Расставание с ребенком. Как пережить разлуку

Даже если вы не работаете, а добросовестно “сидите” в декретном отпуске, рано или поздно у вас возникнет желание “выйти в люди”. Неважно, будет ли это встреча с подругой, с которой вы давно не виделись, или долгожданный поход в театр.

Важно, что ребенок может отреагировать на ваш уход совсем не так, как бы вам этого хотелось: радостно помахивая ручкой и улыбаясь, он сидит на руках у своей бабушки. И как только вы скроетесь за дверью, малыш тут же переключится на бабушкины очки, ее новую сказку или на свою кашу. Увы, чаще бывает наоборот. Бодрое помахивание ручкой исходит исключительно от вас, а ребенок, обливаясь слезами, жалобно твердит только одно: “Хочу к маме!” Вы, виновато пряча глаза, выбегаете за дверь и... прислушиваетесь к доносящимся из квартиры рыданиям малыша. Ваше сердце разрывается: вернуться или все-таки идти, куда задумали?

Если расставание на вечер как-то еще пережить можно, то как быть с командировками или поездками в другой город или в другую страну, скажем, на неделю или на более длительный срок? Как оставившим дома маленького ребенка родителям себя вести, чтобы каждую минуту не терзаться сознанием собственной вины?

Психологи советуют: никогда не уходите из дома, заранее не предупредив об этом ребенка, каков бы ни был его возраст. Открыто радуйтесь, что теперь он может недолго обходиться без вас. Перед любым расставанием (даже ненадолго), объясните малышу, как он будет проводить время без вас: кто с ним останется, где, на сколько времени; следите, чтобы ребенка окружали привычные предметы и любимые игрушки.

Найдите время попрощаться с малышом, но не уступайте его обычному плачу и не затягивайте момент расставания. Ничего не обещайте (вернуться в определенный час, позвонить). Если вы этого выполнить не сможете, то рискуете потерять доверие малыша и зародить в нем чувство ненадежности его существования. По возможности, оставляйте ребенка с человеком, которого он хорошо знает.

В 3 года малыш уже достиг некоторой самостоятельности, позволяющей ему лучше пережить временное расставание с родителями - на вечер, на выходные или на время отпуска. Но эти моменты расставания необходимо тщательно подготовить и организовать. Ребенок трех лет уже может представить себе тех, кто ему дорог, даже если они отсутствуют; малыш понимает, что они исчезли не навсегда. Поэтому расставание для него не так тяжело. Однако ребенку еще нужно к этому подготовиться; расставание не должно застать его врасплох. Поэтому следует принять некоторые меры предосторожности.

Итак, если вы собираетесь уехать или если ребенку придется побыть некоторое время вдали от вас, предупредите его. Объясните причины и условия этого расставания. Скажите малышу, куда он поедет, как надолго и кто его встретит. Найдите возможность попрощаться с ребенком, даже если он плачет. Если вы будете отсутствовать только один вечер, попрощайтесь с малышом, пока он не уснул.

Если ребенок должен провести несколько дней вне дома, пусть возьмет с собой свои вещи; проследите, чтобы в чемодан была положена любимая игрушка, которая напомнит ему дом и которая ему еще может быть нужна для того, чтобы заснуть. Расскажите малышу, что вы будете делать в его отсутствие. Если отец или мать уезжают на длительное время, то тот, кто остался с ребенком, должен регулярно вспоминать об отсутствующем и сообщать малышу о нем новости.

Ребенок, особенно очень маленький, легко соглашается расстаться с родителями, если с ним останутся взрослые, которых он хорошо знает. При коротких, но частых расставаниях лучше все время оставлять малыша с одним и тем же взрослым.

Находясь далеко от вас, ребенок может жаловаться на боли, плохо спать и регрессировать в разных областях, например, в питании, языке или опрятности. Таким образом он выражает недовольство вашим отсутствием. При вашем возвращении малыш может продемонстрировать вам безразличие, агрессивность, или, наоборот, большую зависимость от вас в эмоциональном отношении. Но это пройдет. Важно, чтобы вы учитывали недовольство ребенка, его тревогу, однако в то же время, не ставя себе в вину мотивы, которые заставили вас с ним расстаться.

Когда сыну было 2 года и 2 месяца, Екатерина неожиданно попала в больницу почти на две недели. Вернувшись домой, она поделилась с другими мамами своими способами организации жизни ребенка - так, чтобы он разлуку переносил как можно легче

Источник фото: flickr.com

Во время разлуки с сыном 24 часа в сутки был его папа. Связь у него с сыном очень сильная, так как муж всегда много времени проводил с сыном как физически, так и эмоционально.

1. Я же звонила по телефону и разговаривала с сыном три-четыре раза в день

Старалась делать это в те моменты, когда он особенно сильно ощущал моё отсутствие: как только проснулся - утром или днём, и когда приходило время ложиться спать вечером.

Он ещё не разговаривал, мог только сказать “угу”, если правильно сформулировать вопрос. Поэтому я здоровалась с ним, говорила, что люблю, что я знаю, что он скучает, что я тоже скучаю, что мне жаль, но я сейчас не могу быть рядом, НО…

2. Мы вместе по телефону искали конфету

Я попросила мужа купить разных конфет с интересными обёртками, и в течение дня он прятал их дома в разные места .


Источник фото: freepik.com

Сообщал мне, где он спрятал очередную конфету, и вот это было то самое НО, тот самый маленький мостик.

Говорила я сыну,

Я кое-что спрятала для тебя дома, давай поищем вместе.

И мы вместе по телефону искали конфету.

Когда находили, я каждый раз слышала восторженный возглас, успевала сказать, чтобы он не выбрасывал фантик, что, как только я вернусь домой, мы вместе посмотрим все картинки.


Источник фото: mycdn.me

“Пока-пока” я говорила уже на фоне шелеста разворачиваемой конфеты и разговоров папы о том, что же там на фантике.

Съедал сын конфету не всегда, иногда заворачивал обратно и клал на место, а в течение дня ещё раз сам находил её, когда хотел.

3. Я нарисовала для сына несколько картинок

Как могла, так и нарисовала… Нарисовала наш дом и его с папой внутри, нарисовала скорую помощь, больницу и себя в окошке и соединила их дорогой.

Ещё нарисовала несколько моментов из обычной жизни, которые мы обычно делаем вместе: купаемся в ванной, едим апельсин, плаваем в бассейне и т.д.

Когда они приехали ко мне через четыре дня с букетом цветов, собранным по дороге для меня, мы вместе рассматривали и обсуждали эти картинки.


Источник фото: therebenok.ru

И потом, дома, сын смотрел их с папой.

4. Смещаем акцент с расставания

До того как они приехали ко мне в больницу, я часто наблюдала, как сильно плачут дети в момент расставания с мамой.

Особенно если, дотянув до самого конца времени визитов, детки видят закрывающуюся калитку, за которой остается мама.

Когда пришло время сыну с папой уходить, я увидела, как напряглось маленькое личико, и сказала:

Я сейчас поднимусь по лестнице и скину тебе из окошка самое большое красное яблоко, как думаешь, сможешь словить?

Они с папой поймали яблоко, всю дорогу домой ели его, а дома ждала конфета, в новом укромном месте, которое “знает только мама”.


Источник фото: fishki.net

Когда я вернулась домой, меня ждала выставка из конфетных фантиков. Они с папой наклеили их на картонки и расставили для удобного просмотра.

Я очень боялась, что во время визитов в больницу или по возвращении домой увижу тревожные признаки нашего разделения.

Что ребёнок будет цепляться за меня, не будет отходить ни на шаг или, ещё хуже, наоборот, защитится и не будет замечать меня, будет вести себя, будто меня и нет, будто ему всё равно. Но я ничего этого не увидела…

Во время визитов в больницу я хватала сына в охапку, целовала и говорила, как он для меня важен и дорог, что скоро я буду дома и какие они с папой молодцы.


Источник фото: webd.com

Сын смеялся, обнимался, какое-то время в этом купался, а потом… убегал поиграть рядом, ведь вокруг много интересного.

Исходя из собственного опыта могу теперь утверждать - это работает. Перекрывание работает.

Когда мы смещаем акцент с расставания на следующую встречу - реальную, звонок по телефону, подарок, свидание во сне - всё, что угодно.

Нашим детям очень важно представлять эту следующую встречу

Так даже долгую разлуку можно представить в виде маленьких отрезков ожидания встречи, в виде последовательных, равномерно распределённых во времени мостиков.

Когда нас нет рядом физически, то это наша ответственность, ответственность взрослых помочь им чувствовать связь с нами на расстоянии , не допустить утраты доверия к нам, не дать почувствовать себя брошенными.


Источник фото: wapa.pe

Ну и, конечно, нельзя забывать про то, что они имеют полное право расстраиваться, грустить и плакать, а нам остаётся уважать эти эмоции, утешать и принимать.

5. Это были нужные ему слезы

За два дня до выписки мы пошли посмотреть на поезда, которые проезжали недалеко.

Пришли, а поезда всё нет и нет… И сын стал плакать.


Источник фото: flickr.com

Сначала ничего необычного: поезд-то не едет. Но потом проехал поезд, потом ещё один и ещё… а он всё плакал и плакал у меня на руках .

Сначала громко, очень громко, потом потише, потом снова громко, потом снова тише, а я всё твердила: да, я знаю, тебе очень хочется, чтобы я была рядом, тебе хочется быть вместе, скоро так и будет, но пока я не могу.

И так около получаса. Потом плач стал тише, потом остались лишь жалобные всхлипывания, потом и они затихли.

А как вы помогаете детям пережить внезапную разлуку?

Развод для ребенка всегда является очень травматическим опытом. Мы, как родители, не можем провести расставание таким образом, чтобы это не повлияло на психику ребенка. Независимо от того, насколько родители пытаются смягчить влияние развода на ребенка, всегда появятся определенные негативные последствия этой ситуации. Конечно, это не значит, что выход из этой ситуации – „будем вместе ради ребенка”. Стоит лучше знать, какой эффект может оказать на ребенка развод и как облегчить его последствия.

Реакция ребенка на развод родителей зависит от того, в какой фазе развития он находится (то есть, в каком находится возрасте, в момент расставания родителей). Выделяется 4 возрастные группы вместе с их характерными трудностями – дети в возрасте от 3 до 5 лет; дети в возрасте 6-10 лет; дети в возрасте 9-12 лет и подростки (от 13 лет и выше). Присмотримся сегодня назад, что делается с самыми маленькими детьми, вместе с учетом периода, который не упоминается в литературе, перед 3-им годом жизни.

Ранние разводы (до пяти лет после свадьбы) происходят все чаще и чаще. В результате, все больше маленьких детей являются свидетелями расставания родителей. То, что ребенок в возрасте 12-18 месяцев еще не может выразить своих эмоций, не значит, что он их не ощущает и также не значит, что не почувствует негативных последствий развода – даже если отец не слишком много присутствовал в его жизни.

Читайте также: Как заставить вашего ребенка делать уроки без лишних проблем

Задачей развития ребенка до 3 лет является исследование окружающего его мира. Чем более безопасно ребенок чувствует себя в собственном доме и в сопровождении родителей, то смелее исследует мир, смотрит на него с доверием и охотнее вступает с ним во взаимодействие. Ребенок, который может безопасно изучать мир в будущем будет в себе уверенным, смелым и оптимистичным. В этот период ребенок также нуждается в рутине – определенных, повторяющихся действиях, которые составляют его мир и делают так, что ребенок чувствует себя в безопасности. Развод не только создает хаос (сама рутина жизни взрослых также является результатом расстройств при разводе), но также отнимает у малыша чувство безопасности. Один родитель исчезает, и ребенок не может быть уверенным, что и другой родитель также не исчезнет. В результате, ребенок, который не умеет еще выражать своих опасений и страхов, начинает показывать свои эмоции поведением, характеризующимся повышенным чувством страха или нервной гиперреактивностью.

В этот период могут возникнуть:

  • расстройства пищевого поведения,
  • нарушения сна
  • ночное недержание мочи
  • ребенок часто и крепко цепляется за оставшегося родителя.

Обострение любого из этих симптомов свидетельствует о том, что ребенок очень плохо переживает развод родителей и нуждается в помощи в процессе прохождения через эту ситуацию.

Влияние развода на ребенка – 3-5 лет

Читайте также: Отношения между детьми с большой разницей в возрасте. Как наладить гармонию в семье

Ребенок в этом возрасте уже способен выражать свои чувства – в этот период формируется у ребенка «эмоциональный климат», от которого зависит то, какой средой будет для него мир. Будет ли ему он казаться таким приятным и дружественным или враждебным и полным опасностей – это видение мира будет иметь большое значение на всю жизнь ребенка и его зрелость.

С точки зрения угроз, в период между 3 и 5 годом жизни – это самое трудное и худшее время на развод. В это время малыш, также создает видение сексуальности и ее моделей, основанных на сексе. Поэтому, когда уходит один из родителей, это видение может быть нарушено. К счастью, психологические механизмы ребенка, позволяют ему „выбрать из среды” другого человека, который будет служить ему образцом (в случае ухода отца, таким человеком может стать дядя, дедушка или сосед).

Помните также о том, что этот период – это для малыша время эгоцентризма. Ребенок считает себя центром мира, самым важным существом во вселенной – поэтому легко приписывает себе вину за развод родителей. Важно, таким образом, объяснить эту ситуацию ребенку. Однако нельзя останавливаться только на объяснения словами. Ребенок должен понять и принять тот факт, что не является виноватым. Поэтому нужно спрашивать его о том, как он понимает ситуацию и то, что произошло.

Причины самые разные – выход на работу из декретного отпуска, командировка, лечение в больнице и пр. Расставание может быть не продолжительным по времени на час-два, а может затянуться от нескольких дней до месяца и больше.

Как пережить разлуку с ребенком знают немногие мамы. Ведь это весьма неприятная процедура как для мамочки, так и для ее любимого чада . Родители вдалеке от ребенка чувствуют себя не слишком комфортно и постоянно думают о нем, «как он там без меня?», «что он делает?», «покушал ли он?», «как он спал?» и т.д, а многие мамочки начинают себя винить в том, их нет рядом…

Не вините себя в разлуке – вы действительно не виноваты в ней, просто так сложились обстоятельства, а комплекс вины – чувство разрушительное.

Как пережить разлуку с ребенком? Что нужно делать чтобы и мама, и ребенок меньше переживали от разлуки?

В жизни случаются моменты, когда родители вынуждены на определенное время расстаться со своими детьми. Причины могут быть самыми разнообразными – это и прохождение амбулаторного лечения, и командировки, отпуск или же поездка ребенка в детский лагерь.

Тяжелее всего ребенок переживает расставание с мамой. Поэтому с самого раннего возраста нужно укреплять в сознании малыша, что, когда мама уходит, она обязательно вернется.

Если, к примеру, мама должна выйти на работу, то ей заранее стоит начать практиковать короткие расставания с малышом. Стоит помнить только об одном – оставлять ребенка можно только с тем, кому вы безоговорочно доверяете. В случае, если мама и малыш были неразлучны, а потом мама вдруг взяла и ушла, ребенок, вероятнее всего, получит серьезную психологическую травму, так как в этой ситуации ему покажется, что мама его бросила.

Сейчас приобретает популярность «теория привязанности» ребенка к родителям. Привязанность в основном формируется на первом году жизни малыша, обычно во второй его половине.

В данном случае важно проследить, как ребенок расстается с мамой и как он ведет себя при встрече с ней. Показательным является не столько момент расставания, сколько момент встречи. Закономерно также и то, что малыш при расставании с мамой плачет, хуже, если после маминого ухода он еще долгое время продолжает рыдать, устраивает истерики и т.д. А по возвращении мамы начинает ей «мстить»- дерется, плачет, не дает ей прохода, виснет на ней.

Очень важно попытаться заранее предугадать возможные варианты развития событий, которые произойдут и с матерью, и с ребенком. Любая мама может формировать у ребенка так называемый «безопасный тип привязанности», для этого ей достаточно настраивать себя на одну волну с ним, или, как говорил известный американский психолог Эрик Эриксон, «заложить в малыше базовое доверие к миру». Имея такой опыт, дети в будущем буду доверчивее, доброжелательнее, уравновешеннее, увереннее в себе и окружающих.

Если же мама уже работает, то ей стоит почаще разговаривать с ребенком, рассказывать ему о своей работе, чем она занимается и как это для нее важно, даже если она не до конца уверена, что ребенок ее понимает. В случае, когда мама на работе делает что-то своими руками, она может принести и показать это своему малышу.

Оставляя ребенка с бабушкой, стоит договориться с ней о том, чтобы она не делала акцент на негативных моментах расставания мамы и малыша.

Если же это будет няня, то ей необходимо предоставить четкие инструкции относительно того, что любит ребенок и что не любит. Например, какая сказка или песенка ему нравится больше всего, какая его любимая игрушка, что быстрее всего может успокоить его, если он крайне расстроен или возбужден.

Семьям, которые выбрали детский сад, стоит воспользоваться следующей рекомендацией: мамам лучше всего в течение нескольких недель проводить полдня – а если нет такой возможности, то хотя бы пару часов – вместе с малышом в его группе, так период его адаптации пройдет безболезненнее.

Маме стоить помнить о том, что если она сама напряжена или взволнована перед расставанием с ребенком, то все ее негативные эмоции передадутся ему. Поэтому маме надо вести себя как можно спокойнее и непринужденнее, быть более доброжелательной и не убегать сразу же, как она передала малыша воспитателю. Обязательно нужно попрощаться с ребенком как можно нежнее и напомнить ему, что мама скоро вернется.

Совершенно очевидно, что расставания бывают очень болезненными. Но во многих семьях не менее болезненными бывают и встречи.

После рабочего дня или по возвращении из командировки зачастую родители сталкиваются с тем, что ребенок ведет себя истерично, капризно, хочет общаться с ними. Он целый день ждал родителей и теперь ни на шаг не отходит от них. А у мамы, например, намечено много дел по дому, папа устал настолько, что хочет лечь и посмотреть телевизор. Поэтому ребенок по возвращении родителей чаще всего слышит следующие фразы: «Подожди, пока мы разденемся, потом будем обниматься» или «Сейчас ужин приготовлю, а потом почитаю тебе книжку». Но стоит помнить о том, что малыш не может ждать, он просто этого не умеет. В данном контексте показателен пример немецких родителей, которые в воспитании детей руководствуются следующим принципом: «Сначала удели время ребенку, а потом он даст время для тебя».

Согласно такой позиции, когда кто-то из немецких родителей приходит домой, то сначала старается удовлетворить интересы ребенка, поиграть с ним, ответить на его вопросы, почитать и только потом приступает к своим обязанностям.

Если родители с порога приласкают малыша, поговорят с ним, то после этого он предоставит им определенную свободу. Но при этом следует помнить, что до 4-х лет ребенку необходимо внимание или прикосновение к маме каждые 10-20 минут.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми нехитрыми правилами встречи мамы и ребенка, которые помогут всем членам семьи провести спокойный и приятный вечер без истерик и криков.

Когда мама забирает ребенка из детского сада, то ей не стоит торопиться одевать малыша и сразу же бежать домой. Лучше ненадолго присесть с ним на скамеечку, обняться и поговорить, посмотреть поделки или рисунки, сделанные за день. Совсем маленький ребенок может даже поплакать о том, что он провел день без мамы. Только после этого можно собираться и уходить. Не стоит также слишком много разговаривать с воспитателями, делать это нужно только после общения с ребенком и только по делу.

Подобным образом может поступать и мама первоклассника, входя в новый для него мир, нуждается во внимании не меньше малыша из ясельной группы.

В случае, когда ребенок был дома с няней, маме лучше сразу же по возвращении уделить несколько минут только ребенку. С няней вообще лучше сразу не разговаривать (ее об этом надо сразу предупредить). Потом можно предложить малышу вместе послушать «отчет»няни о том, как прошел день, обсудить интересные моменты.

Когда вы уже вернулись из детского сада или проводили няню, попробуйте привлечь ребенка ко всему, что делаете сами. Малыш может помочь раздеться, убрать вещи, приготовить ужин, т.е. вы занимаетесь своими домашними делами, а ребенку даете разные задания. Когда он устанет помогать, то сам переключится на свои занятия или игрушки. Важно помнить об одном: когда выдается свободная минутка, необходимо брать малыша на руки или обнимать его, не дожидаясь, когда он соскучится.

Существует феномен – дети легко отпускают своих родителей в том случае, если они уверены в их любви и в том, что мама и папа никуда не исчезнут. Помните об этом.

Материал подготовлен по данным: М.П. Луганская, Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем без крика».

Материалы предоставлены Первым семейным клубом « ».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Является одной из важнейших предпосылок в психическом развитии человека. На ее основе происходит формирование доверия, безопасности, защищенности и любви, которые ребенок сможет испытывать, становясь старше. Существует мнение специалистов, что психологическое рождение человека не совпадает с его физическим рождением. Подобно тому, как в период беременности материнское тело вынашивает самого младенца, после рождения материнская забота «вынашивает» хрупкую психику ребенка. Этот период необходим, пока «Я» младенца слабое и неокрепшее. Поэтому опыт «слияния» с другим человеком является очень важным приобретением, который закладывает основы здоровой личности. Таким образом, с рождения до 2 лет мать и дитя находятся в так называемом «симбиотическом» периоде, где мама чувствует потребности ребенка, а ребенок – состояние мамы. Но значит ли это, что родителям необходимо все время находиться возле своего малыша и как безболезненно пережить расставание?

Возрастные периоды

В детской психологии развития существуют определенные периоды, в которых разлука с ребенком может сыграть важную роль – как отрицательную, так и положительную. Однако не нужно забывать, что за норму взято идеальное стечение обстоятельств, поэтому судите сами:

С 0 до 6 месяцев длительная разлука с ребенком крайне опасна. В этом возрасте как раз и формируется привязанность к любимому объекту (чаще всего это мама), который для этого должен постоянно демонстрировать свой образ. Но образ – это одно. Не менее важно эмоциональное состояние, ведь ребенок «поглощает» материнские чувства. Уставшая и эмоционально слабая женщина вряд ли сможет ласково разговаривать с младенцем и улыбаться ему, поэтому 2–3-часовая разлука в день вполне допустима для обоих. Не нужно забывать, что в это время мама нуждается в заботе так же, как и ребенок. Помогая ей, близкие тем самым заботятся об эмоциональном состоянии ее малыша.

С 8 месяцев до 1,5 лет ребенок начинает испытывать тревогу при расставании. Он выделяет мать из многих других людей, слышит и узнает ее голос. Он плачет, когда она исчезает из вида. Тем не менее, если за малышом может присмотреть знакомый ему человек (бабушка или няня), то вы можете оставить ребенка на какое-то время. Сделать это бывает не просто. Но если малыш плачет, вы должны знать, что в данном возрасте такие проявления нормальны. Говоря другими словами – ваш ребенок сформировал привязанность, значит, его эмоциональное развитие в норме.

С 2 до 3 лет – самый непростой и неоднозначный период. С одной стороны, ребенок начинает отделяться от мамы, с другой – боится отпускать ее (ведь без мамы он уже не такой «сильный»). Малышу хочется побольше узнать об окружающем его мире, но как это сделать самому? Выход один – рискнуть расстаться с мамой хотя бы ненадолго. Для ребенка это выбор непростой. А если мама тоже не готова к «отделению», проявляя чувства повышенной тревоги за него, то любое расставание может быть очень тяжелым.

В любом случае, перед тем как отделиться от матери, ребенок будет «цепляться за нее» больше и чаще, чем раньше. И не всегда это бывает связано с разлукой – просто настал период отделения, когда ребенок почувствовал, что часть ответственности ему придется брать на себя. Это явление прогрессивное, в нем заключен большой потенциал развития. Но пройти его бывает непросто для обеих сторон, и расставание здесь является важным моментом формирования доверия и уверенности ребенка, что он справится.

Не всегда этот период заканчивает свое формирование в 3 года. Гораздо чаще он затягивается по многим причинам, например из-за неадекватности родительского поведения или нарушения формирования привязанности на предыдущих этапах развития. Поэтому дети в любом возрасте могут столкнуться с проблемами расставания.

Как помочь малышу?

Чтобы ребенок легче пережил разлуку, заранее подготовьте его к вашему уходу:

  • Собираясь уйти на несколько часов или дольше, заранее известите малыша, когда, почему и на какое время вы уходите
  • Проведите с ребенком последние 10–15 минут перед выходом из дома
  • После того как придет няня или бабушка, не уходите сразу – дайте ребенку привыкнуть к ее присутствию
  • Вы должны обязательно вернуться в назначенное время
  • Обсудите, чем вы будете заниматься с ребенком после вашего возвращения
  • Создайте особый ритуал ухода и возвращения домой. Например, придумайте какую-нибудь особую фразу прощания
  • В первое время будьте готовы к испытаниям. Трудно надеяться на полное исчезновение страха разлуки: это важная фаза развития ребенка при переходе к более зрелой и менее напряженной привязанности к вам вновь. Обязательно используйте эти игры
  • Не стоит говорить малышу, что бояться разлуки плохо, недопустимо
  • Родители сами склонны испытывать страх разлуки, особенно когда ситуация меняется и их малышу приходится на длительное время покидать дом (пойти в ясли или детский сад). Не давайте крохе почувствовать вашу собственную боязнь разлуки
  • Не раздувайте большого шума из того, как вы будете скучать по ребенку: это только заставит его еще больше переживать
  • Подготовьте «посторонних» к потенциально прохладному приему со стороны вашего ребенка
  • Если разлука продлится несколько дней или больше, сделайте аудио- или видеозапись для вашего малыша
  • Перед долгой разлукой проводите «тренировку», покидая ребенка на небольшое время
  • Дети очень любят игры типа пряток, так как именно они помогают преодолевать страх разлуки, показывая, как кто-то исчезнувший появляется
  • Хорошо бы проигрывать с малышом посредством кукол или мягких игрушек ситуацию ухода родителя из дома
  • Используйте возможность оставлять ребенка с родственниками (сначала ненадолго, а потом – постепенно увеличивая промежуток)
  • Оставляйте малышу какой-то предмет, связанный с вами: кроха будет его рассматривать как залог того, что вы за ним обязательно вернетесь
  • По возможности старайтесь оставлять малыша с папой: он представляет собой «надежный оплот», на который ребенок может положиться в своих попытках отделения от мамы
  • Не обманывайте кроху, исчезая внезапно: это может напугать его еще больше
  • Даже после 5 лет не оставляйте ребенка без мамы больше чем на месяц, если он к этому не готов
  • При разлуке ребенка с мамой очень важна роль семьи. В семьях с сильной «супружеской подсистемой» намного легче проходят любые кризисы развития. Мама не должна все свое личное время проводить только с ребенком, в том числе спать с ним в одной кровати, проявлять излишние эмоции к его капризам, ограничивать общение с родными, а также вытеснять из совместного воспитания папу. Совместная деятельность укрепляет в ребенке чувство уверенности в себе и безопасности. А разлука на определенное время не только нормальна, но и полезна для малыша, так как это позволяет ему осознать всю важность и ценность близких людей.