Как оказать первую помощь ребенку. Основы первой помощи, которые надо знать детям - здоровая россия

Евгения Гусева

Цели занятия:

1. Показать детям, что оказание первой помощи – дело не трудное и под силу даже 4-летнему ребенку

2. Усвоить с детьми, что первая помощь начинается с команды «СТОЙ!»: главное – безопасность для самого себя)

3. Запомнить с детьми алгоритм действий при возникновении ЧС

4. Отработать навык укладывания человека в безопасное стабильное положение

5. Определить, что необходимо сообщить в службу спасения

Форма проведения: занятие проводится в подгруппах 6-12 детей от 4 до 14 лет; с одной группой работает один инструктор и два помощника.

Продолжительность: 20-25 минут.

Оборудование на одну группу: стулья по количеству детей; 2-4 коврика, имеющие дорожную разметку, наклеенную скотчем так, чтобы выглядеть как участок дороги с двумя тротуарами, два телефона.

Ход занятия:

Инструктор: Наше занятие посвящено первой помощи и тому, как помочь человеку, если ему вдруг стало плохо. В первую очередь, и это самое главное, вам надо позвать взрослых и вызвать службу спасения. Кто знает, по какому телефону надо позвонить, чтобы вызвать помощь (скорую?

Дети: 03, 01.

Инструктор: Правильно. Это все правильные телефоны. Но их много, и чтобы в них не путаться, давайте мы с вами запомним только один номер: 112 . Давайте все вместе повторим еще раз, чтобы хорошо запомнить: 112. А теперь давайте попробуем позвать на помощь взрослых. Покажите, как вы это будете делать.

Дети показывают. Затем инструктор объясняет и показывает, как это делать правильно:

Подняв руки вверх (руки надо поднимать, чтобы казаться выше и быть заметнее, громко кричать: «Помогите, человеку плохо!»

Если находишься в закрытом помещении (например, в комнате, выйти в коридор

Если видишь человека (без разницы, много людей вокруг или мало, надо подходить конкретно к нему, брать его за руку, ему говорить: «Дядя\тетя, помогите, там человеку плохо!» и за руку отводить его к пострадавшему

Дети по очереди отрабатывают этот навык.

Инструктор: Молодцы. Теперь все отворачиваются (все дети поворачиваются спиной к классу ). Представьте, что вы идете по улице, гуляете с другом…

Пока дети стоят спиной, один из помощников инструктора ложится на коврик с разметкой дороги лицом вверх, изображая пострадавшего без сознания, так, что дети стоят на одной стороне дороги, пострадавший – на другой.

Инструктор: Теперь поворачивайтесь… и вдруг увидели: человеку плохо. Что будете делать?

Дети зовут взрослых так, как только что тренировались.

Инструктор: Хорошо, молодцы. Но на помощь к нам пока никто не пришел. Что же вы тогда будете делать?

Дети: Помогать сами.

Инструктор: Хорошо, тогда помогаем. Покажите, что вы будете делать.

Обычно в этой ситуации дети (как впрочем, и взрослые) всей толпой сразу подбегают к пострадавшему и трясут его за плечо, руку или ногу, в зависимости от его положения.

Инструктор: Все, ребята! К сожалению, вы больше никому не поможете, т. к. вы сами пострадали! Посмотрите внимательно: наш потерпевший лежит не просто на ковре, он лежит на ДРУГОЙ СТОРОНЕ ДОРОГИ ! Это значит, что когда вы побежали к нему, вы стали перебегать дорогу в неположенном месте, а машины-то ездят! Это опасная ситуация?

Дети: Опасная.

Инструктор: И в такой ситуации помощь нужна будет вам самим! Из этой истории мы делаем вывод: прежде, чем оказывать помощь кому-то другому, надо убедиться, что ТЕБЕ САМОМУ НИЧЕГО НЕ УГРОЖАЕТ ! Когда что-то случается с другим человеком, мы всегда сразу бежим ему помогать, а на бегу мы не можем понять, опасно там или нет. Для того, чтобы в этом убедиться, надо выполнить простую команду: «СТОЙ! » и топнуть ножками, как солдаты: «Раз, два!». Все повторяем за мной: «СТОЙ! Раз, два! ».

Дети все вместе репетируют этот нехитрый прием, сначала под команду инструктора: «СТОЙ! Раз, два!», а потом командуя каждый сам себе.

Инструктор: Если ты один увидел, что произошла беда, то достаточно только топнуть ножками. Но если вас несколько человек? Вот вы уже знаете, что нужно остановиться и топнуть, но другие этого могут и не знать, а значит они, как и вы в начале, сразу побегут вперед. Поэтому вам нужно не только самим остановиться, но и других остановить ! Для этого нужно, выполняя самому команду: «СТОЙ! Раз, два!», расставить руки в стороны и не дать другим пройти вперед.

Инструктор показывает, и дети репетируют.


Инструктор: После того, как мы остановились, надо проверить, есть ли опасность вокруг. Для этого мы смотрим по сторонам. Посмотрели все вверх: на нас что-нибудь падает сверху?

Дети: Нет.

Инструктор: Теперь посмотрели вправо: там есть что-то опасное?

Дети: Нет.

Инструктор: Теперь влево: там что-то опасное есть?

Дети: Нет.

Инструктор: Обернулись назад: а там?

Дети: Нету.

Инструктор: А теперь посмотрели на самого пострадавшего: есть ли вокруг него что-то, что может быть опасным, например, провода или большая злая собака?

Дети: Ничего нет.

Инструктор: Мы убедились, что ничего опасного вокруг нет, и только теперь мы можем пойти помогать человеку. Давайте еще раз отрепетируем, что надо делать.

Дети вместе с инструктором снова повторяют все команды: «СТОЙ! Раз, два! Посмотри вверх, вправо, влево, назад, вперед на пострадавшего».

Инструктор: Теперь, когда опасности вокруг нет, давайте пойдем помогать нашему пострадавшему. Первое, что нужно сделать, это позвать самого человека, вдруг он просто спит, а мы уже зовем на помощь. Итак, мы зовем: «Тетя, тетя!» (или «Дядя, дядя!», если лежит мужчина).

Дети подходят ближе и повторяют все действия и слова за инструктором. Если дети сами не подходят, инструктор приглашает их подойти поближе.

Инструктор: Позвали – она \ он не откликнулась, наверное, крепко спит! Теперь давайте позовем еще раз и аккуратно дергаем за плечо: «Тетя, тетя!».

Дети снова повторяют все движения.

Инструктор: Все равно не откликается, значит точно не спит, а что-то случилось. Поэтому мы сразу зовем на помощь: поднимаем ручки вверх и кричим: «Помогите, человеку плохо!».

Дети выполняют действие.

Инструктор: Пока к нам на помощь никто не пришел, давайте проверим: дышит человек или нет. Для этого садимся на корточки (дети садятся на корточки вокруг пострадавшего ) и внимательно смотрим на его грудную клетку и живот. Нам надо насчитать три вдоха.

Дети смотрят на пострадавшего и вместе с инструктором считают вдохи.

Инструктор: Три вдоха насчитали, значит человек дышит сам. Но лежа на спине ему дышать не удобно. Лучше перевернуть его на бок. Теперь отойдите немного в сторону, я покажу, как это сделать.

Дети встают и отходят немного в сторону. Инструктор показывает, как повернуть человека в безопасное стабильное положение.




Инструктор: Теперь нашему пострадавшему будет легче дышать и он ничем не подавится. А нам остается только вызвать скорую помощь и сообщить, что произошло. По какому номеру будем звонить?

Дети: 112.

Инструктор: Правильно.

Инструктор берет телефон и дает его одному ребенку. Ребенок набирает номер, а инструктор изображает оператора службы спасения.


Инструктор: Але. Это служба спасения. Я вас слушаю.

Ребенок: Здесь человеку плохо.

Инструктор: Опишите, что случилось.

Ребенок: Человек лежит на земле.

Инструктор: Он откликается, когда вы его зовете?

Ребенок: Нет, но он дышит.

Инструктор: Хорошо. А где вы находитесь?

Ребенок: .

Здесь инструктор объясняет, что для того чтобы вызвать скорую помощь, надо знать адрес, где вы находитесь, и рассказывает, как его можно узнать (спросить у взрослых, посмотреть на углу дома). Затем инструктор называет адрес места проведения занятия и просит ребенка повторить его по телефону.

Инструктор: Отлично. Мы с вами научились всему, что нужно сделать, если человеку стало плохо. Теперь, чтобы хорошо запомнить, давайте по очереди сделаем все с самого начала.

Все дети возвращаются на стулья. Помощники инструктора ложатся на коврики на некотором расстоянии друг от друга. Дети по очереди по одному подходят к пострадавшим (если времени остается мало, а группа большая, то по парам) и самостоятельно повторяют весь алгоритм: стой, проверка опасности, проверка сознания, позвать на помощь, проверка дыхания, поворот в боковое положение, звонок в скорую. При необходимости инструктор подсказывает, помогает, поправляет.

Когда все дети отработают самостоятельно, инструктор еще раз кратко повторяет алгоритм и затем благодарит за участие.


Это мини-занятие было с успехом проведено в рамках проекта "Стань врачом вместе с ЕМИАС" 1-9 ноября 2014 года на ВДНХ в Москве.

Для проведения этого занятия педагогам желательно предварительно самим пройти обучение первой помощи.

Надеюсь не пригодится!

Кровотечение
Если ребенок проткнул или разрезал артерию, ярко-красная кровь будет выбрасываться наружу при каждом ударе сердца. Артериальное кровотечение может угрожать жизни.
Сильное кровотечение из вены обычно менее опасно и отличается текущей, а не фонтанирующей кровью.
Если у ребенка сильное кровотечение – из артерии или из вены – вы должны как можно скорее предпринять следующие шаги.
1. Успокойте ребенка. Зрелище крови может быть очень пугающим.
2. Найдите источник кровотечения.
3. Вымойте руки.
4. Наденьте на руки стерильные перчатки, если они у вас есть. Удалите из раны все видимые посторонние предметы.
5. Пользуясь стерильной повязкой или чистой тканью, нажмите прямо на рану, чтобы остановить кровотечение. Прямое давление почти всегда остановит сильное кровотечение; однако не прибегайте к прямому давлению при травме глаза, при ране, в которой находится вонзившийся в нее предмет, или при травме головы, если существует вероятность перелома черепа.
6. Поднимите кровоточащую конечность выше уровня сердца пострадавшего, если у вас нет подозрений на перелом кости и если подъем кровоточащей конечности не усиливает болевых ощущений пострадавшего.
7. Если кровотечение не прекращается или если вам нужно освободить руки, наложите давящую повязку. Это скрученный бинт или длинная полоска ткани, туго завязанная на ране. (Давящая повязка должна быть достаточно тугой, чтобы оказывать давление на рану, но не настолько тугой, чтобы прекратить кровообращение.)
8. Если кровотечение не прекратится после пятнадцати минут прямого давления, или если рана слишком велика, чтобы ее можно было эффективно накрыть, используйте давление на точки кровоснабжения, то есть надавите на крупную артерию, если вы достаточно хорошо для этого подготовлены.
9. Если кровотечение прекращается при прямом давлении, но потом начинается снова, вернитесь к прямому давлению на рану.
10. Если кровотечение очень сильное, примите меры для предупреждения шока, пока ожидаете прибытия медицинской помощи. Уложите пострадавшего горизонтально, поднимите его ноги на высоту 30-40 сантиметров и накройте пострадавшего пальто или одеялом. Не укладывайте пострадавшего таким образом, если у вас есть подозрение на повреждение головы, шеи, спины или ноги, или если при таком положении пострадавший чувствует себя неудобно.
11. Если кровотечение несильное, то промойте рану водой с мылом. Хорошенько промыв ее, наложите стерильную повязку или повязку из чистой ткани. После этого примените прямое давление в течение нескольких минут, чтобы окончательно остановить кровотечение.

Нарушение дыхания и удушение

Если у вашего ребенка выраженные нарушения дыхания, это может быть вызвано рядом причин, включая травму, внезапное заболевание или скрыто протекающую болезнь. Вот что следует предпринять.
– Обратитесь за неотложной медицинской помощью.
– Расстегните тугую одежду.
– Пока вы ждете Прибытия помощи, не передвигайте ребенка или не кладите его в положение, которое кажется ему неудобным.
– Не подкладывайте ребенку подушку под голову, потому что она может закрыть ему дыхательные пути.
– Не давайте ему ничего есть, пить.
– Старайтесь вести себя как можно спокойнее и убедите в этом ребенка.
– Если ваш ребенок начинает засыпать или одышка у него прекращается, не делайте вывода, что его положение улучшилось. Скорее наоборот, оно стало хуже. Но если вы уже успели вызвать неотложную медицинскую помощь, она должна скоро прибыть.

Небольшие ожоги
Если ожог выглядит поверхностным (покрасневшая кожа и, может быть, волдырь) и размерами меньше монеты, рассматривайте его как небольшой. Примите следующие меры.
– Немедленно охладите обожженное место, погрузив его в холодную воду (не ледяную) или под слабую струю проточной холодной воды не меньше чем на десять минут. Чистое холодное мокрое полотенце тоже может помочь облегчить боль. Если образовался волдырь, не трогайте его.
– Легкими прикосновениями осушите обожженное место чистой (если можно, стерильной) тканью и наложите на него стерильную марлю, не прикрепляя к коже. Это поможет предупредить инфекцию.
Предостережение: Обратитесь за медицинской помощью при любых ожогах дыхательных путей, глаз, лица, рук или половых органов ребенка. Кроме того, если небольшой ожог не заживает обычным путем, вызовите врача. Даже при небольшом ожоге убедитесь, что у вашего ребенка есть действующая прививка от столбняка.
Сильные ожоги
Сильный ожог может быть вызван продолжительным воздействием сильного жара, огнем, электричеством, химическими веществами или кипящими жидкостями. При сильном ожоге уничтожаются все слои кожи и может подвергнуться воздействию лежащий ниже, под кожей, жировой слой и мышцы. Пострадавшему ребенку требуется немедленная, неотложная медицинская помощь. Вызовите скорую помощь и, ожидая ее прибытия, примите следующие меры.
– Проверьте самое главное. Убедитесь, что дыхательные пути ребенка свободны, проверьте его дыхание и кровообращение. Начните искусственное дыхание, сердечно-легочную реанимацию или остановите кровотечение при необходимости.
Предостережение: лучше всего для этого подходит тот, кто прошел подготовку по оказанию первой помощи и получил соответствующий диплом.
– Успокойте и подбодрите ребенка.
– Примите меры по лечению шока у ребенка. Уложите его и поднимите ноги на высоту 30-40 сантиметров. Если вы считаете, что у него есть травмы головы, шеи, спины или ног, просто уложите его поудобнее, и пусть он сохраняет спокойствие.
– Не предпринимайте никаких других шагов по оказанию помощи от сильного ожога. Далее, не давайте ему ничего есть или пить, и ни в коем случае не применяйте холодных компрессов, кремов, мазей, спрэев или масел. Попытки удалить волдыри или омертвевшую кожу могут привести к самым серьезным осложнениям.


Удушье

Если вашему ребенку попала в дыхательные пути пища, жидкость или какой-нибудь несъедобный предмет, он тут же начнет автоматически кашлять, чтобы вытолкнуть это препятствие. Ощущение удушья может оказаться пугающим для ребенка, но пока он может говорить, дышать или сильно кашлять, он, по всей вероятности, сможет сам выбросить из горла этот предмет.
Но если вы видите, что ребенок попал в опасную ситуацию, вам необходимо придти ему на помощь. Принимайте немедленные меры, если у ребенка возникли судороги или потеря сознания. Вы также должны принять немедленные меры, если он не может дышать, кричать, говорить или откашливаться, или если его лицо становится бледным с синеватым оттенком. Правильно исполненный маневр Хаимлиха может спасти ему жизнь.
Вы должны немедленно вызвать неотложную медицинскую помощь. Однако не ждите прибытия помощи и постарайтесь осуществить маневр Хаймлиха.
Маневр хаймлиха для младенца
Для младенца до одного года применяйте следующий метод восстановления дыхания.
Положите младенца лицом вниз вдоль своего предплечья с головой, направленной в сторону ладони. Немного опустите руку, чтобы его голова была ниже остального тела.
Поддерживайте рукой голову ребенка. Держите челюсть между большимпальцем и указательным. Опустите свою руку себе на бедро.
Нанесите четыре сильных удара основанием ладони по спине младенцамежду лопатками.
Затем переверните его так, что теперь он будет лежать на спине.Положите его себе на бедро или другую твердую поверхность головой ниже грудной клетки.
Поместите свои указательный и средний пальцы на грудину младенцачуть ниже сосков и чуть выше конца грудины.
Сделайте четыре быстрых толчка, сжимая грудь каждый раз от полуто-ра до трех сантиметров. Каждый толчок – это отдельная попытка освободить дыхательные пути, выталкивая воздух через трахею.
Продолжайте выполнять серии из четырех ударов по спине и четырехтолчков в грудь, переворачивая младенца с живота на спину до тех пор, пока предмет не будет удален. Однако, если младенец потеряет сознание, прекратите осуществление этого приема. (Для потерявшего сознание младенца вы сможете оказать первую помощь, пользуясь навыками, приобретенными на курсах оказания первой помощи.)
8. Обратитесь за медицинской помощью даже если ваш младенец начнетдышать нормально.
Маневр хдймлиха для ребенка старше одного года
Встаньте или опуститесь на колени сзади ребенка и обхватите руками его поясницу.
Сожмите одну руку в кулак. Поместите ту сторону кулака, где нахо-дится большой палец, в середину живота ребенка. Кулак должен находиться выше пупка и значительно ниже грудины.
Обхватите кулак другой рукой.
Держа локти в стороны, сделайте четыре быстрых толчка снизу вверх.
Повторяйте этот прием до тех пор, пока предмет не выскочит из гор-ла и дыхательные пути не освободятся. Однако прекратите проведение приема, если ребенок потеряет сознание. (Для потерявшего сознание ребенка вы сможете оказать первую помощь, пользуясь навыками, приобретенными на курсах оказания первой помощи.)
Обратитесь к врачу даже если ваш ребенок начнет нормально дышать.

Судороги без лихорадки
Во время судорог (известных также как припадки) ребенок теряет сознание на короткое время. Судороги могут сопровождаться падением; слюнотечением или выделением пены; сильными непроизвольными мышечными сокращениями; потерей контроля над мочевым пузырем или кишечником; временным прекращением дыхания. В некоторых случаях конвульсивные движения отсутствуют, но ребенок становится бледным и вялым.
Судороги могут возникать при разных заболеваниях, но если у вашего малыша раньше не было судорог и у него внезапно начались многократные припадки, это может означать, что он проглотил чтото ядовитое. Обратитесь за немедленной медицинской помощью.
Несмотря на то, что подобные припадки приводят в ужас родителей, обычно они долго не продолжаются и длятся от тридцати до сорока пяти секунд. Если припадок начался, его невозможно остановить. Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, это вызвать неотложную медицинскую помощь, а тем временем предохранить ребенка от возможных травм. Вот что следует сделать, чтобы защитить ребенка от повреждений во время припадка.
Положите ребенка на землю в безопасном месте. Уберите от него все острые и твердые предметы.
Положите под его голову и вокруг нее подушки.
Расстегните ему воротник, пояс, ослабьте ремень или любую другуютесную одежду.
Поверните его на левый бок, чтобы дыхательные пути оставались отк-рытыми.
Не пытайтесь удерживать ребенка во время припадка и не пробуйте за-совывать что-нибудь между его зубами.
Когда ребенок придет в сознание, он может погрузиться в глубокийсон. Это нормально: не пытайтесь разбудить его.
Не давайте ему пить или есть до тех пор, пока он полностью не прос-нется и не будет отдавать себе отчет в происходящем.

Утопление
Если ваш ребенок находился под водой и больше не дышит, вы можете все-таки спасти ему жизнь, если примете немедленные меры. Вот что нужно сделать.
Вытащите тонущего ребенка и вызовите неотложную медицинскую помощь.
Проверьте основные функции его организма – дыхательные пути, дыха-ние и кровообращение. Если это необходимо, начинайте искусственное дыхание или сердечно-легочную реанимацию, если вы имеете соответствующую подготовку.
Снимите с него холодную мокрую одежду, укройте одеялом, л пальтоили другой одеждой, чтобы согреть и не допустить переохлаждения.
Когда ребенок придет в себя, у него может быть кашель и нарушениядыхания. Постарайтесь успокоить и ободрить его, пока ожидаете прибытия медицинской помощи.
Жертвы утопления должны обязательно подвергнуться осмотру врачом, поскольку в результате несчастного случая могут развиться легочные осложнения.

Удар электрическим током
Травмы от удара электрическим током могут оказаться незначительными, если ваш ребенок получил только кратковременный удар током низкого напряжения, однако удар электрическим током высокого напряжения или удар молнии могут привести к обширным поражениям: тяжелые ожоги, внутренние и наружные повреждения, остановка сердца и дыхания, повреждения нервной системы и иногда смерть. Если ребенок подвергся удару электрическим током, примите следующие меры.
Проверьте, не находится ли ребенок все еще в контакте с электрическим током. Если находится, то не прикасайтесь к нему даже веткой, деревянной палкой или ручкой от щетки. Электрический ток высокого напряжения может проходить по дереву.
Отключите ток настенным выключателем или рубильником на линииэлектропередач.
Проверьте основные функции его организма – дыхательные пути, дыха-ние и кровообращение. В случае необходимости принимайтесь за оказание первой помощи, если знаете приемы.
Вызовите скорую медицинскую помощь.

Травмы глаз
Когда ребенку попадет в глаз ресница или частица грязи, он, возможно, сумеет сам удалить их, моргая или слезы могут смыть маленькую частицу. Но если у ребенка более серьезная глазная травма, это может повредить зрение.
Прикасаясь к глазу ребенка, будьте, однако, очень осторожны. Даже если ребенку в глаз попали химические вещества или инородное тело, вряд ли вы сможете оказать ему немедленную помощь, а если попытаетесь, то может случиться, еще больше повредите «глаз. Кроме того, ваш ребенок будет, несомненно, сопротивляться вашим попыткам помочь ему.
Поскольку при травме глаза требуется вмешательство специалиста, ваша главная задача будет заключаться в том, чтобы оберегать пострадавший глаз, пока не прибудет медицинская помощь. Предпримите следующие шаги.
Инородное тело в глазу
Ожидая прибытия медицинской помощи, наклоните голову ребенка таким образом, чтобы поврежденный глаз был внизу. Промойте глаз, стараясь смыть предмет из глаза, направляя струю от внутреннего уголка к наружному, пользуясь для этого стерильным физиологическим раствором, если он у вас есть. (Если нет, то можно пользоваться обычной водой из-под крана.)
Постарайтесь держать открытым веко, чтобы убедиться, что глаз промыт должным образом. Промывайте в течение пятнадцати – тридцати минут, или до тех пор, пока не прибудет медицинская помощь.
Не нажимайте на глаз и не трите его.
Не пытайтесь удалить инородное тело пальцами, комком ваты иличем-либо еще.
Инородное тело внедрилось в глаз
Немедленно вызывайте неотложную медицинскую помощь, даже если частица в глазу маленькая.
Не прикасайтесь к этой частице. Не разрешайте никому касаться ееили нажимать на глаз.
Если предмет, попавший в глаз, большой, поместите чашку на повреж-денном глазе и прикрепите ее клейкой лентой. Здоровый глаз закройте глазной повязкой или стерильной салфеткой. Если инородное тело небольшое, закройте оба глаза прокладками или стерильной повязкой.
Постарайтесь успокоить и ободрить ребенка.
Попадание в глаз едких химических веществ
Вызовите неотложную медицинскую помощь, затем попытайтесь выяснить природу химического вещества. Посоветуйтесь с местным отделением Центра по контролю за отравлениями.
Не нажимайте на глаз, не трите его и не позволяйте ребенку его те-реть.
Наклоните голову ребенка так, чтобы „поврежденный глаз был внизу.Промойте глаз водой, причем лейте воду от внутреннего уголка к наружному. Продолжайте промывать глаз, по крайней мере пятнадцать – тридцать минут или до тех пор, пока не приедет медицинская помощь. (Чтобы промывание глаза было эффективным, вам, может быть, понадобится пальцами приоткрыть его.)
Если воздействию едких химических веществ подверглись оба глаза, промывайте их в душе.
Даже если пострадал только один глаз, после промывания закройте обаглаза стерильной повязкой. Пусть глаза остаются закрытыми повязкой до прибытия помощи.

Падения
Если упавший младенец или малыш, только что начавший ходить, не начал пользоваться поврежденной ногой или рукой в течение нескольких часов после падения или он начинает плакать при прикосновении к пострадавшему месту, вы можете предположить, что у ребенка перелом кости. Примите следующие меры.
Вызовите неотложную медицинскую помощь.
Не двигайте ребенка, если только поврежденная конечность не иммоби-лизована. Если вы знакомы с приемами первой помощи, наложите шину на конечность в том положении, в каком вы ее нашли.
Пока не прибудет медицинская помощь, ребенок должен сохранять не-подвижность.
Не пытайтесь выпрямить или проверить деформированную кость или сус-тав.
Не давайте ребенку есть или пить.
Если травма сочетается с открытой раной, не дуйте на нее, не мойтеи не прикасайтесь к ней. Покройте рану стерильной повязкой.
Примите меры для предупреждения шока. Если это можно сделать, недвигая поврежденную конечность и не причиняя боль, поднимите ноги ребенка на высоту 30-40 сантиметров, укройте его одеялом.
Предостережение: не пытайтесь перемещать ребенка, если вы подозреваете, что у него травма шеи. Вызовите Телефоны Неотложки по округам! . (Обязательно укройте ребенка одеялом, пока ожидаете прибытия медицинской помощи.)

Травмы пальцев рук или ног
Поврежденный палец ноги или руки может стать черно-синим под ногтем. Часто поврежденное место опухает, а также возникает кровотечение вокруг надногтевой пластины. Когда под ногтем происходит кровотечение, конец пальца ноги или руки становится черным или темно-синим. Давление под ногтем будет очень болезненным.
Если ребенок прищемил палец ноги, или руки, примите следующие меры.
Вызовите врача, если заметите очень большую припухлость, глубокий разрез, кровь под ногтем, кровотечение или если палец кажется сломанным.
Если припухлость и кровотечение не такие сильные, промойте повреж-денное место водой с мылом и наложите повязку из мягкой стерильной ткани. Затем наложите на это место мешочек со льдом или холодный компресс, чтобы облегчить боль и уменьшить припухлость.
Наложите повязку из мягкой стерильной ткани.
Если заметите нарастающую боль, припухлость, красноту, гной или по-вышение температуры в течение 24 – 72 часов после травмы, сообщите врачу немедленно. По-видимому, началась инфекция.

Обморожение
Холодовое повреждение, вызванное сильным морозом и холодным ветром, может оказаться достаточно серьезным и проникнуть сквозь кожу, воздействовав на кровеносные сосуды и кости. Обморожение может произойти с любой частью тела, но чаще всего обмораживаются открытые части лица, пальцы рук и ног, мочки ушей и нос. Обмороженная кожа твердая на ощупь, воскового цвета и онемевшая; когда она согревается, то может покрыться пузырями, распухнуть и приобрести красную, синюю или пурпурную окраску.
Часто трудно судить, насколько серьезно повреждение от обморожения, поэтому старайтесь на всякий случай начинать оказание первой помощи, если вы подозреваете, что у ребенка может быть обморожение. Затем доставьте его к врачу как можно быстрее. Вот что вам следует предпринять.
– Отведите пострадавшего ребенка в теплое помещение.
– Снимите с него мокрую и стягивающую тело одежду, замените ее сухой.
– При отморожении согревайте обмороженный участок тела в течение, покрайней мере, тридцати минут, используя влажное тепло. Погрузите обмороженную конечность в воду температурой чуть выше температуры тела (от 37,5 до 39°). Содействуйте процессу согревания, перемешивая воду рукой. Для тех мест, которые нельзя погрузить в воду, таких как щеки или нос, пользуйтесь теплыми компрессами.
– Учтите, что процесс согревания может быть болезненным. Ребенок бу-дет испытывать ощущение ожога, кожа распухнет и изменит цвет. Когда кожа станет розовой и в ней восстановится чувствительность, участок согрелся.
– После того, как участок кожи согрет, наложите сухую стерильную по-вязку на пораженное место. Если были отморожены пальцы, проложите бинты между каждым пальцем тоже. Сделайте так же, если были обморожены пальцы ног.
– Старайтесь как можно меньше перемещать отогретые участки тела.
– Предупредите повторное обморожение, обернув отогретые места.
– Не согревайте обмороженное место, если нет возможности сохранитьего в согретом состоянии.
– Не применяйте прямой источник тепла, такой как батарея отопления, автомобильный обогреватель, костер или электрическое одеяло для согревания обмороженного участка тела.
– Не массируйте и не растирайте снегом обмороженное место.
– Не нарушайте целостности волдырей на обмороженной коже.

Травма головы
Подвижный ребенок может сильно удариться головой, когда он бежит, карабкается по гимнастической стенке или играет, но если он вскакивает и бежит дальше после удара, маловероятно, что причиненное повреждение серьезно. На протяжении следующих 24 часов вам следует, тем не менее, внимательно наблюдать за ним, поскольку симптомы серьезной травмы головы могут появиться не сразу. Посоветуйтесь с врачом, по крайней мере, по телефону, если у ребенка была травма головы, вызвавшая хотя бы мгновенную потерю сознания. Что касается младенцев грудного возраста, обращайтесь к врачу по поводу всех травм головы, кроме самых незначительных.
Будьте наготове, ожидая такие симптомы как сильную или повторяющуюся рвоту, спутанное поведение, повышенную раздражительность, беспокойство, перемены в характере или сонливость в те периоды, когда ребенок обычно бодрствует. По мнению врачей, вам следует также наблюдать за возникновением головной боли, которая не проходит после применения болеутоляющих лекарств, которые продаются в аптеках без рецепта. Другими симптомами, указывающими на серьезные нарушения, является невнятная речь, негнущаяся шея, двоение в глазах, нарушения зрения, зрачки неодинакового размера, ослабевшие конечности, истечение жидкости или крови из носа или изо рта, или замедление дыхания.
Если вы увидите явную рану, вдавление или перелом черепа у ребенка и кровотечение – принимайте немедленные меры. Но вам следует принять следующие меры предосторожности всякий раз, если вы подозреваете, что у ребенка серьезная травма головы.
– Немедленно вызовите неотложную медицинскую помощь.
– Ожидая прибытия скорой помощи, не перемещайте ребенка, если это невызвано абсолютной необходимостью.
– Не трясите и не поднимайте ребенка.
– Не удаляйте никаких предметов, застрявших в ране или торчащих изчерепа.
– Проверьте основные жизненные функции – дыхательные пути, дыхание икровообращение. И, если это необходимо, принимайтесь за искусственное дыхание, сердечно-легочную реанимацию и/или остановку кровотечения.
– Старайтесь сохранять у ребенка спокойствие и держите его неподвиж-ным.
– Если вы подозреваете, что у ребенка перелом черепа, не оказывайтепрямого давления на кровоточащую рану головы.
– В случае рвоты, наклоните ребенка вперед и поддерживайте голову, чтобы он не задохнулся. Не усаживайте ребенка, если вы считаете, что у него повреждена шея; вместо этого поддержите его голову и шею и поверните на бок.
– Приложите лед к месту припухлости.
Предостережение: лед следует завернуть в кусок ткани или в полотенце, не прикладывая непосредственно к коже, потому что это может вызвать отморожение.
– Если ребенок находится в сумеречном или бессознательном состоянии, считайте, что у него может быть травма позвоночника. Крайне важно, чтобы его голова и шея были неподвижны. Возьмите в ладони его голову и удерживайте в том положении, в каком вы его нашли. Если у него начнется приступ рвоты, поверните ребенка на бок целиком (голова и шея должны находиться в неподвижном положении по отношению к телу), чтобы он не задохнулся и свободно дышал. Но во всех остальных случаях ребенок должен оставаться неподвижным. Ожидайте прибытия медицинской помощи.

Отравление
Если вы подозреваете, что ребенок проглотил, вдохнул, коснулся или ввел внутрь какой-нибудь яд или ядовитое вещество, вы должны сохранять спокойствие, чтобы не встревожить ребенка. Выясните у него, что произошло и когда. (Это вам понадобится, чтобы должным образом отреагировать и принять необходимые меры.)
Старайтесь, чтобы ребенок оставался спокойным, пока вы принимаете следующие меры.
– Загляните в рот ребенка. Если он жевал таблетки или ядовитое растение, удалите остатки таблеток или растения, оставшиеся во рту.
– Ребенок должен оставаться рядом с вами, когда вы пойдете к телефо-ну, чтобы вызвать медицинскую помощь.
– Если ребенок проглотил ядовитое вещество или какое-нибудь ле-карство, захватите с собой коробку или сосуд, в котором они находились, когда пойдете к телефону. Позвоните в местное отделение Центра по контролю за отравлениями. Если в вашем районе нет такого отделения, свяжитесь с врачом, отделением скорой помощи местной больницы или с пунктом неотложной медицинской помощи и следуйте их рекомендациям. Там, куда вы позвоните, наверное, попросят вас зачитать информацию, напечатанную на коробке или на сосуде.
– Сообщите сведения относительно возраста и веса ребенка и описаниепродукта или вещества, которое он проглотил. Вам нужно также оценить количество, проглоченное ребенком, и точное время, когда это произошло.
– Получив медицинские указания по телефону, точно им следуйте. Ни вкоем случае не давайте ребенку никаких средств против отравления (даже сироп ипекакуаны), не спросив совета у врача.

Змеиные укусы
Почти все укусы ядовитых змей требуют немедленной медицинской помощи и введения противоядия, которое имеется в отделениях скорой помощи местных больниц в районах обитания ядовитых змей. Если вы не уверены, была ли змея ядовитой, позвоните в местное отделение Центра по контролю за отравлениями или немедленно отвезите ребенка к врачу.
Существуют меры, которые вы можете срочно предпринять, направляясь в больницу или ожидая прибытия машины “медицинской помощи».
– Пусть ребенок не двигается. Если он начнет двигаться, яд будет быстрее распространяться по его телу.
– Промойте ранку, но не прикладывайте лед или холодный компресс. Неразрезайте ранку и не пытайтесь высасывать яд – это ничуть не помогает.
– Если укус находится на руке или ноге, наложите на конечность шину, сделанную из палки, и обвяжите ее курткой или ремнями от рюкзака – чем угодно, лишь бы конечность оставалась неподвижной.
– Опустите укушенное место ниже уровня сердца.
– Используйте давящую повязку – если знаете как применить ее. (Этомуучат на курсах первой медицинской помощи.)
Предостережение: не накладывайте жгут, который прекращает кровообра-щение.
– Если змея мертва, захватите ее к врачу или в отделение неотложноймедицинской помощи. Змеиный укус можно лечить более эффективно, если врач точно знает, какая змея укусила ребенка.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Федеральный закон от 21. 11. 2011 N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статья 31. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. 4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477 н г. Москва «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи « Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь* 1. Отсутствие сознания. 2. Остановка дыхания и кровообращения. 3. Наружные кровотечения. 4. Инородные тела верхних дыхательных путей. 5. Травмы различных областей тела. 6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения. 7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур. 8. Отравления. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом. Определение наличия сознания у пострадавшего. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний Придание пострадавшему оптимального положения тела. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 125. Оставление в опасности Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 28. Невиновное причинение вреда 1. Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. 2. Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам. Статья 39. Крайняя необходимость 1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. 2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПП Человеку без сознания можно оказывать помощь. Если человек находится в сознании, то необходимо спросить, нуждается ли он в помощи. В случае отказа помогать не следует. Если в помощи нуждается ребенок до 15 лет, при отсутствии его родственников в непосредственной близости, помощь оказывать можно, в противном случае необходимо спросить согласия его близких. Если пострадавший угрожает Вашей личной безопасности – помощь лучше не оказывать. При суицидальных попытках согласие на оказание помощи получать не нужно. Нельзя превышать свою квалификацию, т. е. исключается применение любых медикаментов. Нельзя производить любое оперативное вмешательство (например, вправлять вывихи и т. п.). «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ЭТО: Обеспечение своей безопасности и пострадавшего. Обеспечение психологического и физического покоя и комфорта пострадавшему. Предотвращение осложнений. Здравый смысл!!! «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ Осмотр места происшествия Что угрожает мне? Что угрожает ему? Первичный осмотр пострадавшего: необходимость экстренной помощи Сознание есть фонтан крови, дырка в груди, подавился Сознания нет: Дыхательные пути -> Открыть и проверить Дыхание -> нет 10 сек -> приступаем к СЛР Дыхание -> есть -> Перевод в боковое стабильное положение «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ ЖГУТА Жгут накладывается в крайних случаях (фонтан), ибо он часто вызывает необратимые последствия. Выше раны На одежду 1 -й тур закрепляем, потом растягиваем и накладываем 3 -4 тура Накладывать быстро, снимать медленно Пишем дату и время на лбу Время: зимой – 1 час, летом-2 часа Ничем не закрывать жгут!!! Немедленно доставить к врачу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПП ПРИ РАНЕНИЯХ ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ В рану не лезем руками Из раны ничего не достаем Не снимаем уже пропитавшуюся повязку ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ Доставить пострадавшего к врачу При невозможности передвигаться самостоятельно – звоним 112 «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ИНОРОДНОЕ ТЕЛО В РАНЕ Если предмет торчит – максимально его фиксируем Повязку накладывают вокруг торчащего предмета («бублик») Никогда ничего из раны не достаем «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

НОСОВОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ Обеспечение психофизиологического комфорта Голову слегка наклонить вперед, попросить пострадавшего придержать ее руками Прикладывать тряпочки к носу Холод на нос Если через 10 -15 минут не останавливается – вызвать «скорую» НЕЛЬЗЯ запрокидывать голову назад – возможна кровавая рвота «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ВНУТРЕННЕЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ Слабость, боли может не быть Бледность, холодный пот, озноб «мушки перед глазами» , головокружение Дыхание слабое, поверхностное Вздутый, твердый, безболезненный при надавливании живот «поза эмбриона» Может быть синяк на животе «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПП ПРИ ВНУТРЕННЕМ КРОВОТЕЧЕНИЕ Ч Т О ДЕ Л А Т Ь Вызвать «скорую» Холод на область живота Противошоковые меры Ч Е Г О Н Е ДЕ Л А Т Ь Не обезболивать Не кормить Не поить «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРОНИКАЮЩЕЕ РАНЕНИЕ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ Закрываем рану Относимся как к внутреннему кровотечению Если выпали внутренние органы – аккуратно собираем во влажную тряпочку и пакетик, приклеиваем пакет скотчем, пластырем или прибинтовываем, не прижимая (кишки можно трогать – это безболезненно для пострадавшего). Повязку постоянно смачивать – чтобы не ссохлись кишки. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРОНИКАЮЩЕЕ РАНЕНИЕ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ Закрыть отверстие герметично Усадить Приложить холод Не разрешать говорить Глубоко дышать При наличии в ране инородного тела, зафиксировать «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

РАНА НА ГОЛОВЕ/ПРОНИКАЮЩЕЕ РАНЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА Накладываем чистую повязку Немедленно вызываем «скорую» НЕ промываем НЕ трогаем «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ТРАВМАТИЧЕСКАЯ АМПУТАЦИЯ Оторванную конечность положить в пакет, его во второй пакет и охладить Контейнер отправить вместе с больным. Время до 6 часов Срочно «Скорую» ! Обязательно говорим ампутация Есть шанс пришить до локтя и до колена «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

СИНДРОМ ДЛИТЕЛЬНОГО СДАВЛИВАНИЯ (CRASH-СИНДРОМ) При попадании человека в завал Наложить жгут выше места прижатия и только потом освобождать Освободили – тугое бинтование конечности и снять жгут Иммобилизация конечности, холод Обильное теплое питье Противошоковые меры и срочная госпитализация «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ТРАВМЫ Относимся как к перелому Не вправляем Быстро доставить в больницу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ШОКЕ Любое оказание первой помощи включает противошоковые меры Успокоить, если в сознании Согреть Уложить на спину и приподнять ноги (если в сознании, нет травмы головы, шеи и позвоночника) Дать теплое сладкое питье Следить за состоянием «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ОЖОГИ ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Смазывать маслом, кремом, белком и т. п. , наносить пену (пантенол) не только что обоженное Отрывать прилипшую одежду Прокалывать пузыри Мочиться (писать) на ожог ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ Снять все вещи с обоженного участка тела: одежду, пояс, часы, кольца и прочее Прилипшую отрезать вокруг, нельзя отрывать от ожога «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ ОБМОРОЖЕНИЯ Потеря чувствительности Ощущение покалывания или пощипывания Побеление кожи – 1 степень Волдыри – 2 степень Потемнение и отмирание – 3 степень ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Игнорировать Растирать Резко согревать Пить спиртное «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБМОРОЖЕНИИ/ОТМОРОЖЕНИИ Убрать с холода Закрыть сухой повязкой Медленное согревание в помещении Обильное теплое сладкое питье «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ Интенсивная дрожь Нарушение координации Затруднение речи Резкие перемены настроения Замедление движений, редкое дыхание, слабый пульс Потеря сознания. ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Растирать конечности пострадавшего Заставлять его энергично двигаться Пить спиртное Класть пострадавшего в теплую ванну и применять грелки «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕОХЛАЖДЕНИИ Остановиться и согреть Не игнорировать, не пытаться дожать, не заставлять идти из последних сил Убрать поражающий фактор – в дом, в палатку, в спальник, в куртку Медленно согревать (Нельзя горячую ванну!!!) Теплое сладкое питье и еда Если потерял сознание – поместить в тепло или греть телом, человек должен быть в восстановительном положении Вызвать «скорую» «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ Вызвать рвоту: дать 4 -5 стаканов теплой воды, и надавливать на корень языка (старше 6 лет) Прополоскать рот Дать 2 стакана прохладной воды Положить в восстановительное положение Признаки и симптомы Тошнота, рвота Холодный пот Озноб Судороги Внезапная вялость сонливость «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Не вызывать рвоту, если человек без сознания Не вызывать рвоту у беременных Не вызывать рвоту у тех, у кого слабое сердце и при судорогах Не вызывать рвоту при отравлении нефтепродуктами, кислотами, щелочью Не давать газировку! Не давать кислоту при отравлении щелочью и наоборот!!! Что делать дальше Когда после рвоты полегчает, укрыть и дать питье Дать адсорбенты (энтеросгель, полисорб и т. п.) Вызвать врача – особенно к детям Желательно сохранить то вещество, чем отравился «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ ЗМЕИ Тугое бинтование выше места укуса, иммобилизация (шина) Холод Обильное питье Если стало плохо – вызываем равоту Обязательно к врачу! НЕ надо: отсасывать, прижигать, накладывать жгут «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ КЛЕЩА Намазать маслом, жирной мазью, кремом Пинцетом, ниткой или пальцем выкручивать Если головка все-таки оторвалась, то извлекать ее как занозу и дезинфицировать место укуса Показать врачу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ СОБАКИ И ДРУГИХ ЗВЕРЕЙ Они могут болеть, потому надо найти их хозяина – выяснить про прививки Место укуса обработать как рану Показать врачу, даже если небольшой укус, и рассказать кто укусил «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ОБМОРОК П Е Р В А Я П О М ОЩ Ь Укладываем, не даем упасть и удариться Поднимаем пострадавшему ноги выше головы Расстегиваем тесную одежду Обеспечиваем приток свежего прохладного воздуха Контролируем состояние Вызываем Скорую помощь, если не очнулся через 10 мин Ч Е Г О Н Е ДЕ Л А Е М Не поднимать в вертикальное положение Не стремиться привести в сознание Не давать нюхать нашатырный спирт Не давать пощечины Не брызгать водой П Р И З Н А К И И С И М П Т О М Ы Дурнота Бледность Слабость Зрачки расширены Медленно опускается на землю или падает Длительность приступа несколько десятков секунд «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПРИЗНАКИ ИНСУЛЬТА У- попросите УЛЫБНУТЬСЯ, «кривая улыбка» З- попросите ЗАГОВОРИТЬ – речь нарушена П- попросите его ПОДНЯТЬ обе руки ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Успокоить Доставить к врачу «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ЭПИЛЕПСИЯ Аура приступа (за 5 м- 30 сек до) Вокализация (нечеловеческий крик) Фаза судорог (1 -3 мин) Мышцы напряжены, язык НЕ ЗАПАДАЕТ! Фаза сна (возможна рвота, западение языка) Если человек не знает что с ним: Вызов скорой обязателен! «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ОСТРЫЙ ЖИВОТ ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ Сильные боли в животе Напряженный живот Поза «эмбриона» Слабость, озноб ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Холод Голод Покой Скорейшая транспортировка к врачу Очень опасное состояние! Может привести к необходимости серьезной операции. ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ Греть живот Давать пить или есть Давать таблетки «от боли в животе» Терпеть и надеяться «. . что скоро пройдет» «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

СОРТИРОВКА В случае ограниченных ресурсов, помощь в первую очередь оказывается тем, кто Стонет/Срочная помощь. В данном случае стоит задача спасти, как можно больше человек. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШОК Острая стрессовая реакция Характеризуется частичной или полной утратой: целесообразной деятельности; критичной оценки ситуации; контакта с окружающими. Она наступает в момент критического инцидента и продолжается не более трех суток. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШОК Наиболее распространенные ОСР: Плач; Истероидные реакции; Агрессивное поведение; Психомоторное возбуждение; Нервная дрожь; Апатия; Ступор; Страх. «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ не оставлять человека одного; дать ощущение большей безопасности; оградить от посторонних зрителей; дать ощущение, что человек не остался один на один со своей бедой; употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией; избегайте в своей речи употребления частицы «не» . постараться свести реакцию к плачу; «Школа первой помощи детям. Подготовка инструкторов»

Дети по мере того, как учатся ходить, все активнее изучают мир - на вкус, зрительно, тактильно. Они залезают во все ящики, ловко взбираются на всевозможные предметы, карабкаются по деревьям, тянутся к плите, где готовится еда. Иногда эксперименты по изучению дома или улицы приводят к травмам: как достаточно безобидным, так вполне серьезным и опасным для жизни. Конечно, задача родителей - сделать окружающий мир максимально безопасным, но иногда обстоятельства складываются трагически, и важно не терять самообладания и правильно и полноценно оказать ребенку помощь. В некоторых случаях от этого может зависеть дальнейшее здоровье крохи, а иногда и его жизнь. Самое главное при возникновении таких обстоятельств прогнать панику и действовать немедленно!

Дети могут спотыкаться и падать, травмироваться острыми и режущими предметами, играть с животными и получать ушибы (в виде синяков и шишек), царапины или ссадины, мелкие или более глубокие порезы. Данные виды травм, за исключением глубоких порезов и ран, не опасны и, зачастую, не требуют вмешательства врача. Важно только правильно провести их первичную обработку, чтобы не было вторичного инфицирования и нагноения.

Если травма не сопровождается повреждением кожных покровов (при ушибах), нужно приложить к травмированному месту холод. Это могут быть грелка с льдом, заморозки из холодильника, обернутые салфеткой, смоченная ледяной водой тряпка. Держать такой компресс нужно около 5-10 минут, это устранит боль. Если это конечность, можно поднять ее кверху, чтобы не было сильного отека. Со следующего дня, чтобы синяк или отек быстрее рассасывались, нужно прикладывать к ушибленному месту теплые компрессы. Могут помочь скорее справиться с ушибами и йодные сеточки.

Внимание

При серьезных ушибах живота и спины при падениях (с высоты, с велосипеда, детской кроватки), при ударах головой, ушибах суставов с сильным распуханием после прикладывания холодного компресса стоит обратиться к врачу, чтобы исключить более серьезные травмы.

Если травма пришлась на область связок, и была сильной, возможно растяжение. Признаками будут сильная боль и отек, ограничение подвижности. Нужно применить охлаждение для снятия боли, зафиксировать конечность эластичным бинтом или фиксирующей повязкой, если это ручка малыша - подвесить ее перед грудью на повязку и обратиться в травмпункт или стационар.

Царапины или наличие ссадин, особенно загрязненные землей, необходимо промыть под струей холодной воды (из-под крана, или поливая из бутылки) с хозяйственным мылом. Если нет возможности промыть ранку, необходимо тщательно протереть ее антибактериальной салфеткой или залить перекисью водорода. Очищенную ранку по краям можно обработать любым антисептиком (мирамистин, йод, зеленка).

Если из ранки просачивается немного крови, допустимо присыпать ее порошком банеоцина. Никаких повязок на мелкие ссадины и царапин накладывать не нужно. Только при больших и мокнущих ссадинах можно применить бактерицидный пластырь или повязку.

Если ребенок порезался, важно оценить размер ранения и остановить кровотечение. Обычно из неглубоких ранок кровотечение можно остановить, промыв ранку (если она загрязнена) под проточной водой с хозяйственным мылом или при помощи перекиси водорода, мирамистина. Если нет под рукой никаких средств, можно остановить кровотечение. Плотно прижав к ранке чистую салфетку, бинт или носовой платок. Если порез глубокий, из него активно течет кровь, важно остановить кровотечение. При порезе вены кровь темная, вытекает медленно, при артериальном - алая и течет быстро, активно.

Венозное кровотечение останавливается тугой давящей повязкой или наложением жгута ниже раны. При артериальном - выше ранки, полностью передавив сосуд. Важно запомнить время наложения жгута, летом его держат не более 30 минут, зимой - не более 60-ти. За это время вам нужно успеть обратиться в ближайшую больницу для оказания дальнейшей помощи (обычно это обработка раны и наложение шов).

Если в ране есть инородные предметы (осколки стекла, деревянные занозы или обломки), не стоит самостоятельно их извлекать, нужно наложить повязку на рану и максимально обездвижить место ранения, немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь.

Дети активно изучают мир и свое тело. Поэтому, из интереса они нередко засовывают мелкие предметы или игрушки в физиологические отверстия. Самыми частыми бывают инородные тела в ушах или носу. При обнаружении инородного тела в носу, особенно имеющего гладкие края, можно попробовать аккуратно высморкать, при этом прикрыв вторую ноздрю. Нередко инородное тело выходит само. Запрещено пытаться достать его пальцами, пинцетом или другими предметами. Это может нанести дополнительную травму и способствовать дальнейшему продвижению предмета вглубь.

Инородное тело в ухе также не стоит пытаться извлечь самостоятельно. Советы по заливанию в ухо масла или иных жидкостей с последующим вытеканием его для детей не применимы. Необходимо немедленно обратиться к ЛОР-врачу для удаления предметов из уха или носа.

Одним из самых опасных случаев может стать прием детьми различных ядовитых жидкостей (уксусная кислота, белизна, средства для стирки или уборки). При этом нужно немедленно вызвать скорую помощь, уложить ребенка на бок и салфеткой, пальцем, обернутым в полотенце или тряпку, удалить изо рта остатки ядовитых жидкостей. Некоторые из веществ дают ожоги слизистых или пищевода, запрещено вызывать рвоту или давать жидкости, это может только усугубить ситуацию.

Если кроха находится в бессознательном состоянии, нужно положить его на бок, если начнет рвать - в положении на боку массы не попадут в бронхиальное дерево и не малыш не задохнется.

Если малыш не утратил сознания, можно дать ему активированный уголь, который частично адсорбирует яды, рассчитывая примерно 1.0 грамма на каждый кг веса. Кроме того, будьте на телефоне и следуйте указаниям диспетчера скорой помощи, он подскажет вам тактику ваших действий до приезда неотложки.

Если ребенок проглотил таблетки, тактика аналогична, но допустимо немедленно вызвать рвоту, если от момента приема препарата прошло несколько минут и лекарство еще не успело всосаться полностью. Постарайтесь определить, когда и в каком количестве ребенок принял препараты, сообщите эту информацию диспетчеру скорой помощи.

Нередко дети ставят эксперименты с засовыванием пальцев в розетку или перерезанием проводов. Электротравмы возможны в быту, и важно правильно оказать при них помощь. Если ребенок, сразу после получения удара током падает и «отключается», теряет сознание и не движется, запрещено трогать и тормошить кроху «голыми» руками. Через его тело возможна травма током и вас самих. Отрубите щиток (рубильники, автоматы) или источник электротока, затем при помощи подручного деревянного или другого предмета, который не проводит ток, сбросьте провода. Либо попытайтесь отодвинуть самого кроху от зоны удара. Немедленно звоните в скорую, даже если кажется, что ребенок в порядке.

Если малыш без сознания, не дышит - нужно начинать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Если ребенок дышит, уложите его на ровную плотную поверхность, не трогайте до приезда медиков. Если он в сознании, успокойте и не разрешайте вставать до приезда врачей.

Опасными для детей могут стать кухня и находящиеся в ней источники огня или кипятка, горячие предметы. При ожогах легкой степени (мелкие, небольшой площади и с краснотой и болью), подставляем под струю холодной воды или прикладываем холод на 10-15 минут. Если нет пузырей и боль стихает, наблюдаем за ожогом и обрабатываем его спреем от ожогов (Бепантен, Декспантенол). Можно дать ребенку половинную дозу Детского Нурофена или парацетамола.

Если образовались пузыри, площадь ожога более 1-2 ладоней крохи, обожжены лицо, шея, грудь, животик или спина - немедленно следует вызвать скорую, до ее приезда нужно охлаждать тело под холодной водой, не давая ожогу распространяться, успокаивать малыша и ни в коем случае не вскрывать пузыри. Запрещено снимать с ребенка одежду, особенно если она пристала к местам ожогов, это дополнительно травмирует ткани.

Запрещено применение таких народных средств как масло, белок яйца, сметана и мука, моча. Они только усугубят положение и могут еще и привести к вторичному инфицированию раны.

Чтобы не произошло беды, тщательно следите за ребенком и максимально обезопасьте его от всех возможных травм и ранений в домашних условиях.

Полные счастья дни первого года жизни малыша могут омрачить серьезные проблемы со здоровьем, от которых никто не застрахован. Ребенок может сильно обжечься, удариться, порезаться или отравиться. Каждый родитель обязан знать. как следует себя вести в таких ситуациях и как грамотно помочь младенцу, пока едет скорая помощь.

Порезы и ссадины

Как бы вы ни оберегали грудничка, он всегда «найдет возможность» удариться. В таких ситуациях не нужно ругать дитя или обвинять себя в невнимательности, важно сразу приступить к оценке характера раны и оказать ребенку первую помощь.

  1. Неглубокие нарушения целостности кожного покрова достаточно обмыть перекисью водорода, а края ран смазать зеленкой или йодом. Обрабатывать спиртовыми растворами непосредственно саму рану нельзя.
  2. Если младенец повредился на улице, и его рана была полна песка и грязи, лучше перестраховаться и отправиться после того, как была оказана первая помощь в виде обработки, в травмпункт, чтобы там ребенку сделали вакцину от столбняка.
  3. Глубокие раны ребенку следует обработать, а затем наложить на них стерильные марлевые салфетки, прибинтовать их или закрепить с помощью пластыря. Не нужно промакивать рану кусочками ваты, поскольку ее волокна налипнут на поврежденные ткани и вызовут нагноение. После того, как вы защитили глубокую рану дитя от загрязнения, отвезите его в травмпункт.

Укусы животных

Ни один малыш не застрахован от укусов животных, тем более — неопытный грудничок, который доверчиво тянется ко всем собачкам и кошечкам. При укусе уличного животного вам нужно обработать рану младенца, а затем отправиться с ребенком в травмпункт. Там малышу введут две вакцины — от столбняка и от бешенства.

Если кроху покусала домашняя собака или кошка, вам необходимо взять с собой в травмпункт паспорт животного, в котором обязательно проставляются все сделанные ему в ветклинике прививки. Если с документами вашего «обидчика» будет все в порядке, вакцину от бешенства вам делать не станут, если же животное давно не прививалось — ребенку придется потерпеть укол.

Перелом

Несмотря на известный всем факт о пластичности детских костей, сломать их очень легко, например, дернув дитя за ручку на себя. При этом кость разломится в месте активного роста: чаще всего травматологи диагностируют переломы лучевых костей у малышей до года.

Если вы обнаружите, что дитя словно бережет свою ручку, не двигает ей, а сам постоянно плачет — осторожно осмотрите сустав и припеленайте его ниже и выше перелома к телу, чтобы обездвижить. После того, как окажете ребенку помощь, отвезите его в травмпункт.

Ушиб и сотрясение

Дети часто ударяются головой, особенно когда начинают ходить. Иногда ушибы бывают такой силы, что приводят к сотрясениям головного мозга. Такие травмы проявляются не сразу, поэтому, если дитя ударилось головой, обеспечьте ребенку полный покой, без укачиваний, и наблюдайте за его состоянием. Если у крохи в течение суток начнется рвота — немедленно отправляйтесь в травмпункт.

Если уже удар головой был очень сильным, у малыша выскочила шишка и он долго плачет, — ничего не ждите, а сразу поезжайте в травмпункт. Специалисты оценят состояние крохи, рекомендуют лечение, а в случае необходимости даже отправят вас в стационар под наблюдение врачей.

Ожоги

Ожоги — одна из распространенных травм у малышей до года. Ребенок, научившись ходить, может дотронуться до горячего утюга, также дети часто опрокидывают на себя тарелки и кастрюльки с их содержимым. Чтобы последствия от ожога были минимальными, вам нужно действовать быстро и правильно и незамедлительно оказать грудничку адекватную первую помощь.

  1. Если ожог у малыша располагается под одеждой — вам нужно сначала оценить характер повреждений, а затем принять решение о том, нужно ли раздевать дитя. При образовании пузырей (2 степень) лучше не травмировать лишний раз кожу младенца сниманием вещей, а аккуратно их разрезать, открыв травмированный участок. Если же покровы просто покраснели — одежду можно снять.
  2. Затем участок ожога нужно охладить. Лучше для этого использовать проточную воду и удерживать травмированное место в холоде как можно дольше, так вы сможете охладить ребенку даже глубокие пострадавшие слои кожи.
  3. После охлаждения ожог не нужно ничем обрабатывать, тем более нельзя использовать масляные средства, такие как пантенол и облепиховое масло. Их вы будете применять позднее, на этапе заживления кожных покровов. А пока ожог ребенку нужно прикрыть стерильной марлевой салфеткой и закрепить ее с помощью бинта или пластыря.
  4. Для облегчения боли у малыша дайте ему обезболивающее (подойдет сироп от температуры, содержащий парацетамол) и обязательно запишите время приема лекарства и дозировку. Эти данные вы скажете врачам в травмпункте, они помогут медикам скорректировать собственное лечение.

Электротравмы

Если на ваших розетках не установлены специальные заглушки, и они находятся на доступной для крохи высоте, ребенок вполне может попробовать засунуть в интересные дырочки металлический предмет. Также малыши не застрахованы от ударов током при контакте с оголенными проводами. Электротравмы очень опасны, могут привести к ожогам и остановке сердца.

  • Прежде чем оказывать первую помощь дитя, вам нужно разомкнуть электрическую цепь, которая образовалась, когда кроха схватил оголенный провод или засунул проводящий предмет в розетку. Если есть время — выверните предохранители в щитке или выньте штепсель оголенного провода из розетки. Если действовать надо срочно — возьмите любой деревянный сухой предмет (стул, палку или швабру) и оттолкните малыша в сторону.
  • Когда ребенок будет в безопасности, вызывайте скорую помощь, попутно проверяя наличие сердцебиения и дыхания у грудничка. Если они отсутствуют — сообщите об этом диспетчеру и приступайте к реанимационным мероприятиям. Если кроха дышит, вы прощупали его пульс, но он потерял сознание, аккуратно уложите его в наклонное положение, когда ноги находятся выше груди и головы. Такая поза обеспечивает приток крови к головному мозгу, и младенец быстрей придет в сознание.
  • Найдите на коже грудничка места прохождения тока и охладите эти обожженные участки.

Вывих

Малыш может вывихнуть ручку, когда вы сильно ее одергиваете, или когда он, пытаясь за что-то удержаться, падает. Положение сустава нижних конечностей также может нарушиться при неудачном падении или перевороте. При травмировании возникает сильная боль, а узел суставов распухает, иногда можно визуально увидеть, что кость стала располагаться неправильно.

Если вы боитесь навредить крохе — вызовите скорую, а чтобы младенец не страдал от боли, ожидая бригаду СМП, дайте ему жаропонижающий сироп с парацетамолом, а отекшее место охладите.

Прежде чем везти кроху с вывихом в травмпункт для выправления положения суставов, вам нужно максимально обездвижить травмированную конечность. Не изменяя положения руки или ноги зафиксируйте ее с помощью бинтов на теле или, в случае с повреждением нижней конечности, — на доске или картонке. При этом суставы нужно приматывать выше и ниже места вывиха, но никак не поверх него.

Отравление

Безусловно, вы оберегаете дитя от некачественных продуктов и кормите его исключительно свежеприготовленной пищей. Но никто не застрахован от беды, и малыш, оказавшийся даже на минуту без присмотра, может попробовать то, что для него совершенно не предназначено: съесть испортившиеся продукты, отхлебнуть из бокала алкоголь, чистящие жидкости из флаконов или наесться таблеток.

  1. Заметив, что младенец съел или выпил что-то вредное для него, вызовите скорую, а затем действуйте сами. Первая помощь ребенку будет заключаться в немедленном провоцировании у грудничка рвоты. Заставьте его выпить соленой воды (3 ч.л. на стакан) и нажмите на корень языка.
  2. До приезда бригады СМП дайте малышу «раствор» активированного угля: 1 ст.л. растолченных таблеток вымешайте в 1 стакане воды и поите младенца с ложечки.
  3. Обязательно сообщите о своих действиях прибывшим медикам и расскажите, чем отравился кроха.

Но не всегда мы замечаем сразу, что грудничок съел что-то «запретное». К сожалению, часто случается, что мы видим уже признаки нарастающей интоксикации, и при этом должны действовать четко и слаженно, стараясь оказать первую помощь младенцу и обнаружить, чем именно он отравился.

Признаки отравления

  • Слабость и бледность;
  • рвота;
  • при сильной интоксикации появляются судороги, и кроха теряет сознание.

Ситуация с отравлением младенца осложняется тем, что маленький ребенок, особенно чувствующий себя плохо, зачастую не может объяснить и показать, что он выпил и съел. Если в поле видимости нет пустых бутыльков, блистеров от таблеток или емкостей от моющих средств, принюхайтесь к малышу. Если от него пахнет бензином, скипидаром, хлоркой или уксусом, вызывать рвоту нельзя, поскольку эти вещества при повторном прохождении через пищевод могут вызвать сильнейшие химические ожоги. В таких случаях лучше позвонить в скорую и проконсультироваться с диспетчером.

Ожидая бригаду СМП, уложите младенца на бок и постоянно контролируйте его пульс и дыхание, чтобы в случае их остановки приступить к реанимационным мероприятиям. Если после вызова скорой вы выяснили, чем именно отравился грудничок, не бойтесь позвонить снова и уточнить у диспетчера, чем вы можете помочь своему ребенку до приезда медиков.

Ложный круп

Из-за особенностей строения гортани малышей до года, каждый из грудничков во время ОРВИ может пережить эпизод ложного крупа. Особенно часто испытывают трудности с дыханием дети-аллергики. Во время обычной болезни узкий участок гортани над голосовыми связками отекает, что приводит сначала к «лающему кашлю», а затем и к сложностям со вдохом. Малыш начинает испытывать кислородное голодание, синеет. Любой родитель в такой ситуации растеряется, но, чтобы ваши действия не были сумбурными и ошибочными, важно знать, какой должна быть первая помощь дитя при ложном крупе, чтобы грудничок дожил до приезда бригады СМП.

  1. В первую очередь важно успокоить и отвлечь ребенка, ведь плач увеличивает отечность.
  2. Щелочные ингаляции хорошо справляются с отеками. Высыпьте на дно ванной горсть соды, включите горячий душ и постойте с младенцем на руках в помещении, дыша щелочными парами.
  3. Если крохе не хватает кислорода, быстро укутайте его, чтобы он не замерз, и вынесите его на балкон или же откройте настежь окно в комнате. Свежий уличный воздух способствует спазму сосудов, и отек гортани быстро уменьшится.
  4. Хорошо если у вас есть небулайзер, тогда вы сможете в домашних условиях значительно уменьшить отек, с его помощью. Ингалации с использованием специальных лекарственных препаратов (например Пульмикорт) в кратчайшие сроки снижают отечность. Проконсультируйтесь у своего участкового педиатра, какие средства и в каком количестве лучше использовать в таких случаях.

Захлебывание

Сейчас многие родители практикуют методику раннего плавания в домашней ванной или в бассейне под руководством инструкторов. Это, безусловно, полезное для развития крохи начинание может обернуться трагедией. Несмотря на действие инстинктов самосохранения, грудничок, даже на пару секунд оставшийся без присмотра, способен захлебнуться.

  1. В первую очередь, грудничка нужно вытащить из воды. Если он в сознании и активно откашливается, держите его на руках, слегка наклонив, но так, чтобы желудок был по уровню ниже головы.
  2. Если малыш потерял сознание — следует уложить малыша, повернув его головку набок и приподняв верхнюю часть тела, и вызвать скорую. Одновременно вы должны произвести оценку состояния ребенка: нащупать пульс и удостовериться в наличии дыхания. При их отсутствии приступайте к реанимационным мероприятиям.

Реанимационные мероприятия

Реанимационные мероприятия оказываются при отсутствии у младенца дыхания или биения сердца. Важно освоить нужные методики до наступления необходимости их применения, ведь заранее отточив все действия, вы не растеряетесь, когда вашему малышу потребуется помощь.

Приступать к реанимационным мероприятиям нужно незамедлительно, попросив присутствующих взрослых вызвать скорую. Если же вы оказались с ребенком без дыхания и сердцебиения наедине, звоните диспетчеру в перерывах между оказанием помощи, отводя поочередно по минуте на разговор по телефону и на реанимацию младенца.

Инородное тело

Часто остановки дыхания происходят из-за того, что младенец задыхается из-за инородных предметов или веществ. На проверку дыхательных путей нужно потратить не более 15 секунд до начала искусственного дыхания. Если вы приступите к легочной реанимации, но грудная клетка не будет двигаться, несмотря на изменения положения головы, значит прохождению воздуха что-то мешает.

  • Попробуйте отсосать изо рта и носовых ходов молоко, слизь или инородные предметы с помощью резиновой груши;
  • переверните дитя вниз головой, удерживая его за ноги одной рукой, другой надавите на низ грудной клетки;
  • если инородный предмет застрял в гортани, можно попробовать извлечь его пальцами или протолкнуть глубже, освободив часть просвета дыхательных путей для прохождения кислорода.

Легочная реанимация

Если дыхательные пути у младенца чистые, есть пульс, но дыхания нет и нарастают признаки недостатка кислорода в тканях (малыш синеет), приступайте к легочной реанимации. Также она требуется, если ребенок дышит нерегулярно.

  1. Положите дитя на спину, под лопатки ему подложите пеленку, чтобы голова слегка откинулась назад. Такое положение сделает просвет дыхательных путей больше, и воздух будет беспрепятственно поступать напрямую в легкие.
  2. Наберите в легкие воздух и вдыхайте его в ребенка, захватывая своим ртом и нос, и раскрытый ротик младенца. Не нужно вдыхать и выдыхать слишком много воздуха — легкие грудничка в разы меньше наших, достаточно дышать в «полвдоха».
  3. Повторяйте вдохи и выдохи каждые две-три секунды, при этом следите за реакцией тела малыша на ваши действия: при правильной легочной реанимации грудная клетка младенца должна приподниматься, а его кожные покровы из-за поступления кислорода должны розоветь. Если легкие не раскрываются, и грудь малыша не движется, попробуйте поменять положение его головы.
  4. Контролируйте частоту пульса. Лучше, если этим будет заниматься ваш «ассистент». Через каждые 10 секунд следует считать, сколько ударов делает сердце грудничка за 10 секунд. Если за это время пульс будет меньше 13, приступайте к одновременному проведению сердечной и легочной реанимации.
  5. Раз в минуту останавливайтесь и смотрите, не начал ли ребенок дышать самостоятельно. В случае успеха, легочную реанимацию надо прекратить, но нужно продолжать контролировать состояние крохи.

Непрямой массаж сердца

Сердечная реанимация проводится, если у крохи отсутствует пульс или его частота недостаточно быстрая, чтобы обеспечить нормальный кровоток. При нормальном пульсе проводить сердечную реанимацию категорически запрещено, поскольку это может привести к остановке органа и повреждении грудины и ребер.

  1. Обхватите младенца обеими руками так, чтобы по 4 пальца каждой из них лежали сзади на лопатках, а большие пальцы были на грудине.
  2. Определите среднюю треть грудины (немного ниже сосков) и надавливайте на нее обоими пальцами с частотой 2 раза в секунду. При этом важно рассчитать силу, чтобы и ваши действия были достаточно эффективными, и у младенца не сломались кости. Считается, что в идеале грудина должна прогибаться при нажатии на 2-2,5 см.
  3. Совмещайте легочную и сердечную реанимацию — после 5 нажатий на грудину, произведенных в течение 3 секунд, следует делать один вдох воздуха в ребенка.
  4. Каждую минуту останавливайтесь и проверяйте биение сердца у малыша. Если пульс появился — наблюдайте за грудничком.