Пословицы и поговорки о родословной. Наследие предков

Принадлежал к древней династии Гайдов и был сыном и наследником Графа Кларендонского, дяди королевы… но в его поведении не было никакой горделивости.

Не хотел бы давать оценку значимости архива о. Всеволода, ни, тем более, самой личности моего отца. Это лучше меня сделают другие. Но уверенно скажу: этот архив - часть отечественной культуры XX века.

Почтительность, которою окружает ребенка челядь, а также его осведомленность о богатстве и величии своего рода являются немалыми помехами в правильном воспитании детей.

Три кита современной нашей общественной жизни: зависть, болтовня во всех ее видах и покупка бесчисленных вещей. Хотел бы знать, как это оценят наши потомки!

Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал.

Никто никогда не доказывал, что человек, по его происхождению от определённой группы людей, должен обязательно иметь определённые умственные характеристики.

Быть известным очень здорово, хотя некоторые известные люди из вежливости это отрицают, чтобы неизвестные люди чувствовали свое превосходство. Принято стесняться славы и делать вид, что она тебе портит жизнь.

Я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство.

Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит.

Легенды входят в историю не потому, что похожи одна на другую, а потому, что отличаются друг от друга. Мастером становится художник, который делает чужие легенды понятными нам.

К числу величайших открытий, к которым пришел за последнее время человеческий ум, бесспорно принадлежит, по моему мнению, искусство судить о книгах, не прочитав их.

Робинзон не воспитал тысячи Робинзонов, а открыл что-то от Робинзона во всяком настоящем мальчишке: каждая литература, каждое великое сочинение порождает в самой жизни соответствующие события.

Обычно у нас признают писателя после смерти. Мертвого почитать легко. Он уже не соперник. Можно даже назваться его другом, рассказывать каким он был тружеником и делать прибыль на его так и не изданных произведениях.

0 Дерево держится корнями, а человек семьей. Моя родословная

Россия,Республика Башкортостан,г.Уфа

ГБОУ Республиканская гимназия-интернат им.Г.Альмухаметова

Воспитатель

Файзуллина А.Р.

Девиз мероприятия:

« Моя семья – мое богатство».

« Дом - это там, где вас поймут

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

Цель:

пробудить интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям, расширить представления о связи времен, углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении, воспитания чувства гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

Оформление:

схема –рисунок « Моя родословная», эмблема семьи, выставка семейных реликвий, девизы семьи, традиции и обычаи каждой семьи, музыкальное оформление, презентация.

Воспитатель:

из истории:

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в 2008 г отметил, что надо возродить культ большой семьи, потому что благополучной является такая, которая связывает всех родственников, и именно она дает силы для развития.

На заседании Президентского Совета Республики Башкортостан М.Г. Рахимов подчеркнул, что социальная поддержка семьи, охрана здоровья всегда будут приоритетными направлениями в республике.

Еще 1998 г. в нашей республике был объявлен Годом Семьи.15 мая отмечается Международный день семьи.

Ведущий:

Что такое семья? Чем отличается семья от другой группы людей?

Семья- самая необходимая ячейка общества. Главные члены семьи: мама и папа состоят в законном браке. Члены семьи ведут общее хозяйство, они любят и уважают друг друга, родители воспитывают детей. Они вместе проводят свободное время, распределяют и делят между собой обязанности, в каждой семье свои традиции и свои обычаи. Все члены семьи друг другу родственники.

Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки- самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают все, чтобы ваша жизнь была счастливой. Словом, это ваша семья. Вы вырастете полюбите, женитесь или выйдете замуж, у вас появятся дети – родится новая семья. Чем же мы обязаны семье?

Наверное, прежде всего тем, что мы существуем. Мы появились на свет потому, что наша мама и папа полюбили друг друга и создали семью. Значит, главное предназначение семьи в том, чтобы не иссякал человеческий род, чтобы появились люди.

Ведущий:

Слово « фамилия» в значении « семья» заимствовано из латинского языка « Наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям». В русском языке это слово появилось в эпоху Петра1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилии, присваивались на основании единственного признака-родства. Фамильная гордость, интерес к своей родословной – это ветви одного дерева, имя которому- патриотизм. Родословная, или как говорили раньше, « родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Ведущий:

В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в семье. А знаете ли вы, как появилось слово семья?

Когда –то о нем слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

-Сейчас я тебе семь вопросов задам,

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: « Я».

-Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

-Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: «Я»

-Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье.

«Я, я – тихо молвила Ева. _Я, я»

Сказала она знаменитых семь «Я»-

Вот так на земле появилась семья.

Ведущий: Мы предлагаем командам принять участие в наших конкурсах.

Конкурс « Представление команд»

1-ая команда. Команда « Дружба».

Наш девиз- « Пока едины – мы непобедимы»

Наша песня -« Крыша дома твоего»

2-ая команда « Семь-Я»

Наш девиз- « Семья –это супер, семья – это класс»

Наша песня - «Колыбельная»(из репертуара М.Боярского)

3-ая команда « Улыбка»

Наш девиз - « Улыбка- это радость, улыбка- это смех»

Наша песня-« Я люблю тебя жизнь»

4-ая команда « Дружная семейка»

Наш девиз-«Мама, папа, я- месте дружная семья»

Наша песня- « Родительский дом»

Ведущий:

Наши конкурсы будет оценивать компетентное жюри. Представляем вам жюри:

Ведущий:

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья- это люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. В семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Самый большой дефицит, который испытывают дети- это дефицит общения. Им не хватает родительского внимания, ласки, заботы.

Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь. Наш задушевный разговор может восполнить этот пробел.

Ведущий:

Конкурс « Моя дружная семья» ( самопрезентация семей).

Семья- это не только родители и дети. Это еще многочисленные родственники. Начинаем наш первый конкурс. Представляем свои родословные. Это будет своеобразная визитная карточка семьи. А в какой форме ее представить, уважаемые участники, вы выбрали сами. Это может быть рассказ о семье « По страницам альбома», видеофильм, компьютерная презентация и другие виды. Вы должны рассказать обо всех членах семьи, их профессиях, увлечениях, традициях, о домашних животных, если они есть, смешные случаи, истории из жизни вашей семьи,

Участникам конкурса нужно в течение 5 минут в творческой, увлекательной форме рассказать о себе, о своей семье)

Ведущий:

Второй наш конкурс « Наш герб».

В далеком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15- 20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – по 3-4 поколения родственников. Тесновато было в такой семье в небольшом крестьянском доме. Может быть, тогда и родилась поговорка « В тесноте да не в обиде»? Главой семьи был старший мужчина в доме. Его уважительно называли « большаком». Мать, продолжатель рода человеческого, всегда пользовалась уважением в семье.

Руки мамы…

Люблю их с детства,

Где б дорога моя не шла,-

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Руки мамы…

В морщинках, в родинках

Сколько вынесли вы, любя…

С этих рук я увидел Родину,

Так похожую на тебя, мама…(А.Дементьев)

Ведущий:

В феодальные времена у каждой знатной семьи был свой герб. На нем символами изображались важные моменты в истории семьи, ее традиции и ценности. Команды должны были создать свой семейный герб.

Ребята! Покажите какие семейные гербы изобразили и расскажите о них. (демонстрация гербов)

Ведущий: для зала

Дом… слово знакомо всем, от него веет уютом и теплом. Чем сложнее мир вокруг нас, тем труднее сохранить в нем себя, свою индивидуальность и доброту, тем сильнее нас тянет в дом – убежище, который оградит нас от всех напастей. И если в нем царит мир и взаимопонимание, доверие и доброта, тепло и уют, это настоящее счастье. Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не достает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. А теперь попробуйте угадать:

  • Дом без хозяйки… сирота.
  • Дом вести… не бородой трясти.
  • В гостях хорошо… а дома лучше.
  • Не нужен клад… когда в семье лад.
  • Не будет добра… когда в семье вражда.
  • Чем богаты… тем и рады.
  • Когда семья вместе… так и душа на месте.
  • Детишек воспитывать… не курочек пересчитывать.
  • Где родился… там и сгодился.
  • Дома как хочу… а в людях как велят.

Ведущий:

Вы все проявили художественный вкус в процессе создания семейного герба. Члены жюри оценят каждый герб.

Ведущий:

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – 100 человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, то он спросил у старца, главы семьи: « Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово « понимание».

Ведущий : Конкурс « Расскажи мне, мама, сказку»

Цель следующего конкурса – узнать, как хорошо вы знаете устное народное творчество, умеете ли вы рассказывать сказки и сочинять их сами.

Победит тот, кто проявит наибольшие творческие способности, расскажет свое сочинение или сказку, передаваемые в семье из поколения в поколение, наиболее ярко и эмоционально. Разрешается импровизировать, играть...

Ведущий:

Авторитет семьи в народе необычайно велик. Человек, не желающий в зрелом возрасте заводить семью, вызывает у людей подозрение. Только две причины считались уважительными: болезнь или желание уйти в монастырь.

Задание для команд: объясните и ответьте на вопросы:

  • В чем спасительная сила любви родственников для человека?
  • Почему жизнь без родни тяжела и трудна?
  • Какие чувства испытываете вы к родне в разлуке?
  • Какие обычаи есть в вашей семье?

Ведущий: пока команды думают:

Ведущий:

Викторина для зала .

А сейчас мы проверим, как разбираемся в родственных связях. Вопросы.

  • В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах).
  • Твоя сестра вышла замуж. Как зять может тебя называть (шурин, свояченица).
  • Я тебе не отец, но ты мне сын. Кто я тебе? (мать).
  • Шел старец. Жали молодец с девицей. Старик и говорит: « Как вам не стыдно жать вдвоем?» Они отвечают: « Какой нам стыд? Мы – большая родня: моя мать ее матери – родная свекровка. »
  • Кто такие сватовья и кумовья? (родители жениха и невесты – сватовья. кровные родители и духовные – кумовья)
  • Кто является золовкой, снохой, деверем? (золовка- сестра мужа, сноха – жена брата, деверь- брат жены

Ведущий:

Для информации:

В словаре В.И. Даля « Семья»:

Семейство ср., семья ж, - вообще:

Совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми: женатый сын или замужняя дочь: отдельно живущие, составляют уже иную семью. В семье не без урода. В естественной истории: разряд подобных и сродных, схожих: семейство кошек, кошачье: лев, тигр, барсы, все роды кошек; семья грибов, папоротников.

Семейщина - совокупность всего семейного быта. Семейно – всей семьей; в кругу своей семь; людно, многолюдно. Семейный человек – у кого семья. Семейные связи – семейные, родственные.

Ведущий:

Берегите близких. Берегите!

Жизнь, она торопится, не ждет. На крутом изломе поддержите. Знайте беды их наперечет. Сохраняйте письма, ждите в гости. Иногда дарите им цветы. Это очень трудно, очень просто. Жизнь прожить- не поле перейти. Близкие от нас уходят в вечность. Каждому свой час и свой черед. Пусть жестокость или бессердечность Поздним вас раскаяньем не жжет. Вы еще успеете. Спешите Окружить их множеством забот. Будьте снисходительны к ошибкам и прощать умейте в свой черед.

Ведущий: Конкурс « Чего в семье не бывает…»

Семья – это особый мир. Это пристань, это причал, куда мы все так стремимся. Следующий Конкурс « Чего в семье не бывает…»

В будем задавать вопросы,на которые нужно сразу отвечать.

  • Назови дни рождения мамы и папы.
  • Сколько лет бабушке и дедушке.
  • Любимая песня мамы.
  • Дарите ли вы маме цветы и когда?
  • Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы.
  • Любимый цвет одежды мамы.
  • Назовите лучшие черты характера папы.
  • Что для тебя главное в семье.
  • Ты на неделю уезжаешь из семьи. Будешь ли ты скучать?
  • Знают ли родители твоих друзей?
  • Если тебе дают деньги, на что ты их тратишь?
  • Жалеешь ли ты своих родителей? Как?
  • Есть ли у тебя тайны от родителей?
  • Если ты получаешь двойку. Как ты говоришь об этом родителям?

Вы все успешно экзамены. Как хотелось бы, чтобы в жизни каждого из вас было, как можно меньше трудных вопросов. Пусть жизнь вам преподносит только легкие вопросы жизненных экзаменов.

Ведущий:

Для информации:

В башкирской культуре созданы письменные памятники - шежере.

Башкирские шежере - своеобразные письменные памятники, относящиеся к 16-19 векам, а некоторые из них и к более раннему периоду. Башкирские шежере носят в известной степени энциклопедический характер. В них содержатся различные сведения об истории и быте народа, описание нравов, обычаев, юридических, морально-этических норм, образцы народного творчества.

Знание родного языка и родной культуры – основа формирования личности.

Ведущий:

А сейчас музыкальный конкурс « Без песен жизни нет». Каждая семья исполняет свою любимую песню.

Ведущий:

Жюри подводит итоги.

Ведущий:

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки,

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений –

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений,

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется,

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

Ведущий:

Наш вечер заканчиваем словами Д.С. Лихачева: « Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, ценит память о них, оставленную в саду, которые они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он их не любит. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, равнодушен к своей стране»

Использованная литература.

  • Лихачев.Д. « Помнить о своих корнях», Воспитание школьников 1993.№3
  • « Кто твой предок?», « Неделя», 1998.№38
  • Федосюк Ю. «Русские фамилии», популярный этимологический словарь М.Детизд. 1972
  • Можаров Н. « Как составить родословную», Воспитание школьников 1993 №5
  • « Читаем, учимся, играем» №5 2010 М. Детизд
  • Учитель Башкортостана. № 10 .2009
  • Классный руководитель №1, 2011
  • Крепкая семья- опора страны. Сборник внеклассных мероприятий. 2008 Издательство БИРО

Пословицы о родословной:

  • « Дерево с крепкими корнями ветер не валит» ;
  • « Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»;
  • « Равнодушие к своей родословной – признак сиротства»
  • « Древо держится корнями, а человек - родственниками» ;
  • « Семейная ссора что весенний дождь»;
  • « Семейный горшок всегда кипит»;
  • « Семья сильна, когда над ней крыша одна»;
  • « Дома и стены помогают»;
  • « Дома все споро, на чужбине житье хуже»;
  • « Предания предков – глаза мудрости»;
  • « Плоха та девушка, которая не любит родителей, плох тот парень, который не уважает родственников»;
  • « Дом, где дети – базар, дом без детей – могила»;
  • « Дружба – с другом, родство – с родом»;
  • « В благополучии друзья хороши, в бедности – родня»;
  • « Пока родители живы, не уезжай далеко»;
  • « Голубь садится на три ветки ниже своих родителей»;
  • « Кого любишь, тот и родственник»

В чем общность восприятия семьи

народами разных стран?

Наших близких любовь, коль оценишь ее,

Сахара наше сластит бытие,

Нет родни- верить некому тайну свою,

Пред врагом нет соратников рядом в строю,

А в делах нет опоры в своем же краю,

Родни не имеет- грустит без нее (Мавля Колый)

Моя родословная

Я в роду Бикбаевых седьмое колено. Папа Гатауллин Газинур Ханифович 1963г. р. Его отец Ханиф Ахметсафович 1928г.р. У дедушки Ахметсафа и у бабушки Василя было трое детей:Ханниф, Зиннур и Марьям. Дедушка Ахметсафа самый старший сын продедушки Мустафы и пробабушки Фахрикамал. В семье их было пятеро:Ахметсафа, Мафруза,Мафтуха, Мазхар и Фатима.

Тетя Мафтуха живет в Уфе. Мафрузы и Мафтухы уже давно нету. Ахметсафа Мазхар на войне без вести пропали.

У продедушки Ахметсафы было трое детей: Ханиф, Зиннур и Марьям. Для того чтобы прокормить своих маленького брата и сестру,дедушка Ханиф в 13 лет начинает работать на железной дороге.

Дядя Зиннур 1933г.р. отучившись начинает работает инженер-конструктором. Тетя Марьям работает учительницей в школе.У дяди Зиннура есть два сына:Ильдар и Ильдус. Дядя Ильдар – полковник. Ильдус живет в Белоруссии.

Тетя Марьям работает учительницей. В данное время находится на пенсии.

Дедушка Ханиф 1928г.р. отучившись работает в металлургическом заводе директором.

Моя семья

Моя семья в роду Бикбаевых седьмое колено. Она состоит из пяти человек. Мама, папа и гордость нашей семьи 3 дочери.

Мама - Гатауллина Гузалия Рафиковна 1962г.р. работает в школьной библиотеке.

Папа - Гатауллин Газинур Ханифович 1963г.р. работает водителем.

Мои родители добрые, заботливые, ласковые.

Старшая сестра Альбина учится в Башкирском Государственном Медицинском университете. Вышла замуж за Минигалеева Аяза и воспитывают моего самого любимого племянника Радмира.

Сестра Эльвира учится в Башкирском Государственном университете.

Я Гатауллина Диля Газинуровна. Мое имя означает с(лат.)-радующая душу.Родилась в Абзелиловском р-н.в с.Баимово. В год Тигра под знаком Близнецов. В данное время учусь ГБОУ РГИ им.Г.Альмухаметова, 8А классе. Хожу на уроки фортепиано, кыл-кубыза, хора, танцев и гусарства(на барабанах). Так же хожу на театральный кружок.В свободное время люблю вязать, рисовать, сидеть в социальных сетях,кататься на коньках и предпочитаю читать романы. В школе особенно люблю уроки геометрии, физики, географии и истории. Каждый год учавствую в школьных олимпиадах и занимаю призовые места. В будущем хочу получить высшее образование и стать музыкантом.

У нас есть любимые семейные праздники такие как: Новый год, дни рождения. Новый год мы отмечаем всей семьёй. Друг другу готовим подарки, наряжаем ёлку и пускаем салют, а в дни рождения делаем сюрпризы. Хорошую погоду летом едем в лес ягоды собирать, осенью грибы, а зимой ездим в горнолыжный центр (ГЛЦ) Банной и Абзаково. Для того, чтобы сохранить семью крепкой необходимо уважать родителей, им помогать и заботиться друг о друге.

АНКЕТА "Кто ты?"

1.Моё хобби-Музыка и батик.

2.Я люблю слушать классику и современную музыку.

4.Больше всего на свете люблю быть на природе и в кругу друзей.

5.Ценю в людях такие качества как доброта, вежливость.

6.Моя любимая телепередача-«Топ модель по-американски», «Хочу знать».

8.Мои друзья отзывчивые, классные.

«К чему я стремлюсь в жизни? »

1.Хорошее образование.

2.Дружба, наличие хороших и верных друзей.

3.Счастливая семья.

4.Хорошее здоровье.

5.Наука и познания.

7.Уверенность в себе и самоуважение.

Я и мое будущее

Мне нравятся многие профессии: стюардессы, психолога, певицы, архитектора, ландшафтного дизайнера. Но свой выбор я остановила на профессии стюардессы. Родители советуют выбрать профессию врача, но я твердо знаю, что врачом я не буду, так как мои старшие сестры уже получают эту профессию, обучаясь в медицинских вузах.

Мне нравится профессия стюардессы потому что она дает возможность посмотреть другие страны, увидеть много интересных, исторических и экзотических мест.

В будущем планирую, получив среднее образование, поступить в институт, изучить иностранные языки (английский, французский и турецкий) и воплотить свою мечту в жизнь.

Анкета «Зачем я учусь?»

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для получения продолжения образования, поступления в институт.

2. Я бы не учился, если бы не хотела поступить в вуз и иметь высшее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за личные качества и хорошую работу.

4. Мне кажется, что цель моей жизни получить высшее образование и хорошую профессию.

5. Моя цель на уроке усвоить материал и понять тему.

6. Когда я планирую свою работу, то сначала стараюсь понять ее суть.

7. Самое интересное на уроке – это изучение нового материала.

8. Я изучаю материал добросовестно, если я его хорошо понимаю и он мне интересен.

9. Мне нравится делать уроки, всегда так как это необходимо для глубоких знаний.

  1. Я более активно работаю на занятиях, если изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.
  2. Учиться лучше побуждают мысли о будущем.
  3. Хорошие отметки – это результат добросовестного выполнения мной домашних заданий.
  4. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от приложенных мной усилий.
  5. Я буду активной на уроке, если хорошо знаю тему и понимаю учебный материал.
  6. Если учебный материал мне не понятен, то я вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
  7. Сделав ошибку при выполнении задания, я исправляю её.
  8. Если не знаю, как выполнить учебное задание, то я спрашиваю совета у учителя или у родителей.
  9. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они однообразны и их можно выполнять по шаблону.

Я люблю свою родину, это тот уголок большой, красивой, плодородной, богатой мудрыми людьми и природными ископаемыми ЗЕМЛИ, которая находится в Абзелиловском районе республики Башкортостан, где прошло моё детство, где до сей поры живут мои родители, которых я очень люблю и уважаю.

Я думаю, что действительно человек силен своей семьей, своими близкими и родными людьми, которые могут поддержать в трудную минуту и дать мудрый, единственно правильный совет.

Сборник статей и материалов посвященный деревне Любощь и местам ее окружающим.

Высказывания по поводу генеалогии и о генеалогии.

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека, -
Залог величия его.

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, что бы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Второзаконие 5:16 (пр. 1000 лет д.Р.Х.)

Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.

Малахия 4:5,6 (пр. 500 лет д.Р.Х.)

Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни.

Леонид Михайлович Савелов (1868-1947)

Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай свой взор на зады, чем сбережёшь себя от знатных ошибок.

Козьма Петрович Прутков (1803-1863)

Каждый несёт в своей крови и в нервных клетках смутную память обо всём, что думали и чем волновались предки. Душа не более, как тысячеголосный хор предков. И каждый из нас, сам того не замечая, действует не как личность, а как порода!


Письма к русской нации. 1911

Как у животного, так и у человека имеют место процессы ухаживания, спаривания, постройки гнезда, выращивания детей и освобождения их для самостоятельной жизни…. Критическое же различие между человеком и животным состоит в том, что человек – единственное животное, учитывающее дальнее родство.

Jay Haley (1923-2007)

Именно, ушедшие от нас в другой мир предки выполняют роль наших ангелов хранителей. Они продолжают быть сопричастны к земным делам и сохраняют свою земную эмпирическую сущность, пока помнят их добрые дела и поступки. Их силы по защите нас, их возможности предостеречь нас от ошибок во многом определяются тем, насколько хороша наша связь с ними, связь через память! Воспоминая все лучшее о наших предках, мы как бы достраиваем ту часть моста, по которому может прийти их помощь. Чем о большем количестве предков мы помним, чем более конкретна эта память, тем больше потенциал сил хранящих нас. Подобно тому как наша любовь к Богу нужна прежде всего не ему, а нам, точно так же и наша любовь к ушедшим от нас предкам, является путем нашего взаимодействия с ними.

История родов отражает вечный конфликт человеческого бытия: рост индивидов, их достижений, с одной стороны, и слабости, неудачи отдельных лиц, обремененность смертью – с другой. Поэтому говорить о бессмертии личности можно лишь через посредство опыта и памяти в поколениях ее потомков.

Михаил Васильевич Борисенко.

Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. Старайтесь записывать все, что можете о прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей, книг.
... Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме, и пусть все около вас будет напитано воспоминаниями, так чтобы ничего не было мертвого, вещного, неодухотворенного.

Павел Александрович Флоренский (1882-1937).
Завещании моим детям.

Не родители, а скорее генеалогии родителей (деды прадеды, бабки и прабабки) являются подлинными прародителями детей и больше объясняют их индивидуальность, чем они сами, непосредственные итак сказать случайные родители….

Не только тело ребенка, но и его душа происходят из ряда предков, поскольку этот род индивидуально отличен от коллективной души человечества.

Carl Gustav Jung (1875-1961)

Род есть некое повествование, каждый член которого есть фраза этого текста. Человек вырванный из контекста истории рода столь же безсмысленен как и фраза выдранная из текста. Так же как и выдранная фраза этот человек готов приобретать любые смыслы кроме истинного, так как истинный смысл может быть понятен только в истинном изначальном контексте. Понимание смысла фразы и смысла жизни человека может быть достигнуто только через понимание контекста в котором они были созданы, через понимание предыдущего и последующего текста.

Сергей Владимирович Кочевых

Жизненная задача всякого - познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого - познать собственное свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную в себе, а свою - как члена рода как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества.

Павел Александрович Флоренский (1882-1937).

Нам же простым гражданам несущим трудовою жизнью своей тяжесть государственности, нельзя не прислушиваться к вечным заветам. Мы хорошо знаем, что эта святыня народная – Родина – принадлежит не нам только, живым, но всему племени. Мы – всего лишь третья часть нации, притом наименьшая. Другая необъятная треть – в земле, третья на небе, и так же нравственно столь же живы, как и мы, но кворум всех решений принадлежит скорее им, а не нам. Мы лишь делегаты, так сказать, бывших и будущих людей, мы их оживленное сознание, - следовательно, не наш эгоизм должен руководить нашей совестью, а нравственное благо всего племени.

Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918).
Письма к ближним. СПб., 1913.

Гуляет по интернету несколько эвристическое толкование смысла каждого поколения, которое, возможно, кому то окажется полезным.

Семь поколений символизируют его семь энергетических уровней. Каждое поколение формирует в нашей жизни определенные аспекты:

Первое поколение - это вы.

Второе поколение - ваши родители – их два человека, они – формируют тело, здоровье, передают семейные сценарии.

Третье поколение - две бабушки и два дедушки – 4 человека – отвечают за интеллект, способности, таланты.

Четвертое поколение - четыре прабабушки и четыре прадедушки – 8 человек – хранители гармонии, радости в жизни и материального благополучия.

Пятое поколение - родители прадедов – 16 человека – отвечают за безопасность в жизни.

Шестое поколение - деды прадедов – 32 человека – обеспечивают связь с традициями. 32 человека шестого поколения символизируют 32 зуба, где каждый зуб связан с каждым предком. Если у вас есть проблемные зубы, стоит наладить отношения с предками.

Седьмое поколение - прадеды прадедов – 64 человека – отвечают за страну, город, дом, в котором мы живем.

Если 64 человека разобрать по цифрам, то вот что получается: 6+4 = 10, 1+0 = 1 – Снова первое поколение. Таким образом, замыкается круг рода семи поколений.

Для того, чтобы наладить отношения со своим родом, прежде всего, нужно узнать имя каждого человека, его жизнь и судьбу. В наших руках получить поддержку своего рода, благословение на исполнение самых заветных желаний.

Управление будущим всегда осуществляется на основе изменений прошлого. Будущее будит таким, какое у вас есть представление о прошлом. Не осмыслив истинную историю, ты никогда не поймешь ничего

Виктор Алексеевич Ефимов (1948 -)

Иметь свою историю означает распоряжаться прошлым, подчинять себе традицию.

Николай Александрович Морозов (1854-1946).

Мы, русские, относимся с пренебрежением к своему фамильному прошлому. Большинство своими предками не интересуется и вряд ли знает свою родословную далее дедов, степень уважения к которым, обыкновенно, соизмеряется с тем состоянием, которое они оставили. Историческое самосознание, столь необходимое для великого народа не придет до тех пор, пока не установится духовная связь между потомками и предками, сокрытыми в глубине веков.

Петр Иванович Кречетов (1873 – после 1910)
Материалы для описания Орловской губернии. Рига 1905.

Россия далеко отстала от других цивилизованных стран и в этом отношении стоит на последнем месте, имея сравнительно небольшую генеалогическую литературу. Мы не знаем ни одного маломальски культурного народа в мире, который бы так мало обращал внимания на свое прошлое, так мало бы ценил прошлое деяние своих предков, как это делает великий русский народ, у которого мы замечаем полное отсутствие самосознания, самоуважения и вследствие этого самопознания.

Леонид Михайлович Савелов (1868-1947)
Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском археологическом институте. Первое полугодие. М., 1908.

Только народы совершенно грубые бывают равнодушны к своему прошедшему; забота о существовании подавляет у них все другие интересы. Но чем высшую степень образования занимает народ, тем больше он принимает участия в исследовании своей старины.
Если Россия не займется изучением своей древнейшей старины, то она ни исполнит своей задачи, как образованного государства. Дело это уже перестало быть народным: оно делается общечеловеческим.

Karl Ernst von Baer (1792-1876). Franz Anton Schiefner (1817-1879).

Я убежден, что наши более отделенные и, несомненно, более культурные потомки не поблагодарят нас за наше преступное пренебрежение к старине своего народа, что наступит и у нас в России такое время, когда у ее сынов возродиться доброе историческое чувство, появится национальное самосознание и необходимость самопознания...

Леонид Михайлович Савелов (1868-1947).
Выдающийся русский генеалог

У рабов нет истории.

Как нет истории у проигравших (читай рабов, то есть проигравших оставленных жить на условиях победителей).

Рабы-проигравшие, это сущности выключенные из истории (читай памяти людей). У них нет прошлого, настоящего и не может быть будущего без изменения ситуации, потому что не они пишут правила, и соответственно, у них нет доступа к истории.

И все таки, они включаются во временной континиум победителей (пока они им нужны живущими, как корм), которые и прописывают им приятные картины прошлого, будущего, из которых как бы вытекает почему они должны выполнять предписанные им правила жизни в настоящем.

Поэтому история есть только у принимающих решения в прошлом, настоящем и намеревающихся это делать в будущем. Хотя и тут есть ловушка, победители бояться своего корма и поэтому используют свою монополию на правду не только для создания мифов для корма, но и для уничтожения настоящей истории своих побед, дабы она не стала достоянием корма, им важно убедить корм, что быть кормом это хорошо и горячее историческое желание самого корма.

Получается, что настоящая история не нужна никому, все то ее бояться, и властьимущие, и корм (корму не нужна правда, так как одним из принципиальных условий на которых ему даруется жизнь, есть принятие правил и истории победителей).

Реальная история чаще всего не совпадает с мифами и фантазиями людей, поэтому ее могут воспринимать только смелые и мужественные люди.

Работать с историей, ее изучать и сохранять могут только способные принимать решения, то есть максимально самовластно реализовать свободу выбора, могут только те, кто обладает наибольшей полнотой экономической свободы, производной от которой являются все остальные свободы, в частности, свобода обладания СВОЕЙ историей.

Наличие СВОЕЙ, личной, индивидуальной, персональной истории является маркером наличия свобод, наличие личности, персоналии, субъектности, и, соответственно, наоборот.

Изучение и сохранение генеалогии и истории, и в конце концов конституирование СВОЕЙ истории, является важным шагом на пути к обретению свободы. В данном случае это путь воздействия на причину через следствие. Но это работает.

Сегодня пока имеются уникальные возможности для изучения генеалогии, которых не было никогда в истории человечества. Не стоит упускать этот шанс.

Сергей Владимирович Кочевых

Власть состоит в том, что бы разорвать сознание людей на куски и составить в таком виде в каком ей угодно. Прошлое запрещено. Почему. Потому, что оставляя человека без прошлого, мы оставляем его без семьи, без детей, без друзей. Не будет другой верности кроме партийной верности. Не будет иной любви кроме любви к старшему брату. Остальные радости будут уничтожаться. Жизнью мы управляем на всех уровнях. Человеческую натуру создаем мы. Люди бесконечно податливы. Человечество беспомощно как скот.
- Я знаю, что вас ждет крах. Во вселенной есть дух.
- И что же это за дух.
- Не знаю, человеческий дух.
Цитата из кинофильма «1984»

Все эти Полтавы и Измаилы, Сенатская площадь и журнал «Современник», Петербург и муки Раскольникова – это все не про нас. Где-то отдельно жили двести – триста тысяч других людей. Это их жизнь, их история, их Россия. А десятки миллионов жили другой жизнью.

Если мы хотим понять себя, то чтение школьного учебника по истории не дает ровно ничего. Это учебник по истории русского государства и его недальновидной, склочной «элиты». Эта история ничего нам про нас не объясняет. А история (на)рода еще не написана. И если мы хотим понять, кто мы, откуда и как мы такие появились, то ее нужно написать. Обязательно.

Свободный пересказ цитаты из работы Альфреда Рейнгольдовича Коха (1961-)

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900).
Сочинения в 2-х томах. Том 2. Стр. 619-621. М., 1989.
Тайна прогресса.
1897 год.

Знаете ли вы сказку?

В глухом лесу заблудился охотник; усталый, сел он на камне над широким бурливым потоком. Сидит и смотрит в темную глубину и слушает, как дятел все стучит да стучит в кору дерева. И стало охотнику тяжело на душе. “Одинок я в жизни, как в лесу,- думается ему,- и давно уж сбился с пути по разным тропинкам, и нет мне выхода из этих блужданий. Одиночество, томление и гибель! Зачем я родился, зачем пришел в этот лес? Какой мне прок во всех этих перебитых мною зверях и птицах?” Тут кто-то дотронулся до его плеча. Видит: стоит сгорбленная старуха, какие обыкновенно являются в подобных случаях, - худая-худая, а цветом как залежавшийся цареградский стручок или как нечищеное голенище. Глаза угрюмые, на раздвоенном подбородке два пучка седых волос торчат, а одета она в дорогом платье, только совсем ветхом, - одни лохмотья. “Слышь, добрый молодец, есть на той стороне местечко - чистый рай! Туда попадешь - всякое горе забудешь. Одному дороги ни в жизнь не найти, а я прямехонько проведу, - сама из тех мест. Только перенеси ты меня на тот берег, а то где мне устоять поперёк течения, и так еле ноги двигаю, совсем на ладан дышу, а умирать-то - у-ух как не хочется!” Был охотник малый добросердечный. Хотя словам старухи насчет райского места он совсем не поверил, а вброд идти через раздувшийся ручей было не соблазнительно, да и старуху тащить не слишком лестно, но взглянул он на нее, - она закашлялась, вся трясется. “Не пропадать же, - думает, - древнему человеку! Лет за сто ей, наверное, будет, сколько тяготы на своем веку понесла, - нужно и для нее понатужиться”. “Ну, бабушка, полезай на закорки, да кости-то свои к нутру подтяни, а то рассыплешься, - в воде не соберешь”. Вскарабкалась старушка к нему на плечи, и почувствовал он такую страшную тяжесть, точно гроб с покойником на себя взвалил, - едва шагнуть мог. “Ну, думает, - теперь уж на попятки стыдно!” Ступил в воду, вдруг как будто не так тяжело, и там с каждым шагом все легче да легче. И чудится ему что-то несодеянное. Только он шагает прямо, смотрит вперед. А как вышел на берег да оглянулся: вместо старухи прижалась к нему красавица неописанная, настоящая царь-девица. И привела его на свою родину, и уже он больше не жаловался на одиночество, не обижал зверей и птиц и не искал дороги лесу.

В каком-нибудь варианте всякий знает эту сказку, знал ее и я еще с детства, но только сегодня почувствовал за нею совсем не сказочный смысл. Современный человек в охоте за беглыми минутными благами и летучими фантазиями потерял правый путь жизни. Перед ним темный и неудержимый поток жизни. Время, как дятел, беспощадно отсчитывает потерянные мгновения. Тоска и одиночество, а впереди - мрак и гибель. Но за ним стоит священная старина предания - о! в каких непривлекательных формах - но что же из этого? Пусть он только подумает о том, чем он ей обязан; пусть внутренним сердечным движением почтит ее седину, пусть пожалеет о немощах, пусть постыдится отвергнуть ее из-за этой видимости. Вместо того, чтобы праздно высматривать призрачных фей за облаками, пусть он потрудится перенести священное бремя прошедшего через действительный поток истории. Ведь это единственный для него исход из его блужданий - единственный, потому что всякий другой был бы недостаточным, недобрым, нечестивым: не пропадать же древнему человеку!

Не верит сказке современный человек, не верит, что дряхлая старуха превратится в царь-девицу. Не верит - тем лучше! Зачем вера в будущую награду, когда требуется заслужить ее настоящим усилием и самоотверженным подвигом? Кто не верит в будущность старой святыни должен все-таки помнить ее прошедшее. Отчего не понесет он ее из почтения к ее древности, из жалости к ее упадку, из стыда быть неблагодарным. Блаженны верующие: еще стоя на этом берегу, они уже видят из-за морщин дряхлости блеск нетленной красоты. Но и не верящие в будущее превращение имеют тоже выгоду - нечаянной радости. И для тех, и для других дело одно; идти вперед, взяв на себя всю тяжесть старины.

Если ты хочешь быть человеком будущего, современный человек, не забывай в дымящихся развалинах отца Анхиза и родных богов. Им был нужен благочестивый герой, чтобы перенести их в Италию, но только они могли дать ему и роду его и Италию, и владычество мира. А наша святыня могущественнее Троянской, и путь наш с нею дальше Италии и всего земного мира. Спасающий спасется. Вот тайна прогресса,- другой нет и не будет.

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001).

ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН

Задами пробрался я к нашему дому (55°57"37.6"N 92°34"21.9"E). Мне хотелось первой встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей. Старые, бескорые жерди на нашем и соседнем огородах осыпались, там, где надо быть кольям, торчали подпорки, хворостины, тесовые обломки. Сами огороды сжало обнаглевшими, вольно разросшимися межами. Наш огород, особенно от увалов, так сдавило дурниной, что грядки в нем я заметил только тогда, когда, нацепляв на галифе прошлогодних репьев, пробрался к бане, с которой упала крыша, сама баня уже и не пахла дымом, дверь, похожая на лист копирки, валялась в стороне, меж досок проткнулась нынешняя травка. Небольшой загончик картошек да грядки, с густо занявшейся огородиной, от дома полотые, там заголенно чернела земля. И эти, словно бы потерянно, но все-таки свежо темнеющие грядки, гнилушки слани во дворе, растертые обувью, низенькая поленница дров под кухонным окном свидетельствовали о том, что в доме живут.

Враз отчего-то сделалось боязно, какая-то неведомая сила пригвоздила меня к месту, сжала горло, и, с трудом превозмогши себя, я двинулся в избу, но двинулся тоже боязливо, на цыпочках.

Дверь распахнута. В сенцах гудел заблудившийся шмель, пахло прелым деревом. Краски на двери и на крыльце почти не осталось. Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери, и хотя шел я осторожно, будто пробегал лишку и теперь боялся потревожить прохладный покой в старом доме, щелястые половицы все равно шевелились и постанывали под сапогами. И чем далее я шел, тем глуше, темнее становилось впереди, прогнутей, дряхлее пол, проеденный мышами по углам, и все ощутимее пахло прелью дерева, заплесневелостью подполья.

Бабушка сидела на скамье возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки на клубок.
Я замер у двери.
Буря пролетела над землей! Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки синяя кружка на припечке, так они и стоят; как торчали за настенной дощечкой вилки, ложки, ножик, так они и торчат, только вилок и ложек мало, ножик с обломанным носком, и не пахло в кути квашенкой, коровьим пойлом, вареными картошками, а так все как было, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.
- Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? Подойди, подойди! Перекрешшу я тебя, милово. У меня в ногу стрелило… Испужаюсь или обрадуюсь – и стрельнет…

И говорила бабушка привычное, привычным, обыденным голосом, ровно бы я, и в самом деле, отлучался в лес или на заимку к дедушке сбегал и вот возвратился, лишку подзадержавшись.
- Я думал, ты меня не узнаешь.
- Да как же не узнаю? Что ты, бог с тобой!
Я оправил гимнастерку, хотел вытянуться и гаркнуть заранее придуманное: “Здравия желаю, товарищ генерал!”
Да какой уж тут генерал!
Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. Клубок скатился с ее колен, и кошка не выскочила из-под скамьи на клубок. Кошки не было, оттого и по углам проедено.
- Остарела я, батюшко, совсем остарела… Ноги…
Я поднял клубок и начал сматывать нитку, медленно приближаясь к бабушке, не спуская с не глаз.
Какие маленькие сделались у бабушки руки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. И синяки. Пласты синяков, будто слежавшиеся листья поздней осени. Тело, мощное бабушкино тело уже не справлялось со своей работой, не хватало у него силы заглушить и растворить кровью ушибы, даже легкие. Щеки бабушки глубоко провалились. У всех у наших вот так будут в старости проваливаться лунками щеки. Все мы в бабушку, скуласты, все с круто выступающими костями.
- Што так смотришь? Хороша стала? – попыталась улыбнуться бабушка стершимися, впалыми губами.
Я бросил клубок и сгреб бабушку в беремя.
- Живой я остался, бабонька, живой!..
- Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и все повторяла: - Молилась, молилась…
- Потому я и выжил.
- А посылку, посылку-то получил ли?
Время утратило для бабушки свои определения. Границы его стерлись, и что случилось давно, ей казалось, было совсем недавно: из сегодняшнего же многое забывалось, покрывалось туманом тускнеющей памяти.
В сорок втором году, зимою, проходил я подготовку в запасном полку, перед отправкой на фронт. Кормили нас плохо, табаку и совсем не давали. Я стрелял курить у тех солдат, что получали из дому посылки, и пришла такая пора, когда мне нужно было рассчитываться с товарищами.
После долгих колебаний я попросил в письме прислать мне табаку.
Задавленная нуждой Августа отправила в запасной полк мешочек самосада. В мешочке оказались еще горсть мелко нарезанных сухарей и стакан кедровых орехов. Этот гостинец – сухаришки и орехи – зашила в мешок бабушка.
- Дай-кось я погляжу на тебя.
Я послушно замер перед бабушкой. На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды – по грудь мне сделалась бабушка. Она оглаживала, ощупывала меня, в глазах ее стояла густою дремою память, и глядела бабушка куда-то сквозь меня и дальше.
- Большой-то какой ты стал, большо-ой!.. Вот бы мать-то покойница посмотрела да полюбовалась… - На этом месте бабушка, как всегда, дрогнула голосом и с вопросительной робостью глянула на меня – не сержусь ли? Не любил я раньше, когда она начинала про такое. Чутко уловила – не сержусь, и еще уловила и поняла, видать, мальчишеская ершистость исчезла и отношение к добру у меня теперь совсем другое. Она заплакала не редкими, а сплошными старческими слабыми слезами, о чем-то сожалея и чему-то радуясь.
- Жизня-то какая была! Не приведи господи!.. А меня бог не прибирает. Путаюсь под ногами. Да ведь в чужую могилку не заляжешь. Помру скоро, батюшко, помру.
Я хотел запротестовать. Оспорить бабушку и шевельнулся уже было, но она как-то мудро и необидно погладила меня по голове – и не стало надобности говорить пустые, утешительные слова.
- Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок… Работы сделала – иной артели в пору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня… Закрой мои глазоньки…
Бабушка ослабела и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами, и я не отбирал у нее руки.

Я тоже плакал молча и просветленно.

Вскорости бабушка умерла.

Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал:
- Не положено. Мать или отца – другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей…
Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня! Мне надо было послать того начальника куда следует, бросить работу, продать последние штаны и сапоги, да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого. Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти, выведать у людей подробности ее жизни. Да какие же интересные подробности могут быть в жизни старой, одинокой крестьянки?

Узнал вот, когда обезножила бабушка и не могла носить воду с Енисея, мыла картошки росой. Встанет до свету, высыплет ведро картошек на мокрую траву и катает их, катает граблями, будто бы и исподину росой стирать пробовала, как житель сухой пустыни, копила она дождевую воду в старой кадке, в корыте и в тазах…

Вдруг совсем-совсем недавно, совсем нечаянно узнаю, что не только в Минусинск и Красноярск ездила бабушка, но и на моление в Киево-Печерскую лавру добиралась, отчего-то назвав святое местом Карпатами.

Умерла тетушка Апраксинья Ильинична. В жаркую пору лежала она в бабушкином доме, половину которого заняла после ее похорон. Припахивать стала покойница, надо бы ладаном покурить в избе, а где его нынче возьмешь, ладан-то? Нынче словами везде и всюду кадят, да так густо, что порой свету белого не видать, истинной правды в чаду слов не различить.

Ан, нашелся ладан-то! Тетка Дуня-Федораниха – запасливая старуха, развела кадильню на угольном совке, к ладану пихтовых веток добавила. Дымится, клубится маслянистый чад по избе, пахнет древностью, пахнет чужестранством, отшибает все дурные запахи – хочется нюхать давно забытый, нездешний запах.
- Где взяла-то? – спрашиваю у Федоранихи.
- А бабушка твоя, Катерина Петровна, царство ей небесное, когда на молитвы сходила в Карпаты, всех нас наделила ладаном и гостинцами. С тех пор и берегу, маленько совсем осталось – на мою смерть осталось…

Мамочка родная! А я и не знал такой подробности в жизни бабушки, наверное, еще в старые годы добиралась она до Украины, благословясь, вернулась оттуда, да боялась рассказывать об этом в смутные времена, что как я разболтаю о молении бабушки, да из школы меня попрут, Кольчу-младшего из колхоза выпишут…

Хочу, еще хочу знать и слышать больше и больше о бабушке, да захлопнулась за нею дверь в немое царство, и стариков почти в селе не осталось. Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею.

Знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет.

Если обратиться к кладовой народной мудрости, которая нам досталась в наследство от предков, то там мы обнаружим ряд прекрасных пословиц о деревьях. Например, «Корнями древо сильно». Подразумевается, что когда у дерева есть корни, то в нем есть и сила. Известно, что в отличие от деревьев со слабой корневой системой дерево с мощными корнями успешно выживает в неблагоприятных условиях - во время ураганов и снегопадов, при сильных заморозках и ветре.

Из корней в ствол и крону дерева поступают соки, которые позволяют ему расти вширь и ввысь, стремиться кроной к солнышку, и в этом ему никто не может помешать. Предки по этому поводу говорили: «Как не гнети дерево, оно все вверх растет».

Благодаря корням на деревьях созревают семена и плоды, от которых при попадании в добрую землю произрастает новая жизнь - побеги молодых деревьев. Очевидно, что бревно без корней и кроны или же неправильное посаженное дерево не могут «рожать» другие деревья. Потому: «Не сади дерева корнем кверху».
Любое дерево начинает свою жизнь с семени, попавшего в почву. Притом само малое семечко изначально содержит в себе всю подробную информацию о будущем большом дереве. Причем, каково семя, таково и дерево. Потому и говорили «От осины не родятся апельсины».

Последнее изречение относится также в переносном смысле и к роду, внутри которого все родственные взаимосвязи можно образно представить в виде большого разветвленного Древа. По такому типу строятся как раз Родословные (генеалогические) деревья. Более точно данную мысль передает пословица: «Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын». Или же «какова матка, таковы и детки». И тут нечего добавить.

Еще предки говорили: «Где одному не справиться, там род поддержит». И это было непреложной истиной, поскольку на Руси всегда с малых лет всем сородичам прививались, и высоко ценились взаимопомощь и взаимовыручка. Отец и мать стояли насмерть за своих детей, брат не щадя живота своего стоял за братьев и сестер своих… Потому еще добавляли: «Русский человек без родни не живет». Или «Семья в куче - не страшна и туча». Родственники всегда приходили на помощь в любой беде, без этого было не выжить. Тогда выражение «все за одного и один за всех» произносилось не ради красного словца, а обладало вполне конкретным обязательным к исполнению для всех родичей содержанием.

К родителям и старикам было особое почтение. Говорилось: «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает». Или: «Живы родители-почитай, умерли-поминай». Без благословения представителей старших поколений ни одно серьезное дело не начиналось. Вспоминается: «Родительское благословение на воде не тонет, и на огне не горит».

Верно подмечалось предками: «Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет». Притом: «Семейный горшок всегда кипит». Потому и придавалось большое значение тому, чтобы в роду и семье царили согласие и взаимопонимание. По этому поводу до нас дошло множество пословиц. Вот одна из них: «Согласие да лад в семье клад». Или «В семье согласно, так и дело идет прекрасно». Подчеркивалось: «Намеки да попреки - семейные пороки».

Про хороших супругов говорили: «У хорошей жены самовар блестит, а у хорошего мужа жена светится». Или: «Муж да жена - одна душа».

Мужу напоминали: «Три друга у тебя: отец, да мать, да верная жена». Потому надо ценить жену: «Жена не гусли: поиграв, на стенку не повесишь». Про мужа говорили: «Птица крыльями сильна, жена мужем красна». Или: «С милым мужем и зима не стужа». Притом: «За мостом трава зеленеет, за хорошим мужем жена молодеет». Главное, что: «Простой, да мой, герой, да чужой».

Про жену сказывали: «Жена, что лебедь-птица, вывела детей вереницу». Или: «От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь». И заключали мудро: «С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне».

Отмечалось взаимное дополнение мужчины и женщины в семье: «Муж-голова, а жена-сердце». Или: «Без мужа что без головы, а без жены что без рук». Причем мужу советовали: «Учи жену без детей, а детей без людей».

В хозяйстве и обществе у супругов также различные роли: «Баба да кошка в избе, мужик да собака на дворе».

Всегда помнили и о детях: «С детьми содом, а без детей могила». Или: «Малы детушки-что часты звездочки: и светят, и радуют в темну ноченьку». Мудро подмечали: «У кого детей много, тот не забыт Богом».

За каждым из подобных изречений стоит древняя культура семейно-родовых отношений, бытовавших ранее в славянских землях. Данная культура основывалась на глубочайших знаниях Бога, Вселенной, общества и людей. Пришло время возрождать полезное, но забытое…

Лазарев С.В.

________________________________________

Наследие предков.

Народные пословицы

Издревле наши предки передавали знания следующему поколению путем сказок, былин, притч и поговорок. Каждый из методов нес своё предназначение и все из них были важны для передачи народной вековой мудрости.
В пословицах путем кратких высказываний передавалась суть объемных знаний.

К сожалению, к нашему времени многие поговорки не дошли, из существующих ныне: многие редко употребляется, какие-то уже полностью непонятны, другие потеряли первоначальный смысл. Последние явление возникло в результате утраты первичного понимания некоторых слов, а также потери при пересказываниях части словосочетаний в пословицах, ведь в 20 и 21 веке мы перестали хранить мудрость предков.

Открыв книги 1800-тых годов я обнаружил разницу в понимании и восприятии многих пословиц. Интересно, что в некоторых случаях, после потери концовки - пословица стала нести противоположный смысл.

Например, думаю, все мы помним такую пословицу как:
Тише едешь - дальше будешь ”. В 1800-тых годах она звучала так: “Тише едешь - дальше будешь от того места, куда едешь .

Еще интересные:
За битого - двух небитых дают и то не берут.

Двое третьего ждут, а семерого одного не ждут.

Утро вечера мудренея - трава соломы зеленея.

Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто Духом упал!

Упрямого правит дубина, а горбатого могила.

Повторенье - мать ученья и прибежище для лентяев.

Также много поговорок и пословиц было посвящено образу жизни, вот что гласит народная мудрость об употреблении алкогольных средств:

Вешний путь не дорога, а пьяного речь - не беседа.

Вино полюбил - семью разорил.

Пить да гулять - добра не видать.

Пьяница в народе, что сорняк в огороде.

У трезвого кулаки дерево рубят, у пьяного и топор не берет.

Хватил винца - не стало молодца.

Заметьте, что сегодняшнее понимание сути пословицы немного разнится с оригиналом.

Суть: Предпочиная верную и малую выгоду неверной, хотя и большой - люди говорили:
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Суть: новых приобретая друзей, не забывай старых.
Старый друг - лучше новых двух.

А вот эта пословица дошла в оригинале:
За двумя зайцами погонишься - и ни одного не поймаешь.

Интересная пословица для размышлений:
Лучше жить в зависти, чем в жалости.

О разности способностей у каждого:
Всякий своему нраву работает. У всякого свой обычай.

Сколько голов - столько и умов.

Людей слушай, а свой ум имей.

Чужие руки легки, да не к сердцу.

О судьбе:

Всякий своего счастья кузнец.

На наклонившееся дерево и козы скачут. (суть: если в голове - беда, и в жизни тоже будет беда).

Каково посеешь - такого и пожнёшь.

Неправедная корысть - в прок не йдет.

Лучше поздно, чем никогда.

О выборе методов поступков к людям:

Клин клином вышибается.

Ударили по одной щеке - подставь другую, но не позволь себя ударить.

О мысль - слово - дело - результат:
Конец дело венчает.

Не спросивши брода - не суйся в воду. (суть: Сначала думать, потом делать.)

Тогда скажешь гоп, когда перепрыгнешь.

Какие сани - такие и сами.

Видели глаза что брали.

О вмешательстве в чужую жизнь:
На совет чужой не ходи; пока позовут подожди (погоди).

На службу не накупайся или
Коли не спрашивают - не суйся. (суть: Насильно на услугу не навязывайся).

Где два бьются, третий не мешается.

Язык доводить до Киева и до кия.

Об уважении вещей, какие они ни были, если не покупная, а даренная:
Дареному коню в зубы не смотрят.

О отношении к людям, адекватно воспринимать мир, не ходить в розовых очках:

Волка как не корми, а всё равно на свинью сморит.

Старайся манить собаку, да палки из рук не выпускай.

Рыба от головы начинает портится.

За битого - двух небитых дают, да щей не берут.

Думка за горами, а смерть за плечами.

Баба с воза, а кобыле легче.

На чужой коровай глаз не порывай, да себе дбай.

Для написания статьи использованы материалы
Иван Михайлович Снегирев «Рускiе въ своихъ пословицахъ” Книжка I (Москва - Университетская типография, 1831 г.)
Иван Михайлович Снегирев «Рускiе въ своихъ пословицахъ” Книжка II (Москва - Университетская типография, 1831 г.)
Владимир Даль “Пословицы русского народа. Том I” (СПб. - М., 1879 г.)
Владимир Даль “Пословицы русского народа. Том II” (СПб. - М., 1879 г.)
Пословицы процитированы с переводом на русский язык в современном правописании.

Святослав Стеценко, 10.05.2009
газета "РОДОВОЙ дом", №5 (23)