младшей группы

Подготовила Чернова Н.С.

1. «Чудесный мешочек»

Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры: Участвуют вся группа. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» - русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.


2. «Подумай и отгадай»

Игровой материал: Карточки (по числу играющих), на которых изображены: медведь, зайчик, птичка.

Ход игры: Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведи» В.Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

3. «Птицы и птенчики»

Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4большие птицы, 3-4 птенчика).

Ход игры: Участвуют подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

4. « Курица и цыплята»

Игровой материал: Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры : Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу говорит:

«В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша », играет на металлофоне ре второй октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

5. «Угадай-ка»

Игровой материал: 4-6 больших карточек- каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй – гусенок (утка- утенок, кошка- котенок, корова-теленок и т.д)

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей (4-6)за столом. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы), дети закрывают фишкой картину с гусенком.

6. «В лесу»

Игровой материал: На планшете изображен лес; 2-3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (Дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка девочки ставится рядом с лесом.

Ход игры : «Дети, посмотрите. Какой красивый лес, -говорит воспитатель. – Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).
Ира проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.


7. «Нам игрушки принесли»

Игровой материал: Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоток; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.
Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

8. «Колпачки»

Игровой материал: Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры: Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.
Игра проводится в свободное от занятий время.

9. «Наш оркестр»

Игровой материал: Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка.
Ход игры: Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям(предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется.

Эта игровая ситуация может быть использована на утреннике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы.

10. «Что делают дети?»

Игровой материал: Карточки (По числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки.
Ход игры: Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи) «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В.Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.

В образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) игровой деятельности как ведущему виду активности воспитанников уделяется пристальное внимание. Особенно если речь идёт о малышах 1,5–4 лет, для которых это основная форма интеллектуального, физического и духовного развития. В многообразии игр для воспитанников первой и второй младших групп выделяются те, что совмещают в себе познавательную активность с воспитанием эмоционально-волевой сферы. К ним относятся и музыкально-дидактические игры.

Значение музыкально-дидактических игр для младших дошкольников

Чтобы понять суть музыкально-дидактических игр, нужно, как в математике, разложить сумму на слагаемые, в нашем случае - музыку и дидактику. С последним всё просто: дидактика - это обучение, то есть то, без чего образовательный процесс невозможен. Но и значимость музыки для малышей переоценить сложно. Во-первых, музыка повышает настроение, жизненный тонус, а во-вторых, воспитывает в ребёнке способность эстетически воспринимать действительность, обогащает его социальный опыт. Исходя из этого, можно сказать, что музыкально-дидактические игры - это деятельность, которая направлена на осуществление целей музыкального образования:

  • научить детей слышать, сравнивать и различать свойства музыкальных звуков (силу, высоту, тембр, длительность);
  • развивать способность слышать и оценивать шумы окружающего мира (звуки природы, животных);
  • формировать творческие способности малышей за счёт расширения спектра эмоциональных реакций на музыку разных жанров.

С помощью музыкально-дидактических игр малыши учатся различать голоса природы, в том числе звуки животных

Задачи проведения музыкально-дидактических игр в младших группах ДОУ

И в первой, и во второй младших группах ДОУ эта миссия игр, направленных на музыкальное образование дошкольников, реализуется посредством решения следующих задач:


Это интересно. Учёные установили, что совершенствование музыкального слуха зависит от того, насколько систематически проводятся упражнения на его развитие. Так что, если человеку «медведь на ухо наступил», это - не недочёт природы, а недостаток регулярных занятий.

Требования к проведению

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены принципы подготовки и проведения игр в ДОУ. На его основании можно сформулировать основные требования к организации музыкально-дидактических игр:


Виды музыкально-дидактических игр в первой и второй младших группах

Дидактические (обучающие) игры имеют несколько классификаций, в основу которых положены разные определяющие критерии (содержание, материал). Музыкально-дидактические игры, являясь элементом группы дидактических игр, также имеют несколько вариантов классификации.

Классификация по игровым задачам и характеру игровых действий

По этому принципу выделяют 3 вида игровой деятельности.

Музицирование

Предполагается, что дети в этих играх статичны. Как правило, задача заключается в том, что малыши для решения игровой проблемы определяют музыкальное произведение на слух. Обычно воспитанники младших групп на команды не делятся, а соревновательный элемент состоит в быстром и точном выполнении задания. Например, игра в первой младшей группе «Прятки», в которой малыши поют песню вместе с педагогом громко хором, а затем по сигналу про себя. По условному знаку пение продолжается вслух. Или игра «Солнышко и дождик»: дети слушают музыкальные отрывки и поднимают карточки с изображениями солнышка или дождика под настроение музыки.

Это интересно. Многие игры на музицирование построены по принципу настольно-печатных, в которых малыши под музыку действуют с картинками, пазлами.

В младшей группе музицирование связано с определением характера звучания инструмента или мелодии

Динамичные (музыкально-ритмичные) игры

Эти игры напоминают подвижные, то есть предполагают динами