Роды на древней руси. Роды на древней руси Как же проходили собственно роды

В России вплоть до XVIII века и акушерство, и гинекология стояли на более низкой ступени развития, чем во многих других странах, и даже не разделялись на разные отрасли медицины. В языческой Руси беременные призывали на помощь богов, принося им жертвы, творили заклинания, верили в приметы и чудодейственную силу растений. Самым «сильным» оберегом, кстати, считалась одолень-трава. По одним источникам, это белая речная кувшинка, по другим – зверобой, а по третьим – растение из рода молочаев.

Немногим лучше с этим обстояли дела, когда Россия уже приняла христианство: беременная могла рассчитывать лишь на помощь самой старшей и опытной женщины в роду или повитухи. Вот что предписывали суровые правила «Домостроя»: «Врачеваться следует Божией милостью, да истинным покаянием, да благодарением, и прощением, и милосердием, и нелицемерной любовью ко всем». Вот и все, и никаких докторов! В то же время русские женщины продолжали истово , и правоту некоторых из этих поверий, как ни странно, современная медицина в той или иной степени подтверждает.

Бабушкины суеверия

– Беременной нельзя есть тайком и второпях. Опираясь на логику, тайком беременная женщина будет есть в том случае, если она , например, способное вызвать аллергию . Так же и еда второпях: пища не подвергается достаточной механической обработке, а значит, хуже усваиваются питательные вещества. Все это вредит плоду.

Беременной нельзя сидеть нога на ногу. Действительно, при таком положении нарушается кровообращение в ногах, что может привести к варикозу.

Беременной нельзя поднимать руки и спать на спине. Медики подтверждают это в некоторых случаях для поздних сроков беременности : есть риск преждевременных родов и осложнений.

Беременным нельзя носить украшения из золота и серебра. Здесь медицина не ставит абсолютных запретов, но все же беременные склонны к отечности, и ношение любимых украшений им стоит отложить «на потом». Ведь у многих будущих мам отекают не только ноги, но и руки тоже.

Беременным нельзя смотреть на уродства, пожары, присутствовать при скандалах, драках, похоронах. Не надо быть специалистом, чтобы оценить всю глубину этой народной мудрости: будущей маме совершенно противопоказаны отрицательные эмоции. Ей предписан психологический комфорт. Еще беременным строго запрещалось злословить, воровать, пьянствовать. Этот запрет также не требует отдельных комментариев.

В то же время даже до наших дней дошли очень , никакому разумному объяснению не поддающиеся. Например, почему беременная не должна вязать, шить и вышивать? Или почему будущая мать не может сама заранее позаботиться о приданом для малыша?

Иван Грозный и акушерство

В каждой русской семье – от крестьянской до боярской – детей всегда было много, роды повторялись из года в год, и потому не воспринимались как какое-то чрезвычайное событие. Люди радовались, если пополнение в семействе проходило благополучно, и с философским смирением воспринимали потерю младенца. Первую попытку хоть как-то систематизировать родовспоможение государство предприняло лишь в конце XVI века.

«Грозный царь» не оставил по себе в народе доброй памяти. А между тем некоторые его начинания вполне можно назвать прогрессивными для своего времени. Так, именно при Иване Грозном был создан Аптекарский приказ. По сути – первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, в том числе и родовспоможением. Было определено, что мужчины не имеют права заниматься акушерством, а роды должна принимать повитуха или повивальная бабка (от «повивать» – принимать младенца). Эта еще не имела нужного образования, но уже основывалась на собственных знаниях и знаниях, накопленных в своей семье и передающихся от поколения к поколению.

Повивальный институт

Кто мог стать повитухой? Женщина пожилого возраста, часто – вдова, и обязательно «детная». Старинный историк пишет: «Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут…». Повитуха приглашалась на все трудные роды, обязательно , мыла и парила роженицу с новорожденным в бане и первые дни ухаживала за ними.

Следующий прорыв в акушерстве и гинекологии произошел уже в середине XVIII века. В России начали выпускать «повитух с дипломом»: были открыты повивальные институты и повивальные школы. Эти специальные учебные заведения готовили высший и средний медицинский персонал в сфере родовспоможения. «Повивальная бабка» имела высшее медицинское образование, по сути являлась акушером-гинекологом; «сельская повивальная бабка» обладала средним медицинским образованием. Были еще и просто «повитухи» – слушательницы, получившие заочное образование. Их работа уже не пускалась на самотек, а строго регламентировалась специальным уставом.

Повитуха начинала с того, что переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской воды и зажигала перед иконами свечу. Она жестко следила за тем, чтобы в доме были развязаны все узлы: от кос у женщин до замков на дверях. Дескать, так роды окончатся быстрее. Вне зависимости от своего профессионализма, повитуха оказывала огромную психологическую помощь будущей маме, постоянно приговаривая, что все будет хорошо. новорожденному она перевязывала ниткой, свитой с волосами матери – чтобы связь между ними оставалась на всю жизнь.

Сразу после рождения повитуха производила действия, аналогичные современной беби-йоге: разглаживала малышу ручки, ножки, животик, «правила» головку. Если же младенец был слабеньким, то повивальная бабка могла... отправить его в печь. Новорожденный трижды оказывался там на широкой деревянной лопате при самом слабом жаре. Это было символическое действие: младенца как бы «пропекали», чтобы он рос здоровым и сильным.

Не мужское дело

Столь модные сейчас не могли присниться нашим предкам даже во сне. Мужу предписывалось держаться от рожающей жены подальше, но все же находиться в зоне досягаемости. Потому что если что-то пойдет не так, то тогда именно ему полагалось усердно молиться и обходить дом с образами.

И только Петр Первый смог слегка расшатать устоявшиеся традиции: во время его правления наконец стало возможным допускать врача-мужчину к роженице. Великий реформатор всячески привлекал европейских медиков в Россию, издав специальный указ, по которому обязывал иностранцев обучать наших лекарей. А кроме того, одаренная молодежь получила возможность обучаться за рубежом, в том числе и медицине. Вскоре и у нас в стране были открыты школы «для медической и хирургической практики», постепенно наладилось акушерское образование. Появилось первое пособие «Как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит», первые учебники для будущих акушеров-гинекологов и первые талантливые российские ученые. Самое известное имя того времени – теоретик и практик акушерства и гинекологии Нестор Амбодик-Максимович, который первым в нашей стране применил акушерские щипцы. Но это – новая страница в истории родовспоможения в России, которая заслуживает отдельного рассказа.

В России вплоть до XVIII века и акушерство, и гинекология стояли на более низкой ступени развития, чем во многих других странах, и даже не разделялись на разные отрасли медицины. В языческой Руси беременные призывали на помощь богов, принося им жертвы, творили заклинания, верили в приметы и чудодейственную силу растений. Самым «сильным» оберегом, кстати, считалась одолень-трава. По одним источникам, это белая речная кувшинка, по другим – зверобой, а по третьим – растение из рода молочаев.

Немногим лучше с этим обстояли дела, когда Россия уже приняла христианство: беременная могла рассчитывать лишь на помощь самой старшей и опытной женщины в роду или повитухи. Вот что предписывали суровые правила «Домостроя»: «Врачеваться следует Божией милостью, да истинным покаянием, да благодарением, и прощением, и милосердием, и нелицемерной любовью ко всем». Вот и все, и никаких докторов! В то же время русские женщины продолжали истово , и правоту некоторых из этих поверий, как ни странно, современная медицина в той или иной степени подтверждает.

Бабушкины суеверия

– Беременной нельзя есть тайком и второпях. Опираясь на логику, тайком беременная женщина будет есть в том случае, если она , например, способное вызвать аллергию . Так же и еда второпях: пища не подвергается достаточной механической обработке, а значит, хуже усваиваются питательные вещества. Все это вредит плоду.

Беременной нельзя сидеть нога на ногу. Действительно, при таком положении нарушается кровообращение в ногах, что может привести к варикозу.

Беременной нельзя поднимать руки и спать на спине. Медики подтверждают это в некоторых случаях для поздних сроков беременности : есть риск преждевременных родов и осложнений.

Беременным нельзя носить украшения из золота и серебра. Здесь медицина не ставит абсолютных запретов, но все же беременные склонны к отечности, и ношение любимых украшений им стоит отложить «на потом». Ведь у многих будущих мам отекают не только ноги, но и руки тоже.

Беременным нельзя смотреть на уродства, пожары, присутствовать при скандалах, драках, похоронах. Не надо быть специалистом, чтобы оценить всю глубину этой народной мудрости: будущей маме совершенно противопоказаны отрицательные эмоции. Ей предписан психологический комфорт. Еще беременным строго запрещалось злословить, воровать, пьянствовать. Этот запрет также не требует отдельных комментариев.

В то же время даже до наших дней дошли очень , никакому разумному объяснению не поддающиеся. Например, почему беременная не должна вязать, шить и вышивать? Или почему будущая мать не может сама заранее позаботиться о приданом для малыша?

Иван Грозный и акушерство

В каждой русской семье – от крестьянской до боярской – детей всегда было много, роды повторялись из года в год, и потому не воспринимались как какое-то чрезвычайное событие. Люди радовались, если пополнение в семействе проходило благополучно, и с философским смирением воспринимали потерю младенца. Первую попытку хоть как-то систематизировать родовспоможение государство предприняло лишь в конце XVI века.

«Грозный царь» не оставил по себе в народе доброй памяти. А между тем некоторые его начинания вполне можно назвать прогрессивными для своего времени. Так, именно при Иване Грозном был создан Аптекарский приказ. По сути – первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, в том числе и родовспоможением. Было определено, что мужчины не имеют права заниматься акушерством, а роды должна принимать повитуха или повивальная бабка (от «повивать» – принимать младенца). Эта еще не имела нужного образования, но уже основывалась на собственных знаниях и знаниях, накопленных в своей семье и передающихся от поколения к поколению.

Повивальный институт

Кто мог стать повитухой? Женщина пожилого возраста, часто – вдова, и обязательно «детная». Старинный историк пишет: «Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут…». Повитуха приглашалась на все трудные роды, обязательно , мыла и парила роженицу с новорожденным в бане и первые дни ухаживала за ними.

Следующий прорыв в акушерстве и гинекологии произошел уже в середине XVIII века. В России начали выпускать «повитух с дипломом»: были открыты повивальные институты и повивальные школы. Эти специальные учебные заведения готовили высший и средний медицинский персонал в сфере родовспоможения. «Повивальная бабка» имела высшее медицинское образование, по сути являлась акушером-гинекологом; «сельская повивальная бабка» обладала средним медицинским образованием. Были еще и просто «повитухи» – слушательницы, получившие заочное образование. Их работа уже не пускалась на самотек, а строго регламентировалась специальным уставом.

Повитуха начинала с того, что переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской воды и зажигала перед иконами свечу. Она жестко следила за тем, чтобы в доме были развязаны все узлы: от кос у женщин до замков на дверях. Дескать, так роды окончатся быстрее. Вне зависимости от своего профессионализма, повитуха оказывала огромную психологическую помощь будущей маме, постоянно приговаривая, что все будет хорошо. новорожденному она перевязывала ниткой, свитой с волосами матери – чтобы связь между ними оставалась на всю жизнь.

Сразу после рождения повитуха производила действия, аналогичные современной беби-йоге: разглаживала малышу ручки, ножки, животик, «правила» головку. Если же младенец был слабеньким, то повивальная бабка могла... отправить его в печь. Новорожденный трижды оказывался там на широкой деревянной лопате при самом слабом жаре. Это было символическое действие: младенца как бы «пропекали», чтобы он рос здоровым и сильным.

Не мужское дело

Столь модные сейчас не могли присниться нашим предкам даже во сне. Мужу предписывалось держаться от рожающей жены подальше, но все же находиться в зоне досягаемости. Потому что если что-то пойдет не так, то тогда именно ему полагалось усердно молиться и обходить дом с образами.

И только Петр Первый смог слегка расшатать устоявшиеся традиции: во время его правления наконец стало возможным допускать врача-мужчину к роженице. Великий реформатор всячески привлекал европейских медиков в Россию, издав специальный указ, по которому обязывал иностранцев обучать наших лекарей. А кроме того, одаренная молодежь получила возможность обучаться за рубежом, в том числе и медицине. Вскоре и у нас в стране были открыты школы «для медической и хирургической практики», постепенно наладилось акушерское образование. Появилось первое пособие «Как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит», первые учебники для будущих акушеров-гинекологов и первые талантливые российские ученые. Самое известное имя того времени – теоретик и практик акушерства и гинекологии Нестор Амбодик-Максимович, который первым в нашей стране применил акушерские щипцы. Но это – новая страница в истории родовспоможения в России, которая заслуживает отдельного рассказа.

Во все времена люди с благоговением относились к беременной женщине, роженице, матери. Еще век назад в семьях воспитывалось много детей, беременность и роды были желанным и естественным для любой женщины событием. Семья, благословенная детьми, считалось в народе, - будет счастлива. Стать матерью и быть ею в полном смысле этого слова стремилась каждая женщина.

Для большинства наших прародительниц, вплоть до середины ХХ-го века, цель жизни состояла в исполнении материнских и супружеских обязанностей как душеспасительного служения, в рождении и воспитании детей. Вспомним, что только ХХ-й век подарил женщине палитру разнообразных интересных профессий и, возможно, отобрал умение быть матерью. Исходя из жизненной цели, выстраивалось и отношение к беременности и родам.

Традиции, связанные с беременностью и родами, были знакомы каждой женщине и передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Еще не достигнув супружеского возраста, девочки, девушки становились участниками процессов вынашивания, рождения и воспитания детей.

В маленьких городках, селах семьи жили в небольших домах и волей-неволей девушки видели, как рожали их матери. Старшие дети могли и оказывать посильную помощь: принести воды, подать необходимое, присмотреть за младшими детьми. Поэтому, вступая в детородный возраст, женщины не имели страха перед беременностью и родами, относились к ним как к желаемым и естественным событиям. У женщин в старину было намного меньше страхов, связанных с беременностью и родами, чем у нас, живущих в ХХІ-м веке.

Поскольку рождение ребенка - великое таинство природы, существовало множество обрядов проведения беременности и родов. У каждого народа складывались свои обычаи, посвященные беременности и родам. Мы поговорим о тех, которые сложились у нашего народа. Прежде всего, следует отметить, что весть о беременности, несмотря на многочисленность семей и всю сложность быта, нашим прабабушкам приносила радость. Будущую маму оберегали от тяжелой работы, плохих новостей, ссор. В ее присутствии запрещалось ругаться, сквернословить, ей нельзя было отказать в исполнении просьбы.

Как должно вести себя беременной женщине?

Сама беременная, как считалось, должна была вести благочестивый образ жизни. Внутри нее Господь творит душу и тело человека, и как ни в какой другой период жизни беременной необходимо заботиться о своей душе, быть любящей, милостивой, доброй, кроткой, правдивой, улучшать свои душевные качества, трудиться над исправлением своих пороков. Носящей во чреве следует удерживаться от раздражения, гнева, зависти, гордости, пустословия, злобы, испуга, уныния во всех их проявлениях. Ибо все чувства, мысли, поступки, которые наполняют мать в период ожидания ребенка, непременно передадутся малышу.

В народе существовало поверье, что, например, если беременная совершит дурной поступок, то у младенца могут быть родимые пятна. Беременная женщина должна была следить за красотой своего поведения: плавно двигаться; следить за тем, что под ногами, чтобы не споткнуться; ходить осторожно. В народе говорили, что если беременная будет жевать на ходу, то ребенок будет крикливым. Строго настрого беременным запрещалось работать в праздничные дни, заниматься рукоделием. Предостережением служило поверье, что если женщина будет работать в неположенное время, ребенок в родах запутается пуповиной. Вместе с тем, женщины выполняли посильную работу и по дому, и в поле. Следовало удерживаться от лености и сонливости, быть бодрой, проворной на всякую работу, чтобы и дитя было трудолюбивым.

Нельзя было беременной женщине и слишком печалиться, даже если кто-то из близких умрет. Ее святая обязанность -в ыносить и родить ребенка. Беременным запрещалось ходить на похороны, кладбище, чтобы слишком не расчувствоваться и не повредить плоду. В народе широко были распространены и суеверия, дошедшие к нам с языческих времен. Среди них: нельзя вешать белье, вязать, держать иголку в руках, стричь волосы. Суеверия как раз наполняли женщин необоснованными страхами. В целом, народные традиции, сложившиеся на протяжении веков, старались удержать беременных женщин от всего, что может принести им вред.

Носить дитя под сердцем старались с молитвою. Беременность и предстоящие роды - события, которые показывают величие жизни. Женщины обращались за помощью к Святой Троице, Божьей Матери, святым, старались читать молитвенное воздыхание беременной, чаще исповедовались и причащались Святых Таинств. Перед родами было принято брать благословение у священника и служить молебен с акафистами в честь икон Божьей Матери "Феодоровская", "Помощница в родах". Благодаря молитвам к этим иконам Богородицы случались и чудеса в родах: не могущие разрешиться от бремени - разрешались, сильные родовые боли - проходили, и даже открывающиеся кровотечения в родах - останавливались.

Как проходили роды?

Деревенские женщины и многие горожанки не знали специальных приготовлений к родам, до последней минуты они выполняли свои семейные обязанности. Очень часто у сельских женщин роды происходили во время работы: в поле, на дороге, на ярмарке. О родах украинок, современниц наших пра-прабабушек, рассказывают: "Бывало придет баба с поля, а в подоле - дитя. Пшеницу жала и рожала. Охала, ахала, дитя принесла, сама серпом пуповину и перерезала". Рассказывали и такие истории: "Пойдет баба на ярмарок, приходит - с дитятею. И приданное ему купила". Исследователи-этнографы заметили, что сельские женщины рожали легче городских, поскольку сами больше трудились, были крепче здоровьем.

Если роды протекали дома, конечно, старались пригласить в дом, повитуху или акушерку. Кстати, профессиональные акушерки появились в российских землях только в 1797 г., при царствовании императрицы Марии Федоровны, которая основала Повивальный институт. До этого повивальное искусство передавалось от матери к дочери или у повитух были помощницы, которым они передавали свои секреты. Как правило, повитухами были опытные, не раз рожавшие женщины, которые оказывали помощь в родах и знали в этом толк. Помимо умения принимать роды, повитуха должна была обладать безупречной репутацией, быть доброй, кроткой, молчаливой, ловкой, трудолюбивой.

Повитуха приходила в дом, крестясь, переступала порог и читала молитву, а потом принималась за дело. Перед иконами теплилась лампада, зажигались Сретенские, Пасхальные свечи, кто-то из членов семьи читал молитвы, Евангелие, призывая на помощь Господа. В родах испрашивали помощи у святых великомучениц Варвары и Екатерины. Повитуха направляла действия женщины в родах, заваривала напитки из трав, делала растирания, поддерживала промежность, окропляла роженицу святой водой. Главным образом, повитуха должна была подхватить новорожденного, чтоб не упал, не ударился. В родах женщине полагалось ходить, переступать через пороги. Роженице распускали волосы, развязывали все узлы на одежде. В доме открывали все сундуки, двери, символично помогая процессу раскрытия шейки матки. Если роды затягивались, затруднялись, повивальная бабка просила пойти в церковь и попросить священника помолиться о роженице и открыть Царские врата.

В Украине для облегчения родовых болей применяли отвары из цвета ржи, клали роженице теплые компрессы из соли и семян льна, устраивали теплые купели из капустного листа и шелухи лука. В России женщины рожали в банях, там и от глаз подальше, и тепла больше, и боли меньше в натопленном местечке.

Как только дитя родится, повитуха начинала читать молитву, кропила дитя и мать Святой водой, давала матери, прикладывала к груди. Только потом ребеночка мыли, пеленали, давали отцу или клали в колыбель или на печь. Что касается присутствия мужа в родах, то в одних регионах Украины приветствовалось его участие: муж вместе с женой стонал, пел молитвы, приседал, поддерживал жену под спину, бедра. Есть местности, где муж забирал детей и шел к родственникам, оставляя жену на попечение повитухи.

Повитуха ожидала рождения плаценты, которую называли "место" и помогала завязать и перерезать пуповину. Перерезали пуповину на Библии. Бывало и так, что пуповину мальчика обрезали на топоре, а девочки - на гребне, это связывалось с приобретением в будущем достойных мужских и женских качеств и умений. Завязывалась пуповина льняной или конопляной нитью, "чтоб в семье дальше рождались дети". Пуповину отрезали и перевязывали с молитвой и пожеланиями долгих лет, здоровья, счастья. Если рядом был отец, то пуповину доверяли перерезать ему. После того как пуповина отсохнет, ее клали между иконами в сундук, сохраняя до семилетия ребенка. По достижению семи лет пуповину вынимали и давали ребенку развязать. Если дитя справлялось с заданием, то будет смекалистым, трудолюбивым.

Плаценту - "место" или "послед", "гнездо" закапывали там, где ребенок родился, в доме или во дворе под молодое плодовое дерево.

После родов: как это было

Первые три дня мама держала дитя на руках или в колыбельке, которую делал отец. Повитуха приходила в дом и после родов, смотрела на состояние матери и ребенка, помогала помыться, купала новорожденного в купели с настоем трав, заваривала матери травы для облегчения послеродового периода. В первые дни после родов женщина отдыхала, устраивали "родины", в которых участвовали женщины-родственницы, соседки, подруги. Если их помощь требовалась, они помогали по хозяйству, и приносили с собой угощение. Как правило, через 3-5 дней мама уже возвращалась к домашним делам. Ребенка старались покрестить как можно скорее, чтобы дитя могло стать полноправным членом Церкви Христовой и было защищено Ангелом-Хранителем от злых сил. По истечению сорока дней после родов женщина приходила в церковь, где совершался обряд очищения и введения в храм.

Так рожали в старину. В наше время женщины утратили во многом умение рожать своих детей в гармонии с естеством организма и природой. Несмотря на развитие цивилизации, развитие и совершенствование медицинских приборов мы, живущие в ХХІ-м веке, потеряли навыки рождения детей и вынуждены снова обучаться им. На курсах по подготовке к родам беременные женщины учатся вновь умению проводить схватку и потугу, дыханию в родах и многому другому. Нашим прапрабабушкам такие курсы были не нужны, умение быть матерью своему ребенку передавалось из поколения в поколение, преподавалось самой жизнью. Возможно, изучая традиции рождения в разных культурах, мы сможем пополнить свои умения и знания о самом волнующем событии в жизни семьи - рождении ребенка?

В наше время медицина сулит женщинам максимально безопасные роды, которые могут привести к летальному исходу лишь в единичных случаях. Однако в древности это было не так. Женщина понимала, что роды представляют для нее большую опасность. Многие боялись рожать, так как знали, что от кровопотери или инфекций умирает едва ли не каждая вторая роженица. «МИР 24» рассказывает, как в эпоху древнего мира и на Руси определяли беременность, реагировали на бесплодие и рожали.

Древняя Греция

Фото: Базальтовая фигура женщины, дающей рождение Фото: барельеф изображение родов в Древней Греции

В Древней Греции определение беременности основывалось на вполне объективных признаках – наличии тошноты, рвоты, слабости, отсутствии аппетита и менструальных выделений. Взаимосвязь между прекращением критических дней и наступлением беременности впервые сформулировал знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ . Известно, что 9 из 72 научных сочинений врача были посвящены женским болезням и акушерству. Однако глубокие познания не помешали целителю придумать еще один, совершенно безумный по современным меркам способ определить беременность. Своим пациенткам Гиппократ предлагал выпить особый раствор. Для его приготовления необходимо было растолочь анис, смешать его с медом и растворить в воде. Выпив этот напиток, беременная непременно должна была почувствовать брюшные судороги. Если же она их не ощущала, значит, пополнения в семействе ожидать не стоило.

Для определения пола ребенка Гиппократ тоже предусмотрительно предлагал два способа. Целитель полагал, что цвет лица роженицы может свидетельствовать не только о ее самочувствии, но и о половой принадлежности малыша.

Бледность лица говорила о том, что на свет появится девочка, а здоровый розовый румянец указывал на рождение мальчика.

Также пол ребенка можно было проверить по направлению сосков роженицы. Направленные книзу соски подтверждали, что у женщины родится девочка, а кверху – мальчик.

Перед воспроизведением на свет ребенка роженице в Древней Греции полагалось встать на колени. Считалось, что такое положение может облегчить муки женщины. Акушерская помощь оказывалась только при очень тяжелых родах. В остальных случаях от повитухи требовалось лишь перерезать пуповину. Со временем повитухи стали отдельным социальным классом. Ценные знания об акушерстве они передавали из поколения в поколение.

Древний Рим



Фото:Древнеримское барельефное изображение акушерки (повитухи)

На какие только хитрости не шли римляне в древности, чтобы обзавестись потомством! Так, беременные римлянки щедро украшали себя аксессуарами из янтаря. Считалось, что этот камень способен помочь женщине благополучно доносить плод и перенести беременность.

Если вдруг супруга оказывалась бесплодной, римский патриций мог спокойно позаимствовать у другой семьи плодовитую женщину.

Чтобы облегчить мучения роженицы, акушерки Древнего Рима подносили к ее носу специальные ароматические вещества и ждали, когда она начнет чихать. Римляне были убеждены, что рефлекс может помочь вытолкать младенца из утробы. Так как анестезия еще не была изобретена, кесарево сечение делали только умершим во время родов женщинам.

После рождения первым делом малыша демонстрировали Pater Familias – отцу семейства, самому старшему члену семьи. Он подтверждал законнорожденность младенца особым ритуалом – брал его на руки и поднимал над головой. Так как отцу семейства было важно обзавестись наследником, он всегда с нетерпением ждал известия о рождении мальчика. Девочки унаследовать трон не могли.

Из-за высокой смертности римляне опасались, что ребенок может умереть вскоре после родов, поэтому имя малышу давали только когда окончательно убеждались в его жизнеспособности – спустя неделю после рождения.

В Древнем Риме жил и работал главный оппонент Гиппократа в превратностях гинекологии Соран Эфесский , более известный как основоположник педиатрии. Соран отрицал мнение Гиппократа о том, что шестимесячный плод, по сравнению с семимесячным, имеет больше шансов на выживание. Зрелый плод всегда оказывается более жизнеспособным, полагал Соран. Также он выступал за отказ от грубого родовспоможения и выработал правила кормления новорожденных грудью. Профессионализм Соран перенимал у повивальных бабок. Его не смутило, что в Древнем Риме секретам акушерства обучались в первую очередь женщины. Набравшись опыта, он обучил не одно поколение акушерок правильному повороту на ножку и извлечению плода.

Древний Египет




Фото: Древнеегипетские фрески

Египтян, как и римлян, особо интересовало, не бесплодна ли избранница. Тестом на беременность служили обыкновенные злаковые саженцы, на которые женщине следовало помочиться. Таким экзотичным способом заодно можно было узнать пол будущего ребенка. Если первой прорастала пшеница, значит, родиться должна была девочка, а если ячмень, то мальчик. Египтяне полагали, что в моче беременной женщины содержится особый гормон, поэтому в 70% случаев ее урина безошибочно демонстрировала наличие беременности.

Египтянки рожали сидя на корточках. Стопы ног следовало размещать на двух родильных кирпичах, украшенных росписью с изображением различных божеств. Процесс родов сопровождался магическими ритуалами, участники которых призывали на помощь роженице богов, изображенных на кирпичах. Если роды протекали тяжело, женщину приходилось окуривать благовониями.

Главной покровительницей рожениц и новорожденных египтяне считали богиню Таурт. Обычно ее изображали в виде самки гиппопотама или крокодила с львиными ногами, округлившимся животом и пышной грудью.

Образ Таурт часто встречался на амулетах, которые носили роженицы, а также в небольших молельнях, которые египтяне возводили близ жилищ в честь богини. Во время многочисленных раскопок в Древнем Египте археологи не раз находили статуэтки Таурт из керамики и фаянса. Вместе с тем культ плодовитой богини не распространился на храмы и пирамиды.

Русь



Фото: wikipedia.org / «Новый член семьи», (1890 года), «Новое знакомство», (1885 года) / Карл Йоханн Лемох

Роды на Руси было принято принимать в бане. Считалось, что только там роженице обеспечена спокойная обстановка и чистота. Перед родами стены и пол бани обязательно начищали добела.

Бабки-повитухи (в народе их чаще называли пупорезками) были незаменимыми спутницами рожениц и женщин, страдающих бесплодием. Для стимуляции родового процесса, лечения бесплодия и восстановления организма после родов они использовали лекарственные травы, поэтому им очень важно было обладать знахарскими премудростями.

Простолюдин не всегда мог позволить себе услуги по родовспоможению. Нанять повитуху, как правило, могла лишь обеспеченная знать. Придворные повитухи помогали князьям (а позже – царям и императорам) подобрать здоровую и целомудренную невесту. Всех претенденток повитухи подвергали строгому медицинскому осмотру.

Ослабшей после родов женщине спать не разрешали, так как, согласно народному поверью, новорожденного во время сна матери могли подменить черти. Если же женщина долго не могла разродиться, в ход шли методы, которые вряд ли придут на ум современным акушерам-гинекологам.

Для облегчения родовых мук деревенские знахарки могли, например, посыпать родовые пути сахаром.

Так, у Михаила Булгакова в «Записках юного врача» есть показательный монолог акушерки, в котором она рассказывает, как деревенская знахарка пыталась «выманить» младенца при помощи рафинада:

«Чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное... То рассыпчатое, то кусочки... Оказывается – сахар-рафинад! Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»

«Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».

Переквалифицироваться из доморощенных повитух в профессиональных акушерок женщины смогли лишь в 1757 году. В Москве и Петербурге открылись первые курсы по подготовке профессиональных акушерок, где учащиеся, как и полагается, сдавали экзамены и получали допуск к работе.

В древние времена сложным в жизни женщины было рождение ребенка. Из-за переживаний о положительном завершении родового процесса, родственники и беременная вынуждены были скрывать факт вынашивания плода от посторонних глаз. Будущую мать оберегали и на время освобождали от домашней работы. Но в деревнях, бывало, рожали в старину даже в поле за работой или у реки за стиркой.

Планирование и период беременность

Как только происходило зачатие, женщина старалась всеми возможными способами скрывать положение. Особенно это касалось сел и деревень, где такое событие было огромной новостью. С тех пор, когда виднелся округлый животик, окружающие разносили весть по селению. Тогда к беременной женщине начинали относиться более благосклонно, не давали тяжелую работу, но определенные обязанности у нее были.

Мужчины не придавали процессу вынашивания должного внимания, ведь считали это женским бременем. Были случаи, что муж роженицы полностью погружался в роды.

Люди считали будущую мать имеющей сверхъестественные силы и обладающей магией. Женщин обходили стороной из-за того, что при вынашивании внутри находилось две души, маму сравнивали с нечистым духом.

Начиная с третьего триместра, беременная не имела права участвовать в свадебных процессиях, крестинах и похоронах. Существовали предостережения, которыми женщина не могла пренебрегать. Нельзя перешагивать через коромысло, чтобы не вырос горб у ребенка, не переступать через плоды, не произошел выкидыш и не ходить по острым предметам, не призвать тяжелые родины.

Запрещалось ходить по веревкам и прутьям, так как ребенок мог родиться обвитым пуповиной. Кошек и собак будущие мамы не обижали, иначе у малыша проявятся родимые пятна с шерстью внутри. Заранее не заготавливали одежду новорожденному, даже на первое время.

За пару дней до родов женщина начинала снимать одежду и украшения. В предполагаемый день родоразрешения, она оставалась ночной рубахе. Как правило, повитуха и мать роженицы читали заговоры и молитвы весь процесс. Когда беременная отправлялась рожать, супруг открывал двери и чуланы в доме для быстрого рождения ребенка.

Процесс родоразрешения

Совместные роды. В родовой деятельности разрешалось принимать участие супругу и матери рожающей. Также приглашали опытную бабку - повитуху. Рожать в жилом доме запрещалось канонами, поэтому процесс происходил в бане или в хлеву.

За несколько дней до появления младенца, женщины с помощниками отправлялась в укромное место, и ждали начала схваток. Повитуха переодевалась в чистую одежду, периодически осматривала роженицу, всячески подбадривала.

Если роженице было сложно двигаться по помещению, бабка поддерживала ее под руки. Все родственники постоянно читали заговоры для легкого течения процесса родов. В конце первого этапа родовой деятельности, акушерка давала рожающей рвотное зелье, способствующее быстрому раскрытию шейки матки. Для облегчения потуг, в комнате, где проходили роды, натягивали плотную веревку. За нее будущая мать хваталась в момент сильного спазма матки.

Позы. Раньше рожали в вертикальном положении. При прорезывании головки, мать просила хорошей судьбы чаду. Считалось, что в этом момент ангел наделяет новорожденного душой.

Роды в 18 веке происходили на высоком уровне только во Франции. Там применялись специальные кресла, подобные современным. Акушер принимал ребенка сидя на маленькой табуретке.

Как женщины рожали в старину:

  1. на корточках;
  2. в коленно-локтевом положении;
  3. на специальном кресле.

Однажды король Людовик ХIV захотел присутствовать при деторождении. Ему было неприятно сидеть ниже женщины, поэтому член королевской семьи предложил положить роженицу на спину. Отсюда роды в 19 веке проводились в горизонтальном положении, несмотря на то, что родовая деятельность затягивалась и была мучительней. Поза «лежа на спине» нефизиологическая для данного процесса.

В конце 20 века, родоразрешение начали проводить снова в полу вертикальном положении, что делало процедуру рождения ребенка более естественной. Вертикальные позы практиковали еще в Индии, Азиатских странах и Америке.

Обезболивание. Роды в старину не облегчали эпидуральной анестезией, но существовали методы воздействия на болевые ощущения. Для снижения сильного дискомфорта, роженицу окуривали специальными травками и применяли определенные ритуальные танцы или песни.

Рожающую вводили в транс, пребывая в котором, мама не чувствовала ничего. Это были дыхательные упражнения, помогающие правильно делать вдох и выдох. Травяные лекарства применялись как стимулирующие средства. Еще одним вариантом использования нестандартного психологического состояния являлась остановка послеродовых кровотечений.

Операции. Первые случаи проведения родов операционным способом, зафиксированы в 17 веке, но исходя из африканских археологических находок, их проделывали значительно раньше. От одной акушерки к другой, столетиями переходили успешные приемы, помогающие роженице облегчить процесс изгнания плода.

Повитухи знали, как повернуть поперек лежащего ребенка за ножку перед выталкиванием из матки. Акушерские щипцы применялись еще с 16 века. Это приспособление древних индейцев, используется до сегодняшнего времени.

Рождение ребенка на Руси

Наши далекие предшественники были суеверными, поэтому появление новорожденного окружалось предрассудками и обычаями. Роженице нужно было снимать круглые предметы (серьги, кольца), чтобы освободиться от длительной беременности. Во время периода схваток, в доме будущей матери открывали окна, сундуки, двери и тумбы.

В основном, супруг принимал участие в родовом процессе. Его роль заключалась в создании комфортных условий для жены (подать воды, потереть поясницу). Тогдашние мужчины знали секрет, как упереться коленом в спину, чтобы снизить боль при потугах.

Женщины рожали раньше на Руси с мужьями, им было так легче переносить тяготы родового акта. В некоторых регионах супруг стонал и кричал вместе с женой. Позже, Петр I официально перевел повитух в статус акушерок и запретил им убивать детей, рожденных с патологиями. До этого момента малышей с уродствами настигала та же участь, что и в Спарте.

Роды на Руси проходили в укромном месте, подальше от чужих глаз. Под запретом стояла подготовка вещей младенцу до его рождения, чтобы не притягивать беду. Если акушерка увидела, что пришла пора рожать, муж три раза пролазил между ног жены.

Близкие перед родовым действием всегда прощались с роженицей из-за возможной смерти. От опыта и умений помощницы зависел исход процесса. После рождения ребенка, бабка закапывала детское место, а мать касалась своей пяткой рта младенца для спокойного сна. Далее акушерка перерезала и завязывала пуповину, а затем закусывала и трижды сплевывала через левое плечо.

Чтобы уберечь младенца от глазливых людей, первое мытье происходило в закрашенной молоком воде. Во время купания, акушерка формировала ровную головку, пока череп не затвердел. После купели новорожденного клали на тулуп и пеленали в отцовскую рубаху. Многие традиции и предрассудки сохранились до сих пор. А вот верить этому или пропускать мимо ушей – дело рожениц.

Уход за новорожденным

Сегодняшние правила для мам, полностью отличаются от старинных. Причина этому - прогресс в медицине и социуме. Дореволюционная женщина могла туго запеленать грудничка, дать ему в рот коровий рог со сладким хлебом и уйти работать. Уже при коммунизме учили быть матерью и правильно заботиться о чаде.

Как раньше принимали роды:

  1. роженица прощалась с близкими, на случай смерти;
  2. женщина уходила в баню вместе с акушеркой и мужем;
  3. повитуха вызывала рвоту специальными травами для открытия шейки;
  4. бабка принимала младенца внизу;
  5. выходил послед, который быстро закапывали во вдове или в углу избы;
  6. малыша пеленали;
  7. бабка-повитуха ровняла головку новорожденному;
  8. роженицу парили в бане и поили травами для сокращения матки.

После рождения последа, повитуха завязывала пуповину и обтирала ребенка. Ногти и волосы не срезали младенцу до года. Запрещалось ругаться и обзываться возле новорожденного, чтобы ребенок полноценно развивался и не умер.

Для спокойного темперамента грудничка, акушерка слизывала маковку языком и сплевывала через левое плечо. Малыша клали на правый бок для тихого сна, а первый кал подвязывали в хлеву под потолок. Воду, в которой купали новорожденного, выливали под дерево или куст до захода солнца.

Ребенок вскармливался материнским молоком, при его отсутствии – коровьим. Первые три дня молозиво матери считалось плохим, поэтому новорожденного успокаивали соской с вареной свеклой и морковкой. В определенных регионах ребенка не кормили грудью до крестин, а питание младенца в этот период основывалось на моченом хлебе или баранках, кашках на молоке.

Крестины

Следующим важным событием в жизни матери считалось крещение младенца, обряд совершали на 9 день от рождения. Суть этого действия заключалась в погружении новорожденного в воду под молитвы священника.

Столетия спустя, обязательным условием стало наличие при таинстве крестных, которые брали роль духовных родителей. На протяжении обряда священник читал молитвы, а крестные отрекались от сатаны, сплевывая через левое плечо. После, батюшка совершал обряд помазания и трижды окунал младенца в специальную емкость с водой.

Далее на ребенка одевали крестильную длинную сорочку и крест. Крестик делал крестный отец из дерева, а рубаху шила духовная мать. Затем священник проводил обряд миропомазания уже окрещенного малыша. В завершение процедуры крещения, святой отец срезал крестом небольшие пряди волос, которые скреплялись воском и отдавались на хранение родителям.

Наиболее подходящим местом для проведения таинства считали реку, но в холодное время года все проходило в стенах церкви. Воду после священной процессии, выливали в ручей или речку. После окончания обязательных мероприятий, гости шли к окрещенному в дом на праздничный обед. На самом почетном месте садились крестные родители.

По окончании празднований родители дарили подарки новым духовным родственникам, кумовьям, за то, что они согласились взять на себя заботы. Ничего не изменилось с тех времен, разве что подарки теперь дарят только виновнику торжества, а не крестным родителям. Да и сам обряд проводят в церкви или на дому, но не в реке.

Восстановление после родов

Как известно, раньше рожали детей при помощи повитух. Эти женщины помогали роженице и младенцу. После появления детского места, бабка вправляла матку в нужное положение. Именно эта манипуляция в основном влекла смерть. Сразу после родового акта, матери давалось время для отдыха и восстановления сил. Весь период лактации, женщина была освобожденной от тяжелой работы, кормили ее сверх нормы.

Роженица после родов в старину дважды в день парилась в бане на протяжении недели. Таким образом, пытались воздействовать на сокращение матки. Мать считалась полуживой, ей разрешалось лежать несколько недель на кровати, если было кому заботиться о малыше.

Во время войн, все проходило значительно суровей. Матерям, потерявших мужей, приходилось выходить на работу, чтобы прокормить семью. Им было сложно восстановиться. Через тяжкий труд, появлялось выпадение матки и внутренних органов.

Женщины имели специальные подвязки, надевающиеся на плечо и поддерживающие внутренности во вправленном положении. Отсутствие условий для нормальной гигиены, негативно влияло на здоровье послевоенных матерей, наблюдался высокий уровень смертности от инфекций. Но экология, натуральные продукты и физическая подготовленность делали тогдашних женщин выносливей.

Роды в старину проходили примерно так же, как и сейчас. Вперед шагнула отрасль медицинского обезболивания детородного процесса, и появилось комфортное пребывание роженицы с малышом в послеродовой период. Их не сравнить с антисанитарными условиями старины. Некоторые приемы и методы извлечения ребенка из матки используются в гинекологии по сегодняшний день. Положение женщины в родах осталось неизменно вертикальным.