Костюм масленицы своими руками. Масленица в полном обмундировании Как нарядить мальчика на масленицу в детский

Русские народные костюмы на Масленицу

«Не всё коту Масленица, будет и Великий пост». А пока русские люди готовы веселиться, лакомиться вкусными блинами-солнышками, устраивать хлебосольные гуляния на празднике, дошедшем до нас из глубины веков. Сохранив традиционные ритуалы и обрядовую часть, Масленица представляет собой славянский карнавал. А какой карнавал без переодеваний и ярких образов? Интернет-магазин АРТЭ Театральная Галерея позволяет недорого купить русские народные костюмы на Масленицу, чтобы проводить зиму широко, самобытно и красиво.

«Масленичная» историческая справка

Интересно, что русский праздник уходит корнями в язычество, когда устраивалось недельное торжество в честь весеннего солнцеворота. Своеобразным символом стали блины, ассоциирующиеся с солнцем. Ими задабривали Бога Ярило, привлекая тем самым весну. С распространением христианства наши предки стали справлять Масленицу перед Великим постом, надевая традиционную праздничную одежду.

При этом парни облачались в нарядные рубахи-косоворотки, а девушки – в праздничные душегреи, которые надевали поверх сарафанов. Наличие сарафана указывало на то, что девица не замужем, а вот понёву (шерстяную юбку) надевали лишь замужние женщины, подчеркивая тем самым свой статус. Для каждой губернии характерен свой национальный костюм, различающийся по фасону и расцветке, но всех людей объединяла широта русской души и тот размах, с которым славили красавицу-весну.

Русские народные костюмы на Масленицу для взрослых от АРТЭ

На масленичном гулянии не обойтись без стилизованных фольклорных нарядов, пошитых из красочных натуральных тканей, щедро декорированных вышивкой и тесьмой. Мужчин ждут традиционные рубахи-косоворотки, черные льняные брюки, кушаки, картузы в русско-народном стиле. Для женщин припасены сарафаны всевозможных расцветок, рубахи покосные с имитацией вышивки, костюмы «Боярыня». Кроме того, вы сможете купить костюм «Рязанской губернии», «Тверской губернии», «Вологодской губернии». В качестве головного убора рекомендуем кокошник «Сударушка», повязку на голову, кокошник «Девичий».

Всегда поблизости на празднике веселые балагуры, скоморохи, петрушки, клоуны, для которых в АРТЭ найдутся яркие наряды удобного фасона, дополненные заплатками и забавными остроконечными колпаками. Охотно посещают гуляния и сказочные персонажи. Чтобы перевоплотиться в них понадобятся костюм Бабы-Яги, Лешего, Кикиморы. Легко узнать по костюму Веснянку, надевшую венок на голову «Неженка» либо зеленый парик «Весна» с ромашками. А костюм «Метелица» голубой отлично передаст образ холодного времени года – зимушки-зимы.

Детские русские народные костюмы на Масленицу

Детские костюмы на Масленицу смотрятся празднично, имеют широкую размерную сетку, снабжены аппликациями и декором. Василиса Прекрасная, Аленушка, Матрешка, Баба-Яга – образов для девочек не перечесть. Для сценических выступлений подойдут классические сарафаны и костюмы танцевальные «Кадриль». Мальчикам наш интернет-магазин предоставляет атласные рубахи, костюмы «Иван Царевич», «Цыган», «Вася-Василек», а также наряды сказочных персонажей.

Весело встретить весенние деньки помогут дудки, трещотки с декором, балалайка «Матрешка» и бубны. Не забудьте про шутки, прибаутки, хороводы и блины! С АРТЭ «Масленица на носу»!

На Масленицу сжигают чучело Мары - злой древнерусской богини.

В последний день Масленицы, который называется Прощеное Воскресенье, сжигают соломенное чучело - символ зимы, тем самым, провожая зиму до следующего года. Сжигание чучела Масленицы было самым популярным видом проводов. На кострах сжигали разнообразные чучела. Это мог быть просто ворох соломы, колесо, одетое на жердь, шесты, обмотанные соломой и тряпками.

Кукла (чучело) Масленица.

Масленица - первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» - обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос - очесы льна, заплетенные в косу, на голове - платок. Это, пожалуй, один из немногих вариантов кукол, на которой разрешалось изображать лицо. Целую неделю буйствует Масленица со своими блинами.

Каждый день праздника имеет свое название: встреча, заигрыш, лакомка, разгул - перелом, золовкины вечерки, тещины посиделки, и последний, седьмой день - Прощеное Воскресенье. Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое. Обрядовая пища - блины, которые являются символом солнца.

Знаком счастливой семейной жизни была кукла с ребенком на руках, созданная в домах молодоженов на Масленицу. Нарядив, на праздники ее сажали на окно или крышу, призывая весну и Солнце.

Мощным оберегом жилища считалась «Домашняя масленица» - небольшая соломенная или лыковая кукла с белым тряпичным лицом. Ей встречали молодоженов и бережно хранили дома, как символ достатка и здорового потомства.

Кукол-маслениц делали очень просто: обыкновенные веточки связывали традиционным способом, получались ручки, потом специальным шнурочком навязывалась голова, а затем навязывалось огромное количество разных цветных лоскуточков - и куколка-масленица готова. В нее дети играли всего одну неделю, а потом, в Прощеное воскресенье, когда сжигали огромную Масленицу, туда же кидали эту куклу.

Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла Масленица была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Домашняя Масленица - кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 - 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали жениха и невесту.

За семь недель до Пасхи справляют Масленицу. Это са мый веселый и разгульный праздник. Масленица пришла к нам из далеких языческих времен и была многодневным весенним праздником, знаменовавшим проводы зимы. Длился он целых две недели — 14 дней.

Выпекание блинов на Масленицу - самый популярный обряд в России

Яйца на Пасху окрашивают 72%, просят прощения в Прощеное воскресенье 42%, а в Вербное воскресенье вербу освящают 28%.
Просить прощения в Прощеное воскресенье -третий по популярности обряд: его придерживаются 42% жителей страны.
Аналогичная ситуация - с окрашиванием пасхальных яиц: этот обряд популярен как среди православных, так и среди атеистов (81% и 60% соответственно).

Календарь Масленицы.

Что означает каждый день масленицы?

Масленица празднуется 8 дней, и каждый день имеет определенное название.

В первый день Масленицы, который назывался встречей, из соломы делали чучело Масленицы (или соломенного мужика), надевали на него старую одежду, рисовали лицо, повязывали платком или надевали шляпу. Насадив чучело на шест, с пением и прибаутками возили его по деревне на санях, затем водружали на самой высокой горе, где начиналось катание на санях. В честь Масленицы пели величальную песню:

Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные;
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!

В последний день масляной недели, в Прощенное воскресенье, люди просили перед наступлением Великого поста друг у друга прощения и везли провожать Масленицу на околицу, где устраивался большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали чучело на костре. Сожжение Масленицы было отголоском языческой веры: чучело зимы надо уничтожить ради воскрешения ее силы весной в злаках. С помощью этого обряда люди гнали прочь скуку, с нетерпением ожидая весны.

Прощай, Масленица, Пересмешница.
Тырь, тырь, монастырь!
Ты лежи, лежи, старуха,
На осиновых дровах,
Три полена в головах. Ура!!!

Кроме «общей» Масленицы, в некоторых губерниях (Московской, Калужской, Владимирской) делали и свои, «семейные» куклы, которых тоже называли Масленицей (ДОМАШНЯЯ МАСЛЕНИЦА), им давали в руки сковородку, помазок, блин. Эти куклы изготавливались в тех домах, где была молодежь. Под Переславлем в некоторых деревнях перед домом на шесте ставили ряженую куклу, приветствуя таким образом молодоженов, желая им потомства. В отличие от общей, деревенской Масленицы, семейная кукла изображалась нарядной и привлекательной.

Немного информации для тех кто не помнит курс химии со школы:

изготовленную чучелу из любого материала способного намокать (т.е. пойдет всё кроме тканей типа брезент и болонь) главное чтоб нравилось и было доступно, закрепленную на проволочном (достаточно крепком) каркасе, пропитать волшебным раствором.

Состав волшебного раствора прост - вода и селитра (лежит как удобрение во всех садоводческих магазинах). главное селитры брать столько, чтоб её было больше чем вода ее сможет растворить (при растворении в теплой воде должен оставаться осадок). После этого чучело просушивается и должно высохнуть полностью.

Да кстати селитры бывают разные - лучше брать натриевую (даст желтый цвет) или калиевую (тут фиолетово-красный), главное не брать (можно посоветовать врагам аммиачную - дымищи будет - весь праздник испортит.

Такое чучело гореть будет ярко даже в ливень. отличная альтернатива всяким бензинам и тп. Дети в восторге. И кстати: осторожно с огнём.

В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу. За границей русскую Mасленицу журналисты даже иногда стали называть русским Хэллоуином

В принципе, если совсем не понимать русскую культуру, то перепутать можно. Одеваются в коз и медведей и еще чего-то зубастое, мохнатое и лохматое. Кому-то может даже страшным показаться.


Вот три картинки для сравнения. Прикольно выглядят рядом. Ряженые, Хэллоуин и Крампус. Как говорится, почувствуйте разницу.


Ряженые. Детей развлекают играми.


Хэллоуин. Детей пугают.


Крампус. Детей пугают.

На самом деле костюм ряженого имеет свою собственную историю, и связан совсем не со страхом перед какими-то мёртвыми или чудищами, которые тебя съедят или в могилу утащат, а больше с народными играми и театрализованными постановками.

Я нашла очень интересную статью А. В. Пахомовой, профессора Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова и обладательницы кучи всяких званий и переписала ее совсем немножко, чтобы было менее научно-академически и более читабельно. Ну и картинок от себя слегка добавила, чтоб понятней было. Материалы взяты с сайта http://www.muzcentrum.ru/

**************************************** ***

Pяженье (ряжение) - обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. По веками сложившейся традиции, русские часто надевали необычные костюмы, лицо, как правило, скрывали под масками или мазали сажей, красками, чтобы максимально изменить облик до неузнаваемости. Неотъемлемой частью костюмов многих персонажей были шумопроизводящие украшения, “музыкальные” инструменты (например, две заслонки, вдобавок необходимо было и необычно двигаться - подскакивать, вертеться, приплясывать и т.п.

Ряженых чаще всего можно было увидеть во время празднования масленицы и на святки, реже - на Троицу и праздник Ивана Купалы. В целом ряжение представляло собой обрядовое и игровое переодевание с использованием масок и других приемов изменения внешнего вида.


Маски.
Наверху слева-направо: колядовальная маска; святочная маска; маска, используемая в обрядах плодородия (Исторический музей, г. Бийск); маска козы
Внизу слева-направо: святочные маски (найдены при раскопках в Новгороде); шествие ряженных

В древнерусских памятниках письменности XII века есть упоминания обрядов с ряжением, которым дана негативная окраска. Это вполне понятно - все, что было связано с языческими культами, осуждалось и запрещалось христианской доктриной. Тем не менеe в народе прочно укоренились игрища предков, которые сохранялись вплоть до XX века. В XIX веке многие из них носили еще обрядовый характер, часть же стала просто забавами, которыми развлекался и стар, и млад во время народных празднеств. В основном это были масленичные гулянья, свадьбы и др.


М. Павлова. Ряженые

Основными персонажами, которых чаще всего изображали ряженые были:

коза, конь, медведь, тур, аист и журавль - эту группу можно обобщить под названием "животные";

следующая группа - персонажи потустороннего мира и нечистой силы - смерть, покойник, "дед", "баба", кикимора, русалка, черт, ведьма;

часто изображали так называемых "чужих", т.е. представителей других народов, социальных или профессиональных групп - это солдат, барин, нищий, странник, цыган, еврей, немец, арап и т.п.;

святых - Николая, Андрея, Варвару и ангелов.

Во многих восточно-славянских названиях ряженых отражена их потусторонняя природа, например, "кудесники", "буки", "черти", "хухольники", "окрутники", "халявы", "чудики" и т.п.


Ряженые. Русская открытка до 1917 года. В литографии Кушнерев и компания.

Приемы и материалы, которыми достигалось изменение внешности, очень просты, но та находчивость, которую применяли в народе, конечно, поражает искушенное воображение современного человека.

Подручные материалы - солома, коромысло, ухват, веник, горшок, куски рогожи, береста, тулупы, вывернутые наизнанку и мн. др. - все шло в ход и превращало в нужный персонаж, будь то ангел, кикимора или лошадь. К приемам изменения внешности, помимо чернения лица сажей, можно добавить еще обкручивание соломой рук и ног, чтобы они казались толстыми и кривыми, подкладывание горба, закутывание в меховую шубу, вывернутую наизнанку, ношение необычных остроконечных шапок, также нередко на костюм навешивали колокольчики, старые веники, лапти и др. Чтобы придать себе устрашающий вид, ряженые приделывали длинные клыки из репы, надевали на голову тыкву с вырезанными глазницами и прикрепленной внутри свечой, вставали на ходули, закутывались в белое полотно и так далее.


Современные маски ряженых

В разных местностях были свои излюбленные персонажи, образы которых создавались давно вошедшим в праздничный обиход и ставшим традицией способом. Например, в Костромской губернии на святки вовремя колядования ряженые ходили по домам в виде калек с вымазанными сажей лицами, со страшными горбами и навязанной на голове куделью, чтобы выглядеть косматыми. Такие персонажи назывались "старики" или "пугала". Помимо ряженых страшного вида были смешные, необычные ряженые. Чтобы выглядеть чудно, мужчины переодевались в женскую одежду, а женщины - в мужскую, при этом нередко на ноги надевали непарную обувь, на голову корзину или что-нибудь из посуды.

Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты, или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову "козы", "кобылы", "тура"; они заходили в дом на четвереньках, бодались, скакали по избе, махали хвостом, подражая поведению изображаемых животных. Иногда два участника составляли одну фигуру "коня", "быка", что требовало слаженности движений и определенных навыков. Могли нарядиться "курицей" или "журавлем".


Современные маски ряженых

В Московской области нарядившийся "журавлем" ходил в вывороченном кожухе, ноги продевал в рукава, а в руках держал кочергу, имитирующую клюв.

На Русском Севере популярным персонажем святочных игр на посиделках был ряженый "покойником": его одевали в белое, натирали лицо мукой, в рот вставляли торчащие зубы, вырезанные из брюквы, клали на скамейку, оплакивали, заставляли девок целовать лежащего.
Добавлю, что ряжение воспринималось во многих местах как грех. Обычно в страшные маски "покойников" рядились лишь мужчины, реже — женщины, но ни в коем случае не девушки и уж тем более не дети. Из материалов, собранных на Русском Севере, следует, что сами участники обрядов и игр редко соглашались на эти роли добровольно, предпочитая бросать жребий. Когда праздничные гулянья заканчивались, принимавшие участие в ряженье должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой.

А вот как описываются ряженые на Масленицу: "По сказаниям церковных историков в дни эти безумствовали, то есть надевали на себя личины (маски), костюмы, причем переряжались мужчины в женские костюмы, а женщины в мужской наряд, иногда мужчины наряжались в довольно странные костюмы (пугалами), чтобы казаться страшнее и такая костюмировка (народный маскарад) служила на маслянице поводом к самому веселому разгулу…".


Излюбленный персонаж деревенской публики - "медведь". Лубочная картинка

В XIX веке в среде ученых исследователей народной культуры возрастает интерес к обрядовым, фольклорным и театральным действам. Описания масленичного и святочного ряжения довольно широко представлены в дореволюционной литературе. Начиная с 1846 года, после образования Русского географического общества, началось повсеместное собирание сведений по народному быту и фольклору. Разные издания, например, “Вестник Европы”, “Современник” и другие журналы, а также периодические и этнографические издания, губернские ведомости, сборники губернских статистических комитетов печатали материалы о верованиях, обычаях, народных обрядах и праздниках.

B первый день святок ряженье не проводили, к нему готовились. Устраивали складчину и на собранные деньги нанимали просторную избу на все святки, т.е. на две недели, окропляли и освещали её. Примечательно, что в складчине принимали участие все: люди женатые, пожилые, холостые, даже дети-подростки, «…последние обыкновенно платят половину того, что приходится на долю взрослых». “Появляются здесь “тальяночки”, в иных селах - балалайки и даже скрипки, - и деревенский бал открывается!”.

Непременным развлечением деревенской молодежи на вечеринках служит переряживание. "Ряженые обыкновенно изображают цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, евреев, солдат, скоморохов с медведем, нищих-побирух и т.п.". Излюбленным персонажем деревенской публики был "медведь". Ряженый в медведя представлял, как правило, несколько основных сюжетов: как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало. Другой персонаж - "журав", т.е. представляющий из себя подобие журавля. Чтобы изобразить журавля, парень набрасывает на себя вывороченную шерстью вверх шубу. В один из рукавов которой продевает палку с крючком на конце. Палка изображает клюв журавля, и этим клювом ряженый бьет присутствующих на вечеринке девушек, а те, чтобы откупиться от назойливой птицы, бросают на землю орехи, конфекты, пряники, которые журавль и подбирает». Также автор описывает игры "… непохвального свойства, и некоторые из последних отзываются даже кощунством". К таким играм относятся "венчание" и "похороны".


П. Каверзнев. Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза, ряженый в маске с гармошкой) 19 век

Как выглядели игры?
"…с криком и кривляниями, с корзинами снегу, перемешанного сажею, вбежали кикиморы и принялись завывать, хлестать и парить вениками во все стороны, стараясь, получше угостить грязным веником чужих ребят. Эти кикиморы были не кто иной, как туземные ребята, одетые по-старушечьи во всевозможные лохмотья и тряпки с горшком, накрытым тряпицею и заменявшим кокошник на голове, чтобы как можно более походить на кикимор, т.е. ведьм". Вслед за кикиморами являются "торгованы" - купцы с сукнами, нанкою (грубая плотная хлопчатобумажная ткань, одна из самых дешёвых в XIX в.), китайкою (плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань, привозимая из Китая) , кумачом (xлопчатобумажная ткань полотняного переплетения) и другим "красным товаром".

Затем следовал "стрелок", следом "кузнец"». А за кузнецами следовали музыканты - это были крестьянские ребятишки, стучавшие в сковороды, заслонки, ухваты, кочерги и т.п. "все это шумело, стучало, звенело и выло…". Далее разыгрывалась сценка с рыбаками, и изба превращалась в озеро. Рыбаки, обнаженные по пояс, при свете лучины ловили рыбу - девушек. За этой сценкой был "рекрутский набор", далее следовало "соление снетков". Роль снетков доставалась ребятишкам. В избе появлялся огромный кузов, сплетенный из сосновых драниц. В него сажали раздетых ребятишек, а сверху на них высыпали большую корзину снега - это их посолили, "ребятишки запищали, а выскочить было нельзя. В заключение для рассолу на них вылили ушат холодной воды. С визгом и неимоверной быстротой выпрыгнули ребятишки из кузова и ударились на печку и на полати одеваться и отогреваться". После этой сценки в избу входили "какие-то личности", одетые в полушубки, подвернутые наподобие фрака - это был ревизор и писари, последние держали куски бересты и палки (вместо бумаги и перьев). И далее разыгрывался допрос.


Л. И. Соломаткин. Ряженые. 1873.

У мещан и крестьян города Василя бытовал ряд своих святочных развлечений.

Долгожданный праздник начинают отмечать на второй день, а в первый идут к нему приготовления. "В отношении наряда святочники представляют самое пестрое разнообразие; все они ходят группами. Одна группа, например, состоит из цыганки, турчанки и старика с непременным горбом; другая состоит из бурлака, черемисина (мариец) в белой рубахе с обшивным воротом, женщины в барском платье и кормилицы с ребенком; третья группа водит медведя на цепи, и все бывают одеты сообразно этому представлению: один изображает мишку, другой - козу, третий - скрипача или барабанщика. Эта группа особенно доставляет удовольствие девицам". Далее в тексте акцентируется фрагмент с появлением персонажа "черт", который предстает перед собравшимися в страшном обличье - с красными глазами, красными губами, длинными когтями, хвостом и рогами, весь обтянутый кожей. Разыгрывается сценка изгнания черта из избы. Историк пишет, что самый "обыкновенный и любимый наряд святочников составляет красная рубаха, обшитая галуном, и при этом шляпа, обвязанная лентами всевозможных цветов".

У многих народов в обрядовых действах помимо специальных, традиционных для каждого конкретного случая костюмов, необходимым дополнением был, назовем его "волшебный" или особенный предмет. Так, например, изображая Мокошь в руке было веретено, св. Варвару или Люцию - гусиное крыло или нож. Таким особенным предметом могла стать палка, метла и др. У ряженых одним из самых распространенных атрибутов были маски, в частности берестяные. Маска-личина - обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Личины делались самые разные, в основном, из бересты. На куске березовой коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта, пришивали берестяной же нос, приделывали бороду изо льна или конских хвостов, брови, усы, румянили щеки свеклой. Наиболее выразительные личины часто хранились до следующих Святок.

Вот как выглядели ряженые в этнографических записках Ф.Д. Нефедова" "Показались два парня в берестяных масках и с деревянными лопатками в руках; они подходят то к одной, то к другой девице и спрашивают: "Сколько набить аршин набойки?". Девка говорит. Ряженый бьет ее по спине лопаткой столько раз, сколько она пожелала себе аршин набойки. <…> В избе крик и хохот".

Как выглядели костюмы и как они были сделаны?


Современная "коза"

"Коза", доставленная из Московской губернии, представляет из себя вздетую на палку резную, раскрашенную, двигающую нижнею челюстью, голову; "коза" же из Орловской губернии, представляет из себя хотя и очень примитивную, но более полную копию с живой козы: человек садится верхом на стянутую дугою палку, на одном конце которой прикреплена сделанная из тряпок голова, а к другому концу привязан хвост; все покрыто мешковиной, плотно ложащейся на стягивающую палку веревку, которая, таким образом, на спине ряженого образует спинной хребет козы"

А вот как незатейливо, но понятно каждому крестьянскому ребенку в Архангельской губернии выглядел ряженый конем: “Берут дугу с колокольчиком, делают хвост - под пиджаком - веник-листвяник. Вот колокольчик забренчал <…> Маски делали из бумаги. <…> В старину конь приходил на посиделки в шубе перевороченной. Шерсть как шкура”.

**************************************** **********
Во время СССР все эти обычаи особо конечно не приветствовались.

В сельской местности люди иногда продолжали придерживаться традиций, переодевались ряжеными и колядовали.


Ряженые. "Супруги". Деревня Климово, Горьковская обл. Фото, 1960 г.


Ряженые. Святочное вождение "Козы".
Ст-ца Анастасиевская, Краснодарский край. Фото, 1989 г.

Изредка выпускались детские книжки с картинками, где можно было увидеть ряженых

И совсем редко что-то можно было увидеть в фильмах, например "Сказ про то, как царь Петр арапа женил"

А сейчас, смотрю, опять становится модно и популярно

Ну Масленица - это вообще одни сплошные ряженые и игры, но и на Святки/Рождество тоже часто начали устраивать представления. Любимые персонажи те же самые что и раньше


Медведь в современном карнавальном костюме, ряженым и придумывать особо ничего не надо с какими-то шубами наизнанку.


Колядовщики на Белгородщине. 2012 год. К традиционным козе и черту, совсем не страшному, кстати, добавился нетрадиционный для дореволюционного времени дед Мороз.

А это вообще профессиональные артисты - фольклорный ансамбль "Переполох". Ряженых теперь на мероприятия приглашают почти как Деда Мороза. Ну а что, вполне веселый может получится даже Новогодний корпоратив.

Веселые эти ряженые, напоминают народный театр, ярмарки, гулянья, игры. Вообще как бы такой древний народный театр.

Абсолютно ничего общего с Хэллоуином, как бы некоторым не хотелось их совместить, ассимилировать и заменить одно на другое, как уже пытались сделать с Дедом Морозом, заменив его на Санта Клауса.

И главное, в ряженых есть смысл и дух праздника, нечто, совершенно в последнее время вымытое потребительским отношением к тому же Рождеству 25 декабря и Санта Клаусу, чем и объясняется такая дикая популярность и Хэллоуина и Крампуса. Пугать интересней, чем по магазинам бесконечно шляться, по крайнем мере в пугалках есть хоть какой-то смысл, в отличие от.....

Обычай празднования Масленицы пришёл с древнейших времён — греческих и римских праздников. В Западной Европе они превратились в карнавалы, ну а у нас Масленица стала для всех людей праздником проводов зимы.

Главные масленичные празднества всегда проходили с четверга по воскресенье. В помещения заходили только для того, чтобы угоститься блинами и горячим чаем. А все главное веселье – на улице! В некоторых деревнях молодёжь ходила по дворам с балалайками и бубнами. В городах люди участвовали в праздничных гуляньях: нарядно одевались, шли на театральные представления, заходили в балаганы посмотреть на скоморохов, на потехи с медведем. Одним из главных развлечений было катание молодёжи и детей с ледяных гор. Событием Масленой недели было взятие снежного городка. Парни строили снежный городок-ледяную крепость с воротами, сажали туда стражу, а потом пешие и конные шли в атаку, лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись снежками, мётлами и нагайками. Это ж сколько времени нужно было провести на улице!
Что же надевали в эти праздничные дни дети и подростки? Вроде бы зима, а значит видны только шуба и платок. Ничего подобного! Праздничные шубки и тулупы и девочки, и мальчики носили короткие, и если нарядных штанов (по современным меркам) почти не встречалось, то девичий наряд понравится и сейчас любой моднице. Шубки носили однотонные, со светлым мехом, а юбки, наоборот, разноцветные, со складками, воланами и оборками. Цвет юбки подбирался не случайно, самой лучшей основой костюма считалась темно-красная юбка в пол. Почему именно темно-красная? Потому что отблески ткани символизировали сжигание Масленицы. Не меньшей популярностью пользовались и многоцветные оранжево-красные, багряно-желтые юбки. У девочек помладше часто встречалась имитация взрослого наряда – длинное пальто, выглядевшее как многослойная одежда. На нем были вышиты и полы кафтана, и торчащая юбка, а иногда и пояс! Одежда девочек побогаче украшалась золоченой тесьмой. На голову кроме платков, кокошников и головных уборов скоморохов, на Масленицу надевали головные уборы из бусин с лентами. В наше время для того, чтобы сделать такой головной убор, знатоки советуют воспользоваться самыми маленькими елочными игрушками, аккуратно закрепленными на шапке.
Похожий наряд можно подобрать дочке на Масленицу и сейчас, тогда румяная красавица непременно победит на любом конкурсе. Длинная яркая юбка найдется в гардеробе каждой девочки – в крайнем случае, можно взять летний сарафан, нужно только не забыть самые теплые колготки и кофту. Дело за малым: бусы, пояс из красной или золоченой тесьмы и яркие варежки, а если шубка или куртка оказалась неподходящей, ее можно целиком замаскировать большим павлопосадским платком – визитной карточкой Масленицы! И тогда фотографии будут отличаться от любой зимней прогулки, а праздник запомнится надолго.

Источник изображения: картина Алтуфьева

Скоро Масленица – неделя широких гуляний и безудержного веселья, время поедания блинов , катания с гор и шумных посиделок. Провожать зиму и радоваться приходящей весне будут не только дети, но и взрослые. Студенты, да и люди постарше, оказывается, тоже не прочь нарядиться Скоморохом или Веснянкой – для тематической вечеринки или похода в ночной клуб на костюмированное мероприятие самое оно! Поэтому сегодня мы расскажем, как своими руками сделать костюмы на Масленицу для взрослых.

Костюмы на Масленицу русские народные

Самые популярные масленичные костюмы – русские народные. Сделать их не представляется труда. Так, традиционный праздничный наряд для мужчин – красная рубаха-косоворотка. Лучше брать изделия из шёлка или атласа. На рукава и подол рубашки нашивается тесьма с орнаментом – её можно купить в любом магазине рукоделия. Вариант посложнее – рубашка с вышивкой спереди. Подпоясывают такую одежду кушаком – длинным шарфом с кистями, а саму рубаху лучше брать на размер больше, чтобы была свободнее. Такой костюм на Масленицу для взрослых надевают под чёрные брюки и красные сапожки, за неимением которых можно обойтись традиционными тёмными мужскими туфлями.

С народным костюмом для женщин дело обстоит даже проще – во многом благодаря вернувшейся моде на традиционные русские мотивы в одежде. Хоть вы и можете сшить расклешённый снизу сарафан из большого куска цветной ткани, в ход пойдёт и повседневная одежда: яркие расписные платки, крупные бусы, длинные юбки и платья пёстрых расцветок, трендовые валенки, ожерелья из баранок. Макияж с ярко-алыми губами и румяными щеками дополнит этот костюм для взрослых на Масленицу – и вот вы уже первая русская краса-девица!

Костюм Весны на Масленицу

Символ Масленицы – юная весна, победившая старуху-Зиму и получившая власть над природой. Поэтому для женщин будет актуальным костюм Весны или Веснянки. За основу берётся однотонное платье, лучше пастельных тонов, жёлтое или зелёное. На него нашиваются разноцветные ленточки либо цветы – их можно сделать из бумаги, ткани либо купить специальные искусственные в магазине рукоделия. Интересные цветы можно сделать и из донышек пластиковых бутылок, вырезав их соответствующим образом и покрасив красой из баллончика. На голову Весны надевается венок или обруч, украшенный всё теми же цветами или лентами. По желанию девушка может дополнить свой костюм для взрослых на Масленицу зелёными колготками.

Костюм Весны

Костюм скомороха на Масленицу своими руками

Какая Масленица обходится без весёлого скомороха! Эти балагуры ходили по масленичным ярмаркам, призывали народ к веселью и славили красавицу Весну. Скоморохом может быть как мужчина, так и девушка. Вообще такой костюм на Масленицу для взрослых довольно сложный в исполнении, требует ткани как минимум двух ярких цветов и специальной выкройки. Но можно и облегчить задачу, просто нашив на рубашку (или тунику – для девушек) разноцветные лоскутки произвольной формы. Можно пофантазировать, включив в костюм яркий воротник-жабо или большой бант, однако чтобы образ был узнаваемым, у скомороха должен быть колпак. Его кроят и шьют из габардина или любой другой ткани. Самый простой вариант – взять обычную шапку с длинным хвостом и украсить её, однако при пошиве колпак может быть и двух- и трёхрожковым. Колпак должен звенеть – пришиваем к нему бубенчики, а при желании дополнительно украшаем его новогодним «дождиком» или блёстками.

Костюм Скомороха

Костюм медведя на Масленицу

А вот ещё один универсальный костюм для взрослых на Масленицу – медведь. Известно, что иногда скоморохи водили по ярмаркам на потеху народу именно этих ручных зверей. Для костюма косолапого своими руками можно использовать меховую жилетку либо вывернуть верхнюю одежду с «пушистой» подкладкой. Маску Мишки можно купить в магазине, а в дополнение по желанию сшить меховые митенки. Под костюм лучше надеть водолазку серого или коричневого цвета. Если мероприятие проходит дома, можно надеть меховые тапочки-«лапки».