Выступление на тему: «Организация летне-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Особенности организации летней оздоровительной работы в доу Начинается летний период в детском саду

Старший воспитатель МБДОУ детский сад № 21 МО Каневской район Швидкая Оксана Ивановна

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать, прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

Лето - благоприятное время для сохранения и укрепления здоровья детей,

создания условий для их полноценного всестороннего, психического и

физического развития.

Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Поэтому, в нашем детском саду педагоги стараются всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбил удивительный, прекрасный мир растений и животных.

Итак, целью нашей работы являются:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей. Полное удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении, т. е. обеспечение всестороннего развития ребенка.

Коллектив детского сада ставит перед собой следующие задачи:

  • Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
  • Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
  • Осуществлять педагогическое и социальное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
  • Организовать жизнь детей в детском саду таким образом, чтобы они провели его с радостью и удовольствием, получили заряд бодрости.

Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.

В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.

В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.

Итак, основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.

Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно интересны детям «неожиданные» праздники: «Праздник веселых мячей» , «Праздник мыльных пузырей» , «День любимой игрушки» , «Бал шляп» , «Коса – девичья краса» , «Праздник веселого ветерка» , «Фестиваль народных игр» и др. Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.

Примерная тематика:

1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми

  • Вариативность утренних гимнастик на данный период
  • Организация подвижных игр
  • Проведение праздников и досугов
  • Игры для похода или прогулки в лес
  • Игры на воде

2. Мир природы

  • Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, рыбами растениями, птицами и т.д.)
  • Природа края, в котором мы живём
  • Организация работы в цветнике и огороде
  • Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения
  • Требования к проведению экскурсий
  • Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями
  • Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках
  • Организация разных видов игр в летний период

3. Художественно-изобразительная деятельность

4. Летние праздники и досуги

  • Знакомим детей с русскими народными праздниками
  • Основные требования в организации праздника
  • Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению

активного отдыха в летний период

5. Основы безопасности жизнедеятельности детей

  • Инструктажи
  • Изучаем правила пожарной безопасности
  • Организация работы «Внимание дорога»

6. Краеведение

  • Проведение экскурсий к памятным местам
  • Тематика конкурсов детского творчества

7. Организация работы с родителями

  • Какие темы групповых бесед и консультаций для родителей можно рекомендовать
  • Какие формы с родителями можно использовать в летний период (дни открытых дверей, встречи с интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность)

Проделанная работа по тематике, а это раскрытие теоретических и практических подходов окажет помощь всем педагогам детских садов в их многообразной работе.

Таким образом, системное и последовательное планирование и организация работы в летний период помогает использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе, укрепить их физическое и психическое здоровье.

Татьяна Бояркина
Организация летних оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении

Добрый день Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагаю «Организацию летних оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении »

На заключительном педагогическом совете в мае, знакомлю педагогов с целями и задачами работы детского сада в летний период .

Успешное проведение летнего оздоровления во многом определяется комплексным подходом к планированию организации и медико-педагогическому контролю. Проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий с детьми в летний период должен обязательно регламентироваться нормативными документами.

Успех летней оздоровительной работы определяется , прежде всего, тем, насколько своевременно и качественно подготовился коллектив детского сада. Подготовка затрагивает все стороны жизни дошкольного учреждения , всех членов коллектива, согласно своим функциональным обязанностям.

Заведующая разрабатывает план подготовки детского сада к летнему оздоровительному периоду , распределяет обязанности между административно –управленческим, медицинским, педагогическим и младшим персоналом по благоустройству территории, оборудования участков, физкультурной площадки в соответствии с СаНПиН.

Медицинскими работниками также составляется план медицинской работы на летний оздоровительный период .

Заместитель по ВМР и старший воспитатель представляют мероприятия с детьми на летний оздоровительный период .

В летний оздоровительный период жизнедеятельность детей переносится на свежий воздух.

Переносится обед на 15 мин. Раньше. Происходит удлинение дневного сна.

Для проведения летнего оздоровительного периода необходимо создать условия.

В нашем дошкольном учреждении созданы все условия . Участки озеленены, веранды каждой возрастной группы, участки представлены сюжетами из сказок. Очень замечательны цветники и огороды. На каждом участке сделаны теневые навесы, где дети могут укрыться от солнца. В каждой возрастной группе имеется душ, где дети купаются теплой водой, после утренней прогулки. На участках оформлены песочницы. Они закрываются вечером крышками. Песок обрабатывается кипятком. Ежемесячно песок обследуется на гельминты. Результаты отрицательные.

Какие формы работы мы используем в работе с детьми?

Закаливание - система мероприятий , повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.

Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка; начинать процедуры можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого теплое время.

Душ можно применять детям только с 1,5-летнего возраста . Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом. Температура воды летом - 33-35°. Постепенно на 1 градус через каждую неделю летом через 3-5 дней ее снижают до 28°.

Полноценное развитие детей невозможно без организации сбалансированного питания с соблюдением установленным норм питания.

Разработано циклическое 10-дневное меню на весенне - летний период , утвержденное Роспотребнадзором.

При организации питания детей в первую очередь необходимо позаботиться о достаточном содержании в рационе белкового компонента, основными источниками которого являются мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты.

Кушать овощи и фрукты

Рыбу, молокопродукты

Вот полезная еда

Витаминами полна!

В летний период важное место в рационе питания занимают овощи и фрукты. Для повышения обеспеченности витаминами и минеральными веществами в рацион ребенка следует, как можно шире включать ранние овощи (редис, салат, зеленый лук, различную зелень : укроп, петрушку) .

Согласно плана работы на ЛОП дети ежедневно получают соки, фрукты на второй завтрак. Проводится витаминизация третьего блюда.

Если мясо, яйца, молоко и молочные продукты в основном выполняются на 100%, то со свежей рыбой возникают проблемы. В течение года и ЛОП норма по рыбе не выполняется. В настоящее время вроде поставка рыбы налаживается, наш детский сад получил 186 кг. рыбы.

В летний период большая работа ведется с родителями воспитанников. Проводятся консультации, беседы, практикумы для родителей, регулярно обновляются информации в родительских уголках, на темы связанные с сохранением и укреплением здоровья детей летом, о закаливании организма , о дыхательной гимнастике, об организации питания и летнего отдыха детей .

Родители оказывают большую помощь в проведении ремонта групп и оборудования на участках, в озеленении участков, в подготовке праздников и развлечений для детей, проводимых в ДОУ летом.

Отчет по организации летней – оздоровительной работы

в МБДОУ Детский сад №4 «Березка»

Летняя оздоровительная работа была организована по утвержденному плану и нацелена на обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, организацию здоровьесберегающего режима, предупреждение заболеваемости и травматизма.

Акцент был сделан на увеличение времени пребывания воспитанников на свежем воздухе, на повышении двигательной активности детей через подвижные игры, спортивные развлечения, экскурсии, выносной материал. Дети охотно работали в цветнике, на огороде, участвовали в сюжетно-ролевых играх, играх с водой и песком, организовывали театрализованные представления, разыгрывали игровые ситуации на автоплощадке.

Оздоровительная работа основывалась на закаливающих процедурах, таких как : воздушные ванны, хождение босиком, обливание ног, раздевание до трусиков, игры с водой и организации питания на основе витаминотерапии. По сокам выполнение нормативов на 99%, по овощам на 89%, по фруктам на 90%.

Всего за три летних месяца в МБДОУ зарегистрировано 7 случаев заболеваний воспитанников из них : 3 – ОРВИ, 1 – бронхит, 1 – ОРЗ, 2 – стрептодермия. Заболеваемость по учреждению составила 24% , что соответствует уровню прошлого года. В конце августа после летнего оздоровления снова взята кровь у детей. Из 200 детей у 196 анализ крови соответствует нормам, что составляет 98%.Случаев детского травматизма не зарегистрировано.

В летний период были успешно организованы тематические недели : «Умелые ручки» , «Наш друг – природа» , «Театральный калейдоскоп» , «Мой город» . В МБДОУ собран дидактический и методический материал по этим темам.

В июне в детском саду прошел яркий эмоциональный праздник «День защиты детей» . Все лето в МБДОУ работал информационный стенд по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

На августовском педсовете транслировался опыт воспитателей Аймешевой З. Т., Сапаровой А. Э., Мустаковой Б. Д., Поповой Т. Г., Горун Е. П. по организации летней оздоровительной работы воспитанниками. Оформлен методический материал по результатам реализации тематического проекта «Цветочный наряд» .

По итогам летней - оздоровительной работы оформлена фотовыставка «Летнее настроение » , работает выставка совместного творчества детей и родителей «Все краски лета» , организован смотр-конкурс среди воспитателей на лучшее оформление участков и огородов.

За период летней – оздоровительной работы для родителей были организованы консультации на темы «Летний отдых детей » , «Адаптация к условиям детского сада» (для родителей вновь поступающих детей) . Постоянно вывешивались санитарные бюллетени на темы «Кишечная инфекция» , «Профилактика травматизма летом» , «Витамины на вашем столе» . Родители активно привлекались к благоустройству участков детского сада. Силами родителей воспитанников детского сада на участках установлены сюжетные постройки для игр детей по сказкам.

Все запланированные мероприятия по летней - оздоровительной работе реализованы . Проблемой в работе МБДОУ остается необходимость ремонта беседок, тротуарных дорожек, фасада здания, отмостки вокруг здания.

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера. Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения. В помощь педагогам заместитель заведующего по УВР подобрала необходимую справочную и методическую литературу, конспекты проведения досуга и развлечений, подобрала картатеку игр м водой, игр-экспериментирований, игр по формированию у детей здоровому образу жизни. Большую помощь воспитателям может оказать использование материала из опыта работы с детьми летом в предыдущие годы:; практические советы и методические рекомендации:

  • Рекомендации по предупреждению детского травматизма в летний период).
  • Рекомендации по правилам дорожного движения

Для полноценной воспитательной работы с детьми необходи,

На заключительном педагогическом совете в мае педагоги знакомятся с основными задачами работы ДОУ в летний период: -развивать экологическое мышление детей через расширение представлений о растительном и животном мире, природных явлениях, труде людей в природе, экспериментирование; -учить способам ухода за посадками сада, леса, цветника — воспитывать желание за растениями, трудиться — развивать эмоционально- доброжелательные отношения к живым объектам природы и сверстникам в процессе общения с ними. — совершершенствовать двигательные навыки детей; — развивать психофизические качества личности ребенка; —учить самостоятельно кататься на 3-х колесном велосипеде, самокате План летней оздоровительной работы детально обсуждается в коллективе детского сада, определяется роль каждого педагога в его выполнении. При этом учитываются пожелания и предложения воспитателей, специалистов, их творческие идеи, которые потом воплощаются в интересные мероприятия. Учебные занятия в летний период не проводятся. Рекомендуется организовывать спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок (в соответствии с СанПиН) Любые виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество и др.) организуются на воздухе. Все это приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует умственной активности.

Ирина Войтова
Особенности организации летней оздоровительной работы в ДОУ

Особенности организации летне- оздоровительной работы в ДОУ .

Цель : Объединение усилий педагогов ДОУ и родителей по созданию условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период ; эмоциональному, личностному, познавательному развитию ребёнка

Задачи :

С детьми :

1. Физкультурно-оздоровительное развитие- продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости) ; - формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности; - знакомить с доступными для детей дошкольного возраста способами укрепления здоровья .

2. Познавательное развитие - стимулировать интерес детей к познанию окружающего мира посредством представлений о природе и человеке; - воспитывать у детей интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

3. Речевое развитие - продолжать развивать речь и речевое общение дошкольников; -формировать навыки общения и поведения.

4. Художественно-эстетическое развитие - развивать у детей способность слушать литературные произведения различных жанров, принимать участие в рассказывании знакомых произведений; - формировать умение создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов в рисунке, лепке, аппликации; - продолжать формировать у детей запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности.

5. Социально-коммуникативное развитие - формировать навыки общения и поведения, чувства взаимоуважения, любви, сочувствия, доброжелательность; - знакомить с правилами безопасного поведения; - воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной игре.

С педагогами :

1. Продолжать повышение педагогического мастерства педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы ;

2. Обеспечивать высокий уровень интеграции всех специалистов ДОУ в рамках единого образовательного пространства.

Педагогам детского сада следует :

Провести тематическое оформление групп;

Подготовить информацию для родителей на темы оздоровления , закаливания, техники безопасности детей в летний период ;

Провести озеленение территории детского сада (разбить цветники, посадить семена, рассаду на огороде и др.) ;

Провести ремонт и покраску игровых построек и малых архитектурных форм, по возможности, выполнить дополнительное декоративное оформление участков детского сада.

С родителями :

1. Продолжать повышение уровня общей педагогической культуры родителей в вопросах организации летнего отдыха детей ;

2. Привлекать родителей к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.

3. Продолжать работу с родителями по вопросам формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности.

Провести родительские собрания в группах по вопросам подготовки к лету и летних планов ДОУ , на которых медицинскому работнику поручить познакомить родителей с текущим состоянием здоровья детей, дать рекомендации; воспитателю – рассказать про план летней оздоровительной работы в детском саду .

Провести консультации на медико-педагогические темы для родителей детей, которые планируют выехать с детьми летом на море, и для тех родителей, чьи дети останутся.

Подготовить и оформить для родителей уличный стенд с консультациями, рекомендациями, режимом дня по группам.

В группах оформить информационные листы, папки-передвижки, буклеты, газеты на тему летнего отдыха , закаливания и т. п. На стенде обязательна должна быть информация о ОД в ЛОП, режиме дня, оздоровительных мероприятиях , меню.

Руководитель и педагогические работники учреждений дошкольного образования создают безопасные условия жизнедеятельности детей.

Педагогические работники должны приходить на свои рабочие места не менее чем за 10 минут до начала рабочего времени , визуально проверять групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья. При обнаружении нарушений режима безопасности они обязаны немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается.

Педагогами учреждений дошкольного образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования.

Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае, когда они не смогут забрать ребенка из учреждения (болезнь, служебная командировка, график работы и др ., это могут осуществить другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.

В группах и на территории должны отсутствовать аллергены, вызывающие обострение аллергических заболеваний у воспитанников.

На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т. п., неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток, кустарников.

С целью предупреждения травмоопасных ситуаций, причинения ущерба здоровью воспитанников на пешеходных дорожках, спортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин; резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами;

– оборудование на участке (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно.

Необходимо соблюдать меры безопасности при проведении массовых мероприятий, экскурсий, организованном перемещении детей вблизи автомобильных дорог, их перевозке транспортом.

При получении воспитанником травмы педагогические работники обязаны принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на него, оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения , незамедлительно сообщить его законным представителям.

В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск , сообщить в ближайшее отделение милиции и его родителям (законным представителям) .

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТЬЕВОГО РЕЖИМА

В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима . Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится в графинах не более 3 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе. Для достижения оздоровительного эффекта распорядок дня должен предусматривать максимальное пребывание детей на воздухе.

Распорядок дня должен быть гибким, учитывать индивидуальные особенности детей , сезон, погоду.

Дети должны быть в головных уборах, одежда - в соответствии с погодой;

Физкультурно-оздоровительная работа включает :

Утреннюю гимнастику;

Зарядку после дневного сна (пробуждения, бодрящая) помогает детскому организму проснуться , улучшает настроение дошкольников, поднимает мышечный тонус.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

Активный отдых ;

Самостоятельную двигательную деятельность;

Закаливание.

Прием и утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены :

Комплекс общеразвивающих упражнений; обыгрывание сюжета;

3-4 подвижные игры;

Физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

оздоровительный бег на участке ;

Элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

При организации особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками . Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются :

Комплекс подвижных игр (2-3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной)

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

Развитие координационных способностей ;

Развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.) ;

Игры с элементами спортивного ориентирования;

Комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные , образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей .

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве.

Руководство самостоятельной двигательной деятельности имеет свою специфику :

В плане организации физкультурно-игровой среды : должно быть достаточно места для движений, оптимальное количество, разнообразие, смена пособий ;

Закрепление в обязательном порядке в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности : во время утреннего приема, до занятий и между ними, на прогулке, после сна, в вечернее время;

Воспитатели должны владеть специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца) :

Ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин - 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

Многократное умывание в течение дня;

Полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

Ходьба босиком в течение дня : до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2-5 мин в группе первого раннего возраста до 15-20 мин в старшей группе); по траве, песку;

В теплое время года дневной и ночной сон проводится при открытых окнах, избегая сквозняков.

В теплое время одностороннее проветривание может проводиться в присутствии воспитанников непрерывно.

Солнечные ванны

В первые дни продолжительность процедуры не должна превышать 5-6 мин. Постепенно, после появления загара, продолжительность может быть увеличена до 10 мин. Наиболее благоприятны для солнечных ванн утренние часы с 9 до 11часов. Во время прогулки солнечную ванну можно повторить 2-3 раза.

Водные процедуры

Обливание стоп из лейки лучше проводить перед тихим часом. Начальная температура воды 28 градусов. Каждую неделю температура воды понижается до 16-18 градусов. После обливания ноги вытирают насухо мохнатым полотенцем.

Ножные ванны

Проводят после соответствующей подготовки обливанием стоп. Ноги (нижняя треть голени) опускают в таз с водой при температуре 30-32 градуса. Продолжительность ванн от 2-3 до 4-5 минут. Каждую неделю температура воды понижается и доводится до 15-18 градусов

Требования к проведению закаливающих мероприятий :

Закаливание можно начинать и проводить только в том случае, если ребенок здоров;

Соблюдать постепенное увеличение интенсивности закаливающих мероприятий;

Занятия должны проводиться систематически;

Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и его возраст;

Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительно теплое вр5емя (в холодное время года воздействие средовых факторов в начале закаливания уменьшается и необходимо его более постепенное нарастание);

Закаливающие мероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребенка;

После перерыва с разрешения врача возобновление занятий следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в нерегламентированной деятельности воспитанников. Рекомендуется проводить проекты.

Художественно-эстетическая работа включает :

Изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн) ;

Музыкальную деятельность воспитанников;

Ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является :

Рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы ;

Проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

Экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов, мелками на асфальте, палочками на песке) ;

освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);

лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины) ;

аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.) ;

конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов) ;

детский дизайн : аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.) .

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является :

включение изобразительной деятельности в детские праздники;

проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является :

использование музыки в режимных моментах;

фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;

включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние » образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.) ;

сольное и коллективное музицирование;

самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры : игры-танцы, музыкальные игры с пением, хороводы, подвижные музыкальные игры, игры с музыкальными инструментами, музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период .

Педагогические работники учреждения дошкольного образования обязаны знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту.

Руководитель учреждения дошкольного образования организует проведение плановых проверок :

– состояния пропускного режима, наличия и порядка ведения документации, содержания запасных выходов не реже одного раза в месяц;

– выполнения должностных обязанностей педагогических, медицинских работников ;

– качеством поставляемых продуктов питания, введением в рацион соков, фруктов, овощей;

– сроков годности и условиями хранения продуктов, готовых блюд, соблюдением требований к технологии приготовления готовых блюд;

– С-витаминизации дневного или суточного рациона;

организации диетического питания диспансерных детей и детей, склонных к аллергии;

– соблюдения санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке;

– питьевого режима детей;

– обеспечения санитарно-эпидемиологического режима в группах;

– проведения всех форм работы с детьми (кроме сна и питания) на свежем воздухе;

– обеспечения детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодой;

– исправности стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;

– наличия игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;

– функционирования поливочной системы;

– засетченности окон в учреждении дошкольного образования.

В летний период дошкольные учреждения существенно меняют свою программу. Связано это не только с тем, что многие воспитанники на время покидают детский сад, отправляясь на отдых с родителями. В первую очередь, изменение продиктовано необходимостью более частого пребывания воспитанников на свежем воздухе и организации системы закаливающих мероприятий. Летний оздоровительный период в ДОУ позволяет реализовать ряд программ, направленных на общее оздоровление детей и их физическое развитие.

План работы на лето в ДОУ составляется так, чтобы предусмотреть в равной мере развлекательные, познавательные и оздоровительные мероприятия. Итоговая программа регламентируется следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон №124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации №1155 от 17 сентября 2013 г. «О федеральном образовательном стандарте дошкольного образования»,
  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №139 от 4 апреля 2003 г. «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»,
  • СанПиН, определяющие режим работы ДОУ и требования к организации мероприятий в дошкольном учреждении.

Организация работы детского сада летом

Оздоровительная работа в ДОУ в летний период ставит основной целью привить детям любовь и интерес к здоровому образу жизни. В рамках этой работы должны быть реализованы следующие задачи:

  • проработана программа мероприятий, учитывающая нюансы местного климата и индивидуальные социально-психологические особенности детей,
  • созданы комфортные условия для занятий и игр на свежем воздухе,
  • предусмотрены мероприятия, направленные на повышение вовлеченности детей в процесс оздоровления, развитие у них любознательности и интереса к собственному здоровью,
  • организован режим дня, обеспечивающий достаточное пребывание воспитанников на свежем воздухе (с учетом погодных условий),
  • приняты меры для просвещения родителей по всем вопросам, касающимся новых программ.

План летнего оздоровительного периода в детском саду обязательно должен включать физкультурные занятия, проработку рационального здорового меню, закаливающие процедуры и организационную работу с родителями. Все методики, используемые в рамках реализации этого плана, должны быть простыми и понятными, инвентарь и оборудование - доступными. Должна быть предусмотрена возможность регулярного проведения закаливающих и профилактических мероприятий, вне зависимости от погодных условий.

Перед началом реализации общей оздоровительной программы необходимо выяснить, есть ли у кого-либо из воспитанников индивидуальные противопоказания к участию в ней. Руководство ДОУ и педагоги должны наладить и постоянно поддерживать контакт с родителями воспитанников и отслеживать состояние здоровья детей на протяжении всего летнего оздоровительного периода. Участие медицинского работника в формировании и реализации оздоровительной программы обязательно.

Эффективность программы летнего оздоровительного периода в ДОУ во многом зависит от того, соблюдаются ли в детском саду нормы оптимального двигательного режима воспитанников и нормативы по физнагрузке. Имеет значение также общее состояние учреждения, организация питания, качество водоснабжения, качество вентиляции.

Подготовительные мероприятия

Рекомендуется ежегодно перед началом лета выполнять в детском саду косметический ремонт - приводить в порядок игровые площадки, дополнять их новым оборудованием (по возможности), обустраивать клумбы и газоны, подвозить свежий песок в песочницы.

Каждая игровая площадка на территории ДОУ должна иметь теневую и солнечную зоны. С этой целью могут быть установлены дополнительные навесы. Песок в песочницах рекомендуется укрывать чехлами или защитными крышками, он должен быть слегка увлажнен в течение всего дня.

Окна оборудуются антимоскитными сетками. Система орошения газонов и игровых площадок должна быть полностью исправна. В жаркую погоду допускается полив площадок прохладной водой.

Все бассейны, расположенные на территории дошкольного учреждения, должны быть вычищены и иметь исправно функционирующую систему слива-налива.

Площадки для игры детей до трех лет должны иметь мягкое травяное покрытие. Площадки для детей 3-7 лет оснащаются также участками с утрамбованным грунтом. Все пешеходные дорожки должны быть ровными, без выбоин и ям. Игровое и защитное оборудование должно быть тщательно закреплено, устойчиво и полностью безопасно. Ежедневно необходимо протирать это оборудование от пыли. Все игрушки, предназначенные для игр на открытом воздухе, должны каждый день вечером промываться под струей воды.

Работа ДОУ летом также предусматривает увеличение продолжительности прогулок и сна (согласно СанПиН). Питье в летний период должно выдаваться детям по первой просьбе. Все виды деятельности, которые могут быть организованы на воздухе (игры, чтение, танцы, создание поделок и т.д.), должны проводиться на открытой площадке.

Организация летнего оздоровительного периода в ДОУ

Летняя программа предусматривает ряд изменений в работе дошкольного учреждения. В первую очередь, необходимо уделить внимание питанию и физнагрузкам детей.

Питание

Летнее меню должно быть максимально сбалансированным. Очень важно, чтобы подобранные блюда полностью обеспечивали детей витаминами и минералами, а также имели достаточную энергетическую ценность. Предпочтение стоит отдать свежим фруктам и овощам, натуральным сокам. Дополнительно в ДОУ может проводиться витаминизация готовых жидких блюд - добавление аскорбиновой кислоты (витамина С) согласно нормам на порцию.

Чтобы автоматизировать процесс составления меню, удобно использовать программный модуль "Управление питанием, контроль диет" системы контроля деятельности образовательного учреждения. Он содержит технологические карты блюд и позволяет формировать меню-требование, циклическое меню, меню-раскладку и прочую отчетность в несколько кликов. Подробнее о программе читайте .

План на лето в детском саду также должен учитывать повышенную потребность детей в питьевой воде. Для питья используется чистая негазированная вода промышленной фасовки, либо кипяченая, в последнем случае вода хранится не дольше шести часов.

Физкультурные занятия

План на лето в ДОУ обязательно включает ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий:

  • утренняя гимнастика,
  • подвижные игры на воздухе,
  • закаливание,
  • тематические и сюжетные физкультурные занятия,
  • праздники, Дни здоровья и другие общественные мероприятия с организацией физкультурных минуток.

Во время физкультурных занятий необходимо уделять внимание индивидуальным особенностям детей и стараться заинтересовать каждого воспитанника. Основные задачи на летний оздоровительный период в ДОУ - это профилактика нарушений осанки у детей, профилактика плоскостопия, развитие координации, привитие детям интереса к спортивным играм, гимнастике, здоровому образу жизни.

Методы закаливания в ДОУ могут включать:

  • сон при открытых окнах (без сквозняков),
  • ходьбу босиком по песку или газону (4-5 минут ежедневно - в группах до трех лет, до 20 минут ежедневно - в старших группах),
  • умывание прохладной водой,
  • оздоровительные прогулки.

Планируя летнюю программу, необходимо провести беседы с родителями и выяснить, действительно ли ребенку необходимо в летнее время посещать садик. Если с началом лета происходит значительное сокращение количества детей в ДОУ, то допускается переформирование групп, в том числе - создание разновозрастных коллективов.