Свойства мрамора и возможные дефекты при эксплуатации. Полезная информация Ежедневный уход за мрамором

Мрамор – это прекрасный материал для создания красивых столешниц и элементов декоративного декора с зеркальной поверхностью. При правильном хранении он долговечен, к тому же удобен в обработке. Мрамор обладает следующими свойствами: прочность, декоративная слоистость, массивность.

Мрамор бывает различных цветовых оттенков:

  • Белый – используется для создания скульптур, имеет однородную структуру
  • Серый – легко поддается обработке и полировки скульпторам
  • Цветной – популярен при обработке внешних работ. Очень редкими и дорогими цветами являются голубой, розовый, черный и желтый.

Характеристики мрамора могут быть ухудшены в случае добавления различных органических соединений. Мрамор мягче других материалов, что делает его восприимчивым к окислению и появлению пятен. Для предотвращения негативных явлений на материале необходимо уделять внимание изделию из мрамора и осуществлять определенный уход.

Чтобы сохранить идеальный внешний вид изделия придерживайтесь следующих советов:

  • Элементарное использование мягкой салфетки с простой водой позволит избавиться от появившейся пыли и грязи.
  • Специальные моющие вещества без добавления кислот позволяют хорошо чистить поверхность. Возникновение пятен удаляются определенным веществом, только правильный подбор жидкости позволит убрать пятно без последствий. После очистки нужно отполировать материал теплой водой
  • От избавления органических пятен отлично справляется паста Манджи Макиа от известного Итальянского производителя. Как заменитель можно использовать нашатырный спирт размешенного с перекисью водорода. Использование мягких тканей и теплой белой воды обязательно
  • Соприкосновение мрамора с металлическими предметами неизбежно приводит к возникновению ржавчины. От свежих пятен необходимо сразу избавляться, используя специализированный очиститель ржавчины. Для максимального эффекта следует обратиться к импортным производителям средства от ржавчины. Раствор необходимо вовремя снимать с поверхности, иначе он может деформировать камень.

Все неприятности с мрамором легко поддаются удалению в случае своевременного ухода. Для комплексных мер по уходу за изделием из мрамора, используются защитные средства, которыми покрывают мрамор и обеспечивают его безопасность от внешних воздействий.

Мы осуществляем организацию поставок натурального мрамора непосредственно с горных пород. Такой материал отвечает всем требованиям качества и долговечной службы. Камень устойчив к климатическим изменениям: он влагоустойчив, морозоустойчив и термоустойчив. При должном уходе мрамор прослужит более 100 лет и будет выглядеть все таким же привлекательным как при покупке.

У нас, Вы получите гарантию качественного предоставления услуг и высокого уровня изделия. Мы осуществляем поставки больших объемов камня, а в зависимости от Ваших задач, для Вас будут подобраны нужные элементы. Для своих клиентов мы проводим подробные консультации, связанные с эксплуатацией и уходом за мрамором.

Популярные камни

Популярные изделия

Изделия из камня и керамики объединяются в одну общую группу материалов, потому что методы консервации и реставрации их почти одинаковы, а это, в свою очередь, зависит от родственной природы их исходных материалов. Такое положение требует, однако, весьма серьезного уточнения, иначе мы можем погубить не мало музейных вещей.

Дело заключается в том, что понятие «камень» охватывает столь различные материалы, что хотя практически мы какбудто и понимаем, что такое «камень», но точных признаков установить не можем; а потому, если мы хотим научно поставить вопрос о реставрации и консервации этого материала, необходимо точнее определить, какой именно материал мы собираемся реставрировать.

Несколько примеров объяснят дело.

Так, всем более или менее известен камень малахит. Если сравнить малахит с мрамором, то твердость и некоторые другие признаки у них более или менее одинаковы; даже окраска мрамора иногда напоминает окраску малахита; но по химическому составу они совершенно различны. В одном случае мы имеем углекислую окись меди, в другом углекислый кальций, и все дальнейшие свойства этих камней различны. «Камень» кварц или кремень настолько отличаются от этого «камня» по своим свойствам или от камня алмаза, что вообще никакое сравнение их невозможно.

Таким образом, с точки зрения самого материала понятие «камень» чрезвычайно различно, а потому требует более внимательного отношения к самой природе данного материала. Практически мы должны различать два главнейших типа «камня»: природное соединение кремния (silicium) — силикаты — и природные соединения кальция и магния — известняка, мрамора, гипса, доломита и пр.

Соединения кремния с кислородом (SiO 2 кремнезем) есть основная часть огромного числа минералов, начиная от кремня и кварца и кончая базальтом, Лабрадором, гранитом, полевым шпатом и т. д.

Кремнезем отличается чрезвычайной стойкостью по отношению к кислотам; только фтористая кислота растворяет его, соляная может переводить его в желатинообразное состояние, но не растворить; но сплавы кремнезема с калием или натрием растворимы даже в воде (жидкое стекло).

Наоборот, вторая группа «камня» (мрамор и другие) чрезвычайно чувствительны к тем или иным кислотам; таковы соединения кальция и магния с углекислотой (СаСО 3 ; MgCO 3); они медленно растворяются в воде, но если последняя содержит углекислоту, что часто бывает в почвенных водах, то растворение делается гораздо энергичнее. Кальций, соединенный с радикалом серной кислоты (CaSO 4) — гипс значительно отличается от предыдущих соединений кальция:следовательио, опять намечается для практических работ особая группа «камня».

Технология камня для обычных изделий — наиболее простая технология. Камень обыкновенно подвергается только простой механической обработке. Сначала идет простое скалывание излишков материала, а затем шлифование, полирование, сверление, обтачивание. Химической обработке камень обыкновенно не подвергается.

Таким образом, для камня типичной остается чисто механическая обработка; исследование этой обработки может быть произведено опять-таки простейшими способами — макроскопическим и микроскопическим анализами.

Точное минералогическое определение производится, разумеется, не историком или экономистом, а естественниками. Для элементарного определения материала существуют простейшие химические реакции, указанные ниже.

Главным фактором разрушения для не очень плотного камня является сильная перемена температуры в соединении с влажностью. Если камень пористый, то влага, попадая в поры, при понижении температуры замерзает, происходит увеличение объема воды, и камень разрывает. Этот процесс мы наблюдаем на тех каменных вещах, которые остаются открытыми в атмосферных условиях; так, например, находящаяся «а площади против Зимнего дворца в Ленинграде, огромная гранитная колонна вся испещрена трещинами, образовавшимися именно от действия воды, которая, попадая в мельчайшие поры камня, при замерзании разрывала его. Особенно это заметно с северной стороны колонны, которая, очевидно, более подвергается процессам промерзания.

То же самое происходит с великолепными колоннами Иссакиевского собора и гранитным парапетом на набережных Невы, Фонтанки и т. д.

Это явление разрушения камня чрезвычайно распространено в нашем климате; а там, где климат резко континентален, с внезапными и резкими переменами тепла и холода, «роме воды, разрушающим образом могут действовать и быстрые перемены температуры, так как некоторые породы камня имеют не однородный состав, и коэффициент расширения составляющих компонентов различен.

Кроме того, большое разрушительное действие на камень оказывает движение воздуха. При этом ветром поднимается большое количество песчинок, отбивающих от камня мельчайшие его частицы, нередко камень весь источен под действием ветра. Это так называемое выветривание, которое включает в себя и вымывающее действие воды. Даже в местностях с устойчивыми спокойными атмосферными условиями ветер является энергичным разрушающим фактором, а в странах с очень сильной ветреностью, как, например, и Средней Азии, процесс выветривания идет чрезвычайно стремительно.

В условиях сравнительно мягкого климата наиболее страдают те каменные изделия, которые относятся ко второй группе, т. е. кальциевые соединения с СОз (мрамор, доломит), потому что гораздо легче, чем силикаты, поддаются действию и замерзающей воды, и ветра, и, к сожалению, некоторых химических факторов. К таким химическим факторам относится прежде всего сернистый газ, поступающий в огромных количествах в воздух промышленных городов в результате сгорания каменного угля в топках фабрик, заводов, пароходов и пр. Этот сернистый газ, соединяясь с атмосферной влагой, дает серную кислоту и разрушает углекислые соединения уже химически. Поэтому в данном случае мы наблюдаем разрушение мрамора, разрушение известковых сооружений (штукатурка) и т. п.

Здесь углекислый кальций превращается в гипс, кристаллизируется и разрушает поверхность механически или вымывается водой.

Соединения третьей группы, т. е. гипс, селенит и другие, вообще соединения мало прочные, их твердость невысока; они употребляются главным образом для поделки небольших вещей.

В отношении соединений этой группы мы наблюдаем самые разнообразные механические и химические повреждения. Находясь в земле, камень подвергается иным воздействиям. Дело в том, что почвенная вода всегда содержит какие-нибудь растворенные соли, чаще всего соли хлористого натрия. Раствор соли, пронизывая камень, особенно пористый, насыщает его, как губку; если такого рода камень, пропитанный раствором соли, поставить в условия относительной сухости, начинается быстрое испарение воды, из раствора будут выделяться кристаллы растворенной соли, и не очень плотный камень при этом разрывается. Иногда процесс заходит так далеко, что весь камень превращается в порошок, но даже если процесс и не заходит так далеко, все-таки разрушения от него всегда весьма существенны; хуже всего то, что эти разрушения будут обнаруживаться именно в музее, т. е. в сухом месте. На поверхности каменного изделия появляются белые налеты, состоящие из кристаллов, часто довольно крупных.

Растворенные в воде соли могут быть весьма различными: одни из них растворяются очень легко, другие растворяются с большой трудностью или почти не растворяются. Из тех солей, которые легко растворяются, прежде всего надо назвать поваренную соль, т. е. хлористый натрий, являющуюся главным засорителем почти всех почвенных вод. Если в музее воздух будет сухой, этот хлористый натрий, быстро выделяясь из воды, образует кристаллы, но если в помещении музея появится сильная влажность, опять произойдет растворение хлористого натрия, опять поваренная соль впитается внутрь каменного изделия. При высыхании произойдет новый процесс кристаллизации и т. д.

Эти повторные процессы высыхания и растворения в музейной обстановке и являются главным фактором разрушения. Поэтому обычно мы стараемся прежде всего удалить хлористый натрий, во-первых, потому, что он является наиболее распространенным представителем растворимых солей, а, во-вторых, потому, что, если мы удалим хлористый натрий, другие растворимые соли также удалятся вместе с ним: таковы хлористый калий, хлористый магний, хлористый кальций, углекислый натрий и калий, и т. д.

Нерастворимые или труднорастворимые соли растворены в почвенной воде в очень небольшом количестве, но если та или иная вещь находится в земле столетия и тысячелетия, все-таки даже и при малом содержании в воде такой труднорастворимой соли, она постепенно отлагается в большом количестве, и предметы иногда насквозь пропитаны этими солями, или на них нарастает толстая корка солей, отложившихся на поверхность; чаще всего мы встречаем отложения углекислого и сернокислого кальция, т. е. мела и гипса с песчинками, кусочками глины и т. д.

Самое первое, что необходимо сделать с предметом, добытым из земли,— это вымыть и удалить растворимые соли. Этот процесс мы называем выщелачиванием и он производится путем более или менее длительного вымачивания в воде.

Следовательно, каменную вещь, в которой мы предполагаем наличие той или иной соли, необходимо прежде всего как следует промыть. Для этого ее кладут в обыкновенную воду. Однако вода не должна быть слишком жесткой. Переменяя воду каждый день, мы постепенно день за днем вымываем из каменного изделия хлористый натрий и другие растворимые соли. Крайне необходимо нести контроль над содержанием хлористых солей, он производится слабым раствором 1,5—2% азотнокислого серебра AgNO 3 . 1

Азотнокислое серебро, встречаясь с поваренной солью или с каким-нибудь иным соединением, содержащим хлор, дает белый осадок хлористого серебра.

Следовательно, если в воде имеется хоть маленькая доля хлора, мы будем иметь белую муть, а потом белый осадок, который и будет свидетельствовать, что хлор еще присутствует и вымывание не доведено до конца. Только самые ничтожные доли хлора терпимы, иначе вещи погибнут.

Для таких твердых пород, как гранит, базальт, кремень не приходится производить подобное вымывание, так как вода не имеет возможности проникнуть внутрь этих пород. На твердом камне могут быть налеты и корки по поверхности, состоящие из нерастворимых солей.

Иногда опускать предмет в воду, в целях вымывания, бывает опасно. В таких случаях следует бинтовать данный предмет обыкновенным медицинским бинтом или на него наносить какое-нибудь закрепляющее вещество, проницаемое для воды, например, желатиновую пленку или пленку целлулоида, растворенного в ацетоне (2%); при таком покрытии выщелачивание идет значительно медленнее, но все же может быть доведено до конца.

Другой способ очистки от солей — это вызвать соли на поверхность предмета. Делается это таким образом: берут фильтровальную бумагу, разрывают ее на мелкие куски и кладут в колбу с водой, затем хорошенько встряхивают; получается мякоть, которую накладывают на тот или иной предмет не толстым слоем. Здесь происходит нечто совсем иное, чем при вкладывании предмета в воду: в воде происходит медленный процесс диффузии, в данном же случае, если вы накладываете бумажную мякоть на предмет и даете этой мякоти высохнуть, вы будете пользоваться другим свойством, а именно — явлением капиллярного поднятия раствора: жидкость вместе с солью из глубины будет подыматься к поверхности испарения; при высыхании бумаги соль выкристаллизовывается на ее поверхности. Осторожно снимая бумагу после ее высыхания, мы вместе с ней удаляем часть соли. Эта операция повторяется несколько раз, Для контроля вы опускаете снятую бумагу в стаканчик с дистиллированной водой и пробуете на хлор азотно-кислым серебром.

Всякое вымывание производится медленно, и торопливость здесь может испортить все результаты работы; следует помнить, что в реставрации медленная, осторожная работа — залог успеха.

Ал. Скотт в лаборатории Британского музея вымачивал некоторые, предметы в течение 4—6 месяцев и даже больше.

Могут быть еще более утонченные способы обработки, но сказанного достаточно, особенно, если быть очень внимательными и тщательными в своей работе.

Из труднорастворимых в воде солей встречаются чаще всего углекислый кальций, магний или сернокислый кальций. С твердого силикатного камня они удаляются частью механически, частью — именно известковые — слабым (1,5—2,0%) раствором соляной кислоты, после которой необходимо тщательное промывание. С мягких рыхлых камней (известняков и т. п.) такое удаление надо производить с очень большой осторожностью, чтобы соляной кислотой не растворить и самый предмет.

Часто бывает необходимо закрепить рассыпающийся или трескающийся камень. Первый способ закрепления — пропитывание неразлагающимися жирами. Самым надежным средством является парафин. Берут возможно тугоплавкий парафин, растапливают его, нагревают до 125° или его растворяют в ксилоле или толуоле и погружают в него же предмет, нагретый до 105—110°, т. е., чтобы в нем не оставалось воды. Предмет должен находиться в парафине до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков. Если после этого извлечь предмет из парафина и дать ему хорошо просохнуть, у нас может получиться жирная, сальная, неприятная поверхность. Этот лишний жир можно удалить легким нагреванием и сниманием парафина тампоном из ваты или льняной тряпки.

Второй способ — это применение каких-либо смол, в частности, шеллаковой смолы. Шеллак растворяется в крепком спирте. Обыкновенно достаточно применять двухпроцентный раствор. В таком растворе смолы предмет надо удерживать до исчезновения пузырьков. В результате получается довольно прочное закрепление, но, к сожалению, подобное закрепление в смоле дает неприятный и ненужный блеск.

Третий способ — применение клея. Из всех видов клея самым подходящим для закрепления является желатин.

Берут желатин в 2—5-процентном растворе. Раствор приготовляется таким образом. Следует отвесить необходимое количество желатина и соответствующее количество воды, смочить желатин в этой воде для того, чтобы он стал совершенно мягким, а затем хорошо отжать над чашкой с водой, а потом, доведя эту воду до 60— 80°, понемногу бросать в нее мягкий желатин. В такой раствор погружают предмет, и точно так же, как поступали при закреплении парафином, держат его до того момента, пока не прекратится выделение пузырьков.

Очень важно, чтобы раствор проник как можно глубже: поэтому необходимо, чтобы предмет был предварительно хорошо высушен, лучше, если он будет теплым; раствор должен быть, конечно, горячим.

Когда пузырки перестанут выделяться, вынимают предмет и высушивают его. Обыкновенно одной такой процедуры бывает достаточно для того, чтобы все частицы предмета сцепились; в редких случаях закрепление приходится повторять. Пока клей на поверхности не затвердеет, излишек его удаляют тряпочкой.

Но этим ограничиться нельзя. Желатин, как и всякий клей, легко подвергается нападению микроорганизмов и, следовательно, мы превратим камень в площадь для развития колоний микроорганизмов. Поэтому нужно предпринять какие-то меры, которые бы сделали желатин несъедобным для микроорганизмов. Для этого подвергают закрепленный предмет действию формалина. Формалин (40-процентный готовый продажный раствор) наливается в чашечку, блюдечко или на пропускную бумагу; достаточно чайной ложки, чтобы лишь слегка смочилась бумага: обертывают ею предмет и кладут под стеклянный колпак, последний ставят на какую-нибудь доску или лучше стекло и кругом обмазывают глиной. Предмет оставляют под колпаком до следующего дня. Колпак нужно снимать на воздухе; предмету следует дать проветриться; в результате такой обработки желатин делается нерастворимым в воде и несъедобным для микроорганизмов.

Вместо дорогого формалина можно взять другой дубитель — белые квасцы; они кладутся в количестве 0,5% к весу желатина в клеевой раствор перед самым употреблением: клеевой раствор с квасцами для вторичной работы негоден; квасцы предварительно растворяются в небольшом количестве горячей воды. У меня есть коллекция предметов, закрепленных желатином приблизительно 20 лет тому назад, и до сих пор никаких следов разрушения нет; при этом краски абсолютно не страдают, не остается ни малейших следов такого пропитывания, нет блеска и т. д.

Четвертый способ закрепления — это закрепление препаратами целлюлозы. Целлюлоза — та клетчатка, которая является скелетом всякой растительной ткани. Получают ее простейшим способом в наиболее чистом виде из хлопкового волокна. В обыкновенных условиях музейной работы мы, конечно, не можем сами получить раствор целлюлозы, поэтому нам следует обратиться к готовым препаратам целлюлозы. Существуют различные виды готовых препаратов целлюлозы; самый простой и самый доступный — это ацетатная кинопленка. Кинопленка—один из препаратов целлюлозы (ацетилцеллюлоза), отличающийся тем хорошим качеством, что он мало горюч или почти совсем не горюч. Некоторые препараты целлюлозы весьма горючи и даже взрывчаты, такова целлюлоза, обработанная азотной кислотой (нитроцеллюлоза, цапон).

Прежде всего, кинопленку надо освободить от фотослоя, для чего берут 5-процентный раствор обыкновенной соды, т. е. пищевой, и в нем кипятят пленку; после этого промывают ее в обыкновенной воде, чтобы удалить щелок; получается совершенно прозрачная чистая пленка; она легко растворяется в ацетоне. Делают 2- или 3-процентный раствор и таким раствором пропитывают предмет. Пропитывание производится или погружением, или нанесением кистью.

В тех случаях, когда нельзя погружать предмет в тот или иной; закрепитель, этот закрепитель наносится кистью. Конечно, всякое нанесение кистью гораздо более затруднительно, чем простое погружение, но хрупкие предметы приходится закрепить именно посредством нанесения кистью закрепителя. Раствор шеллака и целлюлозу можно нанести кистью и пульверизатором.

Зачастую нам приходится производить склейку каменных предметов.

Клей, который продается в магазинах, под именем канцелярского или даже гуммиарабика или синдетикона, ничего общего с настоящим гуммиарабиком и синдетиконом не имеет, он представляет собой жидкое стекло, очень вредно действующее на многие материалы, а потому допускать применение подобного клея вообще в музеях «и в коем случае нельзя. Очень распространены в продаже дешевые препараты целлулозы. Сюда относятся всякие рапиды, геркулесы, шедевры и т. д. Все эти клеи без обозначения их химического состава в музее недопустимы; они крайне ненадежны, образуя пленки, легко отскакивающие с твердых, особенно гладких поверхностей, что ведет часто к неожиданному распадению склеенных вещей.

Для склеивания небольших каменных предметов можно употреблять тот же самый желатин в 25-процентном растворе в уксусе (7—8% уксусной кислоты в воде).

Для более крупных предметов берут замазку, составленную из гарпиуса (канифоли) и воска в различных пропорциях, смотря по твердости и прочности склеиваемых обломков. Общее правило: чем слабее материал объекта и чем вес объекта меньше, тем мягче может быть и замазка. Рецепты: для мягких и средних материалов воск — две части, гарпиус — одна часть. Сначала на слабом огне подогревается воск, потом понемногу всыпается толченый гарпиус; для временной присадки обломков или очень мягких пород добавляют топленого свиного жира, смотря по желанию больше или меньше.

Для твердых объектов и мозаики: воск — одна часть, гарпиус — одна часть. Работают в первом и втором случае с подогретой замазкой и объектом. При остывании замазки ее подогревают утюжком.

Для очень твердых и более тяжелых объектов: замазка № 1, но без жира — 3 части, алебастр чистый, отсеянный — 1 часть

Для исключительных случаев, где надо предохранить от толчков и тряски: воск — 4 части, гарпиус — 2 части, белая цареградская мастика — 1 часть, шеллак — 1 часть, составные части вводятся постепенно в расплавленный воск. Замазка заготовляется впрок; употребляется в горячем виде.

Если требуется склеить большую мраморную вещь, надо употреблять цементы, из которых лучшим является магнезиальный, употребляемый при технических мраморных работах.

Имеется другой ряд прекрасных замазок, очень прочных, построенных на белковых веществах, как: казеин, белок яичный и пр. Казеин есть та твердая часть, которая образует вместе с водой и жиром эмульсию, называемую молоком. Если молоко подвергнуть процессу окисления, сверху выделится жир, а внизу получится вода и белый осадок, так называемый творог; этот творог надо хорошо промыть от жиров и высушить при температуре 30°. Если температура будет выше, творог легко пересушить, а если ниже — он не высохнет и будет склонен к загниванию. В результате получается довольно крупнозернистая крупа; крупные зерна надо хорошо измельчать; если промывание было сделано тщательно, также и сушка, получится хороший клей казеин, который можно растворить в аммиаке (в общежитии называется нашатырным спиртом).

Если же этот творог растереть с водой и негашеной известью, получится чрезвычайно твердая замазка исключительной прочности. Но ясно, что такая твердая замазка, прекрасная для очень твердых материалов, для рыхлых вещей опасна.

Вместо творога можно взять другое белковое вещество — яичный белок, смешиваемый с негашеной известью. Получается замазка, обладающая тоже очень большой прочностью, но более мягкая, чем казеин с негашеной известью. Если взять гашеную известь, затвердевание будет довольно медленное, но надежное; такая замазка годится для всяких черепков.

Для склейки подсушивают и слегка подогревают те части предметов, которые надо склеить, быстро накладывают замазку, соединяют обломки и плотно связывают их. Это сцепление будет весьма прочным, если не пропущен момент застывания белка, так как известь сразу начинает свертывать белок, почему растирать замазку надо небольшими порциями и впрок не заготовлять. Для того чтобы замазка не разрывала очень рыхлые материалы, в нее добавляется какой-нибудь нейтральный наполнитель, вроде перетертого кирпича или мрамора.

Консервация для каменных вещей, хорошо выщелоченных от солей, заключается в охранении их от излишней влажности, если они были склеены желатином. Необходимо помнить, что для мраморов и известковых камней весьма опасен сернистый газ и углекислота, почему ценные памятники из этих материалов под открытым, небом в больших городах могут серьезно пострадать. Для предохранения от этого они могут быть обрабатываемы тонким слоем беленого воска; эта работа требует участия опытного мраморщика или специалиста-реставратора.

Также необходимо присутствие опытного мраморщика при спаивании отдельных крупных частей мраморных статуй, так как при этом необходимо вводить в мрамор медные пероны.

Мытье мраморов можно производить пеной нейтрального (детского) мыла, хорошо смывая потом малейшие следы мыла, что легко определяется наощупь. Вместо детского мыла можно взять 2-процентный раствор едкого натра (каустическая сода), но не следует брать пищевой соды из-за углекислоты, которая растворяет мрамор. Так как всякое мыло, даже детское, гидролитически отщепляет в воде едкий натр, то опасения перед чистым раствором едкого натрия неосновательны. Очень нежелательно действие на мрамор каких бы то ни было жиров, так как они образуют на мраморе противную на вид жирную пленку известкового мыла, нерастворимого в воде (но растворимого в углекислоте). Чтобы избежать и едкого натра и мыла, можно мыть мрамор отваром мыльного корня (Saponaria officinals и др.) или раствором 2-процентной буры, наконец — слабым раствором аммиака (5—10%).

__________

1 Точнее — децинормальный раствор 1 / 10 N

N - 14,008 O 3 - 48,000,

что дает 169,888, проще 170 г на 1 л воды, т. е. около 2%.

Мрамор очень прочный и долговечный камень. Он обладает неповторимой роскошью и притягательной натуральностью, однако, его сохранность чаще всего зависит от правильного ухода.

Несмотря на долговечность и прочность, это прихотливый пористый материал, который чувствительно реагирует на многие факторы окружающей среды. Поэтому, заказывая изготовление какого-либо предмета в интерьер из мрамора, вы должны быть готовы обеспечить ему правильный уход.

Сохранение первоначального вида мраморного изделия требует соблюдения правил использования предмета, а также применение защитных средств.

Защитные средства.

Для мраморных предметов используются специальные защитные средства, которые не дают влаге и жиру попасть в структуру камня и создавать микротрещины на поверхности. Обычно, это средства на водомасляной основе.

Средства наносятся на камень тонким слоем. Поверхность должна быть сухой и чистой. Желательно до применения защиты проверить ее воздействие на камень на незаметном месте, поскольку мрамор непредсказуем и на нем все равно могут остаться пятна.

Защита конкретных изделий из мрамора

Определенные предметы из мрамора требуют применения дополнительных мер по защите камня.

Столешница из натурального камня для кухни подвергается постоянному воздействию жира, жидкости, напитков и т.д. В таких условиях защитить камень очень трудно. Необходимо готовить только с использованием разделочных досок и других защитных покрытий. На мрамор ни в коем случае нельзя ставить горячее, нужно проследить, чтобы бокалы с вином или другими жидкостями стояли на подставках.

Подоконник из мрамора лучше оставить пустым или класть на него только те предметы, которые не могут его испачкать. Также его следует обрабатывать средствами, нейтрализующими воздействие солнечных лучей.

Мраморный пол также нуждается в особом уходе. Перед входной дверью следует обязательно постелить коврик, который впитывает основную грязь из улицы. Желательно не ходить по мраморному полу в обуви, и постоянно протирать его, чтобы удалить частицы грязи.

Мрамор в ванной быстро становится тусклым и теряет привлекательность из-за остающихся на его поверхности мыльных следов. Чтобы сохранить внешний вид натурального материала, необходимо отказаться от мыльных средств из переработанных нефтяных продуктов и после каждой водной процедуры протирать мрамор резиновым скребком. Ни в коем случае не чистите мрамор народными средствами или абразивными веществами. Для удаления легкого загрязнения можно использовать не концентрированный мыльный раствор или теплую воду. Для серьезной уборки используйте специальные средства для чистки мрамора, предварительно протестировав его на незаметном участке каменного изделия.

Мрамор - это необычайно нужный и полезный камень, и его польза заключается не только в тех удивительных произведениях искусства Италии и Греции, которыми мы восторгаемся в музеях. Область его применения гораздо шире. Настолько, что трудно себе представить, какой бы была наша жизнь без мрамора.

Мрамор можно встретить в операционной; ведь там, где все столы и стены должны быть всегда идеально чистыми, мраморные плиты незаменимы; на электрической станции, где на громадных распределительных досках расположены приборы управления, здесь снова по стенам расположены громадные доски мрамора, непроницаемого и не проводящего электричество; в больницах и санаториях с прекрасными чистыми ваннами из мрамора и умывальниками с мраморными досками; на кожевенном заводе, где нежнейшие сорта кожи прокатывают при помощи больших мраморных валов; конечно же в метро, а также театрах, общественных зданиях, с их прекрасными мраморными колоннами и баллюстрадами, с мраморной облицовкой, мраморными ступенями и подоконниками, прочными, всегда чистыми и не страдающими от воды, мороза или ударов многих тысяч ног; в прекрасной облицовке зданий из мрамора или мраморной крупки, смешанной с цементом, и так далее - перечислить до конца просто невозможно!

Мрамор - это твердый минерал, но вместе с тем он достаточно мягок для распиловки железом. Чисто белый, ослепительно белый; иногда с приятной прозрачностью, которая напоминает цвет человеческой кожи; иногда пёстрой прекрасной расцветки - желтой, розовой, зеленой, красной, черной: однородной и чистый, не проводящий электричества, устойчивый против разрушающего действия воды и воздуха,мрамор - замечательный материал в руках человека , и человек оценил его уже много тысяч лет назад.

Тот, кто имел возможность любоваться древнегреческими храмами из белоснежного мрамора, или кто по извилистым лестницам поднимался на крышу мраморного Миланского собора - в гущу тонкой резьбы, колонн и украшений, вырезанных из камня, или спускался по мраморным ступеням московского метро, - тот не может не восторгаться этим замечательным камнем.

В Италии на берегу Средиземного моря, у знаменитой Каррары, расположено до тысячи ломок белоснежного мрамора. Высоко в горах, в диких ущельях белые мраморные скалы незаметно сливаются со снегами Апуанских Альп. С диких круч при помощи впряженных быков на катках стаскивают вниз глыбы в несколько тонн весом. Чтобы они не скатывались и никого не давили, к ним привязывают сзади цепями глыбы такого же мрамора, которые с грохотом волокутся по склонам и тормозят катки.

Далее глыбы разрезают на мраморные доски в водяных мельницах. Потом каменные доски перевозят по железной дороге к берегу Средиземного моря; там огромные краны поднимают и доски и глыбы и опускают их в трюмы больших океанских пароходов. Так ежегодно отправляют в разные уголки планеты громадное количество мрамора.

Не менее богата мрамором Россия - Карелия, Подмосковье, Крым, Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.

Но мрамор не вечен: если взглянуть на на старые части облицовки Исаакиевского собора-музея или на колонны Мраморного дворца в Питере, видно, как сильно изменились старые куски, как сгладились углы, уменьшились размеры украшений. Воздух, особенно в городах, содержит в себе много ядовитых для мрамора веществ , и потому дождевая вода разрушает этот камень необычайно сильно и быстро.

В 100 лет растворяется около 1 мм мрамора, а в 1000 лет - целый сантиметр. Но этого мало: близость моря усиливает разрушение мрамора : соленые морские брызги на многие сотни километров уносятся внутрь страны и еще сильнее разъедают камень. Снег действует еще сильнее дождя, так как поглощает из воздуха еще больше ядовитых кислот. Замерзающая в трещинах вода, тонкие корни растений и грибков тоже ускоряют разрушение мрамора, а ветер, несущий пыль и песок, полирует и стирает мягкую поверхность камня.

В природе нет ничего вечного. Геологические периоды в тысячи лет, с одной стороны, накапливают из микроскопических песчинок целые горы, а с другой - разрушают и сглаживают твердые незыблемые скалы прошлых столетий. Законы природы одни и те же, и в сложной геологической истории природы деятельность человека и вечность его творений - лишь очень маленькая, быстро преходящая минутка.

Статья по материалам книги:

Александр Евгеньевич Ферсман, Занимательная минералогия.

Изделия из естественного декоративного камня с течением времени загрязняются, пропитываются химическими новообразованиями, глубоко проникающими в кристаллическую структуру.

Наружные облицовки из мрамора и известняка нуждаются в исправлениях через 5-10 лет. Облицовки из гранита не требуют реставрации в течение нескольких десятков лет. Внутренние облицовки при надлежащем уходе практически не нуждаются в реставрации в течение неопределенно долгого периода. Мраморные облицовки в подземных условиях, если не принимать меры предохранения, преждевременно разрушаются и нуждаются в восстановлении через несколько месяцев после установки. При реставрации камень промывают, склеивают, заделывают трещины, щели, восстанавливают первоначальную фактуру.

Сахаристое разрушение мраморов присуще исключительно наружным облицовкам. Оно вызывается неравномерным разрушением поверхностного слоя, подверженного выветриванию. При этом шероховатая поверхность камня напоминает строение сахара.

Чешуйчатое разрушение присуще только мраморовидным известнякам, характеризующимся неоднородностью состава, и в значительной степени проявляется во влажных условиях.

Трещины, отколы и другие механические повреждения возникают в результате деформаций облицованных конструкций.

При обработке вручную ударными инструментами применяют пневматические или электрические бучарды. Такую обработку допускают на плитах толщиной более 100 мм. Все элементы облицовки, кроме абразивных, обрабатывают по периметру узким скарпелем (шириной 20 мм) независимо от общей фактуры плит.

Швы между плитами облицовки расшивают заново, а при наличии свинцовой прокладки расчеканивают.

Обработку абразивами производят вручную или электрифицированными инструментами. Этот способ применяют только на плоских и горизонтальных поверхностях.

Вертикальные поверхности шлифуют только брусками, так как зерновой абразив на вертикальной плоскости не удерживается. Швы облицовки очищают от раствора на глубину 2-3 мм и тщательно промывают, чтобы при полировании не поцарапать поверхность.

Полирование производят только белыми порошками, так как удалять следы цветных порошков трудно.

Высолы (выцветы) образуются при применении недоброкачественного цемента, загрязненного песка и добавок - ускорителей твердения цементных растворов в количествах, превышающих установленные. Основная причина образования пятен на поверхности внутренней облицовки - недостаточная защита тыльной стороны плит от влаги облицовываемой поверхности, вызывающей окрашивание светлых тонов камня окислами железа. За облицовкой нельзя оставлять деревянные клинья, конопатку и другие материалы органического происхождения, продукты разложения которых могут также вызывать образование пятен на поверхности облицовок.

Для предохранения от пыли, высолов и пятен поверхность облицовки регулярно моют, покрывают предохранительными составами и периодически полируют. Предохранительные составы (например, мастика на основе воска и парафина) тонким слоем наносят чистой полотняной тряпкой на поверхность облицовки, предварительно тщательно промытую, и выдерживают ее в течение 3-4 мин для испарения растворителя. Затем электрополотером протирают поверхность облицовки до зеркального блеска, причем сначала затягивают войлочный круг полотера чистой тканью.

Зеркальный блеск белых мраморов восстанавливают с помощью оловянного порошка. Для полирования камня различных цветов используют окиси хрома и алюминия.

В некоторых породах, особенно в мраморе, встречаются соединения железистых веществ, которые на воздухе, и особенно под влиянием влаги, меняют свой химический состав, придавая общему тону поверхности изделия желтоватый или розоватый оттенок. Такой процесс химического воздействия при одновременном механическом загрязнении пор камня называется патинированием, а получающийся при этом на мраморе желтоватый или розоватый поверхностный тон называется патиной. Патина придает камню «теплый» равномерный, иногда едва уловимый оттенок. Удалять патину посредством химических средств или грубой механической очисткой шкуркой, рашпилем недопустимо, так как при этом портится изделие.

Мраморные патинированные изделия следует только осторожно очистить и отмыть от поверхностной пыли и грязи. Очистка и промывка поверхности мрамора при помощи пластырей из серной, соляной кислот или царской водки чрезвычайно вредно отражается на изделиях, так как поверхность мрамора разрушается, становясь матовой и шероховатой. Единственная кислота, допустимая при реставрации изделий из мрамора и известняка, - это щавелевая; она не разрушает камень и применяется для выведения поверхностных ржавых пятен. Сода, как щелочь, также не действует разрушающе на камень, поэтому простую чистую соду в слабых растворах можно применять для изделий, хранящихся в помещении и не имеющих повреждений на поверхности. Такую сильную щелочь, как каустическая сода, применять при мытье камня нельзя, так как она, попадая в трещины и глубокие поры, может вызвать осыпание поверхностного слоя камня вследствие кристаллизации оставшейся щелочи в порах и щелях изделия.

Самым безвредным и хорошо действующим средством для мытья камня служит простое нейтральное мыло. При помощи мыла, кисти, губки и горячей воды каменные изделия можно отмыть от любого наносного загрязнения.

Если поверхностный слой каменного изделия частично разрушился, то прежде чем приступить к мытью следует закрепить поверхности, грозящие разрушением. Для этой цели применяют: мраморит - жженую магнезию с мраморной пылью, разведенную на хлористом магнии, с последующим покрытием поверхности парафином; меловую замазку на желатине с последующим пропитыванием ее формалином; замазку из цинковых белил на натуральной олифе. Только после заделки трещин и волосяных сеток одним из указанных составов с тщательной их просушкой можно приступить к мытью изделия.

При промывке садовых архитектурных украшений из мрамора, обычно покрытых лишайниками и мхом, употребляют нейтральное мыло с добавлением в него пемзового порошка. Поверхность натирают кистью или щеткой. Особенно крепко осевшие на мраморе лишайники отдирают щеткой из медной проволоки. Гладкие и широкие поверхности мрамора легко очищают натуральной пемзой в куске. Большие отвесные плоскости мрамора моют с применением древесных опилок, которые, впитав в себя мыльную воду, легко пристают к поверхности мрамора, задерживая на нем мыло, и влагу и ускоряя этим отмывание грязи.

Масляную краску с мраморных изделий отмывают с предварительным размягчением ее едким натром, жидким мылом или хлорной известью. Насыщенным раствором такой щелочи смазывают поверхность краски, затем размягчившуюся краску осторожно соскабливают острым ножом, одновременно обмывая это место водой. Перед такой промывкой изделия все трещины и повреждения на его поверхности необходимо хорошо заделать, чтобы они не пропускали едкий натр.

В тех случаях, когда застаревшие копоть и грязь не смываются с поверхности изделия, применяют очистку струей пара. Изделия из полированного гранита и подобных ему изверженных пород очищают и промывают с применением жестких волосяных и мягких проволочных щеток. Изделия из тесаного гранита, известняка, песчаника, туфа и доломита очищают путем сплошной перековки бучардами или обработкой поверхности пескоструйным аппаратом.

Пятна встречаются главным образом на изделиях из мрамора и выводятся при помощи химикалий, состав которых зависит от характера пятна. Характер пятна можно определить в ряде случаев по внешнему его виду. Так, масляные пятна приобретают с течением времени желтый или темно-коричневый цвет. Медные или бронзовые пятна имеют зеленый цвет, причем иногда бронза образует также коричневые пятна.

Пятна устраняют обычно посредством припарки или пластыря с различными химическими составами. Для выведения масляного пятна или жирового к нему прикладывают пасту из жженой магнезии, смешанной с бензином или бензолом. Нефтяные пятна удаляют накладыванием пасты из 2 частей соды, 1 части извести-пушонки и 1 части отмученной пемзы. Железную ржавчину выводят пастой из 1 части лимонно-кислого натрия, растворенного в 6 частях воды, а также глицерина и мела. Когда паста высохнет, ее снова смачивают либо снимают и покрывают пятно новым слоем пасты. Так как это средство действует медленно, то при глубоких и резких пятнах можно применять пасту, состоящую из 1 части натриевой щелочи, 1 части гашеной извести, 1 части жидкого мыла и 4 частей опилок. Этой пастой пятно должно быть покрыто в течение 24 ч, после чего ее смывают водой.

Пятна медной окиси образуются в местах, где стекают потеки от бронзовых, медных или латунных частей, примыкающих к мрамору. Для устранения этих пятен пригодны составы, применяемые против ржавых пятен. Кроме того, применяют следующие средства: а) паста из 1 части хлорида аммония и 4 частей пылевидного талька, смешанных насухо с добавкой аммиачной воды; б) примочка из белой ткани, пропитанной раствором цианистого калия - 7,5 г на 1 л воды.

Смолистые пятна, получающиеся при соприкосновении со смолистым деревом (например, при упаковке изделия в деревянную тару для перевозки), удаляют следующим способом: сначала поверхность камня натирают порошком пемзы, затем к этому месту плотно прижимают примочку из материи, пропитанной раствором фосфорнокислого натрия и хлорной извести. Пятновыводя-щие составы используют в виде пасты, представляющей собой смесь химикатов с мелом, каменной мукой или другим инертным порошком, либо в виде пластыря, состоящего из нескольких слоев ткани, пропитанной химическим раствором.

Пятна от смазочных масел трудно поддаются очистке, поэтому удалять их следует сразу после обнаружения. Для этого в смеси ацетона с амилацетатом (1:1) смачивают тампон из белой ткани, сложенной в три-четыре слоя, и накладывают на пятно, прижав тампон куском стекла или мраморной плиты. Стекло и мрамор препятствуют быстрому испарению раствора. Размер тампона должен превышать размер пятна на 3-4 см с каждой стороны.

Следы масел удаляют, нанося на пятно и оставляя до полного высыхания пасту из извести, мела или мраморной муки, затворенных чистым бензином.

Старые масляные пятна удаляют следующим образом. На пятно накладывают пропитанное амилацетатом асбестовое волокно толщиной 8-10 мм, которое прижимают мраморной плитой.

Сверху кладут нагретый стальной лист. Асбест по мере высыхания смачивают амилацетатом. Стальной лист должен быть достаточно горячим. Операцию повторяют до полного удаления пятен.

Пятна от олифы, образующиеся на облицовке при расшивке 1 швов мастиками, изготовленными на олифе, удаляют с большим т трудом, многократно накладывая тампон из ваты, смоченной в перекиси водорода. Для этих же целей применяют: смесь метилового спирта с 10 %-ным раствором тринатрийфосфата в соотношении 1:1 по массе. На удаляемое пятно накладывают асбестовый картон толщиной 8-10 мм, пропитанный раствором, а сверху - мраморную плиту, которую прикрывают нагретым стальным листом. Операцию повторяют до полного удаления пятна.

Для заделки сквозных щелей и больших трещин одной заливки недостаточно. В таких случаях трещину или щель перед заливкой скрепляют скобочками из меди или латуни, для чего в камне сверлят отверстия, в которых укрепляют концы скобок, надрубленных «ершом». Стенки щели очищают от грязи или следов прежней реставрации и смачивают водой. После этого щель с лицевой стороны изделия покрывают мятой глиной таким образом, чтобы не проступила масса заливки. Со стороны заливки глину накладывают так, чтобы образовался канал с отверстием сверху в виде воронки. В нескольких местах канала делаются отверстия для выхода воздуха при заливке массы. Концы скобочек, скрепляющих камень по щели, заливают также при помощи глиняных воронок («листок»). Тело более толстых скобочек должно входить в желобок, прорубленный в камне. Приготовленную массу заливают в глиняные каналы, причем отверстия (отдушины) замазывают глиной тотчас же, как из них покажется заливаемая масса.

После заливки щели глину нельзя снимать до окончательного остывания и закрепления залитого состава. Получившиеся бугры и наплывы срубаются острым инструментом, а плохо заполненные массой места заделывают с помощью шпателя или подобного ему инструмента. Если снаружи выделяется темная полоса заливки, из щели вынимают немного массы и заделывают желобок мрамори-том или другой массой, хорошо подобранной под цвет камня.

При заделке мелких трещин составами, которые применяются в горячем состоянии (смолы, сера), сначала нагревают трещинки, затем состав быстро втирают в них, после чего камень проглаживают нагретым утюгом несколько раз вдоль заделанной трещины.

Отбитые или разрушенные мелкие части могут быть восстановлены посредством вставки из того же камня, что и реставрируемое изделие. Для реставрации разрушенных частей профилированных ступеней, карнизов и различных фигурных изделий предварительно лепят недостающую часть из мягкого материала (глина, пластилин), снимают с нее гипсовую форму. По отлитой в форме модели изготовляют эту часть уже из камня, которую и вклеивают в изделие, предварительно укрепив ее скобами и пиронами.

Вставки могут быть изготовлены из массы, приготовленной по одному из указанных выше рецептов и подобранной по цвету под реставрируемый камень. Отливают модель в гипсовой форме. Мрамор имитируют, используя гипсовый состав, затворенный на алюминиевых квасцах или клеевой воде с добавлением канифоли (желтый цвет), синего ультрамарина (зеленоватый цвет), киновари (темно-красный цвет) и др.

Для уменьшения гигроскопичности, т.е. способности впитывать в свои поры влагу из воздуха, части изделия, изготовленные из гипсового состава, кипятят в насыщенном квасцовом растворе, пропитывают льняным маслом или варят в парафине.