Страховая пенсия военным пенсионерам. Вторые пенсии военным пенсионерам и порядок расчета

Сегодня наткнулся вот на эту любопытную статью... Всё так и есть, но это как-то не афишируется.

*******************

Сотням россиян в прошлом году власти отказали в выплате пенсии, несмотря на достижение пенсионного возраста.

Как пишет издание "Мои года", с 2015 года страховая пенсия по старости назначается при соблюдении трех условий: возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин; наличие необходимого страхового (трудового) стажа; достаточная величина индивидуального пенсионного коэффициента (балла). Третье условие, как отмечает сайт, фактически отменяет первые два.

Если раньше, чтобы уйти на пенсию по старости, достаточно было иметь пять лет трудового стажа, то с 2015 года продолжительность официального стажа ежегодно увеличивается на один год, и так будет до 2024 года включительно. В 2016 году обязательный стаж составлял 7 лет, в 2017 году потребуется уже 8 лет. С 2025 года для назначения пенсии нужно будет иметь не менее 15 лет страхового стажа.

Однако главное — величина индивидуального пенсионного коэффициента. Например, в Йошкар-Оле в 2016 году 62% отказов в назначении страховой пенсии было вызвано нехваткой пенсионных баллов, и это при наличии пенсионного возраста и необходимого трудового стажа.

С каждым годом количество отказов в назначении пенсии по старости будет расти. С 1 января 2015 года пенсия по старости назначается при величине индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла) не менее 6,6, с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

В 2016 году для выхода на пенсию кроме пенсионного возраста и необходимого стажа нужно было иметь 9 пенсионных баллов, в 2017 году их уже должно быть 11,4, в 2018-м — 13,8, и так по нарастающей.

Нехватка пенсионных баллов — следствие теневой занятости. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются с официальной оплаты труда: чем выше «белая» зарплата, тем выше пенсионный балл.

В той же Марий Эл 14 тысяч человек получают официальную зарплату ниже МРОТ, то есть менее 7,5 тысяч рублей. Если «белая» зарплата этих 14 тысяч человек не увеличится, то они могут официально работать и до 80 лет, но на страховую пенсию так и не заработают. Впрочем, социальную пенсию они получат при достижении 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин, но она будет еще меньше, чем их нынешняя зарплата.

В Саратовской области в 2016 году отказали в назначении страховой пенсии по старости 396 жителям, а в Иркутской области ни с чем остались 470 человек. С пенсионным возрастом у этих людей, как в Марий Эл и в других регионах России, все в порядке, но вот с официальным стажем и тем более пенсионными баллами — проблемы.

Слухи о том, что будет отменена вторая пенсия для военных с 1 января 2019 года, возникли после проведения Минфином анализа данного пособия. До конца 2018 пенсию защитникам родины в отставке решили заморозить. Меры, по словам Правительства, связаны с ухудшением экономики из-за новой волны санкций.

Индексация и получение «второго» пенсионного пособия

Военнослужащие ожидают индексацию вторых пенсий в начале 2019 года. Решение вопроса об индексировании основных военных пособий перенесено правительством до начала второй половины экономического полугодия 2019 года. Известно, что получать второе пенсионное пособие смогут лишь отдельные категории военных.

Многие военнослужащие после выхода на «гражданку» в 45 лет трудоустраиваются. Военный пенсионер участвует в системе ОПС, перечисляет через официального работодателя взносы в Пенсионный Фонд, следовательно, имеет право на вторую пенсию, помимо отчислений из Минобороны. Это закреплено ФЗ № 400.

На второе пособие могут рассчитывать военные, выполнившие ряд условий.

  1. Постановка на учет в ПФР.
  2. Наличие страхового стажа, полученного на официальной работе. С 2019 года обязательный стаж увеличится с 9 до 10 лет, к 2024 году составит 15 лет. Стаж может быть меньше, если гражданин работал в опасных условиях или на Крайнем Севере.
  3. Достижение пенсионного возраста. Показатель изменяется с учетом условий труда.
  4. Накопление индивидуальных пенсионных баллов . В 2019 году минимум увеличится с 13,8 до 16,2 баллов. До 2025 года требуемое количество составит 30 баллов.

Если гражданин получает пособие Минобороны по инвалидности или выслуге лет, заработает «гражданскую» пенсию, то размер финансовых поступлений увеличится в два раза. Щадящие условия предусмотрены для военных, подвергшихся техногенному вредному воздействию или получивших инвалидность на службе. Такие люди будут получать дотации раньше 55 и 60 лет.

Порядок расчета второе пенсии военнослужащего

Вторая пенсия начисляется с 2015 года, после выхода закона «О страховых пенсиях». Для расчета пособия применяется формула:

Стоимость одного балла составила в 2018 году — 81,49 руб. Чем больше балов накоплено бывшим военным, тем выше будет размер пенсионного обеспечения. Для увеличения размера баллов можно продлевать страховой стаж или стремиться к повышению зарплаты.

Страховая пенсия военных имеет отличие от гражданского пособия: в нее не включается фиксированная выплата (4 982,90 руб.). Система не совсем справедлива, так как при равном размере баллов гражданское лицо будет получать страховую пенсию больше, чем бывший военный за счет наличия фиксированной прибавки.

Не смотря на это, многие граждане выражают недовольство по поводу двойных пособий, положенных военным пенсионерам. Однако необходимо помнить, что военнослужащие защищали в военное и мирное время. На деле выплата оказывается небольшой и заслуженной стажем и трудовой деятельностью.

Что будет с военными пенсиями с 1 января 2019 года?

Решение вопроса перенесено чиновниками до начала второй половины экономического полугодия 2019 года. Но известно, что планируют изменить принцип начисления: вместо «выслуги лет» вводят «социальный пакет» . Это с негативом воспринимается гражданами. После внедрения соцпакета обещают выплачивать выходное пособие военным, ушедшим на пенсию, будучи молодыми.

По действующей системе пенсия положена при наличии 20-летней выслуги. Введение соцпакета позволит получать пенсию тем гражданам, которые по здоровью или обстоятельствам, вынуждены были завершить военную карьеру.

Отмена пенсии грозит тем, что военным в отставке придется искать работу на гражданке. Адаптация к обычной жизни после нескольких лет службы проходит тяжело. Граждане получат единовременную выплату, но это проблемы не решит. Часть из них найдут работу в университетах, пройдут профессиональную переподготовку.

Пенсии по выслуге лет с 1 января 2019 года

Чиновниками был запланирован рост военных пенсий по выслуге с 2012 по 2023 год.

Например, увеличение пенсии командира полка планировалось до 35769 руб., подполковника – до 24897 руб., прапорщика – до 14079 руб. Данный расчет производился при стабильном росте ВВП.

Сейчас же вступили в действие санкции, стоимость энергоресурсов не растет. По мнению экономистов, рост ВВП в 2019 году не оправдает прогнозы и составит лишь 1,4%. Иностранные инвесторы, желающие вложиться в открытие производства в России, не имеют на это возможности. Таким образом, власть теряет возможности для выполнения обещаний.

Таким образом, военнослужащим придется довольствоваться назначенным пособием, поскольку работники других сфер получат пенсию только по достижении установленного возраста.

Что говорил президент по поводу пенсии военнослужащих?

Перед выборами президент подчеркивал, что люди, защищающие Родину, должны получать особую поддержку со стороны государства, чтобы ни в чем не нуждаться. Владимир Путин говорил о представителях силовых структур в целом. Но, несмотря на обещания, плановую ежегодную индексацию пособий, выплачиваемых военным, приостановили. Базовый коэффициент, который используется для начисления пенсий с 2017 года, остается на уровне 72,23%.

Мнение депутатов о выплатах военным пенсионерам

Профильный комитет Думы, ответственный за оборону, активно выступал против заморозки. Для поддержания корректных выплат необходимо было провести индексацию на 5,2% в рамках реальных показателей. Некоторые члены комитета открыто заявили, что правительство полностью проигнорировало указ о повышении выплат военнослужащим.

Но законопроект все равно попал в Думу. Обсуждение было активным, проект отправлялся на доработку неоднократно. Требуемое для принятия количество голосов набралось после 3 чтения. Документ вступил в силу.

Коснутся ли изменения работающих военных пенсионеров?

Информация об изменении тарифов для трудящихся военных пенсионеров не поступала. Не сегодняшний день они получают государственное пособие и заработную плату. Но, по словам Дмитрия Медведева, государство не сможет выплачивать пенсии гражданам, получающим доход. Поэтому, возможно, в скором времени работающим военным придется выбирать либо пособие, либо заработную плату.

Чего ожидать пенсионерам, уже вышедшим на пенсию?

Нынешним пенсионерам пособие не отменят, даже если будет принят планируемый закон, он их не затронет. Разумеется, граждан, достигших 65 лет, государство не лишит пособия, чтобы затем отправить на работу.

В случае отмены все заботы о трудоустройстве бывших военных будут возложены на государство. Для данной категории граждан рабочие места не предусмотрены. Образование большинства военнослужащих является специфическим. При этом у них отсутствуют навыки в педагогике, экономике, финансах и других сферах. Профессиональная переподготовка и получение нового образования станут весьма проблематичны при нехватке мест в учебных заведениях.

Последствия решений Правительства

Уменьшение размера государственного обеспечения военнослужащих роняет авторитет армии России, снижает привлекательность военных профессий.

Военную пенсию выплачивают сотрудникам Минобороны, служащим МВД, МЧС, ФСБ и другим «силовикам». Если досрочные пенсии отменят, предлагаемого «выходного» пособия может хватить на 1-2 года, но скорее всего меньше. За это время придется адаптироваться к жизни на гражданке и найти другую работу.

Правительство планирует сэкономить на реформе в год около 500-700 миллиардов руб. Что говорят эксперты по поводу нововведений?

  • По одних мнению экспертов, отмена пенсий не произойдет, так как это невыгодно государству, возникнет кризис силовых структур. Подразделения военных, уголовные органы, служащие управления внутренних дел имеют большой вес в устройстве и политике России. Новый закон они не поддержат.
  • Ряд экспертов считают, что волна разговоров о полной отмене пособий спровоцирована, чтобы служащие спокойно приняли решение о «заморозке» пенсий.

Возможная отмена пенсий является актуальным вопросом.

Например, в Индии получают пенсию только госслужащие. В России отмены пенсий военным ждать не стоит, так Правительство предлагает провести индексирование за счет повышения выслуги.

Изменение продолжительности военной выслуги

Вариант с повышением выслуги военнослужащих с 20 до 25 лет, возможно, позволит решить проблему с увеличением пособий. Продление обязательного срока службы позволит перекрыть затраты на индексацию. Произойдет рост среднего размера пособия при снижении количества отдельных выплат. Кроме того, увеличение выслуги снизит общую потребность в кадрах.

Срок 20 лет планируют оставить для военнослужащих с инвалидностью, служащих с предельным возрастом пребывания на службе. Данная пенсионная реформа планируется на 2019 год.

Заключение

Правительство не будет отменять вторую пенсию для военнослужащих, но условия ее получения станут более жесткими. С 2019 года обязательный стаж увеличится с 9 до 10 лет, к 2024 году составит 15 лет. Необходимый размер индивидуальных пенсионных баллов для оформления второй пенсии то же возрастет. В 2019 году планка по баллам увеличится с 13,8 до 16,2 баллов. До 2025 года требуемое количество составит 30 баллов.

Принятый в прошлом году Федеральный закон № 156-ФЗ, внесший измененения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, установил право военных пенсионеров на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и части трудовой пенсии по старости. Конечно, пенсионерами-«силовиками» данный закон был встречен с радостью. Однако одновременно он породил немало вопросов о том, кто, когда и при каких условиях имеет право на получение второй пенсии, как определяется ее размер и какие документы необходимо предоставить для ее получения. В данной статье мы постараемся ответить на них.

В Российской Федерации граждане определенной категории получают пенсию, будучи еще достаточно молодыми и работоспособными людьми. К ним относятся граждане, которым полагается пенсия по линии различных силовых ведомств. Получая пенсию по выслуге лет, они, как правило, продолжают работать. Если работодатель в соответствии с действующим законодательством уплачивает страховые взносы за этих людей не менее пяти лет, это создает условия для назначения им пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин). До недавнего времени применительно к таким ситуациям действовали положения, описанные в пунктах 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), согласно которым люди, имеющие право на разные пенсии - гражданскую или военную, - могли выбрать ту пенсию, которая их больше устраивает. Исключение из этих правил делалось лишь для узкого круга наших граждан, которым российское законодательство разрешило получать две пенсии одновременно (граждане, ставшие инвалидами вследст­вие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком ­«Жителю блокадного Ленинграда» и др.).

В связи с многочисленными обращениями пенсионеров-«силовиков» в органы Пенсионного фонда с вопросом о назначении им части страховой пенсии, сложившуюся ситуацию было решено вынести на рассмотрение Конституционного Суда РФ. На очередном заседании. была рассмотрена жалоба заявителя Наумчика В.В., по мнению которого запрет на предоставление военным пенсионерам права на получение наряду с пенсией за выслугу лет трудовой пенсии по старости, которая заработана ими с учетом требуемого для ее назначения страхового стажа, нарушает конституционные социальные права тех из них, кто работает по трудовому договору и застрахован в связи с этим в системе обязательного пенсионного страхования, и вступает в противоречие с предписаниями статей 2, 7, 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. В результате прошедшего заседания было принято определение от 11.05.2006 г. № 187-О «По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В этом определении, в частности было указано, что в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральному законодателю надлежит разработать правовой механизм, гарантирующий им помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде. Следствием данного определения Конституционного Суда стал Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного ­обеспечения», ­вступивший в силу с 25.07.2008 г. (далее - Закон № 156-ФЗ).

Данным законом внесены изменения в Закон о пенсионном обеспечении, а также в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее - Закон № 4468-1) и в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).

Итак, в настоящее время установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Кроме того, Законом № 156-ФЗ предусмотрено право федеральных государственных служащих, имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, которую они получают в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.

Напомним, что понятие страхового стажа введено с 01.01.2002 г. с вступлением в силу Закона о трудовых пенсиях и означает учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Условия назначения пенсии

В настоящее время трудовая пенсия по старости состоит из трех основных частей: базовой, страховой и накопительной. Закон № 156-ФЗ устанавливает право работающих военных пенсионеров не просто на вторую пенсию, а именно на страховую часть трудовой пенсии. Проще говоря, на ту часть трудовой пенсии по старости, которую они заработали после выхода на пенсию в силовых структурах. Эта часть зависит от размера их заработной платы, страховых взносов, перечисленных работодателем и учтенных на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде. Базовая же часть из выплат будет исключаться, поскольку ее установление не предусмотрено данным законом. Вопрос с накопительной составляющей трудовой пенсии находится в стадии окончательного решения. Предполагается, что в том случае, когда работающий военный пенсионер вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивает эти страховые взносы, при достижении установленного возраста и соблюдении всех условий, определенных при назначении трудовой пенсии по старости, в составе его пенсии появится накопительная составляющая.

В связи с вступлением в силу настоящего закона в управления Пенсионного фонда поступает много вопросов о том, кто и при каких условиях получает право на «вторую» пенсию.

Рассмотрим данную ситуацию более подробно.

В первую очередь право на установление страховой части приобретают те военные пенсионеры, которые получают пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силовых ведомств и продолжают работать в гражданских учреждениях, являясь застрахованным лицом в соответст­вии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается. Второе условие - обязательное достижение гражданином общеустановленного пенсионного возраста. И третье - человек должен иметь не менее пяти лет страхового стажа, в котором не учитываются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно Закону № 4468-1. Другими словами, до начала службы или после того, как человеку назначили пенсию по выслуге лет, он должен проработать как минимум пять лет с обязательным перечислением за него работодателем страховых взносов, которые будут отражены на его индивидуальном лицевом счете. Если же военный пенсионер получает зарплату неофициально и его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет. Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от величины легальной заработной платы и, соответственно, размера страховых взносов ­конкретного человека за страховой период. Чем они выше, тем больше пенсия.

Следует учесть, что Закон № 156-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г. Это значит, что для назначения страховой части пенсии военный пенсионер к этому времени уже должен являться получателем пенсии по выслуге лет или инвалидности по линии силовых ведомств, ему уже должно исполниться 55 (60) лет и на этот момент он должен иметь не менее пяти лет иного (не военного) страхового стажа. Для наглядности приведем вопрос, поступивший в одно из управлений Пенсионного фонда (см. Пример 1).

Пример 1

Свернуть Показать

Вопрос пенсионера: в 1990 г. мне была установлена пенсия по выслуге лет. До 2003 г. я продолжал работать на госпредприятии. В 2005 г. мне исполнилось 60 лет. С какого момента я имею право на получение страховой части трудовой пенсии?

Ответ Пенсионного фонда: Обратившийся пенсионер имеет право на получение страховой части трудовой пенсии с 01.01.2007 г. Несмотря на то что право на получение страховой части возникло до этой даты, страховая часть пенсии будет назначена независимо от даты обращения с 01.01.2007 г.

Гражданам, которые приобрели право (достигли пенсионного возраста и выработали трудовой стаж) в период с 01.01.2007 г. по 24.07.2008 г., страховая часть трудовой пенсии по старости назначается независимо от даты обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права. А гражданам, которые приобрели право на страховую часть трудовой пенсии после 24.07.2008 г. (после вступления в силу Закона № 156-ФЗ), пенсия ­назначается с даты обращения.

Особо необходимо отметить тех военнослужащих, которые по долгу службы пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф. Эти военнослужащие при выполнении условий, предъявляемых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на получение страховой части пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Данное положение распространяется на граждан:

  • перечисленных в ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию ­радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • перечисленных в пунктах 1-7 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).

Расчет и получение страховой части трудовой пенсии

Страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) устанавливается на условиях и в порядке, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях, и рассчитывается по формуле:

где

Говоря о расчете страховой части трудовой пенсии по старости, необходимо пояснить, каким образом стаж влияет на размер страховой части. За период работы до 01.01.2002 г. размер страховой части зависит от среднемесячного заработка и продолжительности стажа. Соответственно, чем больше стаж, тем выше страховая часть пенсии. За период работы после указанной даты размер страховой части зависит от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счете застрахованного лица. Чем больше страховые взносы, тем больше страховая часть трудовой пенсии.

Для назначения страховой части трудовой пенсии необходимо подать заявление в территориальное управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Те граждане, кто не имеет подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление в территориальное управление Пенсионного фонда по месту своего пребывания. Российские граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ, подают заявление в департамент по пенсионному обеспечению граждан, проживающих за границей, Пенсионного фонда РФ. Заявление о назначении страховой части трудовой пенсии по старости может быть подано в любое время после возникновения права на нее. Заявление может быть принято территориальным управлением Пенсионного фонда и до наступления возникновения права на получение страховой части трудовой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до возникновения данного права.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт или иные документы);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • о страховом стаже (трудовая книжка, справка о работе и иные документы);
  • о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями или государственными (муниципальными) органами (по установленной форме). За 2000-2001 гг. документы о заработке не представляются, при этом органами Пенсионного фонда среднемесячный заработок исчисляется по данным индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимся в базе ПФР;
  • об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии указанных фактов);
  • справка силового ведомства установленного образца о периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности (см. Пример 2);
  • о способе доставки страховой части трудовой пенсии по старости через выплатную организацию (почтовое отделение, отделение банка и др.).

Если при обращении военнослужащего к заявлению о назначении страховой части трудовой пенсии им приложены не все необходимые документы (в том числе справка силового ведомства), то в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает обратившемуся лицу разъяснение о том, какие документы он должен представить дополнительно. Если недостающие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, днем обращения за страховой частью трудовой пенсии считается день приема заявления.

Можно ли заранее узнать размер будущих выплат?

Как правило, при обращении граждан в управления Пенсионного фонда чаще других задают вопрос о том какой будет доплата, можно ли сразу узнать ее размер. Можем сказать, что на этот вопрос сотрудники Пенсионного фонда заранее однозначный ответ дать не могут. Сумма выплат индивидуальна для каждого пенсионера. Расчет производится специалистами после подачи всех необходимых документов. Рассмотрим основные положения, на которых основывается данный расчет.

Итак страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч ) ­рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т.

Согласно ст. 30 Закона о трудовых пенсиях размер расчетного ­пенсионного капитала (ПК ) рассчитывается по формуле:

ПК = (РП - БЧ) х Т,

  • РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для ­застрахованных лиц в соответствии с действующим законодательством;
  • БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 г. (450 руб. в месяц);
  • Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Закона ­о трудовых пенсиях.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет (300 месяцев), и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (240 месяцев), по формуле:

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП,

  • ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
  • ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
  • СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ;
  • СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной ­продолжительности (25 и 20 лет), но не более чем на 0,20.

Для пояснения приведем практические примеры расчета страховой части трудовой пенсии (см. Примеры 3 и 4).

Пример 3

Свернуть Показать

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, общий трудовой стаж за период до 01.01.2002 г. - 2 года. Пенсионным фондом в данном случае производится расчет пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г., после чего учитываются страховые взносы.

Стажевый коэффициент (СК) составляет: 0,55.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (за фактический период работы) (ЗП): 1,2.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. (СЗП): 1 671 руб.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) равен: 0,55 х 1,2 х 1 671 = 1 102,86 руб.

Ожидаемый период выплаты на 2007 г. (Т): 144 + 5 х 6 = 174 месяца.

Отношение фактического стажа (24 месяца) к требуемуму ­(300 месяцев) : 0,08.

Размер расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002 г. составит: (1 102,86 - 450) х 174 х 0,08 = 9 087,8112 руб.

При этом сумма расчетного пенсионного капитала (ПКч) по состоянию на 01.01.2007 г. с учетом индексации пенсионного капитала в период с 2003 по 2007 гг. составит: 9 087,8112 х 1,307 х 1,177 х 1,114 х 1,127 х 1,062 = 18 639,95 руб.

Сумма уплаченных страховых взносов: 125 000 руб. С учетом поступивших страховых взносов размер страховой части трудовой пенсии (Сч) ­по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен:

Сч = ПКч / Т = (18 639,95 + 125 000)/174 = 825,51 руб.

В период с 01.01.2007 г. по настоящее время производилась следующая индексация страховой части:

  • по состоянию на 01.04.2007 г. - 825,51 х 1,092 = 901,45 руб;
  • по состоянию на 01.02.2008 г. - 901,45 х 1,12 = 1 009,63 руб;
  • по состоянию на 01.04.2008 г. - 1 009,63 х 1,075 = 1 085,35 руб;
  • по состоянию на 01.08.2008 г. - 1 085,35 х 1,08 = 1 172,18 руб.

Пример 4

Свернуть Показать

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, после увольнения из вооруженных сил работал в период с 01.01.2003 г. по 15.12.2008 г. В данной ситуации при расчете страховой части учитываются только страховые взносы. Общая сумма страховых взносов за указанный период - 156 000 руб. Размер страховой части трудовой пенсии (Сч) по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен: Сч = ПКч / Т = 156 000/174 = 896,55 руб. Дальнейшее изменение величины страховой части будет производиться за счет индексации таким же образом, как и в Примере 1.

В заключение заметим, что пенсионная система - развивающийся социальный институт. Он требует постоянного совершенствования и обновления. И принятый Закон № 156-ФЗ еще раз подтверждает это. Пенсионное законодательство должно непрерывно изменяться с учетом обстоятельств, затрагивающих те или иные вопросы реализации пенсионных прав российских граждан.

Сноски

Свернуть Показать


Каждый военнослужащий имеет право на получение военной пенсии от силовых ведомств, в которых он проходил службу. Данные выплаты назначаются за количество выслуженных лет или по причине инвалидности.


В то же время, после службы военные пенсионеры могут устроиться на работу «на гражданке», занимаясь либо наемным трудом в различных компаниях, либо индивидуальным предпринимательством.

Официальное трудоустройство или предпринимательская деятельность дает возможность получать не только военные, но и страховые пенсионные начисления вследствие старости.

Что необходимо для получения страховой пенсии?

Чтобы военный пенсионер получил право на гражданскую стразовую пенсию, ему необходимо наличие регистрации в системе пенсионного страхования. Кроме того, на его персональный счет в системе должны приходить

поступления в виде страховых взносов.

В информации, касающейся лицевого счета, также отображаются сведения о:

  • стаже физического лица на гражданской работе;
  • количество начисленных и переведенных в ПФ страховых взносов;
  • величина зарплаты;
  • периоды занятости в гражданских компаниях и организациях.

От этих данных зависит, будет ли начисляться военному пенсионеру страховая пенсия по старости, и какие для него возможны выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

Номер своего лицевого счета можно узнать на «зеленой карте» - страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Данный документ получается после обращения в один из территориальных органов Пенсионного Фонда РФ по месту регистрации или по месту проживания.

При посещении организации потребуется заполнить специальную анкету и предоставить удостоверение личности.

Видео: Страховая пенсия военных пенсионеров.

Условия предоставления

После упразднения такого термина, как трудовая пенсия, изменился и порядок проведения выплат гражданам пенсионного возраста.

Теперь он носит название страховой пенсии, которая исчисляется пенсионными баллами. Одна из их особенностей в том, что стоимость пенсионного балла стабильно увеличивается с течением лет.

Для получения страховой пенсии военному пенсионеру, равно как и любому другому физическому лицу, потребуется выполнение следующих условий:

  1. Достижение фиксированного пенсионного возраста — 55 лет женщинам и 60 лет мужчинам. В некоторых случаях пенсионные выплаты могут начаться раньше. Например, при работе на вредном производстве или работа на Крайнем Севере.
  2. Наличие минимального трудового стажа на гражданской работе. На данный момент минимальный трудовой стаж составляет не менее 6 лет, в дальнейшем планируется увеличение до 15 лет.
  3. Накопление минимального количества пенсионных балов. В настоящее время этот коэффициент равен 6,6 баллам. Но, равно как и трудовой стаж, данный показатель будет расти до 30 баллов. Этот пункт имеет отношение преимущественно к тем пенсионерам, которые начали решать вопросы со страховой пенсией после начала 2015 года.
  4. Наличие начислений военной пенсии по причине инвалидности или за выслугу лет, в зависимости от силовых подразделений.

В соответствии с законодательством, военным пенсионерам в порядке начисления стразового и трудового стажа не учитываются периоды службы, предшествующие назначению пенсии по инвалидности или уже учтенные выплаты за выслугу лет.

Необходимые документы

Порядок предоставления страховой пенсии военным пенсионерам обязывает их обращаться в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту прописки. Либо, если военный пенсионер проживает в другом городе, по фактическому месту жительства.

Чтобы военному пенсионеру были назначены начисления страховой пенсии, ему потребуется предоставить следующие документы:

      1. Удостоверение личности — паспорт.
      2. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
      3. Справку из органа, обеспечивающего начисление военной пенсии по линии соответствующего силового ведомства. Данный документ должен предоставлять информацию о том, с какого момента идут начисления военной пенсии данному лицу, периоды службы перед назначением военной пенсии по инвалидности либо те периоды работы или службы, которые были учтены при расчете пенсии за выслугу лет.
      4. Документы, отражающие величину «гражданского стажа», иначе говоря, трудового. Это могут быть трудовая книжка или договор, а также справки, выданные нанимателем или специальными государственными органами.

Порядок расчета

В отличие от устаревших способов начисления пенсии, на данный момент начисления пенсионерам состоят из трех частей — накопительной, фиксированной и страховой части.

Фиксированная часть не зависит от трудовой деятельности и устанавливается ежегодно государством.

Две оставшиеся части создаются из пенсионного капитала гражданина. Данный капитал растет благодаря страховым отчислениям его работодателя. Все эти отчисления накапливаются и хранятся на персональном страховом лицевом счете гражданина.

Самостоятельные подсчеты величины страховых выплат довольно сложны, поскольку для этого требуется знать свой ИПК.

Наиболее простой способ его расчета проводится по итогам года. Работодатель отчисляет в пенсионный фонд 22% от ежемесячной зарплаты. Из данной суммы 6% переходят в основные резервы, из которых выплачивается фиксированная часть пенсии.

Остаются 16%, которыми гражданин распоряжается самостоятельно:

      • он может перечислить все 16% в формирование страховой пенсии;
      • он может перечислить 10% в страховую часть пенсии, а оставшиеся 6% в накопительную.

Особенности выплаты

Страховая пенсия для военных пенсионеров назначается с вычетом фиксированной части, иначе говоря фиксированного базового размера, применяющегося ранее при начислении пенсии.

Также страховая пенсия, предоставляющаяся военному пенсионеру по старости, каждый год индексируется на государственном уровне.

В случае, когда военный пенсионер продолжает работу в гражданских компаниях после назначения ему второй «гражданской» пенсии, величина его страховых пенсионных начислений по старости каждый год должна пересчитываться. Данная процедура проводится с 1 августа каждый год.

Видео: Пенсии Военным Пенсионерам в 2019 году.

С 2008 года у военных пенсионеров появилась возможность получить еще одно пособие — по возрасту. Меняющиеся нормы пенсионной системы требуют разъяснений в том, как производятся начисления, кто может претендовать на вторую пенсию, предназначенную для военнослужащих, и какие критерии при этом учитываются.

Разобраться, когда предоставляется право на военную и гражданскую пенсии одновременно, как его оформить и выгодно ли получать оба пособия, поможет анализ действующего законодательства.

До внесения корректив в пенсионное законодательство расчет выплат был достаточно прост. Закончив службу, они признавались пенсионерами и независимо от возраста получали пособие от своего ведомства. Пособие начислялось до достижения ими фактического пенсионного возраста, установленного в стране. В 60 лет для мужчин и 55 для женщин требовалось переоформить документы и полностью перейти на гражданский вид выплаты, отказавшись от военного.

Законодательная база

За последнее десятилетие система кардинально поменялась.

Перечень законов, необходимых для изучения вопроса формирования и назначения пенсий для военнослужащих в 2017 году:

  • 400 ФЗ от 28.12.13 («О страховых пенсиях»);
  • 166 ФЗ от 17.12.01 («О государственном пенсионном обеспечении»);
  • 156 ФЗ от 22.07.08 (изменения закона о пенсионном обеспечении);
  • 4468-1 ФЗ от 12.02.93 («О военных пенсиях»);
  • 173 ФЗ от 17.12.01 («О трудовых пенсиях», используемый в тех частях, которые не противоречат закону №400 «О пенсиях в РФ»).

Военная пенсия согласно закону 4468-1 полагается при уходе в запас по выслуге или по медицинским показаниям.

Для назначения пособия:

  • по выслуге сотрудникам силовых и военных ведомств достаточно на момент увольнения служить 20 лет;
  • по необходимо уволиться не раньше 45 лет, иметь минимум 25 лет трудового стажа, при этом не менее 12,5 из них в ведомстве;
  • по инвалидности, необходимо доказать, что она приобретена в процессе службы (проявиться заболевание может сразу или в период 3-х месяцев после увольнения);
  • по смерти кормильца за период службы. Лица, которые находились на иждивении такого военного, имеют право обратиться за пособием.

При назначении пенсионного пособия по выслуге важно основание увольнения. Военнослужащий может уйти со службы в результате изменений в штатном положении, из-за состояния здоровья или по возрасту, только тогда у него возникнет право получить выплату.

Сумма пособий по инвалидности, выслуге и социальной пенсии в РФ, предназначенная военным пенсионерам и их родственникам, зависит от размера денежного довольствия, звания, количества лет службы, кроме того, при расчете учитываются условия работы. Так годовой период участия в боевых операциях засчитывается, как 3 года службы. Если работать приходится в особых условиях, то 3 года при подсчете будут учтены как 4.

Формула расчета пособия по выслуге, если в военном ведомстве отработано 20 лет на момент увольнения: среднее денежное довольствие за 20 лет × на 50%.

За каждый дополнительный год полагается добавить 3%. При подсчете используются понижающие коэффициенты, они зависят от территории прохождения службы, состояния здоровья и прочих критериев.

Начисление выплат начинает производиться с момента принятия решения о праве на льготную пенсию, в 10-ый период после обращения за ними военнослужащего.

Нормы, предоставляющие военнослужащим дополнительное пособие, изложены в поправках, внесенных 156 ФЗ к закону 166. Они содержат критерии и требования, дающие военнослужащим право на получение 2-х пенсий: военной и гражданской одновременно, либо на выбор одной из выплат.

Круг лиц, которые могут рассчитывать на 2-е пенсии, ограничен. Основное гражданское население при наличии нескольких вариантов пенсионных выплат обязано выбрать один.

Кому положена

По новым правилам потребовать 2-ю пенсию у государства можно, если к моменту наступления возраста, при котором положены социальные гарантии, граждане уже получают военное пособие.

Закон распространяется на лиц, получивших пособия по инвалидности или на основании выслуги, если она заработана:

  • в вооруженных силах России, СССР или СНГ;
  • в государственных частях охраны, безопасности или обороны;
  • в пожарных частях;
  • в пограничной службе;
  • в системе уголовно-исправительных органов;
  • в государственных отделах по борьбе с преступлениями;
  • в других государственных отделах, причисленных к военным ведомствам.

Кроме того, право на 2 пособия имеют:

  • родители, вдовы и дети военнослужащих, погибших за время боевых действий, прохождения службы или по ее окончании, если причиной явилась ;
  • родители, вдовы и дети космонавтов, погибших при исполнении обязанностей;
  • нетрудоспособные лица.

Понять, положена ли военному пенсионеру 2-я пенсия, можно, изучив условия ее законного предоставления. Если он соответствует всем требованиям, то пенсионер имеет право рассчитывать на дополнительную выплату.

Критерии предоставления второй пенсии

Страховая гражданская выплата военнослужащим предусмотрена для тех, кто подходит под утвержденные законом критерии.

Условия назначения:

  • Наличие льготного обеспечения (по выслуге лет или инвалидности).
  • Наступление установленного пенсионного возраста (у мужчин – 60, у женщин – 55лет, для госслужащих в 2017 году – 60,5 и 55,5, с ежегодным повышением до 65 и 63 лет соответственно).
  • Достаточный стаж гражданской работы (8 лет – на 2017, в последующем критерий ежегодно будет повышаться на 1 год до достижения уровня – 15 лет).
  • Достаточное количество ИПК – пенсионных баллов (11,4 в 2017, при ежегодном увеличении на 2,4 балла до 30 лет).

Если военную выплату назначает ведомство, при котором числился заявитель, то расчетом и начислениями страховой части занимается ПФР.

Важно учесть, что при расчете 2-ой пенсии не будет учтена фиксированная выплата.

Страховые взносы с гражданской работы будут учтены только при условии, что физическое лицо зафиксировано системой ОПС (обязательного пенсионного страхования), и на личный счет бывшего военного перечисляются взносы.


Номер индивидуального счета указан в СНИЛС (страховом свидетельстве). Получают документ в ПФР. СНИЛС является обязательным для предоставления при официальном трудоустройстве.

Регистрация в системе позволяет государству контролировать:

  • трудовой гражданский стаж;
  • отчисления работодателя в ПФР, сделанные за сотрудника;
  • размер заработной платы.

Исходя из этих показателей, ПФР производит расчет страховой части.

Льготы по пенсионному возрасту

Как и гражданскому населению, военнослужащим положены преференции по снижению возраста выхода на пенсию, если для этого есть основания.

Основаниями являются:

  • до 10 лет за участие в устранении аварии на Чернобыльской АЭС;
  • до 10 лет за службу в горячих точках или на объектах, расположенных под землей;
  • до 5 лет за службу в условиях Крайнего Севера и на территориях, приравненных к нему;
  • до 5 лет за службу в радиационно опасных местах.

Если в результате боевой травмы военнослужащий стал инвалидом и при этом имеет не менее 25 лет страхового стажа, допускается снижение возраста ухода на пенсию на 5 лет.

Вторая пенсия для военнослужащих

Перейдя на систему страховых накоплений, государство предоставило возможность военнослужащим учесть свой стаж, полученный за периоды работы в гражданских организациях. Это связано с тем, что за каждого сотрудника производятся отчисления в ПФР, в том числе за тех, кто раньше вел службу в военных ведомствах. Государство признало, что лишать силовиков права учитывать при расчете пособия заработанного трудового стажа неконституционно.


Самое большое количество вопросов вызывает процесс учета стажа, когда рассчитывается гражданская пенсия. Работа в силовых ведомствах часто состоит из нескольких периодов, например, обучение в ВВУ, срочная служба, боевые командировки и так далее.

Согласно 400 ФЗ страховой стаж включает в себя трудовой, и они законодательно уравнены. У военных и гражданских, приравненных к ним, стажем считается служба.

ПФР посчитает годы работы:

  • до введения системы государственного пенсионного страхования (до 01.01.02);
  • после 2002 года, если за бывшего военного работодателем перечислялись взносы в пенсионный фонд обязательного страхования – ОПС (то есть только при официальном трудоустройстве).

Важно! В страховой стаж могут учитываться только те годы, которые ранее не были зачтены при назначении военного обеспечения.

Когда для начисления второго обеспечения не хватает страхового стажа, можно дополнить его не страховыми периодами, перечисленными в законе. Например, годами учебы в Вузе, периодами ухода за нетрудоспособными, отпусками по уходу за ребенком и так далее. Учеба в военных училищах в стаж не включается.

Смешанный стаж

Понятие «смешанная пенсия» возникло от того, что при ее расчете учитываются периоды как военной, так и гражданской службы. Чаще всего термин используется при назначении обеспечения по выслуге, когда срок службы на военном поприще при увольнении не достиг 20 лет.

Учитывая новые системы расчетов, военнослужащие могут претендовать на смешанную пенсию:

  • в момент увольнения, если им положено пособие по выслуге, учитывающее общий трудовой стаж;
  • после достижения пенсионного возраста, если они уже имеют пенсию по выслуге;
  • по достижении возраста выхода на общегражданскую пенсию, если пособие по выслуге отсутствует из-за недостатка стажа.

Основания для расчета базового обеспечения по смешанному типу.

  • Количество лет выслуги.
  • Общее количество отработанных лет (на гражданской и военной службе).
  • Размер денежного довольствия и заработной платы (средний показатель).
  • Наличие или отсутствие надбавок.

Расчет пенсии по смешанному типу – это сумма средних показателей денежного довольствия и гражданского оклада за 25 лет работы × на 50%. За каждый дополнительно отработанный год добавляется 1%.

Если количества лет выслуги для начисления льготного обеспечения военному не хватило, то пенсионные расчеты производятся на общих основаниях согласно 400 ФЗ. Служба будет засчитана в качестве трудового стажа, пенсия по выслуге лет в этом случае не положена.


Основанием для расчета 2-ой пенсии военнослужащим являются взносы, которые гражданский работодатель должен отчислять за них в ПФР ежемесячно. Все поступления суммируются на индивидуальном пенсионном счету работника.

На основании страхового стажа и размера отчислений, зависящего от дохода сотрудника, формируются пенсионные коэффициенты – баллы. Именно они лежат в основе порядка окончательного начисления страхового обеспечения.

Формула расчета состоит из произведения количества баллов и их цены, которая утверждается на законодательном уровне. В 2017 году цена балла составляет 78,58.

Таким образом, страховая часть = ИПК х 78,58.

Полученная сумма и будет начисляться, как вторая гражданская.

При формировании пенсионных накоплений учитывается не только трудовой стаж и годы службы, но и периоды, когда военнослужащий временно не работал по объективным, часто вынужденным причинам. К ним относится время ухода за пожилыми и инвалидами, срочная служба, декретные отпуска и отпуска по уходу за детьми.

Такие периоды будут учтены, если:

  • на указанное время имеется документальное обоснование отсутствия на работе/службе;
  • до и/или после данных периодов гражданин работал/служил.

Затраченное время также переводится в ИПК, которые в дальнейшем принимаются в общий расчет страховой пенсии.

Кроме того, в расчете выплат предусмотрена премиальная система. Гражданское пособие увеличится за счет дополнительных баллов, если военнослужащий продолжает работать после наступления пенсионного возраста. Премиальные баллы начисляются за отработанный каждый год в этот период.

Индексация выплат

Увольнение со службы происходит чаще всего по достижении 45 лет. Продолжая работу на гражданском поприще, пенсионер, оформивший вторую пенсию, имеет право на ее индексацию. Государство ежегодно производит индексирование по умолчанию. В 2018 году дата перерасчета запланирована на 1 января, так как одновременно ожидается увеличение денежного довольствия действующих военнослужащих.

Порядок оформления

2-я пенсия для военнослужащих оформляется в ближайшем отделении ПФР. Назначение пособия является активным. Это значит, что пока бывший военнослужащий не обратится за страховой пенсией, она представлена не будет.


Для оформления 2-ой пенсии военнослужащим необходимо подать заявление и предъявить в ПФР документы.

В обязательный комплект документов входят:

  • Личный паспорт бывшего военного с указанной регистрацией.
  • Копия трудовой книжки.
  • Справки с места работы или службы, отражающие трудовой период и оклад, понадобятся в том случае, если стаж предполагается учитывать до 2002 года, а записи о нем в книжке отсутствуют (а также за планируемые учетные периоды, когда взносы за военнослужащего не перечислялись в ПФР)
  • СНИЛС.
  • Справка по установленной форме о наличии военной пенсии, в которой указаны все периоды службы, учтенные при ее назначении.
  • Справка о зарплате за периоды работы до 2002 года.
  • Документы, подтверждающие наличие не страхового стажа.
  • Свидетельства о рождении детей, если есть несовершеннолетние или дети до 23 лет, проходящие очное обучение.
  • При смене фамилии потребуется документ, подтверждающий этот факт.

В процессе заявки на 2-ю пенсию могут потребоваться документы, подтверждающие право на льготы. Например, справка об инвалидности, справки о работе в особых условиях и так далее.

Оформить назначение страхового обеспечения бывшие военные могут несколькими способами.

Способы подачи заявки на 2-ю пенсию:

  • В кадровой службе по месту текущей работы.
  • Лично в Пенсионном Фонде.
  • Через портал Госуслуг.
  • В ближайшем аккредитованном многофункциональном центре.
  • Почтой России, отправив заявление и документы ценным письмом с уведомлением.

Если нет возможности самостоятельно заниматься оформлением, для подачи заявления и документов можно воспользоваться услугами представителя, тогда на его имя у нотариуса следует оформить доверенность.

Бывший военнослужащий имеет право обратиться за 2-ой пенсией с того момента, как у него возникает на нее право. Срок обращения будет считаться датой назначения пособия.

ПФР отведено 10 дней на принятие решения. Если по заявлению приходит отказ, он должен быть мотивирован.

После того, как была реализована возможность получать два обеспечения одновременно,

актуальность перехода на гражданскую пенсию практически утратилась.

Выгода от такого перехода может существовать:

  • если пособие по старости, с учетом фиксированной базовой выплаты по размеру превышает сумму военной и страховой пенсий, где база не учитывается (при современных ставках военных выплат такое встречается крайне редко);
  • если бывшему военному не хватает трудового и гражданского стажа.

Если гражданин считает, что выиграет в деньгах, то перейти с текущей пенсии на гражданскую не составит труда, для этого требуется подать заявление в ПФР.

Если тема оформления 2-ой пенсии для Вас актуальна, оставьте свои комментарии к статье. Поделитесь, с какими проблемами пришлось столкнуться, какие были причины отказа у ПФР, не было ли трудностей с учетом определенных периодов службы в стаж. Если у Вас остались вопросы, давайте их обсудим.