Презентация на тему "работа с родителями в детском саду". Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении Презентации по работе с родителями в детском саду



Правовой основой взаимодействия ДОУ с родителями являются документы международного права: Закон РФ «Об образовании» Конституция РФ Конвенция ООН о правах ребёнка Семейный кодекс РФ Закон РФ « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» В Законе РФ «Об образовании» ст.18 записано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте»


Руководящая и организующая роль ДОУ по отношению к семье характеризуется комплексом факторов: Планомерное, активное распределение педагогических знаний родителей; Практическая помощь семье в воспитании детей; Организация пропаганды положительного общественного и семейного воспитания; Вовлечение родителей в педагогическую деятельность; Активизация их педагогического самообразования и др.


В основе концепции взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». СОТРУДНИЧЕСТВО- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Признаками сотрудничества являются: - осознание цели деятельности каждым участником процесса; - личный контакт участников с обменом информацией; - положительные межличностные отношения. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ- представляет собой способ организации совместной деятельности и с помощью общения.


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышения уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей


Формы общения с родителями: ТРАДИЦИОННЫЕ: 1.Коллективные -групповое родительское собрание -круглый стол -родительский комитет 2.Индивидуальные -беседы -консультации -посещение семей на дому 3.Наглядно-демонстрационные -тематические фотовыставки -выставки детских работ -стенды -папки- передвижки НЕТРАДИЦИОННЫЕ: 1.Информационно-аналитические -почтовый ящик -анкетирование -«Телефон доверия» 2.Досуговые -участие в праздниках и развлечениях -участие в выставках и конкурсах 3. Познавательные -педагогическая библиотека для родителей -деловая игра -консультации практикумы -родительские конференции -семейные клубы


Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям Воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблеме воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Воспитатель должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.



СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Подгоовила: Абдулвалиева Наталья Александровна Воспитатель МДОУ «Ромашка» I квалификационная категория Подгоовила: Абдулвалиева Наталья Александровна Воспитатель МДОУ «Ромашка» I квалификационная категория


Семья – уникальный первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.


Семья для ребёнка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.


Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.


Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.


ВО-ПЕРВЫХ Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предположения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. ВО-ПЕРВЫХ Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предположения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.


ВО- ВТОРЫХ Это учёт индивидуальности ребёнка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что. В свою очередь, ведёт к повышению эффективности педагогического процесса. ВО- ВТОРЫХ Это учёт индивидуальности ребёнка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что. В свою очередь, ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.


В-ТРЕТЬИХ Родители самостоятельно могут выбирать уже в школьном возрасте то направление в развитии ребёнка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребёнка. В-ЧЕТВЁРТЫХ Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье. В-ТРЕТЬИХ Родители самостоятельно могут выбирать уже в школьном возрасте то направление в развитии ребёнка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребёнка. В-ЧЕТВЁРТЫХ Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье.


При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы: 1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок). 2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. 3. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. 4. Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребёнка. 1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок). 2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. 3. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. 4. Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребёнка.


Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя её, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций: 1. Развитие интересов и потребностей ребёнка. 2. Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей. 3. Поддержка открытости во взаимоотношениях разными поколениями в семье. 4. Выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций. 5. Понимание и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности. 1. Развитие интересов и потребностей ребёнка. 2. Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей. 3. Поддержка открытости во взаимоотношениях разными поколениями в семье. 4. Выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций. 5. Понимание и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.


Данная цель реализуется через следующие задачи: 1. Воспитание уважения к детству и родительству. 2. Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды. 3. Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей. 4. Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми. 5. Использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям. 1. Воспитание уважения к детству и родительству. 2. Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды. 3. Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей. 4. Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми. 5. Использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.


Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьёй, являются следующие: 1. Изучение семей воспитанников: учёт различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характеристики семейных отношений и др. 2. Открытость детского сада семье. 3. Ориентация педагога на работу с детьми и родителями. 1. Изучение семей воспитанников: учёт различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характеристики семейных отношений и др. 2. Открытость детского сада семье. 3. Ориентация педагога на работу с детьми и родителями.


Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов: Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребёнком, но и знать, что он ждёт от ДОУ. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы. 1 ЭТАП Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить,. 2 ЭТАП


Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов: Формирование у родителей более полного образа своего ребёнка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребёнка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности. Формирование у родителей более полного образа своего ребёнка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребёнка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности. 3 ЭТАП Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребёнка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном поведении ребёнка. 4 ЭТАП


Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов: Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребёнка. На данном этапе планируется конкретное содержан е работы, выбираются формы сотрудничества. 5 ЭТАП


Форма (лат. – forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. Коллективные (массовые) Индивидуальные Наглядно- информационные Коллективные (массовые) Индивидуальные Наглядно- информационные Все формы работы с родителями подразделяются на: Традиционные Нетрадиционные Традиционные Нетрадиционные


Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие детей Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные формы – играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.


В настоящее время сложились устойчивые формы работы ДОУ с семьёй, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: Внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ. Работа с родителями за пределами ДОУ. Её цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.


Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.


Т. В. Короткова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Информационно- аналитические Цель использования: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Цель использования: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Формы проведения общения: 1. Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик». 3. Индивидуальные беседы и др. Формы проведения общения: 1. Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик». 3. Индивидуальные беседы и др.


Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно- ориентированного подхода к ребёнку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательно- образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.


Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями Анкетирование Один из распространённых методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка. Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.


Письменные формы взаимодействия с родителями Брошюры Помогают родителя узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нём. Брошюры Помогают родителя узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нём. Пособия Содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года. Пособия Содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года. Ежедневные записки Адресована непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребёнка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию. Ежедневные записки Адресована непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребёнка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию. Бюллетень Можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях программы и др. Бюллетень Можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях программы и др.


Письменные формы взаимодействия с родителями Личные блокноты Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьёй, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Личные блокноты Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьёй, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Доска объявлений Это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др. Доска объявлений Это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др. Отчёты Это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов. Отчёты Это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов. Ящик для предложений Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей. Ящик для предложений Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.


Т. В. Короткова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Познавательные Цель использования: Ознакомление родителей с возрастными и психолого- педагогическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Цель использования: Ознакомление родителей с возрастными и психолого- педагогическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Формы проведения общения: 1.Семинары-практикумы. 2. Тренинги 3. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. 4.Мини-собрания 5. Педагогический брифинг 6. Педагогическая гостиная 7. Устные педагогические журналы 8. Игры с педагогическим содержанием 9. Педагогическая библиотека для родителей 10.Исследовательско- проективные, ролевые, иммитационные, деловые игры и др. Формы проведения общения: 1.Семинары-практикумы. 2. Тренинги 3. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. 4.Мини-собрания 5. Педагогический брифинг 6. Педагогическая гостиная 7. Устные педагогические журналы 8. Игры с педагогическим содержанием 9. Педагогическая библиотека для родителей 10.Исследовательско- проективные, ролевые, иммитационные, деловые игры и др.


Познавательные формы взаимодействия с родителями Доминирующую роль среди форм общения педагог- родители играют познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого- педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребёнка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.


Познавательные формы взаимодействия с родителями Общее родительское собрание ДОУ. Цель – координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания. Оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания. Общее родительское собрание ДОУ. Цель – координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания. Оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания. Педагогический совет с участием родителей. Цель данной формы работы с семьёй является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта индивидуальных потребностей. Педагогический совет с участием родителей. Цель данной формы работы с семьёй является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта индивидуальных потребностей. Родительская конференция Одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Родительская конференция Одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.


Познавательные формы взаимодействия с родителями Тематические консультации Организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим специальным вопросам. Консультации близки к беседам. Тематические консультации Организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим специальным вопросам. Консультации близки к беседам. Педагогический консилиум Помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенню практическую помощь. Педагогический консилиум Помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенню практическую помощь. Групповые собрания родителей Это форма ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. Групповые собрания родителей Это форма ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи.


Познавательные формы взаимодействия с родителями «Круглый стол» В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания. «Круглый стол» В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания. Родительский совет (комитет) группы. Это группа людей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников,; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Родительский совет (комитет) группы. Это группа людей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников,; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Тренинги Помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины. Тренинги Помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины.


Познавательные формы взаимодействия с родителями «Дни открытых дверей» Дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога с детьми, самим «включаться» в общение и деятельность детей и педагогов. «Дни открытых дверей» Дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога с детьми, самим «включаться» в общение и деятельность детей и педагогов. Клубы для родителей Данная форма общения предполагает установлению между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребёнка, а родителям и – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Клубы для родителей Данная форма общения предполагает установлению между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребёнка, а родителям и – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Презентации дошкольного учреждения Это своевременное в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями формы рекламы ДОУ. В результате такой работы родители знакомятся с Уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми. Презентации дошкольного учреждения Это своевременное в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями формы рекламы ДОУ. В результате такой работы родители знакомятся с Уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.


Познавательные формы взаимодействия с родителями Вечера вопросов и ответов Эта форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Вечера вопросов и ответов Эта форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Мини-собрания Выявляется интересная семья, изучается её опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две- три семьи, разделяющие её позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема. Мини-собрания Выявляется интересная семья, изучается её опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две- три семьи, разделяющие её позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема. Исследовательско- проективные, ролевые, иммитационные игры В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определённые знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Исследовательско- проективные, ролевые, иммитационные игры В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определённые знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.


Познавательные формы взаимодействия с родителями Индивидуальные формы взаимодействия с родителями Преимущество состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями, наблюдение за общением родителей с детьми педагог намечает конкретные пути совместного взаимодействия с ребёнком. Индивидуальные формы взаимодействия с родителями Преимущество состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями, наблюдение за общением родителей с детьми педагог намечает конкретные пути совместного взаимодействия с ребёнком. Дни добрых дел Дни добровольной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно- развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями. Дни добрых дел Дни добровольной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно- развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.


Познавательные формы взаимодействия с родителями Индивидуальные консультации Близки по своему характеру к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалификационный совет Индивидуальные консультации Близки по своему характеру к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалификационный совет Посещение семьи Основная цель визита – познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение семьи Основная цель визита – познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Педагогические беседы с родителями Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Педагогические беседы с родителями Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.


Т. В. Короткова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Досуговые Цель использования: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Цель использования: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Формы проведения общения: 1. Совместные досуги, праздники 2. Выставки работ родителей и детей 3. Кружки и секции 4. Клубы отцов, бабушек, дедушек. Семинары, практикумы и т. д. Формы проведения общения: 1. Совместные досуги, праздники 2. Выставки работ родителей и детей 3. Кружки и секции 4. Клубы отцов, бабушек, дедушек. Семинары, практикумы и т. д.


Досуговые формы взаимодействия с родителями Досуговые формы организации общения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогом и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Такие формы сотрудничества с семьёй могут быть эффективными, только если воспитатель уделяет достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.


Досуговые формы взаимодействия с родителями Выставки работ родителей и детей Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя. (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Выставки работ родителей и детей Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя. (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихи, петь песни и т. д. Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихи, петь песни и т. д.


Досуговые формы взаимодействия с родителями Благотворительные акции Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную игру дома, а любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей. Благотворительные акции Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную игру дома, а любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей. Совместные походы и экскурсии Основная цель – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Из этих походов дети возвращаются обогащёнными новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества. Совместные походы и экскурсии Основная цель – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Из этих походов дети возвращаются обогащёнными новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.


Т. В. Короткова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Наглядно- информационные Цель использования: Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Цель использования: Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Формы проведения общения: 1. Информационные проекты для родителей 2. Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей 3. Дни (недели) открытых дверей 4. Открытые просмотры занятий и других видов деятельности 5. Выпуск стенгазет 6. Организация мини-газет Формы проведения общения: 1. Информационные проекты для родителей 2. Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей 3. Дни (недели) открытых дверей 4. Открытые просмотры занятий и других видов деятельности 5. Выпуск стенгазет 6. Организация мини-газет Информационно-ознакомительные Информационно-просветительные


Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагога, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.


Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями Информационно- ознакомительные Цель – ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Информационно- ознакомительные Цель – ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Информационно- просветительские Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и т. д.. Поэтому они выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами. Информационно- просветительские Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и т. д.. Поэтому они выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.


Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями Информационные листы Информация о дополнительных занятиях с детьми; объявления о собраниях, экскурсиях, событиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т. д. Информационные листы Информация о дополнительных занятиях с детьми; объявления о собраниях, экскурсиях, событиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т. д. Выставки, вернисажи детских работ Цель – демонстрирование родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы Выставки, вернисажи детских работ Цель – демонстрирование родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы Уголки для родителей В нём размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Уголки для родителей В нём размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.


Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями Памятки для родителей Небольшое описание (инструкция) правильного выполнения каких-либо действий Памятки для родителей Небольшое описание (инструкция) правильного выполнения каких-либо действий Родительская газета Оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Родительская газета Оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Папки-передвижки Формируются по тематическому принципу. Папка даётся во временное пользование родителям. Папки-передвижки Формируются по тематическому принципу. Папка даётся во временное пользование родителям. Видеофильмы Создаются по определённой тематике. Видеофильмы Создаются по определённой тематике.


Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют: 1. Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми. 2. Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе. 3. Ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта. 4. Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира. 5. Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем. 6. Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания. 7. Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов. 1. Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми. 2. Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе. 3. Ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта. 4. Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира. 5. Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем. 6. Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания. 7. Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.


Источники информации 1. Доронова Т. В. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» 2. Зверева О. Л., Короткова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ». 3. Солодянкина О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй» 4. Крылова Н. «Каким должно быть общение детского сада с семьёй?». 5. Богомолова З. А. «Формирование партнёрских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ». 1. Доронова Т. В. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» 2. Зверева О. Л., Короткова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ». 3. Солодянкина О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй» 4. Крылова Н. «Каким должно быть общение детского сада с семьёй?». 5. Богомолова З. А. «Формирование партнёрских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ».

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

1 слайд Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

В дошкольном образовательном учреждении ребёнок получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому большое внимание в дошкольном образовательном учреждении должно уделяться работе с родителями. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в формировании личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не располагал. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка.

2 слайд Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей является создание единого пространства или алгоритма «родители – дети – педагоги» . Для достижения данной цели перед сотрудниками дошкольного образовательного учреждения ставятся следующие задачи: 3 слайд

Создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

Установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;

Оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

Непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

4 слайд Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только при становлении детского учреждения открытой системой. Открытость дошкольного учреждения, включает «открытость внутрь » и «открытость наружу».

«Открытость внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

«Открытость наружу» -означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, вовлекать родителей к участию в конкурсах.

Немаловажным для работы с родителями в новых условиях являются:

5 слайд

Социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей);

Использование видеозаписей наблюдений деятельности ребенка (в течение года ведется видеозапись образовательной деятельности);

Информационные стенгазеты (представление интересных моментов жизнедеятельности ребенка в детском саду);

Совместная работа родителей с детьми в индивидуальных тетрадях (помогает научиться вместе с детьми преодолевать трудности учения);

День открытых дверей (родители знакомятся с задачами, правилами и традициями ДОУ); не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить.

«Круглый стол» (обсуждение с родителями актуальные проблемы воспитания); Расширяют воспитательный кругозор не только родителей , но и самих педагогов. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч.

Интерактивные – досуговые мероприятия . (всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и муниципальном, участниками, которых являются дети, родители, педагоги);

Детско-родительские проекты (где дети не только открывают что-то новое совместно с педагогом в ДОУ, но закрепляют свои знания благодаря экспериментированию вместе с родителями вне детского сада);

Мастер-классы (где руководителем может быть не только педагог, но и ребенок, родитель);

Семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специализированные занятия, мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию, флористике (по выбору родителей).

Силами воспитателя по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей, мастер-классы «Основы флористики», «Тестопластика – это интересно». Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми изобразительным искусством.

Собрание – деловая игра (имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения);

Собрание – конкурсы (на которых, родители, получив информацию к размышлению а также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях);

Собрание – практикум (обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике);

Родительская конференция (в них участвуют не только родители, но и общественность); Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания.

Тематические консультации (организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей);

Семейные клубы для родителей (данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания); В отличие от родительских собраний , в основе которых назидательно-поучительная форма общения , клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку . Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями . Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы);

Родительская почта и телефон доверия (оформляется самими родителями, в ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам); Любой член семьи имеет возможность в короткой записке обратиться за помощью к конкретному специалисту. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Ящик для предложений (родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей).

Коллектив детского сада сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования; представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменение социального состава родителей (одиночки, семейные пары, безработные, очень обеспеченные и т. д.), их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого специалисты должны менять формы и направления работы детского сада с семьей.

Если работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: 6 слайд родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

З адачи: - создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду; - установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями; - оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей; - непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ. Отношения детского учреждению с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада с семьёй

социальный анализ состава семьи использование видеозаписей наблюдений деятельности ребенка информационные стенгазеты совместная работа родителей с детьми в индивидуальных тетрадях день открытых дверей «Круглый стол» интерактивные – досуговые мероприятия

мастер-классы детско-родительские проекты собрание – деловая игра собрание – конкурсы собрание – практикум родительская конференция тематические консультации клубы для родителей выставки, вернисажи детских работ родительская газета ящик для предложений

Вывод: Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй.


"Какими бы прекрасными ни были наши детские дошкольные учреждения, самыми главными воспитателями, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую в этом возрасте не может заменить ни кто"-так считал В.А. Сухомлинский Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.


Родители- главные воспитатели своих детей.Родители- главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объёмом определённых психолого - педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объёмом определённых психолого - педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.


Формы сотрудничества с родителями Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего- либо, система организации чего-либо. Все формы с родителями подразделяются на коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.


Содержание форм общения с родителями Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках.


Традиционные формы организации общения педагогов и родителей: Коллективные родительские собрания конференции круглые столы анкетирование по разным вопросам семинары Индивидуальные Беседы тематические консультации и т.д. Наглядно- информационные фотографии выставки детских работ ширмы папки-передвижки дни открытых дверей утренники информационные стенды буклеты


Нетрадиционные формы общения Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.


Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Информационно - аналитические социологи ческие срезы опросы «почтовый ящик» Досуговые совместные досуги праздники участие родителей и детей в выставках участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада выставках родительских работ по изодеятельности Познавательные семинары- практикумы родительская гостиная проведение собраний консультаций в нетрадиционной форме игры с педагогическим содержанием библиотека для родителей Наглядно- информационные информационные папки для родителей организация дней открытых дверей открытых просмотров занятий и других видов деятельности выпуск газет организация мини- библиотек защита семейных проектов презентация детского сада информация о детском саде на сайте


Задачи взаимодействия Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи: Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.



Доброволец. Гость группы Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.








Дни открытых дверей В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.


«Родительский университет» Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном. Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном. Круглый стол «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).


Детско-родительский журнал «Лучик» Благодаря журналу «Лучик» родители из пассивных наблюдателей и слушателей становятся союзниками и активными партнерами. На мой взгляд, такое мероприятие хорошее дополнение к традиционным родительским собраниям, беседам, тематическим выставкам и т.п.Благодаря журналу «Лучик» родители из пассивных наблюдателей и слушателей становятся союзниками и активными партнерами. На мой взгляд, такое мероприятие хорошее дополнение к традиционным родительским собраниям, беседам, тематическим выставкам и т.п.





Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Взаимодействие с родителями в группе № 9 МДОАУ детский сад № 5 Воспитатели Алексеева С.Л., Шарафиева Н.Н.

2 слайд

Описание слайда:

В настоящее время становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками – родителями воспитанников. На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями, обсуждения и решения конкретных воспитательно-образовательных задач. В нашей группе № 9 работа по взаимодействию направлена на решение следующих задач: - ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения; - педагогическое просвещение родителей; - установление единства в воспитании детей; - изучение и распространение передового опыта семейного воспитания. Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию. Исходя из этого, главным в нашей работе является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.

3 слайд

Описание слайда:

Направления по вовлечению родителей в совместную деятельность Информационно - аналитическое – (анкетирование, тестирование, опрос, «почтовый ящик» Познавательное – (родительские гостиные, нетрадиционные собрания, экскурсии) Наглядно – информационное – (через родительские уголки, папки – передвижки, мини – библиотека, выпуск газеты) Досуговое – (праздники, акции)

4 слайд

Описание слайда:

Формы взаимодействия с родителями Традиционные формы Нетрадиционные формы Родительские собрания Консультации Анкетирование Утренники Оформление информационных стендов Посещение семьи ребенка Презентация группы Концерты Тематические досуги Оформление стенгазет и буклетов Почта доверия Театрализованные представления для детей с участием родителей Нетрадиционные собрания Информация о группе, детском саде на сайте в Интернете

5 слайд

Описание слайда:

Реализация взаимодействия с родителями в группе № 9 проходит по четырем направлениям:

6 слайд

Описание слайда:

Направление – информационно - аналитическое. Цель: выявление положительного опыта и недостатков в вопросах воспитания и обучения

7 слайд

Описание слайда:

2. Направление - наглядно-информационное Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наш родительский уголок оформляется посезонно.

8 слайд

Описание слайда:

3. Направление - познавательное Основная цель: повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка; ориентация семьи на воспитание здорового ребенка; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Мы ушли от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Используем такие приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. Используем моменты из жизни группы, включаю инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включаем практические задания, игры, эстафеты, музыкальное оформление. На каждом совместном мероприятии выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. С родителями на собраниях говорим не только о воспитании детей, но и взаимоотношениях в семье. К мероприятию готовим выставку детских работ или фотостенд, где используем фотографии из семейных альбомов, жизни группы.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

ДЕНЬ МАТЕРИ 4. Направление - досуговое – (праздники, акции) Совместные мероприятия. Это направление оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада.

14 слайд

Описание слайда:

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе, участке сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, театральный уголок и многое другое. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей.

15 слайд

Описание слайда:

Для творческого общения используется такая форму работы с семьей, как тематические выставки. Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.