Проблемы воспитания в образовательных учреждениях. Современное воспитание детей: методы и проблемы Какие есть проблемы в воспитании

Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания?

На наш вопрос ответили педагоги, директора школ и ученые

Воспитание, как известно, самая непостижимая часть педагогики. «ПС» по мере возможности старается знакомить вас с результатами научных изысканий в этой области, но пока ученые спорят о целях, результатах, субъектах и эффектах, в каждом российском классе воспитание так или иначе происходит ежеминутно. Причем самих классных руководителей довольно редко спрашивают о сути их работы. Поэтому спросить решили мы вместе с центром «Педагогический поиск».
Мы попросили учителей школ, сотрудничающих с газетой, преподавателей вузов, школьных управленцев назвать самые важные, на их взгляд, проблемы в области воспитания. А потом предложили ученым прокомментировать ту картину, которая,
как из мозаики, сложилась в результате опроса.
Сегодня, на границе двух учебных полугодий, когда принято подводить предварительные итоги, мы представляем эти материалы вам. Каждый, кого они заинтересуют, вольно или невольно займет позицию эксперта: систематизирует ответы в соответствии
со своим педагогическим и управленческим опытом, сделает выводы о состоянии нашего современного воспитания и о людях, профессионально занимающихся этим воспитанием. Читатель, которого увлекает подобная аналитическая работа, наверняка сначала познакомится с результатами опроса, чтобы составить собственное мнение.
И только потом соотнесет его с высказываниями приглашенных нами экспертов.
Можно сделать и наоборот: сначала с помощью ученых выбрать приемлемый фокус для рассмотрения, а потом уже знакомиться с ответами коллег. Надеемся, что читатели, выбравшие как первый, так и второй варианты, мысленно добавят к названным проблемам и свои ответы.
Результаты опроса можно использовать и как повод для проведения зимнего педсовета. В этом случае лучше, конечно, сначала провести подобный опрос среди педагогов школы (по желанию – анонимно), а газету до поры до времени припрятать, чтобы не было соблазна присоединиться к уже сформулированному мнению. При таком сценарии мнения ученых-экспертов прозвучат не вообще, а будут обращены к каждому учителю вашей школы. Впрочем, в роли аналитика тоже может выступить кто-нибудь из педагогов школы, использовав предложенный алгоритм систематизации проблем и предлагая свои варианты их разрешения.

Елена КУЦЕНКО

Учителя

Сотрудничество с родителями (школа не всегда привлекает родительскую общественность к решению проблем в организации воспитательного процесса, а иногда и родители не хотят участвовать в решении этих проблем).
Использование современных технологий, причем различных (чаще ведь по старинке, все «проводим мероприятие»).
Работа с подростками.

Надежда Зубарева

Проблемы взаимосвязи родителей и классных руководителей. Живое общение часто заменено отправкой электронных и почтовых сообщений. Не хотят родители идти в школу, а обсуждение проблем по телефону не всегда эффективно.
Бумажные и электронные отчеты отнимают массу времени, которое можно было бы отдать непосредственно работе с детьми.
Управление воспитательным процессом в школе должно быть более гибким. Требования к работе каждого классного руководителя не могут быть одинаковыми, как неодинаковы дети в разных классах. Что хорошо для одних – неприемлемо для других.

Светлана Кинельская

Взаимодействие классного руководителя и родителей (низкая родительская активность). Оснащение учебного процесса (ТСО, наглядности, компьютер и т.д). Питание в школьной столовой (многих не устраивает ассортимент блюд, предпочитают, например, булочки, чай. Но так как в столовой нет кассового аппарата, в розницу больше продавать не будут. И как будут заниматься ученики на голодный желудок, если у них бывает по семь уроков?).

Марина Гордина

Информатизация учебного и воспитального процесса. Развитие научно-технического творчества. Проблема «отцов и детей».

Елена Салитова

Формирование классного коллектива. Воспитание толерантности. Социализация ребенка в общество.

Татьяна Потапова

Влияние на воспитание киноиндустрии и масс-культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры.
Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу, и здесь идет борьба на выживание – кто сильнее – любыми способами. К сожалению, примеры черпаются из боевиков.
Снизились общий уровень культуры и кругозор учащихся, они мало читают, низкая мотивация к учебе (главный лозунг: сейчас все можно купить!). Но пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи. К сожалению, подростки не знают ничего ни про Холокост, ни про историю политических репрессий в СССР. Возможно, в этом причина ростков фашизма и русского шовинизма в России.

Евгения Колтановская

Низкая мотивация самих взрослых к самоизменению. Умение «слышать» подростков.

Алена Михеева

Установление единых требований к ребенку со стороны учителей и родителей. Проблемы родительского контроля за обучением ребенка.

Наталья Терехова

Воспитательные методики и технологии в условиях гуманизации школьного образования. Влияние уровня развития классного коллектива на формирование интересов, склонностей и способностей воспитанников. Гуманистическая воспитательная система школы как среда становления гармонично развитой личности.

Марина Вдовина

Снижение мотивации обучения. (Зачем учиться, если дальнейшее образование платное?!)
Заполнение кучи ненужных бумажек как классным руководителем, так и учителем. Дайте работать!!!
Слишком много полномочий стало у администрации, и все бесправнее становится учитель. Какую личность может воспитать учитель, который себя не может защитить? А теперь при новом финансировании учитель за всё отвечает рублем. Почему администрации школы позволили распределять надбавки к зарплате? И как это вообще должно происходить? Может, независимой комиссией?

Светлана Карпенко

Проблемы адаптации школьников, переходящих на следующую ступень обучения. «Забумаженность» работы администрации школы. Отсутствие желания учительства мыслить новыми, экономическими категориями, развивая при этом у себя и у детей психологию бедности.

Светлана Корнаухова

Образ воспитанного человека, транслируемый СМИ, далек от того, который представляют себе профессиональные педагоги.
Формы праздников и прочих мероприятий морально устарели и неинтересны детям.

Алиса Жилинская

Некоторые родители посылают детей работать или побираться вместо учебы. В перспективе нет работы, нет веры в будущее.
Как справиться с драками, матом, пивом, курением? Дети не берегут и не ценят то, что есть в школе, все пачкают и ломают.

Антонина Захарова

Родители бьют детей, они не союзники в воспитании. Нет ощущения гражданства, привычка отделять себя от государства, от семьи, автономизация личности – перекос в индивидуализм. Нет защиты от агрессивных СМИ.

Людмила Коломиец

Дети брошены: родители массово уезжают на заработки. Социальное расслоение в классах. Школа ставит задачи, далекие от интересов детей: старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы им – профилизацию и ЕГЭ.

Светлана Назарова

Директора

Мировоззренческая. Так называемый светский гуманизм продемонстрировал полную несостоятельность во всех странах мира, где он доминирует. Образование, основанное на академических предметах, не имеет выхода в воспитательный аспект.
Неопределенность конечного продукта воспитания.

Ощутимый недостаток квалифицированных кадров, способных профессионально учить и воспитывать. Загруженность родителей необходимостью зарабатывать деньги ведет к тому, что родители перестают заниматься образованием, интеллектуальным и культурным развитием ребенка, его нравственным воспитанием, перекладывая это полностью на плечи школы.
Сама структура школы не позволяет работать индивидуально, а без индивидуального подхода развивающие задачи решить невозможно. Такая работа может быть эффективной только при совместных усилиях семьи и школы.
Откат аппарата чиновников к временам диктаторского насаждения установок. Жесткая регламентация, попытки структурировать и ранжировать работу всех школ по единому образцу, понятному чиновникам. В основе – желание чиновников уберечь себя от любых возможных проблем. Например, именно поэтому все меньше педагогов ездят в поездки, ходят в походы, даже на экскурсии.

Николай Изюмов, заместитель директора ГОУ школа № 1199 «Лига Школ» г. Москва

Отсутствие интереса к воспитанию детей со стороны семьи. У младших подростков наблюдается повышенная контактная агрессивность: могут схватить одноклассника за волосы, начать бить. В школе мало активных форм воспитания (образовательных проектов, имитационных игр, различных встреч…), а воспитание как насаждение правильных норм поведения неэффективно.

Людмила Долгова, директор школы «Эврика-Развитие» г. Томск

Отсутствие идеологической базы (что мы воспитываем?). У семьи не сформирован запрос к школе на воспитание. Отсутствие кузницы кадров: на воспитателей нигде не учат.

Дмитрий Тюттерин, директор частной школы «Знак» г. Москва

Практически все школьные ситуации строятся таким образом, что у ребенка не возникает необходимости в самостоятельном принятии решения. Педагоги не очень хорошо представляют, что нужно современным подросткам и молодым людям.

Михаил Черемных, директор Гуманитарного лицея г. Ижевск

Несогласованность действий служб структур, которые должны заниматься ребенком. Каждое ведомство (школа, комиссия по делам несовершеннолетних, центр «Семья»…) отчитывается за определенный аспект.
Неумение педагогов глубоко понять личностные особенности ребенка, внутреннюю мотивацию его поступков. В этом могут помочь психологи, но не во всех школах существуют хорошие психологические службы.
Запущенность воспитания в семье. Школе трудно воспитывать ребенка, который не высыпается и недоедает.

Ольга Полякова, директор школы № 6 г. Сосновый Бор

Ученые

Взрослые вообще, учителя в особенности, часто путают назидание (поучение, наставление) и воспитание. Это не одно и то же. О воспитании обычно говорят тем больше, чем хуже решается главная задача школы – обучение. В действительности эффективность воспитания в школе зависит прежде всего от качества обучения.
Возможности школы как инструмента воспитания в действительности ограничены, и любая попытка увеличения удельного веса воспитательных функций школьного образования чревата ростом лицемерия и пустословия. А главная проблема – в управлении образованием, в запредельной степени формализма на всех уровнях.

Из-за бесконечных циркуляров, предписаний и другой бумажной рутины учитель не бывает в состоянии свободы, а свобода в воспитании превыше всего.
Назидательность: важно не учить ребенка жить, а создать ауру, атмосферу, которая соответствует прекрасным человеческим отношениям. Зачастую к детям относятся как к средству для достижения своих целей, тогда как каждый ребенок есть ценность нескончаемая.

Виталий Ремизов, руководитель Инновационного центра повышения квалификации «Школа Л.Н.Толстого» г. Москва

В школе нет детских организаций. Большинство школ устроено без учета сегодняшних реалий возраста. Нет хороших, идеальных форм, образов желательного будущего, на которые можно ориентировать в воспитании. Нет посредников – взрослых, через которых осуществляются связи со старшим поколением, с позитивным, социумом.

Борис Хасан, директор Института психологии и педагогики развития г. Красноярск

В школе ведется недостаточно целенаправленная работа по воспитанию инициативности, ответственности, гражданственности и патриотизма. Социум изменился, в школу пришли другие дети, а методы воспитания остались такими же, как 20 лет назад.
Отчуждение детей от школы. Школа не становится «домом» для ребенка, и воспитательная работа все больше выносится за стены школы. Сейчас даже вечера выпускные стараются проводить не в школах, а например, в Домах культуры.
Работа учителя оценивается только по результатам обучения, что задает определенную направленность деятельности педагога.
Вводим профильное обучение и сокращаем часы на основные предметы, которые формируют личность человека (литература, музыка...).

Роза Шерайзина, ректор Института непрерывного педагогического образования НовГУ им. Ярослава Мудрого

В последнее время много сделано для социальной маргинализации педагогов, для того, чтобы в школе оставались только героические люди. А их слой очень тонок. Многие педагоги чувствуют себя неудачниками, людьми, которые не могут занять достойное место в обществе.
Отчуждение детей и педагогов от школы, друг от друга. Воспитывать можно в той мере, в которой люди ориентированы друг на друга, слышат и принимают другого.

Галина Прозументова, заведующая кафедрой управления образования факультета психологии ТГУ

Мы благодарим всех, кто принял участие в опросе. К сожалению, в публикацию вошли не все ответы: мы убирали повторы
и реплики не по теме

Экспертное мнение

Сергей ПОЛЯКОВ, доктор педагогических наук, г. Ульяновск

Педагогические задачи реальные. И мнимые

По словам эксперта, сначала он «собирался последовательно отреагировать на все позиции, мнения, суждения, но потом
показалось, что, несмотря на разность слов, в ответах повторяются одни и те же подводные темы», которые и стали заголовками разделов этого комментария.

Мифология продолжается

Я по-прежнему убежден, что воспитание может быть хоть в каком-то смысле успешным, только если воспитатели и управленцы станут большими реалистами (об этом писал несколько лет назад в книге «Реалистическое воспитание»). Однако, судя по результатам опроса, наше желание строить в воспитании воздушные замки неизбывно.
Мы желаем, чтобы появилась единая идеология, чтобы среда была гармоничной, чтобы родители оказались активны, чтобы воссоздалась единая детская организация, чтобы в воспитании был какой-то конечный (!) продукт и, наконец, чтобы оказалась решенной проблема отцов и детей (!!!).
Увы или к счастью – точнее, ни то ни другое, – всего этого не будет в ближайшие десятилетия, а то и никогда.
Так что если мы хотим воспитывать, давайте думать о другом и тратить силы на другое.

Бег от проблемности

Однако чтобы решить, на что же стоит тратить наши силы, надо обнаружить проблемы. Проблемы – это то, в чем конкретно мы неуспешны и что в наших действиях ведет к такой неуспешности.
Увы, формулировки ответов-запросов, к сожалению, совершенно в другом, «жалобном», ключе.
«Дети не берегут и не ценят то, что есть в школе, все пачкают и ломают». Но что же мы, педагоги, делаем, что дети так реагируют на школьное бытие?
«Потеря интереса к учебе». Однако что в наших действиях помогает потере интереса к учебе?
«Снизился общий уровень культуры и кругозор учащихся». Мы помогаем или сопротивляемся этому снижению?
И так далее – список жалоб не исчерпан.
Наш бег от проблемности проявляется и в том, что, не успев осознать, понять проблему, мы спешим ставить задачи «формирования классного коллектива», «воспитания толерантности», «социализации в обществе» (кстати, что это такое?) и прочая, и прочая.
Почитав список жалоб, задач, изучив старые и новые воспитательные мифы, хочется присоединиться к лозунгу, который недавно пришлось услышать: «Меньше воспитания!»

Меньше воспитания

Вспомним тот удивительный, всем знакомый семейный пример, когда в семье никто сильно не озабочен воспитанием детей, а они вырастают хорошими и разумными.
Не так ли и в работе некоторых учителей, увлеченных больше своей замечательной наукой и видящих поэтому в школьниках не предмет воспитательных действий, а «сообщников» по научному и культурному деянию? Иногда от такого невоспитания и воспитательный результат ведь повыше, чем от упорной изматывающей воспитательной работы.
Я отношусь весьма скептически к воспитательной работе в вузе (может, потому, что в институте меня почему-то миновали воспитательные усилия преподавателей). Но недавно прочитал одно исследование, в котором утверждается, что воспитание студентов в университете не результат какой-то специальной работы, а следствие реализации в вузе в целом его воспитательной функции, то есть функции развития нравственно и проблемно-ориентированного специалиста.
Может быть, и в школе стоит больше говорить не о воспитании, а об осуществлении школой функции развития личности во всех школьных пространствах: во взаимоотношении педагогов и детей, в укладе и атмосфере школьной жизни, в имидже школьных педагогов…
И тогда воспитание окажется не столько специальным воздействием, сколько узнаванием, пониманием и жизнью.

Воспитание – это узнавание и понимание

Об этом говорили Василий Александрович Сухомлинский, Аркадий и Борис Стругацкие.
Помните, была такая журналистская игра: «Если бы директором был я…». Предлагаю для педагогов и управленцев от воспитания две игры на определение эффективности деятельности воспитателя.
Первая: подсчитать, сколько времени учитель разговаривает со своими учениками просто так, без специальной цели. Чем больше, тем лучше: ведь педагог–больший мастер нецеленаправленных разговоров имеет возможность больше узнать и понять другого человека.
Вторая игра: «Открой невидимку». Задание: выбрать среди своих воспитанников самого никакого, неясного, непонятного и попытаться понять только через наблюдение , что он такое и что им движет. Более успешные в таком задании – лучшие воспитатели.
Однако есть такие проблемы, от которых не отмахнешься.

Действительные проблемы

Они совсем не там, где их ищут, не в школе, а в социуме, в мире социализации детей. Социализации не в том смысле, как последнее время мелькает в школах, где она порою трактуется как подготовка к профессии и поведению будущих избирателей на выборах, а в широком социальном поле, о котором блестящая книжка А.В.Мудрика «Социализация человека».
Педагог, не прочитавший этой книги, вряд ли сумеет адекватно ориентироваться в социальном пространстве, в котором живут современные молодые люди. А не сориентировавшись, не сумеет увидеть действительные проблемы и поставить реалистичные задачи.
Оказывается, дело не в том, как влияют масс-культура, СМИ, боевики, «интернеты», социальное расслоение и прочие «страшилки» нового времени, а умеем ли мы формировать отношение ребят к этим реалиям – не негативное отношение, основанное на эмоциях, а интеллектуальное, аналитическое, позволяющее обнаруживать влияния на себя и учиться противостоять социальным манипуляциям.
Поднимите руку, только честно, кто в этом учебном году провел хотя бы одно воспитательное действие или один урок, на котором вы вместе с ребятами учились анализировать социальные влияния и вырабатывали отношение к ним.
Вот то-то и оно.
Но, может, для этого нужна новая теория воспитания?

Новая теория воспитания

Может, и так.
По крайней мере что-то такое проклевывается.
И.Д.Демакова говорит о пространстве детства , которое важно знать, понимать и чувствовать.
Д.В.Григорьев пропагандирует идею событий как истинного предмета работы воспитания (ценностно-наполненных ситуаций, создающих переживания и интеллектуальные порывы).
М.В.Шакурова утверждает, что соединение социального, культурного и воспитывающего происходит в сознании школьника как акт социокультурной идентичности , то есть в ответе школьника на вопросы «Кто Я? С кем Я? Где мой человеческий образец?» (и именно помощь в решении таких вопросов, по М.В.Шакуровой, – настоящая работа педагога).
И.Ю.Шустова показывает, что традиционные понятия коллектива и группы недостаточны для описания современной «среды совместного обитания» школьников. Она предлагает использовать существующее в психологии словосочетание событийная общность , в котором соединяется тема коллективности и тема событий.
Психолог М.Р.Битянова и педагог Б.В.Куприянов придают особое значение ролевым играм как методу, позволяющему погрузить подростков и старшеклассников в ценностные конфликты и подтолкнуть их к игровому, а потом и жизненному выбору личных, ценностно-окрашенных взглядов, позиций.
Самое замечательное, все эти исследователи не только авторы и пропагандисты новых идей, которые, может быть, когда-нибудь сложатся в новую теорию воспитания, но и практики, превращающие свои идеи в события совместного проживания с молодыми людьми напряженных «продвигающих» ситуаций.

Экспертное мнение

Борис КУПРИЯНОВ, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет

Трудности, которые могут стать ресурсом развития

Это экспертное мнение основано на так называемом ресурсном подходе, достаточно продуктивном для анализа деятельности классного руководителя. Cторонники этого подхода считают: практически все, что окружает классного руководителя, вполне может рассматриваться как ресурс для решения актуальных задач воспитания каждого школьника
и всего классного коллектива.

У сильного всегда бессильный виноват. А у бессильного?

Человек, считающий, что его жизнь – это исключительно его рук дело, называется интерналом. А экстернал уверен, что линия его судьбы прочерчена жизненными обстоятельствами, по большей части мало от него зависящими (из словаря).
При осмыслении результатов опроса учителей, выполняющих обязанности классных руководителей, легко повестись на провокацию экстернальностью – обвинить обстоятельства в трудностях собственной воспитательной работы.
И прежде всего, судя по анкетам, это касается отношения классного руководителя к взаимодействию воспитанников с социальной реальностью.
Классные руководители констатируют: «Нет ощущения гражданства, привычка отделять себя от государства...», «Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу...», «Нет защиты от агрессивных СМИ».
Но и в этой ситуации педагог может не только плыть по течению, но и проявить интернальный подход: взаимодействие с социальными реалиями – такой же ресурс, как, например, взаимоотношения с родителями. Справедливости ради заметим, что проблема не только в субъективном образе бессовестных СМИ в учительском сознании, но и в целом ряде объективных трудностей. И все же думается, что, как и в случае, например, с субкультурами, со СМИ надо работать, разрабатывать методику работы, а не просто «учитывать» их существование.
Рассмотрим линию взаимодействия классного руководителя с родителями . Если следовать экстернальной логике, родители предстают «недостаточно активными», «не хотят участвовать в решении проблем», «не хотят идти в школу», «перестают заниматься ребенком».
И совсем вопиющие факты родительского поведения: бросают или бьют детей, посылают их работать или побираться. Слова здесь излишни. Можно только надеяться, что таких родителей не очень много.
Есть ответы и в интернальной логике (берем ответственность на себя): «школа не всегда привлекает родителей», «живое общение часто заменено отправкой электронных сообщений». В ответственной логике классные руководители констатируют недостаточную «эффективность поиска диалога с родителями», необходимость «установления единых требований к ребенку со стороны учителей и родителей».
Особое место в деятельности классного руководителя занимает взаимодействие классный руководитель – ученики . Здесь не так просто интерпретировать ситуацию. С одной стороны, следует признать неблагоприятные изменения в поколении современных школьников. Мало кто будет спорить с тем, что «снизился общий уровень культуры и кругозор». Тревожнее звучит такое замечание: «У младших подростков наблюдается повышенная контактная агрессивность: могут схватить одноклассника за волосы, начать бить».
Однако встречаются и интернальные высказывания: «...пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи».
Оценка отношений классного руководителя со школьной реальностью также грешит экстернальностью. Например, возмущает плохая работа столовой. Отрицательно классные руководители воспринимают недостатки в сфере организации школьного самоуправления, отсутствие общественных детско-подростковых организаций. Педагоги критичны к ориентирам образовательной политики: «Старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы им – профилизацию и ЕГЭ».
В то же время возникает вопрос: а может, удовлетворение потребностей в дружбе и общении подросткам можно обеспечить на уровне класса, не пеняя на государство, школу?

Пеняем на отражение, на зеркало и на…

Весьма показательно, что классные руководители отдают себе отчет в собственных проблемах : «отсутствие желания учительства мыслить новыми, экономическими категориями, развивая при этом у себя и у детей психологию бедности», «низкая мотивация к самоизменению», неумение слышать подростков.
На технологическом уровне тоже немало трудностей: «использование современных технологий, причем различных…». Учителя признают, что мероприятия проводятся по старинке, в то же время «влияние массовой культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры». Школьные воспитатели отмечают, что сложность вызывают задачи повседневного регулирования поведения школьников: «Как справиться с драками, матом, пивом, курением?» Весьма тревожно звучит такая фраза, касающаяся самоотношения школьного воспитателя: «В перспективе нет работы, нет веры в будущее».
Очень показателен тезис о трудностях, вызванных «воспитательными методиками и технологиями в условиях гуманизации школьного образования». Это очевидное проявление мифологизации педагогической деятельности. Слово «гуманизация» звучит повсюду. Руководители требуют хотя бы о ней говорить, а еще лучше – демонстрировать. Но в ситуации симулякра это практически невозможно. Можно научиться называть тенденции трендами, но показать то, чего не существует, учителю, оставшемуся один на один с проблемой проектирования и строительства потемкинских деревень, чрезвычайно сложно.
Еще один миф современной школьной реальности связан с психологической панацеей: «Вопрос очень серьезный, только психолог способен его разрешить… Все останавливаемся, садимся и начинаем ждать психолога в голубом вертолете…» Не буду спорить, существуют случаи, когда требуется помощь профессионального психолога, однако было время, когда про психологов никто и не слыхивал, а по-житейски психологические проблемы решали. Когда думали и брали на себя ответственность, чаще разрешали сложные коллизии.
Еще одна актуальная тема, которую хотелось бы поддержать, – взаимодействие классного руководителя с руководством в сфере нормирования деятельности . Криком о помощи звучат реплики: «Заполнение кучи ненужных бумажек как классным руководителем, так и учителем. Дайте работать!!!», «Забумаженность работы…», «Бумажные и электронные отчеты отнимают массу времени, которое можно было бы отдать непосредственно работе с детьми». Имеются конструктивные предложения: «Требования к работе каждого классного руководителя не могут быть одинаковыми, так как неодинаковы дети в разных классах». Педагоги сетуют также на «отсутствие в школе взаимодействия методического объединения классных руководителей, психолога, социального педагога, завуча». Администраторы также отмечают: «Несогласованность действий служб и структур, которые должны заниматься воспитанием ребенка...» Думаю, что из уст рядовых воспитателей с некоторыми оговорками сетования на недостаточную координацию можно принять. Хотя убежден, что именно в координации и состоит задача классного руководителя, а его деятельность представляет собой управление ресурсами школы и окружающей среды для реализации задач воспитания учеников. Что же касается недовольства администраторов несогласованностью, то кто еще может решать задачу по координации?
Весьма тревожной можно назвать другую тенденцию – «Откат аппарата чиновников к временам диктата и жесткой регламентации...».
Учителя серьезно переживают ситуацию взаимоотношений со школьной администрацией: «Слишком много полномочий стало у администрации, и все бесправнее становится учитель. Какую личность может воспитать учитель, который себя не может защитить!»

Без образов будущего?

Весьма любопытно позвучали мнения директоров школ, демонстрирующие сложности целеполагания школьного воспитания : «Так называемый светский гуманизм продемонстрировал полную несостоятельность во всех странах мира, где он доминирует», «Отсутствие идеологической базы (что мы воспитываем?)», «У семьи не сформирован запрос к школе на воспитание», «Образование, основанное на академических предметах, не имеет выхода в воспитательный аспект», «Вводим профильное обучение и сокращаем часы на основные предметы, которые формируют личность человека (литература, музыка...)», «Неопределенность конечного продукта воспитания».
Еще одна тема, тревожащая администраторов, – это кадровое обеспечение воспитания и обучения. Тревожность ощущаешь особенно в размышлениях о том, что в школе может работать человек и без педагогического образования. Может, я и не прав, но сомневаюсь!
Весьма красноречиво и мнение Б.И.Хасана об отсутствии «образов желательного будущего, на которые можно ориентировать в воспитании. Нет посредников – взрослых, через которых осуществляются связи со старшим поколением, с позитивным социумом».
Вообще ситуация отражается поразительная: воспитание никто толком не заказывает; в идейном плане совершенно непонятно, на что ориентироваться; содержание образования в данном аспекте также не инструмент; профессионалов-воспитателей нет... Может быть, действительно ну его, это воспитание: не можем воспитывать, чего переживать… И только подобное утрирование позволяет увидеть, что на самом деле не так уж все плохо.

Перечислите актуальные проблемы воспитания и пути их решения в соответствии с содержанием нормативных документов, представленных в списке литературы.

Актуальные проблемы воспитания, стоящие сегодня перед педагогами:

формирование у школьников гражданской ответственности, патриотизма;

формирование правового самосознания;

формирование духовности и культуры, толерантности;

формирование инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

в решении задач воспитания обнаруживаются и социальные проблемы, которые нельзя оставлять без внимания:

– потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономического развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи;

– становление гражданского общества и несформированность гражданской позиции взрослых относительно среды взросления подрастающего поколения;

– необходимость интеграции субъектов образования, консолидации действий представителей экономической, политической и культурной сфер региона и отсутствие необходимых условий для их взаимодействия в решении практических проблем;

– потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания.

Стержнем современных воспитательных концепций является ориентация на совместную деятельность, на сотруднический, гуманистический характер отношений воспитателей и воспитуемых. В большинстве концепций воспитание рассматривается как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия.

Вопросы государственной образовательной политики в области воспитания нашли отражение в нормативных правовых документах федерального уровня: Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992), где определены базовые принципы, охватывающие круг социально важных идеалов воспитания (ст. 2), Программа развития воспитания в системе образования России определи лила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе, Концепции модернизации российского образования на период до 2025 г., определившей воспитание как первостепенный приоритет в образовании, Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000), Федеральных целевых программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации » и «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и др.



Однако органами государственной власти, уделяется недостаточно внимания вопросам воспитания, что приводит к таким асоциальным явлениям, как безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних, детская и подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, проявления нацизма и т. п. До сих пор на федеральном уровне не принята комплексная программа воспитания, которая охватывала бы все важнейшие направления воспитательной и профилактической деятельности.

Вместе с тем государственно-отраслевой подход к данной проблеме дает основание рассматривать воспитание как целенаправленную деятельность, осуществляемую в системе образования, которая ориентирована на создание условий для разностороннего развития личности обучающихся на основе общечеловеческих, отечественных и национальных культурных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.



Проблемы воспитания связаны со следующими аспектами:

1. Сегодня доминирует идея «реализма целей воспитания», понимаемых не как всестороннее, а как разностороннее развитие личности.

2.Для многих имеющихся определений воспитания характерны основные общие признаки: целенаправленность воздействий на воспитанника; социальная направленность этих воздействий; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений и освоение социальных ролей. При определении целей воспитания в последнее время акцент переносится на создание определенных условий для развития и саморазвития личности воспитуемого с помощью соответствующих психолого-педагогических средств. В связи с этим воспитание следует рассматривать как:

Органическую часть целого - образования личности, осуществляемого под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности;

Процесс взаимодействия взрослых и детей; управление процессом формирования и развития личности и создание условий для самореализации.

3. Среди ключевых идей, лежащих в основе современных подходов к воспитанию, можно выделить следующие:

Идея саморазвития и самоопределения личности, которая является основополагающей для демократического, гуманистического воспитания;

Идея базовой культуры личности как основание для разработки содержания воспитания;

Идея коллективной творческой деятельности как совокупность задач, методов, технологий, обеспечивающих создание гуманистического саморазвивающегося сообщества детей и взрослых;

Идея диалога культур, призванная обеспечить эффективное взаимодействие ребенка с иными моделями мира («принятие и понимание Другого, не такого, как Я»). Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

4. В практическом отношении есть необходимость создания общей стратегии воспитания на основе использования многообразия современных концепций, разработки комплексных программ по воспитанию и обучению, охватывающих период от дошкольного детства до студенческих лет, разработки специальных программ по подготовке педагогов к этой работе и обеспечения их всеми необходимыми методическими материалами

Современные направления воспитания определяются нормативными документами Министерства образования РФ.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» воспитание должно быть направлено на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Согласно программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе.

Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в ФГОС, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.

Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия. Сегодня воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.

Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе.

В связи с этим цель программы укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве РФ на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

Поэтому необходима:

1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

2. Разработка нормативной базы на уровне субъектов РФ, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях с учетом региональной специфики конфессионального и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.

4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением органов государственной власти.

6. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в субъектах Российской Федерации

Также можно отметить, что в настоящее время благодаря государственной политике в сфере образования наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально-экономического развития страны. Разрабатываются законодательная база развития образования в стране и регионах, федеральные и региональные программы и проекты по воспитанию детей и молодежи.

За последние годы в образовательных учреждениях особенно усилилось внимание к разработке и реализации системы гражданского, патриотического и физического воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению проявлений асоциального поведения обучающихся и молодежи, к защите прав детей. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность.

В деятельности общеобразовательных учреждений наблюдаются следующие позитивные тенденции:

– реализуются инновационные проекты культурно-исторической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях традиционных религий;

– наблюдается повышение социального статуса педагога-воспитателя, классного руководителя, педагога дополнительного образования;

– осознается необходимость сохранения преемственности ценностей и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.

Ожидаемые результаты реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях

– создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;

– выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления;

– закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;

Создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

В результате выполнения Программы будет обеспечено:

Создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательных учреждениях;

Внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий воспитания и социализации детей и молодежи;

Внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности образовательных учреждений и процесса социализации обучающихся;

Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.

В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в общеобразовательных учреждениях. Будут обеспечены: поддержка региональных комплексных программ воспитания и социализации, направленных на достижение стратегических целей формирования личности гражданина России и стимулирование взаимодействия системы образования и культуры в целом, высшего, среднего и начального профессионального образования, базового общего и дополнительного образования в рамках совместных проектов и программ развития с активным привлечением родителей учащихся и представителей общественности; подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации детей и молодежи; формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации программ воспитания и социализации, а также образовательной продукции разного вида, необходимой для методического обеспечения воспитательной работы; повышение показателей активности всех целевых групп, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия их друг с другом, привлечение к сотрудничеству специалистов из учреждений культуры, спорта и др.; внедрение и поддержка механизмов и моделей социального партнерства, обеспечивающих эффективность системы воспитания и социализации подрастающего поколения; воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических традиций и основ государственности современной России; интеграция усилий заинтересованных социальных институтов (семьи, общественных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта, бизнеса, религиозных организаций) во взглядах и позициях на воспитание, как неотъемлемое условие общественного, культурного развития посредством воспитательного пространства; обеспечение качества воспитательного процесса на основе развития воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, расширения возможностей для удовлетворения культурно-образовательных потребностей детей и молодёжи на основе укрепления и развития ресурсов дополнительного образования детей, а также посредством развития спектра дополнительных образовательных услуг, в том числе и дистанционных; развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и актуальные для региона и страны проекты; обеспечение роста социальной зрелости учащихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование во благо современного российского общества и государства.

ФГОС направлен на обеспечение: воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей воспитания и путей их достижения; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Таким образом, существующие проблемы воспитания представлены в содержании нормативных документов. Во ФГОС начального общего образования отражены требования к реализации ООП рамках которой рассматривается и воспитание. В Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2020 гг представлено современное состояние воспитания в котором отражены существующие проблемы и пути решения проблем в пунктах Ожидаемые результаты реализации Программы и Показатели и индикаторы реализации Программы.

УДК 37.013.77

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: ПРОТИВОРЕЧИЯ НА ПУТИ ИХ

РАЗРЕШЕНИЯ

Е.Г. Трунова

В статье рассматриваются проблемы современного воспитания и пути их разрешения

Ключевые слова: воспитание, пути, решения

Воспитание, наряду с общением и деятельностью, является универсальной человеческой категорией, обозначающей феномен, сопровождающий человеческое общество с момента его становления до наших дней. Воспитание призвано интегрировать людей в человеческом сообществе, каждый раз воссоздавая во вновь переосмысленном субъективированном виде социокультурный опыт предшествующих поколений.

Универсальный и облигаторный характер воспитания как общественного явления не подвергается сомнению и подчеркивается во многих отраслях научного знания, исследующих взаимоотношения личности и окружающего мира: философии, правоведении, психологии, политологии, экологии и многих других. Воспитание было и остается необходимым условием существования и развития как социума в форме целостной социокультурной общности, так и отдельной личности в нем как носителя индивидуального и общественного начал. «Человечество принуждено само, собственными усилиями вырабатывать те свойства, что составляют человеческую природу... Человек может стать человеком только благодаря воспитанию. Он -не более того, что делает из него воспитание».

Приоритетная роль в воспитании сегодня принадлежит образованию, как основному на настоящий момент социальному институту, способному оказать масштабное и целенаправленное воспитательное влияние на подрастающее поколение. Другие «рычаги» широкомасштабного консолидирующего по своему характеру воспитательного воздействия на молодое поколение на сегодняшний момент во многом утеряны. Свидетельство тому кризис института семьи, отказ от единой государственной политической идеологии,

Трунова Елена Геннадиевна - ЛГПУ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]

снижение влияния церкви на общественное сознание, дезинтегрирующая роль средств массовой информации, весьма активно навязывающих российскому обществу заимствованные вместе с капиталистической экономической моделью чуждые русской культурной традиции «западные»

прагматические ценности.

Между тем, в отечественной

педагогической науке, которая когда-то понималась именно как «наука о воспитании» в последние годы «само понятие «воспитание» стало исчезать из нормативных документов по образованию и педагогического лексикона. В полном противоречии с российской традицией оно стало замещаться на понятие «образование». Как отмечает

большинство исследователей, постсоветская педагогика до сих под не выработала единого, разделяемого большинством членов педагогического сообщества определения воспитания, отражающего современные подходы к пониманию его сущности. Цели и содержание воспитания по-прежнему

методологически не определены, что существенным образом препятствует

практической реализации процесса воспитания на уровне конкретных учебных заведений. И как следствие «размытости» воспитательных целей мы наблюдаем отсутствие

преемственности в воспитательном процессе при переходе с одного на другой уровень образовательной системы. Преемственности, которая должна присутствовать априори, если мы декларируем и пытаемся воплотить на практике концепцию «непрерывного образования», которая подразумевает

образование (а это, согласно Закону об Образовании РФ, есть не что иное как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства»), идущее смыслообразующим вектором через всю жизнь человека. Здесь следует оговорить, что в данном случае мы ведем речь о преемственности в воспитании как о системном качестве, а не о том, которое

проистекает от здравого смысла педагога, руководствующего принципом

возрастосообразности в своей

профессиональной деятельности.

Весьма проблематичной представляется и диагностика результатов воспитания. В отличие от обучения, которое имеет дело с информацией, представленной в знаковой форме, или практическими умениями и навыками - вполне конкретными осязаемыми вещами, легко поддающимися

структурированию и контролю, воспитание затрагивает морально-нравственные

смыслообразующие поведенческие аспекты социального бытия человека, лежащие в «тонкой» сфере отношений, а потому столь трудно диагностируемые и контролируемые. Если для контроля за результатами обучения предлагается пусть с дидактической точки зрения и несовершенный «тестовый инструмент» ЕГЭ, то проблему разработки диагностического и оценочного

инструментария применительно к результатам воспитания лишь предстоит разрешить в будущем.

В целом, можно констатировать, что воспитание утратило свой былой статус в современном прагматически ориентированном образовательном процессе, превратившись в факультативный комплементарный по

отношению к обучению элемент. Между тем, красноречивые последствия сложившейся в образовании ситуации мы уже наблюдаем и будем наблюдать еще долго, сталкиваясь с так называемыми «образованными негодяями» -людьми, получившими образование, редуцированное до своей дидактической составляющей.

Обозначенные выше тенденции лишь некоторые из многих, свидетельствующих о том, что теория воспитания и воспитательная практика находятся в кризисном состоянии. Более системное обобщенное описание кризиса в воспитании представлено в работах отечественных педагогов-исследователей, в частности, В.В. Серикова, который выделил и описал его основные аспекты, среди которых он называет:

Кризис целей, так как в целом утрачено представление об идеальной модели человека, которого общество хотело бы воспитать;

Кризис мировоззренческий, поскольку в

условиях изменения общественно-

экономической формации вновь обострились вопросы об отношениях человека и общества,

индивидуальной и социальной его жизнедеятельности, смысла жизни;

Кризис теории, которая в силу своей

имманентной консервативности и

объективного отставания от общественных процессов, пока не может объяснить и упорядочить многообразие педагогических фактов и воспитательных концепций, выделить собственно воспитательную деятельность из массы других систем и процессов, показать ее природу и специфические отличия от других видов педагогической деятельности. Иными словами, воспитание остается по-прежнему методологически необоснованным;

Кризис компетентности воспитателей, которые профессионально не подготовлены к воспитательной деятельности в новых условиях, не имеют соответствующего материально-правового статуса и надежной системы оценки совей деятельности и механизма аттестации.

Отметим, что, описывая аспекты кризиса воспитания, автор обращается не только к внутрипедагогической реальность, но и к более широкой социальной реальности, что представляется вполне логичным. Ведь воспитание это не узкопедагогическое явление, а феномен более широкого социальнопедагогического порядка, неразрывно связанный с окружающей социальной действительностью и чутко реагирующий на изменения, происходящие в ней.

Сегодня в период модернизации отечественного образования, его перехода на компетентностную основу представляется возможной актуальной и своевременной разработка проблем воспитания с целью преломления кризисных тенденций, явственно проявляющихся в данной сфере. Поскольку, продекларировав на государственном уровне компетенции в качестве результативно-целевой основы образования, государство тем самым еще раз провозгласило идею целостного образовательного процесса, в котором обучение и воспитание являются его неотъемлемыми равноправными сторонами. Ведь компетенции содержат в своем составе требования не только к овладению предметной стороной деятельности, соотносимой с процессом обучения, но и требования к личности обучающегося, то, что традиционно относят к сфере воспитания.

Так, наряду с инструментальными, коммуникативными, информационными и др. компетенциями в структуру общекультурных компетенций бакалавра входит блок морально-

нравственных и этических компетенций, напрямую соотносящихся с процессом воспитания. Ряд других подобных компетенций «растворен» в содержании других блоков.

Чтобы достигнуть единства обучения и воспитание в образовательном процессе, проектируемом на компетентностной основе, нужно выделить и осмыслить противоречия, существующие на данном пути. На наш взгляд, к основным из них можно отнести следующие:

Противоречие между насущной

потребностью современного общества в

воспитанных людях, разделяющих

гуманистические ценности, и прагматикоориентированной системой современного образования, сконцентрированной

преимущественно на достижении

дидактических целей;

Между необходимостью решения

воспитательных задач в образовательном процессе и отсутствием признаваемых

обществом универсальных ценностей,

составляющих содержательную основу воспитания;

Между необходимостью ориентации в

образовательном процессе на инвариантное содержание воспитания и отсутствием

объективных научно обоснованных критериев

отбора его содержания и критериев уровня его освоения обучающимися;

Между целенаправленным

воспитательным влиянием

институционализированных образовательных учреждений (от дошкольных учреждений до учреждений дополнительного образования) и стихийным, неуправляемым воздействием

СМИ, социальной среды и т.п.;

Между необходимостью выбора

инвариантного для всех обучающихся содержания воспитания и поликультурным многообразием социальных ценностей и установок, присущих России как многонациональному и

многоконфессиональному государству;

Между сосуществующими в органичном единстве процессами воспитания и обучения как двумя неразрывно

взаимосвязанными сторонами единого

образовательного процесса и исторически обусловленной тенденцией в образовательной теории и практики обособления обучения от воспитания;

Между необходимостью создания для

реализации содержания воспитания

социальных ситуаций развития (Л.С.

Выготский), предполагающих совместную деятельность и диалогическое общение субъектов образовательного процесса и ориентацией традиционного образовательного процесса на монологическое изложение содержания, индивидуальные и групповые формы организации образовательного процесса.

компетентностном подходе и в созданных на его основе образовательных стандартах

требованиях к интеграции обучения и воспитания в образовательном процессе и отсутствием научно-обоснованной

концептуальной основы для их интеграции, представленной в виде целостной психологопедагогической теории (А.А.Вербицкий. ).

Таким образом, практическое разрешение проблемы воспитания как органичной составляющей целостного образовательного процесса сталкивается с целым рядом объективных противоречий. Наше теоретико-методологическое

исследование направлено на детальное

осмысление этих противоречий и поиск путей их преодоления.

Литература

1. Вербицкий А.А. Современные проблемы воспитания // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы.- Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011. - С. 3-6.

2. Кант И. О педагогике // Трактаты и письма. М., 1980.

3. Круглый стол «Вуз как образовательное

пространство» // Педагогика. - 2002.- №7. - С.52-57.

4. Сериков В.В. К созданию современной теории

воспитания: методологический аспект // Теоретико-

методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. - Волгоград, Перемена, 2004.

Липецкий государственный педагогический университет

PROBLEMS OF THE PROCESS OF UPBRINGING: CONTRADICTIONS AND WAYS

The paper touches upon the problems of the process of upbringing: contradictions and ways of overcoming

Key words: up-bringing, the crisis of upbringing theory and practice, contradictions, competence-oriented approach

Под

А.С. Макаренко, А.С. Макаренко

– техника дисциплины;

– техника самоуправления;

– техника наказания.

Субъекты и объекты педагогического проектирования.

Начнём с субъектов . Именно они являются активными участниками проектной деятельности. Прежде всего, здесь стоит оговорить, что в педагогическом проектировании субъектами становятся как взрослые, так и дети.

В зависимости от вида и цели проектной деятельности субъектами могут выступать:

Учебные и творческие группы

Коллектив общеобразовательного учреждения

Профессиональное или сетевое сообщество

Менеджеры образования

Педагогический коллектив учреждения.

Объектами педагогического проектирования являются:

Личностный потенциал преподавателя;

Система педагогического образования;

Педагогическая ситуация;

Целостный педагогический процесс (единство целей, содержания, форм, методов, средств и приёмов).

Педагогических проектов на стадии конструирования.Содержание

Система педагогического образования в нашей стране представлена сегодня в виде проекта многоуровневого образования.

За основу её проектирования взяты стандарты высшего (или среднего) специального образования. Стандарты отражают три основных блока профессиональной подготовки преподавателя:

- общекультурный (философия, логика.политология, социология, культурология, язык и т.д.);

- психолого – педагогический ;

- предметно – методический (введение в специальность и т.д.).

3. Проектирование педагогических систем, процессов и ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Она реализуется как ряд последовательно следующих друг за другом этапов. По сути, проектирование в этом случае воплощает общую идею в детально описанные конкретные действия.

Как осуществляется проектирование педагогического процесса ?

Проектирование педагогического процесса традиционного, классического урока может выглядеть следующим образом:

Чётко сформулированная тема урока;

Конкретное определение цели урока;

Выделение образовательных задач в соответствии с темой и целью урока;

Определение оборудования, необходимого для эффективности урока (наглядность, звуковой ряд сопровождения урока и т. д.);

Определение основного хода урока;

Выводы по теме;

Творческое задание на дом;

Подведение итогов урока – выяснение у детей, что им понравилось, что заинтересовало, кто активно работал и т. д. Благодарность детям за хороший урок.

Давайте рассмотрим также пример проектированиявнеурочного воспитательного мероприятия. Его проект будет примерно выглядеть следующим образом:

Тема мероприятия

Определение места проведения, его оформление

Сценарий вечера

Заключительный этап вечера (то, что останется на память).

Как осуществляется проектирование педагогической системы ?

Проектирование педагогической системы может осуществляться в нескольких вариантах:

Воспитательный проект работы школы

Проект концепции развития школы

Рассмотрим кратко каждый из этих вариантов.

Воспитательный проект работы школы. Для его разработки необходимо проделать примерно следующую работу:

1. Провести диагностирование школьников и их родителей с целью выяснения того, какой бы они хотели видеть свою школу.

2. Нужно корректно выяснить, дети каких национальностей и конфессий учатся в школе, для того, чтобы определить особенности общения, воспитания, религии и национальности (некорректно отмечать только праздник христианского рождества, если в школе учатся и дети – католики).

3. Разработать проект массовых деятельностных форм, которые бы заинтересовали детей и родителей.

4. Составить совместную программу дел школы.

5. Установить открытые связи школы с другими учреждениями микрорайона, города или области.

Понятие содержания образования и принципы его формирования

Под содержание образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Общие принципы формирования содержания образования

1. Гуманистичности , обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Научности , проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности , заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.

4. Историзма , означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности , предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.

6. Связи с жизнью как способа проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой.

7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения.

8. Доступности , определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями промышленного производства.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования . В содержании образования прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. Общими основами определения содержания образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.

Теории организации содержания образования

Сторонники материального образования разделяют точку зрения Я.А. Коменского, согласно которой основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник, прошедший хорошую школу, должен стать энциклопедически образованным .

Приверженцами материального образования были многие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Наряду с несомненными преимуществами материальное образование имеет и недостатки. Это слабая связь между курсами, переполненными учебным материалом, не всегда нужным для развития учащихся. В этих условиях учитель вынужден торопливо, нередко поверхностно преподавать предмет, программы обучения могут составляться только по линейной схеме.

В противоположность представителям энциклопедизма сторонники дидактического формализма (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставили целью не столько овладение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, их способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считали изучение греческого и латинского языков, математики, при этом недооценивая значение гуманитарных наук для формирования всесторонне развитой личности.

К.Д. Ушинский критиковал теории формального и материального образования, утверждая, что нужно не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями и приучать пользоваться ими в практической деятельности.

Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика. Он должен заниматься теми видами деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера: учить детей готовить еду, шить, приобщать к рукоделию и т. д. Вокруг этих утилитарных знаний и умений концентрируется информация более общего характера. Дидактический утилитаризм оказал сильное влияние как на содержание, так и на методы работы в американской школе.

Проблемно-комплексная теория , предложенная польским ученым Б. Суходольским, предполагает изучать отдельные школьные предметы не порознь, а комплексно, делая предметом познавательной деятельности учащихся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из различных областей. Эта теория во многом перекликается с известным в истории педагогики «методом проектов».

Содержание обучения, по мнению польского профессора педагогики К. Сосницкого, должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты. Отсюда название теории – структурализм . Только так можно избежать перегруженности содержания и сократить объем учебного материала без ущерба для качества обучения. В старших классах следует отказаться от принципов систематичности, последовательности и историзма, организуя структуры по логическому принципу. Этот принцип применим лишь при изучении точных предметов.

Словесные методы обучения

Данные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды : рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

1. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. С педагогической точки зрения рассказ должен:

– обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

– включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

– иметь четкую логику изложения;

– быть эмоциональным;

– быть доступным;

– отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

2. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение – это монологическая форма изложения.

Использование данного метода требует:

– точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

– последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

– использования сравнения, сопоставления, аналогии;

– привлечения ярких примеров;

– безукоризненной логики изложения.

3. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование .

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов, которые должны быть краткими, четкими, содержательными.

4. Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

5. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала (обзорная лекция).

6. Работа с учебником, книгой – важнейший метод обучения.

Приемы самостоятельной работы с печатным источником: конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не может быть произвольным .

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов обучения зависит :

– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

– цели, задач и содержания материала конкретного урока;

– времени, отведенного на изучение того или иного материала;

возрастных особенностей учащихся;

– уровня их реальных познавательных возможностей;

– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

– особенностей классного коллектива;

внешних условий (географических, производственного окружения);

– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.

Актуальные проблемы современного воспитания.

Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем.

В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.

Российская Федерация – страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины – и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.

Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ученика в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь школы. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис, охвативший нашу страну, негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество социальных проблем (рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.

Ярким проявлением неблагополучия семьи является рост насилия над детьми, которое имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. По данным статистики, от произвола родителей ежегодно страдают около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а две тысячи кончают жизнь самоубийством. В силу этого поиск путей повышения эффективности семейного воспитания назван в числе приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Дети России» (2003–2006 гг.), что ставит решение данной проблемы в число первостепенных в педагогической теории и практике.

Таковы, с нашей точки зрения, наиболее актуальные проблемы современного воспитания, от успешного решения которых зависит судьба подрастающего поколения и нации в целом.

3. Понятие "педагогическое проектирование", история его развития.

Под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка основных частей, деталей, которые необходимы для дальнейшей деятельности учащихся и преподавателей.

Педагогическое проектирование используется каждым педагогом и является его основной и значимой функцией. Это можно объяснить тем, что она является организаторской, гностической (поиск содержания, методов, средств взаимодействия с учениками) и, конечно, коммуникативной.

Под педагогической технологией понимают последовательное движение, которое является непрерывным и все компоненты, этапы, состояния, процессы, явления, участники этого движения взаимосвязаны между собой.

Рассмотрим историю развития педагогического проектирования и технологии. Конструкторские дисциплины, такие как системотехника, метод исследования операций, теория решений, сетевое планирование, эргономика, техническая эстетика, стали началом развития педагогической технологии и проектирования. Все эти дисциплины были построены на основе теорий конструирования, которые тем или иным способом связывают технику и человека.

В отечественной педагогике основоположником теории и практики педагогического проектирования можно по праву считать А.С. Макаренко, который рассматривал воспитательный процесс как своеобразно организованное «педагогическое производство». А.С. Макаренко был против неорганизованного процесса воспитания, следствием этого стало его предложение разработать единую систему воспитания, в конечном итоге он и стал разработчиком педагогической техники. Так как А.С. Макаренко участвовал в разработке системы воспитания, то его предложение было объединить и совершенствовать такие понятия, как:

– техника дисциплины;

– техника разговора педагога и воспитанника;

– техника самоуправления;

– техника наказания.

Для проектирования в человеке, воспитаннике всего лучшего, формирования сильной и

Статья по психологии "Проблемы современного воспитания детей"

социальный педагог МДБОУ "ДСОВ № 50" ст. Новомышастовской
Описание: проблемная статья о вопросах современной ситуации в обществе,связанной с проблемами детства.
Статья рекомендована воспитателям ДОУ, родителям.
Цель: информационное просвещение родителей и педагогов в вопросах проблем современного воспитания.
Задача: ознакомить родителей и педагогов с проблемной стороной современных подходов в педагогике.

В современном обществе большое внимание уделяется воспитанию и развитию детей. Гуманистический подход преобладает над остальными подходами в воспитании. На данный момент существует большое количество психологических и педагогических направлений и школ, занимающихся вопросом всестороннего развития ребенка, индивидуального подхода к его воспитанию и социализации. В сравнении с прошлым веком отношение к ребенку в семье, в школе, в социуме изменилось. Ушло в прошлое угнетение детской воли, эксплуатация детского труда. Ученные призывают видеть в ребенке личность, говорить с ним на равных, стыдят родителей за наказания и порицания ребенка,рекомендуют уделять ребенку больше времени, усиленно заниматься развитием качеств и умений ребенка как можно раньше. Если десять лет назад главным вопросом на форумах молодых мам было: «как справиться с коликами младенца?», то сейчас самый главный вопрос: «как развивать новорожденного, какие игрушки для развития ему купить? Чем его занять?» Рыночная индустрия в данный момент готова удовлетворять самые изощренные запросы родителей в вопросах покупки игрушек для детей. Полки магазинов пестрят от количества развивающих игр и гаджетов, пособий по раннему развитию и обучению ребенка. Во многих рекомендациях ведущих специалистов по педагогике и психологии можно встретить статьи о том, чем скрасить досуг ребенка, чем его занять на отдыхе, как разнообразить будни ребенка и чем его удивить. Родители нашего времени стали больше прилагать усилий в воспитании и развитии ребенка. Но у этих вроде бы на первый взгляд позитивных изменений в вопросах детства есть и темная сторона. Все чаще современные дети подвержены скуке. Детская скука-это беда нашего времени. И позже из этих скучающих детей вырастают взрослые люди, не умеющие радоваться жизни, ожидающие толчка из вне, какого-то внешнего фактора, который даст им повод посмеятся, порадоваться, удивиться чему-то, восхищаться. Почему так происходит? К этому приводит ряд факторов, которые можно наблюдать в нашем обществе. С одной стороны обилие развивающих игр и игрушек тормозят развитие детской фантазии. Уже не нужно выдумывать и воображать ничего,все это есть в магазинах: говорящие куклы, летающие самолеты, стреляющие и ходячие роботы, лающие собаки,выполняющие команды и многое другое. Поэтому для полета фантазии не остается простора, да и смысла тоже. Вторым фактором этой проблемы является отнятое у детей детство! Да,как бы это странно не звучало, но у современных детей меньше детства, чем у предыдущего поколения! Откройте любой справочник по возрастной психологии и посмотрите там- «Что является ведущим видом деятельности в детстве?». Ответ один- игра. Игровая деятельность- главная у ребенка. Через игру ребенок сначала соприкасается с миром предметов, с окружающей действительностью, игра дает ему опыт взаимодействия со сверстниками, познание социальных ролей, помогает проживать трудные ситуации, справляться со своими эмоциями и познавать новое. Игра бережно вводит ребенка во взрослый мир. Да, раннее развитие ребенка, занятие с ним развитием речи, изучение букв, счета, развитие мышления и прочего- все это полезно, но тогда,когда оно не вытесняет игру! Даже когда все это раннее развитие и обучение происходит через игру, оно не должно замещать свободную игровую деятельность, которая направлена на познание жизни. Сейчас родители стараются организовать деятельность своих детей. Занять каждые свободные минуты ребенка: секции, кружки, развивающие центры, занятия с репетиторами и прочее. В прекрасном добром фильме «Полианна» главная героиня, маленькая девочка, после того,как тетя рассказала ей перечень ее занятий на день, задала тете поистине простой, но в тоже время очень точный вопрос: «А когда же я буду жить?» Но в этой ситуации возникает третий фактор проблемы: зависимость от внешней организованности. Дети привыкают к тому, что не надо придумывать себе занятие, не нужно заниматься познанием и исследованием мира. Родители, воспитатели, учителя. Педагоги нацелены на то, чтобы заполнить жизнь детей в полной мере. И не только занятиями, играми и развитием. Но и впечатлениями. Современных детей нужно развлекать, радоваться «просто так» они уже не в состоянии. И чем взрослее ребенок,тем больше нужно прилагать усилий для того,чтобы вызвать у него радость, удивление, восхищение. И во взрослую жизнь он уже приходит скучающим человеком, потерявшим вкус к жизни.