Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. Как развивать понимание эмоций у младших дошкольников Рабочая программа кружка по эмоциям в доу


Задачи:

Познавательное и эмоциональное развитие. Уточнить знания детей об эмоциях радости, злости, страха.

Учить узнавать их и передавать с помощью жестов, мимики. Дать представление о том, как и когда эти эмоции проявляются. Развивать воображение.

Речевое развитие . Научить понимать лексическое значение слова «радуга», говорить стихотворные тексты с передачей эмоционального настроения, выразительности движений и тому подобное.

Художественно-эстетическое развитие. Передавать с помощью жестов характер изображаемого героя (медведь, лиса).

Креативное развитие. В театрализованной деятельности уметь разыгрывать сюжет в соответствии с содержанием сказки, передавать характер героя, в зависимости от ситуации и собственного видения. В рисунке передавать эмоциональный настрой с помощью выражения лица.

Социально-нравственное развитие. Дать понятие о том, что внешние черты и слова не всегда соответствуют намерениям определенного лица и быть осторожным в обращении с незнакомыми людьми.

Физическое развитие. Побуждать детей к активному выражению мыслей в различных упражнениях и этюдах. Развивать мелкую моторику руки во время рисования пальчиками.

Материал: ширма, в соответствии с ростом детей; куклы на ложках; игрушка-Медведь; контурные изображения лиц животных (Волк, Лисичка, Белочка, Зайчик, Петушок), гуашевые краски, мокрые салфетки.

Ход занятия во 2 младшей группе детского сада

Воспитатель. - Дети, посмотрите в окно, что это к нам заглядывает? (Солнышко)

Дети, а солнышко какое? (теплое, ласковое, нежное, желтое, ослепительно, яркое, блестящее, приятное, жарко...)

Мы рады солнышку?

А когда еще мы радуемся, кому или чему мы рады?

(подаркам, цветам, хорошим друзьям, теплому ветру, маме, папе и т.д. разным приятным неожиданностям, чудесам)

Сейчас я прочитаю вам стихотворение о различных чудесах, которое так и называется «Радость» (по К. Чуковскому)

(при чтении стихотворения воспитатель выставляет на фланелеграф иллюстрации)

Рады, рады, рады

Белые березы.

И на них от радости

Вырастают косы.

Рады, рады, рады

Темные осинки.

И на них от радости

Вырастают апельсинки.

Это не дождь идет из облака

И не град,

Так посыпался из облака

Виноград.

Так пошли со мной быстро

На зеленые луга,

Там радуга через реку

Соединила берега.

Мы вскарабкаемся на радугу

И поиграем в облаках.

По радуге вниз поедем

Мы на лыжах и санях!

Почему радуются малыши? (им весело, потому что вокруг происходят чудеса, и они катаются по радуге)

А как вы думаете, слово «радуга», веселое, или печальное?

Дети, радуга в небе цветная, красивая, когда мы ее видим, мы радуемся, нам весело. Видимо поэтому она и называется РАДУГА, потому что всем от нее весело, радостно.

Ой, а кто это здесь сидит и рычит? (медведь)

Упражнение на развитие эмоций

Разозлился так Медведь, (сердитый взгляд)

Начал громко реветь: (нахмуренные брови)

Поломалась у меня кровать, (выступает нижняя губа)

И книга порвалась у меня, (качает головой)

Что же мне делать? (трясет ее руками)

Не реви, не злись, медведь, («гладим» медведя)

Склеим твою книгу, (мышцы лица расслаблены)

Отремонтируем твою кровать. (добрый взгляд, ласковая улыбка)

Ты же на постели не прыгай,

Спокойно книгу листай.

А теперь угадай, Медвежонок, кто это к нам идет?

Психологический этюд на выразительность движений

Шла Лисичка по тропинке,

И несла грибы в корзинке:

5 опят, 5 лисичек,

Для лисичек, для сестричек. Хух!

(медленная походка, туловище наклонено вправо - в сторону «тяжелой» корзины, правая рука «сжимает» корзину. На последние слова «ставят» корзину на пол, вытирают лоб обратной стороной ладони).

Дети, в каких сказках встречается Лисичка? («Колобок», «Теремок», «Коза-Дереза», «Соломенный бычок», «Котик и Петушок» и т.д.)

Воспитатель. - Дети, а вы любите играть в театр?

Давайте посмотрим сказочку с участием Лисички.

Театрализованное представление с детьми (кукловоды - дети)

Ведущий (воспитатель): Зрители собираются, сказка начинается. Слушайте и смотрите сказку «О Петушке, Курочке и о Хитрой Лисе»

Ведущий: Жили-были себе Петушок и Курочка. Надоело им то дома сидеть, и пошли путешествовать они по миру.

Вот идут они зеленой рощей, вокруг ветерок кусты качает, а на кустах зеленеет свежие листочки, а между ними ягодки

Вот Курочка и говорит:

Ребенок-Курочка: - Петушок, сломай мне прутик,

Где листья гуще, где ягодок побольше!

Ведущий: Только Петушок хотел сломать, а из-под кустика Зайчик из своего дома:

Ребенок-Зайчик: - Кто здесь ходит по моей роще, кто мои кустики ломает?

Ведущий: Испугался Петушок:

Ребенок-Курочка: -Петушок, сломай мне прутик, где листья гуще, где орешков побольше!

Ведущий: Только Петушок хотел сломать, а из-под кустика Белочка из своего дома:

Ребенок-Белочка: - Кто здесь ходит по моей роще, кто мои кустики ломает?

Ведущий: Испугался Петушок:

Ребенок-Курочка: - Петушок, сломай мне прутик, где листья гуще, где яблочек побольше!

Ведущий: Осмелился Петушок, начал ломать, а здесь Лисичка со своего дома:

Ребенок-Лисичка: - Заходите, дорогие, ко мне в гости. Вот отдохните в моей избушке - у меня для вас подарки!

Ведущий: Петушок и Курочка очень обрадовались:

Курочка и Петушок (вместе): - Ой какие здесь звери хорошие и милые!

Ведущий: А хитрая лисичка рассуждает себе: «Это же будет мне хороший обед!»

И побежала скорее к Волк e -сосед e , чтобы пригласить его к обеду.

А Петушок и Курочка хорошо поели и отдохнули и так повеселел b , что Петушок даже начал петь.

Здесь именно Зайчик бежал мимо дома. А Зайчик на самом деле был очень хороший, и говорит:

Ребенок-Зайчик: - Бегите быстрее из этого дома, Лисичка хочет вас всех съесть!

Ведущий: А Петушок и Курочка ему не верят.

Курочка и Петушок (вместе): - Здесь же такие хорошие звери!

Ведущий: Тогда Белочка в окошко увидела их:

Ребенок-Белочка: - Бегите быстрее из этого дома, Лисичка хочет вас всех съесть!

Ведущий: Здесь выглянул Петушок во двор, а во дворе - куриные перья.

Ребенок-Петушок: - Ой, ой, надо действительно нам быстро бежать!

Ведущий: А уже Лиса идет в дом, и Волк за ней, страшный и хищный, идет и радуется, что будет обед у них.

Только стали они на порог, а Курочка с петушком в окошко прыг. И скорее домой! Но едва успели!

А Волк с Лисой бежали-бежали - и не нашли под кустами и следа. И остались без обеда!

Обсуждение.

Воспитатель. - Понравилась вам сказка?

Кого первого встретили Петушок и Курочка? (Зайчика)

А кого последнего? (Лису)

Назовите всех героев, участвовавших в спектакле.

Как вы думаете, кто из них был хороший?

А кто был хитрый и хищный/злой?

А какие были Петушок и Курочка? (пугливые)

Покажите, как боялись Петушок и Курочка?

Изобразительная деятельность детей

Воспитатель. - Давайте мы с вами нарисуем различные лица: добрые, злые и испуганные, кто какое хочет. (дети становятся у столов)

Пальчиковая гимнастика.

Сделаем зарядку для пальчиков: (имитация движений согласно текста)

Петушок с Курочкой шли,

Пригоршню зернышек несли,

В клюв зернышек набрали,

Затем немного поклевали.

Остальные на мельницу отнесли,

Затем пирожки испекли.

Всех детей угощали,

Крошки птицы поклевали.

Рисование пальчиком : (детям даются контуры мордочек животных, а они должны изобразить их характеры - веселый, злой, испуганный)

Итог. Рефлексия.

Как называлось представление, которое мы посмотрели?

Можно ли заходить к незнакомым людям в дом?

Благодарю вас, дети, вы сегодня хорошо потрудились.

Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разработанные методы, знакомить детей с эмоциями.

Занятия желательно проводить один раз в неделю со всеми детьми. Они разбиты на разделы. В первый раздел входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями. Занятия второго раздела служат для углубления и закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях.

I раздел

Цель занятий 1 раздела:

  • познакомить детей с эмоциями: радостью, грустью, гневом, страхом;
  • формировать умение различать эмоции по схематическим изображениям, понимать свои чувства и чувства других людей;
  • развивать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
  • способствовать снижению психологического напряжения.

Занятие 1. Радость.

1. Прослушивание музыкального произведения «Танец маленьких утят»

Вопросы к детям:

О чем вы думали, когда слушали музыку?

Музыка грустная или веселая?

2. Повторное прослушивание музыкального произведения

Детям предлагается потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

3. Беседа

Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость.

4. Рисование на тему «Радость»

Предложить детям дорисовать мордочку ежика. Педагог предлагает краски и акцентирует внимание детей на том, что у ежика чего-то не хватает. Дети приходят к выводу о том, что ежику нужно дорисовать ротик и иголки. Малыши рисуют пальчиками. Совместно с педагогом дети обсуждают, краски какого цвета им понадобятся для творчества и придумывают названия рисунков.

5. Движения под рифмованное четверостишие «Улыбнемся»

Ножками мы топаем,

Ручками мы хлопаем,

А теперь мы повернемся,

И друг другу улыбнемся!

5. Проигрывание этюда «Котята и мама-кошка»

Педагог: «Сядем на ковер и представим, что мы – котята. Котята маленькие, пушистые, ласковые. Котята проснулись, потянулись плавно и нежно. Пришла хозяйка и налила котятам молоко. Покажите, как котята пьют молоко (лакают воображаемое молоко из чашки). Сытые и довольные котята легли на ковер».

6. Хоровод

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать...» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

Занятие 2. Грусть

1. Прослушивание музыкальной композиции «Колыбельная» Ф. Мендельсона

Вопросы к детям:

Какая музыка: быстрая или медленная?

Что хочется делать под такую музыку?

Детям предлагается охарактеризовать музыкальное произведение.

2. Беседа по сказке: «Заюшкина избушка»

Предлагается вспомнить:

Какому герою сказки было грустно? Почему ему было грустно?

Почему ему было грустно?

Как вы поняли, что зайчику было грустно?

3. Выполнение движений под рифмованный стих «Зайка»

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так!

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок!

Надо зайке поскакать.

Детям предлагается охарактеризовать настроение зайчика, в тот момент, когда он замерз – изобразить эмоцию грусти.

3. Игра с пиктограммами эмоций и цветными карточками.

Педагог показывает детям пиктограммы «Радостный грибочек», «Грустный грибочек» и предлагает внимательно рассмотреть брови, глаза, рот грибочка. Дети выбирают цветную карточку.

Детям предлагается найти из предложенных цветных карточек ту, которая соответствует настроению грибочка. Педагог поясняет – если настроение радостное – карточка яркого цвета (оранжевого, желтого, зеленого), если настроение героя грустное – карточка темного цвета (коричневого, черного, серого).

3. Прослушивание песни Козы из сказки «Волк и семеро козлят»

Прослушать песню, в которой Коза рассказывает, как переживает потерю козлят. Совместно с педагогом дети приходят к выводу, что у козы грустное настроение.

4. Рисование «Хвост петушка»

Педагог обращает внимание детей на картинку «Петушок». Педагог задает детям вопросы:

Какое настроение у петушка?

Как вы думаете, почему у петушка грустное настроение?

Предлагается пальчиками с помощью ярких красок дорисовать хвост петушку, чтобы настроение петушка стало радостным.

5. Выполнение упражнения «Снеговик»

Педагог: «Встаньте в круг. Мы превратимся с вами в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены, все мышцы напряжены. Снеговик улыбается, потому что ему хорошо, снеговик радостный. Но вот снеговик почувствовал, что солнышко стало светить ярче, на улице потеплело. Под теплыми веселыми лучами снеговик начал медленно таять. Снеговику стало грустно. Он опустил голову, постепенно его мышцы расслабляются. Снеговик бессильно опускает голову, затем кисти рук, опускает руки. Снеговик сгибается пополам, опускается на корточки, падает на пол. Снеговик полностью расслабляется».

Занятие 3. Гнев

1. Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вопросы к детям:

Почему рассердились Мойдодыр и Крокодил?

Как сердится Мойдодыр?

Как сердится Крокодил?

Рассматривание иллюстраций, на которых изображены сердитые Мойдодыр и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как они пришли к выводу о том, что Мойдодыр и Крокодил находятся в состоянии гнева.

2. Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»

Педагог предлагает вниманию детей иллюстрации с изображением медведей из сказки «Три медведя». Во время просмотра иллюстраций педагог зачитывает отрывки из произведения – слова героев (медведей) в эпизоде, где медведи пришли из леса домой.

Дети совместно с педагогом разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.

Педагог обращает внимание детей на то, как с помощью мимики и движений тела выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.

3. Выполнение упражнения «Могучий тигр»

Педагог: «Встанем на колени на пол и положим руки на ноги. Вы можете превратиться в сильных тигров: крепкие когти, могучая голова, большие лапы. Широко откройте тигриные глаза, высуньте тигриный язык. Очень большой и грозный вид! Вы сердиты теперь. Покажите, как сердится тигр. А теперь порычим, как рычит тигр! Рычите на меня страшным рыком. Теперь порычите на других «тигров». Потрясите головой, оближите губы, как это делает тигр. Тигр большой, смелый, сильный. Мы такие же смелые, сильные, крепкие, как тигры!».

4. Рисование гнева

Предложить детям цветовым пятном пальчиками изобразить свой гнев.

Цвет краски дети выбирают самостоятельно. Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

5. Игра «Елочки»

Педагог предлагает детям встать в круг и представить, что они – маленькие елочки,

Педагог: «Вы маленькие елочки. Елочки сердиты, выставили свои иголочки, им холодно. Изобразите эмоцию гнева. Я – снежинка. Когда я буду дотрагиваться до вас мягким кусочком ваты – вы будете менять свое настроение на радостное, потому что елочки любят снег». Педагог дотрагивается кусочком ваты (или мягкой тканью или перышком) до различных частей лица или тела детей.

Веселая пушинка

Летала, летала

И села деткам на носик!

Веселая пушинка

Летала, летала

И села деткам на щечки!

Занятие 4. Страх

1. Игра «Гуси-лебеди»

Дети гуляют по группе, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.

Игра повторяется несколько раз.

2. Упражнение «Найди пиктограмму»

Педагог заранее раскладывает кубики эмоций – пиктограммы, предлагает детям выбрать пиктограмму страха.

Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

3. Пальчиковая гимнастика «Туки-туки, мишка»

Туки-туки, мишка

Забегает во двор

И калитку на запор. (из пальцев рук делаем «замок»)

Туки-туки, мишка,

В свой бежит домишко, (стучим кулачками по коленкам)

На лугу бычок бодался, (показываем «рога»)

Мишка очень испугался! (делаем большие выпученные глаза, показывая мимикой лица эмоцию страха, обхватываем себя руками)

Обсуждение с детьми чувства, которое испытывал мишка. Педагог делает акцент на выражении эмоции детьми, закрепляет понятие эмоции страха.

4. Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха)

Вопросы к детям:

Кто из поросят испугался волка?

– Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

Рассмотреть иллюстрации с изображением поросят, обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

5. Игровое упражнение «Пальчики прячутся»

Педагог: «Сядьте на пол в круг, протяните руки вперед и пошевелите пальчиками, как сороконожка. Быстро поработайте пальцами в воздухе, в одну сторону, в другую сторону. Теперь спрячем пальчики в кулачках, чтобы никто их не увидел. Теперь покажите всем свои пальчики, помашите друг другу обеими руками. Теперь положите руки на колени, пусть они отдохнут».

6. Рисование «Яркая рыбка»

Педагог обращает внимание детей на картинку: «Посмотрите, мама-рыбка не видит свою маленькую дочку, потому что она за водорослями. Маленькая рыбка тоже ищет маму, не может ее найти. Педагог задает вопросы:

Как вы думаете, какие чувства испытывает маленькая рыбка?

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мама-рыбка и маленькая рыбка нашли друг друга?

Предлагается пальчиками с помощью ярких красок раскрасить маленькую рыбку.

II раздел

Цель занятий II раздела:

  • продолжать знакомство детей с эмоциями радости, грусти, гнева, страха;
  • закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;
  • расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать;
  • развивать воображение.

Занятие 1. Радость и грусть

1. Знакомство с гномами

К детям в гости пришли гномы Кирюша и Антоша. Один гном радостный. Другой гном – грустный. Когда заходит в группу радостный гном – звучит веселая музыка. Когда в группу заходит грустный гном – звучит грустная музыка.

Гномы знакомятся с детьми. Вопросы к детям:

Чем похожи гномы?

Чем отличаются?

Как вы думаете, что могло огорчить Кирюшу?

Что могло обрадовать Антошу?

2. Литературные загадки. Игра с цветными карточками.

Дети делятся на две группы. Одну возглавляет Кирюша, другую – Антоша. Группам предлагаются радостные и грустные отрывки из сказок. Каждая команда старается выбрать и поднять карточку нужного цвета.

Отрывки из сказок:

«Сестрица Аленушка, мочи нет, напьюсь я из копытца»! – «Не пей, братец, козленочком станешь»! Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком... Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села под стожок – и плачет, а козленочек возле нее скачет. (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Кто сидел на моем стуле?!» – громко зарычал Михайло Потапыч. «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» - не так громко зарычала Настасья Петровна. «Кто сидел на моем стульчике и сломал его?» - запищал Мишутка. (Русская народная сказка «Три медведя»).

Идет зайчик по тропинке и плачет. Навстречу ему Медведь. «Зайчик, почему ты плачешь?»… (Сказка «Заюшкина избушка»).

«Где же вы, мои козлятушки, где же вы, мои ребятушки?....И зачем же вы злому волку отпиралися…». Залилась Коза горькими слезами.

Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Открыл дедушка короб, а там Машенька живехонька и радехонька. Стали бабушка с дедушкой Машеньку обнимать, умницей называть. (Русская народная сказка «Маша и медведь»).

Выигрывает та команда, которая дружно и быстро поднимает карточки и не ошибается.

3. Выполнение движений под рифмованное стихотворение «Ножки»

Педагог предлагает детям потанцевать и пригласить в круг гномов.

Застучали ножки по ровненькой дорожке, (топаем ногами)

Застучали много раз,

Будет весело у нас, (хлопаем в ладоши)

Кулачком сильнее бей, (кулачком стучим по ладошке)

Только ручки не жалей,

Постучим мы кулачком

И покружимся волчком! (кружимся)

4. Рисование «Радуга»

Предложить детям пальчиками с помощью цветных красок нарисовать для Кирюши и Антоши радугу.

Обратить внимание детей на то, что Кирюша улыбается.

5. Хороводная игра «Колпачок»

Дети вместе с гномами встают в круг и выбирают Колпачка. Колпачок встает в середину круга и танцует. Дети тоже танцуют и поют:

Колпачок, Колпачок, красные сапожки,

Колпачок, Колпачок, тоненькие ножки,

Мы тебя поставили,

Танцевать заставили,

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Колпачок выбирает кого-либо из круга и поет:

Я люблю, конечно, всех, а (имя ребенка) больше всех!

Колпачок обнимает ребенка, которого выбрал, становится на его место в круг. Дети меняются местами. Игра продолжается.

Занятие 2. Радость и гнев

1. Драматизация потешки «Мишка косолапый»

Вопросы:

Почему мишка рассердился?

Что сделал мишка, когда на него упала шишка?

2. Выполнение упражнения «Зоопарк»

Педагог: «Устроим в нашей комнате зоопарк! Сейчас мы с вами превратимся в различных зверей и птиц, покажем, как они двигаются, кричат. Мы с вами – обезьяны. Расставьте ноги шире, свободно опустите руки вниз, покачайте ими в разные стороны. Обезьяны прыгают, стучат себя лапами по грудной клетке. Повторите эти движения пару раз. Свободнее машите руками, как это делают обезьяны, прыгайте. Обезьяны нашли бананы, сорвали их, скушали. Покажите радостных обезьян. А теперь мы с вами – сердитые львы. Покажите гневных львов. Они рычат и пугают всех. Теперь превратитесь в жирафов. Станьте, широко расставив ноги, вытяните шею. Вытяните шею вперед, в одну сторону, теперь в другую сторону. Жирафы спокойны и радостны».

3. Рисование «Солнышко»

Предложить детям нарисовать пальчиками солнышко.

Педагог: «Нарисуйте солнышко таким, какое у вас настроение».

Цвет краски дети выбирают самостоятельно. Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую гамму, отметить схожесть и отличия в изображениях солнышка детьми.

4. Игра «Медведи и пчелы»

Дети делятся на две группы. Одна группа – пчелы, другая – медведи.

Медведи воруют мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют их.

Напомнить детям, что медведи, воруя мед, должны радоваться, а пчелы – выражать гнев.

5. Музыкальный хоровод

Детям предлагается встать в круг и всем вместе порадоваться, потанцевать под песню «Буратино».

Занятие 3. Радость, грусть, страх

1. Изображение эмоций. Литературные отрывки

Предложить детям прослушать отрывки из произведений К.И. Чуковского.

Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице.

Отрывки из произведений:

И прибежала зайчиха И закричала: «Аи-Аи! Мой зайчик попал под трамвай!.. И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!»

А от бешеной мочалки я помчался как от палки, а она за мной. За мной. По Садовой, по Сенной.

Крокодилы в крапиву забилися, И в канаве слоны схоронилися. Только и слышно, Как зубы стучат, Только и видно, Как уши дрожат.

И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать. И смеется она и кричит: «Ну, спасибо тебе, Айболит!»

Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, и поила я вас, не покиньте меня в мой последний час!

Эй, Сороконожки, бегите по дорожке! Зовите музыкантов, будем танцевать!

Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты. Грязнуля, Мойдодыру угодил!

Вопросы:

Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали эти отрывки?

Какие чувства вам было легко передать, а какие – трудно?

Детям предлагается еще раз послушать отрывки, в эмоциональном изображении которых возникли затруднения.

2. Игровое задание «Зверята в поезде»

Детям предлагаются картинки с изображениями радостных, испуганных и грустных зверюшек. Рядом с персонажами поезд с окошечками. Окошечки в поезде разных цветов: оранжевого, коричневого, черного, желтого. Детям предлагается разместить зверят в поезде в соответствии с их настроением.

Вопросы:

С кем из зверят вам хочется поиграть?

Кто из зверят испуган?

Как мы можем успокоить его?

Кто из зверят грустный?

Как вы думаете, чем его можно развеселить?

3. Музыкальная игра «Жили у бабуси два веселых гуся»

Под русскую народную мелодию дети имитируют движения гусей .

Жили у бабуси два веселых гуся,

Один серый, другой белый, два веселых гуся!

Мыли гуси лапки в луже у канавки,

Один серый, другой белый спрятались в канавке!

«Ой», - кричит бабуся, «Ой, пропали гуси,

Один серый, другой белый,

Гуси мои, гуси»!

Выходили гуси, кланялись бабусе,

Один серый, другой белый, кланялись бабусе!

4. Рассказы детей

Педагог предлагает детям рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.

5. Чтение стихотворения «Маленький ежик»

Педагог предлагает вниманию детей игрушку – ежика, читает стихотворение.

Маленький ежик,

Четверо ножек,

На спине листок несет,

Песенку поет:

«Туфты, туфты, туфты, туф –

На спине листок несу,

Самый сильный я в лесу,

Не боюсь саму лису».

Маленький ежик,

Четверо ножек.

На спине яблочко несет,

Песенку поет:

«Туфты, туфты, туфты, туф –

На спине яблочко несу,

Самый сильный я в лесу,

Не боюсь саму лису».

Педагог задает детям вопросы:

Как вы думаете, какие чувства испытывает ежик?

Кто может испугать ежика в лесу?

6. Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон» (А. Линдгрен)

Вопросы после просмотра:

Когда Малыш огорчался?

В каком эпизоде мультфильма Малыш радовался?

Чего испугались грабители?

Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста


План работы психологического кружка

«Мир эмоций»

Цель: снижение высокого уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева;

2. Установление взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми на основе партнерства и сотрудничества;

3.Раскрытие творческого потенциала ребенка, высвобождение его скрытых, энергетических резервов, а также нахождение им оптимальных способов решения своих проблем при помощи методов арт-терапии.

Отбор детей в группу осуществляется с помощью критериев определения агрессивности проективной методики «Рисунок несуществующего животного»; опросник выявления агрессивности у ребенка (Лавренгпьева ЕП., Тимаренко ТМ 1992г) для педагогов.

Ожидаемые результаты:

1. Снижение проявления признаков агрессивности в поведении детей;

2. Использование педагогами и родителями рекомендаций психолога в работе с детьми, имеющими признаки агрессивного поведения.

Методы работы с детьми по коррекции агрессивности

  1. Изотерапия:свободное рисование, драматизация свободных рисунков,

каракули, «страна Х» (коллективный рисунок).

  1. Сказкотерапия: сказки на актуализацию проблемы.
  2. Песочная терапия: создание песочного мира с использованием

предметов различной тематики (фигурки людей, животных, домов,

растения, природный материал и т.п.) .

  1. Мышечная релаксация, мимическая гимнастика, дыхательные упражнения.
  2. Игротерапия: игры, способствующие развитию эмоциональной саморегуляции.
  3. Музыкотерапия: музыка, позволяющая преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.
  4. Фототерапия: как дополняемое обсуждение слайдов и разными

видами творческой деятельности, включая изобразительное движение,

танец и т.п.

Перспективный план

Сентябрь

Диагностика агрессивности (разработанная американскими психологами М. Алворд и

П. Бейкке)

Цель: исследовать агрессивность детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Задачи:

1) Раскрыть внутреннее отношение ребенка к определенным ситуациям.

2) Дать косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками

И взрослыми в семье и детском саду.

Октябрь

Групповая работа:

«Мы вместе»

Цель:

Приобретение навыка игрового взаимодействия;

Раскрытие положительных черт характера;

Расширение ролевого диапазона;

Развитие более позитивной Я- концепции.

Ноябрь

Групповая работа:

«Советы Мудреца»

Цель:

Показать детям непродуктивность использования агрессии при общении;

Развивать положительные взаимоотношения между детьми;

Снижение уровня эмоционального напряжения с помощью арт- терапии /изо- терапия/

Укреплять чувство единства.

Декабрь

Групповая работа:

«В гостях у сказки»

/сказкотерапия/

Цель:

Расширение сознания ребенка;

Совершенствование взаимодействия с окружающим миром;

Обучение ребенка приемлемым способам снятия мышечного и эмоционального

Напряжения.

Январь

Индивидуальная работа:

«Кораблик- трясучка»

/игротерапия/

Цель:

Облегчение психологического страдания ребенка;

Развитие способности эмоциональной саморегуляции;

Восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок- взрослые», «ребенок- другие дети».

Февраль

Индивидуальная работа:

«Волшебный песок»

/песочная терапия/

Цель:

Проработка психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;

Отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого

Самовыражения;

Укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных

Отношений с миром.

Март

Групповая работа:

В мире музыки»

/музыкотерапия/

Цель:

Повышение самооценки на основе самоактуализации;

Развитие эмпатических способностей;

Установление и развитие межличностных отношений.

Дата

Мероприятие

Литература

03.03

«Музыкальные каракули» стр.84

10.03

«Дирижер»стр.86

17.03

«Свободный танец» стр.86

24.03

«Спонтанное рисование под музыку» стр.87

31.03

«Музыкальное общение» стр. 87

Апрель

Групповая работа:

«Развитие личностного общения»

Цель:

Снятие невербальной агрессии, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев;

Снять излишнее эмоциональное напряжение, направить энергию детей в нужное русло;

Обучить детей эффективным способам общения.

Дата

Мероприятие

Литература

03.04

Занятие со слайдами стр.94 /фототерапия/

М.В.Киселева «Арт- терапия в работе с детьми»

10.04

«Взлохмаченные человечки»

Стр. 85

С.В.Крюкова, Н.П. Слободянник

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

17.04

«Русские горки»стр.87

Май

Диагностика агрессивности (разработанная американскими психологами М.Алворд и П.

Бейкке)

Цель: исследовать агрессивность детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми, а также проследить динамику уровня проявления у детей агрессивного поведения.

Задачи:

3) Раскрыть внутреннее отношение ребенка к определенным ситуациям.

4) дать косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и детском саду.


Департамент социальной политики г.Кургана
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 118 «Мишутка»

Рабочая программа кружка
«Мир эмоций»
(старшая группа)

г. Курган

Пояснительная записка

Занятия кружка проводятся с октября по май с детьми старшей группы 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.

Данный цикл занятий представляет собой комплексную разработку, направленную преимущественно на развитие эмоционально-коммуникативной сферы старшего дошкольника. В ней используется много разнообразных приемов, игр, упражнений. Дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Комплекс целей и задач представлен в таблице.

Цели, задачи:

Данная программа реализует коррекционно-развивающие и психопрофилактические задачи и актуальна в работе с детьми, имеющими проблемы с эмоциональной стабильностью, и с обычными детьми. Результативность работы отслеживается через наблюдение и проективные рисуночные тесты, фиксируется в специально разработанной карте развития.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема занятия

Сентябрь

1. «Я единственный на планете»

2. «Я расту, я изменяюсь»

3. «Страна Котов»

Октябрь

4. «Карта волшебной страны чувств»

5. «Я хозяин своих чувств» 1

6. «Я хозяин своих чувств» 2

7. «Я учусь не обижаться»

Ноябрь

8. «Злость, гнев»

9. «Не боимся, или приключения смельчаков»

10. «Обыкновенное чудо»

11 «Деревья характеры»

Декабрь

12. «Давайте жить дружно. Я и мои друзья»

13. «Мальчик, который не умел играть»

14. «Новогодний карнавал масок»

Январь

15. «Ссоримся-миримся».

16. «Какие качества помогают дружбе»

Февраль

17. «Этикет»

18. «Этикет» 2

19. «Моя семья»

20 «Слоненок с шариками»

Март

21. «Мамины помощники»

22. «Страна вообразилия»

23. «Калейдоскоп эмоций»

Апрель

24. «Весенние радости»

25. «Космическое путешествие»

26. «Играй-городок»

27. «В гостях у сказки»

28. Диагностика 1.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Брянская областная школа-интернат имени Героя России А.А.Титова»

Рассмотрена на заседании м/о Согласовано Утверждена приказом

Заседание № 1 Заместитель директора директора школы

по УВР № 298 от 1.09 2015 г.

____________________

Рабочая программа

«Развитие эмоций дошкольников»

Разработана:

педагогом-психологом

Рафалович Г.И

Жуковка – 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа «Развитие эмоций дошкольников» составлена на основе п.6 ст. 28 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3.

Нормативной базой разработки рабочих программ основного и среднего общего образования являются Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных «учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»; Письмо Минобрнауки России от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». Единые требования к рабочим программам устанавливаются локальным актом образовательной организации.

Рабочая программа «Развитие эмоций дошкольников» составлена на основе двух программ «Развитие эмоций дошкольников.»; Минаева В.П. и «Социализация детей-сирот»: развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста; Никушкина Н.В.

Рабочая программа «Развитие эмоций дошкольников» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение.

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергенизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутсвие чувств), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувсвованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса).

Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С.Л. Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его.

Известно, что у каждого ребенка имеются свои проблемы и трудности, и если на какой-либо возрастной ступени нарушаются нормальные условия развития, то необходима специальная коррекционная работа.

Лишения и потери, которые переживают дети-сироты, являются причиной появления различного рода психологических проблем. Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых для него взрослых из ближайшего окружения. Классик мировой психологии А.Адлер отмечал, что, если эмоциональный контакт с близкими взрослыми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории, обстоятельства подавляют его, он чувствует себя слабым, нелюбимым. В результате у него развивается очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Наличие обостренной потребности во внимании и доброжелательности лежит в основе общения ребенка с окружающими. Наблюдения показывают, что контакты детей с взрослыми сводятся к поиску его внимания и расположенности, а личностное общение со сверстниками очень часто сопровождается агрессивными симптомами.

Эти дети нередко лишены возможности радоваться собственному успеху, а значит, у них будет возникать соперничество и зависть по отношению к другому ребенку, стремление выделиться любыми способами.

Поэтому необходимо создавать условия, которые будут определять характер общения ребенка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях.

Таким образом, формируется положительная самооценка, чувство уверенности, способность лучше понимать других людей и самого себя.

Цели и задачи изучения предмета

Цель программы: развитие эмоциональной сферы дошкольников, нормализация взаимоотношений между детьми в общении; обучение детей умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера, умению адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, снятие психического и эмоционального напряжения.

Основными задачами программы являются:

    Ознакомление детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением.

    Развитие и коррекция психоэмоциональной сферы;

    Развитие понимания собственной индивидуальности и индивидуальности других детей.

    Формирование позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий;

    Расширение и обогащение коммуникативных навыков для бесконфликтного общения и взаимодействия;

    Формирование у детей представлений о мире и о самих себе в нем;

    Воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру;

    Формирование навыков рефлексивного мышления.

Общая характеристика

Программа «Развитие эмоций дошкольников» рассчитана на работу в течение учебного года.

Учебная программа рассчитана на 30 часов в соответствии с учебно-календарным графиком и учетом праздничных дней в 2015-2016 учебном году. Программные требования к уровню подготовленности учащихся выполняются за счет уплотнения учебного материала.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20- 25 минут Количество участников группы: 1 - 5 человек.

Программа занятий для дошкольников обеспечивает с одной стороны, формирование психологического здоровья, а с другой – выполнение возрастных задач развития. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания. Знакомятся с опытом сверстников, а также культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой).

    У дошкольников расширяется круг понимаемых эмоций;

    Дети начинают глубже понимать себя и других;

Основные направления развивающей работы :

    Аксиологическое;

    Инструментальное;

    Потребностно-мотивационное;

    Развивающее

Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть помогает личностной рефлексии ребенка.

Потребностно-мотивационное направление предполагает прежде всего развитие умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление обеспечивает формирование личностного самоопределения, внутренней позиции.

Возрастные особенности учащихся

Известно, что в дошкольном возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Игровая деятельность является ведущей. В этот возрастной период происходит познание окружающего мира.

У детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запрет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много.

Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.

Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направленные на развитие эмоциональной сферы.

Для этого возраста характерна повышенная тревожность, неуверенность, страхи, агрессивность.

Общение в жизни детей дошкольного возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. У ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешить конфликты.

Программа занятий «Развитие эмоций дошкольников» разбита на три раздела:

    I . раздел (7 занятий) - входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями;

    II . раздел (8 занятий) - углубляются знания по ознакомлению с эмоциями;

    III . раздел (19 занятий) - закрепляются знания, полученные на предыдущих занятиях.

На занятиях используются известные большинству психологов игры и психогимнастические упражнения, активные двигательные разминки, энергизаторы, активаторы. Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении психолог может либо просто сообщать тему занятий, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуации по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию.

В первоначальный замысел занятия могут вноситься изменения прямо по ходу его ведения или накануне в связи с возникшем запросом (со стороны учащихся или педагогов).

Занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности: игра, беседа, рисование, элементы тренинга(упражнения) и т.д.

Каждое занятие содержит следующие этапы:

    Создание эмоционального настроя в группе;

    Информация, дискуссионные методы, задания с использованием терапевтических метафор.

    Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей, направленные на развитие воображения.

    Игры, направленные на коррекцию эмоционально-личностной сферы;

    Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы.

При определенной нежесткой структурированности занятий каждый ребенок имеет возможность реализовать себя, показать определенный уровень умений, а взрослый или сверстник похвалить его за маленькие успехи.

«Развитие эмоций дошкольников »

Название раздела и темы

Личностные результаты

Предметные результаты

Мета-

предметные результаты

I . раздел

Способствование рефлексии эмоциональных состояний, адекватному самовыражению.

Ознакомление с целями занятий.

Осознание значимости самопознания для личного развития.

Создание положительного настроя в группе, атмосферы психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество.

2. Я и окружающий мир

Способствование возникновению желания самосовершенствоваться.

Развитие эмоциональной сферы.

Ознакомление с эмоциями, учить детей различать эмоции по схематичным изображениям.

3. Радость

Развитие эмоциональной сферы.

Ознакомление с эмоцией: радость.

Формирование позитивного отношения к окружающим.

Развитие личной ответственности за свои поступки.

Воспитание внимательности друг к другу.

Ознакомление с эмоцией: горе.

Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Развитие внимания к окружающим людям

Ознакомление с эмоцией: гнев. Учить передавать заданное эмоциональное состояние, владеть своими эмоциями.

7. Удивление

Развитие воображения.

Ознакомление с эмоцией: удивление.

Учить передавать заданное эмоциональное состояние.

Развитие коммуникативных способностей.

II раздел

8. Радость и горе

Развитие эмоциональной сферы.

Продолжение знакомства с эмоциями радости и горя. Развитие способности определять эмоциональное состояние по схематичным изображениям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, понимать свои чувства и чувства других.

9. Радость и гнев

Способствование осознанию своих качеств и повышению самооценки

Ознакомление с эмоциями радости и гнева. Учить передавать заданное эмоциональное состояние, владеть своими эмоциями

Развитие внимания к окружающим людям.

10. Гнев и удивление

Создание у детей мотивации на познание самих себя.

Развитие воображения.

Ознакомление с эмоциями гнева и удивления.

Снятие эмоционального напряжения.

11.Радость, горе, страх.

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие эмпатии и воображения.

Ознакомление с эмоциями радости, горя, страха. Ознакомление со способами управления и регуляции настроения.

12. Радость, горе, удивление

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие эмпатии и воображения.

Ознакомление с эмоциями радости, горя, удивления.

Расширение и сравнение представлений детей об эмоциях.

Развитие внимания к окружающим людям. Снятие эмоционального напряжения.

13. Радость, страх, удивление

Создание у детей мотивации на познание самих себя.

Развитие воображения.

Ознакомление с эмоциями радости, страха, удивления.

Расширение и сравнение представлений детей об эмоциях.

Воспитание уверенности. Снятие эмоционального напряжения.

14. Волшебные шары

Развитие воображения, наблюдательности, выразительности речи.

Закрепление знаний об эмоциях. Развитие способности определять эмоции по схематическим изображениям.

Развитие внимания к окружающим людям. Снятие эмоционального напряжения.

15. Прочитай письмо

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие эмпатии и воображения.

Развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Развитие внимания к окружающим людям. Снятие эмоционального напряжения.

III раздел

16-17.Мои внутренние друзья

Способствование осознанию своих качеств и повышению самооценки

Закрепление знаний о положительных эмоциях.

Формирование позитивного отношения к окружающим,

18 -19. Мои внутренние враги.

Способствование осознанию своих качеств и повышению самооценки. Ознакомление со способами управления и регуляции настроения.

Закрепление знаний об отрицательных эмоциях. Закрепление способов управления и регуляции своего настроения.

Воспитание доброжелательности.

20-21. Стыдно ли бояться?

Способствование адекватному самовыражению.

22-23. Эмоции и наше поведение

Способствовать рефлексии эмоциональных состояний.

Способствовать адекватному самовыражению

Ознакомление с чувством страха. Способствование рефлексии эмоциональных состояний.

Формирование позитивного отношения к окружающим, воспитание доброжелательности

24. Сказочная шкатулка

Формирование положительной «Я» - концепции, самопринятие, уверенности в себе.

Ознакомление с чувством страха. Способствование рефлексии эмоциональных состояний.

25- 26. Чувства и эмоции

Развитие адекватного самовыражения и самооценки.

Формирование ответственности человека за свои чувства и мысли

27. Я глазами других

Способствование желанию самосовершенствованию. Развивать эмоциональную сферу.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование способности к самоанализу.

28. Мои друзья.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Воспитание уверенности в себе.

Помочь детям в самораскрытии. Способствовать преодолению барьеров в общении

Развитие способности принимать друг друга.

Способствование адекватному самовыражению

Ознакомление с интонированием речи. Способствование рефлексии эмоциональных состояний.

Воспитание взаимопонимания.

30. Волшебные средства понимания: мимика

Воспитание положительных эмоций.

Обучение тому, как пользоваться мимикой при изображении эмоций. Показать, как мимика помогает общению.

Формирование позитивного отношения к окружающим.

31. Волшебные средства понимания: пантомимика

Развитие внимания, эмпатии.

Ознакомление с понятием патомимики и жеста. Развитие способности общаться с помощью жеста.

Формирование позитивного отношения к окружающим. Способствованию самовыражению детей.

32.Ромашка откровений

Повышение уровня самосознания. Воспитание интереса к своей личности.

Обобщение материала блока занятий. Закрепление знаний об эмоциях.

Воспитание доброжелательности.

33.Автопортрет

Осознание ребенком своего социального «Я», себя как носителя социальной роли, осознание своего места в социуме, выделение равных себе в социальном окружении.

Обобщение материала блока занятий.

Закрепление знаний об эмоциях.

Воспитание уверенности в себе.

34. Итоговое занятие.

Повышение самооценки ребенка. Поддержание интереса к собственной индивидуаль-ности и к другим детям.

Обобщение материала блока занятий. Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Воспитание позитивного отношения к себе и окружающим.

Учебно-тематический план занятий

/п

Разделы, темы

Количество часов

I . раздел (7 занятий)

Самопознание. Установление контакта

Я и окружающий мир

Удивление

II раздел (8 занятий)

Радость и горе

Радость и гнев

Гнев и удивление

Радость, горе, страх.

Радость, горе, удивление

Радость, страх, удивление

Волшебные шары

Прочитай письмо

III раздел (19 занятий)

Мои внутренние друзья

Мои внутренние враги.

Стыдно ли бояться?

Эмоции и наше поведение

Сказочная шкатулка

Чувства и эмоции

Я глазами других

Мои друзья.

Волшебные средства понимания: интонация.

Волшебные средства понимания: интонация.

Волшебные средства понимания: патомимика

Ромашка откровений

Автопортрет

Итоговое занятие.

Важнейшие умения учащихся

Для развития эмоциональной сферы у дошкольников желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых используя разнообразные методические приемы, знакомить детей с эмоциями.

На занятиях учащиеся не только получают знания об эмоциях и чувствах, но и упражнения в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению. С помощью специальных упражнений и ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (Литературой, живописью, музыкой).

Ценность таких занятий заключается в следующем:

    У воспитанников расширяется круг понимания эмоций;

    Они начинают глубже понимать себя и других;

    У них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Ожидаемая положительная динамика:

    Адекватная самооценка;

    Проявление индивидуальности

    Умение представить себя;

    Выстраивать бесконфликтное общение;

    Умение выбирать способы эффективного поведения;

    Преодолевать различные барьеры взаимопонимания.

Положительные изменения в эмоционально-личностной сфере дают детям возможность участвовать в совместных делах.

Результативность.

Специальная диагностика, позволяющая зафиксировать позитивные сдвиги в эмоционально-личностном развитии каждого воспитанника (исходная диагностика в начале года и контрольная диагностика в конце года).

Перечень учебно-методического обеспечения:

    Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. / Минаева В.М. – М. АРКТИ, 2001.

    Социализация детей-сирот: развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста / Никушкина Н. – М.: Чистые пруды, 2007.- (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»).

    Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей %-7 лет/Семенака С.И. – М. АРКТИ, 2004.

    Игровая терапия с тревожными детьми / Костина Л.М. – СПб.: Речь, 2003.

    Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под редакцией Шипициной Л.М., Казаковой Е.И., СПб., 2000.

    Психогимнастика / Чистякова М.И. – М.: Просвещение, 1990.

    Мы все разные. Учебное наглядное пособие / Князева О.Л., Стеркина Р.Б. – М.: Дрофа; ДиК, 1998.

    Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы/ Павлова М.А. –Волгоград: Учитель, 2011.

Календарно-тематическое планирование коррекционных групповых занятий

Дата

план.

Дата

факт.

Тема урока

Формы, средства контроля

Виды деятельности учащихся

1. Самопознание. Установление контакта

Вопросы для обсуждения

Создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество.

Познакомить с целями занятий, правилами поведения.

Выполнение упражнений:

«Барометр настроения»,

«Разожми кулак»,

«Испуганный ежик ».

Ритуал прощания.

Игра «Хоровод».

Я и окружающий мир

Вопросы для обсуждения

Раскрытие понятия «общение». Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки.

Упражнения: «Давайте поздороваемся», «Прогноз погоды», «Я рад с тобой общаться».

Поведение итогов.

Вопросы для обсуждения.

Слушание радостной музыки.

Беседа «Что такое радость»

Рисование на тему радость.

Ответы детей на вопрос: «Что такое радость?».

Хоровод с песней «вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М. Матусовского).

Прощаются упражнение «Доброе животное»

Вопросы для обсуждения.

Приветствие.

Беседа по сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят».

Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». (Как Федора переживает уход посуды). Затем заключительную часть, где описывается радость.

Драматизация ситуации «Пропала собака».

Упражнение «Доброе животное»

Вопросы для обсуждения.

Упражнение «Цвет настроения».

Чтение К.И. Чуковского «Мойдодыр», где описывается гнев Умывальника и Крокодила.

Рассматривание иллюстраций художника А.М. Алянского.

Драматизация из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя».

Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались.

Упражнение «Зеркало»

Рисование гнева.

Упражнение «Ласковые лапки»,

Вопросы для обсуждения

Игра «Гуси-лебеди»

Упражнение «Найди пиктограмму»

Обсуждение поговорки «У страха глаза велики»

Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка».

Вопрос: «Почему Наф-Наф не боялся волка?»

Рисование на тему: «Наф-Наф не боится страшного волка».

(обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка).

Удивление

Вопросы для обсуждения

Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»(о чудесах на острове у князя Гвидона).

Почему чудеса удивляли и привлекали людей?

Упражнение «Зеркало»

Игра «Фантазия»

Упражнение «Вверх по радуге

Радость и горе

Вопросы для обсуждения

Продолжать знакомить с эмоциями.

Знакомство с гномами.

Литературные загадки.

Рисование гномов (Радостного и грустного).

Релаксирование «Одуванчик »

Радость и гнев

Вопросы для обсуждения

Беседа по сказкам «Лиса и журавль», «Мужик и медведь».

Игра «Медведи и пчелы»

Релаксирование «Одуванчик »

Гнев и удивление

Вопросы для обсуждения

Упражнение «Посылка».

Чтение отрывка Н. Екимовой. «По небу плыли облака»

Рисование облаков.

Игры: «Облака», «Волшебное колечко».

Упражнение «Произнеси фразу».

Радость, горе, страх.

Вопросы для обсуждения

Литературные отрывки из произведений К.И. Чуковского.

Во время чтения дети изображают эмоцию.

Игра «Гномики»

Рассказы детей о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.

Игра «Принц и принцесса»

Радость, горе, удивление

Вопросы для обсуждения

Этюд «Хорошая погода»

Радость, страх, удивление

Вопросы для обсуждения

Упражнения: «Ласковые слова»,

Работа по теме.

Игра «Разожми кулак»,

Игра «Толкалки без слов».

Обучаются выходу из конфликтов.

Волшебные шары

Вопросы для обсуждения

Рассуждают над высказыванием «Люди становятся одиноки, если вместо мостов, они строят стены»

Игра «Зубы и мясо»

Слушают притчу о змее.

Упражнение «Выставка»

Рассматривают шары разной формы.

Ребенок выбирает себе шар и схематически изображает на нем эмоцию

Релаксирование.

Прочитай письмо

Вопросы для обсуждения

Учатся определять эмоциональное состояние по схематичным изображениям.

Игра «Почтальон»

Варианты писем и их расшифровка.

Релаксирование.

Мои внутренние друзья

Вопросы для обсуждения

Упражнение «Кончиками пальцев»

Работа по теме

Упражнения: «Нарисуй эмоцию», «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию», «На что похоже твое чувство».

Мои внутренние враги.

Вопросы для обсуждения

Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

Упражнения «Психологические примеры», «Мысленная картинка», «Я внутри и снаружи», «Сны».

Игра «Маленький принц».

Стыдно ли бояться?

Вопросы для обсуждения

Упражнение «Приветствие», «Цвет настроения»

Работа по теме.

Этюды «Лисенок боится»,

«Поссорились и помирились».

Рисование «Какого цвета мой страх?».

Игра «Наши чувства»

Эмоции и наше поведение

Вопросы для обсуждения

Игра «Островок чувств»

Сказка «Умей обождать» с. 329 «Азбука общения».

Обмен мнениями: «Кому легче живется пессимисту или оптимисту?»

Тренинг эмоций: «Угадай настроение Бабы-Яги».

Слушают частушки из мультфильма.

Сказочная шкатулка

Вопросы для обсуждения

Упражнения «Пересядьте все те, кто…», «Ассоциации», «Волшебная рука», «Хорошо или плохо».

Игра «Сказочная шкатулка»

Чувства и эмоции

Вопросы для обсуждения

Упражнение «Приветствие».

Работа по теме.

Беседа «Эмоции в жизни человека»

Игра «Угадай настроение по рисунку».

Дискуссия «самое-самое»

Методика «Моя вселенная».

Я глазами других

Вопросы для обсуждения

Приветствие.

Упражнение «Ветерок», обратить внимание на сходство между людьми.

Упражнение «Как ребенок видит себя в окружающем мире», «Строим город»,

«Доброе животное».

Мои друзья.

Вопросы для обсуждения

Упражнения:

«Приветствие»,«Пожелание», «Остров», «Кольца».

Этюд «Два друга»

Рисование «Рисунок друга».

Релаксирование»Доброе тепло».

Волшебные средства понимания: интонация.

Вопросы для обсуждения

Упражнения:

«Ласковое имя», « У дяди Абрама…», «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся», «Интонация».

Игра «Кто тебя позвал».

Релаксирование «Доброе тепло».

Волшебные средства понимания: мимика

Вопросы для обсуждения

Упражнение «Ласковое имя».

Работа по теме.

Игра-шутка «Пойми меня», «Передай по кругу».

Упражнение «Интервью у дракона», «Доброе животное».

Волшебные средства понимания: пантомимика

Вопросы для обсуждения

Упражнение «Приветствие», «Изобрази».

Игра «Расскажи стихи руками».

Упражнение «Доброе животное».

Ромашка откровений

Вопросы для обсуждения

Упражнение «Приветствие», «Ищем клад», «Ромашка откровений».

Автопортрет

Вопросы для обсуждения

Рисуют автопортрет

Упражнение «Назови свое имя», «Кто я? Какой Я?», «Горячий стул».

Определяют предпочтения детей в играх, занятиях, увлечениях. Сравнивают с предпочтением других.

Упражнение «Букет», «Немного о себе»,

«Какой он?», «Я первый».

Вопросы для обсуждения

Обобщают материал блока занятий. Повышают свою самооценку. Поддерживают интерес к собственной индивидуальности и к другим детям. к себе и окружающим.

Упражнения: «Ладошки», «Пересядьте все, кто…», «Пион и колючий ежик », «Я –хороший, мы – хорошие».

Рисуют на свободную тему.