Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников. Патриотическое воспитание средствами исторического краеведения

«Краеведение - основа нравственного воспитания народа»
Д.И. Лихачев

В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются одинаковые определения краеведения: - это «совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.» .

Определение краеведения в Российской педагогической энциклопедии включает в себя именно предмет школьной программы и поэтому оно более конкретно: «Краеведение в школе - изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности, школьного микрорайона, города, села, района, области» .

Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем Воронежской области, ее особенностях, достопримечательностях, но и развитие потребности в заботе о будущем, о сохранении исторического, культурного и природного наследия нашего края.
Стараниями педагогов краеведение поможет детям приобщиться к истории поколений, укрепит семейные и родственные узы, покажет взаимосвязь поколений, перерастет в душе ребенка в любовь к своему краю. Сигурд ШМИДТ,председатель союза краеведов России,академик РАО на съезде краеведов говорил:"Поощрение развития краеведения - это задача федерального масштаба, важная и для всей России и для отдельных ее регионов - крупных областей и малых городов".
Здесь необходимо отметить, что каждый человек желает ощущать себя «кирпичиком в здании жизни», звеном в цепочке его рода-племени. Это желание, видеть себя продолжателем дел своих родителей, семьи, своего поколения педагогам необходимо возвести в апогей обучения краеведению и воспитать подрастающего гражданина достойным приемником дедов и отцов, знающим, что его жизнь - маленькая частица их жизни и жить, поэтому, надо так, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы».
Сегодня приобретает все больший научный вес и общественный резонанс обращение к собственно «народной генеалогии», т.е. к выявлению данных о линиях родовых связей простого трудового населения. История своего рода и своей местности, история народов населяющих территорию области в прошлом становятся привлекательными для интересующихся историей учащихся. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты областных конкурсов самостоятельных исследовательских работ школьников, где они утверждают, что будут достойными продолжателями начинаний своих земляков, что стыдно предать забвению их дела и подвиги.
Темы и содержание исследовательских работ учащихся показывают, что в большинстве школ области патриотическое воспитание через краеведение стоит на высоком уровне. Эту проблему решают подвижники-учителя, бесплатно или за мизерную доплату. Это подлинные педагоги, учителя - по призванию. Именно от работы таких подвижников растет интерес школьников к истории отчего дома - Отчизне. Краеведение - это всегда и «краелюбие», его преподавание не следует навязывать только ради учебных часов педагогу, не обладающему определенными качествами сподвижника, мастера - краеведа.
Практика показывает, что не только учителя истории могут воспитывать детей на историко-краеведческих фактах. Преподаватели практически всех предметов, увлекая детей в социальную действительность родной биосферы, имеют возможность показать положительный опыт жизни и деятельности тружеников и воинов своего родного края, не обходя вниманием трудности, с которыми сталкивался народ в тот, или иной период своей истории.
Оправдание своих проступков школьники часто ищут в сложности преодоления многих соблазнов современной действительности, в проблемах правовой и социальной сфер: «Не я такой – жизнь такая!» Их настрой под негативные стороны окружающей среды, уход от активной жизненной позиции должны пресекаться в корне с пояснением: «Да! Жизнь у каждого своя, а какой она будет - выбирать тебе! В жизни же всегда побеждают честность, порядочность, доброта людей, любящих свою Родину и готовых ради нее на любые жертвы!»
Гораздо большей заинтересованности детей в изучении своего края можно добиться совмещением классных занятий с визуализацией историко-культурного и природного наследия своего села, района, города. В этом направлении широкие возможности открываются через туристические походы, если их планы будут предусматривать изучение краеведческих особенностей прилегающей к маршрутам местности, встречи с очевидцами и участниками исторических событий, участие в охране и реставрации памятников истории и культуры, сбор этнографического материала, включая данные о традиционном ремесле и многое другое. Такая целенаправленная практическая деятельность как нельзя лучше закрепляет теоретические знания, полученные на уроках.
Необходимо также отметить, что всестороннее изучение своего родного края в отрыве от краеведческого материала своей области и всей страны, создаст однобокое представление школьников о предмете. Местный историко-краеведческий материал должен преподаваться во взаимосвязи с общеисторическими понятиями, а эта связь устанавливаться через события общегосударственного значения, влияющие на динамику жизни локальной территории.
Одним из значимых туристско - краеведческих направлений дополнительного образования учащихся является археология. В педагогической среде нередко это направление называют «школьной» археологией, под которой понимается сложившееся направление участия археологических объединений и кружков школьников в археологических исследованиях. Речь идет не о всех археологических экспедициях с участием школьников, а о тех, которые ориентированы на их привлечение к раскопкам, а потому занимаются с детьми образовательными проектами. Такого рода взаимодействие выкристаллизовывается в особую структуру, в которой образуется профессиональная и имеющая свои особенности педагогическая деятельность, ориентированная, в конечном счете, на становление деятельной высококультурной и социально адаптированной личности. В печати отдельными авторами такого рода педагогическая деятельность в археологическом движения школьников обозначена термином «педагогическая археология» . Предпринимались и попытки подвести под этот термин теоретическую базу . Однако, как со стороны педагогики, так и со стороны археологии сам термин выглядит неудачно. Как бы то ни было, все же нельзя отрицать, что археология, как никакая другая наука, способна привлечь к себе внимание и развить интерес к общечеловеческим ценностям. Во многом этому способствует ореол романтики и таинственности, окружающий людей этой профессии. Быть первооткрывателем! Это чувство испытывают ребята, приобщаясь к чему-то очень древнему и вечному, к своей истории. Взяв в руки археологическую находку, школьник прикасается к своему прошлому, как бы ощущает «тепло рук наших предков» и мысленно переносит себя в давно минувшие века. Важно, чтобы в дальнейшем это чувство восхищения переросло в интерес, который, в свою очередь, станет основным мотивом познания прошлого и на уроках истории. Именно здесь происходит формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного и нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, воспитание патриотизма и уважения к другим людям.

Задачи данного направления выполняются посредством различных форм деятельности. Среди них наиболее важными выступают:
- Археологические экспедиции. Они делают возможным погружение школьников в социально-образовательную среду (субкультуру археологов), где главное - это поиск истины, а основополагающие ценности - гносеологические, позволяет школьникам успешно овладевать технологией исследовательской деятельности. Мыслительная деятельность каждого юного исследователя направляется в определенное русло учителем. Выводы, к которым приходят учащиеся, обсуждаются группой, а результаты обсуждений записываются или запоминаются. Таким образом, самостоятельно сделанные выводы и полученные при этом знания намного лучше усваиваются ребятами. Еще одной важной гносеологической основой обучения является применение наглядных методов. Что другое может так эффективно способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, как ни найденные в ходе археологических раскопок артефакты.
- Археологические слеты. Своеобразие школьных археологических объединений, приезжающих на слеты юных археологов из разных районов области, разные уровни их подготовки не являются препятствием для их совместной деятельности. Единый подход к исследовательской деятельности позволяет формировать сообщество, в рамках которого каждый участник осознает свою причастность к общему делу и, одновременно, особенности своей деятельности в нем. Основой для возникновения совместной деятельности на слете является потребность его участников в постоянном, систематическом общении, в общении творческом, когда есть возможность реализовать себя.
- Археологические разведки-наблюдения. Основной целью этой формы деятельности является периодический осмотр уже известных и поиск новых археологических памятников, которые подвергаются разрушению, с последующим нанесением их на карту. Именно краеведы вместе с активными учащимися должны стать на защиту таких объектов древней истории своего края.
Специфика этой предлагаемой формы школьной историко-краеведческой деятельности находит свое место в принципах государственной политики в этом направлении и полностью отвечает ее требованиям.
Так, в Законе Воронежской области № 63-ОЗ от 23.09.2005 «Об особенностях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Воронежской области» (в редакции 02.06.2010 № 51-ОЗ) четко указано, что сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений является одной из приоритетных задач политики Воронежской области.
В свете требований настоящего Закона, 15 ноября 2010 года состоялось первое заседание Общественного Совета по сохранению объектов археологического наследия при губернаторе Воронежской области Алексее Васильевиче Гордееве. Открывая заседание, глава региона обозначил основные задачи, стоящие перед Советом. В своей речи он отметил, что «… на территории Воронежской области известно более 3000 памятников археологии. Это важная часть нашего историко-культурного наследия, которое нам необходимо сохранить. Это наша ответственность перед будущими поколениями. Чтобы охрана археологических объектов стала эффективной, необходимо объединить усилия органов региональной власти, ученых-историков, специалистов-археологов, краеведов и широких слоев общественности. Для этого и создан наш общественный Совет …).
- Экскурсионная деятельность. Осуществляется через систему областных, районных и школьных музеев, имеющих археологические коллекции, а также посредством археологического туризма, который должен развиваться на базе музеефицированных памятников археологии, имеющихся в области (государственные музеи-заповедники «Костенки» и «Дивногорье»).
- Теоретические занятия. Их содержание составляют проблемы древней истории Воронежского края в рамках школьной программы на базе регионального компонента.
- Кружковая и клубная работа.
-Участие в краеведческих конференциях различного уровня.
В настоящий момент можно констатировать, что во многих районах Воронежской области выстраивается довольно стройная и эффективная педагогическая модель в рамках школьной археологии. Примером тому может служить школьное археологическое движение в Кантемировском районе, которое прошло путь от первого кружка (1985 год) до районного научного общества учащихся «Кочевник» (рук. Ю.В.Горбанев), целенаправленно созданного в 2000 году решением районной администрации. В настоящее время в его состав входят кружки и клубы 12 школ района. Как эффективное средство социализации детей, выступает археологический кружок при школьном историческом музее «Белогорье» в Подгоренском районе (рук., к.и.н., В.В.Кравец), который проводит самостоятельные полевые исследования.
Подобная педагогическая модель в рамках школьной археологии широко распространена и в других регионах России. В общих чертах, ее структуру можно представить в следующем виде:
Зимний период – теоретические и практические занятия по археологии и древней истории края, экскурсии в музеи краеведческого профиля.
Весенний период - подготовка к участию в археологических раскопках.
Летний период - участие в археологических раскопках на базе областного слета юных археологов «Возвращение к истокам» и в составе профильных лагерей.
Осенний период - подведение итогов прошедшего полевого сезона, подготовка докладов и выступления на областной конференции.
В многолетней практике воронежского школьного археологического движения сложились определенные формы работы, которые призваны развивать исследовательский поиск учащихся, создавая единое смысловое и ценностное пространство, включая детей и педагогов в реальное научное сообщество. Об этом хорошо говорят авторы статей сборника
Школьное археолого-краеведческое движение призвано выполнять следующие задачи:
- приобщение подрастающего поколения к пониманию сути исторических процессов древнейшего прошлого Воронежского края в их взаимосвязи с нынешними проблемами охраны культурно-исторического наследия нашего народа;
- развитие творческих способностей у детей и молодежи, пробуждение у них интереса к исследовательским профессиям;
- содействие профессиональной ориентации учащихся;
- повышение роли краеведческих знаний в выборе духовно-нравственных жизненных ориентиров, способствующих социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников;
- выявление и поддержка исследовательской и практической деятельности обучающихся, стимулирование творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих вопросы исторического краеведения;
- всемерное содействие охране памятников истории и культуры, в частности археологии;
- осуществление просветительской и разъяснительной работы среди населения по проблемам охраны культурно-исторического наследия нашего народа;
- развитие историко-краеведческого туризма, как одного из самых действенных условий патриотического воспитания подрастающего поколения, гордости за свое Отечество, за то богатое и выдающееся культурно-историческое наследие, которое оставили нам предшествующие поколения.
Большой опыт в организации школьного археологического движения накоплен в соседних городах и городах более отдаленных регионов (Липецке, Ельце, Белгороде, Рязани, Курске, Самаре и др.), основной базой которого являются, как правило, педагогические ВУЗы. Так, на Рязанщине первые детские археологические объединения появились еще в 1920 – 30-е гг. С первых послевоенных лет основную роль в развитии педагогической археологии начинает играть исторический факультет Рязанского педагогического института. В настоящее время это сложившаяся широкая сеть школьных кружков и клубов («Клуб юных археологов им. В.А. Городцова» при Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике; клубы «Вятич», «Симаргл» и др.). В области широко применяется практика проведения ежегодных профильных лагерей юных археологов («Вятич», «Ранова», «Вожа», «Лебяжий Бор» и др.), региональных и всероссийских конференций учащихся. Не случайно Российский центр детско-юношеского туризма и краеведения в 2003 году принял решение о проведении именно на базе Рязанской области ежегодных Всероссийских профильных археологических лагерей, за что неплохо было бы побороться и Воронежской области, в которой также накоплен значительный опыт подобного вида деятельности.

Литература

Закон Воронежской области № 63-ОЗ от 23.09.05 «Об особенностях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Воронежской области» (в ред. от 02.06.10 № 51-ОЗ).

1. Бровко Д.В. Феномен педагогической археологии // Уссурийский краеведческий вестник. - Вып. 3. - Уссурийск, 2004. - С. 5-9.
2. Буровский A.M. Предмет и проблемы «педагогической археологии» // Вопросы методики работы школьных археологических кружков. - Новосибирск, 1990. - С. 26-32
3. Ожегов С. И. Краеведение. / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. - С.295.
4. Строев К. Ф., Ефремов Ю. К. Краеведение / К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. - 3-е изд. - М., 1973. - Т. 13. - С. 920.
5. Третьяков М.Ф. Детские археологические объединения в Рязанской области //Из истории детского туризма в России (1918 – 2008 гг.). – М., 2008.
- С. 229 – 235.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения - это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа.

Практика показывает, что одним из эффективных средств в решении поставленных задач по гражданско-патриотическому воспитанию является реализация регионального компонента в содержании образования. Ценность исторического краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь истории с жизнью. Именно дополнительное образование - это наиболее удачная форма работы по историческому краеведению, которая является структурным компонентом учебно - воспитательного пространства образовательного учреждения. Ведь для каждого большая Родина начинается с малой. От любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому с рождения приходит любовь к Отечеству – России. Чувство патриотизма становится глубже, когда дети больше узнают об истории своей малой родины, о традициях и памятных местах родной земли, о знаменитых земляках, об известных личностях, которые многократно бывали здесь, черпали силы для вдохновения, творчества, самоотверженной общественной деятельности на благо народа.

Цель воспитательной деятельности в детском объединении вытекает из содержания образовательной деятельности обучающихся и направлена, в первую очередь, на воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных ценностей учащихся, развитие их интеллектуальных

К настоящему времени разработан комплекс нормативных документов по гражданско-патриотическому воспитанию и тема патриотизма все громче звучит из средств массовой информации, с трибун различных совещаний и конференций. В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: «Цели воспитания и образования – историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов».

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Стандартах второго поколения также выделяется «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества». На новом этапе развития России образование играет важную роль в воспитании молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, способной к социализации, уважающей историко-культурное наследие всех народов России. Следовательно, одним из приоритетных направлений становится процесс формирования гражданственности и патриотизма у учащихся.

Актуальность данного опыта по формированию гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения определяется социально-значимыми проблемами, решаемыми в ходе процесса образования и воспитания - формирование образа гражданина-патриота, который будет жить и работать в демократическом обществе. Гражданско-патриотическое воспитание актуализирует проблему воспитания духовно богатой, свободной личности, ориентированной на высокие нравственные идеалы.

Интерес к данной теме определяется потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом и личностью . Поэтому сейчас возрастает роль и значение воспитания гражданских и патриотических качеств личности . В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности как основы укрепления государства.

В педагогической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «гражданственность». В педагогическом энциклопедическом словаре «гражданственность» трактуется как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. На основе анализа определений, предлагаемых ведущими российскими педагогами, данное понятие представляется как сочетание трех блоков:

Теоретического, включающего в себя комплекс знаний в различных областях общественной жизни;

Деятельностного, позволяющего личности реализовывать свои права и выполнять обязанности по отношению к себе, семье, окружающим людям, государству;

Личностно-психологического – сочетание нравственных, патриотических и интернациональных чувств.

Патриотизм сегодня – это система ценностей, которыми располагают человек и общество. Это чувство любви к Отечеству, присущее массам людей, осознание ими своего долга и ответственности перед ним и за его будущее. Это совокупность идей, эмоций, настроений, отношений, убеждений и действий, направленных на процветание Родины. Это деятельная любовь гражданина к своему народу и его истории. Патриотизм призван стать важной движущей силой преодоления кризиса российского общества, формирования национального самосознания, укрепления связей между поколениями, возрождения единой России. Он в полной мере поможет формирующемуся человеку стать настоящим Гражданином, успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Гражданственность и патриотизм – два неразделимых понятия при формировании гражданственной компетенции личности.

Главными деталями деятельности являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагога и учащихся. От их правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления школьников. Как же решаются задачи гражданско – патриотического воспитания учащихся в учреждении дополнительного образования детей?

Наиболее адекватным способом решения актуальных задач социокультурного развития региона и модернизации образования представляется развертывание краеведческого образования как специально организованного процесса формирования и проявления позитивно-ценностного отношения учащихся к своему краю через овладение систематизированными знаниями и их практическое применение.

В течение нескольких реализуются программы туристско – краеведческой направленности «Юный исследователь» для учащихся младших классов, «Возрождение» - для учащихся среднего звена.

На втором году обучения реализуются проекты: «Я.Мой класс. Моя школа». Я. Моя семья». «Я. Мой город», «Великая победа». Программа «Возрождение» предполагает изучение таких тем «Исторические страницы Оренбургской области», «Символика области и города», «Милый сердцу уголок – город, где ты родился» и др.

Достаточно много работаем с детьми по теме «Моя семья», где ученики рассказывают не только о своей семье, происхождении фамилии, семейных традициях, праздниках. Ученикам предоставляется возможность узнать и составить своё родословное древо.

Основные формы работы по реализации задач гражданско – патриотического воспитания следующие:

Конкурс сочинений «Мой любимый город»;

Отчеты «О чем рассказали музейные экспонаты»;

Практикумы;

Встречи с интересными людьми;

Выставки;

Семейные гостиные;

Конференции;

Ролевые, интеллектуальные игры;

Экскурсии;

Конкурсы;

Праздники.

Литературно – музыкальные композиции.

Акции и др.

Изучение истории края идет с опорой на сложившуюся социокультурную инфраструктуру нашего города и района (музеи, библиотеки, архив), совет ветеранов войны и тыла Тесное сотрудничество установлено с литературно – краеведческим музеем «Бригантина» гимназии и музеем истории народного образования ЦДТ «Радуга».

В конце каждой экскурсии проходит викторина, ученикам предлагается составить дома кроссворд или вопросы для блицтурнира, написать отзыв, сочинение.

Технология проектной деятельности – основа для формирования позитивного социального опыта учащихся. Накоплен опыт реализации проектов различной направленности: творческих, исследовательских, социальных. В октябре 2016 года был осуществлен социальный проект «Твори добро!» ко Дню пожилого человека с учащимися 4 класса. Стало доброй традицией участие в Акции добрых дел, проводимых в школе, городе: «Рассвет», «Стена Славы», «День здоровья».

В ноябре 2016 года приняли участие в Акции «Приседайте на здоровье», организованной Российским движение школьников, с целью популяризации здорового образа жизни.

Участие в следующих мероприятиях краеведческой направленности: «Дистанционная олимпиада «Истории моей страны», Всероссийская историческая олимпиада «Аксиос», конкурс детского литературного творчества «Рукописная книга», конкурс презентаций «Краеведческий калейдоскоп» и других позволяет ознакомить детей с историей своего края, своими корнями, природными особенностями, с жизнью и трудовой деятельностью известных земляков, их вкладом в общественную жизнь края, города, с героическими и трудовыми буднями. Таким образом, важность и необходимость краеведческой работы, как средства формирования активной гражданской позиции личности, очевидна. Она способствует формированию

у учащихся активной жизненной позиции, желания участвовать в социально значимых акциях, конкурсах, проектах, поддерживает стремление знать как можно больше о родном крае, стимулирует самостоятельную познавательную деятельность.

«Краеведение - основа воспитания патриотизма» (из опыта работы)

Куликова Елена Николаевна

Заместитель директора по воспитательной работе

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Отрадненская средняя общеобразовательная школа»

с. Отрадное Чамзинский район Республика Мордовия

В школе краеведческой работой занимаются давно. Интерес к ней проявляют и ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы.

Меня как заместителя директора по ВР волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.

В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. Именно поэтому на уроках истории при изучении любой темы, педагоги нашей школы ищут возможность показать - а как в данном событии проявили себя наши односельчане, а какое отношении это событие имело к истории развития нашего села, а как село прореагировало на те или иные события.

Чтобы узнать об этом, необходимо провести исследование, обратившись к истории жизни самого обычного человека. Вступив на путь краеведческой исследовательской работы, ребята порой бывают очень удивлены тем, что их соседи, с детства им известные люди, оказываются причастными к таким историческим событиям.

История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием села, предположить перспективы развития.

История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. События становятся более яркими и запоминающимися, когда в них участвуют конкретные люди, особенно, если это родственники или знакомые.

При организации краеведческой работы с детьми в нашей школе используются разные формы и методы работы. Существует три направления работы с учениками.

Учебное. Это организация и проведение уроков по краеведению. Проведение уроков осуществляется в 5-9 классах. На каждый год обучения предусмотрена программа, причем продумана она таким образом, чтобы, завершая курс краеведения, ребята имели представление о родном крае.

Внеурочное. Это занятия в краеведческой группе. Участники этой группы не только занимаются сбором и систематизацией краеведческого материала, но и пропагандируют традиции и обычаи нашего народа, через фольклорные праздники и конкурсы-концерты. Кроме того, ребята создают творческие художественно-поэтические композиции, основанные на материале поисковой краеведческой работы.

Внешкольное . Это организация поисковой краеведческой работы в сельском Доме культуры, при библиотеке. Здесь ребята не только систематизируют и оформляют материал, здесь они организуют и проводят вечера встречи с ветеранами войны и труда, концерты для тружеников села.

В школе оформлен музей. Здесь собраны экспонаты, поисковые материалы, оформленные учащимися разных лет, документы, повествующие об истории села и людях здесь проживающих. Перед учителями стоят следующие задачи:

1.Познакомить учащихся с историей возникновения села. Рассказать ребятам о жизнедеятельности жителей села на конкретных примерах. Дать учащимся школы возможность познакомиться с предприятиями расположенными в нашем селе.

2.Продолжать создавать историю Отрадненской СОШ. Старшеклассники занимаются краеведением в музее, проводят поисковую работу, пишут рефераты, выступают с ними на уроках и внеклассных мероприятиях.

В музее есть три раздела:

«История села и школы»

«Экспозиция, посвященная Л.К. Татьяничевой»

«Экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне»

Первоклассники, только поступающие в школу, в первый свой День Знаний приходят в музей, чтобы в первый раз услышать о том, как интересна история нашего села и школы. Выпускники, прощаясь со школой, приходят сюда, чтобы принести какой-нибудь экспонат на память о себе. Учителя школы считают, что краеведение помогает им сделать свои уроки более конкретными, более интересными и близкими детям, помогают воспитывать людей любящих свое Отечество, патриотов.

Для учащихся 5-9 классов организована работа краеведческого кружка. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета «Знамя», краеведческая литература.

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «Труженики тыла», «Народные промыслы с. Отрадное», «Культурное наследие глубинки». Эти работы были направлены на районный конкурс исследовательских работ по краеведению. История как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Коллективизация», дополняются краеведческим материалом. При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о мужественных солдатах, которые участвовали во всех сражениях войны.

Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.

Воспитание патриотизма в настоящее время – важнейшая задача. Воспитывать это качество помогают беседы на классных часах. Одна из тем - “Любить Родину – значит быть ей полезным”. Учащиеся узнают про трудовые достижения народа. В процессе беседы обсуждалось: “В каких делах могут участвовать школьники и тем самым приносить пользу людям?” Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город или село все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою, отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.


В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерных программах воспитания и социализации младших школьников.

Мы решили установить, каковы знания детей о своей Родине, как они понимают понятие патриотизма и в чем выражается их любовь к своей малой Родине.

“Кто такой патриот?”, “Что значит любить свою Родину?”, “Чем может гордиться житель своего города?”.

Выяснилось, что ребята часто не могут справиться с этими вопросами, их ответы отличались поверхностным содержанием, отсутствием объяснений. Большинство детей затруднились с ответом.

Патриотизм – слово греческого происхождения – определяется в толковом словаре русского языка, составленном С.И. Ожеговым, как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. И, соответственно, патриот (гр.: – земляк, соотечественник) – это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

У патриотизма множество разнообразных и неоднозначных трактовок, но самая распространенное определение патриотизма коротко и ясно – это любовь к своей Родине. А с чего начинается Родина? С вида за окном, с дороги от дома до школы и обратно, с детской площадки во дворе, с родного города, в котором многое напоминает о богатой событиями истории родного края и, конечно, истории всего Отечества в целом.

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках.

Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.

В ходе исследования осуществлялись различные виды наблюдений, проводились коллективные и индивидуальные беседы, анализировались ответы воспитанников и результаты продуктов творческой деятельности – рисунки, сочинения, что позволило охарактеризовать уровни развития учащихся с точки зрения сформированности патриотических основ воспитания.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою, отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест. Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, подражают учителю во всем, и донести до них идеи патриотизма – вполне реальная задача.

Если взять во внимание то, что госстандартом во главу угла ставится воспитание, и в первую очередь воспитание нравственных чувств, то стоит заметить что здесь мы видим, как две проблемы: воспитание нравственных чувств и обучение, требующее определенный уровень знаний по местному материалу, как две линии пересекаются, а мы имеем прекрасную возможность объединить пути по их решению – в краеведение.

В качестве связи краеведческой деятельности с программным материалом мы использовали изучение с учащимися на школьном приусадебном участке растительный и животный мир родного края. Для этого мы предлагали ребятам понаблюдать за птицами, собрать гербарий, впоследствии эти наблюдения использовались на уроках литературного чтения и при ознакомлении с окружающим миром.

Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край.

Формирование и развитие чувства патриотизма идёт через ряд этапов, зарождённых из любви к своей малой родине – дому, деревне, городу, школе, классу, трудовому коллективу, созревая до общегосударственного, общенародного, патриотического самосознания, до осознанной любви и преданности всей нашей огромной многонациональной стране.

Самый эффективный путь формирования патриотического воспитания – это ознакомление детей с историей и культурой их малой Родины, т.е. посредством краеведческой деятельности.

Что же такое краеведение?

В толковом словаре В. И. Даля читаем: «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом стран. Это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами».

Краеведение как особая форма научно-познавательной деятельности давно уже стало органической частью отечественной науки, культуры и образования. Многие педагоги по-разному видят и оценивают роль и место краеведения в образовательно-воспитательном процессе школы, в результате чего сложились две основные формы школьного краеведения: программное и внеклассное. Они не противоречат друг другу, часто взаимосвязаны, позволяя школьникам получать краеведческие знания не только на уроке, но и при желании участвовать в практической краеведческой деятельности в процессе дополнительных занятий в школьных краеведческих кружках, музеях, научных обществах. В основе краеведческой работы лежит поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому. Краеведческая работа неразрывно связана с духовно-нравственным воспитанием учащихся. Ведь привитие любви к родному краю начинается с воспитания уважения к старшему поколению.

Главными задачами краеведческого кружка являются: углубленное изучение истории школы, села, края; поиск, сбор и изучение краеведческого материала; воспитание патриотизма и гражданских чувств, уважения к истории малой родины, к традициям и обычаям своего народа, сохранение памятников истории. Кружок помогает удовлетворить индивидуальные интересы учащихся, развить их творческие способности, расширить знания, вовлечь в практическую деятельность, сформировать навыки научного исследования. Формы занятий и методы работы кружка разнообразны, это лекции и беседы, викторины, конкурсы, встречи, конференции, экскурсии, практические занятия в библиотеке и школьном музее. Краеведческая работа начинается с первого класса изучением истории своей семьи, позже ребята проводят мини-исследования о том, в честь кого названа улица, на которой они живут; следующим этапом является знакомство с достопримечательностями родного города и его окрестностями. Итогами краеведческой деятельности учащихся являются видеофильмы, фотоальбомы, утренники-отчеты.

Воспитать патриотические чувства младших школьников через изучение материалов о семье, родном городе.

  • 1 класс: «Моё семейное древо».
  • 2 класс: – «Фамильеведы» изучали материал о происхождении своего имени, фамилии; «Чудо бабушкиного сундука» – готовили материал о разных «реликвиях»;
  • 3 класс: – «Улица, улица моя» – изучали материал о происхождении названий улиц города. Библиографы создавали библиографический альбом об известных и выдающихся земляках нашего города и района, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны.
  • 4 класс: – Историки изучали историю возникновения нашего города, района, составляли справочник предприятий города.

Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей (в нашем городе есть замечательный краеведческий музей, который зародился в середине 1950-х годов. 1975 год стал годом основания общественного музея в г Краснокамске, первоначально музей размещался в деревянном здании на Техническом поселке, а сейчас находится в жилом 205-ти квартирном доме по проспекту Мира), другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет обучающимся усваивать материал в деятельности. Ребята, сталкиваясь с истоками самобытности нашего уголка, внутренне распрямляются, наполняются гордостью, узнавая богатейшую историю и культурные традиции родного края. Все, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их села, родного края, и государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

В ходе работы по краеведению дети к концу обучения в начальной школе должны получить по данной теме определенный уровень знаний и умений, который предусмотрен стандартом начального общего образования:

  • знать свой почтовый адрес;
  • знать местоположение города Краснокамска, областного центра (г. Пермь), столицы (г. Москва);
  • знать символику (герб, флаг, гимн) страны;
  • знать о многонациональности района, о самобытности разных по национальности людей;
  • знать местные водоемы, их использование человеком;
  • знать полезные ископаемые, распространенные в данной местности;
  • уметь работать с физической картой (района, области, страны): ориентироваться, читать, находить свою местность на более крупной карте; уметь оценить воздействие человека на природу, уметь использовать изученные правила поведения в природе; уметь работать кистью, красками, копировальной бумагой; уметь рассказать, сопоставить, сделать вывод; уметь творчески оформить необходимый материал; уметь общаться со сверстниками, со взрослыми.

В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание младшего школьника – процесс сложный и многогранный. Именно краеведение закладывает в ребенка те «зернышки», которые должны потом «прорости».

Только потом мы сможем сделать вывод о том, привили ли мы любовь к Родине, помогли ли мы становлению гражданина России. А как же сейчас? А сейчас, в начальной школе, мы должны помочь ребенку узнать родной край, помочь ему увидеть плюсы и минусы, показать нашу возможность изменить окружающий мир, сделать его добрее, чище. Этому способствуют в начальной школе все занятия, где мы обращаемся к местному материалу: и уроки, и факультативы, и внеклассная, внешкольная работа. Чем больше ребенок будет знать о своем крае, тем больше у него будет привязанности к тем местам, где он родился, тем больше он будет воспринимать этот мир своим, тем больше у него будет уважения к родине малой, уважения и любви к Родине – России. Нужно выработать по данному вопросу на каждой ступени обучения свою систему учебной деятельности и внешкольной работы, основанную на сотрудничестве учеников, учителей, родителей и общественных организаций. Нужно создать яркие красочные пособия по своему краю: с историческими памятниками; с людьми, прославившими нашу землю, с национальными костюмами, с играми народов разных национальностей. Тогда обучение и воспитание будет радостным и для учителя, и для учеников. Тогда мы добьемся решения поставленных целей в полном объеме.

Все, что выкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания молодежи.

Список литературы:

  1. Бабошина Е.Б. , Краеведение и школа; – Курган.
  2. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007.
  3. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников// Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4.

Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.

Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение -- всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение -- комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» .

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности -- школьного микрорайона, города, села, района, области» .

В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.».

Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования -- способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации» .

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины -- сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

· фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,

· газеты, пестрящие материалами похожего содержания,

· правосудие, способное наказать только слабых мира сего.

· безработица, пьянство, наркомания.

· бездомные и нищие.

· никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.

· компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

А ведь верно подмечено, что патриотизм -- это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота -- человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

· беречь природу и окружающую среду в целом,

· сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,

· беречь памятники истории и культуры.

· относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

2. Человек -- звено в цепи жизни.

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье.

Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явление во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».

Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история -- это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание -- эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Очень важно объяснить детям -- вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать -- от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я -- достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

4. Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира.

Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».

5. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

6. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

7. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

И ещё одной очень важной задачей является

8. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.

краеведение школьный патриотический воспитание