Должен превышать 1 8 массы. Норма веса рюкзака школьника: Кто виноват в том, что у наших детей обнаруживают искривление позвоночника

Сколько должен весить ранец? Нормы СанПиН.

Разговоры о необходимости уменьшения веса школьного портфеля идут уже давно. Тяжелые ранцы и особенно портфели оказывают влияние на формирование неправильной осанки. Регулярная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

По статистике в первый класс совершенно здоровыми идут всего 20% учеников, а из одиннадцатого выходят меньше 10%. Причем самый сильный удар приходится именно на опорно-двигательный аппарат.

Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье?

На сегодняшний день каждый четвертый первоклассник носит ранец более тяжелый, чем положено по нормам.

Согласно пункта 2.8.1 санитарных правил и нормативов СанПиН 2.4.7//1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека» вес школьных портфелей (ранцев) для учащихся начальных классов не должен превышать 600 – 700 граммов

. В октябре вступили в силу новые санитарные нормы в отношении детской одежды, а также товаров детского ассортимента. В частности, они регулируют вес школьных портфелей. В Роспотребнадзоре считают, что школьные сумки должны стать в разы легче.

( Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2010 г. N 72 "Об утверждении СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10")

Вес портфелей, школьных ранцев для учащихся начальных классов не должен превышать 600-700г., средних и старших классов-1кг.

Ранец первоклассника при полной загрузке , т. е. со всеми учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями, должен весить не более 3 кг, а школьный портфель 12-летнего ученика – не более 5 кг, начиная с 10 –го класса-до 6 кг. Вообще вес школьного портфеля можно вычислить так: он должен составлять не более 10% от веса ребенка.

По идее все положенные на один учебный день тетрадки, учебники и тому подобное должны уложиться в необходимый вес. Но часто ребенку в ранец или портфель кладут второй завтрак; некоторые малыши еще не отвыкли от своих игрушек и берут с собой в школу какую-нибудь из них, да еще сменную обувь приходится нести, спортивную форму и т.д. Что можно посоветовать в этом случае?

В первую очередь родителям, покупая некоторые атрибуты школьных принадлежностей маленького школьника, обращать внимание на их вес, чтобы в общей своей сумме это весило немного. Например, можно купить массивный пенал из тяжелого материала с различными красивыми, но ненужными деталями, а можно простой и легкий, пластмассовый.

Учебники весят слишком много, из-за чего портфели первоклассников становятся неподъемными. С 1998 года вес учебников , а именно они – основная составляющая портфеля, строго регулируется ГОСТом «Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.702-98 "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования".

В пункте 2.4.7. «Гигиена детей и подростков» – книги для начальных классов должны весить максимум 300 граммов, учебники для 5-6 классов – 400 граммов, для 7-9-х – 500 граммов. А в портфелях выпускников не должно быть книг тяжелее 600 граммов. Эти параметры заложены также в сертификатах качества, по которым типографии отпечатывают школьную литературу.

В гигиенических требованиях к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (проект 2009 г.) установлены требования к весу учебного издания для учащихся начальных классов – не более 300 г. Вес изданий для 1–4 классов, предназначенных для работы только дома или в классе, не должен превышать 500 г. Допускается увеличение веса издания не более чем на 10% (режим доступа: http :// standart . edu . ru (официальный сайт ФГОС).

Вот некоторые пункты СанПиН "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования".

1.1 Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования" предназначены для организаций и предприятий, занимающихся издательской или издательско-полиграфической деятельностью, учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и направлены на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы организма учащихся.

1.2 Санитарные правила устанавливают требования к весу, шрифтовому оформлению и качеству печати учебных изданий (учебников, учебных пособий, практикумов - далее изданий), а также требования к полиграфическим материалам, применяемым для изготовления изданий.

1.3 Санитарные правила распространяются на издания с грифом Федерального органа управления образованием Российской Федерации или органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

1.5 Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на организации или предприятия, занимающиеся издательской или издательско-полиграфической деятельностью вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности.

1.6 Контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

1.8 Издания подлежат гигиенической экспертизе.

Реализация изданий, в том числе изготовленных за рубежом, возможна только по согласованию с учреждениями госсанэпидслужбы.

Методика проведения гигиенической экспертизы

1. Размер блока издания по высоте и ширине по п.5.1.2 определяют линейкой с точностью до 1 мм.

2. Вид бумаги по п.5.6.2, 5.6.3, 5.6.5 определяют по информации в выходных сведениях издания или по представленным сведениям о материалах.

3. Внешнее оформление по п.5.1.5 и способ скрепления по п.5.1.6 определяют визуально.

4. Вес издания по п.5.1.3 определяют на весах с точностью до 5 г.

5. Гигиенические требования к изданиям

5.1 Общие гигиенические требования

5.1.1 Не допускается выпускать издания, включающие материалы двух ступеней образования (возрастных групп).

Издание должно включать материалы, рассчитанные не более, чем на:

1 год обучения для 1 класса;

2 года обучения для 2-6 классов;

3 года обучения для 7-11 классов.

5.1.2 Издания допускаются в форматах, соответствующих таблице 1 ГОСТа 5773-90.

Оптимальными форматами являются:

Для изданий 1-3 (4) классов - 70х90/16;

Для изданий 5-11 классов - 60х90/16, 84х108/32, 60х84/16.

Для рабочих тетрадей, атласов, пособий по черчению, изобразительному искусству, трудовому обучению и т.п. допускается формат 70х108/16.

5.1.3 Вес издания не должен быть более:

300 г для 1-3 (4) классов;

400 г для 5-6 классов;

500 г для 7-9 классов;

600 г для 10-11 классов.

Вес изданий для 1-3 (4) классов, предназначенных для работы только в классе*(2), не должен превышать 500 г.

Допускается увеличение веса издания не более, чем на 10%.

5.1.4 Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке.

5.1.5 Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки.

Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием.

Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями: (Буклет)

    использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

    найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один-в школе и один-дома);

    при составлении расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

    организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;

    организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

    не носить лишнего в ранцах

    проверять ранец ежедневно, не забывать вытаскивать ненужные учебники.

    Родители очень тщательно должны выбирать ранец. Его форма должна быть эргономичной и соответствовать физиологической форме позвоночника ребенка. Длина ремней должна регулироваться.

    Родители учеников начальных классов должны ежедневно проверять ранец – возможно в нем носят много ненужных вещей, которые добавляют вес ранцу.

    Родители могут купить второй комплект учебников, который будет храниться в классе. Дополнительный комплект учебников позволяет иметь один учебник дома для выполнения домашних заданий, а другой – в школе для классных занятий. Однако этот способ сопровождается большими денежными расходами, которые сегодня может позволить себе далеко не каждая семья.

Есть, конечно, и оптимальное решение проблемы «лишнего веса» портфеля: с введением Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения появились новые учебники – электронные, работа с которыми предусматривает наличие персонального компьютера не только дома, но и в школе.

Некоторые учебные издательства начали разбивать учебники на несколько частей.

А пока проект утверждается на государственном уровне, только родители могут позаботиться о здоровье детей, начиная от тщательно подобранного ранца до ежедневного просмотра их содержимого.

Приобретая ранец или рюкзак, необходимо учитывать несколько основных моментов: размер, вес, анатомическая форма, конструкция, посадка, прочность, практичность, качество используемых материалов и их безопасность. Преимущество стоит отдать тем вариантам, при которых нагрузка равномерно распределяется на весь плечевой пояс. Это позволит сохранить симметричное положение тела ребенка и освободить его руки. Соблюдение этих правил является профилактической мерой от целого ряда заболеваний, как сколиоз, остеохондроз и образования грыж.

При выборе необходимо соблюдать следующие рекомендации:

— Выбирать ранец/рюкзак с жесткой ортопедической спинкой, который имеет специальный каркас, который должен быть жестким, равномерно распределяющий вес и давление на позвоночник и для поддержания спины ребенка в прямом положении, не деформируя позвоночник;

— Лямки должны быть широкими и из приятного на ощупь материала, чтобы не врезались в плечи ребенка от тяжести. Ручки должны регулироваться в длине, и ребенок должен носить его только на двух лямках на спине, при этом, чтобы не давил на поясницу и шею ребенка;

— Размер и вес ранца должен соответствовать росту и возрасту ребенка. Без содержимого школьный рюкзак должен весить не более 1 килограмма. Вес школьного ранца со всем его содержимым должен составлять максимум 10% от общего веса ребенка, чьи физические показатели развития соответствуют их возрасту согласно нормам, к примеру:

1-3 классы – до 1,5 -2 кг;

4-5 классы – до 2-2,5 кг;

6-7 классы – до 3-3,5 кг;

8 -11 (12) классы – до 4-4,5 кг.

Вместе с тем, содержание рюкзака является немаловажным. Зачастую это тяжелые учебники, вес которых не должен превышать: 300 граммов для учащихся 1-4 классов, 400 граммов для 5-6 классов, 500 граммов для 7-9 классов и 600 граммов для 10-12 классов.

«Ежегодно проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза школьных учебников. Так, в период 2014-2017 годы проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза более 2100 школьных учебников и принадлежностей. В 2017 году по результатам 86 исследований, вес двух образцов (издательство ТОО «Алматы кітап баспасы» г. Алматы) не соответствовали требованиям Гигиенических нормативов (учебник «Русский язык» для 1 класса с казахским языком обучения – вес 402 г при норме 300 г; учебник «Қазақ тілі» для 1 класса с русским языком обучения – вес 424 г при норме 300 г). А также при проверке издательства ТОО «Алматы кітап баспасы» установлено, что санитарно-эпидемиологическая экспертиза на образцы вышеуказанных учебников не проведена и экспертное заключение на них отсутствует», — сказал Жандарбек Бекшин.

В результате выявленных нарушений издательству ТОО «Алматы кiтап баспасы» было выдано предписание об устранении нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возбуждено административное дело и материалы были направлены на рассмотрение в специализированный межрайонный административный суд г. Алматы. По постановлению суда ТОО «Алматы кiтап баспасы» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 453 800 тенге с приостановлением деятельности по комиссионной торговле сроком на 1 месяц.

Для решения проблем лишнего веса в детских портфелях с 2017 года начата реализация проекта по обеспечению каждого школьника индивидуальным шкафом для хранения учебников, сменной обуви и спортивных принадлежностей. «Такие меры были приняты после совместного обсуждения депутатской группы во главе Е.Бектурганова с министерством образования и науки и специалистами Комитета охраны общественного здоровья. Данные меры необходимы для профилактики болезней опорно-двигательного аппарата среди детей», — пояснил Жандарбек Бекшин.

Также, подбирая рюкзак, не забывайте, что помимо вышеизложенных требований, он должен быть максимально безопасным. Следует обращать внимание на такие детали, как светоотражающие вставки, которые необходимы для безопасности ребенка на дороге. Водителям будет легче заметить вашего ребенка во время перехода дороги в темное время суток или плохо освещенной местности.

Комитет охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан призывает помнить о наличии санитарных правил и гигиенических нормативов при составлении расписания, организации образовательного процесса, питания, режима отдыха, к школьной одежде, учебным изданиям, выбору портфеля (ранца), а также при ежедневном наполнении ранца. Сохранения здоровья детей и подростков, равно как и достижения успехов в учебе, в ваших руках!

Напомним, что в Комитете охраны общественного здоровья на период подготовки и работы школ в учебном году будет работать горячая линия по номеру 8 /7172/ 74-18-64, куда можно будет обратиться с жалобой устно или письменно при выявлении фактов несоответствия подготовки школ к новому учебному году (в случае аварийного состояния), а также нарушений санитарно-технического, гигиенического содержания школ, качества организации питания и образовательного процесса.


Вот и лето прошло, словно и не бывало… .

А вместе с ним приход осени и, конечно, 1 сентября – начало Нового учебного года. И пусть не в каждой семье есть школьники и студенты, всё равно это повод вспомнить свои школьные и студенческие годы - ведь в душе мы все ученики.

Вряд ли найдётся такой ребёнок, горевший желанием пойти после в школу, разве что первоклассник, который пока ещё не знает, что ждёт его целых 11 лет… 🙂 .

И всё-таки 1 сентября всегда праздник, некий старт на год вперёд, на взятие новых рубежей. Это встреча с друзьями, которых не видел всё лето, с учителями, это новые планы, новые предметы, новые знания…. Я всегда любила первый день своего нового учебного года, потом 1 сентября своей дочери… А вы!?... Помните свои ощущения от этого праздника?

1 сентября 2017 года в школах России увеличится число обучающихся, и это естественно, ведь сегодня в первый класс идут те, кто родился в 2009-2010 годах, когда поднялась в России и продолжил работать "Материнский капитал". Общее количество школьников составит более 14 миллионов .

Пост министра просвещения второй год занимает Ольга Васильева, сменившая в прошлом году Ливанова. особых потрясений в прошлом учебном году не произошло, надеемся не будет и в этом.

Новые стандарты школьной жизни

Продолжится, введённая в 2016 году, система сдачи экзаменов для школьников с 4-го по 8-ой класс. Они представляют собой итоговые тестовые экзамены, некий аналог ЕГЭ.

Что касается ЕГЭ, то изменений не планируется. Постепенно утихает нервозность этого процесса и как бы его не хотели передовые умы страны, всё же в ближайшие годы такой тип экзаменов останется в школе. Судьба третьего обязательного для сдачи предмета, пока обсуждается. Больше всего шанцев в списке претендентов у истории, а так же общество настаивает на:

  • литературе;
  • физике;
  • иностранном языке;
  • обществознании;

В 2017-2018 планируется ввести новые предметы, вернее вернуть астрономию, некогда отменнёную, что не может не радовать. И появится новые предметы: робототехника и психология. Первый сольётся с информатикой, второй возможно присоединится к ББЖ.

Школа начинает поэтапный переход на односменную работу, пока там, где это возможно. Постепенно во всех школах занятия будут проводиться в одну смену.

Завершится кампания по внедрению школьной формы там, где она ещё не введена. Единого стандарта школьной формы нет, всё на усмотрение школ, самих учащихся и их родителей. Представлено несколько десятков вариантов школьной экипировки отечественных и иностранных производителей. Многие из них прошли экспертизу соответствия требованиям к школьной форме. Так что есть из чего выбирать. Вот такая красота мне очень нравится, думаю, и дети с радостью её будут носить:

С этого года продолжится ввод в программу второго иностранного языка.

А вот электронные учебники, которые начали своё хождение в некоторых школах в позапрошлого года, в этом учебном 2017-18 должны быть везде. По содержанию они полностью дублируют своих книжных братьев, но пока те и другие полноправны.

Ожидается запуск нового проекта «Электронная школа» для детей с ограниченными возможностями, для особо одарённых учеников и проживающих в отдалённой местности, включая заграницу. Таким образом предполагается, что можно учиться самостоятельно по интернету, сдавать экзамены и даже получить аттестат зрелости.Но чётко прописанного механизма пока нет, всего лишь декларативные заявления.

Особое внимание будет отводиться урокам физкультуры, вводится сдача норм ГТО.

По-прежнему остаются бесплатными обучение по основным предметам, обеспечение безопасности детей в школе (охрана), в некоторых регионах учебники и даже где-то завтраки, в зависимости от состояния бюджета региона и будут бесплатны.

Много шума наделали инциденты связанные с вымогательством в школах. Думается это возможно там, где отсутствуют родительские комитеты либо в их составе присутствуют люди, лишённые активной гражданской позиции. Я думаю, не будет большого греха помочь школе в рамках разумного, но бесконечные поборы терпеть нельзя и нужно ставить администрацию школ на место достойно и грамотно!

Повсюду 1 сентября 2017 в школах пройдут торжественные линейки, уроки мира, и как правило, будет один организационный урок, который проведёт классный руководитель.

Как успешно начать школьный год

А теперь о том, что сделать взрослым, чтобы День знаний стал, действительно, праздником хотя бы для младших школьников, а сам школьный процесс не превратился в бесконечный кошмар для родителей и детей.

  • Не надо говорить ребёнку слов типа: «начинаются школьные мучения… каторга для меня…». Стимулируйте его заранее на труд, придайте важность школьному процессу обучения, найдите светлые радостные моменты, мотивировавшие самого отъявленного «нехочуху» пойти в школу.
  • Создайте атмосферу праздника в первый учебный день не только в школе, но и дома. Пусть вернувшийся из школы ученик ощутит себя героем дня.
  • Приготовьте ребёнку сюрприз, сходите туда, куда он давно хотел, устройте вылазку на природу или пикник, сделайте ему маленький подарок, да просто накройте праздничный стол с тортом, фруктами, сладостями, пригласите близких и друзей, пусть ребёнок поделится своими впечатлениями и осознает всю ответственность момента.
  • Даже если ваш ребёнок не блистает в знаниях и не носит в дневнике хороших оценок, не стоит его бесконечно ругать, занижать его самооценку, противопоставлять ему более успешных детей, помогите ему сами в освоение школьной программы, выявите причины его "неважной» учёбы. Не можете сами или нет достаточно времени, попросите об этом своих родственников, друзей, наймите репетитора. Не запускайте процесс «не усвоения» школьного материала, потом будет труднее наверстать. Если сын или дочь увидят, что вы переживаете за их неудачи, помогаете им, они сами будут стремиться не доставлять вам хлопот и в то же время чувствовать себя защищенными.
  • Больше участвуйте в учебном процессе, помогая готовить уроки, выясните, какие предметы нравятся школьнику больше - какие меньше, как складываются у него отношения с учителями и другими детьми. Живите с ребёнком его проблемами, успехами и неудачами, тогда все вопросы будут решаться по мере их возникновения и не выльются в негативные неожиданности.
  • Если в основе неуспеха вашего чадо - банальная лень, будьте с ним по-строже, требовательней, делая упор на то, как важно хорошо учиться и что без этого трудно достичь успеха в жизни.
  • Но если ребёнку просто не дано быть «светилой наук» - все ваши усилия и его в том числе, не дают нужных результатов, не стоит биться за пятёрки. Ведь не школьные оценки делают «погоду» в жизни, и тому масса примеров, как двоечники становились хозяевам своих судеб, а отличникам оставался удел созерцания своего блистательного аттестата.
  • Не переживайте, если ребёнок не достигает результатов в школьных предметах, быть может он хороший спортсмен, затейник, организатор или рукодельник, просто нужно заметить эти способности и развить их. Помните, что в любом ребёнке есть таланты, и любим мы их, за то, что они наши дети, какими бы они ни были.

А теперь небольшая справочка из действующего с 2010 года СанПиНа к требованиям и условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Требования школьного СанПин

И хотя с 1 сентября 2015г начали официально вводит в школьный процесс электронные учебники, но пока, и бумажные версии живы и продолжают наполнять ранцы школьников. Так вот бумажные варианты учебников не должны превышать 300 граммов для ученика начальной школы, а сам портфель при этом не должен превышать следующих величин:

Сколько времени ребенок должен тратить на домашнее задание:

1-й класс – домашнего задания нет;

2–3-й классы – 1,5 часа в день;

4–5-й классы – 2 часа в день;

6–8-й классы – 2,5 часа в день;

9–11-й классы – 3,5 часа в день.

Требования по количеству уроков в день

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

* Продолжительность одного урока – 1 академический час (45 минут).

Данные взяты с сайта https://www.examen.ru/add/manual/15549/kolichestvo_urokov

Друзья, я от души поздравляю всех, кто причастен ко Дню знаний и желаю вам добрых учителей, отличных успехов и незабываемых школьных дней!

А в заключении откровенный видеоролик первоклашки, разочарованной в первом школьном дне:

https://youtu.be/Ym44xsUDYa8

По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей.
30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Специалисты из Института возрастной физиологии РАО утверждают, что ношение школьниками тяжестей может вызвать не только нарушения осанки, но даже вызвать остановку роста. Так сколько же должен весить рюкзак школьника?

Вес портфеля школьника

Для уменьшения нагрузки на ученика введены нормативы на вес рюкзака школьника в различных классах. Для того чтобы эти цифры могли стать реальностью, школам рекомендуется иметь два комплекта учебников: один — выдается на дом для подготовки к урокам, а второй хранится в классе.

Вес школьного портфеля

Класс Максимально допустимый вес портфеля
1-2-й Не более 1,5 кг
3-4-й Не более 2,0 кг
5-6-й Не более 2,5 кг
7-8-й Не более 3,5 кг
9-11-й Не более 4,0 кг

Приведенный выше материал вступил в силу с 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
ССЫЛКА:http://www.examen.ru/add/manual/15549/ves_portfelja_shkolnika
http://msch3.ucoz.ru/load/issledovatelskaja_rabota_quot_vlijanie_vesa_rjukzaka_mladshego_shkolnika_na_sostojanie_ego_zdorovja_quot/1-1-0-8

Дата: 26.08.2014.

Как выбрать школьный ранец для ребенка? Советы врача-ортопеда

Конец лета - горячая пора для родителей школьников. Нужно успеть купить к учебному году все необходимое. Среди множества важных...

Ранец или школьный рюкзак снабжены двумя лямками и предназначены для того, чтобы их носили на плечах. В таком случае нагрузка распределяется равномерно и спина ребенка не искривляется. Конечно, классические ранцы подходят только ученикам младших классов. Для старшеклассников выпускают специальные школьные рюкзаки. Они тоже хорошо держат форму, удобны, безопасны и к тому же стильно выглядят.

Карманы имеют значение

Внимательно осмотрите швы, крепления - насколько они качественно сделаны. Строчки должны быть двойные.

Проверьте, нет ли клееных деталей, их быть не должно ;
с жесткой, так называемой ортопедической спинкой, которая формирует правильную осанку и предотвращает давление учебников;
яркого цвета, снабженные светоотражающими элементами (катафотами). Это также и пожелание службы ГИБДД, оно особенно актуально для ребят, которым приходится переходить дорогу;
с регулируемыми уплотненными лямками. Важно, чтобы лямки можно было подогнать не только под рост школьника, но и под одежду (одно дело, малыш ходит в рубашке, другое - в пальто или шубе). А дополнительный уплотнитель и достаточная ширина (не менее 4 см) не позволят лямкам врезаться в плечи;
с достаточным количеством отделений и карманов.
В современных моделях, помимо стандартных отделений для тетрадок, учебников и пеналов, есть отделения для мобильного телефона, кармашки для бутылки с водой и пластикового контейнера для завтрака. Это очень удобно и поможет ребенку быстрее найти нужную вещь.

Не допускайте перегрузки

Школьная сумка нередко превращается в хранилище всевозможных, совершенно не нужных в школе вещей. Следует с первых дней приучить малыша носить с собой только самое необходимое. Ведь перегрузка приводит к проблемам со спиной и, как следствие, к ряду других заболеваний.

Вес ранца со всем его содержимым должен составлять максимум 15% (а для младших школьников - 10%) от общего веса ребенка. Так что пустой ранец должен весить от 500 до 800 г, не более.

Обратите внимание на гигиенические нормативы (они включают вес школьной сумки и ежедневный учебный комплект с письменными принадлежностями) (см. выше):

Также следите за тем, чтобы ширина ранца не превышала ширину плеч ребенка, верхний край не был выше плеч, а нижний - ниже бедер.

И, конечно же, не стоит забывать, что выбор ранца - дело совместное. Не ориентируйтесь только на собственный вкус и пожелания, обязательно подключите к процессу ребенка.

Для первоклашки красивый ранец - это дополнительный стимул идти в школу, а понятие об удобстве у старше-классников и родителей могут быть совершенно разными… Так что не стоит пренебрегать мнением ребенка, но и нельзя пускать этот процесс на самотек. В конце концов поход за ранцем или рюкзаком может стать дополнительным временем, которое вы проведете с вашим школьником вместе.

Мнение специалиста

Алиса Хлебникова, врач-ортопед:

При осмотре детишек 7-8 лет я часто вижу нарушение осанки. Причем у малышей, которых я обследовала двумя-тремя годами раньше, такой проблемы еще не было. Получается, что за столь короткое время малыши успевают нажить вполне взрослые проблемы. Это связано и с образом жизни современных детей, и с их школьными рюкзаками. Я считаю, что выбор рюкзака - это выбор здоровья малыша . Поэтому не нужно экономить, следует покупать ортопедические рюкзаки (не важно, есть у вашего ребенка проблемы со спиной или нет). И, конечно, надо научить малыша правильно надевать рюкзак. Его нужно поставить на парту и надеть обе лямки одновременно. Также следует время от времени делать расслабляющие упражнения для спины.
ССЫЛКА:

Собрать первоклассника в школу сейчас не сложно. Главное, иметь чёткое представление, что обязательно потребуется вашему ребёнку, а без чего можно обойтись. Мы разобрались с вопросом, сколько должен в идеале весить рюкзак и сколько выходит на практике с учётом всех уроков.

Ранец

В поисках стандартов, предъявляемых к школьным ранцам, идём на сайт Роспотребнадзора, где указаны не только вес, но и рекомендуемые размеры : высота рюкзака должна быть от 300 до 360 миллиметров, высота передней стенки – от 220 до 260 миллиметров, ширина – от 60 до 100 миллиметров, длина плечевого ремня не менее 600–700 миллиметров, ширина плечевого ремня не менее 35–40 миллиметров. При этом допускается увеличение размеров, но не более, чем на 30 миллиметров.

При покупке ранца необходимо обратите внимание, на какой возраст рассчитано изделие. Информацию о возрасте пишут редко. А вот вес обычно указывают. Чаще всего, производители просто пишут, что он не превышает одного килограмма.

Мы взвесили несколько ранцев. Средний вес колеблется от 700 граммов до 1 килограмма, некоторые - чуть тяжелее - до 1,2 килограмма.

Роспотренбнадзор указывает, что оптимальный вес рюкзака для обучающихся начальных классов – 700 граммов. Но при этом ученические ранцы для детей младшего школьного возраста обязательно должны быть с жёсткой задней стенкой, чтобы нагрузка на спину ребёнка была равномерной. Лучше всего, если это будет специальная рельефная ортопедическая спинка, она помогает формировать правильную осанку и равномерно распределяет вес, снимая нагрузку с опорных точек.

Канцелярия

Перечень канцелярии, которая потребуется первокласснику для одного учебного дня: блокнот, карандаши (простые и цветные), ластик, линейка, шариковые ручки, тетради (клетка и линия), точилка, фломастеры.

На уроках технологии и ИЗО обязательно нужны акварель, альбом для рисования, доска для лепки или клеёнка, цветной картон, клей-карандаш, ножницы, пластилин, цветная бумага.

Учебники и рабочие тетради

Как оказалось, требования к школьным учебникам касаются не только содержания, оформления, но и веса книг. Учебник для первого класса должен быть не тяжелее 300 граммов.

В реальности вес варьируется в зависимости от программы и необходимого набора тетрадей.

Оптимальный вес рюкзака первоклашки

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся первого класса не должен превышать 1,5 килограмма. На деле такой расклад едва ли возможен. Мы собрали рюкзак на один плотный учебный день (русский язык, математика, чтение, технология). Общий вес учебников и канцелярии составил почти 2 килограмма.

Оптимальное соотношение веса ранца с учебниками, тетрадями и канцелярией к весу первоклашки составляет 1:10. Такой подход учитывает индивидуальные возможности ребёнка. К слову, среднестатистический первоклашка весит 22 килограмма.

Наш собранный портфель весит 2,8 килограмма. А помимо всего дети берут с собой бутылочку с водой, яблоко или банан, влажные салфетки, спортивную форму и кучу других мелочей. Многие берут в школу игрушки.

Получается, чтобы носить такой портфель без вреда для здоровья, нужны первоклашки с весом не менее 30 килограмм.