Проблемы улучшения качества жизни пожилых. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема

Качество жизни пожилых людей и факторы, на него влияющие

Качество жизни для пожилых людей _ это поддержание такого состояния, которое обеспечивало бы пожилым людям оптимальный физический, психологический и социальный комфорт .

В жизни пожилых людей, как и жизни людей других возрастов, уровень дохода и состояние здоровья — две наиболее значимые переменные, являющиеся важнейшими составляющими качества жизни. Поэтому для того, чтобы понять полую картину жизни пожилых людей, необходимо понять, что означают для них материальный достаток и здоровье и как они взаимодействуют с другими сферами жизни.

Считается, что материальное положение является наиболее важным из небиологических факторов, воздействующих на состояние здоровья. Большое значение для пожилых приобретают медико-социальные проблемы. Хотя старые люди могут быть активными и бодрыми, с возрастом их потребность в медицинской помощи увеличивается. В силу естественного старения организма проявляется ряд хронических заболеваний, увеличивается количество пожилых, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, в помощи геронтологов, невропатологов, кардиологов и т.п.

Поэтому часто ученые, исследуя качество жизни, ограничиваются только факторами материального достатка и здоровья. Но не менее важны и субъективные показатели, т.к. с социально-экономическим фактором и здоровьем тесно связана удовлетворенность жизнью.

Согласно выводам зарубежных специалистов, с 1960-х годов субъективные показатели, такие как удовлетворенность жизнью, самоуважение и чувство контроля над жизнью, получили большое значение не только в оценке качества жизни, но и в оценке адаптации пожилых людей. Это подтверждается данными ряда исследований, которые показали, что у пожилых людей представления о ситуации и ее оценка в большей степени определяют благополучие и удовлетворенность качеством жизни, чем объективная ситуация. Поэтому нельзя измерить качество жизни на основе экстернально оцененного здоровья или условий окружения без учета собственных оценок индивидов своего здоровья и благополучия .

Как видно из рисунка, качество жизни пожилых людей имеет много измерений и ее можно определить как некую матрицу взаимосвязанных элементов, чья интеграция, в свою очередь, определяет качество жизни каждого конкретного индивида. Поэтому задача исследователей сводится к определению уровня качества жизни конкретного индивида и затем к сравнению с другими индивидами, находящихся в схожих условиях.

Одновременно нужно обратить внимание на то, что качество жизни включает такие понятия, как условия жизни и опыт жизни. Первые относятся к объективным элементам, например жилищные условия, а вторые — к субъективным. Таким образом, многие исследователи сталкиваются к двумя «пространствами» и отсюда их разногласия по оценке важности каждого пространства. Например, если говорить о жизненном опыте людей с умственными проблемами, которые нередки в позднем возрасте, то некоторые авторы считают, что качество жизни для них — «индивидуальная субъективная концепция» .

Схематично оценка качества жизни может быть представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 — Факторы качества жизни

Примечание — Источник:

Таким образом, измерение качества жизни должно включать определение потребностей людей, субъективную важность этих потребностей и ту степень, в которой человек ощущает их необходимость удовлетворить. Некоторые авторы относят к объективным элементам здоровье и финансовые источники, а к субъективным — представления о благополучии, основной уровень удовлетворенности, представления о своей ценности, самоуважение и др. Таким образом, субъективное измерение качества жизни заключается в изучении таких показателей, как удовлетворенность жизнью, благополучие и самоуважение и связанных с ними важных событий в жизни личности. Для социальных работников с важно понимать взаимодействие между этими компонентами.

Необходимо помнить, что достойное качество жизни пожилого человека невозможно без мотивации на активное долголетие. Необходима пропаганда физической активности, рационального питания, психического тренинга, преодоления сидячего образа жизни. Обязательна психологическая поддержка, которая может переориентировать интересы и жизненные ценности. Важен благоприятный микроклимат в семье, ощущение востребованности в обществе с учетом жизненного и профессионального опыта.

Рейтинг стран мира по показателю качества жизни пожилых людей

Индекс качества жизни пожилых людей (Global AgeWath Index) - это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю качества жизни и благополучия пожилых людей. Рассчитывается по методике международной неправительственной организации HelpAge International на основе статистических данных, получаемых от национальных институтов и международных организаций, которые аккумулируются в Фонде Организации Объединённых Наций в области народонаселения (ЮНФПА) .

Указанные группы показателей были выбраны потому, что они были определены пожилыми людьми и политиками как ключевые составляющие благополучия пожилого населения. По каждой группе странам выставляется оценка в баллах - от 1 до 100 (с использованием десятых долей). Чем больше баллов, тем более высоко оценивается страна в данной области. Общий Индекс рассчитывается как среднее геометрическое четырёх областей и показывает таким образом, насколько близка та или иная страна к идеальному значению. Например, общее значение Индекса 35,0 баллов означает, что благополучие пожилых людей в стране составляет лишь 35,0% от идеального (100).

Эта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран и территорий мира, упорядоченных по Индексу качества жизни пожилых людей. В 2015 году исследование охватывает 96 стран.

Индекс качества жизни пожилых людей в странах мира

HelpAge International. Global AgeWath Index 2015

125171, Москва, Ленинградское шоссе, дом 18, офис 815

Качество жизни пожилых людей

В данном параграфе рассматриваются основные характеристики качества жизни пожилых людей: место проживания, материальное положение, особенности питания, состояние здоровья, безопасность, социальное самочувствие, проведение досуга и отдыха. Проанализировав результаты мониторинга, можно прийти к выводу, что наиболее характерными социальными рисками пожилых людей являются: бедность и материальное неблагополучие; ухудшение здоровья и риск преждевременной смерти; риск социальной изолированности (ненужности обществу); утрата родственных связей; деформация норм поведения; риск мошеннических действий. Их наличие угрожает нормальной жизнедеятельности пожилого населения России.

25 октября 2010 года на заседании Президиума Государственного совета по социальной политике в отношении граждан пожилого возраста и повышении качества их жизни, Президент Российской Федерации Медведев Д.А. обозначил, что «забота о людях старшего поколения — это безусловный государственный приоритет» и «за последнее время удалось кое-что сделать для совершенствования качества жизни пожилых людей». Сегодня в России «уже нет пенсионеров, у которых доходы ниже прожиточного минимума». Но, «это только первый шаг в развитии пенсионной системы». В ближайшее время будут предприняты и другие шаги.

Одним из таких «шагов», в свете проводимых реформ, является изучение мнения самих пожилых россиян о произошедших изменениях, оценка своей жизни в различных аспектах: с точки зрения места проживания, материального положения, особенностей питания, состояния здоровья, безопасности, социального самочувствия, проведения досуга и отдыха. Для реализации этого направления работы было проведено количественное исследование, методом анкетирования. При постановке целей и задач мониторинга акцент делался на изучении жизненной ситуации пожилых россиян для выработки управленческих решений по вопросам развития системы социальной защиты населения. Интерпретировав результаты Комплексного мониторинга уровня и качества жизни пожилых людей можно прийти к определению социальных рисков, характерных для когорты пожилых людей.

В опросе приняли участие разные типы пожилых людей: «молодые» пенсионеры и люди собственно пожилого возраста; работающие и закончившие трудовую деятельность; одинокие и семейные, состоящие на надомном обслуживании и другие. Выборочная совокупность исследования составила 5 000 респондентов, достигших пенсионного возраста, из них 4 100 женщин (82 %) и 900 мужчин (18 %). Средний возраст респондентов женского пола — 69 лет, мужского — 72 года. Каждый пятый пожилой человек — одинок, а каждый четвертый — продолжает работать.

Сфера деятельности пожилых людей, продолжающих трудовую деятельность, разнообразна. Среди опрошенных респондентов были работающие практически во всех сферах занятости, характерных для России (промышленность, государственное и муниципальное управление, образование, торговые организации и учреждения общественного питания). Вместе с тем, значительную долю респондентов составляют пожилые люди, занятые в учреждениях социального профиля и жилищно-коммунального хозяйства. Это объясняется, во-первых, возможностью трудоустройства в данной сфере лиц с узкоспециальными профессиональными характеристиками, во-вторых, сохраняющимися льготами системы социальной защиты для пожилых людей при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.

Вопросы материального положения серьезно влияют на социальное самочувствие пожилых людей и уровень их удовлетворенности своей жизнью. Материальная обеспеченность оценивается, прежде всего, через уровень дохода, показатели покупательских возможностей пожилых людей, а также наличия предметов длительного пользования и др.

Практически половине респондентов (42 %), хватает денег на продукты питания, еще 40 % помимо затрат на питание позволяют себе покупку одежды и обуви. Доля тех, кто испытывает сложности даже при покупке продуктов питания, составляет 5 %. И, лишь 12 % респондентов довольны качеством своего питания и могут позволить себе покупку телевизора, холодильника, стиральной машины и др. товаров длительного пользования. Доля пожилых людей, которые легко могут позволить себе покупку товаров длительного пользования, а также автомобиля, недвижимости, менее 1 %.

Практически все имеют у себя дома холодильник, газовую или электрическую плиту, пылесос, ковры, цветной телевизор, стиральную машину. При этом телевизор и стиральная машина были куплены сравнительно недавно (не более 10 лет назад), остальные товары имеют значительный стаж использования (более 10 лет). Треть респондентов имеют в домашнем хозяйстве кухонный комбайн, швейную машинку, музыкальный центр, видео- и фотоаппаратуру, личный автотранспорт. В большинстве своем данные товары были куплены более 5-10 лет назад. Около 20 % имеют дачу (летний садовый дом) или садово-огородный участок, менее 10 % — гараж. Такие приобретения были сделаны в предпенсионный период жизни.

Средняя величина расходов респондента составляет порядка 12 тысяч рублей. При этом наиболее значимые статьи расходы (в порядке убывания) — покупка продуктов питания (4 500 рублей); оплата коммунальных платежей и услуг связи, электроэнергии, интернета (2 800 рублей); приобретение лекарств (2 500 рублей).

Накопления на «черный день» в среднем незначительны — 700 рублей в месяц. Характерно, что эти средства рассматриваются не как потенциальные инвестиции, возможные вложения в какой-нибудь перспективный проект, а именно как возможная страховка в ситуации, когда будет совсем плохо. Малые размеры таких отчислений указывают на низкую финансовую устойчивость жизни пожилых людей.

Поскольку самым затратным видом расходов пожилых людей является покупка продуктов питания (что характерно для структуры потребления бедных домохозяйств), респондентам был задан вопрос, о доступности для них основных продуктов питания.

При этом доступность могла быть ограничена либо соображениями здорового питания, либо нехваткой средств. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что подавляющему большинству респондентов вполне доступны хлеб, крупы, макаронные изделия, картофель, овощи и бахчевые, масло растительное, молок, сметана, творог, яйца и чай.

Безусловные «лидеры» среди продуктов, от которых отказываются по соображениям здорового питания — консервы мясные (65 %) и рыбные (62 %), а также алкогольные напитки (66 %) и табачные изделия (49 %), традиционно причисляемые к продуктам питания. Почти половина (47 %) также отвергает субпродукты (почки, печень и др.) и масло сливочное (41 %). Впрочем, для каждого пятого респондента указанные субпродукты являются недоступными по соображениям финансовых трудностей, а 11 % затрудняется в покупке масла сливочного не из диетических, а из финансовых соображений.

40 % опрошенных по финансовым соображениям ограничивает себя в приобретении мяса, 36 % — фруктов и ягод, 38 % — алкогольных напитков и 44 % — табачных изделий. Каждый четвертый затрудняется в покупке продуктов из мяса (колбаса, сосиски), а также в приобретении рыбы.

Таким образом, типичная «продуктовая корзина» пенсионера по-прежнему имеет выраженный углеводный характер. Источником белка служит в основном молоко и молочные продукты, яйца, мясо птицы. Ощущается недостаток очень полезных в пожилом возрасте фруктом и рыбы.

При этом полярные оценки качества питания («очень плохое» и «очень хорошее») выбрало по 1 % пожилых людей. Число тех, кто выбрал вариант «довольно хорошее», почти четырехкратно превышает число тех, кто выбрал вариант «плохое». Иными словами, плохие оценки в сумме составляют менее 10 % ответов. Это свидетельствует о том, что при наличии большого выбора на потребительском рынке и при минимальной обеспеченности, позволяющей реализовать этот выбор, пожилые люди в целом толерантны к ограничениям в каких-то продуктовых секторах, если у них есть возможность беспрепятственно приобретать привычный набор продуктов.

Несмотря на экстремальные погодные условия (аномальная жара летом, суровые морозы зимой) и как следствие повышение стоимости на отдельные продукты питания, востребованные пожилыми людьми, три четверти опрошенных сочли, что их качество питания осталось на прежнем уровне, только каждый пятый сообщил, что это качество ухудшилось. Для оставшейся доли респондентов оно скорее улучшилось.

Одним из важнейших аспектов жизнедеятельности любого человека является оценка жилищных условий. Две трети респондентов проживают в двухкомнатных квартирах, по четверти респондентов в трех- и однокомнатных соответственно. Жилье, как правило, находится в собственности, лишь 50 % опрошенных проживают в квартире согласно договору социального найма.

Большая часть опрошенных пожилых людей удовлетворена размерами своей жилой площади, и только четверть от общего числа испытывают стеснение. Более трети опрошенных даже считают свои жилища просторными или очень просторными.

Наиболее актуальными проблемами, связанными с эксплуатацией жилых помещений, являются перебои с подачей электроэнергии, отсутствие горячей воды, протечки воды, наличие насекомых или грызунов (тараканы, клопы, мыши), а также изношенность отопительных и водопроводных труб, нарушение работы воздуховодов, поражение стен грибком.

Однако данные проблемы отметило менее одной трети от числа опрошенных. Большинство опрошенных пожилых граждан не испытывает названных затруднений.

Состояние здоровья — один из важнейших показателей, характеризирующих качество жизни населения, особенно пожилых людей.

Средне оценивают свое здоровье (между плохим и хорошим) 44 % опрошенных, что в целом объяснимо для людей старших возрастных групп.

Вместе с тем уточненные оценки, данные респондентами, свидетельствуют об отчетливом сдвиге в сторону нарушенного здоровья. Так, вариант ответа «скорее плохое, чем хорошее» выбрали 27 % респондентов, а вариант «скорее хорошее, чем плохое» — только 9 %. Число признающих свое здоровье абсолютно хорошим — 2 %, в пределах стратегической погрешности. Однако те, кто считает, что их здоровье без оговорок плохое, составляет 18 %. Иначе говоря, доля людей с хорошим здоровьем (абсолютным и с оговорками) равняется 11 %. Доля людей с плохим здоровьем (абсолютным и с оговорками) равняется 45 %.

Еще более показательные данные, полученные при выявлении динамики самочувствия респондентов.

Свое здоровье оценили, как значительно улучшившееся в сравнении с предыдущим годом 1 % опрошенных, как ставшее несколько лучше — 6 %. Двое из пяти пожилых респондентов считают, что динамика изменения их самочувствия стабилизировалась, то есть здоровье такое же, как год назад. Это достойные показатели, позитивно свидетельствующие и об уровне социального обслуживания населения, и о деятельности системы здравоохранения.

При этом, однако, более половины опрошенных отмечает негативную динамику изменений: их здоровье несколько хуже (35 %) или гораздо хуже (16 %), чем год назад. Самооценка здоровья дает субъективные показатели, на которые могут повлиять определенные случайные переменные, однако большая доля тех, кто считает свое здоровье ухудшившимся, свидетельствует о потенциальном нарастании потребности в медико-социальных услугах, а в перспективе — и в постоянном уходе.

Об этом свидетельствуют и ответы на вопрос «Испытываете ли Вы сложности с передвижением»?

Не испытывает никаких сложностей ровно треть опрошенных. Однако остальные испытывают некоторые трудности (47 %) или серьезные трудности (20 %). Таким образом, можно сделать вывод, что практически каждый пятый человек пожилого возраста уже относится с числу маломобильных, что обусловливает значительные последствия в виде потребности в дополнительных мерах социального обслуживания, адаптации транспортной системы, городской среды и пр.

Для выявления степени мобильности пожилых людей им был задан вопрос о том, какие виды повседневной жизнедеятельности вызывают у них затруднения.

Выяснилось, что в среднем пожилым гражданам несложно совершать такие действия, как ежедневные гигиенические процедуры (скорее несложно и совсем несложно в сумме более 90 %); надевание одежды (в сумме около 90 %); перемещение по квартире (около 90 %). В то же время приготовление пищи вызывает уже некоторые затруднения: не имеют сложностей 39 %, скорее несложно, чем сложно сделать это 46 %, скорее сложно в 11 %, наконец, абсолютные затруднения испытывает 4 % респондентов.

Таки образом, приготовление пищи — это уже вид деятельности, с которым затрудняются все больше пожилых людей. Гражданам пожилого возраста сложно передвигаться вне дома, подниматься по лестнице, переносить сумки, совершать уборку в квартире. Указанные проявления маломобильности обусловливают потребность людей старших возрастных групп в услугах социального обслуживания.

Здоровье респондентов характеризует также ответы на вопросы об имеющихся у них заболеваниях и их длительности.

Наличие сердечно-сосудистых заболеваний отмечают 83 % опрошенных, болезнями опорно-двигательного аппарата страдает 56 % опрошенных, что обусловливает затруднения в передвижении и слабую мобильность. Заболевания желудочно-кишечного тракта отмечают 58 % опрошенных, что является результатом отклонений от здорового образа жизни. К сожалению, у населения России пока еще недостаточно развиты навыки самосохранительного поведения, которые позволили бы подойти к пожилому возрасту с меньшим набором болезней.

В ходе исследования не удалось точно выявить длительность заболеваний. Более половины ответивших указывают, что болезнь выявлена у них более 10 лет назад. Однако 28 % не смогли ответить на данный вопрос.

Существует точка зрения, что пожилые люди склонны к мнительности, преувеличению тяжести своих заболеваний. Для того чтобы прояснить эту проблему, выявить «уровень мнительности» респондентам был задан вопрос о том, как именно они оценивают свое здоровье по сравнению со здоровьем других людей.

Можно констатировать, что к числу личностей депрессивной настроенности, считающих себя болезненнее других и ожидающих дополнительных невзгод, уже относится примерно треть опрошенных.

Совокупным показателем, характеризующим качество жизни пожилого населения, выступает удовлетворенность жизнью.

Так, личная жизнь устраивает в совокупности 46 % респондентов, а не устраивает — 23 %. Примерно треть не могут оценить свою личную жизнь ни в положительном, ни в отрицательном аспекте. Состояние здоровья удовлетворяет пожилых людей гораздо меньше, и это совпадает с приведенными выше ответами на вопросы о физическом самочувствии. Положительную оценку дают в совокупности 13 %, тогда как отрицательную — 51 %. Число удовлетворенных реализацией культурно-духовных потребностей составляет меньшую часть опрошенных. Это означает, что досуговая работа с пожилыми людьми нуждается в совершенствовании.

Одним из элементов, обусловливающих общую неудовлетворенность жизнью, является социально-психологический феномен обесценивания, жертвой которого стало пожилое население в нашей стране с началом радикальных социально-экономических реформ 90-х годов ХХ века. Ветераны, заслуженные люди ощутили принижение своих заслуг, бесцельность своей жизни, что крайне негативно сказывалось на их самочувствии и самооценке. Это обусловлено как общей напряженностью жизни в крупных мегаполисах, так и возрастными трудностями пожилых людей.

Наличие неприятных и вовсе трагических событий, которые могут быть источником страхов пожилого человека, также негативно сказываются на их самочувствии и самооценке. Мысли о собственной смерти тревожат 22 % респондентов, а вот возможная утрата близких волнует уже 48 % опрошенных.

Невостребованность в профессии — еще один источник снижения жизненной активности людей: у большинства опрошенных профессиональная карьера уже закончилась, но некоторые (18 %) продолжают переживать из-за данного фактора.

Пожалуй, наиболее тревожащими воспринимаются такие изменения, как одиночество, неспособность к самообслуживанию, потеря памяти, которые являются основными атрибутами старости. Более половины респондентов болезненно воспринимают одиночество. Пожилых людей также страшат возможные перемены, связанные с нарушением здоровья (ухудшение памяти, неспособность к самообслуживанию), которые могут сделать их более уязвимыми, зависимыми, нуждающимися в посторонней помощи.

Жизнь пожилых людей, к сожалению, включает в себя утраты — это может быть связано с естественными для данного возраста демографическими процессами, с несчастными случаями, с некоторыми негативными социальными процессами современности. Половина опрошенных пережила утрату спутника жизни: чаще всего это был супруг, так как продолжительность жизни мужчин в нашей стране намного ниже, чем продолжительность жизни женщин. По данным Росстата, средняя продолжительность жизни для мужчин составляет в России 69,5 лет. Для женщин этот показатель равен 77,7 лет. Если же учитывать, что в авариях, несчастных случаях или экстремальных ситуациях в трудоспособном возрасте чаще гибнут мужчины, не удивительно, что в старших возрастных группах число женщин значительно превосходит число мужчин. 15 % опрошенных довелось пережить смерть детей.

Широко распространены неблагоприятные события, связанные со здоровьем близких (46 %) и собственным здоровьем (52 %). 8 % пережили утрату собственности. К сожалению, в России сформировалась профессиональная преступность, которая имеет своей целью завладение собственностью пожилых людей, в первую очередь, квартирами. Меры, принимаемые органами исполнительной власти и правоохранительными структурами, не могут гарантировать личную и имущественную безопасность пожилых людей.

Интересно, что потерю сбережений отметило только 28 % опрошенных, хотя все они утратили свои накопления и в 1992 году, с началом радикальных социально-экономических реформ, и, возможно, в 1998 году, в период дефолта. Возможно, шок от потери сбережений уже прошел или же в сопоставлении с потерей близких утрата денежных средств воспринимается маловажной.

Оценивая уровень своей защищенности по 10-бальной шкале, 87 % респондентов чувствует себя незащищенными полностью или скорее не защищенными. Пожилые люди ощущают глубокую некомфортность своей жизни в силу наличия многих опасностей или тревожащих факторов и в своей полной, по их мнению, незащищенности перед лицом существующих опасностей.

Соответственно, высоко и чувство неуверенности в завтрашнем дне.

Для того, чтобы узнать, какие опасения разрушают у пожилых людей уверенность в будущем, пожилым гражданам был задан вопрос «В какой степени вы боитесь или не боитесь попадания в опасные ситуации»?

К сожалению, все перечисленные варианты опасных событий могут произойти с пожилыми людьми в жизни, и все они вызывают у опрошенных тревогу.

Опасность стать жертвой разбойного нападения, грабежа, убийства тревожит 77 % опрошенных. Стать жертвой ДТП опасается 73 % пожилых людей. Стать жертвой теракта — 76 %, отравиться пищевыми продуктами, водой — 72 %, оказаться в окружении агрессивных, пьяных хулиганов — 79 %.

Опасения подвергнуться шантажу, вымогательству, принуждению дать взятку тревожит наших респондентов относительно меньше (57 %), так как они могут подвергнуться в основном мелкому взяточничеству (например, в учреждениях здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства). Весьма значительна тревога по поводу опасности лишиться средств к существованию (77 %) — здесь можно видеть отголосок либерализации цен и дефолта, которые уже лишали пожилых людей всех накоплений. Пожилые люди также опасаются стать жертвой мошенников (75 %) и лишиться жилья — в совокупности 73 %, но самый высокий уровень абсолютной тревожности 56 %.

К числу факторов тревожности относится опасение оказаться ненужным родственникам (60 % в совокупности). Возможно, что относительно невысокие показатели по этой позиции обусловлены тем, что некоторые респонденты уже утратили по разным причинам связи с родственниками и являются фактически одинокими.

Обобщив результаты Комплексного мониторинга уровня и качества жизни населения пожилого возраста, были выделены наиболее характерные социальные риски, наличие которых ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность пожилых граждан. Это, так называемые внутренние риски, связанные с особенностями жизненной ситуации представителей исследуемой социальной группы (показывающие ее уязвимость и социальную незащищенность по сравнению с другими группами):

2. Ухудшение здоровья, риск преждевременной смерти. Старение человека сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, отражающим снижение жизнеспособности организма, его адаптационных возможностей, которые утрачиваются, по сравнению с предшествующими годами жизни. Обще состояние здоровья пожилых граждан в России не просто значительно хуже, чем у населения в целом, но и вообще находится в чрезвычайно плачевном состоянии.

По данным Комплексного мониторинга уровня и качества жизни граждан пожилого возраста только 2 % пожилых людей оценивают свое здоровье как хорошее. Остальные, имея хронические заболевания сердца (83 %), легких (39 %), желудочно-кишечного тракта (58 %), опорно-двигательного аппарата (56 %), более пессимистичны в оценках. При этом по данным Российского Мониторинга Экономического Здоровья, проводимого Институтом социологии РАН, почти половина пожилых людей (44 %) одновременно страдает сразу несколькими заболеваниями.

Эти, так называемые болезни пожилого возраста, являются основными причинами смертности — практически 60 % умерших за 2010 в России.

3. Риск изолированности (ненужности обществу). Пожилой человек рискует оказаться ненужным, социально-изолированным. Проблема незадействованности людей старшего поколения является очень острой. Часто многие из них имеют солидный профессиональный и трудовой опыт, который могли бы транслировать младшим поколениям. Тем не менее, с выходом на пенсию, заканчивается и трудовая деятельность «новых» пенсионеров. Их богатый, профессиональный опыт остается невостребованным, работодатель отдает предпочтение более молодым специалистам, пусть даже с меньшим опытом работы. Так, на невостребованность в профессии как на один из источников тревожности и снижения жизненной активности указали 18 % участников Комплексного мониторинга уровня и качества жизни пожилых людей.

4. Утрата родственных связей. Пожилые граждане страдают многими хроническими заболеваниями и имеют проблемы со здоровьем, часто становясь обузой для своих детей и родственников. По данным Комплексного мониторинга уровня и качества жизни граждан пожилого возраста опасения оказаться ненужным родственникам выразили 60 % пожилых респондентов.

6. Риск мошеннических действий. Риск мошеннических действий наиболее вероятен именно в отношении пожилых граждан, поскольку они более доверчивы и менее грамотны по сравнению с молодежью и людьми среднего возраста. Пожалуй, это единственный из всех социальных рисков, характерный именно для жителей мегаполисов, где стоимость жилья, многократно превосходит как уровень доходов населения, так и стоимость аналогичного жилья в регионах. Факт наличия жилплощади, которая может стать объектом преследования еще при жизни престарелого хозяина, а также уровень связанной с этим тревожности подтверждается и результатами Комплексного мониторинга уровня и качества жизни. Опасения пожилых граждан в совершении возможных мошеннических действий с жильем подтверждается их страхами: 56 % опрошенных отметили, что очень боятся лишиться жилья, а 75 % пожилых людей в той или иной степени опасаются стать жертвой мошенников.

Таким образом, можно сделать вывод, что при относительно приемлемых условиях жизни, уровень тревожности пожилых людей очень высок. Ощущения страха, опасности и уязвимости очень негативно влияет на качество жизни пожилых граждан. При этом их страхи и тревожность вызваны как наличием конкретных фактов и событий объективно опасной реальности, так и личными потерями, и переживаниями. Для снижения уровня тревожности необходимы не только психологическая и социально-0культурная работа с пожилыми людьми, но также усиления правопорядка в России.

Оценка уровня жизни пожилого человека в современной России

В статье рассмотрены основные аспекты жизни пожилых людей в России в контексте пенсионного, медицинского и социального обеспечения.

Пожилые люди сегодня – это та категория населения, которая требует усиленного внимания со стороны как родственников (если они есть у пожилых людей), так и в целом общества и государства. В последние годы «пожилые люди стали отдельной демографической, социальной и медико- биологической категорией, требующей специального подхода к решению своих проблем» .

Со второй половины 1990-х годов в России проводится работа, направленная на повышение уровня и качества жизни пожилого населения. Однако исследования показывают, что эта работа не носит системного, комплексного и систематического характера.

Одним из существенных недостатков в формировании и реализации государственной политики в отношении пожилых людей является преимущественная ориентация не на стимулирование развития и использования собственного потенциала лиц старших возрастов, а на их социальную защиту посредством различных механизмов, в том числе путем организации социального обслуживания .

В условиях старения населения и прогнозируемого роста численности лиц старше трудоспособного возраста, их удельного веса в населении страны, увеличения демографической нагрузки и гендерных диспропорций сохранение сложившихся подходов и стереотипов по отношению к пожилому населению сопряжено с серьезными политическими, финансовыми и социальными рисками .

Данные Росстата свидетельствуют об устойчивом росте численности пожилого населения (население в возрасте старше трудоспособного) в Российской Федерации в 2010-2015 годах, опережающем рост всего населения страны: если общая численность жителей России за этот период увеличилась на 2,5%, то пожилого населения – на 10,5% (табл. 1).

Д.Медведев: Уважаемые коллеги! Мы встретились в Петербурге, здесь, но тема совещания, естественно, касается всей страны, и я хотел бы, чтобы мы поговорили сегодня о проблемах людей уже зрелого возраста.

Напомню, что у нас в стране практически каждый пятый – это человек преклонного возраста, как принято говорить. Речь идёт о десятках миллионов людей, и жизнь этих людей должна быть нормальной, достойной, человеческой жизнью, если хотите. От нас во многом – от государства и не только от государства – зависит, как это будет.

В последние годы мы работали над тем, чтобы качество жизни в нашей стране людей старшего поколения улучшалось. Я имею в виду и социальное обслуживание, и обеспечение медицинской помощью, лекарствами, в том числе жизненно необходимыми препаратами. Сегодня рост цен на них составляет немного – около 3,5% в год. Хотя ситуация разная, тем не менее вот это некий средний вариант: это ниже, чем уровень инфляции. Это всё-таки важные изменения.

В 2012 году высокотехно­логичная медицинская помощь была оказана 200 тыс. граждан старше 56 лет. Возросло общее количество сложных операций, включая операции по эндопро­тезированию суставов, причём возросло довольно серьёзно: в 2009 году было 12 тыс. таких операций произведено, в 2012-м – 31 тыс. Как все мы понимаем, эти операции обеспечивают пожилым людям подвижность и, что самое главное, независимость, хотя бы какую-то возможность работать, помогать своим близким, детям, внукам.

В субъектах нашей страны реализуются соответствующие региональные программы по повышению качества жизни пожилых граждан. Здесь у нас присутствуют представители субъектов, я хотел бы, чтобы вы вкратце рассказали, насколько успешны эти программы, что в них есть интересного, что есть нового. Я только что, например, посетил социальный дом, я знаю, что такие дома есть не везде, не во всех субъектах нашей страны, но этот опыт неплохой. Мы сейчас с губернатором говорили, и Георгий Сергеевич (Г.Полтавченко – губернатор Санкт-Петербурга) мне сказал, что до 50 таких домов собираются построить, правильно я понял?

Г.Полтавченко: Да.

Д.Медведев: Да, то есть, естественно, в такой программной части это большая стройка. Почему об этом говорю? Потому что это тоже хороший опыт, и всё-таки все, кто там живёт, это, конечно, прежде всего одинокие люди, у которых нет родственников или родственники где-то далеко. Но эти пожилые люди живут в нормальных условиях с нормальным обслуживанием. Я об этом говорю, потому что далеко не везде это есть, и есть проблемы, связанные с передачей имущества на баланс – министр мне сказал об этом, есть проблемы с ведением всех этих операций, тем не менее это всё-таки интересный опыт.

Острых проблем тоже предостаточно: и в Правительство пишут, и обращаются по партийной линии, что называется. Основные проблемы – это госпитализация, медицина и санаторно-курортное лечение, и работа, конечно, для тех, кто ещё способен работать.

Очевидно, что нужен целый комплекс мер, который позволит создать современную эффективную систему социальной поддержки, социального обслуживания людей в нашей стране. Именно на это направлена государственная программа «Социальная поддержка граждан», которая совсем недавно, 29 ноября это произошло, была одобрена Правительством Российской Федерации.

Каковы теперь конкретные задачи? Я их назову. Первая и, может быть, очень важная в условиях работы в нашей стране – у нас существует очень значительный разрыв между регионами в уровне доступности медицинской помощи, это так. В Петербурге – один уровень, в Сибири – другой, на Дальнем Востоке – третий, но люди наши живут везде, и это люди уже зрелого, преклонного возраста. Поэтому нужно внедрять разные формы оказания медицинской помощи, наиболее приспособленные к условиям конкретной местности, конечно, касающиеся одиноких и больных людей. Речь идёт о стационарах на дому, о патронатных службах, о мобильных медицинских комплексах. Я много таких осмотрел, они особо востребованы на селе и в провинции, в удалённой местности, где медицинское обслуживание является по понятным причинам более сложным.

Второе – это развитие новых форм социальной работы. И надеюсь, что это позволит в конечном счёте ликвидировать очередь на обслуживание пожилых граждан. С 2006 года она сократилась более чем в 7 раз, однако очередь остаётся довольно значительной: она составляет, насколько у меня есть данные, более 35 тыс. человек на стационарное обслуживание и на надомное обслуживание приблизительно в равных пропорциях.

Третье. Среди учреждений соцобслуживания только чуть больше 1% – это заведения негосударствен­ные. Конечно, государству придётся и дальше в значительной мере вести эту работу: по понятным причинам её не на кого переложить. Но с другой стороны, частно-государственное партнёрство, в том числе с использованием молодёжных волонтёрских движений, бизнеса, благотворительных структур, – это всё-таки очень правильная форма труда, и надо более активно действовать в этом направлении. У нас, кстати, есть ведь и специальные бюджетные деньги на это, предусмотрены. Есть специальная программа «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Там тоже деньги приличные и достаточно: 1,5 млрд рублей на 2013 год.

Четвёртое, о чём хотел бы сказать. Сейчас в экономике занято около 10 млн лиц старше трудоспособного возраста и ещё более 300 тыс. пенсионеров готовы работать. Мы говорим о наступающем дефиците трудовых ресурсов – это действительно такая притча во языцех, но пожилые люди – это, как правило, опытные кадры, которые могут принести пользу и своей стране, и своему населённому пункту, и просто самим себе, своим близким, потому что пока человек работает, он, как известно, живёт активной жизнью. Это вопрос личный, каждый его по-своему решает, но в целом это правильно, и нужно просто постараться продлить активное профессиональное долголетие, в том числе и при работе наставниками, в системе профобразования, на предприятиях.

Практически около 15% граждан предпенсионного и пенсионного возраста высказывают желание пройти профобучение или повысить квалификацию и вообще просто какие-то новые знания получить. Я сейчас зашёл как раз в этом Доме ветеранов, посмотрел: сидят наши уважаемые ветераны, изучают компьютер. Хорошее дело! Георгий Сергеевич (обращаясь к Г.Полтавченко) , правильно киваете головой: нужно будет помочь оснастить соответствующими компьютерными классами все советы ветеранов в городе, их 18 штук. Затраты небольшие, мне коллеги сказали, около 1 млн рублей, по-моему, но это всё-таки создаст возможность для того, чтобы наши дорогие ветераны, наше старшее поколение приобщалось к ценностям цивилизации. Иногда компьютер в этом не помеха, и это, кстати, возможность поговорить с близкими людьми через компьютер, написать какое-то письмо – это дело хорошее.

При этом 70% таких людей, кто хотел бы повысить квалификацию, имеет как минимум среднее или высшее образование, то есть они вполне подготовленные люди и, безусловно, заслуживают лучших перспектив, чем, скажем, работа консьержем или охранником на автостоянке.

У нас очень немало примеров того, что в самом преклонном возрасте человек способен вести активную, творческую жизнь. Туризм (настолько, насколько это возможно), культурный досуг должны не просто продлевать годы – должны делать эти годы насыщенными и полноценными. Такие примеры должны быть не счастливым исключением, а обычной ситуацией. И здесь, конечно, это задача не только государства: это задача всего общества, потому что очевидно, что ответственность каждого человека простирается не только на его детей, но и на старшее поколение. Так общество устроено, это нормально. Я рассчитываю, что главы регионов будут руководствоваться именно этим пожеланием, этими принципами.

Вот приблизительный круг вопросов мною обозначен. Если вы что-то другое затронете из числа возможных предложений по повышению качества жизни пожилых людей, я буду рад. Давайте послушаем короткие выступления наших руководителей министерств – Минтруда и Минздрава. Максим Анатольевич Топилин (обращаясь к М.Топилину – Министру труда и социальной защиты) , с вас начнём.

М.Топилин: Я коротко остановлюсь на тех проблемах, которые решает вместе с соответствующими общественными организациями Министерство труда. И я хотел бы начать с того, что подчеркнуть, в какой демографической ситуации мы находимся. То, что у нас сегодня 32 млн человек – лица в возрасте от 60 лет и старше, – это лишь подчёркивает важность проблемы и необходимость усиления внимания к пожилым людям сказал Дмитрий Анатольевич. Но при этом мы должны понимать, что через 10 лет когорта таких граждан Российской Федерации увеличится, по нашим оценкам, на 7–8 млн человек и пожилых будет уже почти 40 млн человек. Поэтому сегодня мы как раз можем говорить о том, что развитие и инфраструктуры и внимание к этим категориям наших сограждан очень важно. При этом те задачи, которые поставлены, – это увеличение продолжительности жизни, – также требуют усиления внимания к этой проблеме.

В соответствии с нашими прогнозами, если сегодня продолжительность жизни составляет 70,3 года, то к 2018 году этот показатель должен составить 74 года. При этом у нас есть огромные резервы. По сравнению с развитыми западными странами показатель продолжительности жизни, конечно, ещё не такой высокий. Если мы возьмём Швейцарию, это 82 года, Италия – тоже 82 года, Франция и Швеция – 81 год, то есть нам есть над чем работать и куда стремиться.

Я хотел бы коротко сказать о том, что мы делаем в плане вопросов, связанных с материальным обеспечением пожилых людей. Во-первых, это, конечно, то, что ведётся постоянная работа по совершенствованию пенсионного законодательства. Мы постоянно осуществляем индексацию трудовых пенсий, и по тем документам, которые подготовлены Правительством, у нас… Если сегодня соотношение средней пенсии с прожиточным минимумом пенсионера составляет 180%, чуть ниже – 179%, если быть точным, то в проекте Стратегии пенсионной реформы, которая подготовлена, соотношение средней пенсии с прожиточным минимумом пенсионера к 2030 году составит 2,5–3 раза. При этом ежегодная индексация пенсии позволяет обеспечивать реальный прирост пенсий, и здесь мы должны последовательно продолжать эту политику.

Я бы хотел отметить, что подготовлен Правительством и буквально недавно подписан Президентом новый закон о потребительской корзине, в соответствии с которым пересмотрены подходы к потребительской корзине. Здесь очень важно, что мы в своих расчётах и в обоснованиях уделили самое главное внимание обеспечению именно группы пенсионеров. Прожиточный минимум для данной категории граждан увеличится только за счёт структуры потребительской корзины на 8–9%. При этом самое существенное внимание было уделено именно набору продовольственных товаров, которые входят в потребительскую корзину (раньше этот набор был достаточно серьёзным образом занижен), и за счёт этого у нас не в следующем, а в 2014 году произойдёт индексация социальных пенсий на 15%. За счёт только структуры будет увеличение как раз на эту цифру, а так же на индекс потребительских цен.

Вы остановились в своём выступлении, Дмитрий Анатольевич, на проблемах занятости. Во исполнение решений, которые были приняты на Государственном совете, который проходил по этим вопросам, мы подготовили специальные поправки в закон о занятости и в Административный кодекс. Так произошло, что буквально вчера министерство внесло их в Правительство – согласованные со всеми министерствами и ведомствами поправки. В чём суть данных предложений? Во-первых, сегодня у нас, по нынешнему законодательству, так как человек может быть признан безработным только до 60 и до 55 лет… То есть когда уже пенсионный возраст, безработным нельзя признать гражданина, и мы в этой связи даём право регионам и службам занятости в принципе заниматься переобучением граждан в возрасте после 60 лет. Сейчас такого права в принципе нет, и даже если регионы хотят это делать, возможности тратить деньги на эти цели не существует, поэтому данным законом наделяются субъекты (а у нас полномочия по занятости переданы субъектам), правом оказывать такую поддержку и организовывать переподготовку, профессиональную подготовку граждан пенсионного возраста.

Также мы все знаем, насколько негативно относится общество, и это уже стало притчей во языцех, когда объявления о приёме на работу содержат ограничения в возрасте. То есть требуются граждане возраста ниже 45 лет, и это негативно воспринимается, поэтому законопроектом предусматривается запрет на объявления со стороны работодателей таких ограничений. Конечно, мы полагаем, что это не решит проблему с трудоустройством в полной мере, но по крайней мере мне кажется, что такое ограничение, такой запрет будет способствовать всё-таки в большей степени обычному, я бы сказал, нормальному отношению к тому, что люди в возрасте свыше 45 лет – это прежде всего нормальный трудовой потенциал.

Д.Медведев: Да, это правильно, потому что такого рода указания, во всяком случае в моральном плане, выглядят абсолютно недостойно. Это не означает, что мы наклоним работодателя и скажем: вот тебе нужен молодой, совсем здоровый, а мы тебя обязуем принять пенсионера. Но хотя бы чтобы это не выглядело как бесконечное давление.

М.Топилин: Да, мы понимаем, что такое будет на практике, но всё-таки считаем, что это будет правильно. И за публикацию такой информации будут предусматриваться соответствующие санкции в Кодексе об административных правонарушениях.

Также мы продолжаем в регионах поддержку программ, связанных с критической ситуацией на рынке труда, которыми предусмотрено наставничество, о котором Вы также сказали. Я надеюсь, что этот законопроект будет быстро рассмотрен и принят Государственной Думой. Мы приложим к этому усилия.

Что касается укрепления материально-технической базы, я остановился бы на том, что мы в рамках программ региональных и в рамках поддержки субъектов Российской Федерации (каждый год на эти программы направляется 1 млрд рублей) продолжаем развитие как стационарных видов оказания услуг, так и обеспечения регионов, региональных служб социальных автотранспортом. За прошлый год такие службы были оснащены 600 машинами автотранспорта, и эта программа будет у нас продолжаться. При этом было принято решение о выделении 350 млн рублей из Резервного фонда Президента Российской Федерации, буквально на днях такое распоряжение подписано. 38 регионов получат дополнительное финансирование в размере, как я сказал, 350 млн рублей для 80 стационарных учреждений социального обслуживания.

Я очень коротко хотел бы остановиться на том, что мы продолжаем реализацию программы «Доступная среда» и, Дмитрий Анатольевич, считаем это очень важным не только для граждан с ограниченными возможностями, инвалидов. То, что реализуется в рамках программы «Доступная среда», – это принципиально позитивно для граждан пожилого возраста. Это просто удобство, это специальный транспорт, удобный для пользования, это поручни, это пандусы – та инфраструктура, которая удобна для всех. Поэтому мы считаем, что это тоже очень серьёзное направление работы для граждан пожилого возраста.

И я очень коротко хотел бы остановиться на двух моментах. Вы сказали о привлечении НКО прежде всего к работе с общественными организациями при оказании услуг. Мы сейчас очень плотно с Министерством финансов работаем над переходом к нормативно-подушевому финансированию. Такие поручения есть, и, я думаю, мы ближайшее время эту тему сможем окончательно решить. Сейчас мы практически согласовали к внесению в Правительство проекта закона об основах социального обслуживания. Он проходил достаточно детальное и долгое обсуждение с общественными организациями, и я полагаю, в данном законопроекте нам удастся заложить основы для того, чтобы регионы легитимно принимали такие решения. Нормативно-подушевое финансирование (такой опыт есть) – это когда деньги у нас уже пойдут за человеком, и тогда это инфраструктура и частные дома престарелых, которые у нас существуют, и то, что мы можем оказывать на дому, привлекая эти структуры к помощи социальным работникам, вот это должно получить очень серьёзное развитие.

Если можно, последнее. Мы уже начали готовиться к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Я думаю, что мы должны уже в ходе этой подготовки, наверное, подумать и о тех мерах социальной поддержки, которые будут оказаны через два года. Я попросил бы в проекте протокольного решения это тоже отметить, чтобы мы с Министерством финансов начали уже эту тему рассматривать. Имею в виду, что, конечно, мы очень тщательно к этому вопросу относимся, но тот размер помощи, которую мы оказывали раньше, – это всего лишь 5 тыс. рублей. Мне кажется, что всё-таки к 70-летию Победы, через два года, мы могли более существенную материальную помощь оказать тем, кто принимал участие в этих событиях. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо большое. Вероника Игоревна (обращаясь к В.Скворцовой – Министру здравоохранения) , теперь вам слово по медицинской помощи гражданам пожилого возраста.

В.Скворцова: Спасибо большое. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания! С учётом увеличения продолжительности жизни во всём мире и в России и с учётом тех задач, которые мы ставим перед собой на перспективу, естественно, стабильным становится тренд на увеличение количества нашего населения старших возрастных групп. Но в то же время появляется и дополнительный параллельный тренд на увеличение среди этого населения числа лиц активных, обладающих высоким потенциалом и жизненной энергии и сил, и опыта, и умения, что делает этих людей одними из основных двигателей социально-экономического развития страны. В этой связи медицина перед собой ставит две главные задачи. Первая – это медицинское подержание активного долголетия. И второе – это замедление, а по возможности и преодоление определённых возраст-ассоциированных заболеваний, к которым прежде всего относится широкий спектр сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний опорно-двигательной системы, и старческий диабет, и нейродегенеративные заболевания, и ряд других.

Безусловно, во всей системе наших мер особое внимание мы уделяем раннему выявлению заболеваний и по возможности их коррекции. И я хотела бы обратить внимание на то, что с 2013 года мы возобновляем тотальные диспансеризации всего взрослого населения – с 21 года и до самого уважаемого возраста. Эта диспансеризация будет проходить раз в три года и будет включать весь необходимый перечень специалистов, в том числе невролога, офтальмолога, гинеколога, уролога, других специалистов, широкий спектр лабораторных исследований, а также инструментальных и функциональных исследований. В 2013 году всего диспансеризацию пройдёт около 30 млн человек взрослого населения, в том числе более 6 млн человек – старше 60 лет. По результатам диспансеризации выявляются группы риска: на сегодняшний день 72% людей старше 60 лет имеют те или иные хронические заболевания и более 17 млн человек находятся на постоянном диспансерном наблюдении.

Безусловно, особое значение для пожилых людей имеют качество и доступность первичной медико-санитарной помощи, помощи шаговой доступности, поэтому ей уделяется особое внимание. В городах это развитие сети поликлинической помощи. Что касается сельской местности, то это развитие сети и несокращение её самых разнообразных медицинских организаций.

В последние два года, в течение которых реализовывались программы региональной модернизации здравоохранения, было воссоздано и обновлено большое количество ФАПов (фельдшерско-акушерский пункт) , на сегодняшний день их 39 810, общеврачебных практик – 3741.

Д.Медведев: Сколько у нас ФАПов существует?

В.Скворцова: 39 810.

Д.Медведев: А было сколько некоторое время назад? То есть количество их растёт или уменьшается?

В.Скворцова: Растёт более чем на 200. Увеличиваем количество ФАПов…

Д.Медведев: В год, да?

В.Скворцова: За последние два года, в процессе модернизации. Причём не только увеличивается количество, но в настоящее время несколько регионов представили нам типовые проекты новых модульных ФАПов, очень удобных и современных, и в настоящее время мы тиражируем эти ФАПы по всем регионам страны. Идёт активное замещение там, где это возможно, ФАПов общеврачебными практиками. На сегодняшний день их 3741, и 4441 сельская амбулатория.

Хотелось бы отметить, что параллельно мы организовываем стационары на дому и домашние койки. На сегодняшний день организовано 232 414 коек, а также создано 7044 домовых хозяйства первой помощи с обучением основным подходам к первой помощи.

Активно используются выездные формы работы. За 2012 год сформировано 6,6 тыс. выездных бригад специалистов, а также было организовано более 700 единиц специальной мобильной медицинской техники – это передвижные центры здоровья, врачебные амбулатории, ФАПы, флюорографы, маммографы и некоторые другие варианты. В 2013 году дополнительно будет приобретено субъектами Российской Федерации 235 передвижных медицинских комплексов для возможно максимального охвата диспансеризацией всего населения. Имеется положительный опыт ряда субъектов по организации больничных автобусов для доставки пожилых людей, проживающих в сельской местности, в лечебно-профилактические учреждения и, соответственно, обратно. Общая заболеваемость взрослых людей старше 60 лет составила более 66 млн случаев в год. Это 208 тыс. заболеваний на 100 тыс. населения старше 60 лет. Соответственно, среди всех стационированных пациентов 28,7% составили лица старших возрастных групп. В основном помощь оказывается в общей стационарной сети, но я хотела бы обратить внимание на то, что дополнительно развернуто 1,39 тыс. геронтологических коек, необходимость которых очевидна, поскольку всё в большей степени проявляются особенности как возрастные и физиологические, так и особенности течения заболеваний, в том числе особенности фармакокинетики и фармакодинамики, необходимость корригировать лекарственную терапию с повзрослением населения. Фактически геронтология является методологической базой, которая позволяет учитывать особенности больных старших возрастных групп при разных профилях медицинской помощи.

Хотелось бы отметить, что, как уже Дмитрий Анатольевич в своём вступительном слове сказал, существенно увеличился объём высокотехнологичной медицинской помощи, которая оказывается лицам старших возрастных групп: за один этот год – на 44,4%. Это связано, во-первых, с повышением качества самих медицинских высокотехнологичных услуг и снижением риска неблагоприятных исходов, а с другой стороны, с увеличением объёма высокотехнологичной медицинской помощи, которая оказывается субъектами Российской Федерации. За один год объём увеличился в 3,2 раза, и за 2012 год только 62,1 тыс. пациентов старше 60 лет получили медицинскую помощь в субъектах Российской Федерации, а не в федеральных учреждениях.

Хотелось бы также отметить, что объём высокотехнологичной медицинской помощи существенно увеличился по основным востребованным медицинским профилям: в 2 раза – по профилю офтальмологии (в основном это катаракта и глаукома), в 1,5 раза – при различных сердечно-сосудистых заболеваниях. Кроме того, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, в том числе те операции, о которых говорил Дмитрий Анатольевич: на 34% увеличилось количество эндопротезирования.

Хотелось бы отметить, что в 2 раза увеличилось количество операций для лиц старше 81 года. Это очень хороший показатель, который характеризует два блока системы: с одной стороны, высокий профессионализм врачей, в том числе анестезиологов, которые позволяют переживать людям уважаемого возраста столь сложные операции. С другой стороны, существенно повышается доступность высокотехнологичной помощи.

Особое внимание уделяется ветеранам Великой Отечественной войны. На сегодня у нас развёрнуто 63 госпиталя ветеранов в 56 субъектах Российской Федерации общей мощностью 16,8 тыс. коек. На этих койках за 2011 год получили лечение 314,6 тыс. человек. И я хотела бы подчеркнуть, что мы поддерживаем сеть госпиталей для ветеранов Великой Отечественной войны: к празднику 65-летия Победы они были капитально отремонтированы, оснащены современным оборудованием, под особым контролем стоит вопрос о лекарственном обеспечении этих госпиталей.

Особый момент – это развитие паллиативной помощи, помощи по уходу и помощи тем больным, которым невозможно оказать более радикальное лечение. Впервые в конце 2011 года мы включили в закон об основах охраны здоровья граждан само понятие паллиативной помощи и включили ту помощь, которая оказывается в медицинских организациях, в программу государственных гарантий бесплатного оказания помощи. В настоящее время мы имеем около 2 тыс. – 1952 паллиативные койки, но в ближайшие годы количество предстоит нам увеличить почти в 10 раз.

Хотелось бы также отметить, что параллельно развивается сеть коек сестринского ухода и на сегодняшний день у нас развёрнуто более 21 тыс. подобных коек. Для оказания помощи пожилым людям, безусловно, необходимо специальное медицинское образование, позволяющее врачам разных профилей эффективно лечить людей старших возрастных групп. И специальное направление – геронтология, мы надеемся, в ближайшее время получит дополнительное развитие. У нас есть три механизма обучения врачей-гериатров, или геронтологов: через двухгодичную ординатуру, через профессиональную переподготовку четырёхмесячную и повышение квалификации.

Только за 2012 год повышение квалификации по разделам геронтологии прошли более 1 тыс. врачей из всех 83 регионов страны. В то же время особое внимание уделяется подготовке самих методологов, геронтологов, или гериатров. В настоящее время в стране у нас их всего 147 человек. Это те специалисты, которые позволяют повышать квалификацию по геронтологии врачам разных профилей, поэтому на это министерство обратит сейчас особое внимание. Мы уже обновили программу подготовки специалистов по геронтологии, и я хотела бы сказать, что принято решение о введении должности главного внештатного специалиста по гериатрии – это будет специалист, который фактически со своей экспертной группой будет координировать эту работу в стране.

Буквально очень коротко о лекарственном обеспечении. Дмитрий Анатольевич, я хотела бы только отметить, что 55% федеральных льготников на бесплатное лекарственное обеспечение – это лица старше 60 лет, и только за 2012 год мы выделили почти 19 млрд рублей на закупку лекарственных препаратов для федеральных льготников. Средняя стоимость годового рецепта составила около 600 рублей. Наряду с этим число региональных льготников составляет 15 млн, и из них 4,6 млн человек старше 60 лет. Дополнительно было выделено на лекарственное обеспечение из бюджетов регионов 23,5 млрд рублей, средняя стоимость рецепта в регионах составила 750 рублей. Кроме того, и в рамках высокозатратных нозологий увеличивается количество обеспечения людей старше 60 лет – это 27 тыс. человек (30% от общего количества), было потрачено в 2012 году 7,3 млрд рублей, при этом средняя стоимость одного человека в год – это 75,6 тыс. рублей. Таким образом, работа продолжается и планы на 2013 год расширяются.

Особый, целый комплекс мер был реализован для повышения доступности лекарственной помощи. Для этого 3599 ФАПов оборудованы специальными аптечными пунктами, им разрешено отпускать лекарственные препараты в розницу, соответственно, лицам, проживающим в сельской местности. Кроме того, введена трёхмесячная выписка рецептов, что позволяет сократить количество визитов к врачу для выписки рецептов. Хотелось бы отметить, что мы ввели приём заказов на лекарственные препараты по телефону и по электронной почте, введены социальные аптеки, предоставление скидок пожилым гражданам на лекарственное обеспечение. Кроме того, вместе с социальной службой специально разработана система доставки лекарственных препаратов на дом. Мы разработали целую систему выявления лиц, нуждающихся в такой доставке лекарств: это и подомовые обходы, и выявление при оказании патронажных услуг, и в процессе работы мобильных медицинских бригад, и при опросе пожилых людей, в том числе проживающих в специальных социальных домах и в домах ветеранов.

Отдельно ведётся работа по информированию граждан о возможностях лекарственного обеспечения.

Кроме нашей рутинной каждодневной работы, целая подпрограмма в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» направлена на развитие медицинской науки, в том числе научной геронтологии. И я просто хотела бы закончить тем, что три серьёзные, комплексные научные программы будут реализовываться начиная с 2013 года: разработка комплексных программ активного долголетия, разработка раннего генетического скрининга, фактически генетической паспортизации на возраст-ассоциированные заболевания, и третье – это регенераторная медицина, клеточная и тканевая, для возможности восстановления функций, нарушенных вследствие заболеваний. И мы очень надеемся, что такой персонализированный подход, предиктивный подход, позволит нам внести научный вклад в активное долголетие. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо.

Заключительное слово Д.Медведева:

Спасибо большое. Я в своем вступительном слове специально сказал об исключительной важности создания государственно-частных партнёрств для решения проблем зрелых людей или людей старшего возраста. Всё, конечно, это хорошо, нам бы только не заиграться в такую сверхполиткорректность, в которую любят играть некоторые наши дружественные государства. Не столь важно, как мы именуем соответствующую возрастную категорию. Но действительно сейчас, судя по тем данным, которые у меня здесь указаны, только 1% учреждений соцобслуживания – негосударственные. Судя по нашей дискуссии, в силу представительства, как раз ситуация ровно другая, потому что у нас в основном наиболее активно выступали представители негосударственной сферы, волонтёрских движений, некоммерческих организаций. Это хорошо, это означает, что всё-таки мы постепенно начинаем менять эту систему, потому что она всё равно в силу всем понятных причин больше никогда не будет такой государственной, как она была в советский период.

Если по-честному говорить, она и не очень хорошей была в советский период. Но кто постарше – лица среднего и старшего возраста – знает, что это было, и все мы посещали такие места, когда своих родственников навещали или кого-то из знакомых. Поэтому нужно думать о будущем. Конечно, я дам поручение: здесь у меня целый набор уже предложений есть. Мне кажется, что идея, которая у кого-то из выступавших прозвучала, – создать группу для того, чтобы оценить состояние законодательства в этой сфере, – абсолютно правильная. Нам такую группу нужно создать, и вычистить законодательство, ну и подумать, конечно, о новых способах и мерах поддержки и новых движений и, конечно, государственной системы в целом, потому что основное бремя она будет нести на себе ещё весьма значительное время, весьма существенный период.

А так я хотел бы всех вас поблагодарить за участие и выразить надежду, что вы и дальше будете такими же неравнодушными, как сегодня. И огромное спасибо нашим ветеранам, которые нас сегодня в Доме ветеранов приняли, за всё, что вы делаете, за вашу работу и за вашу энергию. Глядя на вас, понимаешь, как нужно жить. До свидания!

Перед совещанием глава Правительства посетил Дом ветеранов, где, в частности, осмотрел компьютерный класс.

Ежегодно Международная неправительственная организация HelpAge International совместно с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) рассчитывают Индекс качества жизни и благополучия пожилых людей в странах мира (Global AgeWatch Index ).

Индекс AgeWatch измеряет качество жизни и благополучия пожилых людей в глобальном масштабе. Представители организации HelpAge International, которая инициировала данный проект в 2013 году, указывают, что в XXI веке наблюдаются беспрецедентные глобальные демографические перемены, связанные с увеличением продолжительности жизни по всему миру, и старение населения занимает в них центральное место, поскольку к 2050 году пожилые люди (определяемые как в возрасте 60 лет или старше) будут составлять более одной пятой от общей численности населения мира (22%), при этом их численность составит 2,03 миллиарда человек против нынешних 870 миллионов (12%). Вместе с тем, до сих пор не существует какого-либо международного эталона, который бы демонстрировал, насколько благоприятны условия жизни для пожилых людей в тех или иных странах, так как сопоставимые на международном уровне данные об их положении по-прежнему ограничены. Нехватка данных о пожилых людях может систематически исключать их из планов развития и обеспечения государственной политики. По мнению авторов проекта, исследование может способствовать привлечению внимания к роли пожилых людей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни.

Индекс HelpAge показывает, в какой стране лучше всего живется людям пожилого возраста и пенсионерам. Речь идет об их финансовом состоянии (пенсия), здоровье (уровень медицины в стране) и различных социальных аспектах. В целом, рейтинг показывает, что пожилые люди живут лучше в Северной, Западной Европе, Северной Америке и некоторых странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Все страны с лучшими показателями имеют социальную и экономическую политику, направленную на поддержку возможностей пожилых людей, благополучия и независимости. Они имеют устойчивую политику социального обеспечения, предоставляя социальные пенсии и улучшенный доступ к услугам здравоохранения, а также планы действий по проблемам старения. Подробнее читайте во вкладке «Методика оценки». Последняя версия рейтинга стран по уровню жизни пенсионеров отображает итоги 2015 года.

Страна Индекс
1 Швейцария 90.1
2 Норвегия 89.3
3 Швеция 84.4
4 Германия 84.3
5 Канада 84.0
6 Нидерланды 83.0
7 Исландия 81.8
8 Япония 80.8
9 США 79.3
10 Велико­британия 79.2
11 Дания 78.6
12 Новая Зеландия 76.0
13 Австрия 74.4
14 Финляндия 72.7
15 Ирландия 72.0
16 Франция 71.2
17 Австралия 71.0
18 Израиль 70.1
19 Люксем­бург 69.5
20 Панама 67.7
21 Чили 66.3
22 Чехия 65.6
23 Эстония 64.9
24 Бельгия 63.4
25 Испания 61.7
26 Словения 60.6
27 Уругвай 59.8
28 Коста-Рика 59.6
29 Грузия 58.8
30 Кипр 58.2
31 Аргентина 57.6
32 Польша 57.4
33 Мексика 56.3
34 Таиланд 56.0
35 Латвия 55.2
36 Колумбия 54.3
37 Италия 53.5
38 Порту­галия 52.9
39 Венгрия 52.2
40 Словакия 52.1
41 Вьетнам 51.8
42 Маврикий 51.8
43 Армения 51.1
44 Эквадор 50.9
45 Румыния 50.8
46 Шри-Ланка 49.8
47 Мальта 49.8
48 Перу 49.7
49 Болгария 49.7
50 Филип­пины 48.8
51 Кыргыз­стан 48.8
52 Китай 48.7
53 Албания 47.0
54 Сальва­дор 46.9
55 Боливия 46.2
56 Бразилия 46.2
57 Ника­рагуа 46.0
58 Таджики­стан 45.1
59 Гватемала 44.7
60 Южная Корея 44.0
61 Хорватия 44.0
62 Домини­кана 43.7
63 Литва 43.2
64 Беларусь 42.1
65 Россия 41.8
66 Сербия 41.7
67 Бангла­деш 41.1
68 Черно­гория 39.7
69 Парагвай 38.9
70 Непал 38.2
71 Индия 37.9
72 Монголия 37.4
73 Украина 37.0
74 Индо­незия 36.6
75 Турция 36.3
76 Вене­суэла 35.9
77 Молдова 35.1
78 Южная Африка 35.0
79 Греция 34.5
80 Камбоджа 34.4
81 Гана 34.2
82 Гондурас 34.1
83 Лаос 29.4
84 Марокко 29.3
85 Иордания 28.6
86 Нигерия 25.3
87 Ирак 23.2
88 Уганда 23.1
89 Руанда 22.7
90 Замбия 22.3
91 Танзания 15.9
92 Паки­стан 12.7
93 Палестина 12.3
94 Мозамбик 4.5
95 Малави 4.1
96 Афгани­стан 3.6

На данном этапе исследование охватывает 96 стран, для которых имеются международно сопоставимые статистические данные. К этим странам относится около 90% населения мира в возрасте 60 лет и старше. При подготовке рейтинга исследователи руководствовались методологией, основанной на состоянии 13 показателей, объединённых в четыре основные группы:

  1. Материальная обеспеченность (доступ к достаточному уровню дохода и способность использовать его самостоятельно для того, чтобы удовлетворить основные потребности в более старшем возрасте).
  2. Состояние здоровья (наступление старости связано с физической слабостью, а также с риском плохого состояния здоровья и инвалидности).
  3. Образование и занятость (элементы способности к преодолению проблем и характеристики способностей пожилых людей).
  4. Благоприятные условия (пожилые люди хотят иметь свободу выбора жить независимой и самостоятельной жизнью).

По каждой группе показателей странам выставляется оценка в баллах - от 1 до 100 (с использованием десятых долей). Чем больше баллов, тем более высоко оценивается страна в данной области. Общий Индекс рассчитывается как среднее геометрическое четырёх областей и показывает таким образом, насколько близка та или иная страна к идеальному значению.

Качество жизни для пожилых людей _ это поддержание такого состояния, которое обеспечивало бы пожилым людям оптимальный физический, психологический и социальный комфорт .

В жизни пожилых людей, как и жизни людей других возрастов, уровень дохода и состояние здоровья - две наиболее значимые переменные, являющиеся важнейшими составляющими качества жизни. Поэтому для того, чтобы понять полую картину жизни пожилых людей, необходимо понять, что означают для них материальный достаток и здоровье и как они взаимодействуют с другими сферами жизни.

Считается, что материальное положение является наиболее важным из небиологических факторов, воздействующих на состояние здоровья. Большое значение для пожилых приобретают медико-социальные проблемы. Хотя старые люди могут быть активными и бодрыми, с возрастом их потребность в медицинской помощи увеличивается. В силу естественного старения организма проявляется ряд хронических заболеваний, увеличивается количество пожилых, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, в помощи геронтологов, невропатологов, кардиологов и т.п.

Поэтому часто ученые, исследуя качество жизни, ограничиваются только факторами материального достатка и здоровья. Но не менее важны и субъективные показатели, т.к. с социально-экономическим фактором и здоровьем тесно связана удовлетворенность жизнью.

Согласно выводам зарубежных специалистов, с 1960-х годов субъективные показатели, такие как удовлетворенность жизнью, самоуважение и чувство контроля над жизнью, получили большое значение не только в оценке качества жизни, но и в оценке адаптации пожилых людей. Это подтверждается данными ряда исследований, которые показали, что у пожилых людей представления о ситуации и ее оценка в большей степени определяют благополучие и удовлетворенность качеством жизни, чем объективная ситуация. Поэтому нельзя измерить качество жизни на основе экстернально оцененного здоровья или условий окружения без учета собственных оценок индивидов своего здоровья и благополучия .

Как видно из рисунка, качество жизни пожилых людей имеет много измерений и ее можно определить как некую матрицу взаимосвязанных элементов, чья интеграция, в свою очередь, определяет качество жизни каждого конкретного индивида. Поэтому задача исследователей сводится к определению уровня качества жизни конкретного индивида и затем к сравнению с другими индивидами, находящихся в схожих условиях.

Одновременно нужно обратить внимание на то, что качество жизни включает такие понятия, как условия жизни и опыт жизни. Первые относятся к объективным элементам, например жилищные условия, а вторые - к субъективным. Таким образом, многие исследователи сталкиваются к двумя «пространствами» и отсюда их разногласия по оценке важности каждого пространства. Например, если говорить о жизненном опыте людей с умственными проблемами, которые нередки в позднем возрасте, то некоторые авторы считают, что качество жизни для них - «индивидуальная субъективная концепция» .

Схематично оценка качества жизни может быть представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Факторы качества жизни

Понятие «качество жизни» обычно употребляется для характеристики того, насколько благоприятно складывается жизненная ситуация для тех или иных индивидов как членов определенной социальной группы. Существует множество показателей «качества ЖИЗНИ», которые условно можно разделить на две группы: объективные и субъективные. Критерием объективной оценки качества жизни служат существующие нормативы потребностей и интересов людей, по отношению к которым можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. В данном случае исследуются финансовое положение человека (уровень жизни), состояние его здоровья, жилищные условия, семейное положение и др. С субъективной позиции под «качеством жизни» понимается то, что каждый человек в процесс е жизни приобретает свой собственный жизненный опыт, и поэтому разные люди оценивают качество своей жизни по-разному. При этом часто понятие «качество жизни» связывается с понятием «счастье» И «удовлетворенность жизнью» жизнью В целом или отдельными ее сферами. Исследования, проведенные в ряде западных стран, выявили любопытную тенденцию, которая состоит в том, что пожилые люди имеют боле высокий уровень удовлетворенности жизнью, нежели молодые. Причин здесь может быть несколько. Психологи говорят о том, что для пожилых людей выражение неудовлетворенности равноценно признанию существования проблемы и неспособности с ней справиться. И поскольку пожилые в действительности отказываются признавать проблемы, они говорят о более высоком уровне удовлетворенности, чем существует в действительности. Подтверждением данной гипотезы является доказанный факт, что пожилые люди имеют обыкновение отвергать неприятные или вызывающие беспокойство предложения. С другой стороны, возможной причиной, по мнению ряда ученых, является объективная тенденция снижения с возрастом потребностей, уровня притязания пожилых людей. Это формирует заниженные требования и соответственно завышает оценки условий своей жизни пожилыми людьми. В целом такой показатель, как «качество жизни» пенсионеров по возрасту, можно использовать в практике социальной работы, когда социальный работник на этапе первого знакомства и в процессе взаимодействия с пожилым клиентом оценивает и отслеживает изменения различных показателей качества его жизни, как объективных (условия жизни, наличие социальных контактов, обстановка в семье и т.д.), так и субъективных (самочувствие клиента, его оценка жизни и потребности). Выявление потребностей пожилого человека, с одной стороны, позволяет определять оптимальные формы работы с ним и виды социальных услуг, в которых он нуждается. С другой стороны, социальный работник может способствовать формированию у пожилого человека новых потребностей (в каких-то видах самодеятельности, в общении, в потреблении информации), создавая условия для более разнообразной и полноценной его жизни.