Моя родословная кубановедение 3. Защита проектов "моя родословная" по кубановедению


Тема урока: Твоя родословная

Предмет: кубановедение

Класс: 3

Технология урока: системно-деятельностный,

проектный

учитель начальных классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28

СТ. ТАМАНЬ - 2013
Пояснительная записка


Направление работы

Представленный урок – интегрированный. Он соединил уроки кубановедения и темы классных часов. Мной разработан план работы на 4 года обучения. Занятия не ограничиваются только рамками урока. Акцент сделан на экскурсии по станице, району и краю. Это даст учащимся возможность воспринимать материал не только со слов учителя, но и задействовать все сферы восприятия ребёнка. Поэтому запланированные уроки – это не просто уроки, а проектная работа , результатом которой будет праздник, конференция, ролевая игра, музыкально-литературная композиция, устный журнал, экскурсия и другие формы работы.

Тема урока

Твоя родословная

Характеристика класса

В классе обучается 24 ученика. Дети из полных семей, все родители работают, социальный статус родителей – одинаковый. Мне повезло – мои родители – мои помощники. Дети всегда готовы к занятиям, прилежны, аккуратны. В классе 3 отличницы, 11 хорошистов. Мы много ездим по краю, проводим внеклассные мероприятия, участвуем в конкурсах.

Программа, используемая в работе

Программа курса 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края.«Кубановедение», Е.Н.Ерёменко, Н.В.Киричек, Н.М.Зыгина, Петриченко, 2011 год.

Глава 3. «Казачьему роду нет переводу».

Количество часов в год – 34 часа, в неделю – 1 час.



Цели :


  • Метапредметные:
Коммуникативные УУД:

  1. умение работать в группах при выполнении учебных задач ;

  2. умения строить высказывания и обосновывать свою точку зрения;

  3. развивать у учащихся связную устную речь;

  4. умение адекватно относится к высказываниям партнеров;

  5. умение доказывать, используя различные аргументы.

  • Личностные:

  1. развить интерес и желание учиться;

  2. развить чувства товарищества и дружелюбия путем создания ситуации успеха;

  3. формировать адекватную самооценку;

  4. развивать чувство бережного отношения к семье.

  • Предметные:

  1. дать элементарные сведения о родословной человека;

  2. выяснить значение понятие «родословная»;

  3. научить составлять генеалогическую таблицу своей семьи.

Оборудование:


  • генеалогические «древа», таблицы учащихся;

  • слайды;

  • презентации учащихся и учителя;

  • вернисаж детских рисунков «Моя семья»;

  • семейные реликвии.

Подготовительная работа:


  • составление индивидуальных генеалогических «древ», таблиц;

  • рисунки на тему: «Моя семья»

  • посещение музея станицы;

  • общение с родственниками;

  • поиск фотографий, семейных реликвий.

План урока


Учебные действия

Методы, формы обучения

1.

Организация урока. Мотивация учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации.

2.

Смысловое значение слова «родословная».

Использование межпредметных связей.

Обсуждение.



3.

Рассказ Гашокиной А.Г. (лектор музея) о Фёдоре Миснике.

Мини-лекция с использованием слайдов .

4.

Дидактическая игра «Составление родословной» (на примере двух братьев класса).

Дидактическая игра.

Тренинг.


5.

Имена современные и старинные.

Обобщение, сравнение.

6.

Фамилии первых казаков.

Поисковый метод.

7.

Дидактическая игра «Найди своего родственника».

Дидактическая игра.

Частично-поисковый метод.



8.

Детские презентации «Моя родословная».

Использование мультимедиа.

Проектный метод.



9.

Дидактическая игра «Составление генеалогического древа» семьи Ивановых.

Дидактическая игра.

Работа в группах.



10.

Древний род Пушкиных. Рассказ ученицы Кочка Лизы о своём предке- Льве Сергеевиче Пушкине.

Мини-сочинение.

11.

Семейные реликвии.

Наглядный метод.

12.

Конкурс рисунков «Моя семья».

Творческие работы детей.

13.

Рассказ детей о членах семьи. Чтение стихотворений.

Рассказ.

14.

Дидактическая игра «Родственные связи».

Дидактическая игра.

Сопоставление, сравнение.


15.

Учебник с. 46-47.

Работа с учебником.

Выборочное чтение.



16.

Рефлексия.

Продолжи фразу.

17.

Поздравление зимних именинников.

18.

Музыкально-развлекательная программа.

Сценарий урока
1.Человек рождается. Растёт. Задумывается: Кто я? Откуда родом? Кто мои предки?

Вопрос: Для чего нужно знать свою родословную?

(Знать свои корни, получить сведения о своих предках, проследить родственные связи с другими фамилиями, занятия предков, составление психологического портрета (наследственность, воспитанность).
2.Вопрос: От какого слова произошло слово «родословная»?

Подбор родственных слов: род, народ, родина, благородство.


Древне-языческое божество Род и его жена Лада, по верованиям славян, являлись прародителями всего живого на земле. Род являлся покровителем всего живого на земле. Покровителем плодородия, отсюда слова природа, плодородие, урожай.
Раньше на Руси каждый знал, какого он рода и даже если погибали родители, близкие родственники, он не чувствовал себя никому не нужным. Его растили крёстные мать с отцом и весь род в целом. Самым большим и страшным наказанием тогда было изгнание из рода. Человек уходил далеко-далеко и жил вместе с чужим родом , был всем чужой. Его кормили, позволяли жить, работать, но называли сиротой безродным. За такого человека не отдавали замуж и не брали в мужья, он не имел продолжения – детей.

Вопрос: Что такое генеалогия?

(Наука, занимающая изучением истории родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением родословной).


3.Рассказ наследницы рода Мисник.


Все знают М.Ю.Лермонтова и его повесть «Тамань». Во время своего переезда на службу М.Ю.Лермонтов останавливался на постой в хате казака Мисник, где с ним произошли незабываемые события.

  • Рассказ учителя о своей родословной.

4.Составление родословной на примере учеников класса. (Дидактическая игра).


5.Учитель: Я читала ваши родословные и обратила внимание на имена.

Назовите ваши имена.

А теперь вспомните имена ваших предков: Григорий, Евдокия, Агриппина, Марфа, Филипп, Платон, Лаврентий, Прохор, Евросинья, Евстафий, Илларион, Митрофан, Моисей, Ульяна, Таисия.
6.220 лет назад на Таманские земли прибыли казаки. Вот их имена: Григорий Надика, Михайло Шапошник, Михайло Таран, Николай Лаштабека, Герасим Чёрный, Василь Белоусенко, Яким Малый, Иван Коваль, Прокофий Коваленко, Демиян Якименко, Савва Белый.
7.Дидактическая игра «Найди своего родственника» среди списка фамилий.
Когда-то люди хорошо знали своих предков, гордились ими. В России родословные росписи появились 500 лет назад. Они содержали сведения о происхождении , родственных связях и службе княжеских и боярских семей, а затем царских и дворянских.

Показ родословной царской семьи Романовых.
8.Показ презентаций, составленных учениками.
Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб о нас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!
9.Дидактическая игра «Составление генеалогического древа» семьи Ивановых. Играют две команды.


Сергей Антонович

Иван Иванович


Артём Сергеевич

Антон Иванович

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.
Что такое счастье? Мир на всей планете,

В знойный летний полдень лёгкий ветерок.

Сердца трепетанье, потому что дети

Весело смеются, выучив урок!

Что такое счастье? Лёгкие снежинки,

Что тихонько тают на твоих губах.

Аромат сосновый в солнечных лесах.

Что такое счастье? Круглый стол на праздник.

Мама с папой рядом слушают внучат.

Кот у ног пушистый, маленький проказник.

Все друг друга любят, и помочь хотят.

Вежливость соседей, сладкий чай в мороз.

И в обход шагают разные напасти…

Каждый сам ответит на такой вопрос.
13.Рассказы детей о своих родословных, о семье.

Чтение стихов о маме, папе, дедушке, бабушке.



14.Дидактическая игра «Родственные связи». Узнай по описанию родственников. Например, сестра папы, брат мамы, ты для бабушки и т.п.
15.Чтение статьи учебника, с.46-47.

Я желаю вам узнать свою родословную, дорожить своим родом и своей семьёй.


16. Продолжи фразу:

Я сегодня понял, что…

Мне было интересно…

На следующем уроке я хочу…


17.Ни один семейный праздник не обходится без дня рождения. Рождение нового члена семьи – это большой праздник.
Он умён, трудолюбив,

Спортом увлекается.

Никогда грустить не любит,

Всегда улыбается. (Витя)
Мастерица хоть куда,

Нежна, красива и умна.

Поёт, играет, даже шьёт

И всем подарки раздаёт. (Яна)
А подружка у неё тоже раскрасавица.

Любит маму, папу, труд

Никогда не обижается. (София)
Дочечка растёт у мамы

Добрая и нежная.

В классе пляшет и поёт

Дружно, весело живёт. (Вика)
teachers -> С. Н. Баранова, учитель математики высшей категории, руководитель шмо мбоу «Лицей №36» г. Калуги Возможности организации исследовательской деятельности на уроках математики в рамках реализации требований фгос в образовательном процессе

Проект «Моя родословная»

Паспорт проекта

Вид проекта : творческий, исследовательский.

Продолжительность: средняя (1 неделя)

Участники проекта: учащиеся 3 класса, учитель, родители.

Актуальность темы

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Цель проекта

    привитие интереса к истории семьи, укрепление духовных ценностей, повышение культурного уровня, воспитание патриотизма, развитие информационно-коммуникативной компетенции учащихся

Задачи:

Познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

Показать необходимость знания своей родословной;

Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

Результат:

Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.

Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

В организации работы младших школьников над проектом выделяют следующие традиционные этапы:

    мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи) – погружение в проект

    планирующий (определяется тема, цель проекта, формируются задачи, составляется план действий) – организация деятельности

    информационно-операционный (ученики собирают материал. работают с литературой и другими информационными источниками, выполняют проект) - осуществление деятельности

    рефлексивно-оценочный (ученики представляют проект- презентация проекта, коллективно обсуждают, дают устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности)

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

"Нужно ли каждому из нас знать свою родословную?"

Проблемные вопросы

    Как составить генеалогическое древо?

    Что такое "родословная роспись" и как вы её оформите?

    Существуют ли традиции в вашей семье и влияют ли они на воспитание личности?

Учебные вопросы

    Что означает твоё имя и фамилия?

    Что такое, по-вашему,семья?

    Как написать очерк или сочинение- портрет?

    Как составить вопросы для интервью?

    Какие сетевые коммуникации вы знаете и как их будете использовать в проекте?

    Как составить конспект?

    Как написать запрос в архив?

    Как можно составить генеалогическое древо?

    Кто имеет право завести герб и что на нём можно нарисовать?

    Каким бывает родство?

План проекта:

    Распределение обязанностей в группах:1-ая группа"Древо"-составляет генеалогическое древо;2-ая"Герб"-работает над составлением родового герба;3-я "Моя семья"-пишет сочинения разных жанров(портрет,очерк,рассуждение). *Распределение заданий между участниками групп(кто за что отвечает)и совместная разработка плана работы в каждой группе.

    Консультации по выполнению проекта.

    Анализ собранного материала и консультирование по дальнейшим действиям.

    Оценивание проделанной работы (заполнение оценочных листов).

    Презентация проекта



Урок Кубановедения в 3 кл.

Тема: «Моя родословная. Мое имя»

Цели:

    познакомить учащихся с понятием «родословная», научить составлению родословной, дать краткую энциклопедическую справку имён учащихся и родных, закрепить и проверить знания учащихся о государственной символике Краснодарского края;

    формировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников;

    развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям;

    воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.

Оборудование:

казачья шапка, колокольчик; картины, изображающие природу Кубани; «медали – подсолнухи»; магнитофон; магнитофонная запись Гимна Кубани, песня «Где мой дом родной»; плакат с изображением государственных символов Краснодарского края; плакат с изображением макета родословного дерева; 2 плаката с изображением родословных корней двух семей; рисунки детей, изображающих свои семьи; рисунки с ребусами; фото – материал Кубанской земли.

    Введение в урок. Орг. момент.

Учитель:

Дети, посмотрите на этот чудо – колокольчик. Давайте закроем глаза и послушаем его хрустальный звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается до каждой её струнки, до каждой клеточки тела и будит нас, зовёт в новый день. Пусть этот звон звучит в наших сердцах и будит в нас нежность и любовь друг к другу, к родному краю.

(Дети открывают глаза и смотрят на картины, изображающие контрастную природу родного края)

Учитель:
Люблю тебя,

Мой солнечный простор,

Моё неповторимое сказанье:

Размашистые станы

Синих гор,

Степная даль желтеющей Кубани!

И. Варрава.

Отчий край!

Вишнёвые рассветы,

Двух морей и неба синева…

Разве можно быть здесь

Не поэтом,

Если сами просятся слова.

К. Обойщиков.

Начинаем урок Кубановедения.

Это будет необычный урок, потому что у нас в гостях « Независимое телевидение Кубани». И мы с вами побываем на различных передачах этого телевидения.

За правильный ответ на уроке я буду давать «медаль - подсолнух». В конце урока мы увидим, сколько знаний мы получили на уроках Кубановедения.

    Проверка домашнего задания.

    Коллективный опрос слов Гимна Кубани .

Учитель:

Обычно праздничный телевизионный день начинается с исполнения Государственного Гимна.

Так как у нас телевидение Кубани, мы исполним Государственный Гимн Краснодарского края, который мы выучили на прошлом уроке.

(Звучит Гимн Краснодарского края в исполнении Государственного академического Кубанского хора, а дети подпевают вместе с артистами)

Ты Кубань, ты наша Родина

Вековой наш богатырь,

Многоводная раздольная,

Разлилась ты в даль и ширь.

Многоводная раздольная,

Разлилась ты в даль и ширь.

О тебе здесь вспоминаючи,

Песню дружно мы поем,

Про твои станицы вольные,

Про родной отцовский дом.

Про твои станицы вольные,

Про родной отцовский дом.

2)Фронтальный опрос о символах Краснодарского края.

Учитель:

Начинает нашу программу передача «Серьёзный разговор». В этой передаче речь пойдёт о символике Краснодарского края. А заодно мы проверим, как вы выполнили домашнее задание.

У: - Как называется Гимн Краснодарского края?

Д: - «Ты, Кубань, ты наша Родина!»

У: - Когда и кем он был написан?

Д: - Он был написан в годы первой мировой войны, около ста лет тому назад, на русско-турецком фронте полковым священником Константином Образцовым.

У: - Когда вернули статус Гимна нашего края?

Д: - Музыка народная.

У: - А кто обработал нотный текст Гимна?

Д: - Нотный текст Гимна обработал художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора народный артист России Виктор Захарченко.

У: - Когда исполняется Гимн?

Д: - Гимн Краснодарского края исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых органами государственной власти: при поднятии флага Кубани, при открытии и закрытии торжественных собраний, при открытии памятников и памятных знаков, при вручении наград.

У: - Как должны вести себя присутствующие при публичном исполнении Гимна?

Д: - При публичном исполнении Гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.

У : - Когда был утверждён Герб Кубани?

У: - Когда был принят флаг Краснодарского края?

Д: - Флаг Краснодарского края был принят законодательной радой Кубанского Краевого правительства 10 февраля 1919 года.

    Индивидуальный опрос .

    Опишите герб Краснодарского края.

Д: - В зелёном щите золотая зубчатая стена с двумя таковыми же круглыми башнями с открытыми воротами и чёрными швами; над башней пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых же древах. В золотой главе щита чёрный возникающий орёл, имеющий на груди Кавказский крест. Щит увенчан древнею царскою короною и украшен золотыми дубовыми листьями, соединёнными александровской лентой. За щитом накрест положены 4 лазоревых знамени, украшенных золотою бахромой и с таковыми же окружёнными дубовыми и лавровыми ветвями короновальными вензельными изображениями Имён Их Величеств: императрицы Екатерины 2, императоров: Павла 1, Александра 1, Николая 1 и в середине штандарт с вензелевым изображением Имени Его Императора Александра

    Опишите флаг Кубанского края.

Д:- Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхней – синего, средней – малинового и нижней – зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. Малиновый цвет – в честь запорожцев, основателей Кубанского войска; синий – донцов, часть которых переселилась на Кубань; зелёный цвет – цвет горцев. Малиновый цвет шире, потому что запорожцев было больше. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте – золотым цветом. Отношение ширины флага и его длины – 2:3.

3.Сообщение темы и цели урока.

(Звучит песня «Где мой дом родной»)

Учитель:

На нашем экране следующая передача . Она называется «Семейный очаг». Эпиграфом к этой передаче послужат эти строки…

«Никто из нас не свалился с луны.

Все мы – ветви и листья

Огромного и переплетённого

Общечеловеческого древа».

Сегодня я вам предлагаю окунуться в атмосферу семейной жизни с её укладом, традициями, праздниками. Тема этой передачи совпадает с темой урока: «Моя родословная. Моё имя». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать в этой передаче – это слово «семья». Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, это дедушка и бабушка. На этом уроке мы познакомимся с понятием «родословная», научимся составлению родословной.

4. Работа над новым материалом.

    Рассказ учителя .

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду.

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. А рисовалось оно так. (Показ плаката на доске).

Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей в свою очередь так же делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны. И для того, чтобы составить такое родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков.

Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит из ребёнка вырастает мама с папой, а из них дедушки и бабушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность?… Очень просто. Перевернём рисунок « вверх ногами». Тогда дерево превратится в корень, в большой разветвлённый корень, из которого и вырос этот человек.

И не даром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала.

Так что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идёт о предках, а если мы говорим о потомках, какого – нибудь человека, тогда это действительно родословное дерево. Тут уж мы рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви: это будут внуки, а дальше – правнуки.

    Для любого человека можно нарисовать родословное дерево? (Нет). А родословный корень? (Да).

Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – 4, прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – 8. И так далее. Вот сколько у человека предков. И это мы сейчас увидим на примере двух семей, которым задавалось дополнительное домашнее задание: «Составить родословный корень».

    Выступление двух учеников: рассказ о генеалогическом корне, о своих предках.

(ученики рассказывают о своей семье, показывая на генеалогическом корне тех членов семьи, о которых они говорят)

Учитель:

Дети, а, можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли, откуда она родом?

    Домашнее задание .

Расспросите своих родителей, бабушек и дедушек и постарайтесь составить свой родословный корень. Это и будет домашним заданием. Вы узнаете, откуда родом ваша семья, как давно ваши предки живут на Кубани, услышите много задушевных и взволнованных рассказов из истории вашей семьи. Ведь история семьи – это часть истории Кубани и всей страны. Учащимся 1 группы, дополнительное задание: попробуйте нарисовать герб своей семьи.

6.Физминутка.

У: -Дети, кто из вас мечтает сняться в кино? Немного отдохнём и проведём игру «Киносъёмка».

Учитель:

В понедельник, ровно в пять

Мы Кубань будем снимать,

Очень нам желанны

Кубанские таланты!

Дети:

Посмотрите на меня, ведь талантлив это я! (хором).

Учитель: Здесь актёров много,

Но сказал нам строго

Режиссёр заказчик

Для программы «Сельский час»

Снимем ферму мы сейчас.

А для киносъёмок нам нужен поросёнок!

Дети:

Посмотрите на меня, поросёнок – это я! (хором хрюкают, как поросята).

Учитель:

А сейчас сюрприз для вас!

Посмотрю направо, посмотрю налево.

Кто мне скажет просто так:

Кто из вас лихой казак?

(Сюрприз спрятан у кого – то в парте. Это казачья шапка).

Дети:

Посмотрите на меня! Ведь казак здесь ….

(Тот, у кого шапка) : Это я!

    Закрепление изученного материала.

Учитель: Среди океана пшеницы,

В густых утопая садах,

Лежат хутора и станицы –

Кубанский архипелаг.

К. Обойщиков.

    Рассказ учителя.

Много интересного можно узнать о своих дальних предках. На Кубани нашими предками были казаки. Как вы уже знаете, казаки – переселенцы в 18 веке стали строить на Кубани первые станицы. Обычно строительство велось по плану. В центре станицы – площадь с церковью, школой, станичным правлением. Жилища – хаты казаки строили их местного природного материала: соломы, камыша, хвороста, глины. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, сарай для скота, колодец, летняя печь, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста и камыша. Так жили наши предки. Но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовёте своей семьёй. Ведь семья, по определению, данному в словаре Ожегова – это группа живущих вместе родственников.

Сколько же их, этих родственников. Давайте считать.

(учащиеся называют ближайших родственников: свекровь, свекр, невестка, зять, шурин, тесть, теща и т.д)

    Чтение и анализ стихотворения.

Итак, на нашем экране передача «Час поэзии» . Сейчас прозвучит стихотворение А. Кардашова «Раз, два, три, четыре».

Вы должны ответить на вопрос, который прозвучит в начале стихотворения.

Кто живёт в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живёт в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын,

Ещё живёт красавица

С родными неразлучно.

Один из них её зовёт

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий – милой Машей

И хозяйкой нашей,

И называет мамой

Мужчина младший самый.

    Сколько человек живёт в этой квартире? (5). Назовите их.

(учащиеся называют: отец мужа, дедушка жены, Миша- сын мужа, муж и жена)

    Мини – рассказы о семейных традициях.

Учитель:

В наш быт давно и прочно вошли сериалы, но повседневная жизнь зачастую преподносит столько сюрпризов и неожиданностей, сколько не придумает ни один режиссёр.

На нашем экране сериал «Из жизни кубанской семьи».

На Кубани, мы живём,

На родной Кубани.

Песни звонкие поём,

Славимся делами.

К этому сериалу вы готовились дома, рисовали рисунки и составляли небольшие рассказы о семейных традициях. Посмотрим, что из этого получилось.

    Инсценировка стихотворения В. Подкопаева.

    Викторина.

Учитель:

Следующая передача на нашем экране. Это телевикторина «Умники и умницы».

В языке кубанского народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. Сейчас проверим, каких родственников вы знаете.

а) Конкурс ребусов.

МУЖ ДЕВЕРЬ


СВЕКРОВЬ ЗОЛОВКА



б) Ответы на вопросы:

    Брат жены (шурин).

    Брат мужа (деверь).

    Сестра жены (свояченица).

    Сестра мужа (золовка).

    Мать жены (тёща).

    Мать мужа (свекровь).

    Дочь брата или сестры (племянница).

    Сестра отца или матери (тётя)

    Итог урока.

    Вступительное слово учителя.

Наш урок подходит к концу.

10 веков с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью. Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи.

Все политические партии рано или поздно перестают существовать. «Партия» под названием «Семья» живёт уже много веков. И за эти столетия люди не придумали иного объединения, но подтвердили мысль: чем больше в семье доброты и взаимопонимания, тем прочнее отчий дом.

    Работа с пословицами.

Давайте, объясним смысл этих пословиц:

    На что и клад, коли в семье лад.

    Согласную семью и горе не берёт.

    Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

    Дружная семья и землю превращает в золото.

    В семье любовь да совет, так и нужды нет.

    В семье и каша гуще.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Заключительное слово учителя:

Итак, семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы. Они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного очага. Я от всей души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту.

Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтоб в дом не стучалась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.

Я благодарю всех, кто принял активное участие на этом уроке. Это… (учитель перечисляет фамилии и имена самых активные учащихся ). Ребята, поднимите выше свои награды и посмотрим на это поле ваших знаний, которых с каждым годом будет всё больше и больше.

4) Выставление оценок .

Цели: углубление представлений о Родине, Отчизне, Отечестве; раскрытие особенностей большой и малой Родины.

Оборудование : аудиозаписи песен о Родине; карта современной России; пословицы и поговорки о Родине.

Ход мероприятия

Вначале закрепляется понятие «история» и счет лет в истории. По закреплении звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина...» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

Учитель. Ребята, какое чувство вызвала у вас песня? О чем в ней говорится?

Ответы детей.

Учитель. Что же объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране? (Мы все —россияне, наша Родина — Россия)

Учитель. Но в песне говорится не только о большой Родине, но и о малой, там, где человек родился, пошел в школу, где живут его друзья. А главное — Родина начинается с отчего дома.

Работа с понятиями «отчий дом», «Отечество», «Отчизна». Эти слова объединяет и один корень. Учитель предлагает школьникам подобрать однокоренные слова к слову «Отечество».

Учитель. С древних времен летописцы излагали происходившие события, описывали, как жили наши предки. Иначе говоря, они писали историю нашей Родины. Но не только о крупных событиях рассказывали летописцы, но и об истории семей русских князей. В летописи «Повесть временных лет» рассказывается о князе Рюрике и его сыне Игоре, о князе Олеге, княгине Ольге, о семье князя Ярослава Мудрого и т. д. Но не только княжеские семьи имели свою историю, ее имеет любая семья. Иначе она называется родословной. Родословная включала в себя общих предков семьи, начиная с тех, кто жил много лет назад, и заканчивая современными днями, включая многочисленных детей, внуков, правнуков. Каждый член семьи имел фамилию, имя, отчество. Как на Руси возникали имена и фамилии, вы сейчас сможете прочитать в учебнике.

Демонстрируется выставка семейных фотографий — от прапрабабушек и прапрадедушек до братьев и сестер. Затем учащиеся рассказывают, откуда возникли имена и фамилии (из прозвищ, названий зверей, мест рождения, названий рек, профессий, занятий и др.).

Ученик 1.

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,

Пупков и Перепупов!

Ученик 2.

В фамилиях различных лиц,

Порою вам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Ученик 3.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Ученик 4.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов —

Умишко комариный.

Ученик 5.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится.

А Чистунов слывет свиньей,

А Простачков — лисицей.

Ученик 6.

А Раков, если не дурак,

Невежда и тупица,

Назад не пятится, как рак,

А все вперед стремится!

Ученик 7.

Плевков фамилию сменил,

Жемчужным назвался,

Но в основном ослом он был,

Ослом он и остался!

Ученик 8.

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

А вывод, стало быть, таков:

Все дело не в фамилии, а в человеке!

С. Михалков

Учитель . Фамилия — это переход от старших к младшим. Старшее поколение передает свою фамилию младшим. И у каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная вашей семьи?

Составление родословной своей семьи.

Учитель . Мы только начали составлять историю вашей семьи, дома с помощью родителей вы постараетесь продолжить ее. А сейчас, имея схему вашей родословной, вам необходимо выполнить несколько заданий.

— Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.

— Отметьте на схеме звездочкой своих родителей, фотографии которых хранятся у вас дома.

— Напишите, с кем лично вы знакомы из своих родственников и в каком родстве вы с ними находитесь (брат, сестра, дедушка, бабушка, тетя, дядя, племянник).

Выполнение заданий.

Учитель.

Кем был твой прадед на Руси,

Свою фамилию спроси.

Ученик 1.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

Ученик 2.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Ученик 3.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

Ученик 4.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Ученик 5.

А вот Октябрьский был рожден

Совсем в другую пору:

Матросом Зимний помнит он

И грозную «Аврору».

Ученик 6.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись — и ты увидишь в них

Историю России.

Г. Граубин

Учитель . Родина и родословная очень тесно связаны между собой. Мы уже говорили, что есть большая и малая Родина. Малая родина — это наш родной край, где мы родились и выросли. Это может быть маленькое село с речкой и многолюдный город.

И люди — те, кто жил здесь до нас и живет сейчас. Каждый край имеет свой климат, животный и растительный мир, свои города и села, леса, поля и реки. У каждого своя малая родина. А как называется наша малая родина, где мы живем? Откуда произошло это название?

Ответы детей, учитель поправляет и дополняет их.

Учитель . Составьте ряд предложений, характеризующих наш родной край.

Выполнение задания.

Учитель. Все малые родины объединяются в одну большую, которая носит гордое название Россия. Об этом хорошо сказано в песне.

Звучит песня «Россия — Родина моя!» (муз. В. Мурадели, сл. В. Харитонова).

Учитель . О России, о Родине не только написаны песни, но есть много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Родная сторона — мать, а чужая — мачеха»; «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило» и т. д. А какие вы знаете?

Ответы детей.

Учитель . Многие поэты и писатели посвящали свои произведения старинным русским городам и селениям. Вот одно из стихотворений Любови Вагановой.

Чтец 1.

Перебираю старые названья

Моей родной сибирской стороны:

Ирбит, Тавда, Туринск — что за преданья

В словах таинственно заключены?

Моя деревня Малая Кочевка,

А в просторечьи Малая Орда, —

Каких времен далеких остановка,

Каких племен, ушедших без следа?

Все заросло, затоптано, забыто,

Растет в прогаре пыльная трава,

Да отпечаток конского копыта,

Да странные названья и слова...

Учитель вместе с учениками обращается к карте современной России. Учащиеся делают вывод о том, что Россия — очень большая страна, омывается теплыми и холодными морями и океанами, в ней разные климатические зоны. Вместе с учениками показывает границу России и называет государства, моря, по которым она проходит.

Учитель. Не обошли поэты и названия рек.

Чтец 2.

Ах, до чего ж надсадно

Звучат слова надо мной, —

Везлома, Линда, Санда

Этому виной.

Что обозначено в слове?

Керженская старина.

Ученые спорят солидно,

Я ж слышу — звучит окрест:

Везлома, Санда, Линда —

Музыка этих мест.

Л. Озеров

Учитель . А вы знаете, какие реки протекают в нашей местности? Откуда произошло их название?

Ответы детей.

Дополнительный материал

Для закрепления изученного материала при наличии времени можно провести несколько игр.

Задание 1 . Разгадать кроссворд.

1. Старое название свидетельства о рождении. (Метрика)

2. Записи о семье, предках. (Родословная)

3. Запись событий по летам. (Летопись)

4. Наука, которая занимается изучением вещественных источников, найденных при раскопах. (Археология)

5. Место, где родился и вырос человек. (Родина)

6. Наследственное семейное наименование. Иногда это слово употребляется как синоним слова «семья». (Фамилия)

7. То, что дается при рождении. (Имя)

Выделенное слово: История.

Задание 2. Каждому ряду дается чистый листок. Ученики по очереди записывают фамилии, которые произошли от профессий. Выигрывает ряд, который быстрее и лучше это сделает. (Кузнецов, Садовников, Сапожников, Трубочистов, Рыбаков, Мельников и др.)

Задание 3 . Написать десять имен, составив их из разбросанных здесь слогов и букв. (Миша, Игорь, Маша, Лена, Оля, Коля, Уля, Дима, Галя, Саша и др.)

Задание 4 . Написать как можно больше имен на букву А. (Андрей, Артур, Анна, Антон и др.)

Муниципальное образование Темрюкский район ст. Тамань

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28 муниципального образования Темрюкский район

Моя родословная

Проектная работа для начальных классов школьного курса

«Кубановедение»

Крыжановская Светлана Николаевна

учитель начальных классов

2015 года

станица Тамань

Введение……………………………………………………… стр. 3. - 4

Глава 1. Пояснительная записка… стр.5 - 6

Заключение……………………………………………………… стр. 7

Список литературы……………………………………

Электронные ресурсы……………………………………………

Приложение……………………………………………………стр. 8 - 12

Введение

Актуальность. Чтобы любить свою Родину, знать ее историю, надо любить свою семью, знать историю жизни своих предков, чем интересуются члены семьи и какую пользу могут оказать для окружающих людей.

Проблема . Многие ученики плохо знают историю семьи, свою станицу, профессию родственников, интересы членов семьи.

Тема. Изучение истории семьи, связь семьи с историей Тамани, экскурсии по станице.

Объект исследования . Жизнь семьи и влияние ее на историю жизни станицы.

Цель проекта . Прививать любовь и уважение к членам своей семьи, развивать заинтересованность историей семьи и станицы, учить работать со словарями.

Гипотеза . Если изучить литературу по истории Тамани, узнать об истории жизни семьи, увлечениях и профессиях, то легче будет понимать окружающих людей.

Задачи проекта:

1.Изучить историю своей семьи, культуру (языки), наследие.

2.Создать условия для развития интереса к учебной и внеурочной деятельности. 3. Воспитывать толерантное отношение к людям разной национальности, уважать их обычаи и не забывать обычаи своего народа.

4. Развивать творческие способности ребенка.

5. Изучать историю семьи в видах деятельности: игровой, бытовой, интеллектуальной, творческой, двигательной.

6. Проанализировать результаты исследований и сделать выводы.

7. Материал своих работ использовать на уроках окружающего мира, классных часах об истории семьи, на родительских собраниях.

Методы:

1.Анализ, синтез, сравнение.

2.Наблюдения.

3.Беседы, анкетирование.

4.Обобщение полученных данных.

Структура исследования. Наблюдение за членами своей семьи, знакомство с их профессией.

Практическая значимость. Выявленные знания помогут лучше узнать семью, понимать интересы, помогать друг другу.

Краткий анализ литературы. Книги помогут узнать об истории Тамани и любить свой край.

Основная часть

Пояснительная записка

Проектная работа «Моя родословная» разработана на основе программы курса «Кубановедение». В проект включены темы программы «Кубановедение». Проект разработан на 3 месяца. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

На занятиях планируется изучить историю семьи, связь семьи с историей Тамани, экскурсии по станице. Это даст возможность воспринимать материал не только со слов учителя, но и со слов детей, родителей, увеличит заинтересованность в изучении истории Кубани, семьи, привьет любовь и уважение к членам своей семьи.

№ п/п

Формы работы

Что обозначает твое имя

Беседа

Познакомить с работой со словарями, узнать происхождение имен, какие имена встречаются в семье, почему так назвали

Что обозначает твоя фамилия

Посиделки с друзьями

Профессия предков (по фамилии), использование поговорок, сказок, работа со словарями, подбор родственных слов

Игры в семье

Подвижные игры

Занятие проводится на стадионе, используются мячи, скакалки, палочки, платок. Узнать, в какие игры играли бабушки и дедушки, родители в детстве. Какие игры интересуют детей сейчас

Мои обязанности в семье

Ролевая игра «Моя семья»

Показать роль женщины и мужчины в семье, как надо заботиться о ближних.

В работе использовать поговорки, считалки, загадки, сказки, книжки - малышки.

Реликвии моей семьи

Экскурсия в музей казачества

Знакомятся с историей вещей, документов, фотографий, газет и т.д.

При солнышке тепло, при матери - добро

Концертная программа для мам

Используются сказки, песни, поговорки. Показать роль матери в семье и уважительное отношение к ней, заботу о маме.

Народные обычаи и традиции

Экскурсия в музей «Атамань»

Знакомятся с бытом людей 19 - 20 века, рассказывают о традициях своей семьи. Какие традиции и праздники отмечаются в классе.

Создание м/фильмов

Кубанские умельцы

Выставка работ родителей, бабушек, дедушек, детей

Встреча с родителями, узнать об их увлечениях. Чему могут научить нас наши близкие.

Моя семья, хозяйство семьи

Конкурс рисунков «Наше семейное хозяйство»

Прививать любовь к труду, узнать, какую помощь могут оказать дети родителям. Какую помощь оказывают родители нам всем.

Твоя родословная

Выставка проектов «Генеалогическое древо»

Задание задано с первого урока, дети узнают о своих родственниках, увлечениях семьи, собирают фотографии, документы, вырезки из газет

Заключение

В ходе проектной работы дети узнают много нового из истории своей семьи, находят своих близких и дальних родственников в кругу своих одноклассников, выясняют, что класс - это школьная семья, в которой тоже надо заботиться друг о друге. Вся работа направлена на то, чтобы сплотить членов семьи, расширить кругозор. Дети начинают больше уважать родителей за их вклад в историю станицы, т. е. малой родины. Родители тоже начинают интересоваться жизнью своих детей. Совместные праздники сплачивают классный коллектив и родителей.

Список литературы

«Кубановедение» - программа курса для 1 - 4 классов. Краснодар. Перспективы образования.

Электронные ресурсы

  1. Сайт «Инфоурок»
  2. Сайт «Первое сентября»
  3. Сайт «Педсовет»
  4. Сайт «Мультиурок»

Приложение

Роль матери в семье

Экскурсия по Тамани

Игры наших родителей

Наши родители нас защищают

Изучаем профессии людей

Обычаи и традиции

Родословная