Программа тематических классных часов. Программа тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся начальных классов

Классные часы на тему патриотизма способны решить проблемы становления гражданской позиции у школьников. Как провести классные часы на эту тему?

Какие цели и задачи поставить для классного часа?

Цель — воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

  • актуализировать понятия «патриотизм», «гражданственность», «Родина», «нравственность», «гордость»;
  • развить этические и нравственные качества учащихся;
  • познакомить с некоторыми моментами истории, которые вызывают гордость за свой народ;
  • привить уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.

Какие темы выбрать для патриотического классного часа?

  • Что такое патриотизм?
  • Наследие России.
  • Есть такая профессия — Родину защищать!
  • Никто не забыт, ничто не забыто.
  • Я люблю свой край!
  • Я — гражданин.

Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?

Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.

Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.

  • К. Симонов «Жди меня» (стихотворный сборник).
  • «С Богом, верой и штыком!» (сборник произведений об Отечественной войне 1812 года).
  • Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» (издание с комментариями для детей).
  • «Богатырская застава» (сборник былин).
  • «За Землю Русскую» (сборник Куликовского цикла).
  • «Идет война народная» (сборник произведений поэтов-фронтовиков).

Кроме того, можно выставить репродукции картин с патриотическими темами, либо включить их в презентацию к классному часу. Например, В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», А. Аверьянов «Подвиг генерал-майора В. Костенецкого», С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле», «Мать партизана».

Смысловая нагрузка этих картин — любовь к Родине, верность своему призванию и долгу, непоколебимость и бесстрашие русского духа. Разумеется, картины не должны быть просто антуражем, их стоит обсудить и разъяснить ученикам непонятные моменты.

Если направленность занятия носит спортивный характер, то стоит показать небольшие фрагменты спортивных состязаний, Олимпийских игр. А единство и сплоченность народа как нельзя лучше отразят эмоции болельщиков на трибуне.

В качестве эпиграфа к классному часу по патриотическому воспитанию можно взять одну из следующих цитат:

  • «И в торжественные годины и в будни идея отечества должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право называть себя гражданином» (М. Салтыков-Щедрин).
  • «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (А. Радищев).
  • «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Белинский).
  • «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина» (М. Пришвин).
  • «Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот» (М. Шолохов).

Форма проведения

Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания может быть любой формы: подойдет и устный журнал, и тематический концерт, и тренинг. Главное — это активное участие школьников в подготовке классного часа.

Если приглашен гость, интересно будет провести мероприятие в форме гостиной. Возможно и с чаепитием. Приглашенный гость расскажет школьникам свою историю, а учащиеся, в свою очередь, смогут порадовать гостя исполнением патриотических песен («С чего начинается Родина?», «Смуглянка» и т.д.), чтением стихов, народными танцами.

В качестве рефлексии можно использовать написание сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня», либо письма настоящему герою.

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах.

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.

Задачи:

Суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;

Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

Вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.

Подготовить : Картина «Богатыри»; тема; на листах понятия «патриотизм», «мужество», «героизм», «подвиг»; заготовки выражений на листах (раздать учащимся); сюжеты из фильмов «Звезда», «Грозовые ворота»; сюжет героизма в мирное время; запись - караоке «С чего начинается Родина?»; портреты Наполеона, Гитлера.

Ход классного часа

Звучит запись - караоке «С чего начинается Родина» (музыка М. Блантера).

Учитель: Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(Н. Полякова. Родина моя)

Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей - о Родине)

А что для вас означает Родина? (Панфилово, речка, дом, семья).

Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).

Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух) «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история - где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).

Учитель: Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)

Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Тема вывешивается на доске).

Учитель: А каких людей можно назвать героями? Этих людей можно назвать героями (показать на картину «Богатыри» Васнецова)? Почему?

Еще в давние времена в устном народном творчестве отразилились представления об идеале прекрасного человека. Каковы же они? Давайте с вами вспомним русские былины, героические сказки…

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один или несколько по очереди зачитывают вслух) «…Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями?
Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской — богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи».
Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»

Учитель: Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.

Как вы понимаете слово «подвиг»?

(Учащиеся рассуждают)

Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.

Подвиг - героический самоотверженный поступок.

А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли воины нашей стране и нашему народу. Что такое война?

Рассуждения о войне (2 учащихся по очереди):

1. Земля планета непростая. На земле люди много воевали.

2. Войны выгодны королям - они получают новые земли.

1. Миллионам честолюбцев - они получают новые ордена.

2. Был один такой герой, он называл себя Наполеоном Бонапартом и жил во Франции.

1. Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.

2. Но ведь люди так не считали.

1. Началась война, опалившая огнем многие земли.

2. Но народы доказали императору, что могут прожить без него.

1. В 20 веке появился еще один вояка. Он звал себя «фюрер Адольф Гитлер».

2. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.

1. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года (1941-1945). Фашисты были изгнаны народом с нашей земли.

2. Но на этом история войн не заканчивается: в 80 г.г. российские воины были участниками Афганских событий.

1. В 1992 году - началась Чеченская война.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, несколько сюжетов из фильмов об этих войнах.

(Просмотр фильмов).

Что вы увидели в этих сюжетах?

(Учащиеся рассуждают)

Вывод: люди жертвуют жизнью ради защиты своей Родины.

Учитель: Но герои есть и в нашем селе. Нельзя обойти вниманием подвиг в годы ВОВ нашего односельчанина Павла Гавриловича Куприянова: (Рассказ о дзоте)

Учитель: Это всего лишь мизерная доля подвигов нашего народа. Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине.

Как люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?

(Обсуждение). Потому, что они обладали такими качествами мужеством, героизмом и любили свою Родину и не могли не отстоять её.

(На карточках высказывания, учащиеся зачитывают их и затем обсуждают) «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).

«Смелость и мужество - эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В.А.Сухомлинский)

Что общего в этих высказываниях?

Чем они отличаются?

Какая главная мысль в этих высказываниях?

Вывод: героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.

(Пример ситуации из фильма «Героизм, проявленный в мирное время»)

Как бы поступили в этой ситуации вы?

Какие качества для этого нужны?

Есть ли эти качества у вас?

Где вы их применяете?

А в учебе нужны эти качества?

А чтобы помочь маме?

Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность - все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»

Используемые источники

1. Герои русской истории. - Белый город. М, 2005.

2. С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.

3. Художественные фильмы Николая Лебедева «Звезда».

4. Художественный фильм Андрея Малюкова «Грозовые ворота».

5. И.А.Тисленкова. Нравственное воспитание в средней школе. - Учитель, 2007.

6. Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. - Айрис-Пресс, 2007.

ОГБПОУ «Шацкий агротехнологический техникум»

Методическая разработка

классного часа по патриотическому воспитанию

«ПАМЯТЬ»

преподаватель общественных дисциплин

2017г.

    Введение ……………………………………………………………………………стр. 3

    Организация и проведение мероприятия……………………..…стр. 4

    Заключение………………………………………………………………………..стр. 9

    Использованная литература………………… ………………………….стр. 11

    Приложение….…………………………………………………………………..стр. 12

    Введение

Современная ситуация в России сложна, многообразна, динамична, пронизана противоречивыми тенденциями. Любое общество производит себя через молодое поколение. Молодежь представляет собой будущее страны, а поэтому ее настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий политический и социально -психологический климат в обществе.

Можно сказать, что молодежь - необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим.Наша молодежь как социально -демографическая группа зависима от социально -экономических и политических отношений общества. Естественно, что она несет в себе все противоречия присущие обществу в целом. В настоящее время проявили себя серьезные отличия у «отцов» и «детей» и в ценностных ориентациях, и в способах коммуникации, а не редко и в образе жизни.

В связи с этим сегодня наиболее актуально стоит вопрос воспитания чувства патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении.

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Патриотическое воспитание должно осуществляться в процессе включения молодежи в активную деятельность и может быть реализована с помощью многообразных форм и методов.

    Организация и проведение мероприятия .

Форма проведения: классный час

Метод проведения: групповой

Время проведения: 45 мин (внеаудиторное)

Место проведения: читальный зал библиотеки техникума

Цель:

способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.

Задачи:

Привить интерес к истории страны;

Познакомить с героическими подвигами земляков;

Способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в «горячих точках».

Оборудование:

Сценарий классного часа;

Мультимедийная установка для демонстрации фильма;

Презентация;

Записи видеороликов;

Плакаты, книги, вырезки из газет для художественного оформления аудитории и книжной выставки;

Цветы и подарки для воина-интернационалиста.

Ход классного часа

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Вчера, 15 февраля, исполнилось 26 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Этой дате посвящается наше мероприятие под названием «Память».

Вступительное слово для открытия мероприятия предоставляется директору техникума.

(выступление директора техникума)

Спасибо.

Ведущий 2.

Поэт Роберт Рождественский написал:

Задохнулись канонады,

В мире тишина.

На большой земле однажды кончилась война.

Будем вновь встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память, верьте, люди,

Всей Земле нужна.

Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

Видеоролик на песню «Афганистан»- ВИА «Голубые береты»)

Ведущий 3.

25 декабря 1979 года в 15.00 московского времени государственную границу СССР пересекли воздушно-десантная дивизия, военно-транспортные самолёты, инженерные части, в повышенной готовности стали мотострелковые дивизии Краснознамённого военного округа. Начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана.

Ведущий 1.

Тогда, до декабря 1979 года, всё было так же, как всегда. Мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись.

И вдруг эта страшная, чудовищная, чужая война... Афганская война

Ведущий 2.

Вчера мальчишки выпускной гуляли, Ломился стол от всяческих сластей. И в ночь подруги им судьбу гадали - И нагадали тысячу путей.

Но выпала всем дальняя дорога В чужую, неизвестную страну.

И не нашлось другой судьбы у Бога, Чем эта - через страшную войну.

Ведущий 3.

И им пришлось испить ее до края,

И, обманув в письме отца и мать,

Мол, не на бой - «по делу» вылетаем –

В жестокой сече к смерти привыкать.

Их уносили «Черные тюльпаны»

Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...

За землю предков дрались там душманы,

А мы за что? Никто не даст ответ.

Ведущий 1.

И вот вернулись парни. Поседели.

У сердца - боевые ордена.

И шрамы - как отметины - на теле.

И в душах - не кончается война.

И в снах - опять восстанет из могилы Тот, на твоих глазах погибший друг.

И не найдется в целом мире силы,

Чтоб разорвать порочный этот круг!

Ведущий 2.

Стихотворение «Афганистан» читает студент Шанаев Александр. 111гр.

Ведущий 3.

С первых дней войны из Афганистана не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «чёрные тюльпаны», доставлявшие гробы, напоминали, что там идёт настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из лёгких... Военные действия в Афганистане продлились сто тринадцать месяцев, 3285 дней. 5 февраля 1989 года. За время присутствия советского контингента в Афганистане погибло около 15 тысяч человек из числа советских военнослужащих, почти 50 тысяч были ранены, более 300 человек до сих пор считаются без вести пропавшими.

Видеоролик на песню А. Розенбаума «Черный тюльпан»

Ведущий 1.

Сегодня в нашем зале присутствует наш земляк, шатчанин, участник боевых действий в Афганистане, воин-интернационалист, наш герой, наша гордость Андрей Александрович Ераткин.

Просим Вас выйти на сцену.

Ведущий 2.

Андрей Александрович - выпускник Шацкого техникума механизации сельского хозяйства, закончил наш техникум с Отличием.

Андрей Александрович, расскажите, почему Вы решили поступать в техникум?

Андрей Александрович, ребята хотели задать Вам несколько вопросов. Пожалуйста, вопрос.

(Студенты задают вопросы афганцу. Выступление гостя сопровождается презентацией)

Ведущий 3.

Расскажите пожалуйста о своих наградах. Расскажите о своих боевых товарищах.

Ведущий 1.

А теперь, внимание на экран. Сейчас вы увидите фотографии из архива Андрея Александровича.

(показ слайдов с фотографиями)

Андрей Александрович, спасибо большое за рассказ, за Ваш героизм, за Ваш подвиг!

Ведущий 2.

Наше мероприятие называется «Память», мы всегда должны помнить тех, кто воевал, тех, кто выполнял свой интернациональный долг, тех, кто защищал свою Родину.

Ведущий 3.

В истории каждого государства есть свои войны..., а у каждого народа есть герои этих войн. Мы не можем судить о праведности или неправедности давно оставшихся в истории войн. Раны одинаково болят.

Стихотворение «Война» читает студент 111 группы Дмитрий Катков.

Ведущий 1.

Воинов провожали на войну и ждали не смотря ни на что их матери... Молились, плакали, и всегда надеялись на лучшее...

Стихотворение «Материнские руки» читает студент 111 группы Александр Шанаев.

Ведущий 2.

Андрей Александрович, студентка 211 группы Олеся Куркина читает для Вас отрывок из поэмы «Василий Теркин».

Ведущий 3.

Огромное спасибо всем, кто пришел на эту встречу. Спасибо, Андрей Александрович!

(вручение памятного подарка воину-интернационалисту, коллективная

фотография).

    Заключение.

Память о подвигах наших старших товарищей – афганцев нужна нам всем, чтобы правильно понимать события, происходящие в стране, чтобы суметь найти своё место в жизни. Нельзя уходить от трудных проблем и прятаться за чужие спины ни на войне, ни на гражданке. А учиться мы этому будем у афганцев.

Главной целью этого классного часа было не просто познакомить учащихся с еще одной страницей истории нашей страны, но и дать понять, что на войне проявляются естественные человеческие качества: и героизм, и трусость; есть военные будни и плен.

Война – это страшное слово. Кода его произносишь вслух, сразу видишь: ужас, разрушение, безумие, неизбежность, гибель всего живого. Вдвое тяжело воевать в чужой стране, защищать чужой народ, не понимая, на чьей стороне правда. Человек, который был на войне, лучше всех понимает, что значит быть патриотом.

В ходе мероприятия, представленного в методической разработке, студенты ознакомятся с событиями, которые предшествовали и послужили поводом для ввода советских войск на территорию Афганистана. Они смогут осмыслить необходимость присутствия наших войск на территории этого государства с общечеловеческой точки зрения. Рассказы о подвигах солдат- афганцев подтвердили тот факт, что преемственность поколений не утрачена и воины- афганцы заслужили ратную славу и нашу горячую признательность, как и наши деды и прадеды, всегда стоящие на страже покоя, мира своего народа. А рассказ воина-интернационалиста, нашего земляка, выпускника Шацкого техникума Ераткина Андрея Александровича помог нам вживую представить события тех далеких лет. Мы гордимся, что такие герои живут рядом с нами!

Для успешного проведения классного часа была проведена большая подготовительная работа: разработка сценария, поиск видеоматериалов, отражающих события афганской войны, подбор стихов, составление презентации классного часа, приглашение воина-интернационалиста, обеспечение мероприятия необходимым оборудованием для демонстрации слайдов, проведение репетиций.

Аудитория украшена в соответствии с тематикой классного часа фотографиями, книгами, высказываниями характеризующими мужество и героизм солдат Афганской войны, портретами земляков-участников войны, вырезками из газет.

Этот классный час - музыкально- литературная композиция, сопровождается музыкой и стихами. В ходе мероприятия использованы видеоклипы на песни ансамбля " Голубые береты" и Александра Розенбаума". Студенты читают стихи, они об Афганистане, о героях этой войны, о матерях, которые ждали своих героев. Мероприятие имеет огромное значение. Он воспитывает в студентах чувство патриотизма, любовь к Родине и Отечеству. Молодое поколение испытывает чувство гордости за подвиги солдат во время войны в Афгане. Урок формирует гражданскую позицию студентов.

    Использованная литература

    Четунова Н., Бобровская Е. Советский патриотизм и советская литература // Советская книга.1946. № 2.

    Полторацкий В. Андрей Платонов на войне Платонов А. Смерти нет! Рассказы.М: Советский писатель, 1970.

    «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны» Москва СП «ИКПА» 1991;

    В. Островский, А. Уткин «История России 20 век» Москва «Дрофа» 1999;

    Ресурсы интернета.

Классный час. Гражданско патриотическое воспитание, 2 класс Котова Елена Ивановна

Гражданско-правовое и патриотическое воспитание в начальной школе

Я - гражданин. Классный час-беседа для 2 класса

Цели: расширять знания детей о символике государства; способствовать формированию интереса к истории нашей страны.

Ход занятия

I. Введение в тему.

1. Вступительное слово учителя.

2. Игра «Камушки».

Учитель раздает каждому ученику разные камушки и предлагает рассмотреть их.

Расскажите о том, какие у вас камушки в руках?

Все камушки разные, как и люди, и у каждого свои достоинства.

Хотя все люди разные, но их объединяет то, что они живут в одной стране.

Каждый человек живет в какой-то стране.

Как называется страна, в которой мы живем?

Какой вам представляется наша страна?

Чтение стихотворения И. С. Никитина «Русь».

II. Основная часть занятия.

От кого зависит благополучие страны?

1. Исторические корни.

Много народов проживает на территории нашей страны. У каждого свой язык, свои обычаи, своя культура. Но все хотят быть счастливыми, достойными своей страны. Каждое государство имеет свои отличительные признаки. Официальной эмблемой, символом государства является герб и государственный флаг. Свои государственные гербы и флаги имеют все страны.

Современные герб и флаг России имеют глубокие исторические корни, тесную связь с народным искусством. В старину мир представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами. Множество имен дали люди солнцу. Иногда солнце виделось огнем, как в костре или очаге, только горящим в небе. Так говорилось о нем в старинных русских песнях. Как огонь, солнце дарит тепло и свет. Люди сравнивали солнце с птицами: орлом, жар-птицею, или птицей павой. Ведь солнце парит в небе, как златокрылая птица. Лучи восходящего солнца напоминали петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей, - яркие красно-оранжевые перья. Люди верили, что крик петуха прогоняет ночную тьму и приветствует восход солнца.

Кто такой Петушок - Золотой Гребешок, известный всем по детской песенке-потешке, который будит нас утром? Просто птица или восход солнца?

Желая подчеркнуть красоту солнца, его сравнивали с молодой девушкой в сиянии лучей, проходящей по небосклону.

Красна девушка по небу ходит.

Встану я рано, бело да румяно.

Умоюсь росой, расчешу золотые косы.

Напоминало человеку солнце и добрую заботливую матушку. «Матушка Красное Солнышко» - величала солнце русская народная песня. А рождественские колядки изображали небесные светила как дружную семью.

Светел месяц –

То хозяин во дому,

Красно солнышко –

То хозяюшка,

Часты звездочки –

малы деточки.

От солнца многое зависело в крестьянской жизни, и предки русских людей - славяне - стали представлять себе солнце могущественным царем. Сказки и предания гласили, что обитает солнце на востоке, далеко за морем, в солнечном царстве. Все необычно в том волшебном царстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями.

У этой березы коренья булатные.

У этой березы кора позолочена,

У этой березы прутья серебрены,

На этих же прутьях листья камчатные.

(Камчатный - сшитый из блестящей яркой шелковой ткани.)

Даже трава в саду необыкновенная. Трава-мурава, трава шелкова. На каждой на травинке по цветочку цветет. На каждом на цветочке по жемчужине висит.

Посреди сада высится ослепительно сверкающий золотой дворец. Во дворце Царь-Солнце восседает на золотом престоле. Вот как народная песня описывает его лучи - волосы: «В три ряда его желты кудри завивались. Во первой-то раз завивались красным золотом. Уж в другой-то раз завивались чистым серебром. А в третий раз завивались скатным жемчугом». После престола стоят сестры Солнца - Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днем Царь-Солнце разъезжает по небесному своду на колеснице, запряженной орлами или крылатыми конями, птицами подобными. Народные предания говорят, что Заря Утренняя выводила солнечную колесницу на небо, Заря Вечерняя принимала ее.

2. Символика государства.

С течением времени забылись смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах, двуглавый орел стал гербом России.

Герб - отличительный знак страны. Золотой двуглавый орел - символ России.

Зачем нужен герб?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости - туристы, предприниматели - приезжают из других государств, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.

Рассмотрим монеты.

Что изображено на монетах?

Как называются монеты, на которых изображен всадник?

Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке- копейке. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.

Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов. Кроме гербов стран, существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки.

Золотой фон напоминает сияющее всеми своими лучами солнце, а всадник, поражающий копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла.

Флаг имеет свою историю.

Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя».

В те времена и сейчас цвету придается особый смысл:

белый цвет означает мир и чистоту совести;

синий - небо, верность и правду;

красный - огонь и отвагу.

Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним - мир людей - красный цвет. Белый, синий и красный - цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим: «сине море», «белый свет», «весна - красна, красна - девица». Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки узоры на белой ткани.

Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду. Белый, синий и красный - цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами Государственного флага России.

Флаг и герб являются отличительными знаками государства. Они, построенные в соответствии с принятыми правилами, имеют строго определенные цвета и пропорции; символизируют единство и независимость страны. Древние стяги служили сплочению войска. Таково же назначение полковых знамен и знамен общественных объединений, организаций. Например, знамя Международного комитета объединяет спортсменов всего мира. Флаг является и знаком власти. Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.

Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения). Он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости. Старается сделать ее сильной и богатой. Вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться. За время учебы в школе вы многое узнаете о родной стране, ее прошлом и настоящем.

III. Итоги игры.

Домашнее задание (по желанию):

Придумайте и нарисуйте свою волшебную страну, которой нет еще на карте; дайте ей название. Можно нарисовать реки, горы, города и дать им название.

Придумайте и нарисуйте флаг и герб своей семьи.

Наталья Данилова
Классный час по гражданско-патриотическому воспитанию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлаковская средняя общеобразовательная школа»

Бедарева Наталья Сергеевна

Прокопьевский муниципальный район, 2015

Классный час «Подвигу народа жить в веках» .

Класс : 5

Цель : расширять исторические знания обучающихся; воспитывать чувство патриотизма , уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.

Оборудование : рисунок Вечного огня, стенды с репродукциями на тему Великой Отечественной войны, фото памятников, портреты пионеров- героев.

Ход классного часа:

Ведущая : 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашисткой Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

(Звучат слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии) .

Пламя ударило в небо-

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала : «Вставайте на помощь»

(Звучит песня «Священная война» )

В час испытаний поклонись Отчизне

По-русски, в ноги, и скажи ей :

«Мать, ты жизнь моя! Ты мне дороже жизни!

С тобою – жить! С тобою - умирать!

(Тихо звучит мелодия «Вставай, страна огромная» .)

Первый ученик : (на фоне музыки) :

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики, мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

(Музыка звучит громче, потом стихает)

Мы по дорогам пыльным с боем шли,

От бомб земля дрожала, как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Второй ученик :

Когда от бомб, казалось, мир оглох,

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я знал : нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел – других не гнулся ниже,

Шел смело в бой не потому, что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали.

И песня нашей спутницей была.

В бою. В поход. На ночном привале.

(звучит фонограмма песни «Война» ).

Ведущая : воевали не только взрослые, но и дети. 20 000 пионеров получили медаль «За оборону Москвы» , 15249 юных ленинградцев награждены медалью «за оборону Ленинграда» . Ребята, а вы знаете юных героев?

Рассказы детей о пионерах- героях (Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, о комсомольцах (Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой) .

Ведущая : дети ухаживали за раненными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками, кисетами для табака

Земли Российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей вознесли вы знамя.

Ведущая : самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина- мать.

Третий ученик :

Мама, тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновей привет.

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

Ведущая : женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросаясь они под пули, во время бомбежки и обстрелов. Сестры милосердия выносили раненных бойцов с поля боя. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоевывая каждую пядь родной земли.

Ведущая : в Великой Отечественной войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино, величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженных тружеников тыла.

Четвертый ученик :

Стоял апрель, взбухали реки,

Жизнь пробуждалась ото сна.

Рождалась в каждом человеке

Одна великая весна.

Не перекликом журавлиным

Она была от нас близка,-

Гремел апрель, и шли к берлину

Смертельно храбрые войска.

Ведущая : (на фоне музыки) . Люди, победившие войну. Все меньше остается в живых тех, кто сражался За Родину. Мы с вами никогда не должны забывать этих людей, сохранять мир на земле, чтобы больше никому не пришлось испытать ужасов войны. 8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт об безоговорочной капитуляции Германии.

Пятый ученик :

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края :

Мир победил! Окончена война!

Без малого 4 года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

(Звучит фонограмма «День Победы» )

Шестой ученик :

Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя-

Великой армии простой солдат.

Война закончилась,

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор кружит,

И не забудем мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить.

Ведущая : в память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

(минута молчания)

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда- то.

(Завершение классного часа )

По окончании классного часа , учитель просит обучающихся написать сочинение или выполнить рисунок по теме : «Подвиг народа это…»

Публикации по теме:

«Дорогою добра». Классный час по духовно-нравственному воспитанию для 1 класса Методическая разработка Духовно-нравственное воспитание учеников. Выполнила Савицкая Инна Константиновна учитель начальных классов МБОУ.

НОД по патриотическому воспитанию «Моя Россия» Н О Д Тема: «Моя Россия» Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине. Программные задачи: Закрепить.

Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной» Обобщение опыта работы в рамках программы «Росинка» Подготовила: воспитатель реабилитационной группы № 2 социальной реабилитации Костева.

Конспект отрытого занятия по гражданско-патриотическому воспитанию «Россия - Родина моя» Конспект отрытого занятия по формирование гражданско-патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Россия - родина моя».

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы - россияне» Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе: Составила: воспитатель МДОУ «Детский сад №25», г. Кириши, Бабашева.