Кто может рассчитывать на помощь государства. В беларуси растет количество малообеспеченных семей Государственные награды многодетным семьям

В нашем государстве по тем или иным причинам множество семей имеют статус малоимущих, а многие даже не догадываются, что могут его получить. Правительство страны помогает малоимущим семьям преодолеть все трудности жизни, выделяя разнообразные льготы, пособия, материальную помощь, а также делая различные выплаты. Поэтому в данной статье мы разъясним:

  • критерии, по которым государственные органы определяют семьи с малым достатком;
  • нижний лимит дохода для малоимущей семьи;
  • как правильно рассчитать минимальный порог дохода на каждого члена семейства;
  • какие положены выплаты и льготы малоимущим.

Какая семья считается малоимущей в 2016 году

Чтобы понять, какая же семья признается малоимущей, сначала разберем ее состав. Исходя из положений законов нашего государства, любая семья, независимо от ее состава, может претендовать на льготы, как малоимущая. То есть, не важно, полная она или нет, родитель-одиночка, бездетные супруги, семейство с приемным ребенком и многие другие, разнообразные по составу семьи.

Получается, что совершенно любая семья может подпасть под льготу для малоимущих. Но есть отдельные категории семей, для которых социальная льгота выделяется в первую очередь - это матери-одиночки, многодетные семьи и ячейки общества, где есть пенсионеры или инвалиды.

Социальные работники при расчете состава семьи учитывают каждого ее члена:

  • супругов;
  • детей и родителей;
  • дедушек и бабушек;
  • отчимов и мачех, а также пасынков с падчерицами;
  • приемных детей и приемных родителей;
  • попечителей с опекунами.

Поэтому при расчете количественного состава семьи, каждый из этих членов будет учтен. Стоит обратить особое внимание на тот факт, что обязательна прописка (постоянная регистрация) всех этих людей по одному и тому же адресу.

Определяя социальный статус граждан в семье, государственные органы используют:

  • прожиточный минимум региона регистрации семьи;
  • средний семейный бюджет.

Обязательно отметим, что, если среди членов семьи есть трудоспособный здоровый взрослый человек, не состоящий на учете на бирже труда, но тем не менее не работающий, такая семья ни при каких условиях не получит статус малоимущей.

Расчет среднего дохода члена семьи

Разобравшись с составом, можно переходить к следующему пункту определения малоимущей семьи - это доход на одного из ее членов за последние три месяца. Причем показатель дохода обязательно высчитывается средний. Это самый важный показатель, учитываемый при расчете социальной льготы.

Все официальные денежные поступления трудоспособных взрослых членов ячейки общества, а также пенсии и стипендии пожилых, инвалидов и учащихся суммируются, и делятся на 3. Полученная сумма - это совокупный доход семьи за 1 месяц. Далее эта сумма делится на количество граждан, входящих в состав семьи. Получился искомый результат - доход на одного члена семейства.

Вычисленный показатель сравнивается социальными работниками с прожиточным минимумом региона проживания семьи. Если сумма дохода этот показатель не превосходит, то такую семью можно признать малоимущей, а, следовательно, ей полагаются все причитающиеся выплаты и льготы.

Оформление статуса малоимущей семьи

Для получения статуса малоимущей семьи один из ее представителей обращается в местные органы государственной социальной защиты, если быть точнее, то в отдел местного управления социальной опеки. При себе следует обязательно иметь необходимый пакет документов:

  • ксерокопии и оригиналы личных документов всех граждан, входящих в состав семьи;
  • пенсионные удостоверения лиц пожилого возраста (если они входят в состав семьи);
  • бумаги, подтверждающие инвалидность (если инвалиды есть в семье);
  • документ многодетной семьи, подтверждающий ее статус;
  • бумаги, подтверждающие доходность семейного бюджета (справки 2-НДФЛ для всех трудоустроенных, справка с биржи труда для неработающих, справка из учебного заведения для студентов, получающих стипендию);
  • выписка из домовой книги (обязательный документ, так как регистрация всех членов семьи по одному адресу - необходимое требование).

На рассмотрение заявления у чиновников из социальных органов уйдет неделя, с момента подачи пакета документов. За этот срок они проверят доход граждан, входящих в состав семьи, подлинность всех предоставленных документов и все остальные нюансы. Приняв решение, сотрудники управления социальной опеки должны о нем уведомить в письменной форме. В случае принятия отрицательного решения о присвоении статуса малоимущей семьи, и вашего несогласия с данным решением, вердикт органов социальной защиты можно обжаловать в суде.

Привилегии, положенные малоимущим семьям

Для малоимущих семей правительство государства предусмотрело следующий перечень льгот:

  • понижение стоимости платежей по коммунальным услугам;
  • пособие по уходу за несовершеннолетними до срока достижения ими восемнадцатилетнего возраста;
  • выделение субсидии на улучшение условий проживания;
  • натуральная помощь в виде предоставления медикаментов, топлива, одежды, обуви и питания;
  • обеспечение детей путевками в санаторий или лагерь отдыха (1 раз в год).

Стоит учитывать тот факт, что пособие на ребенка в каждом отдельном регионе выплачивается исходя из размера прожиточного минимума субъекта, возраста отпрыска и количества взрослых работоспособных членов семьи. Например, одинокая мать-инвалид, имеющая ребенка в возрасте до трех лет, будет получать максимальную сумму пособия.

В отдельных регионах малоимущие семьи получают целевые единовременные выплаты. Как пример можно привести суммы, выделяемые беременным и кормящим женщинам на улучшение питания или на сбор ребенка в школу к началу нового учебного года. Для студентов из малообеспеченных семей начисляется социальная обязательная стипендия.

Для некоторых детей из малоимущих семей предусмотрены льготы, ввиду поступления вне конкурса в учебные заведения на бюджетные места. Условия, необходимые для получения такого права:

  • ребенок из семьи с одним родителем, имеющим инвалидность не ниже I группы;
  • успешно сданный ЕГЭ (необходимо набрать минимальный допустимый положительный балл);
  • возраст отпрыска, решившего стать студентом, не превышает 20 лет.

Здравствуйте. Я и мой ребенок получаем 2 пенсии по потере кормильца (на себя и на ребенка). Подскажите, имею ли я право на какие-нибудь льготы? (Елена Гончаренко)

Скажите, пожалуйста, мой муж не работает, получает пособие 350 тыс. Меня на работе переводят на полставки с окладом в 3 млн рублей. На какие льготы от государства мы можем рассчитывать ? (Елена Темникова)

Основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными является бюджет прожиточного минимума. Граждане (семьи), признанные малообеспеченными, имеют право на государственную социальную помощь (ст. 6 закона от 6 января 1999 г. №239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь»).

Малообеспеченными гражданами (семьями) признаются граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума (ст. 1 закона №239-З).

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в период с 1.02.2016 г. по 30.04.2016 г. установлен в размере 1 млн 591 тыс. 310 рублей.

Согласно пунктам 3, 4 Положения о порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи (гражданина) для предоставления государственной адресной социальной помощи, среднедушевой доход семьи (гражданина) определяется исходя из доходов, полученных членами семьи (гражданином) в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за такой помощью, за исключением семей (граждан), в которых член семьи (гражданин) уволен с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, сокращением численности или штата работников, исчисляется за три месяца, предшествующих месяцу обращения за государственной адресной социальной помощью.

Для семьи среднедушевой доход определяется путем деления суммы доходов всех членов семьи на 12 (три) месяцев (месяца) и последующего деления на количество членов семьи, включенных в ее состав.

Государственная социальная помощь предоставляется в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности, а также на внесение платы (полностью или частично) за жилищно-коммунальные услуги и (или) платы за пользование жилым помещением государственного жилищного фонда; социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников; социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации; обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни (п. 1 указа №41 от 19 января 2012 г. «О государственной адресной социальной помощи»).

Причинами отказа в предоставлении государственной адресной социальной помощи могут стать наличие в собственности более одного жилого помещения (квартиры, жилого дома), получение образования на платной основе и ряд других.

Малообеспеченным гражданам (семьям) могут быть предоставлены и другие льготы, предусмотренные жилищным, налоговым и иными видами законодательства. Это зависит от наличия дополнительных признаков: многодетность, инвалидность, выход на пенсию и т. д.

Вдовам предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 460 000 белорусских рублей в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ст. 164 Налогового кодекса РБ). Лицам, обеспечиваемым пенсией по случаю потери кормильца, предоставляется ряд льгот по государственной пошлине при обращении в суд, при совершении нотариальных действий и т. д. (ст. 257 Налогового кодекса).

Для членов семей погибших (умерших) при исполнении воинских (служебных) обязанностей предусмотрены дополнительные меры социальной защиты: получение льготных кредитов, одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, внеочередное предоставление жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда и ряд других (ст. 22, 23 закона РБ №1594-XII от 17 апреля 1992 г. «О ветеранах»).

Ответ подготовил юрист, правозащитник Олег Мацкевич.

Материалы

В Беларуси наблюдается рост количества малообеспеченных семей. По итогам прошлого года реальные располагаемые доходы населения страны снизились по сравнению с 2015 годом на 7,3 процента. Более детально о росте количества малообеспеченных семей в Беларуси узнавали журналисты раздела "Новости Беларуси" издания "Биржевой лидер".

Доходы населения Беларуси, как отмечает издание "Белорусские новости", начиная с 2015 года, только лишь снижаются. Согласно проведенному Белстатом в 4-м квартале 2016 года выборочному обследованию домашних хозяйств по уровню жизни, к категории малообеспеченных относится 4,4 процента белорусских семей. В 3-м квартале прошлого года к данной категории относилось 4,1 процента от всех белорусских семей, тогда как в 1-й половине года - 3,9 процента.

Между тем ранее, начиная с 2005 года, доля малообеспеченных семей в стране уменьшалась, снизившись в 2010 году с 12,7 до 5,2 процента. В 2011 году она выросла до 7,3 процента, после чего снова начала сокращаться, снизившись в 2014 году до 4,8 процента. Между тем по итогам 2016 года доля малообеспеченных семей в Беларуси составила уже 5,7 процента.

При этом в 4-м квартале 2016 года самое большое количество бедных было на территории Гомельской и Брестской областей - 6,2 и 6 процентов, соответственно. В Могилевской области доля таких семей составила 5,4 процента, в Витебской - 4,9 процента, в Минской - 4,4 процента, а в Гродненской - 3,4 процента. Меньше всего бедных семей - в белорусской столице, где их доля составляет 1,4 процента.

Напомним, что в Беларуси порог бедности определяется БПМ - бюджетом прожиточного минимума. В период с 1 февраля по 30 апреля текущего года данный показатель будет составлять 180,1 рубля на душу населения. По расчетам белорусского правительства, этих денег гражданам должно хватить на приобретение минимального набора продуктов и непродовольственных товаров, а также на оплату необходимых услуг.

Лицам, доход которых ниже БПМ, государство предоставляет адресную социальную помощь. По итогам прошлого года такую помощь в виде ежемесячной поддержки получили 75 140 белорусов. При этом еще 43 982 белоруса получили помощь от государства в виде разовой выплаты. Компенсация за приобретенные подгузники была выплачена 119 696 гражданам, а за купленные средства технической реабилитации - 24 451 человек. Продукты питания на детей в возрасте до 2 лет государство обеспечивало 27 172 человека. В общей сложности, государственную адресную соцпомощь получил 290 441 человек. Если же рассматривать ситуацию по регионам, то больше всего получателей социальной помощи живет в Гомельской, Могилевской и Брестской областях. При этом количество получателей за год выросло более чем на 39 тысяч человек.

Большая часть белорусских семей живет на менее чем 500 рублей на 1 человека.

В настоящее время большая часть семей в Беларуси живут на менее чем 500 рублей на 1 человека. Впрочем, семьи, не относящиеся к категории бедных, также не шикуют, и живут достаточно скромно. В Белстате подсчитали располагаемые ресурсы белорусских домашних хозяйств, в том числе и стоимость потребленных продуктов питания, которые были произведены в домашнем хозяйстве, а также средства, полученные в виде различных выплат и предоставленные гражданам льготы. В итоге получилось, что в прошлом году располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство в Беларуси составили 962,3 рубля в месяц. Денежные расходы в расчете на домашнее хозяйство составили, согласно подсчетам статистического ведомства, 906,3 рубля в месяц, из которых на потребительские расходы пришлось 677,7 рубля (74,8 процента).

По мнению Антона Болточко, экономического эксперта "Либерального клуба", в нынешней социальной и экономической ситуации нужно принимать меры, направленные на поддержку наиболее уязвимых слоев населения страны, а также на создание новых рабочих мест. Эксперт объяснил, что сегодняшние протесты в Беларуси - одна из составляющих недовольства населения страны. Вместе с тем миграция рабочей силы является отражением неудовлетворенности граждан теми условиями, которые сегодня есть в Беларуси для работников.

Для изменения ситуации в лучшую сторону Болточко предлагает пересмотреть условия, на которых государство в настоящее время предоставляет адресную социальную помощь. Кроме того, власти должны также и увеличить размер пособия по безработице, тогда как срок их получения должен быть ограничен 6 месяцами. Эксперт объяснил, что средства на выплату пособий безработным можно изыскать из тех сумм, которые сегодня направляются на поддержку государственных предприятий.

Кроме того, сегодня, когда в сфере условий жизни белорусских граждан наблюдаются не самые позитивные изменения, власти должны реально взяться за воплощение в жизнь ранее неоднократно озвученных планов по созданию в стране новых рабочих мест с высоким уровнем заработной платы. Весь вопрос здесь заключается в используемых государством подходах. Пока у власти нет никакого желания менять условия ведения бизнеса, который в большинстве случаев как раз и является источником новых рабочих мест, в которых используется высококвалифицированный труд и предлагается обучение персонала. В стране нужно развивать самозанятость, дать людям возможность заработать и не давить предпринимателей различными законодательными актами.

социальный защита малообеспеченный государственный

Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 года №239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» в редакции Закона Республики Беларусь от 7 мая 2014 г., малообеспеченные граждане (семьи) - граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину необходимых для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь .

Бюджет прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения рассчитывается на основании Положения, утвержденного Правительством Республики Беларусь. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2014 г. № 865 «Об утверждении прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения и Положения о порядке расчета бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения» утвержден прожиточный минимум для основных социально-демографических групп населения, состоящий из: минимальных наборов продуктов питания для основных социально-демографических групп населения; непродовольственных товаров и услуг.

Бюджет прожиточного минимума ежеквартально утверждается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала (ст.4 Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 года №239-З). Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 18 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах марта 2016 г. в расчете на один месяц:

в среднем на душу населения - 1 699 430 рублей; трудоспособное население - 1 870 980 рублей; пенсионеры - 1 304 000 рублей; студенты - 1 654 000 рублей; дети в возрасте до трех лет - 1 092 230 рублей; дети в возрасте от трех до шести лет - 1 515 000 рублей; дети в возрасте от шести довосемнадцати лет - 1 863 240 рублей;

в среднем на душу населения - 169 рублей 94 копейки; трудоспособное население - 187 рублей 10 копеек; пенсионеры - 130 рублей 40 копеек; студенты - 165 рублей 40 копеек; дети в возрасте до трех лет - 109 рублей 22 копейки; дети в возрасте от трех до шести лет - 151 рубль 50 копеек; дети в возрасте от шести до восемнадцати лет - 186 рублей 32 копейки.

В связи с изменением БПМ с 1 мая 2016 г. увеличатся минимальные трудовые и социальные пенсии; надбавки, повышения к пенсиям и доплаты лицам в возрасте 75 лет и выше, получающим пенсии в органах по труду, занятости и социальной защите; пособия по уходу за инвалидом I группы либо за лицом, достигшим 80-летнего возраста; пособия на детей: при рождении ребенка (первого ребенка - 10 БПМ, второго и последующих детей - 14 БПМ); по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (1 БПМ); на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (0,5 БПМ), на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (0,5 БПМ, 0,7 БПМ) и другие социальные выплаты, исчисляемые из размера БПМ .

В качестве критерия отнесения граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилищных условий, к категории малообеспеченных используются такие социальные нормативы, как бюджет минимума (БПМ) и минимальный потребительский бюджет (МПБ).

БПМ - это стоимость величины прожиточного минимума, представляющего собой минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Этот норматив применяется при: анализе и прогнозировании уровня жизни населения; обосновании минимальных государственных социально-трудовых гарантий; оказании государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям).

А МПБ, как социальный норматив, представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. В отличие от бюджета прожиточного минимума в МПБ включены расходы на удовлетворение социально-культурных потребностей человека.

Этот норматив применяется при: прогнозировании уровня жизни населения; определении минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат; проведении адресной социальной политики, направленной на усиление социальной защиты и поддержание наименее защищенных слоев населения; разработке социальных программ помощи населению, формировании системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

Регулируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 декабря 2000 г. № 1995 « Об утверждении положения об отнесении граждан к категории малообеспеченных трудоспособных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения».

Потребность в социальной защите со стороны государства для конкретного человека наступает в случае, когда он в силу каких-либо обстоятельств не имеет возможности за счет труда извлекать доходы, достаточные для обеспечения жизненных основных потребностей.

Причины снижения уровня социальной защищенности условно можно подразделить на две группы:

Личного характера (полная или частичная потеря трудоспособности в связи с инвалидностью, временная потеря трудоспособности в связи с заболевание,

Одной из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения - система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

К наиболее уязвимым слоям населения относятся женщины. В Республике Беларусь женщины составляют более 53 % трудоспособного населения. Наибольшее их количество занято в сфере образования (79,6 %), здравоохранении (85,9 %), страховании и кредитовании (75,4 %), в торговле и общественном питании (74,8 %), культуре (73,8 %), связи (64,6 %) и других отраслях сферы услуг. Именно женщины являются важнейшим трудовым ресурсом страны, который обеспечивает быт семьи, воспитание детей, осуществляет заботу о престарелых и т. д., внося тем самым непосредственный вклад в развитие человеческого потенциала.

Но именно женщины оказываются наиболее уязвимыми в условиях экономических спадов и кризисов. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве безработных, они первыми теряют работу при сокращении рабочих мест, уступают мужчинам по уровню доходов. Имея более высокий уровень образования, женщины преобладают среди представителей низкооплачиваемого и малоквалифицированного труда, занимают более низкие этажи профессиональной карьеры, они в значительно меньшей степени представлены в сфере управления, в том числе и в высшей школе, и т. д.

Зачастую используют производный термин от «социальной защиты», а именно - «социальная защищенность». Их различие состоит в соотнесении действия и состояния:

· для «социальной защиты» ключевым служит характер намерений (государства, общественных структур и личности) по реализации социальной политики или мер по самозащите;

· для «социальной защищенности» смысловая нагрузка воплощается в определении состояния, в котором находится защищаемая личность или социальная группа (инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.).

Сложилось три методологических подхода к трактовке данной категории: политэкономический, методологический и инструменталистский.

Так, по мнению Б. Ракитского, «социальная защищенность в широком смысле представляет собой такой общественный порядок, в рамках которого объекты могут отстаивать свои интересы». .

К важнейшим характеристикам категории «социальная защита» Л. Якушев относит: «виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием». . Данный методологический подход опирается на позиции Международной организации труда, рассматривающие национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов социального страхования и социальной помощи.

Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно детально проработан западными учеными. Так, Х. Ламперт к формам социальной защиты относит: «различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий». [ 14 , с. 150-152].

Важно отметить позицию специалистов Международного Бюро труда в связи с определением предмета и содержания понятия «социальная защита работников». В своей деятельности они используют два подхода - «широкий», охватывающий фактически всю сферу жизнедеятельности человека в процессе труда, и «узкий», включающий социальное страхование и социальную помощь. Так, в доктрине качества трудовой жизни и программе по улучшению условий труда используется широкая трактовка социальной защиты работников (рабочее время, организация и содержание труда, безопасные условия труда и производственная среда, условия труда и выбор технологий, заработная плата и т.д.).

В состав системы социальной защиты населения включают следующие подсистемы:

Субъекты-граждане и члены их семей, на которых распространяется соц. Защита населения и социальные работники.

Виды и формы соц. Защиты

Механизмы соц. Защиты

Органы в соц. Защиты, в т.ч.:

1. Органы управления соц. защиты

2. Органы финансирования соц. Защиты граждан и прежде всего государственные внебюджетные и добровольные фонды соц. страхования.

3. Сеть организаций и предприятий соц. Защиты и соц. Обслуживания различных организационно-правовых форм .

Социальная защита осуществляется в форме натуральных или денежных выплат, льгот и пособий. В нынешних условиях социально-экономического развития Республики Беларусь границы социальной защиты более расширены, так как она снижает дифференциацию населения по уровню доходов, смягчает ситуацию, при которой сложности переходного к рынку периода перекладываются на одни группы населения при заметном выигрыше других; приостанавливает прогрессирующее обнищание населения вследствие большого отставания оплаты труда от уровня цен, недоступности для населения из-за высоких цен многих товаров повседневного спроса; обеспечивает сохранность рабочих мест как основного источника средств существования всех членов общества; обеспечивает доступность для всех слоев и групп населения необходимых благ и услуг социального характера (образование, здравоохранение, культура и т.д.); учитывает, что меры социальной защиты, достаточные для одной группы населения, могут оказаться неэффективными или невыполнимыми в отношении другой и т.д.

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира. На сегодняшний день насчитывается большое количество моделей социальной защиты населения, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами защиты населения, масштабами применения.

Таким образом, социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов, общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни.